Орнамент - это узор, построенный на ритмическом чередовании изображаемых мотивов.

Термин «орнамент» связан со словом «украшение» (от лат.ornemantum — украшение). Орнамент - часть материальной культуры общества, один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. Каждая эпоха, стиль, национальная культура вырабатывали свою систему, поэтому орнамент является признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента была украшать предметы, ткани, жилище. В тоже время он нес и магический, и информационный смысл. Так орнамент, нанесенный на горлышко сосуда, «защищал» его от проникновения злых духов. То же касалось и одежды, и дома,и предметов интерьера и т.д. Особенного развития орнамент достиг там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве с древнейших времён складывались принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.

В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов:

- геометрический - состоит из точек, линий и геометрических фигур.

- растительный - составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

- зооморфный - включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных

- антропоморфный - в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека

- комбинированный.

Все о рнаменты представляют собой чередование повторяющихся частей. Минимальная площадь повторяющегося рисунка называется раппортом (от фр.rapport — возвращение). Повторение раппорта по горизонтали и вертикали образует раппортную сетку.

Мотив — это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из множества элементов, пластически связанных в единое целое. Раппорт орнамента включает в себя мотив (или группу мотивов) и расстояние до соседнего мотива (группы).

По характеру чередования раппортов все орнаментальные композиции подразделяются следующим образом:

1. Ленточный орнамент — раппорт многократно повторяется, развиваясь в одном направлении. При этом мотивы в ленточном орнаменте могут располагаться по прямой линии, такой орнамент называется «прямой полосой», или полосным орнаментом. В некоторых случаях раппорт повторяется по кривому контуру, называясь при этом «каймой». В архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и костюме чаще всего ленточный орнамент имеет горизонтальное направление. Но также он может быть расположен вертикально или по наклонной линии.

При построении в основу композиции закладываются различные виды симметрии: зеркальная симметрия, по вертикали, горизонтали или диагонали. И различные принципы ритмического построения элементов - повтор, чередование, в том числе по цвету и тону.

2. Центрический орнамент — основан на центрально-осевой симметрии, когда раппорт вращается вокруг центральной оси. Мотивы в таком орнаменте размещаются от центральной точки по лучам, заполняя всю поверхность, ограниченную окружностью, и при вращении полностью совмещаются. Наиболее характерный пример центрического орнамента — розетка, представляющая собой мотив распустившегося цветка. Это очень древний вид орнаментального построения, известный еще в Древнем Египте и наибольшую популярность получивший в готическом искусстве.

3. Сетчатый орнамент — повторяющийся раппорт заполняет всю декорируемую поверхность, развиваясь в двух направлениях — по горизонтали и по вертикали. Ячейка такой раппортной сетки может иметь разнообразную форму — в виде квадрата, прямоугольника, правильного треугольника (равностороннего), ромба, параллелограмма, правильного пяти- и шестиугольника и т. д. Этот вид орнамента часто используется в архитектуре при орнаментации полов, стен, потолков, а также в костюме при оформлениитекстильных изделий — практически все рисунки ткани представляют собой сетчатые орнаменты.

Описание этапов выполнения работы.

1.Рассмотрим один из вариантов построения квадратного геометрического орнамента. Начертим квадрат 4 на 4 клетки. Сначала он будет строиться как центрический орнамент. Т.е. рапорт будет поворачиваться от центра квадрата.А потом сделаем из него ленточный и сетчатый.

2. Начертим вспомогательные диагональные линии и ромбы.

3. Соединяем углы большого квадрата с углами маленького ромба. У нас появляется интересный узор. Обратим внимание, что рапортом в данном случае одна восьмая квадрата. Эта часть поворачивается на 45 градусов вокруг центра.

4. Выбираем, какая форма - более сложная или простая нам нравится. Стираем лишние линии построения.

5. Из одной заготовки можно сделать много разнообразных орнаментов по форме и цвету.

6. Выбираем один из вариантов.

7. Теперь этот квадрат будет рапортом нашего ленточного орнамента. Можем поворачивать его на 90 градусов. Украшаем орнамент дополнительными элементами.

8. Составляем из нашего орнаментального квадрата сетчатый орнамент. Можем использовать дополнительный элемент и немного чередовать цвета.

§1. Возникновения орнамента. Основные понятия.

Орнамент очень древний вид ДПИ. Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Орнамент - это музыка. Ряды его линий похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием.

Орнамент - часть нашей духовной жизни, выражающий по­требность человека к красоте. Выразив в своих ритмах эмоциональное отношение к жизни, орнаментальное искусство способно стать своеобразным отпечатком психологического склада людей определен­ной эпохи, нации, социального слоя. Каждая народность сохраняла в орнаменте самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастера создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями.

Основные понятия:

· Орнамент (узор) – последователь ное повторение отдельных изобразительных мотивов или их группы.

· Раппорт – повторение части орнамента (группы элементов) без всякого изменения линейных размеров и форм.

· Орнамент может быть раппортным и безраппортным .

Орнамент, являясь одним из самых древних видов ДПИ, сохранил в себе не только традиции, но и глубокую символику орнаментальных мотивов, композиционной конструкции и цветового решения. Изучая орнамент любого из народов, можно глубже узнать его историю, традиции, мировоззрение.

Основные средства выразительности орнамента:

  • Ритм –ритмичное чередование подобных или контрастных элементов.
  • Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
  • Очень важную роль во всех видах творчества играет - колорит гармоническое сочетание цветов и их оттенков.

Классификация орнаментов.

Тип орнамента – классификация орнаментов по особенностям конструкции (полоса, розетка, сетчатый);

Тип орнамента – полоса. Орнамент, располагающийся вертикально, горизонтально или по окружности в виде полосы, ленты. Орнамент в полосе ещё называют: ленточным, гирляндой, фризом.

Тип орнамента – розетка. Розетка (от слова «роза» - центрально симметричный или зеркально симметричный орнамент.

Тип орнамента – сетчатый. Раппортом сетчатого орнамента может быть как полоса, так и розетка, многократно повторяясь они заполняют собой плоскость полностью, как будто затягивают сеткой.

Вид орнамента : классификация орнаментов по особенности изобразительных мотивов (геометрический. Растительный…).

Геометрический орнамент. В основе геометрического орнамента лежат такие изобразительные мотивы как геометрические фигуры и тела (линии, зиг-заги, точки, квадраты, круги, звёзды …).

Растительный орнамент. В основе растительного орнамента лежат изобразительные мотивы флористической тематики (цветы, листья, побеги, бутоны, деревья и т.п.).

Зооморфный орнамент. «Зоо» - животное, «морф» - форма. В основе зооморфного орнамента лежат изобразительные мотивы из царства фауны (животные, птицы, насекомые, фантастические зверосущества и т.п.).

Антропоморфный (человекообразный) орнамент. «Антропос» - человек, «морф» - форма. В основе антропоморфного орнамента лежат изображения фигур людей, человекообразных богов, ангелов, маски.

Шрифтовой (каллиграфический) орнамент. В основе шрифтового орнамента лежат изобразительные мотивы, связанные с буквами, шрифтами, каллиграфией – русская и арабская вязь, буквицы, инициалы, иероглифы и т.п.

Геральдический (символический) орнамент.

В основе геральдического орнамента лежат мотивы, связанные с изображением гербов, эмблем, знаков, символов.

Знак (в искусстве, дизайне) - изобразительная часть логотипа, как правило, включающего также название (письменную - буквенную или иероглифическую - часть, часто также художественно оформленную) маркируемого товара, услуги, организации, мероприятия или персоны.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Знак

Символ в искусстве есть характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Символ

Герб (польск. herb от нем. Erbe - наследство) - эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). Изучением гербов занимается геральдика.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Герб

Плетёный орнамент или «плетёнка».

В основе плетёного орнамента (плетёнки) всегда присутствуют изобразительные мотивы плетения, не зависимо от того какие элементы участвуют в орнаменте (растительные, зооморфные и т.п.).

Практическая работа №1:

ПЛЕТЕНЫЙ ОРНАМЕНТ (с элементами зооморфного и антропоморфного) - «тератологический стиль.

Историческая информация (ознакомиться):

Плетёный орнамент в русских книгах появился с появлением книг из Болгарии. Он включает в себя тесно переплетенные между собой жгуты или ремни. Сложное плетение жгутообразного вида, перетянутое во многих местах узлами. В основном так рисовали заставки: круги повторяются и связываются узорной вязью и узлами, инициалы многоцветные.

Плетеный орнамент «балканского типа». Это переплетение окружностей, восьмерок, прямоугольников и квадратов. Строгая симметрия. «Балканский орнамент» пришел на Русь в XV в., когда велась война турок за Балканский полуостров. Многие художники и писцы уехали на Русь. К концу века в придворных мастерских Москвы выработался вариант роскошного «балканского» орнамента с многоцветной раскраской. И много золота. В книжном орнаменте XIII–XIV вв. появился «чудовищный» стиль. Греческое слово «тератос» – чудовище. Тесное сплетение лент, завершающееся змеиными головами. Ноги, языки, головы, хвосты, крылья животных опутываются ленточными плетениями. Сходный орнамент известен у балканских славян, в Скандинавии, Ирландии и на многих произведениях романского стиля из разных областей Европы. В основе этого стилистического единства лежит общность происхождения от звериного орнамента восточно-европейских кочевников эпохи переселения народов. Это искусство возникло в обстановке крупнейших передвижений, когда значительную роль играли контакты европейских варваров с кочевниками евразийских степей.

Наиболее популярен в древнерусском прикладном искусстве образ хищного зверя. В отдельных случаях можно говорить об определенном стремлении передать образ льва, который часто упоминается в древнерусских письменных источниках – зверя храброго и сильного, царя зверей. Важную роль в древнерусском искусстве играют образы животных реальных и фантастических. Ими украшали храмы городов Владимира и Суздаля, ювелирные изделия: браслеты и обручи. Использовали в книжном ремесле, начиная с Остромирова Евангелия.

Методические указания:

  • Сделайте копию тератологического орнамента, выбрав образец по своему желанию (интернет, книги, альбомы, карточки).
  • Размер листа А4, габаритные размеры орнамента не более 150х220мм.
  • Техника – ахроматическая графика.

Как вы знаете, существуют различные виды орнаментов. Они бывают растительными, предметными, пейзажными, астральными, цветочными, фантастическими, каллиграфическими и др. Все зависит от того, из каких элементов выполняется узор. Геометрический состоит из простых фигур — круга, квадрата, прямоугольников, треугольников. Это самый распространенный и легкий для построения вариант. Чтобы его сделать, достаточно использовать трафареты или и понимать закономерность построения.

Геометрические орнаменты и узоры: виды

Расположение и характер композиции всегда связаны с формой предмета, на который наносится рисунок. По этому признаку существуют такие типы орнаментов из фигур:

  • ленточный;
  • сетчатый;
  • центрический или розеточный.

Первый строится в виде прямой или криволинейной полосы, идущей по центру или краю изделия. Так оформляют фризы, бордюры. Во втором случае вся декорируемая поверхность заполняется рисунком. У третьего варианта отдельные элементы располагаются внутри квадрата, круга, ромба, прямоугольника, которые находятся в центре украшаемого предмета.

Области применения орнамента

Геометрические применялись с древних времен. Это был самый легкий способ украшения кувшина или горшка. Использовались обычные палочки, которыми делались круглые углубления в поверхности, линии.

С развитием технологий геометрические орнаменты начали применяться в архитектуре, одежде. Сейчас их часто используют для украшения текстильной продукции, платков, постельного белья, ковров, а также в полиграфии при печати книг, обоев, для декорирования мебели, отделочных материалов (керамической и потолочной плитки, ламината, линолеума и.т.д).

Важные понятия

Любой узор, геометрический, растительный, имеет определенный мотив и раппорт. Нужно четко понимать, что значат оба слова. Первое — это главный элемент орнамента. Он бывает простой, состоящий из одной формы с единым контуром, или сложный, который предполагает наличие нескольких составных частей.

В качестве мотива может выступать стилизованный цветок, лист, звезда, разные виды многоугольников, звезда, состоящая из треугольников. Раппорт представляет собой совокупность мотива или их группы и расстояния до соседнего.

Приемы построения орнамента

Каждый узор, геометрический, растительный или любой другой, представляет собой определенный ритм, то есть повторение, чередование определенных элементов. В качестве мотива можно взять равнобедренный треугольник. Многократно повторите его по горизонтали без промежутков, тогда получатся своеобразные зубчики, на одинаковом расстоянии или чередуя длину пространства между элементами в определенной комбинации. Вид ленточного орнамента будет меняться. То же самое можно сделать по вертикали.

Чтобы создать сетчатый узор, достаточно полученную на первом этапе строчку из треугольников повторить несколько раз в столбик. Каждый модуль может находиться как один под другим, так и со смещением. Два разных горизонтальных ряда чередуются по определенной закономерности, через один, два и т.д

Оригинальные декоры получаются при комбинации различных видов отзеркаливания. По горизонтали или вертикали отражаются строчки, столбцы или только их части в определенной комбинации.

Центрические геометрические орнаменты и узоры получить также легко. Достаточно выбрать точку вращения на одном из концов элемента, внутри него или за пределами и вокруг нее сдвигать треугольник на определенное количество градусов.

Как сделать орнамент новичку

Простые геометрические узоры выполнить очень легко. За основу берется набор фигур, скомпонованных, например, в квадрате. Этот модуль повторяется многократно по любой из приведенных выше закономерностей.

Самый простой и увлекательный способ разработать узор, геометрический, растительный или любой другой — это использовать графический редактор на компьютере. Подойдет программа, работающая с векторной графикой, под которой понимаются как раз простые геометрические формы, имеющие контур и заливку. Такие узоры можно получить в редакторе или Adobe Illustrator.

Алгоритм работы будет следующий:

  1. Из геометрических фигур составляете базовый элемент.
  2. Выполняете операцию группировки частей.
  3. Копируете модуль.
  4. Вставляете нужное количество раз.
  5. Применяете функцию распределения всех выделенных фрагментов на определенном расстоянии. Строка готова.
  6. Группируете ее так же, как и сам модуль вначале.
  7. Пробуете различные комбинации отражений, повторений. Можно даже сделать вращение по окружности с разным углом поворота.

Комбинаций будет получаться множество. Выбирайте лучшие, распечатывайте или используйте в любых других целях. Кстати, можно воспользоваться таким изображением в качестве трафарета: обвести получившийся узор через стекло на бумагу, а дальше использовать для росписи ткани, декора открыток ручной работы, вышивки, витража, резьбы и любой другой техники художественного мастерства.

Построение по клеткам

Узоры из легко сделать по сетке. Можно воспользоваться обычным тетрадным листом или предварительно расчертить тонкими линиями ячейки любого размера на листе. Уже по ним обводятся контуры или зарисовываются цветом фигуры. Величину частей и промежутков легко определить, посчитав клеточки.

Итак, вы увидели, как строятся геометрические орнаменты и узоры. Вы можете выбрать любой из приведенных способов и попробовать самостоятельно выполнить какой-то вариант. Если делать это задание на компьютере, вы получите огромное количество вариантов. Это занятие очень увлекает, так как заранее трудно даже предположить, какой в итоге получится сложный декор из простого элемента.

Урок по изобразительному искусству. Хохломская роспись. Растительный узор в полосе. Начальная школа. Автор составитель Н. В. Гудкова МОУ « СОШ 2» г. Свободный Урок по изобразительному искусству. Хохломская роспись. Растительный узор в полосе. Начальная школа. Автор составитель Н. В. Гудкова МОУ « СОШ 2» г. Свободный




Тема. Хохломская роспись. Растительный узор в полосе. Цели: развивать эстетическое отношение к действительности, творческое воображение детей; расширить познания об изготовлении хохломской утвари, её росписи; учить выделять элементы узора, познакомить с чередованием элементов в узоре; с понятием орнамент; нарисовать узор в полосе. Оборудование: предметы быта украшенные орнаментом; листы бумаги, кисти, акварельные краски, тряпочки, вода.


Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты, как душа у народа, красива! План урока. I Вступительное слово. «Золотая посуда». II Основная часть. «Волшебный узор». Планирование самостоятельной работы. III Выполнение узора в полосе. IV Итог урока. Анализ работ учащихся.























Литература Бедник Н. И. « Хохлома » Ленинград 1980 Осетров Е. И. « Краса ненаглядная », М Орлова Л. В. « Хохломская роспись », М Яхнин Л. Л. « Весёлое слово хохлома »,2005 « Начальная школа »

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова

Санкт-Петербурга


Проектирование урока изобразительного искусства раздела «Орнамент».

Тема: «Орнамент. Рисование геометрического орнамента в полосе».
Тип урока: практикум.

УМК «Школа России».

1 класс, урок 45 минут.

Чекмезова Мария Леонидовна

Санкт-Петербург


1. Методы обучения:

1. Рассказ с использованием наглядных пособий (пассивный метод).
2. Беседа (активный метод).
3. Демонстрация.
4. Инструктирование (смешанное).
5. Практическая работа.

2. Средства обучения:

1. Презентация;
2. Наглядный материал (платок, посуда, игрушки);
3. Готовый нарисованный геометрический орнамент;
4. Подготовленные геометрические фигуры.

3. Материалы, инструменты, приспособления для учащихся:

1. Белая бумага, формат А4;
2. Простой карандаш;
3. Гуашь;
4. Кисточка для краски;
5. Стакан для воды;

4. Предварительная подготовка:

1. Составить презентацию;
2. Вырезать из картона фигуры.

5. План урока с учётом времени:

1. Организационный момент: 1 мин.
2. Объявление темы и постановка цели урока: 2 мин.
3. Объяснение нового материала: 8 мин.
4. Анализ рисунка: 5 мин.
5. План работы: 1 мин.
6. Практическая работа: 20 мин.
7. Выставка работ: 3 мин.
8. Уборка рабочего места: 1 мин.
9. Подведение итогов, рефлексия: 2 мин.

Ход урока.

1.Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку!

2. Объявление темы и постановка цели урока:

Посмотрите, что изменилось в нашем классе? Что вы видите интересного?

Появились разные предметы, красиво раскрашенные.

Правильно. Вы видите: платок, игрушки, посуду. А чем же они так привлекательны?

Рисунком, узором.

Молодцы. Сегодня мы узнаем, что такое орнамент, его виды и научимся рисовать геометрический орнамент в полосе.

3.Объяснение нового материала:

Рассказ сопровождается показом слайдов:



Давайте посмотрим на эти рисунки. Что вы видите?

Рисунки, узоры.

Из каких элементов состоят узоры?

Из листочков, линий, ромбов, кругов, квадратов.

А как они расположены?

Они повторяются.

Все четыре рисунка на слайде - это орнаменты.

Попробуем сформулировать определение.

Орнамент – это узор, из деталей, которые повторяются.

Итак, орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.








Орнамент используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.

Сегодня я познакомлю вас с двумя видами орнамента.

Посмотрите на следующий слайд.
Что вы видите?

Орнамент.

Из каких элементов он состоит?

Из листиков.

Правильно. А листья – это у нас часть чего?

Растения.

Значит, этот вид орнамента называется – растительным, он состоит из листьев, цветов, плодов.


Посмотрите, это тоже орнамент.

Чем он отличается от растительного орнамента?

Он без растений.

Верно. А из каких элементов он состоит?

Из геометрических фигур.

Молодцы! Какие геометрические фигуры вы видите?

Круг, треугольник, овал.

Какой мы сделаем вывод? Как называется этот орнамент?

Геометрический!

Итак, орнамент, состоящий из геометрических фигур, точек и линий, называется геометрическим.

4.Анализ рисунка :

Сегодня я для вас приготовила вот такой рисунок. Посмотрите. Как мы можем его назвать?

Орнамент.

Из чего он состоит?

Из геометрических фигур.

Из каких?

Круг и квадрат, треугольник.

А в чём находятся эти фигуры?

В полоске.

В чём особенность этого рисунка?

Фигуры повторяются.

Сделаем вывод, что это геометрический орнамент. Где его можно встретить?

На одежде, посуде и т.д.

Сегодня вы научитесь рисовать геометрический орнамент в полосе. В будущем, вы сможете использовать такой орнамент для украшения своих поделок из бумаги, вышить такой узор на ткани, расписать какой-нибудь предмет.

5. План работы над рисунком :

Посмотрите на доску и прочитайте план нашей с вами работы.

а) Составление рисунка орнамента из геометрических фигур;

в) Раскрашивание орнамента красками.

6. Практическая работа:

1) Возьмите лист бумаги. Положите лист горизонтально, сложим его пополам для этого потянем нижний край лист к верхнему - соединим, прогладим линию сгиба от центра к краям (показ учителем приема работы). Получилась основа вашего орнамента, полоса.

2) Давайте рассмотрим все виды геометрических фигур, которые вы можете использовать в составлении орнамента? Посмотрите на примеры: (можно развесить на доске или показать на компьютере).




Можно использовать разные линии, полукруг, прямоугольник и т.д

Какие условия должны соблюдаться в составлении орнамента?

Повторение и чередование элементов.

Обратите внимание, что орнамент должен располагаться в полосе!

Молодцы! Теперь, чтобы нам потренироваться, мы поиграем в игру. Разделитесь на три команды. Каждая команда должна составить из вырезанных фигур орнамент в полосе, на доске. Вам даётся 1 минута. Начали!

Давайте проверим. Какие вы молодцы! Посмотрите, все орнаменты верно составлены?

Нет! У второй команды все фигуры разные, они не повторяются.

3) Теперь каждый самостоятельно должен придумать и нарисовать геометрический орнамент в полосе.

4) Все понравились? Молодцы! Теперь возьмите краски и кисточки и раскрасьте свои орнаменты.

Обращаю ваше внимание на то, что в вашей работе должны быть соблюдены правила орнамента, элементы не должны быть огромными, или наоборот слишком мелкими, диаметр круга не более 2 см, ширина квадрата не более 4 см, раскрасьте орнамент яркими цветами, не забудьте раскрасить фон.

7. Выставка работ учащихся:

Давайте развесим наши работы на доске!

Давайте внимательно посмотрим на ваши работы, какая вам нравится больше всего? Чем?

Нравится работа ученика N , она яркая!

Посмотрите, все работы выполнены правильно? Везде ли соблюдены правила орнамента?

На работе ученицы M рисунок не повторяется.

8.Убока рабочего места:

Ребята, наведите порядок на своих рабочих местах.

9. Итоги урока, рефлексия:

Довольны ли вы своей работой? Чему вы сегодня научились? Что узнали для себя нового? Получилось ли то, что вы хотели? На что следует обратить внимание? Что получилось особенно удачно? Можете ли вы сами назвать свои ошибки? С каким настроением вы работали? Хочется ли вам сделать ещё что-нибудь подобное?

Все сегодня отлично постарались! Молодцы!

КАРТА УРОКА

«Орнамент. Рисование геометрического орнамента в полосе».

Цель:

Познакомить с понятием «орнамент», учить составлять композицию геометрического орнамента в полосе.

Конкретизация главной дидактической цели по уровням познавательной деятельности (задачи урока) в когнитивной (образовательной) области.

Уровни познавательной деятельности

Задания, выполнение которых
решает поставленные задачи

Знать

1.Что такое орнамент, виды орнамента: растительный и геометрический.

2.Знать из чего состоит и как рисовать геометрический орнамент в полосе.

4. Как составить орнамент.

1.Слушание учителя, просмотр презентации.

2. Беседа.

4.По инструкции учителя нарисовать свой орнамент.

Понимать

1.Чем отличаются виды орнамента.

Где можно увидеть орнамент, для чего его используют сейчас и раньше. Где можно использовать его в будущем.

1.Слушание учителя, презентация.

2. Беседа.

Применять

1.Нарисовать свой геометрический орнамент.

2.Н аходить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы .

3. Составление орнамента в команде.

4. Применять правила орнамента в практической работе.

1.Выполнение практического задания.

2. Беседа.

3. Игра.

Анализировать

1.Из чего состоит изделие, из каких предметов.

1.Анализ изделия учителя.

Синтезировать

1.Способность совместить все навыки составления геометрического орнамента воедино.

Составление орнамента, придумывание орнамента, раскрашивание орнамента, представление своей работы на выставке.

Оценивать

1.Правильно ли выполнено задание у себя и других.

2.Где допущены ошибки.

Выставка и обсуждение работ.


Самоанализ проекта урока изобразительного искусства

Критерии анализа

Анализ

баллы

Связь темы урока с разделом методики преподавания изобразительного искусства в начальных классах

Тема связана с разделом методикой изобразительного искусств «Орнамент», так как предполагает проектирование урока по изучению понятия «орнамент» и исполнению рисунка с геометрическим орнаментом.

Реализация деятельностного подхода

На уроке осуществляется деятельностный подход на примере таких заданий, как составление, придумывание и раскрашивание геометрического орнамента на этапе практической работы. И на примере таких вопросов, как анализ готового рисунка, на этапе анализа рисунка учителя и анализа рисунков одноклассников.

Отбор методических приёмов на каждом этапе урока обучения в соответствии со спецификой учебного предмета и УМК

На этапе постановки цели использовался приём поиска, он способствует развитию мышления. На этапе анализа изделия используется приём пошагового разделения изделия, это способствует тому, что дети учатся видеть не только целое, но и разделять предмет на части, видеть его состав. Этап составления орнамента, способствует развитию пространственного мышления. На этапе практической работы, приём индивидуальной работы, способствующий проявлению личности ребёнка и его персональных предпочтений. На этапе выставки работ, приём коллективного обсуждения, активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Учтены следующие особенности УМК «Школа России»: р ебенок должен шаг за шагом открывать многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющих всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связь искусства с жизнью человека , роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса ;

Выбор форм организации продуктивной деятельности

На уроке осуществлялась совместная продуктивная деятельность: способность обсуждать и оценивать свою работу и работу других; индивидуальная деятельность: формировалась способность выразить свою фантазию в составлении орнамента, в выборе цветов.


Общее количество баллов: максимально – 4 б. фактически - ________