Заказать написание уникльной работы
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Урок литературного чтения во 2-м классе
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">по теме
;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> "Русская народная сказка
;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> «Белые пёрышки»"
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Цели: ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
- ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">жанры фольклора: ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="en-US" lang="en-US"> ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> сказка,
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">знакомство с видами сказок: литературная (авторская), народная
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(составление модели обложки) ;
- ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">отрабатывать беглое, выразительное, осознанное чтение; прививать любовь к чтению;
- ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">отрабатывать умение работать с текстом; умение работать самостоятельно, осуществлять выбор;
- ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">развивать грамотную, правильную речь, мышление, внимание, кругозор;
- ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">прививать бережное отношение, любовь к природе, чувство ответственности за «братьев наших меньших».
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Оборудование ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> : выставка рисунков « Про Воробья Воробеича и
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Ерша Ершовича …» , модель обложки, конверты с
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> заданиями, учебники, мультимедиа, презентация
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> « Глухарь и лебедь» , маски Воробья и Ерша.
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">План урока
- ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап самоопределения к деятельности 2 мин
- ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап актуализации знаний 10 мин
- ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап первичного закрепления 5 мин
- ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап включения в систему знаний 15 мин
- ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап сам. работы с самопроверкой по эталону 7 мин
- ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Этап рефлексии к деятельности 6 мин
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> 45 мин
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Ход урока
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Ребята, взгляните на выставку рисунков, которую мы с вами
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> сделали, послушайте отрывок из песни, попробуйте сами
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> определить, с какими произведениями мы будем сегодня работать. (Это сказки)
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - А какую сказку вы читали дома? (« Про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»)
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Вы читали сказку по ролям, а я приготовила вам маски.
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Давайте попробуем проинсценировать. (Чтение по ролям, 1 ученик в это время самостоятельно составляет у доски модель обложки)
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - Вам было дано творческое задание по желанию сделать к сказке рисунок. Получилась вот такая выставка. Давайте рассмотрим и прокомментируем некоторые рисунки.
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - Итак, посмотрите на модель обложки, правильно ли она составлена, сделайте вывод, какая это сказка. (Авторская, о животных)
- ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Физминутка для глаз « Птички» (используется проектор)
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3 ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. - Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой, путешествие в сказку продолжается. Называется она « Белые пёрышки» . Можно ли по названию определить, предположить, о ком она? (О птицах)
;font-family:"Bookman Old Style"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Снится ночью пауку
Чудо юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
;font-family:"Bookman Old Style"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Прилетит плохи дела.
А кого паук боится?
Догадались? Это …
;font-family:"Bookman Old Style"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(птица)
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Да, в этой сказке речь пойдёт о птицах: удивительно умных, красивых и верных. Кто эти птицы? ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(Лебеди) ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. И вот об этой птице: большой, крупной, зимующей у нас. Как её называют? ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(Показываю - глухарь)
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4.
- ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Глухарь, рассказ ребёнка о птице: (сопровождается показом слайдов презентации)
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Глухарь окрашен в бурые, черные и темно-серые тона, с белыми пятнами на брюхе и на нижней стороне крыла, мощным светлым клювом. Летом питается травой, семенами, ягодами; зимой хвоей сосны, почками осины и лиственницы.
;color:#800000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Гнездится как в хвойных, так и смешанных лесах. Из хвойных лесов предпочитает сосновые боры. Гнездится в заболоченных сосняках и в сухих борах. Гнездо располагает на земле.
;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Глухарь - оседлая птица, совершающая сезонные кочевки на небольшие расстояния. Они токуют и выводят птенцов.
- ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Лебедь, рассказ ребёнка о птице: (сопровождается показом слайдов презентации)
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Лебеди птицы долгоживущие, сообразительные и величественные Размах их крыльев достигает двух метров. Лебеди перелётные птицы. У них очень развита летательная мускулатура, позволяющая им преодолевать тысячи километров на их ежегодных перелётах на юг и обратно.Лебедь по своей силе и красоте недаром назван царём птиц. Всё в нём прекрасно: и белое пушистое оперение, и чёрные глаза, и гибкая красивая шея. Особенно лебедь красив, когда он плавно и спокойно скользит между зелёных камней по тихой заводи лесного озера Сочетание белоснежного пышного оперения, небесной и водной лазури изумрудной зелени - воплощение красоты.
- ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Чтение сказки учителем, вопрос перед чтением:
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">-Отчего глаза и брови глухаря покраснели?
- ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Физминутка:
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Маленькие птички, птички невелички
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">По лесу летают, песни распевают.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Буйный ветер налетел, птичек унести хотел.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Птички спрятались в дупло,
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Там не тронет их никто.
- ;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Анализ сказки, выборочное зачитывание:
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Какими словами начинается сказка? Какое сравнение приведено в первой части, чтобы показать, насколько холодной была зима? Кто выжил после этой трудной зимы? Почему глухарь собрался со стаей лебедей в тёплые края?
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Прочитайте в тексте: как отнеслись лебеди к просьбе глухаря? А вы бы его пожалели? К какому отрывку сделана иллюстрация?
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Найдите описание красоты осеннего леса. Какая эта осень? Какую осень называют золотой? Найдите в сказке выражение, слова, когда нам было очень тревожно, мы понимаем: глухарю очень трудно, он очень устал.
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Прочитайте о том, как закончилось путешествие глухаря.
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> У каждого из вас на парте ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">лежит конверт с заданием ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> :
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Что в этой сказке правда, реальные факты? Что придумано, вымышлено?
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Если вам нужна подсказка, то возьмите голубую карточку.Если справитесь без подсказки, то - розовую карточку. (Сам. работа с самопроверкой)
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Давайте обратимся ;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">к модели обложки ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> . Что нужно изменить, чтобы она подошла к сказке « Белые пёрышки» ?
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Дома вам нужно подготовить пересказ сказки по выбору полный или краткий. А какой сделать сложнее?
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Теперь проанализируйте всё , что сегодня было на уроке, что вы делали, всё ли вам понравилось, всё ли удалось, оцените свою работу. Если всё удалось, достаньте из конверта белую птичку. Если что то показалось трудным, поместите на доску голубую птичку. (Учитель комментирует)
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- Хочется закончить наш урок стихами: (читает ученик)
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Что такое сказка это знает каждый,
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Кто в стране той дивной побывал однажды.
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Так порой хочу я сказку сделать былью
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">И в мечту умчаться на волшебных крыльях …
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">« БЕЛЫЕ ПЁРЫШКИ»
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Учитель начальных классов
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> МОУ СОШ № 33
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Агеева Лариса Михайловна
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Г. Энгельс
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2011 г.
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.
Масалова Татьяна Сергеевна
Учитель начальных классов
МОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»
Литературное чтение.
Тема: Русская народная сказка «Белые перышки»
Цели:
Продолжить работу по ознакомлению учащихся с произведениями устного народного творчества на примере русской народной сказки «Белые перышки»
Формировать читательские умения: различать сказки авторские и народные, различать реальное и выдуманное в сказках, составлять схематический план к сказкам, пересказ по плану, самостоятельно читать книги о животных, выполнять задания по теме, определять тему и жанр произведения
Воспитать любовь и доброе отношение к животным
Сравнить понятия «доброта» и «милосердие»
Оборудование:
учебник, хрестоматия, иллюстрация с изображением глухаря, иллюстрированная книга Гаршина «Лягушка-путешественница», карточки для моделирования, журнал «Муравейник».
Ход урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания (о домашнем задании сообщают учащиеся)
Выразительное чтение сказки «Откуда у кита такая глотка» Ф.Киплинга по ролям
(оценивают учащиеся после контроля каждого ученика и группу)
Сообщение темы урока.
У: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением «Белые перышки».
Работа над новым материалом.
Работа над текстом произведения до чтения.
У: - Что вы можете сказать об этом произведении до того, как вы его услышите?
Приготовьтесь слушать, у вас есть возможность проверить свои предположения, старайтесь как можно лучше запомнить содержание.
2 . Слушание (читает учитель)
3. Работа с произведением после чтения.
1) Проверка предположений
Моделирование (обратить внимание на то, что сказка народная)
2) - чтение
Деление на части
Озаглавливание
Запись на доске:
План:
Холодная зима
Дальняя дорога
Белые перышки
Беседа после самостоятельного чтения:
Какая беда произошла с глухарем? (было трудно зимовать)
К кому он обратился за помощью?
Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря?
Какими качествами обладали лебеди, раз не оставили глухаря в беде? (добрые, отзывчивые, внимательные, неравнодушные, благородные, умные, находчивые)
Каким был глухарь? (настойчивый, терпеливый, слабый)
Как лебеди облегчили перелет глухарю?
Чем закончилось путешествие глухаря?
5. Устное рисование
Что вы можете рассказать о лебедях и глухаре? (описать внешний вид, повадки)
Какие изменения во внешнем виде глухаря произошли после расставания с лебедями?
Показ иллюстраций с изображением птиц.
Что в этой сказке правда? (описание глухаря)
+Дополнительные сведения о птицах – см .
В мире интересного:
Лебедь – «царь птиц» - упражнение русский язык стр. 14
Глухари – родоначальники славного семейства тетеревиных птиц. (3-4 кг, летают шумно, но не далеко, ночуют в снегу).
Глухаря еще называют петухом.
Красота этих птиц мало кого оставляет равнодушным.
Глухарь – хвост веером, как у павлина. Стр. 48
6.Упражнение в выразительном чтении.
Беседа:
Какие чувства вы переживали во время чтения сказки?
Постарайтесь передать это настроение при чтении.
Работа в группах. Чтение по ролям.
7. Чтение по ролям. (Проверка, анализ)
8. Сравнение со сказкой «Лягушка-путешественница» (догадки по иллюстрациям )
V . Обобщение знаний.
1. Сегодня на уроке…
2. Эта сказка научила меня…
VI . Домашнее задание: чтение по ролям +пересказ о плану.
Дополнительное задание: прочитать «Лягушка-путешественница» или посмотреть мультфильм
Показать книги о птицах и книги, где герои – птицы.
Дополнительное задание: 1. Пересказ по плану
2.Работа по иллюстрациям
3. Вспомнить сказки, где главными героями являются
лебеди или другие птицы.
Сказки:
«Дикие лебеди»
«Гуси-лебеди»
«Серая шейка»
«Лиса и журавль»
Основная мысль урока: «Умей преодолевать трудности».
Для создания разработки источники не использовались.
О братьях наших меньших
Ответы к стр. 23 — 24
Белые пёрышки
Русская народная сказка
Давным-давно это было.
Зима в тот год была очень холодная. Такая холодная, что птицы все от холода замёрзли.
Один только глухарь остался жить, не замёрз.
Прошла зима, снова весна наступила. Прилетели с юга лебеди.
Когда глухарь рассказывал им про зимний холод, то весь дрожал.
Но весна тёплая прошла, и лето жаркое кончилось…
Стали лебеди собираться улетать на юг.
— А я как же, — спрашивает глухарь, — один тут замерзать останусь? Я тоже с вами полечу!
— Дорога дальняя, — говорят лебеди. — Всё равно отстанешь
Плачет глухарь, оставаться не хочет:
— Я не отстану. Только возьмите меня с собой!
Подумали лебеди — как быть? И оставлять глухаря жалко, и дорога впереди трудная.
Вот один лебедь и говорит товарищам:
— Возьмём его, может быть, и долетит. Я его к себе тонкой верёвкой привяжу. Ты, глухарь, согласен?
Обрадовался глухарь:
— Согласен, конечно, согласен!
Лебеди собрались, взмахнули крыльями и полетели.
Лебеди летят над лесом. Внизу рябина краснеет, ели тёмными ветками машут, берёзки золотыми листьями машут.
— До свиданья, лебеди! До свиданья, белые! Счастливого пути!
Летят они над полями, летят над лесами. Впереди лебеди, а сзади глухарь на верёвочке. Летит он и едва-едва крыльями машет. Трудно ему.
— Ну что, устал? — кричит ему лебедь.
— Ничего, — говорит глухарь, — пока лечу.
Ещё час-другой пролетели. Опустились лебеди отдохнуть. Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл.
Вот что, глухарь, ты всё-таки оставайся, — говорит ему лебедь, — зима скоро пройдёт, и мы опять вернёмся. А чтобы ты не скучал, я тебе белые пёрышки подарю.
Вырвал лебедь у себя десять белых перьев и воткнул их в крылья глухарю.
Отдохнули лебеди и дальше полетели. А глухарь долго под берёзкой сидел, вслед им смотрел и плакал. Так долго плакал, что у него глаза и брови покраснели.
С тех пор у глухарей глаза и брови стали красные, а в их крыльях белые пёрышки появились. И на юг глухари больше осенью не улетают.
1. Что подарил лебедь глухарю? Найди ответ в тексте. Запиши.
Вырвал лебедь у себя десять белых перьев и воткнул их в крылья глухарю.
2. Что теперь ты знаешь о глухарях? Перечитай конец сказки. Впиши пропущенные слова.
С тех пор у глухарей глаза и брови стали красные , а в их крыльях белые пёрышки появились. И на юг глухари больше осенью не улетают.
3 ∗ . Реши кроссворд.
1. Птица, которая спит в снегу.
2. Лучший певец.
3. Лесной доктор.
4. Птица с длинной шеей.
5. Птица, которая днём спит, а ночью летает.
В таверне было людно и шумно, и Мариан с раздражением поморщился, сидя за стойкой. Хотелось тишины и покоя, а не возбужденного жужжания посетителей, но, к его великому сожалению, заказчик назначил встречу в наиболее людном месте в городе.
Он толкнул тяжелую дверь и прошел в магазин Каледы: благо, что женщина, но в оружии разбирается превосходно.
О, Мариан, какими судьбами! - всплеснула руками хозяйка, отходя от витрины и приближаясь к мужчине.
Новый заказ - новое оружие, - фыркнул охотник.
Не торопясь он прошелся по лавке, про себя оценивая выставленный товар. Каледа была женщиной деловой: дружба дружбой, но накрутить цену всегда успевала.
Мне нужны стрелы. Граненые, чтобы кровь пускали. И нож, острие длинное, ручка короткая. Должен быть пригоден как для метания, так и для ближнего боя.
Каледа нахмурилась, раздумывая, а потом полезла куда-то под прилавок, извлекая несколько ножей.
Попробуй, а я пока тебе стрел принесу. Сколько, связку?
Город остался внизу, и Мариан шел по лесу, прислушиваясь к каждому шороху. Вдалеке мелькнула коричнево-серая шкурка зайца, но охотник не стал преследовать его - в этот раз его дичь была крупнее.
Он перешел бурную маленькую речушку, оставив левее глубокий омут - обиталище кэлпи. Не стоило злить коварного водяного духа, а то своенравная лошадка могла и утопить глупого путника. Мариан отвел еловую ветку, оглядывая свежие следы когтей на коре: судя по длине и глубине царапин, здесь совсем рядом бродил медведь. Не хотелось охотнику сталкиваться с ним, хоть в свои двадцать шесть он не боялся ничего, даже в полнолуние заночевать в зимнем лесу, когда вокруг рыскали голодные волки, а то и твари пострашнее.
Охотник шел уже почти три часа и надеялся скоро подойти к Медным предгорьям. Раньше там располагались рудники, где отбывали срок заключенные, однако за десятки лет существования их полностью выработали, и постепенно эти места пришли в запустения. Но до сих пор люди все равно остерегались ходить в той местности: поговаривали, что по ночам там вылезали души замученных рудокопов, не выдержавших жара шахт и тяжкого непрерывного труда.
Сам Мариан не верил в россказни бродяг и менестрелей, якобы слышавших вой несчастных душ, которые не могли после смерти обрести покой. По его мнению, не стоило верить людям, забредавшим в таверны с лютней за спиной, которые даже охотничьего ножа в руках не держали. Вот если человеку случалось в грозу ночевать в лесу, когда над головой взрывается небо и молнии почти попадают в высоченные корабельные сосны, или против волка выйти с одним ножом - это другое дело.
Впереди показался просвет, и мужчина вздохнул - скоро покажутся предгорья Медных рудников. Голые скалы, кое-где поросшие сухой травой: может, от проклятия, может быть, после десятков лет непрерывного жара поблизости, Мариан не знал, да ему и неинтересно было. Лук похлопывал его по спине, на бедре висело два ножа, а если и вылезет какая нечисть - получит стрелу в глаз, моргнуть не успеет.
Судя по словам Тебриса, перевертыша видели совсем рядом. Охотник снял лук со спины и наложил стрелу на тетиву - если ему удастся подстрелить тварь, шансы на победу возрастут.
Он слышал раньше о тарлаилимах, но видеть ему их еще не приходилось. Ходили разные истории о том, что женщины этого народа прекраснее любых людских дочерей, а мужчины храбрее самого смелого из городских сыновей.
Наряду с этим немало слышал Мариан и о том, насколько отвратителен их истинный облик. Кто-то описывал тарлаилимов как детей дьявола, существ с головой льва, телом лошади и крыльями орла. Другие спорили до хрипоты, утверждая, что тело у них покрыто плотной жесткой чешуей, а язык раздвоенный, словом, как только их не поносили.
Перевертыши жили себе в горах, но, вероятно, из-за этих самых камней на них и начали охотиться. В результате они разоряли торговые обозы, проходившие по предгорным тропам, грабили и ранили людей, стараясь защититься, но этим лишь привлекая к себе внимание.
Мариан осторожно вышел из леса, оглядывая желтовато-серую местность Медных предгорий. Пожухлая трава медленно покачивалась над ветром, в небе хрипло каркал ворон, словно предвкушая близкое кровопролитие. Охотник медленно двинулся вперед, по еле заметной тропке, что раньше вела к входу в шахты.
Где бы он обосновался, будь перевертышем? Мужчина давно знал: хочешь переиграть своего врага - думай, как он. Будь им. Так где может спрятаться существо, зная, что на него будут охотиться? Мариан прикрыл глаза, прикидывая варианты. В старых шахтах? Нет, там слишком опасно, ходы и штольни могли уже сто раз обвалиться.
Точно не на открытой местности - слишком здесь пустынно, в случае опасности даже укрыться негде. Значит, нужно искать такое место, откуда бы хорошо просматривались подходы к Медным предгорьям и шахте, а также кромка леса.
Мариан открыл глаза и огляделся, довольно усмехнувшись. Маленькая тропинка, петлявшая между камней, уводила его наверх - скорее всего, перевертыш именно там.
Не медля, охотник начал подъем.
Он не ошибся - тропа делалась все круче, и на очередном повороте Мариан увидел несколько белых перьев. Он поднял, покрутил их в пальцах, осматривая, и решил, что они могут принадлежать только крылатому перевертышу - перья не были похожи ни на какие другие, хотя за свою жизнь охотник видел их немало.
Лук со стрелой были опущены к земле, мужчина ступал тихо и осторожно: теперь он был абсолютно уверен, что тарлаилим затаился здесь. А значит, главное - не спугнуть его.
Сапоги из мягкой прочной кожи не скрипели и скрадывали шаги - Мариан внимательно смотрел, куда наступает, чтобы случайно не задеть камешек. Раньше он бывал в этой местности и знал, что тропинка приведет его к небольшой пещерке и обрыву, потому что с другой стороны Медные предгорья примыкают к большой пропасти.
Тарлаилимов было трое, один взрослый и двое поменьше, явно еще дети. Они забавлялись, меняя облик, и от бесконечных искорок, сопровождавших изменение, у Мариана зарябило в глазах.
Взрослая особь выглядела как молодой мужчина с правильными чертами лица, и его холодная красота была призвана отпугнуть, заставить восхищаться им на расстоянии, но не пытаться приблизиться. Все трое имели белые-белые волосы. В руках у него был музыкальный инструмент, чем-то напоминающий арфу. Мелодичные звуки сплетались в затейливую мелодию, и это было на руку Мариану - тарлаилимы не могли услышать скрип натягиваемой тетивы.
С гудением стрела пролетела метры, разделяющие охотника и существ, но в последний момент рука охотника дрогнула, и острие воткнулось не в сердце, как планировал мужчина, а выше, под ключицей.
Тарлаилимы поменьше закричали, и их облик начал стремительно меняться: дети, девушки, юноши, мужчины, старики, орел, кэлпи, оборотень. Взрослый поднялся с колен, и арфа упала с его ног, ударившись о камень и расколовшись пополам.
Перевертыш потянулся к стреле и дернул. Лицо его исказилось гримасой боли, и кровь поползла по белому одеянию существа.
Охотник поднялся во весь рост, не собираясь больше скрываться. Отбросив ненужный лук в сторону, он вытащил из ножен на бедрах два ножа и медленно пошел вперед. Тарлаилим протянул руку в сторону Мариана, и пальцы его засветились: в ладони возник короткий широкий меч.
Перевертыш повернул голову и приказал маленьким:
Улетайте. Предупредите остальных.
Плача, мелкие жались к нему, словно птенцы, и тарлаилим потрепал их по голове, на секунду закрыв глаза. А после оттолкнул и крикнул:
Летите прочь!
С горестным криком они обратились детьми с большими белыми крыльями и поднялись в воздух. Некоторое время они еще кружили над площадкой, но потом повернулись и улетели, скрывшись из виду.
Мариан бросился вперед, взмахивая ножом снизу вверх, надеясь попасть в левый бок. Однако перевертыш легко ушел от удара и взмахнул мечом, скрещивая его с ножами. Охотник не считал себя слабым, но мужчина, в облике которого был сейчас тарлаилим, обладал силой, превосходящей человеческую. Мариан использовал все свои навыки, стараясь обмануть существо, заставить потерять бдительность. Левая рука перевертыша безвольно висела - в ране был яд, оказывающий парализующее действие на тело существа. Про себя охотник повалил себя за предусмотрительность: нанести отраву на стрелы было хорошей идеей.
Они кружили вокруг друг друга, и оружие звенело, сталкиваясь. Мариан не успел отпрыгнуть, и острие меча прочертило по предплечью глубокую царапину. Зашипев, он лишь крепче стиснул рукоять ножа - и бросился вперед.
Тарлаилим бился, используя силу, а не навык - все-таки, это был мирный народ, не привыкший держать в руках оружие, а значит, победа все равно останется за Марианом. Он обманным движением наметил в горло, добившись того, что перевертыш вскинул меч, блокируя, а второй нож в это время вошел ему точно в живот по самую рукоять.
Тарлаилим вздрогнул и выронил из руки меч. Глаза у него стали прозрачно-серыми, как слезы осеннего дождя, а на лице появилась странная улыбка. Он упал на колени и завалился на бок, прижимая руки к груди.
Тема: Русская народная сказка «Белые пёрышки».
Цели:
- знакомство с видами сказок: литературная (авторская), народная; жанры фольклора: сказка, легенда, поговорка, пословица, загадка, сказ, потешка, скороговорка;
- отрабатывать беглое, выразительное, осознанное чтение; прививать любовь к чтению;
- прививать бережное отношение, любовь к природе, чувство ответственности за «братьев наших меньших».
Оборудование: видеофильм «Лягушка – путешественница», аудиокассета с голосами птиц, рисунки с изображениями птиц, книга В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница» (три экземпляра с иллюстрациями разных художников), выставка книг «Русские народные сказки», «Авторские сказки».
ХОД УРОКА
I. Оргмомент – 1 мин.
II. Вступительная беседа – 6 мин.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим говорить о жанрах фольклора (на доске):
– Какие жанры фольклора вы знаете? Сегодня мы будем говорит о сказке. Откройте стр 30 учебника (Л. А. Ефросинина, 2 класс, часть 2). Как называется сказка? А о ком пойдёт в ней речь, вы узнаете из загадки:
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Догадались? Это … (птица)
– Да, в этой сказке речь пойдёт о птицах: удивительно умных, красивых и верных. Кто эти птицы? (Показ иллюстраций – лебеди) . И вот об этой птице: большой, крупной, зимующей у нас. Как её называют? (Показ)
Дети: Глухарь (рассказ ребёнка о птице, 5 – 6 предложений).
III.Работа с произведением – 25 мин.
1. Чтение сказки.
Учитель: Что в этой сказке правда, реальные факты?, Что придумано, вымышлено?
2. Работа над текстом. Какими словами начинается сказка? Какое сравнение приведено в первой части, чтобы показать, насколько холодной была зима? Кто выжил после этой трудной зимы? Почему глухарь собрался со стаей лебедей в тёплые края?
3. Выборочное чтение.
Учитель: Прочитайте в тексте: как отнеслись лебеди к просьбе глухаря? А вы бы его пожалели? Скажите, а с чем связан осенний отлёт птиц в тёплые страны? Замечали ли вы, когда улетают на юг дикие гуси, утки, лебеди – водоплавающие птицы? Как они улетают? Расскажите. (Дети составляют рассказ, 4-5 предложений) . Какие же птицы готовились к отлёту?
4. Чтение по ролям.
Учитель: Найдите описание красоты осеннего леса. Какая эта осень? Какую осень называют золотой? Найдите в сказке выражение, слова, когда нам было очень тревожно, мы понимаем: глухарю очень трудно, он очень устал. Расскажите о том, как закончилось путешествие глухаря.
5. Работа в тетради по литературному чтению.
Задание №2.
Учитель:
Что подарил глухарю лебедь?
Как заканчивается эта сказка? Прочитайте.
В этой сказке есть элементы научно –
познавательного рассказа. Что мы узнали о
внешности глухаря? Какая эта птица: перелётная
или зимующая? По своим научно – познавательным
данным эта сказка перекликается с другой сказкой
(показ). Как она называется? (Кто чем поёт?). Кто её
написал? (В.Бианки). Какая эта сказка? (Авторская
или литературная). О чём в ней идёт речь?
Итак, мы вспомнили, что сказка бывает не только
народной, но и авторской, или литературной. Что
это значит?
Какую литературную сказку напоминает вам
путешествие глухаря?(на доске выставка книг со
сказкой «Лягушка – путешественница», три вида с
разными иллюстрациями). Кто автор этой сказки? (В.
М. Гаршин). Вы заметили, что оформление книг
разное. От чего это зависит? (разные художники,
разные издания). Вспомним эту сказку и найдём
сходства и отличия.
1. Это птица с длинной шеей (показ иллюстрации)
4. Кто в беретке ярко – красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
3. Читаем задание №3 в тетради по литературному чтению (показ)
2. А об этой птице наша сказка.
5. А теперь послушаем пение этой птицы (кассета)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней,
Кто же это? (показ)
– А теперь давайте вспомним домашнее задание.
Колосок. Украинская сказка
Учитель: Назовите героев этой сказки. Какими были мышата? (Ленивые) . Подберите синонимы к этому слову. (Неразумные, глупые, беззаботные, лодыри). А каким был петушок? (Трудолюбивый, заботливый, работящий). Что осуждается в этой сказке? Кого осуждают? Какие качества одобряются, приветствуются в этой сказке? А какую белорусскую сказку мы читали (Лиса и тетерев). Похожи ли сказки русского, украинского, белорусского народа? (Рассматриваются иллюстрации, герои, костюмы).
IV. Обобщение – 6 мин
Вывод. Чем похожи эти сказки? Почему они похожи? (Одни древние славянские корни, одни обычаи, одно отношение к труду и лени). Чем же похожи все сказки? (Оосуждается зло и приветствуется добро). Как заканчиваются все сказки? Как понять выражение на доске «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок.
V. Итог урока – 4 мин
Учитель: За что мы любим сказки? Какие они? Чему они учат?
VI. Домашнее задание – 3 мин