Главная > Документ

Пословицы, связанные с органами и частями тела

Нос. В русском языке много поговорок, связанных с носом. Нос - орудие обоняния и место прохождения нескольких энергетических каналов (желудка, толстого кишечника и управляющего меридиана, заканчивающегося на верхней десне), связывающих желудок с запахами внешнего мира. Чуть выше переносицы находится биологически активная точка «управа духа», ее массируют при утомлении. На кончике носа - точка «простая дыра», ее массируют при алкоголизме. Кроме того, кончик носа - зона соответствия половых органов. «Чешется кончик носа - к вину» - логическая поговорка. «Водить за нос» - это значит управлять человеком, даже обманывать его, воздействуя на биополе или точки биологической активности.

Если человек имел слабую энергетику, его можно было «оставить с носом» (отказать в просьбе). Слабый человек «дальше носа не видит». Если управление не удалось, признавали: «Этот нос на славу взрос», «горбатый нос себе на уме». Если человек безосновательно мнил себя всемогущим, то говорили: «Нос поднял», предупреждали: «Куда шестом не достанешь, туда носом не тянись!»

При ослабленном носе человек легко простужается, в носовых пазухах скапливается слизь. Предки предупреждали: «Не смейся носок (не шмыгай зря), надуха пристанет!»

«Не вешай нос!» - иначе искривление шейных позвонков будет препятствовать свободному прохождению энергии по каналам, можешь заболеть.

Прочищение левой и правой ноздри через закрытие соседней - одно из упражнений дыхательной гимнастики. Метод освобождения от слизи в носу - мыльная пена от хозяйственного мыла в ноздрях.

Глаза. Пословица «вырастать в глазах» отражает увеличение размеров биополя человека, увеличившего энергию тела, души и духа. Аура, которую можно сфотографировать с помощью современных приборов, нашими предками зачастую виделась духовным зрением. Если человек своим умом, волей, усердием добивался хороших результатов, то соплеменники отмечали это и такой фразой выражали ему (или ей) свое уважение за достигнутые успехи.

Рот. По-древнеславянски рот - «рекуший отдуха»

Но верно и то: «Язык наш - враг наш, а рот - губитель», «Молчание - золото». Про иного говорят: «Смирен, смирен, а не суй перста в рот!» Но, увы, «чужой рот - не свой, ворота не закроешь», «рот - не огород, не затворишь ворот». Бывают ситуации, когда «не смеешь и рта раскрыть», и нужно сидеть, «как воды в рот набрал», ибо важнее для судьбы «не то, что в рот, а что изо рта».

В центре уздечки верхней десны находится биологически активная точка управляющего меридиана. На уровне рта находится так называемый приемник слюны - точка переднесрединного меридиана в центре подбородочно-губной борозды.

Когда рот закрыт, губы в полуулыбке, кончик языка касается верхней десны за зубами, происходит максимальное сближение двух важнейших энергетических меридианов и наиболее существенное наполнение органов тела жизненной силой, энергией. Это сразу заметно по радостному выражению лица: «рот до ушей,

хоть завязки пришей», «молчание - золото». Тренировка губ в полуулыбке, языка на десне улучшает состояние пищеварительных органов, так как вблизи рта проходят меридианы желудка и тонкой кишки. При опущенных уголках рта угнетена энергетическая система, питающая желудочно-кишечный тракт.

«Мал язык, да всем телом владеет» - это о том, что на языке находятся представительства всех органов тела, и гибкость языка - это гимнастика представительств. И еще о том, что словом можно убить, можно вылечить.

Горло, шея - это энергетический центр, магистраль, по которой проходит информация к мозгу и обратно. «Комок в горле», «стоять поперек горла» - это спазмированные мышцы шеи, препятствующие прохождению в мозг негативной информации внешнего мира (в этом случае помогает зарядка- наклоны, повороты, вращения головой).

Шея по-древнеславянски - это защита (Ш) триединства духа, души, теля (Е) людей (Я). Горло - это энергия сверху (Г) от духа <) речет (Р) людям (Л) программу биополя (О). «Брать за горло» - менять программу человека.

Волосы. От негативных, стрессовых информационных потоков в мозг и обратно волосы седеют, становятся дыбом. Волосы - запасники энергии. Упражнения для набора энергии через волосы доступны людям в любом возрасте. В расслабленной позе в положении сидя или стоя на вдохе заполняем волосы мысленно космической энергией, а на выдохе мысленно перемещаем ее от макушки до основания черепа, пока во рту не появится соленый или металлический привкус.

Волос - это по-древнеславянски «веление i) людей, занимающихся возрождением () единства духа и материи ()».

Гладить - это переводится как «энергия, опущенная в материю (Г), ладит (гармонично выстраивает) (ЛАД) энергию тверди (ИТ) для восхождения человека (Ь)».

Интересно слово «шерсть» - зашита (Ш) духовного подвижничества (ЕР=Ъ) действия (СТ) программы восхождения (Ь). Так что «гладить по шерсти» - полезно.

«Гладить по голове» - активизировать биологически активные точки на голове от макушки («стократный сборщик») вниз по затылку к шее и через лоб, нос, к верхней губе.

«Во лбу светел месяц, в затылке - часты звезды». Меридиан управления руководит процессами внутри тела. На лбу находятся БАТ «верхняя звезда», «божеский двор». Рефлексотерапия лечит серьезные болезни типа эпилепсии, нарушения зрительных нервов воздействием налобные БАТ. Потирая лоб, мы снимаем возбуждение, головную боль, сердцебиение: «Где больно, там рука, где мило, там глаза».

Поговорка «Выше лба не живут глаза» указывает на особую значимость этой области головы для воздействия на весь организм. Глаз - объектив аппарата «мозг», где информация синтезируется, обрабатывается, сравнивается с программой действий, не противоречащей жизнестрою, устойчивости, стабильности, и лишь потом идет управляющий сигнал, в том числе и на глаза. Вот почему «где мило, там глаза».

Уши. У древних славян рассматривались прежде всего как антенны для улавливания звуковых вибраций. Далее вибрации поступали на соответствующую обработку в мозг. Вот потому и говорили: «Чего в голове нет, того к ушам не пришьешь», да еще прибавляли: «Выше лба уши не растут».

Рефлексотерапевт В. В. Иванов указывает на основании опыта излечения на еще две активные зоны воздействия, расположенные на носу, - кончик носа рекомендует массировать при проблемах с половыми органами, например с предстательной железой. Предки знали: «Нос чешется на старости». Вторая точка - горбинка носа - зона соответствия печени. Боль на горбинке носа свидетельствует о непорядке в печени. Древние говорили: «Горбатый нос себе на уме», «он печенкой чует». Связь между печенью и горбинкой носа, несомненно, учитывали наши предки.

Ухо - наш звукоприемник, настроенный на вибрации 10-20000 Гц. Наружное ухо (антенна звукоприемника) насчитывает около 170 биологически активных точек (энергетических выходов, рефлекторных зон, представительств) различных органов тела. Давным-давно известна зависимость благополучия организма в целом от энергии, количества и качества содержания и формы информации, поступающей в виде звуков на биологически активные точки и в звукоприемник наружного и внутреннего уха.

Физические и энергоинформационные свойства нашего звукоприемника и энергоинформационного проводника очень интересно отразились в древнеславянских пословицах, поговорках, фразеологизмах.

«Влюбиться по уши». В книге «Русские фразеологизмы в картинках» эта фраза переводится как «очень любить».

Древнеславянское толкование: на базе уверенности в том, что предмет любви - это именно тот, о каком мечталось, кто многократно моделировался в воображении и возник наяву, проявить готовность весь свой необыкновенный прилив энергии от гармонизации вибраций тонкого тела отдать во благо предмету любви. Как видим, данное выражение относится к энергоинформационным свойствам внешнего уха человека.

Самым трудным для понимания современным человеком является, по-видимому, странная похвала: «Ухо-парень!» Она созвучна современному выражению «ух, ты!», тоже означающему высшую степень похвалы. Почему? В древнеславянской азбуке, на базе которой создавалась наша кириллица, буква «У» графически записывалась каки означала высшую степень мужества и смелости, то есть отражала избыток янской энергии. Кстати, научное обозначение мужской хромосомы - тот же знакСимвол, зеркальное отображение, - это земные люди, символ- люди космического плана.

Буква «X» графически записывалась как два сплетенных полукольца. Она означала высшую степень стабильности, что присуще женскому, иньскому началу в организме. Современное научное обозначение женской хромосомы - также

Итак, если в человеке присутствует сочетание мужестваи стабильностив его делах, поступках, словах, психологии, то можно, встретив такого человека, только восхититься: «Ух, ты!» А древние говорили: «Ухо-парень!», добавляя «О» - символ тонкой оболочки человека (ауры, биополя).

Поговорка «ни ухо, ни рыло» означала, что человек не обладает качествами совершенства, и это можно выразить таким кратким образом.

Теперь ясно, почему нужно иногда (лучше самому себе) «надирать уши», «ударить в ухо» - то есть активизировать все внутренние органы человека через воздействие на биологически активные точки их. После сна мы сами «надираем уши», оттягивая их вверх, вниз, в стороны, растирая по кругу. При тугоухости мы указательным и средним пальцами растираем вверх-вниз кожу впереди и позади ушной раковины, где расположены меридианы тонкой кишки («дворец слуха») и тройного обогревателя («небесное окно», «защита от ветра»).

Два из приведенных В. И. Далем выражения отражают тренировку слухового нерва: «Продуть ухи», «Дуть в уши». Как это сделать? Дело в том, что слуховые каналы внутреннего уха, носовые ходы и глотка расположены рядом и соединены. Набрав воздух в легкие, выпустив его в рот при закрытых ноздрях, можно продуть (очень осторожно) слуховые каналы. Сделав глотательное движение, мы услышим чавкающий звук в области барабанной перепонки - уши «продуты» и свободны.

«Держать ухо востро», «Держать ушки на макушке» в современной интерпретации означает «быть очень осторожным».

У древних славян это означало необходимость предельного внимания не только за счет направленности двух ушных приемников к источнику звука, но и внимание всего организма к ситуации.

Зато краткое «хлопать ушами» выдавало человека, который хотя и услышал информацию, но не извлек из нее никакой пользы, так как мысленно был занят другими программами бытия.

Если информация не нравилась собеседнику, то он, как говорилось, «в одно ухо впустил, в другое выпустил». А о человеке, который рассказывает несуразности, говорили: «Его слушать - уши вянут», - и такое можно «пропустить мимо ушей». Наоборот, о человеке, который за легким разговором улавливает более глубокий смысл, одобрительно рассказывали: «Имеющий уши, да услышит!»

Энергоинформационную суть биологически активных точек ушей отражают поговорки: «Ухо режь - кровь не канет», «У кого ухо горит, про того бают (правое - правду, левое - ложь)».

Ехидное на первый взгляд «жену выбирают не глазами, а ушами» оказалось ценнейшим предупреждением тем, кто понимает, как важно в жизни своей и будущего потомства, когда на организм воздействуют божественные звуки голоса рядом идущего человека.

Выражение «слышит и ухо, что несыто брюхо» прямо указывает на энергетическую связь таких пространственно далеких и таких разных по выполняемым функциям частей тела, как ухо и брюхо.

Кто теперь осмелится утверждать, что в русской нации не было знаний о физиологии и энергетике человеческого организма, если в его народном языке веками использовались эти устоявшиеся древнейшие словосочетания?!

Пословицы, связанные с понятием «дом»

Дом, по В. И. Далю, - это хата, изба, халупа, хати-на, хоромина. В древности это была землянка, создаваемая для тепла. Практически - это нечто большее, ведь недаром В. И. Даль записал меткое народное выражение «своя хатка - родная матка». В городских условиях понятие «хата» распространилось на квартиру или комнату в коммуналке. Вибрации обитателей хаты распространялись на всю территорию. Один московский аспирант из королевства Непал рассказывал случай с ним самим, когда по личному распоряжению короля его пришли арестовывать в квартиру, но сделать ничего не могли, так как он укрылся на кухне, а кухня, по непальским законам, священный очаг родного дома, не подлежит посещениям незваных гостей. Полицейским пришлось уйти ни с чем, несмотря на королевский приказ.

«Своей хате и углы помогают». Почему? Красный угол избы освещался лучиной, лампадой, в нем помещали иконы, каялись в грехах. Огонь разрушает негативные голограммы, да к тому же человек перед своим Богом старался быть честным, он шептал то, что думал (как известно, ложь работает на саморазрушение потому, что у человека мысли и слова расходятся; это создает противоток или затор прохождения энергии, то есть предрасполагает к заболеваниям). Кроме того, человек населял дом духами Домового (награждая его шаловливым или суровым характером), вредной Кикиморы и т.п., что также ограждало пространство избы от негативных мыслей, хотя бы из страха прогневить домашних духов.

Семейная медитация очищала дух, душу, тело. Стены и углы дома помогали выжить, адаптироваться.

Вот почему такое уважение к хате: «В передний угол посоха не ставят», «Принимают, за обе руки берут да в красный угол сажают», «Красна изба углами, а обед пирогами», «В своих углах не староста указчик».

А вот выражение «выносить сор из избы» предполагает лишь переносное значение - сор ментального плана. Вынесенный из избы сор (отрицательные эмоции) увеличивает зло в мире, резонируя, вызывая увеличение его мощности, как выплески ярости на стадионе или дискотеке, трамвайную склоку, разборки «новых русских» или скандалы в коммуналке. Тот же эмоциональный резонанс вызывает ликование на концертах любимых артистов.

Наши предки уважали эмоции соседей, поэтому эмоции зависти, ревности, тяги к клевете и т.п. не подвергали резонированию. Одна бабушка, противница брака внука, после свадьбы сказала: «Она теперь наша, значит - хорошая!»

Жесты и и х энергетическая сущность

Окунемся в наше детство! Едва доставая носом до столешницы, за столом сидит малыш, перед ним тарелка (или мисочка, или «макггра») каши, щеки в каше, нос в каше, не говоря уже о рукавах и самом столе. Рядом добрый дух трудового семейства - бабушка. Она берет маленькую ручку в свою теплую ладонь, указательным пальцем по часовой стрелке проводит круги, поочередно загибает пальчики и приговаривает: «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила, этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому (мизинчику) не дала. Ты дров не рубил, печку не топил, воду не носил, кашу не варил, деток не кормил...» А украинская бабушка приговаривает немножко по-другому: «Мишка, мишка, тиритишка, де ти була? В Бога пряла! Що напряла? Кусок сала! Де ти дша? Положила на поличку...» Бабушка от центра ладошки разводит пальцы, щекочет ладошку, прижимает центр своей ладони к центру ребячьей: «По-шукала, пошукала... Нема! Де ти дгла? Положила в ру-кавычку... » Снова щекотка, смыкание центров ладоней: «Пошукала, пошукала. Нема! Де ти д1ла? Киця зъела. Ам!» Пальцы бабушки ущипнули центр ладошки. Внук хохочет и просит еще «мышку-мышку».

Что означает с энергетической точки зрения эта игра жестов? Большой палец излучает или принимает энергию канала легких, указательный - толстой кишки, средний - перикарда (околосердечной сумки), безымянный - условный орган трех частей туловища, обобщающий функции сердца, легких, селезенки, желудка, почек, мочевого пузыря («три обогревателя»), мизинец - сердца (лицо пальца) и тонкого кишечника (тыл пальца) (рис. 3). На ладошке ребенка - зоны соответствия пищеварительного тракта. Подобное лечится подобным. Бабушка стимулирует излучением энергии канала, проходящего по толстому кишечнику, зоны тонкого и толстого кишечника внука, от аппендикса, по восходящей, ободочной, нисходящей и прямой линии толстого кишечника. А украинская бабушка, совмещая центр своей ладони с центром ладони внука, задействует энергетические центры, а сводя пальцы на центре ладошки («Ам!»), направляет энергию всех меридианов на органы, связанные с очищением тела (выделительная система).

Слово «жест» в трактовке имени каждой буквы старославянского алфавита может быть расшифровано как «жизнь (Ж) есть (Е) объединение духовного и материального (С) на тверди (Т)» или, имея в виду второе значение «С», «жизнь есть слово тверди», то есть эволюционный цветок земли. А если вдуматься в значение слова «слово», то получится очень интересный вывод. Во-первых «о в о» - это один кружок в другом кружке - образ концентрических кругов, имеющих разные качества, поскольку они неодинаковы по размеру. Вспомним «семь Я» - семь крупных элементов энергетического поля человека. Итак, «слово» - это в древнеславянском понимании «с людьми (Л) - энергии разных качеств, взаимодействующих друг с другом и составляющих процесс жизни организма» (ОВО). В целом «жест» - это примерно по смыслу «жизнь есть энергия людей на земле».

Человек в окружающем мире немыслим без движения, в нем клокочет энергия, ее излучение, набор, обмен, преобразование, а значит, изменение мимики лица, положения рук, ног, пальцев, головы. Для баланса энергии внутри тела и при выплескивании ее в окружающий мир предки использовали жесты, которые зачастую были выразительнее слов.

Жесты глазами. При общении через глаза идет основной поток энергии. «Рублем не дари, только глазком взгляни», в украинской речи еще более энергично: «Аж за оч1 хапае», «аж 3opi побачив». От радости или от гнева «аж искры из глаз полетели» - кратковременный стресс. В украинском лексиконе - аналогично: «Аж св1чки в очах засв1тились», «аж 3opi скачуть».

«Глаз» по-древнеславянски - это лаз (окно) для космической (Г) энергии тонкого плана, проявившейся в материи. «Око», «Очи» -- аура (биополе) чаши десятимерных энергий, связывающих (И) человека с окружающим миром.

Таким образом, оба определения предполагают прием и излучение света.

В основе общения глазами - обмен энергиями тонкого, высшего плана через состояние «вилупити очЬ> (укр.) или «уставился, глаз не отводит» (рус). Украинское «ви рячити 04i» - это «вы речете (глаголите, говорите) глазами»; «впадати в око», «дивитися в очЬ> - это свидетельство полной гармонии между людьми, ведь в глазах - зоны соответствия всех энергетических каналов, энергетических центров, всех органов тела.

Есть жесты глазами другого толка - «дивитися кривим оком» (отведение глаз в сторону, нежелание общения через прямой обмен лучистой энергией). «Глаза потухли», «взгляд потускнел».

А существует ли она, лучистая энергия глаз?

Начиная с опытов А. А. Гурвича в 20-х годах XX столетия, ученые провели широкие исследования, отвечая на вопрос: излучают ли живые клетки фотоны света, в том числе доступные восприятию глаз человека? Сегодня наука утверждает:

    чувствительность светоприемных колбочек глаза составляет всего 2 кванта;

    глаз улавливает свет, идущий из большого телесного угла;

    перестройка фокусировки глаза «вдали - вблизи» молниеносна;

    живая ткань, в том числе глазная, излучает волны, и это прежде всего относится к фосфолипидам - жировым тканям, участвующим в построении сосудов; фосфолипиды зрительного бугра при соприкосновении с кислородом излучают света больше, чем другие органы и ткани тела.

Так что «3opi», «св1чки» - не миф, а реальность. Существует бесконтактное взаимовлияние живых клеток, тканей, организмов друг на друга (табл. 3).

Каждая часть глаза излучает свой вид энергии. Исследователь К. Хонз приводит таблицу реакции человека на слова партнера (табл. 4). В книге «Язык подсознания» дается несколько иная интерпретация движения глаз (там же). Самое главное - по движениям и эмоциональной окраске глаз можно судить о мыслях человека независимо от его слов. Если есть единство программ, есть энергия для их реализации - ответ «да», в противном случае - «нет».

«Не глаза видят, а человек, не ухо слышит, а душа». В украинской речи есть идиома «бачити в рожев1м свган» («видеть в розовом свете»). Розовый свет ассоциируется с утренней зарей, любовью к земле, к людям. Древние славяне четко понимали, что глаза могуг выражать триединство духа, души, тела («глаза говорят, глаза слушают», «надо смотреть правде в глаза», «дивитися правд1 у в1чЬ>).

«Не видывал очми, не то, что глазами» - это о том, что «очи» - более емкое понятие, отражающее различие в воспринимаемой энергии, а «глаза» - это «лаз», лаз для света, излучения.

«У страха глаза велики», «прямо страх в глазах» говорит о внимательности предков к энергетическому состоянию тела в определенных обстоятельствах.

Примечание 1. Названия систем продиктованы качествами природных веществ: дерево олицетворяет рост, огонь - диффузию, земля - стабильность, металл - плотность, уплотнение, вода запоминает качества.

Примечание 2. Ян-органы выполняют функции «ЯН» (по-древнеславянски Я - это знак человека с плюсиком внутри- символ человека, воспринимающего вокруг себя, со всех сторон света, причем это видение находится внутри; - знак слияния земного и космочеловека в одном; Ян-функция - это сводить, выводить, не хранить).

Инь-органы - плотные, выполняют функцию ИНЬ-связь (И) земного и небесного (Н) в земном ростке (Ь), то есть обеспечение физического и ментального гомеостаза.

Таблица 3. Значение вспышки свободных липидов различных органов и тканей тела

Орган тела

А.Д. (антиокислительное действие),

Отношение фосфолипи-

Вспышка, имп/сек х см 2

дов к липи-

дам, %

Кора головного мозга

Продолговатый мозг

Зрительный бугор

Русские пословицы, поговорки и обычаи, связанные с названиями частей человеческого тела

Крылатых слов, пословиц, поговорок сотни и тысячи. Люди используют их в своей речи, потому что с их помощью им легче выражать свои мысли, чувства и переживания, проще общаться с окружающими. Да и язык, благодаря устойчивым народным выражениям, становится ярче и образнее. Мы их слышим с детства, читаем про них в книгах, учимся правильно использовать их в своей речи. Попытаемся разобраться, чем же отличаются пословицы и поговорки друг от друга.

Пословица – это маленькая притча. Это осуждение, приговор, поучение. Обычно она состоит из двух частей – из осуждения чего-то (кого-то) и толкования этого осуждения. А поговорка – это словосочетание или предложение, слова которого употреблены в переносном смысле, это как бы первая половина пословицы. Поговорка часто не называет вещи своими именами, но как бы намекает. Например, мы часто говорим: «Дай только палец», а пословиц, продолжающих эту мысль, много: «Дай ему палец, а он всю руку откусит», «Дай волю на палец – всю руку откусят», «Дай волю на ноготок, а он возьмет на весь локоток», «Дай с ноготок, запросит с локоток

Не секрет, что фольклор русского народа изобилует пословицами, поговорками, где метко подмечаются и критикуются особенности нрава, характера людей, дурное воспитание. Для каждой части тела, которые мы изучали на уроке окружающего мира, мы подобрали подходящие пословицы и поговорки.

Итак, тело человека состоит из:

- головы: «На голове густо, а в голове пусто», «Веселая голова живет спустя рукава», «Одна голова хорошо, а две лучше», «Сколько голов, столько и умов», «Голова – всему начало»; «Снявши голову, по волосам не плачут» и т.д.

- шеи: «Сидит у меня на шее» «Сел на шею и ноги свесил», «Муж – голова, а жена – шея, куда хочет, туда и повернет» и т.д.

- туловища (тела): «В здоровом теле – здоровый дух», «Вода студена – тело ядрено», «Своя рубашка ближе к телу», «Телу простор, душе теснота» и т.д.

- верхних конечностей (рук) : «С руками нигде не пропадешь», «В одну руку всего не возьмешь», «Выше рук дерева не руби», «С руками нигде не пропадешь», «Чужими руками легко жар загребать», «Своя рука владыка: чего хочет, то и волочит» и т.д.

- нижних конечностей (ног) : «В ногах правды нет», «Всяк хромает на свою ногу», «Гляди под ноги: хоть ничего не найдешь, так не зашибешься», «Нога споткнется, а голове достается», «Взяв руками, не отдают ногами», «Встал с левой ноги» и т.д.

Особое внимание уделяется голове («Большой голове большой почет»). На голове располагаются органы, названия которых очень часто встречаются в пословицах и поговорках:

- глаза (очи): «Видит око, да зуб неймет», «В чужом глазу сучок велик», «В чужом глазу все криво», «В кривом глазу все криво», «Глаза боятся, а руки делают», «Правда глаза колет», «Свой глаз – алмаз, чужой – стекло», и.т.д.

- рот (уста) и то, что в нем находится: «У иного полон рот, а он все есть просит», «Вашими устами да мед пить», «Был бы хлеб, а зубы найдутся», «Ешь пирог с грибами, и держи язык за зубами», «Работа – с зубами, а лень – с языком», «Наш Федул губы надул», «Боль без языка, да сказывается», «Языком, что решетом, так и сеет», и т.д.

- уши: «Бог дал два уха, а один язык», «За ушко да и на солнышко», «Ушки на макушке», «В одно ухо влетело, в другое вылетело», «Выше лба уши не растут» и т.д.

- нос : «За лесом видит, а под носом нет», «Не тычь носа в чужое просо», «Береги нос в большой мороз», «Выше своего носа не прыгнешь», «Не подымай нос: споткнешься» и т.д.

- волосы, усы, борода: «В драке волос не жалеют», «Борода до пояса, а разума ни волоса», «И в ус не дует», «Потеряв голову, по волосам не плачут», «Русая коса – девичья краса», «Из усов бороды не выкроишь» и т.д.

Не так-то просто бывает понять их, а тем более, правильно использовать в своей речи, поэтому некоторые пословицы, смысл которых был некоторым нашим товарищам не совсем понятен, мы решили разъяснить.

Пословица «Глаза боятся, а руки делают» говорит нам о том, что все можно сделать самому, только надо этого захотеть и начать делать.

«Вертит языком, что корова хвостом» – говорить попусту, избегать прямого ответа, отделываться ничего не значащими словами.

«За твоим языком не поспеешь и босиком» – говорят про болтливого человека.

«На каждый роток не накинешь платок» – когда люди говорят много и попусту, обсуждая других людей, их недостатки, не замечая при этом своих. Не стоит обращать на таких людей внимания и принимать близко к сердцу их разговоры».

Кстати, о сердце. Именно про него так много пословиц и поговорок. И хотя сердце не часть тела, а внутренний орган человеческого организма, мы не могли не отметить «его величество Сердце», которое день и ночь трудится в нашей груди. В журнале « GEO » мы нашли интересную информацию о том, что сердце, эта мышца размером с кулак, каждый день прогоняет 9000 литров крови по сосудам длиной 96000 километров – это больше двух кругосветных путешествий.

В пословицах и поговорках о нём чаще всего говорится не как об органе человеческого организма, чаще это слово используется в переносном смысле, ассоциируется с душой человека. «Не гляди в лицо, а заглядывай в сердце», «Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет», «Ржа железо ест, а печаль – сердце», «С глаз долой – из сердца вон», «Сердце матери лучше солнца греет», «Сердце соколье, смелость воронья», «Черствое сердце не знает благодарности». Ещё мы попробовали отделить пословицы от поговорок на эту тему, потому что это достаточно трудно, а мы хотим научиться делать это хорошо. Вот что у нас получилось:

Когда мы искали информацию о глазах, мы вычитали, что такое сглаз. Нам стало интересно, только ли в России есть такое понятие?

Оказывается, вера в то, что взгляд обладает таинственной силой, которая может причинить вред другим людям, домашним животным, растениям и даже неодушевленным предметам, стара как мир и распространена среди всех народов Земли. «Часто душа влияет на чужое тело так же, как и на свое собственное, как, например, при воздействии дурным глазом», - писал знаменитый философ и врач Авиценна (980 -1073г.г.) в книге «О природе». О дурном глазе говорится в скандинавских сагах, арабских сказках, преданиях ацтеков, австралийских аборигенов. В сводах законов римского права виновный в сглазе мог быть приговорен к смертной казни. В средневековой Европе общество жестоко боролось с ведьмами.

В Евангелии от Марка сказано: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы,… злоба, коварство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство». Мне кажется, что здесь говорится о том, что если человек злобен и завистлив, то взгляд его будет недобрым, и хорошего от такого человека ждать не приходится.

«Лечились» от сглаза разными методами: огнем, водой, травами, с помощью магических символов и заговоров. «На Руси от болезней, приписываемых сглазу, рано на утренней заре отправляются к роднику, зачерпывая воду по течению, закрывают посудину и возвращаются домой молча и не оглядываясь», - писал собиратель сказок, обычаев русского народа А.Н. Афанасьев,- «потом бросают в принесенную воду один или три горящих угля, частичку печины (печной глины), щепоть соли и взбрызгивают ею больного или обливают его по два раза в сутки на заре утренней и вечерней с приговором: «С гуся вода, с лебедя вода – с тебя худоба!» Сколько раз мы слышали эти слова от родителей после душа и ванны, но только сейчас узнали, откуда взялось это выражение и что оно обозначает!»

Литература

    Народные русские сказки. //Сбор. А.Н.Афанасьева. -М., 1991

    Русские народные пословицы и поговорки. -М., 1958

    Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, собранные

М.Забылиным. -Симферополь, 1992

    Круг жизни. //Сбор. -М., 1999

    Тело человека. Энциклопедия для детей. -М., 2006

    Информация из Интернета.

«Тело человека – настоящее чудо. Дети в любом возрасте проявляют интерес к изучению собственного тела. Изучение строения человеческого организма начинают со знакомства с частями тела. Но иногда интересно изучать органы не только с анатомической и физиологической точки зрения. Наша Прогимназия лингвистическая, ребята уделяют много времени русскому языку, родному слову, и мы с учениками 4 класса решили разнообразить тему «Организм человека и его органы», которую изучаем в курсе окружающего мира, привлекая дополнительный материал из фразеологии и этнографии».

Все авторы: «Крылатых слов, пословиц, поговорок сотни и тысячи. Люди используют их в своей речи, потому что с их помощью им легче выражать свои мысли, чувства и переживания, проще общаться с окружающими. Да и язык, благодаря устойчивым народным выражениям, становится ярче и образнее. Мы их слышим с детства, читаем про них в книгах, учимся правильно использовать их в своей речи. Попытаемся разобраться, чем же отличаются пословицы и поговорки друг от друга.

Пословица – это маленькая притча. Это осуждение, приговор, поучение. Обычно она состоит из двух частей – из осуждения чего-то (кого-то) и толкования этого осуждения. А поговорка – это словосочетание или предложение, слова которого употреблены в переносном смысле, это как бы первая половина пословицы. Поговорка часто не называет вещи своими именами, но как бы намекает. Например, мы часто говорим: «Дай только палец», а пословиц, продолжающих эту мысль, много: «Дай ему палец, а он всю руку откусит», «Дай волю на палец – всю руку откусят», «Дай волю на ноготок, а он возьмет на весь локоток», «Дай с ноготок, запросит с локоток».

Маша Щукина и Маша Жигун: «Не секрет, что фольклор русского народа изобилует пословицами, поговорками, где метко подмечаются и критикуются особенности нрава, характера людей, дурное воспитание. Для каждой части тела, которые мы изучали на уроке окружающего мира, мы подобрали подходящие пословицы и поговорки.

Итак, тело человека состоит из:

Головы: «На голове густо, а в голове пусто», «Веселая голова живет спустя рукава», «Одна голова хорошо, а две лучше», «Сколько голов, столько и умов», «Голова – всему начало»; «Снявши голову, по волосам не плачут» и т. д.

Шеи: «Сидит у меня на шее» «Сел на шею и ноги свесил», «Муж – голова, а жена – шея, куда хочет, туда и повернет» и т. д.

Туловища (тела): «В здоровом теле – здоровый дух», «Вода студена – тело ядрено», «Своя рубашка ближе к телу», «Телу простор, душе теснота» и т. д.

Верхних конечностей (рук): «С руками нигде не пропадешь», «В одну руку всего не возьмешь», «Выше рук дерева не руби», «С руками нигде не пропадешь», «Чужими руками легко жар загребать», «Своя рука владыка: чего хочет, то и волочит» и т. д.

Нижних конечностей (ног): «В ногах правды нет», «Всяк хромает на свою ногу», «Гляди под ноги: хоть ничего не найдешь, так не зашибешься», «Нога споткнется, а голове достается», «Взяв руками, не отдают ногами», «Встал с левой ноги» и т. д.

Особое внимание уделяется голове («Большой голове большой почет»). На голове располагаются органы, названия которых очень часто встречаются в пословицах и поговорках:

Глаза (очи): «Видит око, да зуб неймет», «В чужом глазу сучок велик», «В чужом глазу все криво», «В кривом глазу все криво», «Глаза боятся, а руки делают», «Правда глаза колет», «Свой глаз – алмаз, чужой – стекло», и. т. д.

Рот (уста) и то, что в нем находится: «У иного полон рот, а он все есть просит», «Вашими устами да мед пить», «Был бы хлеб, а зубы найдутся», «Ешь пирог с грибами, и держи язык за зубами», «Работа – с зубами, а лень – с языком», «Наш Федул губы надул», «Боль без языка, да сказывается», «Языком, что решетом, так и сеет», и т. д.

Уши: «Бог дал два уха, а один язык», «За ушко да и на солнышко», «Ушки на макушке», «В одно ухо влетело, в другое вылетело», «Выше лба уши не растут» и т. д.

Нос: «За лесом видит, а под носом нет», «Не тычь носа в чужое просо», «Береги нос в большой мороз», «Выше своего носа не прыгнешь», «Не подымай нос: споткнешься» и т. д.

Волосы, усы, борода: «В драке волос не жалеют», «Борода до пояса, а разума ни волоса», «И в ус не дует», «Потеряв голову, по волосам не плачут», «Русая коса – девичья краса», «Из усов бороды не выкроишь» и т. д.

Не так-то просто бывает понять их, а тем более, правильно использовать в своей речи, поэтому некоторые пословицы, смысл которых был некоторым нашим товарищам не совсем понятен, мы решили разъяснить.

Пословица «Глаза боятся, а руки делают» говорит нам о том, что все можно сделать самому, только надо этого захотеть и начать делать.

«Вертит языком, что корова хвостом» – говорить попусту, избегать прямого ответа, отделываться ничего не значащими словами.

«За твоим языком не поспеешь и босиком» – говорят про болтливого человека.

«На каждый роток не накинешь платок» – когда люди говорят много и попусту, обсуждая других людей, их недостатки, не замечая при этом своих. Не стоит обращать на таких людей внимания и принимать близко к сердцу их разговоры».

Настя Метельская и Даша Змеевская: «Кстати, о сердце. Именно про него так много пословиц и поговорок. И хотя сердце не часть тела, а внутренний орган человеческого организма, мы не могли не отметить «его величество Сердце», которое день и ночь трудится в нашей груди. В журнале «GEO» мы нашли интересную информацию о том, что сердце, эта мышца размером с кулак, каждый день прогоняет 9000 литров крови по сосудам длиной 96000 километров – это больше двух кругосветных путешествий.

В пословицах и поговорках о нём чаще всего говорится не как об органе человеческого организма, чаще это слово используется в переносном смысле, ассоциируется с душой человека. «Не гляди в лицо, а заглядывай в сердце», «Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет», «Ржа железо ест, а печаль – сердце», «С глаз долой – из сердца вон», «Сердце матери лучше солнца греет», «Сердце соколье, смелость воронья», «Черствое сердце не знает благодарности». Ещё мы попробовали отделить пословицы от поговорок на эту тему, потому что это достаточно трудно, а мы хотим научиться делать это хорошо. Вот что у нас получилось:

Пословицы Поговорки

На сердце ненастье, так и в вёдро дождь идет. Сердце - не камень.

На языке медок, а на сердце ледок. В сердце не влезешь.

Что в сердце варится – то в лице не утаится. Сердцу не прикажешь.

Есть сердце, да закрыто дверцей. Сердце сердцу весть подает.

Ржа железо ест, а печаль – сердце. Кручина сердце гложет.

Настя Метельская: Некоторые пословицы мне захотелось нарисовать так, как если бы кто-то плохо знал русский язык и понимал их буквально

Маша Щукина: «Когда мы искали информацию о глазах, мы вычитали, что такое сглаз. Нам стало интересно, только ли в России есть такое понятие?

Оказывается, вера в то, что взгляд обладает таинственной силой, которая может причинить вред другим людям, домашним животным, растениям и даже неодушевленным предметам, стара как мир и распространена среди всех народов Земли. «Часто душа влияет на чужое тело так же, как и на свое собственное, как, например, при воздействии дурным глазом», - писал знаменитый философ и врач Авиценна (980 -1073г. г.) в книге «О природе». О дурном глазе говорится в скандинавских сагах, арабских сказках, преданиях ацтеков, австралийских аборигенов. В сводах законов римского права виновный в сглазе мог быть приговорен к смертной казни. В средневековой Европе общество жестоко боролось с ведьмами.

В Евангелии от Марка сказано: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, злоба, коварство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство». Мне кажется, что здесь говорится о том, что если человек злобен и завистлив, то взгляд его будет недобрым, и хорошего от такого человека ждать не приходится.

«Лечились» от сглаза разными методами: огнем, водой, травами, с помощью магических символов и заговоров. «На Руси от болезней, приписываемых сглазу, рано на утренней заре отправляются к роднику, зачерпывая воду по течению, закрывают посудину и возвращаются домой молча и не оглядываясь», - писал собиратель сказок, обычаев русского народа А. Н. Афанасьев,- «потом бросают в принесенную воду один или три горящих угля, частичку печины (печной глины), щепоть соли и взбрызгивают ею больного или обливают его по два раза в сутки на заре утренней и вечерней с приговором: «С гуся вода, с лебедя вода – с тебя худоба!» Сколько раз мы слышали эти слова от родителей после душа и ванны, но только сейчас узнали, откуда взялось это выражение и что оно обозначает!»

Все авторы работы: «Нам было интересно работать с книгами, выискивая нужную информацию. Мы привлекали к работе наших родителей и вместе проводили поиск в Интернете. Мы убедились, что если самому искать дополнительный материал, тогда и учиться становится интереснее. Ещё мы узнали много нового, необычного и даже удивительного. А пословицы и поговорки помогут нам более правильно и красиво выражать свои мысли».

Загадки про части тела человека легки и понятны детям, так как они про нас самих. В этих загадках часто сравниваются части тела с природой или семьей: братья живущие через дорогу или два светила — это глаза. Они просты и понятны для ребенка и в то же время развивают его кругозор.

Загадки про части тела помогают ребенку получить представление о своем организме. А процесс загадывания превращается в увлекательную игру с интересной жестикуляцией. Сайт «Мама может все!» собрал для вас как совсем простые загадки для малышей, так и более сложные для школьников и взрослых.

Есть всегда у людей
Есть всегда у кораблей.
(Нос)

Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят.
(Глаза)

Стоят два кола,
На колах - бочка,
На бочке - кочка,
На кочке - лес дремучий.
(Человек)

Тридцать два молотят,
А один поворачивает.
(Язык и зубы)

Когда мы едим – они работают,
Когда мы не едим – они отдыхают.
(Зубы)

Между двух светил я в середине.
(Нос)

Красные двери
В пещере моей.
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо, и хлеб —
Всю добычу мою
Я с радостью
Белым зверям отдаю.
(Рот, зубы)

Белые силачи
Рубят калачи,
А красный говорун
Новые подкладывает.
(Зубы, язык)

Белые силачи
Рубят калачи,
А красный говорун
Новые подкладывает.
(Зубы, язык)

Всегда во рту,
А не проглотишь.
(Язык)

Пять братьев:
Годами равные, ростом разные.
(Пальцы)

Две соседки-красавицы
Встретиться пытаются,
Поболтать, посмеяться,
О своём пошептаться,
Но гора на их пути -
Не перелезть, не обойти.
(Щеки)

На лице цветёт,
От радости растёт.
Ответ: (Улыбка)

У двух матерей
По пяти сыновей,
И одно имя всем.
(Рука и пальцы)

Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(Нос)

У Алешки – копной,
У Аленки – волной.
(Волосы)

Рассыпались песчинки
На щечках у Маринки.
(Веснушки)

Есть всегда у людей
Есть всегда у кораблей.
(Нос)

На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются.
(Веки и глаза)

Два близнеца - два братца,
На нос верхом садятся,
Сами верхом, а ноги - за ушами.
(Глаза)

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)

Идут четыре брата навстречу старшему.
— Здравствуй, большак, - говорят.
— Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка!
(Пальцы)

Полно корыто
Гусей-лебедей намыто.
(Зубы)

Тридцать два молотят,
А один поворачивает.
(Язык и зубы)

Один говорит, двое глядят, двое слушают.
(Язык, глаза и уши)

Не сеют, не сажают – сами вырастают.
(Волосы)

Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
(Пальцы)

В гнезде - яйцо,
На яйце - птица,
Птица яйцо
Крылом укрывает,
От ветра и дождя
Охраняет.
(Веки)

Всю жизнь друг друга догоняют,
а обогнать не могут.
(Ноги)

Полон хлев Белых овец.
(Рот и зубы)

Что за обедом всего нужнее?
(Рот)

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
(Сердце)

Полно корыто
Гусей-лебедей намыто.
(Зубы)

Ношу их много лет,
А счету им не знаю.
(Волосы)

Гладкое поле, белая полянка, ни травинки,
ни былинки, да посередке – ямка.
(Живот)

Две сестрёнки-подружки похожи друг на дружку,
рядышком бегут, одна – там, другая – тут.
(Ноги)

На красных холмах
Тридцать белых коней.
Друг другу навстречу
Помчаться скорей.
Ряды их сойдутся,
И смирным станут
До новых затей.
(Зубы)

Всегда во рту,
А не проглотишь.
(Язык)

Остёр, как бритва.
Сладок, как мёд.
И друга отыщет,
И врага обретёт.
(Язык)

Под горой - дыра,
А в дыре - отряд,
Воины смелые,
Ровные и белые.
(Рот)

Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
(Пальцы)

Солёная дождинка
Размыла тропинку,
С холма бежит,
Что это, скажи?
Ответ: (Слеза)

Солёная водица
Из огня родится.
(Слеза)

Огромные вилы
Пшеницу пленили,
Прошли по пшенице -
Пшеница в косицах.
(Волосы и расческа)

Рассыпались песчинки
На щечках у Маринки.
(Веснушки)

Поспорил Антип с Иваном,
Кто из них самый главный,
То один вперёд, то наоборот.
Пока идут, ссорятся,
А помирятся - остановятся.
(Ноги)

Одна другой касается -
Хлопок получается.
(Ладонь)

Два брата в разлуке
Скучают друг о друге,
А сойдутся вместе -
Сердятся и хмурятся.
(Брови)

Крутая скала
В косогоры вросла,
Над кручей лес
Возрос до небес.
Ответ: (Лоб)

1. Аппетит приходит во время еды, а жадность – во время аппетита .

2. Бабушка гадала , надвое сказала, то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет .

3. Бедность – не порок, а несчастье .

4. В здоровом теле здоровый дух – редкая удача .

5. В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду .

6. Везет, как субботнему утопленнику – баню топить не надо .

7. Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит .

8. Всяк правду ищет, да не всяк её творит .

9. Где тонко, там и рвётся, где толсто, там и наслаивается .

10. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить .

11. Гол как сокол, а остер как топор .

12. Голод не тетка, пирожка не поднесет .

13. Горбатого могила исправит, а упрямого – дубина .

14. Губа не дура, язык не лопата: знают, что горько, что сладко .

15. Два сапога пара, да оба левые .

16. Двое третьего ждут , а семеро одного не ждут.

17. Девичий стыд – до порога, переступила и забыла .

18. Дело мастера боится, а иной мастер дела .

19. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку .

20. Дуракам закон не писан, если писан – то не читан, если читан – то не понят, если понят – то не так .

21. Живем, хлеб жуем, а иногда и подсаливаем .

22. За битого двух небитых дают, да не больно-то берут .

23. За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.

24. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё .

25. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет .

26. И делу время, и потехе час.

27. И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит .

28. Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит .

29. Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому оба .

30. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте .

31. Лиха беда начало, а там уж близок и конец .

32. Лиха беда почин – есть дыра, будет и прореха .

33. Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся .

34. На (обиженных) сердитых воду возят, а на добрых сами катаются .

35. На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай .

36. Не все коту масленица, будет и пост .

37. Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит .

38. Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса .

39. Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется .

40. Один в поле не воин, а путник .

41. От работы кони дохнут, а люди – крепнут .

42. От овса кони не рыщут , а от добра добра не ищут.

43. Палка, о двух концах, туда и сюда бьет .

44. Повторенье – мать ученья, утешенье дураков .

45. Повторение – мать учения и прибежище для лентяев .

46. Под лежачий камень вода не течёт, а под катящийся – не успевает .

47. Пьяному море по колено, а лужа – по уши .

48. Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена .

49. Работа – не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо .

50. Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой .

51. Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит .

52. Рука руку моет, да обе свербят .

53. С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься .

54. Свой глаз – алмаз, а чужой – стекло .

55. Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда .

56. Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт .

57. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает .

58. Собаку съели, хвостом подавились .

59. Старость не радость, сядешь – не встанешь, побежишь – не остановишься .

60. Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет .

62. У страха глаза велики, да ничего не видят .

63. Ударили по одной щеке – подставь другую, но не позволь себя ударить .

64. Ума палата, да ключ потерян .

65. Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска .