«Счастливец тоже был»… Такими ироническими словами вводится в поэму Некрасова образ деда Савелия. Он прожил долгую, непростую жизнь и теперь доживает свой век в семье Матрены Тимофеевны. Образ Савелия, богатыря святорусского в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова очень важен, потому что он воплощает в себе идею русского богатырства. Тема силы, выносливости и долготерпения народа в поэме от главы к главе нарастает (вспомним историю силача на ярмарке, служащую предпосылкой к истории Савелия) и в конце концов разрешается в образе богатыря Савелия.

Савелий – выходец из глухих лесных краев, куда даже «черт три года дорогу искал». Уже само название этого края дышит мощью: Корега, от «корежить», т.е. гнуть, ломать. Покорежить что-либо может медведь, да и сам Савелий «на медведя смахивал». Сравнивается он и с другими зверями, например, с сохатым, причем подчеркивается, что он куда опаснее хищника, когда ходит по лесу «с ножищем и рогатиной». Сила эта проистекает из глубокого знания своего края, полного единения с природой. Видна любовь Савелия к своей земле, его слова «Мой лес!» звучат куда более убедительно, чем такое же заявление из уст помещика Оболта-Оболдуева.

Но в любой, даже самый непроходимый край, дотянется барская рука. Вольная жизнь Савелия заканчивается с приездом в Корегу немца-управляющего. Поначалу тот казался безобидным и даже не требовал полагающейся дани, но поставил условие: отработать деньги рубкой леса. Простодушные мужики построили из лесу дорогу и тут-то поняли, как сильно их обманули: по этой дороге приехали в Корежину господа, немец привез жену с детьми, и начал вытягивать из деревни все соки.

«И тут настала каторга
Корежскому крестьянину –
До нитки разорил!»

Долгое время крестьяне терпят издевательства немца – он бьет их и заставляет работать без меры. Многое может вытерпеть русский мужик, оттого-то он и богатырь, – так считает Савелий.
Так говорит он Матрене, на что женщина с иронией отвечает: такого богатыря и мыши заесть могут. В этом эпизоде Некрасов намечает важную проблему русского народа: его безответность, неготовность к решительным действиям. Недаром характеристика Савелия совпадает с образом самого неподвижного из былинных богатырей – Святогора, который в конце жизни врос в землю.

«Недотерпеть - пропасть, перетерпеть - пропасть». Так мыслит богатырь Савелий, и эта простая, но мудрая народная философия приводит-таки его к бунту. Под придуманное им словцо «Наддай!» ненавистного немца-управляющего закапывают в землю. И хотя за этот поступок Савелий попадает на каторгу, начало освобождению уже положено. Всю оставшуюся жизнь дед будет гордиться тем, что он, хоть «клейменый, да не раб!».

Но как же складывается его жизнь дальше? Больше двадцати лет провел он на каторге, еще двадцать отняли поселения. Но и там Савелий не сдавался, работал, смог собрать денег, и, вернувшись на родину, построил себе и своим домашним избу. И все же жизни его не дано завершиться спокойно: пока были у деда деньги, он пользовался любовью домашних, а когда они закончились – встретился с нелюбовью и насмешками. Единственной отрадой для него, как и для Матрены, становится Демушка. Он сидит на плече у старика «как яблочко в вершине старой яблони».

Но происходит страшное: по его, Савелия, вине внук и погибает. И именно это событие сломило прошедшего через плети и каторгу мужика. Остаток жизни дед проведет в монастыре и скитаниях, молясь об отпущение грехов. Именно поэтому Некрасов и называет его святорусским, показывая еще одну черту, присущую всему народу: глубокую, искреннюю религиозность. «Сто семь годов» жил дед Савелий, но долгожительство не принесло ему счастья, а сила, как он сам с горечью вспоминает, «по мелочи ушла».

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Савелий воплощает именно эту, глубоко сокрытую силу русского мужика и его огромный, хотя пока что не реализованный потенциал. Стоит разбудить народ, убедить его на время отказаться от смирения, и тогда он сам завоюет себе счастье, вот о чем говорит Некрасов с помощью образа богатыря Савелия.

Тест по произведению

Произведение:

Кому на Руси жить хорошо

Савелий – «богатырь святорусский», «С большущей сивой гривою, Чай двадцать лет не стриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал». По силе он точно был схож с медведем, в молодости охотился на него голыми руками.

Почти всю свою жизнь С. провел в Сибири на каторге за то, что живьем закопал в землю жестокого немца-управляющего. Родная деревня С. находилась в лесной глуши. Поэтому крестьяне в ней жили относительно свободно: «К нам земская полиция Не попадала по году». Но они безропотно терпели зверства своего помещика. Именно в терпении, по мысли автора, и заключается богатырство русского народа, но и этому терпению есть предел. С. присудили 20 лет, а после попытки побега добавили еще 20. Но все это не сломило русского богатыря. Он считал, что «Клейменый, да не раб!» Возвратившись домой и живя в семье сына, С. вел себя самостоятельно и независимо: «Семейки недолюбливал, В свой угол не пускал». Но зато С. хорошо относился к жене внука, Матрене, и ее сыну Демушке. Несчастный случай сделал его виновником гибели любимого правнука (по недогляду С. Демушку загрызли свиньи). В безутешном горе С. уходит на покаяние в монастырь, где и остается молиться за весь обездоленный русский народ. В конце жизни он произносит страшный приговор русскому крестьянству: «Мужчинам три дороженьки: Кабак, острог да каторга, А бабам на Руси Три петли…В любую полезай».

Одного из главных героев поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” - Савелия - читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь. Поэт рисует колоритный портрет этого удивительного старика:

С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал,

Особенно, как из лесу,

Согнувшись, выходил.

Жизнь Савелия оказалась очень непростой, судьба не баловала его. В старости Савелий жил в семье своего сына, свекра Матрены Тимофеевны. Примечательно, что дедушка Савелий недолюбливает свою семью. Очевидно, все домочадцы обладают далеко не самыми лучшими качествами, а честный и искренний старик это прекрасно чувствует. В своей родной семье Савелия называют “клейменым, каторжным”. А он сам, ничуть не обижаясь на это, говорит: “Клейменый, да не раб.

Интересно понаблюдать, как Савелий не прочь подшутить над членами своей семьи:

А крепко досадят ему -

Подшутит: “Поглядите-тко

К нам сваты!” Незамужняя

Золовушка - к окну:

Ан вместо сватов - нищие!

Из оловянной пуговки

Дед вылепил двугривенный,

Подбросил на полу -

Попался свекор-батюшка!

Не пьяный из питейного -

Побитый приплелся!

О чем свидетельствует такое отношение между стариком и его семейством? Прежде всего в глаза бросается, что Савелий отличается как от своего сына, так и от всех родственников. Сын его не обладает никакими исключительными качествами, не гнушается пьянства, почти напрочь лишен доброты и благородства. А Савелий, наоборот, добр, умен, незауряден. Он сторонится своих домочадцев, по-видимому, ему претят мелочность, зависть, злоба, характерные для его родственников. Старик Савелий - единственный, кто в семье мужа был добр с Матреной. Старик не скрывает всех тягот, которые выпали на его долю:

“Эх, доля святорусского

Богатыря сермяжного!

Всю жизнь его дерут.

Раздумается временем

О смерти - муки адские

В ту-светной жизни ждут”.

Старик Савелий очень свободолюбив. В нем сочетаются такие качества, как сила физическая и душевная. Савелий - настоящий русский богатырь, не признающий над собой никакого давления. В молодости Савелий обладал недюжинной силой, никто не мог с ним соперничать. К тому же жизнь раньше была иной, крестьяне не были обременены тяжелейшей обязанностью платить оброки и отрабатывать барщину. Как говорит сам Савелий:

Не правили мы барщины,

Оброков не платили мы,

А так, когда рассудится,

В три года раз пошлем.

В таких обстоятельствах и закалился характер молодого Савелия. Никто не давил на нею, никто не заставлял чувствовать себя рабом. К тому же сама природа была на стороне крестьян:

Кругом леса дремучие,

Кругом болота топкие,

Ни конному проехать к нам,

Ни пешему пройти!

Сама природа защищала крестьян от вторжения барина, полиции и прочих нарушителей спокойствия. Поэтому крестьяне могли спокойно жить и работать, не чувствуя над собой чужой власти.

При чтении этих строк вспоминаются сказочные мотивы, потому что в сказках и легендах люди были абсолютно свободными, сами распоряжались своей жизнью.

Старик рассказывает о том, как справлялись крестьяне с медведями:

Нас только и тревожили

Медведи... да с медведями

Справлялись мы легко.

С ножищем да с рогатиной

Я сам страшней сохатого,

По заповедным тропочкам

Иду: “Мой лес!” - кричу.

Савелий, словно настоящий сказочный богатырь, предъявляет свои права на окружающий его лес Именно лес - с его нехожеными тропами, могучими деревьями - является настоящей стихией богатыря Савелия. В лесу богатырь ничего не боится, он настоящий хозяин безмолвного царства вокруг себя. Именно поэтому в старости он оставляет семью и уходит в лес.

Единство богатыря Савелия и окружающей его природы представляется несомненным. Природа помогает Савелию стать сильнее. Даже в старости, когда годы и невзгоды согнули спину старика, все равно в нем чувствуется недюжинная сила.

Савелий рассказывает, как в молодости его односельчанам удавалось обманывать барина, скрывать от него имеющиеся богатства. И пусть за это приходилось немало вытерпеть, зато никто не мог упрекнуть людей в трусости и безволии. Крестьяне смогли уверить помещиков в своей абсолютной бедности, поэтому им удавалось избегать полного разорения и порабощения.

Савелий - очень гордый человек. Это ощущается во всем: в его отношении к жизни, в его стойкости и мужестве, с которыми он отстаивает свое. Когда он рассказывает о своей молодости, то вспоминает, как сдавались барину только слабые духом люди. Конечно, он сам к таким людям не относился:

Отменно драл Шалашников,

А не ахти великие Доходы получал:

Сдавались люди слабые,

А сильные за вотчину

Стояли хорошо.

Я тоже перетерпливал,

Помалчивал, подумывал:

“Как ни дери, собачий сын,

А всей души не вышибешь,

Оставишь что-нибудь!”

Старик Савелий с горечью говорит о том, что теперь уже в людях практически не осталось самоуважения. Теперь преобладают трусость, животный страх за себя и свое благополучие и отсутствие желания бороться:

Вот были люди гордые!

А нынче дай затрещину -

Исправнику, помещику

Тащат последний грош!

Молодые годы Савелия прошли в атмосфере свободы. Но крестьянская свобода не была долгой. Барин умер, а его наследник прислал немца, который сначала вел себя тихо и незаметно. Немец постепенно сдружился со всем местным населением, понемногу наблюдал за крестьянской жизнью.

Постепенно он втерся в доверие к крестьянам и велел им осушить болото, затем вырубить лес. Одним словом, крестьяне опомнились только тогда, когда появилась великолепная дорога, по которой до их богом забытого места можно было легко добраться.

И тут настала каторга

Корежскому крестьянину -

Нитки разорил

Вольная жизнь кончилась, теперь крестьяне сполна ощутили все тяготы подневольного существования. Старик Савелий говорит о народном долготерпении, объясняя его мужеством и душевной силой людей. Только по-настоящему сильные и мужественные люди могут быть столь терпеливыми, чтобы вытерпеть над собой подобные издевательства, и столь великодушными, чтобы не прощать подобное отношение к себе.

А потому терпели мы,

Что мы - богатыри.

В том богатырство русское.

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик - не богатырь"?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою - а богатырь!

Некрасов находит удивительные сравнения, говоря о народном долготерпении и мужестве. Он использует народный эпос, говоря о богатырях:

Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина... леса дремучие

Прошли по ней - сломалися.

А грудь? Илья-пророк

По ней гремит-катается

На колеснице огненной...

Все терпит богатырь!

Старик Савелий рассказываете том, как целых восемнадцать лет терпели крестьяне произвол немца-управляющего. Вся жизнь их теперь оказалась во власти этого жестокого человека. Людям приходилось работать не покладая рук. А управляющий всякий раз был недоволен результатами работы, требовал большего. Постоянные издевательства со стороны немца вызывают сильнейшее возмущение в душе крестьян. И однажды очередная порция издевательств заставила людей пойти на преступление. Они убивают немца-управляющего. При чтении этих строк приходит мысль о высшей справедливости. Крестьяне уже успели почувствовать себя абсолютно бесправными и безвольными. У них было отнято все, чем они дорожили. Но ведь над человеком нельзя издеваться совершенно безнаказанно. Рано или поздно придется расплачиваться за свои действия.

Но, разумеется, убийство управляющего не осталось безнаказанным:

Буй-городе, Там я учился грамоте,

Пока решили нас.

Решенье вышло: каторга

И плети предварительно...

Жизнь Савелия, богатыря святорусского, после каторги была очень нелегкой. Двадцать лет он провел в неволе, только уже ближе к старости оказался на свободе. Вся жизнь Савелия очень трагична, и в старости он оказывается невольным виновником гибели маленького внука. Этот случай еще раз доказывает, что, несмотря на всю свою силу, Савелий не может противостоять враждебным обстоятельствам. Он - всего лишь игрушка в руках судьбы.

Великий русский поэт Некрасов Н.А, затронул самые глобальные проблемы общества, объединив их в одной поэме «Кому на Руси жить хорошо». Трудно не выделить главных героев поэмы, на которых строится повествование.

Наблюдая за жизнью обычного народа при власти несправедливого правителя, сложно не брать во внимание судьбу святорусского богатыря Савелия.

В поэме читатель знакомится со стариком, который проживает с сыном и его семьёй. Отношение сына к отцу и наоборот, дружными и семейными назвать нельзя. По иронии судьбы, дед Савелий становится виновником смерти правнука. Чувство вины съедает старика, и он уходит в монастырь. Затем возвращается домой и вскоре умирает.

В молодости богатырь был наделён огромной силой, при этом главными его достоинствами были: бесстрашие, благородство, справедливость, терпение. Любовь к природе, дополняла героя храбростью.

Раньше у деда Савелия была беззаботная жизнь. Крестьяне во всём имели собственную свободу действий, до появления управляющего. Начались большие сборы оброка.

Жизнь крестьян превратилась в сущую каторгу.

Борьба за справедливость меняет характер не только Савелия, но и всего народа. Безвольные жители теряют веру и слабеют духом. Тем временем, терпение на исходе, а богатырский дух закаляется мечтой о расправе.

После расправы с правителем, Савелий на протяжении 20 лет находится в рабстве, выполняя тяжёлые физические работы. После неудачного побега, ещё 20 лет проводит на подселении.

Но в его сознании живёт надежда о светлом будущем.

Храбрость, гордость, вера, выносливость, терпение характеризуют старика долгожителя Савелия.

Жизнь как разменная монета, никогда не угадаешь, что будет дальше. Но несмотря на все курьёзы судьбы Савелий не сломался, он смог остаться непобедимым богатырём, героем того времени.

Сочинение Образ Савелия богатыря святорусского рассуждение

Великий русский писатель Некрасов ввел образ деда Савелия в свое произведение ироническим высказыванием, которое сразу же показывает отношение к этому герою и его смысл в этом произведении. Данный герой представлен образом взрослого, уже почти прожившего свою и жизнь, который теперь в итоге просто доживает свой век, в семье другой героини данного произведения.

Стоит отметить, что образ данного героя очень важен, так как он показывает идею русского богатырства, которая была так важна для русских людей в определенный момент времени.

Савелий является человеком, который по своему происхождением является выходцем из глухих лесов, дорогу в которые порой даже найти не возможно.

Внешне данный герой напоминает чем-то медведя, так же нельзя не сказать, что его можно сравнить и с другими животными, однако не менее опасными и хищными.

В его поступках, фразах отражается любовь к своей родине, к своей земле, на которой он вырос и жил. Времена были не простые, многие крестьяне терпели серьезные унижения от людей других сословий и были не подвластны своей воле и своим желаниям. По мнению нашего героя многое может вытерпеть русский мужик, именно поэтому они и называются богатырями. Такие фразы он высказывал всем своим близким и просто окружающим его людям, на что в ответ получал сильнейшие насмешки, ведь люди на такие заявления отвечали, что таких богатырей могут обидеть даже тараканы.
Вообще вся характеристика данного героя совпадает с характеристикой самого неподвижного, неуклюжего богатыря, который по сути своей мало что может и умеет, но тем не менее считает себя настоящим русским богатырем.

Жизнь и судьба данного героя были весьма не яркими и красивыми, больше двадцати лет своей жизни он потратил на каторгу, ещё примерно половину этого срока был в поселении. Но, несмотря ни на что Савелий ни разу не отчаивался, он везде старался честно работать и смог скопить некоторое состояние, чтобы по приезду домой построить и для себя, и для своей семьи довольно приличную избу, которая была не только крепкой и теплой, но и полностью считалась его личным достижением.

И всё-таки судьба этого героя вряд ли может называться счастливой. Отношение к нему всю жизнь было такое, пока он мог работать и соответственно зарабатывать денежные средства его любили и уважали, но как только он утратил данную способность сразу же стал получать насмешки и упреки в свой адрес.

Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Шишкина Утро в сосновом лесу 2, 3, 4, 5, 6, 7 класс

    Картина «Утро в сосновом лесу» написана талантливым русским художником Иваном Шишкиным. Он писал свою картину с натуры в российской глубинке. И очень точно передал состояние природы. Это картина типичного для

  • Наташа Ростова и Андрей Болконский в романе Война и мир сочинение

    «Война и мир» Льва Николаевича Толстого – книга, которая показывает читателю многие аспекты жизни людей. В них входят романтические и любовные отношения. Толстой анализирует такое понятие как любовь. Автор показывает любовь не только в приятном

  • Сочинение Повесть о настоящем человеке

    Сегодня хочется поговорить о людях. А точнее, о настоящих людях. Кто он такой, каков он, настоящий человек? В условиях современной действительности, в условиях экономической и политической ситуации в стране,

  • Семья Мелеховых в романе Тихий Дон сочинение

    В этом удивительном романе, который показывает все сложности жизни казачества в различные эпохи, читатель сможет открыть для себя огромное множество удивительных вещей, которые происходили в те суровые и прекрасные времена, так как мастер сумел полностью

  • Сочинение Про волка (2, 3, 4, 5 класс)

    В чаще, трудно проходимого леса, с болотистой местностью, за буераками, перелесками из ельника и сосняка, среди смешанных, лиственных дубрав, на дне глубокого оврага находится нора, питающегося материнским молоком, хищника – волка.

  • Я лично очень люблю грибы: собирать, готовить, есть... Собирать грибы - это всегда для меня целое приключение. Дедушка говорит, что поход за грибами напоминает охооту, но только

В мир крестьянской жизни России нас погружает поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Работа Некрасова над этим произведением приходится на время после крестьянской реформы тысяча восемьсот шестьдесят первого года. Это видно из первых строк «Пролога», где странники названы «временнообязанными», - так называли крестьян, вышедших из крепостной зависимости после реформы.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» мы видим многообразные образы русских крестьян, узнаем об их взглядах на жизнь, узнаём, какой жизнью они живут и какие проблемы существуют в жизни русского народа. Изображение крестьянства тесно связано у Некрасова с проблемой поисков счастливого человека - целью путешествия семерых мужиков по Руси. Это путешествие и позволяет нам познакомиться со всеми неприглядными сторонами русской жизни.

Одним из главных образов поэмы по праву считается Савелий, с которым читатель знакомится в главе «Пир – на весь мир». История жизни Савелия очень трудная, как и у всех крестьян пореформенной эпохи. Но этот герой отличается особым свободолюбивым духом, несгибаемостью перед тяжестью крестьянской жизни. Он мужественно переносит все издевательства барина, желающего поркой заставить своих подданных платить ему дань. Но всякому терпению приходит конец.

Так случилось и с Савелием, который, не перенеся хитростей немца Фогеля, как будто невзначай подталкивает его к вырытой крестьянами яме. Савелий, конечно же, отбывает наказание: двадцать лет каторги и двадцать лет поселений. Но не сломить его – богатыря святорусского: «клеймённый, да не раб»! Он возвращается домой, в семью сына. Автор рисует Савелия в традициях русского фольклора:

С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал...

Живёт старик обособленно от родных, так как видит, что нужен он в семье, пока давал деньги… С любовью относится лишь к Матрёне Тимофеевне. Но душа героя раскрылась и расцвела, когда сноха Матрёна принесла ему внука Дёмушку.

Совсем по-другому стал смотреть на мир Савелий, оттаял при виде мальчика, всем сердцем прикипел он к ребёнку. Но и тут злая судьба ставит ему подножку. Стар Савелий - уснул, когда нянчился с Дёмой. Загрызли голодные свиньи мальчика… Разрывается от боли душа Савелия! Принимает он вину на себя и кается во всём Матрёне Тимофеевне, рассказывая ей о том, как сильно он любил мальчика.

Остаток своей долгой стасемилетней жизни проведёт Савелий, отмаливая свой грех в монастырях. Тем самым Некрасов показывает в образе Савелия глубокую приверженность вере в Бога, сочетающуюся с огромным запасом терпения русского народа. Прощает Матрёна дедушку, понимает, как мучается душа Савелия. И в этом всепрощении тоже глубокий смысл, раскрывающий характер русского крестьянина.

Вот и ещё один образ русского крестьянина, о котором автор говорит: «счастливец тоже». Савелий выступает в поэме в роли народного философа, он размышляет над тем, должен ли народ терпеть бесправное и угнетенное состояние. Савелий сочетает в себе доброту, простоту, сочувствие к угнетенным и ненависть к угнетателям крестьян.

Н.А. Некрасов в образе Савелия показал народ, постепенно начинающий осознавать свои права, и силу, с которой надо считаться.

В 1866 году выходит в свет пролог поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов одним из первых понял, что долгожданная отмена крепостного права нисколько не улучшила жизнь крестьян. Дело в том, что крестьяне должны были откупаться от помещика, но денег у них на это не было. Поэтому Николай Алексеевич решает в своем произведении не только осветить тяжелое униженное положение простого народа, но и показать пути решения проблемы, как ему они видятся.

Одним из героев поэмы выступает Савелий, богатырь святорусский.

На вид это старик с большой нестриженой бородой, смахивающий на медведя. Ему было около ста лет. Земляки звали его «клейменым, каторжным». А он в ответ: «Клейменый, да не раб!» Дело в том, что в молодости, как вспоминает Савелий, у них была вольная жизнь:

Не правили мы барщины,

Оброков не платили мы,

А так, когда рассудится,

В три года раз пошлем.

Но все изменилось через несколько лет, когда присланный помещиком Шалашниковым немец-управляющий хитростью изменил порядки. В результате крестьяне попали в кабалу, терпя непосильный труд, барщину, оброк и даже физические наказания. Об этом Савелий говорит так:

У немца – хватка мертвая:

Пока не пустит по миру,

Не отойдя сосет!

Но не зря же русский мужик в лице деда Савелия назван богатырем:

А потому терпели мы,

Да наши топоры,

Лежали – до поры!

В результате, когда подвернулся случай, мужики во главе с Савелием зарыли немца Фогеля живым в строительной яме. За это и был дед сослан в Сибирь на каторжные работы. Но он не смирился. Однажды даже сбежал, но был пойман и нещадно избит. Хотя к порке Савелий уже привык. Главное для него было не сломаться морально, а остаться верным своим убеждениям. Убеждения же Савелия заключались в стремлении к вольной жизни. Неслучайно любимым его словом является «наддай», которое полюбилось и семерым странствующим мужикам, а также присказка: «Недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть».

Образом Савелия Некрасов хочет показать, что могучая сила, таящаяся в русском народе, спит до поры. Стоит только ее разбудить, направить на истинный путь, и тогда народ сам завоюет себе счастье.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -