Ведущий

Как живет в нас, наружу не вырвавшись, стон,
Так давно в нашем сердце болит Краснодон.
Мы не все там бывали, но мучил он нас он,
Как застрявший осколок свинца -
И не в шурф их бросали, а в наши сердца,
В нашу память, что с нами болит до конца.

(Кадр из документального фильма “Дорогами мужества”)
(Стоп-кадр на словах “Смерть за смерть...”)

Участники при появлении в кадре музея, выходят и становятся в композицию “Клятва”***

Ведущие выходят к боковым микрофонам.

(Фон “Журавли”на фоне кадров чтецы начинают читать)

  • Кто они были? Какими они были наши краснодонские мальчишки и девчонки из далеких сороковых годов?
  • Почему именно они, ни на миг не сомневаясь в своей правоте, приняли мученическую смерть? Почему они, имея выбор: я или Родина выбрали- Родину...!?
  • Движется время, стирает углы воспоминаний, лечит раны, выравнивает душевные потрясения. И в этом столько же естественного, сколько порой досадного и горького.
  • Но как росток сквозь асфальт пробивается суровая, но справедливая истина:

То, что отмечено печатью бессмертия,

Все вместе: забвению не подлежит.

  • Оно будет жить вечно, всегда волновать умы всех последующих поколений.
  • Давайте сегодня пропустим через себя ток времени, высокое напряжение Памяти, что позволит прикоснуться к их подвигу - сердцем

Чтец: 1942 год, 29 сентября. Запомни, ровесник, эту дату.
Чтец: В городском парке города Краснодона гитлеровцы живьем закопали 32 шахтера, которые саботировали работу шахт.
Чтец: Это страшное событие стало точкой отсчета создания молодежной подпольной организации...
Чтец: . . .которую по предложению Сергея Тюленина назвали “Молодая гвардия”

Ведущий: Трудно переоценить воинский подвиг и мужество краснодонских мальчишек и девчонок тех далеких СОРОКОВЫХ годов. Победа складывалась из больших и малых битв, известных и неизвестных, из мужества и героизма конкретных людей. И слава богу, что история сохранила имена всех, кто сражался в рядах “Молодая гвардия”

Чтец

Война взломала даже демографию,
И в сорок - трижды проклятом году,
В школярские ребячьи биографии,
Сумятицу внесла и чехарду.

Чтец

Измерив жизнь иными величинами,
Во взрослый мир ворвались напрямик,
Став чуть ли не матерыми мужчинами,
О юности не вспомнив не на миг.
Что гибель им? Они и смерти выше.
В могилах все построились в отряд.
Не думайте, что мертвые не слышат,
Когда о них живые говорят.

Ведущий: Всего неполных три месяца просуществовала молодежная организация “Молодая гвардиюя”, действовавшая в Краснодоне в период с октября 1942 по январь 1943 года. Задумаемся на минуту: сколько можно успеть за три месяца? Что можно сделать за три месяца?

Давайте, сегодня восстановим хронологию событий далеких для нас сороковых годов, как восстанавливали её мы, побывавшие в Краснодоне…

(Фон “ Священная война” Кадры из документального фильма)

Ведущий: Краснодон. 20 июля 1942 года. Город сдан врагу. По безлюдным улочкам притихшего городка проносится мотопехота, гремят сапоги оккупантов. Завоеватели принесли с собой новый порядок. Приказ немецкого коменданта гласил:

(Чтецы перестраиваются в клин после своих слов)

Чтец: “За неподчинение новому порядку расстрел”.
Чтец: “За уклонение от сдачи оружия - расстрел”.
Чтец: “За неявку на регистрацию - расстрел”.
Чтец: “За слушание радиоприемника - расстрел”.
Чтец: “За появление на улицах после 18-00 - расстрел”.
Чтец: “За саботаж на шахтах - расстрел”.

Ведущий: Вы только вдумайтесь в смысл объявления, вывешенного возле водопроводной колонки: “ Вода только для немецких солдат. Русские, берущие отсюда воду, будут расстреляны.

Вот так: высшая раса и рабы

(Фон “ Священная война” продолжается)

Чтец

Градом падали с неба бомбы,
На дыбы вставала земля.
Шли фашистские танки ромбом
И терзали броней поля.

Чтец

Пепел сыпался раскаленный,
Пепел смерти и пыль войны,
На окопы, на сад зеленый
Падал блесками тишины.

Чтец

На дома, что руинами стали
Опускался тревожный сон.
Только люди в домах не спали
Как в предгрозье ждал Краснодон

Чтец

Был он бомбой, и был он миной,
Был последним патроном он.
Непокорный, непобедимый
Ставший крепостью, Краснодон.

(Фон “ Безымянная высота”)

Ведущий: Что же такое сделали эти мальчишки и девчонки? Когда слышишь набившие оскомину “ расклеивали листовки”, то с трудом представляешь, что такое для населения оккупированного городка печатное слово, несшее известие о “своих”. Как глоток свежего воздуха, как вода умирающему от жажды были эти небольшие клочки бумаги, приносящие последние новости с фронта, поднимающие боевой дух! Ведь местное радио транслировало только немецкую музыку и объявления коменданта города.

Ведущий: В старых развалинах типографии ребята нашли шрифт, вырезали из резины недостающие буквы, отпечатали удостоверения для членов “Молодой гвардии” и листовки.

Ведущий: Возникшая из небольших разрозненных групп, окрепшая “Молодая гвардия” к концу 1942 года насчитывала 92 человека и представляла собой реальную силу. Немецкому командованию пришлось направить в Краснодон специальные силы гестапо, которые должны были очистить тылы от партизан..

(кадр из фильма “Молодая гвардия” Боевые дела молодогвардейцев)

Ведущий: А теперь представьте себе, что этим партизанам было всего от 14-ти до 20-ти!

(Перед словами чтецы выходят к микрофонам)

Чтец

Весна их только начиналась,
Казалось, жить еще и жить.
Но как же рано оборвалась
Судьбы связующая нить.
От зверских пыток став седыми,
Они в бессмертие ушли,
Оставшись вечно молодыми
Для поколений и земли.

(Песня “Как молоды мы были” На 2-ом припеве песни участники выносят демонстрируются кадры презентации с портретами молодогвардейцев, их много: они заполняют сцену, становясь рядом)

Ведущий: За время существования “Молодой гвардии”, а это недолгих три месяца, подпольщиками было совершено несколько военных и диверсионных операций.

Наверное, не столь важно, что ребята смогли сделать за эти три месяца, главное то, что фашисты не смогли сделать,благодаря деятельности “Молодой гвардии” Среди особо наш умевших операций подпольщиков:

Чтец: Освобождение 70-ти военнопленных из Волченского лагеря;
Чтец: Уничтожение вражеской автоколонны, следовавшей на юг;
Чтец: Подпольщиками было отбито у немцев стадо (около 500 голов), подготовленное к отправке в Германию;
Чтец: А в канун 25-й годовщины Великой Октябрьской революции над оккупированным Краснодоном, на глазах у обезумевших фашистов, гордо реяли красные флаги!

После каждой такой операции арсенал “Молодой гвардии” пополнялся новым оружием. К началу декабря на складе было 15 автоматов, 80 винтовок, 300 гранат, 10 пистолетов, 65 кг взрывчатых веществ и около 15 тысяч патронов...

С декабря 1942 года клуб имени Горького стал штаб-квартирой подпольщиков. Именно во время концертов, репетиций ребята обсуждал планы боевых операций.

В то время, когда шел концерт, была совершена одна из самых дерзких операций молодогвардейцев

В ночь на 6 декабря 1942 года подпольщики подожгли биржу труда с готовыми списками молодежи для отправки в Германию..

(Кадр из фильма “Молодая гвардия” поджог биржи (Фон “Бери шинель”)

Чтец

Я так решил, и это я исполню.
Всю жизнь отдам за Родину свою,
За наш народ, за нашу дорогую
Прекрасную Советскую страну!

(2 чтеца выходят к центральным микрофонам)

Юноша, исполняющий роль Олега Кошевого: Эти строки - из стихотворения Олега Кошевого. Этим не всегда удачно срифмованным строкам суждено жить вечно, ведь они - подлинные документы того периода истории нашей страны...

Ведущий: Читаем строки краснодонского подполья:

“Мешали добыче и отгрузки угля в Германию...”

Что для нас с вами эти строки, если мы не сопоставим факты: на 10-й день после освобождения области и Краснодона наш уголь пошел на- гора - немцам не удалось восстановить добычу в течение полугода.

Ведущий: При подходе регулярных частей Советской Армии молодогвардейцы считали главной своей задачей подготовку восстания.

Ведущий: Они жили..., и каждый прожитый ими день был подвигом! Эти ребята практически легализовали свою организацию. Немцам ни за что не удалось бы рассекретить подпольщиков, если бы не предательство

Ведущий: Штаб подполья дал указание молодогвардейцам небольшими группами пробираться к линии фронта. Но успели немногие.

Ведущие: В ночь с 4 на 5 января 1943 года в городе начались аресты. В тюрьму было брошено большинство молодогвардейцев.

Ведущий: О чем думали ребята в последние дни своей жизни? На освобождение из полиции не надеялся никто. Зная, как долго их искали, сколько немцами было приложено усилий, молодогвардейцы абсолютно трезво оценивали ситуацию. Они знали, что живыми не выйдет никто...

Ведущий:

Как страшно умирать в шестнадцать,
Как хочется чертовски жить
Не слёзы лить, а улыбаться,
Влюбляться и детей растить.
Но солнце клонится к закату,
Не встретить им уже рассвет.
В бессмертие ушли ребята
В рассвете юношеских лет

(Песня “Мгновения”)

Ведущий: Всех арестованных по очереди вызывали на допрос, били, истязали.

Ведущий: Из следственных документов по делу краснодонской полиции: “Во время допросов всех без исключения молодогвардейцев избивали до потери сознания, им ломали руки, ноги, пальцы, затем обливали холодной водой и бросали в карцер, где инсценировали казнь через повешение...

Ведущий: ..Иван Земнухов был ослеплен во время побоев, осколки очков вонзились ему в глаза...”.. нет сил перечислять их муки дальше...

(Кадр фильма “Молодая гвардия” сцена допроса)

Звучит “Метель” г. Свиридова, ведущие выходят на сцену

Чтец

Эта недобрая зима,
Мороз, метель и дикий ветер.
Стонала матушка-земля
Шли на погибель её дети

Чтец

Главное - выстоять!
Слышите? Выстоять!
Сердце, как выстрелы,
Гулкие выстрелы.
Чьи это карие
Слезы наполнили?
Вам эти камеры что-то напомнили?

Чтец

Будьте вы стойкие
Будьте спокойные.
Слышите, слышите,
Бьют бронебойные.
Плюйте в лицо палачам и предателям.
Вы над собой насмехаться не дайте им.
Главное - выстоять!
Слышите? Выстоять!

Чтец

Им, палачам, ваши взгляды не выдержать.
Главное - выстоять!
Главное - выдюжить!
Стены у камеры кровью обрызганы.
Стены, как место прощания с близкими.

(“Адажио” продолжается,)

Ведущий: Страшна не сама казнь. Она - мгновенье. Страшно то, что до этого мгновения человек проживает свою смерть десятки, сотни, тысячи раз. И эти тысячи раз, когда он умирает в своем воображении, нестерпимы

Чтец

Камеры наши, не марши парадные,
Станут для вас, как листочки тетрадные,
Где на прощанье родным и наследникам
Вы начертаете строки последние.

Чтец

Вьюга по городу бродит хозяйкою.
Воет собака бездомная - зябко ей.
Улица смотрит глазами оконными.
Мальчики наши идут непокорные.

(Кадр “Казнь” из фильма “Молодая гвардия”)

Чтец

Мальчики наши уходят в бессмертие...
С темного неба снежинки несметные
Падают, тая на лицах измученных.
Только луна, притаившись за тучами
Видела:
Крепко сцепившись в объятии,
Выплюнув в морды фашистов проклятия,
Непокоренные муками голода
С песней, взлетевшею птицей над городом
Наполовину живые, но твердые
Падали, падали песенно-гордые.
Только холмы, стариканы столетние
Слышали залпы в ночи пистолетные.
Падали в шурф она гордые, больные,
Мальчики, мальчики, больно мне, больно мне

(Кадр “Казнь” продолжается и заканчивается)

Учитель:

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим...
Это нужно - не мертвым,
Это надо - живым

(Выносятся свечи ребята, исполняющие роли молодогвардейцев, и поочерёдно ставятся к портретам)

Олег Кошевой - навеки 16
Любовь Шевцова - навеки 18
Иван Земнухов - навеки 18
Сергей Тюленин - навеки 17
Ульяна Громова - навеки 17
Иван Туркенич - навеки 20

Ведущие:

До вмятинки прочитаны
Стоят они застывшие
Ещё и не мужчинами,
Уже и не мальчишками.
Солдатами бессменными
Стоят и днем и вечером.
В глазах у них бессмертие,
Великое и вечное

(На фоне кадра “Выстрелы” звучит “Песня о далёкой Родине”.После песни)

Учитель:

Разве погибнуть ты им завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина?
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты их смерти, Родина?
Пламя ударило в небо - ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: Вставайте на помощь…” - Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: Я или Родина!
Вечная слава героям!
Слава героям, слава!

(фоновая музыка - вокализ)

Но зачем она им, эта слава - мертвым?
Для чего она им, эта слава, - павшим?
Все живое - спасшим.
Себя не спасшим.
Для чего она им, эта слава мертвым?..
Если молнии в тучах заплещутся жарко
И огромное небо от грома оглохнет,
Если крикнут все люди земного шара, -
Ни один из погибших даже не вздрогнет.

Чтец

Знаю: солнце в пустые глазницы не брызнет.
Знаю: песня тяжелых могил не откроет!

Чтец

Но от имени сердца,
От имени жизнь повторяем:
Все: Вечная слава героям!!!

(Минута молчания - метроном)

Песня “Молитва”

Ведущий: В феврале 1943 года в городе Ровеньки в Гремучем лесу были расстреляны Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Виктор Субботин, Дмитрий Огурцов, Семен Остапенко, которому было всего 15 лет.

А буквально через несколько дней, 14 февраля 1943 года советские войска освободили Ровеньки и Краснодон.

(Кадр “Похороны” на фоне после клятвы Ивана Туркенича - песня “Эхо”)

Ведущий:

Казалось бы все, конец истории...
Но все равно что-то ранит душу, не отпускает память...
Без исторической памяти черствеет сердце, ожесточается душа, теряется Родина.

Чтец:

После казни, пыток и допросов
Не сломили их фашисты, не смогли.
Часто задаю себе вопрос я:
“Мы, сегодняшние, так бы вот смогли?”

Чтец

Мы, поколение ХХI века не имеем права на малодушие потому, что знаем пример Жизни, пример борьбы и несгибаемой воли бессмертных героев молодогвардейцев. Это обязывает нас быть достойными их памяти.

Чтец

Мы рассказали вам историю из страшного прошлого нашей страны, потому что хотели, чтобы вы, как и они, любили жизнь, своих родных и близких, свою Родину. Чтобы вы знали, какой ценой достался нам этот мир, мир без войн и смерти миллионов людей.

Чтобы знали!
Чтобы помнили!

*** Все кадры приложены к сценарию Урока Мужества “Краснодон в камне” и

Внеклассное занятие по литературе на тему: В волшебном мире литературы

Автор: Кириличева Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы МКОУ "Рогожинская ООШ" Михайловский район Волгоградская область

Внеклассное занятие по литературе

Тема: В волшебном мире литературы.
Рекомендуется педагогам, воспитателям для работы с детьми 6-8 классов.
Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.
Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспитывать чувство патриотизма, эстетического вкуса, интереса к русской литературе, умение ориентироваться в мире литературных произведений и героев, коррекция и развитие устных речевых способностей, познавательной активности.
Оборудование: Карточки со стихами, с описанием и словами героев, с таблицей для составления слов (к-к),конверт+письмо (2 шт.), ноутбук, проектор для презентации, выставка рисунков и книг.

Ход занятия:

1. Не дерево, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. Что это? Правильно. Это КНИГА.
- Книга помогает узнать много нового и интересного. Книги учат нас добру и мудрости. Книги позволяют найти новых и верных друзей.
Сегодня мы проверим вашу смекалку, эрудированность и грамотность.
1.ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
- Буквы, выстроенные для переклички. (алфавит)
- Охотница до чужих мехов.(моль)
- Канцелярская «острячка». (кнопка)
- Домашний иллюминатор.(окно)
- Часть лица, которую иногда вешают.(нос)
- «Яйцо» в геометрии. (овал)
- Пора, которая в сентябре бывает «бабьей». (лето)
- Зеленая, от которой «мухи дохнут». (тоска)
- Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла. (огород)
- Комплекс средств, при помощи которых из Бабы-Яги можно сделать Василису Прекрасную.(косметика)
2.«ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
(Из него достают предметы, когда зрители отгадают их по описанию)
1. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)
2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)
3. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (камень)
4. Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь одного влиятельного, отличающегося своей чрезмерной худобой господина. Глупый человек будет искать ее среди скошенной травы, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Что это за предмет? (иголка)
5. Её нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)
6. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
7. Он может иногда подкатывать к горлу и застрять в нем. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (клубок)
8. Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «Черном ящике»? (ключ)
9. Её можно помещать на водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода)
10. Когда его целый сосуд, то находятся, не побоюсь этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда хоть немного чего-нибудь горького и несъедобного. (мед)
3. «ПРОЧТИ СТИХОТВОРЕНИЕ»
(Правильно расставив строки, добавив нужное слово, участники должны прочитать четверостишие)
Люблю грозу в начале …
Принакрылась снегом, точно ……
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не ………………..за нами!»
Ветер по морю гуляет И кораблик …………….
Вечор, ты помнишь, вьюга ……… На мутном небе мгла носилась
И шествуя важно, в спокойствии чинном Лошадку ведет под уздцы ………….
А вы друзья как ни садитесь Все в музыканты не ……………
Мы вольные птицы, пора, брат, пора Туда, где за тучей белеет ……………
Ягненок в жаркий день Пришел к ручью …………….
А ларчик просто …………………./
4.«СОСТАВЬ СЛОВО»
1. КулаК 2.КунаК 3.КулиК 4.КуроК 5.КлерК 6.КазаК 7.КабаК 8.КотиК 9.КомоК 10.КушаК
11.КубоК 12.КивоК 13.КатоК 14.КосяК 15.КадыК 16.КулёК
5.«УЗНАЙ ГЕРОЯ, АВТОРА, ПРОИЗВЕДЕНИЕ»
(Разгадай загадки о литературных героях. По музыке, кадру из кинофильма определи произведение)
Сказки Пушкина, «Руслан и Людмила», «Дубровский», «Метель», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба», «Уроки французского», «Дети капитана Гранта».
6.«БЕЗ ФРАЗЕОЛОГИЗМА И РЕЧЬ НЕ МОЛВИТСЯ»
Доскажи словечко! (Презентация)
- Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
(«Водой не разольешь»)
- Мы исходили городок
Буквально (вдоль и поперек).
- И так устали мы в дороге,
Что еле (волочили ноги).
- Фальшивят, путают слова.
Поют (кто в лес, кто по дрова).
Что это означает? (Презентация)
- Водить за нос – обманывать
- Вставлять палки в колеса – мешать
- В ежовых рукавицах – строго
- Задирать нос – гордиться, зазнаваться.
- Далеко-далеко – за тридевять земель
- Бежать очень быстро – сломя голову
- Работать очень хорошо – засучив рукава
- Давно не виделись – сколько лет, сколько зим.
7.«УГАДАЙ, КТО Я?»
(Детям раздаются карточки с описанием, фразами героев литературных произведений. Они зачитывают, остальные должны назвать имя героя) (Презентация)
«Я – Одихмантьев сын, сижу на дубу, засвищу – когда хочу» (Соловей-Разбойник)
«О девяти головах, конь под ним спотыкнулся» (Чудо-Юдо)
«Нраву кроткого такого, и жених сыскался ей…» (Царевна)
«Взял двух петухов, вдарил их друг об друга, так что больше они не дрались» (Герасим)
«Вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил» (Дубровский)
«В больших рукавицах, а сам с ноготок» (Влас)
«Нет братьев у меня, ещё нет отроду и году» (Ягненок)
«Волосы выщипаны, пуговок нет, а озямчик старенький» (Левша)
«Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою» (Старуха)
«Он был ранен в бою, и каждый считал долгом покормить его» (Конь)
8.«ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ…»
-Вспомните, кто был создателем первого славянского алфавита?
а)Борис и Глеб
б)Кирилл и Мефодий
в)Минин и Пожарский
г)Чук и Гек
- А знаете ли вы, что самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только «?». Что получил писатель в ответ?
а)Чистый лист бумаги
б)Пустое sms
в)«Ё»
г)«!»
- Так писатель узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.
9. «УЛЫБНИТЕСЬ»
- Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.
- С М.Ю.Лермонтовым я познакомился в детском саду.
- Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык.
- Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.
- Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.
- На поясе Тараса Бульбы держались люлька, пистолет и усы.
- Я надеюсь, что вы таких ошибок в своей речи не допускаете, а стараетесь сделать ее интересной, яркой и выразительной. Читайте книги, они вам в этом помогут. До новых встреч!
Данная разработка способствует развитию интеллектуальной, творческой сферы.

В форме литературного кружка дается общее представление о современной литературе, о путях ее развития и основных распространенных в современной литературе жанрах, идет знакомство с творчеством современного писателя Вячеслава Пьецуха, анализ его рассказа "Замыкание в Вене".

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект внеклассного мероприятия по литературе

для старших классов

Тема: «Современная литература: читать или нет».

Цели мероприятия:

  1. Формирование общих представлений о современной литературе, о путях ее развития и основных распространенных в современной литературе жанрах.
  2. Развитие устной речи, внимания, умения слушать.
  3. Воспитание интереса к современной литературе, уважительного отношения к собеседнику, оппоненту.

Форма проведения: литературный кружок.

Формы и методы обучения: беседа, лекция с элементами беседы, проблемная дискуссия, творческое задание.

Подготовительная работа:

учитель: подбор музыкального оформления, подбор книг, выбор рассказа для обсуждения (В.Пьецух «Замыкание в Вене»), составление лекции и беседы;

ученики: подготовка к презентации любимой современной художественной книги.

Оборудование: магнитофон, выставка книг современных авторов.

Оформление: выставка книг, запись темы на доске, парты соединены в один общий стол, за которым рассаживаются участники кружка.

Ход мероприятия:

Вступление.

Учитель: Я приветствую всех, кто пришел сегодня на наш литературный кружок. Сегодня мы обсудим интересную тему, которая вызывает много вопросов и порождает многочисленные споры в самых различных кругах. «Современная литература: читать или нет?» – это тема нашего заседания. Одновременно она станет проблемой, которую нам предстоит решать.

Вводная беседа.

Учитель:

Наверное, вы хотя бы небольшую часть своего свободного времени уделяете чтению любимых книг. Какие книги вы читаете?

Какую художественную литературу вы предпочитаете: классическую или современную?

Что из современной литературы вы читали или читаете?

Нравится ли вам современная литература? Предпочитаете ли вы современную литературу классической? Почему предпочитаете? Если нет, то чем вас не привлекает современная литература?

Лекция с элементами беседы «Основные черты современной литературы».

Учитель: Чтобы вы имели более полное представление о современной литературе, я вам расскажу о ней.

Современная литература – явление сложное и спорное. Невозможно сегодня однозначно ответить на вопрос, что есть такое современная литература, какая она. На сегодняшний день в нашей стране есть много писателей, известных и неизвестных, т.к. есть широкие возможности писать.

Если говорить о современной литературе в целом, то можно выделить три пути развития современной литературы:

  1. первый - путь, продолжающий традиции реалистической русской литературы,

традиции классики XIX века, но по-своему. Для нее характерны:

Позиция писателя как носителя истины;

Стремление писателя понять закономерности жизни и ее противоречия;

Писатель исходит из того, что человека и мир познать возможно.

Отличие современной реалистической литературы в том, что она наряду с социальными и историческими проблемами представляет своих героев и в сфере частной жизни. Примеры: «Плаха» Ч.Айтматова, «Карьер» В.Быкова, «Пожар» В.Распутина. Круг проблем замкнут на проблемах личностного плана в произведениях Виктории Токаревой (Учитель демонстрирует книгу и дает рекомендации к прочтению нескольких рассказов).

  1. Второй путь развития литературы – это постмодернизм. Но это

понятие характеризует не только литературное направление и творческий метод писателя, но и тип мировоззрения: постмодернизм – это мироощущение, что наступил конец человеческой истории вообще. В постмодернизме реальность игнорируется как данность. В литературном творчестве это мировоззрение проявляется в конструировании художественной реальности, в игре с текстом. Понятие «текст» принимает более крупный масштаб: мир воспринимается как текст. Человек – это тоже текст, который несет много информации. В постмодернизме (это касается и русской, и зарубежной литературы) мир разделен на разобщенные части. Мир есть нарисованная картина. Автор умирает, его нет в тексте. Он ничего и никого не оценивает, как это было у Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого в XIX веке. Текст включает в себя много различных цитат, реминисценций. Происходит своеобразная игра со всеми элементами художественного произведения. Мы видим героя, который может сочетать в себе несочетаемые черты.

Читали ли вы роман П.Зюскинда «Парфюмер»? (или хотя бы смотрели экранизацию этого произведения?)

Роман был написан в 1985 году. Он является одним из ярких примеров литературы постмодернизма. Он имеет подзаголовок «История одного убийцы», т.е. предполагается, что это детектив, но роман не детектив. «Парфюмер» - это история одного мальчика, описанная с самого рождения до смерти. Действие происходит во Франции и начинается в Париже. Мы следуем за героев повсюду. Этот мальчик обладал особым даром – исключительным, невероятным обонянием. На страницах романа Зюскинд описывает запахи и делает это так хорошо, что начинает пахнуть каждая страница. Убийцей герой становится случайно: ему нужно создать божественный запах, который может получиться только от человека. И тогда он начинает убивать всех красивых молодых девушек страны, чтобы собрать их запахи. Но сцены убийств написаны так, что не вызывают страха и даже отвращения, они описываются как ненастоящие действия. Герой не похож на человека: он многократно сравнивается с пауком и носит показательное имя – Гренуй, что в переводе с французского означает «лягушонок». В этом романе автор играет с другими, предшествующими литературными текстами, строит диалог с другими авторами, существующими традициями, смеется над ними, потому что, по мнению постмодернистов, история уже кончилась. Герой никак не оценивается, Гренуй предстает как гениальный художник.

В русской литературе под влиянием постмодернизма происходит размывание систем ценностей. Истины нет. Плюрализм, многозначность абсолютно во всем. Нет ничего единого. Мы и сейчас живем в ситуации постмодерна. Примеры: «Чапаев и пустота», «Жизнь насекомых» Виктора Пелевина, «Бесконечная пустота» Дмитрия Голковского. (Учитель демонстрирует сборник рассказов «Антология современного рассказа» и зачитывает представленных авторов и их произведения).

  1. Третий путь развития современной литературы – это путь синтеза,

слияния традиций реализма, постмодернизма и модернизма, характерного для первой половины XX века (поэты Серебряного века в России, в зарубежной литературе – Ф.Кафка, например). Мы часто встречаем постмодернистские приемы, но не постмодернистскую реальность, в литературном произведении все реально. По пути абсолютного синтеза идут Т.Толстая, Л.Петрушевская, Довлатов, из поэтов – И. Бродский. (Учитель зачитывает фрагмент или все стихотворение И. Бродского). Героями писателей, идущих по такому пути, оказываются маргиналы: больные, слабоумные, люди «социального» дна, беззащитные (дети, старики). В рассказах Т.Толстой проявляется сочувствие к таким людям.

В современной литературе темы оказываются разнообразными. Предмет описания также различен. В современной литературе есть такие жанры, как политический роман, психологический роман, детективный роман, роман-фэнтези, сентиментальный роман, эротический роман. Предметом многочисленных острых дискуссий становится наличие в литературных произведениях откровенных, постельных, сцен, мата. То, что раньше опускалось, сейчас изображается во всех подробностях. Мат используется для экспрессии, но может быть только в репликах героев. Если он присутствует в авторской речи, нужно искать причины сознательного включения ненормативной лексики в текст или сомневаться в литературном профессионализме автора, т.к. мат снижает, портит художественное произведение. Поэзия во многом меняется: чаще используется игра слов. Поэты пытаются воссоздать тишину и молчание (А.Бик-Булатов).

Учитель: Теперь мне бы хотелось узнать, что же вы читаете из современной литературы. Вам было дано задание, подготовить презентацию своей любимой книги или последней прочитанной книги.

Презентация любимых книг. (После презентации участники кружка задают вопросы выступающему относительно его книги).

Чтение и аналитическая беседа.

Учитель: А теперь я хочу познакомить вас с творчеством современного писателя Вячеслава Пьецуха.

Вячеслав Алексеевич Пьецух – русский советский прозаик, родился в 1946 году в Москве, окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской, работал учителем истории в школе. Живет в Москве.

Фантаст, видный представитель литературного авангарда, его произведения имеют явно выраженную сатирическую направленность. Вместе с тем в ряде произведений писатель вполне серьезно и оригинально разрабатывает такие направления научной фантастики, как альтернативная история. Например, одна глава романа «Роммат» (1989) , название которого расшифровывается как «романтический материализм», посвящена описанию победы декабристов и ее последствий; в рассказе «Разговор» (1990) исследуются (в более легкомысленном ключе) последствия победы белых в Гражданской войне. В двух других рассказах – «Новый Завод» (1987) и «Чаепитие в Моссовете» (1990) – построены варианты весьма двусмысленной утопии и антиутопии близкого будущего; во втором рассказе нарисована впечатляющая картина обезлюдевшей Москвы, из которой все подались на Запад.

Давайте прочитаем фантастический рассказ В. Пьецуха «Замыкание в Вене». (На столе лежат распечатки этого рассказа. Один из учащихся читает рассказ вслух).

Аналитическая беседа:

Учитель: Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

Показался необычным, не сразу можно понять суть рассказа.

Учитель: Какая структура у рассказа?

Сначала идет что-то похожее на предисловие, а затем уже сам рассказ.

Учитель: Можете ли сказать, какова тема этого рассказа?

Сложно определить, потому что рассказ сложен по структуре.

Это нужно, чтобы лучше выразить идею и свое отношение к современной литературе.

Учитель: Если бы этот рассказ был без всякого критического предисловия, то он был бы художественным?

Был бы, но мы хуже поняли бы его и, может быть, сочли бы за плохой рассказ.

Учитель: Как вы думаете, соответствует ли рассказ его предварительной характеристике?

Да, потому что рассказ написан как описание того, что было в жизни. А с другой стороны, такого на самом деле быть не может.

Учитель: В этом рассказе есть черты научной фантастики, когда с полной серьезностью и реалистично подробно изображаются технические процессы или явления, которых на самом деле не было. Какие тут можно выделить литературные приемы?

Гиперболизация.

Учитель: Характерные черты – сказочность и карнавальность. С помощью каких выразительных средств реализуется этот прием?

Сравнение, эпитеты.

Он сатирически относится к тому, что описывает.

Учитель: Вы можете представить себе ситуацию, которая происходит в рассказе?

Поверить можно, но этого нет на самом деле.

Учитель: Это характерно для научной фантастики. Можете ли вы вывести идею рассказа?

Рассказы берутся из жизни. А наша жизнь оказывается порой смешнее, чем сатирическая литература.

Дискуссия.

Учитель: Теперь, после моего рассказа и ваших презентаций, представление о современной литературе у вас расширилось. Хочу услышать ваше мнение.

Вопросы для дискуссии:

  1. Как вы думаете, стоит ли читать современную литературу или лучше читать классику?
  2. Что может дать нам нового современная литература?
  3. Как определить, что данное современное произведение стоит читать, а другое – нет?
  4. Допустимы ли в литературном произведении сцены насилия, откровенные сцены и мат?
  5. Почему в последнее время становится все больше писателей?
  6. Какие темы преимущественно, на ваш взгляд, должны быть в литературе?
  7. Хотели бы вы быть писателем?

Итог мероприятия:

Учитель: Итак, ответим окончательно на поставленный сегодня вопрос: читать или не читать современную литературу? (Учащиеся высказывают несколько мнений).

Заключительное слово учителя.

Необходимо читать и знакомиться с современной литературой, т.к. литература – отражение современной жизни и современной культуры. Современная литература вбирает в себя весь прошлый культурный и литературный опыт и уже является предметом изучения не только в вузах, но и в школах. Только нужно вырабатывать свой читательский вкус и научиться отличать золото от мишуры, хорошее литературное произведение от графоманского. Художественность предполагает отражение жизни в образах. Н.Г. Чернышевский говорил следующее: «Только произведение, в котором воплощена истинная идея, бывает художественно, если форма совершенно соответствует идее». Всем спасибо за участие, успехов в творчестве и выборе книг! До встречи на занятиях кружка!


11 февраля у нас в школе прошла очередная метапредметная олимпиада, на этот раз посвящённая книге Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» и связанной с ней Викторианской эпохой. В актовом зале школы собрались участник соревнования: ученики 5-8 классов. Суть метапредметной олимпиады в том, что в команды собираются разновозрастные ребята, по ходу мероприятия они учатся взаимодействовать, проявлять себя, свои лидерские качества, креативность, коммунникабельность, чувство коллективизма, то есть все те качества, которые сейчас нужны в современной жизни. Названия команд были по именам героев сказки Кэрролла: Чеширский Кот, Дама Червей, Птица Додо, Черепаха Квази. Как вам такие названия?

На первом этапе игры ребятам было предложено три задания. Первое - соотнести предметы с их английскими названиями, перевести английские названия на русский язык. Были представлены изобретения, авторами которых были англичане. Это циркуль, термос, градусник, сифон, туалетная бумага.

Второе задание для творческих ребят. Сочинить лимерик. Вы не знаете, что это такое? Мы тоже не знали, но, оказывается, Л. Кэрролл со своими подружками сочинял вот такие:

Бородатый старик из Бангора

Говорил: «Не неси мне позора!

Разве знал я, что птицы

Куры, совы, синицы –

В бороде заведутся так скоро?»

Ну, вы понимаете, что у англичан своеобразное чувство юмора. Ребята сочинили интересные варианты своих лимериков и дополнили их иллюстрациями.

Третье задание для математиков. Попробуйте решить задачку, в которой надо перевести футы и дюймы в сантиметры. Честно признаемся, что правильно эту задачу решила только одна команда.

Во втором туре ребята готовили и защищали проект – коллаж одной из английских колоний времён королевы Виктории. Это Канада, Австралия, Индия и Африка. Во-первых, надо было угадать, что в предложенном наборе картинок лишнее, отобрать нужное, используя материалы интернета, нарисовать коллаж и «защитить» его.

Все работали сплочённо и очень активно, даже ребята из 5-ых классов не отставали. В итоге победила команда Чеширский Кот, с чем мы её и поздравляем!




Композиции и викторины по литературе

Есенинский фестиваль

К 120-летию С. А. Есенина мы подготовили в школе Есенинский фестиваль. К работе были подключены все учителя русского языка и литературы, ребята всех 5-11 классов. Кто-то готовил выразительное чтение стихов, кто-то - мини-проекты в виде видеороликов, виртуальных экскурсий, кто-то пел, кто-то танцевал. Хочу здесь показать чтение стихотворений Есенина. Многие мальчики просто поразили, как они продекламировали их. Мы можем как угодно высокомерно относиться к фильму "Есенин" с С. Безруковым в главной роли, но надо отдать должное этому фильму: он пробудил интерес школьников к личности Есенина, они смотрят фрагменты, берут в руки книгу, многие учат стихи, копируют исподволь манеру чтения Безрукова.

Посмотрите несколько фрагментов с репетиций фестиваля. Сразу оговорюсь: это не мои ученики.

Салон З. Волконской

мероприятие, посвящённое теме любви в жизни и творчестве А. С. Пушкина. Внеклассное мероприятие проводится параллельно с изучением творчества А. С. Пушкина. Рекомендовано для учащихся 9-ых классов. Развивает творческий потенциал учащихся, знакомит с окружением Пушкина, с адресатами его любовной лирики: Анной Олениной, Амалией Ризнич, А. П. Керн; даёт возможность окунуться в эпоху начала XIX века. Стимулирует познавательную деятельность учеников, интегрирует знания учащихся по литературе, МХК.

Спектакль о жизни и творчестве А. Блока

Литературно-музыкальная композиция рассказывает о любви Александра Блока к трём женщинам: Л. Д. Менделеевой, Н. Волоховой, Дельмас. Музыкальным сопровождением к спектаклю служат записи из спектакля Эфроса "Незнакомка" в исполнении В. Высоцкого, М. Казакова, О. Анофриева.

Спектакль, посвящённый М. Ю. Лермонтову

Данная разработка была опубликована когда-то в 70-е годы прошлого века в журнале "Литература в школе". Я только лишь чуть сократила сценарий. Это мероприятие требует большой подготовки. Хорошо, если в зале есть прожектор, но его можно заменить диапроектром. Голос из динамика олицетворяет Власть.

Игры и викторины по литературе

Игра по роману "Герой нашего времени"

Игра по творчеству Л. Н. Толстого в 10 классе

создавалась к юбилею писателя и состоит из нескольких конкурсов. Блиц-турнир по биографии писателя, угадай героя, конкурс, посвящённый портретам Л. Н. Толстого и иллюстрациям к его произведениям. Заранее ребята готовят домашнее задание: представление героя, ребус, инсценировку.

Игры и мероприятия по русскому языку

Сценарий спектакля по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" я написала в первые годы работы в школе, так как самый первый свой урок литературы давала на практике в институте именно по "Ночи" - моей любимой повести.

Этот спектакль проводился в 5 классе, в кабинете физики, а не в актовом зале на день Святого Валентина (вот такие у нас праздники теперь!)

Зрители сидели за столиками - это были родители ребят. К спектаклю записали фонограмму. Например, полёт Вакулы на чёрте в Петербург шёл под музыку Грига к "Пер Гюнту" (танец троллей) Девочки пели колядки. Ребята старших классов на картоне нарисовали две избушки, они же были и кулисами. Повесили чёрный шёлковый занавес - на его фоне и летел Вакула. Слова от автора тоже шли под фонограмму. А ещё у нас был осветитель: одна девочка сидела рядом с диапроектором и направляла луч на исполнителей. Было достаточно впечатляюще. Но эта съёмка не очень хорошего качества, так как цифровых камер тогда не было.

Ведущий 1 В истории каждой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые люди выходят на историческую арену, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории. 190 лет отделяют нас от сурового студеного дня, когда лучшие сыны России вышли на Сенатскую площадь, чтобы ценою жизни своей разбудить крепостную Россию. «Сенатская площадь» и «Черниговский полк» стали историко-культурными символами. Достаточно произнести эти словосочетания и испытываешь смешанные чувства: гордость и грусть, первое- за сознательное выступление за свободу, второе- за первое трагическое поражение.

Ведущий 2 : Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге было подавлено. По приговору Верховного уголовного суда пятеро декабристов(П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев- Апостол, М. Бестужев- Рюмин, П. Каховский) в ночь на 13 июля 1826 года были повешены. 25 человек сосланы на вечную каторгу, десятки декабристов на каторжные работы сроком на 20 лет. Цена, которую заплатили первые революционеры за попытку преобразовать Россию, оказалась очень высока. Мрачные и сырые казематы Петропавловской крепости, каторга и многолетняя ссылка.

Ведущий 1: И вскоре одна за другой по тому же бесконечному сибирскому тракту направились жены декабристов

Ведущий 1 :стих

Ведущий 2 :стих

Ведущий 1 Как молоды они были тогда,как обаятельно женственны…

Слайд 4 Песня и видео из к/ф «Адмиралы»- «Любовь и разлука»

Слайд 5 Трубецкая

Ведущий1 : Первой выехала в Сибирь двадцатилетняя дочь графа Лаваля, Екатерина Ивановна Трубецкая.

Сцена разговора с царем (согласна,согласна…)

Сцена1

Николай 1 . Жена, следуя за своим мужем, становится причастной к его судьбе, теряет прежние звания, делается женой ссыльнокаторжного.

Княгиня Трубецкая: согласна

Николай1: дети, которые приживутся в Сибири, поступят в заводские крестьяне.

Княгиня: согласна

Николай 1: ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять невозможно

Княгиня: согласна

Николай1: не искать свиданий с мужем, за исключением двух раз в неделю, не передавать мужу никаких вещей, денег, бумаг, чернил. Никому не писать, не отправлять, не получать писем

Княгиня: согласна

Николай1: свидание с мужем лишь в арестантском платье

Княгиня: согласна

Николай1: ежели преступники уголовные, жуткие люди, погрязшие в пороке, надругаются над вами или же убьют, власти ответственности не несут.

Княгиня: согласна. Я готова пройти семьсот верст, которые отделяют меня от мужа, по этапу плечом к плечу с каторжниками. Прошу - отправьте меня сегодня же!

Трубецкая : Уже известно Вашему превосходительству желание моё разделить участь несчастного мужа моего. Повторяю Вам, что отказываюсь от всех земных благ и с чистой и спокойной совестью, добровольно передаю себя унижениям, бедности и всем ниспосланным трудностям горестного существования.

Ведущий 1:

Покоен, прочен и легок

На диво слаженный возок,

Сам граф - отец не раз, не два

Его попробовал сперва,

Шесть лошадей в него впрягли,

Фонарь внутри его зажгли.

Сам граф подушки поправлял,

Медвежью полость в ноги стлал

Творя молитву, образок

Повесил в правый уголок

И - зарыдал…

Княгиня - дочь

Куда - то едет в эту ночь…

Сцена прощания с отцом

Трубецкая

«Да, рвем мы сердце пополам

друг другу, но, родной,

Скажи, что ж больше делать нам?

Поможешь ли тоской!

Один, кто мог бы нам помочь

Теперь… Прости, прости!

Благослови родную дочь

И с миром отпусти!

Бог весть, увидимся ли вновь,

Увы, надежды нет!

Прости и знай, твою любовь,

Последний твой завет

Я буду помнить глубоко

В далекой стороне…

Не плачу я, но не легко

С тобой расстаться мне!

О, видит бог! Но долг другой,

И выше и трудней,

Меня зовет…Прости, родной!

Напрасных слов не лей!

Далек мой путь, тяжел мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь…

Гордись - я дочь твоя

Ведущий 1 : Через две недели было получено разрешение. В Красноярске сломалась карета, заболел провожатый. Княгиня продолжает путь одна, в тарантасе. В Иркутске губернатор долго запугивает ее, требует еще раз письменного отречения от всех прав.

Сцена разговора с губернатором

В Нерчинск! Закладывать скорей!

Пришел я - встретить вас.

Велите ж дать мне лошадей!

Прошу помедлить час. Дорога наша так дурна,

Вам нужно отдохнуть...

Благодарю вас! Я сильна...

Уж недалек мой путь...

Все ж будет верст до восьмисот,

А главная беда: Дорога хуже тут пойдет,

Опасная езда!.. Два слова нужно вам сказать

По службе, - и притом

Имел я счастье графа знать,

Семь лет служил при нем.

Отец ваш редкий человек

По сердцу, по уму,

Запечатлев в душе навек

Признательность к нему,

К услугам дочери его

Готов я... весь я ваш...

Но мне не нужно ничего!

(Отворяя дверь в сени.)

Готов ли экипаж?

Покуда я не прикажу,

Его не подадут...

Так прикажите ж! Я прошу...

Но есть зацепка тут:

С последней почтой прислана

Что же в ней: Уж не вернуться ль я должна?

Да-с, было бы верней.

Нет... не решусь я утверждать...

Но путь еще далек...

Так что же даром и болтать!

Готов ли мой возок?

Нет! Я еще не приказал...

Княгиня! здесь я - царь!

Садитесь! Я уже сказал.

Что знал я графа встарь,

А граф... хоть он вас отпустил,

По доброте своей,

Но ваш отъезд его убил...

Вернитесь поскорей!

Нет! что однажды решено

Исполню до конца!

Мне вам рассказывать смешно,

Как я люблю отца,

Как любит он. Но долг другой,

И выше и святей,

Меня зовет. Мучитель мой!

Давайте лошадей!

Позвольте-с. Я согласен сам,

Что дорог каждый час,

Но хорошо ль известно вам,

Что ожидает вас?

Бесплодна наша сторона,

А та - еще бедней,

Короче нашей там весна,

Зима - еще длинней.

Да-с, восемь месяцев зима

Там - знаете ли вы?

…Поверьте, вас не пощадят,

Не сжалится никто!

Пускай ваш муж - он виноват...

А вам терпеть... за что?

Ужасна будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его!

Быть так! Вас не спасешь, увы!..

Но знайте: сделав этот шаг,

Всего лишитесь вы!

"Да что же мне еще терять??

За мужем поскакав,

Вы отреченье подписать

Должны от ваших прав!

Нет! ими я не дорожу,

Возьмите их скорей!

Где отреченье? Подпишу!

И живо - лошадей!..?

Бумагу эту подписать!

Да что вы?.. Боже мой!

Ведь это значит нищей стать

И женщиной простой!

Я отпустить не вправе вам,

Княгиня, лошадей! Вас по этапу поведут

С конвоем...

Зачем бы разом не сказать?..

Уж шла бы я давно...

Велите ж партию сбирать

Иду! мне все равно!..

Простите! да, я мучил вас,

Но мучился и сам,

Но строгий я имел приказ

Преграды ставить вам!

Я не могу, я не хочу

Тиранить больше вас...

Я вас в три дня туда домчу...

(Отворяя дверь, кричит.)

Эй! запрягать сейчас!..

Ведущий 2: Екатерина Ивановна Трубецкая была дочерью графа Ивана Степановича Лаваля,. Мать Екатерины Ивановны владела большим медеплавильным заводом, золотым прииском и несколькими имениями. Дворец Лавалей на Английской набережной блистал изысканной красотой и роскошью убранства. Современников поражало великолепие баллов, которые давались в этом доме. На них бывала вся петербургская знать, император Александр I

Слайд 6 Кавалергарды

Слайд 7 Сибирь, рудники…

Трубецкая : Приехав в Нерчинск, я сняла маленькую избушку напротив каторжной тюрьмы. Избушка настолько мала, что ляжешь головой к стене - ноги упираются в двери, проснёшься утром - волосы примёрзли к стене. Я ограничила своё питание - суп и каша на обед, завтраки и ужины отменялись вообще.

Ведущий 1 Прошло 13 лет жизни в тюремных казематах. К тому времени семья состояла из трёх дочерей и маленького сына. В 1839 году закончился срок каторги декабристов, осужденных по первому разряду. Но царь не выпускал их. Семья поселилась в небольшом селе Оеке близ Иркутска.Тяжёлые годы ссылки подорвали здоровье княгини.

Вынести лампаду

Ведущий 2 Дом Трубецких со смертью княгини стоял, как мёртвый. В 1856 году Трубецкому разрешили выехать в Россию. Когда он уезжал, его провожал почти весь город. В Знаменском монастыре, где были погребены его жена и дети, князь простился с дорогой могилой и отбыл из Сибири, но всюду ему было неуютно и, прожив всего шесть лет после смерти жены, князь скончался.

Слайд 8 Волконская

Ведущий 1 : Вслед за княгиней Е.И.Трубецкой глубокой тёмной ночью покидала родные края молодая, совсем ещё юная княгиня Мария Николаевна Волконская.

Волконская : «Я узнала о твоем аресте, милый друг. Я не позволяю себе отчаиваться… Какова бы ни была твоя судьба, я ее разделю с тобой, я последую за тобой в Сибирь, на край света, если это понадобится, - не сомневайся в этом ни минуты, мой любимый Серж.

Ведущий2 : Ее муж был осужден на вечную каторгу.

Волконская: Простите, родные! Мне сердце давно Моё предсказало решенье. И верю я твёрдо: от Бога оно! А в вас говорит сожаленье. Да, ежели выбор решить я должна Меж мужем и сыном - не боле, Иду я туда, где я больше нужна, Иду я к тому, кто в неволе! Я сына оставлю в семействе родном, Он скоро меня позабудет. Пусть дедушка будет малютке Отцом, Сестра ему матерью будет. Он так ещё мал! А когда подрастёт И страшную тайну узнает, Я верю: он матери чувство поймёт И в сердце её оправдает!

Я ехала день и ночь. Примчавшись в Нерчинские рудники, не глядя, подписала всё, что от меня требовали, отреклась от всего и просила лишь одного - скорейшего свидания с мужем.

Сцена встречи с мужем (Песня «Жены декабристов») 1-2 куплета

Сцена Волконской с мужем (можно под «Аве Мария») под тихую музыку

Волконская(набрасывая черный платок) : январским днем 1828 года в Петербурге умирает мой маленький сын Николай. Мой отец попросил Пушкина написать эпитафию к надгробию моего сына. Вскоре Пушкин написал:

В сиянье, в радостном покое,

У трона вечного творца,

С улыбкой он глядит в изгнание земное,

Благословляет мать и молит за отца.

Смерть сына была для меня огромной потерей. Ничто не могло меня успокоить. Единственное мое утешение - мой родной, мой бедный Сергей.

Вскоре новое горе постигло меня - умирает мой отец. Перед смертью он все - таки простил меня. Перед смертью рядом с ним был мой портрет. Глядя на него, батюшка сказал:»Это самая удивительная женщина, которую я знал». 1830 год…август… Умирает моя крохотная дочка Софья, не прожив и одного дня. Но я нахожу в себе силы жить. Жить ради любимого человека.

Ведущий 2: 30 лет прожила на каторге и ссылке Мария Николаевна Волконская. Скончалась она в 1963 году, когда ей было 53 года.

Музыка «Аве Мария»

Слайд 9 Муравьева

Ведущий 1 : Фонтанка, 25. Море света, гремит музыка, бал. Среди танцующих Александра Муравьева, жена автора Конституции Северного общества - Никиты Муравьева.

Александра : С первой минуты, как я увидела Никиту, с первого свидания, с первого поцелуя хранила я в сердце радостное ощущение не проходящей влюбленности.

Слайд 10 Песня- видео «Не обещайте деве юной»

«Находящегося в отпуске капитана Гвардейского Генерального штаба Николая Муравьева арестовать!» — прозвучали гневно слова Николая I.

Александра. Мой добрый друг! Мой ангел! Твое письмо было для меня ударом грома. Ты - преступник! Ты - виновен! Это не умещается у меня в голове. Ты просишь у меня прощения, не говори со мной так, ты разрываешь мне сердце. Мне нечего тебе прощать. В течение почти трех лет, что я замужем, я не жила т этом мире, я была в раю. Счастье не может быть вечным. Не предавайся отчаянию, это слабость недостойная тебя. Не бойся за меня, я все вынесу. Я самая счастливая из женщин.

Александра: В феврале 1823 года я вышла замуж за 27-летнего гвардейского капитана Никиту Михайловича Муравьева. Я отправилась в Сибирь в начале январь 1827 года, доехала до Иркутска за 20 суток, купила небольшой деревянный дом недалеко от острога и получила разрешение два раза в неделю видеться с мужем.

Ведущий 2 Александра Григорьевна Муравьева, по отцу графиня Чернышева, была нежной, молодой, красивой женщиной. Многие декабристы в своих воспоминаниях говорят сердечные слова о ее душевной доброте и нежной натуре, о ее самопожертвовании. Именно ей передал А.С.Пушкин свое послание в Сибирь « Во глубине сибирских руд…»

Муравьева: Когда я получила разрешение на первое свидание с мужем, он был сильно болен, у него был жар. Прощаясь, я незаметно от стражи, положила комочек бумаги в его руку. Уже в камере, развернув его, Никита Муравьев увидел до боли знакомый почерк, ошибиться было невозможно, это было послание любящего друга А.С.Пушкина. Поэт даже не подозревал сколько душевной силы прибавилось у декабристов от его стихотворения..

Чтение стихотворения (читают все по очереди) тихо Аве Мария

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Ведущий 1 : В 1829 г. родилась дочь Софья. Но «с родины» приходили горькие вести: скончалась мать, отец впал в меланхолию, оставленные дочки умерли (одна совсем юной, другая, сойдя с ума). И все же на шутливый вопрос декабриста И.Д. Якушкина: «Кого же вы любите больше: Бога или Никитушку?» (мужа), она ответила с улыбкой

Муравьёва: Господь не обидится, что Никитушку люблю более .

Ведущий 1 : А ей было в то время 27 лет - оставалось жить полгода. Даже последние минуты своей жизни Александра держалась. Она продиктовала прощальные письма родным, утешала и ободряла мужа. В эти несколько часов прощания с женой Никита Муравьёв поседел. Она стала первой женой декабристов, нашедшей свою могилу на сибирской земле, позже на этом месте ее муж Никита Муравьев построил каменную часовню, где ночь и день горела лампада. До конца жизни Н. Муравьев не расставался с портретом жены».

Ведущий 2: Она умерла в Сибири в 28 неполных лет.

Слайд 11 Песня - видео «Еще не сшит твой наряд подвенечный».

Ведущий 1 : Так завершился жизненный круг ещё одной четы декабристов, отдавших 30 лет жизни Сибири. А ведь жён декабристов, разделивших судьбу своих мужей, было гораздо больше.

Ведущий 2 : «Слава и краса вашего пола! Слава страны, вас произрастившей! Слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности, таких чутких, идеальных жён! Вы стали поистине образцом самоотвержения, мужества, твёрдости. Да будут незабвенны ваши имена!» - писал декабрист А.Беляев.

Ведущий 1 :Запомните имена жён декабристов, которые на своём примере показали героическую стойкость и безграничную преданность русских женщин: Екатерина Ивановна Трубецкая, Мария Николаевна Волконская, Александра Григорьевна Муравьёва, Прасковья Егоровна Анненкова (Полина Гёбль), Наталья Дмитриевна Фонвизина, Александра Ивановна Давыдова, Камилла Петровна Нарышкина, Мария Казимировна Юшневская, Анна Васильевна Розен, Александра Васильевна Ентальцева, Варвара Михайловна Шаховская.

Немая сцена

Любила ты, и так, как ты, любить —

Нет, никому еще не удавалось!

О господи!.. и это пережить...

И сердце на клочки не разорвалось …

Романс «Посвящение женам декабристов»