Говорят, не за горами будущее, где выражение «офисный сотрудник» исчезнет из повседневного обихода. С каждым годом все больше людей ищут удаленную работу, все больше работодателей находятся в поисках эффективной команды, которая будет работать из разных уголков земли. Коллеги из EnglishDom поделились с своими HR-лайфхаками: рассказали, на что они обращают внимание, когда расширяют свою удаленную команду сотрудников и как «Теория поколений XYZ» делает их жизнь легче, а работу эффективнее.

Источник: photogenica

«Теория поколений» разработана американцами Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом. Их первая книга на эту тему — Generations (Поколения) вышла в свет в 1991 году. Следующая книга «Четвёртое превращение» («The Fourth Turning» ), вышедшая в 1997 году развила теорию. Авторы писали о четырёхчастном поколенческом цикле и повторяющихся моделях поведения поколений в истории США. 3 последних поколения, описываемых авторами, получили следующие названия:

  • «Поколение X» - люди, родившиеся в 1961-1981 года)
  • «Поколение Y» или «Миллениалы»: 1982-2004
  • «Поколение Z» — люди, родившиеся после 2005 года.

Несмотря на огромный пласт, описанный авторами — они прослеживали историю поколений с 1584 года, именно три последних поколения «современников» вызвали больше всего обсуждений. Их изучают, оценивают, формулируют то, что объединяет людей одного поколения и отличает от представителей другого.

Мы в EnglishDom за десять лет работы мы убедились, что эффективность команды зависит не от количества часов проведенных сотрудником в офисе. Все дело в индивидуальном подходе и мотивации. Поскольку наша команда работает удаленно, то вопрос эффективной мотивации приобретает особое значение. HR-специалисты EnglishDom, анализируя соискателей, пришли к выводу, что наиболее эффективным инструментом при наборе сотрудников для удаленной работы, является «Теория поколений XYZ». Теория основывается на различии ценностей людей разных поколений.

Из-за диаметрально противоположных факторов каждого поколения, оценивать соискателей по единой шкале ошибочно. Поэтому главной задачей является подбор профессионалов с учетом особенностей каждого поколения. Учитывая эти различия, выработалась система оценивания, подбора и мотивации персонала:

Поколение X

Мотивация:

  • интеграция в корпоративную культуру
  • стабильность и уверенность в будущем
  • четкое знание всех деталей своей работы
  • возможность обучения и личностного роста
  • фиксированный оклад

Сотрудники поколения X ценны фундаментальными знаниями и опытом.

Что мы предлагаем:

  • постоянную занятость
  • высокую зарплату
  • возможность обучения для дальнейшего карьерного роста
  • возможность пользоваться современными разработками и технологиями.

В нашем коллективе представителей этого поколения не более 15%, в основном в сфере преподавания.

Поколение Y

Мотивация:

  • денежное вознаграждение
  • отсутствие бюрократии в рабочем процессе
  • высокотехнологично оборудованное рабочее место
  • внедрение новых технологий в компании
  • оптимизация рабочего процесса
  • отсутствие дресс-кода и корпоративного этикета

Что мы предлагаем поколению Y:

  • возможность работать в удобном для них формате
  • работать из любой точки мира
  • свободный график
  • минимум формализации, отчетности и бюрократии
  • горизонтальные коммуникации
  • не ставим субординацию «во главу угла»

Представителей в нашем коллективе большинство. Именно эти сотрудники двигают и развивают компанию, в которой они работают.

Особенно удачным периодом для поиска талантливых сотрудников, наши HR-специалисты считают именно летнее затишье. Именно сейчас они наиболее свободны от работы и учебы. Ценных сотрудников можно найти, как и среди квалифицированных и опытных специалистов, так и среди студентов. На особенностях привлечения в компанию студентов стоит остановиться подробнее.

Всем здравствуйте! Существует интересная теория о похожих ценностях и особенностях поведения поколений, то есть групп людей, которые рождаются в определенный период времени и воспитываются под влиянием каких-либо масштабных событий. Эти группы людей называют поколение x y и z, и сегодня я хочу рассказать о каждом из них поподробнее.

Возникновение теории

В 1991 году Уильям Штраус и Нейл Хоув выдвинули эту идею о схожестях определенных групп людей, которые попали под влияние экономических и политических событий, или по причине активно развивающихся технологий. Её изначально стали применять для повышения уровня продаж, чтобы, учитывая особенности определенного возраста человека, иметь представление, каким образом ему предложить товар, чтобы он был им куплен.

В общем, и по сей день она находит применение в бизнесе, среди тимбилдеров, пиарщиков и менеджеров. А также очень помогает в отношениях, когда возникает непонимание между разными возрастными группами. Когда понимаешь про условия жизни и развития, к примеру, бабушки, то более приемлемо относишься к её стилю поведения, привычках, ценностях и даже ультиматумах. Ведь она росла совсем в другой обстановке, и это не её личная особенность поведения, а целого её поколения.

Генераций всего 4, и они сменяют друг друга примерно каждые 80 лет. Учёные успели отследить связь времён только за последние 500 лет, но если продолжить исследования, то вполне вероятно, что будет присутствовать схожесть особенностей характера и с людьми, жившими тысячелетие назад. Итак, существует генерация бэби-бумеров, x, y и z.

Я расскажу об условиях формирования ценностной системы и характера людей в России. Потому что в каждой стране свои исторически события, политическая и экономическая обстановка, которые оставили свой отпечаток на жизни населения. Нам ближе, понятнее и более знакомы условия, в которых жили наши родственники и живём мы.

Бэби-бумеры


Сильное поколение людей, которые родились в промежутке 1943 — 1963 годов. На этот период пришлась победа в Великой Отечественной войне, достижения в покорении космоса, и проживание Хрущёвской «оттепели». Названы так из-за того, что в это время было зафиксирован огромный всплеск рождаемости вследствие восстановления баланса после войны. Они отличаются своим патриотизмом, ведь им пришлось восстанавливать свою страну, в которую они верили и считали супердержавой.

Ценность представляют награды, грамоты, медали и всякие сертификаты. Они активны, и даже сейчас, кто ещё из них жив, стараются поддерживать своё здоровье с помощью минимальных хотя бы, но физических нагрузок. Они отлично работают в команде, общность для них очень важна. Активны, не останавливаются в своём развитии, так как имеют огромный интерес к познанию чего-то нового. Вся их жизнь посвящалась работе, к которой приступали в раннем возрасте, стремясь к самостоятельности.

Иксы


Это как раз то поколение, которое заряжало воду через телевизор, когда в 90-х годах стал популярен Чумак, или кодировалось от алкоголизма благодаря выступлениям Кашпировского. Период рождения пришёлся на 1964 – 1984 года. В это время начало увеличиваться число разводов и количество одиноких матерей, которые работали на заводах, чтобы самостоятельно воспитывать детей, вследствие чего упала рождаемость. Появились наркотики и СПИД. Война в Афганистане также повлияла на качество жизни и ценностную систему.

Иксы отличаются гиперответственностью, поэтому на первое место ставят заботу о других, иногда даже жертвуя собственными интересами. Из-за того, что их родители жили в сложное время, многие из которых были детьми войны, то не научились заботиться и дарить любовь. Поэтому иксы, недополучив ласку и внимание в детстве, ищут их уже в партнере. Любви и семьи хотелось настолько, что многие женщины готовы были терпеть избиение мужа, или его пристрастие к алкоголю.

Разница с их предшественниками в том, что они не готовы были работать на общественное благо, предпочитая заниматься самообразованием и познанием себя. Считается, что именно эта генерация больше подвержена возникновению депрессии. Так как большей частью в жизни испытывали тревогу, беспокойство и ощущение внутреннего конфликта, эмоциональной неустойчивости. Видимо из-за того, что игнорировали собственные желания и потребности, предпочитая удовлетворять чужие.

Игреки


Называют генерацией нулевых или миллениум (1984 – 2003). На формирование их ценностей повлиял распад СССР, появление новых технологий, теракты и военные конфликты. Газетам и книгам предпочитают интернет, где могут получить любые знания и узнать о новостях в мире. Эти люди отличаются своей наивностью, в силу того, что информация доступная, у них нет необходимости искать запрещённую цензурой литературу, в то время как у иксов гласности не было совсем, и им приходилось с подозрительностью изучать какие-либо материалы.

Игреки ценят свою свободу, они оптимистичные и веселые. Поколение бэби-бумов, достигшее цели, поднявшее целую страну, совсем не понимает игреков, готовых подчиняться и подстраиваться, а особенно за их непринятие недостатков других людей. Миллениумы отличаются от остальных тем, что для семейной жизни стремятся выбрать равноправного партнера, который будет вдохновлять на достижение каких-либо целей, который умеет поддерживать.

Уделяют внимание уровню качества своей жизни, желая получать удовольствие и удовлетворение. Поэтому для них важнее карьера, чем создание семьи. Не спешат с рождением детей, и не стремятся планировать своё будущее. Потому что экономический кризис, «сломавший» многих людей, показал нулевым, что стоит заботиться о настоящем и жить здесь и сейчас, в силу того, что будущее изменчиво и ненадежно. Они гибкие и умеют приспосабливаться к новым условия.

Не ценят знания, считая, что успеха можно добиться благодаря своим ресурсам, знакомствам и умению «крутиться». Такое обесценивание произошло из-за того, что они наблюдали, как родители, имевшие высшее образование, учёные и доктора наук, вынуждены были идти торговать на рынок из-за перестройки в стране, чтобы выжить.

Зэты


Сейчас ещё это дети, наше недалекое будущее, которое родилось или родится в период 2003 – 2023 годов. Они не знают, что такое голодомор, ощущают на себе заботу и любовь родителей, которые стремятся обеспечить им качественную жизнь. Можно предположить, что благоприятные условия их «взращивания» поспособствуют развитию здоровой ценностной системы, умению строить отношения, которые не разрушают личность, а помогают ей раскрыть свои возможности.

Зэты, в отличие от иксов, будут понимать, что, прежде всего, им необходимо обучение и получение знаний. И что они смогут опираться на них. И уже отличаются даже от нулевых тем, что схватывают новую информацию очень быстро. А освоение технологий совсем не представляет для них никакого труда. Ребёнок, рождённый в этот период, научается обращаться с телефоном или планшетом очень рано, порой, ещё не умея говорить.

Порой удивляет их возраст и стиль, потому что с развитием индустрии моды, в свободном доступе огромное количество красивой одежды, и малыши уже с ранних лет придают значение тому, как выглядят, желая быть модными и красивыми. Они очень свободолюбивы и с малых лет пытаются отстаивать своё мнение, требуя его принимать во внимание. Огромное количество возможностей вокруг помимо того, что развивает, но и сказывается на стиле поведения.

Зэты склонны к истерикам и капризам, они просто требуют то, что им захотелось. Эксперты считают, что эта генерация не будет способна находить компромиссы, и тем более прикладывать усилия для достижения своих целей. К тому же, столкнувшись с неудачей, эти дети в будущем будут сдаваться, вместо того, чтобы искать варианты решения. А это будет способствовать развитию неуверенности в себе, они не будут рисковать, чтобы добиться успеха.

Заключение

На этом всё, уважаемый читатель! Независимо от того, сколько лет вам или вашим близким, и к какому типу они относятся, следует помнить, что эта характеристика общая, которая не исключает индивидуальности в проявлениях, восприятии и свойствах характера. Просто условия, в которых жилы мы и наши родные, очень разные, и если это понимать, то вы сможете принимать другого таким, какой он есть, не пытаясь навязать свое видение.

Как работают, строят личную жизнь и воспринимают окружающий мир представители трех поколений — X, Y и Z — и что формирует главные различия между ними?

Фото: tomshw.it

Карьера

X: Ценят карьеру больше, чем деньги

Люди поколения X пришли на смену бэби-бумерам. Обычно к ним относят родившихся с 1965 по 1980 годы, но некоторые исследователи расширяют этот период до 1963-1983 годов.

Их подход к карьере социологи описывают как желание принимать вызовы, сотрудничать с коллегами и решать широкий круг задач. В карьере ими движет внутренняя мотивация: реализация возможностей, новые знания и развитие потенциала для них важнее, чем материальные поощрения, уход от наказания или мнение коллег. При этом, как показало исследование международной компании по управлению персоналом DDI, представители поколения X занимают 62% руководящих позиций в мире. На «бэби-бумеров» приходится 18%, на миллениалов — 20%.


Y: Рассматривают работу, как временный этап

Поколение  Y, или миллениалы, — те, кто родился в период с 1981 по 1995 годы. Профессор Университета Миколаса Ромериса в Вильнюсе Андриус Валикас, специализирующийся на управлении персоналом, изучил , как миллениалы относятся к работе. Он описывает их как сотрудников, которые привержены своей карьере и конкретным проектам, но у них отсутствует лояльность к организации, в которой они работают. Это отличает миллениалов от предыдущих поколений. Представители Y чаще всего рассматривают свою нынешнюю работу как временный этап, на котором они получают новые знания и навыки.

Z: Хотят строить карьеру в сети

Представители поколения Z — центениалы — родились со смартфоном в руках. К ним относят тех, кто появился на свет после 1995 года. Успешная карьера в глазах самого дигитализированного поколения напрямую определяется интернетом и приложениями. Так, самой привлекательной для центениалов является такая профессия, как популярный видеоблоггер Youtube,  — о такой карьере мечтают 37% респондентов опроса . На втором месте (35%) — разработчик программного обеспечения. Около 32% опрошенных хотели бы стать популярными пользователями Twitter с 1 миллионом фолловеров, а еще 26% — известными журналистами.

Отношение к деньгам

X: Ценят богатство, думают о будущем

Личные взаимоотношения

X: Ценят брак, не боятся разводов

На поколение X пришелся рост разводов. Это связано с тем, что женщины стали чувствовать себя менее зависимыми от мужчин в материальном плане, а социальные предубеждения по поводу разводов исчезают. Для этого поколения брак занимает пятую строчку в списке характеристик идеальной жизни, согласно данным американского агентства маркетинговых исследований Collage Group. В первую тройку попали здоровье, семья — имеются в виду родители и родственники — и чувство счастья.  


Y: Не спешат жениться

Американский социолог Кэтлин Шапутис называет миллениалов поколением Питера Пэна. Для них характерно откладывать все то, что их предшественники делали гораздо раньше — покупать дом, выходить замуж и жениться, а также заводить детей. По данным Pew Research Center, миллениалы меняют традиционные модели семьи и только 26% американцев в возрасте от 18 до 32 лет женаты или замужем. Когда поколение Х было в этом же возрасте, процент замужних и женатых составлял 36%.

Среди российских миллениалов брак и появление детей распространены чаще, говорится в исследовании коммуникационного агентства PBN Hill+Knowlton Strategies совместно с независимой исследовательской компанией MAGRAM Market Research.  Так, более половины состоят в браке или живут вместе с партнерами, и 31% миллениалов имеют детей.

Z: Влюбляются по свайпу

Пока трудно оценивать, как поколение Z будет строить семьи, так как его представители все еще взрослеют. Однако можно сказать точно, что характер того, как они заводят новые знакомства, флиртуют и строят романтические отношения, определяют технологии. Например, исследование компании LivePerson показало, что 65% миллениалов и центениалов чаще общаются при помощи смартфонов, чем в реальной жизни.


Технологии

X: Уверенные диджитал-мигранты

Представители поколения X стали свидетелями появления первого компьютера и «бума» мобильных технологий. Они помнят, как в офисах пользовались факсами, и многие из них имеют дома стационарные компьютеры. Согласно данным американской маркетинговой компании WordStream, это поколение наиболее активно использует электронную почту в сравнении с смс и сообщениями в мессенджерах. Аккаунты в социальных сетях вроде Facebook или Twitter они тоже, как правило, имеют. Опрос Pew Research Center среди американцев поколения X показал, что у них дома чаще, чем у миллениалов, встречается стационарный компьютер.


Y: Рожденные с Интернетом

Их лучший друг — смартфон, чаще всего — iPhone. Миллениалы на короткой ноге с Google, Facebook и Instagram. Это первое поколение, которое появилось на свет при существовании кабельного телевидения, интернета и мобильных телефонов. Другими словами, технологии — часть ДНК поколения Y.  В период их взросления мобильные технологии и интернет уже значительно трансформировали обыденные вещи вроде шоппинга и оплаты коммунальных услуг. Миллениалам не нужно объяснять, что все перечисленное можно сделать при помощи пары свайпов на смартфоне.

Интересы и стремления этой группы напрямую связаны с тем, что происходит в профилях социальных сетей. Для западных стран это Facebook, из-за чего поколение Y часто называют «поколением Цукерберга». 24% миллениалов считают именно активное использование технологий — отличительная черта их поколения. Более 74% уверены, что технологии делают их жизнь проще и лучше. Около 32% миллениалов в возрасте 18-24 лет проверяют социальные сети даже находясь в туалете.


Z: Техноголики

Виртуальная реальность, 3D-печать и беспилотные автомобили — технологии, с которыми это поколение будет на короткой ноге. Как говорится в исследовании ведущего мирового разработчика и производителя оборудования для инфраструктуры передачи данных компании CommScope, представители поколения Z проверяют смартфоны каждые три минуты, примерно четверть — каждые две минуты в течение дня. При этом около 70% тех, кто поглядывает на экран телефона более 30 раз в час, составляют центениалы в возрасте 18-22 года.

Другая отличительная черта этой группы — активное использование социальных сетей и создание собственного контента для них. Так, почти половина Z-представителей делает онлайн-контент как минимум еженедельно. Чаще всего это фотографии и видео.

Татьяна Кондратенко

Поколение X, поколение Y, поколение Z - эти фразы часто мелькают на HR-конференциях и в специальных статьях. Кто же эти господа? Почему их нужно знать в лицо? Чем их можно привлечь в свою компанию? По мнению экспертов рынка труда, теория поколений - не модное увлечение, а расширение возможностей привлечения и управления персоналом.

Скажи мне, когда ты родился...

Описать особенности и различия разных поколений в 1991 году решили два американских исследователя: Уильям Штраус и Нейл Хоув. Созданная ими теория была основана на том, что ценностные ориентиры разных поколений существенно различаются. Штраус и Хоув изучили эти различия, а также причины, породившие их (политическая и социальная обстановка, уровень технического развития, знаковые события своего времени). Это научное достижение вскоре нашло сферу практического применения: оказалось, что теорию поколений очень полезно использовать в бизнес-структурах, и теперь на нее ориентируются современные эйчары. «Глубинные ценности поколений являются важным ориентиром для специалистов в области управления персоналом», - утверждает Михаил Семкин, советник генерального директора, холдинг «Империя Кадров». Эту мысль продолжает Софья Павлова, менеджер по развитию бизнеса рекрутинговой компании «Бигл»: «Действительно, профессионалы разных поколений обладают своими особенностями. Работая в рекрутинговой компании, можно выявить много различий между поколениями». Но каковы же эти различия?

Бэби-бумеры. По словам Михаила Семкина, основные ценности поколения бэби-бумеров (родившихся в 1943-1963 гг.) - заинтересованность в личностном росте, коллективизм, командный дух. Личностный рост такие сотрудники понимают как растущее умение достигать результата вместе, командой. Сейчас почти все бэби-бумеры достигли пенсионного возраста. Несмотря на это, многие из них еще работают. Особенность большинства российских бэби-бумеров - завидное здоровье и выносливость.

X. «Поколению Х (с 1963 по 1983 гг.) присущи: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, неформальность взглядов, надежда на себя», - говорит Михаил Семкин. Это поколение сотрудников можно назвать «поколением одиночек», нацеленных на упорную работу и индивидуальный успех.

Об этих же особенностях «иксов» говорит и Софья Павлова: «Это люди, привыкшие строить свою карьеру постепенно, на протяжении всей жизни и двигаться в одном направлении. Известно много примеров, когда ”Х” работают по 30-40 лет на одном и том же заводе, предприятии или госучреждении, где они годами накапливают опыт, начав свой профессиональный путь с самых низких ступеней. Как правило - сразу после институтской скамьи, где они получили профильное образование».

Y. У поколения Y (с 1983 по 2003 гг.) - свое понимание успеха и целеустремленности. «”Игреки” зачастую не готовы начинать свой путь с самых низов и медленно расти вверх, годами ожидая продвижения по службе и увеличения вознаграждения», - утверждает Софья Павлова. Именно «ориентированность на немедленное вознаграждение» считает главным недостатком сотрудников «игреков» Михаил Семкин.

Впрочем, у молодых работников есть оправдание. «На долю ”Y” приходится невероятный поток информации и очень неустойчивая внешняя профессиональная среда, ”Y” не может позволить себе быть специалистом в определенной очень узкой области и работать в ней всю свою жизнь», - говорит Софья Павлова. По словам Михаила Семкина, поколение Y - главная надежда и опора современных компаний». Почему? «Этому поколению присущи беспрецедентный уровень технической грамотности, увеличение объемов работы, выполняемой на дому, стремление к новым знаниям», - продолжает эксперт.

Как утверждает Михаил Семкин, эти люди станут основной рабочей силой на рынке труда уже через десять лет. Впрочем, привлекательность «игреков» для современных работодателей объясняется не только высокой технической грамотностью. Согласно наблюдениям Софьи Павловой, не так часто сейчас можно встретить человека данного поколения, который работает по профессии - чаще они предпочитают работать в тех сферах, где высокий заработок возможен здесь и сейчас, и для него не требуются годы кропотливого труда». В настоящее время, когда компаниям требуется множество сотрудников сферы обслуживания и менеджеров среднего звена, поколение Y может чувствовать себя на рынке труда вполне уверенно.

Z. Поколение Z еще слишком мало для того, чтобы можно было сказать что-либо об их профессиональных особенностях. «Пока трудно сказать, какие именно ценности передаст своим последователям поколение Y, так как время ускоряется, и технологии меняются с большой скоростью», - соглашается Михаил Семкин. Тем не менее в одной из наших предыдущих статей высказаны интересные соображения на этот счет.

Сезон охоты

Зачем все это специалистам по работе с персоналом? Но если задать вопрос немного по-другому: «Зачем это нужно специалисту по человеческим ресурсам?», все встанет на свои места. «Изначально термин Human Resources говорит о том, что на первом месте стоит человек», - подчеркивает Софья Павлова. Фокус внимания в бизнесе смещается в сторону человеческого потенциала. Именно он, а не материальные активы, становится главным богатством компании.

Кроме того, кадровый рынок входит в период активной борьбы за каждого соискателя. Чтобы выиграть ее, нужно предлагать лучшие условия талантливым сотрудникам из каждого поколения. Нельзя мерить все поколения по одной мерке - слишком разные у них представления о «работе мечты». «Теория поколений очень важна для понимания движущих факторов и мотивации работников», - утверждает Михаил Семкин.

Что «иксу» хорошо, то «игреку»...

Что же такое «лучшие условия» в понимании сотрудников разных возрастов?

Бэби-бумеры. Это поколение, как замечает Михаил Семкин, является наиболее стабильным по своим запросам и сильно ориентировано на устойчивость. Если создать бэби-бумерам стабильные условия, «зарядить» их на достижение результата можно и с помощью нематериальной мотивации.

X. «Основная мотивация для ”X” - это быть неотъемлемой частью корпоративной культуры, уверенность в завтрашнем дне и четкая организационная структура», - утверждает Софья Павлова. По мнению Михаила Семкина, одним из работающих мотиваторов для представителей данного поколения является возможность учиться в течение всей жизни. Что касается материальной мотивации, то, как говорит Софья Павлова, X предпочитают фиксированные оклады. Слишком большая переменная часть зарплаты их нервирует.

Y. «Игреков» иногда называют также «сетевым поколением». Неудивительно, что их легче всего завербовать через Всемирную паутину, в особенности - через социальные сети. «Основная мотивация для ”Y” - финансовое вознаграждение, отсутствие бюрократии, технологичность (например, оснащение офисов высокотехничным оборудованием)», - говорит Софья Павлова. С этим полностью согласен Михаил Семкин: «Если в компании не внедряются новые технологии, нет деятельности по оптимизации и автоматизации бизнес-процессов, это может отпугнуть перспективных сотрудников поколения Y».

Кроме того, «игреков» привлекают компании, в которых мало ограничений и запретов. Поколение Y ценит непринужденную атмосферу и свободный стиль общения, не любит придерживаться дресс-кода и ходить по струнке. Еще один действенный прием мотивации для поколения, выросшего на компьютерных играх - «маскировка» рабочей рутины эстетикой игры.

Пренебрегать не стоит

Можно, конечно, отмахнуться от теории поколений как от очередной выдумки теоретиков. Но компании, которые отмахиваются от большинства трендов, считая их причудами, тормозят свое развитие (как, впрочем, и те, кто принимает их бездумно и без тщательной проработки). «Специальный подход к представителям разных поколений, безусловно, необходим, - утверждает Софья Павлова. - Как говорится, ”на каждый товар свой купец”, и там, где необходим ”X”, ”Y” его не заменит. Идеально, когда происходит симбиоз: ”X” берут шефство над ”Y”, при этом прислушиваясь к молодому поколению и перенимая от них новое».

Чем может обернуться пренебрежение различиями поколений? «Негативные последствия могут быть всегда, чаще всего это связано с тем, что компания получает ”не своего” кандидата, - продолжает эксперт. - В гонке за быстрым результатом консультанты могут ”подгонять” человека под позицию, что влечет за собой скорое разочарование и новоиспеченного работника, и компании, и самого же консультанта, которому необходимо будет подбирать замену».

«Принимая во внимание различия между поколениями, психологический портрет кандидата и глубокое знание компании-заказчика, консультант затратит больше времени на поиск, - продолжает Софья Павлова. - Но в результате помимо финансового вознаграждения получит также результат в виде благодарных ему людей».

Также теория поколений помогает не только подбирать персонал для компании, но и консультировать самих сотрудников и соискателей. Вот как это видит Софья Павлова: «Рынок диктует свое, и в настоящее время ”Y” легче найти работу своей мечты, так как они гораздо более адаптируемы, ”X” же может понадобиться на это больше времени. Здесь основная задача рекрутера - обозначить кандидату его важность и индивидуальность, чтобы в случае отказа человек понимал, что дело может быть и не в нем, а в совокупности факторов и текущих условиях рынка. Ведь благодаря профессионализму рекрутера, кандидат может обратить свое внимание на другие направления, где, возможно, до этого он себя не видел».

Помимо этого, по словам эксперта, если условия диктует кандидат, то рекрутеру полезно разбираться в особенностях поколений и факторах мотивации каждого, чтобы легче ”продавать” им компанию и вакансию.

Кроме того, применение теории поколений помогает выстроить корпоративную культуру компании. Последняя наиболее эффективна тогда, когда опирается на ценности работников того поколения, представителей которого в компании большинство. При этом, разумеется, не стоит игнорировать интересы остальных сотрудников.

Андрей Павлюченко - эксперт Rabota.ru

Для полноты исследования я начал с домашнего задания и проанализировал, кто делил людей на поколения и по какому принципу.

Положили начало всему американские исследователи Нил Хоув и Уильям Штраус, которые в 1991 году представили миру так называемую теорию поколений в своей книге «Поколения» (Generations). Согласно ей, у представителей каждого поколения существуют определенные признаки, обусловленные средой, в которой они воспитывались и взрослели.

Психологи утверждают, что формирование ценностей у человека происходит до 10–12 лет. Логично, что в этот период наибольшее влияние на будущую личность оказывает школа с программой обучения и списком литературы, друзья, общество, уровень его технологичности и, конечно, родители, которые закладывают нормы поведения и мировосприятия через свой пример.

Вот поколения, с которыми я был знаком в течение жизни:

  • Величественное поколение (1900 –1923)
  • Молчаливое поколение (1923 –1943)
  • Поколение бэби-бумеров (1943 – 1963)
  • Поколение Х («Икс») (1963 – 1983)
  • Поколение Y («Игрек») (1983 – 2003)
  • Поколение Z «Зет» (c 2003)

Но все внимание в данной статье я посвятил последним 4 поколениям. Итак, начнем.

Поколение бэби-бумеров: молодые сердцем и душой

Поколение получило название благодаря вспышке рождаемости после Второй мировой войны. Сегодня это поколение представлено в Интернете меньше других: 37,7% из них пользуются Всемирной сетью по данным исследований TNS MMI 2/2017, Gemius 01-07 / 2017, Mediaanalyzer (Factum Group) 07/2017. Многие маркетологи игнорируют эту категорию, считая ее слишком возрастной, чтобы уделять внимание. При этом, можно увидеть множество исследований о самом молодом поколении Z, в то время как его представители еще даже не имеют собственного финансового ресурса.

Когда родились: согласно Штраусу и Хоувву «бумеры» родились в период с 1943 до 1963 года, сегодня им от 55 до 75 лет.

Связи с другими поколениями: «Бэби-бумеры» 一 это родители поздних «иксов», а также бабушки и дедушки миллениалов. Следовательно, именно «бумеры» сформировали фундамент развития для поколения X.

Ценности: У «бумеров» период взросления - это смакование победы СССР в Великой Отечественной войне, полеты в космос и советская «оттепель». «Бэби-бумеры» верят в государство и власть. Их будущее всегда было понятно, поэтому им важно поддерживать это состояние определенности.

Как покупают: Большинство «бэби-бумеров» посещают рынки или небольшие торговые магазины.

При этом они нередко покупают онлайн: 11,9% всех пользователей Интернета этого возраста используют онлайн-шопинг. Но для «бэби-бумеров» важно общение с реальными людьми - этого на пенсии им действительно не хватает. Потребность в общении «бумеры» компенсируют посещением магазинов/рынков. А мы удивляемся, куда это спешат бабушки и дедушки по утрам.

Для «бэби-бумеров» не имеет значения упаковка - им важно, как этот товар поможет именно им. Но если они уже облюбовали какой-то бренд или товар, то готовы за ним идти на другой конец города и выстаивать очереди. Обо всех интересных находках они с удовольствием рассказывают родственникам и друзьям.

Важно также отметить, что категорию покупателей-«бумеров» представляют преимущественно женщины. Это в первую очередь связано с демографическими реалиями: женщины живут дольше мужчин. К тому же, когда женщина остается одна, она продолжает покупать товары для себя или своих детей. Когда один остается мужчина, он выходит в магазин только за самым необходимым.

Любимые бренды: Характерная черта аудитории этого поколения - преданность товарам. В разрезе «бумеров» не совсем корректно использовать понятие бренда, ведь товары известных марок им попросту не были доступны. Да, они скорее купят товар, о котором слышали много лет, чем начнут экспериментировать. И если они уже стали вашими клиентами, то, скорее всего, останутся ими на всю жизнь.

Характеристика: Они невероятно ценят молодость. Для «бумеров» это не только самый счастливый период жизни, но и время движущей силы, когда можно строить будущее - свое и общества. Именно так они хотят себя чувствовать - молодыми сердцем и душой.

Невероятно важны для представителей этого поколения семейные ценности. Большая полноценная семья - признак успеха. Построить счастье в одиночестве, по их мнению, сложно. «Бэби-бумеры» стремятся помогать младшим членам семьи - как материально, так и в хозяйстве. Это также связано с желанием испытывать собственную значимость.

Поколение Х: Автономные и вечно занятые

Их также называют «неизвестным поколением». «Иксы» отличаются готовностью к изменениям, большим индивидуализмом.

Когда родились: Согласно вышеупомянутой теории, к этой категории относятся люди, рожденные с 1961 до 1981 года, то есть сейчас им от 35 до 55 лет.

Связи с другими поколениями: Несмотря на то, что «иксы» приходятся детьми «бэби-бумеров», между этими поколениями существует недоразумение. «Бумеры» обвиняют «иксов» в отсутствии амбиций. В то время как представители старшего поколения привыкли много работать, все планировать и открыто об этом рассказывать, у их детей меньше оптимизма по поводу счастливого будущего. Они больше озабочены настоящим и вообще не склонны делиться своими планами.

Ценности: На формирование ценностей «иксов» повлияли война в Афганистане, появление наркотиков и всемирное беспокойство по поводу новой болезни - СПИД.

Как покупают: «Иксы» предпочитают «живые» магазины, но активно осваивают онлайн-шопинг. Они выбирают места, где можно купить все и сразу, экономя драгоценное время.

Покупателям поколения Х важно чувствовать свою уникальность. Воспитанные в условиях, когда все одевались одинаково, во взрослой жизни они стремятся выделиться. Поэтому возможность приобрести товар, который делает их особенными, будет всегда восприниматься как преимущество.

Но настоящая необходимость для «иксов» - возможность выбора. Рожденные во времена появления супер- и гипермаркетов, они стали разборчивыми потребителями и ходят в магазины только за товарами первой необходимости, при этом сравнивая предложения продавцов. Им важно понимать, ЧТО они покупают (внимательно читают состав на упаковке) и насколько этот товар подходит именно им.

Покупателям поколения Х важно чувствовать свою уникальность

Как достучаться до «иксов» : Самые богатые люди в мире, основатели Google, Tesla, Amazon, Space X - выходцы именно из этого поколения. И это не просто совпадение.

«Иксы» родились до появления Интернета, а это влияет на их поведение и предпочтения в Сети. Они не говорят на сленге миллениалов и «зетов» и не всегда понимают механику сайта. Им нужны четкие инструкции, прямые гиперссылки и простой интерфейс.

Согласно исследованию Сitypost mail, «неизвестное поколение» проводит больше времени в социальных сетях, чем миллениалы - в среднем 6 часов 58 минут в неделю занимает у них просмотр Facebook. Преимущественно они посещают соцсети в период с 20.00 до 00.00 и чаще используют ПК, чем смартфоны.

До недавнего времени эта возрастная категория была больше представлена в «Одноклассниках», сегодня же они массово приходят на Facebook. 58% активно посещают YouTube - в основном, чтобы найти полезную информацию. Лишь 8% активно используют Instagram.

Чтобы привлечь внимание классического «икса», стоит апеллировать к их ностальгии и потребности в комфорте. Лучше избегать опросов и викторин, однако полезно предлагать аудитории интересный и информативный видеоконтент. Совместное исследование Google, Ipsos Connect и Flamingo выделили 3 типа контента, ради которого Х заходят на Youtube: тот, что вызывает ностальгию, то, что информирует, а также контент how to do.

Чтобы привлечь внимание классического «икса», стоит апеллировать к их ностальгии и потребности в комфорте

Поколение Y: Действовать здесь и немедленно!

Их еще называют миллениалы. Это поколение строит настоящее, и именно они находятся под прицелом всех маркетологов мира. Каждый миллениал считает себя особенным, но есть одно «но»: так же думают все остальные представители этого поколения.

Поэтому миллениалы часто страдают - ожидания не совпадают с реальностью. Миллениалам приходится жить в конкурентной среде: они наблюдают истории успеха вроде «Он в 22 года заработал миллион, а чего достиг ты?». Бурное сочетание завышенной самооценки, нереальных ожиданий и уязвимости требуют особого отношения.

Связи с другими поколениями: Миллениалы - дети «иксов» и внуки «бэби-бумеров». Их родители пытались дать им свободу выбора, старательно за ними следили, а также внушили веру в то, что они особенные.

Как покупают: Покупательная способность «игреков» огромна. Они уже не так часто ходят в магазины и все больше любят онлайн-шопинг. Однако гипермаркеты и супермаркеты - все еще любимые места оффлайн-шопинга и развлечений.

Согласно исследованиям аналитического агентства Markswebb Rank & Report, 53% всех онлайн-покупок осуществляется именно миллениалами. Чаще всего они это делают с помощью смартфонов - 73% представителей поколения заходят в интернет-магазин с помощью мобильного (данные Internet Marketing Inc. за 2017).

Прежде чем приобрести товар в Интернете, представители поколения читают отзывы, смотрят фотографии, посещают страницы компаний в соцсетях, сравнивают цены и ищут скидки.

Покупки миллениалы осуществляют на ходу, одновременно слушая музыку, общаясь с друзьями и передвигаясь в транспорте. Поэтому им важно, чтобы интерфейс сайта был удобным и простым.

53% всех онлайн-покупок осуществляется именно миллениалами

Любимые бренды : При выборе брендов «игреков» более всего волнует опыт тех, кто уже воспользовался продукцией компании. Исключение они делают для люксовых брендов - их престиж и статусность не дают поводов для сомнений. Подвести может только несовершенный сервис.

Среди любимых брендов миллениалов Nike, Adidas, Apple, Samsung, Viktoria"s Secret, Dior, Tesla и другие.

Ценности: «Игреки» - поколение, которое идет за мечтой, вместо престижной и высокооплачиваемой профессии выбирает занятие, приносящее удовольствие. Стабильность и карьера мало беспокоит миллениалов - они предпочитают горизонтальное передвижение по карьерной лестнице. Однако им крайне важно получать мгновенное вознаграждение.

Миллениалы не рассуждают категориями будущего, они просто не берутся предсказывать, что произойдет с ними за каких-то 10 лет. Это можно объяснить: у их предшественников ничего не менялось десятилетиями, в то время как во времена взросления миллениалов значимые события происходили чуть ли не каждый год.

Что касается семейных ценностей, «игреки», вопреки стереотипам, поднимают их на новый уровень. Впрочем, у миллениалов свое особое отношение к бракам - с ним не обязательно спешить. К тому же, представители этого поколения открыто признают и часто поддерживают однополые отношения.

Еще одна характерная черта - это желание быть модным. Они выбирают дело своей жизни, потому что это модно. Они занимаются модным спортом, а не полезным. Они становятся вегетарианцами, потому что это тренд, который начали их предшественники иксы.

Поколение Z: технологические и привередливые

Рожденные с телефоном в руках, эти дети могут дать фору всем своим предшественникам в скорости восприятия информации. Но удержать внимание классического «зета» - большой челлендж для маркетологов, ведь их внимания заслуживает только нечто уникальное и впечатляющее.

Когда родились: Google записывает в «зеты» всех, кто родился после 1993 года. Джереми Финч и Тесса Уеггерт, считают, что поколение Z - это люди, рожденные между 1998 и 2008 годами. Уильям Штраус и Нил Хоув начинают отсчет поколения Z с 2000-х годов рождения. По версии Сары Джиб, Z - это все, кто родились во второй половине 90-х.

Связи с другими поколениями: Традиционно Z - дети, рожденные поколением X. Все, что для X было технологиями будущего для «зетов» уже реальность. Миллениалы часто приходятся «зетам» старшими братьями или сестрами, но разница в восприятии информации между ними достаточно велика.

Как покупают: Согласно совместному исследованию Google и Ipsos, «зеты» - это мобильные покупатели. 2 из 3 подростков делают покупки в Интернете, большинство из них при этом использует смартфон. Онлайн они покупают видеоигры, обычные продукты, одежду и аксессуары. Интересно, что представители поколения обожают обувь и именно ее считают признаком «крутизны». Украинские подростки активно поддерживают отечественного производителя.

Sharing economy - еще одна отличительная черта «зетов»: например, гораздо экономнее пользоваться одними и теми же вещами с другими членами семьи. Впрочем представители поколения не прочь доплатить за комфорт и подлинность. И, конечно, крутизну.

Любимые бренды: Бренд для типичная «Зета» - это не товар и его качества. Это возможности, которые он предоставляет: быть стильным, ярким, современным, крутым. «Зеты» меньше склонны отдавать предпочтение классическим брендам. Прославленное имя - ничто, ведь есть молодые компании, которые предлагают товары и услуги современного уровня.

В 2016 году Google провел исследование, в котором обнаружил любимые бренды Z:

  1. YouTube
  2. Netflix
  3. Google
  4. Xbox
  5. Oreo
  6. GoPro
  7. PlayStation
  8. Doritos
  9. Nike
  10. Chrome

Представители поколения Z обожают обувь и именно ее считают признаком «крутизны»

Ценности: Деньги для «зетов» - это возможности, ключ к свободе действий и воплощения идей. Но ни один богатый человек для них не будет авторитетом. Самый богатый, самый авторитетный и самый крутой тот, кто имеет миллионы фолловеров в Instagram. Это круто, а быть крутым - то, чего хочет типичный представитель поколения.

На самом деле «зетов» беспокоят более глобальные проблемы. Проактивная позиция - вот что их отличает. Интересно, что один из главных мотивов для этого - желание быть «в теме» и не столкнуться с осуждением друзей.

Молодое поколение беспокоят проблемы окружающей среды. Например, исследования Google показало, что 80% знают об экологических проблемах в мире, а 76% из них обеспокоены ними. При этом, «зетам» совсем не интересны новости политики, а выпуски новостей они считают сплошным негативом. Чтобы быть в курсе событий, они следят за блоггерами, а о важных событиях часто узнают через популярные мемы (например, Михаил Саакашвили, который бегает по крышам или внезапный успех российской футбольной сборной на Чемпионате мира).

Впрочем, их предпочтения и ценности меняются достаточно быстро.

Ни одно из поколений не представляет угрозы, так как было создано предыдущим поколением и является результатом их деятельности. Каждый маркетолог знает, что самая трудная задача - изменить поведение своей аудитории в принятии решений, покупках, потреблении. Подобное удается единицам, однако такие визионеры не задумывались, что коренным образом изменят следующее поколение своим новым телефоном, рестораном быстрого питания, обувью или видеороликом. Но смогли бы они создать свой продукт, если бы в свою очередь не имели влияния предыдущих поколений, общественных событий и других фактов, которые происходили во время их роста? Уверен, нет.

Каждое поколение - это целая эпоха от «доешь все до последнего кусочка» до «почему опять интернет не работает» или «зачем мне звонить, если можно написать СМС». Между этими словами 40 лет и 2 поколения. Каждое следующее поколение будет проходить свои стадии развития и становления. И сегодня мы можем анализировать уже известные поколения и предугадывать, какими вырастут последующие. Готов спорить, это интересно.

Бэби-бумеры

Поколение Х

Поколение Y

Поколение Z

Возраст сейчас

55–75

35–55

15–35

до 15

События, сформировавшие ценности

Победа СССР в Великой отечественной война, полеты в космос и советская «оттепель»

Война в Афганистане, появление наркотиков и СПИДа

Распад СССР, экономические кризисы 1998, 2007 – 2008 годов

Проблемы экологии, второй Майдан

Как достучаться до поколения

Бренд и упаковка не имеют значения. Важно создавать ощущение их значимости.

То, что вызывает ностальгию, то, что информирует и контент how to do

Инфографики, информационно концентрированные презентации, комиксы

Внимание заслуживает только уникальное и впечатляющее

Любимые бренды

Ориентированы на товары, а не на бренды

Sony M’cDonald’s, Procter&Gamble, GAP, luxury бренды Bottega Veneta, Tom Ford, Prada

Nike AdidasApple Sumsung Viktoria’s Secret, Dior, Tesla и другие

YouTube, Netflix, Google, Xbox, Oreo, GoPro, PlayStation, Doritos, Nike, Chrome

Cоцсети

Odnoklassniki

Facebook, YouTube

Facebook, YouTube Instagram

Snapchat, Kwai, Instagram