Кочеганова Полина

Австралийские мифы:

    летучая мышь, заглянув в дупло дерева, наткнулась глазом на сучок (объяснение того, почему летучие мыши днём слепы);

    сумчатый медведь утолял жажду у водоёма, и кенгуру отрезал ему хвост (объяснение бесхвостости медведя);

    попугай и опоссум дрались, оба были ранены: у попугая появилась кровь на шее и груди, у опоссума - синяк на морде (объяснение пятен на теле животных)

Космогонические мифы

    Космогонические мифы Древней Греции хорошо известны по поэме «Теогония» Гесиода. Хаос, согласно «Теогонии», изначальное божество, породившее Эреба и Нюкту (Мрак и Ночь). Другие космические первоначала, порожденные из него: Гея, Тартар и Эрос.

    Ра - бог Солнца, рожденный Хаосом, был властелином Вселенной. После того как он победил силы Мрака, он породил сына Шу и дочь Сохнет, которые создали Гебу (Землю) и Нут (Небо). А те в свою очередь дали жизнь Осирису и всем остальным богам

    После того как Уран (Небо) стал господином всего света, он женился на благодатной Гее (Земле). И родилось у них шесть сыновей и шесть дочерей - могучих и страшных титанов и титанид.

    Титан Гиперион и старшая дочь Урана Тейя имели троих детей - Гелиоса (Солнце), Селену (Луну) и Эос (Зарю).

Тотемические мифы

    Христианский миф (ставший религиозным догматом) о зачатии Иисуса Христа девой Марией от духа святого тоже уходит своими корнями в древний тотемический миф (беременность женщины от вхождения в неё тотемического зародыша), хотя здесь он получает совсем иное значение.

    Мирмидоняне. Эак, дед Ахиллеса, потерял весь свой народ во время мора, насланного Герой. Но по его просьбе его отец Зевс превратил в людей муравьев, и поэтому новый народ стал называться «мирмидоны».

    В Китае существует сказание об удивительном и отважном пятицветном псе Пань-ху, который уничтожил врага и в награду получил в жёны прекрасную принцессу. Дети от этого брака образовали четыре рода - Пань, Лань, Лэй и Чжун, которые почитали Пань-ху как общего предка.

    В ЮАР существует сказка о девочке, которая выросла такой высокой и толстой, что ни один мужчина не хотел жениться на ней, кроме того, её обвиняли в колдовстве. Её выгнали из деревни и отослали в дикие леса. Там она встретила слона, который начал вежливо с ней разговаривать на хорошем зулусском языке. Она согласилась остаться с ним, а он помог ей найти дикий огурец и другие плоды леса. Она родила четверых детей, которые все были очень высокими и сильными и стали предками клана Индхлову, правителей гор.

Теогонические мифы

    Миф о рождении Зевса. У Кроноса с его женой Реей до Зевса родились пятеро детей, которые были проглочены своим отцом. Вынашивая Зевса, Рея, не желая, чтобы еще одного ее ребенка постигла участь предыдущих детей, обратилась за помощью к своим родителям. Следуя их совету, она отправилась на Крит и спряталась в одной из горных пещер, чтобы принести в мир ребенка в тайне от мужа. Во время родов Реи вход в пещеру охраняли легендарные Куритес, которые во многих мифах называют Дактилами. Рея, родив Зевса, здорового мальчика, который впоследствии стал отцом олимпийских богов, передала его Куритес для воспитания.

    Миф о Рождении Диониса. Дионис был рождён Зевсом из бедра

    Миф о Рождении Афродиты. Согласно «Теогонии» Гесиода, Афродита родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену

Календарные мифы

    В Угарите календарный миф об умирающем и воскресающем боге растительности связан с Ваалом и Анат. Бог смерти Мот убивает Алиян-Ваала и занимает его престол, что приводит к увяданию и засухе. Анат ищет своего мужа и расправляется с Мотом - рассекает его мечом, сжигает в огне и размалывает на жерновах. Мот потом оживает, но он снова побежден, а воскресение Ваала влечет за собой расцвет в природе

    Миф о похищении Аидом Коры-Персефоны, дочери Деметры и Зевса. В этом мифе богиня плодородия, земледелия и созревающего хлеба Деметра выступает как исчезающая и возвращающаяся богиня. Разгневанная из-за похищения дочери Деметра покидает Олимп и странствует по земле в виде старухи. Наступает неурожай и голод. После возвращения Персефоны из царства мертвых Деметра сама возвращается на Олимп, и земля снова дает урожай.

    Хеттская мифология. В роли исчезающего бога выступают и бог плодородия Телепинус, и бог бури, и бог солнца (упавший с неба), и богини Инара и Анцили. Бог бури, например, так разгневался на царицу Ашмуникаль, что даже надел башмаки не на ту ногу и удалился. В результате скот и люди перестали размножаться, источники высохли. Собравшиеся на пир боги не могут наесться и напиться. За исчезнувшим богом посылают орла, затем пчелу. Укушенный пчелой, он начинает крушить все вокруг. Боги возвращают его, наконец, с помощью магии. Возвращение же богов вызывает подъем плодородия и плодовитости.

Антропогонические мифы

    Скандинавская мифология. Аск и Эмбла - первые люди, которых ещё в виде древесных прообразов, бездыханных и «лишённых судьбы», нашли на берегу моря боги. В «Старшей Эдде» - в песне «Прорицание вёльвы» - это три аса - Один (дал душу), Лодур (дал чувства), Хёнир (дал разум). Боги их оживили (доделали как людей).

    В самом древнем эпическом произведении о происхождении человека, в шумерской поэме "Сказание об Атрахасисе" говорится:

"В первый же месяц, в дни седьмой и пятнадцатый

Он (Энки) совершил обряд очищения.

"Премудрого" бога, что имеет разум,

Они (боги) убили в своем собранье.

Из его тела, на его крови

Намесила богиня Нинту глины…

Отломила четырнадцать ломтей глины,

Семь она положила направо,

Семь она положила налево,

Кирпич - посредине между ними.

Собрались в мудрости и познанье

Богини рожденья - семь и семь их,

Семь мужей они сотворили,

Семь они сотворили женщин"…и т.д.

    Древний Китай. Долгое время в мире господствовал хаос, говорили китайцы, в нём ничего нельзя было различить. Затем в этом хаосе выделились две силы: Свет и Тьма, а из них образовались небо и земля. И в это время появился первый человек - Паньгу. Был он огромен и жил очень долго. Когда же он умер, из его тела образовались природа и человек. Его дыхание превратилось в ветер и облака, голос его стал громом, левый глаз - солнцем, правый - луной. Из тела Паньгу образовалась земля. Руки его, ноги и туловище превратились в четыре страны света и пять главных гор, а пот на его теле стал дождём. Кровь потекла по земле реками, мускулы легли земной почвой, волосы превратились в травы и деревья. Из зубов его и костей образовались простые камни и металлы, из мозга - жемчуг и драгоценные камни. А черви на его теле сделались людьми.

Героические мифы

    Большинство скандинавских мифов о Торе. Великан Трим похитил у Тора его молот Мьёльнир, Тор отправился за ним в Ётунхейм в сопровождении Локи. Переодевшись в одежду богини Фрейи, Тор обманывает Трима и убивает его молотом.

    12 подвигов Геракла. Первый подвиг: Немейский лев. Гераклу недолго пришлось ждать первого поручения царя Эврисфея. Он поручил Гераклу убить немейского льва. Этот лев, порожденный Тифоном и Ехидной, был чудовищной величины

    12 подвигов Геракла. Лернейская гидра. После первого подвига Эврисфей послал Геракла убить лернейскую гидру. Это было чудовище с телом змеи и девятью головами дракона. Как и немейский лев, гидра была порождена Тифоном и Ехидной.

Эсхатологические мифы

    Рагнарёк, или Рагнарок, в германо-скандинавской мифологии - гибель богов (судьба богов) и всего мира, следующая за последней битвой между богами и хтоническими чудовищами. Выживут, укрывшись в роще Ходдмимир, два человека - Лив и Ливтрасир, которые вновь дадут начало человеческому роду.

    Страшный суд, Судный день - в эсхатологии авраамических религий - последний суд, совершаемый Богом над людьми с целью выявления праведников и грешников и определения награды первым и наказания последним.

    Киямат - в исламской эсхатологии день Божьего суда, когда все люди получат воздаяние за свои дела. Вера в Последний День является одним из неотъемлемых элементов исламского вероубеждения. Киямат начнется с двух трубных гласов (сур) со стороны ангела Исрафила. Первый возвестит об уничтожении всех творений Аллаха, а второй - о воскрешении человечества и начале Божьего суда.

Танатологические мифы

    У народа ашанти есть легенда, что Смерть когда-то была великаном с длинными волосами, которого звали Овуо (то есть смерть). К нему некогда нанялся работать один юноша. Овуо кормил его мясом, которое впоследствии оказалось плотью родственников юноши. Юноша рассказал односельчанам, что с ним случилось. Люди решили поджечь длинные волосы великана, когда тот заснет. Великан сгорел полностью, а с помощью пепла юноша вернул к жизни своих родственников. По собственной глупости и безрассудство он посыпал этим пеплом на глаз мертвого великана. С того глаза якобы и появилась смерть, каждый раз, что глаз моргает, на земле кто-то умирает.

    У баганда существует и миф о том, что Смерть (Валумбе) - сын Гулу (Неба), на землю он попал по неосторожности первого человека Кинто: когда тот женился на Намбу, его предупредили, чтобы он не возвращался в дом Гулу. Но он не послушал ни жену, ни её родственников, ему показалось, что он что-то забыл и вернулся домой своего тестя. В дом также пришел Валумбе, ему захотелось уйти вместе с сестрой и её мужем на землю и его никто не смог остановить.

    У луйи смерть объясняется следующим образом: когда Ньямбе (бог) и его жена Насилеле жили на земле, у них была собака, которая через некоторое время умерла. Ньямбе грустил и хотел вернуть пса к жизни, но его жена была против, потому что недолюбливала собаку. Однако вскоре умерла мать Насилеле, на этот раз Ньямбе сам отказался возвращать к жизни умершую, и та умерла «навсегда». Так и люди стали умирать

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мы уверены, что многие из вас до сих пор верят в единорогов. Кажется чудесным представить, что они все-таки где-то существуют, а мы просто пока их не нашли. Однако даже мифу о таком волшебном существе есть весьма прозаичное и даже несколько устрашающее объяснение.

Если вам покажется, что сайт очень скептичен и больше не верит в волшебство, то в конце статьи вас ждет самое настоящее чудо!

Великий потоп

Ученые считают, что в основу легенды о Великом потопе легла память о крупном наводнении , эпицентром которого являлось Междуречье . В начале прошлого века на раскопках гробниц Ура нашли напластование глины, которое разделяло два культурных слоя. Только катастрофический разлив Тигра и Евфрата мог привести к появлению такого феномена.

По другим подсчетам, за 10–15 тыс. лет до н. э. невероятное наводнение случилось на Каспии , который разлился на площади около 1 млн кв. км. Версия подтвердилась после находки учеными на территории Западной Сибири морских раковин, ближайший ареал распространения которых находится в зоне Каспийского моря. Это наводнение было настолько мощным, что на месте Босфора существовал огромный водопад , через который в сутки переливалось приблизительно 40 куб. км воды (в 200 раз больше объема воды, проходящего через Ниагарский водопад). Поток такой мощности был как минимум в течение 300 дней.

Эта версия кажется безумной, однако в таком случае обвинить древних людей в гиперболизации событий уж никак нельзя!

Великаны

В современной Ирландии до сих пор рассказывают легенды о людях гигантского роста, которые могут создать остров, просто кинув горсть земли в море. Эндокринологу Марте Корбониц пришла в голову идея о том, что древние предания могут иметь научное обоснование. Невероятно, но исследователи нашли то, что искали. У огромного числа жителей Ирландии обнаружились мутации в гене AIP . Именно эти мутации становились причиной развития акромегалии и гигантизма. Если в Великобритании носитель мутации 1 на 2 000 человек, то в провинции Мид-Ольстер - каждый 150-й.

Одним из известных ирландских великанов был Чарльз Бирн (1761–1783), его рост был свыше 230 см.

Легенды, разумеется, наделяют гигантов огромной силой, однако на самом деле не все так радужно. Люди, больные акромегалией и гигантизмом, часто страдают от сердечно-сосудистых заболеваний, у них проблемы со зрением и частые боли в суставах. Без лечения многие гиганты могут не дожить и до 30 лет.

Оборотни

У легенды про оборотней сразу несколько истоков. Во-первых, жизнь людей всегда была связана с лесом. Из самой глубокой древности до нас дошли наскальные изображения гибридов людей и животных. Люди хотели быть сильнее, они выбирали себе тотемное животное и носили его шкуру . На базе этих поверий работали и наркотические снадобья, которые воины принимали перед битвой и воображали себя непобедимыми волками.

Во-вторых, вера в существование оборотней поддерживалась также наличием у людей такого генетического заболевания, как гипертрихоз - обильный рост волос на теле и лице, который назвали «синдромом оборотня». Только в 1963 году врач Ли Иллис дал болезни медицинское обоснование. Кроме генетического заболевания имело место и психическое, известное как ликантропия , во время приступов которого люди лишаются рассудка и теряют человеческие качества, считая себя волками. Кроме того, имеет место обострение заболевания в определенные лунные фазы.

Кстати, волк из всемирно известной «Красной Шапочки», согласно , был не кем иным, как оборотнем. И бабушку он не съел, а скормил внучке .

Вампиры

Что касается научного обоснования этих мифов, то в 1914 году палеонтолог Отенио Абель предположил, что находки в древности черепов карликовых слонов стали причиной рождения мифа о циклопах, поскольку центральное носовое отверстие легко принять за гигантскую глазницу . Любопытно, что встречались эти слоны именно на средиземноморских островах Кипр, Мальта, Крит.

Содом и Гоморра

Не знаем, как вы, но мы всегда думали, что Содом и Гоморра - это очень масштабный миф и скорее некоторое олицетворение порочных городов. Однако это вполне исторический факт.

Уже в течение десятилетия в местечке Телль-эль-Хаммам в Иордании ведутся раскопки древнего города. Археологи уверены, что нашли библейский Содом . Примерное расположение города было известно всегда - в Библии описывалось «Содомское пятиградие» в долине реки Иордан. Однако точное его местонахождение вызывало вопросы всегда.

В 2006 году начались раскопки, и ученые нашли крупное древнее поселение, окруженное мощным крепостным валом. По данным исследователей, люди здесь жили в период между 3500 и 1540 годами до н. э. Иного варианта наименования города нет, иначе бы упоминание о столь крупном поселении осталось в письменных источниках.

Кракен

Кракен - легендарное мифическое морское чудовище гигантских размеров, головоногий моллюск, известный по описаниям моряков. Первое обширное описание составил Эрик Понтоппидан - он писал, что кракен представляет собою животное «размером с плавучий остров». По его же словам, чудовище способно ухватить щупальцами крупный корабль и утянуть его на дно, но куда более опасен водоворот, который возникает при быстром погружении кракена на дно. Выходит, что печальный конец неизбежен - и в том случае, когда монстр нападает, и в том, когда он удирает от тебя. Действительно жутко!

Обоснование мифа о «жутком чудище» простое: гигантские кальмары существуют и поныне и достигают 16 метров в длину. Зрелище они и вправду представляют впечатляющее - кроме присосок у некоторых видов есть еще когти-зубы на щупальцах, однако угрожать кому-то они могут, только придавив его сверху. Если даже современный человек, встретив подобное существо, сильно пугается, что уж говорить о средневековых рыбаках - для них гигантский кальмар точно был мифическим монстром.

Единорог

Когда речь заходит о единорогах, нам сразу же представляется изящное существо с радужным рогом во лбу. Интересно, что они встречаются в легендах и мифах многих культур. Самые первые изображения найдены в Индии и имеют возраст более 4 000 лет. Позднее миф распространился по континенту и дошел до Древнего Рима, где их считали абсолютно реальными животными.

Чиндо в Южной Корее. Здесь воды между островами расступаются на целый час, открывая широкую и длинную дорогу ! Ученые объясняют это чудо разницей во времени отливов и приливов.

Конечно же, туда съезжается множество туристов - кроме простых прогулок у них есть возможность и увидеть морских жителей, которые остались на открывшейся суше. Удивительно в «Моисеевой тропе» то, что она ведет от материка к острову.

Инструкция

Мифы народов мира чаще всего повествуют о сотворении Земли, Солнца, Луны и человека некими разумными существами – богами. Иногда эти боги вступали в борьбу друг с другом или с людьми. И тогда войны богов и отдельные сражения находили отражение в мифах и легендах. Сообщения о них передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Позже, с развитием письменности, свою историю каждый народ пытался записать кто на глиняных табличках, кто на , кто на пергаменте, кто на бересте. До современного человека дошли лишь жалкие обрывки того огромного пласта литературы и истории, который мифом.

Самыми известными мифами считаются легенды Древней Греции. Боги, полубоги и герои человеческого происхождения выступают в них главными персонажами. Причем, в отличие от многих , греки наделили своих богов вполне человеческими чертами и пороками: страсть, вожделение, пьянство, зависть, мстительность. В период завоевания Римом Греции, римлянам настолько понравилась культура, что произошло удивительное, но далеко не уникальное событие в истории – заимствование. Рим взял религию Греции, а вместе с ней и ее мифы. Зевс стал Юпитером, Афродита Венерой, а Посейдон Нептуном.

Другие не менее известные мифы – предания древних евреев. Благодаря появлению христианства и ислама иудейские мифы разошлись по всему свету и воспринимаются верующими людьми как древнейшая мира. Разница между иудейскими мифами и, например, греческими или египетскими заключается в том, что главный герой в них один, его называют Господом Богом. Кроме того, в иудейских мифах прослеживается последовательность повествования, а не обрывки отдельных историй.

Мифы Скандинавии более мрачные и жестокие, чем их более южные собратья, что скорее всего обусловлено суровым климатом, борьбой за выживание и постоянными войнами за новые территории. В этом воинственном краю не было места для сантиментов, потому и предания их были наполнены звоном топоров, кровью и криками врагов. Есть там и верховный бог - Тор.

Отличительная черта мифов Древнего Китая состоит в том, что китайцы под влиянием конфуцианства рационализировали мифологических существ и героев и изобразили в литературе богов древности не как сверхъестественных существ, а как реальных людей, правителей, императоров.

В мире существует великое множество мифов и легенд, у каждого народа есть своя версия о сотворении мира, о событиях глубокой древности и объяснения тем или иным явлениям природы. Многие были практически полностью или частично утрачены в ходе войн и природных катаклизмов, как это произошло с легендами индейцев Америки с пришествием на континент испанских конкистадоров.

Древнегреческие мифы повествуют о похождениях и подвигах многих героев. Легендарные богатыри и простые люди, которые действуют вместе с богами, поражают воображение людей на протяжении многих столетий. Вот лишь некоторые из персонажей, вошедших в «золотой фонд» легенд и мифов человечества.

Геракл, согласно греческой легенде, был сыном могущественного Зевса и Алкмены, фиванской царицы. Зевс знал, что его сын непременно станет героем, защитником и людей. Соответственным было и обучение Геракла. Он умел править колесницей, метко стрелял из лука, владел другими видами оружия, играл на кифаре.

Будущий герой был сильным, храбрым и со временем превратился в настоящего богатыря.

Наибольшую известность Гераклу принесли его . Он справился с немейским львом, убил омерзительную лернейскую , живьем поймал быстроногую керинейскую лань и и эриманфского вепря. Пятый свой подвиг герой совершил, победив священных птиц-людоедов.

Очень трудным оказалось шестое задание. Гераклу предстояло очистить конюшни царя Авгия, стоявшие нечишенными много лет. Богатырь повернул русла рек и направил два потока в авгиевы конюшни, после чего бурные воды вымыли весь скотный двор. Затем Геракл отловил критского быка, похитил коней Диомеда и с опасностью для жизни завладел поясом царицы амазонок. Десятый подвиг греческого героя – похищение коров исполина Гериона.

После очередного похождения, в ходе которого Геракл принес царю Эврисфею волшебные золотые яблоки, герою довелось отправиться в царство мертвых – мрачный Аид. Успешно завершив очередную и последнюю миссию, Геракл отправился в дальние странствия. Будучи любимцем богов, Геракл по воле Зевса в итоге обрел бессмертие и был взят на Олимп.

Подвиг Прометея

Управитель Олимпа Зевс призвал к себе Эпиметея, сына могущественного титана Иапета, и повелел ему спуститься на землю, чтобы дать зверям и людям все, что позволит им добывать себе пропитание. Каждое животное получило то, в чем нуждалось: быстрые ноги, крылья и острый слух, когти и клыки. Только люди побоялись выйти из своих укрытий, поэтому им ничего не досталось.

Брат Эпиметея, Прометей, решил исправить эту ошибку. Он задумал подарить людям огонь, который принесет им безраздельную власть на земле. В те времена огонь принадлежал только богам, которые его тщательно охраняли.

Поставив перед собой цель облагодетельствовать человечество, Прометей похитил огонь и принес его людям.

Гнев Зевса был неописуем. Страшную кару обрушил он на Прометея, приказав Гефесту приковать героя к гранитной скале. На протяжении многих лет Прометей испытывал страдания. Каждый день к наказанному титану прилетал огромный орел, который клевал его плоть. Только вмешательство Геракла позволило освободить Прометея.

Икар и Дедал

Один из самых известных мифов Древней Греции – сказание о Дедале и Икаре. Отец Икара, Дедал, был искусным скульптором, зодчим и художником. Не поладив с царем Крита, он фактически стал его заложником и вынужден был постоянно жить на острове. Долго думал Дедал, как ему освободиться, и в итоге принял решение покинуть остров на крыльях вместе с сыном Икаром.

Из множества птичьих перьев создал Дедал две пары крыльев. Привязывая их к спине сына, Дедал дал ему наставление, запретив подниматься близко к солнцу, поскольку жар светила мог растопить воск, которым были скреплены и склеены перья.

Нельзя было также и лететь близко к воде – крылья могли намокнуть и потянуть вниз.

Надев крылья, отец и сын взмыли в воздух подобно двум большим птицам. Вначале Икар следовал за Дедалом, но потом забыл об осторожности и поднялся близко к солнцу. Палящее светило растопило воск, крылья рассыпались и рассеялись в пространстве. Лишившийся крыльев Икар упал в море, где и нашел свою смерть.

Видео по теме

Совет 3: Самые известные персонажи древнегреческих мифов

В мифологии описано множество подвигов, совершенных древнегреческими героями, при этом большинство похождений облечены в сказочную форму. В мифах можно встретить как богов, так и людей, действующих сообща. Нередки для сюжетов волшебные превращения и образы сказочных существ, никогда не существовавших в действительности. Вот лишь две из множества подобных легенд.

Победитель Минотавра

Известный персонаж древнегреческих мифов Тесей был сыном афинского царя Эгея. Повзрослев, Тесей превратился в сильного и статного юношу, жаждущего приключений. Получив в наследство от отца сандалии и меч, герой совершил ряд подвигов, самым известным из которых была победа над Минотавром.

То было скорбное для афинян время. Критский царь Минос подчинил себе Афины и требовал от жителей города раз в девять лет присылать ему дань – семь девушек и столько же юношей. Несчастных он отдавал на съедение кровожадному Минотавру, имевшему вид человека с быка. Жил Минотавр в лабиринте.

Тесей решил положить конец зверствам, творимым Миносом, и добровольно отправился на Крит вместе с юными жертвами. Минос не принял Тесея всерьез, но его дочь Ариадна согласилась помочь герою справиться с Минотавром.

Именно Ариадна дала герою острый меч и большой клубок ниток, при помощи которого он смог пройти лабиринт.

Вместе с будущими жертвами Тесея отвели к месту, где обитал Минотавр. Тесей привязал один конец нити к двери, после чего смело пошел по запутанным коридорам лабиринта, постепенно разматывая клубок. Внезапно впереди раздался рев Минотавра, который немедленно бросился на героя, разинув пасть и угрожая своими рогами. В ходе ожесточенной битвы Тесей отрубил один из рогов Минотавра и вонзил ему в голову свой меч. Чудовище испустило дух. Нить Ариадны помогла герою и его спутникам выбраться из таинственного лабиринта.

Персей и горгона Медуза

В далеких странах, на самом краю мира, где царила ночь и царствовал Танатос, обитали три . Это были отвратительные крылатые чудовища; тела их были покрыты чешуей, а на головах извивались шипящие змеи. Клыки горгон были подобны острым кинжалам, а взгляд каждого из чудовищ был способен все живое обратить в камень.

Две горгоны были бессмертными созданиями, и лишь горгону Медузу можно было убить.

Но здесь герою помогли олимпийские боги. Гермес указал Персею путь к месту, где обитали чудовища, и подарил ему волшебный меч. Богиня Афина вручила воину особый медный щит с поверхностью, отшлифованной до зеркального блеска. Нимфы подарили Персею волшебную сумку, крылатые сандалии и защитный шлем-невидимку.

Волшебные сандалии принесли Персея на остров, где он увидел спящих горгон, на головах которых медленно шевелились змеи. Боги предупредили героя, что один лишь взгляд чудовищ превратит его в каменную глыбу. Подлетев к горгонам, Персей отвернулся и стал глядеть на чудовищ в зеркальный щит, где хорошо были видны отражения. Горгона Медуза уже начала открывать глаза, когда Персей отрубил ей мечом голову.

От шума проснулись остальные чудовища. Но хитрый Персей успел надеть на себя шлем-невидимку. Голову поверженной Медузы он засунул в сумку и спокойно скрылся. Там, куда падали капли крови, сочившиеся из волшебной сумки, возникали ядовитые змеи и расползались в разные стороны. Голову убитого чудовища Персей впоследствии вручил богине Афине, которая прикрепила трофей в центр своего щита.

Совет 4: Какие есть божества морей в мифах Древней Греции

Греческая мифология отводит морским и вообще водным богам очень важное место. Ведь Античная Греция очень сильно зависела от благосклонности морских вод.

Мифы Греции

Древние считали, что на дне моря в прекрасном дворце живет брат Зевса-Громовержца – повелитель волн и колебатель земли Посейдон. Его воле послушны волны, которыми он управляет при помощи трезубца. Вместе с Посейдоном в прекрасном дворце живет дочь морского прорицателя Нерея Амфитрита, которую Посейдон похитил, несмотря на то, что она пряталась и сопротивлялась. Амфитрита властвует над волнами вместе со своим супругом. В ее свите – родные сестры-нереиды, которые иногда в гребнях на волнах, спасая неудачливых моряков. Считается, что сестер-нереид пятьдесят, своей красотой они затмевают любую женщину. Поднимаясь к поверхности вод, они заводят песню, которая может направить моряка к земле. В отличие от сирен, которые заманивают мореплавателей к верной гибели, нереиды не столь кровожадны.

Посейдон на колеснице, запряженный морскими конями или же дельфинами носится по морской глади. Если он пожелает по взмаху трезубца начинается шторм, который успокаивается, как только этого пожелает морской бог.

Гомер использует более сорока эпитетов для описания моря, что, несомненно, говорит об особом отношении греков к этой стихии.

Среди морских божеств в окружении Посейдона есть прорицатель Нерей, которому ведомы все таны будущего. Нерей открывает правду и смертным, и богам. Он мудрый советник Посейдона. Старец-Протей, который умеет менять свой образ, превращаясь в кого угодно, тоже прорицатель. Однако, чтобы он открыл тайны будущего, нужно его поймать и заставить говорить, что с учетом его изменчивости довольно сложно. Бог Главк рыбакам и морякам, которые приписывают ему дар прорицания. Над всеми этими могущественными богами властвует Посейдон, которому они поклоняются.

Бог-Океан

Но самым могучим богом воды можно назвать Океан.
Океан – единственный из титанов, который не участвовал в их борьбе против Зевса и его братьев. Именно поэтому власть Океана осталась прежней даже после того, как все его братья были низвергнуты в Тартар.
Это равный по силе, мощи, славе и почету Зевсу бог-титан. Он давно абстрагировался от происходящего на земле, хотя до этого породил три тысячи сыновей-речных богов и столько же дочерей – богинь ручейков и источников. Дети великого бога-титана несут людям радость и благоденствие, снабжают их водой, дающей жизнь. Без их доброй воли не было бы жизни на земле.

Олимпийские богини

Царица богов и людей, младшая дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга громовержца Зевса, верховная богиня Гера являлась покровительницей брака и семьи, защитницей женщин и материнства, а также олицетворяла собой супружескую верность. Символами Геры служили диадема и однозубец.

Старшая дочь титанов Кроноса и Реи, богиня семейного очага и жертвенного огня Гестия была носительницей и защитницей целомудрия. Она охраняла мир и единодушие в семье, покровительствовала чужеземцам и страдающим. Атрибутом Гестии являлся факел.

Средняя дочь титанов Кроноса и Реи, богиня земли и плодородия Деметра покровительствовала земледельцам и охраняла все живое на земле. Символами богини были посох в виде стебля и серп.

Дочь всесильного Зевса, дева-воительница Афина была богиней справедливой войны, мудрости, знаний, наук, искусств, и ремесел. Древние греки верили, что присутствие Афины на поле битвы дисциплинирует и воодушевляет солдат. Священным символом мудрости Афины служили сова и эгида с головой горгоны Медузы.

Богиня Луны, дочь Зевса от титаниды Лето, девственная и вечно юная Артемида покровительствовала охоте и всему живому на Земле. Девушки поклонялись богине как защитнице женского целомудрия, а замужние женщины просили ее даровать в браке и помочь удачно разрешиться при родах. Атрибутами Артемиды являлись лань и лук со стрелами.

Дочь бога неба Урана, богиня любви и красоты Афродита олицетворяла вечную весну и жизнь. Древние греки также поклонялись Афродите как богине плодородия, брака и родов. Символами богине любви служили , голубь и роза.

Младшие древнегреческие богини

Царица мертвых богиня Персефона являлась дочерью Зевса и Деметры, а также супругой владыки подземного царства Аида. Персефона покровительствовала силам весны: пробуждению растительности и прорастанию посеянного зерна. Символом Персефоны нарцисса.

Дочь Геры и Зевса, богиня юности Геба служила виночерпием на Олимпе. Позже Геба была выдана замуж за Геракла, который в награду за подвиги получил бессмертие. Священным атрибутом Гебы был кипарис.

Дочь титанов Перса и Астерии, богиня лунного света, мрака и ночных видений Геката покровительствовала магии, чародейству, пастушеству, коневодству и общественной деятельности людей (в судах, в спорах, в народных собраниях и т. п.). Кроме того Геката даровала легкую дорогу путешественникам и помогала покинутым возлюбленным. Символами Гекаты являлись перекресток дорог и змея.

Дочь подводного великана Тавтаманта и океаниды Электры, богиня радуги Ирида служила вестницей богов. Ее атрибуты - радуга и цветок ирис.

Богиня неистовой войны Энио входила в свиту Ареса. Она будила в воинах ярость и сеяла на поле боя смуту.

Крылатая богиня победы Ника являлась спутницей Афины. Ника олицетворяла успешный результат не только военных предприятий, но также спортивных и музыкальных состязаний.

Богиня Илифия покровительствовала родам. При этом она могла служить как спасительной, так и враждебной силой.

Видео по теме

Теперь мы подходим к определению самого мифа. Мы видели, как формировалось мифологическое сознание, в каких формах оно проявляло себя. Очевидно, что мифологическое переживание, осмысление мира определенным образом фиксировалось в языке, из устно передаваемых историях рода, объяснениях явлений мира. Миф – это, с современной позиции, некая история, повествование, в котором все «действующие лица», независимо от того, относятся ли они к миру людей, животных или неодушевленной природы, воплощаются в образах живых существ. Эти существа переживают радость и страдание, их действия осмысленны и целенаправленны, они говорят на понятном человеку естественном или символическом языке, имеют свое прошлое, историю. В мифе боги живут и действуют вместе с людьми, объясняют человеку мир и передают человеку свой опыт, свои законы. Для нас миф имеет много общего со сказкой, но чтобы понять значение мифа не с точки зрения современного человека, а «изнутри» мифологического сознания, следует учесть, что для древних людей миф являлся абсолютной реальностью.

Мифы обычно разделяют на виды в зависимости от содержания.

  • Космогонические мифы повествуют о сотворении мира: рождении Земли и светил, отделении СУШИ? (воды) от тверди, появлении животных и растений. Как правило, созданием мира в мифах занимаются боги – воплощения стихий огня, воды, земли. Это самые древние боги, начинающие родословную мира. Часто они изображаются враждебными людям, далекими от человеческого облика.
  • Теогонические мифы объясняют происхождение богов, их отношения между собой. Древнейшие стихийные боги – божественные прародители. Например, в греческой мифологии знаменитые олимпийские боги – третье поколение, именно они вступают в отношения с людьми, это боги человеческой культуры, а не стихии.
  • Антропологические мифы – о происхождении человека, его сущности и судьбе, предназначенной ему богами. Для мифов характерно произведение людей богами либо из природных материалов, либо из частей тела самих богов, что объясняет связь человека и с миром природы, и с божественным миром.
  • Эсхатологические мифы рассказывают о конце света, смерти всего живого, уничтожении людей, которые разгневали богов. Один из древнейших эсхатологических мифов – история о вселенском потопе, повторяющаяся во многих мифологиях (в частности – гибель Атлантиды).
  • Сотериологические мифы – о чудесном божественном спасении человека от предназначенной ему гибели во вселенской катастрофе. Как правило, в мифах присутствуют боги, дружелюбно относящиеся к людям, они и устраивают спасение.
  • Этиологические мифы составляют самую значительную часть мифологии. В них объясняются причины и свойства всех вещей и явлений, поведение и природа животных и растений, объясняется их значение для мира и человека. В этиологических мифах наиболее подчеркнуты связи человека с природой, единство их происхождения.
  • Календарные мифы наряду с тотемическими , видимо, являются самыми древними. Календарные мифы объясняют происхождение времен года, ночи и дня, небесных светил, самого времени – сакрального и профанного.

Миф является формой культуры. Его функции, соответственно, аналогичны функциям культуры в целом. Главнейшей из них является объяснительно-познавательная : мифы объясняют человеку мир, все его явления. Мифы формируют целостную картину мира. Кроме того, можно выделить теологическую функцию мифа: объяснение человеку смысла и цели его существования, аксиологическую функцию: придание смыслов и значений явлениям мира, их отношение к человеку, понимание добра и зла, коммуникативную : посредством мифа происходит передача традиции, наследование, осуществляется связь поколений.

Мифологическое мышление неотъемлемо от человеческого мышления вообще, но конкретные мифы историчны, то есть связаны с определенной культурой и теряют свою конкретность при ее гибели. В истории человечества многие функции мифов берут на себя религия, философия и искусство, появившиеся позднее, но берущие свое начало в едином источнике – древнем мифологическом сознании.

Мифы этиологические (букв. "причинные", т.е. объяснительные) - это мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. В принципе, этиологическая функция присуща большинству мифов и специфична для мифа как такового. Практически под этиологическими мифами понимаются прежде всего рассказы о происхождении некоторых животных и растений (или их частных свойств), гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений, отдельных социальных и религиозных институтов, видов хозяйственной деятельности, а также огня, смерти и др. Подобные мифы широко распространены у первобытных народов, они часто слабо сакрализованы. Как особую разновидность этиологических мифов можно выделить мифы культовые, объясняющие происхождение обряда, культового действия. В случае эзотеричности культового мифа, он может быть сильно сакрализован.

Мифы космогонические (большей частью менее архаические и более сакрализованные, чем этиологические) повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. В космогонических мифах особенно отчётливо актуализуется характерный для мифологии пафос превращения хаоса в космос. В них непосредственно отражаются космологические представления о структуре космоса (обычно трёхчастной вертикально и четырёхчастной горизонтально), описывается его вегетативная (мировое древо), зооморфная или антропоморфная модель. Космогония обычно включает разъединение и выделение основных стихий (огонь, вода, земля, воздух), отделение неба от земли, появление земной тверди из мирового океана, установление мирового древа, мировой горы, укрепление на небе светил и т.п., затем создание ландшафта, растений, животных, человека.

Частью космогонических мифов являются мифы антропогонические - о происхождении человека, первых людей, или племенных первопредков (племя в мифах часто отождествляется с "настоящими людьми", с человечеством). Происхождение человека может объясняться в мифах как трансформация тотемных животных, как отделение от других существ, как усовершенствование (самопроизвольное или силами богов) неких несовершенных существ, "доделывание", как биологическое порождение богами или как изготовление божественными демиургами из земли, глины, дерева и т.п., как перемещение неких существ из нижнего мира на поверхность земли. Происхождение женщин иногда описывается иначе, чем происхождение мужчин (из другого материала и т.п.). Первый человек в ряде мифов трактуется как первый смертный, ибо уже существовавшие ранее боги или духи были бессмертны.

К космогоническим мифам примыкают мифы астральные, солярные и лунарные , отражающие архаические представления о звёздах, солнце, луне и их мифологических персонификациях.

Мифы астральные - о Звёздах и планетах. В архаических мифологических системах звёзды или целые созвездия часто представляют в виде животных, реже деревьев, в виде небесного охотника, преследующего зверя, и т.п. Ряд мифов заканчивается перемещением героев на небо и превращением их в звёзды или, напротив, изгнанием с неба не выдержавших испытания, нарушивших запрет (жён или сыновей жителей неба). Расположение звёзд на небе может трактоваться и как символическая сцена, своеобразная иллюстрация к тому или иному мифу. По мере разработки небесной мифологии звёзды и планеты строго прикрепляются (отождествляются) к определённым богам. На основе строгого отождествления созвездий с животными в некоторых ареалах (на Ближнем Востоке, в Китае, у части американских индейцев и др.) складывались закономерные картины движения небесных светил. Представление о воздействии движения небесных светил на судьбу отдельных людей и всего мира создало мифологические предпосылки для астрологии.

Мифы солярные и лунарные в принципе являются разновидностью астральных. В архаических мифологиях Луна и Солнце часто выступают в виде близнечной пары культурных героев или брата и сестры, мужа и жены, реже родителя и ребёнка. Луна и Солнцетипичные персонажи дуалистических мифов, построенных на противопоставлении мифологических символов, причём Луна (Месяц) большей частью маркирована отрицательно, а Солнце - положительно. Они представляют оппозицию и двух тотемных "половин" племени, ночи и дня, женского и мужского начала и т.д. В более архаических лунарных мифах месяц представляется чаще в виде мужского начала, а в более развитых - женского (зооморфного или антропоморфного). Небесному существованию Луны и Солнца (как и в случае со звёздами) иногда предшествуют земные приключения пары мифологических героев. Некоторые специально лунарные мифы объясняют происхождение пятен на Луне ("Лунный человек"). Собственно солярные мифы лучше представлены в развитых мифологиях, в архаических - популярны мифы о происхождении Солнца или об уничтожении лишних солнц из первоначального их множества. Солнечное божество тяготеет к тому, чтобы стать главным, особенно в древних обществах, возглавляемых обожествлённым царём-жрецом. Представление о движении солнца часто ассоциируется с колесом, с колесницей, в которую впряжены кони, с борьбой против хтонических чудовищ или богом грозы. Суточный цикл также отражается в мифологическом мотиве исчезающего и возвращающегося солнечного божества. Уход и приход могут быть перенесены с суток на сезоны. Универсальный характер имеет миф о дочери солнца.

Мифы близнечные - о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев. Истоки близнечных мифов прослеживаются в представлениях о неестественности близнечного рождения, которое у большинства народов мира считалось уродливым. Наиболее ранний пласт близнечных представлений наблюдается в зооморфных близнечных мифах, предполагающих родство между животными н близнецами. В мифах о близнецах-братьях они, как правило, выступали сначала соперниками, а позднее становились союзниками. В некоторых дуалистических мифах братья-близнецы не антагонистичны друг другу, а являются воплощением разных начал (см. выше мифы солярные). Есть мифы о близнецах брате и сестре, но встречаются и усложнённые варианты, где в кровосмесительных браках брата и сестры предпочитается наличие нескольких братьев.

Мифы тотемические составляют непременную часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества; в основе этих мифов лежат представления о фантастическом сверхъестественном родстве между определённой группой людей (родом и др.) и т. н. тотемами, т.е. видами животных и растений. По содержанию тотемические мифы очень просты. Основные персонажи наделены в них чертами и человека, и животного. В наиболее типичном виде тотемические мифы известны у австралийцев и африканских народов. Тотемические черты ясно видны в образах богов и культурных героев в мифологии народов Центральной и Южной Америки (таковы Уицилопочтли, Кецалькоатль, Кукулькан). Остатки тотемизма сохранились в египетской мифологии, и в греческих мифах о племени мирмидонян, и в часто встречающемся мотиве превращения людей в животных или растения (напр., миф о Нарциссе).

Календарные мифы теснейшим образом связаны с циклом календарных обрядов, как правило с аграрной магией, ориентированной на регулярную смену времён года, в особенности на возрождение растительности весной (сюда вплетаются и солярные мотивы), на обеспечение урожая. В древних средиземноморских земледельческих культурах господствует миф, символизирующий судьбу духа растительности, зерна, урожая. Распространён календарный миф об уходящем и возвращающемся или умирающем и воскресающем герое (ср. мифы об Осирисе, Таммузе, Балу, Адонисе, Ammuce, Дионисе и др.). В результате конфликта с хтоническим демоном, богиней-матерью или божественной сестрой-женой герой исчезает или погибает или терпит физический урон, но затем его мать (сестра, жена, сын) ищет и находит, воскрешает, и тот убивает своего демонического противника. Структура календарных мифов имеет много общего с композицией мифов, связанных с ритуалами инициации или интронизации царя-жреца. В свою очередь они оказали влияние на некоторые героические мифы и эпические предания, на мифы о сменяющих друг друга мировых эпохах, на мифы эсхатологические.

Мифы героические фиксируют важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороны старших родичей или враждебных демонов, поиски жены и брачные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя. Биографическое начало в героическом мифе в принципе аналогично космическому началу в мифе космогоническом; только здесь упорядочивание хаоса отнесено к формированию личности героя, способного в дальнейшем поддержать своими силами космический порядок. Отражением инициации в героическом мифе является обязательный уход или изгнание героя из своего социума и странствия в иных мирах, где он приобретает духов-помощников и побеждает демонических духов-противников, где ему иногда приходится пройти через временную смерть (проглатывание и выплёвывание чудовищем; смерть и воскрешение-инициационные символы). Инициатором испытаний (принимающих иногда форму выполнения "трудной задачи") может быть отец, или дядя героя, или будущий тесть, или племенной вождь, небесное божество, например бог-Солнце, и т.п. Изгнание героя иногда мотивируется его проступками, нарушением табу, в частности, инцестом (кровосмешением с сестрой или женой отца, дяди), также угрозой для власти отца-вождя. Герой как термин греческой мифологии означает сына или потомка божества и смертного человека. В Греции имел место культ умерших героев. Героический миф - важнейший источник формирования как героического эпоса, так и сказки.

Мифы эсхатологические о "последних" вещах, о конце мира возникают относительно поздно и опираются на модели мифов календарных, мифов о смене эпох, мифов космогонических. В противоположность космогоническим мифам, эсхатологические рассказывают не о возникновении мира и его элементов, а об их уничтожении - гибель суши во всемирном потопе, хаотизация космоса и др. Трудно отделить мифы о катастрофах, сопровождавших смену эпох (о гибели великанов или старшего поколения богов, живших до появления человека, о периодических катастрофах и обновлении мира), от мифов о конечной гибели мира. Более или менее развитую эсхатологию находим в мифах аборигенов Америки, в мифологиях древнескандинавской, индуистской, иранской, христианской (евангельский "Апокалипсис"). Эсхатологическим катастрофам часто предшествуют нарушение права и морали, распри, преступления людей, требующие возмездия богов. Мир погибает в огне, потопе, в результате космических сражений с демоническими силами, от голода, жары, холода и т.п.

Эпос - (греч. - "слово", "повествование") - героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.

Возникновение эпоса носит стадиальный характер, но обусловлено историческими обстоятельствами. Некоторые учёные высказывают точку зрения, что героический эпос не возник в таких культурах, как китайская и древнееврейская.

Зарождение эпоса обычно сопровождается сложением панегириков и плачей, близких героическому мировосприятию. Увековеченные в них великие деяния часто оказываются тем материалом, который героические поэты кладут в основу своего повествования. Панегирики и плачи, как правило, слагаются в том же стиле и размере, что и героический эпос: в русской и тюркской литературе у обоих видов почти одинаковы манера выражения и лексический состав. Плачи и панегирики сохраняются в составе эпических поэм на правах украшения.

Средневековый эпос - героическое народное сказание, которое создалось странствующими певцами или народом в период Средневековья. Эпос был предназначен для пения с сопровождением арфы или виолы (маленькой скрипки).

Лучше всего сохранились французские эпосы - около 100 поэм. Самая знаменитая из них - "Песнь о Роланде" - была записана во Франции в начале 12 века. В ней рассказывается о героической гибели отряда графа Роланда во время отступления Карла Великого из Испании и о мести короля франков за гибель своего племянника. Завоевательный поход в Испанию изображён в поэме как религиозная война христиан против мусульман. Роланд наделён всеми чертами безупречного рыцаря: он справедлив, всеми любим, великодушен и безумно смел, совершает необыкновенные подвиги и гибнет, Немецкий эпос "Песнь о Нибелунгах" отражает события и мифы времён Великого переселения народов. Запись этой поэмы сделана около 1200 года. В ней герои совершают богатырские подвиги не для защиты родины от захватчиков, а ради личных, семейных или племенных интересов. Но в поэме отразилась и жизнь германского народа в мирное и военное время. Пышные праздники у феодалов, пиры и турниры чередуются с войнами и битвами, в которых проявляются воинская удаль, смелость и сила рыцарей.

Вообще эпосы состояли из 30-50 строф по 8 строк в каждом. Иногда актёры инсценировали содержание эпоса и давали свои представления.