Легенду о Гамлете впервые записал в конце XI века датский историк Самсон Грамматик в своем собрании легенд и хроник под названием «История Дании».

Это предание гласит, что во времена язычества один из правителей Ютландии был убит на пиру своим братом Фенганом. Затем Фенгон женился на вдове убитого и завладел его землями. Сын убитого, молодой Гамлет (или Амлет) должен был отомстить за гибель отца. Чтобы обмануть Фенгона, Амлет притворился безумным. Поступки его говорили о помешательстве, но в речах крылось несомненное коварство, и никому не удавалось до конца разгадать смысл слов Амлета. Поэтому Фенгон продолжал подозревать племянника. Он пытался завлечь его в западню и заставить проговориться о своих истинных намерениях. Но Амлета предупредил об опасности его верный друг и молочный брат (ставший прототипом Горацио у Шекспира). Один из придворных (у Шекспира - Полоний) пытался, спрятавшись, подслушать разговор Амлета с матерью. Но Амлет обнаружил его в углу под соломой, убил, а труп бросил на съедение свиньям. Он упрекал мать в том, что она не верна памяти убитого отца.

Фенгон отправил Амлета в Англию в сопровождении двух придворных (у Шекспира - Розенкранц и Гильденстерн) с письмом к английскому королю, в котором просил убить племянника. Но Амлет подменил письмо, и вместо него казнили его спутников. Амлет женился на дочери английского короля и вместе с ней вернулся в Ютландию, где все считали его погибшим. Внезапный приезд заставил придворных превратить тризну в праздник. Амлет напоил всех допьяна, а затем поджег дворец. Придворные погибли в огне, а Фенгону он отрубил голову, исполнив, наконец, долг кровной мести.

В 70-е годы XVI века эту легенду пересказал французский писатель Бельфоре. А в 90-е годы XVI века в Лондоне была поставлена пьеса о Гамлете, которая не дошла до наших дней. Известно только, что в ней уже появлялся призрак короля-отца, взывавший к отмщению.

Шекспир написал свою пьесу примерно в 1610 году. Взяв за основу старинный сюжет, он показал нам Англию XVII века. Шекспир говорит со своими современниками о главных вопросах жизни.

Каков Гамлет Самсона Грамматика? Умный, изворотливый, сильный, жестокий, способный не только бестрепетно убить человека, но и поглумиться над трупом врага. Этому Гамлету почти не ведомы нравственные муки, он - истинный сын своего времени. У Шекспира трагедия Гамлета состоит в том, что человек, обладавший сердцем и умом, сломался, увидев ужасные стороны жизни - кровосмешение, измену, убийство близких. Он утратил веру в людей, в любовь, разочаровался в жизни. Притворяясь безумным, он и вправду чуть не сошел с ума от подлости окружающих. Но когда его начинают травить, как зверя, в нем просыпается принц крови, человек своей эпохи. Тогда превыше всего ценилось умение владеть шпагой, а коварство не считалось пороком. И Гамлет начинает действовать, уверяя себя самого, что борется не за собственную жизнь и трон, а за восстановление всеобщей справедливости: Материал с сайта http://iEssay.ru

Век расшатался - и скверней всего,

Что я рожден восстановить его.

Возможно, Гамлет, как бывший студент Виттенбергского университета, помышлял о науке, об искусстве, о деятельности на пользу человечеству. А пришлось ему мстить, интриговать, притворяться, убивать - в открытом бою, как Лаэрта, или косвенно (как Офелию). Его безумие - не только способ обезопасить себя, но и возможность говорить правду окружающим (роскошь, непозволительная для принца). Он откровенно дурачит Полония, Розенкраниа и Гильденстерна - коварных льстецов, служащих Клавдию, и бестрепетно отправляет их на тот свет. Но, устраивая проверку самому Клавдию (сцена «Мышеловка»), Гамлет хочет убедиться в его вине. Не просто убить, но показать, что короля-братоубийцу ожидает кара. Гамлет не бездействует, он готовит месть. Хотя принц понимает, что убийство перевернет его жизнь. Смысл знаменитого монолога «Быть или не быть?» заключается именно в том, что Гамлет пытается выбрать, убийцей стать или жертвой. Этот вопрос не мог стоять перед Амлетом древней легенды. Трагедия человека эпохи Возрождения, каковым был сам Шекспир и каковым он сделал своего героя, - расхождение между идеалами и реальностью, невозможность жить в соответствии с установками души.

Мужчина проявляется в отношении к женщине. В легенде у Гамлета не было возлюбленной. Герой Шекспира отталкивает от себя Офелию и губит ее: для него жизнь дороже любви и любимой женщины. Потом он жалеет и раскаивается. Потом он гибнет - не как борец за справедливость, а как обычная жертва придворной интриги. Вот и найдена разница. У Грамматика Гамлет - победитель, у Шекспира - жертва. Он не борется, а защищается. И виной тому - червь сомнения, проклятые высокие помыслы, преобразившие ум, но не сумевшие закалить душу. Шекспир показал нам, что люди, идущие впереди эпохи, зачастую становятся ее жертвами (вспомним Коперника и Галилея). Но без них человечество осталось бы во тьме средневековья, там, где Амлет Самсона Грамматика, не задумываясь, уничтожал и правых, и виноватых.

Краткое изложение повести, записанной Саксоном Грамматиком:

Датский феодал Горвендил прославился силой и мужеством. Его слава вызвала зависть норвежского короля Коллера, и тот вызвал его на поединок. Они условились, что к победителю перейдут все богатства побеждённого. Поединок закончился победой Горвендила, который убил Коллера и получил всё его достояние. Тогда датский король Рёрик отдал в жёны Горвендилу свою дочь Геруту. От этого брака родился Амлет.

У Горвендила был брат, Фенгон, который завидовал его удачам и питал к нему тайную вражду. Они оба совместно правили Ютландией . Фенгон стал опасаться, что Горвендил воспользуется расположением короля Рёрика и приберёт к рукам власть над всей Ютландией. Несмотря на то, что для такого подозрения не было достаточных оснований, Фенгон решил избавиться от возможного соперника. Во время одного пира он открыто напал на Горвендила и убил его в присутствии всех придворных. В оправдание убийства он заявил, что будто бы защищал честь Геруты, оскорблённой своим мужем. Хотя это было ложью, никто не стал опровергать его объяснений. Владычество над Ютландией перешло к Фенгону, который женился на Геруте. До этого между Фенгоном и Герутой близости не было.

Амлет был в тот момент ещё очень юн. Однако Фенгон опасался, что, став взрослым, Амлет отомстит ему за смерть отца. Юный принц был умён и хитёр. Он догадывался об опасениях своего дяди Фенгона. А для того чтобы отвести от себя всякие подозрения в тайных намерениях против Фенгона, Амлет решил притвориться сумасшедшим. Он пачкал себя грязью и бегал по улицам с дикими воплями. Кое-кто из придворных стал догадываться, что Амлет только притворяется безумным. Они посоветовали сделать так, чтобы Амлет встретился с подосланной к нему красивой девушкой, на которую возлагалось обольстить его своими ласками и обнаружить, что он отнюдь не сошёл с ума. Но один из придворных предупредил Амлета. К тому же оказалось, что девушка, которую выбрали для данной цели, была влюблена в Амлета. Она тоже дала ему понять, что хотят проверить подлинность его безумия. Таким образом, первая попытка поймать Амлета в ловушку не удалась.

Тогда один из придворных предложил испытать Амлета таким способом: Фенгон сообщит, что он уезжает, Амлета сведут с матерью, и, может быть, он откроет ей свои тайные замыслы, а советник Фенгона подслушает их разговор. Однако Амлет догадался о том, что всё это неспроста: придя к матери, он повёл себя как помешанный, запел петухом и вскочил на одеяло, размахивая руками. Но тут он почувствовал, что под одеялом кто-то спрятан. Выхватив меч, он тут же убил находившегося под одеялом советника короля, затем разрубил его труп на куски и бросил в сточную яму. Совершив все это, Амлет вернулся к матери и стал упрекать её за измену Горвендилу и брак с убийцей мужа. Герута покаялась в своей вине, и тогда Амлет открыл ей, что он хочет отомстить Фенгону. Герута благословила его намерение.

Соглядатай был убит, а Фенгон ничего не узнал и на этот раз. Но буйство Амлета пугало его, и он решил избавиться от него раз и навсегда. С этой целью он отправил его в сопровождении двух придворных в Англию . Спутникам Амлета были вручены таблички с письмом, которое они должны были тайно передать английскому королю. В письме Фенгон просил казнить Амлета, как только он высадится в Англии. Во время плавания на корабле, пока его спутники спали, Амлет разыскал таблички и, прочитав, что там было написано, стёр свое имя, а вместо него подставил имена придворных. Сверх того он дописал, что Фенгон просит выдать за Амлета дочь английского короля. Придворных по приплытии а Англию казнили, а Амлета обручили с дочерью английского короля.

Прошёл год, и Амлет вернулся в Ютландию, где его считали умершим. Он попал на тризну, которую справляли по нём. Ничуть не смутившись, Амлет принял участие в пиршестве и напоил всех присутствующих. Когда они, опьянев, свалились на пол и заснули, он накрыл всех большим ковром и приколотил его к полу так, чтобы никто не смог выбраться из-под него. После того он поджёг дворец, и в огне сгорел Фенгон и его приближённые.

Амлет становится королём и правит с женой, которая была достойной и верной супругой. После её смерти Амлет женился на шотландской королеве Гермтруде, которая была ему неверна и покинула своего супруга в беде. Когда после Рёрика королем Дании стал Виглет, он не пожелал мириться с независимым поведением Амлета, который являялся его вассалом, и убил его в битве .

После изобретения книгопечатания были напечатаны тексты Саксона Грамматика. Это привлекло к ним внимание французского писателя Франсуа Бельфоре , который включил сагу о Амлете во второй том «Трагических историй», опубликованный в 1576 году . Повествование Бельфоре в основном повторяет сюжет Саксона Грамматика. Три элемента сюжета были изменены. Во-первых между Фенгоном и Герутой существовала связь ещё при жизни её мужа. Во-вторых, Герута становится соучастником мести Амлета. Она подготавливает всё необходимое для расправы Амлета с придворными. Принц не сжигает придворных, а прокалывает пиками. Король погибает не вместе с придворными. В конце пиршества он удаляется в опочивальню, принц следует за ним и убивает, отрубив голову .

«Гамлет» как художественное открытие Шекспира

Тип урока : углубление и обобщение изученного.

Форма урока : комментированное чтение, беседа по вопросам, комментарий учителя, словарная работа.

Задачи урока .

Воспитательные:

а) воспитывать интерес к произведению Шекспира,

б) воспитывать нравственные качества учащихся на примере шекспировских героев,

в) воспитывать чувство слова через прочтение.

Образовательные:

а) понимать суть образа Гамлета как вечный тип мировой литературы, как зеркало общественного неблагополучия и попытки одиночки восстановить гармонию в обществе,

б) понять вневременной конфликт и его трагическую развязку.

Коррекционно-развивающие:

а) обучение выразительному чтению,

б) развитие образного мышления,

в) умение выражать мысли и чувства.

Целеполагание.

Для ученика:

1) продолжить работу над трагическим сюжетом и образом Гамлета,

2) осознать вневременной конфликт пьесы,

Для учителя:

1) помочь учащимся понять загадку личности Гамлета, его трагедии, вневременной конфликт пьесы и суть образа,

2) обучение выразительному чтению монолога и его анализу.

Опорные понятия и термины : гармония, вечный тип мировой литературы, вневременной конфликт.

Гамлет! Понимаете ли вы

значение этого слова? –

Оно велико и глубоко.

Это жизнь человеческая,

это человек, это я, это вы,

это каждый из нас…

В.Белинский

Он никого не любит,

но только притворяется,

и то небрежно.

И.С.Тургенев «Гамлет и Дон Кихот»

Ход урока

1.Орг. момент.

2. Вступление в урок.

Читает эпиграфы.

Два великих человека абсолютно по-разному высказываются о Гамлете.

Почему такие противоположные оценки?

С кем бы вы согласились в большей степени?

Сильный или слабый человек Гамлет? Способен ли он на самопожертвование, а значит и на любовь?

(ответы учащихся и комментарий учителя)

Идёт время, меняются эпохи, политическая и общественная жизнь. Но по-прежнему умные люди обнаруживают коварство власти, которая плетёт паутину вокруг маленького человека. Однако современные Гамлеты, благородные, умные, честные, бескорыстные, вступают в нравственный поединок со злом и гибнут в схватке с бесчестьем. Трагедия Шекспира обнаружила вневременной конфликт и его трагическую развязку. Трагедия «Гамлет» стала вечным зеркалом общественного неблагополучия и попытки одиночки восстановить гармонию в обществе. И этого героя назвали вечным типом мировой литературы, бессмертным. Именно поэтому мечтает каждый актёр сыграть роль Гамлета.

Слайд «Высоцкий читает монолог Гамлета «Быть или не быть»

3. Объявление темы урока. Проверка домашнего задания.

(чтение монологов Гамлета, 1-ый уровень, 2-ой и 3-ий)

Анализ монологов как средство самораскрытия героя.

1) –Каковы идеалы Гамлета?

а) в общественном устроении (бескорыстие власти, справедливость, честность «верхов», гражданские интересы);

б) в нравственности (человек обязан быть сильным и устоять в мире зла, не лицемерить, не соглашаться со злом и жить по законам правды, отвергая приспособленчество к морали общества).

Почему одинок Гамлет?

а) боится за близких людей (Лаэрта, Офелию, Горацио);

б) одиночество тех, кто хочет исправить расшатавшийся век, - неизбежно;

в) разъединённость людей в обществе страшна.

Какие черты личности раскрываются в монологах героя, его поступках, в отношениях с родными и друзьями, любимой?

а) высокий ум мыслителя, верность слову, мужество, сила отрицания земного зла;

б) достоинство, культ уважения и любви к человеку, но при этом отсутствие внутреннего тепла, оборачивающегося для него одиночеством и принесением в жертву любимой и друзей;

в) индивидуализм – ключевое слово в оценке Тургенева.

4.Итог урока. Вывод.

Каждый критик, включая и нас с вами, по-своему правы. Мы сумели увидеть в высоком герое человеческие слабости, но и величие. Заканчивая обсуждение, я хочу спросить:

Может ли своей гибелью, своим страданием доказать что-либо обществу Гамлет? Вопрос открытый…

Домашнее задание. Индивидуально по интересам.

А.Блок «Я - Гамлет», М.Цветаева «Диалог Гамлета с совестью», А.Ахматова «У кладбища направо пылил пустырь», Б.Пастернак «Гамлет», В.Высоцкий «Гамлет» - выразительное чтение наизусть.

Трагедия Шекспира "Гамлет" (1602) — одно из самых великих произведений мировой драматургии. Написанная для определенного времени и отвечавшая настроениям современников Шекспира, она более трех веков привлека-ет многие поколения читателей и зрителей значительнос-тью содержания и мастерством формы.

Впервые эта история была записана летописцем Саксоном Грамматиком в 1200 году на латыни. В эпоху Воз-рождения французский писатель Бельфоре пересказал ее со значительными изменениями в своей книге "Трагичес-кие истории" (1576). Один из предшественников Шекспи-ра, по-видимому, Томас Кид (1558—1594), используя сюжет Бельфоре, написал трагедию "Гамлет", которая шла на сцене в 1589 и 1594 годах. Ее текст, к сожалению, не сохранился. Создавая свою трагедию, Шекспир использо-вал пьесу Кида. Но, как и в других подобных случаях, Шекспир придал этому сюжету совершенно новую, ориги-нальную трактовку.

"Гамлет" — трагедия о том, как человек открывает для себя существование зла в жизни. Шекспир изобразил ис-ключительное злодейство — брат убил брата. Но смысл истории Гамлета выходит за рамки этого случая. Сам Гамлет воспринимает этот факт не как частное явление, а как одно из выражений того, что зло стало повсеместным и пустило глубокие корни в обществе. Он говорит Поло-нию: "Быть честным при том, каков этот мир, — это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч" (акт II, сцена 2).

Убийца — король Клавдий — и его двор воплощают в себе все пороки, возмущающие честную душу Гамлета: деспотизм, подхалимство, пьянство, лживость и лицеме-рие.

Против этого мира вступает в борьбу Гамлет. Свою задачу он видит не столько в том, чтобы отомстить за отца, сколько в том, чтобы уничтожить зло.

В борьбе, которую ведет Гамлет, у него много против-ников. Его главный враг — сам король. Но он не одинок. Первый среди приверженцев короля — льстивый и лукавый царедворец Полоний. Подручными короля становятся прежние друзья Гамлета по университету Розенкранц и Гильденстерн, берущие на себя неблаговидную миссию шпионить за Гамлетом. Но даже те, кто искренне любят принца, невольно оказываются среди его врагов. Это преж-де всего его мать — королева Гертруда, ставшая женой жестокого и ничтожного Клавдия. Даже возлюбленная Га млета, Офелия, становится орудием в руках врагов, и он отвергает ее любовь.

Но у принца есть верный друг Горацио. Ему сочувст-вуют воины Бернардо и Марцелл. Его любит народ, о чем говорит сам король. Но Гамлет не прибегает к помощи тех, кто готов его поддержать, предпочитая вести борьбу против короля один на один.

Медлительность принца в этой борьбе объясняется несколькими причинами. Прежде всего ему нужно убе-диться в том, насколько верны слова призрака об убийстве. Чтобы посеять тревогу в душе короля, принц притворяется сумасшедшим. Клавдий начинает опасаться, не узнал ли Гамлет тайну смерти своего отца. Воспользовавшись тем, что в королевский замок прибывает труппа актеров, Гамлет устраивает представление, которое, как он и задумал, ока-зывается "мышеловкой" для короля. Но он не убивает его даже после того, как убеждается в его вине. Случай предо-ставляет ему такую возможность: принц сталкивается с королем в одной из галерей замка. Но Гамлета останавли-вает то, что король молится. По понятиям того времени, душа Клавдия в этот момент обращена к богу, и если его убить, то она вознесется на небо. Гамлет же хочет отправить короля в ад. Для этого надо поймать его за каким-нибудь дурным делом. Почти сразу после этой сцены, беседуя с матерью, принц слышит в комнате шум и, думая, что убьет короля, спрятавшегося в ее комнате, ударяет шпагой, по-ражая насмерть Полония.

Этот удар сбил все планы Гамлета. Король понял, в кого метил принц. Теперь у Клавдия есть хороший повод избавиться от принца, что он и пытался сделать. Но на помощь Гамлету тоже приходит случай, и он возвращается в Данию. События опять принимают непредвиденный обо-рот. Гамлет узнает о смерти Офелии. Ее гибель и смерть Полония сделали Лаэрта заклятым врагом Гамлета. Король направляет руку Лаэрта против принца, и тот становится жертвой их совместного коварства.

Когда все закончилось гибелью Полония, Розенкран-ца, Гильденстерна, Офелии, королевы Гертруды, Лаэрта, короля Клавдия и самого Гамлета, Горацио обещает объ-яснить, что произошло. Как он говорит,

То будет повесть

Бесчеловечных и кровавых дел,

Случайных кар, негаданных убийств,

Смертей, в нужде подстроенных лукавством,

И, наконец, коварных козней, павших

На головы зачинщиков.

(акт V, сцена 2)

Здесь очень точно определено, как происходили собы-тия в трагедии. Поэтому нельзя упрекать Гамлета в медли-тельности. Ни один человек не в состоянии подчинить себе течение жизни. Как драматург-реалист, Шекспир и показал сложное сплетение причин и следствий, приведших к тра-гическому концу всех главных действующих лиц "Гамлета".

К концу трагедии Гамлет, пройдя через все испытания, закалился. Он перестал бояться смерти, но не стал от этого безразличным к жизни. Когда он умирает и видит, что его друг Горацио хочет добровольно разделить с ним смерть, Гамлет отнимает у него кубок с ядом и взывает к его мужеству. Смерть — слишком легкий способ разделаться с трудностями жизни, недостойный человека. "Дыши в су-ровом мире", — завещает Гамлет другу.

История датского принца трагична. Трагедию его жизни составило то, что на него обрушилось много зла и бед, а душа была настолько чувствительна, что разрывалась от вызванных ими страданий. Его судьба трагична и пото-му, что, защищая правое дело, он погиб.

Но "Гамлет" не трагедия отчаяния перед лицом зла, а трагедия о красоте и мужестве человека, который не мог жить иначе, кроме как в непримиримой борьбе со злом.

План-конспект урока литературы
Класс: 9
Дата: 03.05.2017
Учитель: Лабовкина Екатерина Валериевна.Тема: У. Шекспир. «Гамлет». Образ главного героя.
Тип урока: урок закрепления изученного.
Форма урока: урок-исследование.
Цели:
образовательные: обозначить «вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира, познакомиться с образом Гамлета, проанализировать его значимость в литературе.
развивающие: развить представление о драматическом произведении, работать над развитием монологической и диалогической речи учащихся.воспитательные: воспитывать активную жизненную позицию, непримиримость к подлости, трусости, жадности.
Задачи:
Помочь учащимся понять всю сложность психологического состояния героя, причину трагедии в душе героя;
Определить литературоведческое понятие «вечный образ»;

Методы и приёмы: фронтальный опрос, развитие критического мышления, работа в группах, эвристический метод, минутка воображения, синкан (синквейн), микрофон, словарная разведка.
Образовательные технологии: использование ИКТ (мультимедийное сопровождение - презентация), проблемно-диалогическое обучение, здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная, технология развития критического мышления.
Деятельность учащихся: парная, индивидуальный опрос, эвристическая беседа.
Оборудование: презентация, текст произведения «Гамлет», текст монолога, музыкальное сопровождение (в презентации), фрагмент монолога Гамлета.Ход урока
Гамлет!.. Понимаете ли вы значение этого слова? – оно велико и глубоко: это жизнь человеческая; это человек, это вы, это я, это каждый из нас... (Иоганн Вольфганг фон Гёте)
I. Организационный момент (2 мин).
Цель: подготовить учащихся к занятию; настроить на совместную работу на уроке.
Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка отсутствующих.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Надеюсь, вы успели отдохнуть, потому что для этого урока потребуется ваша смекалка и запас знаний. Сегодня у нас гости, давайте поприветствуем их.
II. Актуализация опорных знаний (3 мин).
Цель: актуализировать знания учащихся, создать ассоциативное мышление.
Учитель. Сущность гения удивительна: даты жизни английского поэта и драматурга Вильяма Шекспира возвращают нас в далекое прошлое, однако строки его произведений созвучны современности.
Ассоциативный ряд.
На экране иллюстрация, звучит мелодия.
Посмотрите на иллюстрацию и послушайте мелодию, какие у вас возникли ощущения? (Ребята говорят о своих ощущениях).
III. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин).
Цель: мотивировать учащихся на работу.
Учитель. Какие 3 глагола вы бы применили к понятию «трагический герой»?
(выживать, бороться, сопротивляться)
IV. Определение темы и целей урока. Целеполагание (4 мин).
Цель: сформулировать тему и цель урока вместе с учащимися.
Учитель. Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока, исходя из наших
рассуждений.
(Ребята высказывают свои предположения). Тема сегодняшнего урока – У. Шекспир. «Гамлет». Образ главного героя.
На доске записывается число и тема урока.
Учитель. Запишите в тетради Третье мая и тему урока. Сегодня мы уделим особое внимание образу Гамлета.
Теперь давайте сформулируем цели урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные фразы, написанные на доске.
Учащиеся определяют вместе с учителем тему урока и цели.
Познакомиться с образом …
Проанализировать творчество…
Уметь высказывать…
Научиться вдумчивому…
Наши задачи на этот урок:
Определить литературоведческое понятие «вечный образ».
Задуматься над местом и ролью Гамлета в современном мире: как воспринимается Гамлет современным читателем.
V. Работа над темой урока. Изучение нового материала (10 мин).
Цель: проанализировать образ героя, определить значение творчества писателя и его произведения в литературе.
1. Слово учителя (1 мин).
- В творчестве У. Шекспира можно выделить 2 этапа: ранний – оптимистический. Это в основном комедии, в которых свобода личности должна привести к гармонии в мире. Поздний этап творчества – трагический (кризис иллюзий о свободе личности, беспорядочный мир, игра тёмных сил). Что же происходит в душе шекспировского трагического героя, мы постараемся сегодня понять.
2. Эвристическая беседа (3 мин).
- Что было взято за основу при создании трагедии?
Ответ: При создании трагедии «Гамлет» драматург взял за основу сюжет легенды о принце Датском. Легенда давно забыта, но образы, созданные великим англичанином, живут уже столетия и будут жить до тех пор, пока существует человечество.
- В чем же причина этого феномена?
- Что означает понятие «вечный образ»?
3. Словарная разведка (Запись в тетради) (2 мин).
Учитель. Давайте обратимся к справочной литературе.
Вечный образ – содержательная емкость, неисчерпаемость смыслов; высокая художественная, духовная ценность; способность преодолевать границы эпох и национальных культур, общепонятность, непреходящая актуальность.
4. Фронтальный опрос (4 мин).
- Можно ли считать Гамлета «вечным образом»? Почему?
- Какие еще герои литературы могут считаться такими?
(Дон Кихот, Мцыри).
Учитель: Хорошо. Ребята, эта информация пригодится Вам при написании сочинения на ГИА.
Ответы учащихся:
Гамлет – вечный образ. У Гамлета философский склад ума: от частного случая он всегда переходит к общим законам мироздания. Семейная драма для него – портрет мира, в котором процветает зло. Легкомыслие матери приводит к выводу, что все женщины вероломны. Череп Йорика наводит на понимание бренности всего земного.
Гамлет – вечный образ. Гамлет остался вечной загадкой для зрителей и исследователей.
VI. Физкультминутка. Минутка воображения (1 мин).
Цель: настроить учащихся на положительный результат работы.
VII. Закрепление изученного материала (16 мин).
Цель: закрепить и обобщить изученное.
1. Работа в группах. Наблюдения (4 мин).
Группа 1.
– Что определяет движение сюжета?
(Борьба с Клавдием. Каждая из враждующих сторон стремится захватить инициативу и навязать свою волю противнику. Не психологический анализ, а динамика развернувшейся битвы, тактические маневры бойцов определяют движение сюжета. Успех то на одной, то на другой стороне. Заняв командные позиции после спектакля, нанеся удар по соглядатаю Полонию, Гамлет вынужден затем обороняться от наседающих на него врагов. Он то защищается, то наступает. Затем Клавдий делает ловкий ход, подговорив Лаэрта убить Гамлета. Это не честный поединок, а заранее подготовленное убийство.)Группа 2.
– Когда внутренняя драма Гамлета достигает высшей точки напряжения, т. е. своей кульминации?
(В III акте внутренняя драма Гамлета достигает высшей точки, наиболее остро кризис выражен в монологе, начинающемся словами «Быть или не быть»?)
2. Монолог «Быть или не быть» (5 мин).
Учитель: Итак, сейчас мы с Вами просмотрим фрагмент монолога «Быть или не быть». (Просмотр фрагмента в исполнении Иннокентия Смоктуновского). Перевод: Борис Пастернак
Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
















Нескорый суд и более всего













В начале обещавшие успех,

Офелия! О радость! Помяни

Учитель:
Ребята, ещё одним ярким исполнителем роли Гамлета в советском пространстве был Высоцкий. Высоцкий Владимир Семёнович - талантливый советский поэт, прозаик, певец, актёр театра и кино. Считал своей лучшей театральной ролью исполнение роли Гамлета. Образ, созданный актером-поэтом на сцене знаменитого Театра на Таганке, безусловно, является значимым феноменом в сокровищнице мирового театра.
3. Эвристическая беседа. Работа над идейно-художественным содержанием монолога (2 мин).
- Что для Гамлета означает вопрос «быть» и «не быть»? Учитель вместе с учащимися пытаются ответить.
Быть – это для Гамлета оказать сопротивление, отомстить за смерть отца. Не быть – для героя означает терпеть позор, покоряться судьбе, затаить обиду и молчать. Гамлет думает о том, что будет, если забыться сном – то есть умереть, покончить жизнь самоубийством.
Тогда почему люди долго терпят и не оказывают сопротивление злу? Гамлет приходит к выводу, что «трусами нас делает раздумье/ Так решимости природный цвет/ Хиреет под налетом мысли». Разум мешает делать безрассудные поступки.
4. Глубокая мысль (2 мин).
Учитель.
Вопрос: Что, по-вашему, останавливает Гамлета? Почему он медлит?
(Учащиеся размышляют над поставленными вопросами).
Учитель: таким образом, мы выяснили что?
Вывод: (отвечают учащиеся).
Гамлет – это человек, видящий и хорошо понимающий причины поступков людей. Гамлет остро чувствует фальшь, обман, он хороший психолог. По природе своей он добрый, благородный юноша, не желающий жить в мире интриг и корыстного обмана. Но долг сына – мстить за убийство своего отца – не дает ему покоя. Его разрывают противоречия.
Гамлет оставляет мир по-прежнему несовершенным, но он его встревожил, сосредоточил внимание тех, кто остался жить, на страшном факте: «век расшатался». В этом состояла его миссия.
5. Вывод (проблемный вопрос) (2 мин).
– Так в чем же сущность «гамлетизма»?
Давайте обратимся к справочной литературе и попробуем сформулировать понятие «гамлетизм» - это символ состояния, характеризующийся пребыванием кого-либо в постоянных противоречиях и сомнениях.
6. Синквейн (синкан)(1 мин).
Учитель: А теперь давайте попробуем составить синквейн (5 строк) по группам. (Учащиеся составляют синквейн, читают по группам).
- Молодцы! А теперь подведём итоги нашего урока.
VIII. Подведение итогов урока (рефлексия) (2 мин).
Цель: подведение итогов урока.
Микрофон
Меня удивило на сегодняшнем уроке...
Я понял (-а), что...
Мне понравилось это произведение тем, что...
Учитель: Мы живём в XXI веке, а вспоминаем образ Гамлета, который помогает ответить нам на загадки прошлого, понять душевное состояние выдающихся наших современников и нас самих. Образ Гамлета – «вечный образ», символ сыновей любви и мести. Гамлет в каждом из нас.
IX. Подготовка к домашнему заданию (2 мин).
Цель: организовать и объяснить учащимся домашнее задание.
1. Выучить монолог «Быть или не быть» (в переводе Б. Пастернака).
2. На дополнительный балл: Написать эссе 7-10 предложений на тему «Есть ли выбор у Гамлета?».
X. Оценивание. Комментирование полученных оценок (3 мин).
Взаимооценка. Учащиеся оценивают работу друг друга, и каждый оценивает свою работу.
Спасибо за урок!
Быть или не быть, вот в чем вопрос.
Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
А то кто снес бы униженья века,
Неправду угнетателей, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным,
Когда так просто сводит все концы
Удар кинжала! Кто бы согласился,
Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
Когда бы неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался, не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль,
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика,
Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех,
От долгих отлагательств. Но довольно!
Офелия! О радость! Помяни
Мои грехи в своих молитвах, нимфа.