Закон сохранения массы веществ, открытый М. В. Ломоносовым в 1748 г., гласит:

Материальными носителями массы веществ являются атомы химических элементов, из которых состоят как вступившие в реакцию вещества (реагенты), так и образовавшиеся в результате её новые вещества (продукты реакции). Поскольку при химических реакциях атомы не образуются и не разрушаются, а происходит лишь их перегруппировка, то становится очевидным справедливость открытого М. В. Ломоносовым и подтверждённого позднее А. Лавуазье закона.

В справедливости закона сохранения массы веществ можно легко убедиться на простом опыте. Поместим в колбу немного красного фосфора, закроем её пробкой и взвесим на весах (рис. 96). Затем колбу осторожно нагреем. О том, что произошла химическая реакция, можно определить по появлению в колбе густого белого дыма, состоящего из оксида фосфора (V), который образовался при взаимодействии фосфора с кислородом. При повторном взвешивании колбы с продуктами этой реакции мы убедимся, что масса веществ в колбе не изменилась, хотя и произошло превращение фосфора в его оксид.

Рис. 96.
Экспериментальная проверка закона сохранения массы веществ:
а - взвешивание колбы с фосфором до реакции; б - горение фосфора в закрытой колбе; в - взвешивание колбы с продуктом реакции

Этот же вывод будет нами сделан и при проведении ещё одного простого, но очень наглядного опыта. В специальный сосуд нальём отдельно соляную кислоту и раствор щёлочи, например гидроксида натрия (рис. 97). К раствору щёлочи добавим несколько капель индикатора - фенолфталеина, отчего раствор окрасится в малиновый цвет. Закроем прибор пробкой, уравновесим гирями на весах, отметим массу, а затем сольём растворы. Малиновая окраска исчезнет, потому что кислота и щёлочь прореагировали друг с другом. Масса же сосуда с полученными продуктами реакции не изменилась.

Рис. 97.
Опыт, подтверждающий закон сохранения массы вещества

Аналогичное наблюдение сделал и автор закона сохранения массы веществ М. В. Ломоносов, который проводил опыты в запаянных стеклянных сосудах, «дабы исследовать, прибывает ли вес металла от чистого жару», и обнаружил, что «без пропущения внешнего воздуха вес металлов остаётся в одной мере».

На основании этого закона пишут химические предложения, т. е. составляют уравнения химических реакций с помощью химических слов - формул.

В левой части уравнения записывают формулы (формулу) веществ, вступивших в реакцию, соединяя их знаком «плюс». В правой части уравнения записывают формулы (формулу) образующихся веществ, также соединённых знаком «плюс». Между частями уравнения ставят стрелку. Затем находят коэффициенты - числа, стоящие перед формулами веществ, чтобы число атомов одинаковых элементов в левой и правой частях уравнения было равным.

Запишем, например, уравнение реакции водорода с кислородом. Сначала составим схему реакции - укажем формулы веществ, вступающих в реакцию (водород Н 2 и кислород O 2) и образующихся в результате её (вода Н 2 O), и соединим их стрелкой:

Н 2 + O 2 → Н 2 O (рис. 98, а).

Рис. 98.
Составление уравнения реакции взаимодействия водорода и кислорода

Так как число атомов кислорода в левой части вдвое больше, чем в правой, запишем перед формулой воды коэффициент 2:

Н 2 + O 2 → 2Н 2 O (рис. 98, б).

Но теперь в правой части уравнения стало четыре атома водорода, а в левой их осталось два. Чтобы уравнять число атомов водорода, запишем перед его формулой в левой части коэффициент 2. Так как мы уравняли число атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения, заменим стрелку на знак равенства:

2Н 2 + O 2 = 2Н 2 O (рис. 98, в).

Теперь, наверное, вам понятно, почему такую запись называют уравнением (рис. 99).

Рис. 99.
Закон сохранения массы веществ на примере реакции, уравнение которой 2Н 2 + O 2 = 2Н 2 O

Для составления уравнений химических реакций, кроме знания формул реагентов и продуктов реакции, необходимо верно подобрать коэффициенты.

Это можно сделать, используя несложные правила,

1. Перед формулой простого вещества можно записывать дробный коэффициент, который показывает количество вещества реагирующих и образующихся веществ.

Так, для рассмотренного выше примера:

Н 2 + O 2 → Н 2 O

число атомов кислорода в правой и левой частях уравнения можно сделать равными с помощью коэффициента 1/2, поставив его перед формулой кислорода:

H 2 + 1/2O 2 = H 2 O

Но так как коэффициент показывает не только количество вещества, но и число молекул (атомов), а половину молекулы взять невозможно, лучше переписать приведённое уравнение, удвоив все коэффициенты в нём:

2Н 2 + O 2 = 2Н 2 O.

Приведём ещё пример составления уравнения реакции горения этана С 2 Н 6 , содержащегося в природном газе. Известно, что в результате этого процесса образуются углекислый газ и вода. Схема этой реакции:

С 2 Н 6 + O 2 → СO 2 + Н 2 O.

Уравняем число атомов углерода и водорода:

С 2 Н 6 + O 2 → 2СO 2 + ЗН 2 O.

Теперь в правой части уравнения реакции 7 атомов кислорода, а в левой - только 2. Уравняем число атомов кислорода, записав перед формулой 02 коэффициент 3,5 (7:2 = 3,5):

С 2 Н 6 + 3,5O 2 = 2СO 2 + ЗН 2 O.

И наконец, перепишем полученное уравнение реакции, удвоив коэффициенты перед формулами всех участников реакции:

2С 2 Н 6 + 7O 2 = 4СO 2 + 6Н 2 O.

2. Если в схеме реакции есть формула соли, то вначале уравнивают число ионов, образующих соль.

Например, взаимодействие серной кислоты и гидроксида алюминия описывают схемой:

H 2 SO 4 + Аl(OН) 3 → Al 2 (SO 4) 3 + Н 2 O.

Образующаяся в результате реакции соль - сульфат алюминия Al 2 (SO 4) 3 - состоит из ионов алюминия Аl3+ и сульфат-ионов . Уравняем их число, записав перед формулами H 2 SO 4 и Аl(OН) 3 соответственно коэффициенты 3 и 2:

3H 2 SO 4 + 2Аl(OН) 3 → Al 2 (SO 4) 3 + Н 2 O.

Чтобы уравнять число атомов водорода и кислорода, воспользуемся третьим правилом.

3. Если участвующие в реакции вещества содержат водород и кислород, то атомы водорода уравнивают в предпоследнюю очередь, а атомы кислорода - в последнюю.

Следовательно, уравняем число атомов водорода. В левой части схемы реакции 12 атомов водорода, а в правой - только 2, поэтому перед формулой воды запишем коэффициент 6:

3H 2 SO 4 + 2Аl(OН) 3 → Al 2 (SO 4) 3 + 6Н 2 O.

Индикатором верности расстановки коэффициентов является равенство числа атомов кислорода в левой и правой частях уравнения реакции - по 24 атома кислорода. Поэтому заменим стрелку на знак равенства:

3H 2 SO 4 + 2Аl(OН) 3 = Al 2 (SO 4) 3 + 6Н 2 O.

4. Если в схеме реакции имеется несколько формул солей, то необходимо начинать уравнивание с ионов, входящих в состав соли, содержащей большее их число.

Например, взаимодействие растворов фосфата натрия и нитрата кальция описывают схемой:

Na 3 PO 4 + Ca(NO 3) 2 → Ca 3 (PO 4) 2 + NaNO 3 .

Наибольшее число ионов содержит один из продуктов реакции - фосфат кальция Са 3 (РO 4) 2 , поэтому уравнивают ионы, которыми образована эта соль, - Са 2+ и :

2Na 3 PO 4 + 3Ca(NO 3) 2 → Ca 3 (PO 4) 2 + NaNO 3 .

и, наконец, ионы Na + и N0 - 3:

2Na 3 PO 4 + 3Ca(NO 3) 2 → Ca 3 (PO 4) 2 + 6NaNO 3 .

Ключевые слова и словосочетания

  1. Химические уравнения.
  2. Правила подбора коэффициентов в уравнениях реакций.

Работа с компьютером

  1. Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
  2. Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока - сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.

Вопросы и задания

Развернутый план-конспект урока «Уравнения химических реакций».

Учебник: О.С. Габриелян.

Класс: 8

Тема урока: Уравнения химических реакций.

Тип урока: совершенствование знаний и умений.

Образовательные задачи: закрепить знания по составлению химических уравнений и расставлению коэффициентов;

Воспитательные задачи: продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, представления о единичном и целом при знакомстве с химическими уравнениями.

Развивающие задачи: продолжить формирования умения наблюдать, анализировать, объяснять, делать выводы.

Методы обучения: словесные (объяснение и рассказ учителя), словесно – наглядные(объяснение с использованием записей на классной доске).

Оборудование: классная доска, таблица Д. И. Менделеева.

Ход урока:

1.Организационный момент (2-4мин.)

Здравствуйте ребята присаживайтесь. Сегодня на уроке мы будем закреплять уравнения химических реакций их написание и раставление коэффициентов.

2. Совершенствование знаний и умений (20 – 35 мин.)

Запишем:

Алгоритм составления уравнения химической реакции.

    Запишите формулы (формулу) исходных веществ, соединив их знаком «+» (это левая часть уравнения).

    Поставьте стрелку.

    Запишите после стрелки формулы (формулу) продуктов реакции (это правая часть уравнения).

    Расставьте коэффициенты так, чтобы число атомов одинаковых элементов в левой и правой частях уравнения были равны.

    Замените стрелку знаком равенства.

С помощью алгоритма составления уравнений химических реакций, давайте запишем уравнение взаимодействие сульфида железа (ІІ) с кислородом в результате прохождения химической реакции образуется оксид железа (ІІІ) и оксид серы (ІV).

Записываем по алгоритму:

    Определяем исходные вещества – это вещества, которые вступили в реакцию: это сульфид железа (ІІ) и кислород, а теперь запишем формулы этих веществ в левой части уравнения:

FeS 2 + О 2

    Ставим стрелку:

FeS 2 + О 2 →

3. Определяем продукты реакции – это вещества, которые получились в результате прохождения химической реакции: это оксид железа (ІІІ) и оксид серы (ІV), а теперь запишем формулы этих веществ в правой части уравнения:

FeS 2 + О 2 → Fe 2 O 3 + SO 2

4. Расставляем коэффициенты так, чтобы число атомов одинаковых элементов в левой и правой частях уравнения были равны:

2FeS 2 + 5,5О 2 → Fe 2 O 3 + 4SO 2

Теперь в правой части уравнения реакции 11 атомов кислорода, а в левой только 2. Уравняем число атомов кислорода, записав перед формулой O 2 коэффициент 5,5 (11:2 = 5,5).

И наконец, перепишем полученное уравнение реакции, удвоив коэффициенты перед формулами всех участников реакции:

4FeS 2 + 11О 2 → 2Fe 2 O 3 + 8SO 2

5. Заменим стрелку знаком равенства:

4FeS 2 + 11О 2 = 2Fe 2 O 3 + 8SO 2 .

Далее мы будем работать в рабочих тетрадях (с Химия. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С.Габриелян, А.В. Яшукова. – 12-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2010. – 192с.:ил.) открываем стр. 98 – 99 и выполняем упр. 5 – 7 письменно. (У некоторых учащихся учитель собирает тетради на проверку).

3. Контроль знаний и умений (10 -20 мин).

1. Расставить коэффициенты в уравнения химических реакций:

P + Cl 2 = PCl 5

CH 4 = C + H 2

Na + S = Na 2 S

HCl + Mg = MgCl 2 + H 2

ZnSO 4 + KOH = K 2 SO 4 + Zn(OH) 2

BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 + NaCl

AlCl 3 + NaOH = NaCl + Al(OH) 3

H 2 SO 4 + Al = Al 2 (SO 4) 3 + H 2

P 2 O 5 + Na 2 O = Na 3 PO 4

Al 2 (SO 4) 3 + Ba(NO 3) 2 = Al(NO 3) 3 + BaSO 4

    Запишите уравнения химических реакций по следующим схемам и расставьте коэффициенты:

а) натрий + хлор → хлорид натрия

б) угольная кислота → вода + углекислый газ

в) гидроксид железа (ІІІ) → оксид железа (ІІІ) + вода

г) алюминий + кислород → оксид алюминия (ІІІ)

д) оксид натрия + вода → гидроксид натрия

е) оксид калия + оксид фосфора → фосфат калия.

4. Итог урока (1-3 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами научились писать уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты в уравнениях.

5. Домашнее задание (1-3 мин).

§27, упр. 2 (письменно).

Тест по химии Химические уравнения 8 класс с ответами. Тест содержит 2 части. В части 1 — 15 заданий базового уровня. В части 2 — 3 задания повышенного уровня.

Часть 1

1. Верны ли следующие суждения?

А. Масса реагентов равна массе продуктов реакции.
Б. Химическое урав­нение — условная запись химической реакции с по­мощью химических формул и математических знаков.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

2. В ходе химической реакции число атомов некоторого элемента

1) только увеличивается
2) только уменьшается
3) не изменяется

3. В ходе химической реакции число молекул реагентов

1) только увеличивается
2) только уменьшается
3) не изменяется
4) может как увеличиваться, так и уменьшаться

4. В ходе химической реакции число молекул продуктов реакции

1) только увеличивается
2) только уменьшается
3) не изменяется
4) может как увеличиваться, так и уменьшаться

5.
СН 4 + O 2 → СO 2 + Н 2 O.

1) 5
2) 6
3) 7
4) 8

6. Составьте уравнение реакции по схеме:
FeS + O 2 → Fe 2 O 3 + SO 2 .

1) 13
2) 15
3) 17
4) 19

7. Составьте уравнение реакции по схеме:
Nа 2 O + Н 2 O → NaOH.

1) 4
2) 5
3) 6
4) 7

8. Составьте уравнение реакции по схеме:
Н 2 O + N 2 O 5 → HNO 3 .
Ответ дайте в виде суммы коэффициентов в уравнении реакции.

1) 7
2) 6
3) 5
4) 4

9. Составьте уравнение реакции по схеме:
NаОН + N 2 O 3 → NaNO 2 + Н 2 O.
Ответ дайте в виде суммы коэффици­ентов в уравнении реакции.

1) 7
2) 6
3) 5
4) 4

10. Составьте уравнение реакции по схеме: Аl 2 O 3 + HCI → AlCl 3 + Н 2 O.
Ответ дайте в виде суммы коэффициен­тов в уравнении реакции.

1) 10
2) 11
3) 12
4) 14

11. Составьте уравнение реакции по схеме:
Fe(OH) 3 + H 2 SO 4 → Fe 2 (SO 4) 3 + Н 2 O. Ответ дайте в виде суммы коэффициентов в уравнении реакции.

1) 12
2) 13
3) 14
4) 15

12. Составьте уравнение реакции по схеме:

гидроксид меди (II) + соляная кислота → хлорид меди (II) + вода.

Ответ дайте в виде суммы коэффициентов в уравнении реакции.

1) 7
2) 6
3) 5
4) 4

13. Составьте уравнение реакции по схеме:

гидроксид алюминия → оксид алюминия + вода.

Ответ дайте в виде суммы коэффициентов в уравнении реакции.

1) 4
2) 5
3) 6
4) 7

14. Составьте уравнение реакции по схеме:

оксид железа (III) + водород → железо + вода.

Ответ дайте в виде суммы коэффициентов в уравнении реакции.

1) 6
2) 7
3) 8
4) 9

15. Составьте уравнение реакции по схеме:

карбонат кальция + соляная кислота → хлорид кальция + вода + оксид углерода (IV).

Ответ дайте в виде суммы коэффициентов в уравнении реакции.

1) 6
2) 7
3) 8
4) 9

Часть 2

1. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами соответствующих химических реак­ций. Ответ дайте в виде последовательности цифр, со­ответствующих буквам по алфавиту.

Исходные вещества

А) Н 2 + O 2 →
Б) С 2 Н 6 + O 2 →
В) Al(OH) 3 + H 2 SO 4 →
Г) Ca(NO 3) 2 + Na 3 PO 4 →

Продукты реакции

1) СО 2 + Н 2 О
2) Н 2 О
3) Са 3 (РО 4) 2 + NaNO 3
4) Al 2 (SO 4) 3 + Н 2 О

2. Установите соответствие между схемой реакции и сум­мой коэффициентов в уравнении реакции. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих бу­квам по алфавиту.

Уравнения реакций

А) Fe 3 O 4 + Аl → Аl 2 O 3 + Fe
Б) Р 2 O 5 + Н 2 О → Н 3 РO 4
В) Al + O 2 → Аl 2 O 3
Г) Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + Н 2 О

Сумма коэффициентов

1) 6
2) 9
3) 12
4) 18
5) 24

3. Закон сохранения массы вещества является частью бо­лее общего закона сохранения материи. Виды материи (энергия и вещество) взаимосвязаны по формуле Эйн­штейна: ΔЕ = Δm ⋅ с 2 (где скорость света с = 3 ⋅ 10 8 м/с). Если в ходе реакции, например, выделилось ΔЕ = 90 кДж = 9 ⋅ 10 4 Дж энергии, то масса системы умень­шилась на величину: Δm = ΔЕ/с 2 = 9 ⋅ 10 4 /(3 ⋅ 10 8) 2 = 10 -12 кг = 10 -9 г. Эта величина меньше, чем точность аналитических весов (10 -6 г). Поэтому изменениями массы в ходе химических реакций можно пренебречь. Вычислите величину выделившейся энергии ΔЕ в кДж, если масса системы в ходе реакции уменьшилась на 2,5 ⋅ 10 -9 г. В ответе запишите величину ΔЕ без ука­зания единиц измерения.

Ответы на тест по химии Химические уравнения 8 класс
Часть 1
1-3
2-3
3-2
4-1
5-2
6-3
7-1
8-4
9-2
10-3
11-1
12-2
13-3
14-4
15-1
Часть 2
1-2143
2-5121
3-225

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: «УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».

Тип урока: изучение нового материала

Учебник : Габриелян О.С. «Химия. 8 класс»,Из-во «Дрофа»

Номер урока по планированию -№35, в теме «Изменения, происходящие с веществами»- №2.

Задачи:

1. Образоватетельные: 1) сформировать понятие об уравнениях химических реакций; 2)начать формировать умение составлять уравнения химических реакций.

2. Развивающие: 1) развивать у учащихся умение наблюдать и анализировать увиденное; 2) формировать навыки самоконтроля усвоения изученного материала; 3) развивать позн авательный интерес и эмоции учащихся, внося в содержание урока элемент новизны знаний, связь их с другими предметами, с жизнью; 4) активизировать мышление учащихся с помощью беседы и эксперимента.

3 .Воспитывающие: 1) применение полученных знаний на следующих уроках (типы химических реакций);2) содействовать профилактике утомляемости школьников в ходе урока, используя такие приемы поддержания работоспособности, как применение разнообразных видов работы, демонстрации опытов.

ЦЕЛЬ: Сформировать понятие об уравнениях химических реакций как об условной записи, отражающей превращения веществ. Начать формировать у учащихся умение составлять уравнения химических реакций.

ХОД УРОКА.

1.Организация начала урока (2 мин.).

Тема сегодняшнего урока: «Уравнения химических реакций».

Задача: Мы сегодня с вами познакомимся с условной записью химических реакций – уравнениями. Научимся составлять уравнения химических реакций, а также расставлять коэффициенты в них.

2.Проверка домашнего задания(5 мин.).

Давайте с вами повторим, какие явления называются физическими?

Физическими явлениями называются такие, при которых могут изменяться размеры, форма тел и агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.

А какие явления называются химическими?

Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называются химическими явлениями, или химическими реакциями.

Какие признаки химических реакций вы знаете?

  • Изменение окраски
  • Появление запаха
  • Образование осадка
  • Растворение осадка
  • Выделение газа
  • Выделение или поглощение тепла, иногда выделяется свет.

А теперь, попробуйте догадаться, о каких явлениях в этих стихах идет речь.

3.Подготовка к усвоению новых знаний(5-7 мин.).

Сейчас я проведу несколько опытов, и мы с вами попробуем составить схему наблюдаемого превращения.

Опыт 1. Горение магния.

Что вы наблюдаете? Составим схему наблюдаемого явления.

Магний + кислород → оксид магния

Исходные вещества продукт реакции

Mg+O 2 → MgO

Эта условная запись называется схемой реакции. В левой части схемы записывают исходные вещества (т. е. те вещества, которые были взяты для взаимодействия), в правой части - продукты реакции (т. е. те вещества, которые образовались в результате взаимодействия).

Опыт 2. Получение углекислого газа

В пробирку положим кусочек мела, нальем 1-2 мл раствора соляной кислоты. Что мы наблюдаем? Что происходит? Каковы признаки этих реакций?

Составим с помощью химических формул схему наблюдаемого превращения:

карбонат кальция + соляная кислота →

исходные вещества

СаСО 3 + HCl→

Хлорид кальция + вода +углекислый газ

продукты реакции

СаСl 2 + Н 2 О + СО 2

4.Усвоение нового материала (10-15мин).

Формирование понятия «коэффициенты и умения расставлять коэффициенты в уравнении химической реакции.

Сейчас мы с вами узнаем о законе сохранения массы веществ, который открыл М.В.Ломоносов в 1756г.

Закон сохранения массы веществ (Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее).

Материальными носителями массы веществ являются атомы химических элементов, т.к. они при химических реакциях не образуются и не разрушаются, а происходит их перегруппировка, то становится очевидным справедливость этого закона.

Число атомов одного элемента в левой части уравнения должно быть равно числу атомов этого элемента в правой части уравнения.

Задание 1 (для групп). Определите число атомов каждого химического элемента, участвующего в реакции. 1. Вычислите число атомов:

а) водорода: 8NH 3 , NaOH, 6NaOH, 2NaOH, Н з РО 4 , 2H 2 SO 4 , 3H 2 S0 4 , 8H 2 SO 4 ;

6) кислорода: C0 2 , 3C0 2 , 2C0 2 , 6CO, H 2 SO 4 , 5H 2 SO 4 , 4H 2 S0 4 , HN0 3 .

2. Вычислите число атомов: а) водорода:

1) NaOH + HCl 2)CH 4 +H 2 0 3)2Na+H 2

б) кислорода:

1) 2СО + 0 2 2) С0 2 + 2Н.О. 3)4NO 2 + 2H 2 O + O 2

Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций (источник: Боровских Т. А. Рабочая тетрадь по химии: 8 класс: к учебнику Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия. 8 класс», М. «Экзамен», 2011г )

Порядок выполнения операций

пример

1. Определить число атомов

А1 + О 2 → А1 2 О 3

А1-1 атом А1-2 атома

О-2 атома 0-3 атома

О-2 атома слева

О-3 атома справа

3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) числа атомов этого элемента в левой в правой части уравнения

НОК = 6

4. Разделить НОК левой части уравнения, получить коэффициент для левой части уравнения

6:2 = 3

Аl + ЗО 2 → Аl 2 О 3

5. Разделить НОК в правой части уравнения, получить коэффициент для правой части уравнения

6:3 = 2

А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3

А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3

А1 - 1 атом А1 - 4 атома

НОК = 4

4:1=4 4:4=1

4А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3

5.Первичная проверка усвоения знаний(8-10 мин.) . Формирование

В левой части схемы два атома кислорода, а в правой - один. Число атомов нужно выровнять с помощью коэффициентов. Число атомов нужно выровнять с помощью коэффициентов . Подведем итог работы на уроке:

1)2Mg+O 2 →2MgO

2) СаСО 3 + 2HCl→ СаСl 2 + Н 2 О + СО 2

Задание 2

Mg + N 2 → Mg 3 N 2 ;

Al + S → A1 2 S 3 ;

A1 + С → A1 4 C 3 ;

Ca + P → Ca 3 P 2 ;

С + H 2 → CH 4 ;

Ca + С → СаС 2 ;

Fe + O 2 → Fe 3 O 4 ;

Si + Mg → Mg 2 Si;

Na + S → Na 2 S;

CaO + С → CaC 2 + CO;

Ca + N 2 → Ca 3 N 2 ;

Si + C1 2 → SiCl 4 ;

Ag + S → Ag 2 S;

Упражнение (резерв)3.

Н 2 + С1 2 → НС1;

N 2 + O 2 → NO;

СО 2 + С → СО;

HI → Н 2 + 1 2 ;

Mg + НС1 → MgCl 2 + Н 2 ;

Zn+ HC1 → ZnCl 2 + H 2 ;

Br 2 + KI → KBr+ I 2 ;

KC1O 3 + S → KC1+ SO 2 ;

C1 2 + KBr → KC1 + Br 2 ;

SiO 2 + С → Si + CO;

SiO 2 + С → SiC + CO;

Mg + SiO 2 → Mg 2 Si + MgO

6.Подведение итогов(2 мин.).

Итак, мы сегодня с вами познакомились с понятием «уравнение химических реакций», учились расставлять коэффициенты в этих уравнениях на основе закона сохранения массы.

Что такое уравнение химической реакции?

Что записывают в правой части уравнения? А в левой?

Что означает знак «+» в уравнении?

Зачем расставляют коэффициенты в уравнениях химических реакций?

7.Домашнеее задание. § 27, упр. 1,3(пис.).

Оценки за урок.

Раздаточный материал:

Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций

Порядок выполнения операций

пример

1. Определить число атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы реакции

А1 + О 2 → А1 2 О 3

А1-1 атом А1-2 атома

О-2 атома 0-3 атома

2. Среди элементов с разным числом атомов в левой и правой частях схемы выбрать тот, число атомов которого больше

О-2 атома слева

О-3 атома справа

3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) числа атомов этого элемента в левой части уравнения и числа атомов этого элемента в правой части уравнения

НОК = 6

4. Разделить НОК на число атомов этого элемента в левой части уравнения, получить коэффициент для левой части уравнения

6:2 = 3

Аl + ЗО 2 → Аl 2 О 3

5. Разделить НОК на число атомов этого элемента в правой части уравнения, получить коэффициент для правой части уравнения

6:3 = 2

А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3

6. Если выставленный коэффициент изменил число атомов еще какого-либо элемента, то действия 3, 4, 5 повторить еще раз.

А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3

А1 - 1 атом А1 - 4 атома

НОК = 4

4:1=4 4:4=1

4А1 + ЗО 2 → 2 А1 2 О 3

Упражнение 2

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент изменяет число атомов только одного элемента):

Fe 2 O 3 + А1 → А1 2 О 3 + Fe;

Mg + N 2 → Mg 3 N 2 ;

Al + S → A1 2 S 3 ;

A1 + С → A1 4 C 3 ;

Al + Cr 2 0 3 → Cr + A1 2 O 3 ;

Ca + P → Ca 3 P 2 ;

С + H 2 → CH 4 ;

Ca + С → СаС 2 ;

Fe + O 2 → Fe 3 O 4 ;

Si + Mg → Mg 2 Si;

Na + S → Na 2 S;

CaO + С → CaC 2 + CO;

Ca + N 2 → Ca 3 N 2 ;

Si + C1 2 → SiCl 4 ;

Ag + S → Ag 2 S;

Упражнение 3 * .

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент одновременно изменяет число атомов двух элементов):

Н 2 + С1 2 → НС1;

N 2 + O 2 → NO;

СО 2 + С → СО;

HI → Н 2 + 1 2 ;

Mg + НС1 → MgCl 2 + Н 2 ;

FeS + НС1 → FeCl 2 + H 2 S;

Zn+ HC1 → ZnCl 2 + H 2 ;

Br 2 + KI → KBr+ I 2 ;

Si + HF (r) → SiF 4 + H 2 ;

HCl+Na 2 C0 3 → C0 2 +H 2 O+ NaCl;

KC1O 3 + S → KC1+ SO 2 ;

C1 2 + KBr → KC1 + Br 2 ;

SiO 2 + С → Si + CO;

SiO 2 + С → SiC + CO;

Mg + SiO 2 → Mg 2 Si + MgO

Mg 2 Si + HC1 → MgCl 2 + SiH 4