В современных условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов в российском обществе молодежную субкультуру следует рассматривать в нескольких плос­костях, равно обусловливающих уровень и направленность культурной самореализации. Состояние молодежной культуры, как счи­тает В.Я. Суртаев, обусловлено следующими факторами: 1

    Системный кризис, затронувший социальную струк­туру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономи­ке, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. По­иск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность - все это обусловило специфический характер куль­турной самореализации молодого человека.

    Современная российская культура сегодня находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного раз­вития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознает­ся органами управления. С другой - коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам массовой культуры так же не может не отразиться на системе установок, ориентациях и культурных идеалов молодого человека.

    Попытки реализации целостной программы гумани­тарной социализации в государственном масштабе не увен­чались успехом. Сегодня единая система гуманитарного вос­питания практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь не­многочисленные группы молодежи крупных российских го­родов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дис­циплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным цен­ностям, сколько отвращает от них в пользу развлекательной самореализации.

    Юношеский возраст, а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, не­устойчивости желаний, нетерпимости, дерзости. Именно эта спе­цифика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. Группы сверстников выполняют социально-психологическую тера­певтическую функцию - преодоления социального отчуж­дения. Естественно, в подобных группах складываются соб­ственные культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным восприяти­ем действительности и юношеским нонконформизмом.

Кроме того, говоря об особенностях молодежной субкультуры в России, необхо­димо учитывать наличие существенных региональных и национальных различий, а так же усиливающееся ценностное и имущественное расслоение мо­лодежи.

Несмотря на известную неоднородность, молодежной субкультуре в России присущ ряд специфических черт, отличающих ее от других культурных проявлений. К таковым относятся:

    Преимущественно развлекательная направленность . Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) функцией, досуг выполняет и рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге - «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

    «Вестернизация» культурных образцов . Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематическими стереотипами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном варианте. Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых «мыльных опер» (для девушек) и видео-триллеров типа Рэмбо (для юношей). Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы переносятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.

    Приоритет потребительских ориентаций над креативными . Потребительство ставится главной отличительной чертой молодежной субкультуры как на уровне поведения молодых людей, так и на уровне восприятия культурных норм.

    Слабая индивидуализированностъ и избирательность культуры . Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а так же с престижной иерархией ценностей в данной субкультурной группе, которые обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью.

    Внеинституционалъная культурная самореализация . Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения - наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Однако большая часть молодежных и подростковых передач ТВ отличается крайне низким художественным уровнем и никак не разрушает, а скорее, напротив, подкрепляет те стереотипы и ту иерархию ценностей, которые уже сформировались.

    Отсутствие этнокультурной самоидентификации . В среде молодежных субкультурных групп по большей части отсутствует этнокультурная самоидентификация. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Между тем, именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной трансмиссии. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, тогда как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, то есть того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не в знакомстве и в приобщении к одной, пусть даже самой массовой конфессии.

Стоит отметить, что указанные выше характеристики в большей или меньшей степени присущи молодежной субкультуре в целом. Однако степень их проявления может существенно варьироваться в зависимости от типа молодежной субкультуры.

Молодежные субкультуры для России - явление молодое. В традиционном обществе их не было, поскольку не было «молодежи» в современном понимании. Ребенок сразу вырастал во взрослого человека со всеми его обязанностями и особенностями поведения. Обычно это было связано с браком, срок которого на Руси, как и в иных традиционных обществах, наступал с половым созреванием. Женщина чуть старше 30 лет часто уже была бабушкой и нянчилась с внуками, а ее муж распоряжался большой семьей, состоявшей из нескольких поколений родственников.

Как утверждает Ф. Гайда, подобное общество при его ценностном консерватизме было крайне мобильно - каждый его член играл важную социальную роль. Более того, не было нужды в какой-то нарочито выдуманной государственной идеологии или национальной идее, чувство ответственности прививалось с пеленок, а оно почти всегда отгораживало от непатриотического или эгоистического поведения.

Освобожденные в 1762 году от обязательной службы дворяне, быстро проникшиеся чувством собственной исключительности, субкультуры, однако, не образовывали. Кроме того, субкультура - явление преимущественно городское, а Россия в целом оставалась обществом аграрным. В начале XIX века молодое дворянство восприняло английский дендизм, но субкультурой это вряд ли назовешь: молодых денди в столицах были единицы. Налицо имитация западного образца .

Все это лишний раз подтверждает факт влияния на образование тех или иных молодежных течений условий окружающей действительности и общественных факторов. Распад традиционных общественных связей всегда порождает неформальные объединения. Появляется необходимость отличаться от всего вокруг, и сразу же находится выход - новая социальная реальность.

Субкультурная активность молодежи зависит от многих факторов: от уровня образования (более выражено стремление присоединиться к той или иной субкультуре у лиц с низким уровнем образования), от возраста (в основном это молодые люди 16-18 лет), от места жительства (как уже было сказано, неформальные движения больше характерны для городской среды с её обилием социальных связей).

Брешин А.А. дает следующее деление субкультур :

1) по социально-правовому признаку:

· социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам;

· просоциальные или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности;

· асоциальные;

2) по направленности интересов:

· увлечение современной молодежной музыкой;

· околоспортивные - различные фанаты;

· философско-мистические;

· защитники окружающей среды;

3) по групповому признаку:

· по образу жизни - «системники» (хакеры, блоггеры, геймеры);

· по способам времяпрепровождений;

· по социальной позиции - экокультурные (Green Peace);

· по творческой направленности (художники, поэты, музыканты и т.д.).

Выделенные типы классификации субкультур различаются по степени выраженности феноменов межгрупповой дифференциации и базируются на выделении одного социально значимого признака, на котором строится классификация.

В общем, молодежные субкультуры, под которыми понимается гомогенная возрастная группа людей, объединенных формальными или неформальными признаками, имеют свою специфику. У членов группы обнаруживается целый ряд общих черт. Определяющей общей чертой является возраст. Наряду с ним выявляются и другие общие черты: такие, например, как пол, социальная роль, социальное происхождение, соседские отношения и, наконец, образ мыслей и формы поведения. При такой трактовке субкультура понимается как любое неформальное молодежное объединение, которое имеет несколько основных уровней .

Обычно первый уровень - это сама группа молодых людей, объединенных общими интересами (к такой, например, относится субкультура флэш-моб). Второй уровень - это группы молодежи, принципиально отрицающие общественные ценности, выступающие за построение общества с иными ценностями, декларируемыми их субкультурой (скинхеды, панки). Третий уровень - молодежь, решительно отвергающая любой порядок и все существующие ценности (анархисты).

Можно выделить основные характеристики современных молодежных субкультур: кратковременность, наличие своеобразных правил поведения в обществе, минимализм в символике, строгий внутренний самоорганизующийся характер.

Однако на современном этапе в обществе присутствуют и такие субкультуры, которые не просто являются формой самореализации молодежи, но и представляют собой уникальное социокультурное и психологическое образование, отличающееся от ранее возникших и до сих пор имеющих место в мире субкультур склонностью к художественно-театральным постановкам (флэш-мобы) и граффити (райтеры) как уникальной формой уличного искусства. Из этого можно сделать вывод о том, что появление новых субкультурных образований в нашей стране обуславливается не только стремлением революционных образом перевернуть настоящий ход вещей или полностью абстрагироваться от действительности, но и стремлением позиционировать себя и молодежь в целом как самостоятельную и деятельную массу людей, готовых к объединению и поддержанию благоприятного климата в обществе.

Также важно отметить, что субкультурную молодежь в основном представляют люди из достаточно благополучных и состоятельных семей. Если даже в самой благополучной семье с уже возмужавшим подростком продолжают обходиться, как с маленьким ребенком, контролируя каждый его вздох и шаг, то, как правило, этот подросток либо постепенно превращается в совершенно беспомощное, безвольное, инфантильное существо, либо очень скоро оказывается в неформальной молодежной организации, в группе равных. В таком случае молодежная субкультура превращается для молодого человека в своего рода игру, отсутствие которой у многих людей в молодости оборачивается в будущем неумением «вписываться в общество».

Как отмечает Светлана Игоревна Левикова, доктор философских наук, для возникновения молодежной субкультуры необходимо сочетание как минимум следующих факторов :

· отвержение принятых ранее регламентирующих социальных нормативов, не удовлетворяющих более ввиду объективно изменившихся условий (так называемая реакция эмансипации и негативизма);

· попытки построения собственных «независимых» мировоззренческих систем;

· поиск молодыми людьми референтных групп со сходными целевыми установками (так называемая реакция группирования).

С предпосылками молодежной субкультуры имеют дело в нескольких случаях, обычно в следующих:

· в семье, где имеет место излишний контроль родителей или, наоборот, предоставление подростку сверхсвободы, как уже отмечалось ранее;

· в формальной группе (организации), к которой принадлежат молодые люди (как правило, в учебном заведении);

· в так называемых локальных войнах, в результате участия в которых молодой человек приобретает столь необычный для мирного течения жизни опыт (опыт страха, боли, убийства, крови, потери товарищей), накладывающий такой отпечаток на восприятие действительности и на отношение к окружающему миру, что молодой человек уже не вписывается в мирную жизнь, в которую возвращается;

· среди безработных, а также временно или частично занятых.

Стоит отметить, что появление молодежных субкультур в России по большей части связано с влиянием Запада. Однако в российской среде некоторые из субкультур являются простым заимствованием, а другие могут отражать скорее сходство мотивов действий. Яркий пример тому - российские скинхеды (нацисты, расисты и т.д.), возникшие как движение в начале 90-х годов ХХ века. Хоть они и близки к западным аналогам по форме, но порождены, прежде всего, внутренними проблемами страны. В целом, имеются разные дистанции российских субкультурных феноменов от западных образцов.

По мнению Владимира Андреевича Лукова, российского культуролога и литературоведа, российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее их слабую развитость в традиционном для Запада понимании, определяют три фактора.

Первый - социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В последние годы молодые люди с низким уровнем денежных доходов составляли около 20% населения, а своей возрастной группе - почти 28%. Доля же безработной молодежи насчитывала около 37%. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур .

Второй фактор - особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности еще в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.

Третий фактор - аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

В плане актуальных оценок особенно значимо отношение молодежи к органам государственной власти, к высшим должностным лицам. В середине 1990-х годов негативные оценки преобладали повсеместно, но и исследования последнего времени фиксируют относительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам. Важным итогом недоверия к власти является распространение уверенности молодых россиян в том, что можно полагаться только на собственные силы. На фоне социальной аномии широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи. Этот драматический факт имеет непосредственное отношение к специфике молодежных субкультур в России .

Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультурным образованиям в молодежной среде, то связь с субкультурами криминала окажется одной из наиболее часто представленных наряду с влиянием западной молодежной моды, феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Именно эти четыре характеристики могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России.

Вообще, основой любой субкультуры всегда является утопия - представление о возможностях некой группы людей объединиться и совместными усилиями перевернуть окружающий мир. Это может быть мировая революция и всемирная коммуна, технократическое будущее и победа национальной сборной в мировом чемпионате. Вопрос только в масштабах сознания, а его, как известно, можно расширять различными способами. Для субкультур это задача крайне важная.

Ф. Гайда пишет, что студенты XIX века читали новейшие книжки, готовили конспекты и обсуждали их на собраниях с целью немедленного внедрения в повседневность вычитанных идей. Спустя век стало принято сочинять остросоциальные стихи или философские притчи и класть их на музыку, в перерывах между этим благородным занятием принимая те или иные стимулирующие творчество препараты. Иногда они оказывались слишком сильными. В итоге все заканчивалось разочарованием. По мере сужения горизонтов мысли цели субкультур тоже мельчают. Постепенно основным ориентиром становится релаксация. Но сознанию опасно существовать в таком состоянии вечно, это ведет к его подчинению и разрушению. Личность постепенно затрется, выгорит, а иллюзорное единство с единомышленниками разрушится .

Поводя итог, можно сказать, что субкультура - это то, что дает возможность человеку выразить себя как сильную, независимую личность. Она предоставляет молодежи все то, чего им не хватает в повседневной жизни. Однако нельзя забывать о том, что, в конечном счете, можно получить лишь полное отрешение от общества как такового, замкнуться в себе и навечно остаться в роли игрока в идеальный мир.

Субкультуры в современном российском обществе можно типологизировать в виде следующей схемы (рис. 1).

Рис. 1.

Охарактеризуем подробно особенности наиболее яркого проявления субкультур в российском обществе – молодежной.

Молодежные субкультуры в современной России охватывают в основном школьников старших классов. Психологи утверждают, что так тины формируют самооценку, им легче самоутвердиться в группировках, чем реальными поступками, свидетельствующими о взрослости. Молодежь же утверждает, что дело не в заниженной самооценке: новые веяния в российском обществе обусловливают смену принятых установок.

Как бы то ни было, молодежных течений сегодня достаточно, и их приверженцев объединяет многое, от философии до символики. Краткий обзор основных из этих течений представляет нам следующую картину.

Формирование подростковых субкультур в России имеет свои специфические причины, отличные от стран Запада. Прежде всего, это - социальная и экономическая неустойчивость общества. Экономический подъем, наблюдавшийся в последние годы, принципиально картину не изменил. Проще говоря, нашу молодежь волнуют не те потребности, которые стимулируют различные молодежные движения на Западе, а проблема преодоления жизненных трудностей, порой и просто физического выживания. Во-вторых, наиболее желанной перспективой для сегодняшних подростков представляется быстрое достижение престижного социального положения. 11

Неформалы сильно отличаются друг от друга заявленными целями, ценностями и, как следствие, поведением и времяпровождением. К примеру, объединяются по признаку предпочтения определенных стилей музыки, танцев. Не говоря уже о футбольных болельщиках: таких объединений - около 80%.

На фоне распространения в стране субкультур и псевдокультур растет уровень преступности среди российской молодежи: по статистике, каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление. И это тоже связано со спецификой молодежных субкультур в России. Так, около 9% от всей численности подростковых группировок - наркоманы и токсикоманы.

В 1986 году было официально признано существование неформальных группировок в СССР. По молчаливому согласию подростки стали «отгораживаться» от взрослых одеждой, атрибутикой, сленгом, манерами и моралью, за что и подвергались осуждению. Тогда-то подростковые группировки и начали делить на асоциальные, антисоциальные и т.д.

Например, панки, хиппи, байкеры, рокобилли относили к асоциальным: угрозы обществу они не представляли, но и общим нормам поведения не подчинялись. Антисоциальными называли подростковые группировки, которые носили агрессивный характер, утверждаясь за счет других.

А вот подростковые банды, не относясь ни к той, ни к другой группе, так и остались отдельной классификацией: «банды». Так называли объединения подростков по территориальному признаку: здесь царили свои нравы и законы, ценился культ силы и умение драться. В ходу были такие выражения, как «травка», «прикидка», «счетчик» и тому подобное; принято было ходить при оружии. И ныне банды по-прежнему враждуют друг с другом и терроризируют «нейтральных» подростков. Такие организации называют также, в зависимости от места, «конторами», шайками. В них входят «боевики» 16-18-ти лет и «шелуха» – подростки лет 14. Возглавляют банды лидеры от 19 до 22 лет.

В отдельную группу выделились всем известные молодежные группировки, избравшие символику со свастикой. Они называют себя «фашиками», «фашистами», «наци», «нацистами», «Национальным фронтом». В народе же они больше известны как скинхеды («бритоголовые»).

Но есть и молодежные объединения, которые получили название просоциальных: это объединения по защите природы, памятников архитектуры. Эти группы, цель которых – приносить пользу обществу, малочисленны, но активны.

Также существуют неформальные группы художественного направления. Интересен и так называемый «компьютерный андеграунд» – своеобразный молодежный мир, в котором много подгрупп со специфической структурой: на самом низком уровне находятся юзеры (пользователи), потом идет группа «пойнтов», далее – «сисопы», или системные операторы (администраторы), руководят же ими так называемые сетевые коммуникаторы. В этом мире существует свой особый сленг и стиль общения. Отсутствие постоянного контакта в «реале» они компенсируют обменом электронными письмами, который стал их ритуалом. 12

Люберы – широко известная молодежная группировка с ярко выраженной агрессивностью в поведении. Первоначально это было стихийное объединение подростков, боровшихся за «оздоровление» общества: они «перевоспитывали» бомжей, проституток, алкоголиков и т.д., преследуя и избивая их. Они появлялись в разных городах России, всегда готовые к неожиданному нападению.

Эта практика стихийных избиений несколько позже стала «образцом» для скинхедов и баркашовцев – группировок с более организованной структурой, также состоявших в основном из подростков.

Скины. Их отличительный символ - свастика, знак, который даже не говорит, а кричит сам за себя. Носят его наши с вами современники, которые родились намного позже победы над фашизмом. Они называют себя фашистами и этим гордятся. Кто-то даже знаком с отдельными высказываниями и произведениями Ницше и Шпенглера. Большинство же следуют простой установке: «основную часть «недочеловеков» надо уничтожить, а остальных превратить в рабов».

Как сформировавшееся молодежное движение скины появились в России еще в начале 90-х годов ХХ века. В основном среди сторонников фашистской идеологии – молодежь до 21 года, хотя в их рядах есть и люди 22-26 лет.

Подростки-скины выделяются из толпы бритыми головами, черной одеждой, брюками, заправленными в ботинки. Иногда на одежде присутствует изображение питбуля. В общественных местах стараются появляться группками. Встретить их можно в основном вечером, когда настает «их» время. Тусоваться они стараются в разных местах, а при встречах могут устраивать обсуждение «хроники дня». И если одним ненацистом стало меньше... то эта новость принесет бурную радость.

Фаны. Футбольных фанатов считают субкультурой, близкой к криминальной. Усугубляется это тем, что болельщики - одна из самых активных подростковых групп в России.

Что характерно для фанов – они, как правило, даже не знают историю команд, но «в курсе» недавних событий и предстоящих матчей. Для них большое значение имеет эмоциональная разрядка, возможность орать, буянить и смешивать разные установки и стили жизни.

Впрочем, и эти объединения сильно разнятся. Так, например, группа спартаковских болельщиков «Гладиаторы» избегает драк, но защищает «младших» (новичков). Они хорошо развиты физически и пропагандируют «чистый образ жизни».

Однако среди подобных группировок есть и такая, как «Колдырь бой-фронт» («колдырь» на сленге – «пьяница»). Как можно догадаться, это – болельщики-алкоголики. Возрастная категория их составляет 17-18 лет, но есть и постарше.

Экологисты. Такие молодежные движения, защищающие окружающую среду, в России непопулярны и малочисленны (всего 4%), даже в Чернобыле. Акции российского «Гринписа» по большей части неэффективны и являются подражанием Западу. Такие движения удобно формировать при официальных структурах: самостоятельно существовать они не могут из-за материальных трудностей и правовых препятствий.

Байкеры и мотоциклисты. В середине 80-х распространилось новое направление в музыке – хэви-металл. А еще появились длинноволосые ребята, на мотоциклах и в косухах, которым даже в голову не приходило следовать правилам дорожного движения. Их стали называть байкерами.

Узкий круг «своих» принимал к себе новеньких только после отбора, и исключительно тех, кто мог отстоять свои убеждения кулаками. Сила и тренировки культивировались, мускулы наращивались, внешний вид становился все более устрашающим.

Многие байкеры действительно были металлистами, а на концертах выступали даже добровольной охраной. Символом абсолютной байкерской свободы стал флаг Конфедерации.

Однако для того, чтобы подражать байкерам Запада, нужно иметь хороший материальный достаток. Кроме того, имея мотоциклы, их владельцы не могут исправить элементарные поломки. А ведь умение привести в порядок своего «коня» является неотъемлемым элементом субкультуры.

Сейчас движение байкеров в России обрело иной смысл. Молодежь, придерживающаяся образа жизни байкеров, не имеет идейной основы. Это движение еще не до конца сформировалось среди ребят из семей с небольшим доходом. Но оно уже не байкерское. Это небольшие группки без какой-либо атрибутики и даже названия. С байкерами они себя теперь не ассоциируют. А съезды на мотофестиваль в Малоярославце демонстрируют уже совсем иной стиль жизни молодежи.

Участники фестиваля сами собирают или переделывают свои мотоциклы. Подростки могут буквально переселиться на несколько месяцев в гараж или устроить мастерскую прямо в квартире. После завершения работы они компаниями ездят на мотоциклах по городу, соблюдая все правила движения и не ставя перед собой каких-то целей.

Рейверы. В англо-русском словаре вы быстро найдете перевод слова «rave», означающего «бредить», «бред». В Интернете, можно наткнуться еще на одно определение в «Словаре современного сленга» Т. Торна: «рейв» – «дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения».

Последнее определение точнее всего описывает поведение образовавшейся молодежной субкультуры в России и сформировавшийся у тинов ночной образ жизни.

Почему ночной? Потому что обычно рейверы – посетители ночных клубов, и, надо заметить, недешевых. Неудивительно, что эта группа малочисленна по сравнению с теми, чьи увлечения требуют меньших затрат.

Хип-хоп-культура. Среди российских подростковых сообществ группировка хип-хоперов появилась давно и, видимо, надолго.

Когда кто-то начинает говорить о хип-хопе, сразу возникает ассоциация с английским словом «street» – улица. Считается, что это направление родилось на улицах цветных кварталов США.

Вспоминаются и другие словечки, которые уже давно на слуху и часто употребляются среди подростков: «брейк-данс», «рэп», «граффити», «ди-джеинг» и даже «стритбол» (уличный футбол) и «роллинг» (катание на роликах). «Подгруппы» хип-хопа разнообразны, возможно, именно поэтому данная субкультура охватила довольно широкие круги молодежи в России.

Сейчас направление поддерживается органами государственной власти и становится все более популярным и на сцене. Эта молодежная субкультура противопоставляется криминальным подростковым группировкам, т.к. «битвы» здесь пропагандируются исключительно с целью установить, кто лучше владеет техникой того или другого из танцевальных направлений.

Среди поклонников этой субкультуры ценится ловкость, умение двигаться и только потом уже – сила, необходимая для акробатических движений. Особенно наглядно это можно наблюдать в брейке, или ломаном танце, который нашел много поклонников среди наших подростков.

Появились и все большей популярностью пользуются хип-хоп-школы, а также проводимые фестивали, конкурсы, в том числе и граффити.

Хоть название и происходит от итальянского «царапать», на самом деле это совсем не царапанье. Данное направление давно стало арт-дизайном, который теперь можно увидеть не только на стенах домов или заборах, но и в клубах, оформленных в молодежном стиле.

Подростки увлеклись этим видом «настенной живописи» и начали совершенствоваться в технике исполнения, проводя «мастер-классы», так что разрисованные стены все чаще пестрили и «радовали» обилием цветов.

Общественность устала с этим бороться, и городские власти нередко были вынуждены отводить специальные места, где ребята могли бы «отрываться в полный рост», пока хватит сил, времени, фантазии и, конечно, краски в баллончиках.

Сейчас можно встретить много подростков, одетых в хип-хоп-стиле, но вовсе не относящихся к приверженцам этого направления. Подобный стиль в одежде продиктован, прежде всего, относительной дешевизной, а также изобилием этих товаров на рынке.

Феномен «романтической компенсации повседневной рутины» воплощают совершенно уникальные и весьма популярные в данное время молодежные движения. Они ярко демонстрируют стремление молодых людей к обновлению, «украшению» своей жизни чем-то необычным, пытаются привнести в серые будни захватывающие впечатления и адреналин, часто посредством экстрима. Последователи этих течений объединяются для занятий экстремальными видами спорта или для походов в глухую тайгу, чтобы «забросить» себя все в те же экстремальные условия.

Диггеры. Их влечет таинственность подземных ходов, опасности подземного мира... Закрытость этого общества, которое не любит афишировать свои действия и свое существование в принципе, привлекает молодежь. Таких объединений много по всей России. Они объединяются в маленькие группки и не любят принимать в свои ряды кого-то еще.

Диггеры имеют нечто общее с экологистами: «общаясь» постоянно с подземными коммуникациями, они предупреждают об оседании фундамента, экологических проблемах, которыми могут быть чреваты земные недра.

Толкинисты. Движение родилось благодаря увлечению молодежи ролевыми играми с многочисленными персонажами из книг Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмарилион». Постепенно движение стало не только молодежным, но и общественным, провозгласив своим лозунгом: «Тусоваться всегда, тусоваться везде, даже на суше, даже в воде». Так называемые «тусовки» проходят в костюмах эльфов, гномов, гоблинов и т.д., – как правило, самодельных.

Популярное среди толкинистов времяпровождение – «бои» с использованием деревянного оружия. Могут они встречаться и для общения, обсуждения сценариев для следующих встреч, но неизменно ведут себя соответственно выбранным ролям, не выходя из образа. У них даже выработался собственный этикет в общении: «аристократический», с подчеркнуто витиеватыми фразами.

Особый интерес представляют «семейные отношения» толкинистов. Они могут даже «повенчаться», причем «жрец» произносит: «Я венчаю вас во имя водки, пива и спиртнаго духа». «Жених» и «невеста» целуются, а собравшиеся считают вслух. Насчитали до 20 - значит, в случае «развода» нужно будет поставить 20 бутылок пива. Невыгодно «разводиться», да? Говорят, что «сказочные» свадьбы нередко заканчиваются реальными...

Считается, что ролевые игры помогают решить молодым людям всегда актуальную проблему общения в молодежной среде. Но начинает казаться, что для этих ребят мир, созданный Толкиеном, реальнее российской действительности... Молодые россияне пытаются уйти в этот яркий мир от того, что их окружает.

Министерство образования и науки России

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Пензенский государственный университет"

Юридический факультет

Кафедра "Коммуникационный менеджмент"


Особенности молодежной субкультуры в современной России


Выполнил:

студент 1 курса

юридического факультета

группы 13ЮЮ2

Проверил: Милаева О.В.


Пенза, 2014 год



Введение

Причины появления молодёжных субкультур

3. Виды молодёжных субкультур

3.1 Музыкальные субкультуры

2 Имиджевые субкультуры

Заключение

Библиография

молодежный субкультура контркультура имиджевый


Введение


"Мы ищем в толпе похожих на нас, но не всегда находим их в море безликой массы…" (Корнеева А.Ю., Викторова Л.П.).

Молодежная субкультура довольно интересное и многогранное понятие в современной жизни. Я выбрал эту тему по многим причинам. Во-первых, я сам являюсь представителем нескольких субкультур, как и мои друзья. Во-вторых, эта тема как никогда актуальна.

Все чаще понятие "молодежная субкультура" используется учеными-социологами и психологами для объяснения различных общественных процессов и явлений.

Они пытаются объяснить поведение юных неформалов с помощью культурных, психологических причин, проблемы отцов и детей и т.д. Это доказывает тот факт, что эта проблема является многогранной и сложной, и для нее не существует универсального и простого объяснения.

Целью моей работы является рассмотрение субкультуры как один из способов самовыражения молодежи.

Для этого нам потребуется следующее:

) сопоставить понятия "субкультуры" и "контркультуры"

) рассмотреть классификацию разных видов субкультур

) изучить виды субкультур.


1. Основные понятия и история возникновения молодёжных субкультур


Словарь русского языка С.Н. Ожегова представляет большое количество определений культура. Для нашего исследования интерес представляет следующее определение: "Культура - совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении".

В широком смысле под субкультурой понимается составная часть официальной культуры, определяющая ценности, менталитет и стиль жизни ее обладателей. Но ни в каком толковом словаре не дадут точного определения этого понятия.

Для обозначения социально-культурных установок, которые противопоставлены официальной культуре использует понятие "контркультура". Контркультура не просто не соответствует нормам доминирующей культуры, но и противостоит ей, идет не во соответствии с господствующими нормами.

Контркультура - специфический вид культуры. Она пытается идти против устоев, норм, морали и создает собственный мир и свою культуру. Особенно популярная она среди молодежи, начиная с 1960-х годов, с появления хиппи и панк культур.

С 60-х годов XX века молодежную субкультуру стали связывать с контркультурой, в которую она и начала превращаться, когда появился некий общий враг в лице официальной культуры.


2. Причины появления молодёжных субкультур


Появление социальной молодежной культуры объясняется целым рядом факторов, основными из которых являются:

1.Социально-экономические причины (безработица, скучная, малоинтересная работа).

2.Недостатки системы воспитания и образования.

.Различия между поколениями, проблема "отцов и детей", неблагополучные семьи.

.Особенности возрастной психологии. Молодежь эмоциональнее, динамичнее, независимее. У большинства еще нет семьи, профессии, того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий взрослый человек.

.Стремление молодежи создать свой особый мир ценностей, обрести осмысленный и значимый досуг, круг единомышленников, возможности самовыражения.

При этом многие исследователи считают, что присоединение к какой либо субкультуре является нормальным явлением для подростка. И.П. Башкатов полагает, что "вовсе не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не "нормальные" сверстники, а такие же как они, "отверженные" подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы".

Выбор конкретной неформальной группы для подростка считается несвободным, так как часто этот выбор зависит от того, какая субкультура доминирует на территории проживания данного индивида.

Причины вступления подростков в группы:

одиночество - 27%;

непонимание родителей - 24%.

Среди прочих были названы:

стремление к защищенности;

обособленность;

подражание, группирование;

эмоциональная насыщенность общения;

стремление компенсировать недостатки традиционных институтов семьи и школы.

Быть причастным к какой-либо субкультуре нормально для подросткового возраста: человек пытается понять себя, свои возможности, найти свой путь. И есть второй фактор: молодежь, как наиболее чуткая и мобильная социальная группа, пытается развиваться в сфере досуга со всеми его негативными и позитивными последствиями.


3. Виды молодёжных субкультур


1 Музыкальные субкультуры


К представителям самых ранних музыкальных субкультур можно отнести рокеров. Рокеры появились в 50-е-60-е годы XX века, в эпоху рок-н-ролла, когда на пике популярности были такие исполнители, как Елвис Пресли, Чак Берри и т.д. Вначале рокеров объединял один принцип - езда на мотоцикле, они могли разгоняться до 160км/ч на улицах Лондона, а потом уже появился стиль.

Рокеры, пожалуй, единственное течение, которое предусматривает лишь позитивное положение к музыке.

Другая сторона рокерской субкультуры - злоупотребление алкоголем, наркотиками и сигаретами, именно такой способ они выбрали для отрешения от реального мира. Но не смотря на это, песни рок течения полны философского смысла, которые могут изменить жизнь людей или хотя бы заставить задуматься. В идеале, рокер - начитанный человек с нестандартным философским мышлением, продукт которого он накладывает на музыку.

Также к ранним музыкальным субкультурам можно отнести панков. Данная субкультура возникла в 70-е годы прошлого века в Канаде США, Австралии. Ее характерными чертами являются любовь к панк музыке и критика общества и его привычек, убивающих его.

Панки отличаются эпатажным поведением и ярким стилем. Многие красят волосы в неестественные цвета и зачесывают их в так называемый ирокез. Часто панки делают татуировки.

Одной из самых трагичных современных субкультур является готичная культура. Эта культура имеет свое восприятие и взгляд на смерть и жизнь. Она не призывает к смерти, ее носителям близко одиночество и отрешение от этого мира, что у них ассоциируется со смертью.

Характерный внешний вид готов:

чёрные длинные волосы. Лицо неестественно бледное (с помощью пудр);

высокие шнурованные ботинки, сапоги или другая неформальная обувь (NewRock, Swear);

чёрный корсет, облегающие чёрные нарукавники и чёрная юбка-макси (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда (зависит от принадлежности к тому или другому ответвлению от субкультуры);

чёрные повязки на руках (запястьях);

шипованный ошейник;

контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки;

серебряные (или другого белого металла) украшения оккультной тематики.

Одним из предков готов являются эмо. По-моему, это самая бессмысленная субкультура, целью которой является впадение в депрессию и склонность к суициду. Характерными чертами являются пирсинг, розовые и черные цвета, татуировки, яркий макияж.


2 Имиджевые субкультуры


Натуризм - течение, в основе которого лежит максимально сближение человека с природой, их гармония, характеризующаяся практикой совместной наготы для оздоровления тела и развития уважения людей друг к другу и природе.

Натуристы проповедуют здоровый образ жизни. Для них нудизм является частью мировоззрения. Таким образом, они считают, человек становится свободным, избавляется от своих страхов и комплексов.

Также к имиджевым субкультурам относятся стиляги, субкультура, образцом для которых является стиль Запада. Они отличаются своеобразным сленгом, одеждой, которая бывает нелепой, отрицанием норм советского общества и цинизм.


3 Политические и мировоззренческие субкультуры


Скинхеды ("бритоголовые") - экстремистское молодежное течение, не объединенное в рамках какой либо определенной организации, а состоящее из нескольких отельных группировок.

Эта экзотическая форма субкультуры зародилась в России в 1990-х годах. Особую популярностью течение скинхедов пользовалось в Москве, Томске, Санкт - Петербурге, Красноярке и т.д. Интересно то, что российские скинхеды переняли у своих западных единомышленников только форму одежды (тяжелые ботинки, цепи, лысина, тату), не обращая внимания на идеологию и менталитет.

Как известно, за рубежом это движение подразделяется на правых (националистов) и левых (скинхедов) . В соотношении они равны, но поведение и стиль правых более заметен. В нашем случае массу бритоголовых составляют либо скинхеды, либо футбольные фанаты.

На данный момент в России представлено три поколения скинхедов, которые отличаются друг от друга по поведению, привычкам, идеологии и менталитету.

К первому поколению относят, так называемых, ветеранов скинхед движения, которые в данном течении уже 30 лет, с начала 1990 года. Их отличают мода и буржуазный образ жизни. Для большей наглядности можно представить одну из поговорок, характерную для этого круга лиц: "Тот не "скинхед", кто меньше, чем на "штуку" "баксов" одет". Неотъемлемые моменты жизни таких "скинхедов": посещение различных концертов и употребление дорогого пива.

Второе поколение можно назвать средними скинхедами, их отличает членство в различных политических партиях и объединениях. "Скинхеды", сотрудничающие с российскими партийными организациями объединились, в основном, вокруг "Народной национальной партии", "Русского действия" Константина Касимовского, "Общество "Нави" и т.д.

И третье поколение составляю подростки 13-14 лет, которые не понимают ни идеологии. ни целей данного движения. Часто это поколение формируется под влиянием более старших скинхедов и не имеет собственного мнения.


Заключение


Субкультура молодежи - свой мир подростков 10-20 лет, который характерен своими ценностями, привычками, нормами, менталитетом и отличен от мировоззрения и культуры взрослых.

Данная субкультура, которая является одним из способов социализации подростка, имеет неоднозначное и противоречивое влияние на молодежь. С одной стороны, она отчуждает их от общей, господствующей культуры, с другой - помогает человеку найти свой путь в жизни, примерив большое количество социальных ролей.

Проблема в том, что подросток и его интересы ограничены его сферами досуга: музыкой, модой, развлечениями. Субкультура молодежи носит развлекательный и потребительский характер и не производит ничего полезного для общества. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Культуру молодежи отличает и наличие молодежного языка (сленга), который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми.

В своей работе я постарался рассмотреть основные причины и виду молодежных субкультур. Именно в городе есть большое количество возможностей вступления молодежи в одно из молодежных неформальных течений. Субкультура не зло и не благо дл человека, оно неотъемлемая часть жизни общества и всей культуры в целом.


Библиография


1.Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы. Кто есть кто? М.,1990 г.

2.Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2001.

3.Запесоцкий А., Фаин А. "Эта непонятная молодёжь. Проблемы неформальных молодёжных объединений" Москва ПРОФИЗДАТ, 1990.

4.Козлова А.Г., Гаврилова М.С. Молодежная культура и ценности будущего. СПб., 2001.

5.Куницина В.Н., Какринова Н.В. Межличностное общение. Учебник для вузов. С-Пб, 2001.

6.Латышева Т.В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы/ "Социс" -2010. - №15. - с. 94.

7.Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.

.Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебник. СПб., 1996.

.Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002. №10. С. 79-87.

10.Ольшанский Ф.Д. "Неформалы: групповой портрет в интерьере" Москва "Педагогика" 1990

11.Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000;

12.Щепанская Т. Антропология молодёжного активизма // Молодёжные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ). СПб.: Норма, 1999. С. 262 - 302.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Состояние современной молодежной субкультуры, причины ее возникновения, классификация, характеристика типов, их внешний вид, символика и атрибутика. Мировоззренческая, ценностно-ориентационная и переориентационная составляющие молодежной субкультуры.

    реферат , добавлен 11.10.2009

    Изучение основных понятий и истории возникновения молодёжных субкультур; причины их появления. Сопоставление понятия "субкультуры" и "контркультуры". Ознакомление с основными музыкальными, имиджевыми, политическими и мировоззренческими направлениями.

    реферат , добавлен 28.05.2014

    Молодежная субкультура как форма самовыражения молодых людей, роль имиджа в их образе жизни. Имиджевая манифестация в изучении молодежной субкультуры. Семантические аспекты имиджа и понятие манифестации. Символика внешнего имиджа молодежных субкультур.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2009

    Появление и развитие феномена молодежной субкультуры. Эзотерическая, эскапистская и урбанистическая культура, созданная молодыми людьми. Классификации и типологии молодежных субкультур. Создание и функционирование собственного языка, знаков и символов.

    реферат , добавлен 17.06.2013

    Общая характеристика современных политических процессов России и их влияние на общественно-культурную ситуацию в стране. Феномен молодежной субкультуры. Основные признаки неформалов. Молодежная субкультура в условиях мегаполиса (на примере Москвы).

    курсовая работа , добавлен 23.04.2011

    Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры. Понятие "субкультура" как набор символов, убеждений, ценностей, норм поведения, отличающие сообщества. Неформальные молодежные движения. Хиппи, панки, металлисты, экстремалы, скинхеды и фенсы.

    реферат , добавлен 17.04.2009

    Понятие культуры, ее элементы и формы. Имидж для представителей молодежной субкультуры, ее символы и средства. Молодежные, ролевые движения, индустриальные и спортивные субкультуры. Генетические связи и конфликты между ними. Особенности картины мира.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Место моды и субкультуры в современном обществе. Неформальные объединения молодежи, их собственный ценностный строй, обычаи и нормы. Характерные черты субкультуры, специфический стиль и формы жизни и поведения участников, их ценности и мировосприятие.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2010