Родился 12 июня 1950 года. Отец - Полунин Иван Павлович. Мать - Полунина Мария Николаевна, работник торговли. Супруга - Ушакова Елена Дмитриевна, актриса, работает вместе с мужем. Дети: Ушаков Дмитрий; Полунин Павел, учится в музыкальном училище в Санкт-Петербурге; Полунин Иван, играет на сцене вместе с родителями.

О нем говорят как о гении, его спектакли называют классикой, во всем мире есть его страстные поклонники. Все это теперь, когда ему стукнуло пятьдесят.

А началось все еще в детстве, в маленьком городке Новосиль, что в Орловской области. На уроках он думал о своем и редко слушал учителей. Это у него сохранилось и по сей день: он все время думает о своем, хотя слушать с годами он все-таки научился. Особенно - зрительный зал. Он слышит в нем дыхание каждого, потому что его спектакль меняется в зависимости от этого дыхания.

Прерывистое взволнованное дыхание зала может спровоцировать его самую неожиданную незапланированную выходку. И тогда он может пойти прямо к зрителю. Или вдруг повиснет над залом невероятная огромная пауза. О полунинских паузах можно писать трактаты, ибо в них вся его мудрость. В паузе он - мим - умеет сказать все то, что нельзя сказать ни словами, ни действиями.

Со школьных уроков его часто выгоняли за то, что был невнимателен и постоянно смешил весь класс своими уморительными ужимками. Во 2-м или 3-м классе он впервые увидел фильм "Малыш" с Чаплиным. Но мама не дала досмотреть его до конца: фильм шел по телевидению поздно вечером, и она выключила телевизор. Он проплакал до утра. А через несколько месяцев уже ходил в огромных башмаках, с тросточкой, чаплинской походкой по школе. И потом начал сочинять всякие штуки и показывать их. Сначала во дворе друзьям, потом на районных конкурсах. Несмотря на то, что часть уроков он проводил в школьном дворе, школу окончил и отправился в Ленинград с тайной надеждой поступить в театральный институт.

Мария Николаевна не была в восторге от такого выбора, она хотела, чтобы сын стал инженером. Поступить в театральный институт не удалось, по его собственному выражению, из-за "каких-то звуков, которые он не выговаривал". Пришлось учиться на инженера.

Но инженерная карьера не состоялась. Вячеслав бросил институт и поступил в Ленинградский институт культуры, в котором впоследствии стал преподавать. Его ленинградский период был ознаменован созданием в 1968 году первой группы с красивым названием "Лицедеи" и самостоятельными занятиями новым в то время искусством пантомимы.

Увлечение пантомимой возникло не просто как дань моде. Ее плавные движения пришли на смену часто слишком определенному, а потому почти бессмысленному в те времена слову. Когда все и вся было подвержено цензуре, когда каждое слово должно было быть залитовано, пантомима оставалась свободной. Все это, включая неудачу на вступительных экзаменах в театральный институт, спровоцировало интерес Вячеслава Полунина к молчаливому искусству мимов.

Тогдашние "Лицедеи" во главе с Полуниным успешно трудились на ниве эксцентрической комической пантомимы. Их приглашали на большие сводные концерты и даже на телевидение. Все свободное время Вячеслав проводил в библиотеках, где серьезнейшим образом занимался самообразованием. Он и сейчас любую свободную минуту проводит с книжкой. Поход в книжный магазин - это целый ритуал.

Среди этих книг огромное количество художественных альбомов, потому что живопись, скульптура, архитектура, дизайн, графика, карикатура - важнейшая пища для его фантазии. И эта фантазия рождает свои картинки на сцене, которые не имеют ничего общего с подражанием и повтором.

Переломным для Вячеслава стал Новый год - 1981-й. Он позвонил в редакцию "Новогоднего огонька" и заявил, что у него есть совершенно новый номер. Никакого номера к этому моменту, правда, еще не было, но было предчувствие, предощущение. Была догадка о том, что нужен новый, ни на кого не похожий персонаж. Так родился Асисяй - маленький, наивный и трепетный человечек в желтом комбинезоне с красным шарфом и в красных лохматых тапочках. Родился именно тогда, когда полунинские миниатюры получили признание, в сам их автор - разнообразные призы, включая второе место на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Родился потому, что возникла непреодолимая потребность прорваться к чему-то новому, неизведанному, необычному.

С этого момента движение в сторону неизведанного, порой кажущегося нереальным, стало для него нормой, ответом на многие, порой весьма сложные ситуации в жизни и творчестве.

В 1982 году Полунин собрал в Ленинграде около 800 артистов пантомимы со всех концов страны на ставший сейчас легендой "Мим-парад". В 1985 году на фестиваль молодежи и студентов, в рамках которого была организована мастерская пантомимы и клоунады, он привез в Москву клоунов с тогда еще малодоступного Запада, среди которых были титулованный "король дураков" Джанго Эдвардс из Голландии и самый эпатирующе серьезный и язвительный - Франц Йозеф Богнер из Германии.

Вячеслав Полунин стал организатором Всесоюзного фестиваля уличных театров в Ленинграде (1987). Более 200 его участников, включая детей и критиков, были заброшены на необитаемый остров в Финском заливе. С этого острова устраивались вылазки на катере в разные уголки Ленинграда и области, в ходе которых актеры пластических и клоунских театров осваивали нелегкое искусство уличных комедиантов.

В 1988 году "Лицедеи", создавшие за время своего существования пять спектаклей - "Фантазеры", "Чурдаки", "Из жизни насекомых", "Асисяй-ревю" и "Катастрофа", - отпраздновали 20-летие своего театра собственными похоронами, поверив Станиславскому, который говорил, что театр через 20 лет своего существования умирает. По случаю похорон был созван первый Всесоюзный "Конгресс дураков", в ходе которого было детально обсуждено, прав ли великий реформатор сцены. Похороны прошли по всей форме: сначала речи у гроба, точнее - гробов; затем траурное шествие по улицам и, наконец, - торжественный сплав горящих гробов по Неве.

В 1989 году случилось чудо, имя которому "Караван мира", - европейский фестиваль уличных театров. Это был уникальный театральный город на колесах, который бороздил дороги Европы в течение полугода. Полунинские усилия сделали возможным осуществление и этого проекта, равного которому не было ни до, ни после...

Потом была создана "Академия дураков", которая начала грандиозный проект по возрождению карнавальной культуры в России, традиции которой, оказывается, сохранились на родине Полунина. Первый этап проекта Вячеслав провел на свои средства. На второй этап денег уже не было, и тогда он уехал из России на гастроли по миру. Гастроли эти продолжаются уже более семи лет.

Сегодня Полунин проживает в Лондоне, где снимает большой дом. Но главный его дом - в машине, в которой с ним по миру странствуют не только семья и его друзья-коллеги, но и библиотека, и видеотека, какой может позавидовать серьезный коллекционер. В том же прицепе-вагоне живут его книжки и фильмы, базируются декорации и реквизит, оборудована мастерская. Всегда с собой маленький телевизор с видеомагнитофоном, полное оснащение офиса, который может быть развернут где угодно.

Западной прессой русский клоун Вячеслав Полунин назван "лучшим клоуном мира", "лучшим клоуном эпохи", он получал в разных странах самые престижные театральные премии, среди которых и эдинбургский "Золотой Ангел", и испанский "Золотой нос", и премия Лоуренса Оливье. На родине, в России, в 2000 году он удостоен премии "Триумф".

В голове у В.Полунина много новых задумок и планов. Это и работа совместно с И.Шемякиным над спектаклем "Дьяболо", и надежда организовать при поддержке столичной мэрии в 2002 году в Москве Международную театральную олимпиаду. "Пригласим народные, уличные, площадные театры, мимов, циркачей, жонглеров, - мечтает Полунин, - и что-нибудь такое учудим. Скажем, забьем и зажарим на вертеле над огромным костром... автобус, автомобиль - это чудище XX века. Я люблю, чтобы была сумасшедшая, бесшабашная жизнь, импровизации бесконечные..."

Полунин очень много работает и не умеет отдыхать. Но умеет жить в удовольствие - и на сцене, и вне ее. Он может быть жестким, расчетливым, неуязвимым, но только потому, что по сути он, как всякий настоящий художник, и уязвим, и не очень приспособлен, и трепетен. Он - человек, создающий праздник.

Создатель одной из самых успешных и популярных в мире клоунских антреприз и очень популярного на американском Бродвее спектакля "сНежная Симфония" неоднократно входил в рейтинг журнала "Форбс" как высокооплачиваемый представитель российского шоу-бизнеса. Вячеслав Полунин, наверное, самый обаятельный участник этого списка. Сейчас он проживает в окрестностях Парижа, в большом доме, в котором шумно, как в цирке-шапито.

Ранние годы

Родился Вячеслав Полунин 12 июня 1950 на Орловщине, в небольшом селе Новосиль. Родители - Иван Павлович и Мария Николаевна - были работниками торговли. В детстве Вячеслав много читал и постоянно что-то изобретал. Игры никогда не покупал, все делал своими руками по сюжетам прочитанных книжек. За свою творческую активность получил много школьных грамот и наград.

Когда ему было десять лет, увлекся тем, что сейчас считается видом искусства ленд-арт. Сооружал в близлежащем лесу восьмиэтажные шалаши, зимой - целые города из снега. А как-то раз сделал громадную трехметровую рогатку, на которую пошла резина от мотоциклетных камер и кожаная шапка. Из нее Слава стрелял большой морковкой или куском кирпича. Снаряд летел далеко, через все поле.

Вячеслав Полунин говорит, что ему повезло с педагогом Ниной Михайловной в Доме пионеров, которая давала детям полную свободу творчества и помогала развиваться. Он там проводил все свободные вечера. Дети организовывали КВН, вечера отдыха, каждые выходные местные жители приходили в Дом пионеров, потому что там их ждали интересные впечатления.

Хочу быть клоуном

В детские годы он очень любил комедии. Местный кинотеатр находился напротив школы. Огромный сарай, в котором показывали кино, имел сбоку окно. Вячеслав Полунин, поскольку не было денег, просил какого-нибудь человека, который имел билет, немного отодвинуть занавеску. Через эту щелку мальчик посмотрел множество фильмов, включая культовые советские фильмы: "Веселые ребята", "Иван Бровкин на целине" и "Приключения Питкина в больнице".

Особенно ему нравились комедии, которые он просто "впитывал". Потом мальчик пересказывал их, изображал героев фильма в лицах, разъяснял сюжет и показывал, что и как делали персонажи. Но больше всего Вячеслава Полунина поразил Чарли Чаплин, фильм которого "Малыш" считает лучшей картиной всех времен и народов. Однако решающее значение при выборе профессии и даже образа жизни сыграл Марсель Марсо. Увидев великого мима по телевизору, он уже через несколько дней изображал во дворе пантомиму. Потом попал на школьную сцену, далее играл во всевозможных постановках местного масштаба и так добрался до Питера.

Обретение профессии

После окончания школы Вячеслав Полунин поехал в Ленинград, чтобы поступать в театральное училище. На собеседовании ему сказали, что он не выговаривает 33 буквы. Тогда он подумал, если не может выговаривать, то и незачем, будет заниматься тем, что ему нравится - пантомимой. Правда, сначала он начал учится в техническом институте. Однако инженером так и не стал, решил начать все снова и поступил в институт культуры, в котором позже даже преподавал некоторое время.

Первый успех пришел к Вячеславу на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где он выступал дуэтом с Сашей Скворцовым. Вторую премию конкурса им вручал Аркадий Райкин. У комиков был десяток удачных миниатюр, которые хорошо принимали зрители. Дуэт стал известным, но, как говорил сам Вячеслав Полунин, хотя зрители и были в восторге - море аплодисментов, через два дня их забывали, потому что персонажи не были интересными, не создавали свой мир и характеры.

Взрыв популярности

В 1968 году Полунин создает ставший знаменитым на всю страну. Настоящий успех пришел к нему в образе клоуна Асисяй. Вячеслав Полунин говорит, что произошел "взрыв", когда он в первый раз вышел в желтом коротком костюме с носом и сыграл номер с телефоном. После того как показали этот номер по телевизору, Слава уже больше нигде не платил в такси и ресторанах, такая фантастическая любовь настигла этот образ.

Потом были другие номера: "Грустная Канарейка" ("Блю-Блю-Блю Канари"), "Низя". Вячеслав Полунин и группа "Лицедеи" стали всенародными любимцами. Однако в какой-то момент им стало тесно в рамках одного коллектива, и Полунин предложил поработать некоторое время отдельно.

Cirque du Soleil

В 1982 году Вячеслав Полунин организует в Ленинграде мим-парад, на который съехались около 800 артистов пантомимы. В 1987 году он провел Всесоюзный фестиваль уличных театров, а в 1989 году - караван уличных комедиантов, с которого начался европейский традиционный фестиваль уличных театров "Караван мира". Бродячие артисты проехали пол Европы с концертами. Вместе с Роланом Быковым Полунин стал инициатором организации "Академия дураков".

Когда начались тяжелые годы перестройки, Полунин начал думать, где переждать эти непростые времена. Он всегда мечтал поработать в цирке, и поэтому позвонил в лучший из них - Cirque du Soleil. Конечно, его давно там знали и очень обрадовались, что Асисяй хочет поработать у них. Так он прилетел в Монреаль, но уже через год затосковал. Знаменитый коллектив работал как машина: все по сценарию, никакой импровизации.

"Желтая мельница"

Когда его отпустили из цирка, он решил поработать в Лондоне. Позвонил директору театра "Хакни Эмпайр" (в нем начиналась карьера Чарли Чаплина) и попросил приютить на годик со своим спектаклем. Ему дали сцену на 40 спектаклей в год. Представления "Живая радуга" шли с огромным успехом. За это шоу Вячеславу Полунину английская королева присвоила звание "Почетный житель Лондона".

Потом был Нью-Йорк, где Полунин дал тысячу спектаклей на Юнион-сквер. Девять месяцев он пытался подписать контракт с продюсерами, но его не устроили жесткие условия. И тогда вместе с австралийскими коллегами он просто арендовал "Театр Юнион-сквер", в подвале которого сделали русский клуб. Фото Вячеслава Полунина с этих представлений украшали многие городские газеты.

Когда пришло выбирать место жительства, то артист остановился на Париже - в это время продюсер предложил ему контракт на три года в этом городе. Актер сказал, что согласится: "Но тогда вы покупаете и обустраиваете "Мельницу", а я к вам в рабство ухожу на три года". Вообще из метких и смешных высказываний Вячеслава Полунина можно составить целый юмористический сборник.

С 2013 года Полунин несколько лет проработал руководителем петербургского цирка. Сейчас артист занимается новыми проектами, много гастролирует по всему миру.

Личная информация

Вячеслав Полунин женат на актрисе Елене Ушаковой, которая работает вместе с ним. У супружеской пары трое детей:

  • Ушаков Дмитрий - работает техническим директором Театра Полунина;
  • Иван Полунин - тоже работает артистом, в этом же театре;
  • Павел Полунин - музыкант.

Сейчас дом Полуниных находится вблизи Парижа, как говорит глава семьи, место он выбирал так, чтобы расстояние было не больше, чем в 30 минутах от аэропорта и скоростного поезда, иначе друзья не смогут заезжать. Правда, живут они там не более трех месяцев в году, столько же проводят в России. Ежегодно делают двухмесячный тур по Сибири, обязательно посещают Москву, Питер и Сочи.

Сергей Владимирович Полунин – украинский артист балета, актер и фотомодель. В разное время он участвовал в проектах Новосибирского театра оперы и балета, Московского музыкального театра, Королевского балета, с 2016 года является солистом Баварского балета. В 2017 году снялся в голливудском фильме «Убийство в Восточном экспрессе».

Детство

Сергей родился в южно-украинском Херсоне, живописно раскинувшемся на правом берегу Днепра.


В 3 года он с подачи родителей пришел в секцию гимнастики местной спортивной школы. Через три года стало ясно, что помимо прекрасных физических данных, мальчик наделен абсолютным музыкальным слухом и уникальной пластикой. Было решено перевести его в хореографическую школу, где он в считанные месяцы стал лучшим учеником.


Родители видели, что у их ребенка есть все шансы стать выдающимся танцовщиком, поэтому отправили восьмилетнего Сережу в Киевское хореографическое училище. Мать уехала с ним, а отец вынужден был трудиться на стройке в Португалии, чтобы обеспечить жену и сына всем необходимым.


Балет отнимал почти все время и силы мальчика, поэтому ладить со сверстниками он так и не научился. Впрочем, замкнутость и некая отрешенность всегда помогали ему лучше передавать чувства романтиков и одиночек.

Первые шаги к славе

В 2002 году Сергей стал призером престижного международного конкурса артистов балета, а через год благодаря фонду Рудольфа Нуреева был зачислен в Школу Королевского балета в Лондоне.

Балет - это для души. Что-то хорошее происходит внутри человека, когда он видит танец.

Спустя четыре года он стал финалистом международного конкурса «Приз Лозанны», а в 17 лет попал в балетную труппу «Ковент-Гардена». Через два года Полунину доверили исполнять главные партии, и он стал самым молодым премьером за всю историю этой прославленной труппы.


И, пожалуй, самым скандальным. Его эпатажное поведение обсуждали не меньше, чем выдающиеся способности. Сергей украсил свое тело многочисленными татуировками, периодически напивался до бесчувствия, баловался кокаином, за что заслужил прозвище «enfant terrible российского балета». Хотя в начале 2017 года он признался журналистам, что больше не пьет и не употребляет запрещенные препараты, а каждое утро начинается с тяжелой работы за балетным станком.

Дальнейшая карьера

В 2012 году молодой танцовщик принял неожиданное решение - переехать в Россию. Он мечтал оказаться на сцене Большого театра и был уверен, что именно на родине его талант сможет раскрыться в полной мере. Над молодым артистом взял «шефство» Игорь Зеленский, худрук театра Станиславского. Он сразу же рассмотрел в эпатажном юноше уникальный талант и сделал его премьером своего театра. В этот период Сергей также выступал Новосибирском театре оперы и балета в качестве приглашенного солиста.

Сергей Полунин снялся в клипе «Take Me to Church» Hozier

В 2014 году Сергей снялся в клипе «Take Me to Church» ирландского исполнителя Hozier. Этот трек произвел фурор в музыкальном мире, набрал десятки миллионов просмотров на YouTube и завоевал массу престижных наград. Съемки на Гавайях произвели на экзальтированного юношу неизгладимое впечатление, и он решил постепенно отойти от балета и переключиться на кинематограф.

Трейлер фильма «Танцовщик» про Сергея Полунина

В 2016 году на мировые экраны вышел фильм «Танцовщик», повествующий об истории удивительного успеха Сергея Полунина, непростом пути к славе и мировой известности и душевных терзаниях, раздирающих его противоречивую натуру.

Личная жизнь Сергея Полунина

Личная жизнь артиста такая же бурная и непредсказуемая, как и его карьера. Его первым серьезным любовным увлечением стала артистка лондонского балета Хелен Кроуфорд. Она была на девять лет старше своего избранника и уже готова была обзавестись семьей и детьми. Однако пылкого молодого любовника не устраивала такая перспектива, и вскоре они расстались.


Потом Полунин неоднократно появлялся в компании молодой балерины Юлией Столярчук, а через некоторое время поклонники заметили на его руке татуировку «Наташа». Сергей посвятил ее балерине Наталье Осиповой, с которой познакомился в театре Ла Скала во время репетиции «Жизель». Вскоре их отношения из партнерских переросли в любовные, и артисты перестали скрывать свой роман.

Сергей Полунин сейчас

Осенью 2017 года состоялась премьера картины «Убийство в восточном экспрессе» с Джонни Деппом , Пенелопой Крус и Мишель Пфайффер в главных ролях.


Полунин в этом фильме предстал в образе графа Андрени. Главная сложность, отмечал артист, заключалась в обретении уверенности – поначалу он поверить не мог, где и в компании каких людей он находится. Однако юноше удалось не потерять контроль над эмоциями и великолепно справиться со своей задачей, не без помощи режиссера Кеннета Браны .

Параллельно Сергей снимался в шпионском триллере «Красный воробей» с Дженнифер Лоуренс , который выйдет на экраны весной 2018 года.

Вечерний Ургант. В гостях у Ивана Сергей Полунин

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

    Актер, клоун, мим; родился 12 июня 1950 г. в г. Новосиль Орловской области; окончил Ленинградский институт культуры; в 1968 г. создал в Ленинграде студию пантомимы, ставшей в дальнейшем Клоун мим театром "Лицедеи", по 1988 г. являлся… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 12.06.1950, г.Новосил, Курская обл.), клоун, актер. Лауреат второй премии Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1979); Лауреат премии «Триумф» (2000). Окончил эстрадное отделение ГИТИСа. Актер мим, клоун, автор и постановщик клоунских… … Энциклопедия кино

    - (р. 1950), российский режиссёр, мим. Основатель и руководитель клоун мим театра «Лицедеи» (1979 92). Герой Полунина Асисяй трогательно наивный мечтатель, фантазёр. Под руководством Полунина созданы спектакли «Фантазёры», «Лицедеи» (оба 1979),… … Энциклопедический словарь

    Вячеслав Иванович Полунин (12 июня 1950, Новосиль, Орловская область) актёр, режиссёр, клоун, народный артист России (2001). Содержание 1 Биография 2 Фильмография 3 Ссылки … Википедия

    Вячеслав Иванович Полунин - Еще в школе он был увлечен клоунадой, однако профессионального циркового образования не получил. После школы Вячеслав работал на заводе, затем поступил на экономический факультет Ленинградского государственного университета. С третьего курса ушел … Энциклопедия ньюсмейкеров

    - … Википедия

    Вячеслав Жолобов Имя при рождении: Жолобов Вячеслав Иванович Дата рождения: 3 июня 1947(1947 06 03) (65 лет) Место рождения: Москва, РСФСР … Википедия

    Содержание 1 Мужчины 1.1 А 1.2 В 1.3 И … Википедия

    - «ПРИВЕТ, ДУРАЛЕИ!», Россия, Госкино/Луч/Мосфильм, 1996, цв., 116 мин. Городская сказка, мелодрама. Юрий Каблуков, добросовестный мойщик московских памятников, а в недавнем прошлом филолог, проводя очередную ночь под окном бывшей жены, крепко… … Энциклопедия кино

    Ниже приведён список народных артистов Российской Федерации по годам присвоения звания … Википедия


Вячеслав Полунин так окончательно и не решил, где будет жить
Но уже понял, что не в России
Легендарный петербургский "лицедей" живет сейчас в Лондоне. Показывает спектакли и имеет успех. Специально для "Коммерсанта-Daily" с ВЯЧЕСЛАВОМ ПОЛУНИНЫМ беседует специальный корреспондент РИА "Новости" ВЛАДИМИР СИМОНОВ.

С чего все начиналось
Спектакль Полунина "Снежное шоу" кончился полчаса назад. Но зрители, заполнившие в тот вечер зал лондонского театра "Пикок", не расходились.
После спектакля захожу в артистическую уборную. Слава сидит с ногами на стуле, свернувшись калачиком. Без носа-помидора, но еще в традиционном клоунском гриме. Задаю свой первый вопрос.
— Как вы вывели клоунаду, мимическое действо из-под купола цирка на театральную сцену, а потом и на мировые подмостки? С чего все началось?
— Когда в 60-х годах я пришел в клоунаду, там никого уже не осталось. Енгибаров умер, его последователи были не так сильны, они только копировали его. Каран д"Аш уже ушел со сцены, Никулин ушел. И образовалась пустота. Главное же — не было современного языка, чтобы говорить с веком. Как заметил когда-то Енгибаров, "через клоунаду систему ХХ века на сцену не вытащишь". Он открыл дорогу к поэтической, трагической клоунаде. И я понял: надо двигаться в сторону Чаплина. И правильно сделал. Ведь цирк к тому времени оказался при смерти — причем именно потому, что не нашел современного языка. Цирк 50-х был вершиной, в шестидесятые пошел на спад, а 70-е и 80-е — это был уже круглый нуль. Не искусство, а повторение себя.
— Чем это можно объяснить, по-вашему? Финансированием? Государство карман застегнуло?
— Нет-нет, финансирование у нас всегда было фантастическое. Ни в одном государстве не построено столько цирков, огромных куполов по всей стране. Проблема другая. Цирк был поставлен на поток. Система конвейера доводила до блеска техническое мастерство, но практически выдавила из цирка всю поэзию. Потому что нельзя сделать 40-50 спектаклей в месяц, каждый раз распахивая сердца. А мастера у нас были лучшие в мире. Семь сальто крутили, но выйти посмотреть в глаза публике не могли.
Поэтому у меня задача была: пойти за Енгибаровым, вернуть поэзию в цирк. Причем через театр, возвращая клоунаде ее сценическую суть.

Благодарная чопорная аудитория
— А вы специально клоунскому ремеслу обучались, кончали цирковое училище?
— Нет. Я во многие места поступал. В театральный институт — туда меня не приняли, потом еще куда-то, не помню, куда, — опять не приняли. В конце концов понял: самое лучшее — это самообразование. Все школы были ходульные, какие-то неживые. Поэтому я засел в библиотеках на несколько лет, все разворошил, что было в "Публичке" в запасниках, в Театральной. Серебряный век весь стал для меня открытием: Мейерхольд, Таиров, Радлов... И все, что во мне, — оттуда. Потом немое кино, конечно, стало учителем, многие фильмы по 10, по 20 раз смотрел.
И в результате я решил попытаться вернуть на сцену человека играющего, которого вытеснил человек-трибун. Мы ведь все равно остаемся на трибуне: сцена-то приподнята. И все равно идеи нашей актерской жизни на сцене люди подхватывают, тянутся к ним. Но добиваться, чтобы люди за тобой шли и делали, как ты, — это неправильно. Ты живи сам — кому понравится, тот за тобой пойдет.
— Ну и как вы чувствуете себя в Британии? Здесь ведь тоже богатые традиции клоунады. Ведь чопорный англосакс вовсе не чужд лицедейству в вашем понимании этого слова...
— Я бы не приехал сюда, не будь здесь такого. Есть, условно говоря, стран пять в мире, за которыми тянется длиннющий шлейф клоунско-театральной культуры. Когда выходишь здесь на сцену, взываешь не только к опыту какого-нибудь зрителя в третьем ряду партера, но к опыту всех его соотечественников, всей этой страны. Уже в первый приезд в Англию у меня глаза на лоб полезли: насколько тонко англичане считывают второй, третий уровень текста. Фантастически благодарная аудитория.

Театр абсурда
— Ведь это англичанин придумал назвать театр "Глобусом". И вот в "Снежном шоу" у вас на носу пляшет мячик-глобус...
— Чем больше я знаю, чем интеллектуальнее становятся мои сюжеты, тем больше я должен превращаться в дурака и веселиться на сцене, не о чем ни думая. Все существует одновременно. Чем больше я становлюсь человеком мира, тем больше становлюсь человеком России. Потому что все, что я собой представляю, — это Россия. Я несу зрителю то, что во мне собралось, накопилось на родине.
Кстати, наш новый спектакль мы с Мишей Шемякиным хотели бы включить в празднование 850-летия Москвы. Эту идею повез сейчас по моей просьбе в Москву Андрей Кончаловский. Я был бы счастлив, если бы наш спектакль стал частью этого праздника.
Другое дело, что в России девяносто процентов моей энергии уходит почему-то на ерунду и только десять — на творчество. Поэтому я решил: я дам в десять раз больше России, если буду привозить туда спектакли, сделанные за рубежом. Потому что я их привезу десять. Если же я буду работать в России, то рожу один спектакль за десять лет. На большее меня не хватит. Я сужу по опыту: последние два года провел в России, потратил все свои деньги, какие в Америке заработал, создал "Академию дураков" — ассоциацию людей, которые любят юмор, абсурд. И знал, что все это в конце концов лопнет. Но все равно два года вкалывал, чтобы в этой безнадежности убедиться и быть спокойным.
— Как вы смотрите на то, что происходит в России?
— Я просто стараюсь об этом не говорить, потому что после болею. Не знаю, что пересилит, что возьмет верх. Но пока сохранилось еще в России такое количество великолепных людей, в том числе в культуре, и все время происходят вспышки: удивительные спектакли, выставки, новые гениальные музыканты... Я приезжаю на такие события, потому что знаю: здесь, на Западе, подобного не произойдет. На это способна только энергия русских людей. Для этого сам стиль их существования предназначен. Но к чему и когда все это придет? Это большой вопрос.

Мой дом — моя труппа
— Крупный американский политолог Роза Гетемюллер (она внимательно следит за Россией, часто там бывает) считает, что в России ожил средний класс: театры полны, выставки полны. То есть российская интеллигенция начинает, по ее мнению, находить свое место в рыночной экономике, ее настроение поднимается. Вы согласны?
— Конечно, есть резкий контраст между 1992-1993 годами и 1995-1996-м. Действительно, заметно резкое возвращение публики в театры. Потому что она, публика, два-три года побесилась, побегала за деньгами, думала, что на этом построит свою жизнь. Оказывается, нет, это проблему самосознания личности не решает. Без музыки, без сцены русскому человеку не выжить. Потребность в культуре у нас сейчас огромная и возвращение к ней очевидно.
— А как у грустно-веселого на сцене Славы Полунина складывается личная жизнь? Больше грустного или больше веселого?
— Мой театр и моя семья — это одно и то же. Так бывало в старину, когда артисты кочевали всю жизнь. Ядро моей труппы — пять человек: я, моя жена и трое сыновей. Семья наша как бы в вечном движении. Чаще всего живем два года в одной стране, потом, когда она надоедает, переезжаем в другую. Два года во Франции жили, потом два года в Америке. Сейчас уже год здесь, в Лондоне. Может, во Францию опять подадимся или в Голландию — посмотрим.
— Но не в Россию?
— В России тоже дом, там моя мама. Но возвращаюсь все реже, в среднем где-то на неделю в год...
— А недвижимость у вас есть? Вилла где-нибудь на Кипре?
— Недвижимость наша — только то, что можно унести в руках. Мы мечтаем всю жизнь, чтобы у нас появился дом. Но вся проблема в том, что купить дом и не жить в нем не имеет никакого смысла. С этой точки зрения, зачем мне вилла на Кипре, если у меня есть нормальная квартира в Ленинграде. Дом нужен там, где ты находишься все время. А мы никак не можем решить, где жить.

"Я двадцать лет просидел в подвале"
— Такого наплыва российского искусства на английские сцены, кажется, еще не было. Чем вы это объясняете?
— Ничем, кроме того, что открыли границы. Вот и все. Люди получили возможность двигаться, вступать в общение, находить подмостки для своего таланта.
— А не говорит ли это об обеднении собственно российского искусства, об ущемлении российского зрителя? Не гонит ли коммерческий стимул культуру прочь из России?
— Я двадцать лет просидел в подвале, и она, Россия, меня тогда тоже не видела. Дело не в коммерции. Советская официозная Россия не хотела меня видеть. Она хотела смотреть свои оперные, балетные спектакли, которые давно окаменели. Она не смотрела нового, авангардного балета, не слушала рока. Разве в этом виноват Запад? Нет. Это была политика такая, чтобы не вытаскивать искусство, которое еще не причесано, непонятно, подозрительно: куда заведет людей? А сейчас что: ограничить Полунина, ограничить Хворостовского? Если Полунин любит Россию, он все равно туда приедет. Если Хворостовский любит — он тоже приедет. Но для этого надо бы создать там условия, может быть, пока самые примитивные, чтобы меня не ограбили в поезде, чтобы на сцене мне колосники на голову не рухнули...
— Последний вопрос: вы, Слава, миллионер?
— Я всегда учусь у своих кумиров. Я всегда пытаюсь понять, как жил Чаплин, что он сделал. Не только как артист, а как стратег, как организатор кинодела, как личность...
— Вы не уходите сейчас от ответа?
— Нет, не ухожу. Вместе с Дугласом Фербенксом и Мэри Пикфорд Чаплин создал киностудию United Artists, не зависевшую ни от кого. Деньги, которые они зарабатывали, вкладывались в новые фильмы. Поэтому они так долго продержались на плаву. С другой стороны, Бастеру Китону студия подарила сказочную виллу и сказала: все у тебя будет, но контроль над твоим творчеством за нами. И что же? На следующий год исчез Бастер Китон.
Мне много не надо. У меня вот есть дети, им кушать нужно, живем в маленьком доме с палисадником, там я занимаюсь. У меня нет дорогих вещей, ничего, кроме того, что связано со спектаклями. Как только у меня появляются деньги, я тут же их кладу фундаментом. И начинаю строить на нем новую пирамиду Хеопса, чтобы показать ее в новом спектакле.