Дарья Павленко
дочь Ярослава (7 лет)

«Мое возвращение после родов на сцену было сложным. До декрета я была очень худенькая, и чтобы родить, мне нужно было добрать вес. А потом уже мой организм не хотел расставаться с набранными килограммами. К тому же у меня еще была серьезная травма: я разорвала ахилл прямо на сцене, долго восстанавливалась. Конечно, у меня не было и нет супертаблетки для похудения. Любой женский журнал пестрит диетами, которым в реальности никто не следует. Никакой особенной балетной специфики нет, все же знают, что не надо есть много булки и картошку в одиннадцать вечера. Самое главное - психологическая установка, что ты можешь не зацикливаться на еде. Когда у женщины в голове постоянно сидит «всем можно есть, а мне нельзя», это очень тяжело. Сейчас есть много обманок: например, когда хочешь сладкого, можешь купить сахарозаменитель, безопасный и для фигуры, и для зубов»

Виктория Терешкина
Милада (2 года)

«Решение завести ребенка - спланированный и абсолютно осознанный шаг для меня. Мне кажется, сложился стереотип, что после родов будет очень сложно вернуться в прежнюю форму, сохранить гибкость и шаг. Но сейчас уже целое поколение балерин своим примером доказало, что роды не мешают вернуться на сцену. Большинство стали танцевать даже лучше, чем прежде: физические данные не меняются, а материнство привносит в каждую партию дополнительные краски и ощущения Когда я была в положении, даже не представляла, что мне так понравится быть мамой. Пока не родила, заранее соглашалась на какие-то гастроли и выступления в отдаленной перспективе, а как только дочь появилась на свет, сразу стала обдумывать свою жизнь так, чтобы как можно больше быть с ней. Сегодня во время выступлений где-нибудь в Европе я беру ее с собой, потому что для меня самое страшное - это разлучиться с Миладой»

Анастасия Матвиенко
дочь Елизавета (2 года)

«Сейчас придумано много способов поддерживать свою форму в течение беременности. Например, я занималась йогой, ходила на специальные занятия в спортзал, плавала по два раза в неделю. Все это помогает: не совсем уходят мышцы, остается растяжка, плавание позволяет держать спину. Сначала нужно было похудеть, потому что, конечно, я набрала вес - поправилась на семнадцать килограммов. К счастью, в театре теперь много рожавших коллег, есть с кем поговорить об этом. Я не ела после шести, ограничивала себя в мучном, но каких-то специальных диет не использовала. Начинала с гимнастики на полу, потом просто встала к станку и каждый день добавляла какое-нибудь движение. Когда почувствовала, что ноги набрали силу, начала репетировать. Мне очень помогла мой педагог в Мариинском театре Эльвира Геннадьевна Тарасова, она с большим терпением отнеслась к этому процессу. Когда Лизе было пять месяцев, я впервые станцевала па-де-де из балета «Дон Кихот» на концерте, а в шесть месяцев - «Жизель» в театре.

В раннем возрасте балет для детей может стать волшебной сказкой, мечтой. Однажды придя на спектакль вместе с родителями, малыш попадает под обаяние этого величественного и впечатляющего искусства. Роскошные декорации, завораживающая музыка, легкие танцовщицы в пышных пачках, как будто парящие над сценой, мужественные грациозные танцоры… Не удивляйтесь, если малыш заявит вам: «Я тоже так хочу!»

Действительно, балет как искусство – это классика танца. Те, кто добивается в нем высот, становятся любимцами публики, им рукоплещут лучшие залы мира.

Вдохновившись желанием ребенка заняться балетом и собственными честолюбивыми мечтами, родители без промедления отправляются вместе с ним в балетную школу.

Преимущества занятий балетом

Идея отдать ребенка в балет заманчива, ведь помимо увлечения красивейшим из видов танцевального искусства, ребенок имеет возможность улучшить свои физические показатели. Занятия балетом исправляют искривление позвоночника, тренирую грацию, гибкость, выносливость, координацию движений. Ученикам балетной школы не грозит , плоскостопие и другие проблемы с фигурой.

Одно удовольствие наблюдать, как балерины двигаются: даже в повседневности у них горделивая посадка головы, благородная осанка, плавные жесты, сдержанность. Но и нагрузки в балете ничуть не меньше, чем в спортивной секции, так что, отдав ребенка на занятия, снисхождения к нему не ждите.

– это три вида воспитания: физическое, духовное, эстетическое. Ребенок с ранних лет научится понимать музыкальные шедевры, раскрывать их красоту в хореографии, эмоционально проживать коллизии сюжета.

Как происходит отбор детей

Не настраивайтесь сами и не настраивайте ребенка, что как только вы с горящими глазами предстанете перед приемной комиссией, вас примут за одну лишь беззаветную любовь к искусству.

Желающих заниматься балетом с каждым годом все больше, а отбор все строже. Откровенно говоря, только для нас, родителей, наши дети прекрасны и талантливы. А вот мастера хореографии, хоть и не скажут прямо, но некрасивого ребенка в балет не возьмут.

У каждого соискателя (это детки от 3 до 12 лет) проверяют физические данные: пропорции тела, подъем стопы, динамические характеристики (например, умение сесть в позу «лотоса» или вывернуть стопы под определенным углом) и т.д. Также важно чувство ритма, умение проявлять эмоции в танце.

Безусловно, существенно и субъективное мнение мастера, который набирает детей. Даже если у ребенка нет всех желательных признаков, но при этом хореограф находит его перспективным по другим параметрам, он может принять положительное решение.

Такой серьезный отбор проводится в профильных балетных училищах, которые «куют кадры» для ведущих театров страны. В кружках любительского балета требования значительно мягче.

Для чего вам балет?

Странный вопрос, подумают многие мамы и папы, рассматривающие балетную перспективу для своих детей. На самом деле, ничего странного. Если вы хотите, чтобы ребенок позанимался «для общего развития» и не грезите сценой, то любительский кружок балета станет для него местом, где он в свое удовольствие будет заниматься искусством. Сегодня у любительских студий есть собственные отчетные концерты, так что запах кулис ваш малыш вдохнет не раз. Зато у него не будет тяжелой нагрузки и катастрофической нехватки времени.

А вот если вы всерьез нацелены на балетную карьеру и видите задатки к этому у сына или дочери, то специалисты рекомендуют с 3-4 лет сначала заняться спортивной гимнастикой, которая по нагрузкам и стилистике близка балету. Там вашему ребенку поставят осанку, натренируют растяжки, дадут понимание ритма – одним словом, разовьют те качества, которые будут ключевыми при поступлении в балетную школу.

А вообще балет для детей – это не только дело, которым можно заниматься, совершенствуясь в нем каждый день, но и достойное времяпровождение наедине с хореографическим искусством в театре.

Галина Уланова не только известная советская балерина, но и замечательный педагог-хореограф, чья биография и семья неразрывно связанны с искусством, ведь у женщины был не один муж из театральной среды, а дети стали главной мечтой жизни. Каждое утро выдающейся артистки начиналось с разминки, включающей обычные упражнения и балетные па. Уланова, обожающая животных, предпочитала мало контактировать с людьми, всегда оставаясь в одиночестве. Даже находясь на сцене или в других помещениях театра, она предпочитала говорить только о балете. Именно он являлся главным увлечением известной артистки и вдохновлял на новые свершения.

Дорога к славе

Галина Сергеевна Уланова родилась 26 декабря 1909 в Ленинграде. Но в настоящем ее днем рождения считается другая дата - 8 января 1910 года.


Галина Уланова в молодости, фото

Такая разница связана с переходом на новый стиль. Родители работали в Государственном академическом Мариинском театре, а дочь последовала по их стопам.


Отец Галины – Сергей Николаевич Уланов прославился на весь СССР своими достижениями в балете, став одним из первых режиссеров этого искусства.


Мать – Мария Федоровна Романова, начавшая карьеру балерины, окончила ее в качестве хореографа. Оба при жизни получили награду, как заслуженные деятели искусств.


В 1918 году Галина, увлеченная мастерством своих родителей, принимает решение поступать в Петроградское театральное училище, где становится ученицей своей матери.

Но в 1924 переводится под руководство балетмейстера Агриппины Яковлевны Вагановой. Известная педагог рассмотрела в девочке невероятный талант и решила забрать ее к себе, обучив основам русского классического балета.


Сразу после окончания школы Галину принимают в труппу Мариинского театра, где танцовщица получает ведущую роль Одетты в «Лебедином озере» (1929).


Артистичную девушку, которой на тот момент исполнилось 19 лет, заметили критики мирового балета. Ее невероятная гибкость и грация вызвали бурю восторженных отзывов и вознесли девушку на пьедестал славы.

Переезды

С 1930 по 1940 годы талантливая балерина Галина Ульянова выступала в паре с одаренным Константином Михайловичем Сергеевым.


Образовавшаяся пара вызывала восторг и являлась примером для подражания другим артистам. Молодые люди хорошо чувствовали друг друга, работая в одном ритме и живя на одной волне.


Критики писали о Галине Ульяновой следующие слова: «Она – гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия».


На счету балерины множество выдающихся ролей в самых известных и популярных театрах.


Увидев Галину Уланову на афишах театра, зрители, относящиеся к элитному российскому обществу, стремились поскорее приобрести билеты.


В кассах на выступления известной балерины выстраивались огромные очереди. Среди ее постоянных зрителей были именитые писатели и художники.


С Юрием Алексеевичам Завадским артистка расписалась в июле 1941 года. Супруги были вместе эвакуированы в Казахстан из блокады Ленинграда.


Юрий Завадский и Галина Уланова
На протяжении всей Великой Отечественной молодые люди продолжали жить вместе, но спустя практически 10 лет брака, расстались. Правда, официально так и не развелись.

В столице Казахстана балерина, живущая сценой и выступлениями, продолжила радовать благодарную публику своей грациозной игрой.


Уланова была закреплена за Казахским государственным академическим театром оперы и балета. На сцене она танцевала партии Марии и Жизели и давала индивидуальные концерты соло.


Уже в 1943 году Галине Сергеевне было присвоено звание «Народной артистки Казахской ССР». И уже в 1945 Ульянова выступила в Вене, исполнив несколько сольных партий.


Вместе с первым супругом артистка переехала в Москву, где ее ожидало место в Большом театре.


Пропуск на сцену, о которой мечтали другие балерины, Уланова получила по распоряжению правительства СССР.


Ехать в столицу ей не хотелось, но она не могла не исполнить приказ ЦК.

Столичная жизнь

Балерина Галина Уланова, чья биография и семья неразрывно связанны и искусством, осталась одна ненадолго, ведь в 1949 году у нее появился новый муж, а в перспективе планировались дети. Ее гражданским супругом стал театральный режиссер и педагог Берсенев Иван Николаевич.


Иван Берсенев

Мужчина, решивший уйти от жены к Галине Ульяновой, тоже не оформил официальный развод.


В браке с балериной он прожил практически два года. В конце зимы 1951 года Иван Николаевич умер, так и не осуществив мечты балерины стать мамой.


Смерть гражданского супруга не повлияла на карьеру балерины. Вплоть до 1960 года Галина Уланова исполняла ведущие партии в величественном театре СССР.

А в 1956 отправилась на гастроли в Лондон, где танцевала Жизель и Джульетту. Выступления на зарубежной сцене принесли балерине головокружительный успех.


Такого невероятного мастерства в Великобритании не видели давно. Уланову сравнивали с величайшими примами балета разного времени.


Вернувшись с гастролей в Большой театр, она вновь запарила на сцене. Затем балерина Галина Уланова вновь решилась внести коррективы в биографии, образовав семью и планируя, что новый муж подарит ей детей.


Долгое время артистка не афишировала свои отношения с советским живописцем и театральным художником.


Талантливый и галантный Вадим Федорович Рындин длительное время оставался самой большой тайной в жизни Улановой.


И лишь со временем она решилась рассказать коллегам о многолетнем романе с интересным мужчиной. А в 1960 гениальная балерина своего времени решилась завершить свою карьеру в театре в качестве артистки.

Жизнь после сцены

С 1960 по 1997 Галина Уланова работала педагогом Большого театра, помогая реализоваться новым талантливым балеринам. Под ее руководством выросло более десяти известнейших артистов балета.


Галина Уланова балерина

Также Уланова работала с солистами Шведского королевского балета, труппами Японии и Парижа и другими известными театрами Европы.


После смерти Вадима Федоровича в 1974 году артистка решила остаться одна. Балерина Галина Уланова – женщина, чья биография полна разочарований, а семья и мужья не принесли материнского счастья, и дети так и остались мечтой. Позднее артистка пригласила к себе талантливую журналистку Татьяну Агафонову. Девушка стала для нее «приемной дочерью» и жила с балериной до самой смерти.
Скончалась Галина Уланова 21 марта 1998 года в столице России. В память о великой музе русского балета, которой восхищались Алексей Толстой, Фаина Раневская и зарубежные критики, установили доску памяти. А позже, в доме, где жила знаменитая балерина открыли музей памяти.

Известные балерины прошлого предпочитали не рисковать карьерой ради продолжения рода. Сегодня тенденция скорее обратная. «Тема запрета на ребенка для балерины отменена», - объявила Ульяна Лопаткина на пресс-конференции в Риге. По ее мнению, родить ребенка на пике карьеры - никакой не подвиг… а необходимость, без которой бессмысленна жизнь любой женщины.

Каждая «балетная» рано или поздно встает перед выбором: родить ребенка или сохранить карьеру. Большинство известных российских балерин конца XIX и XX века выбирали последнее.

Балетный век весьма недолог - в 40 лет танцовщицы уже могут выходить на пенсию. Соперницы не дремлют - только и ждут, чтобы захватить вакантное место. Беременность с гормональным перепадом может сказаться на физической форме танцовщицы. На воспитание детей в жестком графике балерины с трудом находится место. И вообще профессия требует полного отречения от всех мирских забот во имя служения искусству.

Тем не менее в последнее время все больше танцовщиц решаются на этот подвиг. Перелом случился в 60-е годы, когда солистка Кировского балета (теперь Мариинки) Ирина Колпакова отважилась родить дочку и вернулась на сцену. И балерина Ченчикова тоже совсем не в ущерб танцу родила двоих детей. Гордость Мариинского театра Жанна Аюпова дала жизнь сыну и вернулась на сцену. За год до Ульяны родила ее коллега Ирма Ниорадзе и продолжила танцевать с прежним блеском. Недавно прима Большого Светлана Захарова родила девочку и уже через два месяца вернулась на сцену в прекрасной форме.

«Тенденции, я считаю, замечательные, балерины рожают не по одному ребенку, а по двое и по трое, не всегда ставя в известность СМИ, - объявила Ульяна Лопаткина на пресс-конференции в Риге. - И для меня не подвиг, это мое искреннее желание и счастье». Говорят, после рождения ребенка танец балерины приобретает особое звучание.

Анна Павлова (1881-1931)

Воспитывала чужих сирот

Самая известная русская балерина считала: «Истинная артистка подобно монахине, не вправе вести жизнь, желанную для большинства женщин. Она не может обременять себя заботами о семье и о хозяйстве и не должна требовать от жизни тихого семейного счастья, которое дается большинству».

По окончании Первой мировой войны Павлова приехала в разрушенную и нищую Европу, где решила открыть приют для 15 русских девочек-сирот. Для содержания приюта Анна давала благотворительные спектакли и писала письма американским миллионерам.

Матильда Кшесинская (1872-1971)

Вырвала сына из рук Мюллера

Самый известный факт из жизни этой балерины - роман с последним российским императором Николаем Вторым. Кроме него блестящую красавицу готовы были носить на руках с десяток князей.

В 30 лет Матильда забеременела, но решила продолжить танцевать, переделав некоторые части балета: «Чтобы не вставать в профиль - из царской ложи и первых рядов партера, где сидели ее «главные» зрители, которые не должны видеть растущий живот. Какой ее видят с других мест, Кшесинскую не волновало» (из дневников директора театра Теликовского).

Князья долго гадали, кому принадлежит факт загадочного отцовства - каждый видел в ребенке свои черты. Сама Матильда хранила тайну. При родах мать и сына еле удалось спасти. Ребенка назвали Владимиром - в честь отца великого князя Андрея Владимировича (балерина флиртовала как с отцом, так и с сыном). Для отчества великий князь Сергей Михайлович предложил свое имя. Фамилию ребенок получил от прадеда Войцеха, а дворянством его наделил Николай Второй.

«В моей домашней жизни я была очень счастлива», - писала Кшесинская. Уже через два месяца после родов, прослышав, что в Мариинке начались интриги против нее, Матильда вышла на сцену… В 1919 году балерина с сыном эмигрировала, а в 1941 году Володю арестовало гестапо в числе 300 русских эмигрантов. В концлагере Владимир отказался поддержать немцев в войне с СССР. Кшесинская добилась встречи с главой гестапо Мюллером, и через 144 дня после ареста сын был освобожден. Позже он был британским разведчиком, действовавшим под личиной журналиста. Умер бездетным в Париже, через три года после матери, которая прожила 99 лет.

Ольга Спесивцева (1895-1991)

О детях не было и речи

Великая русская балерина, прозванная современниками Красной Жизелью, звезда императорских театров и Опера Гарнье, партнерша Нижинского, Долина и Лифаря, подруга Дягилева и Баланчина была несчастна в личной жизни. О детях речи даже не шло. Долгое время балерина страдала расстройством психики. Скончалась в 96 лет в полном одиночестве в пансионе на ферме Толстовского фонда, созданного младшей дочерью писателя.

Галина Уланова (1909-1998)

Родители не разрешили рожать

У великой балерины никогда не было детей. Многие думали, что это ее личный выбор. Но на закате жизни Галина Сергеевна призналась, что родить ребенка ей не разрешили… родители. «Балерина не должна иметь детей, если не хочет распрощаться со своей сценической жизнью», - твердо сказала ей мать. И она заложила в дочь стойкий «иммунитет» на детей.

Екатерина Максимова (1939-2009)

Родить помешал резус-фактор

Балерина была счастлива в браке и успешна на сцене - ее бессменным партнером был руководитель Большого театра Владимир Васильев.

Пара очень хотела детей. Предприняли несколько попыток, но все они были неудачными. Последняя случилась как раз в то время, когда Максимова восстанавливалась после травмы. Когда врачи сказали, что плод умер, балерина несколько дней не могла в это поверить и не давала делать операцию. Тогда врачи объяснили, что у них с Васильевым разные резусы и вообще очень мало шансов родить здорового ребенка. Пришлось смириться.

Васильев тогда отказывался от спектаклей, было плохо с сердцем. А Екатерина Сергеевна вспоминала позже: «Я думала тогда, что порог театра больше не переступлю, все кончено. Раз я не могу стать матерью, мне незачем быть балериной». Спасла ее лишь работа.

Майя Плисецкая (1925)

Лучше танцевать, чем детей нянчить

Говорят, Родион Щедрин долго уговаривал супругу отважиться родить ребенка, но в конце концов смирился с ее выбором: «Балет предусматривает помимо всего прочего замечательное телосложение и отличную физическую форму. После родов с любой женщиной происходят революционные изменения. Многие балерины потеряли свою профессию…»

Вот что написала Плисецкая о в своем решении не рожать в книге «Я, Майя»: «…Появились все признаки, что забеременела. В Москву надо возвращаться. А может, родить? И расстаться с балетом? Ан жалко. Я в хорошей форме. Худая… Повременю маленько. Срок еще есть. Танцевать или детей нянчить - выбрала первое. Щедрин без восторга, но согласился.

В Москве врач удостоверил: беременна, но аборт раньше октября делать не стоит, не созрел еще плод. Неожиданно для самих себя мы пустились в дальнее путешествие. В Сочи, вдвоем на щедринской машине…»

Людмила Семеняка (1952)

Сын стал ее лучшим «спектаклем»

Прима Большого исполняла главные партии в «Лебедином озере» и «Жизели», «Спящей красавице» и «Раймонде», «Щелкунчике» и «Спартаке», но своим самым большим достижением Людмила Ивановна считает рождение сына.

На рискованный поступок она решилась в зените славы. «Уже через три с половиной месяца после родов я вышла на сцену, а потом уехала на большие гастроли в Англию», - вспоминает она. Теперь сын Ваня для нее самый дорогой человек на свете. «Это, если можно так выразиться, мой лучший «спектакль», - шутит артистка.

Илзе Лиепа (1963)

Балерина родила долгожданную дочку Надежду во втором браке в 46 лет. «В моей жизни все складывалось непросто, - рассказала Лиепа. - Не сразу удалось создать семью. В балетной карьере поначалу все шло негладко. Рождения Нади мы ждали очень долго. Молились, надеялись и верили. Для меня Надя - величайшее счастье, величайшая награда, величайшая Божья милость. Вся моя жизнь теперь делится на две части: «до» и «после».

Я думала, что возьму паузу и буду заниматься только Надей. Но Господь управил все замечательно. Когда я только вернулась из роддома, мне позвонил Николай Цискаридзе, поздравил, поинтересовался моим самочувствием. Я кокетливо ему ответила, что сегодня в первый раз спустилась в свой балетный зал. Хотя в зал я вышла, чтобы просто немного размяться. Однако Николай воспринял все серьезно и сказал: «Ну что же, у нас скоро «Пиковая дама». Нужно репетировать». Это стало для меня шоком. Я сказала, что попробую, и через два с половиной месяца вышла на сцену… И знаете, после рождения Нади у меня началась такая активная творческая деятельность, которой, может быть, не было даже до беременности».

Инна Гинкевич (1972)

Предпочла карьеру семье

Недавно Инна Гинкевич, прима-балерина Театра им. Немировича-Данченко, во всеуслышание рассказала о подробностях развода со своим не менее знаменитым супругом - актером Дмитрием Исаевым. Любимый бросил успешную жену ради ее лучшей подруги - тоже балерины, но отказавшейся от карьеры ради мужа и нормальной семьи.

«Да она стояла в глухом кордебалете!» - язвительно отзывалась Инна о разлучнице, намекая на ее заурядность. Но за кулисами театра шепчутся, что мужчину привлекло просто нормальное женское решение посвятить себя семье.

Ульяна Лопаткина (1973)

Совместила материнство с реабилитацией от травмы

С отцом своей будущей дочки - архитектором и писателем Владимиром Корнеевым балерина - встретилась осенью 99-го, когда ему вручали городскую премию в области культуры как литератору года, а Ульяна была признана лучшей в своем жанре.

Через два года пара тихо повенчалась в сельской церкви под Петербургом. Чтобы содержать свою знаменитую супругу на должном уровне, Владимир Корнев занимался бизнесом в фирме, выпускающей кровлю. Параллельно писал романы на пару с бывшим «гардемарином» Владимиром Шевельковым.

Десять лет назад беременность Ульяны совпала с периодом восстановления после серьезной травмы стопы. Оба процесса завершились как нельзя успешно. «Для меня было очень важно родить. Сейчас у меня есть замечательный опыт, в том числе и опыт восстановления после родов. Если грамотно восстанавливать свое тело, все должно получиться», - объявила Ульяна, вернувшись на сцену в 2003 году. Увы, ее брак не выдержал проверки временем - два года назад балерина так же тихо, без лишних объяснений прессе рассталась с мужем.

Балетного будущего 10-летней Маше звездная мама не прочит: «Я придерживаюсь принципов воспитания таких: развить непосредственно способности личности, которая пришла в мир, и совершенно не обязательно, что эта личность обладает теми способностями, которыми обладают ее родители. Главное - чтобы родители обладали возможностями помочь человеку найти себя».

Анекдот в тему: Встречаются две подруги. Одна жалуется: «Что-то я в последнее время совсем закрутилась на работе!» - «А кем работаешь-то?» - «Балериной!»

Профессия балерины – это не только изящество и постоянная собранность, не только поклонники и охапки цветов, ежедневные тренировки и мокрое от пота трико. Каждая «балетная» рано или поздно встает перед выбором – родить ребенка или сохранить карьеру. Большинство известных российских балерин 20 века выбирали последнее. Беременность, безусловно, сказывалась впоследствии на физической форме танцовщицы, которой уже было сложно также ловко крутиться и подпрыгивать, и тут уже никакими массажами не поможешь. Но есть и такие смелые женщины, которые отваживались на этот подвиг – рождение детей.

Дети для балерин: подвиг танцовщицы

Знаменитой балерине, блистательной приме Большого театра Людмиле Семеняке исполнилось 60 лет. В ее репертуаре были главные партии в «Лебедином озере» и «Жизели», «Спящей красавице» и «Раймонде», «Щелкунчике» и «Спартаке», но своим самым большим достижением Людмила Ивановна считает рождение сына – настоящий подвиг для любой талантливой и перспективной танцовщицы.

Людмилу Семеняку боготворили за виртуозное мастерство танца, в котором сочетались отточенная техника и необыкновенная выразительность. Но Людмила Ивановна смогла достичь высот не только на театральных подмостках. В самом зените славы Семеняка решилась на поступок, который для балерины ее уровня был невероятно рискованным – стала матерью. «Уже через три с половиной месяца после родов я вышла на сцену, а потом уехала на большие гастроли в Англию», – вспоминает она.

Теперь сын Ваня для нее самый дорогой человек на свете. «Это, если можно так выразиться, мой лучший «спектакль», – шутит артистка.

Сегодня можно услышать мнение о том, что представление о материнстве как главной угрозе для балетной карьеры – не более чем миф. Тем не менее, еще несколько лет назад это было именно так. У великой балерины Галины Улановой никогда не было детей, и лишь на закате жизни Галина Сергеевна призналась, что родить ребенка ей не разрешили родители.

«Балерина не должна иметь детей, если не хочет распрощаться со своей сценической жизнью», – сказала ей однажды мать.

Не смогла решиться родить ребенка и бросить сцену и другая прославленная балерина, Майя Плисецкая . «Балет предусматривает, помимо всего прочего, замечательное телосложение и отличную физическую форму. После родов с любой женщиной происходят революционные изменения. Многие балерины потеряли свою профессию…», – оправдывал ее решение супруг, композитор Родион Щедрин. По некоторым сведениям Родион Константинович долго уговаривал супругу отважиться родить ребенка, но, в конце концов, смирился с ее выбором.

В 2002 году впервые стала матерью звезда Мариинского театра Ульяна Лопаткина . Как рассказывала впоследствии сама балерина, она неоднократно слышала о том, как опасно рожать танцовщицам, ведь после родов ухудшается форма, меняется психика. Однако ее желание стать матерью победило.

«Для меня было очень важно родить. Сейчас у меня есть замечательный опыт, в том числе и опыт восстановления после родов. Если грамотно восстанавливать свое тело, все должно получиться», – говорит Ульяна Лопаткина, которая вернулась на сцену в 2003 году.

Недавно Инна Гинкевич , прима-балерина театра имени Немировича-Данченко, во всеуслышание рассказала о подробностях развода со своим не менее знаменитым супругом – актером Дмитрием Исаевым. Любимый бросил успешную жену ради ее лучшей подруги – тоже балерины, но отказавшейся от карьеры ради мужа и нормальной семьи.

«Да она стояла в глухом кордебалете!» – язвительно отзывалась Инна о разлучнице, намекая на незаурядность. Но за кулисами театра шепчутся, что мужчину привлекло просто нормальное женское решение посвятить себя семье.

В 2010 году на свет появилась дочь солистки Большого театра Илзе Лиепа . Для Илзе этот ребенок стал выстраданным и долгожданным: артистка впервые стала мамой в довольно рискованном возрасте – в 46 лет.