Иван Сергеевич Тургенев создал нетленное произведение, оставшееся в веках вечным современным вопросом. «Отцы и дети» роман актуальный вера, сегодня, завтра. Здесь затронуты вопросы воспитания нравственности, отношения к жизни и к своему будущему, вопросы положения в обществе и выходах в свет. И, конечно, немаловажная роль в романе отведена любви и чувствам, их проявлениям и, как бы ни звучало грубо, но выражениям своих чувств, изменениям в человеке с приходом любви.

Евгений Базаров, герой романа, описывается изначально, человеком, посвятившим себя своей идее - науке, труду, рационализму. Считается нигилистом и противником каких-либо человеческих слабостей, уж тем более какой-то там любви.

(Евгений Базаров)

Всё меняется после встречи с гением чистой красоты, Анной Сергеевной Одинцовой. Эта женщина ставит себя высоко, независимо, хладнокровна, горделива, мудра. Естественно, первоначальные качества поражают до глубины души молодого Евгения Васильевича. Вскоре успешный целеустремлённый человек понимает, что не может жить как прежде, отдавая все силы и мысли только работе. Анна покорила его сердце и забрала душу - Евгений влюбился.

Анна Сергеевна, овдовевшая обеспеченная барышня не стара и крайне привлекательна, даже красива. Её уверенность и нордические черты характера дано полюбить не каждому. Но, проблема в том, что саму Анну, по всей видимости, высокие чувства не трогали ещё (или уже) никогда. Женщина примеряет на себя удобства, комфорт, рассчитывает действия на будущее, прикидывает выгодные стороны союза.

Её приятное расположение и симпатия к влюблённому человеку не пошла далее, чем заинтересованность. Анна стремилась к удовлетворению комфортом, тишиной и размеренностью, но пылкие терзания Евгения сбили её с мысли о создании семьи или даже партнёрства. Оживлённый любовью и окрылённый счастьем Евгений нравился ей куда меньше, чем тот, кем он был ранее.

Нет точного ответа на вопрос о возможном будущем Анны и Евгения, что бы было с героями далее. Если бы Анна влюбилась в Евгения, изменилось бы её поведение и взгляды на жизнь, на отношение к людям в целом. Евгений разочаровался в своих жизненных принципах, которыми дышал до знакомства с Анной, а вот женщина не сумела принять другой мир и оттолкнула от себя трепетные чувства. Базаров ушёл из жизни скоро, но ушёл человеком, знающим что такое любить и отдавать своё тепло, делиться радостью внутренней и стараться делать мир вокруг себя лучше. Суждено ли Анне познать столь высокое чувство, преодолевающее любые сложности в жизни и судьбе - кто знает?

От искреннего чувства невозможно скрыться. Обманывать самого себя человек не научился и по сей день. И хочется верить, что история безразличия в душе рано или поздно закончится у каждой «Немного Анны», «немного Кати», «немного Снежной Королевы». Жить во взаимности и любить не так страшно, как не понимать и не принимать зов другой души. И лучше уйти, постигнув счастье, чем жить до 100 лет глухо - немо - слепым и безразличным ко всему.

Тема: Базаров в отношениях с Одинцовой и Аркадием.

Цель урока: 1) проследить по тексту романа, как раскрывается образ Базарова в его любви к Одинцовой и в отношениях с Аркадием,

2) развивать навыки устной речи, мышление, умение анализировать прочитанное;

3) формировать нравственность учащихся

Ход урока

I . Оргмомент

II . Слово учителя

С необычайной глубиной раскрывает автор могучую, прямую и страстную натуру Базарова. Читая эти стра­ницы, мы должны задуматься над вопросами, кото­рые не могут не волновать всех нас: об истин­ной любви, об отношении Базарова к любимой жен­щине. Урок надо провести эмоционально, с большим тактом касаясь этих вопросов, помочь учащимся по­нять, как раскрывается авторское отношение к Ба­зарову.

В предыдущих глазах Тургенев показал, что его герой незримо выше окружающих его людей, отличается от них своим демократизмом, знаниями, умом, силой духа. Нои там мы отмечали страницы, где автор полемизирует с Базаровым, а именно – с его отношением к искусству, природе. Рассказывая историю любви своего героя, писатель еще шире развертывает полемику с ним, показывает несостоятельность романтических воззрений молодого нигилиста, заставляет его «ощутить романтика в себе самом» Однако автор не развенчивает Базарова. Он по – прежнему остается сильным, большим человеком, он и здесь выше Павла Пет­ровича, так как не поставил свою ЖИЗНЬ «На карту женской любви», да и любит он по-иному. В изображе­нии любви Базарова с особой силой сказалась противо­речивость мировоззрения Тургенева, его двойственное
отношение к Базарову, который предстает перед нами не как фотография революционера-разночинца, а как изображение, преломленное сквозь призму восприятия писателя, многого не понявшего во взглядах и дейст­виях революционной демократий.

III . Беседа.

Почему внимание Базарова привлекла Одинцова?

Она была красива, не похожа на губернских дам.

Как Тургенев описывает ее портрет?

Она поражает «достоинством своей осанки», «спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза… Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».

Вспомним диалог Аркадия и Базарова в конце четырнадцатой главы.

В репликах Базарова несомненно, звучит цинизм. В отличие от революционных демократов Базаров не ставит вопроса об эмансипации женщины. Так он за­являет, что «свободно мыслят между женщинами одни уроды» сравнивает холодную женщину с мороженым". Однако можно предположить, что цинизм этот-напускной, что вызван он стремлением скрыть от Аркадия а, быть может, и от самого себя сильное впечатление, произведенное на него Одинцовой. Ведь на следую­щий день «Аркадий представил ей Базарова и с тайным удивлением заметил, что он как будто сконфузился... Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему ста­ло досадно. «Вот тебе раз! бабы испугался!» - поду­мал он и, развалясь в кресле не хуже Ситникова, заго­ворил преувеличенно развязно, а Одинцова не спускала с него своих ясных глаз.»

«Ломание Базарова в первые минуты посещения не­приятно подействовало на нее...; но она тотчас же по­няла, что он чувствовал смущение, и это ей даже поль­стило. Одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова». Отвечая на пригла­шение Одинцовой, Базаров к великому удивлению Аркадия покраснел.

Из чего можно заключить, что не только красота Одинцовой привлекла Базарова, но и ее ум, широта интересов?

«Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая».

Одинцова умная женщина, интересная собеседница. Было и нечто другое в этой женщине, привлекавшее к ней Базарова.

Обратимся к концу пятнадцатой главы (диалог Базарова и Аркадия).

В словах Базарова снова звучит напускной цинизм («Этакое богатое тело!», «Сказано - первый сорт») , так как ему неприятно сознаться в чувстве, которое возбудила в нем Одинцова.

Что отдаляет Базарова от Одинцовой?

Базаров считает ее аристократкой. «Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове», - иронически замечает он.

Какое впечатление произвел дом Одинцовой?

Базарову претит аристократический дух этого дома – лакеи, дворецкий.

«Какой гранжанр!» - гово­рит он, иронически употребляя французское словеч­ко- впрочем, нарочито произнося его на русский лад.

Обратим внимание на диалог Базарова с дворец­ким.

Базаров говорит с ним преувеличенно вежливо, как не принято было говорить со слугами: «Никаких прика­заний не будет, почтеннейший... разве рюмку водочки соблаговолите поднести». Тон этот, в котором звучит насмешка над аристократическими обычаями, вызвал законное недоумение дворецкого.

IV . Чтение 16 главы (сцена беседы с Одинцовой) от слов: («Одинцова обратилась к База­рову...», кончая словами: «... Мы должны пощадить ее уши»).

Чем отличается манера говорить и спорить от споров с Павлом Петровичем?

Из каких слов видно, что Базаров считает необходимым переустройство общества?

«...Нравственные болезни происходят от дурного во­спитания, от всяких пустяков, которыми сызмала наби­вают людские головы, от безобразного состояния об­щества одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет».

Для характеристики взглядов Базарова чрезвычайно важна оценка, которую он дает современному состоянию общества - «безобразное».

Как вы думаете, согласен ли Тургенев с такой оценкой? Как изобразил он положение в стране?

Тургенев несколькими штрихами, но весьма красно­речиво рисует обнищание крестьян, темноту народа, бесхозяйственность помещиков, ничтожество и бюрокра­тизм высшего чиновничества. В оценке состояния обще­ства писатель соглашается со своим героем.

Итак, в беседе с Одинцовой Базаров охотно высказывает свои взгляды, делится с ней своими мыслям. Беседа эта - серьезная. касающаяся важных и волнующих его вопросов. Следовательно, вопреки своим цини­ческим утверждениям, Базаров видит в Одинцовой умную, понимающую собеседницу.

Как постепенно меняется отношение Базарова к Одинцовой?

В первый день пребывания в Никольском он еще продолжает с показным цинизмом говорить об Одинцовой, но уже не о ее внешности, а о том, что его особенно привлекает в ней: «баба с мозгом», «тертый калач». На следующее утро, вернувшись после прогулки с Одинцовой, он поразил Аркадия выражением своего лица («хотя веселое и даже ласковое» оно «не понравилось Аркадию») и тем, что в рассеянности вторично с ним поздоровался.

Что говорит Тургенев о душевном состоянии Базарова в начале 17 главы?

« В Базарове… стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало».

Вскоре «Базаров перестал говорить с Арка­дием об Одинцовой, перестал даже бранить ее «аристо­кратические замашки».

«... Вообще он с Аркадием беседовал гораздо меньше прежнего... он как будто избегал, как будто стыдился его...»

Почему Базаров мог стыдиться Аркадия? (17 глава).

Читаем отрывок из семнадцатой главы, начиная со слов: «Настоящею причиной всей этой новизны...» и кончая словами: «... что ему, разумеется, не всегда уда­валось».

Как смотрит Базаров на любовь к женщине?

Базаров утверждал, что человек не должен ставить на карту женской любви всю свою жизнь. Он справедливо считал, что личная трагедия человека не должна превращать его в живого мертвеца.

Базаров не признавал неразделенной любви; любовь он понимал как простое влечение к красивой женщине, а более глубокое чувство называл романтизмом, т. е. чепухой. В этом, конечно, мы не можем с ним согласиться. Спорите ним и Тургенев. Опровергая взгляды своего героя на любовь, писатель заставляет Базарова переживать то, что он сам отвергал: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое рав­нодушное презрение ко всему романтическому; а остав­шись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».

В каких эпизодах ярко раскрывается «романтический» характер любви Базарова?

Вспомним первое объяснение его с Одинцовой в 17 главе. Какова обстановка, в которой происходит это объяснение? Обратите внимание на пейзаж.

«Базаров встал и толкнул окно. Оно разом со сту­ком распахнулось... Он не ожидал, что оно так легко отворялось; притом его руки дрожали. Темная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумящими деревьями и свежим запахом воль­ного, чистого воздуха».

«Базаров встал. Лампа тускло горела посреди потемневшей, благовонной, уединенной комнаты, сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание».

Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, - поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется с точки зрения Базарова. Это на него глянула темная, мягкая ночь, это ему казалась ночная "свежесть «раздражительной», это ему слышалось "Таинственное шептание. Базарову-материалисту, ученому-биологу шелест листьев, ночные шорохи ка­жутся таинственными!

Так под влиянием охватившего его чувства настоя­щей любви пробуждается в нем романтик, по-иному он начинает видеть мир.

Но сдается ли Базаров? Покоряется ли он романтическому чувству, изменяет ли своим убежде­ниям?

Нет, в отношениях с Одинцовой он верен себе: и в том, что он ей говорит, и в том, как он с ней говорит, чувствуется борьба, нежелание подчиниться овладевшей им «идеальной любви»

В сценах объяснения Базарова с Одинцовой поко­ряет его суровая прямота, честность, отсутствие какой бы то ни было рисовки: «Я человек положительный, неинтересный. Говорить не умею», - заявляет он. Ба­заров не идет на компромисс, не подлаживается под настроение Одинцовой, он словно хочет ей сказать всем

своим поведением: «Прими меня таким, каков я есть на самом деле, или не принимай совсем».

«... Изящная сторона жизни мне недоступна, та сто­рона, которою вы так дорожите», - откровенно призна­ется он своей собеседнице. Прямо, без обиняков, назы­вает он ее аристократкой, осуждает в ней то, что ему чуждо: «... Вы себя избаловали... вы очень любите ком­форт, удобства, а ко всему остальному очень равнодуш­ны». Отметим умение разбираться в людях, свойствен­ное Базарову. Полюбив Одинцову, он видит ее недо­статки. Прямо и откровенно он говорит о своих чувст­вах, не прибегая к красивым словам: «Напротив, тот скорее достоин сожаления, с кем эта штука случается» (Базаров обходит высокое слово «любовь», заменяя его просторечием «эта штука»). На вопрос Одинцовой, смог ли бы он отдаться полностью чувству любви, он честно отвечает: «Не знаю, хвастаться не хочу». А между тем, мы видим, что он способен на большое чувство. Усло­вие: «Жизнь за жизнь» - кажется ему справедливым. О силе его чувства говорит и замечание автора: «Серд­це у него действительно так и рвалось».

О глубине его страданий свидетельствуют и следую­щие строки: «А Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъеро­шенный и угрюмый» . На следующий день, продолжая прерванный накануне разговор, Одинцова касается во­проса о будущем Базарова. И здесь опять-таки в его словах - ни тени рисовки, простота и отсутствие даже намека на позу. «... Я будущий уездный лекарь», - заяв­ляет он. И далее: «Выйдет случай что-нибудь сде­лать - прекрасно, а не выйдет - по крайней мере тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал». Его коробят громкие фразы: «... Я понимаю ваше нежелание говорить о будущей вашей деятельности; но то, что в вас теперь происходит... - Происходит! - повторил Ба­заров,- точно я государство какое или общество!»

Какие же черты Базарова проявились в его люб­ви к Одинцовой?

Мужественная решительность, воля, прямота и чест­ность, суровая требовательность к себе и к другим, от­вращение к фразе, к позерству, способность сильно, глу­боко любить. Вспомним его портрет в девятнадцатой главе: «Его лицо, строгое и желчное, с опущенными глазами, с отпечатком презрительной решимости в каж­дой черте...» Это сильный человек, он глубоко любит и тяжко страдает, но держится мужественно, стойко. Про­читаем конец девятнадцатой главы (со слов: «Садясь в тарантас к Базарову...» до слов: «...Во всю дорогу уже не разевал рта»).

Мы видим, как мучительно страдает Базаров, но он не «раскис», подобно Павлу Петровичу, он злится на свою боль, он хочет ее непременно победить. И он оста­ется верен своим убеждениям: «...Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца», - говорит он.

Некоторые критики, писавшие о романе «Отцы и дети», утверждали, что в истории любви Базарова к Одинцовой Тургенев «развенчивает» своего героя. Как вы думаете, правы ли были эти критики?

Нет, Тургенев спорит лишь со взглядами Базаров а, показывает несостоятельность его «антиромантических» убеждений, но, вместе с тем, история любви Базарова раскрывает замечательные качества его личности, делает его еще более привлекательным, показывает насколько он выше уездных аристократов, в том числе – и холодной, изнеженной, не способной на сильное чувство эгоистки Одинцовой.

Следует, однако, отметить, что Одинцова во многом достойна Базарова. Не всякую женщину он мог так сильно полюбить: и по своему уму, по опытности и зна­нию жизни, по силе характера она достойна Базарова. Это возвышает его. Если бы Базаров полюбил пустую, ничтожную женщину, такая любовь не вызвала бы со­чувствия и уважения (именно пустую, вздорную, взбал­мошную женщину любил всю жизнь Павел Петрович).

V . Домашнее задание : 20, 21 главы, синквейн

VI . Выводы и итоги урока

И. С. Тургенев в каждом произведении испытывает героев любовью. Евгений Базаров не явился исключением. Любовная история помогает раскрыть образ главного героя наиболее полно.

Базаров знакомится с Анной Одинцовой на губернаторском балу, куда приезжает вместе с другом Аркадием. Видя ее, он говорит, что она «на остальных баб не похожа». Базарова отличает упрощенный, «анатомический» взгляд на женщин. Для героя они – всего лишь биологические объекты.

После того, как Одинцова зовет Базарова к себе в имение, он заинтересовывается ею и старается проводить с ней все свое время. Интерес к Одинцовой становится переломным в судьбе Базарова. Нигилизм, отрицающий любовь, сталкивается с реальной жизнью, в которой герой влюбляется, но все же пытается отрицать это чувство и подавить в себе. Однако реальность побеждает теорию, и Базаров влюбляется бесповоротно.

Одинцова же увлечена Базаровым, он ей любопытен. Однако, холодная и рассудительная, героиня пугается потерять ту спокойную и комфортную жизнь, которую так ценила. Ведь страстная любовь Базарова однозначно привела бы в диссонанс размеренную жизнь Одинцовой. Испуг и нежелание менять свою жизнь становится причиной несостоявшейся любви героев.

Когда Базаров объясняется с Анной и признается ей в своих чувствах, она отказывает ему. Это сильно влияет на душевное состояние героя. Испытание любовью становится для Базарова роковым. Все его убеждения ломаются, он постоянно думает об Одинцовой. И вот, переживая внутренние терзания, герой принимает решение лечить мужика от тифа. Это приводит его к заражению. Чувствуя приближающуюся смерть, Базаров хочет проститься со своей возлюбленной. Автор описывают этот эпизод не как встречу возлюбленных, а как встречу человека с умирающим родственником. Тургенев указывает на одну деталь: Одинцова даже не сняла перчатки, боясь заразиться. Скорее всего, любви по отношению к Базарову у нее и не было. Главный герой понимает, что сейчас ею движет только жалость к нему, а не любовь. В этом весь трагизм героя: он ломает все свои принципы ради женщины, которая не отвечает ему взаимностью.

Одинцова не способна на любовь. Это доказывает и эпилог романа: героиня выходит замуж по расчету.

Рассказав историю несостоявшейся любви Базарова и Одинцовой, автор показывает, что нельзя противиться человеческой природе. Он полностью развенчивает теорию нигилизма.

Тургенев дает возможность читателю поразмышлять над вопросом, что было бы, если бы любовь оказалась взаимной. Возможно, Евгений Базаров бы полностью отступил от теории нигилизма и полюбил бы жизнь такой, какой она есть. Но есть вариант, что он, разочаровавшись в любви, укрепил бы свои взгляды на жизнь.

Таким образом, И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» продемонстрировал, что нигилист Базаров нуждается в любви. Его встреча с Анной Одинцовой показала, что он может искренне любить. Но его отношения с Одинцовой с самого начала были обречены. Они вспыхнули ярко, но завершились, даже не начав свое развитие.

Вариант 2

Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой красной нитью проходят через сюжет романа. С первых страниц мы узнаем, что главный герой не верит в любовь, считает все романтическое и идеальное “белибердой”. С помощью любовной фабулы выражены интересные изменения, происходящие с убеждениями Евгения. Наклонности к нигилизму, внутренняя черствость теряют свою силу и власть над героем под воздействием чувств к Анне Сергеевне.

Первая встреча персонажей произошла на званом губернаторском балу, когда их общий знакомый, Аркадий Кирсанов, представил гостей друг другу. Евгений, как заметил Аркадий, сконфузился при знакомстве, но постарался скрыть это. Базаров уловил внезапно проснувшееся в нем чувство, но решил проигнорировать порыв эмоций.

Переломным моментом в сюжете послужило приглашение остановиться в поместье Одинцовых, адресованное Кирсанову и Базарову. В течение двухнедельного пребывания Анна и Евгений много времени проводили вместе: беседовали, гуляли в лесу. Именно тогда Базаров влюбляется. Тем не менее он пытается отвернуться от Анны Сергеевны, чтобы прервать мучительное чувство безответной любви.

Евгений держится уверенно в разговоре с Одинцовой, по-прежнему отрицает романтику и любовь, но наедине с самим собой герой не вправе утаить очевидного: в душе он романтик и этого не изменить. Внутренние переживания и конфликты не могли не повлиять на характер героя: он становится раздражительным, вспыльчивым и непредсказуемым. Не в силах больше сопротивляться, Базаров признается в любви, но Анна боится любви, она не готова идти на этот головокружительный шаг, который лишит ее жизнь покоя и размеренности. Одинцова отвергает его.

Любовная линия в романе не могла закончиться иначе. Во-первых, герои имеют противоположные мировоззрения. Базаров отвергает и презирает ценности, на которых выросла Одинцова. Одинцовская жизнь - это материальный достаток, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, комфорт и отсутствие забот. Евгений - выходец из народа, будущий лекарь, нигилист, самолюбивый, высокомерный и резкий человек. Ему чужда роскошь дворянской жизни, но он любит испытания, споры и трудности, чтобы лишний раз доказать самому себе превосходство его взглядов и идей над другими. Во-вторых, Тургенев заставляет героя пройти испытание любовью, чтобы показать, насколько далеки от реальности убеждения Базарова. Иван Сергеевич считает, что нигилизм противоестественен, он противоречит природе человека. Поэтому любовь меняет Евгения, разоружает его перед миром, выворачивает его душу наизнанку.

История любви Базарова и Одинцовой

В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» затрагивается множество важнейших вопросов, в актуальности которых невозможно усомниться и в наше время. Однако одним из важнейших аспектов произведения является тема испытание любовью героев, которая обнажает самые далёкие уголки человеческой души и попросту открывает глаза на наш мир – прекрасный, сложный и удивительный.

Один из главных героев произведения «Отцы и дети», Евгений Васильевич Базаров, славился своим рациональным отношением к жизни. Он был нигилистом, на первостепенное место возводил разум, а не чувства, буквально «жил» любимым делом – изучением медицины, и неоднократно скептически отзывался и о поэзии, и о романах, и вообще о чувственном аспекте человеческой жизни. Превыше всего Базаров оценивал разум, самодостаточность и целеустремлённость - всё то, из чего состояла его жизнь до встречи с Анной Сергеевной Одинцовой.

Анна Сергеевна, обеспеченная вдова, притягивала внимание Базарова с самых первых минут знакомства. Красивая, статная, уверенная в себе женщина попросту не могла не заинтересовать Евгения Васильевича. Базаров влюбился. Полюбил так сильно и так трепетно, что даже разочаровался и в своих нигилистических взглядах, и в собственной системе ценностей вообще. К сожалению, со стороны Одинцовой симпатия не переросла ни в увлечение, ни в любовь. Героиня просто хотела спокойствия – комфортной и размеренной жизни, в которую Базаров со своими душевными терзаниями и влюблённостью просто никак не вписывался.

Возможно, если бы эта любовь оказалась взаимной, всё было бы иначе. Евгений Базаров полюбил бы жизнь такой, какой она является – без условностей, без вечного отрицания буквально всего на свете. А возможно, Базаров бы разочаровался и в любви, со временем вновь лишь сильнее укрепившись в нигилизме. Этого мы уже не узнаем.

Я полагаю, что испытание любовью, выпавшее на долю Евгения Васильевича Базарова, стало одним из наиболее значимых моментов в его жизни. Человек, всю жизнь уделявший внимание лишь разуму, его развитию и постижению, впервые открыл для себя другой, совершенно иррациональный мир – мир чувств, эмоций и душевных терзаний. Пожалуй, встреча с Анной Сергеевной и стала тем переломным моментом в жизни героя, после которого она словно разделилась на две части – часть «до» и часть «после». К сожалению, нам не удастся проследить за дальнейшим развитием Базарова, понаблюдать, какой жизненный путь ему бы предстояло пройти, если бы не скоропостижная смерть. В этом и заключается драма произведения, как и драма самой человеческой жизни – внезапное, такое несправедливое завершение.

  • Образ Игоши Смерть в Кармане в повести Детство Горького сочинение

    Очень глубокое и интересное произведение Максима Горького Детство известно всем, которое носит автобиографический характер. Здесь автор сосредоточил все моменты и события произошедшие в детстве и наделил каждого героя своей ролью и своим предназначением.

  • Наш мир огромен. На земле есть столько необычайно красивых мест, в которых мы ни разу не были. Но сердцу близка та природа, где мы родились и провели детство. Это наша родная природа.

  • Образ и характеристика Константина Левина в романе Анна Каренина Толстого сочинение

    Константин Дмитриевич Левин - один из важных персонажей из романа Л.Н. Толстого Анна Каренина.

  • Тема. Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. Женские образы.

    Взаимоотношения Е. Базарова и А. Одинцовой являются одной из линий общего конфликта. В любом тургеневском романе главный герой проведен через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя. Неразделимое единство личной и общественной тем составляет основу тургеневского романа.

    В «Отцах и детях» любовная фабула проходит не через весь роман, а занимает только одну из стадий развития действия. У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви. Вместе с тем, критикуя Павла Петровича, Базаров правильно говорит о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви и тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.

    Впервые Анна Сергеевна Одинцова появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой, к тому же она «поразила» Аркадия «достоинством своей осанки», но главное, во всем ее облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны - спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга - закон подводит читателя к мысли о возможном ее равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг нее.

    Рядом с Одинцовой Аркадий проникнут откровенным «счастием находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо». Вместе с тем в присутствии Анны Сергеевны он испытывает необъяснимую робость, благоговение и «изящное смирение», как юный паж подле своей госпожи.

    Что же касается Базарова, то его откровенный цинизм в отношении Одинцовой не выглядит ничем неожиданным для естествоиспытателя («Это что за фигура? На остальных баб не похожа»; «...холодна? В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?»). Однако оказавшись рядом с Одинцовой, Базаров вдруг начинает конфузиться. В гостиничном номере, куда она пригласила приятелей, он, безуспешно пытаясь скрыть свое состояние развязностью и многословием, в итоге еще и «покраснел», услышав приглашение в гости в Никольское, имение «герцогини», как окрестил он Одинцову. Уже на улице Базаров продолжает ерничать относительно «богатого тела» Анны Сергеевны, которое можно, по его мнению, поместить «хоть сейчас в анатомический театр». Но именно ему принадлежат и абсолютно точные психологические характеристики героини - ее холодность («Вишь как она себя заморозила!») и царственность («Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове»), связанные с выше отмеченным равнодушием Одинцовой. А Базарову, как окажется, будут необходимы ее тепло и человечность.)



    История любви Базарова к Одинцовой.

    С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она- «герцогиня», он- «лекарь»; она - холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине, - неравнодушный и страстный.

    Как трудно будет даваться ему чувство к Одинцовой! В нем начинаёт происходить что-то не базаровское: «что-то другое в него вселилось... чего он никак не допускал». Одинцова же принадлежит к тем людям, которые не знают тревоги: она и волновалась «изредка», и кровь у нее «тихо катилась»: просто какая-то женщина-«рыбица»! Герой стоит на пороге большой личной драмы. Но у Базарова не было сил уйти от этой женщины. Он любил ее, и таил свою любовь, и мечтал... о нежности!

    Вместе с тем тургеневский герой многое понимает в Одинцовой. Так, он не верит, что она «способна увлекаться», разве что из любопытства.

    Анна Сергеевна действительно «была любопытна»: в отношениях с Базаровым ей хотелось и «его испытать», и «себя изведать». Но в итоге Одинцова испугалась. Не случайно в сцене объяснения героев Тургенев дважды повторяет слово «испуг». Возможно, она испугалась необузданности Базарова, неожиданной грубости его чувств? Так пытаются объяснить несостоявшуюся любовь героя. Хотя стихийность Базарова можно расценить и прямо противоположно: как проявление его глубокой искренности.

    В конечном же счете Базаров окажется прав не только в том, что эта женщина «себя заморозила», но что она, несомненно, «царица».

    Основа жизни Одинцовой - материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие. Вторжение Базарова в ее жизнь означало бы конец этого спокойствия. Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других.

    Базаров - нигилист, был человеком чуждого мира Одинцовой. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными, привычными. По социальному положению Базаров выходец из низов. В материальном отношении - бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен. Любовь Базарова к Одинцовой – событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему.Она не пугалась резкости выражения Базаровым чувства. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в его «горькую жизнь».

    Одинцова пришла к нему, умирающему от холеры, точно так же, как царственные особы посещают из высочайшего великодушия холерные бараки и госпитали. Она подарила ему приличествующий ситуации и поведению царственных особ ритуально-бесстрастный поцелуй. И что особенно горько, Базаров все правильно понял в поведении Одинцовой, приветствуя ее появление фразой: «это по-царски».)

    Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве и при этом становящегося еще более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своем последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаенно-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что ее прощальным порывом движет жалость к нему! И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».

    Если бы не любовь, разбудившая в Базарове эмоциональные силы, разве читатель мог узнать, насколько одновременно убедительным, проникновенным и страстным может быть нигилист в выражении своего отношения к «отцам»: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя за марает, да ты и не дорос до нас...»

    В любящем Базарове просыпается мощно чувствующая душа, таящая бездну страстей, а потому притягивающая к себе и становящаяся как бы продолжением стихии ночи, свидетелем стоящей за окном в течение его разговора с Одинцовой.

    Но любовь не только открывает многое в Базарове. Одновременно она ставит его лицом к лицу с миром и открывает для него этот мир.

    Базаров способен на любовь, на большое и глубокое чувство. По мнению М. М. Жданова, сопоставление Базарова с Одинцовой и Павлом Петровичем Кирсановым позволяет увидеть внутреннее единство произведения, связь любовной интриги с основным конфликтом романа, доказывает «торжество демократизма над аристократией» в области чувств.

    Женские образы

    Анна Сергеевна Одинцова Молодая красивая женщина, богатая вдова. Отцом Одинцовой был известный карточный шулер. Она получила прекрасное воспитание в Петербурге, воспитывает младшую сестру, Катю, которую искренне любит, но прячет свои чувства. Одинцова умна, рассудительна, уверена в себе. От нее веет спокойствием, аристократизмом. Больше всего она ценит покой, стабильность и комфорт. Базаров вызывает в ней интерес, дает пищу ее пытливому уму, однако чувства к нему не выводят ее из привычного равновесия. Она неспособна на сильную страсть
    Фенечка Молодая женщина «неблагородного происхождения», которую любит Николай Петрович. Фенечка добра, бескорыстна, простодушна, честна, открыта, она искренне и глубоко любит Николая Петровича и сына Митю. Главное в ее жизни - семья, поэтому преследования Базарова и подозрения Николая Петровича оскорбляют ее
    Катя Локтева Младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Чуткая натура - любит природу, музыку, но одновременно проявляет твердость характера. Катя не понимает Базарова, даже боится его, ей намного ближе Аркадий. Она говорит Аркадию о Базарове: «Он хищный, а мы с вами ручные». Катя - воплощение идеала семейной жизни, к которому втайне стремился Аркадий, благодаря ей Аркадий возвращается в лагерь отцов

    Этапы развития отношения Базарова и Одинцовой:

    1.Предыстория знакомства

    Слухи, которые дошли до Базарова об Одинцовой

    «Есть здесь хорошенькие женщины? - Например, Одинцова, недурна. Жаль, что репутация у нее какая-то»

    «Умница, богачка, вдова. Я вас представлю»

    Заинтересованность Базарова Одинцовой

    2.Знакомство и развитие любовных отношений

    2.1 Первое впечатление Базарова от Одинцовой

    «Что за фигура? На остальных баба не похожа» (индивидуальность)

    «Мне тут один господин сказывал, что эта госпожа ой-ой-ой»

    2.2 Базаров заинтересовался Одинцовой

    «Ведь ты говоришь, что она холодна. Ведь в этом-то самый вкус и есть»

    «С кем это вы стояли»

    «Только у ней такие плечи, каких я не видывал давно»

    3. Встреча Базарова и Одинцовой (у нее в комнате)

    «Аркадий представил ей Базарова и с тайным удивлением заметил, что он как будто бы сконфузился»

    «заговорил преувеличенно развязно»

    «явно старался занять свою собеседницу»

    «По лицу Анны Сергеевны трудно было догадаться, какие она испытывает впечатления»

    «Ломание Базарова в первые минуты посещения неприятно подействовало на нее… но тогда же она поняла его смущение, и это ей даже польстило»

    «Он заметил, что приятель его покраснел»

    «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр»

    «Сказано - первый сорт!»

    4. Второе посещение Базарова

    «все больше разговаривал с Одинцовой»

    «баба с мозгом»

    «а та - тертый калач»

    Мнение о Базарове:

    «Базаров понравился ей… резкостью суждений»

    «она.. может быть, бросилась бы в битву, узнала страсть»

    «Одинцова была равнодушна к природе, так же как и Базаров»

    5. Влюбленность Базарова в Одинцову

    «Чувство, которое его мучило и бесило»

    «Отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил. Кровь его легко загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость»

    «Он поразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она много о нем думала»

    «Она побледнела, словно ее что в сердце кольнуло, да так кольнуло, что она удивилась и долго потом размышляла, что бы это значило»

    6. Прощание

    «Мне будет скучно, когда вы уедете»

    «Ее глаза встретились с глазами Базарова, и она чуть-чуть покраснела»

    «Сердце у него так и рвалось»

    «Ему показалось, что лицо ее слегка побледнело за ночь»

    7. Признание

    «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились»

    «Сильная и тяжелая страсть, похожая на злобу и, может быть, сродни ей»

    8. Перед смертью

    «Мысль, что она не то бы почувствовала, если бы его действительно любила»