История жизни Эллы Фицджеральд как нельзя лучше показывает, что из любого начинания при достаточном упорстве непременно выйдет толк, даже если изначально все обстоятельства против тебя. Культовая певица смогла покорить всех своей простотой и музыкальным гением, с которым ей повезло родиться. Но без должного упорства ее судьба могла бы сложиться совсем по-другому. Отдав свою жизнь музыкальному искусству, с самого раннего детства она была увлечена всем, что происходило вокруг нее. Танцы, музыка, пение, спорт - всему этому Элла отдавалась без остатка, чтобы, в конечном итоге, осознать собственное предназначение. Выбрав свою судьбу, она смогла стать певицей, которую до сих пор считают величайшей джазовой легендой XX века.

Краткая биография

Элла Фицджеральд родилась в одном из тех маленьких американских городов, которые с трудом можно отыскать на карте - Ньюпорте Ньюсе. Это произошло 25 апреля 1917 года, в штате Вирджиния. Ее отец Уильям не горел желанием документально закрепить отношения с матерью девочки Темперанс, так что они жили без официального брака. Возможно, рождение ребенка повлияло на то, что он вскоре оставил семью.


Из-за сильных переживаний мать с дочкой покидают дом и перебираются в другой американский городок - Йонкерс, где Темперанс знакомится с мужчиной, который становится маленькой Элле отчимом. Вскоре, в 1923 году, у Эллы появляется сестра - Франсис. Будучи очень набожными, все они регулярно посещали церковь и постоянно изучали Библию.

Когда Элле исполнилось 14 лет, случилась страшная трагедия - ее любимая мать умерла от сердечного приступа. Вне себя от переживаний, девочка ссорится с отчимом и уезжает от него к родственнице - тете Вирджинии. Находясь абсолютно без присмотра, Элла бросает школу и устраивается работать прислугой в публичный дом, где начинает постепенно опускаться на дно общества. Постоянное общение с ворами и гангстерами различных мастей оказывало на девушку пагубное воздействие. Полиция, обнаружив бездомного подростка, определила ее в приют в Бронксе. В скором времени ее переводят в интернат для девушек, расположенный в Гудзоне, но надолго она в нем не задерживается, предпочтя бездомную жизнь строгим правилам.

В 1934 году Элла Фицджеральд захотела попробовать свои силы в танцах, выбрав для этого свободный конкурс Amateur Nights. Узнав про очень сильных соперников-танцоров, она изменила свое решение. Этот поступок в корне перевернул всю жизнь Эллы Фицджеральд. Вспомнив любимую исполнительницу детства - Конни Босуэлл, девушка решила спеть композицию «The Object of My Affection». Благожелательно настроенная публика позволила Элле исполнить две песни, хотя от сильного волнения она потеряла голос, и ей пришлось начать первую мелодию заново. По итогам зрительских симпатий, ей удалось обойти своих соперников. Этот момент можно считать ее становлением в качестве певицы, так как за победу она получила возможность выступлений в «Аполло» - культурном и музыкальном центре того времени.

В начале 1935 года происходит ключевое событие для Эллы, ее знакомят с Чиком Уэббом - талантливым основателем успешного биг-бенда. Критически отнесясь к Элле, как к исполнителю, он все-таки подписывает с ней договор, позволяющий девушке выступать с его оркестром. С этого момента Фицджеральд выступает вместе с коллективом Уэбба, а когда в 1936 году он умирает, певица занимает его место, сменив название оркестра на «Ella and Her Famous Orchestr» (Элла и ее Знаменитый Оркестр).


Взяв направление на популярную музыку, коллектив выступал до 1942 года. Играя только лишь попсовую музыку на потребу публике, они не смогли вырасти во что-то серьезное, так что распад коллектива был вполне предсказуем.

С этого момента молодая певица решает попробовать свои силы в сольной карьере и ей удается заключить выгодный контракт с компанией «Decca Records». Это сотрудничество принесло миру несколько величайших произведений, исполненных Эллой, среди которых Flying Home» и «Oh, Lady Be Good!».

Начиная с 1945 года Фицджеральд решает расти еще выше в карьерном плане. Она расстается с «Decca Records» и начинает записываться под новым брендом - «Verve Records», созданным менеджером Норманом Гранцем специально для нее. Это время становится для нее по-настоящему золотым. Фицджеральд импровизирует в разных стилях: джаз, би-боп, поп, привнося в свое пение технику скэта, получающегося у нее поистине виртуозно. Певица приобрела невероятную популярность, с которой мало кто мог соперничать, давая десятки концертов по всей Америке.

В 1972 году певица начинает сотрудничать с лейблом «Pablo Records», так как старый - «Verve Records», был выкуплен фирмой «MGM». Многие композиции, записанные в это время, считаются лучшими в творчестве Фицджеральд.

Начиная с 1993 года, Элла перестает выступать и проводит все свое время в доме на Беверли-Хилс. Прикованная к инвалидной коляске, она до самого последнего дня радовалась жизни. В 1966 году Элла Фицджеральд покинула наш мир.



Интересные факты

  • Певица была невысокого роста - всего 1 м 64 см.
  • Значительную долю своего мастерства она почерпнула из записей Конни Босуэлл - любимой певицы детства. Стараясь скопировать ее манеру исполнения, она считала ее своей музой.
  • Она целых 13 раз получала премию «Грэмми».
  • Семья Фицджеральд являлась приверженцами Методистской церкви и исповедовала религию методизма.
  • Если бы не упорство Чарльза Линтона, Эллу никогда не согласились бы взять на первое прослушивание, слишком непрезентабельным был ее внешний вид.
  • Личный нотный архив певицы хранится в национальной библиотеке США.
  • Она неоднократно занимала и прочно удерживала верхние строчки хит-парадов со своими композициями, такими как «Into Each Life Some Rain Must Fall» и «I’m Making Believe».
  • Начиная с середины 70-х, певица начала постепенно терять былое очарование голоса, Несмотря на это, она продолжала выступать, немного изменив манеру пения и сделав ее более жесткой и отрывистой.
  • Необычайно широкий диапазон Фицджеральд охватывал практически 3 октавы. Далеко не все оперные певцы могли похвастаться подобным. Неудивительно, что многие из них считали Эллу выдающимся исполнителем.
  • Очень высоко оценил мастерство Эллы еще один мэтр джаза - Фрэнк Синатра, ставший поклонником ее творчества.
  • Свое уважительное прозвище «Первая леди джаза» она получила за мастерство и виртуозное владение голосом.
  • Благодаря своему выдающемуся трудолюбию, за свою жизнь она записала более 90 альбомов.
  • Она снималась в рекламных роликах, в частности, для компании «KFC».


  • Фицджеральд умела великолепно подражать пению Луи Армсронга.
  • Исполняя не только джаз, но и его разновидность – бибоп, Элла мастерски преуспела в импровизации, являющейся основой для этого стиля.
  • Под конец жизни, из-за синдрома диабетической стопы у Эллы развилась гангрена, так что врачи вынуждены были ампутировать ей обе ноги.
  • Синатра и Фицджеральд долгое время общались вместе, но у них никогда не было ни одного совместного проекта.
  • Она участвовала в благотворительности, жертвуя крупные суммы денег различным организациям.
  • Певица была удостоена благодарности и рукопожатия президента США Рональда Рейгана.
  • В Америке была выпущена почтовая марка, посвященная памяти исполнительницы.
  • В городе Ньюпорт Ньюс существует театр, названный в честь певицы.

Лучшие песни

«Love and Kisses » - яркая композиция с классическим импровизационным вступлением, проходящим у разных инструментов, записанная в 1934 вместе с оркестром Чиком Уэбба.

«Love and Kisses» (слушать)

«You’ll Have to Swing It (Mr. Paganini) » - песня импровизационного характера, была записана в 1934. Именно здесь Фицджеральд начинает применять свою технику скэта.

«You’ll Have to Swing It (Mr. Paganini)» (слушать)

«A-Tisket, A-Tasket » - незамысловатая песенка, исполненная Эллой, сделавшая ее по-настоящему известной. Блестящая новая аранжировка на тему простой попевки про потерявшуюся корзинку. Мягкий голос с яркими акцентами оставляет поистине незабываемое впечатление.

«I Found My Yellow Basket » - смысловое продолжение композиции «A-Tisket, A-Tasket», где Элла поет о том, что потерянная желтая корзинка все-таки была найдена.

«Flying Home » - одна из лучших песен певицы. Аранжировку сделал Вик Шоен в 1945 году, и эту вещь признали выдающейся композицией 40-х.

«Flying Home» (слушать)

«Oh, Lady Be Good! » - лирическая песня, ставшая хитом, с великолепной фразировкой и исполнением.

«Oh, Lady Be Good!» (слушать)

«Mack the Knife » - эта композиция спета Эллой настолько бесподобно, что певица получила за нее две премии «Грэмми».

«Mack the Knife» (слушать)

  • «Сегодня» (1952);
  • «Воскресная витрина» (1959-1960);
  • «The Tender Game» (1958);
  • «Amanti» (1968);
  • «Шоу Джо Бишопа» (1967-1969);
  • «Remember When...» (1981);
  • «Омнибус» (1967-2003).
  • Непростая личная жизнь «Леди Джаз»

    Как у многих талантливых людей, личная жизнь певицы складывалась довольно непросто. Суровое детство и юношество привели к тому, что своих партнеров Фицджеральд выбирала среди неблагополучных элементов общества. Так, первым человеком, с кем она официально связала свою жизнь, был Бенни Корнегей - уличный продавец запрещенных наркотических средств, подрабатывающий в порту. Пара расписалась в 1941 году, но не прожила вместе даже двух лет.

    Следующая попытка замужества состоялась в 1947 году, и Элла подошла к выбору второй половины гораздо более осмотрительно. Познакомившись в 1946 году с контрабасистом Реем Брауном и повстречавшись меньше года, пара решила официально расписаться. Вдобавок, они усыновили сына сводной сестры Эллы, назвав его Рэй Браун-младший. Прожив в браке шесть лет, Элла развелась с мужем, так как постоянная загруженность совершенно не оставляла времени на совместное сопровождение. Они расстались по обоюдному согласию и продолжали сотрудничество даже после развода.

    Третий брак ориентировочно датируется 1957 годом. О нем практически ничего не известно, за исключением того, что мужем Фицджеральд был норвежец по имени Тор Ларсен. Через некоторое время он совершил кражу, поэтому брак был моментально аннулирован, так как такая новость могла негативно отразиться на карьере певицы. Любые упоминания о нем тут же удалялись менеджером Эллы Норманом Гранцем.

    Будучи довольно замкнутой, скромной и застенчивой, Элла Фицджеральд никогда не распространялась о своей личной жизни. Лишь сын Рэй и его дочь Элис находились рядом с Фицджеральд в последние мгновения ее жизни.

    Элла Фицджеральд краткая биография джазовой певицы и актрисы изложены в этой статье.

    Элла Фицджеральд биография кратко

    День рождения Эллы Фицджеральд 25 апреля 1917 года. Она родилась в штате Вирджиния, США в бедной семье афроамериканцев. Однажды девочка попала в довольно неприятную историю и ее отправили в специальный исправительный дом для девочек. Сбежав оттуда, она жила на улице. В 1934 году проходил местный любительский конкурс, на котором на 1 место давали 25 долларов. Элла решила принять в нем конкурс. Выйдя на сцену, она растерялась и вместо танца исполнила песню. Первое место было ее.

    После конкурса девчонкой заинтересовался Бенни Картер, джазмен. Он познакомил Эллу Фицджеральд с Чиком Уэббом — руководителем популярного джазового оркестра. На Чика девочка особого впечатления не произвела, но после вечернего концерта его бэнда в 1935 году, он взял Эллу на постоянную работу вокалистки в оркестре. Чик вместе с женой приютили ее и считали за свою дочь.

    В 1935 году выходит первая пластинка Э. Фицджеральд под названием «Любовь и поцелуи». Она принесла певице небольшой гонорар, всего 25 долларов. А спустя три года народная старинная песня «Желтая корзина», которую Элла аранжировала в стиле джаза, вышла уже тиражом в миллион экземпляров.

    В 1939 году умер Чик Уэбб. Согласно единогласному решению Фицджеральд возглавила его джаз-бэнд. Ее популярность с каждым днем продолжала расти, подтолкнув Фицджеральд делать сольную карьеру. Она выступала и сотрудничала с выдающимися людьми — Кауном Бэйси, Фрэнком Синатром и Луи Армстронгом. Записи Эллы в студии «Верв» являются наиболее успешными в карьере певицы, ее концертная запись под названием «Мэкки-нож» на одном концерте в Берлине, когда Элла забыла слова и придумала свои, часто предоставляется в пример как импровизация.

    Всю свою жизнь Элла Фицджеральд оставалась одинокой, застенчивой и замкнутой. В 1971 году она чуть не ослепла. С этого года певица видела одним глазом. В 1985 году ее концертное турне было прервано из-за проблем с легкими. В начале 1990-х годов она переживает сердечный приступ. Обострение давнего диабета привело к тому, что Элле ампутировали ноги до самого колена.

    Великая американская джазовая певица, которую называли и «Первой леди джаза», и «Леди Элла», известна во всем мире. Речь об Элле Джейн Фицджеральд. Она является величайшей в истории джаза вокалисткой, диапазон ее уникального голоса – три октавы. «Леди Элла» мастерски владела техникой голосовой импровизации и осталась в этом непревзойденной.

    Детство и семья Эллы Фицджеральд

    Родной город Фицджеральд – Ньюпорт-Ньюс. Ее родители - простые люди: мама работала прачкой, а отец рабочим. Элла была совсем маленькой, когда отец ушел из семьи. Мать, взяв с собой дочь, переехала в Нью-Йорк, где вскоре вышла замуж. Отчим был иммигрантом из Португалии. Семья была набожной, поэтому нередко посещала церковь. Именно там еще девочкой Фицджеральд впервые услышала церковные песнопения, которые произвели на нее немалое впечатление.

    Мать Эллы умерла в 1932-ом году. Вплоть до этого времени девочка исправно посещала школу, была примерной ученицей. Нередко, будучи жизнерадостным ребенком, она танцевала и пела во дворе, давая импровизированные концерты для детворы. Элле удавалось имитировать голоса популярнейших певцов. С приятелем Чарльзом Гулливером она увлеченно отплясывала самые модные танцы.

    После того, как мать Эллы умерла, она переехала к своей тете в Гарлем. Девочка бросила школу и почти постоянно пропадала на улице. По вечерам Фицджеральд подрабатывала, танцуя в клубах. Так продолжалось два года, а в 1934-ом девушка ушла из дома.


    Элла Фицджеральд: начало карьеры

    Осенью 1934-го года в кинотеатре «Аполло» проходил любительский конкурс, проводимый диск-жокеем и комментатором Ральфом Купером. Элла решила принять в нем участие в качестве танцовщицы, однако во время предварительного прослушивания выяснилось, что ее соперницами в том же амплуа станут сестры Эдвардс, выступающие дуэтом и уже известные к тому времени. Это стало причиной того, что девушка приняла решение сменить амплуа, Элла спела.

    Ella Fitzgerald - Summertime (1968)

    Успех был ошеломительным. Две композиции были исполнены ею таким сильным голосом, что пораженная публика буквально взорвалась аплодисментами. Во время выступления ей аккомпанировал оркестр Бенни Картера. Вскоре Элла снова участвовала в конкурсе и вновь одержала победу. В качестве награды она на протяжении недели выступала совместно с оркестром Тини Брэд-шоу.

    Первые песни Эллы Фицджеральд

    Можно сказать, что профессиональная карьера певицы началась с января 1935-го года, когда Фицджеральд пела на сцене Гарлемского театра. Бенни Картер представил ее Чику Уэббу, с которым они подписали контракт и начали совместные выступления. Оркестр Уэбба к тому времени считался одним из лучших. Для певицы он стал первой ступенькой в карьере. Вместе с биг-бэндом Элла выступала на протяжении семи лет. В 1935-ом они вместе записали первую пластинку, выход которой сразу привлек внимание к скромной певице.

    В 1939-ом году Чика Уэбба не стало. Главное место в оркестре заняла Элла. До 1942-го года было записано более полутора сотен треков. В 1942-ом году певица решила уйти из биг-бэнда и начать сольную карьеру.


    Сольная карьера певицы Эллы Фицджеральд

    Стараясь найти свой путь в джазе, Элла ушла с головой в творческий поиск. В то время она считалась вовсе не джазовой певицей, а раскрученной и знаменитой поп-звездой. Ее путь к джазу был непростым и долгим. Умея с юных лет имитировать пение Луи Армстронга , она еще не ощущала джазового привкуса. Желание петь джаз пришло к ней гораздо позже. Решающее же влияние на нее оказало частое общение с Армстронгом, Бейси, Эллингтоном и джазовой молодежью, которая, как и Элла, искала новые творческие пути.

    Ella Fitzgerald: One note Samba (scat singing) 1969

    К середине 40-х годов Фицджеральд стала другой певицей, она уже не желала исполнять чьи-то песни, не желала подражать чужим импровизациям. Элла почувствовала, что готова импровизировать сама и у нее есть, что сказать публике. В конце войны началась эра бибопа, эра иного джаза. Вскоре мир открыл для себя новую джазовую звезду. Элла своим пением стирала границы между инструментом и голосом, умела создавать вокальные импровизации на слог (скэт). Эту виртуозную технику она довела до совершенства.


    На 60-е годы пришелся пик ее творческой карьеры. Менеджером Фицджеральд и ее твердой направляющей рукой стал Норманн Гранц, благодаря которому был создан личный лейбл певицы – Verve Records, ставшим для нее ключевым в жизни. В 1956-ом вышел сольный альбом Эллы, принесший небывалую славу. Далее последовал выпуск еще нескольких альбомов. Фицджеральд начала выступать не только в США, она ездила на гастроли во многие страны.

    Последние годы жизни Эллы Фицджеральд, причина смерти

    Голос певицы ухудшился в середине 70-х годов. Она практически совсем перестала выступать и записываться с 1991-го года. В 1993-ем ею был дан заключительный концерт в Сан-Франциско. Элла Фицджеральд со своим вторым мужем Рэем Брауном

    Несмотря на разрыв семейных уз между Эллой и Рэем, их музыкальное сотрудничество не прекратилось. Кроме того, бывших супругов связывал усыновленный ими в браке племянник Эллы, которому дали имя Рэй-младший. Когда мальчик вырос, он решил, как и его приемные родители, связать жизнь с музыкой. В 1957-ом году в прессе много писали о якобы состоявшемся бракосочетании певицы с Тором Ларсеном. Эта информация так и осталась на уровне слухов.

    Во время записи песенников и студийных альбомов Элла успевала гастролировать по 40 до 45 недель в год в Соединенных Штатах и за рубежом под руководством Нормана Гранца. Он весьма помог укрепить ее позиции в качестве одной из ведущих джазовых исполнительниц.

    В середине 1950-х годов Фицджеральд стала первой афро-американкой, которая выступила на Mocambo. Помогла Мэрилин Монро, пролоббировшая её интересы , что сыграло важную роль в карьере Эллы.

    Есть несколько концертных альбомов на Verve, которые высоко ценятся критиками. Так, в альбоме Ella at the Opera House показана типичная Фитцджеральд с JATP. Альбомы Ella in Rome и Twelve Nights In Hollywood стали вокальными канонами джаза. Ella in Berlin по-прежнему один из наиболее продаваемых альбомов, он включает в себя завоевавший Грэмми перфоманс "Mack the Knife", в котором она забывает текст, но великолепно импровизирует в компенсацию.

    Verve Records был продана MGM в 1963 году за 3 миллиона долларов и в 1967 году MGM не возобновила контракт Фицджеральда. В течение следующих пяти лет она порхала между Atlantic, Capitol и Reprise. Ее записи в то время представляли собой отход от типичного репертуара джаза. Для Capitol она записала альбом гимнов Brighten the Corner , альбом традиционных колядок Ella Fitzgerald"s Christmas , альбом под влиянием кантри и вестерн Misty Blue и серию из шести попурри 30 by Ella , чем выполнила свои обязательства перед лэйбломтке. В течение этого периода у Эллы Фицджеральд выпустила вошедший в чарт сингл с кавером "Get Ready" Смоки Робинсона (ранее хит The Temptations).

    Сюрпризом стал успех в 1972 году альбома Jazz at Santa Monica Civic "72 , который побудил Гранца основать Pablo Records, свой новый лейбл после продажи Verve. Фицджеральд записала около 20 альбомов для этого лейбла. Ella in London записанный в 1974 году с пианистом Томми Фланаганом , гитаристом Джо Пассом , басистом Кетером Беттсом и барабанщиком Бобби Даремом, по мнению многих, является одной из ее лучших работ. В следующем году она снова выступала с Джо Пассом на немецком телеканал NDR в Гамбурге. Годы Эллы на Pablo Records также зафиксированы снижением ее голоса. "Она часто использует короткие, колющие фразы, раньше ее голос был сильнее, с более широким вибрато", - писал один биограф. Обеспокоенные проблемами со здоровьем, Фицджеральд сделала свои последние записи в 1991 году и последнее публичное выступление в 1993 году.

    Самыми известными музыкантами, с которыми сотрудничала Элла Фитцджеральд, были трубач Луи Армстронг, гитарист Джо Пасс, бэндлидеры Каунт Бейси и Дюк Эллингтон.

    Также она сотрудничала за свою долгую карьеру со многими джазменами. Трубачи Рой Элдридж и Диззи Гиллеспи, гитарист Херб Эллис, пианисты Томми Фланаган , Оскар Питерсон, Лу Леви, Пол Смит, Джимми Роулс и Эллис Ларкинс - все работали с Эллой в основном в прямом эфире.

    Личная жизнь

    Фицджеральд выходила замуж по крайней мере дважды, и есть доказательства того, что она, возможно, сделал это и в третий раз. В 1941 году она вышла замуж за Бенни Kornegay, осужденного наркоторговца и местного докера. Брак был аннулирован через два года.

    Ее второй брак, в декабре 1947 года, был со знаменитым бас-гитаристом Рэем Брауном , которого она встретила во время тура с группой Диззи Гиллеспи годом ранее. Вместе они усыновили ребенка, рожденного сестрой ФицджеральдФрэнсис, которого они окрестили Рэй Браун-младший. Фицджеральд и Браун часто бывали на гастролях и записях и ребенком в значительной степени занималась ее тетя Вирджиния. Фицджеральд и Браун развелись в 1953 году, хотя продолжали выступать вместе.

    В июле 1957 года агентство Рейтер сообщило, что Фицджеральд тайно вышла замуж в Осло за молодого норвежца Тора Эйнара Ларсена. Она даже зашли так далеко, что сняли квартиру в Осло, но дело быстро забыли, когда Ларсен был приговорен к пяти месяцам каторжных работ в Швеции за кражу денег.

    Как известно, Элла Фицджеральд была очень застенчивой. Трубач Марио Бауза, который играл с ней в группе Chick Webb, вспоминал, что "она не болтала много. Когда она попала в группу, её интересовала только музыка.... Она была одинокой девушкой в Нью-Йорке».

    Страдая от последствий сахарного диабета Фицджеральд слабо видела, из-за этой болезни ей ампутировали ноги в 1993 году. В 1996 году она умерла 15 июня от болезни в Беверли Хиллз, Калифорния, в возрасте 79 лет. Она похоронена в на кладбище в Инглвуд, Калифорния. Архивные материалы её долгой карьере размещены в Национальном музее Смитсоновского института американской истории, а музыкальные записи в библиотеке Конгресса. Ее обширная коллекция поваренных книг была подарена библиотеке Гарвардского университета, а сборник её нот находится в Библиотеке Лос-Анджелеса.

    Ella Fitzgerald - Mack the Knife

    Ella Fitzgerald "Jazz in Montreux" "79 Flying Home

    Ella Fitzgerald - Summertime

    Дискография

    Decca
    1950
    Ella Sings Gershwin
    1954
    Songs in a Mellow Mood
    Lullabies of Birdland
    1955
    For Sentimental Reasons (A collection of previously available recordings from the late 1940s and early 1950s)
    Miss Ella Fitzgerald & Mr Gordon Jenkins Invite You to Listen and Relax (A collection of previously available recordings from the late 1940s and early 1950s)
    Sweet and Hot

    Verve
    1956
    Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook
    Ella and Louis (with Louis Armstrong)
    Ella Fitzgerald Sings the Rodgers & Hart Songbook
    1957
    Ella and Louis Again (with Louis Armstrong)
    Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Songbook (with Duke Ellington) – Grammy Award for Best Jazz Performance, Soloist
    Ella at the Opera House (Live)
    Like Someone in Love
    Porgy and Bess (with Louis Armstrong)
    1958
    Ella Fitzgerald and Billie Holiday at Newport (Live) (Reissued with tracks featuring Carmen McRae in 2001)
    Ella Swings Lightly – Grammy Award for Best Jazz Performance, Soloist
    Ella Fitzgerald Sings the Irving Berlin Songbook – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
    Ella in Rome: The Birthday Concert (Live) (Released in 1988)
    Ella Fitzgerald live at Mister Kelly"s (Live) (Released in 2007)
    1959
    Get Happy!
    Ella Fitzgerald Sings Sweet Songs for Swingers
    Ella Fitzgerald Sings the George and Ira Gershwin Songbook – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
    1960
    Ella in Berlin: Mack the Knife (Live) – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
    Ella Wishes You a Swinging Christmas
    Hello, Love
    Ella Fitzgerald Sings Songs from Let No Man Write My Epitaph (Available on CD as The Intimate Ella)
    1961
    Ella Fitzgerald Sings the Harold Arlen Songbook
    Ella in Hollywood (Live)
    Clap Hands, Here Comes Charlie!
    Ella Returns to Berlin (Live) (Released in 1991)
    Twelve Nights In Hollywood (Live) (Released in 2009)
    1962
    Rhythm Is My Business
    Ella Swings Brightly with Nelson – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
    Ella Swings Gently with Nelson
    1963
    Ella Sings Broadway
    Ella Fitzgerald Sings the Jerome Kern Songbook
    Ella and Basie! (with Count Basie)
    These Are the Blues
    1964
    Hello, Dolly!
    Ella Fitzgerald Sings the Johnny Mercer Songbook
    Ella at Juan-Les-Pins (Live)
    Ella in Japan: "S Wonderful (Live) (Released in 2011)
    1965
    Ella in Hamburg (Live)
    Ella at Duke"s Place (with Duke Ellington)
    1966
    Whisper Not
    Ella and Duke at the Cote D"Azur (Live) (with Duke Ellington)

    Capitol
    1967
    Brighten the Corner
    Ella Fitzgerald"s Christmas
    1968
    30 by Ella
    Misty Blue

    MPS Records
    1969
    Sunshine of your Love (Live)

    Reprise
    1969
    Ella
    1970
    Things Ain"t What They Used to Be (And You Better Believe It)

    Atlantic
    1972
    Ella Loves Cole (Released on the Pablo label as Dream Dancing)

    Columbia
    1973
    Newport Jazz Festival: Live at Carnegie Hall (Live)

    Pablo
    1966
    The Stockholm Concert, 1966 (Live) (with Duke Ellington) (Released in 1984)
    1967
    The Greatest Jazz Concert in the World (Live) (with Duke Ellington) (Released in 1990)
    1970
    Ella in Budapest, Hungary (Live) (Released in 1999)
    1971
    Ella à Nice (Live)
    1972
    Jazz at Santa Monica Civic "72 (Live)
    1973
    Take Love Easy (with Joe Pass)
    1974
    Fine and Mellow (Released in 1979) – Grammy Award for Best Jazz Vocal
    Ella in London (Live)
    1975
    Ella and Oscar (with Oscar Peterson)
    Montreux "75 (Live)
    1976
    Fitzgerald and Pass... Again (with Joe Pass) – Grammy Award for Best Jazz Vocal
    1977
    Montreux "77 (Live)
    1978
    Lady Time
    Dream Dancing (First released on the Atlantic label as Ella Loves Cole)
    1979
    Digital III at Montreux (Live) – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
    A Classy Pair (with Count Basie)
    A Perfect Match (Live) (with Count Basie) – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
    1981
    Ella Abraça Jobim
    1982
    The Best Is Yet to Come – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
    1983
    Speak Love (with Joe Pass)
    Nice Work If You Can Get It (with André Previn)
    1986
    Easy Living (with Joe Pass)
    1989
    All That Jazz – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
    2001
    Sophisticated Lady (Live) (with Joe Pass) (recorded in 1975, 1983)

    Notable guest appearances
    1953
    JATP In Tokyo - Live at the Nichigeki Theatre 1953" (Live in Tokyo with Jazz at the Philharmonic)
    1955
    Songs from Pete Kelly"s Blues
    1956
    Jazz at the Hollywood Bowl (Live in Hollywood with Jazz at the Philharmonic)
    1957
    One O"Clock Jump (with Count Basie and Joe Williams)
    Classic Duets (Three duets with Frank Sinatra, recorded for the 1957 ABC television The Frank Sinatra Show; released in 2002 by Capitol Records.
    1983
    Jazz at the Philharmonic – Yoyogi National Stadium, Tokyo 1983: Return to Happiness (Live in Tokyo with Jazz at the Philharmonic)
    1989
    Back on the Block (Qwest Records)

    Boxed sets and collections
    1994 The Complete Ella Fitzgerald Songbooks
    1995 Ella: The Legendary Decca Recordings
    1997 The Complete Ella Fitzgerald & Louis Armstrong on Verve

    Джазовая музыка стала набирать популярность в 20-е годы XX века благодаря появлению выдающихся талантливых исполнителей, работавших в этом жанре. Одной из них стала Элла Фицджеральд, краткая биография которой будет рассмотрена в этой статье. Расскажем подробнее о ее детстве, творческом пути, личной жизни и последних годах.

    Детство и юность

    Детство будущей великой певицы вряд ли можно назвать благополучным. Она родилась 25 апреля 1917 года в семье водителя погрузчика и работницы прачечной. Однако ее родители не были официально расписаны и быстро разошлись после появления дочери. Мать Эллы, 23-летняя Темперанс Фицджеральд, взяв ребенка с собой, переехала в южную часть Нью-Йорка. Там она познакомилась с португальцем Джозефом де Силва, который впоследствии стал отчимом певицы. В 1923 году в их семье появляется еще одна дочь, которую назвали Фрэнсис. Фицджеральды жили крайне бедно, снимая комнату в многоэтажном доме. Родители Эллы были религиозными людьми, поэтому девочка часто посещала церковь, где распевала госпелы. В детстве она также увлекалась танцами, кино и спортом.

    Элла Джейн Фицджеральд, биография которой описывается в этой статье, потеряла мать в 14 лет. Темперанс внезапно умерла от сердечного приступа, что сильно подкосило девочку. Из-за смерти матери она забросила школу, а отношения с ее отчимом сильно ухудшились. В итоге она переехала к своей тете и устроилась на работу смотрителем в борделе. Когда об этом узнали службы опеки, Эллу отправили в приют для неблагополучных детей. Но Фицджеральд вскоре сбежала оттуда и некоторое время была вынуждена жить на улице.

    Начало творческого пути

    В первый раз на сцену Элла вышла в 17 лет, принимая участие в конкурсе талантов, который проходил в театре "Аполло". Изначально она хотела станцевать, но в последний момент передумала и спела. Победитель определялся овациями зрителей, которые громче всех кричали, когда ведущий произнес: "Элла Фицджеральд". Биография ее творчества началась именно с этого момента. В 1935 году она стала выступать с оркестром Чика Уэбба, который заприметил ее во время выступления в "Аполло". Ее первым хитом стала песня A-Tisket, A-Tasket, которая была написана на основе детской считалки. В 1938 году Уэбб умер, и Элла взяла на себя управление оркестром, переименовав его в Ella and Her Famous Orchestra. Вместе с музыкантами она написала почти 150 композиций, но они не смогли стать популярными. Оркестр распался в 1942 году, когда Элла решила сконцентрироваться на своей сольной карьере.

    Покинув оркестр, певица заключила контракт с музыкальной студией Decca Records, а ее карьерой стали заниматься Милт Гэблер и Норман Гранц. Элла стала часто появляться на джазовых концертах, где она пыталась петь в стиле бибоп, совершенствуя свое музыкальное мастерство. В 1945 году Фицджеральд записывает песню Flying Home, и критики ставят ее в один ряд с ведущими исполнителями, включая Луи Армстронга. Спустя 2 года Элла выпускает композицию Oh Lady Be Good, после чего ее стали называть лучшей джазовой вокалисткой десятилетия.

    Пик музыкальной карьеры Эллы

    Наибольшей популярности карьера Эллы достигла в 50-е и 60-е годы. В 1955 году она прекращает сотрудничество с компанией Decca Records, а ее менеджер Норман Гранц создает для нее собственную звукозаписывающую студию. В 1956 году выходил ее первый альбом-песенник из серии Songbook, а часть музыки и текстов к композициям Элла написала самостоятельно. Впоследствии вышло еще 7 альбомов из этой серии, которые принесли певице огромный коммерческий успех. В перерывах между записями песенников Фицджеральд активно гастролировала по США и Европе. Ее концерты собирали полные залы в Риме, Берлине, Голливуде, Чикаго, Лос-Анджелесе.

    В 1960 году Элла Фицджеральд, фото которой представлены в этой статье, получила престижную за уникальное исполнение песни "Баллада о Мэкки-Ноже". Но уже в 1961 году лейбл Эллы выкупает компания MGM, которая вскоре перестает работать с исполнительницей. В 1967 году певица, чья популярность пошла на спад, решила отойти от классического джаза и начала экспериментировать со своим творческим материалом.

    Элла Фицджеральд: биография поздняя

    Потеряв собственный лейбл, Элла стала сотрудничать со студиями Capitol, Atlantic и Reprise. Альбом Brighten the Corne, выпущенный в 1967 году, стал 35-м сборником певицы. В него вошли многие популярные христианские и торжественные песни того времени. Следом за ним выходит альбом с рождественскими песнями, а еще через год Элла выпустила сборник в стиле кантри, который не оценили ни критики, ни слушатели. Ее последней песней, сумевшей попасть на вершины чартов, стала композиция Get Ready, вышедшая в 1969 году.

    Концертный джазовый альбом 1972 года имел коммерческий успех, и Норман Гриц рискнул создать новый лейбл, где Элла Фицджеральд, биография которой насчитывает более 90 пластинок, выпустила еще 20 сборников. Запись концерта в Лондоне, который прошел в 1974 году, повысил популярность певицы. Критики называли ее одной из лучших в карьере исполнительницы. Через год она повторила свой успех на концерте в Гамбурге.

    Личная жизнь

    Дважды за всю свою жизнь была замужем Элла Фицджеральд. Биография певицы упоминает о том, что ее первым мужем стал Бенни Корнегей, который занимался наркоторговлей и подрабатывал в доках. Однако совместная жизнь у них не сложилась и уже через 2 года их брак назвали недействительным. Ее следующее замужество состоялось в 1947 году, когда Элла сочеталась браком с джазовым музыкантом Реем Брауном. Они прожили вместе до 1953 года, а потом были вынуждены расстаться из-за плотного графика. Существуют мнение, что Элла вышла еще раз замуж в 1957 году, но эта информация так и не была подтверждена.

    Последние годы и смерть

    В конце 70-х годов голос Эллы стал ухудшаться из-за возрастных изменений. В 1991 году она была вынуждена прекратить запись студийных альбомов из-за проблем со здоровьем. В 1986 году исполнительница перенесла операцию на сердце, кроме того, у нее стало ухудшаться зрение из-за появившейся катаракты. Ее последнее появление на публике состоялось в 1993 году, тогда же из-за сахарного диабета певице ампутировали обе ноги. Певица скончалась в 1996 году. Последние дни она провела в своем доме в окружении сына и внучки.

    Огромный вклад в джазовую и популярную музыку внесла Элла Фицджеральд. Биография, краткое содержание которой вы могли прочитать в этой статье, наполнена и взлетами, и падениями. Певица стала знаковой фигурой в американской музыке XX века, ведь за всю свою жизнь она записала более 90 альбомов, которые были проданы миллионными тиражами.