Горбунов Иван Федорович , писатель и актер, родился 10(22).IX. 1831 г. в селе Ивантеево Московской губернии в семье вольноотпущенного крестьянина и крепостной.

Учился в церковноприходском училище, занимался во 2-й и 3-й московских гимназиях, но образования не завершил из-за нужды. Был репетитором, переписчиком. Много читал, слушал лекции в Московском университете.

В 1849 Иван Федорович познакомился с А. Н. Островским, а потом с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин»- Ап. Григорьевым , Т. Филипповым, Б. Алмазовым , Е. Эдельсоном и другими друзьями Островского, в частности с П. М. Садовским.

В 1853 представил на суд Островского и Григоровича свои первые литературные опыты.

В 1854 Горбунов поступает в труппу Малого театра.

В 1855 переходит на сцену Петербургского Александринского театра, где и служит до последних дней жизни.

Актерское и писательское дарование Горбунова И.Ф. раскрылось в его устных рассказах-миниатюрах. Его импровизации захватывали слушателей мягким юмором, точностью бытовых зарисовок, яркостью деталей, метким, колоритным языком. В юмористических миниатюрах

«Мастеровой»,

«Сцена у пушки»,

«Воздухоплаватель»,

«Затмение солнца»,

«Безответный» он обнажал нищету, бесправие, дикость, забитость, тупое равнодушие крестьян и мастерового люда. Вместе с тем, прекрасно зная жизнь народа, его думы, страдания, нужды, Горбунов показывал мужика совестливым, практичным, любящим природу, душевно чистым и простым («Медведь», «На рыбной ловле»). Высмеивая пороки, Иван Федорович душевно болеет за народ, за его бедность, дикость и неразвитость, и это сближает Горбунова-рассказчика с писателями-разночинцами (Н. Успенский, Левитов, Слепцов, Помяловский) и революционной демократией 60-х гг. Однако его любовь к народу несколько пассивна, критическое начало приглушено, лишено политической остроты, что сказалось в рассказах, направленных против пошлости обывателей и мещан:

«Травиата»,

«Об Саре Бернар»,

«Тенериф»

и порядков, существовавших в самодержавной России

«У квартального надзирателя»,

«Дневник дворецкого».

В произведениях Горбунова И.Ф. нет сатирического обличения действительности. Писатель создал новый жанр рассказа-миниатюры, предельно сжатого, лишенного авторского повествования. В его миниатюрах нет развернутого сюжета; основу составляет комический эпизод, необычное событие, явление (например, «Затмение солнца»), отношение к событию присутствующих. Описания скупы, характеры выявляются через реплики, поступки, жесты. Концовка, как правило, неожиданная, комическая. Оригинальны стилизации Горбунова в духе старинной русской письменности.

Произведения «С широкой масленицей», «Из московского захолустья», богатые жизненными наблюдениями, написаны в стиле «физиологических очерков» «натуральной школы».

Иван Федорович создал циклы драматических сценок, близких по содержанию его миниатюрам. В них представлены комические положения и эпизоды из жизни мастеровых, купеческих недорослей, гимназических учителей и так далее «Сценки» написаны в стиле Островского, особенно это чувствуется в сценках из купеческой жизни.

Большую часть своих произведений Горбунов импровизировал сразу перед публикой, и лишь впоследствии они были записаны и изданы. Это сказалось на характере литературного наследия: многие миниатюры не были записаны, сведения о вариантах отрывочны и случайны.

В последние годы жизни Горбунов И.Ф. написал несколько статей по истории русского театра XVIII-XIX вв.

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

) - русский писатель, актёр, зачинатель литературно-сценического жанра устного рассказа.

Биография

Родился в семье помещичьего дворового. Отец - мелкий фабричный служащий из вольноотпущенных крепостных, мать - крепостная крестьянка.

С юности занимался репетиторской работой (в том числе в семье П. М. Садовского), перепиской бумаг (переписывал пьесы А. Н. Островского , с которым был лично знаком) .

Учился в училище ваяния и зодчества, посещал лекции в Московском университете. Прекрасно знал русскую историю, литературу и народную музыку, в совершенстве владел древнерусским и церковнославянскими языками.

Биография Горбунова тесно сплетается с разночинскими группами 1860-х гг. Особое значение для Горбунова имело его сближение () с «молодой редакцией» славянофильского «Москвитянина ». Рассказы и сцены Горбунова целиком входят в общий стиль натурализма 1860-х гг. С 1877 года был членом-корреспондентом общества любителей древней письменности.

Горбунов прославился и как актёр. В 1854 году состоялся его актёрский дебют в московском Малом театре . С 1856 года он был включён в труппу Александринского театра в Петербурге . Там и числился до самого конца жизни. За 40 лет он сыграл 54 роли, главным образом в пьесах А. Н. Островского (Кудряш - «Гроза» , Пётр, 1-й исполнитель, - «Лес» , Афоня - «Грех да беда на кого не живёт») и в собственных пьесах.

В конце 1850-х гг. стал выступать на эстраде как автор и исполнитель собственных рассказов под общим названием («Сцены из народного быта», 1861). С большим остроумием и сатирическими и ироническими зарисовками изображал в своих рассказах все социальные слои русской бытовой жизни - крестьян, купцов, мастеровых, фабричных рабочих и приказчиков, городовых, околоточных и квартальных, горожан-обывателей и др. Среди этих рассказов: «Пушка», «Воздухоплаватель», «Белая зала» и др.

Блестящий рассказчик-импровизатор, обладающий замечательной мимикой, Г. прекрасно знал и умел передать своеобразие нар. речи, многообразную пестроту её говоров, умел подать слово в живом, бытующем в народе звучании, придать ему социально-бытовую характерность. В нач. 60-х гг. Г. создал пародийный сатирич. образ слабоумного, престарелого сановника отставного генерала Дитятина (изречения, речи и тосты Дитятина Горбунов чаще всего импровизировал), показав одну из типичных социальных фигур своего времени (близок образу Крутицкого в пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты »). Однако впоследствии, в годы реакции, Горбунов начал избегать острых вопросов современности. Рассказы о Дитятине приобрели более безобидный характер.

Горбунов был историком русского театра и организатором первого в России театрального музея. Посредством биографических очерков о выдающихся актерах, он создал биографическую историю русского театра XVIII -XIX веков . На родине писателя в Ивантеевке в 1996 году ему установлен памятник. В центральной библиотеке в 2002 году открыт кабинет-музей Ивана Фёдоровича Горбунова.

Адреса в Петербурге

Литературное и актерское творчество

Первый рассказ И. Ф. Горбунова был опубликован в журнале «Отечественные записки» в . Подобно многим писателям своего времени, Горбунов преимущественно оперирует материалом из буржуазного и крестьянского быта: «безответственные» пред «законом» станового крестьяне, забитые «мастеровые», мещане и купцы периода первоначального накопления - вот основные персонажи его творчества.

Достоевский писал о Горбунове:

Крестьянскую среду Горбунов даёт преимущественно в её внешних комических проявлениях, не вдаваясь в анализ её внутренних социальных процессов. Для аудитории из «высшего общества» столиц его персонажи были своеобразной «экзотикой». В мастерской устной передаче Горбунова большой популярностью пользовался ещё тип «отставного генерала Дитятина» - николаевского служаки, откликающегося со своей архаической точки зрения на текущие события.

Широкую известность Горбунову принесло исполнение своих рассказов на сценах театров и в благотворительных концертах по всей России. Популярность Горбунова была огромна. Его творчество любили и крестьяне, и три последних императора. Юмор горбуновских рассказов «рассыпался по всей России и вошел в поговорки, в пословицы» .

Знаток русской песни, Горбунов сообщил М. П. Мусоргскому песню «Исходила младёшенька», которая (песня Марфы) стала одной из самых ярких страниц оперы «Хованщина ».

Издания произведений

  • Собрание сочинений Горбунова - изд. Комиссии при Комитете О-ва любителей древней письменности, СПб., т. I, ; т. II, ; т. III, .
    • Сочинения И. Ф. Горбунова: . - Санкт-Петербург: т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1904-1910. - 4 т. (Т. 3 вышел в 2 кн.: Ч. 1-4 и Ч. 5; На шмуцтит.: Изд. под наблюдением Комиссии при Комитете … Императорского Общества любителей древней письменности)
  • Сочинения / И. Ф. Горбунов; Под ред. и с предисл. А. Ф. Кони. Т. 1-2. - Санкт-Петербург: А. Ф. Маркс, -. - 2 т. (и в том же изд. прилож. к «Ниве» за ).
  • Артист-народник, в 3 т. изд. О-ва; см. также «Исторический вестник», , кн. 2, в «Русской старине», , кн. 12.

Напишите отзыв о статье "Горбунов, Иван Фёдорович"

Литература

  • Истомин В. К. Иван Федорович Горбунов: Личные воспоминания / В. К. Истомин. - Санкт-Петербург: т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1908. - 17 с.
  • Кони А. Ф. . - .
  • Коровяков Д. Д. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Кугель А. Р. Литературные воспоминания. - П., . - С. 156-157.
  • Гумеров Ш. А. Горбунов Иван Фёдорович // Русские писатели, 1800-1917: Биогр. словарь / Гл. ред. П. А. Николаев. - М.: Сов. энцикл., 1989-____. - (Русские писатели, 11-20 вв. : Серия биогр. словарей). Т.1. С.633-634.

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Горбунов, Иван Фёдорович

– Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.
Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.
– В Наташу Ростову, да? – сказал он.
– Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?…
– Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.
– Но она!
– Она любит вас.
– Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.
– Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.
– Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.
– Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.
– Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…
– Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это.
– Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.
– Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.

Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу.
Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело.
Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.
– И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.
Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдержит испытания года, или что он сам, старый князь, умрет к этому времени, и решил исполнить волю отца: сделать предложение и отложить свадьбу на год.
Через три недели после своего последнего вечера у Ростовых, князь Андрей вернулся в Петербург.

На другой день после своего объяснения с матерью, Наташа ждала целый день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же самое. Пьер также не приезжал, и Наташа, не зная того, что князь Андрей уехал к отцу, не могла себе объяснить его отсутствия.
Так прошли три недели. Наташа никуда не хотела выезжать и как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери. Она беспрестанно краснела и раздражалась. Ей казалось, что все знают о ее разочаровании, смеются и жалеют о ней. При всей силе внутреннего горя, это тщеславное горе усиливало ее несчастие.
Однажды она пришла к графине, хотела что то сказать ей, и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан.
Графиня стала успокоивать Наташу. Наташа, вслушивавшаяся сначала в слова матери, вдруг прервала ее:
– Перестаньте, мама, я и не думаю, и не хочу думать! Так, поездил и перестал, и перестал…
Голос ее задрожал, она чуть не заплакала, но оправилась и спокойно продолжала: – И совсем я не хочу выходить замуж. И я его боюсь; я теперь совсем, совсем, успокоилась…
На другой день после этого разговора Наташа надела то старое платье, которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам веселость, и с утра начала тот свой прежний образ жизни, от которого она отстала после бала. Она, напившись чаю, пошла в залу, которую она особенно любила за сильный резонанс, и начала петь свои солфеджи (упражнения пения). Окончив первый урок, она остановилась на середине залы и повторила одну музыкальную фразу, особенно понравившуюся ей. Она прислушалась радостно к той (как будто неожиданной для нее) прелести, с которой эти звуки переливаясь наполнили всю пустоту залы и медленно замерли, и ей вдруг стало весело. «Что об этом думать много и так хорошо», сказала она себе и стала взад и вперед ходить по зале, ступая не простыми шагами по звонкому паркету, но на всяком шагу переступая с каблучка (на ней были новые, любимые башмаки) на носок, и так же радостно, как и к звукам своего голоса прислушиваясь к этому мерному топоту каблучка и поскрипыванью носка. Проходя мимо зеркала, она заглянула в него. – «Вот она я!» как будто говорило выражение ее лица при виде себя. – «Ну, и хорошо. И никого мне не нужно».
Лакей хотел войти, чтобы убрать что то в зале, но она не пустила его, опять затворив за ним дверь, и продолжала свою прогулку. Она возвратилась в это утро опять к своему любимому состоянию любви к себе и восхищения перед собою. – «Что за прелесть эта Наташа!» сказала она опять про себя словами какого то третьего, собирательного, мужского лица. – «Хороша, голос, молода, и никому она не мешает, оставьте только ее в покое». Но сколько бы ни оставляли ее в покое, она уже не могла быть покойна и тотчас же почувствовала это.
В передней отворилась дверь подъезда, кто то спросил: дома ли? и послышались чьи то шаги. Наташа смотрелась в зеркало, но она не видала себя. Она слушала звуки в передней. Когда она увидала себя, лицо ее было бледно. Это был он. Она это верно знала, хотя чуть слышала звук его голоса из затворенных дверей.
Наташа, бледная и испуганная, вбежала в гостиную.
– Мама, Болконский приехал! – сказала она. – Мама, это ужасно, это несносно! – Я не хочу… мучиться! Что же мне делать?…
Еще графиня не успела ответить ей, как князь Андрей с тревожным и серьезным лицом вошел в гостиную. Как только он увидал Наташу, лицо его просияло. Он поцеловал руку графини и Наташи и сел подле дивана.
– Давно уже мы не имели удовольствия… – начала было графиня, но князь Андрей перебил ее, отвечая на ее вопрос и очевидно торопясь сказать то, что ему было нужно.
– Я не был у вас всё это время, потому что был у отца: мне нужно было переговорить с ним о весьма важном деле. Я вчера ночью только вернулся, – сказал он, взглянув на Наташу. – Мне нужно переговорить с вами, графиня, – прибавил он после минутного молчания.
Графиня, тяжело вздохнув, опустила глаза.
– Я к вашим услугам, – проговорила она.
Наташа знала, что ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что то сжимало ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея.
«Сейчас? Сию минуту!… Нет, это не может быть!» думала она.
Он опять взглянул на нее, и этот взгляд убедил ее в том, что она не ошиблась. – Да, сейчас, сию минуту решалась ее судьба.

Биография

Родился в семье помещичьего дворового. Отец - мелкий фабричный служащий из вольноотпущенных крепостных, мать - крепостная крестьянка.

С юности занимался репетиторской работой (в том числе в семье П. М. Садовского), перепиской бумаг (переписывал пьесы А. Н. Островского , с которым был лично знаком) .

Учился в училище ваяния и зодчества, посещал лекции в Московском университете. Прекрасно знал русскую историю, литературу и народную музыку, в совершенстве владел древнерусским и церковнославянскими языками.

Биография Горбунова тесно сплетается с разночинскими группами 1860-х гг. Особое значение для Горбунова имело его сближение () с «молодой редакцией» славянофильского «Москвитянина ». Рассказы и сцены Горбунова целиком входят в общий стиль натурализма 1860-х гг. С 1877 года был членом-корреспондентом общества любителей древней письменности.

Горбунов прославился и как актёр. В 1854 году состоялся его актёрский дебют в московском Малом театре . С 1856 года он был включён в труппу Александринского театра в Петербурге . Там и числился до самого конца жизни. За 40 лет он сыграл 54 роли, главным образом в пьесах А. Н. Островского (Кудряш - «Гроза» , Пётр, 1-й исполнитель, - «Лес» , Афоня - «Грех да беда на кого не живёт») и в собственных пьесах.

В конце 1850-х гг. стал выступать на эстраде как автор и исполнитель собственных рассказов под общим названием («Сцены из народного быта», 1861). С большим остроумием и сатирическими и ироническими зарисовками изображал в своих рассказах все социальные слои русской бытовой жизни - крестьян, купцов, мастеровых, фабричных рабочих и приказчиков, городовых, околоточных и квартальных, горожан-обывателей и др. Среди этих рассказов: «Пушка», «Воздухоплаватель», «Белая зала» и др.

Блестящий рассказчик-импровизатор, обладающий замечательной мимикой, Г. прекрасно знал и умел передать своеобразие нар. речи, многообразную пестроту её говоров, умел подать слово в живом, бытующем в народе звучании, придать ему социально-бытовую характерность. В нач. 60-х гг. Г. создал пародийный сатирич. образ слабоумного, престарелого сановника отставного генерала Дитятина (изречения, речи и тосты Дитятина Горбунов чаще всего импровизировал), показав одну из типичных социальных фигур своего времени (близок образу Крутицкого в пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты »). Однако впоследствии, в годы реакции, Горбунов начал избегать острых вопросов современности. Рассказы о Дитятине приобрели более безобидный характер.

Горбунов был историком русского театра и организатором первого в России театрального музея. Посредством биографических очерков о выдающихся актерах, он создал биографическую историю русского театра XVIII -XIX веков . На родине писателя в Ивантеевке ему установлен памятник. В центральной библиотеке в 2002 году открыт кабинет-музей Ивана Фёдоровича Горбунова.

Литературное и актерское творчество

Первый рассказ И. Ф. Горбунова был опубликован в журнале «Отечественные записки» в . Подобно многим писателям своего времени, Горбунов преимущественно оперирует материалом из буржуазного и крестьянского быта: «безответственные» пред «законом» станового крестьяне, забитые «мастеровые», мещане и купцы периода первоначального накопления - вот основные персонажи его творчества.

Достоевский писал о Горбунове:

В его сценах много чрезвычайно тонких и глубоких наблюдений над русской душой и русским народом

Крестьянскую среду Горбунов даёт преимущественно в её внешних комических проявлениях, не вдаваясь в анализ её внутренних социальных процессов. Для аудитории из «высшего общества» столиц его персонажи были своеобразной «экзотикой». В мастерской устной передаче Горбунова большой популярностью пользовался ещё тип «отставного генерала Дитятина» - николаевского служаки, откликающегося со своей архаической точки зрения на текущие события.

Широкую известность Горбунову принесло исполнение своих рассказов на сценах театров и в благотворительных концертах по всей России. Популярность Горбунова была огромна. Его творчество любили и крестьяне, и три последних императора. Юмор горбуновских рассказов «рассыпался по всей России и вошел в поговорки, в пословицы» .

Знаток русской песни, Горбунов сообщил М. П. Мусоргскому песню «Исходила младёшенька», которая (песня Марфы) стала одной из самых ярких страниц оперы «Хованщина ».

Издания произведений

  • Собрание сочинений Горбунова - изд. Комиссии при Комитете О-ва любителей древней письменности, СПб., т. I, ; т. II, ; т. III, .
    • Сочинения И. Ф. Горбунова: . - Санкт-Петербург: т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1904-1910. - 4 т. (Т. 3 вышел в 2 кн.: Ч. 1-4 и Ч. 5; На шмуцтит.: Изд. под наблюдением Комиссии при Комитете … Императорского Общества любителей древней письменности)
  • Сочинения / И. Ф. Горбунов; Под ред. и с предисл. А. Ф. Кони. Т. 1-2. - Санкт-Петербург: А. Ф. Маркс, -. - 2 т. (и в том же изд. прилож. к «Ниве» за ).
  • Артист-народник, в 3 т. изд. О-ва; см. также «Исторический вестник», , кн. 2, в «Русской старине», , кн. 12.

ГОРБУНОВ ИВАН ФЕДОРОВИЧ

Горбунов, Иван Федорович - знаток народного быта, известный рассказчик, писатель и драматический артист (1831 - 24 декабря 1895 г.), родился в Московском уезде в семье дворового человека помещицы Баташевой, учился в московской 3-й гимназии, но вышел из 6-го класса, посещал затем университет и самостоятельно изучал русскую историю и древнюю письменность. Знакомство, в начале пятидесятых годов, с молодой редакцией "Москвитянина", имевшего на него большое влияние, побудило его записывать свои наблюдения над сценами из народной жизни. Писемский и Тургенев, слышавшие его устные рассказы, уговорили его переселиться в Петербург, где в нем принял большое участие князь В.Ф. Одоевский, представивший его великой княжне Елене Павловне, которая помогла ему поступить на сцену Александринского театра. Как драматический артист, он выделился лишь в немногих ролях (например, Кудряша в "Грозе", Афони в "Грех да беда" и других пьесах Островского), но как рассказчик был своеобразным и чутким художником, умевшим возбуждать неудержимый смех и в то же время избегать всего пошлого, банального, подражательного и избитого. Русская жизнь и русский человек в его рассказах представлены в самых разнородных сочетаниях, всегда не только правдоподобных, но поражающих своей верностью во всех отношениях. Поверия и обычаи русских людей, их доброта и их слабости, проявления их душевной теплоты, а подчас и нравственного падения, их отношение к власти, к суду, к церкви и науке, - будни и праздники, скорби и трагедии их существования, - сменяя друг друга и переплетаясь между собой, проходят пестрой вереницей в его рассказах. Любовь к русскому человеку, несмотря на трезвый взгляд на его слабости и недостатки, теплится и сквозит в этих рассказах. Не закрывая глаз на неприглядные стороны русской жизни, резко оттеняя внутренние противоречия и "безобразия", которыми иногда проявляет себя русский человек, Горбунов не забывает про тяжелые исторические условия, оставившие, даже и отойдя в область прошедшего, свой след на нравственном складе и многих сторонах "поведения" этого человека. Крепостное право и дореформенное бессудие наряду со стремительностью и непосредственностью начальственной расправы, тяжкая многолетняя военная служба и мрак невежества, не только не рассеиваемый, но иногда любовно оберегаемый, находят себе место во многих рассказах Горбунова. В области общественной жизни, публичных развлечений и различных торжеств творчество Горбунова и его способность подметить, в юмористической форме, выдающиеся внутренние моменты, находила себе обильную пищу. Таковы описания им фантастического заседания уездного земского собрания по вопросу о прибавке к жалованию станового пристава ста рублей, заседания "Общего собрания общества прикосновения к чужой собственности" - чествования в Москве в 1866 г. американских моряков и т. п. Некоторые из рассказов Горбунова так же, как и отдельные его выражения, как, например: "от хорошей жизни не полетишь" (в рассказе "Воздушный шар") - приобрели громкую известность. Таковы: "Безответный", "Нана", "Затмение солнца", "У квартального надзирателя", "С легкой руки", "Травиата". Особняком от созданных им типов и фигур стоял в его рассказах отставной генерал Дитятин. Горбунову пришла счастливая мысль дать живое изображение отставного военного николаевских времен, окаменевшего в своем миросозерцании, прочно установившегося в своих наполовину бессознательных взглядах и чувствах, окруженного со всех сторон изменившейся действительностью, на проявление которой ему невольно приходилось отзываться по-своему. Из рассказов Горбунова постепенно создался образ, разработанный с особой любовью и тончайшей наблюдательностью. Мало-помалу генерал Дитятин в лице Горбунова сделался любимым посетителем всех кружков и собраний, в которых участвовал последний. Речь генерала, полная своеобразных указаний на историю и положение нашей литературы, сказанная в 1880 г. на литературном обеде, данном "отставному коллежскому секретарю Ивану Тургеневу", представляла своего рода совершенство и пользовалась чрезвычайной популярностью в литературных кругах. Живая наблюдательность Горбунова и его способность всматриваться во внутреннее содержание явлений русской жизни, влагая его в яркое изображение, не ограничивались настоящим и недавним прошлым, но заставляли его представлять себе и далекое прошлое в выпуклых и жизненных образах. К изображениям недавнего прошлого принадлежат превосходные и довольно обширные очерки и рассказы "Из московского захолустья", "Мысли на парадном подъезде", "Забытый дом" и "Дневник дворецкого", а также в "Сказании о некотором зайце", вымышленная переписка между архимандритом Фотием и князем А.Н. Голицыным, ярко рисующая печальное время сочетания воедино аракчеевщины, лицемерия, сентиментального бездушия и мистицизма. Знаток бытовой истории древней Руси, Горбунов в таком совершенстве владел языком XVII и XVIII веков, что ученый исследователь старины Савваитов счел "Письмо из Емса", написанное языком XVII века, за копию подлинного статейного списка. В письмах, грамотах и челобитных, написанных старым языком, Горбунов поражает не только знанием бытовой истории и способа выражений, но и способностью глубоко войти в соответствующее времени миросозерцание царского воеводы, посланного за границу боярина, дьяка приказа разбойных и татебных дел, верхового скомороха (т. е. актера). Так, например, умел он описать победу генерал-лейтенанта Комарова над афганцами на Кушке (18 марта 1885 г.), или в царской грамоте "окольничему нашему Анатолию Феодоровичу" подробно изложить весь ход современного уголовного процесса с участием присяжных заседателей с точки зрения и в пределах понимания русского человека второй половины XVII столетия. Живо интересуясь историей театра, Горбунов посвятил ей одиннадцать очерков, разработанных по редким и многочисленным источникам, подвергнутым им строгому критическому разбору. Знакомство с рассказами и очерками Горбунова во всей их совокупности заставляет видеть в нем не только ценного бытописателя и неподражаемого юмориста на почве окружавшей его действительности, но и человека, в творениях которого "сквозь видный миру смех" слышатся, если не "невидимые слезы", то, во всяком случае, скорбь сердца, любящего свой народ и болеющего за него. Сочинения Горбунова изданы им при жизни дважды, а после его кончины вместе с ненапечатанными дотоле произведениями вошли в посмертное издание, сделанное А.Ф. Марксом. Кроме того, графом П.С. Шереметевым они изданы в роскошном виде с иллюстрациями русских художников. Личные воспоминания о Горбунове Т.И. Филиппова, А.Ф. Кони и графа П.С. Шереметева, напечатанные в "Новом Времени", в "Вестнике Европы" и изданные отдельно, содержат в себе подробные сведения о личности Горбунова и ее характеристику. А. Ф. К.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГОРБУНОВ ИВАН ФЕДОРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГОРБУНОВ ИВАН ФЕДОРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Федорович , русский писатель и актёр. Родился в семье дворового человека, …
  • ГОРБУНОВ, ИВАН ФЕДОРОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? актер и рассказчик сцен из народного быта. Род. в половине 30-х годов. В 1853 г. H. В. Берг ввел …
  • ИВАН в Словаре воровского жаргона:
    - псевдоним главаpя пpеступной …
  • ИВАН в Словаре значений Цыганских имен:
    , Иоган(заимств., муж.) - «божья милость» …
  • ГОРБУНОВ в Литературной энциклопедии:
    Иван Федорович — автор сцен из быта городского мещанства и крестьянства последней трети XIX в., рассказчик и актер. Биография …
  • ФЕДОРОВИЧ
    (Трясило) Тарас украинский гетман, руководитель восстания против польского господства в 1630. Вел переговоры в Москве о переходе части украинского казачества …
  • ИВАН в Большом энциклопедическом словаре:
    V (1666-96) русский царь (с 1682), сын царя Алексея Михайловича. Болезненный и неспособный к государственной деятельности, провозглашен царем вместе с …
  • ФЕДОРОВИЧ
    Георг-Фридрих — юрист, действительный член Императорской академии наук; изучал юридические науки за границею, служил обер-аудитором в адмиралтействе. После отрешения от …
  • ИВАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. …
  • ГОРБУНОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Иван Федорович — актер и рассказчик сцен из народного быта. Род. в половине 30-х годов. В 1853 г. H. …
  • ИВАН в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИВАН в Энциклопедическом словарике:
    I Калита (до 1296 - 1340), князь московский (с 1325) и великий князь владимирский (1328 - 31, с 1332). Сын …
  • ИВАН в Энциклопедическом словаре:
    -ДА-МАРЬЯ, иван-да-марьи, ж. Травянистое растение с желтыми цветками и фиолетовыми листками. -ЧАЙ, иван-чая, м. Крупное травянистое растение сем. кипрейных с …
  • ФЕДОРОВИЧ
    ФЕДОР́ОВИЧ Флориан Флорианович (1877- 1928), полит. деятель. С 1901 чл. Партии социалистов-революционеров, участник Рев-ции 1905-07. В 1909-14 на каторге. В …
  • ФЕДОРОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕДОР́ОВИЧ (Трясило) Тарас, укр. гетман, руководитель восстания против польск. господства в 1630. Вёл переговоры в Москве о переходе части укр. …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ЧЁРНЫЙ, писец при дворе Ивана III, религ. вольнодумец, чл. кружка Ф. Курицына. Ок. 1490 бежал за …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ФЁДОРОВ (ок. 1510-83), основатель книгопечатания в России и Украине, просветитель. В 1564 в Москве совм. с Петром Тимофеевичем Мстиславцем …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ПОДКОВА (?-1578), молд. господарь, один из рук. запорожских казаков. Объявил себя братом Ивана Лютого, в 1577 захватил Яссы и …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ЛЮТЫЙ (Грозный) (?-1574), молд. господарь с 1571. Проводил политику централизации, возглавил освободит. войну против тур. ига; в результате измены …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ МОЛОДОЙ (1458-90), сын Ивана III, с 1471 соправитель отца. Был одним из рук. рус. войска во время "стояния …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ (1554-81), старший сын Ивана IV Грозного. Участник Ливонской войны и опричнины. Убит отцом во время ссоры. Это событие …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ (1496 - ок. 1534), последний вел. князь рязанский (с 1500, фактически с 1516). В 1520 посажен Василием III …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН АСЕНЬ II, болг. царь в 1218-41. Разбил армию эпирского деспота при Клокотнице (1230). Значительно расширил терр. Второго Болг. царства, …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН АЛЕКСАНДР, болг. царь в 1331-71, из династии Шишмановичей. При нём Второе Болг. царство распалось на 3 части (Добруджа, Видинское …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН VI (1740-64), рос. император (1740-41), правнук Ивана V, сын герцога Антона Ульриха Брауншвейгского. За младенца правили Э.И. Бирон, затем …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН V (1666-96), рус. царь с 1682, сын царя Алексея Михайловича. Болезненный и не способный к гос. деятельности, провозглашён царём …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН IV Грозный (1530-84), вел. князь московский и "всея Руси" с 1533, первый рус. царь с 1547, из династии Рюриковичей. …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН III (1440-1505), вел. князь владимирский и московский с 1462, "государь всея Руси" с 1478. Сын Василия II. Женат на …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН II Красный (1326-59), вел. князь владимирский и московский с 1354. Сын Ивана I Калиты, брат Семёна Гордого. В 1340-53 …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН I Калита (до 1296-1340), вел. князь московский с 1325, вел. князь владимирский в 1328-31 и с 1332. Сын Даниила …
  • ГОРБУНОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГОРБУН́ОВ Ник. Петр. (1892-1938), химик, акад. АН СССР (1935). В 1917 секр. СНК. С 1920 управделами СНК РСФСР, в 1922-28 …
  • ГОРБУНОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГОРБУН́ОВ Григ. Ив. (р. 1918), геолог, ч.-к. РАН (1972). Осн. тр. по теории рудообразования и геологии медно-никелевых м-ний Кольского …
  • ИВАН
    Царь, меняющий профессию в …
  • ИВАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Бой-френд …
  • ИВАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Дурак, а в сказках его все на принцессах …
  • ИВАН в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • ИВАН в Словаре русского языка Лопатина:
    Ив`ан, -а (имя; о русском человеке; Ив`аны, не п`омнящие …
  • ИВАН
    Иван, (Иванович, …
  • ИВАН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Иван, -а (имя; о русском человеке; Иваны, не помнящий …
  • ИВАН в Словаре Даля:
    самое обиходное у нас имя (Иванов, что грибов поганых, переиначенное из Иоанна (коих в году 62), по всей азиатской и …
  • ФЕДОРОВИЧ
    (Трясило) Тарас, украинский гетман, руководитель восстания против польского господства в 1630. Вел переговоры в Москве о переходе части украинского …
  • ГОРБУНОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Анатолий Валерьевич (р. 1942), председатель сейма Латвии в 1993 - ноябре 1995. С 1974 на партийной работе. В 1985-90 секретарь …
  • ИВАН
  • ИВАН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    Купала и Иван Купало (И и К прописные), Ивана Купалы (Купала), мн. нет, м. У православных - праздник 24 июня …
  • ФРАНТОВ СТЕПАН ФЕДОРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Франтов Степан Федорович (1877 - 1938), псаломщик и регент, мученик. Память 22 …