Почему Алексей Серебряков - не русофоб (факты) February 23rd, 2018

Сила, наглость и хамство. Как же сильно подгорело от этих слов у множества наших чиновников и деятелей культуры после высказывания Алексея Серебрякова о так называемой национальной идее России. А я бы вот сюда ещё добавил четвёртое - ложь . Чудовищную ложь, на протяжении десятилетий (если не столетий) щедро разливаемую по стране сверху. То бишь, прямиком с верхушки власти.


Однако, Серебряков кое в чём, при этом, неправ и довольно прилично. А именно, в его видении России от столицы до глубокой провинции, где по мнению Алексея градус наглости и хамства увеличивается. Наоборот же! Борис Гребенщиков (которого тоже, кстати, почему-то частенько упрекают в русофобии), постоянно колеся по нашей необъятной вдоль и поперёк, совершенно точно замечает - стоит отъехать сотню километров от Москвы или Петербурга и ты явственно видишь, как много прекрасных, незагаженных столичной грязью (политика, пропаганда, та же самая ложь) людей вокруг. В их глазах больше света. Им совершенно наплевать разом и на Путина, и на Навального с Собчак, а про Грудинина они и вовсе не слыхали. Им бы детей вырастить, избу починить, да чтоб урожай не пропал, но так жили в российской глубинке испокон веков.

А вся сила, наглость и хамство - да, они наличествуют в полный рост. Только это не национальная идея России как таковой, с которой принято носиться как с писаной торбой (не россияне, не народ, не рядовой крестьянин или клерк), а абсолютно физиологические проявления власти . Сила? Да, её с избытком, точнее, бахвальства этой силой на мировой арене словно у переростка-второгодника, который своими гопническими повадками как бы страшит остальной класс. Там же и наглость, когда ничуть не стесняясь нищающего населения, превратившееся в олигархат высшее чиновничество поражает объёмами денежных вознаграждений и впечатляющей недвижимостью. Если это не наглость, то что это? Там же и хамство, когда сам президент на прямой линии с народом, лишь посмеиваясь (семечек только не хватает), так же прямо как сама линия, заявляет простому человеку из глубинки: "Зачем вам автомобиль, если у вас дорог нет?". Ну и ложь, ложь, ложь.

Так что, прав Серебряков, просто слегка не туда попал. Кроме того, за уже растиражированной триадой эпитетов прозвучавших из его уст, обидевшиеся не заметили остального, сказанного актёром в интервью Дудю. А именно - эмиграция не от того, что в России совсем уж невыносимо, а скорее потому что жена канадка и почему бы не воспользоваться теми бытовыми благами, которыми есть шанс воспользоваться. Вроде таковое пока не запрещено? "Я очень хорошо понимаю, что я должен дать детям" - говорит актёр, имея в виду свободу и получение образования, которое учитывается во всём мире. "Я хочу раскачать маятник максимально широко" и здесь он даёт понять, что человеку будет легче сделать правильный выбор из пяти или десяти разных вещей, нежели чем из одной-двух. Серебряков начинает с малого - собственной семьи, но ведь именно с любви к родным и умения нести за них ответственность и начинается пресловутый патриотизм. И да, налоги, конечно тоже. В российскую казну, между прочим.

"Для меня не существует ничего более важного в жизни, чем семья и дети" - не устаёт повторять Серебряков, при этом, делая акцент на одной очень важной вещи - двое из них усыновлены. Интересно, многие ли из нас способны на такой непростой со всех точек зрения шаг? Он готов усыновить и ещё, но с некоторых пор не может, благодаря тому, что жена - канадка. Сработал небезызвестный закон подлецов, и даже не подлецов, а мерзавцев по мнению Алексея. Всё так. Да и про так называемых предателей он верно подметил - мол, русские разбрелись по миру, не слишком ли. Но, мир прекрасен и удивителен, не так ли? Стоит ли вновь ограждаться стеной? "Культура не имеет национальности, как и медицина, она либо есть, либо её нет." .

Под занавес Серебряков упоминает, что обязательно вернётся в Россию.

Так что какая к чёртовой бабушке русофобия? Побольше бы таких людей. И поменьше таких постов .

***Минутка дружеского пиара*** : Обязательно посмотрите и подпишитесь на этот инстаграм https://www.instagram.com/top_culturer/ . Там действительно много интересного.

Кто такой жулик и русофоб Кирилл Серебренников из-за которого столько шума в СМИ?


А вы знаете, где живут угнетаемые режимом свободные художники?

Где влачат свое жалкое существование изгоев и белых ворон посреди серой массы ватников? На Пречистенке.

Пречистенка - это такая московская улица, около Храма Христа Спасителя. Вместе с соседней Остоженкой это самый топ столичной недвижимости, здесь самые дорогие дома и квартиры. У Кирилла Серебренникова квартира на Пречистенке.


Если бы у нас было зрелое гражданское общество, мы б уже давно потребовали от власти прекратить выдавать деньги всем этим творческим деятелям.

Вот абсолютно всем. Ребята, хотите творить? Творите! На здоровье.

Находите себе зрителя с деньгами, находите себе спонсоров-меценатов с деньгами, и вперед. Дерзайте. Но только без госбабок. Всё, лавочка закрывается.

И еще.

Достоевский с Толстым ни в каких Союзах писателей не состояли.

Мне кажется, надо все такие структуры тоже разгонять к чертовой матери. Точнее пусть будут, если хотят, ноу проблем, но опять же - не за казенный счет.

Вот так на вопрос развития культуры смотрит русская национальная идея, русский национализм.

Здраво? Здраво, конечно. Вот и думайте по-русски, граждане.

Взгляд из Кубаньжелдормаша на "Гоголь-центр"

Мы тут в провинции живём, видимо совсем у нас ориентиры в жизни сбились. Столичные жители, вы там ближе, объясните мне дураку, почему если один "культурный" человек подозревается (заметьте, подозревается, а не обвиняется!) в хищении БЮДЖЕТНЫХ денег, то за него встают горой все заднеприводные в стране? Мало того, я оторопел, когда прочитал следующее заявление в поддержку от гендиректора Большого театра: "Он художник, человек, не отвечающий, с моей точки зрения и как я знаю, за финансовую составляющую».


На минуточку. Сообщили, что спёрли 200 миллионов рублей бюджетных денег из «Седьмой студии», организованной как раз крайне культурным человеком Серебенниковым. Поясните простым заводчанам, почему нашему заводу запрещают сносить аварийные здания и строить новые, нам выдают кредиты под 12-15% годовых оборудование, которое ГОД только изготавливается и запускается, суммы штрафов от надзорных органов приводят к истерике нашего шефа, а творческая интеллигенция получает СОТНИ МИЛЛИОНОВ просто так!!! ЗА ЧТО? НА ЧТО? У них там дворец съездов построен что ли на 50 тысяч кв.м из мрамора и его дорого обслуживать?

Я отказываюсь понимать это. Когда завод закрывается, все тихо-мирно проходят мимо, а тут только стали подозревать, уже вся культурная общественность негодуэ!

Выходит, что нам, простым людям, даже и пикнуть нельзя? А налоги всей страны тратить на тех, кто свои яйца прибивают к Красной площади это значит нормально, это изящное искусство?

Блин! Это сколько же денег дают на содержание этих культурных центров? А где можно глянуть? Получается, что им и билеты продавать не надо, они и так гребут деньги лопатой?

P.S. Извините, что немного не про завод. Но мы ведь тоже интересуемся тем, что у вас там в столицах происходит! А происходит черт знает что! :)

Кубаньжелдормаш

Друзья! Я вот в Мурманске уже две недели не смотрю ОТВ и Вашу программу " ТАУ 9 1/2" . Ваш телеканал можно смотреть у нас только по спутниковой тарелке Триколор. А она у меня на крыше 5-этажного дома. И вот две недели назад на крышу дома полезли что то делать работники жилищной управляющей компании. Они что то там ремонтируют, наверное по жалобе жильцов 5 этажа ремонтируют крышу, т.к. снег начал таять. Я так живу на 2 этаже. И вот эти гады полупьяные оборвали кабеля спутниковой антенны и наверное нарушили крепление самой тарелки. Наше местное телевидение трусливое и не хочет про это снять сюжет.

Ответ: Наверное, надо просто мастера вызвать по установке антенн, чтобы он переустановил...

Очень бы хотелось, чтобы повтор ТАУ 9 и 1/2 снова выходил в 7.00 утра, как раньше, а не в 6.00, как теперь. В 7.00 - это оптимальное время для просмотра Ваших новостей, когда на работу собираешься. Можно ли положительно решить эту проблему? Валерий.

Кочурин Валерий Анатольевич

Ответ: Хорошо. Попробуем решить. Спасибо

Люди, будьте осторожны Подделывают документы на продаваемую недвижимость, потом поддельные документы предоставляют покупателям, покупатели берут незаконный кредит под несуществующий объект недвижимости. До июля 2018 года я проживала до в г. Искитим Новосибирской области, с сыном инвалидом, сейчас проживаю в Екатеринбурге. Поскольку, моему сыну показано лечение в специализированных спинальных центрах, постольку мы решили на все имеющиеся у нас денежные средства, купить комнату в Екатеринбурге. Покупка недвижимости в Екатеринбурге, была обусловлена жизненной необходимостью, так как в крупном городе моему сыну смогут оказывать необходимую медицинскую помощь. Сын, инвалид с детства со сложным медицинским диагнозом (1-я группа инвалидности с нарушением работы опорно-двигательного аппарата). Он не может самостоятельно себя обслуживать, состояние его здоровья, требует постоянной помощи посторонних лиц, у него плохая ориентация в пространстве и во времени, он не может приготовить пищу, ухаживать за собой, передвигаться в помещении без помощи посторонних. Моему сыну требуется постоянная «сиделка», а также ему нужно доставлять продукты питания, медикаменты и средства первой необходимости, а также постоянно выполнять медицинские процедуры. Основным критерием приобретаемого жилья, было наличие газа в доме и наличие воды в комнате, так как при проведении обязательных медицинских процедур жизненно важных для моего сына необходима вода, в то же время данные процедуры невозможно провести в местах общего пользования. Кроме того, сама транспортировка сына даже на небольшие расстояния для меня крайне тяжела. Объявление о продаже комнаты по адресу ул.Шефская 15 к.38 я прочитала на сайте УПН, на который может зайти любой житель страны, находясь в г. Искитиме, еще в мае 2018 года. В объявлении указывалось, что в продаваемой комнате есть вода, что подтверждалось фотографиями комнаты. Поскольку, возможности оставить сына даже на короткое время у меня нет, я вынуждена была покупать комнату дистанционно (без выезда из Искитима). Я обратилась за помощью к своей бывшей однокурснице -риэлтору которой доверяла, так как она риэлтор по продаже недвижимости. Ей я предлагала посмотреть и другие объекты, например по ул.Ползунова 1/Б, по ул.Военной дом 7 постройка более новая и из кирпича, комнаты на подселении в капитальных домах, но она отсоветовала эти варианты. В итоге была выбрана именно эта комната по адресу ул.Шефская 15 к.38. Она заверила меня, что там был капитальный ремонт и там все в порядке, но стоит эта комната более миллиона и потребуется ипотека. Она заверила меня, что так как продавец, тоже риэлтор С. Андрей Николаевич (директор агентства "ГЛОБУС-......" 8-963-031-...), то сделка будет абсолютно законной и именно эту комнату обязательно прокредитует банк. Моя знакомая риэлтор, договаривалась о внесении частичного платежа за комнату, вносила частичный платеж в размере 30 000 рублей, она же совместно с С. подготавливала документы для сделки. С. получал справки и документы для продажи квартиры (Квитанции и чеки сохранились у меня на имя С., поскольку по сделке риэлтор –К.(моя знакомая) требовала оплатить меня все квитанции. Я переводила деньги необходимые для оплаты расходов, а К. взамен присылала мне квитанции (оригиналы), которые я сохранила). К., также, как и С. подготавливала документы для моей сделки, а именно она совместно с С. заказывала отчет для банка, который переслала мне в г. Искитим курьерской почтой (есть чек оплаты такой услуги), при этом как выяснилось позже (после сделки), документы были предоставлены поддельные. Мы по незнанию этого, купили объект недвижимости –комнату по поддельным документам и фотографиям. Поддельные документы у меня сохранились, они будут переданы в суд, а также прокуратуру и в полицию. В этих документах подделано все: и процент износа дома, и материал перекрытий, изменена общая информация об основных конструктивных элементах здания, в отчете об оценке недвижимости (оценщик Ш. Е.В.) вставлены фотографии комнаты другого объекта недвижимости, в отчете также указано, что газ в доме есть, хотя газ- в доме отсутствует, также в отчете указано, что санузел находится в местах общего пользования, при этом санузел находится в комнате, и установлен со всевозможными нарушениями, изменена информация о перегородках. Фотографии комнаты, которые были представлены в банк (без сантехники), а также фотографии кухни (с газовыми плитами) не принадлежат данному дому. Данные фотографии постороннего объекта, которые просто вставлены с целью искажения информации, и для того чтобы Банк одобрил вышеуказанный объект недвижимости в качестве объекта кредитования и для дальнейшего залога. Мой адвокат подготавливает исковое заявление для обращения в суд, для защиты моих прав. Вся эта подделка документов нужна была только для того, чтобы Сбербанк одобрил данную комнату как объект сделки, не зная при этом, что выдает кредитные деньги, под разваливающееся жилье с огромным процентом износа и с самовольно заведенной системой водоснабжения в комнату. Сам дом, в котором находится вышеуказанная комната, не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям по санитарно-техническому состоянию. Комната, не отвечает требованиям закона о благоустроенности, не соответствует всем санитарным, инженерным и техническим требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, предназначенное для проживания граждан. А также не отвечает требованиям безопасности. Таким образом, ПАО Сбербанк выдал кредит на несуществующий объект недвижимости, при этом взял в залог вышеуказанный объект. Вина каждого участника (продавца- Андрея Николаевича, риэлтора- Евгении Константиновны, в подделке документов, оценщика Ш. Е.В.) должна быть установлена следствием. Фотографии с незаконно установленной сантехникой в комнате, мне присылали (фото прилагаются), но говорили, что все законно и все документы на узаконение перепланировки есть, все документы подготовим. Так как наличие газа в доме и наличие воды в комнате было решающим фактором при выборе мной недвижимости, поскольку моему сыну вода жизненно необходима для существования и проведения медицинских процедур, я согласилась купить комнату даже с привлечением кредитных средств. В отчете об оценке указано, что все документы предоставляла я, и я же заказывала данный отчет, но это не соответствует действительности, поскольку я приехала в Екатеринбург вместе с сыном инвалидом 1й группы, только после сделки, которая была проведена в г. Искитиме. Этому есть доказательства: во-первых в это время я находилась в Искитиме, чуть позже, я подписывала документы в Сбербанке Искитима, во-вторых, у меня есть железнодорожные билеты из которых видно, дату, когда мы приехали в Екатеринбург. В-третьих я не могу оставить сына одного, он без посторонней помощи находиться не может. И Королева сама после получения отчета, присылала мне все документы (это я могу подтвердить документально). Дополнительно хочу сообщить, что данная сделка была совершена мной вынужденно, я не знала реального положения дел, и никогда не подписала бы договор, если бы знал о его реальных последствиях для себя, продавец же Саперов, и риэлтор Королева, зная о моей жизненной ситуации, путем обмана и злоупотребления доверием, сознательно ввели меня в заблуждение, используя лживые обещания и подделку документов с целью совершения сделки по завышенной цене. Также точно, был введен в заблуждение и Сбербанк, он выдал кредитные средства под «несуществующий объект». Такой комнаты, как указано в документах просто не существует. Есть убогая развалюха, которая по требованиям Сбербанка не могла быть прокредитована и никогда бы моя сделка не прошла одобрения. Мотив и цель, продавца и риэлтора мне понятны и ясны, их целью была продажа комнаты по завышенной цене, для чего были подделаны документы. Саперов и Королева подделали документы, обманули меня пользуясь тем, что я не знала цен на рынке города Екатеринбурга, и внушили мне купить эту комнату с поддельными документами по завышенной примерно в 1.5 раза цене. За комнату я заплатила 990 000 рублей, причем 310 000 взяла в кредит, за которые плачу проценты. Данная комната была приобретена Саперовым А.Н. 28 декабря 2017 года у гр. Мамедовой М.В. за 600 000 руб., а в июле 2018 была продана мне за 990 000 рублей. На сегодняшний день по данным Уральской палаты недвижимости в доме на ул. Шефская 15 на продажу выставлены две комнаты стоимостью 630 000 рублей и 710 000 рублей. Их обманные действия совершались в активной форме (подделка документов), а также состояли в бездействии (умышленное умолчание о фактах, которые бы воспрепятствовали бы совершению мной сделки). Я не знала реального положения дел, и никогда не подписала бы договор купли – продажи и не совершила бы эту сделку, если бы имела достоверную информацию. На самом деле дом и комната представляют собой страшное зрелище: прогнившие полы, черные отсыревшие потолки, рыхлые стены с дырами от отслоившейся штукатурки и т.д. Все это я увидела уже после того, как была проведена сделка. Кроме того, нужно еще раз отметить, что Сбербанк никогда бы не выдал ипотечный кредит под залог такой недвижимости, если бы ему были предоставлены фактические документы. На сегодняшний день, мы проживаем с сыном инвалидом колясочником в страшном полуразвалившемся доме, и платим за него ипотеку, которая «съедает» основной бюджет нашей семьи, а эти деньги так необходимы нам для лечения моего сына. Прежде чем обратиться в СМИ и в органы, я пыталась убедить продавца Саперова расторгнуть договор и вернуть мне деньги. Он просто посмеялся надо мной и сказал, что денег я от него никогда не получу, куда бы я не обращалась. Вот так работают агентства некоторые агентства в нашем городе. Сейчас прокуратура и следственные органы занимаются моим вопросом. Готова предоставить документы и съемку реального жилья, чтобы другие покупатели мечтающие купить квартиру, в результате не оказались с кредитом, но без квартиры. Татьяна Ивановна Бухлова (сотовый 8-996-172-....)

Ответ: вам нужен хороший юрист для борьбы с этими "риэлтерами". порпобуйте обратиться к...

В доме по адресу ул.Автомагистральная д.29 происходит на данный момент ситуация - жительница одной из квартир по данному адресу, в связи с конфликтами на Украине привезла свою родную мать. Проходит время, жительница решает устроить свою личную жизнь и с детьми съезжает с данного адреса. Мать отправляет на улицу. Она ей становится не нужна.Председатель ТСЖ неоднократно обращались к участковому, разговаривали с дочерью. Участковый говорит,что это не в их силах. Дочь- что она не обязана ее содержать. На данный момент пожилая женщина, днём ходит, гуляет по Пехотинцев. На ночь возвращается в подъезд. спит, живёт, в подъезде. Жители дома очень возмущаются. Так долго продолжаться не может. Подскажите пожалуйста куда нужно обратиться,чтоб этот бардак прекратить? Заранее благодарю.

Мелехова Ирина Сергеевна

Ответ: поснимайте всё это безобразие на телефон. нужно снять горизонтально 4-5 минут. женщину,...

В г.Кировоград, Свердловской области с января 2019 г. перестали выписывать рецепты на льготные лекарства, аргументируя это отсутствием финансирования из министерства здравоохранения. Вопросы предлагают задавать по телефону в министерстве. Трубку никто не берет. Кировградские врачи предлагают съездить на приём в министерство. А как быть тем, кто совсем не транспортабелен. Помогите, пожалуйста. Подробности, если можно, по телефону. Обращаюсь уже второй раз. Помогите.

Казакова Валентина Григорьевна

Ответ: напишите подробно, пожалуйста, какие лекарства? какие врачи? фио? поликлиника?

Хочу поделится ситуацией сложившейся по поводу зачисления ребенка в 1 класс. Есть проблема, которую не освещают СМИ на телевидении. А тем временем департамент образования ещё в пятницу получил огромное количество заявлений по одному вопросу. Форумы разрываются на эту тему, совместно составляются жалобы в прокуратуру. Дело в том, что многие отправленные заявления на портале госуслуг, которым был присвоен номер и время подачи, зависли в системе и были обработаны намного позднее. Так мы подали заявление в 00:25 час. 01.02.19, а статус "принято к рассмотрению" появился только в 6:23 час. Сейчас начинается паника, по какому критерию будут зачислять, - по моменту подачи и номеру заявления или по моменту обработки. В школах существуют неправомерные списки, в которых очередность поступления стоит по времени принятия в ведомство. При этом п.56 Регламента зачисления в школы (№3029 от 12.12.2018) сказано, что при принятии решения о зачислении учитывается дата и время регистрации, порядковый номер заявления в АИС "Образование". Пункт 25 того же регламента говорит - "При электронной подаче заявлений через единый портал или офф. сайт - автоматически в момент подачи заявления". То есть момент нажатия кнопки "отправить заявление" и считается моментом подачи заявления. До этого года сбоев сервера в таком "формате" не было и автоматически учитывался момент принятия заявления к рассмотрению ведомством. Пока не возникла такая ситуация, как сейчас и не пострадало большое количество людей. Считаем справедливым и логичным обеспечить рассмотрение заявлений о зачислении в порядке очередности, определяемой не по моменту его передачи с Единого портала госуслуг в ведомство, а по моменту его первоначальной подачи через Единый сайт госуслуг, то есть по порядковому номеру заявлений. Просим нам помочь осветить информацию, и не оставлять действия прокуратуры, департамента образования и руководства школ без внимания. Надежда

Ответ: спасибо за вопрос. будем разбираться

Обратился в УВД Кировского района в 2009 году. ОБЭП УВД Кировского района отдыхает до сих пор. В 2016 году я решил ознакомиться с материалами дела. Оказалось, что материалы дела исчезли. На уничтожение не передавались. В архиве их не было. Кто последним их брал, неизвестно. Прокуратура дала указание - восстановить. Как и когда восстановили, неизвестно. Процессуальных документов, уведомлений направлено в мой адрес не было. В общем, ни УВД, ни прокуратура Кировского района в сторону исполнения закона передвигаться не хотели. По 159 УК РФ истёк срок давности. Обратился к прокурору Верх-Исетского района. Предоставил ему доказательства 210 УК РФ. Прокурор пообещал установить контроль. Заявление моё отправил в кировскую прокуратуру (на похороны). Спустя некоторое время присылает ответ, который содержал ссылку на действия оперуполномоченного городского отдела ОБЭП. А действия эти произошли ранее, до подачи мной заявления прокурору. По другому заявлению, переданному тому же прокурору, и.о. начальника ОП-8 поручил дознание участковому. Ни одного процессуального документа мной не было получено. Сегодня был у Столбова - и.о. начальника ОП-8 - молодой, амбициозный, высокомерный человек. Разговор закончил на том, что будем общаться в переписке. Разбираться по факту бездействия вверенного ему ОП-8 не намерен. Как-то не по-детски это. По ТАУшному.

Ответ: Какой ужас. А в чём суть-то уголовного дела? Мне вся эта правоохранительная бюрократия...

Татауров Александр

Ответ: вряд ли мы там снимали в 1999 году. даже если и снимали, то архивов у нас нет. и...

Кальинцы недовольны работой управляющих компаний, в поселке пару месяцев не вывозят мусор. Хорошо настала зима, а то летом вонь была не выносимая. Птицы и собаки разносят его по всему поселку. А в доме № 55 по улице Ленина бегают… крысы. Как рассказывают жители дома, тут проживает и Игорь Степанов, глава администрации поселка Калья. По словам жителей, на сегодня в поселке действуют две управляющие компании - «Олимп» и «Соцэнерго», но не одна из них не хочет своевременно вывозить мусор. - Квитанции за уборку мусора приносят ежемесячно и сумма там немаленькая, - но вывозить мусор не хотят. И такое уже длится второй год. Администрации города и посёлка наплевать на сложившуюся обстановку в делении посёлка управляющими компаниями.

Владимир Иванович

Ответ: Что, огромные кучи мусора? И у вас всё снято на видео? Вы видео не на сайт пытайтесь...

почему вы написали, что людем пливать на девушку,который якобы изнасиловал гинеколог? Вы же не знайте, что тут происходит....Не нужно ухудшать ситуацию еще больше. Ему явно подставили.

Кристина

Ответ: Кристина, вы просто восхитительны! Вы говорите так же здорово, как и пишете: «людем...

https://www.сайт/2015-02-17/rezhisser_kirill_serebrennikov_xxi_vek_otricaet_vozhdizm_eto_ustarevshaya_koncepciya

«Все эти «национальные лидеры» - устаревшая концепция»

Режиссер Кирилл Серебренников: каким должен быть «русский мир» в XXI веке

Кирилл Серебренников давно снискал репутацию, пожалуй, наиболее политизированного российского театрального и кинорежиссера. Помните знаменитый матерный монолог мента в фильме «Изображая жертву»? То «дело рук» Серебренникова и свердловчан-драматургов братьев Пресняковых (к слову, московская глава творчества ростовчанина Серебренникова началась с постановки пьесы «Пластилин» другого именитого екатеринбуржца Василия Сигарева). За следующую ленту – «Юрьев день» – Серебренников, задолго до Андрея Звягинцева, «удостоился» клейма «русофоба». Похожие отзывы, с призывами «запретить и не пущать», вызвала постановка режиссером оперы «Золотой петушок» в Большом театре (знали ли нападавшие, что автор, Римский-Корсаков, вообще не дождался прижизненного представления своего «крамольного», антимонархического произведения?). Сейчас нападки охранителей направлены на замысел Серебренникова снять фильм о Чайковском.

В багаже Кирилла Серебренникова – театральные постановки романов «Околоноля» (чьим автором, по устойчивым слухам, является Владислав Сурков) и «Санькя» Захара Прилепина, описавшего современное революционное подполье. Вы не поверите, но тогда, всего три года как, этот «протестный» спектакль – Серебренников назвал его «Отморозки» – наградили «Золотой маской». Зато гостелеканал «Культура» вырезал из церемониального спича режиссера слова признательности «борцам за справедливость, которые выходят на площади, сидят в тюрьме, голодают».

"Если люди злонамеренно организовывают проклятия и прямые призывы ненавидеть, убивать, расстреливать, то они, безусловно, государственные преступники"

Когда в 2012 году Кирилл Серебренников был назначен худруком «умиравшего» на тот момент столичного театра им. Гоголя, часть труппы встретила его неповиновением и угрозами. Однако сегодня «Гоголь-Центр», созданный в старых стенах, – центр не только культурной, но и общественной жизни Москвы.

В феврале, благодаря арт-холдингу «Ангажемент», труппа «Гоголь-Центра» дала «дебютные» гастроли в Екатеринбурге. Во время первого спектакля - «Мертвые души» - на нелестные отзывы «единоросса» Собакевича о губернаторе и полицмейстере зал отвечал смачным хохотом. В эпоху перемен главное - не бояться и не врать, сберегать личную свободу – вот «правило жизни» Кирилла Серебренникова.

«Каждый заплатит – и кто организовал, обосновывал, и кто недостаточно возмущался или молчал»

– Кирилл Семенович, как на ваше творчество, на повседневную жизнь, на окружение, на зрителя повлияла война на Украине?

– Одно из каждодневных проявлений войны – всеобщая повышенная агрессивность. В марте того года мы, «Седьмая студия» (проект, выросший из курса Серебренникова в Школе-студии МХАТ – ред.), уехали на месяц в Париж, на гастроли. За это время произошло присоединение Крыма к России – и мы вернулись в принципе в другую страну, взвинченную. Количество «троллей», истерических выступлений по телевидению, проклятий, заклинаний и прямых призывов ненавидеть, убивать, расстреливать – поражает воображение. Если люди организовывают это злонамеренно, то они, безусловно, государственные преступники. Может, они просто не понимают, что волна, которую они разогнали, не может просто откатиться, раствориться, что такие вибрации ведут к саморазрушению страны, к большой крови, к внутренним и внешним потрясениям, которые будут направлены, в том числе, и против тех, кто все это развязал. Каждый из нас заплатит свою цену – и те, кто организовал, и те, кто обосновывал, и те, кто недостаточно возмущался или молчал, и мы с вами тоже.

"В начале 90-х казалось: сейчас солжем в последний раз, а завтра настанет новая, справедливая, правдивая, прекрасная жизнь. Но ее нельзя построить на изначальной лжи"

– Мне кажется, Россия в состоянии покоя - когда видит справедливое устройство жизни. Уже теперь нужно думать над программой следующего поколения политиков. Как вы относитесь к идее люстрации, ограничения допуска к политике всех, кто принимал участие в принятии одиозных решений текущего президентского срока?

– Я не верю в люстрацию в России, хоть я и сторонник ее как идеи. Вопрос в том - как практически ее осуществить сегодня? Есть ли люди, которые могут это сделать? Есть ли силы, которые профессионально заменят «люстрируемых»? Я сомневаюсь. Боюсь, что слишком все запущено. Конечно, прекрасно – не допускать мерзавцев во власть. Но у нас это звучит утопично, как, например, «я за все хорошее, против всего плохого». У нас однажды уже не воспользовались возможностью провести люстрацию власти: если бы это сделали в начале девяностых, то не было бы расстрела Белого дома, потом - «президентской» конституции, дикой приватизации, позорных, абсурдных, лживых выборов 1996 года и так далее. Тогда казалось: сейчас солжем в последний раз, а завтра настанет новая, справедливая, правдивая, прекрасная жизнь. Но так не бывает, ее нельзя построить на изначальной лжи.

– Вы рассуждаете прямо как Чехов. Недавно мы опубликовали – оказалось, очень своевременные, как будто Антон Павлович размышлял буквально накануне, как будто не было 110 лет после его смерти. У вас нет ощущения бесполезности попыток улучшить этот мир?

– Я нахожусь в убеждении, что долго такое напряжение, как сейчас, в стране тянуться не может, эта нестабильная система (а она тем нестабильнее, чем сильнее власть держится за старое, ограждает себя забором из запретов) рано или поздно развалится или взорвется. Самое главное при таких катастрофических перспективах – сохранить жизни людей, сохранить народ. Ну и помогать развиваться всем, кто толкает страну вперед, в XXI век - будь то магазин, библиотека, театр или отдельный человек. Мы ведь еще находимся в XX веке, хотели перескочить из феодального общества прямиком в постиндустриальное, но это невозможно без свободы, без свободного среднего класса, свободного индивида. Россия, по-моему, до сих пор не поняла, что главная ценность – это конкретный человек, его созидательные способности. Поэтому на первом плане в будущем должны быть восстановление образования, медицины – у нас же все это загублено.

"Мы хотели перескочить из феодального общества прямиком в постиндустриальное, но это невозможно без свободы. Россия до сих пор не поняла, что главная ценность – это конкретный человек"

– Жизни людей – это, конечно, важно. Но найдутся многие, кто на ваши рассуждения ответит, что надо быть реалистом, что «история не делается в белых перчатках», что она кровава…

– Мне рассуждения этих людей отвратительны: «мы решаем важные геополитические задачи, лес рубят – щепки летят, бабы еще нарожают». Но, боюсь, они сами окажутся в роли «щепок», не стоит обольщаться.

«Искусство обязано называть вещи своими именами, даже сгущая, эзопов язык – язык рабов»

– Война находит оправдание в глазах Захара Прилепина, по чьему роману «Санькя» вы поставили спектакль «Отморозки», в глазах Эдуарда Лимонова, предводителя «отморозков», которых прославил «Санькя». Вы, будучи творчески связанным с и , не играете на руку «партии войны»?

– Во-первых, «Отморозки» были поставлены еще в 2011 году, до войны в Украине. Во-вторых, все спектакли, который делал я, однозначно антивоенные, против убийств, против насилия. Они сделаны с призывом задуматься. Театр и пропаганда войны несовместимы, театр – гуманистичен по своей природе. При этом я отдаю Прилепину и Лимонову право верить в то, во что они верят. Я не считаю их проплаченными «троллями», цинично получающими зарплату за высказывание тех или иных идей; надеюсь, они искренни. Хоть многие их высказывания мне крайне не близки.

Да и не могу сказать, что у меня однозначное мнение по этим вопросам, я сам стараюсь разбираться. Это крайне непросто. Больше всего информации я получил от однажды встреченного мною бойца Донецкой народной республики, с которым мы сидели ночью, ожидая рейса из Ростова-на-Дону в Москву. Пошли в кафе, выпили. Мне было страшно интересно, почему он, почему простые русские мужики идут туда воевать.

"Все спектакли, который делал я, однозначно антивоенные, против убийств и насилия, с призывом задуматься. Театр и пропаганда войны несовместимы, театр - гуманистичен по своей природе"

– Там не только «солдаты удачи», наемники?

– Они и «солдаты удачи», и наемники. Они увидели по телевизору, как «убивают русских», и пошли их защищать, то есть пошли сражаться за свои очень серьезные идеалы и ценности. Как правило, это участники операций в «горячих точках», в Чечне, и здесь, в России, им не придумали никакого занятия. Они все – жертвы войны, настоящие «подранки». У них семьи, дети, но они маются в мирной жизни и не чувствуют себя состоявшимися. Поэтому, как только возникло возгорание, «наших бьют!», они, бросив семьи, искренне кинулись туда. Там им хорошо. Англичанам, допустим, законом запрещено участвовать в боевых операциях, подобных украинской, если англичанин пойдет воевать наемником на территорию другого государства, на родине он сядет в тюрьму. Потому что, вернувшись с войны с травмированной психикой, он будет представлять угрозу обществу. У нас это огромная, возрастающая проблема, и ею никто не занимается.

– Не боитесь, что «отморозки», которых вы воспели на сцене, однажды ворвутся в ваш театр?

– Ну, во-первых, я ничего и никого не воспевал и не собираюсь воспевать... Вы спектакль-то видели? Он совершенно о другом. Во-вторых, не надо ничего бояться – как только мы дадим страху поселиться в своей душе, свобода кончится. Не лгать и не бояться – вот самое важное, что нужно помнить. Тем более что искусство обязано называть вещи своими именами, даже сгущая, утрируя, это его долг. Эзопов язык – язык рабов, нужно разговаривать открытым текстом.

– Юрий Любимов, наверное, тоже так считал. Но однажды не вернулся. В одной передаче вы в шутку сказали, что уедете из страны, если запретят мат на сцене. Вот, запретили. Вы стали ближе к реальному решению об отъезде?

– Я в своей стране живу уже много лет, много лет работаю и уезжать никуда не собираюсь. И потом – в МОЕЙ России мат разрешен. Я даже не хочу времени тратить на обсуждение этих глупостей, этих издевательств над здравым смыслом, национальной культурой, языком.

"В МОЕЙ России мат разрешен. Я даже не хочу времени тратить на обсуждение этих глупостей, этих издевательств над здравым смыслом, национальной культурой, языком"

– Но вот из «Левиафана», хотел того Андрей Звягинцев или нет, мат повырезали. И вообще замордовали режиссера. Вы не можете найти денег на фильм о Чайковском. Не рискуете с такими речами и вовсе потерять помощников в лице Минкульта или меценатов? Что тогда будете делать?

Победам и призам «Левиафана» надо только аплодировать: они говорят о том, что наша страна способна производить высококачественный художественный «продукт». Все, кто реагирует по-другому, – неадекватные, нездоровые, ущербные люди. Убежден, что Звягинцев переживет прессинг. С «Чайковским» ситуация зыбкая: истерия вокруг еще не снятого фильма не способствует нормальной работе. Но фильм точно состоится, я в этом уверен.

– Но здесь-то, в России, еще остается возможность реализовать свои замыслы наперекор цензуре? А то ведь от обещаний Мединского прекратить госфинансирование «рашки-говняшки» до запретов – один шаг.

– Реализации замыслов ничто и никто помешать не может. Сила мысли больше силы чиновничьего страха. В моей биографии был только один случай прямого запрета – на показ в «Гоголь-центре» в конце 2013 года фильма про «Pussy Riot». Я тогда попросил моего работодателя, руководителя московского департамента культуры Сергея Капкова, прислать мне письменный запрет. Они пять часов его писали, но все же прислали, пришлось подчиниться. Больше на выбор репертуара «Гоголь-центра» никто и никогда не влиял, а Капков оказывает нам большую поддержку.

«Русские – талантливая, умная, прогрессивная нация, лучшее доказательство – культура»

– Нам нужен некий нравственный «камертон», чтобы нас не заносило? И есть ли кандидат на эту роль?

– Двадцать первый век отрицает вождизм. Все эти «национальные лидеры», «цари», «диктаторы» – устаревшие концепции. Благодаря компьютеру на место вертикальных связей приходят горизонтальные, мгновенно образуются сообщества, люди делятся знаниями, мнениями, объединяются. Почему я должен верить кому-то одному? Я хочу соображать собственной головой, а не идти в общем стаде за кем-то.

"История «Гоголь-центра» показывает, что русские вполне способны на самоорганизацию, самоуправление, они современно мыслящие, готовые к развитию" (на фото - артисты Виктория Исакова и Никита Кукушкин)

– Просто про русский народ принято считать, что ему нужен духовный поводырь, а Путин в прошлом году от такой функции отказался .

Знаете, двухлетняя история «Гоголь-центра» показывает, что русский человек, особенно молодой, вполне способен на самоорганизацию, самоуправление, что русские бывают не только мракобесными и агрессивными, но и современно мыслящими, готовыми к развитию. И для меня «русский мир» – это не тот симулякр, что придуман политтехнологами для оправдания войны, экспансии, а признание того, что русские – талантливая, умная, прогрессивная нация, созидательная сила. Лучшим доказательством этого является культура, все написанное, исполненное, сочиненное русскими или на русском языке – это и есть Русский мир.

– Но по телевизору-то – один сплошной «симулякр», а про вас и «Гоголь-центр» подавляющее большинство соотечественников слыхом не слыхивали. Вот я и интересуюсь: не бывает отчаяния?

– С телевизором я действительно не знаю, что поделать, тут, по-моему, можно только изъять из своей жизни эту ТВ-реальность, что я с удовольствием и сделал. Хаос вокруг – он от потери идентичности: кто вы – уральцы, русские, россияне? зачем вы? Если идентичность будет строиться на агрессивном имперском «замесе», это будет путь в никуда. Мир-то, повторяю, уже изменился, а мы откатываемся назад, в архаику, в пещерный империализм, в мракобесие. Мы по-прежнему боимся перемен: «лишь бы хуже не было», а ведь мир технически, интеллектуально развивается очень стремительно, потом мы со своими войнами можем его и не догнать, вот что по-настоящему опасно.

Консерваторы, которые сейчас при власти, активно критикуют либералов и саму идею либерализма как якобы противную истинному пути России. При этом стоит помнить, что либералы в годы своего влияния отстаивали мне не во всем близкие, но вполне себе человеколюбивые идеи – обогащения, стяжательства, богатства и успешности. А консерваторы за короткое время поссорили страну со всем миром, привели экономику к жестокому кризису, к санкциям и начали реальную войну с тысячами жертв. Вот и думайте сами. Недавно статью прочитал, где было доступно объяснено: что такое эти пресловутые «европейские ценности»? Это когда мне неудобно, скажем, шнуровать ботинки или варить кофе – и я придумываю соответствующую машину для варки кофе или шнуровки обуви, чтобы жизнь моя стала лучше и легче. Европейские ценности – это про то, как сделать жизнь удобнее, комфортнее, безопаснее. Это про любовь к человеку и про заботу о нем.

"Почему не поставить в центр не доктрину «нашего особого пути», а идею сохранения человека и улучшения условий его жизни? Почему не сделать национальной идею превратить свою землю в территорию наилучшего устройства жизни?"

– Ну, комфорт – это неинтересный «претендент» на русскую национальную идею, нам бы весь мир переделать.

– А почему не «комфорт»? Почему не поставить в центр не какую-то доктрину «нашего особого пути», а идею сохранения человека и улучшения условий его жизни? Почему бы не сделать национальной идею превратить свою землю в территорию наилучшего устройства жизни? С лучшим образованием, медициной, экологией, наукой, дорогами, домами. Давайте сначала выполним эту программу, а потом поговорим о «русском мире». Я вас уверяю, будут у нас лучшие условия для человека – другие сами в «русский мир» попросятся.

Благодарим за организацию интервью арт-холдинг «Ангажемент» и приглашаем читателей на Международный театральный фестиваль имени Чехова, который состоится в Екатеринбурге 7-8 апреля

Давайте посидим еще немного , — предлагает Кирилл Серебренников и проверяет время; премьерный показ его фильма «Ученик» в Латвии закончится через 20 минут в кинотеатре за углом. — Совсем не хочется приходить раньше". Официантка уже готова убрать посуду и протереть стол. Почти два часа мы сидим в центре Риги, в кафе Raw Garden . В меню — цельнозерновой овес, овощной хлеб, очищающие коктейли и прочие смузи. В тарелке на столе — остатки конфет из ягод годжи и злаков. «Не убирайте, этим я буду кормить журналиста», — шутит один из самых востребованных российских режиссеров. Вокруг, кажется, не осталось ни одного человека.

И мы остаемся еще ненадолго. Уже без диктофона. Нужно отдышаться, поговорить о чем-нибудь отстраненном: впереди его ждет очередной раунд вопросов — теперь уже от латышских зрителей. Будет среди них и такой: «Почему в вашем фильме все несуразные и немножко юродивые — вы русофоб?» «Надеюсь, я дружу с юмором, — парирует Серебренников этот же вопрос от меня. — Абсурд русской жизни!» Перед входом в зрительный зал он как будто готовится к испытанию: тяжело вздыхает, отходит в сторону и собирается с мыслями. На следующий день он скажет, что плохих или хороших вопросов не бывает. Нужно просто набраться терпения. Зайдя в режиссерскую, чтобы переодеться к концу нашей театральной фотосъемки, он мужественно произнесет: «Нет, мы еще не закончили!»

В Латвийском национальном театре он работает не первый раз. Сейчас у него спектакль по пьесе драматурга Марюса Ивашкявичюса. «Ближний город» — современная сказка про мечты и желания. Желания в том числе сексуальные: муж и жена теряют интерес друг к другу и вечерами по очереди сбегают в ближний город. «Покажите секс-клуб», — просит режиссер актеров на репетиции. В привычных для себя условиях он куда более раскрепощен и воодушевлен. Репетиция больше похожа на тренинг: актерам предлагают различные обстоятельства, и в зале под музыку они должны как-то взаимодействовать друг с другом. В национальном театре спектакли, разумеется, на латышском языке. У режиссера свой подстрочник в сценической версии пьесы. Серебренников уже набросал, как будут выглядеть основные мизансцены.

— Когда я беру текст, я либо слышу его, либо не слышу. Есть тексты, которые для меня звучат, а есть тексты, которые глухи, и с ними ничего не поделаешь — музыка не возникает.

— А эта внутренняя музыка, она от чего идет — от слова, от стилистики?

— Неизвестно. Вот я слышу, и все. Я более-менее работаю с музыкальными структурами. Я говорю «структура», но имею в виду все вместе: пластическое и визуальное решение. Мне кажется, что я вспоминаю спектакль, который уже был поставлен. Он уже есть, я этот спектакль уже видел, я просто должен его вспомнить.

Актеры латвийского театра робко прикасаются друг к другу, берутся за руки, кладут головы друг другу на плечи. «Для чего вы пришли сюда, не забывайте! — Серебренников все время в черных очках, в черной кепке; он всегда выглядит модно. — Потрогали друг друга и дальше пошли искать, как в магазине. И не надо ничего изображать. Less is more» . Самый молодой из актеров — еще выпускник театральной студии, ему чуть больше двадцати, «свежая кровь», но не говорит и не понимает по‑русски — его поколение в Латвии свободно общается на английском. Особенно когда язык тела не очень удается. Как сейчас.

— Мне всю жизнь говорили, что у меня на сцене все голые, а это было не так. Говорили: ой, современный театр — это все голые и матерятся. Откуда они это взяли? Но я подумал: надо все-таки сделать, наконец, так, чтобы все были голые, и закрыть эту тему.

Снимать с себя одежду латышским актерам не придется: площадка все-таки академическая. Это у себя в Москве, в «Гоголь-центре», Серебренников может позволить все что захочет. Там он — худрук и совсем недавно выпустил премьеру, в которой несколько актеров выходят на сцену полностью обнаженными. Их тела стали частью спектакля «Машина Мюллер», в основу которого легли интеллектуальные тексты драматурга Хайнера Мюллера о сексе и смерти. В России обычный зритель о нем ничего не слышал. В остальном мире его называют последним немецким классиком, первым после Брехта.

— Тело, на самом деле, — один из самых сложных инструментов. Мне было интересно сделать так, чтобы люди на сцене постоянно были голыми, а зрители про это даже не думали.

К спектаклям, подобным «Машине», принято добавлять заезженный штамп «самая ожидаемая премьера года». Чем-чем, а таким количеством рецензий вряд ли похвастается какая-нибудь другая современная постановка московского театра. Сати Спивакова в ней задирает юбку и демонстрирует свои красивые ноги, стоя напротив вентилятора, Константин Богомолов (еще один громкий режиссер, это его первый актерский опыт на большой сцене) смешно двигается в платье и туфлях на высокой платформе, а певец Артур Васильев, обладатель редкого контратенора из шоу «Голос» на Первом канале, исполняет Перселла и «Миллион алых роз». Происходит все это на фоне телевизионной хроники разрушений прошлого века, и восемнадцать обнаженных тел на сцене постоянно совершают всяческие кульбиты в реальном времени на протяжении всего действия.

— Меня постоянно обвиняют в провокациях. Ну да, я работаю с провокацией. Мне просто это кажется важным. Вообще, театр, если он не выводит зрителя из зоны комфорта, — это зря потраченный вечер.

Этот многослойный спектакль готовили полтора года. Готовили для МХТ. Но когда начались репетиции, администрация театра решила, что это слишком. Идею перенесли на площадку, для которой эксперименты привычнее. В феврале Серебренников отчитался: «Гоголь-центр» за свои четыре года практически вышел на самоокупаемость. Доходы театра увеличились в два раза, притом что государственная дотация составляет всего 78 миллионов рублей. Тогда как многие московские театры получают 300−400 миллионов. Об этом сообщил ТАСС. «Все свои премьеры (а в прошлом году их было девять) мы выпускаем за свой счет», — объявил режиссер.

— У нас уникальный репертуар: мы ставим только то, что не ставят нигде, — говорит он за столиком в кафе.

Часто ли Кирилла называют по имени-отчеству? Ему 47, и на свой возраст ему удается не выглядеть. Девять лет назад он набрал экспериментальный актерско-режиссерский курс в Школе-студии МХАТ, куда его позвал Олег Табаков. Из этого курса он сформировал сначала «Седьмую студию», а после — постоянную молодую труппу Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя. «Гоголь-центр», созданный им на этом же месте, по‑прежнему значится в официальных документах постарому. И в указателях на выходе из метро.

Мне было интересно сделать так, чтобы люди на сцене постоянно были голыми, а зрители про это даже не думали

Серебренников не производит впечатления человека словоохотливого. Особенно ему не хочется вспоминать прокурорские проверки, доносы «вежливых» зрителей на спектакли, протесты бывших актеров при назначении его на должность художественного руководителя и прочие гайки. Он слишком свободолюбивый.

— Откуда у «Гоголь-центра» берется это ощущение полной свободы?

— Вы понимаете, какая штука: когда тебе говорят, что «будут закручивать гайки», больше всего хочется, наоборот, попробовать жить в мире без них. Они закручиваются время от времени, и это чисто механическая работа. А если я живу в цифровом пространстве, где никаких гаек нет, я по-другому себя чувствую. Я просто не понимаю, что они там закручивают.

— Как тогда вам удается обойти административные барьеры?

— Так кажется со стороны, когда ты в зрительном зале. Это невидимые миру слезы. У «Гоголь-центра» были разные времена: и успешные на старте, и крайне тревожные, трагичные и катастрофичные. Но зачем вам про это знать?

Он не любит жаловаться. Он буддист. Ему интереснее жить вопреки, хотя очевидно, что приходится договариваться.

— Теперь вы можете сказать, что предложение, которое поступило вам от Сергея Капкова в 2011-м (возглавить театр. — Esquire), было своевременным?

— Это предложение было уникальным на тот момент. Был рассвет культурных инициатив, если позволите так сказать. Поэтому на театры готовы были тратить большие деньги.

— Но почему изначально возник именно Театр Гоголя?

— В нем все было настолько плохо, что даже хорошо. Да и не было уже других вариантов. Выбора не было.

— Вы имеете в виду, не оставалось других площадок? Нечего было взять?

— Да, кроме этой последней.

— И последние станут первыми?

— Понимаете, произошло что-то очень важное, поколенческое. Те, кому сейчас 20−30 лет, это место признали своим. Я это делал осознанно, потому что мне казалось важным заманить в театр людей, которые туда не ходили. Когда я был помощником Олега Павловича Табакова и много работал в МХТ, я не понимал, почему туда идет не та публика, почему мало ходит молодежи и как сделать так, чтобы она туда пошла. Мне было гораздо интереснее работать для тех, кто ходит, например, на «Винзавод». И я решил создать «Седьмую студию». И вот тогда ушел из МХТ. Чтобы начать все заново. Вообще, смена поколений — вещь важная, об этом надо думать. Люди уходят, приходят другие — и делают другой театр. Я абсолютно уверен, что любая власть должна быть сменяемой.

Да, я работаю с провокацией. Вообще, театр, если он не выводит зрителя из зоны комфорта, — это зря потраченный вечер

Он начал завоевывать Москву из родного Ростова-на-Дону. Его отец — видный хирург-уролог, дед был режиссером-документалистом. Кирилл учился на физическом факультете университета, шел на красный диплом и параллельно загорелся постановками. Сначала это были студенческие спектакли и любительские студии. Как-то он попал в городской киноклуб при местном ДК — «Дунькина квартира», так его называли ростовские интеллектуалы, потому что когда-то давно на этом месте был публичный дом. Там он пересмотрел чуть ли не весь артхаус разом, и пути назад уже не было: с физикой было покончено. Он понемногу ставил в ростовских театрах (в итоге его спектакли пройдут в каждом из них), а в самом начале 1990-х пошел работать на телевидение. Свой первый телефильм он выпустил в 1993 году: «Замена собак микшированием» по пьесе «Урок» Эжена Ионеско. В этом, по сути, телеспектакле сыграла Эльфрида Новицкая, «бабушка ростовской богемы», которая в своей квартире собирала интеллигенцию и андеграунд; про нее говорили: «Кто Эльфриду не видал, тот в Ростове не бывал». Слух о дерзком и плодовитом режиссере по фамилии Серебренников дошел до столицы. К тому времени в его копилку легла статуэтка ТЭФИ. И актриса Алла Демидова, узнав о нем, попросила, чтобы именно Серебренников начал работать с ней над проектом Роберта Уилсона. Проект в итоге не состоялся. Но Демидову Серебренников снял в «Темных аллеях» Бунина для телепроекта «Уроки русского». С ней же в главной роли он недавно поставил ахматовскую «Поэму без героя».

— Она всегда была отдельным космосом, загадочная женщина. В том поколении мне мало кто так же интересен.

— А в этом? Знаковые фигуры появляются?

— Вся штука в том, что их появление — вопрос времени. Есть прекрасное понятие, через которое все проходят: «дежурный гений». На два-три сезона человек становится номером один, его называют модным, культовым. Я был таким, сейчас — Костя (Богомолов. — Esquire), потом будут другие. Это нормально. Вопрос не в почетном звании, а в том, насколько тебя хватит. На эту мордочку приятно смотреть сейчас, но скоро она состарится, и про нее забудут. А знаковые фигуры остаются, потому что уровень их личности иной. Вот мы же понимаем, например, что Чулпан Хаматова — знаковая. Мне кажется, Даня Козловский способен вырасти в очень серьезного человека, если будет правильно выбирать материал. Петя Федоров — знаковый артист, огромный, я очень хочу с ним поработать. Никогда не забуду его роль в фильме «Россия-88». За такие роли дают «Оскара». Он, наверное, даже сам не знает, какой он прекрасный. У него, наверное, тоже заниженная самооценка.


Это «тоже» появляется в разговоре не случайно. Актеров, которых обычно тренируют быть гибкими, как пластилин, Кирилл Серебренников призывает «выгонять собственных демонов». Так они становятся пластичнее. Первый спектакль, поставленный им в Москве, так и назывался: «Пластилин». От гротескной пьесы Василия Сигарева о подростке, который лепит из пластилина удивительные фигуры — например, фаллос до колена — в 2001 году отказались подряд шесть режиссеров. Серебренников взялся. Действие начинается с того, как хоронят парня, и гроб из квартиры выносит строительный кран через окно — пролеты в подъезде слишком узкие. Серебренников показывал этот спектакль за рубежом, но русским зрителям он тоже полюбился. Его новый фильм «Ученик» после Канн продолжает колесить по Европе и вызывает интерес у иностранцев. Это удивительно, потому что речь там идет опять об изгнании чисто русских демонов — мракобесия и дремучести. Это не первый случай, когда Серебренников экранизирует свой же спектакль. Десять лет назад был «Изображая жертву».

Своих собственных демонов он не собирается выпускать наружу. «Если человек откажется от своих демонов, то потеряет и своих ангелов», — Кирилл цитирует Рильке. Кажется, прошло достаточно времени, чтобы он успел избавиться от назойливых стереотипов о себе: слишком уж много интервью с ним начинались со слова «модный»: «Каково вам быть самым модным режиссером в стране?» Серебренникова это по‑настоящему раздражало. И каждый раз он готов был закончить разговор немедленно. Это демон номер один.

— Я вам честно скажу, иногда я прихожу к каким-то продюсерам и говорю открыто: «Давайте я сниму фильм или поставлю спектакль под другой фамилией. И посмотрим, что будет».

— Чтобы отделить содержание и качество работы от бренда. Чтобы не было вот этого «Серебренников опять там что-то сделал».

Он много работает за границей. С «гоголевцами» он дважды выезжал в Авиньон, на один из самых важных театральных фестивалей мира. Начал ставить в Германии — в Берлинской Komischеn Oper (его «Севильского цирюльника» в этом году номинировали на International Opera Awards ) и в Штутгартском оперном театре, который признали лучшей оперной площадкой года благодаря его «Саломее». Когда-то он думал, что однажды не вернется назад. Мысли об эмиграции — демон номер два.

— Но потом я понял вот что: везде одно и то же. Везде есть мудаки, и везде есть люди социально безответственные. Везде проблемы с коммуникацией. Нет проблем в России, которых нет в Европе. Нет проблем в Европе, которых нет в России. Если уедешь, свой ад все равно будешь носить с собой.

— Но у вас же не было здесь почти ничего, что прошло бы спокойно, без скандалов?

— Во-первых, иногда мне кажется, что скандалы — это тоже часть общего карнавала. А во-вторых, я пока что не испытываю какого-то страшного прессинга или невероятного сопротивления, которое приводило бы к отчаянию в работе. Все же неплохо? Есть замечательный театр, есть замечательные зрители. Есть близкие люди. «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку», и есть шанс не сойти с ума. И потом, я все время это говорю: Россия очень разная. И это хорошая новость для всех нас.

Иногда я прихожу к продюсерам и говорю открыто: «Давайте я сниму фильм или поставлю спектакль под другой фамилией. И посмотрим, что будет

Серебренников очень много работает. За год он сделал четыре спектакля и выпустил фильм. Впереди, помимо Риги, у него проект в Большом театре к 80-летию со дня рождения Рудольфа Нуриева — и снова Германия. Недавно стало известно, что в Петербурге начнутся съемки его новой картины о Викторе Цое.

— Я не могу пожаловаться на то, что у меня чего-то не случилось. Дорогу осилит идущий.

— Какая-то полная самодостаточность.

— Может развиться комплекс самодостаточности.

— Это интересно, знаете ли. Надо подумать об этом.

— «Я киборг, но это нормально!»

— Да… Вы хотите спросить, есть ли у меня какая-то тайная боль? Но я не хочу про нее говорить, потому что это моя внутренняя кухня, зачем показывать вам эти болячки? Вопрос, например, моего одиночества давно решен. Любой человек одинок, даже если он в семье, даже если он с кем-то. Кто-то это признает, а кто-то пытается симулировать «неодиночество». Я, знаете, даже в этом смысле чувствую себя комфортно — в своем одиночестве.

— А есть ли какие-то вещи, которые хотелось бы совершенствовать в себе? Потому что они сейчас не нравятся.

— Вот это самое плохое, что вы можете спросить. Потому что в принципе мне не нравится все.

— Ну слава богу!

— Мне все это не нравится! И жить с этим достаточно проблематично.

— А что — все? Мир, как он устроен?

— Нет, я сам себе не нравлюсь. У меня крайне заниженная самооценка. Это мне сказали психологи. И в этом моя главная проблема. Они мне говорят: «Вам самооценку надо как-то повышать постоянно». А до этого я очень долго боролся со своим эго по‑буддистски. Я, видимо, его так задавил, что лишние демоны просто растворились.


Впрошлом году он съездил на «Гору Олимп» Яна Фабра. Беспрецедентное представление авангардиста, чьи чучела домашних животных недавно всколыхнули Эрмитаж и старую питерскую интеллигенцию, длится 24 часа без перерыва. Из костюмов у актеров — только белые простыни. Зато живых красок, сырого мяса, цепей и крови хоть отбавляй. И все это взрывается, кипит и переливается, пока герои постановки подвергают свои тела то ли испытаниям, то ли пыткам. «Машина Мюллер» в то время уже была собрана и готовилась к премьере. Серебренников понял, что все делает правильно.

— Я меняюсь. И что с этим будет, не знаю пока. Меня очень волнует теория о смене, так сказать, жизненных настроек. Пока мировая медицина делает серьезные успехи, пока мы едим эти ягоды годжи, мы имеем шанс прожить долгую жизнь. За какое-то недолгое время мы достигнем пика своего развития, а дальше что? Вот вам сколько лет?

— Двадцать девять.

— Черт, к 30 с чем-то годам вы достигнете пика вашей карьеры и что будете делать дальше?

— Я бы попробовал театр, почему бы нет.

— Вы — театр, а я, например, архитектуру. Или писать попробую. Я хочу попробовать еще что-то, пока не знаю что. Но что-то другое точно надо будет попробовать. У меня есть лет двадцать, чтобы посвятить себя чему-нибудь еще.