Ху дожественная литература

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.

Для чтения детям

Русский фольклор

Песенки.

«Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...»,

«Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ранним-рано поутру...»,

«Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...»,

«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».

Заклички .

«Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...»,

«Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей».

Русские народные сказки.

«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;

«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;

«Финист —Ясный сокол», обр. А. Платонова;

«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;

«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

В. Брюсов. «Колыбельная»;

И. Бунин. «Первый снег»;

С. Городецкий. «Котенок»;

С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;

А. Майков. «Летний дождь»;

Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.);

И. Никитин. «Встреча зимы»;

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);

А. Плещеев. «Мой садик»;

А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);

И. Тургенев. «Воробей»;

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;

А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»;

М. Цветаева. «У кроватки»;

С. Черный. «Волк»;

Я. Аким. «Жадина»;

А. Барто. «Веревочка»;

Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;

В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;

С. Маршак. «Почта», «Пудель»; С. Маршак,

Д. Хармс. «Веселые чижи»;

Ю. Мориц. «Домик с трубой»;

Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;

Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;

М. Яснов. «Мирная считалка».

Проза.

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);

Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;

С. Черный. «Кот на велосипеде»;

Б. Алмазов. «Горбушка»;

М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;

А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;

В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;

Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;

М. Москвина. «Кроха»;

Н. Носов. «Живая шляпа»;

Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»;

К. Паустовский. «Кот-ворюга»;

Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».

Фольклор народов мира

Песенки.

«Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;

«Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);

«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;

«Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака;

«Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;

«Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой.

Сказки .

«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;

«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

«Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);

«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;

«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;

«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;

А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;

Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;

В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;

Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.

Литературные сказки.

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;

А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;

X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;

О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;

Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.

Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.

Для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;

И. Белоусов. «Весенняя гостья»;

Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;

С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;

М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;

М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

А. Плещеев. «Осень наступила...»;

И. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»;

С. Городецкий. «Котенок»;

В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;

Э. Успенский. «Разгром».

Литературные сказки.

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

Н. Телешов. «Крупеничка»;

Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);

П. Бажов. «Серебряное копытце»;

В. Бианки. «Сова»;

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);

Б. Заходер. «Серая звездочка»;

В. Катаев. «Цветик-семицветик»;

А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;

Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;

Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».

Данная картотека позволит расширить ОД по познавательному чтению

Просмотр содержимого документа
«Картотека ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ в разных образовательных областях в старшей группе»

Картотека

ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

в разных образовательных областях в старшей группе

Составила: Тихомирова О.С .

Цель

Нравственное воспитание

рнс «Лиса и кувшин» обр. О. Капица

Воспитание добрых чувств; формирование представлений о жадности и глупости

рнс «Крылатый, мохнатый и маслянный» обр. И. Карнаухова

Учить детей понимать характер и поступки героев

X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского

Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;

Воспитывать нормы нравственного поведения

рнс «Царевна-лягушка» обр. М. Булатов

Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.

Б. Шергин «Рифмы»

Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям

рнс «Сивка-бурка» обр. М. Булатов

Формировать у детей умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним

рнс «Финист-ясный сокол» обр. А. Платонов

Воспитывать чувство сострадания к окружающим

В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»

Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу

С. Михалков «А что у вас?»

Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным

«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

воспитывать в себе умение сопереживать, выть щедрым, не завидовать другим; воспитывать самоуважение, взаимопомощь в работе.

«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы)

Чувствовать и понимать характер образов литературного
произведения

Л. Толстой «Косточка»

Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.

Л. Толстой «Прыжок»

Пробудить в детях сопереживание герою рассказа

Н. Носов. «Живая шляпа»;

Формировать представления детей о нормах нравственности с помощью детской литературы.

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»

Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками

А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной

К. Паустовский. «Кот-ворюга»

Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания

Мицкевич Адам «Друзьям»

Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»

П. Бажов «Серебряное копытце»

Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых

Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких

В. Катаев. «Цветик-семицветик»

Формировать умение представлять особенности своей личности в кругу сверстников, отражая достижения и причины возможных затруднений.

Ребенок в семье и в обществе

рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой

Познакомить с разными семейными взаимоотношениями

Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша»

Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

В. Драгунский «Денискины рассказы»

Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек.

А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы)

Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев

Е. Григорьева «Ссора»

Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу

А. Барто «Вовка - добрая душа»

Е.. Благинина «Посидим в тишине»

Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме

А. Усачёв «Что такое этикет»

Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома

«Крупеничка» Н. Телешов

Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям

Самообслуживание, труд

рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой

Формировать представления детей о трудолюбивом человеке

К. Чуковский «Мойдодыр»

Воспитание культурно-гигиенических навыков

К. Чуковский «Федорино горе»

рнс «По щучьему веленью»

Закреплять у детей понятие о важности человеческого труда

А. Барто «Девочка-чумазая»

Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова

Формирование основ безопасности

С. Михалков «Дядя Степа-милиционер»

Закрепление правил поведения на улицах города

Е. Сегал «Машины на нашей улице»

Познавательное развитие

Считалки

Герои сказок

С. Маршак «Цифры»

Знакомство с цифрами

Ознакомление с социальным миром

Г. Х. Андерсен

«Снеговик»

Знакомство с новогодними традициями разных стран

С. Михалков «А что у вас?»

Знакомство с важностью любой профессии

«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;

Знакомство с особенностями народов Западной Африки

А. Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово»

Продолжать расширять представления детей о Российской армии.

ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров

Знакомство с бытом народов крайнего севера

М. Бородицкая «Ждем брата»

Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам

А. Твардовский «Рассказ танкиста»

Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины.

А. Барто «Игра в стадо»

Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада

С. Махотин «Старшая группа»

О. Высоцкая

«Детский сад»

Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы)

Воспитывать интерес к жизни россиян в древности, любовь к истории своего народа

М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны»

Уточнить знания о родной стране.

Б. Алмазов. «Горбушка»

Приобщение к российским ценностям;

Ознакомление с миром природы

рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица

Формировать заботливое отношение детей к природе, желание принимать участие в её охране и защите.

Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»

Расширять представления о жизни животных

Г. Снегирев «Пингвиний пляж»

К. Паустовский. «Кот-ворюга»

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту;

В. Бианки «Сова»

Продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, представление о литературном жанре «познавательная сказка»;

Б. Заходер «Серая звездочка»

Воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу

С. Есенин «Черемуха»

Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака

Развивать мелкую моторику рук, внимание и интерес к животному миру и его многообразию

П. Бажов «Серебряное копытце»

Воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе

Речевое развитие

Развитие всех сторон речи

Знакомство с жанрами

Объяснение незнакомых, устаревших слов

Художественно-эстетическое развитие

Приобщение к искусству

В. Конашевич

Знакомство с художниками-иллюстраторами

И. Билибин

Е. Чарушин

ИЗО деятельность

Рисование иллюстраций по произведениям

Музыкальная деятельность

П. И. Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты)

Знакомство с музыкальным изображением героев и образов произведений

П. И. Чайковский «Времена года» (фрагменты)

Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты)

С. Прокофьев «Петя и волк»

Физическое развитие

НОД и досуги по сюжетам произведений

Герои произведений

Сохраняю для себя! Делюсь с вами. Всем спасибо!

Старшая группа. Список литературы для детей 5-6 лет.

Художественная литература

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.

Для чтения детям

Русский фольклор
Песенки.

«Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...»,

«Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ранним-рано поутру...»,

«Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...»,

«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».

Заклички.

«Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...»,

«Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей».

Русские народные сказки.

«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;

«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;

«Финист -Ясный сокол», обр. А. Платонова;

«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;

«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

В. Брюсов. «Колыбельная»;

И. Бунин. «Первый снег»;

С. Городецкий. «Котенок»;

С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;

А. Майков. «Летний дождь»;

Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.);

И. Никитин. «Встреча зимы»;

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);

А. Плещеев. «Мой садик»;

А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);

И. Тургенев. «Воробей»;

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;

А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»;

М. Цветаева. «У кроватки»;

С. Черный. «Волк»;

Я. Аким. «Жадина»;

А. Барто. «Веревочка»;

Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;

В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;

С. Маршак. «Почта», «Пудель»; С. Маршак,

Д. Хармс. «Веселые чижи»;

Ю. Мориц. «Домик с трубой»;

Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;

Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;

М. Яснов. «Мирная считалка».

Проза.

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);

Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;

С. Черный. «Кот на велосипеде»;

Б. Алмазов. «Горбушка»;

М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;

А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;

В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;

Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;

М. Москвина. «Кроха»;

Н. Носов. «Живая шляпа»;

Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»;

К. Паустовский. «Кот-ворюга»;

Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».

Фольклор народов мира

Песенки.

«Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;

«Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);

«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;

«Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака;

«Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;

«Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой.

Сказки.

«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;

«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

«Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);

«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;

«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;

«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;

А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;

Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;

В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;

Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.

Литературные сказки.

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;

А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;

X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;

О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;

Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.

Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.

Для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;

И. Белоусов. «Весенняя гостья»;

Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;

С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;

М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;

М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

А. Плещеев. «Осень наступила...»;

И. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»;

С. Городецкий. «Котенок»;

В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;

Э. Успенский. «Разгром». (мы этот мульт обожаем))))

Литературные сказки.

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

Н. Телешов. «Крупеничка»;

Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);

П. Бажов. «Серебряное копытце»;

В. Бианки. «Сова»;

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);

Б. Заходер. «Серая звездочка»;

В. Катаев. «Цветик-семицветик»;

А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;

Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;

Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».

(произведения для чтения и заучивания) в старшей группе для детей с ЗПР

Программа

«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.– М.: Мозаика- Синтез, 2010 г. – 304 с.

Задачи НОД по образовательной области

Образовательные задачи:

1. Расширять представления детей о книге, ее основных частях; рассказывать о разнообразии книг и формировать представление о том, что у каждой книги есть автор и название.

2. Уточнять, расширять и закреплять знания об окружающем мире.

3. Знакомить детей с новыми произведениями, писателями и поэтами, их жизнью.

4. Учить узнавать в портрете писателя, поэта и называть его.

5. Познакомить детей с жанрами произведений: пословица, загадка, скороговорка, считалка, стихотворение, сказка, рассказ и учить узнавать их.

6. Учить рассматривать иллюстрации к книге.

7. Учить рисовать картинку к произведению или его отрывку.

8. Знакомить детей с новыми персонажами, учить описывать их, оценивать их поступки.

9. Расширять словарь детей, обогащать речь выразительными средствами речи.

10. Учить точно отвечать на поставленные вопросы.

11. Учить составлять полное предложение.

12. Учить пересказывать и придумывать продолжения историй.

13. Учить драматизировать небольшие сказки, читать по ролям.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать операции мышления, словесно-логическое мышление.

2. Развивать слуховое, зрительное восприятие и внимание.

3. Развивать творческое воображение.

4. Развивать свойства памяти, способствовать длительному хранению информации.

5. Развивать связное высказывание, связную речь на основе пересказов и составления рассказов и сказок.

6. Развивать эмоциональный мир детей, чувства сопереживания герою, чувства радости, гордости и др.

7. Развивать умение понимать чувства и эмоции героев.

8. Развивать чувства ритма.

9. Развивать любознательность.

10. Развивать выразительность речи в процессе чтения или рассказывания произведения.

11. Развивать невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимику) в процессе драматизации.

12. Развивать моторику в процессе динамических пауз и рисования.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес и положительное отношение к книге, к чтению.

2. Воспитывать бережное отношение к книге.

3. Воспитывать привычку в ежедневном чтении.

4. Воспитывать желание делать положительные поступки на примере героев книг.

5. Воспитывать патриотические чувства к родному краю, стране.

6. Воспитывать гуманное отношение к окружающему миру.

Первый период

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Произведение

Форма работы

Сентябрь

Стихотворение

А.К. Толстого «Осень. Осыпается весь наш бедный сад…»

Чтение, беседа.

Знакомство с жанром стихотворения.

Деревья и кустарники

Стихотворение

А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Знакомство с поэтом.

Чтение полностью и беседа.

Заучивание отрывка.

Русская народная сказка «Пых»

Чтение и беседа.

Знакомство с жанром сказки.

Русская народная сказка «Хаврошечка»

обр. Толстого А.

Чтение и беседа.

Сказка В.Г. Сутеева «Под грибом»

Чтение – до занятия.

Театрализация, беседа – на занятии.

Фольклор (пословицы, поговорки, загадки)

Знакомство с жанрами, беседа.

Заучивание

1 пословицы и 1 загадки.

Перелетные птицы

Стихотворение

И. Бунина

«Первый снег»

Чтение и беседа.

Заучивание отрывка

Дикие животные

Русская народная сказка «Заяц-хвастун»

Чтение и беседа.

Работа с серией картинок к сказке.

Домашние животные

Стихотворение

С.Я. Маршака

«Пудель»

Знакомство с поэтом.

Чтение и беседа.

Заучивание отрывка.

Наш город (региональный компонент)

Сказка С. Писахова

«Как поп работницу нанимал»

Знакомство с северным писателем.

Чтение сказки, адаптированной для детей с ЗПР.

Беседа.

Домашние птицы

Сказка Г. Андерсена «Гадкий утенок»

Чтение сказки, адаптированной для детей с ЗПР - до занятия.

Беседа.

Второй период

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Произведение

Форма работы

Стихотворение

С.А. Есенина

«Береза»

Чтение и беседа.

Заучивание отрывка.

Уточнять жанровые особенности стихотворения.

Одежда, обувь, головные уборы

Рассказ Н.Носова

«Живая шляпа»

Знакомство с писателем.

Чтение, беседа.

Придумывание продолжения и окончания рассказа.
Знакомство с жанром.

Рассказ В. Драгунского «Друг детства»

Чтение, беседа.

Уточнять жанровые особенности рассказа.

Новый год

Русская народная сказка «Снегурочка»

Чтение, беседа,

совместный пересказ.

Уточнять жанровые особенности сказки.

Зимующие птицы

Сказка В.В. Бианки «Сова»

Чтение, беседа,

совместный пересказ.

Животные Севера

Сказка П. Бажова «Серебряное копытце»

Придумывание продолжения сказки.

Животные жарких стран

Сказка Р. Киплинга «Слонёнок», пер. с анг. К. Чуковского

Чтение сказки, адаптированной для детей с ЗПР (в сокращении) и беседа.

Квартира. Дом. Мебель.

Сказка А. Линдгрен

«Карлсон, который живет на крыше»

(первая глава)

Знакомство с героем.

Чтение сказки, адаптированной для детей с ЗПР (в сокращении) и беседа.

Инструменты

Фольклор (пословицы о труде, скороговорки, считалки)

Знакомство, беседа.

Заучивание

1 пословицы и 1 считалки.

Транспорт

Рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок»

Знакомство с писателем.

Чтение и беседа.

Наша Армия

Стихотворение

Е. Благининой

«Шинель»

Знакомство с поэтессой.

Чтение и беседа.

Заучивание.

Профессии

Рассказ В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок»

Чтение и беседа.

пересказ.

Третий период

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Произведение

Форма работы

Стихотворение

Г. Виеру «Мамин день»,

пер. с молд. Я. Акима

Чтение и беседа.

Заучивание.

Стихотворение

Чтение и беседа.

Закреплять знания о жанровых особенностях стихотворения.

Продукты питания

Русская народная сказка

«Крылатый, мохнатый да масляный»

Чтение, беседа.

Закреплять знания о жанровых особенностях сказки.

Русская народная сказка

«Лиса и кувшин»

Чтение, беседа.

Пересказ.

Стихотворение

И. Белоусова «Весенняя гостья»

Чтение и беседа.

Заучивание.

День космонавтики

Стихотворения о космосе и космонавтах

Чтение и беседа.

Рассказ Л. Толстого

Уточнять знания о писателе и его творчестве. Закреплять знания о жанровых особенностях рассказа.

Чтение, беседа. Пересказ.

Электробытовые приборы

Рассказ Н. Носова

«Телефон»

Уточнять знания о писателе и его творчестве.

Чтение рассказа

(в сокращении) и беседа.

Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»

Чтение и беседа.

Придумывание продолжения истории.

День Победы

Фольклор (пословицы и поговорки о мире и дружбе, загадки)

Закреплять знания о жанровых особенностях пословицы и загадки.

Знакомство, беседа.

Насекомые

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Чтение в сокращении – до занятия.

Беседа – на занятии.

Сказка В. Даля

«Старик - годовик»

Чтение и беседа.

Итоговое занятие по прочит. произведениям

Викторина, соревнование, конкурсы (на выбор).

Ламуева Людмила Николаевна
План на учебный год по образовательной области «Чтение художественной литературы» (старшая группа)

Период Тема

НОД Программное содержание Источники

Сентябрь

1 неделя Мы – воспитанники старшей группы Цель : Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники . Стр. 26

В. В. Гербова

Сентябрь

2 неделя Рассказывание русской народной сказки «Заяц хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки» Цель : Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями : сказкой «Заяц хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки» . Стр. 27

В. В. Гербова

Сентябрь

3 неделя Обучение рассказыванию : составление рассказов на тему «Осень наступила» . Чтение стихотворений о ранней осени

Цель : Учить детей рассказывать, ориентируясь на план . Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Стр. 30

В. В. Гербова

Сентябрь

4 неделя Весёлые рассказы Носова Цель : Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова. Стр. 35

В. В. Гербова

1 неделя Лексические упражнения. Чтение стихотворения С . Маршака «Пудель»

Цель : Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением – перевертышем. Стр. 35

В. В. Гербова

2 неделя Обучение рассказыванию : описание кукол

Цель : Помочь детям составить план описания куклы ; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом . Стр. 38

В. В. Гербова

3 неделя Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки Цель : Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» , помочь понять её смысл. Стр. 42

В. В. Гербова

4 неделя Литературный калейдоскоп Учить : выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят. Стр. 44

В. В. Гербова

1 неделя Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение (Заверши предложение)

Цель : Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. Стр. 44

В. В. Гербова

2 неделя Завершение работы над сказкой (Айога)

Цель : Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя Стр. 50

В. В. Гербова

3 неделя Чтение рассказа Б . Житкова «Как я ловил человечков»

Цель : Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков» . Стр. 51

В. В. Гербова

4 неделя Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Цель : Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст , стараясь правильно строить предложения. Стр. 51

В. В. Гербова

Чтение стихотворения о зиме Цель : Познакомить со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой позии.

В. В. Гербова

Чтение сказки П . Бажова «Серебряное копытце»

Цель : Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце» . Стр. 60

В. В. Гербова

Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» Цель : Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой» . Стр. 60

В. В. Гербова

Беседа по сказке П Бажова «Серебренное копытце» . Слушание стихотворения К. Фофанова «Наряди елку» Цель : Развивать творческое воображение детей , помогать логично и содержательно строить высказывания. Стр. 62

В. В. Гербова

1 неделя Чтение рассказа С . Георгиева «Я спас деда Мороза» Цель : Познакомить детей с новым художественным произведением , помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. Стр. 65

В. В. Гербова

2 неделя Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» Цель : Учить детей целенаправленному рассматриванию картины. Стр. 66

В. В. Гербова

3 неделя Чтение сказки Б Шергина «Рифмы» , стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» Цель : Познакомить детей с необычной сказкой Б Шергина «Рифмы» , стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово» . Обогащать словарь детей вежливыми словами. Стр. 67

В. В. Гербова

4 неделя Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» .

Цель : Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворения. Стр. 70

В. В. Гербова

Чтение русской народной сказки «Царевна лягушка» . Цель : Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна лягушка» . Стр. 76

В. В. Гербова

Пересказ сказки Толстого «Еж» Цель : Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. Стр. 77

В. В. Гербова

Чтение стихотворения Ю . Владимирова «Чудаки» Цель : Совершенствовать выразительно читать стихотворения по ролям. Стр. 79

В. В. Гербова

Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки» Цель : Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи.

В. В. Гербова

1 неделя Беседы на тему»Наши мамы» Цель : Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим . Стр. 84

В. В. Гербова

2 неделя Пересказ рассказа из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»

Цель : Учить детей свободно, без повторов и ненужных слов пересказывать эпизоды из книги. Стр. 87

В. В. Гербова

3 неделя Чтение рассказа В Драгунского «Друг детства»

Цель : Познакомит детей с рассказом, помочь им оценить поступок мальчика. Стр. 88

В. В. Гербова

4 неделя Чтение сказки «Сивка бурка»

Цель : Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка бурка» . Стр. 90

В. В. Гербова

1 неделя Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм»

Цель : Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта. Стр. 94

В. В. Гербова

2 неделя Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову)

Цель : Продолжать учить детей пересказывать. Стр. 95

В. В. Гербова

3 неделя Чтение рассказа К . Паустовского «Кот ворюга» Цель : Познакомить детей с рассказом. Стр. 96

В. В. Гербова

4 неделя Чтение сказки В . Катаева «Цветик семицветик» Цель : Познакомить детей со сказкой. Стр. 97

В. В. Гербова

1 неделя Литературный калейдоскоп Цель : Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомит с новой считалкой. Стр. 98

В. В. Гербова

2 неделя Чтение рассказа В . Драгунского «Сверху вниз наискосок» Цель : Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом.

В. В. Гербова

3 неделя Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол»

Цель : Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол» . Стр. 101

В. В. Гербова

4 неделя Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни» . Цель : Проверить умеют ли дети составлять подробнее и логичные рассказы на темы из личного опыта. Стр. 102