В народе говорили: «Март-марток, надень семь порток». Да и в наше время, несмотря на глобальное потепление, о котором мы постоянно читаем в газетах и Интернете, для России март - всё-таки не совсем весна… Вернее, календарная весна действительно начинается 1 марта, а вот до настоящей весны ещё далеко…

В народном календаре март называют утром года, ведь когда-то новый год встречали именно в марте. «Март зиму ломает, весне путь очищает».

Современное название месяца марта пришло к нам из Византии, а в Византию попало от древних римлян, давших имя первому весеннему месяцу в честь бога Марса.

Березенем славяне его называли потому, что в марте жгли на уголь берёзу, а в тёплых районах уже собирали . В Белоруссии его так и называют – сакавик .

У хорватов март называется сушец . Считается, что в этом месяце мало бывает осадков и в лесу сухо…

А еще в народе называют март каплюжником, капелюжником, капителью, капельником за первую капель. За быстрое снеготаяние и появление первых проталин – протальником, дорогорушителем, водотёком … А за то, что «в марте курица из лужицы напьётся», но и замёрзнуть может от холодных ветров, прозвали март наши предки свистуном, свистухой, ветроносом … Еще одно прозвище месяца - катыш : "зима на исходе, торопись на санках накататься вволю".

У древних славян год делился на две половины – зимнюю и летнюю. И считалось, что именно с марта начинает пробуждаться природа. В старинных месяцесловах весну величали Лялей и представляли её прекрасной богиней – юной и стройной. Проводы зимы и встреча весны были очень важны для наших языческих предков.

В Болгарии сохранился интересный и красивый старинный обычай. Я узнала о нём в школьные годы, когда переписывалась с девочками из Болгарии и они присылали мне милые сувениры, смысла которых я не могла понять, пока они мне его не объяснили. Оказывается, первого марта болгары носят двойные штучки из красных и белых ниток – в виде шариков или кисточек. Называются они мартеницы . Согласно древнему преданию они приносят своему владельцу счастье и здоровье. Праздник этот у болгар существует до сих пор и называется «Баба Марта» .

Даже после принятия православия март остался связан в сознании народа с проводами зимы – с . Есть такая примета – если в воскресенье перед началом Масленичной недели будет ненастье, то летом можно ждать большого урожая грибов.

Вообще же на март существует немало примет . Так, гроза в марте - к холоду. Длинные сосульки - к долгой весне. Если молния сверкает, а грома не слышно, то лето обещает быть засушливым. «Синичка в марте запела – весеннее тепло ворожит». «Сухой март - год будет плодородным, мокрый – неурожайным». «Снег скоро тает - к мокрому лету». «Из березы течет много сока - весна будет тёплой». Но больше всего мне нравится примета про зайцев – «Зайцы долго не линяют - к холодной весне».

А сколько поговорок сложил про март народ: «С марта предлетье – весна начинается», «В марте день с ночью меряется, равняется», «В марте и на корыте едешь», «В марте и сзади и спереди зима», «Иногда и март морозом хвалится», «В марте югом веет, старого греет». «На исходе марта щука хвостом лёд разбивает», «Март всех теплом привечает».

1 марта – новичок, первый день весны. Если в этот день при северном ветре прогремит гром, то весна будет холодной, при восточном ветре – весна будет дружной и сухой, при западном - мокрой, а при южном - тёплой.

5 марта. Лев Катанский. Нельзя смотреть на падающие звезды, если посмотришь, может случиться беда.

9 марта. Иванов день. Обретенье - первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. Птицы начинают вить гнёзда.

10 марта. День памяти святителя Тарасия. С Тарасия нельзя было спать днём, иначе могла напасть (кумоха).

12 марта. День Прокопа Перезимника. В народе говорили, что в этот день март дорогу рушит, да вязнет в сугробе.

13 марта. Вершина позимья. Солнечник, капельник, капитель. Дождь в этот день предвещал богатый урожай.

14 марта. Евдокия Плющиха. По Евдокии смотрели – если день стоял пригожий, то и весна будет хорошей. На Евдокию начинали подтаивать сугробы. Если в этот день шёл дождь, то ожидали, что и лето будет дождливое. Если день сухой, солнечный, то лето будет хорошее. На Евдокию зовут весну: «Весна-красна, что ты нам принесла - красное летичко».

15 марта . Ветронос, везде суёт свой нос. По этому дню смотрели, каким будет лето. Если дует тёплый ветер, то ждали тёплого дождливого лета. Если снег, мороз, северный ветер, то летом тепла не будет. А коли с утра зарядит дождь, то лить будет всё лето. Старые люди говорили: «На Федота занос (ветер, метель) - все сено снесешь (долго травы не будет)».

17 марта. Герасим Грачевник. «Грач весну принёс». «Грач на горе - так и весна на дворе». «Герасим Грачевник грача на Русь ведет». Все, конечно, помнят картину Саврасова «Грачи прилетели». Художник изобразил скупыми красками не только неброскую красоту мартовского весеннего пейзажа среднерусской природы, но и передал само ожидание весны, трепет души русской.

18 марта. Конон Огородник. В этот день огородникам не следовало сидеть без дела. Нужно было замачивать семена и готовиться к посадкам в парники. В народе говорили: «На Конона Градаря начинай копать гряды в огороде». По народным приметам ясный день 18 марта обещал лето без града.

21 марта. Равноденствие. Ночь и день сравнялись по продолжительности. В этот день в северном полушарии начинается , а в южном - осень. На Равноденствие раньше выпускали на волю певчих птиц.

22 марта. Зима кончается. Почин весне. В этот день в старину выпекали из теста птичек в честь 40 святых мучеников. По представлениям наших далёких предков именно птицы на своих крыльях приносили из тёплых краёв весну. Примечали, коли трясогузка прилетела, то река через 12 дней вскроется.

25 марта. День Григория – Папы Римского. Туман в этот день предвещает большой урожай льна и конопли. В этот день, чтобы птица лучше плодилась, её подкармливали семенами льна и всё той же конопли.

30 марта. Алексей Тёплый. «Алексей – с гор потоки». На Алексея Тёплого, как правило, бурно тает снег. Если на Алексея тепло, то весна будет тёплой. «Алексей, человек Божий, зиму-зимскую на нет сводит».

Март – это всё-таки благодать! Световой день становится все длиннее. Нас ждут первые проталинки, первые цветы, первое кукование кукушки и первый весенний праздник, который март, как истинный мужчина, посвящает нам, . Так будем радоваться первым весенним дням и пробуждению природы и любви.

КАК ХРИСТИАНИНУ ПРАЗДНОВАТЬ МАСЛЕНИЦУ?

Что в этом празднике православного, размышляет иеродиакон Иоанн (Курмояров).

Уверен, что среднестатистический обыватель, мало знакомый с основами православной веры, сходу ответит на этот вопрос подобным образом: изначально Масленица была праздником языческим, а затем, в процессе искоренения языческих верований на территории Древней Руси, превратилась в христианский. Причем Церковь намеренно ассимилировала этот языческий праздник с целью привлечения в свои ряды как можно большего количества людей.

Увы, но сегодня схожее мнение можно услышать и среди верующих, воцерковленных людей. Уж больно широкое распространение получила историософская версия о якобы имевшей место замене языческих праздников христианскими.

Так, например, данную точку зрения в одной из своих работ озвучил известный религиовед и миссионер диакон А. Кураев. Говоря о праздновании Рождества Христова, он утверждал: «В начале V века празднование Рождества было совмещено с днем зимнего солнцестояния… Чтобы обратить уже устоявшиеся праздничные настроения людей в этот день с воспоминаниями языческих на воспоминание о евангельских событиях, было решено разделить празднование Рождества и Крещения, отнеся Рождество на 12 дней и наложив его на народные торжества».

Эта более чем спорная религиоведческая и историософская концепция требует отдельного детального анализа хотя бы потому, что дает повод нашим языческим оппонентам обвинить Церковь в подлоге.

Масленица. Что же это за праздник на самом деле и была ли замена языческой Масленицы ее христианским прототипом?

Языческая Масленица


Нужно сказать, что у наших предков-язычников (т. е. у древних славян) такой праздник был : «Масленица - в славянской мифологии персонаж, воплощающий плодородие и вместе с тем зиму и смерть».

И, скорее всего, праздновали его в сроки, очень близкие ко дню весеннего равноденствия, что совершенно не удивительно, т. к. в основе большинства языческих праздников лежали астрономические явления: Масленица праздновалась у древних славян, очевидно, не в то время, как сейчас, а тогда, когда весна наступала на прародине славян… Языческую масленицу относят к 24 марта.

Внимательный читатель сразу заметит некоторое несоответствие между двумя этими цитатами. И действительно: если Масленица праздновалась весной, то почему она воплощала смерть и зиму? Тем более что практически все языческие весенние праздники связаны с ожиданием пробуждения природы, с воспеванием «таинства» зарождения новой жизни и победы жизни над смертью.

На самом деле, если вы начнете изучать те или иные источники, в которых описывается этот древнеславянский праздник, то неминуемо столкнетесь с разными трактовками его сути и разными описаниями его обрядовой стороны. А происходит это потому, что, к великому сожалению, наши предки-славяне не оставили никаких письменных свидетельств не только об этом празднике, но и о большинстве других. Многие историки, исследовавшие культуру древних славян, в том числе и те, кто проводил многочисленные раскопки на территории Древней Руси, говорят о том, что сталкиваются с серьезными трудностями при восстановлении верований древних славян из-за недостатка аутентичной информации.

Именно поэтому сегодня мы можем с уверенностью констатировать лишь тот факт, что наши предки-язычники действительно праздновали Масленицу и, скорее всего, в конце марта.

Как уже было сказано выше, информация об этом празднике сильно разнится: особенно этим грешат многочисленные современные исследования. В самом авторитетном дореволюционном энциклопедическом словаре Брокгауза-Эфрона читаем: «Как и западноевропейский карнавал, русская Масляница - наследие времен язычества. По Снегиреву, она имеет своим началом праздник в честь языческого бога Волоса».

В энциклопедии «Мифы народов мира», составленной авторитетнейшими учеными и получившей в свое время премию ЮНЕСКО, соотносится культ Волоса (Велеса) с культом христианского св. Власия, который, по мнению авторов, является у христиан покровителем скота и, следовательно, не имеет никакого отношения к гуляниям на Масленицу перед Великим постом.

После таких расхождений нет большого желания читать более чем смелые версии некоторых современных исследователей о праздновании Масленицы у древних славян. Работы, которые пишутся со смелостью очевидцев, чаще всего не имеют под собой реальной исторической основы.

Единственное, о чем мы можем судить, так это о том, как праздновалась Масленица в России и на Украине в XV-XIX веках. Отметим, что нередко масленичные обряды наших предков сильно напоминают обряды языческие, да и в целом смотрятся с высоты XXI века достаточно оригинально. В том же словаре Брокгауза-Эфрона можно прочитать по этому поводу следующее: «Mасляница - праздник новообвенчанных, молодых, торжество вновь сложившейся семьи. Время от 6 января вплоть до масляницы слывет у нас свадебным, в XV в. месяцы январь и февраль прямо называются свадьбами ("Новгородская летопись", под 1402 г.). В народе нередко издеваются над теми, которые не успели пойти под венец в период свадеб; такой характер в Белоруссии и Малороссии носит обряд, известный под названием колодки; это - завернутое в холст полено или палка; бабы в прощеное воскресенье привязывают колодку девушкам и парням к ногам, как бы в наказание за то, что не вступили в брак в минувший мясоед; обшитую ленточками колодку девушки также навязывают парубкам, которые должны от нее откупаться. Характерную черту М. русской составляет также катанье... В старину на М. устраивались кулачные бои, борьба, приходили вожаки с медведями и козой, бродячий кукольник с Петрушкой. Все эти потехи, а равно и ряженые в маски, так называемое москолоудство (см.), были в обычае еще в XVI в. Любопытная картинка с изображением масляничного веселья помещена в шлезвигском издании Олеария 1656 г. ("Vermehrte Moscovilische und Persiamsche Reisebeschreibung", стр. 103). К числу масляничных забав принадлежат также качели и ледяные горы… На Москве-реке устраивались и конские ристалища… С XVIII в. к коренным древнерусским масляничным забавам присоединяются забавы, проникшие к нам под влиянием западноевропейского карнавала. В некоторых местах (Симбирская и Пензенская губ.) строились на М. на реке городки из снега, с башнями, двумя воротами и прорубью. Мальчики разделялись на две партии - наступающую и защитников позиции. Отражение производилось помелами и метлами; осаждающие, после долгой борьбы, въезжали в ворота, и город считался взятым. Взявшие городок купали в проруби своего предводителя, потом все вместе разрушали городок и с песнями возвращались домой. Вс. Миллер полагает, что основа этой масляничной игры - символическая: снежный городок представляет собой зиму, которую изгоняют или разрушают силы весны. С этой же идеей мы встречаемся в обрядах так наз. встречи и проводы М. Во многих местах масляничная неделя заканчивается обрядом сжигания М. (чучела или снопа соломы). Об обрядах последнего дня М. см. Прощеное воскресенье. В Малороссии М. заканчивается полосканием рта, так как, по существующему поверью, черти каждую ночь понемногу могут выдергивать остающийся на зубах сыр, пока всего не выдернут вместе с зубами. Народ помнит, что "Не все коту М.". При встрече М. народ говорит: "Хоть что заложить, а М. проводить", после проводов же находит, что "М. объедуха, деньгам приберуха", что "М. широка, затопила великий пост" и не без иронии относится к тем, что "пили на M., a с похмелья ломало на радоницу". На Кавказе у грузин в праздновании М. принимают участие странствующие певцы-музыканты, с инструментами вроде наших волынок. В сумерках за городом устраиваются кулачные бои, в деревнях играют в чалики (жгут). В первый день М. молодые крестьяне-грузины наряжаются и ходят по улицам с пляской и пением».

Что тут скажешь? Человек устроен так, что его всегда тянет в язычество. И мы, современные люди, недалеко ушли от наших предков. Взять хотя бы знаменитый Бразильский карнавал, который проходит в неделю перед Великим постом и поэтому является католическим эквивалентом Масленицы. Иной вопрос: какое отношение все это имеет к христианству?

Масленица и христианство


В христианстве Масленица вообще не относится к сугубо церковным праздникам. Она приходится на неделю перед Великим постом и, следовательно, не имеет четкой даты в календаре (т. е. время, на которое приходится масленичная неделя, может колебаться в пределах месяца и более). Для христиан это время подготовки к посту, касающейся не только пищи (в эту неделю Церковь не разрешает своим верным чадам вкушать мясо, поэтому по церковной традиции правильно называть эту неделю не масленичной, а мясопустной), но также и духовной стороны жизни.

Понимая, что между языческой Масленицей и последними днями перед Великим постом невозможно найти совпадения датировок, современные неоязычники пытаются выдать христианский праздник Благовещения (который, по их мнению, приходится на то же время) как празднество Церкви, пришедшее на смену данному языческому действу. Однако они не учитывают того, что сам праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (т. е. радостная, благая весть - событие, когда Дева Мария получила от Архангела Гавриила весть о том, что от нее родится Спаситель Христос (Лк. 1:26-38)), возник не позднее IV века в Римской империи и к славянскому язычеству не имеет ни малейшего отношения.

Но самое интересное заключается в том, что в реальности имела место обратная тенденция, а именно: не Православная Церковь подгоняла свои праздники под языческий календарь (который, как мы уже говорили, слишком сильно отличался от современного), а современные неоязычники приблизили даты некоторых языческих празднований к календарю Православной Церкви. Именно поэтому в настоящее время народные праздники неточно совпадают с положением солнца (т. е. днями летнего и зимнего солнцестояния). Да и любой, кто мало-мальски знаком с годовым богослужебным кругом Православной Церкви, знает, что схема христианских праздников в православии по сути своей отличается от языческого годового праздничного круга древних славян.

Мало того, в Книге Правил, являющемся одним из основополагающих ориентиров для каждого христианина, существует немало определений, прямо запрещающих участие в каких-либо ритуальных, языческих священнодействиях и празднествах. Так, например, 61-е правило 6-го Вселенского Собора (VII век) со ссылкой на Святое Писание говорит о том, что тех, кто придается языческим суевериям и разного рода культам, следует либо отлучать на очень длительное время от общения Церковного либо, в случае неисправимости человека, такового вообще полагает извергать из Церкви: Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восхотят им открыти, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетния епитимии. Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц или иных животных на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о щастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков; равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергати из церкви, как и священныя правила повелевают. Ибо, кое общение свету ко тьме, якоже глаголет апостол? или кое сложение церкви Божией со идолы? или кая часть верному с неверным? кое же согласие Христа с велиаром (2 Кор. 6:14-16)?.

Похожие строгие меры предусмотрены и другими церковными правилами: 65-е правило того же Вселенского Собора, 24-е правило Святого Поместного Собора Анкирского, 36-е правило Святого Поместного Собора Лаодикийского, а также 7, 65, 72, 81, 83-е правила святителя Василия Великого и 3-е правило святителя Григория Нисского. Таким образом, можно с уверенностью сделать один-единственный вывод: Религиозный компромисс между христианством и язычеством, в какие бы одежды оно не рядилось, невозможен в принципе, в противном случае христиане просто перестанут быть самими собой. Да, ранняя Церковь с радостью принимала те "семена истины" (св. Иустин Философ), которые были рассеяны в дохристианском язычестве. Она не отвергала искренний религиозный поиск в еще не просвещенном евангельским светом мире, поиск, который увенчивался обретением Христа… Но Церковь анафематствует любые оккультно-языческие блуждания в новозаветную эпоху. Теперь это не поиск Истины, но уход от неё.

Что же касается некоторых народных традиций (взять хотя бы совершенно невинную традицию есть блины на Масленицу и т. д.), то Церковь вовсе не осуждает тех благочестивых обычаев, которые сложились в истории различных народов и не связаны сегодня в народном сознании с магией или оккультизмом. Церковь благословляет все благие порывы в жизни и быте людей, пытаясь дать им нужное спасительное направление. Именно по этой причине и освящаются плоды нового урожая, жилища людей и т. д. Но в самом учении Церкви нет ни сельскохозяйственного культа, ни культа жилища, рода, рожениц, скота, нет в Церкви и такого «церковного» праздника, как Масленица. Да и вообще нет ничего, связанного с язычеством и оккультизмом.

Как современному христианину нужно относиться к празднованию Масленицы?


Масленица - не церковный праздник. И поэтому то, как Вы ее отметите (и отметите ли вообще), зависит только от Вас.

Масленицу в Русской Православной Церкви считают «подготовкой к Великому посту» и предостерегают верующих от безудержного веселья. То, что в народе называется масленицей, в церковном календаре именуется «сырной седмицей» (неделей) перед Великим постом.

Конечно, остается только сожалеть о том, что некоторые околоцерковные люди, считающие себя православными христианами, превращают это время в разгулье, что никоим образом не присуще верующим. Так, например, зачастую масленичная неделя сопровождается обильным излиянием спиртного, языческими игрищами (т. е. такими действиями, в которые люди вкладывают некий мистический антихристианский смысл), обрядом сжигания Масленицы (чучела или снопа соломы). Безусловно, все это ранит сердце христианина и наводит на грустные размышления по поводу благочестия нашего народа.

С другой стороны, не думаю, что кто-нибудь из священноначалия будет запрещать христианам в это время кушать блины и веселиться. Вот чего точно не нужно делать, так это грешить: упиваться, объедаться и участвовать в откровенных языческих действах, таких как, например, сжигание чучела. Да и участие в других масленичных забавах не стоит наполнять языческим смыслом. Лучше поблагодарить Господа за то, что мы живем мирно, что сыты и одеты, за то, что можем радоваться жизни, не забывая о том, что впереди Великий пост и Пасха Христова!

ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ

Про снег и зиму.

Волшебный снег укутал землю. Он заботливо укрыл поля, луга, леса. Что такое снег? Серебристый пух, прозрачные хрусталики. В народе медленно падающий снег (часто первый снег) называют “белыми мухами”.

«Снег да снег, все один, вечно девственный снег,
Да узоры лиловые скованных рек,
Да сосновые темные боры ».

«Снег» содержит 21 вопрос. На все вопросы даны ответы.

1. Что такое снег?
Ответ: разновидность атмосферных осадков

2. Какая страна самая снежная?
Ответ: Россия

3. Как называется крохотная частица снега?
Ответ: снежинка

4. Каков вес одной снежинки?
Ответ: приблизительно один миллиграмм

5. Может ли снег быть скользким?
Ответ: да

6. Снег скрипит или трещит?
Ответ: обычно говорят, что скрипит снег, а трещат морозы

7. Какие животные любят снег?
Ответ: белый медведь, рысь, олень, пингвин

8. Есть птицы, которые любят кувыркаться в снегу. Как они называются?
Ответ: кеа, птица семейства попугаевых

9. Как называется большая куча снега?
Ответ: сугроб

10. Есть ли на земле люди, никогда не видевшие снега?
Ответ: есть

11. Каким может быть снег?
Ответ: рыхлым, пушистым, мокрым, в виде снежной каши, в виде хлопьев

12. Какие машины, убирающие снег, вы знаете?
Ответ: снегоуборщики, снегоотбрасыватели, снегоочистители, подметальные машины, снегопогрузчики и другие машины

13. Приведите строки из стихотворений, содержащие слово «снег»
Ответ: «… снег выпал только в январе» А.С. Пушкин

«Утром кот
Принес на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!»

«Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится».

14. Какие словосочетания со словом «снежный» вы знаете?
Ответ: снежные заносы, снежный шторм, снежная лавина, снежная баба, снежный покров

16. Есть ли снег на Марсе?
Ответ: есть

17. Какие пословицы и поговорки со словом «снег» вы знаете?
Ответ: «много снега – много хлеба»
«Нужен, как прошлогодний снег»
«У него снега зимой не выпросишь»

18. Назовите слова, состоящие из 8 букв со словом «снег»
Ответ: снегоход, снегопад, снеговик

19. У какой птицы в названии присутствует слово «снег»?
Ответ: снегирь

20. Достройте пирамиду:

Снег
Снежок
Снеговик
………
Снеготаяние
Снегоочиститель
Снегозадержание

21. Бывает ли так, что снег идёт в Африке?
Ответ: бывает

Долго гостит в России зимушка-зима. И метелям даст свой нрав показать и снега не пожалеет, и холодному ветру позволит разгуляться. Сегодня мы подробнее поговорим о зиме. Всё ли мы о ней знаем? На все вопросы викторины «Зима» даны ответы.

1. Световой день зимой…
Короткий +
Длинный
Средний

2. Земля зимой получает тепла…
Много
Мало +
Иногда много, иногда мало

3. Какие осадки обычно идут зимой?
Снег +
Град
Дождь

4. Как мы говорим?
Снег поёт
Снег скрипит +
Снег щебечет

5. От чего зависит скорость падения снежинок на землю?
От массы снежинок +
Формы снежинок +
Размера снежинок +

6. Отметьте правильные примеры зимних явлений в неживой природе:
Изморозь +
Ливень
Вьюга +

7. Почему семена растений не вымерзают за зиму?
Потому что под снегом температура выше, чем на голой земле +
Потому что семена закалённые
Потому что семена как будто «спят»

8. Как животные готовятся к зиме?
Делают съестные запасы +
Утепляют свои норы +
Накапливают жировой слой +

9. Укажите правильные высказывания:
Зимой шкура зайца имеет белый окрас +
Зимой шубка белки более тёплая +
Ёж зимой меняет колючки

10. Можно ли зимой под снегом увидеть зелёные травянистые растения?
Да +
Нет
Зависит от погоды

11. Какой зверь спит зимой?
Медведь +
Рысь
Ёж +

12. Какие утверждения верны?
«К зиме лоси готовят себе постоянное жилище»
«Хомяки принадлежат к типу самых запасливых животных» +
«Медведи зимой поют тихую песню»

13. Будет мороз, если
Кошка поёт песни
Кошка свернулась клубочком +
Кошка прячет мордочку

14. При каких температурах идёт снег с дождём?
При температурах, близких к нулю +
При температуре минус 5
При температуре минус 10

Вряд ли вам не знакома эта небольшая яркая птичка. Всего в мире насчитывается 65 видов синиц, из них в России проживает 11. Синицы - почему их так называют? Вряд ли имя они получили за свой окрас, в котором синий цвет-то присутствует далеко не у всех ее видов…

Как синица получила свое имя?

Этимология (раздел науки о происхождении слов) утверждает, что изначально пичуга сия называлась зиницей из-за характерного звонкого пения: «зинь-зинь».

Как в народе называют синицу? Маленькой птичкой, которой посвящен целый день в году. Мудрый народ заметил дату, когда индивидуалистки-синички начинают собираться в стайки, ощущая дыхание зимы. В календаре ноября это 12-е число по новому стилю (30-е по старому), День мучеников Зиновии и Зиновия. В народе его встарь называли праздником синиц.

При появлении птички у детей на лицах возникают улыбки… За ней любопытно наблюдать: хлопотливая, шустрая и очень полезная. Семейство синичек (которое, конечно, следует беречь) надежно охраняет сад от вредителей. Поэтому как в народе называют синицу в повседневной речи? Неизменно - ласково, причем часто - созвучно названию определенных видов этой птицы: лазоревка, гаичка, московка… Ощущаете? Во всех этих милых названиях незримо звучит симпатия людей.

Наиболее часто в холодное время года у домов людей можно увидать так называемую (ее вес - всего 20 г). Именно эта птичка является общепризнанной певуньей. Ее трель, теньканье, высвисты и "колокольчик" дают основание специалистам по птичьему пению относить ее ко второй (достаточно высокой) категории певунов.

Зная ее повадки, ее непреклонный нрав, как в народе называют синицу? Птичкой вольной. Не поддается она дрессировке, запертая в клетку, будет рьяно биться за свою свободу. Мало какая птица станет так носиться за прутьями, кричать, проявлять удивительную для столь крохотной пичужки дикость и злобу. Конечно, это - не хищник, но несовместимость синички и пребывания в неволе общеизвестны…

Синичка… птичка таинственная

Каково магическое имя этой птички, как в народе называют синицу, веря в ее запредельные возможности? Девятисловой. Люди встарь верили, что не проста она, ой не проста… Дано ей владеть вещим словом. Возможно, поэтому в народе и говорится: «Синица весну чует». Вещее слово, пропетое синичкой, будит усыпленную зимними вьюгами природу. А еще это слово может и растравлять раны, и заживлять их, гасить вспыхнувший пожар хлынувшим ливнем, «отворять запоры», зажигать любовь и ненависть… Синица знает - сбыться загаданному или же нет. Она чувствует приближение беды. Поэтому люди старались ее ублажить, привлечь к дому, накрошив ей хлеба, бросив зерна…

В заключение

Зимой этой пташке очень нужна ваша помощь. Словно о ней сказано, что зимой для птиц много страшнее голод, чем холод. Соорудите кормушку, и в благодарность за это синички оживят вид из окна.

Как в народе называют птицу-синицу? Божьей птичкой, поэтому и гадали издавна на нее. Бросали ей зерна и кусочки сала, а затем смотрели, что она сперва станет клевать. Если сало, то будет приумножаться домашний скот, если зерна - быть достатку в хозяйстве.

В средние века верили, что тому, кто убил синичку, не будет везения в скотоводстве. А Генрих Баварский даже сурово наказывал людей, ловивших синиц: денежным штрафом и даже насильственной экспроприацией домашней птицы. Наверное, нравилась ему эта маленькая обаятельная птичка. А вам?

Или Почему в России до сих пор не состоялась десталинизация

30 июля 1937 года народный комиссар внутренних дел СССР Николай Ежов подписал оперативный приказ № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». 5 августа приказ вступил в силу. Он открыл самый массовый виток сталинского террора - то, что в народе называется «тридцать седьмым». 80 лет спустя кровавая дата вспоминается только немногочисленными выжившими репрессированными, их родными, правозащитниками, оппозиционными политиками. Российское государство никак не отмечает годовщину приказа, оборвавшего жизни сотен тысяч людей. Над государством по-прежнему висит тень Сталина, оно до сих пор не забыло размер сталинского френча.

Ещё 2 июля 1937 года Политбюро ЦК ВКП (б) приняло постановление «Об антисоветских элементах». Директива, подготовленная и подписанная Сталиным и Молотовым , предписывала «всем секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учёт всех возвратившихся на родину кулаков и уголовников с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки».

Секретари парторганизаций входили в «тройки» наряду с начальниками управлений НКВД и облпрокурорами. В приказе они перечислены персонально. Партию замазали в крови изначально.

По тезисам Сталина, классовая борьба должна была обостряться по мере наступления коммунизма, что требовало беспощадной борьбы с врагами.

Борьба за власть в России превратилась при Сталине в кровавую войну власти с народом.

Судопроизводство как государственный институт было фактически уничтожено. Приговоры «троек» выносились заочно, без обвиняемого, без участия представителей защиты и обвинения, и обжалованию не подлежали.

Согласно первой редакции приказа, за четыре месяца по территориальной разнарядке предписывалось приговорить к расстрелу 75 950 человек, заключить в лагерь - 193 000 человек.

Палачи на местах с воодушевлением восприняли приказ, начались «встречные планы» и «инициативы с мест», сроки действия приказа неоднократно продлевали, регионам давали «дополнительные лимиты» на казни.

Более людоедской эпохи в нашей стране не было.

Её жертвами в итоге стали миллионы, и это без павших на войне, которые могли выжить, если бы не преступления и смертельные ошибки Сталина.

Молох массовых репрессий катился по стране после 1937 года ещё почти двадцать лет.

25 февраля 1956 года, в последний день ХХ Съезда КПСС , на специальном закрытом утреннем заседании первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Выступление Хрущёва стало самым мощным по силе и политическим последствиям докладом руководителя КПСС за всё время её существования.

Хрущёв совершил политический подвиг - он начал процесс десталинизации не только государства, но и народа, изувеченного Сталиным. Он открыл тюрьмы, спас жизни заключённым, начал процесс реабилитации, коснувшийся миллионов людей, очистил политические карты от имени Сталина, убрал памятники тирану, ввёл часть исторической правды в учебники, приоткрыл окна свободы в художественной литературе, и литературные произведения по времени публикации обгоняли, а по силе воздействия порой превосходили раскрываемые документы людоедской эпохи.

Десталинизация в СССР не могла завершиться полностью. В первую очередь потому, что последовательное развенчание исторической роли Сталина логически не могло не привести к оценке роли Ленина в истории России. Но именно Ленин был родоначальником государственного большевистского террора . Он был идеологом не только вооружённого переворота, но и гражданской войны, число жертв которой многократно превысило число жертв революции.

Роль Ленина в создании людоедской политической системы воинствующего большевизма оказалась в тени миллионов жертв Сталина, его смерть в 1924 году помогла сделать из него икону большевизма, и у большинства разоблачителей Сталина не было даже мысли о том, что усатый мясник всего лишь последовательный ученик фанатика Ленина, воплотивший в жизнь его кровавые мечты и планы .

В 1991 году у Бориса Ельцина и первой российской демократической власти был исторический шанс не только завершить десталинизацию, но и провести деленинизацию России. По существу, без этого действия демократия не могла быть построена. Без этого было невозможно обрезать людоедские политические традиции и создать человеческие.

Но личная принадлежность к партийной элите, непонимание жизнестойкости вируса большевизма/ленинизма/сталинизма, грубо и бесчеловечно проведённые социально-экономические реформы не позволили правительству Ельцина сделать главное, что оно могло и должно было сделать, - уничтожить большевизм как правящее политическое течение в нашей стране и основать демократическое государство.

Поэтому не состоялось покаяния, искупления, реституции, реабилитации, люстрации, не было всего процесса дебольшевизации, без которого невозможно построение демократии в России точно так же, как было невозможно построение демократии в Германии без денацификации после Второй мировой войны.

Эта первостепенной важности политическая задача не решена до сих пор.

Немецкий народ смог закопать политический труп Гитлера .