Филипп Филиппович Преображенский является одним из основных и главных героев произведения «Собачье сердце». Его можно описать как одаренного гения и способного ученого. Профессор является сыном епископа, аристократом, одиноким и трудолюбивым человеком, раньше работал на кафедре в университете. Он считает, для того, чтобы не было разрухи в мире. людям необходимо заниматься своими делами по профессии. Преображенский не может принять новый уклад жизни, поэтому он лечит людей из новой власти, получая независимость и деньги.

Филипп Филиппович предпочитает носить черные костюмы из английского кастора, цепи из золота, шубу из меха черно-бурой лисы. У него имеется служащие, с которыми у него добродушные и гуманные отношения. Он человек не молодых лет. Преображенский живет в семи комнатах в широких уютных апартаментах. Он очень умен, остроумен, эрудирован, в его речи присутствуют множество изречений.

Ему ненавистны грубость, излишняя самоуверенность, наглость простых людей. Считает, что они должны чистить сараи, а не управлять страной.

Преображенский занимается редкими дорогими омолаживающими операциями для стареющих мужчин и женщин, которые не хотят смириться с законами природы. Решив провести эксперимент на бездомной собаке, по кличке Шарик, поменяв его сердце на сердце человека, он получает алкоголика и тунеядца Шарикова. Через время после операции, он понимает, что изменил законы природы, что делает ни в коем случае нельзя. Шариков, дорвавшись до власти, чуть не выкидывает своего создателя на улицу. Однако благодаря связям профессор спасается от власти Шарикова.

Преображенский, увлекшись своим экспериментом, не заметил, что создал представителя той власти, которую не мог терпеть. В итоге шариковы выдвинулись в высшие слои власти и стали решать судьбу людей, заниматься внешней политикой страны. Поняв свою ужасную ошибку, Преображенский вместе с Борменталем решают усыпить Шарикова путем обратной операции, вернув Шарику свой первоначальный облик.

Сочинение про Профессора Преображенского

Филипп Филиппович Преображенский – один из главных героев повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Это шестидесятилетний учёный, выдающийся хирург с мировым именем, умный, интеллигентный, спокойный, ироничный человек, волею судьбы вынужденный жить в постреволюционной Москве в начале двадцатых годов прошлого века.

В то время жизнь в стране определялась одним ёмким словом «разруха». На неё было принято списывать все трудности и неурядицы. В отличие от остальных, профессор Преображенский не считает разруху внешним фактором. Он утверждает, что разруха находится в головах людей. Что разруха наступает там, где люди перестают заниматься своими прямыми обязанностями. Там, где гадят в собственном жилище и воруют у себя же. Филипп Филиппович, мягко говоря, не одобряет революцию, принесшую разруху в головы людей. Он откровенно признаёт, что не любит пролетариата. И советует своему коллеге доктору Борменталю не читать советских газет, чтобы чувствовать себя хорошо.

Профессор Преображенский живёт в квартире из семи комнат и хотел бы иметь восьмую, поскольку считает, что человеку нужны нормальные условия для жизни и для работы. Он держит служанку и не понимает, почему с приходом к власти пролетариата из квартир исчезло отопление, а из подъезда – цветы и ковры. И обязательно ли пачкать грязными ногами мраморную лестницу.

Но главной проблемой Филиппа Филипповича стало порождение его собственного научного эксперимента – пёс Шарик, превратившийся в человека в результате операции профессора. Решая проблемы омоложения организма и продления человеческой жизни, он пересаживает бродячему псу гипофиз человека. То, что он получил в результате этого эксперимента, сделало жизнь профессора воистину невыносимой. «Новый человек» оказался на поверку хамом, алкоголиком, демагогом и негодяем. Сможет ли умный, воспитанный, интеллигентный человек ужиться под одной крышей с этим чудовищем? Конечно, нет. В книге всё заканчивается хорошо – профессор удаляет Шарикову человеческий гипофиз, и тот снова превращается в симпатичного пса. В жизни всё случается иначе.

Образ профессора Преображенского – символ русской интеллигенции, которая первой жаждет обновлений, кричит везде и всюду «Так жить нельзя!», а когда революционные перемены наступают, первая попадает под этот «каток» и страдает от вызванных ею же демонов. Осознавал ли это Булгаков умом или чувствовал интуитивно – но в образе профессора Преображенского он сумел создать самый точный символ русского интеллигента и воплотить в нём весь трагизм умного человека, вынужденного жить в обществе, которым правят «швондеры»

Образец 3

Вот этим образом я восхищаюсь. Конечно, я постараюсь быть объективным, но профессор, по-моему, просто не может не вызывать хотя бы уважения.

Это образ мудреца и творца. Понятно, что он считает Шарикова своей ошибкой, но с блеском её исправляет. Преображенский, ясно, человек в возрасте, с опытом. Он настолько интеллигентен, мудр! Он будто противопоставляется всему, что происходит в стране. Да так и есть! У него хватает мужества прямо отвечать большевикам (обычно необразованным и грубым), что ему нужно больше комнат, что сдавать на «голодающих детей» он не собирается. У него свои взгляды, он точно не поддаётся влиянию масс. Толпу, я думаю, он презирает. Об этом говорит его поведение, рассуждения. Преображенский сохраняет старый порядок, но не от старческого страха перемен, а именно из-за мудрости, из того, что он соблюдает свои интересы. И вообще, он человек дела! И работает – помогает людям, и ведёт научную работу, и умеет приятно отдохнуть (в опере), даже обедает он со вкусом – не на бегу.

Контрастирует он просто со всеми. Тот же Берлиоз ещё молод и слишком горяч. Хорошо, что ученик внимательно слушает своего учителя.

Нужно найти в образе недостатки… Профессор не очень эмоционален. В минуту ужаса и разочарования в своём творении он падает в обморок – уходит от реальности, считай. Но он же не девушка, чтобы эмоции показывать… Но тут дело в том, что раз он их скрывает немного, то это может привести к проблемам с сердцем. Ещё у него нет никакой личной жизни! Нет семьи, детей-внуков. Но он выбрал науку, это ясно. Хотя, может быть, иногда он жалеет, что, кроме того самого Ивана Арнольдовича, близких нет. Возможно, вспоминает какую-то влюбленность молодости. Но Булгаков не особенно развивает эту тему.

Это вполне простительные недостатки… Одним из главных плюсов Филиппа Преображенского является, как я считаю, гуманизм. Филипп Филиппович смело говорит о недопустимости физических наказаний ни для людей, ни для животных. Со всеми он старается найти общий язык, даже с Полиграфом! Хотя в итоге к нему приходится применить более суровые методы, так как другого он не понимает. Думаю, многие разделяют моё мнение.

Сочинение 4

В произведении «Собачье сердце» все происходит в Москве. Здесь ярко и лаконично описана жизнь того времени когда только-только начал зарождаться пролетариат, власть находится у народа, но вот как правильно ее применить еще мало кому известна. Главным героем является настоящий профессионал своего дела, кандидат медицинских наук Преображенский Филипп. Недавно ему исполнилось шестьдесят лет. И хотя за это время его могли заменить другими врачами, но пока этого не произошло, он будет работать дальше. Да и не родились еще такие врачи, как наш главный герой.

Живет он вместе с прислугой в доме, где находится семь комнат. Больше всего на свете ему хочется выстроить или купить дом, где будет находиться восемь комнат, но пока он этого сделать не может, а все, потому что постоянно занят на работе. И это вполне нормальное желание. Ведь здесь он не только живет, но и работает. Днем Филипп старается принять как можно больше пациентов и помочь им. А вот ночью он читает медицинские учебники и изучает всегда что-то новое и ранее неизвестное. Он всегда больше времени уделяет своим пациентам и совсем не обращает на себя. Лучше он примет как можно больше пациентов, а потом уже покушает или отдохнет, ведь для него главное пациенты. Кроме этого он совсем не привык к хорошим условиям и вполне может остаться ночевать прямо в больнице. Порой ему приходится проводить очень сложные операции, за которые возьмется не каждый хирург.

Также ему хочется как можно больше узнать про долголетие и он старается придумать что-то новое для того чтобы люди перестали умирать и жили долго и счастливо. И все свое изучение он переносит на операцию, которую проводит на собаке по имени Шарик. Он решает ему пересадить гипофиз человека и потом проконтролировать, что будет дальше. Оказывается, данный гипофиз был получен от пьющего и бродячего человека. И вскоре опыт был провален. А все, потому что пациент стал пьющим, неконтролирующим человеком, и у врача появилось очень много проблем с ним. И тогда он решил опять превратить его в собаку.

Как и многие персонажи в русской литературе, Репетилов из «Горе от ума» имеет говорящую фамилию. С латинского она означает «повторять». И, конечно, отображается это в герое прекрасно.

  • Анализ произведения Гайдара Тимур и его команда

    Жанровая принадлежность – это повесть, написанная для детей. Данная работа была написана для фильма, писалась под определенный киносценарий.

  • Образы градоначальников в романе История одного города Салтыкова-Щедрина сочинение характеристики Глупов

    Роман «История одного города», созданный Михаилом Салтыковым-Щедриным в конце девятнадцатого века, является по-настоящему сатирическим произведением, в котором обличаются пороки власти, которая в то время была абсолютной

  • Образ и характеристика Тамары в поэме Демон Лермонтова

    Одним из основных персонажей произведения является Тамара, образ которой противопоставляется главному герою поэмы Демону.


  • Профессор Филипп Филиппович Преображенский – один из основных героев романа «Собачье сердце», великолепный доктор и талантливый ученый. Он решается провести рискованный эксперимент над бродячим псом, пересадив ему человеческий гипофиз. В результате этого опыта, вместо ласкового и доброго пса Шарика получается дармоед и пьяница Шариков.

    Профессор стал для Шарикова первым и самым главным учителем человечности. Ведь для того, чтобы стать человеком, недостаточно просто научиться разговаривать. Ученый хотел преодолеть заложенную изначально звериную сущность своего собственного творения, сделать Шарикова высокоразвитой, достойной личностью.

    Преображенский является воплощением образованности и высокой культуры. Именно с помощью этого персонажа автор выражает собственные мысли и взгляды. По своим убеждениям профессор относится к сторонникам старых дореволюционных порядков.

    Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

    Эксперты сайта Критика24.ру
    Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


    Ему глубоко симпатичен прежний режим, при котором жить было «удобно и хорошо», во всем «был порядок». Преображенский тяжело воспринимает наступившую после революции «разруху» и уверен, что пролетарии не смогут с ней справиться. Он считает, что в первую очередь людей нужно обучить элементарной культуре поведения, и только тогда исчезнет беспредел, а порядок восторжествует. Однако эта философия ученого терпит крушение. Ему не удается воспитать в Шарикове человека разумного, несмотря на все усилия, которые окончательно вымотали профессора.

    Филипп Филиппович убежден, что с помощью грубой силы ничего хорошего сделать нельзя, а особенно она неприемлема в воспитании и человека, и животного. Но, тем не менее, он проводит свой страшный эксперимент, пытаясь создать в лаборатории искусственным образом настоящего человека. В итоге, получилось существо невежественное, с мертвой душой. Филипп Филиппович с ужасом наблюдал за своим творением, пытаясь хоть как-то повлиять на поведение Шарикова. В конце романа ученый приходит к мысли о том, что выход из сложившейся ситуации есть только один. Вместе со своим помощником, доктором Борменталем, он делает обратную операцию и возвращает к жизни безобидного пса Шарика.

    Обновлено: 2012-08-22

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    Животному лучше оставаться животным. К такому выводу пришел профессор Преображенский – доктор, дарующий молодость пациентам в повести «Собачье сердце». Филипп Филиппович создал Шарикова как подобие человеческого существа, но опыт не удался – из пса идеальный член общества не вышел.

    История

    Произведение изрядно подпортило жизнь российскому прозаику. В начале 1925 года Михаил Булгаков приступил к созданию новой повести под рабочим названием «Собачье счастье. Чудовищная история», которую ожидали для печати в журнале «Недра».

    Спустя три месяца автор поставил точку в очередном литературном труде и презентовал коллегам по перу на собрании «Никитские субботники». В Главное политическое управление тут же поступил донос на Михаила Афанасьевича за «враждебную, дышащую презрением к совстрою» вещь.

    Дело дошло до , и тот окончательно зарубил произведение. Мало того, к писателю явились с обыском, изъяв два экземпляра рукописей «Собачьего сердца». В 60-е годы машинописное творение просочилось в самиздат, а оттуда, небрежно скопированное, полетело на Запад. Легально повесть дошла до советского читателя только в 1987 году через журнал «Знамя», но это была та же некачественная копия. Лишь в разгар перестройки опубликовали подлинник.

    О прообразах главного персонажа повести профессора Преображенского до сих пор спорят. Был ли такой человек – остается загадкой, однако прототипы точно М.А. Булгаков в своей работе использовал. Сходство с жизнью героя исследователи усматривают в быте врача-гинеколога Николая Покровского, дяди прозаика. Обстановка жилья книжного врача как скопирована с его квартиры.


    Возможно, писатель опирался также на образ академика : влиятельный человек своего времени презирал большевиков, пережил череду обысков, но выстоял благодаря покровительству Ленина.

    В основу биографии Преображенского легли также элементы деятельности Сергея Воронова, хирурга-экспериментатора, который пытался пересаживать женщинам яичники приматов. А известный гинеколог Владимир Снегирев любил петь, когда обдумывал важные дела, как и профессор из «Собачьего сердца».


    И, наконец, замыкают список прототипов сосланный в Архангельск бывший личный врач семьи Дмитрий Никитин и медик Василий Преображенский, чьи интересы лежали в области генетики и экспериментальной физиологии. В частности, он пробовал силы в омоложении.

    Был ли на самом деле кто-то главный из этих личностей для создания образа Филиппа Филипповича, теперь уже не важно. Булгакову удалось смиксовать лучшие умы эпохи и явить читающей публике символ человечности и высокой нравственности. Правда, воспитателя из Преображенского не вышло – как он ни пытался, полноценного человека из Шарикова слепить не получилось.

    Главный сюжет

    Сюжет повести разворачивается в Москве в конце 1927 года. Профессор Преображенский вместе с помощником доктором Борменталем в продолжение удачных экспериментов по омоложению решают испытать силы в пересадке животному человеческих семенников и железы, отвечающей за рост и развитие. Материал взяли у погибшего алкоголика и тунеядца Клима Чугункина, а в роли подопытного выступил уличный пес Шарик.


    Собака начала превращаться в человека, впитав худшие качества своего донора – страсть к спиртным напиткам, грубость и хамство. Новость об успешном опыте облетела медицинское сообщество, и плод удивительных экспериментов стал звездой врачебных лекториев. Вчерашний пес, попав под опеку председателя домкома, активиста коммунистической партии Швондера, получил документы на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова и совсем отбился от рук своего создателя.


    Швондер вселил в сознание получеловека-полусобаки убеждение, что он – представитель пролетариата, страдающий от притеснения буржуев, то есть, доктора и его ассистента Борменталя. Шариков позволяет себе грубости в их адрес, напивается до бессознательного состояния, пристает к прислуге и ворует деньги. Последней каплей стал донос на Преображенского, чудом не долетевший до властей. Во время скандала, когда профессор выгонял свое научное детище из квартиры, Шариков пригрозил ему револьвером. Терпение врачей лопнуло, и экспериментаторы провели операцию с обратным эффектом – Полиграф Полиграфович вновь принял облик пса.

    Образ профессора

    Точную характеристику герою дает сам Шариков емкой фразой:

    «Здесь пролетариатом не пахнет».

    Профессор Преображенский – представитель интеллигенции, символ уходящей русской культуры. Об этом говорит внешний вид и образ жизни врача. Филипп Филиппович одет в темный костюм, носит золотую цепь и лисью шубу. В просторной семикомнатной квартире, несмотря на изменившиеся времена, еще осталась прислуга, к которой доктор относится с уважением. Обедает профессор на аристократичный манер – в столовой, где стол сервирован дорогой посудой, а ассортимент блюд включает слабосоленую семгу, икру, сыр и даже угрей.


    Автор создал обаятельную личность. Преображенский очень эмоционален, умен и обладает отменной логикой, в спорах ведет себя дипломатично и сдержанно, а афоризмы, на которые богата его речь, читатели быстро превратили в крылатые выражения. Пытаясь дать героям «Собачьего сердца» характеристики по фразам, люди, увлеченные соционикой, относят профессора к двум социотипам – экстраверт и рационал.

    Преображенский искреннее не любит пролетариат, осуждает новые власти за грубость и насильственные методы, предрекая скорый упадок хозяйства страны. Изменения, отражающиеся в мелочах, выводят профессора из себя: гости дома теперь не разуваются перед лестницей, не проходит месяца, чтобы не отключили электричество, а в парадной исчезли ковры и цветы. Филипп Филиппович считает, что пролетариат достоин лишь уборки сараев, а не руководства государством.


    В знаменитом монологе о разрухе профессор делится мнением, что ужас, творящийся вокруг, - следствие бардака в голове человека:

    «Что такое эта ваша разруха? (…) Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. (…) Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах».

    Светило науки преследует цель сделать окружающий мир лучше, но не путем насилия.

    «Можно действовать только внушением», - говорит он.

    Преображенский надеется преобразовать природу с помощью пересадки органов человека животному, чтобы устранить несовершенство природы людей. Фиаско в этом направлении дает понять профессору безнравственность научных экспериментов над человеком, а попытки изменить порядок вещей чреваты непредсказуемыми последствиями. В итоге герой приходит к выводу, что все в природе логично и закономерно – из «массы всякой мрази» все равно выделяются украшающие мир гении.

    Цитаты

    «- И, боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет.
    - Гм… Да ведь других нет.
    - Вот никаких и не читайте».
    «Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать».
    «Почему убрали ковёр с парадной лестницы? М? Что, Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры?»
    «И вы, в присутствии двух людей с университетским образованием, позволяете себе давать советы космического масштаба и космической глупости».
    «На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками».
    «Холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими».
    «Закрываю квартиру и уезжаю в Сочи! Ключи могу передать Швондеру, пусть он оперирует. Но только одно условие - как угодно, что угодно, когда угодно, но чтоб это была такая бумажка, при наличии которой ни Швондер, ни кто-либо другой не мог даже подойти к двери моей квартиры! Окончательная бумажка! Фактическая! Настоящая! Броня!»

    Цитаты из «Собачьего сердца» настолько остроумные, что их не обошли вниманием авторы мемов. Интернет переполнен фото профессора Преображенского из советского фильма 1988 года с переиначенными фразами. Отметим самые забавные:

    «Человечество спасет карательная психиатрия».
    «В интернете вычитали-с? Да у вас, батенька, с головой проблемы».
    «Я не троллю, я только защищаюсь».
    • Первый фильм по мотивам булгаковской повести снял Альберто Латтуада. Картина совместного производства Германии и Италии вышла на экраны в 1976 году. На родине «Собачьего сердца» экранизация задержалась по причине запрета произведения.

    • Для , блистательно исполнившего роль Преображенского в российской ленте, работа в «Собачьем сердце» стала спасением: актера МХАТа в конце 80-х отправили на пенсию, а режиссер подарил ему шанс не впасть в депрессию.
    • На роль Шарикова подбирали актеров, похожих на собак. Организаторы кастингов увидели подобные черты в и . Однако режиссер забраковал эти кандидатуры. В последней стопке фото внимание мэтра киноискусства привлек неизвестный сотрудник алма-атинского театра . На пробах мужчина покорил сердце создателя картины, когда поднял стопку водки со словами: «Желаю, чтобы все!»
    Образ профессора Преображенского в свете тайн "Собачьего сердца"

    Фильм "Собачье сердце" по одноименному произведению М.Булгакова впервые был показан по Центральному Телевидению Советского Союза 19 ноября 1988 года. Насколько помню, это стало очень важным кинособытием. Всё население СССР прильнуло к голубым экранам, следя за перипетиями пса Шарика в обличии гражданина Шарикова.
    Но главным героем стал профессор, совершивший чудо превращения. Но увлекал даже не столько сюжет, сколько меткие и едкие характеристики нашей, как нам тогда казалось, советской действительности. Профессора Преображенского исполнил народный артист Евгений Евстигнеев, да настолько ярко, что кого-то другого в этом образе представить сложно (хотя есть и другой, заграничный фильм Собачье Сердце), Настолько мудр и убедителен был Евгений Евстигнеев в этой роли
    На днях Евгению Александровичу Евстигнееву (9 октября 1926 года, Нижний Новгород, РСФСР, СССР - 4 марта 1992 года, Лондон, Великобритания) отмечался бы 90-летний юбилей.
    Но для нас, зрителей он остается живым в воплощенных им киноролях, и прежде всего в роли Профессора Преображенского.

    За право сыграть профессора Преображенского в фильме режиссера Владимира Бортко сражались такие маститые актеры, как Леонид Броневой, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Владислав Стржельчик, но победу одержал Евгений Евстигнеев.
    Несмотря на то, что Евгений Александрович до работы над картиной не читал повесть «Собачье сердце», он был так органичен в роли Филиппа Филипповича, что эта работа стала одной из лучших в его кинокарьере. Сын актера, известный оператор, режиссер и продюсер Денис Евстигнеев вспоминал: «Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его.
    Папа переживал сложный период, когда во МХАТе его отправили на пенсию. Трудно соглашаясь на работу в «Собачьем сердце», он потом просто жил ею. Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены… В тот момент картина стала для него опорой».

    В этом посте представлен цитатный образ и характеристика профессора Преображенского в повести "Собачье сердце", т.е. описание внешности и характера героя в цитатах из повести, но образно все равно представляется Евгений Евстигнеев, исполняющий эту роль.

    Итак:
    Полное имя героя - Филипп Филиппович Преображенский:
    "...Здравия желаю, Филипп Филиппович..."
    "...Вы издеваетесь, профессор Преображенский?.."

    Возраст профессора Преображенского - 60 лет:
    "...Мне 60 лет, я вам могу давать советы..."

    Отец профессора Преображенского был кафедральным протоиереем:
    "...Отец – кафедральный протоиерей..."

    Внешность профессора Преображенского:
    "...господин, с французской остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей. И сигарой..."
    "...перед зеркальцем на стене расправил пушистые усы..."
    "...Пинайте меня вашими фетровыми ботиками, я слова не вымолвлю..."
    "...помогала снимать тяжёлую шубу на чёрно‑бурой лисе с синеватой искрой..."

    "...По снятии шубы он оказался в чёрном костюме английского сукна, и на животе у него радостно и неярко сверкала золотая цепь..."
    "...блестящими, как золотые обода его очков, глазами наблюдал за этой процедурой..."
    "...Ноздри его ястребиного носа раздувались..."
    "...Ястребиные ноздри его раздувались..."

    "...Подстриженная его седина скрывалась под белым колпаком..."
    "...Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы..."
    "...лицо Филиппа Филипповича стало страшным. Он оскалил фарфоровые и золотые коронки..."
    "...захохотал так, что во рту у него засверкал золотой частокол..."
    "...тяжкая дума терзала его учёный с взлизами лоб..." (взлизы - залысины)

    "...Филипп Филиппович был в своём лазоревом халате и красных туфлях..." (дома)
    "...Он вышел в известном всем лазоревом халате..."
    "...поцеловал в пушистые, сильно прокуренные усы..."
    "...Преображенский похлопал себя по крутой и склонной к параличу шее..."

    Профессор Преображенский - властный и энергичный человек:
    "...Прежний властный и энергичный Филипп Филиппович, полный достоинства, предстал перед ночными гостями..."

    Профессор Преображенский - человек с характером:
    "..«Вот это парень, – в восторге подумал пёс, – весь в меня. Ох, тяпнет он их сейчас, ох, тяпнет. Не знаю ещё – каким способом, но так тяпнет…"

    Профессор Преображенский - вспыльчивый человек:
    "...говорил Филипп Филиппович, – голубчик, я иногда на вас ору на операциях. Уж простите стариковскую вспыльчивость..."

    Профессор Преображенский - человек слова:
    "...Я же никогда не говорю на ветер, вы это отлично знаете..."

    Профессор Преображенский - честный человек. Он не бросает коллег в беде:
    "...бросать коллегу в случае катастрофы, самому же выскочить на мировом значении, простите…"

    Профессор Преображенский работал на кафедре в университете:
    "...Филипп Филиппович, – прочувственно воскликнул он, – я никогда не забуду, как я полуголодным студентом явился к вам, и вы приютили меня при кафедре..."

    Профессор Преображенский - член Всероссийского хирургического общества:
    "...если в Большом театре не было «Аиды» и не было заседания Всероссийского хирургического общества, божество помещалось в кабинете в глубоком кресле..."

    Профессор Преображенский - хирург с мировым именем:
    "...Филипп Филиппович, вы – величина мирового значения..."
    "...если бы вы не были европейским светилом..."
    "..«Не имеет равных в Европе… Ей‑богу!», – смутно подумал Борменталь..."
    "...Проф. Преображенский, вы – творец..."

    Профессор Преображенский - выдающаяся личность и великий ученый:
    "..«но личность выдающаяся.».."
    "...Вы великий учёный, вот что! – молвил Борменталь..."
    "...Неужели вы думаете, что из‑за денег произвожу их? Ведь я же всё‑таки учёный..."

    Преображенский проводит невероятные эксперименты над людьми и животными:
    "...Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают..."


    Возможно, прототипом профессора Преображенского послужил для автора его дядя, брат матери, Николай Михайлович Покровский, врач-гинеколог . Его квартира в деталях совпадает с описанием квартиры Филиппа Филипповича, и, кроме того, у него была собака. Эту гипотезу подтверждает также первая жена Булгакова, Т. Н. Лаппа, в мемуарах
    «Я как начала читать «Собачье сердце», сразу догадалась, что это он. Такой же сердитый, напевал всегда что-то, ноздри раздувались, усы такие же пышные были. Он тогда на Михаила очень обиделся за это. Николай Михайлович отличался непокладистым, вспыльчивым характером». Впрочем, этими деталями сходства и ограничиваются. Скандальных экспериментов Покровский не проводил.

    В качестве прототипов литературного персонажа профессора Преображенского называются несколько реальных медиков.


    Сергей (Самуил) Абрамович Воронов (10 июля 1866, Воронеж, Российская империя - 3 сентября, 1951, Лозанна, Швейцария) - французский хирург российского происхождения. Получил известность за методику прививания ткани яичек обезьян к человеческим яичкам, которую он разработал во Франции в 1920-х и 1930-х годах. Однако вскоре его работа перестала быть популярной и он стал мишенью для насмешек.
    В конце XIX века, Воронов ввел себе под кожу экстракт перемолотых яичек собаки и морской свинки. Эти эксперименты не оправдали его надежд по повышению гормонального уровня для задержки процесса старения.
    Остальные эксперименты Воронова были продолжением этого начального опыта. Он продолжил с пересадкой яичек казненных преступников миллионерам, и когда спрос превысил его возможности по поставке, он начал использовать ткань с яичек обезьян.

    Сенсационное открытие.Во французской медицинской академии наш соотечественник, доктор Сергей Воронов, сделал сенсационное сообщение об операции, произведенной им в его клинике над 14-летним мальчиком идиотом. С шестилетнего возраста умственное развитие этого мальчика остановилось, причем явно обозначались все признаки ненормальности и кретинизма: потухший взгляд, тупость и непонимание самых обыкновенных вещей. Воронов сделал этому мальчику прививку зобной железы обезьяны. Успех превзошел ожидания. У мальчика ожил взгляд, появились умственные способности, понятливость, любознательность.


    Алексей Андреевич Замков (1883 - 25 октября 1942, Москва) - русский, советский врач, хирург, терапевт, уролог, создатель первого в мире промышленного препарата гормональной терапии «Гравидан». Муж известной советской скульптора-монументалиста Веры Мухиной (поженились в 1918 году).
    Получил известность после того как, созданный им в 1929 году, препарат Гравидан при клинических испытаниях (на красноармейцах) дал заметный положительный эффект при лечении целого ряда заболеваний. Пациентами Замкова стали известные советские политики и деятели культуры - Молотов, Калинин, Клара Цеткин, Максим Горький и др.. В 1938 году его институт был расформирован. Замков тяжело заболел, у него случился инфаркт, а через 4 года второй, после которого, в возрасте 59 лет он скончался.
    Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. На могиле установлен памятник работы его жены - Веры Мухиной, с надписью: «Я сделал для людей все, что мог».


    Илья Иванович Иванов (20 июля 1870, Щигры, Курская губерния - 20 марта 1932, Алма-Ата) - русский и советский биолог со специализацией в области искусственного осеменения и межвидовой гибридизации животных. Принимал участие в попытках вывести гибрид человека с другими приматами.
    Проводил опытов искусственного осеменения самок шимпанзе спермой человека, и предпринимал попытки провести осеменение женщин спермой обезьяны в Сухуми.
    В ходе политической чистки в советском научном обществе Горбунов был сослан в Алма-Ату, где он работал, сохранив звание и должность профессора в Казахском ветеринарно-зоотехническом институте до своей смерти от инсульта 20 марта 1932 года.

    И насчет «папаши» - это вы напрасно. Разве я просил мне операцию делать?
    Хорошенькое дело: ухватили животную, исполосовали ножиком голову...
    А я, может, своего разрешения на операцию не давал.
    А равно и мои родные.
    Я иск, может, имею право предъявить.

    Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно?

    Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар.

    Сообразите, что весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которое существует в природе.

    Профессор Преображенский - трудолюбивый человек:
    "...Двери открывались, сменялись лица, гремели инструменты в шкафе, и Филипп Филиппович работал, не покладая рук..."
    "...Ведь я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов… Вы знаете, какую я работу проделал – уму непостижимо..."

    Профессор Преображенский - человек фактов и наблюдения:
    "...Голубчик, вы меня знаете? Не правда ли? Я – человек фактов, человек наблюдения. Я – враг необоснованных гипотез. И это очень хорошо известно не только в России, но и в Европе. Если я что‑нибудь говорю, значит, в основе лежит некий факт, из которого я делаю вывод..."

    Профессор Преображенский - упорный ученый. Он все время что-то исследует:
    "...Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги, – упорный человек, настойчивый, всё чего‑то добивался, резал, рассматривал, щурился и пел..."

    Преображенский - учитель и друг доктора Борменталя:
    "...Вот что, Борменталь, вы первый ученик моей школы и, кроме того, мой друг, как я убедился сегодня..."

    Преображенский знаком с важными чиновниками:
    "...если бы вы не были европейским светилом, и за вас не заступались бы самым возмутительным образом <...> лица, которых, я уверена, мы ещё разъясним, вас следовало бы арестовать..."

    Первая редакция «Собачьего сердца» содержала практически открытые намёки на ряд политических персон того времени, в частности на советского полпреда в Лондоне Христиана Раковского и ряд других функционеров, известных в кругах советской интеллигенции скандальными любовными похождениями

    Профессор Преображенский - состоятельный человек:
    "...Впрочем, у него и так, по‑видимому, денег куры не клюют..."

    Профессор Преображенский живет в Москве:
    "...С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая..."

    Преображенский живет в "калабуховском доме" на Пречистенке:
    "...Разве где‑нибудь у Карла Маркса сказано, что 2‑й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками..."


    Москва, улица Пречистенка, 24/1 ("Калабуховский дом"). Архитектор Семён Кулагин. 1904

    Принято считать, что основным прообразом жилища профессора Преображенского послужил доходный дом 24/1 на углу Пречистенки и Обухова переулка, построенный по проекту архитектора С. Ф. Кулагина в 1904 году на участке, принадлежавшем Е. С. Павловской. Дом представляет собой пятиэтажное массивное строение с облицовкой рустом по первому этажу. По фасаду, обращённому в Обухов (с 1922 года - Чистый) переулок, расположены два высоких окна, объединяющие второй и третий этажи. Несколько окон по фасаду на Пречистенке украшены портиками с полуколоннами.

    В начале XX века в этом доме жили два дяди Булгакова по матери - врачи Николай Михайлович и Михаил Михайлович Покровские. Первый из них стал основным прототипом Ф. Ф. Преображенского. В московских адресно-справочных книгах дореволюционных и первых пореволюционных лет один и тот же адрес братьев значится по-разному: «Покровский Н. М. - женские болезни - Обухов переулок, 1, квартира 12» и «Покровский М. М. - венерические болезни - Пречистенка, 24, квартира 12».

    В киноверсии «Собачьего сердца», снимавшейся в Ленинграде, роль «калабуховского» исполнил дом 27-29 на Моховой улице - бывший доходный дом страхового общества «Россия», построенный в стиле французского ренессанса по проекту архитектора Л. Н. Бенуа в конце XIX - начале ХХ века.


    Петербург, ул. Моховая, 27-29

    Преображенский живет в 7-комнатной квартире. Здесь же он и работает:
    "...Вы один живёте в семи комнатах..."
    "...Я один живу и работаю в семи комнатах, – ответил Филипп Филиппович, – и желал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку..."

    Зина, там в приемной... Она в приемной?
    - В приемной, зеленая, как купорос.
    - Зеленая книжка...
    - Ну, сейчас палить. Она казенная, из библиотеки!
    - Переписка - называется, как его... Энгельса с этим чертом... В печку ее!

    Московский краевед и булгаковед Б. С. Мягков указывает, что квартира Покровского изначально насчитывала пять комнат, однако после приезда племянниц в 1920 году одна из больших комнат была перегорожена, в результате комнат образовалось семь. Племянницы Покровского - Александра Андреевна и Оксана Митрофановна жили в этой квартире до конца 1970-х годов.
    Указывая, что описание семикомнатной квартиры профессора Преображенского в деталях совпадает с квартирой Покровского, Б. В. Соколов делает наблюдение, что «в адресе прототипа названия улиц связаны с христианской традицией, а его фамилия (в честь праздника Покрова) соответствует фамилии персонажа, связанной с праздником Преображения Господня».

    Вестибюль «калабуховского дома» с мраморной парадной лестницей и бельэтаж, где помещалась «роскошная квартира» Преображенского, позаимствованы Булгаковым из стоявшего напротив дома 13/7, стр. 1 на пересечении Пречистенки и Лопухинского переулка.


    Доходныйдом Я. А. Рекка. Москва, Пречистенка, 13/7
    Импозантное здание по улице Пречистенка, 13 в Москве, что на углу с Лопухинским переулком, построили в 1911 году по заказу торгово-строительного общества под управлением «девелопера» Якова Рекка. Проект разработал архитектор Г.А. Гельрих в стиле московского модерна.

    У дома роскошный экстерьер: первые два этажа выложены рельефной кладкой; фасад оформлен лепными украшениями; граненые формы эркерных окон; балюстрады на лоджиях арочного вида. Помимо этого, у дома есть благоустроенный внутренний дворик.

    До революции две квартиры на последнем, шестом этаже дома занимал родственник ювелира Фаберже Александр. Фамилия Анны Францевны Фужере - ювелиршы из «Мастера и Маргариты» - созвучна фамилии Фаберже. Хотя «проживала» она в квартире на Большой Садовой, 10 (там жил сам писатель и где создан его музей «Нехорошая квартира»), но внутреннее убранство помещений соответствовало обстановке в бывших комнатах Александра Фаберже: огромная люстра на цепи (на ней качался один из персонажей - кот Бегемот); камин с прекрасно выполненной чугунной решеткой; деревянные диванчики, расположенные на лестничных площадках; описание парадного входа в здание.


    Подъезд дома Я. А. Рекка. Москва, Пречистенка, 13/7

    После революции дом был «уплотнён». Фаберже оказался в эмиграции, а в принадлежавших ему квартирах 11 и 12 поселились знакомые Булгакова, художники из группы «Бубновый валет». Булгаков любил бывать у них в гостях. Часть интерьеров квартиры профессора Преображенского позаимствована из их жилища.
    Внутренние помещения имели богатое убранство и соответствующую запросам богатых клиентов планировку: огромные устроенные квартиры до семи комнат, дубовый паркет, высокие потолки с лепными украшениями, сделанная из мрамора парадная лестница.


    интерьер с соседнем доходным доме Перцова в Москве.

    Вместе с бельэтажем, отсутствующим в доме 24, позаимствованы для калабуховского дома и другие реалии, относившиеся к дому 13, - стеклянная дверь парадного, у которой дежурил швейцар с «околышем с золотыми галунами», ступени серого мрамора в вестибюле, ковёр на лестнице, дубовая вешалка, «калошная стойка». Дому 13 соответствует и количество квартир на лестнице калабуховского дома: «Заметьте, здесь 12 квартир…» - говорит профессор Борменталю. В доме 24 квартир было 8.


    Современный вид парадной лестницы

    Почему убрали ковёр с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через чёрный двор? Кому это нужно?
    Собачье сердце. Гл. 3

    Такого убранства в доме на углу Пречистенки и Чистого (Обухова) переулка уж точно не было. Да и ссылка на количество квартир - числом 12 - точно соответствовало дому на улице Пречистенка, 13.
    В этом элитном клубном доме сейчас 15 квартир. Реконструкция доходного дома Рекка, построенного архитектором Густавом Гельрихом. В квартире действующий камин. Прекрасные панорамные виды на Кремль и исторический центр Москвы. Потолки 3.8 метров. Круглосуточная охрана. (Из объявления о продажи квартир).

    «- Это вас вселили в квартиру Фёдора Павловича Саблина?
    - Нас, - ответил Швондер.
    - Боже! Пропал калабуховский дом! - в отчаянии воскликнул Филипп Филиппович и вплеснул руками».

    Собачье сердце. Гл. 2
    Вновь повторяет её профессор, услышав доносящиеся «откуда-то сверху и сбоку» звуки хорового пения новых соседей - «жилтоварищей»:

    «- Опять! - горестно воскликнул Филипп Филиппович, - ну, теперь, стало быть, пропал калабуховский дом. Придётся уезжать, но куда, спрашивается? Всё будет как по маслу. Вначале каждый вечер пение, потом в сортирах замёрзнут трубы, потом лопнет котёл в паровом отоплении и так далее. Крышка Калабухову!»
    - Собачье сердце. Гл. 3

    Домовые комитеты, на которые сетовал профессор Преображенский, и один из которых возглавлял Швондер, действительно работали после революции очень плохо. Как пример можно привести предписание жителям Кремля от 14 октября 1918 года: «[…] домовые комитеты совершенно не выполняют возложенных на них законом обязанностей: грязь на дворах и площадях, в домах, на лест­ницах, в коридорах и квартирах ужасающая. Мусор от квартир не выносится неделями, стоит на лестницах, распространяя заразу. Лестницы не только не моются, но и не подметаются. На дворах неделями валяется навоз, отбросы, трупы дохлых кошек и собак. Всюду бродят бездомные кошки, являясь постоянными носителями заразы. В городе ходит „испанская“ болезнь, зашедшая и в Кремль и уже давшая смертные случаи…»

    Позвольте-с вас спросить, почему так отвратительно пахнет?
    Шариков понюхал куртку озабоченно.
    - Ну, что ж, пахнет... известно: по специальности. Вчера котов душили, душили.

    Профессор Преображенский - умный и уверенный в себе человек:
    "...После этого мы имели совещание с Филиппом Филипповичем. Впервые, я должен сознаться, видел я этого уверенного и поразительно умного человека растерянным..."

    Профессор Преображенский - здравомыслящий и опытный человек:
    "...никакой этой самой контрреволюции в моих словах нет. В них здравый смысл и жизненная опытность..."

    Профессор Преображенский не любит пролетариат:
    "..– Вы ненавистник пролетариата! – гордо сказала женщина.
    – Да, я не люблю пролетариата, – печально согласился Филипп Филиппович..."

    Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах.

    Не читайте перед завтраком советских газет.
    - Так ведь других нет.
    - Вот никаких и не читайте.

    Папа - судебный следователь…
    - Дак это же дурная наследственность!

    Что-то вы меня больно утесняете, папаша.
    - Что?! Какой я вам папаша! Что это за фамильярность? Называйте меня по имени-отчеству.
    - Да что вы всё: то не плевать, то не кури, туда не ходи. Чисто, как в трамвае. Чего вы мне жить не даёте?

    Документ, Филипп Филиппыч, мне надо.
    - Документ? Чёрт... А, может быть, это... как-нибудь...
    - Это уж - извиняюсь. Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать.

    Но я не Айседора Дункан! Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной!

    Холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими (Преображенский).

    Профессор Преображенский - законопослушный гражданин:
    "...На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками..."

    Профессор Преображенский не любит суетиться и спешить:
    "...Успевает всюду тот, кто никуда не торопится, – назидательно объяснил хозяин. – Конечно, если бы я начал прыгать по заседаниям, и распевать целый день, как соловей, вместо того, чтобы заниматься прямым своим делом, я бы никуда не поспел..."

    Профессор Преображенский не любит насилия:
    "...Никого драть нельзя, – волновался Филипп Филиппович, – запомни это раз навсегда. На человека и на животное можно действовать только внушением..."

    Профессор Преображенский любит музыку. Например - оперу "Аида" Верди:
    "...сегодня в большом – «Аида». А я давно не слышал. Люблю… Помните? Дуэт… тари‑ра‑рим..."

    Преображенский любит напевать песни:
    (например, "От Севильи до Гренады" и "К берегам священным Нила")
    "...рассматривал, щурился и пел: «К берегам священным Нила…"
    "...Напевая по своему обыкновению, он спросил: «Что же мы теперь будем делать?» И сам же ответил буквально так: «Москвошвея, да… От Севильи до Гренады...».."

    Профессор Преображенский - одинокий человек:
    "...В сущности ведь я так одинок…"

    «Этот ест обильно и не ворует, этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится, а не боится потому, что вечно сыт.»(Шарик)

    P.S. Впервые повесть была напечатана за рубежом в 1968 году, а в нашей стране она увидела свет лишь во время перестройки. Публикация «Собачьего сердца» состоялась в июньском номере журнала «Знамя» за 1987 год, а уже в ноябре следующего года состоялась премьера телевизионной версии повести.
    В 1990 году режиссер картины Владимир Бортко и Евгений Евстигнеев, исполнивший роль профессора Преображенского, стали лауреатами Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

    Поначалу "Калабуховский дом" хотелось только лишь упомянуть, однако где-то внутри росло неуемное желание попробовать раскопать об этом доме побольше информации, поскольку образ профессора Преображенского из «повести «Собачье сердце» взывал к его "оживлению" и более подробному рассказу…

    Профессор Преображенский будил во мне удивительное ощущение понимания цельности, гармоничности и его активной уверенной жизненной позиции, с одновременным наполненнным изяществом, жестким тактом и великой способностью управлять этим миром, оставаясь в состоянии принятия, любви, тонкой иронии и мнимой театральной озадаченности. Профессор Преображенский легко выстраивал свои отношения с новой послереволюционной властью, с ее проявившимися заскорузлыми побочными бытовыми эффектами в лице Швондера и других его «товарищей». Поэтому мы остановимся на истории «Калабуховского дома», пребывании Михаила Булгакова в этом доме и Профессоре Преображенском как личности. В общем, будет всего по немногу...

    Принято считать, что основным прообразом жилища профессора Преображенского послужил доходный дом 24/1 на углу Пречистенки и Обухова переулка, построенный по проекту архитектора С.Ф. Кулагина в 1904 году на участке, принадлежавшем Е.С. Павловской. Дом представляет собой пятиэтажное массивное строение с облицовкой рустом по первому этажу. По фасаду, обращённому в Обухов (с 1922 года - Чистый) переулок, расположены два высоких окна, объединяющие второй и третий этажи. Несколько окон по фасаду на Пречистенке украшены портиками с полуколоннами.
    02.

    Мы в Чистом переулке, что начинается от Причистенки. "Калабуховский дом" слева.

    В начале XX века в этом доме жили два дяди Булгакова по матери - врачи Николай Михайлович и Михаил Михайлович Покровские. Первый из них как раз и стал основным прототипом Филлипа Филипповича Преображенского. В московских адресно-справочных книгах дореволюционных и первых пореволюционных лет один и тот же адрес братьев значится по-разному: «Покровский Н.М. - женские болезни - Обухов переулок, 1, квартира 12» и «Покровский М.М. - венерические болезни - Пречистенка, 24, квартира 12».
    03.


    Николай Михайлович Покровский является прообразом профессора Филиппа Филипповича Преображенского.
    На этом фото он, естественно, гораздо моложе своего булгаковского персонажа.

    04.


    Квартира 12, где жили Покровские, была первым московским пристанищем Булгакова, в 1916 году на неделю приехавшего в Москву с женой из села Никольское Смоленской губернии. Указывая, что описание семи комнатной квартиры профессора Преображенского в деталях совпадает с квартирой Покровского, Б.В. Соколов делает наблюдение, что «в адресе прототипа названия улиц связаны с христианской традицией, а его фамилия (в честь праздника Покрова) соответствует фамилии персонажа, связанной с праздником Преображения Господня». Московский краевед и булгаковед Б.С. Мягков указывает, что квартира Покровского изначально насчитывала пять комнат, однако после приезда племянниц в 1920 году одна из больших комнат была перегорожена, в результате комнат образовалось семь. Племянницы Покровского - Александра Андреевна и Оксана Митрофановна жили в этой квартире до конца 1970-х годов.
    05.


    "Калабуховский дом". Пречистенка, 24/1.

    Вестибюль «калабуховского дома» с мраморной парадной лестницей и бельэтаж, где помещалась «роскошная квартира» Преображенского, позаимствованы Булгаковым из находившегося неподалеку дома 13/7, стр. 1 на пересечении Пречистенки и Лопухинского переулка.
    06.


    Доходный дом Я.А. Рекка был построен в 1912 году по проекту архитекторов Г.А. Гельриха и Н.Г. Лазарева. До революции две квартиры на последнем, шестом этаже дома занимал Фаберже Александр, сын основателя прославленной ювелирной фирмы, руководитель и художник её московского отделения. После революции дом был «уплотнён». Фаберже оказался в эмиграции, а в принадлежавших ему квартирах 11 и 12 поселились знакомые Булгакова, художники из группы «Бубновый валет». Булгаков любил бывать у них в гостях. Часть интерьеров квартиры профессора Преображенского позаимствована Булгаковым именно из их жилища.
    07.


    Доходный дом Я.А. Рекка. Пречистенка, 13/7.

    Вместе с бельэтажем, отсутствующим в доме 24, позаимствованы для калабуховского дома и другие реалии, относившиеся к дому 13, - стеклянная дверь парадного, у которой дежурил швейцар с «околышем с золотыми галунами», ступени серого мрамора в вестибюле, ковёр на лестнице, дубовая вешалка, «калошная стойка». Дому 13 соответствует и количество квартир на лестнице калабуховского дома: «Заметьте, здесь 12 квартир…» - говорит профессор Борменталю. В доме 24 квартир было лишь восемь...
    08.


    "Калабуховский дом". Пречистенка, 24/1.

    Как мы помним, профессор Преображенский в 1924 году живёт и работает в Москве в так называемом «Калабуховском доме» по адресу ул. Пречистенка, 24, в семикомнатной квартире. Вместе с ним живут его домработница Зина и кухарка Дарья Петровна, а также временно его ассистент доктор Иван Арнольдович Борменталь. Часть квартиры используется профессором в качестве личной хирургической клиники...

    Преображенский достиг отличных результатов в практическом омоложении. Он полностью предан своему делу, но, в отличие от другого героя Булгакова профессора Персикова (повесть «Роковые яйца»), много думает и рассуждает об окружающей его советской действительности, к которой Преображенский относится очень критично. Немолодой интеллигентный человек, знающий цену труду и опыту, возмущён манерами советских выдвиженцев без образования и культуры. «Да, я не люблю пролетариата», - отвечает он на упрёк в нежелании поддерживать начинания большевиков...

    От имени уличного пса Булгаков даёт такую характеристику своему герою:
    «...- Этот ест обильно и не ворует, этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится, а не боится потому, что вечно сыт...».

    09.

    Профессор Преображенский, кстати, очень симпатичен и близок мне по духу...
    Мой любимый эпизод из фильма «Собачье сердце» режиссёра Владимира Бортко, когда новое домоуправление во главе с его председателем, Швондером, является к нему в квартиру «уплотнять профессора»:

    Вы один живёте в семи комнатах...
    ... - Я один живу и работаю в семи комнатах, - ответил Филипп Филиппович, - и желал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку...»...

    Хочу предложить вам, - тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, - взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.

    Нет, не возьму, - кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы.

    Совершенное изумление выразилось на лицах («товарищей"), а женщина покрылась клюквенным налетом.

    В 2014 году дом профессора Преображенского включён в список объектов, которые планируется обозначить на литературной карте Москвы.
    11.

    Справедливости ради стоит отметить, что в киноверсии «Собачьего сердца», снимавшейся в Ленинграде, роль «калабуховского» исполнил дом 27-29 на Моховой улице - бывший доходный дом страхового общества «Россия», построенный в стиле французского ренессанса по проекту архитектора Л.Н. Бенуа в конце XIX - начале ХХ века.

    Район Остоженки и Пречистенки меня всегда привлекал своим неповторимым духом Старой Москвы и каким-то необъятным умиротворением. Я могу бесконечно гулять в этих местах, пытаясь уловить его неповторимую атмосферу. Это здорово, что Дом профессора Преображенского реально существует в Москве и уцелел, почти без выхолощенных новодельных "реставраций". В отличие от трех несохранившихся мест проживания Булгакова в районе Пречистенки, "колабуховский дом" напоминает о Мастере и является, фактически, памятником Михаилу Афанасьевичу Булгакову на Пречистенке.

    Источники:

    Мягков Б. С. Булгаковская Москва. М.: Московский рабочий, 1993.

    Соколов Б. «Собачье сердце», часть 4. Булгаковская энциклопедия. 2-е изд. М.: Локид. Миф, 2000.

    Википедия

    Vladimir d’Ar, 2016