Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож;
Молчалин, например...

Чацкий - представитель современной генерации и этим неугоден для окружения Фамусова. Этот молодой человек неудержим, как ветер. Однако искренние чувства, неподдельный смех, душевность и пылкость остаются непонятыми в доме помещика, где его принимают за странного и даже сумасшедшего человека, желающего потрясти общественные устои.

Странность Чацкого и конфликт двух поколений

Главный мотив произведения А. С. Грибоедова заключается в описании конфликта двух поколений, которые отличаются противоположным мировосприятием. Автор противопоставляет Чацкого всем знатным особам, собирающимся в доме Фамусова. Ярким представителем последнего выступает Молчалин, фразы которого являются полной противоположностью речам Александра Андреевича.

Молчалин - типичный лицемер. Он хитер и двуличен, даже по отношению к Софии. При этом мужчина умеет выслуживаться перед другими и всецело им угождать, чтобы добиться выгоды.

Александр не привык прислуживаться, считая это недопустимым действием. Он готов честно служить, чтобы получить чин. Однако к людям относится с опаской, боясь их обмана. Он не похож на Молчалина и всех членов «фамусовского общества» ни своими взглядами на жизнь, ни характером.

Всё это делает его странным в глазах окружающих и непонятым. Он "лишний" человек здесь, так как не хочет вести такой же образ жизни, как все вокруг. Его мечта - изменить общество, мир. Но разве можно это сделать только едкими словами? Общество не желает понимать героя и, можно сказать, прогоняет его. Для Фамусова и его окружения Чацкий сошел с ума...

Образ передового человека в русской литературе

Русская литература ранее не знала «нового человека». Грибоедов впервые показал читателю свободного и гуманного гражданина с возвышенными идеями, выступающего против консервативного общества. Его герой умен и культурен, наделен прогрессивными взглядами относительно окружающего мира и отношений между людьми. Именно таким выступает А.А. Чацкий.

Представители знати в доме Фамусова совершенно похожи друг на друга: готовы льстить и угождать другим ради собственной выгоды. Они не привыкли лицезреть инакомыслящих людей, считая их странными. Даже сегодня есть подобные «Александры Андреевичи» - сумасшедшие по мнению людей, которые привыкли жить и думать по шаблонам.

Роль пьесы «Горе от ума» и образа Чацкого в становлении общественного сознания

Герои комедии А. С. Грибоедова, в особенности странный Чацкий, оказали огромное влияние на нравственное воспитание ни одного поколения молодежи. Они воодушевили людей бороться с насилием и произволом, необразованностью и подлостью. Образ Чацкого призывал стать свободными и пользоваться своим разумом, чтобы в обществе восторжествовали передовые идеи и подлинная культура.

Современные читатели, как в свое время их предки, считают «Горе от ума» настоящим шедевром художественного искусства. Комедия написана уникальным языком, который максимально точно передал особенности быта того периода, а также нравы и характер грибоедовских персонажей.

Кто Чацкий: «лишний» человек или личность, не нашедшая свое место в жизни?

Художник П.Соколов

учитель русского языка и литературы

ГБОУ №1794 г. Москвы

А.С.Грибоедов. Готовимся к ЕГЭ по литературе.

1.Кто такой «лишний» человек?

2. Образ Чацкого:

а) портрет героя;

б) человек новых взглядов;

в) «век нынешний» и

«век минувший» в лице

Чацкого и

фамусовского общества.

3. Чацкий пока «лишний»,

но своё место в жизни

у него есть: служить делу.

Н.Кузьмин

Кто такой «лишний» человек?

«Лишний человек», социально-психологический тип, запечатленный в русской литературе 1-й половины 19 в.; его главные черты: отчуждение от официальной России, от родной среды (обычно - дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время - душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела.

Наименование «Лишний человек» вошло во всеобщее употребление после «Дневника лишнего человека» (1850) И. С. Тургенева; сам же тип сложился раньше.

Портрет героя. Кто так чувствителен, и весел, и остер… Остер, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив. Он славно пересмеять умеет всех. Что говорит, и говорит, как пишет! Явитесь вы вполне великодушны: К несчастью ближнего вы так неравнодушны Чацкий – человек новых взглядов Ах, боже мой! Он карбонари! Он вольность хочет проповедать! Да он властей не признает! Служить бы рад, прислуживаться тошно. Кто служит делу, а не лицам... Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево, плели. «Век нынешний» и «век минувший» в лице Чацкого и фамусовского общества Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. А судьи кто? За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…» Поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют - и вот общественное мненье! Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары Вывод Взгляды героя противоречат мировоззрениям фамусовского общества, где царит невежество, отвращение к наукам, преклонение перед чинами и зависимость от общественного мнения. Чацкий не находит поддержки и понимания в городе, где «дома новы, но предрассудки стары». Но едва ли Чацкого можно назвать человеком, не нашедшим своего места в жизни.

Д. Кардовский

«Карету мне, карету!»

Он не нашел его лишь в фамусовской Москве, в жизни же решил служить делу.

Чацкий – лишний человек, потому что обречен на непонимание обществом своих идей и убеждений и на одиночество.

Д.Кардовский

Иллюстрации к комедии

«Горе от ума».

Список используемых источников

  • http://ilibrary.ru/text/5/p.1/index.html
  • http://litena.ru/literaturovedenie/
  • http://www.literaturus.ru/2015/08/illjustracii-gore-ot-uma-griboedov.html
  • http://malena33.livejournal.com/15916.html
  • http://www.liveinternet.ru/users/4168247/post211096218/
  • http://literatura5.narod.ru/kardovsky.html
  • http://hallenna.narod.ru/griboedov_portrety.html
  • https://yandex.ru/images/search?text=вид%20москвы%20времён%20грибоедова&stype
  • https://yandex.ru/images/search?text=памятники%20%20грибоедову

В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнеко человека. Герои эти, среди которых наиболее известные Печорин, Онегин, Обломов, не похожи на большинство людей своего времени. Лишние люди, чей ум пытлив и глубок, “болеют болезнью века”: для них очевидны проблемы окружающего мира, пороки и “язвы” современного общества. Не удовлетворенные жизнью, эти герои более всего несчастны от невозможности что-либо исправить. Неопределенность томящих их высоких идеалов вызывает не знание путей их реализации, а отсутствие конкретных целей и дела, которое могло бы удовлетворить их высокие требования к себе и к жизни, - пассивность и бездеятельность, беспомощность существования.
Сопоставим Чацкого, героя комедии Грибоедова “Горе от ума”, с образом лишнего человека.
Видя пороки фамусовского общества, отвергая его косные устои, беспощадно обличая чинопочитание, царящую в служебных кругах протекцию, глупое подражание французской моде, отсутствие настоящего образования, Чацкий оказывается изгоем среди графов Хрюминых, Хлестовых и Загорец-ких. Его считают “странным”, а в итоге даже признают безумцем. Так грибоедовский герой вступает, как и лишние люди, в конфликт с окружающим его несовершенным миром. Но если последние лишь страдают и бездействуют, то “в озлобленной мысли” Чацкого “слышится здоровый позыв к делу...”. “Он чувствует, чем недоволен”, ибо его идеал жизни вполне определен: “свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество”. Активное же противостояние Чацкого тем, “чья вражда к свободной жизни ньлримирима”, позволяет нам полагать, что он знает пути изменения жизни в обществе. Кроме того, грибоедовский герой, пройдя долгий путь исканий, три года путешествовавший, обретает цель в жизни - “служить делу”, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”, “в науки вперить ум, алчущий познаний”. Желание героя - приносить пользу отечеству, служить на благо обществу, к чему он и стремится.
Таким образом, Чацкий несомненно является представителем передового общества, людей, не желающих мириться с пережитками, реакционными порядками и активно с ними борющихся. Лишние же люди, не сумев найти себе достойного занятия, самореализоваться, не примыкают ни к консерваторам, ни к революционно настроенным кругам, храня в душе разочарованность в жизни и впустую растрачивая невостребованные таланты.

    Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений...

    Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями:...

    Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» создавалась автором в течение 8 лет (1816-1824 гг.). Это был период, когда русская литература бурно и активно развивалась. Меньше чем за полвека она прошла путь от классицизма к сентиментализму, романтизму, реализму....

    В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, - свой незабываемый облик. Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных...

В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнего человека. Герои эти, среди которых наиболее известные Печорин, Онегин, Обломов, не похожи на большинство людей своего времени. Лишние люди, чей ум пытлив и глубок, “болеют болезнью века”: для них очевидны проблемы окружающего мира, пороки и “язвы” современного общества. Не удовлетворенные жизнью, эти герои более всего несчастны от невозможности что-либо исправить. Неопределенность томящих их высоких идеалов вызывает не знание путей их реализации, а отсутствие конкретных целей и дела, которое могло бы удовлетворить их высокие требования к себе и к жизни, - пассивность и бездеятельность, беспомощность существования.

Сопоставим Чацкого, героя комедии Грибоедова “Горе от ума”, с образом лишнего человека.

Видя пороки фамусовского общества, отвергая его косные устои, беспощадно обличая чинопочитание, царящую в служебных кругах протекцию, глупое подражание французской моде, отсутствие настоящего образования, Чацкий оказывается изгоем среди графов Хрюминых, Хлестовых и Загорецких. Его считают “странным”, а в итоге даже признают безумцем. Так грибоедовский герой вступает, как и лишние люди, в конфликт с окружающим его несовершенным миром. Но если последние лишь страдают и бездействуют, то “в озлобленной; мысли” Чацкого “слышится здоровый позыв к делу...”. “Он чувствует, чем недоволен”, ибо его идеал жизни вполне определен: “свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество”. Активное же противостояние Чацкого тем, “чья вражда к свободной жизни непримирима”, позволяет нам полагать, что он знает пути изменения жизни в обществе. Кроме того, грибоедовский герой, пройдя долгий путь исканий, три года путешествовавший, обретает цель в жизни - “служить делу”, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”, “в науки вперить ум, алчущий познаний”. Желание героя - приносить пользу отечеству, служить на благо обществу, к чему он и стремится.

Таким образом, Чацкий несомненно является представителем передового общества, людей, не желающих мириться с пережитками, реакционными порядками и активно с ними борющихся. Лишние же люди, не сумев найти себе достойного занятия, самореализоваться, не примыкают ни к консерваторам, ни к революционно настроенным кругам, храня в душе разочарованность в жизни и впустую растрачивая невостребованные таланты.

Проблема «лишних» в обществе людей отражена в творчестве многих русских писателей. Например, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Александр Чацкий – это образ передового человека 10 – 20 годов XIX века, который по своим убеждениям и взглядам близок будущим декабристам. В соответствии с нравственными принципами декабристов, человек должен воспринимать проблемы общества, как свои личные, иметь активную гражданскую позицию, что и отмечается в поведении Чацкого. Он высказывает своё мнение по разным вопросам, вступая в конфликт со многими представителями московского дворянства.

Прежде всего, сам Чацкий заметно отличается от всех остальных героев комедии. Это образованный человек с аналитическим складом ума; он красноречив, одарён образным мышлением, что возвышает его над косностью и невежеством московского барства. Столкновение Чацкого с московским обществом происходит по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, к государственной службе, к отечественной науке и культуре, к образованию, национальным традициям и языку. Например, Чацкий говорит, что «служить бы рад – прислуживаться тошно». Значит, он не станет ради карьеры угодничать, льстить начальству, унижаться. Он хотел бы служить «делу, а не лицам» и не желает искать развлечений, если занят делом.

Московских дворян раздражают те качества личности главного героя, которые как раз и являются положительными: его образованность и стремление к знаниям, способность мыслить самостоятельно и жажда справедливости, желание послужить Отечеству, но с пользой для прогресса и с целью реформирования существующей общественно-политической системы. А преобразований «фамусовское общество» не желало допускать, поэтому люди, подобные Чацкому, считались опасными, их не хотели видеть в высшем свете, и они становились «лишними людьми».

Чацкий одинок в толпе гостей Фамусова, представляющих московское общество, где царствует «пустое, рабское, слепое подражанье» всему иностранному и слышится «смешенье языков: французского с нижегородским». Чацкий - патриот, он хотел бы гордиться своей страной и народом, но в нравах дворян, в их образе жизни герой отмечает вырождение всего русского, национального.

Несомненно, патриотизм – одно из достойнейших качеств личности, и духовный облик Чацкого заслуживает высокой оценки. Но есть некоторые черты, которые несколько нарушают целостность положительного образа. Возможно, вследствие неопытности, молодости и горячности герой не понимает, что произносить обличительные монологи на приёме у Фамусова неуместно. Тем более что никто и не желает прислушиваться к мнению Чацкого, никого не волнуют его переживания. Он вызывает отрицательные эмоции у окружающих, так как взаимопониманию с ними не способствует прямое осуждение нравов и убеждений чиновничества, помещиков. Герою следовало бы понимать, что Фамусов и его гости – это не то общество, где стоит раскрывать свою душу, делиться размышлениями о современной действительности. Софья, как и её отец, легко причисляет Чацкого к сумасшедшим, желая отомстить ему за насмешки над Молчалиным. Герой вынужден покинуть дом Фамусовых, где его ум, его критические взгляды на жизнь были так неприятны окружающим. Он не приобрёл здесь друзей или единомышленников, а только познал разочарование, почувствовал себя оскорблённым и готов бежать отсюда, чтобы приглушить душевную боль.

Было ли такое место в России, где герой Грибоедова мог найти «уголок оскорблённому чувству»? Наверное, Чацкий должен ехать туда, где уже существовали тайные общества будущих декабристов, где ценили умных людей, готовых использовать свои знания и силы для назревших преобразований в Отечестве. В понимании передовых дворян, ум должен быть свободным, «вольным», а значит, вольнодумство было для декабристов не ругательным словом или определением порока, опасного недуга, а наоборот. Понятно, что и смелость Грибоедова была высоко оценена современниками с передовыми убеждениями, так как его герой Чацкий был близок по духу будущим декабристам. Он вызывал симпатии тем, что испытывал потребность борьбы с косностью, невежеством, жестокостью, несправедливостью и другими пороками, хотел участвовать в преобразованиях. При общении с представителями московского дворянства он увидел непонимание, враждебное к себе отношение, кроме того, положение его осложнилось трагедией в любви и одиночеством. Поэтому А.С.Грибоедов определил состояние Чацкого как «горе от ума», так как герой почувствовал себя «лишним» в обществе московских дворян.


Похожая информация.


Кто Чацкий: «лишний» человек или личность, не нашедшая свое место в жизни?

Художник П.Соколов

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №5 г. Вязьмы

1.Кто такой «лишний» человек?

2. Образ Чацкого:

а) портрет героя;

б) человек новых взглядов;

в) «век нынешний» и

«век минувший» в лице

Чацкого и

фамусовского общества.

3. Чацкий пока «лишний»,

но своё место в жизни

у него есть: служить делу.

Н.Кузьмин

Кто такой «лишний» человек?

«Лишний человек», социально-психологический тип, запечатленный в русской литературе 1-й половины 19 в.; его главные черты: отчуждение от официальной России, от родной среды (обычно - дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время - душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела.

Наименование «Лишний человек» вошло во всеобщее употребление после «Дневника лишнего человека» (1850) И. С. Тургенева; сам же тип сложился раньше.

Портрет героя. Кто так чувствителен, и весел, и остер… Остер, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив. Он славно пересмеять умеет всех. Что говорит, и говорит, как пишет! Явитесь вы вполне великодушны: К несчастью ближнего вы так неравнодушны Чацкий – человек новых взглядов Ах, боже мой! Он карбонари! Он вольность хочет проповедать! Да он властей не признает! Служить бы рад, прислуживаться тошно. Кто служит делу, а не лицам... Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево, плели. «Век нынешний» и «век минувший» в лице Чацкого и фамусовского общества Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. А судьи кто? За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…» Поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют - и вот общественное мненье! Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары Вывод Взгляды героя противоречат мировоззрениям фамусовского общества, где царит невежество, отвращение к наукам, преклонение перед чинами и зависимость от общественного мнения. Чацкий не находит поддержки и понимания в городе, где «дома новы, но предрассудки стары». Но едва ли Чацкого можно назвать человеком, не нашедшим своего места в жизни.

Д. Кардовский

«Карету мне, карету!»

Он не нашел его лишь в фамусовской Москве, в жизни же решил служить делу.

Чацкий – лишний человек, потому что обречен на непонимание обществом своих идей и убеждений и на одиночество.

Д.Кардовский

Иллюстрации к комедии

«Горе от ума».

Список используемых источников

  • http://ilibrary.ru/text/5/p.1/index.html
  • http://litena.ru/literaturovedenie/
  • http://www.literaturus.ru/2015/08/illjustracii-gore-ot-uma-griboedov.html
  • http://malena33.livejournal.com/15916.html
  • http://www.liveinternet.ru/users/4168247/post211096218/
  • http://literatura5.narod.ru/kardovsky.html
  • http://hallenna.narod.ru/griboedov_portrety.html
  • https://yandex.ru/images/search?text=вид%20москвы%20времён%20грибоедова&stype
  • https://yandex.ru/images/search?text=памятники%20%20грибоедову