В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов раскрывает нам общество и образы людей того времени. Читаешь комедию и невольно переносишься в Москву 1824 года, в дом Фамусова, где развертывается действие.Образ Молчалина – образ личности, занимающейся своей карьерой. С первых же страниц раскрывается смысл фамилии Молчалина – автор отводит ему очень мало реплик, причем речь его «услужлива», особенно в разговоре с Фамусовым, т.к. известно, что Молчалин – его секретарь. Фамусов относится к нему, как к нисшему чину, но в какой-то степени уважает его. Для Молчалина важнее попасть в чины и заслужить награды, то есть сделать себе карьеру:«По мере я трудов и сил,
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил».
Также считает, что у него два таланта – «умеренность и аккуратность». Он занят только собой:«Есть у меня вещицы три:
Есть туалет, прехитрая работа –
Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри,
Кругом все прорезь, позолота;
Подушечка, из бисера узор;
И перламутровый прибор –
Игольничек и ножинки, как милы!
Жемчужинки, растертые в белилы!
Помада есть для губ и для других причин,
С духами скляночки: резеда и жасмин».
Ради карьеры Молчалин готов на все, даже на унижения, он притворяется, признаваясь Софье в любви (любит «по должности»). Он боится потерять чин и доверие Фамусова. Софья любит Молчалина и хочет выйти за него замуж, думая, что чувства взаимны. Но Молчалин не хочет об этом и думать:«Надежды много впереди,
Без свадьбы время проволочим».
Ему важно мнение Павла Афанасьевича, а не искренние чувства Софьи. Он равнодушен к ней, в то время как ему нравится Лиза. Но Молчалин не желает ей зла, даже наоборот, он уверен, что скоро Софья его разлюбит так же, как и Чацкого. Софья действительно его отвергает, но только тогда, когда убеждается в его чувствах. Молчалин не противится ее требованиям оставить дом.Чацкий противопоставлен Молчалину, он показан как приезжий человек. Он с самого начала узнает в Молчалине низкого человека, одного из представителей фамусовского общества. Чацкий в диалоге с Молчалиным показывает все свое презрение к нему, никогда не соглашается с его мнением. Фамусов относится к Молчалину, как к высшему чину.Молчалин в Москве для того, чтобы «награжденье брать и весело пожить», для него не была бы трагедией потеря должности секретаря, он бы благодаря своему молчанию для карьеры никогда бы не пропал, а обязательно нашел себе новое пристанище и дослужился бы до больших чинов. Ему не нужна любовь Софьи, он относится равнодушно к Чацкому, считая его, как и все, сумасшедшим. Ему не надо ни о ком заботиться, он только пресмыкается перед большими чинами, даже вежлив только из выгоды.Так действительно ли Молчалины блаженствуют на свете? В наше время часто можно встретить такого «Молчалина», и он действительно будет «блаженствовать».

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» – это сатира на нравы дворянского общества начала 19 века. Обличение консервативных взглядов аристократов происходит в процессе столкновения «века минувшего» с «веком нынешним». Прогрессивно настроенные дворяне, мыслящие по-новому, представлены в пьесе всего одним героем – Александром Андреевичем Чацким. Ему противостоит все московское светское общество того времени, во главе которого стоит Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят события комедии. За этим влиятельным дворянином стоит множество приспешников, одним из которых является Молчалин. В комедии «Горе от ума» Фамусов и Молчалин являются единомышленниками, людьми, объединенными общими взглядами и ценностями.

За что Фамусов ценит Молчалина?

Павел Афанасьевич Фамусов занимает высокий пост в Москве. Он управляющий в казенном доме. Вдовец, воспитывает семнадцатилетнюю дочь Софью. Как любящий отец, он желает для своей дочери наилучшего будущего. Поэтому он так возмущен, застав Софью в комнате наедине с Молчалиным.

Молчалин – безродный дворянин из Твери, которому Фамусов «дал чин асессора и взял в секретари». Конечно, по мнению Фамусова, он не годится в мужья Софье. Фамусов, как и все московские дворяне, предпочитает видеть в зятьях человека «с звездами и чинами». Однако он ценит деловые качества Молчалина, его способность «услужить».

Несмотря на то, что в дворянском обществе принято брать на хорошие места своих родственников, Молчалину все же удалось стать секретарем Фамусова, который в разговоре со Скалозубом признается: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой».

Взгляды Фамусова и Молчалина на поведение дворянина в обществе

Фамусов считает, что самое главное – хорошая репутация в свете. И не важно, какой ценой она завоевана. Он с восхищением вспоминает своего дядю Максима Петровича, который нарочно падал на приеме у императрицы, чтобы ее развеселить. Фамусов не считает это унижением, а, наоборот, называет «смышленостью».

Своими взглядами на то, как должен вести себя дворянин в свете, образы Фамусова и Молчалина в комедии «Горе от ума» очень схожи. На балу в доме Фамусова Молчалин старается выслужиться перед всеми гостями. Он гладит и расхваливает шерстку собаки Хлёстовой, которая взамен жалует его своим расположением: «Спасибо, мой дружок!» Это выглядит унизительно, но Молчалина это не смущает. Он не имеет высокого чина, а значит, ему «надобно зависеть от других». «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», – вот принцип, по которому живет и действует этот герой.

Как и Фамусов, Молчалин гордится своими карьерными достижениями, хоть они и представлены у него в более мелком масштабе: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил».

Гордится он и связями с известными московскими людьми, например, с княгиней Татьяной Юрьевной, которая «балы дает нельзя богаче».

Чем опасен Молчалин для фамусовского общества?

Фамусов и Молчалин в комедии «Горе от ума» имеют совершенно одинаковые взгляды на карьеру и способы ее построения, на поведение дворянина в свете, у них идентичные жизненные ценности. Однако услужливость Молчалина, его двуличие сыграют злую шутку с Фамусовым – его дочь окажется обманутой этим человеком.

Заигрывая со служанкой Лизой, Молчалин ведет себя совсем не так, как с Софьей. Лиза говорит ему: «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы». Молчалин совсем не так прост, как кажется на первый взгляд.

Вся его романтическая история с Софьей – актерская игра с его стороны. Спектакль этот разыгрывается им для Фамусова. Отец молодой девушки напрасно опасается, что Молчалин, будучи небогатым и не имея высокого чина, попросит руки его дочери. Он и не собирается этого делать. Любовником Софьи он притворяется «в угоду дочери такого человека». А для женитьбы Молчалин не видит в дочери Фамусова «ничего завидного». Еще бы, ведь в отличие от Молчалина Софья не боится ни своих чувств, ни мнения света. Молчалин же опасается выдать чем-нибудь свои отношения с Софьей, ведь «злые языки страшнее пистолета».

Таким образом, московские дворяне, создав для себя мир с такими правилами игры, сами же становятся жертвами этих правил. Молчалин всего лишь выполняет завет своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику…»

Выводы

Очевидно, что характеристики Фамусова и Молчалина лишь незначительно отличаются друг от друга. Они оба представители «века минувшего», «страстные к чинам» и деньгам. Разница только в том, что Фамусов уже обладает желаемым весом в обществе, теперь ему остается просто держаться на плаву. Молчалин же только идет к этому. Но пути достижения целей у них одинаковые, ведь они люди одного круга, одних идеалов. Недаром Чацкий говорит о Молчалине, что он «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

И в наши дни актуальна проблема, затронутая Грибоедовым в комедии «Горе от ума», когда «Молчалины блаженствуют на свете». Ведь сейчас, как и во все времена, есть Фамусовы, которые убеждены в безграничной власти денег, которые уважают лишь себе подобных, а обездоленных презирают. И есть Молчалины, которые, чтобы дотянуться, дорасти до уровня Фамусовых, ни перед чем не останавливаются и ничем не брезгуют. Пьеса Грибоедова будет находить живой отклик в сердцах современных читателей, пока будут возводиться в ранг высших ценностей карьера и богатство, а не любовь, дружба, гражданственность, честь и совесть.

Проблема описанная в данной статье очень актуальна и сегодня. Поэтому приведённая характеристика образов Фамусова и Молчалина, схожесть и различие их взглядов пригодятся ученикам 9 классов при подготовке сочинения на тему «Фамусов и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»»

Тест по произведению

Фамусов и Молчалин - герои грибоедовской комедии «Горе то ума» - представители одного лагеря. Но Фамусов - барин, хозяин, а Молчалин - не просто его служащий, а его прихвостень, лакей. Объединяют этих героев одни жизненные ценности, одни устремления, одни идеалы. И если Фамусов уже имеет в жизни «все», то Молчалин еще только в самом начале этого пути. У этих героев одни и те же идеалы, и умными людьми признают они людей вроде Максима Петровича. То есть, хотя Фамусов и Молчалин стоят пока на разных ступеньках социальной лестницы, они очень похожи друг на друга. Ко всему прочему, они оба противопоставлены главному герою комедии, Чацкому. Да и личные качества этих людей оцениваются нами одинаково - со знаком минус. Однако обратимся к характерам этих персонажей.
Уже с первого появления Фамусова на сцене мы получаем представление о его нравственном облике. Он заигрывает с молоденькой служанкой его дочери, Лизой, и тут же уверяет, что всем известно его «монашеское» поведенье. Не стесняясь никого, он открыто лицемерит.
Кажется, что Фамусов заботится о воспитании дочери, но к чему сводится эта его забота? Ограниченный человек не понимает, что «вторую Мать» нельзя нанять, и уж точно нельзя брать пример с него, с отца, который «монашеским» известен поведеньем.
Этот человека не умеет, да и не желает заниматься служебными делами:
Боюсь, сударь, я одного смертельно,
Чтоб множество не накоплялось их; Дай волю вам, оно бы и засело: А у меня, что дело, что не дело. Обычай мой таков: Подписано, так с плеч долой.
Точную характеристику дает Фамусову его дочь, Софья: «Брюзглив, неугомо-1ен, скор». Кроме того, Фамусов - самый настоящий ретроград, которого пугает 1се новое, неизвестное ему. Особенно страшит его то, что молодежь начинает чи-ать книги: «Читать!... А после хвать!» Фамусов считает, что все беды от просвеще-1ья, от чтения книг.
Некоторые речи Фамусова звучат почти в духе Чацкого. Он, например, гневно ыступает против засилья страны иностранщиной:
Дались нам эти языки!
Берем же побродяг, и в дом и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему -
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.
Фамусов бранит «ужасный век» вместе с «Кузнецким мостом», но уже в следую-ем акте начинает расхваливать все то, что прежде ругал, а почетное место на его ¦чере занимает не кто иной, как «французик из Бордо».
В людях Фамусов ценит звания, богатство, власть. Не обладающий всем переклейным человек для Фамусова просто не существует. Фамусов считает, что жданные блага нужно добывать для себя любым путем, в том числе «отважно жерт-вать затылком», как незабвенный Максим Петрович. И Фамусов не одинок в сво-
взглядах на жизнь - он представитель общества себе подобных, которое не слу-йно называют «фамусовским».
Фамусовский мир состоит не только из влиятельных личностей типа Фамусова Зкалозуба, но тех, кто прислуживает им, пресмыкается перед ними в надежде эвать» свой кусок от щедрот хозяев жизни. В комедии в роли одного из таких дей выступает Молчалин - молодой чиновник, который с детства усвоил завет да:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья -Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Выполнение отцовского наказа помогло Молчалину и «награжденья брать и =ло пожить». Молчалин идет путем Максима Петровича, но в отличие от него, ствует более тонко и хитро. Вместо того, чтобы «отважно жертвовать затылком», Молчалин выбирает иную тактику - «умеренность и аккуратность». Именно эту линию поведения диктуют ему предпочтения московского общества - «нынче любят бессловесных». Молчалин быстро понимает, какого рода прихвостни в моде в данный момент и в короткое время становится нужным человеком, правой рукой Фамусова.
Поговорка «Молчи - и за умного сойдешь» находит свое подтверждение в любовной истории Софьи Фамусовой и Молчалина. Неглупая, в обп1ем-то, девушка додумывает за скромного отцовского помощника все то, что хочет сама. Софья видит в Молчалине идеального человека: несмелого, романтичного. «Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело...», «от старичков не ступит на порог», «уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокойства» - так характеризует Софья своего возлюбленного. Но она ошибается. Молчалин абсолютно далек от нарисованного ею идеала. Он двуличный, лживый, хитрый, льстивый, лицемерный человек. Все его жизненные устремления связаны только с продвижением по службе, с удачной карьерой, достижением положения в обществе. Он «в угоду» Софье, дочери влиятельного человека, принимает вид влюбленного, хотя на самом деле ему нравится Лиза. Лишь с ней одной, бесправной служанкой, Молчалин не стесняется показывать свое настоящее лицо.
Софья далеко не сразу понимает истинную сущность Молчалина. Подлинное его лицо известно лишь Лизе и Чацкому, которых он совершенно не стесняется, так как понимает, что никакой угрозы они для него не представляют. Молчалин искренне верит, что его линия поведения правильна, и это он пытается доказать Чацкому. Он говорит: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», «ведь надобно ж зависеть от других». Пытается Молчалин и поучать Чацкого, как нужно жить.
Нужно сказать, что Молчалин вовсе не жалкая, незаметная фигура. Этот человек, коварный и подлый, рано или поздно добьется своей цели и будет вершить судьбы многих людей, то есть «блаженствовать на свете», «достигнув степеней известных». Н. В. Гоголь дал такую характеристику Молчалину: «...замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди».
С того времени, когда Грибоедов написал свою бессмертную комедию, минуло почти два века. Однако и фамусовы и молчалины все также «блаженствуют» на свете, потому комедия не утратила своей живости и актуальности и по сей день.

Коллекция сочинений: Фамусов и Молчалин в комедии А. С.Грибоедова “Горе от ума”

В комедии А. С.Грибоедова "Горе от ума» нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, - свой незабываемый облик.

Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных мест. Фамусов – единственный герой, который может встать с Чацким наравне. Насколько Чацкий противостоит московскому миру, настолько Фамусов зависим от него. Герои находятся на разных полюсах, и эти полюса создают напряжение, конфликт. Роль Молчалина тоже сопоставима с ролью главного героя. Как и Чацкий, Молчалин – участник и любовного, и общественно-политического конфликта. Он не только достойный ученик Фамусова, но и соперник Чацкого в любви к Софье.

Различия между Фамусовым и Молчалиным являются внешними, поверхностными. Павел Афанасьевич – в летах, а Алексей Степанович молод. Фамусов – начальник, а Молчалин его подчиненный. Павел Афанасьевич – один из признанных столпов московского общества. Его служебное положение достаточно высоко: он "управляющий в казенном месте». Именно от него зависят материальное благосостояние и успех множества людей: распределение чинов и наград, "протекции» молодым и пенсии старикам. Молчалин пока выполняет чуть ли не роль прислуги при московских "тузах»: носит собачку Хлестовой, очищает от мела сукно на игральных столах. Фамусов – столичный житель, дворянин, а Молчалин – тверской провинциал. Фамусов любит дочь, а его секретарь играет роль влюбленного. Фамусов много говорит искренне и бурно выражает свои чувства. У него "говорящая» фамилия, образована от латинского "fama» - молва. И у Молчалина фамилия "говорит» сама за себя. Он, вращаясь в высших слоях общества, по большей части молчит. Однако так будет, скорее всего, до поры до времени. Ведь Молчалин – "двойник» Фамусова.

У героев существует внутреннее, глубинное сходство. У них, несмотря на большую разницу в возрасте и общественном положении, одинаковое мировоззрение, их жизненные принципы и идеалы совпадают.

Фамусов – консерватор. Он не принимает ничего нового. Герой враждебно относится к тем, кто не разделяет его убеждений. Идеал Фамусова – прошлое, когда все было "не то, что ныне». Павел Афанасьевич – убежденный защитник морали "века минувшего». По его мнению, жить правильно – значит поступать во всем так, "как делали отцы», "на старших глядя». Мировоззрение Молчалина тоже крайне консервативно; герой неукоснительно следует отцовскому завету: "угождать всем людям без изъятья». Для фамусовского секретаря "святыми» являются только "мнения чужие». Он, как и Фамусов, считает зависимость "от других» основным законом жизни. Тверской провинциал быстро усвоил, что надо иметь "покровителей», даже если приходится всецело зависеть от их воли. Для Фамусова примером является "смышленый» Максим Петрович, который готов стать шутом, чтобы развлечь важное лицо. О нем он говорит с гордостью и завистью: "Упал он больно – встал здорово». Алексей Степанович рискует в результате тайного "романа» потерять расположение покровителя, но отказаться от "угождения» дочери "такого человека» он не в состоянии.

Молчалин – типичный "средний» человек: и по способностям, и по уму, и по жизненным целям. Фамусов тоже недалекий, посредственный чиновник. Но у них есть общий "талант» - умение приспособиться к обстоятельствам, к "нужным» людям. Они органично вписываются в московское общество. Главный путь к благам для них – служба. Истинная цель деятельности – сделать карьеру, "достигнуть степеней известных». Фамусов не видит ничего предосудительного в откровенном пренебрежении служебными обязанностями:

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Отношение Молчалина к службе совпадает с фамусовским: он хотел бы "и награжденья брать, и весело пожить». Как только Молчалин "взлетит», то, несомненно, повторит путь Фамусова. Как и покровитель, он будет злоупотреблять служебным положением. Для Павла Афанасьевича это уже стало "золотым» правилом:

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!..

Общественное мнение для Молчалина, как и для Фамусова, свято. Некоторые его высказывания ("Ах! злые языки страшнее пистолета», "В мои лета не должно сметь свое суждение иметь») напоминают фамусовское: "ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Молчалин и Фамусов живут по законам лжи, лицемерия, подобострастия. Они способны на низость. Оба героя одновременно проявляют "известный» интерес к служанке Лизе. По мнению Фамусова, такие пороки людей, как разврат, пьянство, угодничество, фальш – не представляют опасности. Например Павел Афанасьевич искренне удивляется:

Ну вот! великая беда,

Что выпьет лишнего мужчина!

А свои заигрывания с Лизой и особо тесные отношения с докторшей, которая по его "расчету» должна родить, считает естественными для московского барина-вдовца. Молчалин – тень Фамусова. Он тоже ведет игру и действует по традициям и правилам, принятым в фамусовском обществе. Поэтому разрыв Павла Афанасьевича с "секретарем» скорее всего окажется временным. Именно эта мысль звучит в заключительных словах Чацкого:

Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.

Молчалин сможет соответствовать идеалу жениха для московских барышень:

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей –

Высокий идеал московских всех мужей…

Молчалин – это "маленький Фамусов», герои воплощают один социальный и нравственный тип, тип приспособленцев, "деловых» людей.

Фамусов – крупный чиновник, «управляющий в казенном месте». Одновременно это своенравный барин-крепостник, самовластно обращающийся со слугами.

Как чиновника Фамусова характеризует равнодушие к делу.«Подписано, так с плеч долой!» – говорит он Молчалину. Героя отличает семейственность на службе. Он заявляет Скалозубу:

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

С Лизой Фамусов ведет себя как барин-самодур. Вначале он заигрывает с ней, а потом грозится послать «за птицами ходить». Других провинившихся слуг он готов отправить «на поселенье».

Крутой нрав отличает Фамусова не только по отношению к слугам, но и по отношению к родной дочери. Подозревая Софью в тайных встречах с Чацким, Фамусов собирается послать ее «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

В то же время Фамусова отличает и искренняя любовь к дочери, забота о ее будущем; он всеми силами старается найти для нее выгодного жениха. Неприятие Чацкого и Молчалина как недостойных женихов Софьи и угождение Скалозубу – достойному жениху – проясняют жизненные приоритеты Фамусова. «Кто беден, тот тебе не пара», – поучает Фамусов Софью.

Героя отличают такие положительные качества, как гостеприимство, хлебосольство.

Дверь отперта для званых и незваных,

Особенно из иностранных;

Хоть честный человек, хоть нет,

Для нас равнёхонько, про всех готов обед, –

заявляет Фамусов в своем монологе о Москве во втором действии комедии.

Идеалы Фамусова в прошлом , в «веке минувшем». В монологе, открывающем второе действие комедии, герой восхищается достоинствами «почтенного камергера» Кузьмы Петровича. В другом монологе Фамусов преклоняется перед «подвигами» екатерининского вельможи Максима Петровича. С этим внесценическим персонажем прочно связано представление Фамусова об истинном уме. «А? Как, по-вашему? По-нашему, смышлен. / Упал он больно, встал здорово», – замечает Фамусов по поводу падений Максима Петровича на глазах у Екатерины II.



Фамусов, как и другие представители московского барства, – враг просвещения. Ему принадлежат резкие суждения о книгах, например:

Уж коли зло пресечь,

Забрать все книги бы да сжечь.

Занятия науками он считает безумием:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

В идейном конфликте пьесы Фамусов – главный противник Чацкого.

Скалозуб

Сергей Сергеевич Скалозуб ещё один яркий представитель фамусовского общества. Это аракчеевский офицер. Если Фамусов олицетворяет собой уходящий в прошлое век вельмож и хлебосольных московских бар, то полковник Скалозуб – это новый тип русской жизни, сформировавшийся уже после войны 1812 года.

Отметим некоторые черты личности, а также жизненные принципы Скалозуба.

Главную цель своей жизни герой видит не в ратных подвигах, а в успешном продвижении по службе. Скалозуб говорит Фамусову:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы.

Герой решительно настроен в отношении вольнодумцев. Он заявляет Репетилову:

Я князь-Григорию и вам

Фельдфебеля в Вольтеры дам.

Скалозуб олицетворяет собой деспотические тенденции в государственной жизни России последних лет царствования Александра I. Не случайно Фамусов тянется к Скалозубу, прочит его в женихи Софье. Фамусов видит в Скалозубе реальную силу, которая может сохранить неизменными старые общественные устои.

Молчалин

Коллежский асессорАлексей Степанович Молчалин также одно из центральных лиц в комедии.

Молчалин, как и Скалозуб, – новое явление в русской жизни. Это тип чиновника-бюрократа, постепенно вытесняющийиз государственной и общественной сфер богатых и всесильных вельмож.

Как и Фамусов, Молчалин относится к службе как к способу получения чинов и наград.

По мере я трудов и сил,

С тех пор как числюсь по Архивам,

Три награжденья получил, –

говорит Молчалин Чацкому. Его взгляд на службу выражен также в словах: «И награжденья брать, и весело пожить».

Главные жизненные принципы Молчалина – «умеренность и аккуратность». Молчалин уже не будет расшибать затылок, как Максим Петрович. Его лесть более тонкая.

Угождение нужным людям, в особенности сильным мира сего, соответствует представлениям героя об истинном уме. Глупый с позиций Чацкого, Молчалин по-своему не так уж и глуп. Главные черты мировоззрения героя раскрываются в четвертом действии, в монологе о завещании отца:

Мне завещал отец,

Во-первых, угождать всем людям без изъятья:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Между тем смирение Молчалина, его угождение ближним исполнены лицемерия и фальши . Истинная сущность Молчалина раскрывается в его отношении к Софье и к Лизе.

Отметим также такую черту Молчалина, как наигранная сентиментальность. Молчалин в совершенстве усвоил моду на «чувствительные» пьесы, на игру на флейте. Сентиментальность становится для героя важным орудием достижения прочного положения в обществе, где правят бал всесильные дамы, падкие на лесть, на изысканные комплименты.

Молчалин играет важную роль не только в идейном конфликте, но и в любовной интриге: он первый любовник ! Прекрасно осознавая важность собственного амплуа, Молчалин признается Лизе:

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека.

Со своей ролью герой успешно справляется вплоть до момента разоблачения. Не случайно Молчалин, а не Чацкий становится избранником Софьи. «Молчалины блаженствуют на свете!» – восклицает Чацкий.

Создавая образы Молчалина и Скалозуба, Грибоедов высказал свою точку зрения в отношении ближайшего будущего России. В отличие от Чацкого, автор «Горя от ума» не идеализирует перспектив либерализма в «веке нынешнем». Чацкому кажется, что «вольнее всякий дышит». Грибоедов думает иначе. Драматург сознает, что ближайшее будущее России не за Чацким, а за Скалозубом и Молчалиным. Эти герои твердо стоят на ногах, их жизненные позиции более прочны, несмотря на весь их цинизм.

Софья

Дочь Фамусова Софья – центральный женский персонаж комедии. Это богатая и знатная невеста .

Характер Софьи неоднозначен. Еще Пушкин отмечал: «Софья начертана неясно».

С одной стороны, мы видим в Софье, по словам И. А. Гончарова, «сильные задатки недюжинной натуры». Ее отличают природный ум (имя-характеристика «Софья» означает по-гречески «мудрость»), житейская рассудительность, способность к искреннему чувству.

Кроме того, Софье свойственна независимость жизненной позиции : проявив непослушание отцу, Софья полюбила неравного себе человека.

С другой стороны, Софья живет ценностями фамусовского общества. Ложь и клевета не чужды ее натуре.

Быть может, именно отсутствие высоких нравственных принципов и привело героиню к тому, что она оказалась не в состоянии сразу распознать низкую и подлую натуру Молчалина.

Софья оказывается ключевым персонажем в сюжете комедии, в любовной интриге. Отношение Софьи к Молчалину и Чацкому отражает те приоритеты, которые прочно установились в среде московского дворянства. Идеал Софьи, по словам Чацкого, – это «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей».

Чацкий же с его умом отвергнут героиней. «Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» – восклицает Софья, имея в виду либеральные идеи и остроумие Чацкого. Героиня не только отворачивается от друга своего детства, к которому когда-то питала симпатию, но и оказывается инициатором распространения клеветы о его безумии. При этом в результате она сама оказывается обманутой, сама терпит горе от своего «ума», становится жертвой подлости Молчалина, а также собственной самоуверенности.

Образ Софьи оттеняется образом служанки Лизы .

Аристократке Софье противопоставлена простая девушка – остроумная, смышленая, наделенная живым умом, чувством собственного достоинства. Так, Лиза отвергает ухаживания Фамусова и Молчалина. Она тяготится своей ролью наперсницы Софьи. Лиза выступает в комедии как жертва барской ласки и барского гнева.

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь, –