Что такое стилизация растений? Вы когда-нибудь слышали это словосочетание? Человек, который никак не связан с искусством, скорее всего, даст отрицательный ответ. А ведь это так интересно. Стилизация - это творческая переработка художником реалистичной модели или прототипа. Благодаря этому направлению искусства сегодня мы имеем такое разнообразие орнаментов, украшений и принтов на ткани. Эта статья посвящена стилизации растений и всему, что с ней связано.

Определение

Стилизация растений - это изображение, на котором творение природы выглядит не реалистично, а примитивно условно. Но, несмотря на это, рисунок сохраняет самые характерные черты своего природного прототипа. Можно сказать, что стилизация - это узор, в основу которого закладываются форма и цвет реально существующих растений.

Искусством стилизации наши предки овладели раньше, чем реалистичным рисованием. Ведь изображать предметы условно намного проще, чем делать фотографическую копию. Раньше стилизованный орнамент играл не только декоративную роль, но еще и был оберегом от различных напастей как со стороны соседей, так и со стороны потустороннего мира. Люди украшали стилизованными цветами одежду, предметы быта и свое жилище. Времена меняются. Большинство современных людей уже не верят в злых духов, но традиция декорирования окружающих предметов прижилась.

Стилизованные растения в творчестве художника

Зачем сегодня рисовать примитивные формы, если уже давно человек научился делать реалистичные изображения? Каждый вид творчества уникален. Но чтобы перейти к сложному, сначала нужно освоить простое. Стилизацией растений занимаются дети, которые учатся в художественной школе. Зачем? Чтобы понять форму. Ведь чтобы что-нибудь нарисовать, недостаточно просто посмотреть на предмет, нужно понять, из чего он состоит и как одна его часть крепится к другой. Именно это и показывает ребенок в стилизованном виде. Когда этот этап пройден, можно переходить к освоению реалистичного изображения.

Но стилизацией растений занимаются не только дети, а еще и взрослые. Например, художники декоративно-прикладного искусства, иллюстраторы и декораторы. Например, стилизация растений в графике нужна для украшения книг и других печатных изданий. Художники ДПИ изображают орнамент на своих изделиях. А почему бы им не создать реалистичное изображение? Рисунок маслом на ручке дивана будет смотреться хуже, чем декоративная ветка винограда.

Стилизация растений в искусстве краснодеревщиков

Плавно перейдя к работе мастеров, поподробнее остановимся на деревянных изделиях. Эти вещи есть в квартире каждого человека. Столы, стулья, шкафы и тумбочки изготавливаются из древесины. И большинство этих предметов украшает орнамент, состоящий из стилизованных растений. Такой рисунок и сделать просто, да и выглядит он красиво. Сегодня большая часть мебели изготавливается машинным способом. И так же наносится резьба. Современные технологии позволяют сделать не только прямой орнамент, но и нанести рисунок стилизации растений в круге. Причем изображение может быть выполнено как с помощью резьбы, так и путем выжигания или наклеивания объемных деталей. Раньше людям приходилось декорировать мебель вручную. Но хуже она от этого не была. Краснодеревщики создавали подлинные шедевры искусства, которыми сегодня можно любоваться в музеях.

Растительный орнамент в керамике

Природные мотивы часто встречаются в работах гончаров. Керамисты украшают орнаментами горшки, вазы и, конечно, блюда. Стилизация растения в круге - популярная техника, появилась она благодаря работе художников по глине. Ведь с давних пор еще египтяне и греки, даже без гончарного круга, лепили тарелки, которые декорировали природными мотивами. Цветы, конечно, всегда были в приоритете. Но не нужно даже углубляться в историю. Можно сходить в любой ближайший супермаркет и посмотреть на керамику нашего времени. Чем чаще всего украшают тарелки, кружки и чашки? Правильно, стилизованными растениями.

Люди всегда уделяли внимание не только тому, что они едят, но и из чего. Именно поэтому на керамических заводах и фабриках работали художники. Они создавали затейливые орнаменты, а вдохновение им дарила сама природа.

Орнаменты в текстильной промышленности

Какой самый популярный мотив, который изображается на шторах и тюли? Правильно, растительный. Цветы и другие причудливые творения природы украшают как прозрачные занавесит, так и плотные ночные шторы. Но не только на окнах можно найти стилизацию. Она присутствует и в орнаменте ковров. Самый популярный мотив, конечно, цветочный. Стилизация растений в орнаменте присутствует на скатертях и на салфетках. Также она часто украшает мебельную обивку.

Стилизация в творениях дизайнеров одежды

Смотря модные показы, невольно поражаешься, как же в голову людям могут прийти такие потрясающие идеи. Одно из самых популярных растений сегодня - это пальма. Ее листья украшают юбки, блузки и даже верхнюю одежду. Но естественно, дизайнеры используют не фотографию, а рисунок. Сложно придумать этому явлению какое-либо название, кроме стилизации.

Художники по костюму часто используют мотивы растений для украшения вечерних платьев. Цветы могут распускаться на подолах, корсетах и рукавах. Причем техники создания стилизованных растений разнообразны. Это может быть вышивка, ткачество или же рисунок. Нередко для украшения одежды используется стилизация растений в круге. Орнамент в этом случае чаще всего наносится или на подол изделия, или же располагается в композиционном центре.

Сегодня стало модно украшать одежду перфорацией. Читатель уже, наверное, смог догадаться, какой мотив чаще всего вырезает лазер. Растительный узор может украсить не только одежду, но и аксессуары, и даже обувь.

Растительный орнамент в творчестве ювелиров

Девушки, как известно, любят украшения и цветы. И то и другое вполне гармонично уживается вместе в творениях ювелиров. Декоративная стилизация растений здесь очень уместна. Благодаря творческой переработке цветов, деревьев и листьев можно получить настоящее произведение искусств. Ювелиры создают украшения, сочетая в них пластичный металл с драгоценными и полудрагоценными камнями. Эти элементы должны быть грамотно вписаны в изделие, быть его неотъемлемой частью и дополнять растительную форму. Благодаря работе опытных дизайнеров каждый год выходят потрясающие коллекции.

Сегодня в моде объемные колье. И именно здесь ювелир может продемонстрировать весь свой творческий потенциал. В таких украшениях встречается как рапортный орнамент, так и разрозненные элементы, явно рожденные путем стилизации растений. Цветы, деревья, листья и даже ягоды становятся вдохновением для художника.

Как стилизованные растения используют любительницы хенд-мейда

С каждым годом все больше людей начинает заниматься прикладным творчеством. Вышивка, изготовление украшений, декупаж и роспись стекла - во всех этих видах ДПИ используется стилизация растений. Зачастую люди, которые только начинают свой творческий путь, не создают схемы и эскизы для работы самостоятельно, они делают копии с чужих работ. Стилизация растений в цвете является самой востребованной темой. Причем зачастую оттенок реального прототипа и его упрощенного изображения может отличаться. Но если творец хочет сделать аналогию более прозрачной, он использует реалистичные цвета. Например, в витраже часто не совсем понятно, какой цветок хотел изобразить художник. Но по наличию у него большого количества лепестков, красного соцветия и зеленой ножки с шипами любой человек может догадаться, что это роза. Такой же принцип работает и в вязании. Женщина, изготавливая своими руками свитер, может воссоздать грозди винограда. Окружающим будет понятно, что изображено на изделии, так как основные характерные черты будут присутствовать в узоре.

Вышивка и растительный орнамент

Наши предки издревле украшали одежду. Они придавали знакам символическое значение. Стилизации растений и животных уделялось много времени. Люди считали, что вышитый на одежде рисунок, который имел сакральный смысл, сможет уберечь от любых несчастий. А что же чаще всего изображали наши предки? Солнце, воду, животных и растения. Из природного мира люди почитали образы березы, как дерева, которое приносит удачу, дуба - как царя леса, лавра - как символ победы и т. д. Естественно, в каждой стране были свои фавориты. Люди отдавали почести тем цветам и растениям, которые помогали им выжить. Это утверждение верно для пшеницы, ягод рябины, малины и земляники. Но встречались и растения, перед которыми люди преклонялись за их красоту. Сюда можно отнести розу, лотос и хризантему.

Сегодня традиция запечатлевать стилизованные цветы в вышивке все еще существует. Люди украшают такими рисунками как стены, так и одежду. Но потаенный смысл сегодня в творчество не вкладывается. Люди ценят стилизацию за ту красоту, которую она придает изделию.

Растительный орнамент в архитектуре

После того как человек стал украшать предметы своего быта, он задумался и над декором жилища. Красота создавалась как снаружи, так и внутри здания. Сейчас поговорим о фасадах. Композиция стилизации растений часто украшала древнегреческие колонны, готические соборы и дворцы, построенные в стиле барокко. Можно сказать, что орнамент, вдохновением для создания которого послужила сама природа, сопровождал жилище человека с древних веков. Правда, сегодня от такой формы декора строители отказываются. Они предпочитают играть с большими формами и не заострять внимание на мелочах. Но это касается только муниципального и городского строительства. Физические лица возводят для себя дома и коттеджи, украшенные декоративными растительными элементами. Они могут быть выполнены в виде фрески, мозаики или витража. Из этого можно сделать вывод, что современный человек не хочет отказываться от привычных ему способов украшения, даже несмотря на то, что мода навязывает минималистический дизайн.

Растительные рисунки в искусстве интерьера

Как уже писалось выше, в квартире современного человека очень много предметов, которые украшены стилизованными орнаментами. Это шкафы, кресла, столы, стулья, шторы и скатерти. Даже те люди, которые отдают предпочтение минимализму, не могут устоять перед тем, чтобы приобрести себе какую-нибудь декоративную вазу, украшенную растительным орнаментом.

А где еще в комнате можно найти стилизованные узоры? Например, на обоях. Так же как и дизайнеры одежды, интерьерщики отдают предпочтение рисунку, на котором изображены крупные листья. Стилизованные растения могут выступать как отдельными элементами, так и вплетаться в орнамент.

Молдинги также не обходит стороной мода на орнамент. Причудливые растения раскидывают свои алебастровые листья по стенам, а иногда украшают и потолок.

Витражи, которые украшают как окна, так и двери, зачастую имеют все тот же растительный сюжет, который состоит из стилизованных цветов, листьев, веток и ягод.

Разглядывая орнамент или декоративное панно, мы замечаем, что природная форма силой воображения перевоплощается с помощью условных линий, пятен во что-то совершенно новое. Мы угадываем растение или животное, хотя оно все же не такое, как на фото.

Панно – картина или барельеф, который заполняет часть стены, потолка; так иногда называют и просто декоративную картину.

Существующая форма упрощается до предельно обобщенной, геометрической формы. Это позволяет много раз повторять мотив орнамента без лишних усилий и специальных приспособлений. То, что было утрачено природной формой при упрощении и обобщении, привело к плоскостности изображения и дало возможность использовать ее как художественный орнаментальный мотив: ритмически повторять, разворачивать, воссоздавать в разных масштабах.

Как природные формы превращаются в мотивы орнамента? Сначала выполняют зарисовку с натуры, максимально точно воссоздавая сходство и подробности (этап «фотографирование»). Дальше - перевоплощение - переход от зарисовки к условной форме. Надо будто упростить, разложить изображение на простые геометрические формы. Это - трансформация, стилизация мотива. Из одной зарисовки можно создать разные орнаментальные мотивы.

Ритмически повторяя или чередуя орнаментальный мотив, можно создать собственный, неповторимый орнамент.

Лягушки. Иван Семенюк. Шитье

Этапы стилизации дикой мальвы

Настя Фомичева. Пример стилизации жука (1). Ксения Головина. Пример стилизации мотылька (2)

Этапы стилизации колокольчиков: зарисовка карандашом, цветная зарисовка, стилизованное изображение

  1. Что такое стилизация?
  2. Какие черты присущи стилизованной форме?

Выберите реальную модель в природе (можете использовать зарисовки цветов или растений, которые вы делали осенью) и попробуйте создать ее стилизованное изображение.

Инструменты и материалы: лист бумаги, акварельные краски, карандаш, резинка, кисти, фломастеры, цветные карандаши.

План работы:

  • Выполните несколько набросков с натуры природных объектов (это можно сделать заранее) или используйте те ботанические зарисовки или зарисовки цветов, которые вы делали осенью. Проанализируйте их.
  • Выделив характерные, узнаваемые детали изображения, перенесите их на бумагу. Возможно, это будет лишь промежуточный этап стилизации, а может, у вас с первого раза получится удачное изображение. В любом случае необходимо попробовать несколько раз по-разному стилизовать один и тот же объект.
  • На отдельный лист бумаги перенесите самое удачное изображение. Решите, какой тип симметрии вы примените, а может быть, создадите асимметричное изображение.
  • Цвета могут быть естественными, хотя стилизованное изображение допускает и некоторые нарушения. Поясните причину изменения цвета (гармония цветовой гаммы, символика цвета).

Обратите внимание на детали, фон.

Екатерина Белокур (1900-1961) -народный художник Украины. Родилась в с. Богдановка на Киевщине, где и прожила всю жизнь. Необыкновенное дарование мастера раскрылось в таких ее картинах, как «Цветы», «Цветы и овощи», «Натюрморт с колосками и кувшином». Екатерина Белокур создала жизнерадостные, поэтические композиции. Она рисовала пышные букеты, уделяя внимание каждому цветочку, каждой детали. Произведения народного мастера поражают богатством красок, утонченностью и завершенностью.

Е. Белокур. Натюрморт с колосками и кувшином

Мария Приймаченко (1908-1997) родилась в с. Болотня на Киевщине. В своих работах художница создала неповторимый мир с цветами, зверями и птицами. Звери у нее добрые и злые, неуклюжие и симпатичные, выдуманные и реальные. Яркие и разнообразные краски в произведениях Марии Приймаченко: «Калиновый берег», «Гороховый зверь», «Свадьба в лесу», «Древний болотный зверь», «Медведи-пасечники». Неотъемлемой частью содержания картин стали самобытные авторские подписи - стихи, поговорки, притчи. Произведения М. Приймаченко привлекают внимание своеобразностью видения мира, любовью к жизни, людям и родной земле.

М. Приймаченко. Черный зверь

Стилизация формы

Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема.

60. Принципы стилизации: а – превращение объемной формы в плоскостную и упрощение конструкции, б – обобщение формы с изменением абриса, в – обобщение формы в ее границах, г – обобщение и усложнение формы, добавление деталей, отсутствующих в натуре

Однако упростить форму вовсе не значит обеднить ее, упростить – лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначащие детали.

В основе любого художественного произведения лежит органическая связь между его составными элементами. Принципы стилизации имеют свои особенности в народном и декоративно-прикладном искусстве, в живописи и графике.

Народные орнаменты создаются, как правило, на основе стилизации реальных природных форм. Беря основное, мастер преобразует предмет, подчиняя его форму и цвет ритмическому строю орнамента. Народный мастер творит на основе эмо- ционально-ассоциативного восприятия (ил. 61-62).

61. Конец полотенца. Браное узорное ткачество. XIX в.

62. Орнамент цветного коклюшечного кружева конца XVIII-XIX вв.

63. Элементы построения орнамента: а – крито-микенский орнамент, б – орнамент эпохи модерн, в – листья и цветы орнамента северодвинской росписи

Общее стилевое решение орнамента, его линейная и цветовая композиции подскажут творческое переосмысление натуры. Мотив для орнамента можно найти, изучая формы и раскраску насекомых, ящериц, минералов, морских раковин и др.

64. Объекты природы

65. Обобщение формы живописными средствами: а – реалистическое изображение, б – декоративное изображение, в – абстрактное изображение

Чтобы не допускать слепого копирования натуры, полезно поработать на основе сохранившихся у вас впечатлений или ассоциаций. Самостоятельное восприятие, его изучение помогут сложиться определенному отношению к натуре, которое создает основу для фантазии.

В станковом (живопись, графика) и декоративном искусстве процесс обобщения формы имеет много общего. Художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, приводятся к нескольким цветам. Возможен и полный отказ от реального цвета. Поиски образа подсказывают то или иное решение.

Художник может изменять предмет в любой степени, отход от натуры бывает очень значительным. Цветок, лист, ветку можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания. Например, преобразовать живописными средствами реальный образ цветка в декоративный и даже абстрактный можно так, как на ил. 65.

Рассмотрите пример стилизации формы птицы в графике и определите, с помощью каких средств реальное изображение превращается в декоративное (ил. 66-70).

66-70. Стилизация формы графическими средствами

Иногда в характеристике предмета деталь может играть ведущую роль. Сознательно акцентируя внимание на детали, как бы преувеличивая ее значение, можно «заострить» образ. Форма тела, клюва, оперение птицы и другие детали влияют на выразительность изображения и характер целого.

В каждом из вариантов использованы разные качества натуры и способы штриховки. Степень обобщенности формы и выбор средств художественной выразительности определяются поставленной задачей, задуманным образом.

Одним из примеров стилизации может быть процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне. Отличительные особенности знака – обобщенность и условность в изображении предметных форм, обозначающих какую-либо фигуру или явление окружающего мира.

Знак коренным образом отличается от конкретно-предметного изображения, он только указывает или обозначает внешние признаки какого-нибудь объекта.

Знак можно назвать абстрактным символом.

71. Варианты изображения герба г. Смоленска

72. Знаковые изображения морского конька, коровы, крокодила и летучей мыши (из книги В. И. Волошко)

73. Пограничные состояния знака. Переход в другую форму (из книги В. И. Волошко)

Изображение фигуры морского конька доведено до такой степени обобщения, что последний знак при отсутствии элемента, изображающего глаз, вызывает иные ассоциации.

Кроме изображения внешнего вида, знаком можно выразить и другие особенности изображаемого существа. Например, можно нарисовать мычащую или смотрящую корову, агрессивного крокодила, передать то, что летучая мышь обладает локационными свойствами.

Нередко в двух или нескольких знаках заложен один и тот же изобразительный элемент, но они несут различный смысл.

Например, в знаках улитки и музыкального духового инструмента заложен такой изобразительный элемент, как спираль, и только специфические элементы формы наполняют каждый знак своим смыслом. Существуют пограничные состояния, когда знак либо не напоминает ничего, либо ассоциируется с другим предметом. Форма одного объекта может переходить в форму другого за счет добавления или исключения какого- нибудь изобразительного элемента.

Обобщенное изображение, напоминающее знак, получается в результате складывания бумаги в искусстве оригами.

Сравнение знакового и реалистического изображений развивает абстрактное мышление.

74. Оригами

Из книги Фотокомпозиция автора Дыко Лидия Павловна

Изображение объемной и контурной формы фигур и предметов Изображение объемной формы фигур и предметов на плоскости снимка также связано с законами линейной и тональной перспективы и подчинено этим законам, поскольку перспективное изображение того или иного предмета

Из книги Путь песенной поэзии. Авторская песня и песенная поэзия восхождения автора Грачёв Алексей Павлович

2. ФОРМЫ ЖИЗНИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ Клубы авторской песни Клубы авторской песни (первоначально называвшиеся клубами самодеятельной песни - КСП) стали первой естественной формой жизни движения авторской песни, выросшей из постоянных встреч авторов, исполнителей и любителей

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Основы рисунка для учащихся 5-8 классов автора Сокольникова Наталья Михайловна

Из книги Основы композиции. Учебное пособие автора Голубева Ольга Леонидовна

Из книги Искусство беллетристики [Руководство для писателей и читателей.] автора Рэнд Айн

§2 Восприятие формы. Многообразие форм Все, что нас окружает, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолетов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и

Из книги Цифровая фотография без Photoshop автора Газаров Артур Юрьевич

§4 Элементы формообразования. Простые и сложные формы Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур.Более сложные объекты обычно называют комбинированными, имея в виду, что данный

Из книги Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий автора Яцюк Ольга Григорьевна

Из книги Тайные знания коммерческих иллюстраторов автора Франк Яна

Из книги Желание чуда автора Бондарчук Сергей Фёдорович

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Глава 1 Зрительное восприятие формы и пространства Компьютер позволяет быстро трансформировать геометрию объекта, подобрать цвет, выполнить сложные графические построения, имитировать различные визуальные эффекты, анимировать изображение. К сожалению, кажущаяся

Из книги Эстетика и теория искусства XX века [Хрестоматия] автора Мигунов А. С.

Стилизация и упрощение форм, классические каноны Самыми важными приемами иллюстратора являются стилизация и упрощение. Существует множество вариантов изображения любых объектов, от реалистичного до схематичного. Пытаясь свести очертания людей, животных и предметов к

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

В энциклопедическом словаре стилизация в изобразительном искусстве трактуется как «представление предметов, фигур в условно упрощенной форме» . Предельная обобщенность, даже схематичность формы и подчеркнутость основных деталей характерны для рисунка, выполненного методом стилизации. Стилизация как один из художественных методов является способом отражения объектов действительности в процессе их творческой переработки и видоизменения при максимально или минимально возможном или необходимом художественном обобщении. Обобщение является определяющим фактором в ходе выполнения стилизации. Под «обобщением» в философской литературе подразумевается логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему .

Обобщение представляет собой мысленное объединение сходных по каким-либо признакам, качествам объектов и явлений действительности. За основу любого обобщения могут браться различные признаки сходных предметов. Обобщение имеет важное значение в жизни каждого человека, так как познание окружающего мира, благодаря обобщению, составляет необходимую основу наших представлений и понятий об объективной действительности. Ориентация человека в окружающем мире происходит в системе предельно обобщенных представлений и знаний о мире.

Стилизация - это особая форма обобщения, упрощения объектов действительности с учетом временных и пространственных характеристик, с учетом стиля. Стиль - фундаментальная категория искусства, которая характеризуется как «художественное выражение восприятия мира, свойственного людям определенной эпохи и страны» . Термином «стиль» пользуются в искусствознании, где его содержание близко понятиям творческого метода, художественного направления, течения, школы или манеры. Именно стиль выражает суть, уникальность самого феномена художественного творчества в единстве всех его компонентов: содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. Рассматривая стиль как систему внутренних связей между всеми компонентами творческого процесса, необходимо сказать о бесконечном многообразии этого явления: стиль отдельного произведения или группы произведений; стиль индивидуальный, авторский; стиль тех или иных стран, народов; стиль крупных художественных направлений; стиль определенных исторических эпох .

Объединяя элементы композиции художественного произведения, стиль придает им особую «жизненность», новую реальность, отличную от обыденной действительности и превосходящую ее силой впечатления. «Одна из функций стиля - соединить несоединимое, достичь целостности противоположностей, привести к образному единству противоречивые устремления художника».

Таким образом, стилизация представляет собой процесс формообразования, основанный на творческой переработке, видоизменении объектов и явлений окружающей действительности при наибольшем художественном обобщении. В основе стилизации как творческого метода лежит такое понятие как «обобщение». Обобщение включает в себя различные формы отражения окружающей действительности в процессе изобразительной деятельности путем упразднения деталей и выявления наиболее характерного в объектах и явлениях окружающей действительности для создания выразительного художественного образа. Обобщение, которое ведет к упорядочиванию понятий и приведению их к простой, упрощенной структуре, использовалось и используется на протяжении всего развития изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Обобщенное видение натуры проходит через все процессы познавательной деятельности художника (восприятие, мышление, память, воображение), выявляет наиболее характерные особенности изображаемого объекта и создает полноценный художественный образ в процессе рисования. Поэтому проблема обобщенного видения натуры является актуальной для всех видов рисования: натурного, декоративного, тематического и др.

Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов в графике - это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность. В первую очередь, стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции.

Высшей формой отказа от изображения несущественных реалистических деталей объектов декоративной композиции с одновременной заменой их абстрактными элементами является абстрактная стилизация, которая существует в двух видах: абстракция, имеющая реалистический образец в окружающем мире, и абстракция, не имеющая такого образца, - воображаемая (беспредметная) абстракция. Чтобы яснее и более чувственно отобразить сущность стилизуемого объекта, от него отделяется и из него убирается всё ненужное, лишнее и второстепенное. Например, для изображения объектов живой и неживой природы (деревьев, растений, цветов и плодов, представителей животного мира, речных и морских берегов, гор, холмов и т. д.) используются самые характерные и наиболее яркие их особенности, и при этом, как правило, характерные особенности изображаемого объекта в самой различной степени преувеличиваются, а иногда - искажаются с целью создания абстракции. Для таких художественных преувеличений природные формы (например, формы листьев) близкие к геометрическим окончательно превращают в геометрические, любые вытянутые формы вытягивают ещё больше, а округлённые - округляют или же сжимают .

Очень часто из нескольких характерных признаков стилизуемого объекта выбирается какой-то один и делается доминирующим, а другие характерные особенности объекта смягчаются, обобщаются или даже полностью отбрасываются. В результате происходит сознательное искажение и деформация размеров и пропорций изображаемых натуральных объектов, целями которой являются: увеличение декоративности, усиление выразительности (экспрессии), облегчение и ускорение восприятия зрителем авторского замысла. В этом творческом процессе самопроизвольно возникает ситуация, при которой чем ближе изображение приближается к сущности природы объекта, тем оно становится всё более обобщённым и условным. Как правило, стилизованное изображение, можно затем легко превратить в абстрактное.

В основе всех видов и методов стилизации природных объектов лежит единый изобразительный принцип - художественная трансформация реальных природных объектов с помощью самых различных изобразительных средств и изобразительных приёмов. Чаще всего такая трансформация производится с помощью изменения и упрощения формы реальных объектов флоры и фауны, укрупнения или уменьшения характерных частей этих объектов, изменения количества характерных деталей объектов в большую или меньшую сторону, изменения природного цвета объектов. Довольно часто стилизованное изображение предполагает объединение нескольких разных частей, каждая из которых скопирована с какого-либо объекта природы или объекта окружающей жизни и творчески видоизменена. Например, цветок конкретного растения изображается не с целью точной передачи оригинала, а создаётся формализованным, с использованием отдельных деталей, присущих цветкам и других растений с одновременным «отбрасыванием» второстепенных деталей, присущих цветку этого конкретного растения. Или, например, лист клёна изображается таким образом, что его форма приобретает геометрическую форму шестиугольника .

Художественная трансформация природных объектов имеет главную цель - превращение реальных природных форм в стилизованные или в абстрактные, наделённые выразительностью и эмоциональностью такой силы, яркости и запоминаемости, которые недостижимы в реалистических изображениях. Поэтому стилизация и абстракция изображения довольно тесно связаны с его экспрессивностью (выразительностью). Если изображение или композиция экспрессивны, то независимо от того, созданы они в стилизованной, абстрактной или же реалистической манере, в их фундаменте заложена абстракция, понимаемая как обобщённость и символичность всего изображения или какой-то его части с целью лучшего выражения глубинной сущности композиции. А это означает, что используя стилизацию и абстракцию в изображениях объектов, нужно обязательно уметь с их помощью показывать и передавать экспрессивность.

Ланщикова Г.А. 1 , Скрипникова Е.В. 2

1 Кандидат педагогических наук, 2 Кандидат педагогических наук, Омский государственный педагогический университет, факультет искусств

ТРАНСФОРМАЦИЯ И СТИЛИЗАЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО-КОМПОЗИЦИОННОМ ФОРМООБРАЗОВАНИИ

Аннотация

В статье раскрыта специфика формально-композиционного принципа трансформации и стилизации в изобразительном искусстве и дизайне, дан обстоятельный анализ этих двух принципов. Описаны этапы выполнения задания на трансформацию дерева, начиная с теоретического осмысления объекта, заканчивая его художественно-образным воплощением. В статье подчеркивается особая важность этих композиционных методов в художественной практике различных областей творческой деятельности человека, необходимость их использования в создании выразительного художественного образа.

Ключевые слова : трансформация, стилизация, композиция, формообразование.

Lanshchikova G.A. 1 , Skripnikova E.V. 2

1 PhD in Pedagogy, 2 PhD in Pedagogy, Omsk State Pedagogical University, Faculty of Art

TRANSFORMATION AND STYLIZATION IN ARTISTIC COMPOSITIONAL FORM CREATION

Abstract

In this article we disclosed different characteristics of formal and compositional principle of transformation and stylization in art and design, we gave the detailed analysis of these two aspects. We described the phases of realization of the exercise on the wood transformation, starting from the theoretical understanding of the object, ending with its artistic embodiment. Here we accentuate the importance of these compositional methods especially in practice of different areas of theoretical human activity, the necessity of its applying to create the impressing art form.

Keywords : transformation, stylization, composition, form creating.

Тема трансформации и стилизации в художественном образовании – одна из важнейших и интереснейших. В практическом курсе формальной композиции она играет одну из ключевых ролей, поскольку в ней с наибольшей отчетливостью выражаются художественные принципы композиционной организации изобразительного материала.

В современном мире широко представлены средства обработки изображений в компьютерной графике: графические редакторы для работы с растровой и векторной графикой. Наличие инструментов трансформации рисунка позволяет выполнять вращение, масштабирование, искривление и зеркальное отображение, также можно пользоваться различными фильтрами. Дизайнеры нередко прибегают к помощи механических электронных средств. Но на стадии обучения трансформированию более приемлемым методом является рисунок «от руки».

Трансформация (от позднелат. transformatio – превращение) – это преобразование формы, вида и существенных свойств объекта.

В дизайне и декоративно-прикладном искусстве трансформацию определяют как изменение, преобразование, переработку природных форм. Это один из приемов визуальной организации образного выражения, абстрагирования, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета, а несущественные детали мысленно отбрасываются. При трансформировании формы используют гиперболизацию, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, элементов, вытягивание, округление, подчеркивание угловатости и т.д.

Декоративная переработка может заключаться в изменении абриса предмета, превращении объемной формы в плоскостную, добавлении деталей, насыщении формы орнаментом, упрощение либо усложнение конструкции, выделении силуэта, представлении формы в необычном контексте, изменении реального цвета и т.п. В результате изобразительный мотив может приобрести символичность, орнаментальность.

Художественная трансформация не должна сводиться к простому украшательству, форма должна быть связана со средой, подчеркиваться, выявляя назначение предмета, отвечать принципу тектоничности, выстраивания системы связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения.

Следует учитывать закономерности визуального восприятия формы, пропорций, плоскостности или объемности, контрастности, фона и др. Более простая по силуэту форма, к примеру, читается быстрее; более характерным является изображение головы в профиль, а руки – в таком ракурсе, чтобы были видны все пальцы.

Обычно при работе над формой одновременно применяют и трансформацию и стилизацию, поскольку один прием дополняет другой и работает на развитие основной пластической идеи, темы. Иногда эти два понятия отождествляют. Стилизация представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Трансформация же означает большую степень преобразования формы в изображения, утрирование, как, например, в шаржах.

Следует сказать, что термин «стилизация» также применяют, определяя подражание какому-либо стилю, направлению, использование его черт. В этом случае стилизацию можно назвать внешней, поверхностной, не имеющей индивидуального характера.

Стилизовать, преобразовывать форму можно по собственному признаку (длинношеий жираф) и по привнесенному свойству (мудрая сова). В первом случае используется, как правило, «изобразительный» путь обобщения, а во втором – «неизобразительный»: ассоциативный, основанный на наблюдении и жизненном опыте.

В качестве объекта для трансформации могут выступать не только натурные зарисовки, но и, также, детские рисунки или фотографии.

Для практической проработки формально-композиционных принципов трансформации и стилизации необходимо брать не какой-либо конкретный предмет, а общее понятие: дерево, птица, растение, животное и т.п. Так, если, например, темой работы является «дерево», то подразумевается не какое-нибудь конкретное дерево: ель, береза, дуб, а дерево как понятие, которое требуется проанализировать во всей полноте его содержания.

Опираясь на вышеизложенное, можно выделить условно этапы выполнения задания на творческую переработку для студентов.

1 этап. Подготовительный . Анализ предметного содержания и теоретическое осмысление объекта. Выявление системно-структурной характеристики анализируемого понятия. Выделив необходимые элементы, их системообразующие связи, следует описать более подробно свойства и характеристики объекта в целом и каждый элемент в частности (по собственному или заданному свойству). Можно изначально сделать это описание в устной или письменной форме, сформировать замысел.

2 этап. Стилизация . Абстрагирование, уход от внешнего подражания, от стереотипа, связанного с этим понятием. Выявление наиболее типичных черт объекта; отказ от всего случайного, поверхностного, от стереотипа формы за счет раскрытия содержания общего понятия, анализ смысловых частей, необходимых для творческого обобщения. Выбор основного системообразующего начала. Выявление главных конструктивных частей: крона, ствол, корни. Далее, в зависимости от замысла, возможен отказ от одной из этих частей, например, корней.

Процесс, стилизации должен осуществляться не только на основе внешне воспринимаемого признака, но и по внутреннему свойству, который может даже не наблюдаться визуально. Такие свойства дерева как стройность, гибкость, колючесть воспринимаются непосредственно и, в процессе стилизации, не представят трудной задачи для студента. В случае же создания образа на основе «внутренних» свойств, таких как высокомерность, колкость, болезненность, стилизация приобретает большую сложность.

Выбрав для работы определенные признаки и свойства, обучающийся определяет необходимый комплекс выразительных средств для формально-образного изображения.

3 этап. Трансформация . Дальнейшее выявление образа через заострение наиболее характерных черт, привнесение необходимых элементов. Трактовка природных мотивов может производиться в линеарном решении, пятновом, в том числе точечном, линеарно-пятновом. Линия может быть ломанной, жесткой, а может быть и плавной, округлой. Пятно может всецело или частично заполнять форму.

Можно использовать разнообразные стили работы – фольклорные, фантазийные.

На основании выделенного свойства объекта производится графическая трансформация важнейших структурных элементов, с одним формообразующим началом, для дерева это – корневая система, ствол, ветви, крона. Этот прием должен привести к целостности композиционного образа на основе доминирующего признака.

Общее формообразующее начало способно подчинить в итоговой композиции масштаб, пластику, ритм, пространство и другие характеристики изображаемого объекта. Только при этом условии достигается необходимый уровень художественной выразительности.

Практика использования принципа стилизации в разнообразных областях художественной деятельности, таких как живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство показывает, что в его основе может лежать не только определенное свойство или признак. Стилизация может осуществляться и на базе одного элемента. Такой процесс стилизации будет более лаконичным, приведет к созданию почти условного образа, когда предмет еще прочитывается, или когда практически не прочитывается, трансформируясь в формальный знак.

Именно для образов сильной трансформации требуется тонкое чувство меры, чтобы образная структура воспринималась естественно и органично, не утрачивая выразительности и различимости.

Литература

  1. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция: учеб. пособие для вузов. -3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 312 с.
  2. Крючкова К.К. Композиция в дизайне. Организация плоскости. Формирование знаков: учеб.-метод. пособие. – К-н-А.: Жук, 2009. – 425 с.
  3. Стародуб К.И., Евдокимова Н.А. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 190 с.
  4. О.Л. Голубева.Основы композиции: учеб. пособие. – М.: Изобразительное искусство, 2008. – 143 с.

References

  1. Dagldijan K.T. Dekorativnaja kompozicija: ucheb. posobie dlja vuzov. -3-e izd. – Rostov n/D: Feniks, 2011. – 312 s.
  2. Krjuchkova K.K. Kompozicija v dizajne. Organizacija ploskosti. Formirovanie znakov: ucheb.-metod. posobie. – K-n-A.: Zhuk, 2009. – 425 s.
  3. Starodub K.I., Evdokimova N.A. Risunok i zhivopis’: ot realisticheskogo izobrazhenija k uslovno-stilizovannomu: ucheb. posobie. – Rostov n/D: Feniks, 2009. – 190 s.
  4. O.L. Golubeva .Osnovy kompozicii: ucheb. posobie. – M.: Izobrazitel’noe iskusstvo, 2008. – 143 s.