Урок-диспут по повести В.Железникова «Чучело»

«О равнодушии и жестокости, доброте и душевной щедрости»

Цель:

Познакомить с творчеством В.Железникова;

Воспитать чувства доброты, душевной щедрости, честности, человеческого достоинства.

Ход урока:

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем вести разговор о самой известной повести В.Железникова «Чучело».

Эпиграфом к уроку мы взяли слова автора: «В детской литературе личность необходимо постоянно выделять, потому что она – наша человеческая надежда. Это именно тот персонаж, который способен раньше других понять, оценить и сохранить нравственные и духовные ценности перед наступлением всесильного, хорошо вооруженного варвара, слепо увлеченного джинсами, всевозможными шмотками, видеофильмами дурного вкуса».

1.Биография писателя

Владимир Карпович Железников родился в семье военного, детство провел в пограничных городках. Окончил артиллерийское училище. После войны начал учиться в юридическом институте, но оставил его и поступил в литературный институт им. М.Горького.

Каждое произведение Железникова – «исповедь по горячим следам», с редкой психологической достоверностью, эмоциональной насыщенностью.

Меняется время, меняются и герои писателя, но доброта как ключевое человеческое начало сохраняет для писателя свою значимость.

Писателю импонирует открытый, доброжелательный, способный ко всем «очень хорошо относиться» герой. Такова и Лена Бессольцева – «чучело» - принявшая на себя вину мальчика, который ей очень нравился.

Повесть «Чучело » (1978) – самая значительная. Тревога писателя по поводу все более ожесточающихся подростков и все большего разрыва между поколениями и тогда была не беспочвенной, и в наши дни особенно справедлива.

В одном из интервью В.Железников говорил: « Когда я пришел в детскую литературу, я считал детей замечательными созданиями. Так и писал и полагал, что все плохое, что есть в детях, идет от взрослых, взрослые лишают их детские жизни… Потом я увидел, что дети тоже обладают отрицательными свойствами характера. Они часто эгоисты, даже эгоцентристы, они не считаются с миром взрослых, они бывают бестактны. И вот тогда у меня появилось желание показать детям: какие они на самом деле, чтобы они увидели себя».

В этой повести писатель приходит к выводу о возможности в детском коллективе такой жестокости, на которую даже взрослые не способны.

Главная героиня – Лена Бессольцева- эмоциональная, романтичная, наивная и беспредельно жалостливая, «чудная» - стала объектом жестокой травли со стороны сверстников не столько за вымышленное предательство, сколько за свою неординарность. Затянувшаяся игра быстро переходит в драматическую, затем в трагическую фазу конфликта, когда героиня «пришла на костер одним человеком, а встала с земли… совсем другим». Несмотря на все разочарования, на боль от утраты иллюзий, Лена не ожесточается, она проникается жалостью к утратившим человеческое лицо одноклассникам – «Бедные вы, бедные люди».

Когда разъяснится недоразумение, одноклассники девочки переживут потрясение, но никакое раскаяние не изменит факта, что дедушка и внучка – совесть и душа города – покинут навсегда место, где жили поколения их предков, оставив картину-напоминание – есть на свете люди, которые «никогда никого не будут гонять… И никогда никого не будут травить».

Писатель обладает способностью передавать остроту и драматизм детского мировосприятия, когда пустячное для взрослых событие может вырасти в глазах ребенка до масштабов трагедии. Равнодушие, преступное невнимание окружающих старших могут при этом сыграть роль детонатора процесса, который скажется кардинальным образом на судьбах всех, в него включившихся. Замкнутый круг из равнодушия и жестокости приводит к непоправимой беде с Леной Усольцевой.

И сегодня повесть нисколько не устарела, стала еще более актуальной. Подростковая жестокость, деление детей на «бедных» и «богатых», нравственная глухота многих взрослых – эти проблемы в наши дни стали еще острее.

2.Обсуждение повести

В одном из интервью В.Железников говорил: «Чтобы тебя услышали, надо было закричать. Поэтому я написал «Чучело». О чем хотел закричать писатель, что его так взволновало?

(Его взволновала детская жестокость.)

. Как вы считаете, почему Лена Бессольцева взяла на себя чужую вину?

(Она хотела выручить Диму Сомова, тем более он сказал ей, что скоро все расскажет ребятам. Кроме этого, Лена «обладала теми чудесными качествами характера, которые непременно требовали от нее участия в судьбах других людей и боли за них».)

Разговаривая с дедушкой, Лена призналась, что она предательница. Что она имела в виду?

(Я тоже, как Димка… предатель!.. Я тебя предала!.. Я тебя стыдилась… что ты ходишь… в заплатках… в старых калошах… Ты думаешь, что я бросилась на Димку с кулаками, когда он сказал мне, что тебя дразнят Заплаточником? Думаешь, встала на твою защиту? Думаешь, объяснила ему, что ты все деньги тратишь на картину? Нет, дедушка! Наоборот, начала тебя стыдиться…».)

. Какой девиз выбрали для себя ребята?

(А ведь главное не СОВЕСТЬ, а СИЛА!.)

. Вы согласны с этим утверждением?

Описывая ребят, издевавшихся над Леной, писатель обращает внимание на их глаза. Найдите, пожалуйста, в тексте описание и прокомментируйте.

(«У всех были одинаковые глаза: злые, колючие, чужие».)

. Почему Дима не признался ребятам в том, что по его вине сорвалась их поездка в Москву?

(Дима Сомов привык пользоваться успехом у окружающих, он эгоист и больше всего на свете боится предстать перед другими в невыгодном свете, кроме этого, он боится потерять свой авторитет у одноклассников. Он оказался слабым человеком. Поэтому струсил, поступил низко и подло. ТРУСОСТЬ рождает ПОДЛОСТЬ.)

. Как вы считаете, какую сцену в повести можно назвать переломной для Лены?

(Это сцена костра, на котором сжигали чучело. Лена все ждала, что Дима положит конец этому чудовищному действу. Но она в нем ошиблась. Вначале он не отдал ей платье, принимая игру всех. А потом поджег чучело. «Я замерла – ждала в последний раз! Ну, думаю, он сейчас оглянется и скажет: «Ребята, Ленка ни в чем не виновата… Все я!» Но этого не произошло, Димка «чиркнул спичкой, и пламя огня выросло над его плечами» . Эта сцена серьезно повлияла на Лену, пелена спала с глаз, она теперь все поняла про Диму. Теперь ей нужно будет самостоятельно справляться со всеми трудностями – она стала более сильной. « Я пришла на костер одним человеком, а встала с земли навстречу Димке совсем другим».)

Когда правда открылась, почему Лена не поддержала ребят, когда они объявили бойкот Сомову?

(Для Лены вся эта история была большим уроком, она многое пережила, многое открылось для нее, она помнила боль и предательство друга, поэтому мести не хотела: «Я была на костре. И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!».)

. Какой поступок впервые совершает Рыжий? И почему?

(Когда объявляют Сомову, Рыжий против: «Я лично отваливаю. Сомова презираю… Но объявить бойкот теперь не буду… Раз Ленка против, то и я против. Я всегда был, как все. Все били, и я бил. Потому что я рыжий и боялся выделиться. И впервые, может быть, за всю свою жизнь освобождено вздохнул».)

. Давайте вспомним сцену, произошедшую на дне рождения Димы Сомова. Зачем Лена пришла к ребятам?

(Пережив сцену «сожжения на костре», она уже ничего не боялась: «Ленка посмотрела на ребят и впервые, встречаясь с ними взглядом, не дрогнула ». На дне рождения она сообщила одноклассникам о своем отъезде: «Радуйтесь…вы же добились своего! Вы – победители!.. Завтра я уезжаю. Так что давайте хором: « В нашем классе больше нету Чу-че-ла!»… Помолчала. Потом серьезно и грустно сказала: « Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди».)

. Какой подарок сделал дедушка Лены городу и школе и почему ребятам был непонятен этот поступок?

(Всю свою жизнь Николай иванович Бессольцев собирал картины, принадлежавшие его роду. На эти полотна он тратил все свои деньги, во всем себе отказывая.

«А сколько ему заплатили? – с любопытством спросил Валька.

- Я же объяснила – он это все подарил! – вновь радостно сказала Маргарита Ивановна.

- Даром? Все-все даром?..

Валька растерялся. Смысл жизни терял для него основу. Он хотел заработать много-много денег, он считал это самым большим счастьем, потому что на деньги он купил бы себе машину, цветной телевизор, моторную лодку и зажил бы в свое удовольствие. И вдруг «кто-то», по доброй воле, отказывается от всех своих богатств…».)

. Чем заканчивается повесть?

(Лена с дедушкой уезжают. Ребята рассматривают картину, подаренную школе, на которой была изображена Машка – в прошлом учительница словесности, жившая в этом городе 100 лет назад. Она была очень похожа на Лену. : «Голова на тонкой шейке, ранний весенний цветок. Вся незащищенная, но какая-то светлая и открытая. Все молча смотрели на картину. И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бес корыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала из сердца и требовала выхода. Поэтому терпеть больше не было сил… Чучело, прости нас! » И класс, и город потеряли самых чистых, самых лучших людей.)

3.Заключительное слово

О равнодушии и жестокости писатель говорит так же прямо и правдиво, как о доброте и душевной щедрости. Чудаки делают мир лучше, и Владимир Железников всегда на их стороне.

Иногда бывает очень легко поддаться общему настроению. Царящему в группе твоих приятелей. Гораздо труднее в такой ситуации контролировать свои поступки, думать о последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим.

Меню статьи:

Трудно сказать, что почитатели этого сюжета знают больше: повесть Владимира Железникова или фильм Ролана Быкова, снятый по мотивам этого произведения. О главной идее произведения «Чучело», краткое содержание которого будет представлено ниже, читатель также прочтет в этой статье. История создана на основе реальных событий: однажды племянница писателя признала себя виновной в проступке, которого не совершала, и тогда одноклассники объединились против девочки. Повесть и фильм удивили читателей и кинозрителей, ведь советские дети там сыграли роль скорее антигероев.

Идея повести

Действующие лица повести Владимира Железникова – школьники, шестиклассники, демонстрирующие, что дети – часто жестоки, безжалостны и немилосердны. Читатель наблюдает, как разворачиваются события, и ученики показывают, что живут по законам животного мира, сбиваясь в стайки и давя слабого.

Для того, чтобы представить краткое содержание повести «Чучело», необходимо дать характеристику основных персонажей.

Главные герои «Чучела»

Отрицательных персонажей воплощает класс, который подчиняется инстинктам и относится к главной героине с подчеркнутым презрением с начала повествования. Представим небольшой городок, расположенный на берегу реки Ока. Сюда, к дедушке, приезжает шестиклассница Лена Бессольцева.

Николай Николаевич Бессольцев

Дедушка главной героини Лены. Николай уже много лет живет в одиночестве, расположившись в древнем фамильном поместье. Пожилой мужчина любил картины, коллекционированием которых занимался. Дом его напоминал скорее музей. Дедушка Лены настолько увлекся картинами, что забыл о своей одежде: ходил старичок в пальто с заплатками (отсюда и прозвище его – «заплаточник»). Николая Бессольцева, как и его внучку, недолюбливают и унижают: людям не нравится их закрытый, изолированный, необщительный образ жизни.

На коллекционирование картин уходили все средства Бессольцева. Николай продолжил семейную традицию: жил он одиноко, а в эти края переехал, овдовев. В одиночестве дедушка Лены часто предавался ностальгии: художником был прадед Бессольцева – крепостной. Поэтому Николай пытался отыскать все картины своего дальнего родственника и выкупить.

Николай Николаевич любил внучку, но живя в своем маленьком мире, пожилой мужчина не замечает происходящего с Леной кошмара. Бессольцев обладает слишком мягким характером и не в состоянии оказать помощь внучке. После травли, которую устроили внучке одноклассники, старик решает: единственно верное решение – уехать из Тарусы. Перед отъездом Николай Николаевич делает школе подарок: картина с изображением прабабушки Бессольцева, на которую девочка очень похожа.

В фильме сакраментальной оказывается финальная сцена: девочка уезжает с дедушкой, а под картиной – надпись с просьбой о прощении.

Лена Бессольцева

Внучка Николая Бессольцева, которая однажды приезжает к деду в Тарусу. Выглядела девочка нескладно: ноги – слишком длинные, сама – худая, костлявая.

На лице девочки – постоянная улыбка. Характер у школьницы – сильный, однако при этом Лена описана искренней, улыбчивой и прямой девочкой, хотя и принципиальной. Эти черты не подчинялись общей парадигме ее окружения.

Класс не принял Лену. В один день та пришла домой, заплаканная и захотела уехать.

Дедушка, Николай Николаевич, старался уговорить девочку остаться, но Лена оставалась непреклонной. Тогда дедушка покупает билет, но у парохода Лену замечает группа школьников. Лена рассказывает дедушке о произошедшем – после того, как на глазах Николая Николаевича внучку обзывают «Чучелом» и издеваются над бедной девочкой. Но об истории, приключившейся с Леной, мы расскажем позже, когда приступим к описанию краткого содержания «Чучела».

Лене свойственна доброта, искренность, правдивость. Девочка не любит лгать и считает высшей ценностью справедливость.

Маргарита Ивановна

Маргарита Ивановна руководит классом. Если бы травля классом Лены случилась в другой период жизни учительницы, то та, пожалуй, обратила бы внимание на эти проблемы. Но все происходит как раз перед свадьбой Маргариты.

6 «А» не уважает классную руководительницу, ни во что не ставит юную учительницу. Класс планирует поехать в Москву и копит на эту затею деньги. Но однажды школьники решают сбежать с последнего урока, чтобы пойти в кино. Этот проступок приводит к тому, что шестиклассникам запрещают ехать в Москву.

В конце повести, перед тем как Лена уехала из города, Маргарита Ивановна пришла в класс и лишь тогда увидела, что происходит. Учительница раскаялась, но было поздно. Ошибка классной руководительницы заключалась в том, что та вовсе не руководила классом, а занималась личной жизнью и свадьбой.

Ученики 6-го «А» класса

Среди группки одноклассников Лены выделяются разные личности: кто-то руководит своими коллегами, кто-то, напротив, терпит унижения, как и Лена.

Например, Рыжий подвергается насмешкам за цвет волос. Но против класса мальчик идти боится, а потому присоединяется к издевательствам над другими детьми.


  • Миронова (по прозвищу Железная Кнопка) – неформально лидирует в классе. Девочка не признает другого мнения, кроме собственного. Проблемы начинаются в семье: мама Мироновой не пытается разрешить конфликт, а маскирует сложности. Такая позиция матери не идет на пользу девочке. В конце повести Миронова проникается симпатией к Лене, радуясь, что правда выплыла наружу. Железная Кнопка – помешана на справедливости, однако не понимает, что справедливость порой выглядит не так, как ожидается.
  • Мальчик по имени Валя – тоже коллега Лены – считает материальные ценности, деньги главным в жизни. Мальчик груб и плохо воспитан. Неотесанный Валька отлавливает дворовых собак, чтобы сдавать тех на живодерню. У Вали есть старший брат, угроз которого побоялся Дима, а потому не рассказал ничего классу. Брат Вали недавно вернулся из армии и тоже промышлял отловом собак для убиения.
  • Что касается Димы Сомова , с одной стороны, мальчик старается отстоять интересы Лены. С другой стороны, шестиклассник всего боится, и отказывается от решения защищать Лену, потому что осознает: класс сделает и его «козлом отпущения». Семья Димы – хорошо обеспечена и благополучна, но мальчик мягок и не способен твердо стоять на своих позициях. Дима считался самым умным и смелым. Мальчик очень нравился Лене, впрочем, и он испытывал к однокласснице симпатию. Ленка находила нечто общее между Сомовым и скульптурой, которая называлась «Спящий мальчик». Юноша неоднократно заступается за Лену (например, на фабрике игрушек, где одноклассники пугали девочку масками животных). Но в решающий момент, когда девочка взяла на себя вину Сомова, школьник струсил, и не признался в проступке.
  • Лохматый – из семьи лесничего – считает, что главный аргумент – это сила.
  • Васильев – добрый мальчик. Школьник не хочет издеваться над Леной: Васильев – единственный, кто не бил девочку. Но он тоже поддается настроениям группы, боясь противоречить лидерам и идти против компании.
  • Другая одноклассница Лены – Шмакова – представлена как самая красивая шестиклассница. Одетая в хорошие наряды, Шмакова, хоть и красива, но глупа и пуста. Девочка собирает для себя «свиту», очаровывая ребят-одноклассников. Шмакова хочет заполучить для «свиты» и Диму. Но Дима не попадает в ряды поклонников и «слуг» красавицы.

Решающее событие

В классе была копилка, в которой дети копили деньги на желанную поездку в Москву. Приближалось время путешествия – осенние каникулы. Школьники пришли на последнее в четверти занятие. Должны были проводить урок физики. Однако на доске шестиклассники увидели объявление от Маргариты Ивановны: вместо физики будет русская литература.

Дима звал ребят для «шефства» в детском садике после уроков, но одноклассники мальчишки не хотели этим заниматься. Сомов собирался объявить о том, что Валя сдает собак на убиение. Но когда в класс пришел брат Вальки, Дима снова побоялся его и промолчал про промысел братьев. Позже брат Вали стирает запись с доски, и Дима снова умалчивает об этом. Для класса это была возможность сказать, что объявление учительницы никто не видел. Поэтому дети пошли в кино.

На половине пути Дима вспомнил, что копилка с деньгами все еще в классе: мальчик возвращается, чтобы забрать копилку. Ленка тоже вернулась: она упала и повредила колено, поэтому девочка пошла к медсестре.


В классе Диму ждала учительница. Когда Маргарита Ивановна обвинила мальчика в трусости, тот не удержался и рассказал все, как было: выдал класс. Признание мальчика слышала Лена, а также Шмакова с ее «слугой», прятавшиеся под партой. Все дети молчали о происшедшем.

На следующий день классная руководительница объявила, что за срыв урока поездка в Москву отменяется. Деньги из копилки были поделены детьми между собой. Школьники старались выяснить, кто «предал» группку. И Лена взяла «вину» Димы на себя. Началась травля девочки. Одноклассники не только издевались над школьницей, оскорбляли Лену, но также несколько раз избили Лену и сожгли платье девочки. В конце концов, дети даже соорудили чучело, надели на него Ленино платье и собирались его сжечь. Лена не выдержала: однажды Николай Николаевич показал внучке картину, где была изображена младшая сестра художника-крепостного Бессольцева, Маша. Лена заметила свою схожесть с коротко остриженной родственницей. Тогда она надела обгоревшее платье, остриглась – как девушка на картине – и пошла к одноклассникам. Девочка все рассказала, а после они с дедушкой уехали из города навсегда.

“Чучело”: краткое содержание произведения Владимира Железникова

5 (100%) 2 votes

В этой статье представлено краткое содержание по главам повести "Чучело " Владимира Железнякова .

Ленка, главная героиня повести, бежала по улицам городка в сильно взволнованных чувствах, мысленно обращаясь к дедушке с одной единственной просьбой — срочно покинуть этот город.

Ленкиного деда звали — Николай Николаевич Бессольцев. Он хорошо знал историю своего старого городка, стоящего на берегу Оки. Род Бессольцевых был в городе уважаем. Один из Бессольцевых был художником, а другой доктором. Врач был расстрелян фашистами за то, что лечил советских солдат немецкими лекарствами. Николай Николаевич с детства любил дом Бессольцевых и решил приехать в родной город после смерти жены. По приезду Николай Николаевич нашел дом с заколоченными окнами, крышу прохудившейся, а крыльцо сгнившим. Он тут же принялся за работу. Он был нелюдим и не разговорчив. Горожане относились к прибывшему Бессольцеву с уважением, но его образ жизни им был не понятен. Он любил гулять по городу в полном одиночестве. А по ночам в его доме часто горел свет. Поговаривали, что Николай Николаевич большой поклонник живописи и что на последние деньги скупает картины. На самом деле Николай Николаевич рассматривал картины своего прадеда-художника, которые в свое время бережно спрятала сестра Николая Николаевича, обшив мешковиной. Николай Николаевич мечтал о том, что в этот дом когда-нибудь приедет жить его сын со своей семьей. Однажды горожане увидели Николая Николаевича в сопровождении девочки 12 лет. Он каждому встречному говорил, что это его внучка Лена. Осенью Ленка пошла в 6 класс.

Сентябрь Лена жила в воодушевленном состоянии. Она любовалась и удивлялась осеннему городу. Но в начале ноября что-то случилось. Ленка в возбужденном состоянии вбежала в дом. Дедушка, Николай Николаевич, в это время снимал пылинки с картин и тут же любовался ими. Он не заметил в каком состоянии была Ленка. Она вытряхнула все из портфеля и стала собирать в него свои вещи. Тут же она попросила у деда денег на дорогу домой, к родителям. Николай Николаевич спросил что случилось. Лена сказала, что у Димки Сомова день рождения и вновь попросила денег на билет. Дед отказал. Лена заявила, что тогда она украдет у него картину и продаст. Она стала снимать со стены ближайшую картину. За это дед дал Лене пощечину. Тогда Лена побежала к двери. Николай Николаевич ухватил Лену за руку. Но она укусила деда и убежала. Николай Николаевич наскоро оделся и выбежал следом.

В это время одноклассники Лены собирались на день рождения Димы Сомова. Шестиклассник Валька, которому дадут позже кличку "Живодер", Лохматый и Рыжий, разодетая Шмакова и Попов. Тут они заметили очкарика Васильева с одной стороны и одетую в школьную форму Миронову по кличке Железная Кнопка. Судя по одежде Васильева и пакету в руках, он на день рождения не собирался. На прямой вопрос ребят идет ли Васильев к Сомову, Васильев честно ответил, что нет. Миронова поинтересовалась об истинных причинах такого решения. Васильев заявил, что ему Сомов просто надоел. Тогда Железная Кнопка спросила у Васильева: "А за измену идеалам знаешь что полагается?" Ребята не стали долго выяснять что к чему. Они окружили его. Миронова "выразительно посмотрела на Лохматого" и Лохматый сильно ударил Васильева. Он упал, встал на коленки и попытался найти очки. Валька наступил на очки Васильева. Но Васильев одел сломанные очки, назвал ребят дикарями и убежал. Позже ребята встретили классного руководителя Маргариту Ивановну, которой на тот момент было не до ребят. А чуть позже ребята столкнулись нос к носу с Леной Бессольцевой. Ребята испытали настоящий восторг. Они догадались, что Ленка собралась уехать. Они стали орать, что Чучело покидает их город и что они победили. Они окружили Лену и стали выкрикивать слово "Чучело!" Они кружили вокруг нее и продолжали дразнить. Эту сцену увидел появившейся Николай Николаевич. Он остановил это безумие словами, что не хорошо вшестером на одного. Все хотели разбежаться. Но Миронова не позволила никому убежать от Заплаточника (таково было прозвище у Николая Николаевича). Она с презрением сказала деду Лены, что им стыдиться нечего, а вот ему должно быть стыдно за свою внучку. Николай Николаевич спросил за что. Железная Кнопка посоветовала ему спросить у самой Лены. После этого компания подростков отправилась к Диме Сомову, а дед с Леной решили, что она покинет город завтра. Дома они слышали через форточку звуки веселья из дома Сомова. Николай Николаевич не мог заглушить эти звуки ни закрытой форточкой, ни игрой на фортепиано. Тогда Лена и решилась рассказать деду все, что с ней приключилось.

Лена начала свой рассказ с самого начала, т. е. с сентября. Маргарита Ивановна, классный руководитель, попросила Рыжего представить Лену Бессольцеву ребятам класса. Лена очень хотела подружиться с Рыжим и поэтому все время улыбалась. Рыжий, видя улыбку Лены, с трудом сдерживал смех. Войдя в класс, Рыжий уже не мог сдерживать гогот. Он представил Лену "такой новенькой", что весь класс тоже стал смеяться. У Лены улыбка была, хоть завязочки пришей! Ребята смеялись над Леной и ее дедом, Заплаточником. Но Лена решила, что они просто веселые ребята и тоже смеялась вместе со всеми. Лену тут же окрестили Чучелом. Только Димка Сомов заступился за Бессольцеву и прекратил всеобщее издевательство над Леной. В этот момент вошла Маргарита Ивановна. Она выходила замуж. По случаю своего счастья она угостила ребят коробкой конфет. А еще она предложила ребятам поехать в Москву на каникулах. Класс обрадовался. Маргарита Ивановна сказала, что ребятам нужно попросить у родителей денег на поездку. Но Дима Сомов сказал, что было бы правильнее самим заработать на поездку. Все поддержали. Пора было начинать урок. Но у Лены не было своего места в классе. Из всех ребят самым доброжелательным к ней был Дима Сомов. Поэтому Лена спросила у него свободно ли место рядом с ним. Дима сказал, что оно занято. Но он попробует решить эту проблему. Он вовсеуслышание сообщил Шмаковой, что на нее место есть претенденты. Шмакова возмутилась, но уступила место Лене и пересела к Попову, затаив обиду и на новенькую и на Диму. Далее класс стал посещать детские сады, совхозы и фабрики, чтобы заработать на поездку. В один из таких дней ребята работали в саду, собирая яблоки. День был дождливым. Лена пришла в одних туфлях, которые тут же промокли. Тогда Дима снял с себя свои резиновые сапоги и отдал Лене. Однажды они работали на фабрике игрушек. Дима Сомов получил очередную зарплату на весь класс. Деньги положили в общую копилку. Саму же копилку Дима вручил Лене на сохранение. Она на тот момент была с маской Зайца на голове. Когда Дима вышел из помещения, то ребята одели маски зверей и стали кружить вокруг Лены, крича, что они перехитрят Зайца и сундучок с сокровищами заберут. В начале Лена приняла игру. Но когда ее стали щипать и толкать, она испугалась, упала и позвала на помощь Диму. Он пришел. Игра прекратилась. Лена сказала, что вокруг полно зверей. Однажды Лена и Дима вместе шли по улице. Тут Дима заметил Вальку, тащившего на веревке собаку. Дима отнял собаку и тут же выпустил. Валя стал громко звать на помощь Петю, своего старшего брата. Тот прибежал. Петя ударил Диму. А позже выяснилось, что собака была братьями поймана вновь. Дима рассказал Лене, что Валя отлавливал собак для того, чтобы сдавать на живодерню за деньги. Тогда Лена назвала Диму героем и предложила дружбу. Поцеловала его. Эту сцену увидел Валя и Петя.

Наступил последний день учебы перед каникулами. Деньги на поездку в Москву были собраны. Последним уроком должна была быть физика. Но "физика заболела". Ребята решили прогулять урок и пойти в кино. Однако войдя в класс, ребята обнаружили на доске записку от Маргариты Ивановны, извещающей, что вместо физики будет урок литературы. Мало того, Дима Сомов всех добил заявлением, что после уроков все должны пойти поработать бесплатно в детский сад. Они обещали помочь, а слово нужно держать. Но его никто не поддержал. С ним стали спорить и искать оправдания: одни кричали, что им родители запрещали работать, другие, что работать бесплатно — это не справедливо и т. д. Тут в дверях показался Петя, брат Вальки, и вообще стер записку Маргариты Ивановны. Заодно и напомнил Димке, что обижать его брата чревато. Поэтому желание Димы рассказать про Вальку, что он живодер, сразу же пропало. Класс решил, что на самом деле кто-то неизвестный мог стереть запись на доске. Это послужило причиной быстро собраться в кино. Ребята ушли. Но не все. В классе остались Шмакова и Попов. Дима забыл свою копилку. Шмакова и Попов стали мечтать кто что мог бы купить на деньги из копилки. Услышав шаги, они спрятались под партой. Вошла Маргарита Ивановна. А чуть позже вбежал Димка за копилкой. Он не знал, что Лена бежала за ним следом и оказалась невольным свидетелем разговора между Димой и классным руководителем. Не знал Дима и про спрятавшихся под партой. Маргарита Ивановна потребовала от Димы рассказать почему стерли ее записку с доски и где все. Димка пытался выкрутиться, но Маргарита назвала Димку трусом. Тогда Димка все рассказал. Ленка думала, что Дима расскажет обо всем ребятам. Но Дима молчал. Он не рассказал правду и ей. Между тем Шмакова что-то задумала.

На следующий день все пришли в класс с чемоданами. Маргарита Ивановна была в очень красивом платье и с розой. Но лицо ее было огорченным и строгим. Она всем объявила, что директор школы влепил ей выговор из-за того, что ученики ее класса сознательно сорвали урок. В связи с этим поездка в Москву отменяется. Кто-то со злости заявил, что они специально сорвали урок, чтобы насолить Маргарите Ивановне. Учительница поразилась. Димка Сомов пытался всех успокоить и даже предложил сходить к директору и извиниться. А Маргарите Ивановне кричал, что ребята так шутят. Но когда все поняли, что поездка окончательно отменяется, то спросили что делать с заработанными деньгами. Маргарита Ивановна подошла к копилке и разбила ее. Она сказала, что теперь ребята могут ходить в кино хоть каждый день и вышла из класса. Деньги решили разделить. Шмакова стала считать и раскладывать на 36 кучек. Димка предложил не отказываться от идеи поехать в Москву, накопить еще и отправиться в путешествие на зимних каникулах. Но его никто не поддержал кроме Бессольцевой. А Железная Кнопка неожиданно предложила найти предателя, ведь кто-то сдал класс Маргарите. Димка сильно испугался. А Лена надеялась, что он признается. Но напрасно. Миронова дала предателю 3 минуты, чтобы он сознался сам прежде чем она назовет его имя. Все молчали. 3 минуты прошли. Тогда Железная Кнопка стала замерять пульс каждого. Повышенным оказался пульс у Попова. Она назвала его предателем. Сомов заступился за Попова. Но Железная Кнопка его перебила и потребовала от Попова все рассказать. Попов согласился все рассказать. И снова Димка испугался. Видя как изменился в лице Дима, Ленка пожалела его и заявила, что это она предатель. Ее дважды сильно ударил Лохматый по спине. Но Ленка все равно смеялась. Железная Кнопка предложила объявить Чучело бойкот! Все согласились. Про бойкот услышала Маргарита Ивановна, подошедшая к двери и колотившая в дверь. Когда Миронова открыла дверь, Маргарите Ивановне кто-то сообщил, что ее вызывает к телефону Москва. Классная тут же забыла что хотела от класса и побежала к телефону. Все кричали "Бойкот Чучело!" И Ленка кричала тоже "Бойкот!", словно ее это и не касалось. И смеялась вместе со всеми. Валька пристал к Димке и требовал чтобы и он кричал "Бойкот Чучело!" Тогда Ленке еще раз стало жаль Диму. И она громко крикнула "Бойкот!" в самое ухо Валентину. Валька тут же отстал. Когда автобусы двинулись в Москву, ребята увидели внизу Маргариту Ивановну. Она им махала рукой. Валя предложил ей плюнуть на голову. Другие возмутились подобному. Лохматый вообще назвал Валю подонком. Наконец все решили, что Маргарита Ивановна просто всех зовет вниз. Класс тут же бросился бежать к автобусам. В кабинете остались только Димка и Лена. Димка что-то хотел Лене сказать, но она неожиданно для себя засмеялась. Тогда Дима выбежал из класса. Лена выбежала за Димой. Это был последний день, когда ей было весело.

Дима и Лена присоединились к классу. Во всеобщей радости школы только 6 класс стоял понурый. Как оказалось, ребята неверно расценили жест Маргариты Ивановны. Вся школа уехала в Москву кроме начальных классов и их 6-ого. Почти все одноклассники стали расходиться. Осталась только группа лидеров. Они зловеще окружили Лену и Диму, сцепили руки и стали дразнить, пытаясь больно ударить между оскорблениями. Неожиданно Васильев расцепил круг и дал возможность бойкотируемым убежать. Началась погоня. Дима и Лена забежали в парикмахерскую. В ней работала тетя Клава, мама Рыжего. Дима успел ее попросить не выдавать месторасположения его и Лены. Тетя Клава выполнила просьбу. Но пока Дима и Лена прятались, они оказались невольными свидетелями разговора между Рыжим и его мамой. Оказывается Рыжий не видел своего отца более 3-х лет. В Москве Рыжий хотел с ним увидеться. Мама сообщила Рыжему, что отец его ждет. Рыжий очень сильно разозлился и помчался с еще большим желанием отомстить Чучело за сорванную поездку. Когда Лена и Дима вышли из укрытия, Сомов спросил у Ленки когда она успела рассказать обо всем Маргарите. Лена призналась, что ничего не рассказывала классной, просто хотела защитить Диму. Дима попросил Лену пока не рассказывать ничего ребятам, потому что эта история выглядит не очень правдоподобной. Он без нее расскажет ребятам правду. Лена согласилась. В этот момент рассказа дедушка с Леной поссорились, т. к. дед не выдержал и назвал Димку трусом, подлецом и предателем. А злых одноклассников даже попытался защитить. Так показалось Лене. Тогда она замолчала и оборвала свой рассказ. Зато она продолжила его на следующий день. Она подумала о Рыжем. И почему-то вдруг ей стало его жаль. Она решила, что возможно Рыжий смеялся до слез над собой со всеми вместе не потому, что ему весело, а от глубокой обиды? Так у Лены происходило переосмысление произошедшего.

Лена и Дима не стали уходить от парикмахерской потому, что Ленка неожиданно для себя решила сделать себе прическу. Какое-то время Димка ждал ее, а потом решил пойти домой. По дороге он встретил Вальку. На вопрос где Бессольцева Дима ответил что не знает. Понимая, что Ленке угрожает опасность, он сомневался стоит ли идти домой, но урчание в желудке помогло определиться Сомову в пользу дома. Пока Димка шел, он придумал как и что скажет ребятам, чтобы они отстали от Ленки. Поэтому домой он шел с совсем легкой душой. Пока Дима обедал, ребята собрались возле парикмахерской, раздумывая где могут быть беглецы. Валька сообщил, что видел Сомова, но мол тот не знает где Чучело. Появился Попов и всем сообщил, что отец Димки Сомова купил новенький авто. Ребята позавидовали. Пришел Васильев и его попытались избить за то, что он выпустил предателей из кольца. Тут открылась дверь парикмахерской и все увидели Лену с прической. Шмакова от зависти разозлилась еще больше. Лену окружили. Валька достал трубочку и горох. Он стал больно обстреливать Ленку. Она не плакала. Но за больные места хваталась по инерции. Ребята наслаждались своим издевательством. Неожиданно вышла тетя Клава. Горох попал в нее. Она гневно потребовала прекратить издевательства над Бессольцевой. Но Рыжий не только не послушался матери, а даже попытался ударить Лену. Тетя Клава схватила его руку. В этот момент Валька и Лохматый схватили Ленку и попытались уволочь. Ленка упала и закричала истошно "Димка". Тетя Клава потребовала не трогать девочку. Но ее никто не слушал. Тогда Васильев вдруг раскидал ребят и дал Лене возможность убежать. Все тут же бросились за ней. А Васильев увидел Димку и остановился. Между Димой и Васильевым произошел разговор. Васильев признался, что ему нравится Бессольцева и что он не верит в ее предательство. А Дима попросил Васильева поговорить с Леной и предложить ей уехать из города. В этот момент они услышали издали слова одноклассников "Чучело" и "Предатель". Тогда они бросились в сторону криков.

Лена выбежала на свою улицу. Вслед ей кричали "Чучело!". Прохожие оборачивались и с любопытством смотрели на бегущее Чучело. Это было унизительным. И вспоминая об этом, Лена сожалела, что тогда бросилась бежать. Теперь она считала, что нужно было просто отбиваться до конца не смотря ни на что. А если побежала, значит чувствовала себя виновной. Она смогла добраться до своего дома. И тут она увидела Димку. Ребята бросились к нему. Он им что-то стал рассказывать, удаляясь от ее дома. Лена решила, что Димка открывал ребятам правду и обрадовалась. Она ждала его, думала он придет и все расскажет. Но он не приходил. Тогда она позвонила ему. Трубку сняла Димкина сестра. Она сообщила, что Димы нет дома. Стемнело. Кто-то постучал в окно. Ленка распахнула его створки. В окне со страшным ревом показалась медвежья голова. Ленка сильно испугалась, захлопнула окно и погасила свет. Пришел дед. Он был в тот вечер очень счастлив, т. к. получил в подарок картину своего прадеда "Маша". Это была последняя работа художника. Дед рассказывал Ленке про картину, про ту, что была изображена на этой картине, но Лена слушала его вяло и без особого интереса. Вновь в окно постучали. Дед отворил окно. С ревом показалась медвежья голова. Дед изловчился и оторвал голову. Под маской оказался Димка. Ленка сразу решила, что Димку заставили так поступить, и вот ей уже Димка представился со связанными руками. Она стала кричать в окно "Димка", но никто не отзывался. Дед пытался ее успокоить. Но Ленка была в сильнейшем возбуждении. Она выбежала из дома, думая, что Димка не отзывается потому, что ему всунули в рот кляп. Однако она увидела, что на самом деле все ее мучители сидели у Сомова дома и пили чай. Никто Димку не держал за руки, не бил, и не связывал. Тогда она поняла, что Димка ее обманул. Она схватила камень и разбила окно в доме Димы. Вернулась домой бледная и без сил. В окно они с дедом услышали "Чучело!" и "Заплаточник!"

На следующий день Лена стирала свое испачканное платье. Через окно она заметила Диму, который собирался к ней. Она тут же вышла в сад якобы для того, чтобы повесить платье для сушки. Димка прошел в сад. Он признался Ленке, что он подлец. Попросил прощения и дал обещание все рассказать ребятам. Ленка поверила ему еще раз. Тогда Дима поцеловал ее. Поцелуй увидел Валька, проходивший мимо. Он подскочил, сорвал платье с веревки и сказал, что вернет его в обмен на медвежью маску. Димка потребовал вернуть платье и бросился за Валькой. Лена остановила Сомова, сходила в дом за медвежьей мордой и отдала ее Диме. Сомов спросил знает ли Ленин дед о происходящем? Лена ответила, что нет. Дима обрадовался. Он побежал к ребятам признаваться. А Ленка испугалась за Димку и решила быть рядом в случае беды. Ребята собрались в сарае. Лена притаилась у прогнившей дыры сарая. Ребята хохотали над Рыжим, который напялил на себя Ленино платье и изображал Чучело. Вошедший Димка потребовал отдать платье. Валька тут же стал рассказывать про поцелуй и что Сомик работает на два фронта. Димку тут же скрутили. Валька стал избивать Сомова, пока тот не мог защищаться. Но Димка "озверел" и вырвался. Началась драка. Димка схватил шест и стал им размахивать. Ребята не решались нападать на вооруженного Сомова. Но когда Сомов встретился взглядом с Железной Кнопкой, она приказала ему отдать шест. Он сказал, что 4-ро парней спрятались за плечами девчонки и бросил шест. Между Мироновой и Сомовым произошел разговор, в котором Дима попытался признаться в доносе. Все согласились, что Димка вполне мог рассказать обо всем Маргарите и тут же стали угрожающе кружить вокруг Сомова. Димка вновь испугался и заявил, что он пошутил. Но Железная Кнопка потребовала признаться, смотря ей в глаза. Все стали наступать на Димку. Лена не выдержала и вбежала в сарай. Она стала отталкивать их от Сомова. Она дралась. Когда ее заметили, то очень удивились, что она не испугалась прийти. Миронова напрямик спросила кто из них с Сомовым предатель. Лена сказала, что она. Димка не опроверг ее слов. Лена потребовала вернуть ей платье. Но ребята стали швырять его друг другу над головой Лены. А она металась между ними, пытаясь поймать. Когда платье попало в руки Димы, она протянула руку и улыбнулась ему. Но он не отдал ей платье, а бросил еще кому-то. Его тут же одобрили. Лена ударила Диму по щеке. Ребята сбили ее с ног, связали, и выволокли из сарая. Тут же нашлось огородное чучело. На него нацепили Ленино платье, воткнули в землю и вручили Диме спички. Он медлил. Лена просила его не поджигать. Но Дима поджег. И тогда Ленка очень громко и истошно закричала. Ребята испугались и выпустили Лену. Она бросилась на огонь, вырвала чучело из земли и стала им размахивать. Ребята от страха стали разбегаться. А Лена кружила с чучелом в руках до тех пор, пока не упала. Она услышала как Миронова сказала о ней Димке, что нельзя жалеть предателей. Потом Лена услышала удаляющиеся шаги. Через какое-то время Дима вернулся к Лене (Он прятался в кустарнике) и снова дал ей обещание рассказать всю правду. Мол сейчас просто никто ему не поверил. Лена стала снимать платье с чучела. Обожглась. Димка прикоснулся к ее щеке. Но Лена отшатнулась от него, словно ужаленная. Она ушла к реке. Нашла там старую лодку и спряталась под ней.

На следующее утро нужно было идти в школу. Но Маргарита Ивановна еще не приехала. Лена прогуляла этот день. Лена пришла в школу, когда Маргарита уже приехала. Лена специально опоздала и зашла в класс после звонка. Маргарита предложила Лене сесть. Но Лена ждала справедливого разбора произошедшего. Учительница не поняла чего ожидает Лена. Мало того, Маргарита Ивановна предложила забыть все, что было, т. к. она уже не сердиться на свой 6-ой класс. Тогда Лена сказала, что она уже никогда не сядет за парту, она уезжает и зашла проститься. Лена выбежала из класса. В этот момент Ленка вдруг призналась деду, что она предала его, т. к. стыдилась его заплаток и не защищала его честь. Мол если бы он был нищим, то она так же пряталась от него и стыдилась. Теперь она понимает, что так нельзя. На этом рассказ Лены закончился. Она стала собирать вещи, намереваясь покинуть городок. А музыка из соседнего дома по-прежнему доносилась. Вдруг на пороге появился Васильев в разбитых очках. Он спросил у Лены на самом ли деле она уезжает и на самом ли деле она предатель? А как же честь? Тогда Николай Николаевич сказал, что Лена никого не предавала. Васильев парировал, мол почему же тогда она уезжает? Струсила? Тут Ленка вскочила, надела на себя обожженное платье, что было некогда на чучело и выбежала. Васильев последовал за ней.

Ленка вбежала в парикмахерскую. Тетя Клава встретила ее крайне недружелюбно. Но Ленка ей почти все рассказала, не выдав имя Димки. Тетя Клава посочувствовала Лене и хотела сделать самую лучшую прическу. Но Ленка потребовала побрить ее наголо. Тетя Клава возмутилась. Тогда Ленка выхватила ножницы и искромсала свои волосы. Тетя Клава смирилась и побрила Ленку. Бессольцева натянула на себя шапочку и отправилась к Димке. Когда она вошла, все были удивлены и танцы с весельем прекратились. Ленка покривлялась под музыку перед всеми. Когда музыка прекратилась, она стащила с себя шапочку и все увидели ее остриженную голову. Ленка стала кричать, что надо же, какие они все красивые, а она ЧУЧЕЛО! Она разговаривала с каждым отдельно. Спросила у Димки, как же так получилось, что он такой положительный, а стал дружить с Чучелом? Предателем? Наверное поэтому он не смотрит ей в глаза и так похудел. Переживает, видимо, что подружился с ябедой! А Железная Кнопка? Как же так вышло, что она, борец за справедливость, а дружит с живодером Валькой, что продает собак по рублю? Ну а Лохматый? Ну-ка стукни Чучело по голове! Ведь главное в жизни — сила! В конечном итоге Ленка сказала, что ей жаль их, бедных. И ушла. Лохматый рванулся к Вальке из-за собак. Валька в ходе потасовки случайно выдал тайну своей семьи. Оказывается отца Лохматого сделали инвалидом братья Вальки из-за лося, которого лесничий, отец Лохматого, пытался когда-то защитить. Железная Кнопка приказала Лохматому не трогать Вальку, и презрительно фыркнула в сторону живодера. По ее мнению таким не место в ее компании. Валька убежал. Миронова похвалила Чучело, сказав, что Ленка молодец, всем врезала! И если бы она не была предателем, то она бы с ней подружилась, ибо все остальные хлюпики! После этих слов Миронова ушла. Вслед за ней ушли Лохматый и Рыжий. В комнате остались Дима, Шмакова и Попов. Тогда-то Шмакова и открыла правду Димке, заявив, что в момент его разговора с Маргаритой она с Поповым сидели под партой и все слышали. Димка затравленно испугался. А Шмакова, довольная, что теперь Сомов в ее власти и раба Попова можно будет сменить на Сомова, заявила, что это тайна и они никому в классе ее не расскажут! Но Попов вдруг заявил, что больше не может так и выбежал.

Наутро Лена проснулась от стука и содрогания дома. Она испуганно выбежала на улицу. Николай Николаевич забивал окна дома. Увидев Лену, он потребовал принести гвозди. Когда дом был заколочен, Дед и Лена отправились на пристань. Они несли с собой картину, что прозвали Машкой и чемоданы. Вдруг до них донеслись уже привычные голоса: "Держи" Мимо Лены и деда пробежали ребята из Лениного класса. Они гнали Димку Сомова по улицам города, как когда-то гнали Лену. Лена отдала деду картину и побежала за разгневанными ребятами. Димка был загнан в класс. Его теснили со всех сторон. Тогда Сомов вскочил на подоконник, распахнул окно и заявил, что спрыгнет вниз. В этот момент Лена вошла в класс. Никто ее не видел, все были прикованы взглядами к Диме. Лена тихо и спокойно сказала "Слезь с окна!" Тогда Димка спрыгнул. Ребята окружили Лену. Миронова предложила объявить Сомову бойкот. Ребята стали голосовать "За!" и только Бессольцева была ПРОТИВ! Железная Кнопка удивилась. Спросила почему Чучело против? И Лена ответила, что ее травили и жгли на костре. Поэтому она никогда и никого не будет травить. Валька закричал, что тогда бойкот и Чучело. Но его никто не поддержал. С ним вообще мало кто теперь считался, его презирали за живодерство. Тут вошла Маргарита Ивановна и сообщила, что дедушка Лены, Николай Николаевич Бессольцев, подарил городу свой легендарный дом и бесценную коллекцию картин. Поэтому теперь в городе откроется музей. Лена была удивлена не меньше своих одноклассников. Ребятам сложно было понять поступок деда Лены, ведь дом стоил очень дорого, а картины по легендам стоили вообще миллион. Все ахнули. Тут в дверь постучали. Это был тот самый Заплаточник. Он посмотрел на ребят. А потом неожиданно подарил школе самую любимую картину — "Машку". Он забрал Лену и они ушли, чтобы уехать. Маргарите Ивановне тоже нужно было уйти, чтобы проводить мужа. Но Васильев громко и с сожалением сказал: "На каких людей руку подняли!" Класс во всем стал винить Сомова. И снова понеслось слово "Бойкот!" Тогда Маргарита Ивановна решила разобраться во всем и не пошла провожать мужа. Миронова рассказала обо всем классной. Маргарите Ивановне стало стыдно, что она в нужное время не оказала помощь Лене. Она с ужасом спросила почему Сомов не сказал ничего ребятам? Ответ Сомова еще больше потряс всех. Мол почему же только он один? Ведь правду знали еще Шмакова и Попов. Класс вновь зашумел. Смирнова вновь предложила объявить бойкот. Но ее уже никто не поддержал. А Рыжий вдруг заявил, что он больше не будет принимать решения, как большинство, а будет жить своей головой! Железная Кнопка тогда заявила, что она одна объявит Сомову бойкот, ибо так справедливо! И неожиданно расплакалась. Оказалось, что Мироновой не нравилось поведение матери и что все в их жизни было шито-крыто. Валька заметил, что в жизни каждый ищет себе выгоду. Но тут Рыжий возразил, мол как же тогда Бессольцевы? На что Валька заявил, что Бессольцевы чудики, а вот все они обыкновенные. Но Рыжий выдал иной вердикт — "Мы детки из клетки. Вот кто мы! Нас надо в зверинце показывать…За деньги." Прогудел гудок катера. Все бросились к окну кроме Сомова. Рыжий первым отошел от окна и развернул картину, что подарил перед отъездом Николай Николаевич. Изображенная Машка, которой было уже 100 лет, походила на Чучело, как две капли воды. Рыжий закричал "Она!" И все увидели изображенную Ленку. "Чучело!" — закричал Лохматый. А Васильев возразил, сказав, что это Бессольцева! Тогда Рыжий не выдержал и написал на доске мелом: "Чучело, прости нас!"

Таково краткое содержание по главам повести "Чучело " Владимира Железнякова .

Групповая работа

Исследовательская работа выполнена учащимися в рамках учебного проекта.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Даниловская средняя общеобразовательная школа» Тема исследования группы «Филологи» «Чучело» и «Детки из клетки» «Конфликты с одноклассниками» Работу выполнили: Самыгина Алёна Суворова Виктория Копьёва Анастасия Консультант: Суворова Елена Николаевна

Конфликты между подростками в современной школе - явление достаточно распространённое. Сложные межличностные отношения оказывают отрицательное влияние не только на конфликтующих, но и на весь класс. Простая обида, непонимание могут привести к проявлению жестокости в отношении своих противников, а в отдельных случаях и трагическим последствиям. Поэтому нам необходимо научиться правильно вести себя в конфликтном взаимодействии, находить возможные конструктивные решения в создавшейся проблемной ситуации. Существенную помощь может оказать и художественная литература. Актуальность исследования

Цель и задачи исследования ЦЕЛЬ: выяснить причины и последствия конфликта между Леной Бессольцевой и одноклассниками, сформулировать нормы нравственного поведения человека. ЗАДАЧИ: Проанализировать эпизоды повести В.К. Железникова, раскрывающие взаимоотношения Лены Бессольцевой с одноклассниками. Составить характеристики основных героев повести. Определить роль образа Димки Сомова в повести. Понять позицию автора, определить свою собственную позицию.

Проблемная ситуация Отстоять свои принципы ОДНА ПРОТИВ ВСЕХ Струсить, предать БЫТЬ КАК ВСЕ

Средства и методы исследования Работа с художественным текстом и Интернет-ресурсами. Анализ и отбор материала. Сравнительный анализ. Обсуждение. Ответы на вопросы учителя. Анализ эпизодов. Составление характеристик героев. Оформление результатов работы

Ход исследования 1. Выяснили, что послужило основой конфликта между Леной Бессольцевой и одноклассниками. Лена взяла на себя вину струсившего Димки Сомова, признавшись одноклассникам, что она рассказала учительнице о стёртой записи на доске. Ребята, не разобравшись, объявили Лену предателем. Мы считаем, что даже если бы Сомов признался во всём, конфликт между Бессольцевой и одноклассниками был неизбежен.

2. Попытаемся доказать, что конфликт между Бессольцевой и одноклассниками неизбежен. СЛИШКОМ ОНИ РАЗНЫЕ ЛЮДИ: «ЧУЧЕЛО» и «ДЕТКИ ИЗ КЛЕТКИ»

План характеристики Лена Бессольцева Компания Мироновой Димка Сомов Портретные черты … Нескладный подросток на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у неё торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка. А волосы заплетены в два тугих канатика Миронова (Железная кнопка): аккуратно причёсана и подчёркнуто скромно одета. Шмакова: она не шла, несла себя….Новое белое платье, новые белые туфли, блистала во всём своём великолепии довольная собой. Валька был одет по-праздничному: в чистой рубашке и при галстуке. В руке крутил собачий поводок с ошейником… Глаза синие-синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой-то он весь таинственный… Жизненные принципы, отношение к другим людям и к себе «Я на Рыжего не обиделась…» «Я теперь не то, что раньше. Я – решительная.» «Я им верила, а они над тобой смеялись» Миронова (Железная кнопка): «Я?... тряпок не люблю» «Себя уважать надо..» «Чтобы она запомнила наш урок на всю жизнь» «Каждый должен получать по заслугам» «Ничего, смелость дело наживное» «Потому что я подлый!... Самый подлый трус!» СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ

«Люди не все одинаковые. Я должна была насторожиться, но не обратила на это никакого внимания» «А я тогда и не знала, что есть люди – лисы, медведи, волки» «Поняла, что я люблю испуганных людей. Ну они вроде бы какие-то не такие, у них есть испуг за других» «Страшно, когда один против всех, даже если ты прав» «Теперь я учёная – надо отбиваться, если даже их много и тебя бьют. Но бежать нельзя» «Вот им сейчас, думаю, стыдно, что они меня травили. Живого человека – как зайца!» «Я была на костре. И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!» «У меня дурацкая улыбка – до самых ушей» «Никто не должен оставаться безнаказанным и никто не уйдёт от ответа!» «Всё должно быть честно. У нас борьба справедливая…» Шмакова: «Нехорошо идти против коллектива, неправильно» «Я с предателями не вожусь» «Курочка по зёрнышку клюёт» Рыжий: «Главное в человеке – сила!» «Раз попался, гадина, получай!» «Я как все..» Валька: «Главное в человеке – зависть» «А чего нам стыдиться?»

Позиция Николая Николаевича «За всю свою долгую жизнь Н.Н.не видел подобного лица. От него веяло таинственной силой времени… «…у тебя глаза вдохновенные! И сердце чистое» «…Кажется, она сможет прожить свою жизнь не хуже прочих Бессольцевых, ибо обладала теми чудными качествами характера, которые непременно требовали от неё участия в судьбе других людей и боли за них…» «…Какая страсть, какая тяга к справедливости…» «…до чего же она прекрасна, как она умеет сильно любить и как умеет даже в падшем человеке заметить мгновение его величия» «Ленка!... Она ощупью выбирала путь в жизни, но как безошибочно! Сердце горит, голова пылает, требует мести, а поступки достойнейшие» «Их можно только пожалеть и постараться помочь им» «Бедные люди!... Честно тебе скажу, Елена, мне их жалко. Они потом будут плакать» «Он смотрел на их лица, стараясь заглянуть в глаза, и увидел, что во многих из них бьётся пытливая мысль, а у некоторых безразличие, а у иных даже злость и непонимание…» «…и предвидел Димкину жалкую ничтожную жизнь» «Да за ним нужен глаз да глаз. Я это чувствую! А то он, того и гляди, горло перережет»

Анализ эпизода «Первое знакомство с классом» Лена: благодарна Рыжему, что втащил в класс, желание подружиться, искренне хохочет, веселиться вместе со всеми… Класс: открыто смеётся над ней и её дедушкой «Заплаточником» » Прикрепили прозвище «ЧУЧЕЛО»

Эпизод «На фабрике» Лена: «…я испугалась по-настоящему, как будто меня окружали не люди, настоящие звери.» «…я грохнулась на пол, потому что закружилась голова.» «А мне ещё долго мерещилось, что Шмакова похожа на лису, Лохматый – на медведя, а Валька – на волка» Ребята нарядились в маски зверей, плотным кольцом Лену окружили морды волков, медведей, крокодилов. Они прыгали, рычали, наскакивали на Лену и рвали из рук копилку… «Подумаешь, и поиграть нельзя», - сказал Валька. «Чепуха! – мрачно заявила Миронова. – Просто кривляется…» «Мне было стыдно, что я так думала про ребят.» «И вся компания удалилась вполне довольная собой.»

Выводы: . 1.Отношения с классом у Лены не заладились с самого начала, потому что она «внучка Заплаточника» и не похожа на остальных: добрая, честная, открытая, доверчивая, «смешная» в глазах других людей, поначалу искренне верившая, что все люди благородные, не способная предать другого человека. 2. «Мироновская» компания или «Детки из клетки», как скажет Рыжий в конце повести, действительно «Бедные люди»: у них пустое времяпровождение, отсутствие интересов, примитивные развлечения. Они жестокие и злые. В повести у них нет практически имён, а только прозвища и клички: Миронова – «Железная кнопка», Рыжий, Лохматый, Валька – живодёр. Даже в авторских характеристиках прослеживаются какие-то «звериные» черты: «Они уходили крикливой, пёстрой стайкой»,«Мордочка Шмаковой, физиономия Попова» и др. 3. Самый «опасный» персонаж в этой компании – Димка Сомов. Поначалу и Лена, и одноклассники считают его благородным. Да, он может совершать хорошие поступки, но при условии своей полной безопасности. А на деле – он трус, и именно трусость рождает из него подлеца. КОНФЛИКТ НЕИЗБЕЖЕН

Выяснили значение конфликта. Конфликт – это нравственное испытание для всех его участников, дающее возможность в полной мере убедиться в том, насколько Лена Бессольцева духовно богаче и нравственно сильнее своих одноклассников. Да, она пережила разочарование в любимом человеке, в людях, страшную душевную боль, унижение (эпизод с чучелом на костре), но ничто и никто не заставит её совершить подлость, предательство и унизить другого человека. «Я была на костре. И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!»

Она уезжает, потому что боль, нанесённая человеческой несправедливостью и жестокостью, надолго не затихнет в сердце девочки. Но это не означает, что она проиграла.. Выстояв «одна против всех», она сохранила в себе личность.

А что же остальные? Они проиграли нравственное испытание. Но некоторые из ребят изменились, иначе стали смотреть на жизнь. Вспомним слова Рыжего: «Я всегда был как все…А теперь – точка! Хоть с утра до ночи орите: «Рыжий!» - я всё буду делать по-своему…» И как многие из них, узнав правду о невиновности «Чучела», ужаснутся своей несправедливости, устыдятся. И слова, написанные Рыжим на доске «Чучело, прости нас!», лучшее доказательство нравственной победы Лены Бессольцевой и изменений, произошедших с ребятами.

Мы поняли и советуем всем Нельзя оскорблять и унижать другого человека. Не пытайтесь переделывать другого. Позвольте ему оставаться самим собой. Поставьте себя на место другого человека и поймите его точку зрения. Возвышаться над слабым могут только слабые. Поступай так, чтобы твои поступки не навредили другим людям. Нельзя быть «толпой». Поддакивать – это плохо. Надо быть милосердным. Каждый человек - личность, и каждый достоин того, чтобы к нему хорошо относились, уважали его интересы.

1. Железников В. Ухожу из детства. Повести. М.: Молодая гвардия, 1983 – с.257-409. 2. Кочеткова, С.И. Надо быть милосердным: Урок литературы по повести В. Железникова "Чучело". http://school13-nov.narod.ru/kohetkova.htm 3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%87%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE&stype=image&lr=10667&noreask=1 4. http://my-hit.ru/film/8674/online 5. http://img0.liveinternet.ru/ images / attach /c/2/73/439/73439206_ssora_podrug.jpg Список источников

Спасибо за внимание!

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Хорошовская средняя (полная) общеобразовательная школа»

План-конспект

открытого урока

литературы в 6-ом классе.

«Надо быть милосердным»

(по повести В.К.Железникова «Чучело»)

Подготовила: учитель русского

языка и литературы

Кущенкова Светлана Михайловна

Хорошово 2014

Цели урока:

Обучающие:

используя метод проблемного обучения, раскрыть нравственные проблемы, поднятые писателем в повести, сделав акцент на таких понятиях, как: коллектив, толпа, изгой, проследить, как рождается конфликт в детском коллективе, что приводит к противостоянию, как и почему становятся изгоями в детском коллективе

Развивающие:

учить детей дискуссионному исследованию, умению:

выдвигать проблему;

обосновывать свое мнение с опорой на текст художественного произведения;

развивать умение характеризовать героя, сопоставлять его поведение, давать оценочные характеристики;

исследовать проблему, излагая результаты работы в проекте Воспитывающие:

приобщить шестиклассников к сложным духовным и нравственным поискам, продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности учащихся: сострадания, доброты, милосердия, умения отстаивать свою позицию убеждением, а не силой; умения находить выходы в любой конфликтной ситуации.

Оформление урока:

    Презентация

    Книги

    Листы с заданиями

    Солнце (кластер)

    Тексты с эпизодом

    Видеоклипы

Эпиграфы урока:

Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным.

В.Железников.

Верю я: придет пора –

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б.Пастернак.

ХОД УРОКА:

1. Вступительное слово учителя.

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда урок не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сотворим урок.

У нас сегодня состоится урок внеклассного чтения по повести В.К. Железникова «Чучело» (слайд 1)

Владимир Железников – имя широко известное в детской литературе. Большую часть жизни он писал добрые книги о детях (слайд 2, 3) «Разноцветные истории», «Хорошим людям – доброе утро», «Путешественник с багажом», «Чудак из шестого «Б», написал повесть «Чучело». Книга стала событием не только в литературной жизни страны, особенно после экранизации. О ней спорили, с ней соглашались, ее отвергали, страшась увидеть в повести самих себя.

В кинофильме роль Лены Бессольцевой превосходно сыграла Кристина Орбакайте, тогда двенадцатилетняя девочка, но прежде, чем перейти к обсуждению этой повести, давайте посмотрим один видеоролик («Про кота») и подумаем, какая проблема объединяет этот видеоролик и книгу Железникова «Чучело»? ( слайд 4) (проблема жестокости и добра, милосердия)

И сегодня мы будем говорить, а может быть, и спорить о героях этого произведения, об их поступках, о последствиях этих поступков, попытаемся найти решение проблемы жестокости в современном мире.

Обратимся к эпиграфам урока (слайд 5)

    Как вы думаете, почему именно эти слова взяты сегодня в качестве эпиграфа?

    Определите тему нашего урока.

2. Погружение в проблему.

Эта повесть актуальна и в наши дни, возможно даже более актуальна, чем раньше. Многие взрослые счи­тают, что детство - это самая безоблачная, беззаботная пора. Согласны ли вы с этим? Не совсем... Именно в дет­стве вы сталкиваетесь впервые с болью, жестокостью, равнодушием.

Тогда, я думаю, нам просто необходимо разобраться в конфликте, который показал нам автор книги «Чучело». Кто участники конфликта? (слайд 6) (Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. – Большая советская энциклопедия.)

Конфликт предполагает как минимум две стороны, два лагеря противостояния. Итак, с одной стороны это - Лена и её дедушка, а с другой – класс и классный руководитель.

3. Беседа по повести.

Вопросы к группе «класс»

    Почему ребята в классе не приняли новенькую и почему Лену Бессольцеву зовут Чучелом? ( Из-за абсолютной искренности в поведении, из-за открытости навстречу всем людям, не такая, как все)

    Кто дал ей это обидное прозвище? ( Рыжий)

    Есть ли прозвища у других ребят?

(Лохматый, Рыжий, Живодер, Железная кнопка.)

    И о чем это свидетельствует?

(О жестокости детей.)

    Подумайте, детская жестокость – это явление временное? Или оно накладывает отпечаток на общее формирование характера, и человек, став взрослым, может остаться жестоким?

(К сожалению, детская жестокость, как показывает жизнь, если взрослые не сумели вовремя ее пресечь, пышным цветом расцветает, когда человек становится взрослым. И тогда она ведет к преступлению, потому что жестокий человек не останавливается даже перед убийством…)

    За что одноклассники объявили Лене Бессольцевой бойкот? (слайд7) (Бойкот (по словарю Ожегова) - прекращение отношений с кем-нибудь в знак протеста против чьего-нибудь поведения, поступка)

    Считаете ли вы, что вместе с классом Лену бойкотировала и классный руководитель, Маргарита Ивановна?

    Класс, где училась Лена коллектив? Докажите . (Коллектив заработали деньги на поездку)

Вопросы к группе «Лены»

    Почему Лена не сказала ребятам о поступке Димки? Можно ли смеяться над чувствами человека? Выскажите и аргументируйте свою точку зрения.

(Ответы учеников.)

    Одобряете ли вы Лену Бессольцеву, которая готова была пожертвовать всем ради близкого друга? Надо ли это делать? Пойдет ли это на пользу человеку, во имя которого приносится жертва?

    Какое страшное унижение учинили ребята Лене Бессольцевой?

Что такое унижение? (Унижение - это то, что умаляет, оскорбляет достоинство человека.)

    Класс, где училась Лена толпа? Докажите. (у всех клички, сцена сожжения)

Учитель.

Утверждение человека происходит в коллективе. Класс, где училась Лена, коллектив или толпа? Что такое коллектив и в чем его сила?

Обсуждение в группах.

    Коллектив (заработали деньги на поездку)

    Толпа (у всех клички, сцена сожжения)

Обратимся к этому эпизоду «Сожжение чучела» (слайд 8)

Сожжение на костре пришло из древности, но особенно ярко запылали костры во времена инквизиции. Церковники жгли тех, кто мыслил иначе. Вот и Лена была именно такой.

Работа над главой 11. Анализ сцены «Сожжение чучела на костре» (Сцену сожжения читает выразительно ученик и учитель)

    Беседа по восприятию .

Мне невольно приходят на ум слова стихотворения Юлии Друниной:

Я за душу твою боролась,

А душа то была чужою,

А душа то была со ржою.

Но твердила Любовь, так что же

Эту ржавчину уничтожу.

Были вьюги и были штили,

А какие пожары были!

Только вот ведь какое дело,

В том огне я одна горела.

Ржа на веки осталась ржою,

А чужая душа чужою...

(Если сможешь, то пере­дай чувства, испытываемые тобой.)

    Составление словесных рядов 1 группа - действия Димки; 2 группа- чувства и поступки Лены

Словесный ряд 1.

Действия Димки

"- У меня спичек нет, - тихо сказал Димка... - Сто­ял около чучела, низко опустив голову... ссутулился и ка­зался каким- то маленьким... он был маленький и некреп­кий... упал на колени и низко опустил голову... он чирк­нул спичкой... вскочил и торопливо отбежал в сторону".

Вопросы:

- Как вёл себя Димка? О чём говорит эпитет "ма­ленький"? А какими эпитетами награждает его автор в начале повести? (Ловкий, быстрый, сильный. ) Всегда ли эпитет - украшение?

(Тру­сость рождает подлость. В этом вы не раз убедитесь, читая книги и оценивая те или иные жизненные ситуа­ции.)

Словесный ряд 2

Чувства и поступки Ленки "...Я совсем перестала бояться. Я подумала: если Димка подожжёт, то, может быть, я просто умру... Я замерла - ждала в последний раз... Я не выдержала и закричала... Они подтащили меня к огню... Я почувствовала тогда, как огонь охватил меня... Я закричала... Я бросилась к костру... Мне не хотелось, чтобы чучело сгорело. Я сильная стала". Вопросы:

- Чего Лена перестала бояться? Ей было жаль платье? ( Димка давно уже перестал быть в её глазах героем. Она говорит дедушке: «Когда никого нет - он храбрец, как появились ребята - самый последний трус». Она просто боялась в это верить. Если он подожжет, то любовь, ее душа умрет.)

( Лена смогла выстоять. Она бросит вызов толпе: острижет волосы наголо. Поймет, что не бежать надо от толпы, противостоять. А это может только сильный человек.)

- Кто помог Лене выстоять кто был всегда рядом с ней? (слайд 9) ( Дедушка помог ей выстоять и не сломаться.)

-Какой урок можно извлечь для себя ? ( Берегите своих стариков. Цените их ум, опыт, всегдашнюю готовность разделить вашу беду).

Еще в начале повести Железная кнопка сказала о Лене: «Пусть она на всю жизнь запомнит наш урок ».

( Я была на костре, и по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять. И никогда никого не буду травить.)

Дедушка Бессольцев, подарив все картины городу, оставил себе самую дорогую – портрет его бабушки Марии Николаевны Бессольцевой.

- Почему этот портрет он оставляет школе, детям, которые травили его внучку? (Он оставляет Машку, великую жертвенницу, посвятившую жизнь людям, так много сделавшую для этого городка, чтобы она напоминала ребятам о милосердии, о сострадании.)

(Она была сильна своей правотой, чистотой помыслов, бескорыстием,

чувством собственного достоинства, а Железной Кнопке и ее компании, кроме силы и преданности ложным идеалам, нечего было противопоставить этому)

Вывод:

Думаю, что эта повесть научила вас многому, в том числе и тому, как вести себя в конфликтной ситуации. В. Железников написал непростую повесть. В ней нет назидательных идей. Автор просто зовёт чита­теля подумать, как победить в себе злое и пробудить светлое.

Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности. Закончить я хотела бы стихотворением: (слайд 10)

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости...

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде.

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям!

(Учитель показывает солнце из бумаги) Я хочу подарить вам это солнце, потому что именно солнце бескорыстно отдаёт тепло, свет, доброту. Оно светит на всех одинаково: и на людей, и на животных, и на растения. Все мы разные, и каждый борется за своё место под солнцем. Как солнце бескорыстно отдаёт тепло всему живому, так и Лена Бессольцева излучала на всех доброту, милосердие. Вы сейчас на его лучах напишете те человеческие качества, которым вы будете следовать в дальнейшей жизни. (слайд 11) (Солнце прикрепляется на доску,и под музыку песни «Дорогою добра» дети пишут маркерами слова: доброта, справедливость, милосердие, любовь, дружба, терпение, чуткость, внимательность, отзывчивость).

Домашнее задание (слайд 12)

1. Написать мини-сочинение «Мог ли подобный случай произойти в вашем классе? А как бы вы поступили в этой ситуации?»

2. Напишите письмо какому-нибудь герою этого произведения. Что бы вы ему сказали?

Вопросы к анализу эпизода «Сожжение Чучела» группе «Класс»

Как вёл себя Димка? О чём говорит эпитет "ма­ленький"? А какими эпитетами награждает его автор в начале повести? Всегда ли эпитет - украшение?

Считаете ли вы Димку предателем? А автор?

Изменились ли ребята после этой истории? Давайте прочитаем два последних абзаца повести.

Изменилось ли ваше к ним отношение? Почему?

Вопросы к анализу эпизода «Сожжение Чучела» группе «Лена»

Чего Лена перестала бояться? Ей было жаль платье?

Как вы понимаете смысл слов: «Я пришла на костёр одним человеком, а встала с земли навстречу Димке другим»?

Кто помог Лене выстоять кто был всегда рядом с ней?

Какой урок хотели преподнести Лене одноклассники и что она, по вашему мнению, запомнит на всю жизнь?

Почему дедушка оставляет портрет бабушки Марии Николаевны Бессольцевой школе, детям, которые травили его внучку?

Почему Лена одержала верх над одноклассниками?