И началась война, то есть совершилось
противное человеческому разуму
и всей человеческой природе событие...
Л. Толстой
Когда Толстой приступил к работе над романом "Война и мир", все вопросы, личные и общественные, волновавшие писателя еще со времен Крымской кампании, встали теперь перед ним во весь рост. Крестьянская реформа не устранила глубоких противоречий между помещиком и мужиком. "Великое благодеяние", обещанное народу, вылилось в отчаяние и протест миллионов. "Проблема мужика" по-прежнему оставалась в литературе главной. Ее решение во многом зависело от тех коренных общественных преобразований, которые ожидали Россию в будущем. Задача состояла в том, чтобы "внести в мир идею общественного устройства без поземельной собственности...", идею, которая, по мысли Толстого, имеет будущность, то есть возможность духовного единения людей на основе равенства и братства.
Задуманное произведение Толстой представлял себе как напоминание о том, что народ - огромная нравственная сила, которая подчиняет себе все здоровые силы общества. Писатель погружается в материал истории, чтобы найти в нем объяснение многим явлениям своей современности. И когда взгляд Толстого останавливается на эпохе 1812 года, "мысль народная" захватывает все существо его. Понадобилось "пять лет непрестанного и исключительного труда при наилучших условиях жизни", что бы сказать то, "что никто никогда не скажет". Писание "Войны и мира" вылилось в рождение еще неизвестного до того в литературе жанра - романа-эпопеи. По широте охвата жизни, по глубине и силе раскрытия человеческих характеров мировая литература не знает ничего равного.
"Что такое "Война и мир"? - писал Толстой по поводу формы своего произведения. - Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось". А в беседе с Горьким сказал: "Без ложной скромности это как "Илиада".
Творческая история "Войны и мира" хранит на себе следы многочисленных правок, исправлений, поисков того нужного слова, которое как результат упорного труда венчает высокое мастерство и совершенство. Толстой бесчисленное количество раз начинал и бросал писать свой роман до тех пор, пока эпоха 1812 года не предстала перед ним в ясных и определенных образах и сама, как он говорит, не попросилась на бумагу
В "Войне и мире" Толстой старался писать историю народа. Подлинным героем его произведения является русский народ, те Карпы и Власы, которые не везли в Москву продавать французам сено за большие деньги, а жгли его. Народный характер войны сказался не только в духовном единении народа и прогрессивных слоев русского общества, но и в стихийном росте партизанского движения, развернувшегося на захваченной врагом территории. Не считаясь с правилами военного искусства, партизаны наносили сокрушительные удары по французам. Увлекательно и интересно, с большим тактом и мастерством рисует Толстой партизанские рейды в тылу врага под командованием Дениса Давыдова, рассказывает о дьячке, ставшем во главе отряда, о старостихе Василисе, истребившей сотни французов. "Дубина народной войны, - пишет Толстой, - поднялась со всею грозною и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие".
Судьбы народные переплетаются в романе с жизненными судьбами отдельных героев. Это придает всей картине характер всеобщности, эстетического многообразия, скрепленного единством авторской мысли. Жизнь русского общества в один из интереснейших периодов его истории предстала в изображении Толстого во всей ее полноте благодаря тому, что в романе своем он рисовал людей различных общественных групп и сословий с позиций народных представлений о жизни. Писатель беспощаден ко всякого рода лжи, лицемерию, обману, общественному и семейному. И он клеймит это, когда создает типы чуждого ему круга людей - высших сановников, представителей царского двора, чиновников, штабных офицеров, использующих войну в корыстных целях. И наоборот, он полон высокого воодушевления и оптимизма при изображении героев и героинь, близких его сердцу, - они "путеводители" мысли и чувства художника, воплощение его эстетических и нравственных правил. Такими предстают в романе Андрей и Пьер, Наташа Ростова и Мария Болконская, Кутузов и Багратион.
Рассматривая исторический процесс как движение самих народных масс, Толстой огромное значение придает в этом движении выдающейся личности. Кутузов и Наполеон выступают в романе как две диаметральные противоположности, к которым стягиваются все нити повествования. Закон отталкивания и притяжения действует по отношению к этим противоположностям согласно их роли и месту в историческом процессе. Наполеон, в толковании Толстого, воплощение зла, олицетворение буржуазной цивилизации Запада, ведущей к отчуждению личности от народа. Кутузов же - носитель народного чувства. Главное в нем - его глубокое понимание народных запросов, его духовная близость к народу. Эти качества характера Кутузова позволили, говорит Толстой, выбрать его, против воли царя, в представители народной войны.
В сценах, рисующих Кутузова как гениального военного стратега и выдающегося государственного деятеля, Толстой остается верен исторической правде. Так, например, Бородинскую битву Кутузов расценил как победу русских, а сдачу Москвы - как преддверие окончательной гибели наполеоновской армии. Однако в своих философских размышлениях о "границах свободы и зависимости" и толкованиях движущих сил истории Толстой высказывает суждения, противоречащие его художественной истине.
В несоответствии с исторической истиной дается в романе трактовка образа Платона Каратаева. Толстой любуется его незлобивостью, кротостью, его терпеливым отношением к жизни. Он весь олицетворение чего-то "доброго, круглого". В нем нет и тысячной доли того, что характеризует собой все русское крестьянство с его громадной волей к победе и непременным участием во всех жизненно важных процессах. Идеализация в Платоне Каратаеве черт непротивленчества открывает новый этап в мировоззренческой деятельности Толстого, этап постепенного перехода писателя на позиции патриархального крестьянства.
В "Войне и мире" Толстой стремился рассказать не только правду о душе человека, но и правду истории. И потому все противоречия "личной мысли" писателя ни в какой мере не умаляют художественных достоинств романа, не снижают уровня повествования. Этим романом-эпопеей Толстой вошел в мировую литературу как автор величайшего из когда-либо написанных произведений.

В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над поизведением " Война и мир " . Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в " Войне и мире " он " любил мысль народную " . Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа. Толстой видит в народе источник нравственности, необходимой для всего общества. С. П. Бычков писал: " По мысли Толстого, чем ближе дворяне стоят к народу, тем острее и ярче их патриотические чувства, богаче и содержательнее их духовная жизнь. И, напротив, чем дальше они от народа, тем суше и черствее их души, тем непривлекательнее их моральные принципы " . ***

Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на историю, поскольку предусмотреть или изменить направление исторических событий нельзя, ибо они зависят от всех и ни от кого в отдельности. В своих философско - исторических отступлениях Толстой рассматривал исторический процесс как сумму, складывающуюся из " бесчисленного количества людских произволов " , то есть усилий каждого человека. Совокупность этих усилий выливается в историческую необходимость, отменить которую никто не может.

По мнению Толстого, историю делают массы, и её законы не могут зависеть от желания отдельного исторического лица. Лидия Дмитриевна Опульская писала: " Толстой отказывается признать силой, руководящей историческим развитием человечества, какую бы то ни было " идею " , а также желания или власть отдельных, пусть даже и " великих " исторических деятелей. " Есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами, - пишет Толстой. - Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскивания причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утверждённости Земли " .

Перед историками Толстой ставит задачу " вместо отыскания причин... отыскание законов " . Толстой остановился в недоумении перед осознанием законов, которые определяют " стихийно - роевую " жизнь народа. Согласно его взгляду, участник исторического события не может знать ни смысла и значения, ни - тем более - результата совершаемых действий. В силу этого никто не может разумно руководить историческими событиями, а должен подчиняться стихийному, неразумному ходу их, как подчинялись древние фатуму.

Однако внутренний, объективный смысл изображённого в " Войне и мире " вплотную подводил к осознанию этих закономерностей. Кроме того, в объяснении конкретных исторических явлений сам Толстой очень близко подходил к определению действительных сил, руководивших событиями. Так, исход войны 1812 года был определён, с его точки зрения, не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом, а " дубиной народной войны " , действовавшей с " простотой " и " целесообразностью " . *** Народ у Толстого выступает как творец истории: миллионные массы простых людей, а не герои и полководцы творят историю, двигают общество вперёд, создают всё ценное в материальной и в духовной жизни, совершают всё великое и героическое. И эту мысль - " мысль народную " - Толстой доказывает на примере войны 1812 года.

Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил " красоту ужаса " в войне. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель - пацифист, но при описании войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстаёт в изображении Толстого как война народная. Автор создаёт множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убеждён, что французов не пустят в Москву, " не должны " , но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что " решилась Расея! " . А если уж Россия гибнет, то нечего спасать своё добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось " дьяволам " . Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны. В период тяжких испытаний для Отечества " делом народным " , всеобщим становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.

В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. Но князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством, а и умеет сказать о нём, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, - просто они очень немногословны.

" Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят " , - вот и всё , что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл " неясных " и тоже слишком кратких слов солдат: " Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят " . Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину. В романе " Война и мир " Толстой описывает войну 1812 года лишь на территории России, справедливую войну. Д. С. Лихачёв писал: " Историческая сторона романа в её нравственно - победной части вся оканчивается в России, и ни одно событие в конце романа не переходит за пределы Русской земли. Нет в " Войне и мире " ни Лейпцигской битвы народов, ни взятия Парижа. Это подчёркивается смертью у самых границ Кутузова. Дальше этот народный герой " не нужен " . Толстой в фактической стороне событий усматривает ту же народную концепцию оборонительной войны... Вторгающийся враг, захватчик не может быть добр и скромен. Поэтому древнерусскому историку не надо иметь точных сведений о Батые, Биргере, Торкале Кнутсоне, Магнусе, Мамае, Тохтамыше, Тамерлане, Эдигее, Стефане Батории или о любом другом ворвавшемся в Русскую землю неприятеле: он, естественно, в силу одного только этого своего деяния, будет горд, самоуверен, надменен, будет поизносить громкие и пустые фразы. Образ вторгшегося врага определяется только его деянием - его вторжением. Напротив, защитник отечества всегда будет скромен, будет молиться перед выступлением в поход, ибо ждёт помощи свыше и уверен в своей правоте. Правда, этическая правда на его стороне, и этим определён его образ " . ***

По Толстому, бесполезно противиться естественному ходу событий, бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое зависело для русских, Кутузов " не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему " . В этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум полководца, его мудрость. Сказанное подтверждают и проницательные суждения Андрея Болконского:

" Он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит.Он понимает, что есть что - то сильнее и значительнее его воли, - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое ". Кутузов знал, что " решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти " . Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека.

Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис " Рыцари Лебедя " . Он не хотел казаться великим человеком - он был им. Поведение Кутузова естественно, автор постоянно подчёркивает его старческую слабость. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне " дедушки " Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши. С. П. Бычков писал:

" Толстой, с присущей ему огромной проницательностью художника, правильно угадал и великолепно запечатлел некоторые черты характера великого русского полководца Кутузова: его глубокие патриотические чувства, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату. Вопреки лживой легенде, созданной официозной историографией об Александре I - спасителе отечества и отводившей Кутузову второстепенную роль в войне, Толстой восстанавливает историческую истину и показывает Кутузова как вождя справедливой народной войны. Кутузов был связан с народом тесными духовными узами, и в этом заключалась его сила как полководца. " Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений, - говорит Толстой о Кутузове, - лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нём этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны " . ***

В " Войне и мире " создаются как бы два идейных центра: Кутузов и Наполеон. Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны русских. Образ Наполеона раскрывается Толстым с позиции " мысли народной " . С. П. Бычков писал: " В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие.

Толстой развенчивал легенду о Наполеоне с позиций подлинного гуманизма.Уже с первого появления Наполеона в романе раскрываются глубоко отрицательные черты его характера. Толстой тщательно, деталь за деталью, выписывает портрет Наполеона, сорокалетнего, откормленного и барски изнеженного человека, надменного и самовлюблённого. " Круглый живот " , " жирные ляжки коротких ног " , " белая пухлая шея ", " потолстевшая короткая фигура " с широкими, " толстыми плечами " - вот характерные черты внешности Наполеона. При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции: " Толстая спина " , " обросшая жирная грудь " , " выхоленное тело ", " опухшее и жёлтое " лицо, " толстые плечи " - все эти детали рисуют человека, далёкого от трудовой жизни, разжиревшего, глубоко чуждого основам народной жизни. Наполеон был эгоистически самовлюблённым человеком, самонадеянно считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса. Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство.

Наполеон всё время играл, в его поведении и в его словах не было ничего простого и естественного. Это выразительно показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле. Наполеон подошёл к портрету, чувствуя, " что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история " ; " сын его в бильбоке играл земным шаром " - в этом выражалось величие Наполеона, но он хотел выказать " самую простую отеческую нежность " . Разумеется, это было чистое актерство. Он не выражал здесь искренних чувств " отеческой нежности " , а именно позировал для истории, лицедействовал. Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что с занятием Москвы будет покорена Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства.

Как игрока и актёра писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов. Накануне Бородина Наполеон произносит: " Шахматы поставлены, игра начнётся завтра " . В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: " Игра началась " . Далее Толстой показывает, что эта " игра " стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона, стремившегося поработить весь мир. Война - не " игра " , а жестокая необходимость, думает князь Андрей. И в этом заключался принципиально иной подход к войне, выражалась точка зрения мирного народа, вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах, когда над родиной нависла угроза порабощения " . ***

На борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ. Лев Николаевич Толстой считал, что роль отдельной личности в истории незначительна, что творят историю миллионные массы простых людей. Тушин и Тихон Щербатый - типичные представители русского народа, поднявшегося на борьбу с врагом. Лидия Дмитриевна Опульская писала о Тушине: " Толстой намеренно и много раз подчёркивает невзрачность своего героя: " Небольшой сутуловатый человек, офицер Тушин, спотыкнувшись на хобот, выбежал вперёд, не замечая генерала и выглядывая из - под маленькой ручки " ; " ... закричал он тоненьким голоском, которому он старался придать молодцеватость, не шедшую к его фигуре. - Второе, - пропищал он. - Круши, Медведев! " ; " Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями... выбегал вперёд и из - под маленькой ручки смотрел на французов " . Толстой не смущался даже тем, что слово " маленький " дважды употреблено в одной фразе. Вслед за нею - его грозный приказ: " Круши, ребята! " , хотя выстрелы заставляют его " каждый раз вздрагивать " . Потом ещё будет сказано про " слабый, тоненький, нерешительный голосок " . Однако солдаты, " как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его " (" как всегда " - это Толстой видел на Кавказе и в Севастополе) - " все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах " . В итоге авторского описания происходит преображение: " Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра " . Глава заканчивается неожиданно, но вполне в духе толстовского представления о людях подвига:

" - До свидания, голубчик, - сказал Тушин, - милая душа! прощайте, голубчик, - сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза " . Андрею Болконскому придётся защищать Тушина перед начальством, и его слова прозвучат уже торжественно: " Я был там и нашёл две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными и прикрытия никакого... Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой " . Так из противоречий, из сочетания " малого " и " великого ", скромного и поистине героического создаётся образ рядового защитника Родины. Нетрудно видеть, что и облик руководителя народной войны - Кутузова - строится по тем же художественным законам ". ***

Толстой создаёт яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза " со шпажонками " , а он на них пошёл с топором. Это перекликается с образом француза - Фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Тихон и есть художественная конкретизация " дубины народной войны " . Лидия Дмитриевна Опульская писала: " Тихон - образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту " дубину народной войны " , которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие. Он сам, добровольно,попросился в отряд Василия Денисова. В отряде, постоянно нападавшем на вражеские обозы, оружия было много. Но Тихону оно было не нужно - он действует иначе, и его поединок с французами, когда надо было достать " языка " , вполне в духе общих рассуждений Толстого о народной освободительной войне: " Пойдём, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, - вскрикнул Тихон, размахнув и грозно хмурясь, выставляя грудь " . ***

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой - ловить " кресты, рубли, чины " . Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф. Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи " высшему свету " , проявляются и в характере царя.

Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом. Александр заключает Кутузова в объятия, бормоча при этом: " Старый комедиант " . С. П. Бычков писал: " Нет, не Александр I был " спасителем отечества " , как это тщились изобразить казённые патриоты, и не среди приближённых царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом. Напротив, при дворе, в ближайшем окружении царя, существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым, которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира ". ***

Платон Каратаев - вогплощение " всего русского, доброго и круглого " , патриархальности, смирения, непротивления, религиозности - всех тех качеств, которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства. Лидия Дмитриевна Опульская писала: " Образ Платона сложнее и противоречивее, он чрезвычайно много значит для всей историко - философской концепции книги. Не больше, впрочем, чем Тихон Щербатый. Просто это - другая сторона " мысли народной " . ***

Патриотизм и близость к народу в наибольшей степени присущи Пьеру Безухову, князю Андрею Болконскому, Наташе Ростовой. В народной войне 1812 года была заключена та огромная нравственная сила, которая очищала и перерождала любимых героев Толстого, выжигала в их душе многие сословные предрассудки, себялюбивое чувство. В Отечественной войне судьба князя Андрея идёт той же дорогой, что и судьба народная. Андрей Болконский сближается с простыми солдатами. " В полку его называли " наш князь " , им гордились и его любили " , - писал Толстой. Он начинает видеть главное назначение человека в служении людям, народу. Ещё до войны 1812 года князь Андрей понял, что будущее народа зависит не от воли правителей, а от самого народаю. Лидия Дмитриевна Опульская писала: " Уже поняв внутренние пружины войны, Андрей Болконский ещё заблуждался относительно мира.

Его тянуло в высшие сферы государственной жизни, " туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов " . Но судьбы миллионов решают не Адам Чарторыжский, не Сперанский, не император Александр, а сами эти миллионы - такова одна из главных идей толстовской философии истории. Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней ясно подсказывают Болконскому, что преобразовательные планы холодного и самоуверенного Сперанского не могут сделать его, князя Андрея, " счастливее и лучше " (а это всего важнее в жизни!) и не имеют никакого отношения к жизни его богучаровских мужиков. Так впервые народная точка зрения входит как критерий в сознание Болконского " . ***

Простые русские солдаты сыграли также решаю щую роль в моральном обновлении Пьера Безухова. Он прошёл через увлечение масонством, благотворительностью, и ничто не дало ему нравственного удовлетворения. Только в тесном общении с простыми людьми он понял, что цель жизни в самой жизни: " Пока есть жизнь, есть и счастье " . Уже на Бородинском поле, ещё до встречи с Каратаевым, у Пьера Безухова зарождается идея опрощения: " Солдатом быть, просто солдатом! " Встречи с простыми солдатами произвели сильнейшее действие на его душу, потрясли его сознание, возбудили желание переменить, перестроить всю свою жизнь. Лидия Дмитриевна Опульская писала: " Душевное спокойствие, уверенность в смвсле жизни Пьер обратает, пережив героическое время 12 - го года и страдания плена рядом с простыми людьми, с Платоном Каратаевым. Он испытывает " ощущение своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой, простотой и силой того разряда людей, которые отпечатлелись у него в душе под названием они " . " Солдатом быть, просто солдатом " , - с восторгом думает Пьер. Характкрно, что и солддаты, хоть не сразу, но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали " наш барин " , как Андрея " наш князь " . Пьер не может стать " просто солдатом " , капелькой, сливающейся со всей поверхностью шара. Сознание своей личной ответственности за жизнь всего шара неистребимо в нём. Он горячо думает о том,что люди должны опомниться, понять всю преступность, всю невозможность войны " . ***

Положительные черты Наташи Ростовой с особенной яркостью раскрываются в тот момент, когда она, перед вступлением французов в Москву, одушевлённая патриотическим чувством, заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненых и когда она же - в другую, счастливую и радостную минуту - русской пляской и восхищением народной музыкой проявляет всю силу заключённого в ней национального духа. От Наташи исходит энергия обновления, освобождения от фальшивого, ложного, привычного, выводящая " на вольный божий свет " .

И здесь её роль равносильна тому, что даёт ищущим героям Толстого общение с народом. Лидия Дмитриевна Опульская писала: " В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды " . ***

В романе " Война и мир " облик каждого героя неразделим с его языковой характеристикой. Язык дворянской знати - офранцуженный, выражения и обороты его, несмотря на изысканность, стали привычными штампами, употребляемыми в светской беседе для любого случая. Лев Николаевич Толстой - знаток и ценитель великого русского языка. По речи героев произведения мы можем судить об отношении к ним автора. Толстой не вкладывает в уста своих любимых героев офранцуженный русский язык.

" Мысль народная " - главная идея романа " Война и мир " . Толстой знал, что жизнь, простая жизнь людей, с её " частными " судьбами, интересами и радостями, идёт своим чередом, независимо от встреч Наполеона с Александром, дипломатической игры или государственных планов Сперанского. Лишь те исторические события, которые приводят в движение народные массы, касаются судеб национальных, способны изменить - пусть драматически, но всегда благотворно - отдельного человека. Так очищаются и возвышаются в бедствиях Отечественной войны его любимые герои: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Каждый участник исторических событий для Толстого не менее важен, чем Наполеон. Направление воли миллионов людей, которые, с точки зрения Наполеона и тогдашней исторической науки, были бесконечно малыми единицами, определяет историческое развитие.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Лев Николаевич Толстой — великий русский писатель, чьё имя и чьи произведения известны на весь мир. Книги Толстого входят в золотой фонд мировой литературы и считаются одними из тех шедевров, гениальность которых вряд ли когда-нибудь смогут опровергнуть или превзойти. Глава русской литературы написал немало замечательных произведений, но одной из самых известных книг, которой уже много десятилетий зачитываются люди всех стран мира, является бессмертное произведение «» (1863—1869 гг.).

«Война и Мир» — роман в четырех томах от гения классической литературы. Роман-эпопея описывает Россию во время войны против Наполеона (1805—1812). Книга повествует как о самой войне, военных действиях, батальных сценах, так и о мирной жизни в Москве, Санкт-Петербурге и других городах страны, которая протекает на фоне войны. Что касается войны , то роман просто поражает тщательным и практически скрупулёзным описанием всех действий, важных моментов и сцен. На фоне человеческих взаимоотношений и судеб, описание военных действий вовсе не кажется скучным уроком истории, а даже наоборот — увлекательным приключением в прошлое. Современный читатель может открыть для себя много нового об истории этого тяжёлого и кровопролитного времени, с удовольствием изучив все её исторические события путешествуя по ним вместе с любимыми героями.

Любите хорошую литературу? На сайте Readly вас ждёт книга 50 оттенков серого, цитаты , аннотация, обсуждение, а также информация о покупке онлайн. Здесь же вы сможете найти большой выбор книг на любой вкус и предпочтение.

«Мир » и жизнь общества, в лице нескольких семейств высокого положения, захватывают читателя ещё больше. Взаимоотношения людей, любовь, предательство, настроения общества, традиции и нравы, которые царили в XIX веке, всё это описано неимоверно красиво и изящно. Главные герои романа становятся здесь настолько яркими и проникновенными, что читатель может заглянуть в их душу, прочувствовать всё, что чувствуют они, на время почувствовать любовь и ненависть, ощущение счастья или страдания, радости и горя. Самыми яркими персонажи романа «Война и Мир» являются: Наташа Ростова, Пьер Безухов, Николай Ростов, Андрей Болконский, Соня, Мария Николаевна, Анатоль Курагин и многие другие. Вихрь их взаимоотношений может увлечь читателя в книгу так глубоко, что эти образы будут появляться всю оставшуюся жизнь. Герои и их характеры станут для вас настолько запоминающимися, что вы ещё долго будете замечать в реальных людях повадки Пьера или беззаботность Наташи Ростовой, смелость и геройство Андрея Болконского или самопожертвование Сони. Этот роман можно назвать настоящим океаном, океаном жизни, который вечность бушует во вселенной.

Язык «Войны и мира» ярок, прост, выразителен, многокрасочен и строго логичен. В этой великой исторической эпопее, по словам В. Виноградова, глухо и сквозь живой гул современности 1860-х годов должно было звучать «эхо» голосов изображаемой эпохи. И Толстой сумел довести это «эхо» до своих читателей.

Внимание читателя также обращает на себя обилие французской речи. Французский язык считался в то время обязательной принадлежностью дворянского общества, особенно высшего, хотя против этого иноязычного засилья боролись передовые люди своего времени.

В «Войне и мире» по-французски говорят главным образом те действующие лица, которые чужды русскому народу. В то же время Пьер, который приехал из зарубежа, говорит по-русски. К французскому языку он прибегает только в тех случаях, когда высказывает не то, что чувствует (объяснение в любви Элен), или выражается искусственно (разговор с Анатолем Курагиным по поводу попытки похищения Ростовой). «Французская фраза ему противна», - писал о Толстом Тургенев. В тех случаях, когда представители высшего дворянства обращаются к русскому языку, он отличается некоторыми особенностями.
Характерно здесь включение в изысканную французскую речь про¬стонародных выражений.

Представляя хозяину дома своего сына, он говорит: «Прошу любить и жаловать». Когда во время вторжения французов в Россию столичные дворяне сочли необходимым отказаться от французского языка и перейти к забытому ими русскому (некоторые даже нанимали учителей русского языка), общий склад их речи носит не вполне русский характер.
Толстой мастерски создает особый колорит эпохи и классов путем вве¬дения некоторых архаизмов (бальная роба, пудромант), а также терминологии и фразеологии, характерных для военной среды начала Х1Х века: баталия,
отретироваться и ретираду произвести в совершенном порядке и т. п.

Важны в этом отношении и особенности речи масонов. Их лексика масонов включает много слов, свойственных изображаемой в романе эпохе: премудрость, добродетель, таинство, блаженство, приуготовление, изъяснение, добронравие, храмина и др. Здесь мы встречаем и славянизмы: токмо, сия и т. д.
Поскольку Толстой показывает и крестьянскую Русь, широкой вол¬ной в повествование вливаются живая народная речь, а также элементы устного народного творчества.
И лексика, и фразеология, и синтаксис - все здесь, как и в ряде других мест, с исключительной правдивостью воспроизводит речь крестьян.
Большое место занимает крестьянское просторечие и в языке поместного дворянства (старика Болконского, Ростовых) и частично московского (Ахросимовой).
Болконский убеждает свою дочь заниматься математикой: «Стерпится - слюбится... Дурь из головы выскочит».

Многое от крестьянской речи и в языке офицеров, близких к крестьянской массе - Тушина, Тимохина и др.
Когда Тушина застали без сапог старшие офицеры, он, чтобы выйти из неловкого положения, пытается перейти в шутливый тон: «Солдаты говорят: разумшись ловчее». Во время боя он приговаривает: «Круши, ребята!» А, наблюдая результаты стрельбы своей батареи, отмечает: «Вишь, пыхнул опять». Его излюбленные обращения: голубчик, милая душа.
Но язык каждого из действующих лиц имеет свои индивидуальные черты.

Речь каждого солдата и крестьянина имеет свои характерные особенности, начиная с Каратаева, Лаврушки и кончая мимолетными, эпизодическими образами. Так, речь Каратаева - всегда довольно многословная и поучающая. Даже в эпизоде с его попыткой присвоить остаток холста, принадлежавшего французскому солдату, после того как француз дарит ему этот остаток, Каратаев находит поучительную сентенцию: «Нехристь, а тоже душа есть. То-то старички говаривали: потная рука таровата, сухая неподатлива. Сам полый, а вот отдал же».

Совсем иной характер носит речь Тихона Щербатого, умного, твердого, решительного, бесстрашного человека. Ясная, точная и в то же время образная и не лишенная юмора она состоит из коротких, иногда неполных предложений, в которых преобладающее место принадлежит глаголу, что придает ей оттенок энергии.

Речь крестьян содержит в себе много фольклорных элементов. Каратаев постоянно использует созданные народом мудрые пословицы. При помощи пословиц иногда выражают свои мысли и другие персонажи: «И полынь на своем корню растет».
Солдаты поют народные песни: «Ах, запропала... да ежова голова... Да на чужой стороне живучи» и др.
Речевое многообразие видно и в дворянской среде. Точная, ясная, часто лаконичная речь Андрея Болконского с его подчас горькой иронией резко отличается по своему характеру от высказываний мечтательного, рассеянного, добродушного, порой восторженного Пьера. Лживость князя Василия подчеркивается употребляемыми им гиперболическими эпитетами.

Своеобразна и речь Наташи Ростовой. Она отличается полной безыскусственностью и простотой, но дополняется больше, чем у кого-либо из других положительных героев Толстого, богатой интонацией, выражением глаз всего лица, движениями тела.

В. Виноградов в работе «О языке Толстого» указывает на то, что этот мимический разговор передается писателем тоже в форме устного диалога. Так, например, на вопрос Болконского, может ли Наташа быть его женой, она ничего не ответила словами, но «лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, что нельзя не знать?».

В творчестве Толстого русская литература делает новый шаг вперед в демократизации русского литературного языка. Народная разговорно-бытовая речь, в которой Толстой является непревзойденным мастером, не только обильно вливается в повествование при изображении солдат и крестьян поместного дворянства, демократической части офицеров. Ее могучее влияние заметно и в языке автора. При описании боя батареи Тушина Толстой употребляет такие выражения: «не выпуская своей носогрелки»; «мешкавших поднять раненых»; «красивые молодцы».

Описывая дворянский бал, писатель употребляет такие выражения: левою ногой подщелкивая правую; делал опять новое и неожиданное колено.
Характерна также в этом отношении простонародность авторских сравнений. Московское дворянство устроило в Английском клубе в честь Багратиона обед. Когда прославленный генерал приехал, «разбросанные в разных комнатах гости, как встряхнутая рожь на лопате, собрались в одну кучу и остановились в большой гостиной у дверей залы».
Тот же оттенок крестьянской речи имеют и многие метафоры: «Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями, лошади сами собой стали... прибавлять ходу»; «Николай стал забирать вперед»; «Николай вскок пустил всех лошадей» и др.
Освобождая свой язык от всяких условностей, от «слов-масок», Толстой этим тоже сближает его с разговорно-бытовой народной речью.

Богатству изображаемых внешних черт и внутреннего мира героя у Толстого соответствует богатство словарного состава. Так желая показать, как много значило для солдата и офицеров присутствие в опасные минуты их любимого начальника, Толстой с исключительной точностью самых тонких оттенков пользуется рядом синонимических выражений.
О словарном богатстве языка «Войны и мира», о его замечательной точности и выразительности свидетельствует и эпитетика.

Немногими, но раскрывающими самые основные черты великосветского Молчалина эпитетами характеризуется Борис Друбецкой: тихий, приличный, не быстрый (шаги). Но сложная натура Андрея Болконского потребовала от писателя много красок.
Слово живет только в контексте, и в мастерстве соединения слов больше всего проявляется богатство языка писателя. Изображая простого русского человека, истинного героя штабс-капитана Тушина, Толстой упоминает о таких чертах его внешности: большие, умные и добрые глаза; задушевный, приятный голос; небольшой сутуловатый человек; «...тоненький голосок, которому он хотел придать молодцеватость»; в присутствии начальства робкие, неловкие движения. Но этот «маленький человечек со слабыми неловкими движениями», когда разгорался бой, командовал: «Круши, ребята!». Ему неведом страх. По отзыву Болконского, победой под Шенграбеном русские были более всего обязаны героизму капитана Тушина. В результате у читателя навсегда остается в памяти образ героя, прекрасного своей простотой, скромностью и человечностью, и складывается убеждение, что в истинном героизме нет ничего показного.

Лев Толстой обогатил русский литературный язык не только путем широкого и мастерского использования богатств общенародного языка, но и путем создания новых, ярких и глубоких по мысли образных выражений.