JasonParis / flickr.com Ajay Goyal / flickr.com Andrea / flickr.com Pablo Sanchez / flickr.com losmininos / flickr.com Christian Van Der Henst S. / flickr.com van Ort / flickr.com Daniel R. Blume / flickr.com Carlos Reusser Monsalvez / flickr.com Aleksandr Zykov / flickr.com Carlos Reusser Monsalvez / flickr.com JasonParis / flickr.com Marco Pagni / flickr.com Kris Arnold / flickr.com Kris Arnold / flickr.com

Открыт Музей Прадо в 1819 году и находится по улице Пасео дель Прадо. Располагается он в здании XVIII века, архитектором которого был Хуан де Вильянуэва.

Само здание музея – бесценное наследие испанской архитектуры, исполненное в стиле позднего классицизма. Любой турист, который едет отдыхать в Испанию, с точностью знает, в каком городе искать лучшее собрание европейской живописи.

Коллекция начала формироваться при Карле V и Филиппе II. Увеличение живописного наследия также происходило и при следующих правителях династии Бурбонов и Габсбургов.

Музей Прадо – это самое большое достижение Фердинанда VI, ведь именно под его управлением и возник великолепный национальный испанский музей. По ценности Музей Прадо приравнивается к Лувру или Эрмитажу, и хотя его размеры не столь велики, по насыщенности шедеврами мировой живописи эта галерея, вне сомнения, лучшая. С новыми залами площадь галереи составляет 53 тысячи кв. метра, на которых располагается 1300 живописных полотен. И это только постоянная коллекция, а остальные 7 тыс. невыставленных полотен хранятся в запасках музея. Всего на вооружении 7600 картин живописи, 8000 изображений, 4800 гравюр и 1000 творений скульпторов. В музее также находится Центр исследований и отдел реставрации.

Самая роскошная коллекция галереи была сформирована при правлении Карла V в XVI веке. Именно этот правитель был родоначальником коллекционирования предметов искусства и предложил передавать их из поколения в поколение.

Широкой испанской публике тех времен была доступна выставка лишь религиозной тематики, остальные же творения живописи были доступны созерцанию исключительно монаршим семьям. Открыт для общественности Музей Прадо был Изабеллой Браганской, которая была супругой Фердинанда VII. Кроме коллекций монархов, галерея формировалась из множества пожертвований, национализированных частных коллекций и наследием коллекционеров.

Коллекции школ живописи разных стран

Изначально испанский Национальный Музей Прадо был создан для группировки наследия испанских живописцев в отдельную школу. Но в XX веке он перешел от королевских династий в государственные руки и стал национальным.

Большая часть коллекции – это полотна испанских художников, их общее число – 4800. Самое большое количество работ выполнено Гойя. Они попали в музей благодаря почитателям его творчества, когда сам Гойя уже умер. В галереи представлены работы от романской стенной живописи XII века до XIX столетия и воедино собраны росписи эпох Средневековья, Возрождения и реализма.

Итальянская школа пестрит работами Рафаэля, Ботичелли и Тициана. Это порядка 1000 картин. Большинство из них выполнено в XVII-XVIII столетиях и в эпоху Возрождения. Однако большая половина работ – это творения, относящиеся к Новому времени. Эту выставку собирали Карл V, Филипп II и Филипп IV – они отличались большой любовью к Венецианской школе.

Также Прадо содержит более 1 тыс. экспонатов фламандской и голландской живописи. Здесь можно найти работы знаменитых художников таких как Рубенс, Босх, Брейгель и Ван Дейк.

Есть в коллекции и картины других школ, например, творения художников Великобритании, Германии и Франции представлены работами XVI — XIX веков.

Интересные факты и особенности музея

Достаточно одного дня, чтобы осмотреть все значимые полотна и скульптуры. Входной билет действует до закрытия музея и дает возможность свободного входа и выхода на протяжении всего дня. Если вы устали, имеете небольшой запас времени до следующей экскурсии или у вас разрядился фотоаппарат, но вы не посмотрели все экспонаты, которые хотели увидеть, то достаточно поставить отметку на билете у охраны, тогда можно будет вернуться чуть позже.

Интерьер музея Прадо (Christian Van Der Henst S. / flickr.com)

Самые популярные работы Музея Прадо – это «Портрет Кардинала», «Три грации», «Триумф смерти», «Воз сена», «Рыцарь с рукой на груди». Также вы сможете осмотреть множество скульптур античности и творений эллинийских мастеров, которые были привезены из Рима.

Обязательно побывайте в залах с украшениями, декоративно-прикладным творчеством и кухонной утварью. Там вы найдете жемчужину музея – «Коллекцию Дофина», которая досталась по наследству Филиппу V.

Чтобы туристы могли перекусить и отдохнуть, руководство предусмотрело кафетерий. Также в музее есть отличный магазин сувениров, в котором вы найдете русскоязычные книги, модные сувениры, фотографии полотен и еще много интересного.

Кроме возможности фотографировать, за отдельную плату можно приобрести русскоязычный аудиогид. Хотя большинство туристов отзываются о нем не очень лестно из-за его не информативности. Если вы хорошо владеете английским, то лучше воспользуйтесь англоязычным аудиогидом, в котром информации больше и изложена она намного интересней.

Часы работы музея Прадо

С 2012 года музей работает без выходных с 10:00 до 20:00. В предпраздничные дни посещение сокращено до 14:00. Цена билета 14 евро. Дополнительно оплачивается: возможность фотографировать, приобретение проспекта музея и аудиогида.

Предусмотрен бесплатный вход для несовершеннолетних в любой день и абсолютно всем в Национальные праздники. Свободный вход предусмотрен каждый день за 2 часа до закрытия.

Диего Веласкес. Менины (фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Свое знакомство с музеем Прадо я начала с книжного подарочного издания. В те стародавние времена проводной интернет был лишь мечтой и увидеть работы художников реальнее было именно в напечатанном виде.

Тогда я и узнала, что музей Прадо считается одним из самых выдающихся музеев мира и входит в двадцатку самых посещаемых.

Появилось жгучее желание его посетить, хотя на тот момент поездка в Испанию казалась чем-то недостижимым (перемещалась я исключительно на поездах, даже если на поездку из одного города в другой требовалось двое суток! Самолет был слишком роскошным средством передвижения).

Однако спустя 4 года после приобретения книги о музее, я увидела его воочию.

Да, я не была разочарована. Особенно меня поразили коллекции Веласкеса, Рубенса, и . В общем, в этом музее есть, от чего впечатлиться любителю живописи.

1.Франсиско Гойя. Молочница из Бордо. 1825-1827 гг.

Франсиско Гойя. Молочница из Бордо. 1825-1827 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Гойя написал картину “Молочница из Бордо” в последние годы своей жизни, когда уже жил во Франции. Картина грустная, минорная и в то же время гармоничная, лаконичная. Для меня эта картина – то же, что прослушать приятную и легкую, но грустную мелодию.

Картина написана в стиле импрессионизма, хотя до его расцвета еще пройдет полвека. Творчество Гойи серьезно повлияло на формирование художественного стиля у и .

2. Диего Веласкес. Менины. 1656 г.


Диего Веласкес. Менины. 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

“Менины” Веласкеса – один из немногих заказных семейных портретов, при создании которого художника никто не ограничивал. Поэтому она так необычна и интересна. Так мог себя вести разве что : спустя 150 лет он нарисовал , также позволяя себе вольности, пусть и другого толка.

А что собственно интересного в сюжете картины? Предполагаемые главные герои находятся за кадром (королевская чета) и отображаются в зеркале. Мы же видим то, что видят они: рисующего их Веласкеса, его мастерскую и свою дочь с девушками служанками, которых и называли менинами.

Интересная деталь: в комнате нет люстр (только крюки для их подвески). Получается, что художник работал только при дневном свете. А вечером был занят придворными делами, которые сильно отвлекали его от живописи.

3. Клод Лоррен. Отплытие святой Паулы из Остии. 1639-1640 гг. Зал 2.

Клод Лоррен. Отплытие святой Паулы из Остии. 1639-1640 гг. музей Прадо, Мадрид.

Впервые познакомилась с Лорреном в … съемной квартире. Там висела репродукция этого пейзажиста. Даже она передавала, насколько художник умел изображать свет. Лоррен, кстати, первый художник, который досконально изучал свет и его преломление.

Поэтому не удивительно, что, несмотря на чрезвычайную непопулярность пейзажной живописи в эпоху Барокко, Лоррен тем не менее был известным и признанным мастером еще при жизни.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

4. Питер Пауль Рубенс. Суд Париса. 1638 г. Зал 29.


Питер Пауль Рубенс. Суд Париса. 1638 г. Музей Прадо, Мадрид.

В музее Прадо хранится одна из самых значительных коллекций работ Рубенса (78 работ!). Его пасторальные работы очень приятны глазу и созданы в первую очередь для удовольствия от созерцания.

С эстетической точки зрения среди работ Рубенса сложно выделить какую-то одну. Однако особенно мне нравится картина “Суд Париса” скорее из-за самого мифа, сюжет которого изобразил художник – выбор “самой прекрасной женщины” привел к длительной Троянской войне.

5. Эль Греко. Басня. 1580 г. Зал 8b.


Эль Греко. Басня. 1580 г. Музей Прадо, Мадрид.

Несмотря на то, что у Эль Греко есть гораздо более известные полотна, мне больше всего импонирует именно эта картина. Она не совсем типична для художника, который чаще писал на библейские темы с характерными вытянутыми телами и лицами изображенных персонажей (живописец, кстати, похож на героев своих картин – такой же худощавый с длинным лицом).

Судя по названию, это картина-аллегория. На сайте музея Прадо выдвигается гипотеза, что разгорающийся от небольшого дуновения уголек означает легко вспыхивающее сексуальное влечение.

6. Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500-1505 гг. Зал 56а.


Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Если вам нравится Босх, в музее Прадо вы найдете самую большую коллекцию его работ (12 работ).

Конечно, самая знаменитая из них – . Перед этой картиной можно простоять очень долго, рассматривая большое количество деталей на трех частях триптиха.

Босх, как и многие его современники в средневековье, был очень набожным человеком. Это еще более удивительно, что от религиозного живописца никак не ожидаешь такой игры воображения!

7. Роберт Кампен. Святая Варвара. 1438 г. Зал 58.


Роберт Кампен. Святая Варвара. 1438 г. Музей Прадо, Мадрид.

Я, конечно, была потрясена этой (это правая створка триптиха; левая створка также хранится в Прадо; центральная же часть утеряна). Мне было сложно поверить, что в 15 веке создавали буквально фотографическое изображение. Это же сколько нужно мастерства, времени и терпения!

Сейчас я, конечно, полностью согласна с версией английского художника Дэвида Хокни о том, что подобные картины рисовали с помощью вогнутых зеркал. Они проецировали на холст отображаемые предметы и просто обводились мастером – отсюда такая реалистичность и детализированность.

Ведь недаром работы Кампена так похожи на работы другого более знаменитого фламандского художника Яна ван Эйка, который также владел этой техникой.

Однако от этого картина не теряет своей ценности. Ведь перед нами по сути фотографическое изображение быта людей 15 века!

Вконтакте

Музей Прадо в Мадриде является одним из самых знаменитых собраний предметов искусства в мире, не уступая по богатству собраниям Лувра и Эрмитажа. Фундамент коллекции составляет испанская живопись, впоследствии дополненная полотнами и скульптурами работы авторов из других стран. Творения Рубенса, Рафаэля, Брейгеля, Гойи, Босха, Веласкеса и других титанов живописи ежегодно привлекают в столицу Испании более двух миллионов человек в год.

История создания

Во второй половине XVIII века по всей Европе активно открывались музеи различной направленности. Карлу III захотелось открыть в своей стране Музей естественной истории. Работы по проектированию начал архитектор Хуан де Вильянуэва (1775 г.). В 1808 году испанская королевская семья потеряла власть, на престол взошёл Ж. Бонапарт. Недостроенное монументальное здание привлекло его внимание, и он решил открыть в нём Музей живописи. От идеи Бонапарта до наших дней дошло лишь название, сам музей не был открыт по причине смерти архитектора. Прадо – название площади, где возводилось сооружение.

В 1813 году испанцам удалось вытеснить французских завоевателей, и королём стал Фердинанд VII. Его жена Мария Изабелла Португальская предложила открыть картинную галерею в здании, а в дальнейшем создать общедоступный музей.

1819 год стал годом рождения знаменитого собрания. На протяжении 10 лет его коллекция формируется за счёт приобретений королевской семьи. С 1829 года дарить экспонаты стали и частные лица. В 1869 г. музей Прадо был национализирован. Трагические события XX века не нанесли ущерба испанской сокровищнице: экспонаты были временно перемещены в нейтральную Швейцарию.

Знаменитые шедевры, которые надо непременно увидеть

Собрание Прадо содержит более 8 тыс. картин и более 1000 скульптурных композиций. Но, несмотря на открытие в 2007 году нового корпуса, выставочное пространство вмещает лишь чуть больше четверти коллекции. Остальные артефакты находятся в запасниках и предлагаются к осмотру лишь на временных выставках. Тем не менее и доступные экспонаты не получится осмотреть за один визит. Как не пропустить самое знаменитое и интересное?

Каждого посетителя на входе ожидает приятный подарок – карта с указанием самых знаменитых шедевров искусства, рекомендуемых к просмотру. Всего там перечислено 15 картин. Но есть несколько произведений живописи, привлекающих к себе целые толпы ценителей прекрасного.

В переводе с испанского это слово означает «фрейлины». Другое название картины – «Семья Филиппа IV». Полотно привлекает внимание сложностью композиции и скрытым смыслом. Зрителю предстаёт момент написания портрета короля Испании и его супруги. За процессом наблюдает их дочь Маргарита Тереза, окружённая фрейлинами. Правящая чета почти остаётся «за кадром», они изображены схематично, как отражение зеркала, висящего на стене. Маленькая инфанта со свитой, наоборот, находится в центре и излучает серебристое сияние и свет.

На картине присутствует и сам маэстро. В те годы рисование не признавалось искусством, оно было ремеслом. Но Веласкесу удалось стать придворным живописцем, поэтому его фигура на полотне свидетельствует о его высоком статусе. Тем более, что крест ордена Сантьяго на груди Диего был написан самим королём.

Эль Греко был очень религиозным человеком, поэтому библейские сюжеты занимают центральное место в его работах. «Поклонение пастухов» писалось под заказ для самого древнего монастыря в Толедо. Картина выполнена в мрачных тонах, характерных для последнего творческого этапа автора. Но магический свет, окружающий младенца с Девой Марией, не только освещает пещеру с пастухами, также он передаётся зрителю. Ангелы, парящие над новорожденным, грустны. Их присутствие подчёркивает божественное предназначение ребёнка, но они уже знают его судьбу. Это полотно было последним в карьере Эль Греко. Есть версия, что в образе пастуха на коленях он увековечил себя самого.

Посетителей мадридского Прадо это полотно привлекает по двум причинам. Королевская семья одета в поражающие своей роскошью костюмы, которые можно рассматривать бесконечно. Регалии и драгоценности написаны блистательно.

В то же время в картине явственно проступает психологический портрет каждого члена семьи и их отношения между собой. Находящийся слева господин в голубом одеянии с надменным лицом станет тираном Фердинандом VII. Его будущая невеста от него демонстративно отвернулась. Королева Мария-Луиза изображена в центре, а сам король стоит в сторонке. Всё как в жизни. Он не был амбициозным человеком, постоянно самоустраняясь от управления страной, а в последние годы и вовсе передавший бразды власти фавориту своей жены. Королевская семья, получив работу, никаких эмоций не выразила и заказов Гойе больше не делала.

БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Достопримечательности Калельи (Испания)

Знаменитый триптих из музея Prado в Мадриде притягивает внимание множеством фигур, необычных сооружений, мельчайшими деталями. Левая створка показывает начало библейской истории появления человечества – Адам и Ева находятся в чудесном райском саду. Центральная часть олицетворяет людскую жизнь во всех ипостасях. Правая створка написана в тёмных цветах и символизирует конец жизни. Безобразные музыкальные инструменты навевают мысли об аде. Весь XX век специалисты спорят о смысле, заложенном в работу, но так и не пришли к единому мнению.

Каждый человек при слове «грациозность» представляет себе что-то лёгкое и воздушное. Увидев творение Рубенса в музее Прадо, многие зрители не могут скрыть удивления. Полноватые женщины далеки от признанных стандартов красоты. Но признанных кем? Во времена Рубенса женщины не были худыми. Художник писал людей в их естественном виде, без прикрас, не скатываясь в пошлость. Глядя на танцующих античных богинь, посетители чувствуют красоту и любовь. Секрет в том, что одна из изображённых граций – супруга живописца. Он только-только вступил в брак и наслаждался своим счастьем.

  • В первые годы своей деятельности музей Прадо был не доступен для посетителей в дни, когда шёл дождь.
  • В 1936-1939 музей возглавлял Пабло Пикассо.
  • В экспозиции есть точная копия «Моны Лизы», авторство приписывается ученику великого Леонардо.
  • В музее нет зала с номером тринадцать.

Как добраться?

Найти музей Прадо несложно, он располагается в центральной части столицы. Доехать можно:

  • на метро (станция «Atocha»). От выхода, следуя указателям, дорога составит примерно 350 метров.
  • на автобусе (№ 9,10, 10, 14, 27, 34, 45).

Время работы и цены

Национальный музей Прадо работает по очень удобному графику – без выходных дней с 10-00 до 20-00. В воскресение и по праздникам он закрывается на час раньше. Стоимость билета – 15 евро, для льготных категорий посетителей — 7,5 евро (люди свыше 65 лет, дети из многодетных семей, владельцы молодёжных карт). Ежедневно за 2 часа до закрытия предусмотрена возможность бесплатного посещения. Фото- и видеосъёмка запрещены.

Официальный сайт: https://www.museodelprado.es

Учреждение, которое сейчас известно под названием музей Прадо, открыл свои двери для посетителей 19 ноября 1819 года как Королевский музей картин, созданный по повелению и под покровительством Короля Фердинанда VII. Цель создания музея Прадо – выставить на всеобщее обозрение сокровища искусства, до этого времени известные и открытые лишь взору узкого круга представителей королевского дома, аристократии и церкви. Эта идея – сделать искусство открытым для народа – корнями уходила в эпоху

Просвещения, получила дальнейшее развитие в период революции и, как многие другие идеи, распространилась по Европе благодаря наполеоновским войнам. Уже в самом начале XIX века было ясно, что испанскому королевскому дому необходимо создать музей при дворе и объединить таким образом все выдающиеся произведения искусства, которые хранятся по всей стране и в неподобающих условиях. Однако первая серьезная попытка учредить такой музей живописи была сделана после вторжения наполеоновских войск. В 1809 году Жозеф Бонапарт издал приказ, повелевающий создать в Мадриде музей искусств и назвать этот музей Жозефино. Первоначально препполагалось разместить музей во дворце Буэнависта, недалеко от нынешней площади Сибелес, но в связи с тем, что этот дворец оказалось трудно приспособить под новые нужды, в 1811 г. Было решено использовать здание, возведенное в местности Прадо де Сан Хенонимо по проекту Хуана де Вильянуэвы. Это здание, строительство которого было начато в 1785 году при покровительстве первого государственного секретаря Карла III, просвещенного политика графа Флоридабланки, предназначалось для Кабинета естествознания и Академии наук, но не было использовано в этом качестве и стало помещением Королевского музея картин – предшественника нынешнего музея Прадо.

Со временем за этим музеем утвердилось название места, где он расположен (prado – по-испански «луг»).


Иоахим Патинир Переправа через реку Стикс

После войны за независимость Испании и изгнания французских войск в мае 1814 года в Мадрид вернулся король Фердинанд VII, который одобрил идею издания музея искусств. За время, прошедшее с момента возвращения, король осуществил все, что необходимо для основания музея, и таким образом, под покровительством короля, оплачиваемый из его личных средств, появился музей Прадо. Фонды музея Прадо – это произведения, предоставленные из Королевских коллекций. Этим обстоятельствам и определяется особый, индивидуальный характер собрания. Музей Прадо рожден страстью к искусству и коллекционированию и отражает личные вкусы монархов, правивших Испанией с XV века. Это, пожалуй, музей самый выразительный, составленный с любовью, логичный как по содержанию, так и по взаимосвязи представленных в нем произведений, и в нем живо ощущается энтузиазм и увлеченность его создателей.

В историческом отношении фонды Прадо – его истинная сущность – на четыре века старше самого музея, созданного в начале XIX века. Музей отражает историю Королевских коллекций, начало которой положили Католические короли Фердинанд и Изабелла, увлекавшиеся фламандским искусством, и это искусство с XV века постоянно присутствовало в Коллекциях, пополнявшихся королевскими наследниками. Их внук Карл V продолжал приобретать работы выдающихся фламандских мастеров, как ван дер Вейден, ванн Эйк и Антониса Мора ван Дасхорста, но и обратил внимание на творчество итальянских художников, в частности Тициана, старшего портретистом этого короля и его сына Филиппа II, который в XVI веке первым стимулировал рост Королевских коллекций. Благодаря этим двум монархам и Марии Венгерской, Сестре Карла V и регентше Нидерландов, в Прадо хранится одно из самых лучших собраний работ Тициана – художника, оказавшего впоследствии огромное влияние как на ориентацию самих Королевских коллекций, так и на развитие испанской живописи в целом. Однако Филипп IIунаследовал от своих предков и любовь к фламандскому искусству и приобретал картины ванн дер Вейдена, Боутса,Патинира, Кампена, Госсаэрта, Давида и, конечно же, Босха – в Прадо представлена лучшая коллекция картин этого художника. Ко всему этому следует добавить работы придворных портретистов Антониса Мора ванн Дасхорста (Антонио Моро) и Санчеса Коэльо, создавших эталон официального портрета, которому портретисты следовали до XVIII века, и многочисленных художников, в основном итальянских, работавших над главным проектом эпохи – украшением монастыря Эскориаль.

Вторым важным этапом в истории Королевских коллекций был период правления Филиппа 4 (1621-1665), совпавший с одним из кульминационных моментов в развитии испанской живописи. Филипп IV был не только покровителем Веласкеса, но и неутомимым собирателем, специально заказывавшим множество работ для своих дворцов. Так были созданы декоративные циклы для павильона Торре де ла Парада, в чем приняли большое участие Рубенс и Веласкес, и для нового дворца Буэн Ретиро. Филипп IV был страстным коллекционером и прекрасно разбирался в искусстве, об этом ясно говорит тот выбор картин, который он сделал в 1649 году при распродаже в Лондоне имущества казненного Карла I Английского, тоже страстного коллекционера. На этом аукционе Филипп IV приобрел такие шедевры, как «Смерть Девы Марии Мантеньи»; «Омовение ног Тинторетто»; «Автопортрет Дюрера»; «Святое семейство, или Жемчужина Рафаэля»; или «Нахождение Моисея Веронезе».

Портрет Карла 3

После смерти Карла II, последнего представителя испанских Габсбургов, смена династий привела и к изменению художественных вкусов. Бурбоны, ставшие правителями Испании с 1700 года, привезли с собой французских художников и пристрастие к более классицистическому итальянскому стилю. Филипп V купил значительную коллекцию, собранную художником Карло Мараттой, в которой были работы Карраччи,Сакки и Пуссена. Вторая жена Филиппа V , Изабелла Фарнезе, в свою очередь, добавила к Королевским коллекциям картины фламандских и голландских художниковXVII века, а также итальянских классицистов, ранее не представленных в Коллекциях, например, Доменикино, Гверчино, Гвидо Рени или Джованни Баттиста Креспи («Черано»). Но все же самым важным ее вкладом в Кллекции была покупка во время пребывания королевского двора в Севилье в 1729-1733 годах большого количества картин Мурильо – художника, чьи работы до этого момента практически отсутствовали в этом собрании, и благодаря королеве и позднее последовавшему ее примеру Карлу IV, творчество этого мастера прекрасно представлено в музее. В 1724 году Филипп V и его супруга также купили собрание скульптуры королевы Кристиной Шведской, украшавшее ее римский дворец во второй половинеXVII века; добавив к этому произведения Веласкеса, написанные им в Риме по заказу Филиппа IV, королевская семья заложила основу коллекции классической скульптуры музея Прадо. Вместе с Бурбонами в Испанию прибыли два величайших европейских представителя позднего барокко – Коррадо Джакуинто и Джованни Баттиста Тьеполо, они были приглашены для работы над украшение королевских дворцов. На период пребывания Тьеполо в Испании пришелся приезд и другой ярчайшей фигуры художественного мира того времени – Антона Рафаэля Менгса, познакомившего страну с классицистическим академизмом. Правление Карла IV(1788-1808 гг) было не менее значительным моментом в истории Королевских коллекций. Помимо того, что этот монарх оказывал покровительство Гойе и Парету, он обогатил коллекции работами итальянских классицистов Бароччи, Андреа дель Сарто и Рафаэля и таких испанских художников, как Рибера, Рибальта или Хуан де Хуанес. Наследником Карла IV был его сын Фердинанд VII, который, как уже говорилось выше, стал основателем музея Прадо.



Когда музей открылся для публики, в нем было выставлено всего 311 работ, причем только испанских художников; однако число экспонатов быстро увеличивалось, так как при поддержке короля в музей стали поступать картины из королевских дворцов. Король продолжал оплачивать издержки музея, поскольку это учреждение, хоть и было открыто для широкой публики, но оставалось королевским владением. В инвентарной описи 1827 года в музее содержалось уже 4000 полотен.

В соответствии с королевским статусом музея, первыми его директорами были представители высшей знати, связанные с придворными кругами. Так, например, первым директором музея был маркиз де Санта Круз, министр королевского двора и член совета Королевской Академии изящных искусств. Кроме того, в музее были советник по искусству и главный хранитель, эти должности обычно занимали придворные художники.

Кончина Фердинанда VII (29 сентября 1833 г) вызвала первый серьезный кризис в истории музея: в завещании короля указывалось, что все его движимое имущество остается в свободном распоряжении. Это означало, что всем работам, хранящимся в музее, угрожает опасность оказаться предметом дележа между родственниками. Этот вопрос так и оставался в подвешенном состоянии до момента объявления совершеннолетия Изабеллы II, что произошло в 1843 году, когда ей исполнилось 13 лет. Королева созвала комиссию, чтобы оценить доставшееся по завещанию имущество, и члены комиссии посоветовали ей, чтобы избежать раздела художественного наследия, выкупить у сестры, инфанты Марии Луисы Фернанды, полученные ею по отцовскому завещанию предметы из королевских дворцов, в том числе и некоторые картины из музея Прадо. Члены комиссии также внесли предложение включить музей Прадо во владения короны, в этом случае он уже не будет считаться личной собственностью монарха и ситуация с вопросом о наследовании не повторится; однако это предложение было осуществлено лишь в 1865 году.


Четыре года спустя после смерти Фердинанда VII, пока вопрос о его завещании оставался нерешенным, произошло событие, сыгравшее большую роль в будущей судьбе музея Прадо. 31 декабря 1837 году был создан Национальный музей живописи и скульптуры, музей был собственностью государства, а его название отчетливо отделяло новый музей от Королевского. Национальный музей, известный как музей Тринидад, поскольку он размещался в монастыре Св. Троицы (Тринидад) на мадридской улице Аточа, был создан для того, чтобы в нем хранились и выставлялись произведения искусства из монастырей провинции Мадрид, Толедо, Авила и Сеговия, изъятые в процессе секуляризации церковной собственности. В этот же музей направлялись и купленные государством произведения современного искусства, чаще всего это были работы, получившие премии на Национальных выставках изящных искусств, первая такая выставка состоялась в 1856 году Музеем Тринидад, в отличии от Королевского, руководил ею не аристократ, а совет профессоров. Этот новый подход применили в 1838 году и в Королевском музее, назначив на должность директора художника Хосе де Мадрасо; так начался долгий перод правления директоров-художников, продлившийся до 1960 года.



В последней трети XIX века в жизни музея произошли серьезные изменения. Во-первых, как уже упоминалось, в 1865 г Прадо был включен во владение испанской короны. Музей перестал быть личной собственностью монарха, и это окончательно избавляло его экспонаты от разделения между наследниками. Через три года после этого революция, лишившая трона Изабеллу II и отправившая ее в ссылку, передала владения короны в собственность государству, и музей стал национальным. С этого момента стало ясно, что нет никакого смысла в существовании двух национальных музеев живописи и скульптуры в государстве, которое с трудом может содержать и один такой музей. Поэтому в тот же год музей Тринидад был расформирован, а его фонды переданы в музей Прадо, и проблема нехватки места, существовавшая с самого открытия этого музея, сразу же проявилось в полной мере. В попытках решить ее строились новые планы по расширению помещения музея и проводилась политика временной передачи произведений искусств на хранения в разные места, что привело к разным трудностям при составлении описей и хранений, с чем не удавалось справиться до последней четверти XX века. Другими важными изменениями, произошедшими в конце XIX века, были, во-первых, утверждение в 1876 году нового регламента музея, где помимо прочего, устанавливалось, что директором музея может быть лишь художник, член Академии Сан Фернандо и обладатель медали одной из Национальных выставок изящных искусств, и во-вторых, создание в 1894 году Музея современного искусства, которому была передана большая часть произведений XIX века, хранившихся в музее Прадо.



В начале XX века, в 1902 году, в музее открылась первая временная экспозиция, демонстрировавшая работы Эль-Греко. В 1912 году с целью улучшить содержание и управлением музеем, придать ему более научный характер и обеспечить тесную связь с общественностью был создан Королевский совет попечителей. Среди первых инициатив совета было учреждение комиссии для проведения полной инвентаризации и описи всех экспонатов музея и определения их точного местонахождения и состояния, а также руководство и контроль над работами по первому проекту реконструкции здания Вильянуэвы, предпринятой в 1914-1923 годах.



Гражданская война 1936 года принесла с собой самое серьезное потрясение из всех, что довелось пережить Прадо: 30 августа этого года музей пришлось закрыть. Незадолго до этого правительство создало специальный совет с целью сохранения произведений искусств, собранных в Прадо, и даже назначили работы по защите здания от возможных повреждений. Кроме того, 20 сентября, 1936 года, жестом, исполненным символизма, республиканское правительство назначило Пабло Пикассо на пост директора Прадо. Вскоре после этого было принято решение перевезти самые ценные произведения музея сначало в Валенсию, а позднее, по мере продвижения военных действий, в Каталонию. В 1939 году был создан Международный Комитет по спасению сокровищ испанского искусства, в которую входили эксперты из разных стран. Его задачей было эвакуировать произведения в Женеву, под охрану Лиги Наций, что и было сделано в феврале того же года. Работы из Прадо были выставлены в Женеве, и после окончания войны новое правительство начало переговоры о возвращении их в Испанию. В мае 1939 году первые произведения прибыли в Мадрид, 7 июля музей снова открылся, и в сентябре уже все музейные экспонаты вернули сь из Швейцарии.

Нельзя побывать в Мадриде и не увидеть коллекцию Прадо! Естественно, для этого необходимо достаточно времени, но в музее все продумано для удобства посетителей — от аудиогидов до буклетов.

Открылся музей в 1819 г., но его история началась гораздо раньше. Основную часть богатейшей экспозиции Прадо составляют королевские и церковные собрания, у истоков формирования которых стоял император Священной Римской империи Карл V Габсбург, по совместительству король Испании Карлос I, личность неординарная. Монарх любил и разбирался в живописи. Он передал свою коллекцию изобразительного искусства наследнику — Филиппу II.

В XVI веке испанская корона предпринимала шаги по завоеванию европейских территорий, в частности Неаполя и Нидерландов, откуда стремилась вывезти лучшие произведения живописи. Благодаря Карлу V и Филиппу II в Мадриде оказались творения Беллини и Мантеньи, Тициана и Веронезе, Босха и Патинира.

Король Филипп IV, главным увлечением которого было коллекционирование картин, сумел приобрести ряд работ Рубенса, полотна Ван Дейка и Йорданса. При Карлe III королевская коллекция пополнилась произведениями французских и немецких живописцев. Карл IV был страстным поклонником таланта Гойи.

Здание музея

В конце XVIII века художественное собрание испанских монархов насчитывало несколько тысяч экземпляров. Родилась идея выставить часть из них на публичное обозрение.

Здание нового общественного Музея естествознания, где предполагалось разместить полотна, было возведено в 1808 г. по проекту Хуана де Вильянуэвы (Juan de Villanueva), приверженца неоклассицизма. Оно располагалось в парке Прадо, по имени которого и получило свое название.

Открытие музея было приостановлено вторжением французских войск. Лишь в 1814 г. вернувшийся из изгнания Фернандо VII восстановил экстерьер и внутреннее убранство здания музея. По инициативе своей супруги Марии Изабеллы де Браганза король издал указ, учреждающий экспозицию произведений изобразительного искусства в Прадо. 19 ноября 1819 г. Прадо принял первых посетителей.

Экспозиция

В зале музея, фото G Bulder

Вначале экспозиция состояла всего из 311 полотен, но она постоянно увеличивалась. В 1827 г. музей получил картины, собранные Карлосом I, Филиппом II, Филиппом IV и от Академии Сан Фернандо. Во время Первой карлистской войны произведения искусства из мадридских и окрестных дворцов передавались Прадо, который вместе со своими фондами отправлял их в Швейцарию. По окончании гражданских противостояний ценности были возвращены из эвакуации и навсегда остались в собственности музея.

В 1868 г. главная художественная коллекция испанского государства и здание музея были национализированы. В семидесятые годы XIX столетия собрание Прадо пополнилось работами из музея при монастыре Ла Тринидад. В XX веке коллекция музея увеличивается преимущественно за счет щедрых даров меценатов в виде картин или денежных сумм, предназначенных для покупки произведений искусства.

Время работы музея Прадо

Как добраться до музея Прадо

Ехать метро до станции Atocha (линии 1) или Banco de España (линии 2).

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.