С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена. Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.

  1. Вступление
  2. Основная часть - тезис и аргументы
  3. Заключение - вывод

Итоговое сочинение 2016 предполагает объем от 350 слов.

Время, отводимое для экзаменационной работы, - 3 часа 55 минут.

Темы итогового сочинения

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:

  1. «Опыт и ошибки»

Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись кпримерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.

Одна из таких тем - «Опыт и ошибки».

Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе - этобольшая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Опыт и ошибки».

  • Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
  • Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
  • Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Аргументы для итогового сочинения 2016 «Опыт и ошибки»

  • «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

В романе в стихах «Евгений Онегин» наглядно демонстрируется проблема непоправимых ошибок в жизни человека, которые могут привести к серьезным последствиям. Так, главный герой - Евгений Онегин своим поведением с Ольгойв доме у Лариных спровоцировал ревность своего друга Ленского, который вызвал его на дуэль. Друзья сошлись в смертельной схватке, в которой Владимир, увы, оказался не таким проворным стрелком, как Евгений. Недостойное поведение и внезапная дуэль друзей, таким образом, оказалась большой ошибкой в жизни героя. Также здесь стоит обратиться к любовной истории Евгений и Татьяны, чьи признания Онегин жестоко отвергает. Лишь спустя годы он понимает, какую роковую ошибку совершил.

  • «Преступление и наказание» Ф. М.Достоевского

Центральным вопросом для героя произведения Ф. М.Достоевского становится желание понять свою способность действовать, вершить судьбы людей, пренебрегая нормами общечеловеческой морали - «Тварь я дрожащая, иль право имею?» Родион Раскольников совершает преступление, убив старуху-процентщицу, и позже осознает всю тяжесть совершенного поступка. Проявление жестокости и бесчеловечности, огромная ошибка, повлекшая за собой страдание Родиона, стали для него уроком. Впоследствии герой становится на путь истинный, благодаря душевной чистоте и состраданию Сонечки Мармеладовой. Совершенное же преступление остается для него горьким опытом на всю жизнь.

  • «Отцы и дети» И.С.Тургенева

Пример сочинения

На своем жизненном пути человеку приходится принимать большое количество жизненноважных решений, выбирать, как поступить в той или иной ситуации. В процессе переживания различных событий человек приобретает жизненный опыт, который становится его духовным багажом, помогая в дальнейшей жизни и взаимодействии с людьми и обществом. Однако зачастую мы попадаем в непростые, противоречивые условия, когда не можем гарантировать правильность своего решения и быть уверенным, что то, что мы считаем верным сейчас, не станет для нас большой ошибкой.

Пример влияния на жизнь человека совершенных им поступков можно увидеть в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В произведении демонстрируется проблема непоправимых ошибок в жизни человека, которые могут привести к серьезным последствиям. Так, главный герой - Евгений Онегин своим поведением с Ольгой в доме у Лариных спровоцировал ревность своего друга Ленского, который вызвал его на дуэль. Друзья сошлись в смертельной схватке, в которой Владимир, увы, оказался не таким проворным стрелком, как Евгений. Недостойное поведение и внезапная дуэль друзей, таким образом, оказалась большой ошибкой в жизни героя. Также здесь стоит обратиться к любовной истории Евгений и Татьяны, чьи признания Онегин жестоко отвергает. Лишь спустя годы он понимает, какую роковую ошибку совершил.

Также стоит обратиться к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», где раскрывается проблема ошибки в непоколебимости взглядов и убеждений, что может привести к плачевным последствиям.

В произведении И.С. Тургенева Евгений Базаров - прогрессивно мыслящий молодой человек, нигилист, отрицающий ценность опыта предыдущих поколений. Он говорит о том, что совершенно не верит в чувства: «Любовь - это белиберда, непростительная дурь». Герой встречает Анну Одинцову, в которую влюбляется и боится признаться в этом даже себе, ведь это значило бы противоречие собственным убеждениям всеобщего отрицания. Однако позже он смертельно заболевает, не сознаваясь в этом родным и близким. Будучи тяжело больным, он, наконец, понимает, что любит Анну. Только на исходе жизни Евгений осознает, насколько сильно ошибался в своем отношении к любви и нигилистическом мировоззрении.

Таким образом, стоит говорить о том, как важно правильно оценивать свои мысли и поступки, анализируя действия, которые могут привести к большой ошибке. Человек постоянно находится в развитии, совершенствует свой образ мыслей и поведение, и поэтому он должен действовать обдуманно, полагаясь на жизненный опыт.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

Жизнь – долгий путь к совершенству. Каждый проходит его самостоятельно. А значит, самостоятельно взрослеет, знакомится с теми изменениями, которые происходят внутри человека, познаёт мир с его непредсказуемым, как движение атмосферных масс, ходом истории. Но человечество никак не хочет учиться на ошибках предыдущих поколений, и упорно снова и снова наступает на те же грабли.

Мучительно долго создавался роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Трагическая история нескольких поколений одной семьи, попавшей в водоворот страшных разрушительных событий, даёт представление о тех ошибках, которые ведут к краху, смертельному исходу почти всех членов фамилии Мелеховы. Толковый словарь даёт понятие слову ошибка:

непреднамеренное отклонение от правильных действий, поступков, мыслей.

Мне кажется, в этом определении главное слово «непреднамеренное». Никто не хочет совершать ошибки специально, назло всем и всему. Чаще всего, человек, совершая ошибку, уверен в своей правоте. Так поступает Григорий Мелехов. На протяжении всего романа он делает всё как-то «не по уму». Против разумного, логического отказа от любви к замужней Аксинье, он добивается ответного чувства:

Он упорно, с бугаиной настойчивостью, её обхаживал.

Когда отец решает женить сына на девушке из состоятельной семьи, не испытывая к Наталье никаких чувств, только подчиняясь воле Пантелея Прокофьича, Григорий совершает ещё одну ошибку. Возвращаясь к Аксинье, затем её бросая, возвращаясь к Наталье, мечется Григорий между двух по-разному любимых женщин. Ошибка оканчивается трагедией для обеих: умирает от аборта одна, погибает от пули другая. Так и в определении своего пути в революции: ищет он гармонии, высшей правды, истины, но нигде не находит их. И переход от красных к казакам, а затем и к белым, новый переход к красным тоже не приносит ему ни свободы, ни справедливости, ни гармонии. «Блажен, кто посетил наш мир его в минуты роковые», - сказал когда-то Ф.И.Тютчев. Григорий – святой в солдатской шинели – великий воин, так страстно желавший мира, но не нашедший его, потому что такая уж ему досталась доля…

А вот герой романа А.С.Пушкина Евгений Онегин приобрёл богатый опыт в общении с девушками, женщинами. «Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать…» - и всегда добиваться поставленной цели. Вот только опыт сыграл с ним злую шутку. Встретив настоящую любовь, он не дал «привычке милой» ходу, «свою постылую свободу» он потерять не захотел. И Татьяна вышла замуж за другого. Онегин, не найдя в светской даме скромной деревенской девушки, прозрел! Попытка вернуть Татьяну заканчивается для него крахом. А он был так уверен в себе, в правильности своих поступков, своего выбора.

От ошибок не застрахован никто. Проживая свою жизнь, мы будем совершать ошибки снова и снова. А когда наберёмся опыта, может быть, потеряем всякий интерес к жизни. Каждый делает свой выбор самостоятельно: сознательно совершает очередную ошибку или тихо сидит в своём убежище и спокойно наслаждается опытом…

Перечень тем по новым направлениям.

Настоящих тем в интернете до экзамена не будет! Это лишь примеры.

«Разум и чувство»

Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны. (Гюстав Флобер).

Не надо давать надежду людям на взаимные чувства, если их совсем нет.

Нужно ли выплёскать чувство наружу?

Когда веленью чувств готовы мы поддаться, Стыдливость в том всегда мешает нам признаться. Умейте ж распознать за холодностью слов Волнение души и сердца нежный зов. (Мольер)

Если бы разум царил в мире, в нем ничего бы не происходило.

Как страшен может быть разум, если он не служит человеку (Софокл).

Должен ли разум подчиняться науке?

Разум – счастливый дар человека или его проклятие?

Всегда ли совпадают разумное и нравственное?

Разум - это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным (Рене Декарт).

В неразумный век разум, выпущенный на свободу, губителен для его обладателя (Джордж Савил Галифакс).

Чувство - это нравственная сила, которая инстинктивно, без помощи разума выносит суждение обо всем, что живет... (Пьер Симон Балланш).

«Честь и бесчестие»

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)

Может ли честь противостоять бесчестию?

Береги честь смолоду… (пословица)

Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием?

Откуда берутся бесчестные люди?

Честь истинная и ложная.

Есть ли в наши дни люди чести?

Какие герои живут по чести?

Смерть или бесчестие?

Бесчестный человек готов на бесчестное дело.

Вода все смоет, только бесчестье не может смыть.

Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем

Есть ли право на бесчестье?

Честный честью дорожит, а чем дорожить бесчестному?

Каждая нечестность - шаг к бесчестью.

«Победа и поражение»

Каждая маленькая победа над самим собой даёт большую надежду в собственные силы!

Тактика победителя - убедить врага в том, что он делает всё правильно.

Если ты ненавидишь - значит тебя победили (Конфуций).

Если проигравший улыбается, победитель теряет вкус победы.

Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность.

Все победы начинаются с победы над самим собой.

Никакая победа не принесёт столько, сколько может отнять одно поражение.

Нужно и можно ли судить победителей?

Одинаковы ли на вкус поражение и победа?

Сложно признать поражение, когда так близок к победе.

Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна.

Согласны ли вы с высказыванием «Победа... поражение... эти высокие слова лишены всякого смысла».

«Опыт и ошибки»

Всегда ли неопытность ведёт к беде?

Источник нашей мудрости - наш опыт.

Ошибка одного - урок другому.

Опыт - самый лучший учитель, только плата за обучение слишком велика.

Опыт учит только тех, кто на нем учится.

Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы ее повторяем.

Мудрость людей измеряется не их опытом, а их способностью к опыту.

Для большинства из нас опыт - это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь.

Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью.

Самая плохая черта, которая есть во всех людях - это забывать о всех хороших поступках после одной ошибки.

Всегда ли нужно признавать собственные ошибки?

Могут ли ошибаться мудрецы?

Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.

Все люди ошибаются, но великие люди сознаются в ошибках.

Самая большая ошибка - пытаться быть приятнее, чем ты есть.

«Дружба и вражда»

Верно ли, что без истинной дружбы жизнь - ничто?

Можно ли прожить жизнь, не имея друзей?

Когда вражда может перерасти в дружбу?

И с другом и с врагом ты должен быть хорош! Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь. Обидишь друга - наживешь врага ты, Врага обнимешь - друга обретешь. (Омар Хайям).

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы: исключить из жизни дружбу - все равно что лишить мир солнечного света (Цицерон).

Можно ли любить друзей за их недостатки?

Согласны ли с высказыванием «И друзей, и недругов нужно судить равной мерой «(Менандр).

Благородным поведением можно завоевать даже врага.

Не бойтесь врагов, нападающих на вас. Бойтесь друзей, льстящих вам!

Почему между родными возникает вражда?

Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками.

Не бывает плохих наций - бывают плохие люди…

Если вчерашний друг стал врагом: значит он никогда другом и не был…

Берегись и остерегайся домашнего врага, ибо каждая стрела, выпущенная тетивой его коварства и луком его недоброжелательства, принесет гибель (Мухаммед Аззахири Ас-Самарканди).

Настоящая дружба основана на общих взглядах, а не на общих врагах.

Нужно ли анализировать свои ошибки? Для того, чтобы раскрыть поставленную тему, необходимо определиться с определениями основных понятий. Что такое опыт? И что такое ошибки? Опыт — те знания и умения, которые получил человек в каждой из жизненных ситуаций. Ошибки – неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях. Эти два понятия, которые не могу существовать друг без друга, они крепко связаны между собой. Чем больше опыта, тем меньше ты совершаешь ошибок – это расхожая истина. Но нельзя набраться опыта, не совершив ошибки – это суровая реальность. Каждый человек в своей жизни спотыкается, допускает погрешности, делает глупости. Без этого не обойтись, именно падения и взлёты учат нас жить. Только ошибаясь и извлекая уроки из проблемных жизненных ситуаций, мы можем развиваться. То есть, заблуждаться и сходить с пути можно и даже нужно, но главное анализировать ошибки и исправлять их.

Очень часто в художественной мировой литературе писатели затрагивают тему ошибок и опыта. Так, например, в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого один из главных героев Пьер Безухов проводил всё своё время в компании Курагина и Долохова, ведя праздный образ жизни, не отягощенный заботами, печалями и раздумьями. Но, постепенно осознавая, что щегольство и светский променад – занятия пустые и бесцельные, он понимает, что это не для него. Но он был слишком юн и несведущ: чтобы сделать такие выводы, нужно опираться на опыт. Герой не сразу может разобраться в окружающих людях, и очень часто ошибается в них. Это ярко проявляется в отношениях с Элен Курагиной. Позже он понимает, что их брак был ошибкой, его обманули «мраморные плечи». Через некоторое время после развода, он вступает в масонскую ложу и, судя по всему, находит себя. Безухов занимается общественной деятельностью, встречается с интересными людьми, словом, его личность обретает целостность. Любимая и преданная жена, здоровые дети, близкие друзья, интересная работа – составляющие счастливой и полной жизни. Пьер Безухов — именно тот человек, который путём проб и ошибок находит свой смысл существования.

Другой пример можно найти в повести «Очарованный странник» Н.С. Лескова. Главному герою Ивану Северьянычу Флягину пришлось испить горькую чашу проб и ошибок. Всё началось с несчастного случая в юности: озорство молодого форейтора стоило жизни старому монаху. Иван явился на свет «сыном обещанным» и с самого рождения был предназначен для служения Богу. Жизнь его ведёт от одной беде к другой, от испытания к испытанию, пока его душа не очистится и не приведёт героя в монастырь. Долго он будет умирать и не умрёт. Многим ему пришлось заплатить за свои ошибки: любовью, свободой (он был пленником в киргиз-кайсацких степях), здоровьем (его рекрутировали). Зато этот горький опыт лучше всяких уговоров и требований научил его, что от судьбы не уйти. Призванием героя с самого начала была религия, но молодой человек с амбициями, надеждами и страстями не мог принять сан осознанно, чего требует специфика церковной службы. Вера в священнике должна быть непоколебима, иначе как он поможет ее обрести прихожанам? Именно тщательный анализ собственных ошибок мог вывести его на путь истинному служению Богу.

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.


Сочинение: Гордость

Гордость считается корнем каждого зла, корнем каждого греха, в отличие от смирения, которое является путем к благодати. Есть разные формы гордости. Первая форма гордости, относится к вере в то, что вы превосходите других или, по крайней мере, склонны к равенству со всеми людьми, и пребываете в поиске превосходства.

Вот что-то очень простое, но очень сильное. Наша тенденция чувствовать себя выше, чем другие, или, по крайней мере, равными, но подобное также скрывает отношение превосходства. Это комплекс. Когда мы часто мучаемся мыслями, мы смущаемся, появляется мысль, что кто-то отказал мне в том-то, что он обидел меня или не понял меня или умнее меня или выглядит лучше, чем я - и мы начинаем чувствовать конкуренцию, ревность или конфликт. В корне этой проблемы лежит наша потребность быть лучше других, выше или, по крайней мере, сделать так чтобы никто не мог быть чем-то лучше нас, чем-то сильнее нас. Нечто очень простое, чего мы не понимаем. Поднимаясь, гордый человек опускает своего соседа. Такое возвышение в действительности не имеет никакой ценности, так как является полностью условным. Сама идея становится лучше за счет другого является просто абсурдной, такая гордость на самом деле ничтожна.

Это преодолевается только в том случае, если есть место для любви. Если любовь реальна и имеет место - это ясно понимают по тому, как легко мы преодолеваем отношение к победе над другим, чтобы показать, что мы превосходим его, не желая убедить другого любой ценой, не ожидать, что он обязательно отождествит себя с нашим мнением. Если у нас нет такого отношения, мы не свободны, потому что мы рабы необходимости отождествлять другого с нашей идеей, нашим мнением, нашей теорией. Если у нас нет этой необходимости, мы свободны.

Гордость - это общее понятие, но когда дело доходит до практических проявлений, которые затрагивают нас лично, мы начинаем раздражаться и перестаем видеть, что с нами происходит. Мы должны уважать всех. Не все одинаково способны по своей природе, характеру, у всех разные условия. Они тоже являются относительными, они меняются. Каждый потенциально является идеальным, просто зачастую далек от этого идеала. Поэтому гордость просто не имеет смысла.


Почему гордость может быть отрицательным чувством?

Гордость свойственна многим людям. В каких же случаях такое качество может перерасти в отрицательное? Еще писатель из Франции Адриан Декурсель называл гордость скользкой покатостью, а внизу человека там встречает тщеславие и высокомерие. Так гордость легко трансформируется в гордыню, носитель которой не способен радоваться успехам других, а целиком и полностью сосредоточен на своих.

Хорошо описана она в «Преступлении и наказании» Достоевского. Родион просто упивался гордыней и создал даже собственную теорию. Будучи уверенным в своей исключительности, герой романа рассуждал о бесполезности некоторых людей, сомневаясь в целесообразности их жизни. Итогом его мировоззрения стало убийство старушки.

Смирение, часто воспринимаемое как слабость, очень даже хорошо сочетается с силой, что наглядно продемонстрировал в «Капитанской дочке» Пушкин.

Маша Родионова, перенесшая много страданий, не была сломлена. Для девушки авторитетом были родители Гринёва. Когда они не захотели благословлять пару на свадьбу, Маша смиренно отнеслась к решению взрослых, завоевав в итоге всеобщее уважение, в том числе самой императрицы Екатерины. То есть смирение - это и есть сила человека.

Таким образом, мы провели подробный сравнительный анализ двух вышеуказанных терминов. Казалось бы, не смотря на то, что это полные противоположности, у них есть огромное количество схожим параметров, по которым их можно сравнивать. Я выразил свою точку зрения и ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции.


Чем отличается гордость от гордыни?

Гордость. Гордыня. Что означают эти понятия? В чем заключается разница между гордостью и гордыней? Над этими вопросами задумывались многие поэты и писатели. Я полагаю, что гордость - это чувство, связанное с осознанием собственного достоинства, независимости. Гордыня же является высшей мерой гордости, высокомерием. Очень важно иметь ощущение этой иллюзорной грани между гордостью и гордыней.

Для доказательства своих мыслей приведу пример из художественной литературы. В произведении А. С. Пушкина "Евгений Онегин" Татьяна, одна из героинь, представлена в качестве дамы из светского общества. Её сопровождает тот самый генерал, который очень гордиться супругой.

Женщина соединила в себе поразительные черты характера. Находится рядом с ней легко, потому что она постоянно остается собой и не пытается лживо выставить себя в лучшем свете. Онегину Татьяна искренне признается в своих чувствах и не хочет лукавить в этом. Женщина ценит гордость Евгения, но им не суждено быть вместе, поскольку её сердце отдано другому.

Чтобы пояснить свою точку зрения, приведу ещё один пример из художественной литературы. В произведении М. А. Шолохова "Тихий Дон" показана трагическая ситуация, в которой оказалась Наталья Коршунова. Её жизнь потеряла смысл из-за отсутствия взаимной любви и верности со стороны ее мужа Григория. И когда она узнала о возобновившихся изменах любимого мужа, она, будучи беременной, пришла к мысли, что детей от него больше иметь не хочет. Её гордыня и оскорбления со стороны мужа были причиной такого решения. Наталья не желала ребенка от изменника. Аборт, который сделала деревенская бабка, был совершен неудачно, и героиня умерла.

Подводя итог сказанному, можно прийти к выводу, что гордость - это положительно окрашенная эмоция, выражающая наличие самоуважения. А гордыня - это чрезмерная гордость, которая сопровождается зазнайством и заносчивостью.


Тема смирения и бунта в произведениях Ф.М. Достоевского

Сюжет романа Достоевского "Преступление и наказание", на первый взгляд, довольно банален: в Петербурге один бедный молодой человек убивает старуху -процентщицу и ее сестру Лизавету. Однако, читатель вскоре убеждается, что это не простое преступление, а своеобразный вызов обществу, "хозяевам жизни", обусловленный несправедливостью, нищенским состоянием, безысходностью и духовным тупиком героя романа Родиона Раскольникова. Чтобы понять причину этого страшного злодеяния, надо вспомнить историю. Время, в которое жили действующие лица произведения, было шестидесятыми годами девятнадцатого века.
Россия в это время переживала эпоху серьезных реформ во всех сферах жизни, которые должны были модернизировать ее политический и общественный строй в целях сохранения абсолютной власти монарха.
Именно тогда в стране появились первые женские гимназии, курс реальных училищ, и все сословия получили возможность поступать в университеты. Родион Раскольников был из числа такой молодежи. Он - разночинец и бывший студент. А что собой представляло тогда студенчество?
Это была передовая молодежь, выходцы, как уже было сказано, из различных социальных слоев российского общества. Одним словом, -среда, в которой уже начиналось "брожение умов":молодые люди того времени искали пути социального и нравственного обновления России. В университетах зрела революционная мысль и "бунтарские"настроения.
Родион Раскольников, преследуя абсолютно милосердные цели освобождения десятков духовно богатых людей из материальной нищеты, формулирует свою теорию, согласно которой делит всех людей на "тварей дрожащих" и "право имеющих". Первые - это бессловесная смиренная толпа, а вторые - те, кому позволено все. К "исключительным" личностям он относит себя и еще немногих "избранных", а к тем, кто "смирился" -всех остальных.
"Все в руках человека, и все - то он мимо носу проносит единственно от одной трусости,"- думает Раскольников.
Если мир так страшен, что невозможно принять его, смириться с социальной несправедливостью, то значит, надо отделиться, стать выше этого мира.
Или послушание, или бунт – третьего не дано!
И такие пошли круги да волны от его мыслей, что вся гниль, весь смрад, таившиеся на дне души, полезли кверху и обнажились.
Раскольников решает переступить ту черту, которая отделяет "великих" людей от толпы. И этой самой чертой для него становится убийство: так молодой человек беспощадно судит этот мир, судит своим личным "карающим мечом". Ведь по мыслям Родиона, убийство никчемной старухи, от которой только вред людям, - это не зло, а, скорее благо. Да, за это все только спасибо скажут!
Однако, незапланированное убийство несчастной "смиренной" Лизаветы, впервые заставляет Раскольникова засомневаться в правильности своей теории, и тогда начинаются трагические метания героя.
"Бунтарский" разум его вступает в неразрешимый в спор с духовной сущностью. И рождается ужасная трагедия ЛИЧНОСТИ.
Тема смирения и тема бунта сталкиваются на страницах романа во всем своем неразрешимом противоречии, превращаясь в мучительный спор о человеке, который всю жизнь вел сам с собой Достоевский. В "бунтарском" мировоззрении Раскольникова и "смиренных" мыслях Сони Мармеладовой отразились собственные горькие размышления автора о человеческой природе и социальной действительности.
"Не убий,"- гласит одна из заповедей.
Родион Раскольников нарушил эту заповедь - и вычеркнул себя из мира людей.
"Я не старушку убил, я себя убил,"-признается герой Соне Мармеладовой. Совершив преступление, он переступил формальный закон, но не смог переступить закон нравственный.
Трагедия "бунтаря" Раскольникова в том, что сделав попытку вырваться из мира зла, он ошибается и терпит страшное наказание за свое злодеяние: крах идеи, раскаяние и муки совести.
Достоевский отвергает революционное преобразование мира, и тема "смирения" звучит в конце романа вполне победоносно и убедительно: Раскольников находит душевное успокоение в вере в Бога. Ему вдруг открывается истина: милосердные цели не могут быть достигнуты с помощью насилия.
Только на каторге герой осознает, что не насилие, а любовь к людям может изменить мир.

Роман Достоевского и сегодня остается актуальным. Мы тоже живем в эпоху перемен. Градус общественной жизни с каждым годом повышается.
Тема смирения с окружающей действительностью и тема бунта против социальной несправедливости бродит в умах современных россиян.
Возможно, кто - то и готов взяться за топоры. Но стоит ли?
Ведь идеи могут оказаться разрушительной силой, как для самого человека, так и для общества в целом.