Акварели художницы Елены Базановой. Часть 5. Как распускаются цветы...

Букет цветущих веток



Белые розы


Как распускаются цветы...


Как распускаются цветы?..
Изящно, робко, незаметно,
Ласкаясь с зорькою рассветной,
Стряхнув сонливость темноты!

Как распускаются цветы?..
Упрямо, трепетно, свободно,
Подставив выси небосводной
Тычинки, пестики, листы...

Как распускаются цветы?..
Всей сердцевиной, откровенно,
Торжественно и упоенно,
Нежны, божественно чисты!

Как распускаются цветы?..
Излившись влагою нектарной,
Благоухают благодарно
За свет, за капельки воды

И тянутся всем стебельком,
Из всех силёнок к небосводу,
Оправдывая цель природы
В предназначении своём!

Как распускаются цветы?..
Живя мгновением на свете,
Взахлёб пьют небо, солнце, ветер
До подведения черты...

Как распускаются цветы?..
Достойно вечность продлевая,
И даже после, увядая,
Полны блаженной красоты!

Всё в этом мире неспроста,
И есть чему в нём поучиться,
Но, чтобы в вечности продлиться,
В душе должна быть высота!

© Copyright: Нина Кечатова, 2011



Натюрморт с корзиной ромашек



Натюрмортт с ромашками


Васильки и ромашки



Васильки и ромашки



Васильки и ромашки



Букет одуванчиков



Колокольчики



Летний букетик



Незабудки



Незабудки



Незабудки



Пионы



Пионы



Пионы



Пионы



Пионы



Подснежники



Сон-трава



Тюльпаны



Этюд с ветками орхидеи



Ландыши



Розы



Розы



Розы



Букет роз



Букет чайных роз



Этюд с чайными розами



Жёлтые розы



Сирень



Черёмуха



Розы



Лилии





«Несмотря на доступность и распространенность, техника акварели остается загадочной и непостижимой для многих, как любителей, так и профессиональных художников. При кажущейся легкости этот материал, по рождению связанный с водой, своей непокорностью и стихийностью создает немало проблем для тех, кто пренебрегает необходимостью его терпеливого изучения.

Начиная рассказ о технике акварели, нужно напомнить, что, собственно, значит в словарном смысле "акварель", так как ключ к пониманию кроется в самом слове.
В статье О.В. Мамонтовой в Большой Советской Энциклопедии мы читаем: "Акварель (французское aquarelle, от итальянского acquerello, от латинского aqua – вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками."
"Вода" – первое ключевое слово, на которое необходимо обратить внимание. В более широком смысле слово "вода" означает одну из четырех стихий, существующих в природе. От стихийности и непредсказуемости воды, соединенной с красками, и от умения мастера управлять влажностью живописного пространства и происходят все возможные варианты понимания акварели и способы владения ею. Это обстоятельство и выявляет настроение, темперамент и характер мастера в его произведении.»
«…Акварелью я писала с детства, начиная с шестилетнего возраста, когда я начала ходить в изостудию. Писать акварелью не было для меня чем-то особенным, потому что делала это всегда.»

«Как мне кажется, я чувствую этот материал, это позволяет мне раскрывать его особенности в очень сложных живописных задачах. Именно это напряжение в работе мне кажется привлекательным, управлять стихией воды и краски – самое захватывающее и интригующее в акварельной живописи…»
«В своих акварельных натюрмортах, – говорит Елена Базанова, – я изображаю, казалось бы, обычные и знакомые всем предметы, и в этом есть особая сложность. Всякий раз я стремлюсь увидеть в них новый образ и создать новое пространство, в котором они находятся. Моей задачей является через изыски отточенных линий рисунка, сложных композиционных построений и акварельных приемов создать живое пространство натюрморта, в котором зритель увидит и почувствует гармонию и заново откроет для себя красоту окружающего мира».

Елена Базанова – художник с мировым именем, работающий в технике акварели.

Родилась в 1968 в городе Сланцы Ленинградской области.
Закончила Санкт-Петербургский Академический художественный лицей им. Б.В. Иогансона и Государственную Академию живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е.Репина (мастерскую книжной графики).
С 1989 года активно работает с издательствами Санкт-Петербурга, c 1996-го иллюстрирует издания для детей.
С 1995 года – член Союза Художников России.
С 2006 года – член Общества Акварелистов Санкт-Петербурга.

Работы художника находятся в галереях и частных коллекциях в России, Германии, США, Франции, Англии, Швеции, Исландии, Финляндии, Нидерландах, Казахстане. А также в коллекции Арт-центра Кляйнзассена (Kunststation Kleinsassen, Германия), в коллекции окружного управления города Фульда (Германия), в коллекции экслибрисов Центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского (СПб), в Самарском областном художественном музее.


Белые ирисы

Курс Елены Базановой по технике акварели онлайн! Узнайте о секретах автора и постигните азы мастерства! Пятый поток курса!

В этом курсе автор обучает не только сложным приемам акварельной живописи (по сухому и мокрому одновременно по сырой бумаге, лессировки и др.), но также даёт важную «установочную» информацию по рисунку и композиции , а в специальных упражнениях курса ставит задачу правильно поставить руку и развить художественное видение у обучающихся. Начиная обучение по академическому принципу «от простого к сложному», вы постепенно получите базовые теоретические знания и практические навыки для полноценного саморазвития.

4 месяца практики, плюс персональные видео-ответы от автора!

Курс подойдет как начинающим, так и профессионалам, как ученикам, так и педагогам. Каждый найдет важную для себя информацию .

Тем, кто проходил очный мастер-класс "Секреты акварели Елены Базановой", тоже будет очень интересно. В онлайн курсе больше практики, информации и консультаций автора . Все материалы остаются в постоянном доступе .

В процессе обучения вы:

  • прослушаете уникальную лекцию по истории акварельной техники и поймёте, какие стереотипы мешают в работе с акварелью;
  • узнаете о свойствах современных профессиональных материалов и даже проделаете несколько химических экспериментов с красками;
  • просмотрите более 5 часов ценной информации и выполните 25 практических заданий;
  • научитесь смешивать краски без грязи ;
  • делать чистые неперегруженные лессировки ;
  • заливки и растяжки разными способами;
  • узнаете о многих других акварельных эффектах , которые сделают ваши работы технически богаче и интереснее ;

В результате вы научитесь контролировать живописный процесс в сложной водной технике и создавать форму в цвете .

Полученные знания и навыки вы реализуете в итоговой работе и напишете натюрморт с лимоном на темном фоне .

ПРОГРАММА КУРСА

ЛЕКЦИЯ 1. История акварели с самых древних времен до наших дней. Стереотипы в акварели. Химические эксперименты с красками и изучение их свойств. Акварельная бумага и использование ее возможностей в работах.

ЛЕКЦИЯ 2. Натяжка листа для работы по сухой бумаге. Кисти. Заливки.

ЛЕКЦИЯ 3. Каллиграфические приемы кистью. Эффект вытеснения краски. Эксперимент с лессировками в несколько слоев.

ЛЕКЦИЯ 4. Особенности смешения красок. Растяжка от холодных к теплым цветам. Основные и дополнительные краски по цветовому спектру.


ЛЕКЦИЯ 5. Абстрактная композиция.

ЛЕКЦИЯ 6. Конструкция для натюрморта своими руками. Формула шара и куба.

  • Практические задания:
    • 1. Выбрать и приобрести необходимые для работы материалы. Изучить палитру, сделать выкраски.
    • 2. Изучение своих кистей
    • 3. Заливки и растяжки
    • 4. Эффект вытеснения краски в теплых и светлых тонах
    • 5. Эксперимент с лессировками
    • 6. Смешение красок по цветовому спектру от холодных к теплым цветам
    • 7. Смешение основных красок цветового спектра
    • 8. Смешение дополнительных красок цветового спектра
    • 9. Абстрактная композиция в акварели с применением полученных знаний
    • 10. Равномерная штриховка в замкнутой фигуре
    • 11. Штриховка в замкнутой фигуре с растяжкой
    • 12. Штриховка в сложных фигурах неправильной формы

ЛЕКЦИЯ 7. Эскизы яблока на белом фоне - карандашный рисунок, гризайль и акварель.

ЛЕКЦИЯ 8. Натюрморт яблоко на белом фоне с использованием техник по мокрому, по сухому и лессировок.

  • Практические задания:
    • 13. Эскизы объекта круглой формы на светлом фоне - карандашный рисунок, гризайль и акварель
    • 14. Изображение объекта круглой формы в большом формате.

ЛЕКЦИЯ 9. Эскизы лимона на темном фоне - карандашный рисунок, гризайль и акварель.

  • Практические задания:
    • 15. Растяжки и заливки для темного фона
    • 16. Эскизы светлого объекта на темном фоне - карандашный рисунок, гризайль и акварель

ЛЕКЦИЯ 10. Натюрморт. Лимон на темном фоне.

  • Практические задания:
    • 17. Изображение светлого объекта на темном фоне.
    • 19. Изображение светлого объекта на темном фоне. Работа над ошибками.
    • 20. Самостоятельная постановка натюрморта по одной из предложенных схем.
    • 21. Самостоятельная постановка натюрморта по одной из предложенных схем. Работа над ошибками.
    • 22. Рисунок и гризайль.
    • 23. Рисунок и гризайль. Работа над ошибками.
    • 24. Натюрморт в цвете.
    • 25. Натюрморт в цвете. Работа над ошибками.

Небольшая нарезка видео-ответов, которые получили студенты от Елены Базановой:

Как проходит обучение?

  • Начало курса: 26 апреля
  • Вы смотрите лекции, а затем выполняете по ним задания . Вы самостоятельно распределяете нагрузку на курсе и расчитываете загрузку практических заданий.
  • Каждое задание лично проверит Елена Базанова . После выполнения заданий вы получите от нее письменные рецензии и видео-ответы .
  • Автор проверяет работы 1 раз в неделю .
  • Вы сможете общаться с другими студентами курса в общем чате !
  • После окончания курса у вас навсегда останется постоянный дос туп к видео-материалам. В любой момент вы сможете вернуться и пересмотреть интересующие моменты.
  • Количество мест ограничено : 10 человек
  • Длительность курса: примеро 4 месяцев .

ДРУГИЕ РАБОТЫ АВТОРА



“А вам то это зачем?” – удивилась одна из участниц мастер-класса Сергея Курбатова, увидев меня на нем. “Учиться!” Немой вопрос в глазах… Мол, зачем художнику учиться у мастера акварели?

Художник учится всю жизнь. У природы, у коллег и даже у учеников.
А уж если есть возможность перенять что-то у мастера, которым восхищаешься, так это вообще большая удача…

Из личного опыта:

Мне повезло. Собравшись в Москву на мастер-класс одного художника, я попала еще на один – к Елене Базановой. Собственную удачу я в полной мере оценила в процессе…

Если вам интересно узнать секреты техники двух мастеров акварели,
Елены Базановой (Санкт-Петербург) и Сергея Курбатова (Новосибирск), читайте дальше.

Мастера акварели: опыт Елены Базановой и Сергея Курбатова

Оба этих художника, на мой взгляд, очень романтичные натуры. Их взгляд на мир такой открытый, поэтичный, в самых простых вещах и сюжетах они находят что-то для любования.

Смотришь, и в тебе просыпаются какие-то воспоминания, оживают чувства, хочется созерцать и любоваться вместе с ними…

С.Курбатов “Ода сохнущему белью”

Е.Базанова. “Натюрморт с жуком”

И вот на этом сходство художников заканчивается, начинаются противоположности. Техник, подходов, отношения к краскам.

Мне подумалось, что людям без большого опыта, приходящим на мастер-классы разных художников, должно быть очень сложно.

Выслушивая разные версии, что можно, что нельзя, им в пору сойти с ума. Можно либо примкнуть к вере одного художника и осуждать действия остальных, либо как-то принять, что правы все.

Действительно, правы. Что хорошо для одного художника, может быть губительным для другого. Поэтому я бы порекомендовала выслушать разные стороны и найти то, что работает для вас.

Как найти, спросите вы? Тестировать!

Выкрасы краски “Невской палитры” на разных сортах бумаги от Елены Базановой

Тестирование, исследование, эксперимент – похоже, любимое занятие Елены Базановой.

Она провела большую работу, исследуя поведение разных пигментов в акварели. Нашла обоснование тем или иным “нельзя”. Нельзя черный? Почему? Нельзя смешивать больше трех цветов? Почему?

“У акварели есть два врага: страх и стереотипы.” Елена Базанова

Первые три часа мастер-класса Елены были лекцией по поводу поведения красочных пигментов в акварели. Некоторые из стереотипов Елена и постаралась разрушить своим изысканием.

Она объяснила на примере, какие краски дают грязь, какие пигменты слишком тяжелы и непрозрачны, что происходит при хранении акварели, действительно ли ей вреден свет.

Педантичность Елены Базановой объясняется просто – в ее технике работы поведение пигментов краски имеет очень важное значение.

В этом я с удивлением убедилась, когда написала по ее технологии яблоки, а после высыхания увидела, что некий “невкусный” непрозрачный слой как-будто так и осел на поверхности бумаги, уничтожая акварельность. Пиши я все это теми же красками в своей манере, такого эффекта не было бы.

Тестирование акварели:

Например, Елена наглядно показала, что самая “неакварельная” краска в акварели – окись хрома.

А вот у Сергея Курбатова эта краска – одна из любимых. Он очень активно использует ее в написании зелени. И это, нужно признать, его живопись совсем не портит.

С. Курбатов “На работу”

Какие еще “табу” есть у обоих, какие предпочтения?

Елена пишет очень тонкие по цвету натюрморты. Причем огромные по размеру, 60х80, а то и больше. Чтобы покрыть такие пространства красивой заливкой, нужно сохранять ровность бумаги и влажность.

Отсюда сформировался ее метод рисования – бумага смачивается снизу и оставляется сухой сверху. Бумага хлопковая, лежит поверх мокрой марли, что позволяет долго сохранять ее влажность и натянутость на планшете.

В результате, когда для заливки поверхность увлажняется еще и сверху, она не деформируется. Нет “волны”, бугров, краска растекается легко и ровно.

Способ укладки акварельного листа на марлю и оргстекло

Курбатов этот способ не использует. Его работы тоже построены на крупных пятнах заливок, но он увлажняет бумагу только сверху. большой практический опыт позволяет ему с легкостью сделать красивые перетекания краски.

С. Курбатов “Удачный кадр”

Вот здесь я испытала заметную сложность, пытаясь повторить за Сергеем трюк с заливкой.

Если воды мало – ничего не получится. Опыта больших форматов у меня нет, мой максимум – А3, потребности тренировать такие большие площади заливок не было.

И в результате было сложно сохранять нужную влажность бумаги. Ох, как бы здесь пригодился трюк Елены!

Но… Сергей ведь пишет на пленэре. Пейзажи, а не натюрморты. О какой марле речь? Успеть бы за ускользающей натурой!

Черный цвет. Сергей не использует. Заменяет серой пейной или индиго. Индиго обожает (и я его понимаю). Елена черный использует. Но не нейтрально-черный из коробки. Рекомендует серую пейну, воронежскую черную, а больше всего – Lamp Black фирмы Daler-Rowney.

Больше полезной информации:

Белила. Сергей, как и я, использует малую толику гуашевых белил для бликов и тонких белых элементов, типа мачт на яхтах. Еще иногда смешивает белила с другими цветами, чтобы написать яркие элементы поверх темных. Например, голубую надпись на черной вывеске.

Елена использует белила из акварельного набора. Тоже дозированно, но вполне может, например, написать ими часть лепестка розового тюльпана. Говорит, что это придает цвету необыкновенную нежность и цветность.

Коричневый. Базанова крайне не рекомендует делать замесы с коричневыми, потому что это дает грязь. Курбатов коричневый очень любит. Часто пишет зелень, смешивая окись хрома, индиго и коричневый.

Кисти. Оба предпочитают работать беличьими кистями. Из особенных: у Елены есть обрезанные щетинные кисти для размывок, Сергей любит кисти с тонким кончиком или линеарные – его работы отличает динамичная свободная линия.

Больше полезной информации:

Палитра. Оба смешивали краску на крышке он большого набора питерских красок.

Я в шоке. Мне палитры а3 формата не хватает для замесов. Впрочем, здесь сразу понятно, что оба художника используют ограниченную цветовую гамму, без многообразия оттенков.

(До сих пор не понимаю, как Елене Базановой удалось написать лимон двумя оттенками… Даже без рефлекса. А он суперреалистичный!)

Это еще раз дает понять, что живопись – это условность. А акварель – условность живописи.

Елена Базанова - талантливый художник из России, картины которой обрели мировую славу. Работает Елена в одной из наиболее сложных техник живописи - акварель. Ей картины поражают натуральностью и реализмом. Натюрморты Базановой насыщены цветом и наполнены жизнью. Зрители замирают у ее полотен.

Биография Елены Базановой

Художник родилась шестнадцатого ноября 1968 года в Ленинградской области. Девочка росла творческой личностью. С самого детства она увлекалась рисованием. Родители развивали способности дочери и в шестилетнем возрасте отвели ее в художественную школу в родном городе Сланцы. Рисование акварелью настолько увлекло юную Лену, что еще в раннем возрасте она решила связать свою жизнь с искусством. Педагоги изостудии сразу разглядели в девочке потенциал и рекомендовали родителям поступление в Художественную школу города Санкт-Петербург.

В 1986 молодой и талантливый художник Елена Базанова стала одной из лучших выпускниц Средней Художественной школы при Академии художеств (сегодня - Академический художественный лицей им. Б. Иогансона).

В этом же году она была зачислена в мастерскую книжной графики Академии художеств (Академию живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина), которую окончила в 1992 году.

Будучи студенткой Академии, художник Елена Базанова принялась за иллюстрирование детских книг (с 1996 года).

Начиная с 1989 года, Петербуржские издательства стали все активнее приглашать на работу талантливую художницу.

В 1995 году Елену приняли в Союз художников России.

А в 2006 году она вступила в Санкт-Петербургское Общество акварелистов.

Сегодня Художник Елена Базанова и ее акварели известны во всем мире. Полотна петербуржской мастерицы украшают частные коллекции не только в России, но и в Германии, Франции, Англии, Исландии и ряде других зарубежных стран.

Натюрморты акварелистки выставляются в галереях Казахстана, США, Нидерландов и т.д.

Картины Елены - многократные победители различных конкурсов и фестивалей. Они поражают зрителей своей свежестью, живостью и реалистичностью.

Копилка достижений художника Базановой Елены полна. Свою первую награду она получила на I Международном бьеннале в 1999 году, став лауреатом 1 степени.

2008 иллюстрация Елены выиграла Гран-при на IV Международном бьеннале графики «БИН-2008».

В 2014 году Базанова со своей акварелью вошла в финал 1-го мирового конкурса акварели «The World Watercolour Exhibition», проходившего во Франции.

Любовь к живописи

Со слов художницы, она с рождения любила акварель. "Я чувствую ее", - говорит Елена в одном из интервью. Мастер натюрморта утверждает, что росла и созревала вместе с акварелью. Изучая новые техники и осваивая приемы работы с этим непростым материалом, она чувствовала собственные силы и все больше влюблялась в живопись.

Художественные техники

На профессиональное становление художника Елены Базановой, по ее признанию, повлияли работы таких мастеров живописи, как Карл Брюллов,Федор Толстой, Эндрю Уайет.

Изучая творчество мэтров искусства, она, тем ни менее, не создала себе кумиров.

Елена работает в собственной технике. Создается впечатление, что она пишет картины не кистью, а душой и сердцем. Настолько искренние и живые полотна у художницы.

Большинство своих работ Елена выполняет в мокрой технике. Очень часто в процессе рисования техники смешиваются. "Я использую такое полотно, как мне нужно - сырое, мокрое или сухое", - говорит мастер.

Кроме акварели Елена владеет множеством других техник живописи, которые изучила во время обучения в Академии.

Выполняя иллюстрации, например, она зачастую использует тушь, перо и цветные карандаши.

Иллюстрирование

Еще будучи студенткой, Елена начала выполнять иллюстрации к детским книгам по заказу петербуржских изданий. На сегодняшний день ее опыт в этой области достаточно велик.

К каждой работе мастер подходит индивидуально. Ее иллюстрации не похожи друг на друга. Техника выполнения рисунков и материалы подбираются Базановой в соответствии с текстом и стилем написания книги.

Ее дипломным проектом под названием «Не любо - не слушай» была иллюстрация сказки Степана Писахова «Морожены волки».

2008 Елена Базанова и ее масштабный проект - иллюстрация книги Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес" - выиграли Гран-при Международного бьеннале. Эта работа наполнена экспериментами и потоком творческого вдохновения. Выполняя иллюстрации к сказке, художник Елена Базанова умело сочетала тушь, перо, акварель и цветные карандаши в гармоничном ансамбле, благодаря чему мастерице удалось добиться визуально дополнительного объема и реалистичности картин.

Елена признается, что мечтает проиллюстрировать книгу «Хроники Нарнии», но пока на эту масштабную работу у нее недостаточно свободного времени.

Преподавательская деятельность

Однажды Елене предложили участие в семинаре, посвященном технике акварели, который проходил в Германии. Увидев живой интерес слушателей к ее работе, мастер натюрморта приняла решение делиться опытом с коллегами и любителями живописи на своих мастер-классах. Художник Елена Базанова также пишет книгу о технике акварельной живописи и опубликовала научную статью «Стихия воды и краски» в сборнике «Технологии изобразительных искусств», который рекомендован Министерством как учебное пособие для художественных академий.