Цели: познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета; развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир; формировать умение находить красоту человека, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Оборудование: репродукции картин с изображением портретов разных эпох; репродукции картины Леонардо да Винчи «Джоконда», Рокотов «Портрет Струйской» и другие.

Словарь: портрет.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Введение в урок.

Послушайте стихотворение Заболоцкого, подберите к нему название, а потом посмотрим, соответствует ли ваш вариант тому названию, которое дал ему автор.

Портрет

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас.

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Её глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потёмки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Её прекрасные глаза.

Назовите тему урока.

1. Сообщение нового материала.

Послушайте текст.

Интервью французского писателя, драматурга и сценариста:

Здравствуйте, профессор. Могу я задать вам вопрос?

Прошу вас.

Когда мой сын - ему семнадцать с половинной лет - говорит о какой-нибудь девушке, он добавляет: «Вот это класс»

Значит, он считает её очень красивой.

Это понятно. Но связано ли это выражение с понятием классических канонов красоты?

О, не думаю. Видите ли, каноны красоты - это, скорее, совокупность правил, норм, пропорций. По-моему, всё началось со статуи Поликлета «Дорифор» и его теоретического труда под названием «Канон». А в устах вашего сына слово «класс» означает нечто ошеломляющее.

Значит, если я правильно понимаю, классические каноны красоты всё-таки существуют?

Да, но они изменчивы. То, что было прекрасно с точки зрения греков, вовсе не привлекало индусов и наоборот. В Древней Индии самым большим комплиментом для женщин считалось, когда ей говорили, что её бедра как у слона. Сегодня такое сравнение навряд ли кому-нибудь понравится. В Японии в одиннадцатом веке, в эпоху Хэйана, среди аристократок считалось хорошим тоном красить зубы в черный цвет.

Африканцы особыми ухищрениями вытягивали себе шеи.

А индийцы бассейна Амазонки непомерно оттягивали нижнюю губу. Красота… никто толком не знает, что это такое.

Что для каждого из нас значит красота?

Сегодня мы будем учиться портретному искусству. Какие бывают портреты, какие бывают лица? Все ли они красивы? Послушайте, как об этом говорит поэт Заболоцкий:

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица - подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мёртвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие - как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижину знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата.

Зато из окошка её на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица - подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Из истории возникновения портрета.

Портретный жанр возник раньше других - известны скульптурные египетские портреты многовековой давности.

ПОРТРЕТ (фр. - изображение) - жанр изобразительного искусства с изображением человека или группы людей.

Основное требование, предъявляемое ко всякому портрету, - передача индивидуального сходства.

Виды портретов по количеству изображенных.

монопортрет - изображение одного человека;

парный портрет - изображение двух человек;

групповой портрет - изображение более двух человек.

Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которогоона вылетела. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до нашей эры).

Традиция возвеличивания выдающихся людей была распространена и в Древней Греции, где в период классики создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретуемого, его общественную функцию, но не заботясь о сохранении индивидуальных черт. (пример портрета)

Для римского портрета характерно пристальное внимание изображению индивидуальных черт. (пример портрета)

Средневековье стало периодом, когда в портрете внимание больше уделялось фону, одежде портретуемого. (пример портрета)

Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся высшим началом и центром земного бытия. Реальные персонажи приравнивались к мифологическим. (пример портрета)

Мастера высокого Возрождения - Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан - не просто создали образы современников, но и отразили целый мир чувств, переживаний, настроений. (пример портрета)

В сложные противоречивые отношения с окружающим миром вступают модели Рембрандта и Веласкеса (16-17 век), в портретах которых находят отражение лирическое и драматическое, светлое и печальное, веселое и трагическое. (пример портрета)

В России складывается своя школа портрета. Это прежде всего ПАРСУНА, в которой слиты примеры реалистической живописи и иконы. От парсуны чётко прослеживаются два направления - к провинциальному (изображение человека в обычной обстановке, в повседневной одежде и непринужденной позе) и парадному портретам (изображение человека в торжественной обстановке и величественной позе).

Рубеж 19 - 20 века, на первый взгляд, привел к отказу от создаваемых веками принципов портретной живописи: разрушались пропорции модели, вводились геометрические фигуры, акцент сводился к внутреннему миру переживаний человека, внешнее сходства оказывалось на втором плане (Интимный портрет).

Слайд 2

Себя как в зеркале я вижу,Но это зеркало мне льстит… А. С. Пушкин

Слайд 3

Человеку присуще инстинктивное желание познать самого себя через изображение. Для этого первобытный человек смотрел в водную гладь на свое изображение, мы же тянемся к зеркалу. Но человеку хотелось не только лицезреть себя, но и увековечить свой образ с помощью какого-нибудь материала.

Слайд 4

О чем бы ни говорило искусство, оно говорит о человеке, о его жизни, о среде, в которой она проходит, о радости и печали, о его вере и надежде, о его гордости и желании быть понятым, любимым. Задача создания портрета заставляет нас по-новому увидеть человека, открыть его для себя и для него тоже. Как удивительно не похожи люди друг на друга. Вроде устроены все одинаково, а всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальности. Особый путь жизни каждого человека оставляет след в его облике. ______________________________________________

Слайд 5

Портрет – образ определенного реального человека.

В портрете важна передача особенностей поведения человека, манера держать себя, темперамент. Стремясь раскрыть образ портретируемого, художник говорит и о себе. Историческое время тоже вторгается в портрет. Художник передает образ человека через призму времени. В портрете можно увидеть идеал эпохи, характер жизни, окружающий мир. ____________________________________________

Слайд 6

Живописный Скульптурный Графический А значит, можно выделить портрет:

Слайд 7

А.Дюрер. Автопортрет. Рисунок. Германия. 15 век П.Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы. Фландрия. 17 век.

Слайд 8

Портрет юноши. Фаюмский портрет. Древний Рим. 1 век. Портрет императора Филиппа. Древний Рим. 1 век.

Слайд 9

Портрет возник очень давно. Для людей древности сохранение своего облика представлялось средством попадания в мир вечной жизни, и они находили способы похоже изображать лица. С лица делали гипсовую или восковую маску. Слово «портрет» произошло от латинского слова, его можно перевести как «извлечение сущности». Это и есть основная задача создания художественного образа. _________________________________________

Слайд 10

Из истории возникновения портрета.

Искусство портрета родилось несколько тысяч лет назад. Самые ранние из сохранившихся произведений этого жанра – гигантские скульптурные изображения древнеегипетских правителей фараонов, высеченных из камня.

Слайд 11

Жанр скульптурного портрета достиг совершенства в Древней Греции. Моделями для скульпторов служили философы, поэты, политики, имевшие заслуги перед страной.

Слайд 12

В Древнем Риме заказчиками были знатные горожане и члены их семей.

Слайд 13

Этим же целям служили живописные фаюмские портреты

Слайд 14

Императрица Феодора. Византия. 6 век. С.Боттичелли Италия. 15 век.

Слайд 15

Утверждение, что через внешний облик можно передать дух человека, стало особенно важным в Средние века. С эпохой Возрождения приходит интерес к реальному человеку. Художники научились изображать конкретных людей с особенным вниманием к их неповторимой индивидуальности. ____________________________________________

Слайд 16

Жанр живописного портрета сложился позднее, в эпоху Возрождения. Тогда портрет стали разделять на парадный камерный

Слайд 17

Парадный портрет – показывает общественное положение героя, носит торжественный характер. Камерный – большое внимание уделяется индивидуальным особенностям человека, лицо приближено к зрителю, передается переживание и внутренний мир человека. ___________________________________________

Слайд 18

В эпоху Возрождения художники наделяли портреты интеллектом и душевной гармонией

Слайд 19

Жан Клуэ. Франциск 1. Франция. 16 век. Р.вандерВейден.Портрет молодой женщины. Нидерланды. 15 век.

Слайд 20

Своего величайшего расцвета портретная живопись достигла в 17 веке. Из этой эпохи дошли до нас образы господ и крестьян, детей и стариков, королей и шутов… Невероятно, но все это людское разнообразие воплотил в своем творчестве испанский художник – Диего Веласкес.

Слайд 21

С мечтательной, загадочной улыбкой позирует она…Задумчив и велик Воспроизводит он своею кистью гибкой ее роскошный стан и несравненный лик… Но вдруг кладет он кисть. Торжественно и важно он говорит:»Пускай пройдут века! Я кончил этот труд, я к цели шел отважно; я сердцем трепетал но не дрожит рука! Ты, вечно русая, с небесными очами, с улыбкой счастия на розовых устах, как ныне будешь властвовать сердцами, когдамы оба обратимся в прах…

Слайд 22

Блестящим мастером камерного портрета был голландский художник Рембрандт Харменсван Рейн.

Слайд 23

В 17 веке художники обратились к образу простых, ничем не знаменитых людей и открыли в них величайшее богатство души и человечности Рембрант. Портрет матери

Слайд 24

В русском искусстве впервые стали писать портреты в 17 веке, как иконы - на доске и темперными красками. И назывались они «парсуна», от слова «персона». Со времени Петра 1 искусство в России стало развиваться очень стремительно. Русские художники не только перенимали чужие приемы, но и изобретали свои. Фамильные портреты украшали кабинеты и гостиные, даже появились специальные портретные комнаты. __________________________________________

Слайд 25

18 век-век расцвета портрета в России Боровиковский. Портрет Лопухиной Брюлов. Портрет девочки

Слайд 26

Г.Островский.Портрет Е.П.Черевиной. Россия. 18 век. Князь М.В.Скопин-Шуйский. Парсуна. Россия. 17 век.

Слайд 27

Отечественная война 1812 года выдвинула на первый план людей активных, решительных. Именно таким предстает перед нами написанный кистью Кипренского гусарский полковник Е.В. Давыдов: ярко – красный парадный мундир, твердый взгляд, уверенная поза.

Слайд 28

В 19 веке художники передают индивидуальность с помощью характерных выражений лиц, поз, жестов, оценивается роль человека в обществе. Тропинин. Кружевница

Слайд 29

Во второй половине 19 века романтизм уступает место реализму, а парадный портрет – камерному. Большую роль в этом сыграли передвижники. Так сокращенно называли себя члены Товарищества передвижных выставок. Его вдохновителем был блестящий портретист Иван Николаевич Крамской.

Слайд 30

И. Н. Крамской «Мина Моисеев»

Слайд 31

И. Н. Крамской «Незнакомка»

Слайд 32

Противоречивый 20 век смешал в искусстве реальность с абстрактностью и деформацией моделей. Главное в портрете не образ, а характер.

Слайд 33

«Торжественное заседание Государственного Совета» вмещает в себя восемьдесят одну модель, и все написаны с портретным сходством.

Добрый день дорогие ребята!
Мы с Вами сегодня на уроке
познакомимся с изображением
человека в искусстве разных эпох, с
историей возникновения портрета.
Рассмотрим репродукции картин с
изображением портретов разных
эпох, репродукции картины Леонардо
да Винчи.

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого, едва закутана в атлас.
С портрета Рокотова снова смотрела женщина на нас?
Её глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана, покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок, полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок, предвосхищенье
смертных мук.
Когда потемки наступают и приближается гроза,
Со дна души моей мерцают её прекрасные глаза.

Веками мыслители и художники пытались
найти всеобщие критерии красоты и
эстетической ценности, но все их поиски
были тщетны. Правда, в современном
мире эта проблема мало кого занимает.
Сегодня на смену непререкаемым
авторитетам пришел дух терпимости, и
никто больше не пытается свести все
многообразие форм к единому идеалу. В
современном мире считается, что красота
присутствует повсюду.

Классические каноны красоты все-таки существуют.
Они изменчивы, то, что было прекрасным с точки
зрения греков, вовсе не привлекало индусов и
наоборот. В Древней Индии самым большим
комплиментом для женщины считалось, когда ей
говорили, что у нее бедра как у слона. В Японии в
одиннадцатом веке, в эпоху Хэйана, среди
аристократок считалось хорошим тоном красить зубы в
черный цвет. Африканцы особыми ухищрениями
вытягивали себе шеи. А индейцы бассейна Амазонки
непомерно оттягивали нижнюю губу. Никто толком не
знает, что это такое (например, в Индии) красота
женщины – это, прежде всего внутреннее содержание,
глубокая индивидуальность, пронизывающая всю
жизнь, ее драхма. Поэтому там редко говорят, что
женщина красива, пока ей не исполнится пятидесяти
лет.

Есть лица подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобие жалких лачуг,
Где вариться печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Была неказиста она, не богата.
Зато из окошка её на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот. /Николай Заболоцкий/

Рисунки учащихся МОУ «СОШ» № 9

Рисунки учащихся МОУ «СОШ»
№9

Портрет – изображение человека или группы людей в произведениях живописи или скульптуры. Портрет является одним из основных жанров живоп

Портрет – изображение человека или
группы людей в произведениях живописи
или скульптуры. Портрет является одним из
основных жанров живописи, скульптуры,
архитектуры.
Портреты бывают:
индивидуальные, двойные, групповые,
автопортрет
интимные, парадные, сатирические.

10. Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магиче

Искусство портрета зародилось несколько
тысячелетий тому назад. Первые портреты были
созданы египтянами. Они выполняли
религиозно-магическую функцию: душа
умершего должна была покинуть тело, а затем
вернуться после судилища богов к мумии своего
владельца и поселиться в нем вечно.
Необходимо было соблюдать портретное
сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из
которого она вылетела.
Огромные величественные изваяния создавались
в те времена, один из известных портретов,
портрет Неферттити (около1360года до нашей
эры).

11.

12.

Мастера высокого Возрождения –
Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан не
просто создали образы современников,
Но и отразили целый мир чувств,
переживаний, настроений.
В сложные противоречия с окружающим
миром вступают модели Рембрандта и
Веласкеса (XVI-XVII века), в портретах
которых находят отражение лирическое
и драматическое, светлое и печальное,
веселое и трагическое.

13.

14.

Портрет в России
В России складывается своя школа портрета,
отличающаяся жанровым разнообразием.
Что такое жанр?
-Парсуна – приемы реалистической живописи и
иконы.
-Парадный портрет характеризуется
постепенным уходом от требований заказчика к
отражению его как личности своего времени.
Большое количество портрет этого времени
можно увидеть в Иркутском музее Искусств.
В XX веке русский портрет отличается
жанровым и стилевым разнообразием.

15.

16.

Только из всего огромного
количества портретов в мире
есть один о котором знает
практический каждый человек
на земле, но хранящий даже по
прошествии многих лет, свою
загадку.
Как Вы думаете, что это за
портрет?

17. Джоконда! это имя стало нарицательным.

Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих
пор поражает людей? Почему загадку этой
картины пытается разгадать каждый, кто
посмотрит на портрет, но она так и остается
неразгаданной. Одни искусствоведы считают,
что это портрет жены художника, другие,
автопортрет, а кто то изображение
получеловеческого, полуземного существа.

18.

19.

Каждый художник должен уметь изображать человека
в различных положениях, поворотах, движениях.
Человек – главный объект интереса и изображения у
художника.
В человека самое выразительное и это его облик, а
главное лицо. Поэтому изучение художником человека
традиционно начинается с рисования головы.
Конечно, некоторые любители, без всякой подготовки,
рисуя человека в профиль, добиваются некоторого
сходства, но такие изображения получаются плоскими
и мертвыми. Чтобы голова на рисунке была живой,
чтобы художник мог изобразить ее в любом наклоне и
повороте, он должен знать анатомию, чтобы ясно
знать, чем образуется любая форма, но при этом
должен последовательно изображать лицо, учитывая,
что изображение головы разное в зависимости от
возраста и пола и особенности строения черепа.

20.

У ребенка лицевая часть относительно мала,
личико пухлое и гладкое, с годами лицо
удлиняется, четко определяются выступы
подбородка, у глазных впадин появляются
складки. В старческом возрасте костные
выступы еще более выделяются, мышцы
становятся дряхлыми, кожа морщинистой.
Кроме того, у каждого человека уши, нос,
глаза, губы имеют свои особенности. Но и
немаловажно за внешними чертами
угадывать характер человека, чувства,
мысли, переживания.

21.

Портрет- это художественный
образ человека. В нем
должна ощущаться
конкретная личность с
присущими ей, и только ей,
особенностями внешности, и
нравственного облика

Созидал невероятные образы, на-верняка наделенные для него глубоким смыслом. Конечно, прямого значения символов древних изображений нам обнаружить не удаст-ся, но по наскальным рисункам , скульптурам из кости, петроглифам, дошедшим до нас, мы можем судить о том, как представлял самого себя человек той эпохи, что считал существенным и важным.

На смену условным и схематичным изображениям эпохи камня приходят более индивидуализированные образы следующих периодов, свидетельствующие о возрастании субъективности.

В портретном жанре фиксируются качества и свойства, ценимые в рамках опреде-ленной культуры , определенного сообщества. Так, искусство стано-вится зеркалом, в котором в обобщенном виде отражаются внешний облик и внутренний мир личности , типичной для своего времени.

Особую картину образа человека создает искусство модернизма, опровергающее сло-жившиеся представления о человеке, заставляющее проникнуть в самые потаенные уголки души , вскрывающее самые отвратительные свойства человеческой натуры.

Романтизм

Очередной поворот к изучению себя произошел, пожалуй, в творчестве романтиков, пытающихся обнаружить в человеке нечто демониче-ское, обрисовать движения его души. Эстетическая программа предшественников новых модернистских движений роман-тиков и символистов указывала на неоднозначность и двой-ственность человеческой натуры. Подобный опыт намечается в художественной прозе и поэзии, для которых характерен мотив двойничества. Важно то, что человек отныне пытается осмыслить свою тень. Важно также, что он чувствует в себе непроницаемую глубину, интуитивно ощущаемую как истинная суть человека, его подлинность. Человек более не понимает себя, не знает, кто он, не улавливает руководящих им импульсов, словно подчиняется не-преодолимой силе, в нем находящейся. Очень показательна в этом смысле серия портретов душевнобольных, выполненная художни-ком Т. Жерико в парижской клинике Сальпетриера. Это означает, что теперь появился интерес не только к различным проявлениям души, сложным, неоднозначным характерам, но и к аномальным, пограничным психическим состояниям.

Символизм

Живопись

Принципиально неопределимым предстает человек у символи-стов. Он всегда является носителем непостижимой тайны. Его облик содержит нечто большее, не умещающееся в представления о чело-веческом. Его сущность раскрывается то через природные формы («Царевна-Лебедь» или «Пан» М. Врубеля), то надприродные (его же «Демон» или «Циклоп» О. Редона). Любой реальный персонаж в портретах М. Врубеля выглядит так, словно это и не человек вовсе. В героях произведений художника скрыта неведомая тайна, разгадав которую можно приблизиться к пониманию мира. В этом положе-нии символистов чувствуется близость идеям мистических античных учений, считающих человека малой Вселенной, имеющей в себе все части большой Вселенной. Поэтому главная задача при таком под-ходе заключалась в познании самого себя, что было ключом к за-гадкам Космоса в целом.

Поисками скрытой, внутренней сущности отныне будут за-ниматься представители всех творческих направлений модер-низма . Экзистенциальный надлом и растерянность от незнания того, кто ты есть, нашла воплощение в работах П. Гогена. Чего стоит одно только название полотна «Кто мы? Какие мы? Куда мы идем?» Его соратник В. Ван Гог (чье творчество любят рассматривать психологи как продукт неуравновешенного сознания) создает потерянного, оди-нокого героя, который в любой ситуации всегда оказывается наедине с самим собой, отчего испытывает тревогу и тоску. Депрессивные настроения, ощущение внутреннего надлома в работах П. Пикас-со сменяются воодушевлением и восторгом познания сродни па-фосу позитивизма. Пикассо уподобляет себя маленькому ребенку, ломающему игрушку, чтобы узнать, как она устроена. Художник взламывает натуру, чтобы проникнуть в суть. Как беспощадный ис-следователь, он осматривает модель с разных сторон, вспарывает, разрывает на части, отбрасывает несущественное и вновь собирает в единый образ. Особого трагизма при этом художник не испытывает. Для него это закономерный естественно-научный метод.

Литература

Пафос господства над природой и миром в целом и стремление преобразовать человеческую природу, модернизировать ее в соответ-ствии с новыми ритмами жизни , свойственны футуристам во главе с поэтом и писателем Ф. Маринетти. Главный идеолог движения приветствовал наступление новой эпохи, в которой господствует скорость. Он настаивал на создании нового человека в комплекте со всеми запчастями, включая мозг, чтобы можно было в случае неполадки или повреждения заменить нефункционирующий орган на новый. Для футуристического человека было утверждено сле-дующее кредо: «смелость, отвага и бунт, риск, дерзость и неукротимая энергия, наглый напор и мордобой». Программа Ф. Маринетти, изложенная в 1909 г. в опубликованном в Милане «Первом мани-фесте футуризма», пришлась по душе фашистскому режиму. Любое государство мира мечтало бы иметь армию таких идеальных, силь-ных солдат, и, похоже, некоторые правительства реально финансиро-вали эксперименты по улучшению человеческой породы. Заметьте, ум, способности к размышлению не входят в список установленных свойств нового человека.

Современное искусство отражает определенную тенденцию самовосприятия, которую нельзя характеризовать как разруши-тельную, агрессивную и упадочническую. И уж, конечно, опыт модернизма не случаен, это не каприз культивирующих свою ге-ниальность художников-одиночек, отстаивающих собственную уни-кальность. Искусство XX в. с настойчивостью показывает нам, что пришла пора отказаться от прежнего образа человека, поскольку он не соответствует действительности; что необ-ходимо взглянуть на себя с разных ракурсов, пусть даже самых неприглядных. Множественность взглядов хотя и связана с утратой целостности, но необходима, чтобы не проглядеть чего-то важного и существенного, что легко можно упустить в идеализированной и завершенной картине.

В направлениях искусства конца XX века че-ловек оказывается лишенным не только возвышенных устремлений, идеальных черт, но теряет также лицо, облик, то есть, и внешние чело-веческие характеристики. Ирония, свойственная искусству послед-них десятилетий XX в., привносит новый акцент: разобранному на части, фрагментарному человеку вполне уютно, а вовсе не страшно в этом руинизированном мире.

«Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли

В отличие от науки, не ограничивающей себя ни-какими этическими правилами или обязательствами, искусство по-стоянно словно предупреждает нас об опасности исследований над человеком. В литературе постоянно возникает мотив, как из чело-веческого материала изобретатель создает монстра, становящегося опасностью для человечества.

Чудовище доктора Франкенштейна из романа Мэри Шелли — предупреждение о том, как опасны экспе-рименты над человеческой природой. Любые попытки вмешательства в генетический материал, желание ускорить естественное развитие или изменить его с целью получить человека с заданными каче-ствами — это нарушение законов природы, что не может не отраз-иться катастрофически на всем человечестве.

«Собачье сердце» М. Булгакова

Задолго до опытов с клонированием и экспериментов в области генетической инженерии М. Булгаков выразил свое отношение к подобным исследованиям в печальной повести «Собачье сердце». Это литературное произве-дение — не просто пародия на поиски методов омоложения путем пересадки органов от животных человеку, это отчаянный призыв задуматься над тем, что мы творим. Герой повести профессор Преоб-раженский совершает грандиозный прорыв в науке, привив гипофиз человека на собачий мозг и… кается в содеянном. Он подавлен своим открытием, он уверен, что эксперименты над природой никогда не могут завершиться ничем хорошим. Обращаясь к своему ассистенту, доктору Борменталю, профессор говорит: «Вы знаете, какую я работу проделал — уму непостижимо. И вот теперь спрашивается — за-чем? Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают». На предположение асси-стента, что, может быть, дело в наследственности , и если бы не мозг пьяницы и хама, а нормального человека, то и результат был бы иной, Преображенский горестно отвечает: «Можно привить гипофиз Спинозы или еще какого-нибудь такого лешего и соорудить из собаки чрезвычайно высоко стоящего. Но на какого дьявола, спрашивает-ся. Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабри-ковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно». Невмешательство в законы природы в данном случае провозглашает не писатель, наделенный буйной фантазией, но врач М. Булгаков, и свои идеи он вкладывает в уста литературного персонажа, тоже врача. Преображенский размышляет в диалоге с Борменталем: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподнима-ет завесу! На, получай Шарикова и ешь его с кашей!»

«Ultima thule» Владимира Набокова

Загадка, сокрытая в человеке, может оказаться чудовищной и невыносимой, иметь решение, которое мы не готовы принять. Герой рассказа Владимира Набокова «Ultima thule» Адам Фальтер слу-чайно обнаруживает ответ, но истина о человеке оказывается столь ужасной, что выдержать этого знания ни один человек не может. Сам получивший озарение сходит с ума, а психиатр, которому он поведал открытие, не выдержал и умер на месте от разрыва сердца. Следовало бы ожидать, что истина о мире окажется столь великому-дрой, что сделает из человека Бога. Но в образе Фальтера писатель показывает нам существо, полностью лишившееся человеческих ка-честв: «...Одного взгляда на Фальтера было довольно, чтобы понять, что никаких человеческих чувств, практикуемых в земном быту, от него не дождешься, что любить кого-нибудь, жалеть, даже только самого себя, благоволить к чужой душе и ей сострадать при случае, посильно и привычно служить добру, хотя бы собственной пробы, — всему этому Фальтер совершенно разучился, как разучился здоро-ваться или пользоваться платком».

«Я был в стране Воспоминанья…» Владимира Набокова

Искусство XX в. больше не знает пафоса и упоения величием человека. Имя Человека больше не звучит гордо. Как предполагает писатель В. Набоков, может быть, сама природа нас уберегает от разгадки, пока держит в тайне ответ на задачу Сфинкса. Детское переложение греческого мифа только лишь приближает нас к по-ниманию, что речь идет о человеке. Именно он утром передвигается на четырех конечностях, днем — на двух; вечером — на трех (мла-денчество, зрелость и старость). На самом деле, сущность челове-ка — тайна, которой владеет Сфинкс, не раскрыта и уничтожает тех, кто смеет приблизиться к ее раскрытию. Материал с сайта

«Царь Эдип» П. Пазолини

Еще один образ всплывает в этой связи. На этот раз из области кинематографа. У режиссера П. Пазолини в фильме «Царь Эдип» герой при встрече со Сфинксом пытается сбросить чудовище с обрыва, а не ответить на его вопрос. Сфинкс же спрашивает Эдипа: «Расскажи мне свою тайну. Открой, в чем твоя загадка?» Но тот яростно толкает химеру в пропасть, пы-таясь убить существо. И уже падая. Сфинкс произносит: «Напрасно, юноша, бездна, в которую толкаешь меня, — в тебе самом». Пазо-лини, конечно, имел в виду фрейдистские идеи об эдиповом ком-плексе, но то, что он сделал в данном эпизоде, имеет более глубокий символистский смысл. В его интерпретации получается, что Эдип подозревает, что в его судьбе есть какая-то тайна, но знать правду он не желает и убивает последнего, кто может эту правду ему выложить. Сфинкс и есть олицетворение той чудовищной истины, скры-той в глубине подсознания, та химера, постоянно напоминающая о существовании страшного, невыносимого знания о самом себе. Для человека предпочтительнее убить химеру, чем смириться с мыслью, что чудовище — ты сам.

Теория З. Фрейда

Теория З. Фрейда произвела переворот в искусстве. В живописи и литературе возникло течение, превратив-шее учение психоанализа в свою методологию. Пытаясь двигаться к внутреннему, достичь глубин, сюрреалисты вслед за З. Фрейдом представляют человека как существо, чья деятельность мотивирована исключительно подсознательными импульсами. Стараясь добраться до содержаний бессознательного, которые могут обнаруживать себя в сновидениях, фантазиях, бредовых и других состояниях, при кото-рых власть сознания ослаблена, сюрреалисты активно использовали алкоголь и галлюциногенные вещества.

Сальвадор Дали

С. Дали обходился без этих средств и действовал иначе. Он погружался в полудрему, стараясь не заснуть и в то же время не бодрствовать. В таком состоянии он дожидался появления видений, которые потом переносил на полотно. Свой художественный метод он назвал паранойико-критическим, так как сами образы и их происхождение сродни бредовым видениям параноика. Но поскольку Дали словно наблюдал со стороны за свои-ми иллюзиями, не отдаваясь им во власть, то он считал, что может критически к ним относиться. Художник утверждал, что понять эти фантазии и возникшие на их основе произведения не может никто: ни он сам, ни критики от искусства, ни простой зритель. Человек и здесь закрыт для познания. Чудовищные скрытые мысли и влечения, маниакальные идеи и извращенные желания — все это стало темой искусства. Человек больше не может лицемерно скрывать от самого себя тех страстей и пороков, которыми наделен и которые, похоже, есть часть его природы.

Конспект урока

Носова Ирина Валерьевна

Предмет ИЗО Класс 6

Тема урока « Образ человека –главная тема искусства.. Изучение нового материала .

Характеристика класса:

В классе16 учащихся: 6 мальчиков и 10 девочек.

Коллектив сплочён, отношения между мальчиками и девочками –дружеские. Класс работоспособен. Учащиеся владеют навыками самостоятельного умственного труда. .

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: мультимедийная презентация, учебники, альбом, кисти, краски, карандаши, репродукции картин с изображением порт­ретов разных эпох; репродукции картины Леонардо да Винчи «Джоконда».

Цель урока: познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета.

Задачи урока:

Развивать пони­мание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир;

Развивать память, внимание и абстрактное мышление;

Формировать умение нахо­дить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем об­лике человека;

Активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Ход урока

Организационный момент.

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

1. Приветствие.

У ч и т е ль

Послушайте стихотворение. Подберите к нему за­головок. Мы посмотрим, соответствует ли он тому названию, кото­рое дал ему автор.

Портрет

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас.

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас? (слайд3)

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Н. Заболоцкий

Назовите тему нашего урока? (Ответы учащихся)

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II . Сообщение темы и цели урока . (слайд4)

1. Чтение и обсуждение текста.

Веками мыслители и художники пытались найти всеобщие критерии красоты и эстетической ценности, но все их поиски были тщетны. Правда, в современном мире эта проблема мало кого занимает. Сегодня на смену непререкаемым авторитетам пришел дух терпимости, и никто больше не пытается свести все многообразие форм к некоему единому идеалу, который искали древние. Многие выдающиеся представители современного искус­ства отказались от идеи «истинного» отображения действительно­сти. Нас все чаще подводят к мысли о том, что красота присутству­ет повсюду. Как это ни парадоксально, прекрасное утверждает свою целостность именно через многообразие и универсальность своих проявлений. Красоту не измерить научными методами, она дана нам в ощущениях. Чувство прекрасного родилось не сегодня, оно вечно будоражило воображение человека.

Сформулируйте главную мысль текста. Во всем ли вы согласны с мнением автора? (Ответы учащихся.)

У ч и т е л ь.

Сегодня мы будем учиться портретному искусству.

Какие бывают портреты, какие бывают лица? Все ли они красивы?

Послушайте, как об этом говорит поэт:

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица - подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие - как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата.

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица - подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Николай Заболоцкий

(Учитель демонстрирует различные портретные изображе­ния).

(Сл айд 5)

«Образ красоты человека»

С сегодняшнего урока мы начинаем изучать основу изобра­зительной грамоты при рисовании портрета.

III . Основная часть .

Изучение нового материала.

1. Сообщение теоретических сведений.

У ч и т е ль.

Портретный жанр возник раньше других - извест­ны скульптурные египетские портреты многовековой давности.

Портрет - изображение человека или группы людей в произ­ведении живописи или скульптуры. Портрет является одним из ос­новных жанров живописи, скульптуры, графики. (слайд6)

Необходимо требование, предъявляемое ко всякому портрету, ­передача индивидуального сходства. (слайд7) Для этого художник выступа­ет в функции своеобразного рассказчика, тщательно и последова­тельно воспроизводя не только внешний облик портретируемого, 110 и его внутренний мир, сущность его характера посредством вдумчивого психологического анализа изображаемого лица.

Каждый портретируемый несет в себе как субъективно­ авторскую трактовку его личности, так и черты своего времени, социальной среды. Обычно основными средствами передачи ста­новятся деталь, цвет, фон, на котором располагается фигура порт­ретируемого. Однако приемы воспроизведения человека формиро­вались не сразу. История портрета - это практически история жи­вописи, формирование основных принципов изображения, жан­ровых форм, техники и письма, цветового решения

Портрет может быть индивидуальным или изображать одно­временно несколько людей (быть двойным или групповым - вклю­чать не менее трех персонажей).

Специфический вид портрета - автопортрет.

Существует и сатирический портрет, где негативные черты мо­дели обусловливают появление портретной карикатуры -шарада.

2. Рассказ учителя - «Из истории возникновения портрета». (слайд8-9)

У ч и т е ль .

Искусство портрета зародилось несколько тысяче­летий тому назад. Первые портреты был созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища бо­гов к мумии своего владельца и поселиться в нем навечно. В соз­данных величественных статуях она чувствовала себя спокойно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела.

Конечно, огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика не простых людей, а правителей - фарао­нов, наместников бога на земле. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до на­шей эры). (слайд12)

Традиция возвеличивания выдающихся людей была распро­странена и в Древней Греции, где в период классики создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг за­нятий портретируемого, его общественную функцию, но не забо­тились о сохранении индивидуальных черт изображаемого челове­ка (Гомер как поэт, Перикл как стратег). Портреты с ярко выра­женной индивидуальностью для того времени были скорее исключением, чем правилом (портрет Фемистокла).

Рубеж ХIX-начала ХХ века, на первый взгляд, привел к отказу от создаваемых веками принципов портретной живописи: разруша­лись пропорции модели, вводились геометрические фигуры. Вни­мание сосредоточивалось на раскрытии сложной гаммы человече­ских переживаний, поэтому внешнее подобие оказывалось вторич­ным (творчество импрессионистов, кубистов, авангардистов и т. п.). Среди выдающихся мастеров этого периода - Э. Дега, А. Тулуз­Лотрен, М. Шагал, П. Пикассо. (слайд14-15)

В ХХ веке русский портрет отличается жанровым и стилевым разнообразием. Среди его авторов - живописцы М. Нестеров, И. Бродский и др.

3. Беседа по картине Леонардо да Винчи «Джоконда».

(Слайд17-18)

У ч и т е ль.

Только из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как вы думаете, что это за портрет? (Ответы учащихся.)

Джоконда! Это имя стало нарицательным.

Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих пор поражает людей? Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто смотрит на портрет, но она так и остается неразгаданной?

В предисловии к изданию «Избранных произведений» Леонар­до да Винчи искусствовед А. М. Эфрос писал, что Джоконда - это менее всего портрет супруги Франческо Дель Жокондо, а изобра­жение какого-то получеловеческого, полуземного существа, не то улыбающегося, но то хмурого. А еще А. М. Эфрос отметил, что Леонардо да Винчи ничего не делал спроста. У каждого его шифра есть ключ и что вот уже пять столетий никто этот ключ не найдет.

Некоторые авторы объясняют такое впечатление от лица Моны Лизы знаменитым леонардовским «сфумато». Крупный ученый, знаток истории и культуры итальянского Возрождения А. К. Джи­вигелов считает, что при помощи «сфумато» можно создать «живое лицо живого человека».

Что же такое «сфумато»?

Это итальянское слово означает: мягкий, неясный, растворяю­щийся, исчезающий. В данном случае это прием светотени, вве­денный в живопись Леонардо.

Но «сфумато» присутствует почти во всех картинах Леонардо да Винчи, да и в картинах других художников и, видимо, этого не­достаточно, чтобы объяснить столь необычное, «то улыбающееся, то хмурое», выражение лица Моны Лизы.

Крупный исследователь творчества Леонардо да Винчи М. А. Гу­ковский писал о Джоконде, что она сама вглядывается в зрителя, а не только зритель в нее, и что зритель чувствует себя неловко и тревожно под этим взглядом и в то же время не в состоянии отвес­ти глаз от замечательного портрета.

Итак, в лице Джоконды не только необычайное выражение, но это выражение все время меняется!

Следовательно, в лице Джоконды - движение. Но ведь всякое движение происходит во времени. А живописная картина статична ­она запечатлела какое-то мгновение!

Незадолго до смерти очень большой и почти парализованный Леонардо да Винчи с мучительными усилиями накладывал все но­вые и новые мазки на свою великую картину, ища, как придать ли­цу Джоконды все новые и новые противоречивые выражения, как достичь изменчивости выражения лица на одном и том же портре­те, то есть изменчивости во времени.

И он нигде не написал про свое последнее открытие - чуда, как не неподвижном лице портрета выражение все время меняется!

Вот так один портрет занимает уже многие и многие годы умы большого числа землян, пытающихся разгадать открытие великого ученого, художника, восхищает, изумляет зрителей, кого-то беспо­коит, тревожит.

А какое чувство вызывает у вас этот портрет? (Ответы уча­щuxся.)

4. Рассмотрение задач, стоящих перед художником при работе над портретом.

У ч и т е ль . Каждый художник-реалист обязательно должен уметь изображать человека в различных положениях, поворотах, движениях. Человек - главный объект интереса и изображения у художников.

В человеке же самое главное, самое выразительное - это его внешний облик и особенно лицо. Поэтому изучение художником человека традиционно начинается с рисования головы.

Конечно, некоторые любители и без всякой подготовки рисуют «портреты» своих знакомых, особенно в профиль. Иной раз полу­чается как будто даже и похоже. Но на самом деле эти рисунки, несмотря не некоторое сходство, остаются плоскими и мертвыми. Чтобы голова на рисунке была живой, чтобы художник мог изобра­зить ее в любом наклоне и повороте, он должен изучить ее анато­мию. Чтобы ясно понимать, чем и как образуется любая форма, он

должен развить свое художническое объемно-пространственное видение и овладеть правильной последовательностью изображения.

Изучение анатомии дает художнику представление о том, что является общим для всякой человеческой головы. Это служит ос­новой, эталоном для сравнения, для выявления того характерного, индивидуального, что выделяет каждую отдельную человеческую голову из миллиона других. А головы, действительно, все очень разные. Тут сказывается и возраст, и пол, и особенности строения черепа.

У ребенка, например, лицевая часть по сравнению со всем че­репом относительно мала, кости черепа слабо развиты, личико пухлое, гладкое, кожа нежна. С годами лицо удлиняется, четко оп­ределяются выступы подбородка, у глазных впадин появляются складки. В старческом возрасте костные выступы еще более выде­ляются. Мышцы становятся дряблыми, кожа морщинистой. Кроме того, у каждого человека уши, нос, глаза, губы имеют свои харак­терные особенности. Это все художник должен подметить. Конеч­но, сходство с оригиналом - первое и необходимое качество порт­рета. Но это, как говорят математики, условие необходимое, но не­достаточное. За внешними чертами человека мы должны угадывать, чувствовать мысли, переживания, внутреннюю жизнь изображенного. Мы должны чувствовать и отношение художника к нему. Только все это сделает изображение портретом, только это заставит нас вглядываться, вдумываться и волноваться, даже когда изображенные люди совершенно нам незнакомы.

Портрет - это художественный образ человека. В нем должна ощущаться конкретная личность с присущими ей, и только ей, осо­бенностями внешности, психологии, нравственного облика.

Портрет должен увековечить в истинном, правдивом, неиска­женном виде облик определенного реального человека. А как этого добиться? Копируя его? Нет, дело не в том, чтобы точно скопиро­вать внешность. Главное - передать сущность портретируемого.

Причем надо передать объект верно, но не «идеально», для чего можно раскрыть лишь определяющие черты оригинала.

Портрет не должен льстить оригиналу, «улучшать» его, а лишь стремиться изобразить его во всем многообразии подлинных черт. Выдающийся художественный критик В. Стасов писал: «Задача портретиста - не красоты и идеальности отыскивать, а представ­лять существующее, жизнь и природу, каковы они ни есть, со всей правдой и глубиной».

Поэтому великие художники в портретных произведениях при всей любви и уважении к тем, кого они изображали, не могли не увековечить их слабости, их отрицательные черты.

Физкультминутка

1.Упражнение для шеи.

Скрестив пальцы кистей, положить их сзади на шею (голову слегка наклонить вперед) и стараться разогнуть голову назад не­большими покачивающимися движениями. Руки, лежащие на шее, должны оказывать некоторое сопротивление. Таких движений сле­дует сделать 15-20, темп средний.

2.Самомассаж области плеч.

Правой ладонью круговыми движениями произвести растира­ние области левого плеча. Аналогичное растирание произвести ле­вой ладонью правого плеча. Вначале движения легкие, поверхно­стные, а затем с некоторым нажимом. Произвести 20 круговых движений на одном плече и столько же на другом.

3.Упражнение для рук.

Качающиеся движения полусогнутыми в локтях руками. Одна рука идет вперед, а другая назад, то есть примерно так же, как при беге. Сделать 20-30 движений, темп средний.

IV. Практическая работа .

Задание : изображение женских и мужских русских народных образов

(индивидуальная работа или создание общего панно), развитие навыков изображения человека. Обратить внимание на то, что фигуры в детских работах должны быть в движении, они не должны напоминать выставку одежд.

При дополнительных возможностях - изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной деревни.

Вариант задания : изображение сцен труда и крестьянской жизни.(слайд19-20)

Во время практической работы учитель делает Целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

V. Заключение

Итог урока.

1. Выставка работ.

2. Заключительное слово. Повторение и закрепление материала.

3. Анализировать урок..

Что мы повторили на уроке?

Чему вы научились сегодня на уроке?

Что было трудным? Что получилось, а что –нет?

Как бы вы оценили свою работу и работу своих одноклассников на уроке?

4.Сообщает оценки за урок.

У ч и т е л ь. В лучших ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки придали неповторимость вашим произведениям.

Домашнее задание : подобрать картинки –иллюстрации с изображением различных образов человека, пытаться описать состояние, внутренний мир, особенности, переживания изображенного