"Матильда" - фильм режиссера Алексея Учителя, вызывающий борьбу мнений. Премьера фильма "Матильда", к сожалению, может состояться в 2017 году. Мнение о фильме высказали митрополит Иларион (Алфеев) и епископ Тихон (Шевкунов).

После того, как в 2016 году вышел официальный трейлер фильма "Матильда", представители общественного движения «Царский крест» заявили об «искажении исторических событий» и «антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры», побудив обратиться в Генпрокуратуру Наталью Поклонскую, депутата Госдумы РФ, известную своим почитанием Николая II. Последняя полагает, что фильм "Матильда" содержит сцены, оскорбляющие чувства верующих, и заявляет о необходимости «не допустить нарушения чьих-либо прав», избегая как ограничений свободы творчества, так и посягательства на «конституционные права граждан». В декабре 2016 года сообщалось, что прокуратура затребует сценарий фильма "Матильда" в рамках проверки по запросу депутата Поклонской.

В январе 2017 года стало известно о поступлении в Общественный совет при Министерстве культуры России 20 тысяч подписей с требованием запрета фильма, выборочная проверка которых подтвердила реальное существование подписавшихся. Аналогичного значения достигло число официальных обращений против проката фильма на имя Натальи Поклонской.

В апреле 2017 года очередная комиссия, на которой настояла Поклонская, рассмотрев текст сценария и два трейлера, усмотрела в фильме навязывание зрителю ложного образа святого Николая II и оскорбление религиозных чувств верующих.

Наталья Поклонская собрала больше ста тысяч подписей против этого фильма. И подписались там еще 37 думцев. Депутатские запросы разослали в МВД, Генпрокуратуру и Министерство культуры.

"Надеюсь, будут услышаны позиции компетентными органами и будут приняты соответствующие меры в пределах полномочий, - выступила Поклонская. - Дабы защитить и не допустить нарушения прав людей, которые 11 месяцев стучатся и ждут реакции. А ведь в соответствии с законом прокатное удостоверение на фильм, снятый за государственные деньги, не может быть выдано, если он вносит раздор, разжигает рознь на религиозной почве. Это мы и наблюдаем. На это должен обратить внимание министр культуры, прокуратура России. Я уверена, что прокуратура стоит на страже народа и не допустит ущемления прав и оскорбления наших православных святынь. Даже с Украины поступают письма в защиту нашего государя. Наша история великая и государь – святой".

В стояниях приняли участие православные жители Петропавловска-Камчатского, Владивостока, Хабаровска, Иркутска, Омска, Екатеринбурга, Новосибирска, Тюмени, Бийска, Самары, Сызрани, Ростова-на-Дону, Волгограда, Владимира, Москвы.

Молитвенное стояние противников фильма - это гражданская акция, а не действие, организованное РПЦ.

Отношение к фильму "Матильда" в значительной степени связано с отношением к Русской Православной Церкви, святым людям, святой правде, исторической памяти и покаянию. Премьера фильма, к сожалению, может состояться тогда, когда нам нужно лучше осознать революционные кровавые события столетней давности. К сожалению, революция не осталась в прошлом, и не закончилась гражданская война, и не прекратилось предательское глумление над родными святынями.

Обсуждение: 15 комментариев

    В Московской патриархии считают ошибкой сбор подписей за запрет фильма Алексея Учителя “Матильда”, который организовала Ханты-Мансийская епархия. Об этом написал в фейсбуке Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. А Кадыров не побоялся, как патриарх Кирилл, своего босса Путина и попросил Мединского не показывать “Матильду” в Чечне. И прокуратура Симферополя предостерегла кинотеатры города от показа трейлера фильма Алексея Учителя «Матильда», сообщил адвокат режиссера Константин Добрынин.

    Первый замглавы правительства Дагестана Анатолий Карибов попросил Минкультуры запретить показ фильма Алексея Учителя «Матильда» в республике. ---- Похоже, мусульмане лучше понимают то, чего не хотят понимать "православные" Путин, Мединский и канцелярия патриарха.

    Режиссёр Алексей Учитель хочет выдвинуть свой фильм «Матильда» на главную американскую кинопремию «Оскар». Учитель подчеркнул, что предварительные показы фильма в Москве, Питере и Владивостоке позволят соблюсти правила Американской киноакадемии и пройти квалификацию на выдвижение от России. Чтобы претендовать на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» нужно, чтобы картина вышла в прокат до 1 октября. А главная премьера запланирована на 6 октября 2017 года в Мариинском театре.

    Как-то странно, что приходиться повторяться. Хорошо, тема с другой стороны - Ульянов-Бланк провозгласил: Почта, Телефон, Телеграф! вот что прежде всего нам надо взять в руки! Т. е. средства массовой информационной системы. В НАШЕ 21 века, вся эта система, плюс банковские карты и сами банки, под полным контролем сионистов, каковые и являются владельцами природных богатсв страны РОССИИ! А уж о СМИ и кинематографе сказать нечего!!! Сионистский ЦЕНЗ всегда перебивает "Конституцию" страны РОССИИ! Где находится "гарант"? Да на троне!!! На который его посадили сионисты и интересы которых он свято, согласно договорённастям - ОБЕРЕГАЕТ!!!

    Самая большая и, просто огромная проблема в том, что сионисты после захвата власти вооружённым путём (Государственным переворотом в октябре 1993 года) установили цензуру над всеми!СМИ!!! Сионисты взяли под свой контроль СМИ!!! А уж над кино в частности! Взять за пример сериал "Ликвидация", где Г. К. Жуков, трижды Герой Советского Союза, выставлен недалёким, кровожадным и просто антисемитом. В то же время Гоцман и бандюки с ворами Одессы, в подавляющем большинстве евреями, подаются как "невинные жертвы"репрессий "дурака" Жукова!

    "Мы выдали прокатное удостоверение на всю территорию России, на каждой территории работают прокатные кинокомпании, которые осуществляют показ в регионах", - пояснил директор Департамента кинематографии Вячеслав Тельнов и добавил, что исключить какие-то субъекты из прокатного удостоверения невозможно. Тем не менее органы исполнительной власти регионов, руководствуясь традициями и обычаями проживающих на их территории народов, могут самостоятельно определять целесообразность показа того или иного фильма. http://www.interfax-religion.ru/?act=dujour&div=160

    Москва. 10 августа. ИНТЕРФАКС - Спикер Федерации еврейских общин России Борух Горин считает правильной выдачу прокатного удостоверения фильму Алексея Учителя "Матильда" и призывает следственные органы заняться расследованием спекуляций вокруг национальности режиссера. "Поднимающие голову черносотенные антисемитские воззрения являются частью этой отвратительной кампании". http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=67894

    Возможно, на миллионы российских обывателей, для которых и состряпан сей рыночный продукт (по голливудскому рецепту, - пища для пипла-быдла), большее действие окажет сатирическое разоблачение пошлого кощунственного пасквиля.
    Несколько коротких ироничных фельетонов и остроумных карикатур, вброшенных в пространство интернета, сделают больше, чем сотни длинных публикаций, которые обыватель не читает.
    Например, на верхней картинке балеринка имеет головку г-на Учителя, а лица по сторонам - премьера Медведева и спикера Горина, а сверху из облаков на всё это смотрят СПОНСОРЫ...

    Поклонская обвинила Минкультуры в экстремизме после разрешения «Матильды»
    Должностных лиц Министерства культуры могут привлечь к ответственности «за нарушение закона о противодействии экстремистской деятельности» за разрешение показать «Матильду» в России, уверена депутат Наталья Поклонская.

    Магас. 11 августа. ИНТЕРФАКС - Глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров:
    "Мне кажется, фильмы, подобные тому, о котором мы говорим, должны проходить хорошую цензуру. По крайней мере, "Матильда" заставляет нас об этом думать. Не надо этого бояться. От этого демократия не спадает, а, наоборот, возвеличивается", - заявил Ю.Евкуров в интервью радио "Комсомольская правда".

    По его словам, с учетом существующих реалий нужно больше снимать фильмов, формирующих духовные ценности, патриотические взгляды и убеждения и приобщающих зрителей к культурным традициям страны. И в их основе должны быть любовь к Родине, любовь к истории. Для молодежи и о молодежи нужны фильмы. Поднять опять же темы уважения к старшим, заботы о младших. Поднять пласт межнациональных отношений. Вот это нужно сейчас! А - не "Матильда", - считает ингушский лидер.

    Он отметил, что усомниться в показе киноленты в Ингушетии власти заставило наличие в ней кощунственного отношения к российскому императору Николаю II.
    Как сообщалось, кинопрокатчик Ингушетии кинотеатр "Дружба" заявил, что откажется от показа фильма "Матильда" из-за наличия в нем сцен, "противоречащих религиозным канонам и традициям местных жителей, оскорбляющих чувства верующих, к какой бы конфессии они ни относились".

    Необходимо осознать корни того "творческого цеха", который представляют "учителя" и иже с ними. А также непосредственную связь этого цеха с распорядителями бюджета Российской Федерации. Русский композитор Леонид Леонидович Сабанеев в своей книге "Воспоминания о России" писал, что великие русские композиторы 19-го века вообще почти все совершенно были выходцами из дворянского класса, а в Московской консерватории почти весь преподавательский состав был сугубо национальным, то есть русским. То же самое можно сказать и про художников исторической России, писателей, поэтов, словом, про культуру Российской Империи. Она была русской. Переворот 1917 года изменил культурный пантеон страны. Так, на место русским Некрасову, Толстому, Достоевскому, Фету, Тютчеву, Гумилёву, Лермонтову, Бунину, Есенину, Лескову, Куприну, Тургеневу и многим другим пришли Маршак, Воознесенский, Эренбург, Пастернак, Гудзенко, Светлов, Заболоцкий, Бродский, Слуцкий и прочие. Русский дух был выхолощен из литературы и в целом из культуры страны. Уничтожение и высылка дворянского сословия повлекло захват "малым народом" литературы и искусства в СССР. Советская литература и кинематограф славили чекистов, вождей и их революцию, марксизм, и не допускала даже ростков русского национального самосознания. Поэтому они до сих пор продвигают через свои карьерные лифты в культуре своих людей и воюют с русской идеологией и русским духом. Святой император Николай Второй - главная их мишень, ибо он оберегал русский народ и русскую культуру от них, за что и принял мученическую кончину.

    Вчера митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин направил обращение к учредителю кинофестиваля «Меридианы Тихого» - Администрации Приморского края, (губернатору Миклушевскому В.В.), в Министерство культуры РФ, к членам Оргкомитета и Жюри XV Международного кинофестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого», в котором призвал не показывать провокационный фильм «Матильда», сообщает пресс-служба Владивостокской епархии.

    Митрополит Смоленский и Дорогобужский выпустил обращение о фильме «Матильда»

    В дни Успенского поста - время сугубой молитвы, хранения мира и целомудрия в сердцах наших, воздержания от раздоров и осуждения - мы вынужденно вовлечены в полемику вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда». <...> Честно ответим себе, вправе ли мы смотреть на фантазии, неправдоподобные образы, переживания, касающиеся личной жизни святых царственных страстотерпцев? Можем ли мы осмеливаться вступать в рассуждения о жизни святых, основываясь не на их подвиге, и даже не на исторических, документально подтвержденных фактах биографии, а на таких вымыслах? Достойны ли мы будем подвига наших святых предшественников, завещавших нам хранить Святую Русь с ее многовековыми религиозными и культурными традициями, сможем ли называть себя продолжателями славной истории нашей великой страны? Выполним ли мы свой отеческий долг, если допустим, чтобы эти вымыслы стали доступны нашему подрастающему поколению?

    Вот о чем мы должны помнить, когда будем делать свой личный свободный выбор: смотреть или нет этот фильм.

    Взирая на шумную, намеренно разжигаемую дискуссию вокруг фильма «Матильда», призываю вас помнить, что главный ответ христиан на возникающие угрозы - это подражание Христу в любви, великодушии и терпении ко всякому, творящему неправду. Именно так и первые христиане, и новомученики Церкви Русской одержали победу перед гонителями христианства… ИСИДОР,
    митрополит Смоленский и Дорогобужский,
    (сайт Смоленской митрополии)

    Лжешь, пес. Православие учит нас возлюбить истину и возненавидеть неправду. Ты проповедуешь РОЗОВОЕ православие. За гробом будешь отвечать перед св. Иоанном Златоустом, преп. Иосифом Волоцким, царем и псалмопевцем Давидом, пророком Илией и многими и многими избранниками Божиими. Сгинь, нечистая. Пшел туда откуда пришел.

    В год столетия кровавой катастрофы 1917 года, ставшей началом жесточайших гонений на Церковь и на всех верующих людей, вновь готовится удар по духовным основам нашего Отечества. Революция привела к зверскому убийству Всероссийского Императора Николая Александровича Романова и всей его невинной семьи. И вот теперь восстают силы, стремящиеся надругаться над памятью нашего Царя, уже прославленного вместе со своей семьей в лике святых Страстотерпцев. Это поругание намерены устроить создатели лживого и провокационного фильма «Матильда».
    Мы обратились к министру культуры РФ, губернатору и администрации Приморского края, учредившим кинофестиваль «Меридианы Тихого», к организаторам кинофестиваля, с просьбой отказаться от показа этого фильма. Однако пока они не намерены отказываться от демонстрации «Матильды» во Владивостоке.

    Мы выступаем против поругания имени святого Царя Мученика Николая и всей его святой семьи! Молим Господа, чтобы Он не допустил этого злодеяния! Чтобы Господь явил Свою милость нашему народу и всей стране Российской!

Приемлема ли цензура в изображении событий истории, где заканчивается свобода и начинается ответственность, об этом корреспондент «АиФ Оренбург» поговорил с руководителем отдела культуры Оренбургской епархии, ректором православной гимназии, режиссером городских концертов и спектаклей протоиереем Георгием Горловым.

Вера индивидуальна

Людмила Максимова, «АиФ Оренбург»: Отец Георгий, вы в курсе, о чем этот фильм. Какое возникло отношение к нему и тому, что происходит вокруг него?

Георгий Горлов: Какое может быть отношение к фильму, если я его не видел. Но есть отношение к факту появления этого фильма и к страстям, которые разгорелись вокруг него. Я уверен, что художник имеет права свободно говорить, думать, мыслить. Мы не имеем права ему что-либо запрещать, просто должны соглашаться или не соглашаться с ним. Так мы выражаем свое мнение. Но художник должен чувствовать и ответственность за свое творчество. Классик утверждает: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется?» А мне кажется, что в этом фильме есть некая сознательная попытка провокации со стороны режиссера. Когда человек берется за исторические фигуры, события, которые происходили в реальной истории, он должен быть все-таки более объективным. Здесь же с этим большая проблема. Меня смущают многие вещи. Хотя бы то, что на роль царя Николая II, которого мы чтим как страстотерца, выбирается актер с сомнительной репутацией (известен в обществе как актер порнофильмов). В сердце верующего человека сразу возникает неприятие. Как и вообще неприятна всякая попытка копаться в личной, интимной жизни любого человека, а уж тем более человека почитаемого и любимого многими людьми. Уважая свободу творчества художника, общество вправе рассчитывать и на ответственное и уважительное отношение к реальным историческим личностям и событиям.

С другой стороны не радуют выступления некоторых представителей православной общественности, доходящие порой до истерии и экстремистских призывов сжигать кинотеатры и т.д. Нет таких убеждений - ни в религии, ни в общественной жизни, - которые бы заставляли моего соседа жить по-другому, нежели он хочет, а жить так, как я хочу. Вера наша - глубоко индивидуальная вещь. Никто не говорит: иди и спасай народ. Христианство - это то, что обращается к внутреннему состоянию человека. Спаси себя сам, совершенствуй себя, а совершенствуя себя, мы совершенствуем и мир, который вокруг нас.

Фильм «Матильда» очень показателен сейчас, когда мы размышляем о столетии русской трагедии, разделения в обществе, которое привело к неисчислимым жертвам, бедам, морю крови. Та революция, которая началась в 1917 году, продолжается сто лет и до сих пор не закончилась. Мы не сделали самого главного - не примирились друг с другом. Нас мало, надо друг друга любить. Нужно друг друга беречь, уважать и, несмотря на собственные убеждения, стараться ради всеобщего покоя и всеобщего примирения чем-то жертвовать. Если мы начнем опять разъединяться, покоя и мира в стране не будет. Именно это больше всего меня смущает в этой дискуссии. Культурного, разумного обсуждения фильма нет. Как не существует вообще культуры дискуссии. Ничего не получится, если дать дальше развиваться конфликту и не погасить его общественным консенсусом и единением. Он может привести ко многому. Мы опять готовы воевать друга против друга, отстаивая непонятные идеалы. Помните, что Господь нас к этому не призывает.

Из радикального ислама?

С этим фильмом сложилась хитрая ситуация. Многие верующие уверены, что должны как-то отреагировать на оскорбление памяти царя и истории, а если они промолчат, то станут предателями и трусами…

Апостол Павел говорит: «Бог поругаем не бывает», так и святые Его поругаемы не бывают. Когда мы вступаем в богословские споры с пеной у рта, мы не защищаем Бога и его святых. Это они нас защищают. Есть, конечно, предел, через который нельзя переходить. Его переходили святые мученики, когда их заставляли отречься от Христа, а они пытались сохранить в своем Отечестве веру. Тогда они возвышали свой голос, но не брали в руки меч, а отдавали жизни.

Православие никогда не предполагает войну за веру. Господь сам смирялся и смирением своим дошел до смерти крестной и этим победил зло. Современная раздутая ситуация вокруг «Матильды», на мой взгляд, как раз пришла из примера радикальных исламских организаций, когда люди ради, казалось бы, проявления веры убивают другого человека. Вспомните историю с карикатурами на пророка Мухаммеда. Такое не может быть оправдано ничем. Поэтому хорошо, что так не вышло с этим фильмом. Пусть каждый взглянет на себя и проверит, какая у него вера. Я не говорю, что нужно переносить безропотно торжествующее зло, но есть закон, в рамках которого надо действовать. Призывать сжигать кинотеатры недопустимо. Это не только против закона человеческого, но, прежде всего, против закона Божия. Нигде Господь не говорит: измени другого человека, ударь его, чтобы он стал лучше, положи на прокрустово ложе. А ведь как хорошо, если бы все были одинаковыми. Но люди имеют различное отношение к тем или иным вопросам. У нас страна не только многонациональная, но и во многом еще атеистическая. Нужно уметь существовать как-то вместе.

Ко всему этому должно быть христианское отношение. Это хорошо показывает наше священноначалие. Мы должны помолиться за вразумление всех людей, которые совершают, на наш взгляд, не очень хороший поступок. Надо дать время, чтобы эти люди, которые посеяли конфликт, смогли покаяться в нем.

Фильм не опорочит царя

Насколько уважительными по отношению к создателям фильма являются молитвенные стояния или сборы подписей о запрете фильмов верующими, не теми, которые поджигают и делают противоправное. К тому же это подразумевает, что другие люди не могут сделать собственный выбор и оценить произведение искусства.

Опять же это принуждение призывать к запрету. Если мы вышли на молитвенное стояние, мы показываем свое личное отношение, что это мне не нравится, при этом не принуждая других людей поступать по-моему. Но тоже нужно принять два момента. Во-первых, фильм никак не может опорочить царя-мученика. Во-вторых, причисление к лику святых не значит, что человек всю жизнь был безгрешен и не мог совершать ошибок. Царя Николая признали святым по страданиям, которые он претерпел безропотно в конце своей жизни, умер за веру вместе со своими детьми. Это великий подвиг любви к Богу и любви друг к другу. Что угодно мне скажи о царе, мое отношение не изменится, потому что я читал дневники его и царицы. Надо историю любить и изучать ее, а мы все хотим историю судить, и каждый судит со своей точки зрения. Пора перестать быть судьями друг другу. Пора стать друг другу братьями. Братья прощают друг друга и стараются, чтобы в доме было хорошо, чтобы были порядок и мир.

- Как не допустить попадание людей под влияние радикальных движений, которые и привели к этим преступлениям?

Я думаю, что, прежде всего, духовным просвещением. Многие из тех людей, которые ходят в храмы, на самом деле, о вере своей истинного знания имеют не так много. Сегодня ведь все открыто. Но мы продолжаем жить какими-то не совсем каноническими вещами.Мы не читаем святых отцов, а читаем псевдоправославные газеты, из которых так и льются порой какие-то экстремистские вещи. Придаем внимание внешним явлениям, больше, чем внутренним. Мы не познаем основы веры, не учимся у Христа кротости и смирению. Основа фанатизма всегда отсутствие знания. Фанатизм - это мое личное представление о вере, а не сама вера. Сколько людей, которые сейчас устремляются в разного рода течения. Все хотят скоропознать и стать носителем истины. Это признак сектантства, когда себя считают просвещенными, а остальных - несмыслящими, которых надо просвещать и тянуть куда-нибудь, иначе они пропадут. Мне кажется, мы сатану больше боимся, чем Бога. Бога не любим. Начинаем ждать конца света, бояться ИНН, еще чего-то. Как сказано в апостольском послании, ничто нас не отлучит от любви Божией. Ни жизнь, ни смерть, ни болезнь, ни страх.

«В связи с моим интервью RT, в котором, в частности, шла речь о фильме “Матильда”, должен еще раз подчеркнуть, что высказанное мнение было моим личным суждением относительно этого фильма и никак не связано с официальной позицией Церкви и святейшего патриарха. Приношу свои извинения тем, кого ввел в смущение или заблуждение», - сообщил Волков РИА Новости.

Ранее Александр Волков в интервью RT высказался о фильме «Матильда» следующим образом:

«Я не стану пытаться формулировать какую-то официальную позицию, а выскажу своё суждение. Любой художник, который делает что-то, что он считает правильным и нужным, должен отдавать себе отчёт, что любое творчество - это ответственность. Перед зрителем, перед тем, к кому он это творчество обращает.

Алексей Учитель снял не камерный фильм для каких-то избранных зрителей, не кино для своих. Он снял кино для широкого проката. Это его художественная реплика, обращённая к населению нашей страны.

И ему, конечно же, нужно понимать, что восприятие его творчества может быть очень неоднозначным. Ему нужно быть к этому готовым. Почему сейчас, до выхода фильма на экраны, возникают негативные настроения? Надеюсь, что человек понимал, о чём и, самое главное, - о ком он снимает фильм.

Нужно отдавать себе отчёт, что наш последний император Николай II является не только исторической личностью, но и святым, прославленным церковью, является человеком, образ и святость которого несомненны для миллионов людей. Этот человек дорог для людей не только как историческая личность, но и как святой, близкий, родной сердцу конкретного человека. И здесь, конечно, нужно понимать, что этим фильмом режиссёр может задеть за живое очень многих людей.

Та реакция, которая есть, - это нечто в достаточной степени естественное. Фильм, очевидно, вызовет неоднозначную реакцию и не пройдёт незамеченным, в том числе и с негативной точки зрения.

Никто не заставлял Алексея Учителя снимать этот фильм. Он его снял и столкнулся с разнообразной реакцией. При этом, я думаю, что будет и позитивная реакция на фильм. Я уверен, что в нём есть и правильные, хорошие стороны.

Вы спрашиваете: должна ли церковь официально давать отповедь? Важно, чтобы оценка этого фильма, как и любого другого произведения культуры, не исходила из церкви, с амвона. Нужно категорически избегать, чтобы священник, стоя на амвоне, в проповеди говорил: вот это произведение хорошее, а вот это плохое, на этот фильм ходить нельзя, а туда идите жечь кинотеатры. Такое, конечно, невозможно.

Церковь не может из своего сакрального, священного пространства храма оценивать явления культуры. Каким бы ни был этот фильм, это всё же явление культуры, которое нужно оставить внутри этого культурного пространства и не пытаться это культурное пространство затянуть в церковь, и, наоборот, не пытаться церкви неестественным образом вступить внутрь этого культурного пространства.

Но, конечно же, церковь является организмом, в котором живут очень многие люди с диаметрально противоположными взглядами. Люди, которых объединяет лишь вера в Господа Иисуса Христа. Всё остальное вообще никак не соотносится у некоторых людей, нет никакого сходства. В главном они едины, а всё остальное, в том числе и взгляды на фильм, могут быть разными.

Нужно всем набраться терпения, когда этот фильм выйдет на экраны, чтобы была объективная его оценка. Набраться решимости принимать ту оценку, которая последует, и отдавать себе отчёт в том, что церковь - неоднородный организм. Священноначалие церкви не может просто взять и сказать: «Вот это вам должно нравиться, а вот это нет». Простые свободные люди могут высказывать свою точку зрения, это их право. Если они объединяют себя вокруг православия и говорят: мы, православные, считаем, что этот фильм недостаточно хорош или просто плохой, - то извините. Значит, принимайте их позицию.

Разумеется, в этом смысле, мы всегда стремимся к взвешенности и призываем людей не выходить за рамки приличия. В этом смысле, конечно же, нужно предостерегать людей от излишней агрессии. Но это такая болевая тема. Тем более что фильм снят в год столетия революции, в следующем году будет столетняя годовщина расстрела царской семьи, и эти даты очень значительны для многих наших сограждан.

Есть разница между сознательным эпатированием людей, карикатурным жанром, и высоким кинематографом, частью которого является Алексей Учитель. Это взгляд конкретного режиссёра, конкретного художника на тот или иной исторический аспект, и его попытка своими методами, своими инструментами, своим фильмом донести свою мысль до зрителей, а там - сознательное разжигание розни.

Я не думаю, что до этого может дойти. Несомненно, что наше русское искусство гораздо более адекватно и сознательно, и я уверен, что, каким бы ни был этот фильм, он не является карикатурой и сознательным искажением образа святого человека».

Фильм «Матильда» посвящен судьбе балерины Матильды Кшесинской, в которую был влюблен будущий Николай II. Премьера пройдет 6 октября в Мариинском театре Петербурга, а в широкий прокат картина должна выйти 25 октября.

Ранее депутат Госдумы Наталья Поклонская попросила Генпрокуратуру проверить картину. По ее словам, специалисты и ученые сделали комплексную экспертизу материалов фильма. Она показала, что созданный в «Матильде» образ не соответствует образу канонизированного РПЦ императора Николая II.

Мнения историков: Сценарий «Матильды» - вымысел самого дурного вкуса

Москва, 25 сентября. Сценарий фильма «Матильда», переданный несколько месяцев назад для рецензии двум известным российским историкам - президенту исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессору, академику РАН С.П. Карпову и научному руководителю Государственного архива РФ, заведующему кафедрой истории России XIX – начала XX века исторического факультета МГУ профессору С.В. Мироненко - подвергся с их стороны жесткой критике.

«Сценарий фильма «Матильда» не имеет никакого отношения к историческим событиям, о которых в нем повествуется, разве что только имена героев соответствуют действительности, и у наследника-цесаревича был роман с Матильдой Кшесинской. В остальном - сплошной вымысел самого дурного вкуса», - говорится в резюме заключения С.П. Карпова и С.В. Мироненко.

«Уже первая сцена вызывает улыбку и сильное недоумение. Матильда Кшесинская не взбегала на хоры Успенского собора Московского Кремля во время коронации императора Николая II, не кричала: «Ники, Ники!», а сам император не падал в обморок. Все это выдумка авторов сценария, воскрешающая в памяти строки из известного романа Ильфа и Петрова: «Графиня изменившимся лицом бежит пруду». Только у Ильфа и Петрова это гротеск и ирония, а в сценарии - суровая «правда» жизни героев, как она представляется автору», - продолжают профессора МГУ.

По словам историков, сценарий фильма наполнен выдумками самого дурного вкуса, не имеющими никакого отношения ни к реальным событиям, ни тем более к чувствам героев.

«Чего только стоит сцена, когда отец Николая император Александр III выбирает для сына любовницу из числа балерин Мариинского театра. Надо ли объяснять, что такая пошлость могла родиться только в голове у человека, не имеющего никакого представления о реальных отношениях в царской семье, да и в придворной среде», - отмечают С.П. Карпов и С.В. Мироненко.

Историки напомнили, что хотя император Николай II и императрица Александра Федоровна не были безгрешными людьми, в их жизни и отношениях не было места пошлости, которая имеется в сценарии фильма.

«В их жизни были разные ситуации, и их деятельность по-разному оценивается историками. Не было только одного - пошлости и грязи. А именно пошлость и грязь самого низкого пошиба автор сценария выдает за историческую истину», - подчеркивают в своем заключении профессора МГУ.

Комментарий митрополита Волоколамского Илариона в связи с обострением общественной дискуссии по фильму «Матильда»

Москва, 14 сентября. Ситуация, складывающаяся вокруг фильма «Матильда», к сожалению, напоминает ту, что развернулась некоторое время назад вокруг скандального французского еженедельника «Шарли Эбдо». Тогда нас всех пытались поставить перед дилеммой: вы с «Шарли» или вы с террористами, которые расстреляли сотрудников редакции? Сейчас нас пытаются поставить перед выбором: либо ты поддерживаешь «Матильду», либо ты с теми, кто призывает сжигать кинотеатры.

А как быть тем, кто не с одними и не с другими? Я, например, выступаю безоговорочно и категорически против любых призывов к насилию, любых угроз в адрес кого бы то ни было, будь то режиссер, актеры, прокатчики и т.д. Я также выступаю против запрета показа фильма, против возрождения цензуры по советскому образцу. Но в то же время никак не могу и не хочу становиться на сторону тех, кто этот фильм защищает.

В отличие от большинства участников полемики, я этот фильм посмотрел. Сейчас ведь говорят: не смотрели, так молчите, ждите, пока фильм выйдет в прокат. И обвиняют тех, кто высказывается против фильма на основании трейлера, в том, что они критикуют, не посмотрев. Я свое мнение о фильме высказал не на основании трейлера, а на основании просмотра его полной версии. Мое мнение обидело режиссера, пригласившего меня на предпросмотр, но покривить против совести я не мог. И отмолчаться тоже не мог.

В дискуссии вокруг фильма участвуют самые разные люди и группы людей. Но писем с выражением возмущения сегодня тысячи. Многие люди не понимают, зачем нужно было в год столетия революции в очередной раз публично плюнуть в человека, который был расстрелян вместе со своей семьей, с несовершеннолетними детьми. Годовщина революции - повод к молитве и поминовению безвинно пострадавших, а не к тому, чтобы продолжать оплевывать их память.

Не говорю уже о том, что для Церкви Государь император Николай Второй - страстотерпец, причисленный к лику святых. И Государыня императрица Александра Федоровна, представленная в фильме как истеричная ведьма, - тоже причислена к лику святых. На Царские дни в Екатеринбург собирается не менее ста тысяч людей, которые в течение пяти часов ночью идут крестным ходом от места его расстрела к месту его предполагаемого захоронения.

Выражаю надежду на то, что в год столетия трагических событий, обернувшихся многомиллионными жертвами для нашего народа, найдутся такие режиссеры, писатели и художники, которые смогут воздать должное памяти убиенного Государя.

В.Р. Легойда: Православные верующие не могут ставить под угрозу жизнь и здоровье людей

Москва, 11 сентября. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда заявил, что акты насилия, связанные с фильмом «Матильда» не могут исходить от верующих людей.

«Не только православному христианину, но и любому верующему человеку не придет в голову выражать свое несогласие с чем-либо способом, опасным для жизни и здоровья ни в чем не повинных людей», - заявил представитель Церкви.

«Будь то кинотеатр или автомобили в Москве, - все это говорит о духовном или душевном нездоровье», - добавил он.

«Позиция православной общественности, людей, которые молятся в связи с выходом фильма «Матильда» или направляют обращения в адрес тех, от кого зависит решение о прокате, и акты демонстративного насилия - явления из разных нравственных галактик», - подчеркнул В.Р. Легойда.

«Мы осуждали, осуждаем и будем осуждать действия псевдорелигиозных радикалов, какой бы религией они ни прикрывались, потому что подобные действия одинаково чужды мировоззрению любого верующего человека», - заключил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

А.В. Щипков: Расширяя границы свободы творчества, важно не наступить на то, что свято для других

Москва, 8 сентября. Выступая в эфире телевизионного шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия 1», первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ, доктор политических наук А.В. Щипков отметил, что отсутствие границ свободы творчества неизбежно приводит к попранию чувств других людей.

«Мы постоянно обсуждаем границы свободы. Но правильнее было бы обсуждать другую проблему - проблему отсутствия границ. Когда мы начинаем обсуждать отсутствие границ, у нас расширяется видение, мы начинаем говорить о том, что границы дозволенного в искусстве бесконечны, что границы провести как бы невозможно», - заявил А.В. Щипков.

«Если границы в творчестве и в искусстве бесконечны, то они неизбежно наступают на вещи, которые святы для других людей», - добавил он.

Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ напомнил, что хотя фильм «Матильда» и не несет прямой физической угрозы, его выход на экраны вызовет болезненную реакцию со стороны тех, кто почитает царя Николая II.

«Здесь, конечно, речь идет про фильм, который, в принципе, никого не может убить, покалечить. Но на самом деле может, потому что мы говорим о личности, к которой огромное количество граждан нашей страны испытывает особое отношение. Когда творец, художник начинает расширять свои границы дозволенного, он наступает на то, что свято для других» - заключил А.В. Щипков.

Как «Матильда» стала самым скандальным фильмом перед выходом в прокат

Съемки картины под рабочим названием «Матильда» начались в июне 2014 года, «но, как и было предусмотрено графиком, прерывались несколько раз из-за занятости исполнителей и ожидания натуры», говорится на сайте студии Rock Films. В 2015 году работа возобновилась, осенью 2016 года съемочная группа планировала выпустить фильм на экран.

20 апреля 2017 года. С критикой сложившейся вокруг фильма ситуации министр культуры Владимир Мединский, который назвал ситуацию «вакханалией демократии».

«Это вакханалия демократии. Как можно судить фильм, который никто еще не видел?»

25 апреля 2017 года. Первый замминистра культуры Владимир Аристархов , что при выдаче разрешения на прокат фильма «Матильда» выводы экспертного заключения учитываться не будут, а премьер-министр Дмитрий Медведев чиновников не вмешиваться в творческий процесс создания произведений культуры и искусства и не объяснять художнику, что он должен делать.

«Если мы снова не хотим вернуться во времена, когда культура жестко регламентировалась сверху, то нам всем это нужно учитывать, в том числе чиновникам, политикам. Вообще любому облеченному властью человеку нужно подавлять в себе соблазн объяснять художнику, что он должен делать».

2 мая 2017 года. РПЦ выступает с новой критикой фильма, глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион его «кощунственным» и «апофеозом пошлости».

«Речь идет, как мне кажется, о нашем национальном достоянии, о нашей истории. Мы не должны плевать в свою историю. Мы не должны людей такого уровня и такого масштаба, как последний русский император, подвергать вот такому публичному унижению».

В том же году депутат от КПРФ Валерий Рашкин обратился к руководству ФСБ с запросом о деятельности движения. По мнению ответила депутат.

1 августа 2017 года. В Москве прошло молитвенное стояние против «Матильды». Выйти на стояние накануне призвала депутат Наталья Поклонская.​ На мероприятии собрались 500 человек, которые молились «за вразумление создателей такого «кино».

8 августа 2017 года. Глава Чечни Рамзан Кадыров министру культуры Владимиру Мединскому письмо с просьбой не допустить показа фильма «Матильда» на территории республики.

«Чтобы жить с честью, надо помнить свою историю, гордиться и почитать тех, кто сражался за нас. Эта память священна и благородна. Мы, потомки победителей, должны не только свято чтить память о защитниках Родины, но и воспитывать молодое поколение в духе уважения к своей истории. Прошу вас исключить Чеченскую Республику из прокатного удостоверения на показ фильма «Матильда».

Учитель Кадырова лично посмотреть фильм, прежде чем просить его запретить.

На следующий день Министерство культуры просьбу о запрете фильма от властей Дагестана.

10 августа 2017 года. Министерство культуры показ фильма зрителям старше 16 лет на всей территории России. Наталья Поклонская в решении Министерства культуры основание для привлечения сотрудников министерства к ответственности «за нарушение закона о противодействии экстремистской деятельности». У властей регионов между тем осталось право ограничить демонстрацию «Матильды» на своей территории. Кроме того, это могут сделать прокатчики: так, единственный кинопрокатчик в Ингушетии отказался ​показывать фильм из-за фрагментов, оскорбляющих религиозные чувства верующих.

Алексей Учитель к министру внутренних дел и главе ФСБ, потребовав от них обеспечить после нападения на его студию в Петербурге свою безопасность, а также безопасность зрителей, которые ждут премьеры фильма «Матильда».

4 сентября 2017 года. «Первый канал» объявил, что показывать четырехсерийную версию фильма. Незадолго до этого режиссер , что в 2019 году на телеэкраны выйдет сериал на основе «Матильды», но не уточнил, на каком именно телеканале планируется премьера.

Утром 4 сентября в Екатеринбурге в фойе кинотеатра микроавтобус, нагруженный бочками с бензином и газовыми баллонами, после чего в здании начался . По словам очевидцев, после столкновения из машины выбежали два человека, один из них бросил в здание «коктейль Молотова». Подозреваемый в поджоге мужчинаотменен «по техническим причинам». «Показ переносится на 25 октября 2017 года, 18:00», — указано на сайте.

В этот же день у офиса адвоката Учителя Константина Добрынина две машины. На месте поджога были разбросаны листовки «Гореть за Матильду». О случившемся