Ничего нового для любителей М.А. Булгакова я не напишу, подобные темы поднимались сотни раз, просто подборка фотографий из многочисленных поездок по Москве с небольшими комментариями и цитатами.

"Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина."

А, кстати, почему Воланд впервые появляется именно здесь, а, скажем, не в Орехово-Борисово? История гласит, что в древности это место называлось Козьим болотом, где паслись козы, а козёл, как известно, является символом дьявола. А ещё в более глубокой древности, когда и Москвы-то никакой не было, здесь на болоте располагалось капище одного из древних языческих богов, которому приносились кровавые жертвы, местами человеческие, и жертвам отрезали головы... Правда это или нет, уже никто не скажет, история наука очень неточная.

Намного позже уже в 17 веке патриарх Иоаким место это освятил, болото осушил и приказал расположить тут три пруда, два из которых потом были засыпаны, и остался всего один, который потом был переименован в Пионерский. Но москвичи до сих пор говорят "Патриаршие".

Вот этот ресторанчик, который на моей памяти постоянно меняет название, неразрывно связан с Патриаршими и фигурирует во многих фильмах, например, в фильме "Мур есть Мур три" здесь располагают кафе "Привал странников".

И когда нечистая сила во всех фильмах или на рисунках шастает по прудам, этот ресторанчик так или иначе мелькнёт.

"Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной."

Конечно, скамейки располагаются лицом к пруду, чтобы люди им любовались. Наша парочка сидела на одной из этих скамеек, скорее всего на ближайшей, потому что она ближе всего к ларькам.

Теперь уже над ней повесили предупредительный знак, чтобы люди не были такими доверчивыми.

За их спинами располагалась Малая Бронная.

Но они никак не могли сидеть спиной к Патриаршим, как можно увидеть в сериале Владимира Бортко.

Я полагаю, что художники изображали неправильно стоящие лавочки по одной простой причине - чтобы были видны и лица персонажей, и пруд.

"Берлиоз не стал слушать попрошайку и ломаку регента, подбежал к турникету и взялся за него рукой. Повернув его, он уже собирался шагнуть на рельсы, как в лицо ему брызнул красный и белый свет: загорелась в стеклянном ящике надпись "Берегись трамвая!". Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал."

Вот это место, перед домом "Патриарх".

Если стать лицом к Крылову, турникет находился справа от него.

Ходил там трамвай или не ходил, но безусловно мог. Скажем вот такой.

А сейчас трамвай "Аннушка" ходит по Чистым прудам.

Прототипом Аннушки была соседка Булгакова из комнаты напротив, бич всей коммунальной квартиры №50 - склочная, сварливая и скандальная Анна Горячева, которую все называли «дура с Садовой».

"Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Дом назывался "домом Грибоедова" на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя - Александра Сергеевича Грибоедова. МАССОЛИТ разместился в Грибоедове так, что лучше и уютнее не придумать."

"Дом Герцена" находится по адресу Тверской бульвар, д.25. Здесь в 1812 году родился А. Герцен, который провел в доме первые 5 месяцев своей жизни. Сейчас здесь расположен Литературный институт имени Горького. А ранее здесь была Российская и Московская ассоциации пролетарских писателей. Здесь выступали А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский. Кроме этого, в здании находились литературный музей и ресторан. Во дворе здания был открыт памятник А. Герцену работы скульптора М.И. Мильбергера.

Теперь найдём театр "Варьете", который фигурирует в романе. Сейчас здесь Театр Сатиры. В начале века на этом месте был цирк Никитиных, который позже превратился в Мюзик-холл. Если перейти на другую сторону Садового, мы увидим торчащий из серой бетонной коробки купол прежнего цирка.

Именно из-под этого купола сыпались когда-то волшебные червонцы.

К Театру Сатиры вплотную примыкает небольшой сад «Аквариум». В него выходили окна кабинета финдеректора Римского. В саду нам тоже может померещиться какая-то чертовщина с рогами, но это всего лишь безобидный фонтан "Сатир".

Но для нас наибольший интерес представляет туалет в углу сада. Именно здесь Азазелло и Бегемот сперва лупят, а потом похищают Ивана Савельевича Варенуху.

"Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела под кремлевской стеной на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж."

Лавочку, где Маргарита познакомилась с Азазелло, точно вычислить невозможно, но наверняка в Александровском саду лицом к Манежу.

Но уж никак не возле Новодевичьего монастыря, откуда Манеж не может быть виден.

А вообще, не знаешь точно место, рисуй просто травку и не ошибёшься.

В теме были использованы иллюстрации Елены Мартынюк, Жана Лурьё и "Ретроателье". Возможно, кого-то я не упомянул, но найти авторов уже не представляется возможным.

Человек, впервые решивший найти в Москве Патриаршие пруды, будет сильно озадачен. Придя по указанному адресу, он обнаружит всего-навсего один пруд, окружённый небольшим и довольно чистым парком. Тихое место, практически в центре города, словно создано для прогулок и неторопливых бесед в тени деревьев.

Немного истории

До XVII века на месте прудов находилось болото, а неподалёку разводили коз, шерсть которых поставлялась к царскому двору. Сегодня от Козьего болота остались лишь названия переулков – Малый и Большой Козихинский. Это живописное место и выбрал в качестве своей резиденции патриарх Гермоген. Патриаршая слобода стала одной из самых богатых в городе. Она существенно разрослась, были возведены три церкви, увеличилось количество жилых построек. А в 1683 году уже патриарх Иоаким распорядился осушить болота и вырыть три пруда, в которых можно было бы разводить рыбу для патриаршего стола. Такие пруды можно найти по всей Москве. В Патриарших разводили самые простые сорта рыбы, а, например, в Пресненском – дорогие сорта, которые подавали к столу на праздники.

Потом патриаршество пришло в упадок, слобода перешла в руки к другим хозяевам, а пруды за ненадобностью были заброшены и заболотились. В начале XIX века было решено ликвидировать вновь возникшие болота. Пруды засыпали, пощадив только самый большой, который привели в порядок, вычистили, облагородили и разбили вокруг маленький красивый сквер, который так и назывался поначалу «Бульвар Патриаршего пруда». А «Три прудка», на которых когда-то шла оживлённая рыбная ловля, не канули в Лету бесследно. Они дали имя Трёхпрудному переулку, где родилась Марина Цветаева. Она с большой любовью описала своё детство, проведённое в этом переулке в романе «Мой Пушкин».

Патриаршие пруды являются неотъемлемой частью литературной жизни дореволюционной Москвы. На многолюдный и очень популярный у москвичей каток приводил своих дочек Лев Толстой. Сюда же он поместил героя своего романа «Анна Каренина» Левина, который в отчаянии искал здесь Китти. Гуляя по аллее, заслушивался соловьями его тёзка А. Н. Толстой. Ну а знаменитый роман «Мастер и Маргарита» превратил Патриаршие пруды, в очень знаковое место. До сих пор ходят слухи, что неспроста именно здесь первый раз появился Воланд, а Аннушка так некстати разлила масло. Говорят, что нечистая сила, обитавшая на болотах продолжала строить козни жителям Патриаршей слободы даже после того, как Иоаким безуспешно пытался её оттуда изгнать.

Начало XX века ознаменовалось активной застройкой прилегающей к прудам территории. Были возведены самые крупные дома и особняки. После революции, в 1924 году, была сделана попытка переименования прудов в Пионерские, но название так и не прижилось. Зато памятники советской архитектуры, такие как знаменитый Дом со львами (резиденция для высших военачальников СССР) в Ермолаевском переулке, будут ещё долго напоминать о советском прошлом Патриарших прудов.

В 1974 году на бульваре появился памятник И. А. Крылову. Знаменитый баснописец представлен скульпторами А. А. Древина и Д. Ю. Митлянского в окружении двенадцати своих самых известных персонажей: мартышка с очками, ворона с кусочком украденного сыра, лающая Моська и др.

А в 1986 году было решено восстановить на берегу декоративного пруда павильон, который находился на этом месте в 1938 году. От старого павильона были заимствованы не только внешний вид и архитектурные особенности, но и вполне осязаемые рельефы, модули и уникальная лепнина.

Патриаршие сегодня

В 2003 году была проведена крупномасштабная реконструкция Патриарших прудов и окружающего их парка. Водоём в который раз вычистили, берега укрепили и в пруд запустили долгожданную рыбу. Кроме рыбы, в пруду живут утки и лебеди, которых в летнее время с удовольствием подкармливают москвичи. В сквере была произведена замена деревьев, дорожки вымостили брусчаткой и тротуарной плиткой, установили лавочки и новые мачты городского освещения. После этого пруд, павильон и парк стали объектами культурного наследия. Теперь они охраняются государством.

В 1999 году на Патриаршем пруду планировали установить памятник Булгакову, представляющего собой скульптурный ансамбль из сидящего на берегу писателя и героев его романа. По воде к Булгакову должен был идти Иешуа Га-Ноцри, вокруг пруда на берегу сидели бы Мастер и Маргарита, Коровьев, Азазелло, Бегемот и другие. Стоимость проекта и многочисленные протесты местных жителей вынудили от него отказаться.

Сегодня Патриаршие пруды – излюбленное место для прогулок. В зимнее время на пруду можно покататься на коньках, летом – перекусить на берегу пруда, взяв вкуснейших пирожных из соседних кафе.

Весь парковый комплекс занимает 2,2 гектара, их которых дорожкам и площадкам отведено 6323 м2, а зеленым насаждениям – 7924 м2. Площадь самого пруда на сегодняшний день составляет 0,0099 км2, а его глубина достигает 2,5 метров.

Как добраться

Патриаршие пруды находятся на территории Пресненского района Центрального Административного округа. С севера он ограничен Ермолаевским переулком, с юга – Большим Патриаршим переулком, с запада – Малым Патриаршим переулком, а на востоке проходит Малая Бронная улица. Точный адрес : Большой Патриарший пер., 7/1. Чтобы попасть на Патриаршие пруды, надо выйти из станции метро Маяковская в сторону Большой Садовой улицы, пройти по ней прямо мимо сада «Аквариум» до пересечения с Малой Бронной улицей и свернуть налево. Если идти от станции метро Тверская, то выходить надо в сторону Большой Бронной улицы. По ней идти вниз до Малой Бронной, а потом направо. Заблудиться в переулках Старой Москвы невозможно, так или иначе, дорога приведёт к знаменитым Патриаршим прудам.

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Не могу отказать себе в удовольствии начать рассказ о поездке на день рождения Булгакова с этого предложения, как бы банально это ни выглядело. Однако данная фраза весьма точно описывает реальное положение вещей: в Москве мы первым долгом появились именно на Патриарших, и к закату как раз успели, и был этот весенний закат действительно жарким, да и нас с Олей было ровно двое. Так что позвольте уж мне оставить такое вступление.

Идею посетить Москву в день рождения Михаила Афанасьевича я вынашивал еще с прошлого визита в дом 302-бис. В этом году такая возможность, наконец, появилась, и меня не остановило даже то, что на то же пятнадцатое мая в Ростове оказалась запланирована встреча выпускников Университета: грандиозная гулянка на поляне перед Физфаком, на которую съезжаются выпускники РГУ (а теперь и ЮФУ) со всей России. И хотя этот шабаш случается раз в два года (то есть, вдвое реже, чем день рождения Булгакова), я, как вы понимаете, выбрал Москву.

В путешествии Булгаков нам явно благоволил. Взять хотя бы погоду. Синоптики всех погодных сайтов в один голос уверяли, что на протяжении наших пяти московских дней будет лить непрерывный дождь с грозой. На самом же деле было сухо и солнечно, лишь иногда небо заволакивали тучи. Впрочем, однажды дождь все же пошел (видимо, сдерживаться все пять дней стихия все же не могла), но выбрал для этого именно тот единственный вечер, когда мы решили отвлечься от Булгакова и погулять по Измайловскому парку.

Итак, позвольте мне рассказать вам о нашем визите в булгаковскую Москву.

Раз уж мы вслед за Булгаковым начали свой рассказ с Патриарших прудов, давайте остановимся на них подробнее, тем более, что место это весьма примечательное и непростое. Вид с противоположного берега на аллею, где появился Воланд. Смотрите, сколько людей сидит у воды

Неслучайно именно этот уголок Москвы выбрал Воланд для своего появления в Советской России. Похоже, сцена на Патриарших очень нравилась Булгакову: роман трансформировался, переписывался, сокращался и дополнялся, менял сюжет, и, кажется, лишь одно оставалось в нем неизменным – появление дьявола на Патриарших прудах. Отчего же Воланд предпочел явиться именно здесь? Ответ на этот вопрос можно найти, немного покопавшись в истории этого района Москвы.

Оказывается, до семнадцатого века на месте прудов с таким красивым названием было болото, прозванное Козьим: в этих местах пасли скот Козьего двора. Козы, как известно, издревле ассоциируются с чертом – вот и болото пользовалось у жителей дурной славой. Из поколения в поколение пастухи передавали легенду, что иногда в стаде светлых коз появляется черный козел, и тогда жди беды. Поговаривают даже, что название болота происходит не от коз, а от козней, чинимых нечистой силой обитателям сих мест. А еще я читал (не знаю уж, правда это или нет), что в самой глубокой древности, еще до того, как появилась Москва, в этих болотах приносили жертвы своим богам язычники. В особо торжественных случаях жертве – внимание – отрезали голову.

В семнадцатом веке войну нечистой силе объявил патриарх Иоаким. Он освятил это место, а для осушения проклятых болот по его приказу были вырыты три пруда, получившие название Патриарших. Однако с упадком Патриаршей слободы пруды забросили, а в начале девятнадцатого века и вовсе засыпали, оставив в качестве декоративного лишь один из них. Но, несмотря на то, что пруд остался лишь один, даже сегодня его по привычке называют во множественном числе – Патриаршие. И, несмотря на старания патриарха, район пруда по-прежнему сопровождает слава места, где очень легко встретиться с нечистой силой.

В двадцатых годах прошлого века Советская власть в рамках борьбы с религией переименовала пруды в Пионерские (ничего патриаршего, понятно, не должно было встречаться в Советском Союзе), однако Булгаков со свойственным ему консерватизмом упрямо продолжает именовать их по-старому. И, как видите, не отступает от традиций, заставляя своего дьявола появиться в привычном месте – там, где когда-то было Козье болото.

Сегодня Патриаршие пруды тесно и неразрывно ассоциируются с «Мастером и Маргаритой». Каждый день в скверике, разбитом вокруг пруда, можно встретить поклонников романа, которые ищут скамейку, где майским вечером Берлиоз на свою беду заговорил с неизвестным в сером костюме, и пытаются отыскать трамвайные рельсы, на которых спустя короткое время и расстался с жизнью председатель МАССОЛИТа.

Кстати, о рельсах. Любой желающий может пройти через пересечение Бронной и Ермолаевского и убедиться, что трамвайных путей, описанных в романе, там нет и в помине. Однако при определенном везении трамвай на этом перекрестке можно увидеть и сегодня.

Это трамвайчик булгаковского музея, на котором поклонники писателя могут совершить экскурсию по следам романа. Прокатились на нем и мы, но об этом позже.

Но как же обстояло дело с настоящим трамваем в тридцатых годах? О, это одна из булгаковских загадок, над которой уже не первое десятилетие бьются поклонники «Мастера и Маргариты». Трамвай был, страстно бьют себя в грудь одни булгаковеды. Трамвая не было, с не меньшим пылом доказывают другие. Если бы вы, друзья мои, узнали, сколь масштабные изыскания посвящены этому, казалось бы, несущественному вопросу, пожалуй, не поверили бы. Ученые опрашивали невероятное количество старожилов: да, ходил трамвай, утверждали одни (как правило, читавшие роман). Нет, точно не было, уверяли другие (по большей части, с романом незнакомые). Булгаковед Леонид Паршин, и сам в свое время занимавшийся этими опросами, однажды иронически заметил, что, основываясь на подобных воспоминаниях при должной сноровке можно за пару дней собрать подробные и взаимоувязанные воспоминания о том, как однажды в Патриаршем пруду из-за навигационной ошибки всплыла подводная лодка. Итак, нужны более веские доказательства. И исследователи с головой погружались в старые транспортные схемы и маршрутные справочники столицы. Малую Бронную вдоль и поперек исследовали эхолокатором (или как там называется эта штука), чтобы найти закатанные в асфальт остатки рельсов. На прилегающих к дороге стенах домов скрупулезно изучались старые крючья и петли, могущие служить креплением растяжек для трамвайных проводов. Из архивов на свет божий вытягивались старые карты Москвы с прочерченными трамвайными путями. Анализировалась целесообразность постройки трамвайной линии с точки зрения тридцатых годов. Находились неопровержимые доказательства существования трамвая, которые тут же разбивались столь же неопровержимыми доказательствами отсутствия оного.

Трамвай был, но не пассажирский, а грузовой. Нет, не грузовой, а именно пассажирский, но пассажиров он не возил, а оставался в районе пруда на стоянку в ночные часы. Трамвайный маршрут работал там несколько лет. Нет, не лет, а всего несколько месяцев. Да что вы, не было его вообще, не было! Ну как же! Давайте вспомним слова Булгакова: «Что видишь, то и пиши, а чего не видишь, писать не следует». Нет, лучше вспомним другие: «Я – мистический писатель». Словом, голова кругом.

Во время экскурсии (между прочим, на том самом трамвайчике) сотрудники музея в качестве аргумента в защиту непридуманности трамвая показывают фотографию, на которой запечатлены якобы раскопанные на Патриарших рельсы. Вот она:

Отыскав это фото в интернете, я убедился, что почему-то его и в самом деле часто приводят в качестве доказательства существования трамвая. На самом же деле, во-первых, не представляется возможным проследить происхождение этого снимка, и совершенно не ясно, где и когда он сделан, а во-вторых, рельсы, которые мы на нем видим, совсем не обязательно именно трамвайные. Так что, боюсь, вопрос о существовании трамвайной линии на Патриарших прудах остается открытым.

Раз уж мы заговорили о трамвае, выскажу и я некоторые свои соображения по этому вопросу. Во-первых, не стоит забывать, что мистический, по его собственным словам, писатель Булгаков писал фантастический роман. Время и пространство там нелинейны, они сплетены в причудливые кружева, пытаться расплести которые в прямую нить – значит губить узор, филигранно вытканный Булгаковым.

Отвлечемся на минуту от трамвая и поговорим о том, как написана книга в целом. Возьмем, к примеру, время действия романа.

– А число? – пискнул Николай Иванович.
– Чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной, – отозвался кот.

Запомните, друзья мои: никогда не стоит верить людям, утверждающим, что знают год, в котором шайка Воланда посетила Москву. В романе можно найти явные указания как на 1929-й, так и на все прочие годы следующего десятилетия. Хотя в ранних рукописях «Мастера и Маргариты» и присутствовала датировка (меняющаяся, тем не менее, от редакции к редакции и заглядывающая даже в будущее, в сорок третий год), но к концу работы над романом Булгаков все точные указания на время действия со страниц изгнал. Действие романа происходит как будто сразу в каждом году тридцатых, и если вы попытаетесь отнести его к конкретному году, я, не сходя с места, назову вам с десяток аргументов в пользу других лет . У событий, описанных в «Мастере и Маргарите», нет конкретной даты: роман размазан во времени, как электрон в пространстве.

Кстати, о пространстве: та же история в романе и с ним. Пространство комбинируется, сливается и перетекает само в себя. Самый очевидный пример этого – пресловутая нехорошая квартира, в которой вольготно разместился Воланд с присными. Номер квартиры – пятьдесят – указывает на реальную квартиру в доме на Садовой, где жил сам Булгаков в начале двадцатых. Планировка же ее соответствует скорее квартире номер тридцать четыре того же дома, куда Булгаков перебрался позднее. От пятидесятой квартиры в романе осталась Аннушка (соседка Булгакова, описанная весьма точно), от тридцать четвертой – интеллигентные хозяева. Почему бы Булгакову не провернуть тот же фокус и с Патриаршими прудами? Эта, в общем-то, тривиальная мысль пришла мне в голову во время прогулки по Чистым прудам, в тот момент, когда я увидел трамвай, несущийся вдоль решетки сквера. Свою теорию я тут же окрестил «патриарше-чистопрудным дуализмом». Оставалось проверить, ходил ли трамвай около Чистых прудов в момент написания романа. Найти карту Москвы тридцатых оказалось несложно, и я убедился: ходил, еще как ходил. Даже сегодня у Чистых прудов проходит маршрут «А» – знаменитый трамвай «Аннушка». Так почему Патриаршие пруды у Булгакова не могли позаимствовать некоторые черты Чистых?
А чья это отрезанная голова слева у ног публики?

Если же вы все равно не согласны со мной, предложу вам версию попроще. Помните, выше я говорил, что в ранних редакциях, в начале тридцатых годов, присутствовало указание на грядущий 1943 год как на возможное время действия романа? А что в романе трамвайная линия названа новопроложенной, помните? Что ж, если пишешь книгу о будущем, тут уж своя рука владыка: прокладывай рельсы, где хочешь.

Кстати, несколько лет назад, когда обсуждались проекты памятника Булгакову (какового памятника, заметим, до сих пор в России нет), у одного из художников родился вот какой замысел: воссоздать фрагмент трамвайных путей, турникет и булыжное мощение на месте гибели Берлиоза. Вот это, по-моему, было бы здорово! Но, увы, не сложилось, и до сего дня рельсов у пруда нет.

Раз уж мы заговорили о проектах памятника Булгакову, нельзя обойти вниманием вариант, задуманный скульптором Александром Рукавишниковым. Он предложил соорудить целый скульптурный ансамбль на Патриарших: по водной глади пруда шествует Иешуа Га-Ноцри, окруженный разрушенными колоннами, символизирующими не знаю что. За удаляющимся Иешуа наблюдает прокуратор Понтий Пилат, у ног которого находится верный пес. Кроме них, по замыслу скульптора, на берегу можно было бы встретить и прочих героев романа: Бегемота, Фагота-Коровьева, Азазелло, и, конечно же, Мастера с Маргаритой. Венцом же должен был явиться фонтан в виде примуса двенадцати метров в высоту. А на все это безобразие взирает сидящий на скамейке в тени лип бронзовый Булгаков.

Нет, сама по себе идея создать такой скульптурный парк мне очень даже по душе, а примус-фонтан вообще приводит меня в восторг. За одним «но»: если речь не идет о Патриарших прудах. Я не одинок во мнении, что лучший памятник Михаилу Афанасьевичу – оставить Патриаршие в том виде, в котором они описаны в романе, не втыкая посреди водоема бронзового Иешуа, да еще окруженного непонятными колоннами. И портить пейзаж двенадцатиметровым (выше трехэтажного дома) примусом тоже, мне кажется, не следует. Вот самого Булгакова можно аккуратно посадить в тенистом углу сквера любоваться водной гладью, только Рукавишников отказывается дробить свой скульптурный ансамбль: или все, или ничего. Что ж, москвичи выбрали из двух зол меньшее, и ни Булгакова, ни примуса на Патриарших не оказалось.

Те же скульптуры, которые Рукавишников уже успел изготовить, вот уже сколько лет пылятся во дворе его мастерской, позади дома книги на Новом Арбате. Поклонники Булгакова ходят смотреть на них через забор, и в один голос жалуются, что забор этот мешает не только приблизиться к скульптурам, но даже толком их сфотографировать.

Впрочем, как я уже говорил, на протяжении нашего путешествия Булгаков относился к нам с явным расположением, принимая в Москве как у себя в гостях. Вот и отправившись взглянуть на скульптуры, мы неожиданно обнаружили ворота во двор мастерской открытыми, чем не преминули воспользоваться. Стоявший посреди дворика плотный мужчина (очень возможно, самим Рукавишниковым и бывший) с недоумением смотрел, как мы хозяйничаем во дворе, но мешать не мешал.

Вне Патриарших прудов скульптуры нам очень понравились.

Чаще всего в интернете можно встретить фотографию той из них, которая изображает неразлучную парочку: клетчатого гражданина жокейском картузе и невысокого толстяка с примусом.

Рожа у толстяка и в самом деле кошачья.

А у Фагота – глумливая.

Заглавной же паре повезло меньше: их окружает буйная зелень, оттого сфотографировать их из-за забора затруднительно. Нам же фортуна улыбнулась, и мы со всех сторон смогли рассмотреть застывших в вечном объятии Мастера, облаченного в больничную пижаму, и Маргариту в наброшенном на голое тело плаще. Обратите внимание на их ноги: влюбленные парят в воздухе, не касаясь земли.

Интересней же всего оказалось разглядывать огромный автомобиль, доставивший Маргариту на Весенний бал полнолуния.

На остров обрушилась буланая открытая машина, только на шоферском месте сидел не обычного вида шофер, а черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и в перчатках с раструбами.

Разглядывать автомобиль можно, похоже, часами, изучая все мелочи и все детали, рожденные фантазией скульптора.

Крыло над колесом – это крыло в буквальном смысле:

Автомобиль сплошь покрыт какими-то кабалистическими символами:

А вот какие чудесные покрышки у волшебной машины:

Капот автомобиля стянут ремнем, словно чемодан:

Лобовое стекло обрамляют швейные машинки.

А вот, наконец, и сам шофер, в жилетке, галстуке, фуражке и перчатках с пуговками. Пассажирское сиденье в автомобиле – это морская раковина, а салон отделан чешуей.

Мы обнаружили, что можно забраться внутрь автомобиля и устроиться на сиденье рядом с шофером-грачом. И вот тут меня начала терзать моральная дилемма: с одной стороны, придти без приглашения в мастерскую скульптора, да еще начать лазить по памятникам – безусловное свинство. С другой же стороны, если я упущу такой шанс, то окажусь круглым дураком и буду жалеть об этом всю жизнь. Последние соображения победили:

Но близился вечер, и мы отправились обратно к заколдованному месту, откуда и начали свое путешествие – к Патриаршим прудам. Заветная скамейка, где некогда вели религиозную беседу советские литераторы с несоветским профессором, оказалась чуть не единственной незанятой во всей аллее (видать, булгаковская мистика на Патриарших усиливается к вечеру). Мы разместились на ней и стали с любопытством разглядывать вечерний пейзаж, открывшийся перед Иваном Бездомным, очнувшимся после рассказа Воланда.

Поэт провел рукою по лицу, как человек, только что очнувшийся, и увидел, что на Патриарших вечер.
Вода в пруде почернела, и легкая лодочка уже скользила по ней, и слышался плеск весла и смешки какой-то гражданки в лодочке. В аллеях на скамейках появилась публика, но опять-таки на всех трех сторонах квадрата, кроме той, где были наши собеседники.
Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна в высоте полная луна, но еще не золотая, а белая. Дышать стало гораздо легче, и голоса под липами звучали мягче, по-вечернему.

Вот что увидел Бездомный

Вволю налюбовавшись видом, мы отправились в сторону дома Булгакова – до наступления дня рождения писателя оставались считанные минуты. Но о самом праздновании речь будет впереди.

1. Однажды на Патриарших

Действие романа «Мастер и Маргарита» начинается на Патриарших прудах. Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный, прогуливались и вели разговор об Иисусе Христе. Берлиоз упрекал Бездомного в том, что тот в своей поэме создал негативный образ Иисуса вместо того, чтобы опровергнуть сам факт его существования. Затем в беседу литераторов вмешался незнакомец, похожий на иностранца. Они обсуждали доказательства бытия божия, а затем иностранец спросил у своихсобеседников, кто же, раз Бога нет, управляет человеческой жизнью. Оспорив ответ, что «сам человек и управляет», он предсказал Берлиозу смерть: ему отрежет голову «русская женщина, комсомолка» — и весьма скоро, потому что некая Аннушка уже разлила подсолнечное масло.

Берлиоз и Бездомный начали подозревать в незнакомце шпиона, но он показал им документы и сказал, что приглашен в Москву в качестве специалиста-консультанта по черной магии. А после этого заявил, что Иисус все-таки существовал. Берлиоз потребовал доказательств, и иностранец начал рассказывать о Понтии Пилате. Завершив рассказ, незнакомец заявил, что лично присутствовал при описываемых им событиях. Берлиоз после этих слов начал подозревать иностранца в сумасшествии.

Поручив странного субъекта Бездомному, Берлиоз отправился к телефону-автомату, чтобы позвонить в бюро иностранцев. Вслед консультант просит его поверить хотя бы в дьявола и обещает некое достовернейшее доказательство. Берлиоз собирается пересечь трамвайные пути, но поскальзывается на разлитом подсолнечном масле и летит на рельсы. Колесом трамвая, которым управляет женщина в комсомольской красной косынке, Берлиозу отрезает голову.

Пораженный трагедией Иван Бездомный слышит от сбежавшихся на место трагедии женщин, что масло, на котором поскользнулся Берлиоз, разлила некая Аннушка с Садовой. Иван сопоставляет эти слова со сказанными загадочным иностранцем и решает призвать его к ответу. Однако консультант, до того прекрасно говоривший на русском, делает вид, что не понимает поэта. В его защиту выступает развязный субъект в клетчатом пиджаке (Коровьев), а чуть позже Иван видит их вдали вдвоем и к тому же в сопровождении огромного черного кота. Несмотря на все старания поэта догнать их, они скрываются.

Дальнейшие действия Ивана выглядят странными. Он вторгается в незнакомую квартиру, будучи уверен, что злокозненный профессор скрывается именно там. Похитив оттуда образок и свечку, Бездомный продолжает погоню и перемещается к Москве-реке. Там он решает искупаться, после чего обнаруживает, что его одежда украдена. Одевшись в то, что есть — рваную толстовку и кальсоны — Иван решает поискать иностранца «у Грибоедова» — в ресторане МАССОЛИТа.

2 «Дом Грибоедова»

«Дом Грибоедова» — здание МАССОЛИТа. Старинный двухэтажный дом кремового цвета находился на бульварном кольце в глубине небольшого сада. Здание называлось «домом Грибоедова» на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя Александра Сергеевича Грибоедова.

Весь нижний этаж «Грибоедова» был занят рестораном, который считался самым лучшим в Москве. Размещался он в двух больших залах со сводчатыми потолками, расписанными лошадьми, на каждом столике стояла лампа, накрытая шалью. Ресторан славился отменной кухней и невысокими ценами. При этом, попасть туда человек с улицы не мог, ресторан был только «для своих».

Вечером того же дня, когда произошла трагедия на Патриарших, в МАССОЛИТе собрались на заседание 12 литераторов. Председательствовать должен был Берлиоз. Не дождавшись его, литераторы спустились в ресторан. Затем в ресторане появился Иван Бездомный — босой, в кальсонах, с иконкой и свечой. Он искал под столами консультанта, обвиняя его в смерти Берлиоза. Коллеги попытались его успокоить, завязалась драка, официанты связали Ивана полотенцами, и поэта увезли в психиатрическую лечебницу.

Прообразом «Дома Грибоедова», по мнению булгаковедов, был Дом Герцена (Тверской бульвар, 25), в стенах которого в 1920-х годах базировались многочисленные литературные объединения и группы. Там же располагался писательский ресторан.

3 Психиатрическая лечебница

Поэта Ивана Бездомного привезли в психиатрическую клинику профессора Стравинского. Он стал рассказывать доктору свою фантастическую историю о консультанте, который знаком с нечистой силой, «пристроил» Берлиоза под трамвай и лично знаком с Понтием Пилатом. Посреди рассказа Бездомный вспомнил, что необходимо позвонить в милицию, но там не стали слушать поэта из сумасшедшего дома. Иван попытался бежать из лечебницы, выбив окно, но специальное стекло выдержало удар, и Бездомного поместили в палату с диагнозом «шизофрения».

На следующий день к Бездомному пришли медики во главе с доктором Стравинским. Тот попросил Ивана еще раз повторить свою историю и поинтересовался, что он будет делать, если его отпустят сейчас из лечебницы. Бездомный ответил, что отправится прямо в милицию докладывать о консультанте. Стравинский убедил поэта, что ему не поверят и сразу вернут в лечебницу. Доктор предложил Ивану отдохнуть в комфортной палате, а заявление в милицию сформулировать письменно.

Ночью в палату к Ивану приходит неизвестный, тоже пациент лечебницы. Он представляется Мастером. При себе у него связка ключей, украденных у фельдшера. Мастер интересуется у поэта, как он попал сюда. Узнав, что «из-за Понтия Пилата», требует подробностей и говорит Ивану, что на Патриарших прудах тот встретился с сатаной. Незнакомца в лечебницу тоже привел Понтий Пилат — гость Ивана написал о нем роман.

Психиатрическая клиника профессора Александра Николаевича Стравинского является одним из романных «центров притяжения», в котором сходятся персонажи, столкнувшиеся с Воландом или его свитой. Проделки Коровьева приводят к тому, что пациентом больницы становится председатель жилищного товарищества Никанор Иванович Босой. После сеанса чёрной магии в 120-ю комнату заселяют конферансье Жоржа Бенгальского, просящего, чтобы ему вернули голову. На лечение в больницу отправляют сотрудников филиала зрелищной комиссии, поющих хором про «Славное море».

Место, где располагается клиника Стравинского, относится к числу самых топографически «зашифрованных» адресов «Мастера и Маргариты». Среди предлагаемых булгаковедами вариантов — Волоколамское шоссе, 146 (ныне 84), где находится один из старых корпусов Клинической центральной больницы Министерства путей сообщения, сохранивший балконы с видом на бор и реку, а также Правобережная улица, 6а — там размещался особняк купца Сергея Павловича Патрикеева, комнаты которого в годы Первой мировой войны использовались в качестве госпитальных палат, оснащённых качественным оборудованием; позже в нём базировались советские медицинские учреждения.

4 Театр Варьете

Одно из центральных событий романа происходит в театре Варьете, где были запланированы гастроли профессора черной магии Воланда. Воланд со свитой решил поселиться в кваритире, в которой проживали покойный Миша Берлиоз и директор московского театра Варьете Степа Лиходеев. Чтобы освободить квартиру, Лиходеева переместили в Ялту.

Вечером Воланд со свитой прибыли в Варьете, и началось представление. Конферансье Бенгальский представил Воланда публике, заявляя, что никакой черной магии, конечно же, не существует, а артист — лишь фокусник-виртуоз. «Сеанс с разоблачением» Воланд начал с философской беседы с Коровьевым, которого назвал Фаготом, о том, что Москва и ее жители сильно изменились внешне, но гораздо важнее вопрос, стали ли они другими внутренне. Бенгальский объяснил залу, что иностранный артист восхищен Москвой и москвичами, но артисты тут же возразили, что ничего такого не говорили.

Коровьев-Фагот показал фокус с колодой карт, которая обнаружилась в бумажнике одного из зрителей. Скептик, решивший, что этот зритель в сговоре с фокусником, нашел в собственном кармане пачку денег. После этого червонцы начали падать с потолка. Конферансье назвал происходящее «массовым гипнозом» и уверил зал в том, что бумажки ненастоящие. Но артисты снова опровергнули его слова. Фагот заявил, что Бенгальский ему надоел, и спросил у зрителей, что бы сделать с этим лжецом. Из зала поступило предложение: «Голову ему оторвать!» — и кот оторвал Бенгальскому голову. Зрители пожалели конферансье, Воланд порассуждал вслух, что люди, в общем, остались прежними, «квартирный вопрос только испортил их», и повелел приставить голову обратно. Бенгальский покинул сцену, его увезла скорая помощь.

«Таперича, когда этого надоедалу сплавили, давайте откроем дамский магазин!» — произнес Коровьев. На сцене появились витрины, зеркала и ряды одежды, и начался обмен старых платьев зрительниц на новые. Когда магазин исчез, голос из зала потребовал обещанного разоблачения. В ответ Фагот разоблачил его обладателя — что вчера он был вовсе не на работе, а у любовницы. Сеанс завершился скандалом.

Варьете — вымышленная организация, под которой Булгаков подразумевал Мюзик-холл, размещавшийся в 1926—1936 годах на Большой Садовой, 18. В спектаклях этого театра участвовали советские и иностранные артисты-гастролёры.

5 Квартира Мастера

Квартира, в которой жил Мастер до того момента, как попал в психиатрическую клинику, находилась в переулке близ Арбата. Двухкомнатная квартирка располагалась в подвале маленького домика в садике. Мастер снял ее после того, как однажды выиграл сто тысяч рублей. Он бросил работу в музее, ушел от жены, поселился один и стал писать роман о Понтии Пилате.

Вскоре мастер встретил свою возлюбленную. Так же, как самого мастера, его тайная жена полюбила его роман, говоря, что в нем вся ее жизнь. Однако в печать книгу не взяли, а когда отрывок все же был опубликован, рецензии в газетах оказались провальными — критики называли роман «пилатчиной», а автора клеймили «богомазом» и «воинствующим старообрядцем». Вскоре после этого мастер подружился с поклонником литературы по имени Алоизий Могарыч, который очень не понравился его возлюбленной. Рецензии между тем продолжали выходить, и мастер начал сходить с ума. Он сжег в печи свой роман — вошедшая женщина успела спасти лишь несколько обгоревших листов, — а в ту же ночь его выселили и он попал в лечебницу.

По мнению исследователей, квартира мастера — это подвал дома № 9, расположенного в Мансуровском переулке, где жил друг Булгакова, художник Владимир Топленинов. Булгаков часто бывал в этом доме. Евгения Владимировна Власова, жена художника, рассказывала, что Булгаков часто ночевал в специально отведенной для него комнате с печкой.

6 Особняк Маргариты

Возлюбленная мастера, Маргарита Николаевна, была женою очень крупного специалиста, сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Они жили в пятикомнатной квартире в прекрасном особняке в саду в одном из переулков близ Арбата.

В день похорон Берлиоза, Маргарита сидела на скамейке в Александровском саду. Рядом с ней присел маленький, рыжий, с торчащим клыком гражданин и рассказал ей про украденную кем-то голову покойника, после чего, назвав её по имени, пригласил в гости «к одному очень знатному иностранцу». Маргарита хотела уйти, но Азазелло процитировал ей вслед строки из романа мастера и намекнул, что, согласившись, она может узнать о возлюбленном. Женщина согласилась, Азазелло вручил ей волшебный крем и проинструктировал о дальнейших действиях.

Этим же вечером, в 21:30, Маргарита открыла баночку с кремом, намазала сначала лицо, увидела, как резко помолодела, радостно расхохоталась и затем намазала все тело. «Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай», — написала она мужу. Затем в спальню Маргариты вошла ее горничная Наташа, пришла в бурный восторг от преображения хозяйки и узнала про волшебный крем. Маргарите позвонил Азазелло и сказал, что пора вылетать. В комнату тут же ворвалась ожившая половая щетка. Оседлав ее, Маргарита на глазах у Наташи и соседа снизу Николая Ивановича улетела в окно.

Маргарита стала невидимой и, летя по ночной Москве, развлекалась мелкими шалостями, пугая людей. Но тут она увидела роскошный дом, в котором живут литераторы. Маргарита через окно проникает в квартиру критика Латунского и устраивает там погром. Когда она продолжает полет, ее догоняет Наташа верхом на борове. Выясняется, что домработница натерлась остатками волшебного крема и им же мазнула соседа Николая Ивановича, в результате чего она стала ведьмой, а он — боровом. Искупавшись в ночной реке, Маргарита отправляется назад в Москву на поданном ей летающем автомобиле.

У исследователей творчества Михаила Булгакова нет единого мнения о том, какой из московских особняков был домом Маргариты. Булгаков не дает прямого указания. Больше всего под описание подходит дом № 17 на Спиридоновке, в двух шагах от Патриаршего пруда, — особняк Зинаиды Морозовой, супруги предпринимателя Саввы Морозова, построенный архитектором Федором Шехтелем в 1897 году в английском неоготическом стиле. Также существует версия, что особняком Маргариты является дом № 21 на Остоженке. Это дом архитектора Льва Кекушева, построенный им в 1900—1903 годах для себя и своей семьи. Дом напоминает средневековый замок, имеющий ассиметричную композицию. Строение выполнено в стиле модерн.

7 Нехорошая квартира

«Нехорошая квартира» — квартира № 50 по адресу Большая Садовая, 302-бис — центральное место действий романа «Мастер и Маргарита». Здесь остановился Воланд со свитой, отсюда Степу Лиходеева отправили в Ялту, здесь Коровьев дал взятку Никанору Ивановичу Босому, председателю жилтоварищества, после чего у него дома нашли валюту и арестовали, сюда из Киева прибыл дядя покойного Берлиоза Максим Поплавский и получил «теплый» прием, сюда пришел буфетчик Варьете Соков жаловаться на то, что червонцы превратились в резаную бумагу. Но самое главное, что именно здесь состоялся весенний бал полнолуния — бал у сатаны.

В «нехорошей» квартире Маргариту встретил Коровьев и рассказал про ежегодный бал сатаны, на котором она будет королевой, упоминая, что в самой Маргарите течет королевская кровь. Непостижимым образом внутри квартиры поместились бальные залы, и Коровьев объяснил это использованием пятого измерения. Они пришли в спальню, где Воланд играл с котом Бегемотом в шахматы, а Гелла натирала мазью больное колено хозяина. Маргарита сменила Геллу, Воланд расспрашивал гостью, не страдает ли и она чем-нибудь: «Быть может, у вас есть какая-нибудь печаль, отравляющая душу, тоска?», но Маргарита отвечала отрицательно. Затем ее увели готовиться к балу.

Маргариту искупали в крови и розовом масле, надели на нее регалии королевы и привели к лестнице встречать гостей — давно погибших, но ради бала воскресших на одну ночь преступников: отравителей, сводников, фальшивомонетчиков, убийц, изменников. Среди них была молодая женщина по имени Фрида, чью историю Маргарите рассказал Коровьев: «Когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка». С тех пор вот уже 30 лет Фриде каждое утро приносили тот самый платок.

Гости все шли и шли, лица мелькали перед теряющей силы Маргаритой. Ноги ее подгибались, каждую минуту она боялась заплакать. Сильные страдания ей причиняло правое колено, которое целовали. Оно распухло, кожа на нем посинела, несмотря на то, что Наташа несколько раз чем-то душистым обтирала это колено. В конце третьего часа Маргарита глянула вниз и радостно дрогнула: поток гостей редел.

Прием заканчивался, Маргарита облетела залы, чтобы уделить внимание гостям. Затем вышел Воланд, которому Азазелло на блюде поднес голову Берлиоза. Воланд отпустил Берлиоза в небытие, а череп его превратил в чашу. Этот сосуд наполнили кровью застреленного Азазелло барона Майгеля — московского чиновника, единственного живого гостя на балу. Чашу поднесли Маргарите, она выпила. На этом бал закончился, все исчезло и на месте огромного зала оказалась скромная гостиная и приоткрытая дверь в спальню Воланда.

У Маргариты было все больше опасений, что награды за присутствие на балу сатаны не будет, но сама напоминать о ней женщина не желала из гордости и даже на прямой вопрос Воланда ответила, что ей ничего не нужно. «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» — произнес довольный ею Воланд и предложил исполнить любое желание Маргариты. Однако вместо решения своей проблемы та потребовала, чтобы Фриде перестали подавать платок. Воланд сказал, что такую малость королева может сделать и сама, а его предложение остается в силе — и тогда Маргарита наконец пожелала, чтобы ей вернули мастера. Мастер оказывается перед ней. Воланд, услышав о романе про Пилата, заинтересовался им. Рукопись, которую сжег мастер, оказалась в руках Воланда совершенно целой. Маргарита попросила вернуть ее и возлюбленного в его подвал, и чтобы все стало, как было.

Конец «нехорошей квартиры» наступил после попытки представителей органов власти арестовать проживающего в ней Воланда со свитой. Милиционеры обнаружили в квартире говорящего кота с примусом. Он спровоцировал перестрелку, которая, однако, обошлась без пострадавших. Затем послышались голоса Воланда, Коровьева и Азазелло, говорящие, что пора покидать Москву — и кот, извинившись, исчез, разлив горящий бензин из примуса. Квартира запылала, а из ее окна вылетели четыре силуэта — три мужских и один женский.

Адрес «нехорошей квартиры» — Большая Садовая, 302-бис — вымышленный, но сам объект имеет реальный прообраз: речь идёт о доходном доме фабриканта Ильи Пигита, построенном в 1903 году на Большой Садовой, 10. В 1921 году одним из его постояльцев стал Булгаков, описавший своё первое московское жильё не только в «Мастере и Маргарите», но и других произведениях.

Иллюстрации Павла Оринянского

October 28th, 2012

Патриаршие пруды в "Мастере и Маргарите" оказываются непосредственно связаны с Воландом. Совсем неподалеку отсюда располагагается квартира Степы Лиходеева, где он поселился, театр Варьете, где он давал представление... Если задуматься, то большая часть пребывания Воланда в столице проходит именно здесь…

И, разумеется, имеено в сквере на Патриарших прудах Воланд впервые появляется на страницах "Мастера и Маргариты". Попытаемся реконструировать "на местности" события того памятного вечера. Итак,



Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. ... Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».

Здесь встает вопрос 1: откуда эти два гражданина появились?

Михаил Александрович Берлиоз был председателем Массолита. Работал он в Доме Грибоедова, совсем неподалеку от Патриарших - большинство исследователей считают прообразом Дома Грибоедова, где размещался Массолит, Дом Герцена, расположенный по адресу Тверской Бульвар, 25. Логично предположить, что на Патриаршие Берлиоз пришел после работы - передохнуть перед вечерним заседанием и, заодно, прочитать лекцию незадачливому поэту. От Дома Генцена пройти туда можно либо через Малый Козихинский переулок, либо через Малую Бронную - что одна, что вторая улица приведет к восточному углу пруда.

Возможные пешие маршруты от Массолита до Патриарших.

Получается, что Берлиоз и Иванушка вошли в сквер на Патриарших вот через этот вход.

Где-то здесь располагалась и будочка "Пиво и воды".

Позволю себе небольшое пояснение о позднем времени начала заседания - по сегодняшним меркам заседание, назначенное на 22.00 - это перебор. Но в сталинские времена это было вполне в порядке вещей. Сталин работал до трех-четырех часов утра, и крупные госучреждения волей-неволей приучились бодрствовать вместе с ним: в ожидании возможного вызова к Самому не смыкали глаз министры; чтобы время не пропадало даром, они выдергивали на рабочее место своих заместителей; те в свою очередь - собственных подчиненных, и эта цепочка тянулась все дальше и дальше.

Отсидев на рабочем месте первую половину рабочего дня, вечером служащие на несколько часов расходились по домам - вздремнуть перед второй, ночной, частью. И в десять вечера вновь загорались окна крупных учреждений, к которым относился и Булгаковский Массолит.

Итак, со входом мы разобрались. Теперь вопрос №2: в какую сторону пошли Берлиоз и Иванушка - прямо или налево? Булгаков отвечает на этот вопрос достаточно однозначно:

Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. ... Пройдя мимо скамьи, на которой помещались редактор и поэт, иностранец покосился на них, остановился и вдруг уселся на соседней скамейке, в двух шагах от приятелей.
...
- Разрешите мне присесть? - вежливо попросил иностранец, и приятели как-то невольно раздвинулись; иностранец ловко уселся между ними и тотчас вступил в разговор.

Итак, Иванушка с Берлиозом обосновались где-то на аллее, параллельной Малой Бронной.

Никакого точного указания на конкретную скамейку в "Мастере и Маргарите" нет. Однако в доме № 32 по Малой Бронной жили друзья Булгакова, а зная любовь склонность писателя привязывать вымышленные реалии своих произведений к каким-либо значимым объектам из настоящего мира, некоторые исследователи располагают "ту самую скамейку Воланда" напротив их подъезда.

Скамейка Воланда.

Она же с другого ракурса.

Третий вопрос, который обычно занимает любителей Булгакова: куда бежал Берлиоз "звякнуть по телефону"? На это Булгаков также указывает достаточно прямо:

Берлиоз... устремился к тому выходу с Патриарших, что находится на углу Бронной и Ермолаевского переулка. ... Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал.

Итак, Берлиоз бежит вперед по аллее, параллельной Малой Бронной в сторону Ермолаевского переулка.

Вот он, выход с Патриарших на углу Ермолаевского переулка и Малой Бронной.

Вот он, поворот.

Но "выйти на прямую и наддать" здесь трамваю негде. В связи с этим некоторые исследователи предоплагают, что в ограде Патриарших был разрыв прямо напротив перпендикулярной Малой Бронной аллеи. Именно здесь и располагался злополучный турникет.

Место предполагаемого выхода на схеме...