Приобщение к искусству через чтение - расширение познаний в сфере культуры посредством чтения книг.

Как приобщиться к миру искусства

Наверное, многим из нас хотелось бы лучше разбираться в искусстве и больше знать об известных композиторах, художниках и литературных деятелях. Такие знания повышают общий культурный уровень человека, открывают для него новые миры и горизонты, а также представляют собой источник удовольствия и вдохновения. Но с чего начать, как войти в эти миры, которые, как иногда кажется, доступны только избранным?

Не обязательно сразу нырять в мир классической музыки и слушать все без разбору, часами топтаться в Третьяковке, после чего многие картины могут превратиться в одно размытое пятно, а имена художников - перемешаться в голове, или же браться скрупулёзно перечитывать классиков из школьной программы. Знания, которые насаждаются по обязательной программе, как правило, ненадолго задерживаются в голове и быстро испаряются. Их ничто не держит. Другое дело, если эти знания подкрепляются созданием более прочных нитей и связей, тогда одно тянет за собой другое, ко второму отлично крепится третье, а третье прекрасно дополняется четвертым. Например, прочитав «Девушку с жемчужной сережкой» Трейси Шевалье, вы уже вряд ли забудете имя голландского живописца Яна Вермеера, вам непременно захочется познакомиться с его работами, а может быть, у вас проснется интерес и к творчеству других голландских художников. А книга Анастасии Цветаевой «Воспоминания» может открыть для вас не только творчество ее сестры Марины, но и целое созвездие имен Серебряного века.

Искусство в художественной литературе и мемуарах

Художественная литература – прекрасный способ для новичка проникнуть в мир искусства. Написано множество увлекательных художественных книг о выдающихся художниках, музыкантах и скульпторах. Конечно, художественная литература всегда содержит долю вымысла автора, и все же она дает возможность узнать о прекрасном в увлекательной форме. Одно имя тянет за собой другое, и вот вы уже забредаете в Википедию, движимые желанием узнать больше. Еще неделю назад вы и понятия не имели об этих людях или знали о них что-то смутное и туманное из школьного курса, а сегодня перед вами вдруг открылась вся жизнь выдающегося человека, вы размышляете над его судьбой и с удовольствием – из интереса, а не «по обязаловке» – обращаетесь к его творчеству.

Огромную ценность представляют также мемуары выдающихся людей. Нередко в них встречается множество других имен, о которых стоит узнать поподробнее; вы можете открыть для себя новые замечательные произведения. А кроме того, мемуары, как правило, это еще и свидетельство эпохи, и описание быта, отношений между людьми, событий, свидетелем которых был автор, и о которых мы знаем разве что из учебников истории. Прочитать хорошие мемуары – это как прожить дополнительную жизнь, приобщить жизненный опыт автора к своему собственному. Кроме того, нередко в них можно встретить то, что, может быть, вы захотите взять себе на вооружение, то, что вдохновит вас на собственные достижения и укрепит вашу мотивацию.

Книги о художниках и скульпторах

  • Ирвинг Стоун «Жажда жизни» - о Винсенте Ван Гоге
  • Ирвинг Стоун «Муки и радости» - о Микеланджело
  • Ромен Роллан «Жизнь Микеланджело»
  • Дэвид Вейс «Нагим пришел я» - об Огюсте Родене
  • Лион Фейхтвангер «Гойя, или тяжкий путь познания» - о Франсиско Гойя
  • Константин Паустовский «Исаак Левитан»
  • Хейден Эррера «Фрида Кало»
  • Марк Шагал «Моя жизнь»
  • Илья Репин «Далекое и близкое»
  • Константин Коровин «Моя жизнь»
  • Александр Дюма «Асканио» - о скульпторе Бенвенуто Челлини
  • Николай Надеждин «Сальвадор Дали: история одного гения»
  • Елена Матвеева «Андрей Рублев. История о великом иконописце Руси»
  • Кузьма Петров-Водкин «Хлыновск», «Пространство Эвклида»
  • Александр Бенуа «Мои воспоминания»

Книги о писателях и поэтах

  • Анастасия Цветаева «Воспоминания»
  • Константин Паустовский «Повесть о жизни»
  • Анатолий Рыбаков «Роман-воспоминание»
  • Корней Чуковский «О писателях»
  • Лидия Чуковская «Памяти детства», «Записки об Анне Ахматовой»
  • Павел Басинский «Лев Толстой: бегство из рая»
  • Юрий Тынянов «Пушкин», «Кюхля»
  • Ариадна Тыркова-Вильямс «Пушкин»
  • Агата Кристи «Автобиография»
  • Владимир Набоков «Другие берега»
  • Зинаида Гиппиус «Ничего не боюсь»
  • Ирина Одоевцева «На берегах Невы», «На берегах Сены»
  • Владимир Ходасевич «Некрополь»
  • Ирвинг Стоун «Моряк в седле» (о Джеке Лондоне)
  • Андре Моруа «Три Дюма»
  • Андре Моруа «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго»

Книги о музыкантах

  • Александр Пушкин «Моцарт и Сальери»
  • Дэвид Вейс «Моцарт»
  • Ф.Оржеховская «Воображаемые встречи. Повести о Шумане, Шопене, Листе, Вагнере»
  • Роберт Уокер «Рахманинов»
  • О.Л.Черников «Рояль и голоса великих»
  • Ромен Роллан «Жизнь Бетховена»
  • О.Кувшинникова «Бетховен и Элиза. Нежное послание»
  • Стивен Иссерлис «Всякие диковины про Баха и Бетховена»
  • Нина Берберова «История одинокой жизни. Чайковский. Бородин»
  • Александр Ткаченко «Бах»
  • Я.И.Мильштейн «Очерки о Шопене»
  • Татьяна Веретенникова «Шопен. Повелитель звуков»
  • Александр Вертинский «Дорогой длинною»
  • Владислав Шпильман «Пианист. Варшавские дневники»

Через чтение – к искусству

Художественные книги о выдающихся людях воспринимаются легче, но если вы всерьез заинтересовались каким-то художником, писателем или музыкантом, то тут могут пойти в ход и книги из серии «Жизнь замечательных людей», и биографии, и документальные фильмы, которые можно найти на youtube. Теперь вам вдвойне интереснее будет рассматривать альбом с работами этого художника или слушать диск с композициями этого музыканта, ведь теперь вы будете знать предпосылки и историю появления этих шедевров. От одного музыканта/художника/писателя вы можете гармонично перейти к другому, ведь многие из них дружили между собой и оказывали влияние друг на друга.

Другие пути

Можно углубить свои знания в искусстве и другими способами. Узнайте, проводятся ли в музеях вашего города лекции. Например, в Москве Третьяковская галерея располагает прекрасным лекторием tretyakovgallery.ru/ru/education/lectures , где проводятся лекции для взрослых и детей. Следите за новыми выставками. Сходите в ближайшие дома-музеи писателей, художников и музыкантов. Нередко в них также устраиваются лекции, музыкальные и литературные вечера и другие мероприятия, приуроченные к важным датам данного музея.

Различные издательства периодически выпускают журнальные коллекции, посвященные выдающимся композиторам и художникам, которые включают как биографические данные, так и сведения о творчестве и образцы их работ – музыкальные диски или репродукции картин.

Билет в мир искусства

К миру искусства можно приобщиться по-разному. Кто-то вхож в него с детства, воспитан в любви к хорошей литературе, музыке и живописи. Но даже если вам и не посчастливилось получить «билет» в мир искусства в детстве, то вполне можно заработать этот билет и в зрелом возрасте, самостоятельно. Для этого нужно лишь желание, интерес и готовность впустить искусство в свою душу.

ТАТЬЯНА ДОВГАЛЁВА
Опыт работы «Приобщение детей к искусству»

1. Введение

1.1. Актуальность опыта .

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства . Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердцу доброту и красоту, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности.

Знакомство детей с искусством должно начинаться как можно раньше, а именно, с дошкольного детства. Не случайно эстетическое воспитание рассматривается как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и искусстве . Только через искусство , по мнению Б. М. Неменского, человек способен не только понять, но и «пережить опыт предшествующих поколений» . Живопись, скульптура, графика, архитектура обогащают и украшают нашу жизнь. Чтобы искусство достигало своей цели, радовало нас, волновало, расширяло наши познания, надо уметь его видеть. По моему мнению, каждый человек ежедневно сталкивается с искусством , но не все могут понять его, увидеть вокруг себя все живое и прекрасное. Воспринимая произведения искусства , ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать.

Актуальность опыта заключается в том , что современное общество имеет потребность в творческой личности. На эту проблему нацелен и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому понимание произведений искусства , развитие творческих способностей– одна из главных задач дошкольного воспитания.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы . Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию, интерес к искусству . Образовательной программой дошкольной организации не предусмотрено глубокое изучение нетрадиционного рисования. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом . Использование нетрадиционных техник удовлетворит его любопытство . За время работы с дошкольниками , обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, а следовательно имеет возможность приобщения к искусству .

1. 2. Теоретическое обоснование темы углубленной работы .

По мнению педагогов и психологов, (таких как Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства .

Для успешной работы с детьми в приобщении к искусству я использовала авторскую программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, которая способствует развитию эстетического восприятия художественных образов и произведениях искусства ; предмет (явлений) окружающего мира как эстетических объектов; созданию условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами; ознакомлению с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности; воспитанию художественного вкуса и чувства гармонии.

Я изучила и использовала в практической работе следующие труды :

С. А. Лебедева (педагог) из опыта работы «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»- которая считала, что изобразительное искусство через зримые красочные образы помогают ребенку познавать истину, добро, красоту. От поколения к поколению оно прославляет эти прекрасные качества души человека;

И. И. Дьяченко (кандидат педагогических наук) «Волшебные ладошки» , «Волшебные краски» - искусство побуждает детей к собственной художественной деятельности (изобразительной и словесной, где реализуется его творческий замысел, речевые и изобразительные усилия.

- Опыт работы «Приобщение детей к искусству »

педагога Шайдуровой Нелли Владимировны - в основе которого лежит взаимосвязь информационного, эмоционального, действенно-мыслительного и преобразовательного компонентов, направленных на эмоционально-чувственную и мотивационно - потребностную сферу личности детей , потребности в расширении интеллектуально-художественного опыта в виде знаний , представлений об искусстве и практической их реализации в художественно-творческой деятельности.

В истории дошкольной педагогики проблема детского творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника. Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей . Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Что касается детского творчества, то понимание его важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для осознания зрелого творчества, поскольку в его истоках заложено и, может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства . Проблема формирования выразительного образа в рисунках средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения детьми доступными художественными техниками изображения. В исследованиях Е. А. Флериной (1940, Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой (I960, Р. Г. Казаковой, Т. Г. Казаковой (1970) вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках : карандашами в деревянной оправе и без (уголь, сангина и др., красками гуашь и акварель и др. Исследования Т. С. Комаровой посвящены специальному изучению проблем обучения детей технике рисования и раскрывают не только зависимость выразительности детских рисунков от техники рисования, но и систему обучения детей дошкольного возраста реалистическому рисованию.

Однако до последних лет обучение детей рисованию рассматривалось только как усвоение детьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых проявлялось только в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных рисовальных движений. При этом многообразие графических, в том числе и печатных техник, не изучалось, не исследовалось на предмет их использования в детском рисовании как средств повышения выразительности изображаемых детьми образов и предметов, что послужило основанием называть эти техники «нетрадиционными» для дошкольного образования и выбрать их в качестве объекта педагогического исследования по формированию выразительного образа в детских рисунках.

Постановка проблемы требует ее рассмотрения в нескольких аспектах : многообразие художественных техник в изобразительном искусстве и их роль в создании художественного образа, формирование выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник. Проблема формирования художественного образа находилась под пристальным вниманием философов, искусствоведов , психологов, педагогов. Своими философскими корнями она уходит в учение Г. Гегеля, которое затем дало толчок многим отечественным и зарубежным исследованиям таких философов, как Ю. Б. Борев, В. В. Скатерщиков, А. К. Дремов, В. А. Разумный и др., давших определение художественного образа и рассматривающих его как особую форму отражения действительности, как диалектическое единство содержания и формы, как диалектический процесс, выражающий взаимосвязь эстетического объекта и воспринимающего его субъекта на основе практической преобразующий художественной деятельности. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем.

1.3. Цель : формировать интеллектуально – художественный опыт , представления об искусстве и практической их реализации в художественно – творческой деятельности.

1.4. Задачи. Для достижения поставленной общей цели мною сформулированы следующие задачи :

Изучение современных подходов к приобщению детей к искусству ;

Создание условий, способствующих развитию и сохранению творческого потенциала.

Использование современных технологий для воплощения у детей своих фантазий .

Развитие эстетического чувства формы, цвета, ритма, композиции, творческой активности, желания рисовать.

Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

1.5. Ожидаемый результат : повышение у детей интереса к овладению искусства через применение нетрадиционных техник рисования. Умение творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобретение опыта эстетического восприятия. Умение применять и комбинировать разные способы изображения в одном рисунке, думать и самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

1.6. Этапы реализации опыта работы :

Свою работу я начала с анкетирования родителей (провела анкетирование на темы «Любит ли ваш ребёнок рисовать» , «Нужно ли ребёнка приобщать к искусству » , «Искусство дома » беседы по данной тематике). Анализ показал, что родители заинтересованы приобщать детей с раннего возраста к искусству . Мною было проведено диагностирование, направленное на обследование у детей творческих способностей. Была отобрана группа детей по запросу родителей и интересу самих детей . Так и стала расти и развиваться группа «Фантазёры» в количестве 12 человек.

Мною были постепенно изучены индивидуальные особенности каждого ребёнка; при тесном сотрудничестве с родителями была создана развивающая среда (большое внимание я уделила эстетике, а так же удобству и комфорту детей ., поэтому центр оснастила необходимым материалом для развития творческих способностей у детей (акварельные и гуашевые краски, цветные и простые карандаши, фломастеры, восковые мелки, шариковые и гелевые ручки, кисти разных номеров, трафареты, печати, тычки, оттиски, и т. д

В игровых и познавательных центрах имеются разнообразные игры на развития мышления, внимания, мелкой моторики, (пазлы, шнуровки, мозайки, мелкий и крупный конструктор и т. д.) Дети с удовольствием играют, рисуют, творят, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Была подобрана литература по используемым техникам; был постепенно дополнен уголок изодеятельности различными нетрадиционными материалами; также были подобраны дидактические пособия и развивающие игры :

1. «Обведи по контуру» (ватные палочки)

2. «Нарисуй овощ» (картофель, морковь)

3. «Нарисуй фрукт» (картофель)

4. «Нарисуй гусеницу» (знакомство с цветоведением, пробки)

5. «Автопортрет» (зубная щетка, ватные палочки)

6. «Сложи пополам» (монотипия предметная – частично трафарет)

7. «Нарисуй цветок» (пальцем)

8. «Нарисуй по шаблону» (треугольник-елочка, круг – солнышко, ножницы – девочка) .

9. «Обведи и раскрась» (ватные палочки) .

Продумывая каждое занятие я подбирала тот материал, в котором изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. На занятиях предоставляю детям выбор материалов и средств, для создания своих работ .

В уголок для родителей поместила консультации, папки-передвижки и рекомендации.

Я разработала рабочую программу дополнительного образования кружка «Фантазёры» на 3 года по приобщению детей к искусству через нетрадиционное рисование на основе программ художественно – эстетической направленности «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, «Волшебные краски» И. И. Дьяченко. Занятия проводила один раз в неделю во вторую половину дня.

Русский язык









(36)Прошло много лет. (37)Уже давно серьёзная музыка для меня - необходимость, потребность, счастье. (38)А ведь можно было - навсегда и непоправимо - разминуться с ней. (39)И обездолить себя.

(46)И это им удалось!

(По С. Львову)

Показать текст целиком

В предложенном для анализа тексте Сергей Львович Львов поднимает проблему влияния друзей на жизнь человека.

Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, автор рассказывает историю о том, как его друзья пробудили в нем интерес к музыке. С. Л. Львов не понимал музыку и скучал в то время, как товарищи слушали и наслаждались . Тогда друзья вручили ему билет на концерт Д. Д. Шостаковича. В результате этого события у автора изменилось отношение к музыке. Автор благодарен своим товарищам и отмечает, если бы не его друзья, которые “не махнули рукой, не исключили из слушания музыки ”, он бы мог “навсегда и непоправимо разминуться с музыкой”.

Позиция автора относительно поднятой проблемы выражена ясно и однозначно. Сергей Львович Львов подводит читателя к выводу о том, что друзья оказывают влияние на жизнь человека. Они могут помочь в трудную минуту, а так же способны заинтересовать чем-то новым, что раньше было непонятным или скучным.

В доказательство своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Михаил Шолохов в произведении “Судьба человека” показал, что друзья всегда стараются помогать друг другу. Когда Андрей Соколов сбил корову, то он был

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

Искусство... Пожалуй, это самый важный показатель уровня развития общества. Что же необходимо каждому человеку для познания замысла автора? Много ли внимания нужно уделять подробному самостоятельному изучению искусства? Именно над этой проблемой размышляет С. Львов.

Вопрос необходимости саморазвития в искусстве является очень актуальным, так как в наше время многие молодые люди игнорируют великое культурное наследие.

Данная проблема является социально-философской. Такой вывод можно сделать благодаря тому, что искусство существует только в обществе, и именно через творчество люди пытаются познать мир. Поднятая проблема рассматривается на примере жизни студентов Института истории, философии и литературы, которые занимались саморазвитием. Автор обращает внимание на то, что большую часть знаний об искусстве молодые люди получали по собственному желанию, добровольно посещая театры, литературные вечера. С. Львов с огорчением отмечает, что иногда человек может почувствовать себя неловко при разговоре об определенном виде творчества из-за неосведомленности.

Моя позиция подтверждается опытом художественной литературы. Многие писатели поднимали эту тему в своих произведениях. Например, в книге Р. Брэдбери «451 градус по Фарингейту» искусство полностью вычеркнуто из жизни общества, но некоторые герои, благодаря книгам, имеют возможность познакомиться с великими произведениями самостоятельно.

Также об этом говорится в произведении М. Влади «Владимир, или Прерванный полет». Высоцкий и его жена всю жизнь посещали выставки, музеи, концерты, знакомились с искусством всего мира.

Таким образом, чтобы изучать и понимать творчество музыкантов, писателей, художников, необходимо прикладывать максимум усилий и внимания. Самообразование в искусстве необходимо, ведь именно благодаря познанию культуры человек обогащает свой внутренний мир.

Обновлено: 2017-02-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область

Учимся анализировать результаты выполнения задания 25

(сочинения-рассуждения)

в ЕГЭ по русскому языку

Подготовила учитель

русского языка и литературы

П.Колонтаевка, 2016 год

Задание 1.

Прочитайте исходный текст.

Исходный текст.

(1)Приобщение к искусству может происходить и в просторном, специально построенном здании, и в четырёх стенах, и под открытым небом. (2)Показывают ли зрителям очередную кинокартину, ведут ли занятия драматического кружка, самодеятельного хора или кружка по изобразительному искусству - во всём этом должен и может подолгу жить огонь творчества. (3)И тот, кто однажды приложит свои собственные усилия к одному из этих дел, со временем будет вознаграждён.

(4) Безусловно, искусство скорее и охотнее раскрывается тому, кто сам отдаёт ему силы, раздумья, время, внимание. (5)Рано или поздно каждый может почувствовать, что он среди знакомых и друзей в неравном положении. (6)Их, например, интересует музыка или живопись, а для него они - книги за семью печатями. (7)Реакция на такое открытие возможна различная.

(8)Когда я стал студентом Института истории, философии и литературы, многое связало меня сразу с новыми товарищами. (9)Мы серьёзно занимались литературой, историей, языками. (10)Многие из нас пробовали писать сами. (11)Словно предчувствуя, каким недолгим будет наше студенчество, спешили успеть как можно больше. (12)Не только слушали лекции на своих курсах, но и ходили на лекции, читавшиеся старшекурсникам. (1З)Успевали на семинары молодых прозаиков и критиков. (14)Старались не пропускать театральные премьеры и литературные вечера. (15)Как мы всё успевали, не знаю, но успевали. (16)Меня приняли в свою среду студенты, которые были на курс старше нашего. (17)Интереснейшая то была компания.

(18)Я старался не отставать от неё, и мне это удавалось. (19)3а одним исключением. (20)Мои новые товарищи горячо интересовались музыкой. (21)У одного из нас была большая по тем временам редкость: радиола с устройством для переворачивания пластинок - долгоиграющих тогда ещё не было, - которая позволяла прослушать целую симфонию, концерт или оперу без перерывов. (22)И коллекция камерной, оперной и симфонической музыки.

(23)Когда начиналась эта непременная часть нашего вечера, товарищи слушала и наслаждались, а я скучал, томился, мучился: музыки я не понимал, и радости она мне не доставляла. (24)Конечно, можно было притвориться, прикинуться, придать лицу подобающее выражение, проговорить вслед за всеми: «Прекрасно!»

(25)Но притворяться, изображать чувства, которых не испытываешь, у нас было не в обычае. (26)Я забивался в угол и страдал, чувствуя себя выключенным из того, что так много значит для моих товарищей.

(27)Хорошо помню, как произошёл перелом. (28)Зимой 1940 года был объявлен авторский вечер тогда ещё молодого Д.Д. Шостаковича - первое исполнение его фортепианного квинтета. (29)Друзья взяли билет и мне. (З0)Вручали его торжественно. (31)Я понял: то, что предстоит, - событие!

(32)Не стану утверждать, что я в тот вечер сразу и навсегда излечился от невосприимчивости к музыке. (ЗЗ)Но поворот - решительный и важный - произошёл. (34)Как я благодарен своим друзьям тех давних лет, что они не махнули рукой, не исключили из слушания музыки - а ведь и исключать не нужно было, при тогдашнем по-юношески ранимом самолюбии хватило бы иронической реплики, чтобы я почувствовал себя среди них, понимающих и знающих, лишним. (35)Этого не случилось.

(З6)Прошло много лет. (37)Уже давно серьёзная музыка для меня - необходимость, потребность, счастье. (38)А ведь можно было - навсегда и непоправимо - разминуться с ней. (39)И обездолить себя.

(40)Этого не случилось. (41)Во-первых, я не встал в позу человека, который, не понимая чего-нибудь, говорит вслух или мысленно: «Ну и не надо!» (42)И потому, что не захотел притворяться, делая вид, что понимаю, когда ещё был очень далёк от этого. (43)А больше всего - благодаря моим друзьям. (44)Им мало было наслаждаться самим. (45)Им хотелось и меня приобщить к своему пониманию, к своей радости.

(46)И это им удалось!

(По С. Львову)

2. Вспомните формулировку задания 25.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Объем сочинения – 150-300 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3.Сформулируйте сами «информацию о тексте».

Основные проблемы:

4.Внимательно прочитайте работу учащегося; справа на полях отметьте все виды ошибок, встретившихся в тексте.

Какую роль играет музыка в жизни человека? Именно над этой проблемой

размышляет С.Л.Львов в своем тексте.

В данном тексте рассказчик говорит о том, как ему было трудно сидеть и

слушать музыку и получать удовольствие. Но он не сдался и приобщился к

музыке и помогли ему в этом его собственное терпение и друзья.

Д.Д.Шостаковича, благодаря этому произошел важный и решительный

поворот. Именно это приобщило его к музыке.

Я полностью разделяю точку зрения С.Л.Львова. Ведь во все времена

музыка играла важную роль в жизни людей.

Вспомним рассказ В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Через незатейливую

музыку конюха Иохима Петрусь, герой рассказа, с рождения лишенный зрения,

открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли, обрел согласие с самим

собой и окружающими. Глаза его остались незрячими, но душа его исцелилась.

Герой рассказа Глеба Мехеда «Скрипач» Игнатий Семенович Музов

человек одинокий, неудачливый скрипач, который пытается скрыться от прозы

жизни в мире музыки. В мучительные для него минуты он доставал из футляра

скрипку и переносился в «далекий от хаоса жизни, затерянный в вечности мир

музыки, где обитали чудесные и светлые образы».

В заключение хочу сказать, что с давних времен человек создавал музыку

как что-то большее, чем развлечение, и до сих пор мы открываем новое в мире

музыкальных произведений. «Музыка – народная потребность», -- так говорил

великий немецкий композитор и пианист Л. Бетховен.

5. Пользуясь таблицей критериев оценки, пошагово оцените работу учащегося.

6. Проверьте правильность своего ответа по таблице «Информация о тексте».

Основные проблемы:

    Проблема постижения произведений искусства. (Кому доступно постижение произведений искусства?)

    Проблема самовоспитания и самообразования. (Кто достигает успеха в самовоспитании и самообразовании?)

    Проблема роли близких людей в становлении человека. (Могут ли близкие люди помочь человеку постичь настоящее искусство?)

    Проблема роли музыки в жизни человека. (Что дает людям музыка?)

    Произведения искусства постигает тот человек, который отдает этому постижению «силы, раздумья, время, внимание».

    Успеха в самовоспитании и самообразовании достигает тот человек, который не лукавит с самим собой, честно может себе признаться, что он чего-то не понимает, и пытается понять непонятое ранее.

    Близкие люди, друзья могут помочь человеку в приобщении к искусству, в становлении человека как личности.

    Музыка играет важную роль в жизни людей. Для многих серьезная музыка – «необходимость. Потребность, счастье».

7.Проверьте правильность выставления вами баллов.

8. Обоснуйте выставление баллов экспертами в графе «Комментарии». Для обоснования пользуйтесь критериями оценки работы.

Примечание.

Цифры слева в экзаменационной работе нужны для того, чтобы, не переписывая фрагмент текста, указать номер строки, в которой допущена какая-либо ошибка: фактическая, логическая, орфографическая, пунктуационная, грамматическая, речевая, этическая.

Критерий

Приобщение к искусству может происходить и в просторном, специально построенном здании, и в четырех стенах, и под открытым небом. Показывают ли зрителям очередную кинокартину, ведут ли занятия драматического кружка, самодеятельного хора или кружка по изобразительному искусству – во всем этом должен и может жить живой огонь творчества. И тот, кто однажды приложит свои собственные усилия к одному из этих дел, со временем будет вознагражден.

Искусство скорее и охотнее раскрывается тому, кто сам отдает ему силы, раздумья, время, внимание.

Рано или поздно каждый может почувствовать, что он среди знакомых и друзей в неравном положении. Их, например, интересует музыка или живопись, а для него они – книги за семью печатями. Реакция на такое открытие возможна различная. У одних раздраженно-отрицательная. «Мне это неинтересно, значит, тут и интересоваться нечем. А они только делают вид, что без этого жить не могут!» А лучше отнестись к тому, что нам непонятно, по-другому.

Когда я стал студентом Института истории, философии и литературы, многое связало меня сразу с новыми товарищами. Мы серьезно занимались литературой, историей, языками. Многие из нас пробовали писать сами. Словно предчувствуя, каким недолгим будет наше студенчество, спешили успеть как можно больше. Слушали лекции не только на своих курсах, но и ходили на лекции, читавшиеся старшекурсникам. Посещали занятия по истории изобразительного искусства. Успевали на семинары молодых прозаиков и критиков. Старались не пропускать театральные премьеры и литературные вечера. Как мы все успевали, не знаю, но успевали. Меня приняли в свою среду студенты, которые были на курс старше нашего. Интереснейшая то была компания.

Я старался не отставать от нее и мне это удавалось. За одним исключением. Мои новые товарищи горячо интересовались музыкой. На наших встречах не было вина. Мы читали стихи и слушали музыку. У одного из нас была большая по тем временам редкость: радиола с устройством для переворачивания пластинок – долгоиграющих тогда еще не было,– которая позволяла прослушать целую симфонию, концерт или оперу без перерывов. И коллекция камерной, оперной и симфонической музыки.

Когда начиналась эта непременная часть нашего вечера, товарищи слушали и наслаждались, а я скучал, томился, мучился – музыки я не понимал и радости она мне не доставляла. Конечно, можно было притвориться, прикинуться, придать лицу подобающее выражение, проговорить вслед за всеми: «Прекрасно!» Но притворяться, изображать чувства, которых не испытываешь, у нас было не в обычае. Я забивался в угол и страдал, чувствуя себя выключенным из того, что так много значит для моих товарищей.

А кроме музыки дома были еще и концерты. Я шел на них вместе со всеми и среди людей, для которых это было праздником, ощущал себя отделенным от них и обделенным. Конечно, можно было просто в следующий раз не пойти – ну, не понимаю я музыки, неинтересна мне она, не изгонят же они меня за это из своей компании! Но я продолжал ходить вместе со всеми. У меня хватило ума не прикидываться понимающим, не высказываться...

Хорошо помню, как произошел перелом. Конечно, он готовился незаметно и исподволь: столько вечеров слушания музыки не прошли бесследно. Я просто еще не подозревал об этом. Зимой 1940 года был объявлен авторский вечер тогда еще молодого Д. Д. Шостаковича – первое исполнение его фортепианного квинтета. Друзья взяли билет и мне. Вручали его торжественно. Я понял: то, что предстоит – событие! Концерт состоялся в Малом зале консерватории. Сказать, что в переполненном зале была приподнятая атмосфера,– значит не сказать ничего. Было ожидание чуда. О квинтете в музыкальной Москве уже много говорили.

Мы сидели на балконе среди студентов-консерваторцев. У некоторых из них на коленях лежали развернутые партитуры – кажется, еще не отпечатанные, переписанные от руки.

Не стану утверждать, что я в тот вечер сразу и навсегда излечился от невосприимчивости к музыке. Но поворот – решительный и важный – произошел. Как я благодарен своим друзьям тех давних лет, что они не махнули на меня рукой, не исключили из слушания музыки – а ведь и исключать не нужно было, при тогдашнем юношески-ранимом самолюбии хватило бы иронической реплики, чтобы я почувствовал себя среди них, понимающих и знающих, лишним. Этого не случилось.

Прошло много лет. Уже давно серьезная музыка – для меня, необходимость, потребность, счастье.

А ведь можно было – навсегда и непоправимо – разминуться с ней. И обездолить себя,

Этого не случилось. И потому, что я не встал в позу человека, который, не понимая чего-нибудь, говорит – вслух или мысленно: – Ну и не надо! И потому, что не захотел притворяться, делая вид, что понимаю, когда еще был очень далек от этого. А больше всего – благодаря моим друзьям. Им мало было наслаждаться самим. Им хотелось и меня приобщить к своему пониманию, к своей радости. И это им удалось! (Сергей Львович Львов

Помогите пожалуйста написать сочинение по тексту,заранее спасибо!

Часто в мы встречаем людей, далеких от искусства. Они не понимают классическую музыку, не посещают театры, музеи. Жизнь их однобока и скучна. Однако таким людям можно помочь. Как происходит процесс приобщения к музыке? На этот вопрос отвечает автор текста, С. Львов.

Он считает, что приобщение к искусству происходит везде: в кинозале, на концерте. Автор убеждает нас в том, что человек должен сам приложить усилия, чтобы понять и постичь искусство.

С. Львов раскрывает проблему на своем собственном опыте. Посещение концерта Дмитрия Шостаковича заставила его «сразу и навсегда излечиться от невосприимчивости к музыке». С тех пор серьезная музыка стала для него необходимостью, потребностью, счастьем.

Герой романа «Отцы и дети» Ивана Тургенева, Евгений Базаров, не любил музыки, не разбирался в искусстве. Это было отрицание, доходящее до абсурда.И только перед лицом смерти он стал человечней, в нем раскрылись романтические черты.

«Жизнь коротка, искусство долговечно» — писал Гиппократ. Главное предназначение искусства — позволить человеку познать самого себя. Каждый человек должен понимать и любить искусство, музыку. Он станет полноценной личностью в том случае, если раскроет для себя мир прекрасного.

Художественная культура занимает важнейшее место в жизни общества, снижение ее уровня порождает духовный вакуум, нарушает принципы нормального развития социума. Искусство - содержательное ядро художественной культуры, один из основных механизмов познания человека и окружающей его действительности, формирования системы его ценностных установок. Для ребенка восприятие искусства один из путей освоения мира, существенно влияющий на становление его личности.
Наиболее благоприятен в этом отношении период дошкольного детства, когда дети предрасположены к восприятию различных видов искусства. Это объясняется тем, что ведущая в психике ребенка эмоциональная сфера, а искусство эмоционально по своей природе. Актуальное направление современной педагогики - педагогика искусства, приобщение детей к лучшим образцам искусства различных видов и жанров.
Проблема ознакомления детей с искусством может быть решена при использовании качественных программ и технологий, при высоком уровне профессиональной подготовки педагогов, ведущих художественные занятия, и их взаимодействии со всем педагогическим коллективом. Дополнительные возможности в этом отношении предоставляют новые образовательные комплексы, поскольку в них можно с успехом реализовать систему работы с детьми, обеспечив в ней преемственность дошкольного и школьного уровней.
Приобщение детей к искусству начинается на дошкольной ступени, значение которой трудно переоценить. Дошкольников отличают повышенная любознательность, открытость ко всему новому, эмпатия, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость к произведениям разных видов искусства. Дети чутко воспринимают музыку, сопереживают героям сказки, картины, спектакля, их высказывания и оценки всегда эмоционально окрашены.
Приобщение дошкольников к искусству успешно осуществляют на интегрированных музыкальных занятиях, которые высокоэффективны с точки зрения развития у детей образного мышления, речи, воображения, креативности. На этих занятиях детей приобщают к ценностям мировой художественной культуры, предлагая им высокохудожественные и доступные их восприятию произведения различных видов искусства.
Музыкальный репертуар, предлагаемый детям, включает в себя произведения разных эпох и стилей: И.С.Баха и В.А.Моцарта, А.Вивальди и Й.Гайдна, М.И.Глинки и П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова и С.С.Прокофьева. Впервые детям дошкольного возраста предлагают произведения неизвестных авторов ХIII и ХVI веков, достаточно широко представлена музыка современных композиторов: Г.Свиридова, В.Гаврилина, С.Слонимского, В.Кикты, В.Агафонникова, Р.Леденева.
Дети знакомятся и с эталонными, высокохудожественными картинами И.Левитана, И.Шишкина, В.Серова, В.Васнецова, иллюстрациями И.Билибина и В.Конашевича, произведениями народно-прикладного искусства, художественной фотографией. Представленные дошкольникам литературные произведения также очень разнообразны: это древнерусский фольклор, поэзия ХIХ века, стихи современных детских авторов.
Эффективность ознакомления детей с искусством значительно возрастает при условии координации действий всех участников педагогического процесса. Не менее важно и участие родителей в этой интересной работе, привлечение их вместе с детьми к богатейшему миру искусства. Педагоги обеспечивают расширение культурного пространства ребенка - организацию совместных с родителями посещений музыкальных театров, филармонических концертов, художественных музеев. Посещение театров, историко-архитектурных ансамблей также связано с воздействием на ребенка различных видов искусства: архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, художественного слова. Дети впитывают в себя разнообразные художественные впечатления, это способствует амплификации, обогащению их художественного и общекультурного развития.
Экскурсии в музыкальный театр и музей - своего рода кульминация в ознакомлении детей с той или иной темой на занятиях в детском саду. Прослушав и просмотрев в видеозаписи, например, балет «Золушка» Сергея Прокофьева, дошкольники глубже и осознаннее воспринимают целостный образ этого балетного спектакля в музыкальном театре, ознакомившись с лютней и клавесином, тем, как они звучат и выглядят на старинных гравюрах, заинтересованно рассматривают их в Музее музыкальной культуры имени Михаила Глинки.
Итог встречи с искусством - обязательное последующее обсуждение произошедшего в жизни детей культурного события, а также воплощение полученных ими ярких впечатлений в различных видах художественного творчества. Дошкольники открывают для себя волшебную силу искусства и при достаточном богатстве впечатлений стремятся их выразить в собственном «творческом продукте» в разных видах детской деятельности (музыкальной, театрализованной, художественно-речевой, изобразительной). При этом дети совершенствуют собственные возможности, реализуют свой творческий потенциал.
Красота и гармония искусства привлекают родителей. Для них в детском саду регулярно проводят открытые занятия, музыкальные гостиные и вечера, на которых звучит классическая музыка, демонстрируют визуальный ряд с произведениями изобразительного искусства, видеозаписями хореографических миниатюр, фрагментов концертов и балетных спектаклей. Дети, восхищая родителей своими познаниями, отгадывают музыкальные загадки, танцуют, играют в оркестре, рисуют музыку и участвуют в музыкальных спектаклях.
Как показала практика, продуманная система работы с детьми на дошкольной ступени, к сожалению, иногда утрачивается в школе. Накопленные дошкольниками художественные впечатления, знания об искусстве и потребность детей в творчестве там не всегда оказываются востребованными. Об этом с горечью говорят сами дети и их родители, приходя после школы в детский сад: «Мы больше не рисуем музыку», «В театр мы с классом не ходим, как раньше ходили в детском саду».
Положительную роль в улучшении этой ситуации могут сыграть новые образовательные комплексы, при условии что в них будет выстроено единое художественно-эстетическое направление, реализация которого будет начинаться на дошкольном этапе и преемственно продолжаться на школьном. При этом тезаурус художественных впечатлений, приобретенный дошкольниками, будет служить пропедевтикой, подготовкой школьных учебных курсов «Музыка» и «Мировая художественная культура».

Т.РУБАН, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник МИРО

Приобщение к искусству может происходить и в просторном, специально построенном здании, и в четырёх стенах, и под открытым небом. Показывают ли зрителям очередную кинокартину, ведут ли занятия драматического кружка, самодеятельного хора или кружка по изобразительному искусству - во всём этом должен и может подолгу жить огонь творчества.

Сочинение

На становление личности влияет множество факторов: влияние общества, непосредственное стремление человека к тому или иному виду деятельности и, что немаловажно, среда, в которой она находится.

В данном тексте С.Л. Львов предлагает нам задуматься над проблемой роли близких людей в становлении человека.
Обращаясь к теме, рассказчик приводит в пример случай из своей жизни, когда среда, в которой он оказался, смогла воспитать в нем любовь к серьезной музыке. Главный герой столкнулся с ситуацией, в которой в компании творческих людей, увлекающихся музыкой, ему приходилось «забиваться в угол и страдать» - ведь это увлечение было для него как «книга за семью печатями». Однако молодой человек не желал обманывать себя и притворяться ценителем, также как и не желал «вставать в позу» человека, бросавшегося увлечениями за их непреклонность. В конечном итоге и друзья «не махнули рукой, не исключили из слушанья музыки», а также не навредили герою словом - они помогли своему товарищу переломить себя и стать ценителем серьезной музыки, какими они сами являлись, – «Им мало было наслаждаться самим. Им хотелось и меня приобщить к своему пониманию, к своей радости».

Я полностью согласна с мнением публициста и тоже считаю, что окружение играет важную роль в жизни каждого из нас. Оно оказывает огромное влияние, как положительное, так и отрицательное, на формирование личности: определяет наши привычки, взгляды, увлечения, особенности поведения и нравственные качества.

В произведении Д.И. Фонвизина «Недоросль» автор на примере одной семьи показывает, как окружение влияет на становление человека. Ключевым в комедии является образ Простаковой – жены, матери, хозяйки. Это лицемерная, меркантильная, алчная, злая, грубая и вместе с тем очень глупая женщина-самодур. Об этом мы узнаем из того, как она льстит в угоду себе, как общается с крепостными, отбирая у них все до нитки, пользуется сиротством Софии, как обращается с членами семьи, и, что является главным, как относится к своему сыну. Выросший в атмосфере зла, грубости, самодурства, глупости и к тому же излишне залюбленный своей матерью Митрофанушка является идеалом разбалованной, глупой, ни на что не способной личности, которая со временем будет становиться только хуже. В конце комедии писатель «насмехается» над семьёй Простаковых и оставляет их «ни с чем» за свою жадность и хитрость, а самую отрицательную героиню наказывает предательством сына, который, как и предполагалось с самого начала, оказался еще хуже своей матери.

В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин описывает нам семью Лариных. Автор в романе сталкивает два разных мира: мир высшего городского общества и патриархальный мир деревни - семья Лариных является типичным представителем второго типа. А.С. Пушкин подробно описывает нам образ главной героини, из которого мы можем увидеть не только бесконечную симпатию автора к девушке, но и чистый, искренний, ничем не испорченный характер Татьяны. Она, хоть и выросла в деревне, вдали от образованных людей и общепризнанных культурных ценностей, является умной, незаурядной натурой, и это благодаря её воспитанию. Автор, описывая главу семьи, называет его «добрым малым», хорошим соседом, добрым мужем и отцом. Мама Татьяны, подобно отцу, имела заурядную жизнь и типичные для того времени увлечения: она интересовалась модой, а любовные романы были постоянными её спутниками. В семье царила атмосфера спокойствия и тишины, в которой Татьяна могла спокойно заниматься саморазвитием, иногда открывая душу мудрой няне. Она тоже сыграла немаловажную роль в формировании «человека» в Татьяне, именно от неё девушка впитала мудрость русской женщины. Двигаясь по сюжету романа, мы видим, что сложившийся характер главной героини не могли испортить ни переезд в город, ни светская жизнь - девушка до последнего оставалась самой собой и в любой ситуации сохраняла чувство собственного достоинства.

Таким образом, можно сделать вывод, что для формирования сильной, умной, нравственно чистой личности очень важно находиться в правильном окружении – ведь именно оно напрямую влияет на формирование человека.