МБОУ ДОД «ГДД(Ю)Т им. Н. К. Крупской

МХС «ВИТА»

Методическая разработка

Анализ фортепианных пьес С. Прокофьева

«Детская музыка»

Выполнила Тихонова И. М.,

Преподаватель фортепиано

2015

«Детская музыка» С. Прокофьева

Фортепианные произведения С. Прокофьева – одна из наиболее интересных страниц его творчества. Им присущи свет и радость, юношеский задор и энергия, а также глубоко лирические черты.

Цикл «Детская музыка», опус 65, созданный в 1935 году, состоит из 12 легких пьес. «Детская музыка» – это картинки природы и детских забав, зарисовка летнего дня с утра до вечера. По примеру детских пьес Р. Шумана и П. Чайковского все они имеют программные заголовки, помогающие лучше понять содержание произведений. Музыка привлекает новизной стиля, пленяет интонационным строем мелодий, гармоническими красками, модуляциями, свойственными зрелому композитору. Все пьесы написаны в трехчастной форме с элементами сонатинности.

С. Прокофьев весьма изобретателен в создании фортепианного изложения. Он использует скачки, перекрещивания, кластеры, органный пункт, остинатные ритмические фигуры.

Весь цикл пронизан русским песенным колоритом, народными интонационными оборотами.

Мировая фортепианная детская музыка имеет богатые давние традиции, поэтому перед Прокофьевым стояли задачи большой художественной сложности. Он блестяще справился с ними. С. Прокофьеву удалось передать мироощущение самого ребенка, а не создать музыку о нем или для него самого.

№ 1. «Утро».

Картина дня, заполненного прогулками и играми, рассказами и песен-ками, составляющими содержание цикла «Детская музыка», открывается пье-сой «Утро». С. Прокофьев создает выразительный музыкальный образ посред-ством ясных гармоний и светлой мелодики. Тишина, покой, радость от встречи пробудившегося после сна ребенка с новым днем – таково содержание этой прекрасной пьесы.

Ощущение звуковой перспективы достигается здесь путем использования крайних регистров фортепиано. Важную роль при этом играет правая педаль. Необходимо помнить, что нажимать педаль следует после того, как услышан звук или аккорд, снимать же педаль надо точно вместе со снятием звука или аккорда.

До-мажорные трезвучия в обеих руках должны звучать мягко, но глубоко; в басу подчеркивается нижний звук, в партии правой руки – верхний.

Выразительные реплики во второй половине 1, 3, 5, 7-го тактов испол-няются строго legato.

Средний эпизод делится на две части. Первая построена на колорис-тическом сопоставлении полнозвучной, медлительно льющейся мелодии gravemente в басу и мягко колышащегося фона нежных восьмых в среднем и высоком регистрах. Эти восьмые можно представить как бы в скрипичном звучании. Лиги по две ноты не должны разрывать непрерывную мелодическую нить аккомпанемента: создание волнообразного и мерного движения является целью исполнения.

Кисть правой руки в этом эпизоде должна двигаться плавно и гибко. Шопен в подобных случаях любил говорить: «Кисть должна дышать». Пальцы мягко касаются клавиш, не погружаясь в них глубоко. Напротив, пальцы левой руки, ведущей основную мелодию, глубоко проникают в клавиатуру, ощущая дно клавиши.

Надо следить, чтобы не акцентировалась каждая длинная нота, у испол-нителя должно хватить «дыхания» на большие мелодические отрезки (они отмечены лигами).

Во второй части середины правая и левая рука меняются ролями. Несмотря на низкий регистр и постоянную педализацию следует избегать грузного звучания.

№ 2. «Прогулка».

Как замечательно погулять теплым солнечным утром! Можно долго-долго идти по дорожкам, увидеть много чего нового и интересного, можно даже немного заблудиться и поплутать в незнакомых местах, но потом благо-получно возвратиться домой и со смехом рассказать о своих приключениях.

Произведение пронизано живым ритмом, создающим ощущение движения.

Все четвертные ноты, не объединенные лигой, исполняются певучим non legato, а триоли восьмых, под которыми не стоит лига, исполняются тем не менее legato.

Важным условием хорошего исполнения этой пьесы является ощущение двутактной природы музыкального материала. Конкретно это означает, что первая доля в 1, 3, 5-м и других тактах слегка акцентируется, а во 2, 4, 6-м и подобных тактах исполняется легко. Подчеркнутые длинные ноты в правой руке следует пропевать. С 20-го такта в правой руке появляется двухголосие; первое изложение темы, звучащей piano, перебивается в 24-м такте вступле-нием имитирующего голоса, звучащего mezzo forte. Оба голоса исполняются предельно legato с точным соблюдением динамических указаний.

Следует обратить внимание ученика на то, что по-настоящему оркест-рально звучит эпизод a tempo (32-33-й такты), где напевным выразительным фразам альтов отвечают мягкие реплики виолончелей.

Звучность партии левой руки в первой части произведения мягкая, полетная, пальцы исполнителя легко играют на поверхности клавиш. Совсем иное ощущение надо выработать для исполнения мелодической линии в партии правой руки. Подушечки должны сливаться с клавишами и не ударять, а погру-жаться вместе с клавишами до возможно глубокого нажатия.

№ 3. «Сказочка».

Одно из любимых детских увлечений – слушать сказки. Как хорошо присесть рядом с бабушкой и унестись в мечтах в иной, волшебный мир, словно наяву переживать удивительные события, стать одним из сказочных героев!

«Сказочка» С Прокофьева – это действительно сказка в детском понимании. Здесь господствуют русские по характеру мелодии, развертыва-ющиеся на фоне четко ритмованного движения. Как скупы и лаконичны штри-хи, и как верно нарисовано в музыке нарастание угрозы, врывающейся в мир-ное повествование!

При работе над произведением нужно добиться правильного исполнения ритмической фигуры две шестнадцатые и восьмая. Она должна быть четкой по ритму, но мягкой, неназойливой. Каждая группа должна отделяться почти неза-метным снятием руки. В 9, 10, 14, 22, 26, 27-м тактах указание legato относится ко всем нотам. Рука здесь нигде не снимается.

В 15-м и 16-м тактах секунды в партиях обеих рук исполняются мягко и на педали. Особенно глубоко и полно звучат ноты, отмеченные черточкой.

Два последние аккорда, завершающие пьесу исполняются non legato и piano.

№ 4. «Тарантелла».

Подобно П. Чайковскому, включившему в свой «Детский альбом» танцы и песни разных народов, С. Прокофьев уделяет место в своем сборнике «Дет-ская музыка» тарантелле – народному неаполитанскому танцу.

Энергичный, солнечный, жизнерадостный характер этого номера переда-ется упругой ритмической пульсацией триолей восьмых и быстрым темпом.

Акцентировка везде принадлежит автору; следует избегать лишних, дополнительных акцентов. После акцентируемого звука следует сразу уменьшить силу звука и исполнять остальные звуки легко. Акценты часто не совпадают в партиях обеих рук, что составляет некоторую трудность для исполнителя. Восьмые, отмеченные знаком staccato, снимаются остро, но легко.

Значительную трудность представляют фигуры в партии левой руки, когда в правой руке идет непрерывная триольная фигурация (в тактах 6, 18, 22, 26-м и других). Эти места надо учить отдельно, следя за точным совпадением восьмых в обеих руках.

Средняя часть ни в коем случае не должна быть замедлена, во всей пьесе следует сохранять единый темп.

Заключительная часть – торжественный финал народного праздника; радостно звучат ликующие фанфары.

№5. «Раскаяние».

«Раскаяние» – это, пожалуй, единственная в цикле пьеса, затрагивающая область серьезных, печальных, даже мрачных чувств. Эта миниатюра тонко и выразительно рисует психологическую драму, тяжелый момент в жизни ребен-ка. Ему стыдно и горько за свой проступок, но искреннее раскаяние приносит прощение и пьеса заканчивается умиротворенно и нежно.

Следует предостеречь от увлечения излишне медленным темпом. Выразительное, согретое теплым чувством исполнение этой пьесы не предполагает сентиментальности или растянутости движения. В 9-12-м тактах мелодия звучит в октавном удвоении на расстоянии двух октав. Этот прием любил Шуман. В таких случаях красиво звучит выделение нижнего голоса.

Реприза несколько варьирована. Сквозь движение восьмых должна ясно проступать тема.

Последние восемь тактов выражают покой. Арфообразные ходы в партии левой руки чередуются с выразительными репликами в партии правой руки.

№ 6. «Вальс».

Этот пленительный, лирический вальс весь проникнут необычайной гра-цией и свободой. Это высокая лирика. Удивительная по красоте мелодия пора-жает огромным диапазоном. Средняя часть отличается большей напряжен-ностью, взволнованностью, мелодия в ней становится более дробной, в виде секвенций на фоне активных восьмых сопровождения.

Перед учеником ставятся не только звуковые, но и технические задачи. Вальсовая характерная формула акккомпанемента должна быть тщательно проработана: басовый звук всегда берется движением руки сверху вниз и как бы придерживается пальцем, а аккорды берутся легким движением руки от клавиатуры вверх.

Ощущение мелодической фразировки заставляет считать окончанием первой фразы первый звук шестого такта, а окончанием второй фразы – второй звук двенадцатого такта. Звуки мелодии, отмеченные черточкой должны быть особенно певучими и протяжными.

Большое внимание следует уделять цезурам. В средней части желательно фразировать большими отрезками, ощущая восьмитактовую протяженность фраз.

№ 7. «Шествие кузнечиков».

Композитор рисует картину сказочного шествия кузнечиков. Крайние части подобны быстрому массовому маршу; в середине общее стремительное движение переходит в торжественное шествие.

Яркость, блеск, энергия, юмор – все эти качества, характерные для Прокофьева, представлены здесь в полном объеме.

При исполнении первой темы необходимо ощущать тяготение к четвертому такту каждой фразы и не акцентировать предыдущие сильные доли.

В поле внимания педагога должно входить также наблюдение за точной передачей учеником острого ритмического рисунка музыкальной ткани; осо-бенно важно коротко исполнять шестнадцатые в 1-2-м, 9-10-м и других подобных тактах.

Для создания четкого и легкого характера в крайних частях необходима короткая прямая педаль.

№ 8. «Дождь и радуга».

В этой музыкальной картине нет ничего от традиционных приемов изображения в музыке дождя; нет потока чередующихся в обеих руках восьмых staccato, нет бурных пассажей по всей клавиатуре и других нехитрых атрибутов натуралистической школы. Здесь автор скорее передает душевное состояние ребенка в унылую, дождливую погоду и радостную детскую улыбку, с которой ребенок встречает появление красивой радуги, опоясывающей небосвод.

Эта пьеса очень своеобразна с ее фоническими эффектами и смелыми наслоениями пятен. Многочисленные случаи употребления композитором диссонирующих аккордов, интервалов должны восприниматься как средство колористического воздействия на слушателя. Эти созвучия следует брать не резко, а певучим туше.

Пьеса раскрывает перед исполнителем интересные колористические возможности инструмента.

№9. «Пятнашки».

Пятнашки – это веселая детская игра. Много радости приносит она ребятишкам, всюду смех, суета, беготня...

Этот номер – по сути высокохудожественный этюд, в котором компо-зитор поставил перед исполнителем ряд определенных технических заданий. В «Пятнашках» много штрихов прокофьевского пианизма с его смелыми скачка-ми и использованием различных регистров. Здесь, в основном, две задачи: овладение репетиционной техникой в быстром движении путем подмены пальцев на одной клавише и освоение фактуры токкатного типа с элементами скачков и перекрещиванием рук. Пьеса полезна для развития пальцевой беглости.

Для удовлетворительного решения обеих задач обязательным условием является ритмическая выдержка. Темп пьесы определяется соответственно возможности ученика исполнить произведение, услышав каждый звук доста-точно отчетливо и внятно.

№ 10. «Марш».

«Марш» – шедевр лаконичности и точности интонации – принадлежит к лучшим страницам сборника. Он полон бодрости, ясности, своеобразного прокофьевского юмора.

Для передачи характера этой пьесы необходимо достигнуть предельной точности в выполнении всех, даже самых незначительных подробностей нотного текста. Ученику должны быть понятными все аппликатурные указания, распределение больших и малых акцентов, особенности динамики.

Движения рук исполнителя следует подчинить звуковому образу данного эпизода. Например, в 7-8-м тактах отдельные маленькие лиги по две ноты (с упором на первую) исполняются погружением руки в клавиатуру (на первой слигованной ноте) и снятием руки (на второй).

Срединный эпизод делится на две фразы по 4 такта в каждой. Жела-тельно, чтобы подчеркнутые ноты не акцентировались преувеличенно, а соста-вили бы мелодическую линию.

№ 11. «Вечер».

Два последних номера сборника «Детская музыка» переносят в обстановку вечернего пейзажа. Необычайно хороша пьеса «Вечер»! Мелодию этой пьесы С. Прокофьев сделал одним из лейтмотивов своего балета «Сказ о каменном цветке». Спокойно-напевная, ясная мелодия, оттененная неожидан-ными поворотами, на первый взгляд, осложняющими тональность, но в действительности подчеркивающими ее и укрепляющими.

Для того, чтобы задумчивая, нежная тема прозвучала красиво, надо позаботиться о втором звуковом плане. Ученику предстоит серьезно заняться партией левой руки, которая в первых двенадцати тактах должна напоминать по звучности хор, поющий тихо за сценой.

Маленькая интермедия с имитирующимим друг друга репликами (следу-ющий восьмитакт) подготавливает более яркое проведение основной мелодии, причем партия левой руки дается в несколько варьированном виде.

Средняя часть построена на длительных органных пунктах, которые не должны быть назойливыми, но в то же время должны постоянно ощущаться, создавая впечатление широкого простора и спокойной созерцательности.

№ 12. «Ходит месяц над лугами».

Последняя пьеса цикла «Детская музыка», принадлежит к числу поэтичнейших страниц Прокофьева. День завершился, на землю опустилась ночь, на небе выступили звездочки, стихли звуки, все засыпает. Эта пьеса по характеру близка предыдущей. Ее напевная мелодия воспринимается как подлинно народная песня.

Лигатура не носит здесь фразировочного характера. Окончание лиги далеко не всегда означает конец фразы и совсем необязательно связано со сня-тием руки с клавиатуры. Педагог должен найти границы фраз, руководствуясь музыкальным чутьем; так, цезура естественно ощущается в конце 5, 9, 13-го тактов. Значит, надо «снять»руку, «вздохнуть» перед началом новой фразы.

Первый такт пьесы – небольшое вступление. Здесь дается начало мерному, колышащемуся движению, которое переходит в партию левой руки.

Синкопированное проведение темы в 22-15-м тактах от конца очень трудно для исполнения. При соблюдении максимального legato надо быть внимательным к плавности мелодической линии и избегать толчков на отдельных аккордах.

Работа над пьесой «Ходит месяц над лугами» принесет большую пользу для развития музыкальности ученика и его звукового мастерства.

Использованная литература

1. Дельсон В. Ю. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. М., 1973.

2. Нестьев И. В. Прокофьев. М., 1957.

3. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.


Двенадцать лёгких пьес для фортепиано

«Летом 1935 года, одновременно с «Ромео и Джульеттой », я сочинял легкие пьески для детей, в которых проснулась моя старая любовь к сонатинности, достигшая здесь, как мне казалось, полной детскости. К осени их набралась целая дюжина, которая затем вышла сборником под названием «Детская музыка», ор. 65. Последняя из пьесок, «Ходит месяц над лугами», написана на собственную, а не народную тему. Я жил тогда в Поленове, в отдельной избушке с балконом на Оку, и по вечерам любовался, как месяц гулял по полянам и лугам. Надобность в детской музыке ощущалась явно...», - пишет композитор в «Автобиографии».

«Двенадцать легких пьес», как обозначил свою «Детскую музыку» Прокофьев , - это программная сюита зарисовок о летнем дне ребенка. То, что речь идет именно о летнем дне, видно не только из ее заголовков; оркестровая транскрипция сюиты (точнее, семи ее номеров) так и названа композитором: «Летний день» (ор. 65 bis, 1941). Здесь как бы «двукратно» синтезировались в творческой лаборатории Прокофьева конкретные впечатления «поленовского лета» и далеких воспоминаний о лете в Сонцовке, с одной стороны, и мир детских переживаний и раздумий, детской фантастики и «были» вообще - с другой. К тому же ведь понятие «детского» для Прокофьева неразрывно связано с понятиями летнего и солнечного. Прокофьев прав, утверждая, что достиг в этой сюите «полной детскости». Двенадцать пьес, ор. 65 - важная веха на творческом пути композитора. Они открывают целый мир его восхитительного творчества для детей, мир, в котором он создает неувядаемые по свежести и непосредственности, по солнечной радости и задушевной искренности шедевры.

Все это вполне закономерно и глубоко симптоматично. Прокофьев - человек и художник - всегда страстно тяготел к детскому миру, любовно и чутко вслушивался в этот психологически тонкий и своеобразный мир и, наблюдая, сам поддавался его обаянию. В натуре композитора жила - никогда не увядая, но, наоборот, с годами утверждаясь все более и более, - тенденция воспринимать окружающее с позиций жизнерадостной молодости, по-весеннему светло и по-отрочески чисто и непосредственно. Поэтому мир детских образов Прокофьева всегда художественно естествен, органичен, совершенно лишен элементов фальшивого сюсюкания или не свойственной здоровой детской психике сентиментальной красивости. Это одна из сторон внутреннего мира самого композитора, которая в разное время находила и различное отражение в его творчестве. Стремлением к чистоте и свежести детского мировосприяния можно, правда, лишь в известной степени, объяснить и тяготение Прокофьева к сонатинному стилю.

Нетрудно установить также известные параллели между миром детских образов и сферой обаятельно хрупких девических персонажей его музыкально-сценических произведений. Элегическими воспоминаниями о детстве проникнуты и Седьмая симфония и Девятая фортепианная соната, подводящие итог творчеству композитора.

«Сонатинный стиль» Прокофьева подвергся в его цикле детских пьес, однако, значительной трансформации. Прежде всего, он совершенно освобождается от элементов неоклассицизма. На место графики приходит конкретная изобразительность, реалистическая программность. Нейтральность в смысле национального колорита уступает свои позиции русскому мелодизму, тонкому использованию народных оборотов. Преобладанием трезвучности воплощается чистота, безмятежность, спокойствие образов. Вместо изыска с «обыгрыванием» новой простоты появляется кристальный в своей ясности взгляд на мир широко раскрытыми, вопрошающе пытливыми глазами ребенка. Именно способность передавать мироощущение самого ребенка, а не создавать музыку о нем или для него, как отмечалось многими музыковедами, выгодно отличает этот цикл от ряда детских пьес, казалось бы, одинаковой целенаправленности. Продолжая в основном лучшие традиции детской музыки Шумана, Мусоргского, Чайковского, Прокофьев не просто следует им, а творчески развивает.

Первая пьеса - «Утро ». Это как бы эпиграф сюиты: утро жизни. В сопоставлении регистров ощущается пространство, воздух! Мелодия чуть мечтательна и кристально чиста. Почерк - характерно прокофьевский: параллельные движения, скачки, охват всей клавиатуры, игра через руку, четкость ритма и определенность разделов. Необычайная простота, но не примитив.

Вторая пьеса - «Прогулка ». Трудовой день малыша начался. Его походка тороплива, хотя и несколько с развальцей. Уже в первых тактах передан ее начальный ритм. Надо успеть все увидеть, ничего не пропустить, в общем, дела очень много... Графическая контурность мелодии и характер непрерывного движения с отстукиванием четвертей призваны создать колорит детски наивной сосредоточенной «деловитости». Однако легкость чуть вальсирующего ритма сразу же переводит эту «деловитость» в соответствующие рамки ребячливой «старательности». (Созерцательная тема второй части Четвертой симфонии близка музыке «Утра» и «Прогулки» и, по-видимому, является их предтечей.)

Третья пьеса - «Сказочка » - мир незамысловатой детской фантастики. Здесь нет ничего поражающего воображение, страшного, чудовищного. Это мягкая, добрая сказочка-повествование, в которой быль и мечта тесно переплетены. Можно полагать, что тут воплощаются образы не сказки, рассказываемой детям, а собственные их представления о фантастическом, всегда живущие в сознании детворы совершенно рядом с виденным и пережитым. В сущности, подлинная фантастика появляется только в среднем разделе на ремарке sostenuto, а в первом и заключительном разделах преобладает мечтательное повествование с простенькой мелодией на фоне неизменно повторяющихся ритмических оборотов. Эти ритмические повторы как бы «цементируют» форму «Сказочки», сдерживают ее повествовательные тенденции.

Далее идет «Тарантелла », жанрово-танцевальная, виртуозная пьеска, выражающая задорную темпераментность ребенка, захваченного музыкально-танцевальной стихией. Живой и бойкий ритм, упругие акценты, колоритность полутоновых тональных сопоставлений, сдвиги одновысотных тональностей - все это увлекательно, легко, радостно. И в то же время по-детски просто, без специфической итальянской остроты, несомненно непонятной русской детворе.

Пятая пьеса - «Раскаяние » - правдивая и тонкая психологическая миниатюра, ранее названная композитором «Стыдно стало». Как непосредственно и трогательно звучит печальная мелодия, как искренно и «от первого лица» переданы ощущения и раздумья, охватывающие ребенка в моменты таких психологически сложных переживаний! Прокофьев использует здесь тип «поюще-говорящих» (по определению Л. Мазеля, «синтетических») мелодий, в которых элемент речитативной выразительности не уступает выразительности кантиленной.

Но такое настроение мимолетно у детей. Оно вполне естественно сменяется контрастным. Шестая пьеса - «Вальс », и в такого рода закономерности чувствуется не только логика сюитного разнообразия, но и логика музыкально-сценического мышления Прокофьева, театральные законы контрастного последования сцен. Хрупкий, нежный, импровизационно непосредственный ля-мажорный «Вальс» говорит о связях детских образов с миром хрупких, чистых и обаятельных женских образов театральной музыки Прокофьева. Эти две линии его творчества, вернее две линии его художественных идеалов, перекрещиваются и взаимообогащаются. В его девических образах есть детская непосредственность. В его детских образах есть женственная мягкость, обаятельная влюбленность в мир и жизнь. Те и другие поражают весенней свежестью и воплощаются композитором с необыкновенной взволнованностью и вдохновением. Именно в этих двух сферах наиболее отчетливо выразилось господство лирического начала в его творчестве. От наивно обаятельного детского «Вальса», ор. 65 можно провести линию к хрупкому вальсу Наташи из оперы «Война и мир» - вершине лирической вальсовости в музыке Прокофьева. Эта линия проходит через Es-dur"ный эпизод «Большого вальса» из «Золушки», даже интонационно напоминающего детский вальс. Проходит она и через «Пушкинские вальсы», ор. 120 и «Вальс на льду» из «Зимнего костра», и через «Сказ о каменном цветке», где тема «Вальса», ор. 65 в точности воплощена в сцене (№ 19), изображающей владения хозяйки Медной горы. Наконец - но уже косвенно - она продолжается и в вальсообразной третьей части Шестой фортепианной сонаты, и в вальсе из Седьмой симфонии. Прокофьев развивает здесь углубленную лирико-психологическую линию русской вальсовости, отличающейся, например, от штраусовской, более блестящей, но и более узкой и внешней в своей несколько односторонней радостности.

Несмотря на черты детскости, творческий почерк Прокофьева в этом вальсе ощущается очень отчетливо. Традиционная структура изящного ласкового вальса как бы обновлена, интонационные и гармонические отклонения далеки от трафарета (например, весьма необычное завершение периода в субдоминантовой тональности), фактура необычайно прозрачна. Этот вальс быстро получил широкое распространение в педагогической практике и успешно выдерживает конкуренцию с «общепризнанными» произведениями для детей.

Седьмая пьеса - «Шествие кузнечиков ». Это - быстрая и веселая пьеса о радостно стрекочущих кузнечиках, всегда вызывающих интерес у ребят своими поразительными скачками. Фантастичность образа не выходит здесь за рамки обычных детских выдумок и в этом отношении заметно отличается от, скажем, таинственной фантастики «Щелкунчика» Чайковского. В сущности, это забавный детский галоп, в средней части которого даже слышатся интонации пионерских песен.

Далее идет пьеса «Дождь и радуга », в которой композитор пытается - и очень успешно - живописать то огромное впечатление, которое производит на ребят всякое яркое явление природы. Здесь и естественно звучащие смелые звуковые «кляксы» (аккорд-пятно из двух рядом лежащих секунд), и, точно падающие капельки, медленные репетиции на одной ноте, и просто «Тема удивления» перед происходящим (нежная и красивая мелодия, спускающаяся с высоты).

Девятая пьеса - «Пятнашки » - близка по стилю «Тарантелле». Она написана в характере быстрого этюда. Так и представляешь себе увлеченно догоняющих друг друга ребят, атмосферу веселой, подвижной детской игры.

Вдохновенно написана десятая пьеса - «Марш ». В отличие от ряда других своих маршей, Прокофьев в данном случае не пошел по пути гротеска или стилизации. Здесь нет и элемента кукольности (как, например, в «Марше деревянных солдатиков» Чайковского), пьеса вполне реалистично рисует марширующих ребят. Детский «Марш», ор. 65 получил широкое распространение, стал излюбленной пьесой отечественного фортепианного репертуара для детей.

Одиннадцатая пьеса - «Вечер » - своей широкой русской песенностью и мягким колоритом вновь напоминает о великом лирическом даре Прокофьева, о почвенности его мелодизма. Музыка этой обаятельной пьесы насыщена подлинной человечностью, чистотой и благородством чувств. Впоследствии автор использовал ее в качестве темы любви Катерины и Данилы в балете «Сказ о каменном цветке», сделав одной из важнейших лейттем всего балета.

Наконец, последняя, двенадцатая пьеса - «Ходит месяц за лугами » - органически связана с народными интонациями. Вот почему автор счел необходимым в «Автобиографии» разъяснить, что она написана не на фольклорную, а на собственную тему.

Татьяна Попова
Музыкальная гостиная «Детская музыка С. Прокофьева»

Цель : Формирование основ музыкальной культуры через классическую музыку.

Материалы и оборудование:

Мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук

Презентация Microsoft Power Point (8 слайдов)

Музыкальные инструменты (треугольники, колокольчики, металлофоны, барабан, деревянные ложки, бубны).

Музыкальный ряд:

Диск «Детская музыка» С. Прокофьева

пьесы: «Утро», «Прогулка», «Марш», «Тарантелла», «Пятнашки», «Сказка», «Вальс», «Ходит месяц над лугами».

Оформление зала: на экране – портрет С. С. Прокофьева (слайд №1 ). На мольберте - альбом «Детская музыка» с иллюстрациями.

Ход проведения:

Музыкальный руководитель:

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной! Сегодня мы отправимся с вами в удивительное путешествие по музыкальным произведениям Сергея Сергеевича Прокофьева, одного из самых известных русских композиторов. Он рано начал писать музыку. Когда Прокофьеву было 6 лет, столько, сколько сейчас вам, он сочинил свою первую пьесу – «Индийский галоп», а в 9 лет уже написал оперу «Великан». А ещё Сергей Сергеевич Прокофьев написал 12 музыкальных пьес для детей и объединил их в один альбом. И назвал его… (ответ детей) Правильно, «Детская музыка». В двенадцати лёгких фортепианных пьесах – летний день ребенка с утра до вечера, картинки природы, ребячьи забавы. Сергей Сергеевич очень любил природу, лес, поле, восхищался отсветами заката, причудливыми узорами облаков, переливами птичьих голосов. Поэтому начинается и заканчивается альбом пьесами, изображающими природу. Давайте, откроем этот альбом и познакомимся с доброй, солнечной музыкой Сергея Сергеевича Прокофьева.

Ребёнок: Нас музыка в чащу лесную зовёт!

Минута - и солнце над лесом взойдёт.

Согреется солнцем, проснутся зверюшки,

И бабочки будут кружить над опушкой.

Звучит пьеса «Утро» (слайд №2) .

Дети выполняют музыкально – ритмическую композицию «Пробуждение».

Появляется Солнце (девочка в костюме)

Солнце:

Чуть утро загорается, как я уже в саду.

Для всех, кто повстречается, подарочек найду.

Для Алёнки - сказка,

Собачонке – ласка,

Шутка – клёну и дубку,

Прибаутка – ветерку.

Всем – улыбка и привет.

Ничего дороже нет!

Звучит пьеса «Прогулка» (слайд № 3) .

Творческая импровизация «Прогулка»

(Музыкальный руководитель предлагает детям погулять на полянке. Дети прыгают, бегают, играют в мячик. Прилетают бабочки, дети любуются ими.)

Музыкальный руководитель:

Девочки, мальчики, где же ваши пальчики? (дети прячут за спину руки)

Пошли пальчики с утра (шевелят пальцами)

В гости к тёте Разыгра (хлопают в ладоши)

На скамеечке сидели (на большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем правой руки.)

Да в окошечко глядели, (сложить «окошечки» перед глазами из пальцев)

Напились чаю, чаю разыграю, (чередуют хлопки и показ больших пальцев)

Солнышку ладошки погладили немножко, (гладят ладошки, слегка массируя их)

Пальчики подняли – лучиками стали. (выпрямить и растопырить пальцы обоих рук)

Хорошо размяли свои пальчики! Теперь можно поиграть на музыкальных инструментах! Скажите, пожалуйста, что такое марш? (ответ детей)

Верно. В переводе с французского языка «марш» означает движение, шествие. Какой же чаще всего характер у марша? (ответ детей)

Правильно, бодрый, чёткий. Давайте, исполним на своих музыкальных инструментах «Марш» Сергея Прокофьева из альбома «Детская музыка» (слайд № 4).

Шумовой оркестр

Ребята, в альбоме «Детская музыка» Сергея Прокофьева есть пьеса с названием «Тарантелла». Это весёлый, быстрый итальянский танец. Танцуют его с бубнами, чтобы танец был ещё задорней. А наши девочки умеют танцевать этот задорный танец. Давайте их попросим его исполнить.

Танец «Тарантелла»

Музыкальный руководитель: А теперь давайте поиграем! В пятнашки, ребята, давайте играть! «Пятнашку» считалкой начнём выбирать.

Звучит пьеса «Пятнашки» (слайд № 5) .

(С началом музыки дети произносят считалку, затем убегают в разных направлениях, «пятнашка» их ловит) .

А теперь после весёлой игры немного отдохнём, посидим на коврике. Сергей Прокофьев был маленьким, то он как все дети любил слушать сказки. Эту любовь он пронёс через всю свою жизнь.

Звучит пьеса «Сказка» (слайд № 6)

В небе звёзд блестящих россыпь,

Мчится сказка к детям в гости.

У неё в руках кручёный

Тонкий прутик золочёный.

А над нею – месяц ямный.

Мчится, мчится к детям сказка.

Дети, когда вы слушали пьесу, которая называется «Сказка», какие сказки вы вспомнили? (Дети называют знакомые сказки) .

Сергей Прокофьев написал много сказочной музыки. Одна из них – это балет на сюжет сказки Ш. Перро «Золушка. Ребята, давайте вспомним, что такое балет? (ответ детей).

Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из балета С. Прокофьева «Золушка». (Дети проходят в зону для просмотра видео )

Дети смотрят фрагмент балета «Золушка» (слайд № 7)

А вы помните, чем закончилась сказка? Принц отыскал свою Золушку. Заканчивается балет – Золушка и Принц танцуют красивый вальс в чудесном саду. Давайте закончим нашу встречу в музыкальной гостиной красивым вальсом под музыку Сергея Сергеевича Прокофьева!

Звучит «Вальс» (слайд № 8)

Парный танец

Концерт окончен. Музыка вдруг смолкла. Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит. И будет долго звучать для каждого из нас. А на память о нашем сегодняшнем путешествии я хочу подарить вам небольшой портрет C. С. Прокофьева. Пусть музыка С. С. Прокофьева живёт в вашей памяти, смягчает наше сердце, будит фантазию.

А нам пора прощаться.

Звучит пьеса «Ходит месяц над лугами»

(Музыкальное прощание - дети уходят из зала. )

Конспект интегрированного занятия по слушанию музыки в детском саду "Петя и волк" С.С. Прокофьева

Цель:
Систематизация образовательных возможностей в развитии детей, способствующие их музыкальному и общекультурному развитию.
Задачи: познакомить детей с различными музыкальными инструментами симфонического оркестра. Учить отличать их звучание по тембру. Продолжать знакомить с творчеством русского композитора С.С.Прокофьева (1891-1953).
В зале гости, дети приглашенной группы. Занавес закрыт.
Ведущая - Добрый день, друзья, я приветствую вас в фойе Заринской консерватории имени М.П.Мусоргского.
Заглянем с вами в малый зал. Там сегодня проходит генеральная репетиция оркестра.
Занавес открывается. На фоне большой ширмы оформленной под задник сцены расположился оркестр. Дети с бутафорскими инструментами в натуральную величину.
Ведущая – В исполнении симфонического оркестра прозвучит пьеса С.С Прокофьева «Утро». За дирижерским пультом лауреат конкурса «Волшебная флейта», заслуженная артистка России Виктория Фехтман.
Выходит дирижер, кланяется зрителям, поворачивается к оркестру, Взмахом палочки поднимает оркестрантов на поклон.
Звучит фонограмма пьесы, оркестранты имитируют игру на инструментах. По окончании все снова встают на поклон.
Ведущая – Большое спасибо, Виктория. Скажите, какие инструменты звучат сегодня в вашем оркестре?
Виктория - В оркестре звучат духовые и струнные инструменты.
Вопросы к каждому оркестранту.
Ведущая – На каком инструменте ты играешь? Как он звучит? К какому типу относится?
Дети по очереди называют свой инструмент: арфа, виолончель, скрипка, валторна, гобой, флейта, литавры, контрабас и т.д. Дают определение: духовой, струнный. Отмечают тембр звучания.
Ведущая – Виктория, я слышала, что в большом зале консерватории сегодня премьера?
Виктория – Да, симфоническая сказка «Петя и волк». Приходите, пожалуйста, на премьеру.
Дирижер кланяется, поднимает свой оркестр. Занавес закрывается. Музыканты располагаются со зрителями в зале. За занавесом меняются декорации.
Ведущая – (Обращается к детям, сидящим в зале) Ребята, а что такое премьера?
Ребенок – Премьера – это спектакль, который показывают в первый раз.
Ведущая – Кто написал музыку к сказке «Петя и волк»?
Ребенок – Музыку к сказке «Петя и волк» написал Сергей Сергеевич Прокофьев.
Ведущая – Назовите героев этой сказки.
Дети – Петя, Утка, Волк, Птичка, Дедушка, Кошка. Охотники.
Ведущая – Какие инструменты озвучивают героев сказки?
Дети
Петя – струнный квартет,
Волк – валторна,
Утка – гобой,
Кошка – кларнет,
Дедушка – фагот,
Птичка – флейта,
Охотники – ударные.
Ведущая – До начала спектакля осталось немного времени. Давайте пройдет по длинному коридору, и, не заходя в класс, послушаем, игре на каком инструменте там обучают.
Звучит фонограмма игры различных инструментов. Дети по тембру отгадывают инструмент. Определяют струнный он или духовой.
Вопрос к детям: Звучание, какого инструмента вы слышите?
Ведущая - Наконец мы у входа большой зал. Торопитесь занять места.
Пока не начался спектакль, я расскажу вам немного об истории его создания.
Писать музыку Сергей Сергеевич Прокофьев начал, когда ему было 5 с половиной лет. А когда он вырос, и был уже знаменитым композитором, то попал на спектакль центрального детского театра «Сказка о рыбаке и рыбке». Спектакль очень понравился, и руководитель театра Наталья Сац предложила ему написать симфоническую пьесу для детей, чтобы познакомить ребят с музыкальными инструментами. 5 мая 1936 года на сцене ЦДТ состоялась премьера спектакля «Петя и волк».
Звенит звонок.
Я увлеклась, а уже звенит третий звонок. Спектакль начинается.
Открывается занавес. На фоне сцены изображен лес, перед ним небольшой забор с калиткой, две ёлки, береза, лужа.

ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА ПЬЕСЫ С ТЕКСТОМ. ДЕТИ-ГЕРОИ ВЫПОЛНЯЮТ ДЕЙСТВИЯ ПО ХОДУ СКАЗКИ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЛИТСЯ 20 МИНУТ.

Ведущая - (по окончании) Понравилась сказка? Открою секрет, что скоро в этом же зале состоится еще одна премьера. Сказка-опера «Золушка». Музыку к ней тоже написал великий русский композитор – классик Сергей Сергеевич Прокофьев. На этом наша экскурсия закончена. До новых встреч!
Фото с занятия





Оборудование : Аудиозаписи произведений из альбома С.С. Прокофьева «Детская музыка»:

1. Пьеса «Утро».

2. Пьеса «Вечер».

3. Пьеса «Ходит месяц над лугами».

4. «Вальс алмазов».

5. Пьеса «Тарантелла».

6. Песня «Болтунья».

7. Пьеса «Пятнашки».

8. «Сказочка».

Участники : Ведущая, Хозяйка Медной горы. Герои песенки «Болтунья» - Лидочка, Вовка, Марья Морковка. Танцоры.

Предварительная работа: Понадобиться изготовить макет большой книги с названием «Детская музыка» на обложке и на страницах которой написаны названия музыкальных пьес из сборника. Портрет композитора во время работы: за роялем или с нотами в руках. Костюм Хозяйки Медной горы состоит из короны и длинного сарафана или платья с нашитыми на них блестками.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать в нашей музыкальной гостиной.

(Звучит пьеса С.С. Прокофьева «Утро» из его сборника «Детская музыка». На столе или стене - портрет композитора.)

Наша встреча начинается со звуков прекрасной пьесы «Утро» великого русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. (Показывает портрет композитора.) Я, думаю, что вы все хорошо знакомы с этим именем: ведь произведения Сергея Прокофьева нам всем хорошо известны. Сегодня мы попробуем совершить маленькую экскурсию по его пьесам, которые он создал специально для детей. Как сказал другой известный композитор Дмитрий Борисович Кабалевский: «Дети особенно должны быть благодарны Сергею Прокофьеву, потому что никто из композиторов не посвятил детям столько прекрасных произведений как он». Но сегодняшнее наше путешествие мы проведем с одним музыкальным спутником, вернее - спутницей. Пусть нашим помощником станет удивительная волшебница - Хозяйка Медной горы, героиня балета Сергея Сергеевича Прокофьева «Сказ о каменном цветке». Но Хозяйка Медной горы должна прийти к нам со своей музыкой. Итак, я вновь обращаюсь к сборнику «Детская музыка». (Берет в руки сборник.)

Мы начали наш разговор с пьесы «Утро», а теперь прозвучит вторая пьеса из этого сборника - «Вечер». (Перелистывает страницу сборника.) Она интересна тем, что позднее композитор включил эту тему в свой балет о каменном цветке и Хозяйке Уральских гор. Послушайте, какая замечательная мелодия в этой пьесе. Она заставляет вспомнить о тихо прожитом дне и успокаивает, словно говоря: «Завтра настанет утро, и все снова будет хорошо».

(Звучит пьеса «Вечер».)

Теперь, я думаю, к нам должна прийти сама Хозяйка Медной горы. (Появляется Хозяйка Медной горы.)

Хозяйка Медной горы: Прекрасные сказы о моей уральской земле стали известны балетом. О красоте Уральских гор и волшебствах, связанных с природой этого необычного края, нам поведал своей музыкой сказочник и композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Но я хочу, чтобы мы еще раз перелистали страницы его удивительного сборника «Детская музыка». В нем 12 миниатюр, написанных для исполнения на фортепиано. Все пьесы имеют свои названия, которые помогают лучше представить себе музыкальный художественный образ. Вот, например, пьеса, которая называется целой строчкой из стихотворения - «Ходит месяц на лугами». (Перелистывает нужную страницу.) Сам композитор вспоминал, что его пьеса «Ходит месяц над лугами» сочинялась, когда он жил на природе, в домике с балконом, выходящим прямо на реку Оку. По вечерам С.С. Прокофьев любовался месяцем, который гулял по полянам и лугам.

Ведущая : Музыка этой пьесы напоминает протяжную русскую песнь, она словно помогает ощутить прохладу летнего вечера.

(Звучит пьеса «Ходит месяц над лугами».)

Я надеюсь, уважаемая гостья, что вы пришли к нам не с пустыми руками.

Хозяйка Медной горы: Конечно, я принесла вам в подарок горсть волшебных алмазов. Но не простых, а музыкальных. Вы уже говорили, что пьесы из сборника «Детская музыка» стали частями из балета «Сказ о каменном цветке». Вот и сейчас прозвучит светлый, мечтательный «Вальс», который в балете получил название «Вальс алмазов». (Перелистывает страницу сборника.)

«Вальс алмазов» засверкал -

Приглашает всех на бал.

Самоцветами горит,

Нам о сказке говорит.

(Звучит «Вальс алмазов», который можно проиллюстрировать хореографическим исполнением.)

Ведущая: В сборнике «Детская музыка» есть еще один танец, который заставляет нас вспоминать о музыке Италии.

Хозяйка Медной горы : Я знаю, вы говорите о танце под названием «Тарантелла». (Открывает нужную страницу сборника.) Да, мелодия тарантеллы напоминает стремительную огненную итальянскую пляску. Кажется, что мы попали на веселый карнавал, где все веселятся, поют и кружатся.

(Звучит пьеса «Тарантелла»; возможен хореографический показ.)

Ведущая : Знаете, уважаемая Хозяйка Медной горы, ведь у Сергея Сергеевича Прокофьева есть еще не мало музыки, написанной для детей. Этот сюита «Зимний костер», музыкальная сказка «Петя и волк», детские песни. Вот сейчас мы послушаем и посмотрим инсценировку этой песни, которая очень нравится ребятам. Ее назвали - «Болтунья», и слова для нее написала известная поэтесса - Агния Барто.

Хозяйка Медной горы: О чем же эта песенка?

Ведущая : О том, как одна болтливая девочка по имени Лидочка никак не хотела признавать себя болтуньей. Она пыталась говорить медленно и раздельно, но ее речь все время сбивалась на скороговорку и слушатели понимали, что Лидочка на самом деле большая тараторка. Итак, песня Сергея Сергеевича Прокофьева «Болтунья».

(Инсценировка песни «Болтунья». Может звучать аудиозапись песни «Болтунья» или дети могут исполнить ее сами.)

Хозяйка Медной горы : Прекрасная песенка, она такая забавная и понятная. Музыка Сергея Сергеевича Прокофьева великолепно передает смену настроения героини песни. Чтобы продлить впечатление от песни, давайте послушаем пьесу «Пятнашки» С.С. Прокофьева из его сборника «Детская музыка». (Открывает нужную страницу.)

Музыка «Пятнашек» - быстрая, шаловливая. Ведь каждый из нас играл когда-нибудь в пятнашки - догонялки. Вот и мелодия этой пьесы передает стремительное движение, бег.

(Звучит пьеса «Пятнашки».)

Ведущая: Наступило время нашей уважаемой гостье возвращаться к своей Медной горе. Я хочу, чтобы мы простились тоже под музыку. У Сергея Сергеевича Прокофьева есть заключительная пьеса под названием «Сказочка». Пусть она прозвучит напоследок. (Открываем нужную страницу.) Ведь каждый из нас любит перед сном послушать сказки, чтобы потом приснился интересный волшебный сон. Вот и пьеса «Сказочка» вначале напоминает колыбельную песню своей неторопливой, «укачивающей» мелодией.

Хозяйка Медной горы: Представьте себе, ребята, таинственный, темный лес, в котором где-то вспыхивают волшебным светом огоньки гнилушек, да кричит филин. Но, вот пронеся на сером волке Иван-царевич, спас от Кощея Бессмертного Василису Прекрасную - ожил лес. Ускакали герои - и снова тишина, кончилась сказочка, и ее слушатели уснули.

Ведущая: Поблагодарим нашу гостью за прекрасную встречу с музыкой.

Хозяйка Медной горы : Для меня лучшей благодарностью будет то, что детям понравилась встреча с музыкой композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. (.Хозяйка Медной горы уходит.)

Ведущая : Вот и подошла к концу наша встреча в гостиной с музыкой Сергея Сергеевича Прокофьева. Всегда ждем вас в нашей гостиной для новых встреч с другими композиторами.