о балете "Золушка"

Сценарий балета

I акт
Сказочник задумывает сочинять новую историю для детей и взрослых. Его помощница по прозвищу Пташка убирает их маленькую планету и защищается от непрошенных гостей.
История про униженную и верную Золушку увлекает Пташку. Чтобы возбудить воображение Сказочника, она согласна стать Золушкой - тем более, что за эту роль он обещает ей сказочное вознаграждение.

Сказка начинается. Золушка сразу же попадает в нешуточную перебранку в своей новой семейке. Мачеха с двумя дочками Кривлякой и Злюкой заключают ее в свои щупальца.
Сказочник сам развозит приглашения на бал к Принцу, но Золушке оно не достается.
Мамаша с дочерьми спешат на бал и нанимают самого модного Учителя танцев на планете - поучиться последним движениям и манерам. Проводив своих родственниц, Золушка грустит и находит утешение в компании новых друзей.

Сказочник не забыл Золушку. Он просит маленьких фей и воронов, облюбовавших его планету, исправить недоразумение и одеть ее к балу. Однако предупреждает: сила его волшебства не безгранична и без пяти минут двенадцать Золушка должна покинуть дворец Принца.

II акт
Золушка не решается появиться на балу. Она готова в своей тыкве вернуться домой, но двери бала вдруг сами перед ней открываются.
Ее Мачеха и сестрицы заняты обольщением влиятельных друзей Принца, но так и не достигают взаимности: Мачеха из-за злоупотребления шампанским, сестры из-за своей неповоротливости.
В какой - то момент Мачеха почти узнает в таинственной незнакомке Золушку… Сказочник вовремя отвлекает ее ослабленное внимание.

Принц врывается как огненная комета. Своими церемониями и знаками внимания гости долго не дают Принцу узнать заинтересовавшую его незнакомку.
Сказочник это предусмотрел. Всем подают сказочный десерт - апельсины, очевидно приправленные возбуждающим зельем. Оттого многие гости тут же теряют голову и вообще забывают о том, где находятся.
Золушка с Принцем получают возможность уединиться.

Про условие Сказочника Золушка, конечно, забыла. Вместе с двенадцатым ударом часов она в ужасе убегает из дворца и теряет на лестнице туфельку.

III акт
Принц близок к помешательству. Он требует от своих друзей разыскать Золушку, но ее маленькая туфелька не подходит ни к одной девичьей ножке.
Он посылает даже в другую галактику к самым неприступным и почитаемым: звезде немого кино по прозвищу Голубой Ангел и мировой оперной Диве. Но в каждой богине ему по-прежнему мерещится Золушка.

Нагруженные апельсинами, Мачеха с дочерьми возвращаются с бала. Злые на весь белый свет, они готовы вцепиться друг другу в глотки.
Золушка на этот раз не будет их разнимать, сносить оскорбления и обиды. Она твердо решила уйти из этой сказки… но тут друзья вносят почти бездыханного Принца, сраженного тяжелой депрессией.

Уже не в силах видеть ничьих ножек, он просит срочно вернуть его во дворец, но на его пути встает Золушка.
Принц близок к новому помешательству - на этот раз от счастья. Браки совершаются на небесах, - каркают сытые вороны, которые, оказывается, не такие и вредные.

Золушка остается в своей сказке. Сказочник благодарит ее за терпение и верную службу и благословляет на брак с Принцем. Они понимают, что расстаются навсегда.

Юрий Борисов
/по мотивам сказки Шарля Перро и либретто Николая Волкова/

Золушка Балет в двух актах

Композитор- Сергей Прокофьев (1891-1953)

Либретто — Юрий Ветров.

Постановка и хореография : Елена Радченко.

Сценография и костюмы: Сергей Радченко , Елена Радченко .

История спектакля.

Золушка - балет в двух актах Сергея Прокофьева . Либретто по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро .

Музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. Впервые «Золушка» на музыку Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра . Её постановщиком был Ростислав Захаров , а заглавную роль исполняли балерины Ольга Лепешинская , Галина Уланова и Раиса Стручкова . Ранее на сюжет Золушки ставились балеты на музыку других композиторов .

Краткое содержание

1акт- Картина первая

Комната в доме отца Золушки . Золушка сидит у камина и чистит посуду . Мачеха поручает своим дочерям сшить для неё шарф и уходит . Сёстры начинают драку и рвут ткань для шарфа . Они обвиняют в случившемся Золушку . Мачеха устраивает скандал , который прекращается с появлением королевского танцмейстера . Он преподносит приглашение на бал и пытается обучить бальным танцам скверных сестёр . Мачеха велит Золушки приготовить бальные платья . Семейка отправляется на бал .

Золушка остаётся одна и с грустью мечтает о королевском бале . Внезапно комната наполняется светом , и перед Золушкой появляется Фея – её крёстная , в окружении Фей времён года . Она исполнит желание Золушки попасть на бал и дарит ей красивое платье и туфельки . Она предупреждает Золушку , что до полуночи она должна вернуться . Когда часы пробьют полночь , её прекрасное платье превратится в жалкие обноски . Счастливая Золушка , не веря своему счастью отправляется на бал , в окружении свиты из Фей времён года .

Картина вторая

Королевский дворец наполнен гостями . Придворные дамы и кавалеры танцуют . Юный принц также танцует и общается с гостями . Появляется Мачеха , которая хочет сосватать своих дочерей принцу . Принц и гости недоумевают , наблюдая за их нелепым поведением . Неожиданно в зал входит Золушка в сияющем платье . Принц очарован , он не может оторвать глаз от неё . Он приглашает на танец прекрасную незнакомку . Золушка и принц танцуют , не замечая никого вокруг . Но вдруг раздаётся бой часов – наступила полночь! Золушка совсем забыла об этом! Она убегает и теряет туфельку . Принц бежит за ней , но находит только её туфельку .

2 Акт- Первая Картина

Принц в отчаянии . Он хочет найти хозяйку туфельки . К нему приводят красавиц из разных стран и частей света , но ни одной туфелька не приходится впору . Принц отправляется на поиски той девушки!

Вторая Картина

Дом Золушки . Она вспоминает , как она и принц танцевали во дворце . Появляются


Злюка и Кривляка , и хвастаются перед ней впечатлениями от бала . Глупые сёстры

снова сцепились, выясняя, кто из них лучше другой. Их пытается успокоить мачеха . Раздаются звуки фанфар и в доме появляется принц со свитой . С грустью он предлагает примерить туфельку Кривляке и Злюке . Конечно туфелька им

мала . Принц уходит , но мачеха хватает туфельку и пытается втиснуться в неё при помощи дочерей . Золушка , которая больше не может смотреть на безумство мачехи и сестёр , роняет вторую туфельку . Все с удивлением смотрят на грязную и плохо одетую оборванку . Но принц , сразу узнаёт в ней прекрасную незнакомку в сияющем наряде . Появляется Фея- крёстная и возвращает Золушке прекрасный наряд . Влюблённые нашли друг друга и , взявшись за руки , они уходят навстречу счастью и любви .

Золушка
Балет в трех действиях
Либретто по одноименной сказке Ш. Перро Н. Волкова. Балетмейстер Р. Захаров.
Первое представление: Москва, Большой театр,21 ноября 1945 г. Первое представление в Ленинграде: Театр оперы и балета имени С-М. Кирова, 8 апреля 1946 г. Балетмейстер К. Сергеев.

Действующие лица:
Золушка. Отец Золушки. Мачеха Золушки. Кривляка и Злюка, сестры. Принц. Фея-бабушка. Весна, Лето, Осень, Зима - феи времен года. Феи-фрейлины. Танцмейстер. Кавалеры. Сверстники принца. Иноземные принцессы.
Церемониймейстеры, портнихи, парикмахеры. Карлики. Птички, кузнечики. Снежинки. Арапчата, эфиопы. Музыканты, артисты оркестра.

Комната в богатом доме отца Золушки. Вечереет.
Две девушки вышивают шелковый шарф. Это - Кривляка и Злюка, сводные сестры Золушки. Невзлюбила мачеха Золушку и заставляет ее одну всю
черную работу по дому делать. Вот и теперь болтают за вышиванием Кривляка и Злюка, около них сидит и любуется ими мачеха, а Золушка, как всегда,
одиноко сидит поодаль, у камелька.
Но недолго продолжается вышивание - между сестрами возникает ссора из-за шарфа. Чтобы прекратить ее, мачеха разрезает шарф пополам. Сестры,
танцуя, дразнят молчаливую Золушку. Мачеха восхищена танцами дочерей.
Грустно следит за всем этим бесхарактерный отец Золушки, но разве может он помочь своей любимой обездоленной дочери?
За окном гаснет закат. Все уходят. Золушка остается одна. Она принимается за обычную работу - уборку комнаты. Вот лежит оброненный сестрами шарф. Золушка поднимает его, примеряет - так хочется принарядиться! - и весело кружится с ним. Увидев себя в зеркале, Золушка останавливается.
Если бы она так же, как сестры, могла носить нарядные платья... Но кто сошьет их для нее? Вспомнила Золушка свою мать. Трепетно отдернув занавеску, прикрывающую портрет покойной, и затянув тафтой портрет мачехи, Золушка с грустью вглядывается в любимое лицо.
Робко входит отец. Он испуган, увидев закрытый портрет сварливой жены. Золушка прижимается к отцу: ей так не хватает ласки! Но только отец хочет
приласкать дочь, как в дверях появляются Кривляка и Злюка, а вслед за ними и мачеха. Гнев ее уже готов обрушиться на головы мужа и падчерицы, как
вдруг в комнату незаметно входит старушка. Она просит подаяния. Мачеха и сестры отворачиваются от нее, и лишь Золушка протягивает нищенке кусок
хлеба. Поблагодарив добрую девушку, старушка исчезает так же незаметно, как появилась.
Распахиваются двери, и в комнату влетают модистки, портнихи, парикмахеры. Вся семья приглашена во дворец на бал к принцу. Пора одеваться!
Танцмейстер со скрипкой требует повторения разученного танца и поклонов. Наконец все в порядке. Надеты роскошные платья, сделаны великолепные
прически - можно ехать.
Дом опустел. Золушка остается одна со своими грустными мыслями. Она погружается в мир грез, мечтая о бале во дворце. Неизвестно откуда
появляется фея-бабушка. Она берется исполнить желание Золушки побывать на балу.
Грустно взглянула Золушка на свое старое платье и стоптанные башмачки и вдруг - перед ней пара чудесных блестящих туфелек.
Комната озаряется волшебным светом. По приказанию старушки являются феи времен года, чтобы одеть Золушку на бал. Фея Весна принесла ей
нежно-розовую ткань, фея Лето - гирлянды душистых роз, фея Осень - золотистый плащ, фея Зима - бриллианты снежинок. Появляются и
феи-фрейлины, помогающие Золушке нарядиться в чудесные одежды. Фея-бабушка подводит Золушку к старинным часам и говорит, что ровно в
полночь из них появятся карлики, которые предупредят ее о сроке возвращения домой. Точно в полночь она должна покинуть бал, иначе снова превратится в замарашку.
Словно растаяла стена дома Золушки: вдалеке засветились окна дворца, в котором принц дает бал. Раззолоченная карета ждет Золушку. Радостная
садится в нее девушка и едет во дворец.
Пышный бал во дворце. В чинном придворном танце важно выступают гости. Среди них - отец и мачеха Золушки, Кривляка и Злюка. Самого принца еще
нет. Церемониймейстеры в волнении ждут его прихода. И вот, наконец, он сам. Он весел, его загорелое лицо оживлено, кудри рассыпались по плечам.
Быстро взбегает принц по ступенькам трона и предлагает начать танцы.
В этот момент появляется Золушка. Она так хороша, что все взоры устремляются к ней. Танцы прерываются. Очарованный принц не может отвести от нее глаз. Но и сам он своей красотой, мужественностью пленяет сердце девушки.
Золушка чувствует себя во дворце легко и свободно. Она подходит к сестрам, которые не узнают замарашки в ее великолепном наряде.
Среди веселья и танцев счастливая Золушка совсем забывает о времени. Но вдруг появляются карлики. «Пора, Золушка!» - напоминают ей старинные
часы. «Пора!» - неумолимо стучит маятник, и Золушка стремглав бежит из дворца. Бьет полночь. По белой широкой лестнице бежит Золушка, покидая дворец. В спешке она теряет туфельку. Поднять ее некогда. Как вихрь мчится за Золушкой принц. Где прекрасная незнакомка? Найти ее, найти во что бы то ни стало! Внезапно лунный луч падает прямо на туфельку. Принц поднимает ее и радостно прижимает к сердцу; благодаря этой туфельке ему удастся, быть может, найти ту, которую он полюбил с первого взгляда.
Принц лишился покоя и требует найти владелицу туфельки. К нему призвали всех лучших сапожников. Он приказывает найти мастера, который изготовил
туфельку, но никто не может сказать принцу, кем она сшита. Принц решает сам отправиться на поиски незнакомки.
По всему миру странствует принц. Он встречает немало красавиц. Но ни в одной из них он не может найти даже отдаленного сходства с девушкой,
которая овладела его сердцем. Разочарованный и грустный, возвращается принц в родной город.
Комната Золушки. Она спит, прижимая к груди оставшуюся у нее туфельку. Солнечный луч, пробравшийся в окно, будит девушку. Взглянув на туфельку,
она сразу вспоминает чудесные события памятного вечера, и снова встает перед ней и бал, и золотая карета, и фея-бабушка, и прекрасный принц.
По улице бежит толпа. Все в смятении. Это приближается принц. Он все еще ищет девушку, потерявшую на придворном балу башмачок. Вот и сам принц, измученный долгими и безуспешными поисками, но по-прежнему решительный и неутомимый. Нет ли беглянки здесь? Сестры и мачеха льстиво кланяются принцу, они пытаются примерить поданную им туфельку, но напрасно: она слишком мала и ни одной из них не приходится впору. Взор принца
случайно падает на Золушку, скромно стоящую у камелька. Неожиданно из-за корсажа Золушки падает башмачок - точно такой, какой нашел принц в
дворцовом саду. Мачеха и сестры от неожиданности и изумления не в состоянии вымолвить ни слова.
Соловьиная ночь. Золушка и принц нашли друг друга. Среди благоуханья цветов идут они к большому, светлому и радостному счастью взаимной любви.

«Балло» означает «танцую»

  1. Знакомство с жанром балета (на примере балета С. Прокофьева «Золушка»).
  2. Музыкальные персонажи в движении.
  3. Родственность слов балет и бал.

Музыкальный материал:

  1. С. Прокофьев. «Па де шаль», «Вальс», «Полночь», «Урок танца. Гавот» из балета «Золушка» (слушание);
  2. Т. Попатенко, стихи В. Викторова. «Котёнок и щенок» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Устанавливать ассоциации между музыкальными и изобразительными образами.
  2. Проявлять основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков музыкальных персонажей.

Балет - загадка, что не знает слов...

Знакомство с жанром балета

Что же такое балет?

Волшебный мир сказок, мир наших грёз и сновидений наиболее совершенно способен воплотить балет. Основа балета - танец. Слово «балет» происходит от итальянского «ballo», что значит «танцую».

С чем у вас связывается слово «бал»? Со сказкой? Должно быть, вы любили в детстве «Золушку»! Но вы правы, потому что бал - время волшебства.

На придворные балы приглашалось только избранное общество. И совсем как в сказке про Золушку, на бал надевали самые красивые и дорогие наряды, что понятно: праздник ведь. Тогда же родились балы-маскарады - прекрасная возможность побыть маской, ощутить себя кем-то другим.

Именно в Италии, более 400 лет назад, и родилось искусство балета. В этой стране издавна любили не просто танцы, а танцевальные сценки, которые исполнялись в народных комедиях, на карнавалах, балах и других празднествах.

Слова «бал» и «балет» - родственные. Бал – большой танцевальный вечер, а балет – большой музыкальный спектакль.

Балет – это обязательное сочетание танца и музыки. Музыка и танец дружат с незапамятных времён. Оба этих искусства объединяет то, что они умеют говорить без слов, причём говорить очень ярко, взволнованно и поэтично.

Как и в любом музыкальном спектакле, в балете есть сюжет, действующие лица. Его герои наделены человеческими чувствами. Они действуют, думают, радуются и страдают. Но их действия и чувства раскрыты не с помощью слов или пения, а посредством танцевальных движений под музыку.

Кроме танцев, важную роль в балете играет пантомима, то есть немая актёрская игра, состоящая из выразительных жестов и мимики. Пантомима связывает отдельные танцы, помогает развитию действия.

Изначально танец был неотъемлемой частью сценического представления, в котором пели и декламировали текст, а актёры выступали в туфлях на каблуках. Примерно два столетия назад танцоры начали носить специальную одежду и особые тапочки – пуанты.

Они позволяют танцевать на кончиках пальцев, делают движения более воздушными и лёгкими.

Создатели балетного спектакля: композитор, либреттист (автор сценария), хореограф (постановщик танцев), а также художник-декоратор и художник по костюмам. Роль хореографа очень важна в балете. Он разрабатывает движения, соответствующие сюжету, выстраивает драматургию и соотносит всё это с музыкой. В исполнении балета участвует балетная группа (балерины и балероны), дирижёр и симфонический оркестр.

Чтобы понимать и любить балет, нужно разбираться в танцевальном искусстве, которое является его основой. Балетный язык – это мир выразительных танцевальных движений, жестов и мимики. Движения в балете очень красивы, возвышенны и благородны.

Знакомство с балетом С. Прокофьева «Золушка»

Талант С. С. Прокофьева проявился очень рано, музыку он сочинял с детства. А когда ему исполнилось 13 лет, он пришёл на экзамен в Санкт-Петербургскую консерваторию.

Представьте себе, в кабинете консерватории сидит серьёзная приёмная комиссия, в которой известные композиторы – Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов. И вот туда, сгибаясь под тяжестью больших папок с нотами, вошёл 13-летний мальчик. Вот мои сочинения», - сказал он. И тогда Н. А. Римский-Корсаков воскликнул: «Это мне нравится!»

Юный Серёжа Прокофьев был принят в консерваторию, которую он отлично закончил по двум отделениям – как пианист и как композитор. Прошли годы и его творчество приобрело широчайшую известность. В театрах всего мира ставят его оперы и балеты, оркестры исполняют его симфонии, пианисты и скрипачи играют его концерты и пьесы.

Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский так сказал об этом композиторе: «Дети особенно должны быть благодарны Сергею Прокофьеву, ибо никто из композиторов не посвятил детям столько прекрасных произведений». Юные пианисты играют маленькие произведения из его сборника «Детская музыка», сказка «Петя и волк» знакомит слушателей с инструментами симфонического оркестра.

Одним из самых известных его сочинений является балет «Золушка».

  1. Вы знаете эту сказку?
  2. Знаете ли вы писателя, который написал эту сказку? (Шарль Перро.)
  3. Назовите главных героев этой сказки.
  4. Куда отправилась главная героиня этой сказки» (На бал.)

Композитор С. С. Прокофьев тоже любил сказки, и на сюжет сказки Шарля Перро «Золушка» он сочинил балет.

Впервые балет «Золушка» был показан в Большом театре в 1945 году, когда наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне. Впоследствии «Золушку» ставили во многих других театрах нашей страны и в различных странах мира.

Главную роль в этом балете исполняли разные балерины. Запомните имя одной из них – Галина Уланова.

С. Прокофьев – мастер музыкальных портретов героев. Вы помните, что в его симфонической сказке «Петя и волк» каждый персонаж имел свою тему: Петя, дедушка, птичка, кошка, утка. Вот и для каждого героя балета «Золушка» композитор нашёл особые средства выразительности. Образ Золушки рисуют певучие, плавные мелодии. А в музыке, которая рисует сестёр и мачеху, звучат колючие, короткие мотивы и острые, стучащие ритмы. Всё это хорошо слышно с самого начала балета.

Первая сцена балета называется «Па де шаль», что означает «танец с шалью». Действие происходит в доме отца Золушки. Сёстры вышивают шаль, а мать наблюдает за ними. Золушка работает у очага. Но вот сёстры начинают ссориться. В эпизоде их ссоры музыка основана на мелких «царапающих» мелодиях. Так и видишь цепкие движения, резкие жесты сестёр, слышишь их визгливые выкрики… Недаром сёстрам Золушки в балете даны красноречивые имена – Кривляка и Злюка.

Слушание: «Па де шаль».

  1. Каким был характер музыки, рисующей образы сестёр Золушки? (Злым, острым, резким, колючим, быстрым.)
  2. Кто исполнял музыку? (Симфонический оркестр.)

Вначале балета «Золушка» появляется персонаж, которого нет в сказке Ш. Перро. Это учитель танцев. По сюжету мачеха и сёстры собираются на бал, и к ним приходит учитель танцев, который разучивает с ними старинный танец гавот.

Танец под названием «гавот» возник во Франции. Это грациозный и изящный танец с поклонами и неторопливыми движениями.

Слушание: «Урок танца. Гавот».

  1. Какие музыкальные инструменты исполняли главный мотив «урока танцев»? (Струнные.)
  2. Как звучала музыка? (Музыкальный язык яркий, острый. Композитор слегка посмеивается над важным, чопорным старинным танцем.)

Для этого балета композитор написал необычную музыку – партию часов, которые должны были напомнить Золушке о том, что пришло время уезжать с бала. В балете придуман такой ход: в полночь из часов выйдут карлики, которые будут показывать нужное время. Послушайте отрывок из балетного либретто.

И вот появляется Золушка. Она так хороша, что все взоры устремляются к ней. Танцы прерываются. Очарованный принц не может отвести от неё глаз. Но и сам он своей красотой, мужественностью пленяет сердце девушки. Золушка чувствует себя во дворце легко и свободно. Она подходит к сёстрам, которые не узнают замарашки в её великолепном наряде.
Начинается вальс, который Золушка танцует с принцем. Среди веселья и танцев счастливая Золушка совсем забывает о времени. Но вдруг появляются карлики: «Пора, Золушка!» - напоминают ей часы. «Пора!» - неумолимо стучит маятник, и Золушка стремглав бежит из дворца.
Бьёт полночь. По белой широкой лестнице бежит Золушка, покидая дворец. В спешке она теряет хрустальную туфельку. Принц бросился за ней, но её и след простыл. Только на ступеньке лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька.

Обратите внимание на то, как после 12-того удара часов композитор рисует превращение Золушки опять в замарашку. Это покажет музыка – она станет грустной. Но, в тоже время, мы услышим в ней надежду на то, что эта сказка закончится хорошо.

Слушание: «Полночь».

  1. В каком музыкальном жанре создал композитор тему часов? (В жанре марша.)
  2. Какой вам показалась эта музыка? (Злой, очень громкой.)
  3. Что передают звуки симфонического оркестра? (Тиканье и бой часов.)

Образ Золушки рисуется, прежде всего, мелодией «Вальса», которая будет звучать в балете неоднократно. Обратите внимание на то, как будет меняться музыка. Сначала звучит главная мелодия вальса. Потом она становится всё более торжественной, громкой, рисуя счастье Золушки на балу. Но в самом громком месте внезапно возникает тема часов. И после неё мелодия будет печальной, разочарованной.

Слушание: «Вальс».

  1. Какой была музыка в самом начале? (Спокойной, напевной, мелодичной.)
  2. Как изменилась музыка в конце отрывка? (Стала грустной, безрадостной.)
  3. Как по-вашему, что происходит в этот момент на балетной сцене? (Платье Золушки превращается в старое, исчезают карета, кони, кучер.)

Но не надо расстраиваться, ведь вы все читали эту сказку и знаете, что она закончится хорошо. Принц и Золушка обретут своё счастье.

Смысл сказки о Золушке заключается в утверждении доброго и человеческого отношения к жизни в противоположность злобе, зависти и эгоизму. Своей музыкой С. С. Прокофьев воспевает добрые человеческие качества и осуждает душевную чёрствость и злобу. Такое противопоставление характеров в искусстве называется «контраст».

  1. Встречается ли в «Вальсе» контраст? (Да.)
  2. Какие образы контрастны? (Образ Золушки и образ часов.)
  3. Как проявляется контраст в мелодиях? (Мелодия Золушки нежная, праздничная, мелодия часов резкая, злая.)
  4. Какие музыкальные жанры использованы, чтобы подчеркнуть контраст между этими образами? (Танец вальс и марш.)

Познакомившись с музыкой к балету «Золушка», вы убедились в том, что композитор С. С. Прокофьев сумел разглядеть в сказке глубину и мудрость, прославил чистоту и прелесть трудолюбивой девушки Золушки, скромностью, добротой, побеждающей все невзгоды своей жизни, и высмеял мещанский, корыстный духовный мирок её злой мачехи и жадных, завистливых сестёр.

Любовь к сказке объясняется ещё одной особенностью характера композитора: до конца своих дней он сохранил свежесть восприятия мира, способность радоваться жизни.

Вопросы и задания:

  1. Обратите внимание на слова «бал» и «балет». Как вы думаете, что их объединяет?
  2. Какой танец на балу исполняла Золушка? Какой характер этого танца?
  3. Внимательно послушайте фрагмент «Полночь» из балета С. Прокофьева «Золушка». Согласны ли вы с композитором, который дал такое название? Какое в ней настроение? Как вы думаете, почему?

Запомни!
Бал
Балет
Артист балета
Контраст

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Вальс. Полночь из Балета Золушка, mp3;
Прокофьев. Гавот из балета Золушка, mp3;
Прокофьев. Полночь из балета Золушка, mp3;
Прокофьев. Танец Па де шаль из балета Золушка, mp3;
3. Сопровождающая статья, ppsx.

Советский балетный театр опирается на лучшие, передовые традиции хореографической культуры прошлого. В борьбе с пережитками феодально-дворянской идеологии, с формалистическими тенденциями буржуазно-эстетского характера, утверждая плодотворные принципы социалистического реализма, советский балет обретал качественно новые черты. В балетный театр пришли крупнейшие советские композиторы — Б. Асафьев, Р. Глиэр, С. Прокофьев, А. Хачатурян, С. Василенко, создавая для него монументальные произведения, которым присущи высокая художественность, идейность, большое профессиональное мастерство. Советский балет ставит и разрешает серьезные творческие задачи. В тесном творческом содружестве ведущих мастеров советского искусства создавался спектакль «Золушка». Впервые в музыке Прокофьева трогательная сказка о Золушке нашла поэтичное и идейно-значительное выражение. Впервые балетный спектакль убедительно раскрыл морально-этическую сущность этой сказки. «Золушка» в Большом театре — это музыкально-хореографическая поэма о торжестве любви и справедливости, переданная ярким театральным языком. Этот содержательный, праздничный спектакль — достойное продолжение прекрасных традиций русских классических балетов на сказочную тему. Хорошо разработанное либретто «Золушки» с профессиональным умением и вкусом написано Н. Волковым. В центре музыкальной драматургии «Золушки» — яркий контраст положительных и отрицательных характеров.

Главный лирический образ спектакля — образ Золушки — получает развитие в ее сольных танцевальных сценах, вариациях и дуэтах с Принцем. Наиболее выразительным по своей драматической насыщенности является дуэт-адажио из второго акта, во время которого происходит поэтическое объяснение в любви. В острых ритмах, яркими музыкальными красками, как бы с иронической усмешкой, характеризует композитор сварливую Мачеху и двух ее злых и тщеславных дочерей. Музыка беспощадно высмеивает их шумный, мелкий и пошлый мещанский мирок. Остро очерчены и другие персонажи спектакля — манерный учитель танцев, фатоватые кавалеры дочек, Шут, поставщики нарядов, сапожники и другие. В форме изящных программно-танцевальных этюдов написаны Прокофьевым фантастические картины времен года — Весны, Лета, Осени и Зимы, по волшебству Феи проходящие перед глазами Золушки . Олицетворяя светлые силы природы, мудрость и справедливость, Фея-нищенка и Феи времен года одаривают Золушку, наряжают ее к балу и помогают ей найти путь к своему счастью.

С неисчерпаемой изобретательностью композитор воплощает в музыке и другие фантастические эпизоды балета (появление на балу Золушки-принцессы, окруженной звездами; образ Феи-нищенки и т. д.). Великолепны сцены, связанные с волшебными часами. Музыкальный образ часов таинственно возникает, когда Фея предупреждает Золушку, что ей необходимо вернуться домой до полуночи. Вторично, во дворце, в роковой полуночный час Золушка слышит их грозный бой и звук маятника, неумолимо отсчитывающего ход времени. Драматизм сцены усиливает беспокойный танец двенадцати карликов, торопящих девушку покинуть дворец. На основе яркой, впечатляющей музыки Прокофьева балетмейстер Р.Захаров с большим мастерством и творческой изобретательностью разрешил трудную постановочную задачу — создал целостный балетный спектакль, раскрыв средствами хореографии сказочные образы в единстве их реальных и фантастических черт. Действенный танец, составляющий типическую форму советских балетов, явился основой хореографического построения спектакля. Захаров нашел поэтичные краски для раскрытия его основной лирической темы — темы любви Золушки и Принца; своеобразно, резкими штрихами, используя классический танец в гротескном преломлении, обрисовал он чванливое мещанство в образах мачехи и ее дочерей, напыщенную манерность двора; живо и темпераментно разрешены им жанровые танцевальные эпизоды — урок танца, ссоры сестер, отдельные сцены на балу, вариации Принца, Шута, танец трех апельсинов. Несколько менее удачны финал второго акта, апофеоз балета, а также сцены, связанные со странствованиями Принца (андалузский и восточный танцы).