Ведущий:
- Ежегодно 18 мая года мы отмечаем профессиональный праздник работников всех музеев мира . Эта традиция длится с 1978 года. И сегодня мы посвящаем наше мероприятие тем хранителям народной памяти, которые любят и чтят историю родного края.

Ведущая:
- Как же все начиналось? Первые попытки коллекционирования осуществлялись в храмах Древней Греции, когда возводились специальные храмы для складывания даров. Эти храмы назывались «сокровищницами». В Древнегреческих сокровищницах и пирамидах Древнего Египта собирались огромные коллекции. Они то и считаются прообразом современных музеев .

Ведущий:
- С древних времен у людей наблюдалась потребность в собирательстве, однако изначально в круг коллекционеров, занимавшихся демонстрацией, хранением и сбором культурного наследия входили наиболее образованные и интеллектуально развитые представители своего времени.

Ведущая:
- В Европе первым учреждением музейного типа стала «кунсткамера». Немного позже – в XVI-XVII веках – стали появляться такие понятия, как галереи, «кабинеты», «камеры».

Ведущий:
- В конце XVII – начале XVIII веков многие европейские коллекции становятся доступными для посещений, ярче всего это наблюдалось в Германии, Италии, Франции. Первый музей современного образца сформировался 26 июля 1791 года. Именно в этот день двери Лувра открылись для широкой публики.

Ведущая:
- В истории формирования российских музеев большую роль сыграл Петр I и Екатерина II. Они стояли у истоков создания уникальнейших коллекций, которые впоследствии стали музеями национального значения – Эрмитаж и Кунсткамера в Санкт-Петербурге.

Ведущий:
- На сегодняшний день современный музей является своеобразным символом культуры, который имеет свои точки зрения, позиции, мнения. Перед нами музей предстает многочисленными гранями: в виде «сокровищницы», творческой «лаборатории», «собора лиц», «машины времени», «хранилища», «живого организма». В этой многогранности определяется контур того, что мы привыкли называть музеем.

Ведущая:
- Путешествуя по континентам и странам, мы с вами увидим сокровища Дрезденской галереи, Лувра, Прадо, Национальной галереи в Лондоне и множества других музеев, куда также входят музеи нашей страны – Русский музей и Эрмитаж, Третьяковка и Московский кремль. .

Ведущий:
- А очень скоро можно будет побывать в уникальных музеях города Воронежа – это литературный музей имени А. Кольцова, областной краеведческий музей, музей М. Мордасовой, музей-усадьба Веневитинова. (Осуществляется показ слайдов) .

Ведущая:
- Пройдясь по школьному коридору, с множеством дверей, мы обязательно наткнемся на одну заветную с надписью «школьный музей». По другую сторону этой двери скрывается не просто учебный класс, не просто комната, за ней – история нашей страны, родного края.

Ведущий:
- Хранители времени
В музеях работают,
Службу Отечеству верно несут.
Память истории
Долгую, вечную
В руки столетиям передают.

Ведущая:
- На сцену приглашается руководитель и первый организатор школьного музея.

(Руководитель вкратце рассказывает историю создания музея).

Ведущий:
- В вашу честь звучит следующая композиция.

Ведущая:
- Проходят годы, меняются поколения, юные ребята-экскурсоводы становятся взрослыми. Как показал опыт нескольких лет, по окончании школы, бывшие экскурсоводы поступают в военные училища, педвузы, выбирают исторические специальности.

Ведущий:
- На сцену приглашаются первые экскурсоводы и первый совет музея. (Выступают ребята – первые работники школьного музея) .

Ведущая:
- В вашу честь звучат эти замечательные стихи.

Ведущий:
- Наш праздник подошел к концу. Поздравляем хранителей памяти, хранителей времен, а также всех присутствующих с этим замечательным праздником – Днем музеев . Удачи вам в нелегком, но очень интересном и полезном деле!

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 5-9-х классов.

«Мы приглашаем в музей…»

(в рамках школьного музея Г.О.Рокчинского)

Цель: формирование у учащихся культурно-нравственных ценностей методами музейной педагогики.

Задачи :

    Воспитывающие: привитие интереса к музеям как основным хранилищам памятников материальной и духовной культуры;

    Развивающие: развивать творческие способности детей; закрепить умение работать над проектной задачей; расширение знаний учащихся о литературных музеях известных русских классиков; развивать монологическую речь;

    Формирующие: формировать интерес к историческому и литературному прошлому, формирование навыка работы в группе;

    Познавательные: вовлекать учащихся в активный процесс поиска информации, разработки заданий при подготовке к мероприятию, знакомство с азами музейного дела.

Форма проведения: литературная гостиная (защита проектов)

Ход мероприятия

    Организационный момент.

Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые учителя, родители и учащиеся нашей школы! Всем известно, что Президент Российской Федерации В.В.Путин своим указом объявил 2015 год Годом литературы с целью привлечения внимания общества к литературе и чтению .

Ведущий 2. Мы приветствуем вас в нашем школьном музее для того, чтобы совершить увлекательное виртуальное путешествие. Но прежде чем начать, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

Ведущий 1. Какие сказочные средства передвижения рассказывают нам о мечте человека заглянуть в другую страну, в другое время?

Правильно, ковер-самолет, машина времени.

Существует ли «машина времени» в действительности? Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Угадайте, что это за «машина» по следующим признакам:

    Она похожа на дом, но дом необычный.

    В «машине» нужно соблюдать правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным, осторожным, чтобы не мешать другим и не сбиться с пути.

    Двигателем этой машины являются редкие вещи, произведения искусства, уникальные создания природы.

Кто догадался, что это за «машина»? (Да, это музей .)

В музее много старинных вещей из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом.

Сценка

Мама : Собирайся, сынок! Мы сегодня идем в музей.

Сын (читает журнал): Опять? Мы каждое воскресенье ходим в музеи. Что там делать? Кругом одни старые вещи. Ходишь, смотришь, только ноги устают.

Мама : Ты не прав, сынок! Музей - это не склад старых вещей, это память.

Сын : О чем?

Мама : О людях, о событиях. А еще это расширение кругозора (подсаживается к сыну). Вот ты любишь смотреть телевизор?

Сын: Люблю!

Мама : А знаешь ли ты, когда появился первый телевизор? Как он выглядел и работал?

Сын : Нет, но об этом можно почитать в Интернете.

Мама: Можно, конечно. Но одно дело почитать, а другое - увидеть своими глазами в Политехническом музее настоящий телевизор, который стоял в квартирах 50 лет назад, и узнать, как он работал.

Сын : Пожалуй, это интересно. Но вот, к примеру, побывать на Бородинском сражении нельзя.

Мама : Побывать нельзя, но в музее «Бородинская панорама "можно увидеть, как располагались русские и французские войска, какая у них была форма, какое оружие.

Сын : Здорово! Давай туда сходим.

Мама: Обязательно сходим.

Сын : А что интересного в музее какого-нибудь писателя?

Мама : Много интересного. Ты увидишь его рукописи, узнаешь, как он работал. А личные вещи, книги могут многое рассказать о личности человека, его характере, интересах.

Сын : Кажется, я понял. В музее не просто лежат старые вещи. Они, словно свидетели истории, хранят прошлое и доносят его нам. Пойдем в музей!

Ведущий 2. Что такое музей?

Ведущий 1 . "Музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью".

Экскурсовод: Слово "музей" образовано от слова "муза". У древнегреческого бога Зевса было 9 дочерей, 9 муз (муза - от греч. "муса" - мыслящие), которые покровительствовали наукам и искусствам: Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато -муза любовных песен, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания -муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе имя Мусагет. Поэтому "музей" - это "храм искусств" т. е. мусейон. Мусейоны были центрами духовной жизни древних греков, здесь собирались на ученые диспуты и состязания философы, поэты, певцы, музыканты.

Ведущий 2 . В каждом городе, даже очень маленьком, есть хотя бы один музей. Представляете, сколько разных музеев в нашей стране? А во всем мире? Причем и в наше время создаются новые музеи. Например, 8 октября 2009 г. в Москве открылся музей И. С. Тургенева. Интерес к музеям велик во всем мире. 18 мая 1977 г. был учрежден Всемирный день музеев.

Ведущий1 . Сегодня учащиеся 5 «в», 6 «а», 7 «а», 8 «а» классов откроют для вас двери в музеи известных русских поэтов и писателей.

Ведущий 2. А теперь - в путь! Наш виртуальный музей открывает двери 1 –го музея. Экскурсоводы 5 «в» класса поведут нас в путешествие в дом-музей замечательного русского поэта Сергея Есенина. (Рассказ учащихся с презентацией.)

Ведущий 1. Спасибо. Было очень интересно!

Ведущий 2. Продолжаем путешествие. Экскурсоводы 6 «а» класса поведут нас в путешествие в музей Антона Павловича Чехова – тонкого знатока души человеческой. (выступление учащихся6 «а».)

Ведущий 1. Продолжаем путешествие. С экскурсоводами 7 «а» отправимся в музей Николая Васильевича Гоголя.

(выступление учащихся. )

Ведущий 2 . Небольшое путешествие экскурсоводы 8 «а» класса совершили в усадьбу – музей Льва Николаевича Толстого.

(выступление учащихся.)

Ведущий 1. Мы послушали рассказы о тех музеях, в которых заочно побывали ребята. Оказывается, у нас в классе нет ни одного человека, который ни разу не был в музее! О самом интересном посещении музея вы составили свои краткие отзывы. Все они вывешены на доске. Я думаю, что это станет началом большого проекта "Интересные музеи". Вы еще много музеев посетите с классом и родителями. напишите о них отзывы и составьте альбом. Он будет интересен другим ребятам, может быть, кто-то заинтересуется вашим рассказом и тоже посетит музей.

Ведущий 2 . Узнавая прошлое, сохраненное в музеях, мы лучше понимаем людей, которые жили и творили до нас, чувствуем ответственность перед будущими поколениями, задумываемся о том, что им будет важно, нужно. Можем ли мы оставить потомкам такие же прекрасные картины, книги, предметы быта, архитектурные сооружения? Что потом будут говорить и думать о нас?

Ведущий 1 . При подготовке к мероприятию одним из заданий классам было: «Составить призыв потомкам».

Группы зачитывают призывы:

5 «в»- Без прошлого нет будущего. Посещайте музеи.

6 «а» - Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Посещайте музеи.

7 «а» - Музей- это странички истории. Знайте историю, посещайте музеи.

8 «а» - За час увидишь ход столетий, и красоту минувших дней, и современное искусство - лишь только посети музей!

Ведущий 1. Сегодня наше посещение музеев известных русских классиков было непростым. Это конкурс на лучший проект! В качестве экспертов мы пригласили _________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

И именно они сейчас назовут тех ребят, чья заочная экскурсия в музей была самой интересной и познавательной.

Ведущий 2 . Завершить наше путешествие мы хотим словами Д. С.

Лихачева: "Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем... Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране". Спасибо за подготовку и активное участие!

Ведущий:

Ведущая:

Как же все начиналось? Первые попытки коллекционирования осуществлялись в храмах Древней Греции, когда возводились специальные храмы для складывания даров. Эти храмы назывались «сокровищницами». В Древнегреческих сокровищницах и пирамидах Древнего Египта собирались огромные коллекции. Они то и считаются прообразом современных музеев .

Ведущий:

Поздравления с Днем музеев , с праздником стихи поздравления работникам музея, пожелания в Международный день музеев

Музеи - это зеркало, отражающее отношение общества к своей культуре и истории, поэтому содействовать их развитию просто необходимо.

18 мая - день музеев - сценарий праздника 18 мая - день музеев - babyblog.ru

Международный день музеев появился в календаре в 1977 году, когда на очередном заседании Международного совета музеев было принято предложение российской организации об учреждении этого праздника. С 1978 года ежегодно 18 мая музейные работники всего мира отмечают свой профессиональный праздник. В музеях проходит день открытых дверей, когда все желающие могут бесплатно посетить все выставки и экспозиции.

Акция «ночь в музее» 19 мая 2012г. сценарий праздника ночь в музее сценарий на ночь в музеи ночь сценарий - ооо "онлайн-газета нововятск"

Торжественная клятва пионера Советского Союза (вспомним?)

" Я (Имя, Фамилия) вступая в ряды Всезоюзной Пионерской Организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину. Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Свято соблюдать Законы Пионерии Советского Союза."

Законы пионеров Советского Союза:

Пионер предан Родине, партии, коммунизму

Пионер готовится стать комсомольцем

Поинер ровняется на героев борьбы и труда

Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества

Пионер лучший в учебе, труде и спорте

Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду

Пионер - товарищ и вожатый октябрят

Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Международный день музеев, история и традиции праздника - женский журнал nicelady

Из года в год работники музеев всего мира традиционно отмечают профессиональный праздник, а именно - Международный день музеев, - который принято праздновать 18 мая.

Этот замечательный праздник появился в календаре еще в 1977 году. Именно тогда на очередном заседании Международного совета музеев было принято предложение организации России, касающееся учреждения данного культурного праздника.

Уже начиная с 1978 года, Международный день музеев стал широко праздноваться больше чем в 150 странах мира.

В России, например, в этот день музеи отворяют свои двери для всех желающих. Посещения выставочных залов и новых экспонатов в День музеев совершенно бесплатны, все активно представляется посетителям «со всех сторон».

Поэтому к этому празднику причастны не только работники музея, но и любители новых интересных выставок, и просто заинтересовавшиеся прохожие. Часто к этому дню приурочены разнообразные тематические фестивали.

В музеях нередко организовываются тематические лекции, многочисленные экскурсии, разные научные чтения, проводятся довольно увлекательные для населения музейно-театральные представления.

Акция ночь музеев

Кроме всего этого, данному празднику посвящена и международная акция под названием «Ночь музеев». Обычно она проходит в ночь с субботы на воскресенье. Данная акция является инициативой французских коллег.

В 2012 году «Ночь музеев» в Москве пройдет 19 мая. Начиная с 18 часов и до полуночи многие известные столичные музеи и частные галереи участники акции планируют принять гостей бесплатно. А желающим посетить знаковые экспозиции и уникальные показы придется приобретать билеты. В Российской Федерации акция проводилась уже не один раз.

К Ночи музеев в России охотно присоединяется большое количество негосударственных музеев и различных частных галерей. Эксперты считают, что со временем акция «Ночь музеев» будет не менее, а, может быть, и более популярна, чем сам День музеев.

Люди быстро привыкли к тому, что 18 мая - Международный день музеев и заранее планируют на этот день особую программу культурного отдыха для себя и своей семьи. В праздник все музеи всегда переполнены посетителями. Не останавливает публику даже то, что чаще всего праздник совпадает с рабочими днями.

На практике проверено, что собирая и храня разнообразные памятники материальной культуры и духовности народа, музеи проводят огромную научно-просветительскую и образовательно-воспитательскую деятельность. Особенно это полезно для молодежи, которая активно познает все вокруг.

Как говорил Жак Перо, экс-президент ICOM, «музеи просто обязаны занять свое место прямо в сердце общества и быть абсолютно открытыми общественности.

Появление и развитие всех наших, в основном, культурных, учреждений зависит в наибольшей степени от помощи общественности, и мы просто обязаны предложить ей шанс поддержать наши цели и задачи, принять активное участие в работе. Исходя из этого, нужно, чтобы и музеи и общество непременно работали вместе, в инновационном духе творчества».

Международный день музеев тема праздника

В 2009 году тема этого международного праздника впервые была определена другими словами: Музеи и туризм. В 2010 темой Дня музеев стали слова: Музеи во имя социальной гармонии.

В 2011 году тема праздника Международный день музеев 18 мая - «Музеи и обогащение памяти, историю расскажут экспонаты.

Каста

Режиссер: Ирина Бычкова (vkontakte.ru/id3304919), Хамиль. Лейбл: Respect Production. Съемка: Артем Пугач, Андрей Митрофанов, Ирина Бычкова. Монтаж: Артем Пугач (vkontakte.ru/artpugatch).

Сценарий на областной смотр-конкурс музеев

В стране огромной, среди множества школ,

Есть одна, в которую я учиться пришла,

Есть одна, в которой нам работать, друзья,

Есть одна, такая, без которой нельзя,

Есть одна, но впрочем, нам всего не учесть,

Школа 12- такая есть!

Добрый день уважаемые друзья! Вас приветствует команда актива историко-художественного музея «Встреча» школы № 12 города Братска.

Дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки и творчества, считал знаменитый российский педагог Василий Сухомлинский. Именно так живут ученики нашей школы, которая единственная в городе Братске вошла в международный проект Ассоциированных школ ЮНЕСКО.

История нашей школы берет свое начало в 1988 году, когда строители вручили директору школы символический ключ от нового здания.

На тот момент это был уникальный проект не только для города Братска, но и для региона в целом. Кроме основного корпуса, проектировщики предусмотрели блок для дошколят-шестилеток. Именно в этом блоке расположился наш школьный музей.

«У каждой школы гордость есть

Она трудом добыта.

А в Братске 12 школа

Музеем знаменита.

Хоть не большой, но дорог он

Для каждого ребенка.

Полотнища былых знамен,

Орудие в сторонке…

А сколько фотографий здесь

на стендах и в витринах.

И на стенах картин не счесть

и множество вещей старинных.

Когда за окнами весна

и солнце смотрит веселее

Мы отмечаем каждый год

Рождение музея.

Ему 10 - летие грядет.

Он ведь не старше нас,

Но нас мудрее.

Подскажет он как в жизни быть.

Подскажет, как нам стать сильнее.

Гордимся мы и бережем

Его традиции святые.

А к дню рожденья соберём

На память вещи дорогие.

Пусть он растёт из года в год,

Нигде такого больше нет.

Он честь и слава школы нашей.

Историко-художественный музей «Встреча» начал свою деятельность в июне 2003г. Паспорт и свидетельство получил 17 декабря 2007 года.

Инициатором создания музея была директор школы Проскурякова Наталья Ильинична. Работу музей начал с ведения школьной летописи, ребята занимались сбором материала о важных и интересных фактах и событиях из жизни школы.

Что же интересно узнавать ученикам начальной школы, приходя в музей сегодня…

Экспозиция «Школьная планета» , которая встречает с первой ступеньки музея…

Вы можете увидеть фотографии наших учеников и учителей на различных мероприятиях в фотолетописи прошлого учебного года.

«В добрый путь, школа!» - именно под таким названием 1 сентября 1988 года в газете «Красное знамя» вышла статья об открытии новой школы в 23 микрорайоне города Братска. 1 сентября 1988 года в школу в первый раз пришли первые ученики. Ребята выстраиваются перед школьным крыльцом. А здесь уже все готово к встрече. Алое полотнище над дверями: «Добро пожаловать!», оркестр, звонок, перевязанный красной ленточкой. Торжественный митинг, посвященный открытию новой, 12-й средней школы открывает директор школы Проскурякова Наталья Ильинична. С того дня прошло 25 лет.

25 лет…

Сколько событий произошло за этот период! Что-то забылось, но многое осталось в памяти и стало историей. Школьная планета», одна из экспозиций, которая раскрывает деятельность пионерской организации. Руками учащихся и учителей собраны атрибуты пионерской жизни: горн, барабан, пионерский галстук, значки, школьная форма, фотографии. Экспонаты прошлого века, символизирующие школьную жизнь. Здесь же представлен стенд «Блеск медали», гордость нашей школы золотые и серебряные медалисты школы.

«Учитель - это творец» - так считают наши учащиеся, и так назывался наш первый музейный проект. Экспозиция об учителях школы, награжденных высокими отраслевыми наградами, объединившая материалы этого проекта, занимает центральное место в нашем музее.

В ней не только фотографии и вехи трудового пути, но и высказывание учителей о счастье: «Все люди стремятся к счастью - из этого правила нет исключений. Счастье заключается в том, чтобы любить делать то, что делаю», «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Создание музея стало возможным благодаря огромной помощи ветеранов школы, которые поделились воспоминаниями, фотодокументами, учебными принадлежностями разных лет. Учебно - исследовательская и поисково - краеведческая работа музея часто опирается на поддержку ветеранов школы.

Учитель – это человек, который ведет по жизни к знаниям маленького гражданина страны с семилетнего возраста до совершеннолетия, а потом его детей, а порой и внуков. Учитель - великое слово.

Далее мы вас познакомим с экспозицией под называнием «Художественная галерея». Галереяпредставляет сменные выставки художников и прикладное творчество людей нашего города. За эти годы в музее организовано около 100 выставок творческих, талантливых, интересных людей, реализовано 7 социальных проектов и среди них совместный с Иркутским музеем декабристов проект «Эпохи разные, а Родина одна» по сохранению историко-культурного наследия декабриста П.А.Муханова. В рамках преемственности мы проводим выставки творческих работ воспитанников и родителей детского сада № 134.

К открытию осенней Ассамблеи «И дым Отечества нам сладок и приятен», посвященной Году российской истории была приурочена выставка репродукций картин Николая Константиновича Рериха «Свет искусства». Эта коллекция принадлежит Культурно-выставочному центру, который находится в пос. Старая Ангасолка на берегу Байкала.

В нашем музее проходят встречи и музыкальные гостиные, уроки мужества, занятия по предметам гуманитарного цикла (истории, граждановедению…). Музей – это традиционное место встречи ветеранов, на его базе проходят заседания, встречи ветеранов с учащимися, их родителями, представителями общественных организаций. Актив музея участвует в подготовке и проведении мероприятий военно-патриотической направленности. В рамках празднования Дня Победы проводятся: традиционный школьный конкурс рисунков и сочинений, уроки для начальной школы о Великой Отечественной войне, викторины для старшеклассников, на творческих гостиных ветеранов приветствуют музыкальными концертами учащиеся нашей школы и гости города. В нашем музее гостиные проводятся регулярно, например: «Давно закончилась война», «Поклонимся великим тем годам», «Во славу Отечества» и др. На дворе уже 2013 год. Идет 68 год со дня окончания Великой Отечественной войны. Славу богу живы свидетели тех страшных дней - ветераны войны. С глубокой признательностью и заботой мы относимся к ним. Учащиеся нашей школы – частые гости ветеранов. Они помогают им в уборке по дому, приобретении продуктов и лекарственных средств, поздравляют с праздниками. Так получается, что время забирает героев, даровавших нам свободу нашей страны, обеспечивающих счастливое детство. Война остается в прошлом. В каждом музее должен быть уголок боевой славы. Не исключение и наш музей. Нами собран материал о ветеранах, живущих в нашем микрорайоне. Оформлена экспозиция «Галерея ветеранов». К 110-летию Афанасия Павлантьевича Белобородова оформлена выставка «Всегда в бою». Это наш легендарный земляк, который прошел всю Великую Отечественную войну, войска под его командованием отличились в войне против империалистической Японии. Похоронен Афанасий Павлантьевич в районе станции Снегири, рядом с теми, кто под его командованием остановил врага на подступах к Москве. В городе Иркутске в честь него названа улица в Поселке Энергетиков.

Экспозиция «Первостроители микрорайона» посвящается людям, которые возводили могучую гидроэлектростанцию и наш родной город Братск. Райкомы ВЛКСМ по комсомольским путевкам посылали лучших своих представителей. По своему желанию юноши и девушки ехали в тайгу, валили лес, боролись с гнусом... Жили они в больших армейских палатках, поэтому палаточный городок назвали «зеленым». Макет палаточного городка, выполненный учащимися нашей школы, является одним из центральных экспонатов экспозиции. В витринах находятся фотографии, материалы о выдающемся строителе Наймушине Иване Ивановиче, информационные буклеты и книги об истории города, выпущенные в разные года, любезно подаренные ветеранами, к сожалению не доживших до сегодняшних дней. Эта экспозиция помогает представить молодому поколению братчан, как зарождался наш город. А сейчас мы живем в современном городе, пусть не совсем большом, но развивающемся. В городе, знаменитом своими достижениями даже за пределами России...

В экспозиции музея «Жизнь и быт жителей Приангарья» представлены предметы домашней утвари, утюги, швейные машинки, салфетки, подзоры, а также орудия труда, без которых не могли обойтись люди во время посадки и сбора урожая, например серп и прочее.

Более 200 экспонатов для музейных уроков по истории, физике, технологии, математике, литературе, изо и другим предметам собраны в экспозициях музея. Их можно потрогать, привести в действие, использовать в постановках.

Мы любим свой школьный музей и совместно с руководителем музея, всячески стараемся поддерживать в нем порядок и пополнять его новыми экспонатами.

Школа живет и развивается, уверенно идет в будущее, в завтрашний день. Но у нее есть и прекрасное прошлое, которое бережно хранится в школьном музее и является достоянием каждого ученика и учителя, предметом гордости и восхищения.

Спасибо за внимание!

Цель : Обобщить и закрепить представления детей старшего дошкольного возраста о предметах русского быта, традициях.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

Учить понимать смысл русских традиций;

Активизировать словарь детей новыми словами: «сундук», «лыко», «туеса», «экспонаты» и др. ;

Обобщить и систематизировать знания детей об экспонатах музея народного быта.

Развивающие:

Развивать поисковую деятельность детей, умение классифицировать музейные экспонаты;

Развивать коммуникативные навыки, внимание, память;

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к истории своего народа;

Воспитывать способность сопереживать, сочувствовать героям;

Воспитывать аккуратность.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Выставка детских работ;

Выставка работ мастера резьбы по дереву;

Слайды с изображением предметов быта;

Шаблоны туесов по количеству детей;

Трафареты с изображением элементов орнамента по количеству детей;

Сундук – загадка;

Предметы русского быта: деревянные ложки, глиняный горшок, лапти, короб;

Посылка;

Аудиозапись русских народных песен;

Палитра с различными красками по количеству детей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображением предметов старины;

Рассматривание экспонатов народного быта;

Чтение глав из книги С. Баруздина «Страна, где мы живем»;

Посещение местного краеведческого музея;

Знакомство с мастерами народного творчества: «Декоративно – прикладное искусство. Резьба по дереву»;

Прослушивание грамзаписей русских народных хороводов;

Разучивание русских народных песен, танцев, хороводов, игр, пословиц и поговорок, сказок и т. д. ;

Составление рассказов о предметах народно – прикладного искусства;

Художественно – творческая деятельность детей;

Проведение цикла занятий: «Как возникла Россия», «Культура и традиции русского народа», «История нашего городка», «Литературная викторина по русским народным сказкам».

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

М. Зацепина, Т. Антонова «Народные праздники в детском саду»

М. Тихонова, Н. Смирнова «Красна изба… .»

Г. Лунина «Воспитание на традициях русской культуры»

С. Баруздин «Страна, где мы живем»

Г. Федорова «На золотом крыльце сидели… »

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог: Сегодня мы поговорим о доме наших предков. Это и есть тема нашего занятия: «Дом наших предков - славян». Мы узнаем о том, как выбирали наши предки место для будущего дома, как строили его сообща, как оберегали свой родной дом, как жили просто и скромно. Мы научимся уважать наших прабабушек и прадедушек за их труд, доброту, умение создавать для своей жизни простые и нужные предметы народного быта. А наши помощники в познании прошлого – мудрые книги. Вот они, ребята, на нашей выставке «История культуры русского народа».

(Дети рассматривают книжную выставку.)

Педагог . А теперь усаживайтесь поудобнее, ребята, да внимательно слушайте, да запоминайте, да сами будьте активными, чтобы наше путешествие в прошлое было интересным.

(Дети готовятся к путешествию.)

Педагог . Наше путешествие начинается… В давние – давние времена огромный мир окружал наших предков. Человек чувствовал себя зависимым от сил природы. Ведь в природе были и добрые, и злые духи. Стараясь защититься от всего опасного, человек создал себе убежище – дом.

Что такое дом в вашем понимании, ребята?

Дети. Дом – это жилище. Дом – это место, где мы живем всей семьей. Дом – это наше жилье. Дом – это моя семья. Дом – это здание для жилья.

Педагог Молодцы, ребята. Вы правильно ответили. Дом – это очень – очень родное для нас, это наше жилье. Нашим предкам, ребята, многое надо было знать, чтобы построить для себя жилище – дом.

Прежде всего выбиралось место хорошее. Чтобы вода была рядом, да чтобы не в низине, а то весной затопит, да чтобы в доме чувствовать себя хорошо. Долго присматривались – приглядывались предки наши к месту будущего дома: если птица часто садится на землю, то и место здесь хорошее. Или свет сквозь облака пробьется, значит место богами отмеченное, можно избу ставить. И первое, что нужно было сделать – это защитить место будущего дома от недобрых сил, поэтому его опахивали вокруг по кругу, это знак неба и солнца, это оберег.

Педагог . С понятием «оберег», ребята, мы с вами уже встречались. Давайте посмотрим на предметы нашего мини – музея «Домотканое полотно наших бабушек» и найдем здесь обереги.

(Дети указывают обереги на русских народных рубахах).

Педагог . Молодцы, ребята. Помните то, что мы ранее изучали с вами. Дайте, пожалуйста, определение слова «оберег».

Дети. Оберег – это талисман. Это защита от недобрых сил.

Педагог . Сегодня мы, ребята, узнаем, какие обереги защищали дом наших предков. Вот оградили место будущего дома наши предки, а потом в центр будущего дома вкапывали дерево. Какое, как вы думаете, ребята?

Дети . Конечно же, березу. Березка – символ России.

Педагог Именно березу наши предки называли ласково Берегиней. Когда иконы на земле нашей утвердились, стали на березу икону вешать, чтобы берегла тоже будущий дом. Камни большие с четырех концов света привозили, чтобы дом крепко стоял. Да деревья крепкие (ель, сосна) заготавливали на новую избу.

А как вы думаете, ребята, когда деревья рубили для избы?

Дети. Зимой. Дерево спит, ему не больно.

Педагог Хорошо, ребята. А как вы думаете, ребята, одна семья строила дом или звали на помощь родню и соседей?

Дети. Звали на помощь родню и соседей.

Педагог Правильно, ребята, звали и всех добрых людей, чтобы быстрей управиться. Да чтобы лучшие мастера свои умения показали, чтобы дом краше был и наряднее. А потом и сам хозяин нового дома шел другим помогать. Вот так и строили и жили сообща. Вот и вы, ребята, подготовили выставку рисунков о своих домах.

Я вижу, как дорог вам родной дом. Любовь к дому передана нам нашими предками. Дом предков красив снаружи и внутри. Вот как пишет о внутреннем убранстве дома поэт. Давайте послушаем эти задушевные строки.

Дети.

В низенькой светелке, со створчатым окном,
Светится лампадка в сумраке ночном.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавесь окна,
Пол отструган гладко, ровен потолок,
Печка развальная встала в уголок.
У стены укладка с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы со стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.

Педагог Правильно, ребята. Посмотрите, как красиво смотрятся старинные дома. Вот окна, а вот ставни, а вот чердачное окошко-солнышко, а вот наличники, а вот здесь причелина.

Педагог Молодцы, ребята. Наши предки берегли свой дом, потому что дом был домом Рода, поэтому мы и по сей день говорим - родной дом. Расскажите, ребята, о своем доме.

(Дети рассказывают о своем доме.)

Педагог . Ребята, остановитесь, пожалуйста, у порога. Это священное место. Дверь и порог отгораживают внутренний мир дома от внешнего. С порогом у наших предков связано много примет, об этом мы поговорим позже.

Залезла Варвара выше амбара, не ест, не пьет, все на небо глядит. (Труба на крыше.)

Мать толста, дочь красна, сын-сокол в облака ушел. (Печь, огонь, дым.)

Четыре братца под одним шатром стоят. (Стол.)

Стоит бычище – проклеваны бочища. (Изба.)

Дарья да Марья глядятся, а не сойдутся. (Потолок и пол.)

Не живые, а пищат. (Ворота.)

По сеням ходит, а в дом не заходит. Дверь.
Хвост во дворе, нос в конуре, кто хвост повернет, тот и в дом войдет. (Ключ в замке.)

Педагог Ребята в наш класс пришла загадочная посылка, давайте прочитаем, что на ней написано? «Прибыла загадочная посылка тчк Адресата нет тчк Что делать? Помогите! Почтальон Печкин»

Ребята, мне кажется, что нужно помочь Почтальону Печкину, как вы думаете? (высказывания детей)

А что мы можем сделать, чтобы помочь Почтальону Печкину (высказывания детей)

Ребята, а это не простая посылка, в ней сундук загадок (достаю сундук). Посмотрите, сундук закрыт ключом. Вот так сундук загадок, не сундук, а диво – дивное, наверное, в таких сундуках только и хранить, что несметные сокровища, которыми за удаль и за честность награждают героев в сказках.

Ребята кто из вас знает, что за предмет сундук, и для чего он нужен? (высказывания детей)

Верно, наши бабушки хранили в сундуках свои наряды, украшения. Как вы думаете, почему наш сундук называется «сундук – загадок»? (высказывания детей)

Педагог Правильно, в нем спрятаны интересные загадки, и если мы с вами все загадки правильно отгадаем, то сундук откроется, и мы узнаем, кому предназначалась эта посылка.

Хотите открыть сундук, тогда отгадайте первую загадку:

«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ответы детей)

Педагог А сейчас давайте посмотрим на экран, и он нам покажет правильный ответ на первую загадку.

(слайд 1) ЛОЖКА

Педагог Правильно, как вы думаете, какой материал в старину использовали для изготовления ложек?

Ребенок 1-й: Ложки вырезали из дерева, они были деревянные, затем наносили рисунок, просушивали, покрывали лаком и ставили в печь.

Педагог Ребята, а какие еще предметы делали из дерева? (ответы детей)

(во время ответов идет демонстрация слайдов со 2 по 7: стол, стул, кровать, лавки. сундуки,)

Педагог Города и села окружали огромные леса, дерево стоило дешево, поэтому было основным материалом для строительства различных построек, домашней утвари и многого другого.

А сейчас послушайте следующую загадку:

«На пожаре был,

Домой пришел,

Все семью накормил» (ответы детей)

Педагог А сейчас давайте посмотрим на экран, и он нам покажет правильный ответ на вторую загадку.

(слайд 8) ГОРШКИ И КРЫНКИ

Педагог Верно, ребята, кто нам расскажет, из какого материала изготавливались горшки и крынки?

Ребенок 2-й

Педагог Ребята, из глины делали не только горшки и крынки, но и другие предметы, например игрушки - свистульки.

(слайд 9) ИГРУШКИ - СВИСТУЛЬКИ

Педагог А сейчас следующая загадка:

«Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет» (ответы детей)

Педагог : Давайте посмотрим на экран, и он нам покажет правильный ответ на третью загадку.

(слайд 10) ЛАПТИ

Педагог Ребята, скажите, из чего плели лапти?

Ребенок 3-й:

(слайд 11)

Педагог И последняя загадка, она сказочная:

«В чем нес медведь Машеньку в сказке «Маша и медведь» (ответы детей)

Педагог Давайте посмотрим на экран, и он нам покажет правильный ответ на четвертую загадку.

(показ отрывка из мультфильма «Машенька и Медведь»)

Педагог Верно, а какой материал использовали мастера для изготовления короба?

Ребенок 4-й

Педагог Ребята, кто из вас знает, для чего был предназначен берестяной короб?

Ребенок 5-й

(слайды с 12 по 14)

Учитель: Ребята, вы молодцы, отгадали все загадки, давайте еще раз назовем все предметы – отгадки, и попробуем открыть сундук - загадок. (высказывания детей)

Учитель: Как можно одним словом назвать все эти предметы? (ответы детей)

Правильно, как вы думаете, где должны храниться предметы русского быта? (ответы детей)

Верно, в музее. Все эти предметы являются музейными экспонатами. И их нужно отправить в какой музей? (ответы детей)

Педагог Правильно, в музей русского быта. Ребята, а вы не забыли, что на посылке нет адреса, а без него отправить посылку невозможно. Давайте посмотрим внутри посылки… .

(смотрим в посылке и находим листочек с адресом)

Педагог Ребята, посмотрите, это листок с адресом, по которому нужно доставить посылку просто он попал под сундук – загадок. Прочтем адрес?

(высказывания детей)

Педагог : С. Большая Талда, ул. Весенняя, 2а. Вам знаком этот адрес? (ответы детей)

Правильно это адрес нашей школы.

Ребята, как вы считаете, экспонаты из сундука могут храниться в нашем музее? (ответы детей)

Педагог Да, конечно, мы можем не только хранить их у себя в музее, но и рассказывать другим детям об этих интересных предметах. И сегодня я хочу предложить вам, пополнить экспозицию музея не только предметами из посылки, а также нашими творческими работами. Вы согласны, подарить музею свои работы? (ответы детей)

Педагог : (выставляю на доску образец расписной прялки) Издавна русские люди украшали свои жилища, одежду, предметы быта: сундуки, прялки, посуду…. невиданными цветами, ягодами. Узоры мастеров всегда можно отличить их по их красочности и праздничности. Я предлагаю вам внимательно рассмотреть, как украшена прялка. Посмотрите, и скажите, как расположен узор, какие элементы можно использовать при украшении. (ответы детей)

(практическая деятельность детей)

Педагог Ребята, как вы думаете, помогли мы Почтальону Печкину узнать, кому адресована была посылка? (ответы детей)

Педагог В заключение нашего занятия, я хочу вам рассказать еще об одной русской традиции (достаю хлеб-соль)

Педагог Хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. Хлеб – соль торжественно выносят на полотенце. Получивший этот дар целует хлеб, как величайшую ценность, отламывает кусочек, макает в соль и съедает. И сегодня хлеб-соль мы вручаем нашим гостям.

(вручаем хлеб-соль)

Педагог Спасибо вам всем за занятие. До свидания!

Ребенок 1-й: Ложки вырезали из дерева, они были деревянные, затем наносили рисунок, просушивали, покрывали лаком и ставили в печь.

Ребенок 2-й : Горшки и крынки делали из глины. Холодную, сырую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, и из нее можно было изготавливать различные предметы. А затем их обжигали в печке. Некоторые гончары на сырой глиняный горшок острой деревянной палочкой наносили узор.

Ребенок 3-й: Лапти плели из корней дерева и лыка. Лыко – верхний слой коры липы. Лапти носили люди, которые жили в деревне. А еще из корней деревьев и лыка плели корзины.

Ребенок 4-й : Мастера использовали верхний слой коры сломанной березы – бересту.

Ребенок 5-й : Берестяной короб или туес предмет быта с плотно прилегающей крышкой, люди использовали его для хранения овощей. А еще на бересте рисовали картины.