В шестидесяти километрах от столицы Татарстана древней красавицы Казани, ежегодно посещают тысячи туристов из разных уголков нашей страны и из-за рубежа. Что влечет их в эти места? В своей статье мы расскажем об этом удивительном месте.

Свияжск - это название острова и небольшого сельского поселения. Оно находится в Зеленодольском районе Татарстана, в месте слияния рек Свияги и Щуки. Это удивительный остров с древнейшими архитектурными сооружениями, он стал памятником русской истории и архитектуры в Татарстане.

Остров Свияжск отделяет от Казани не более шестидесяти километров. На острове до сих пор сохранились дореволюционные, старые названия улиц: главная улица — Успенская, протянувшаяся с юга на север через весь остров, параллельно ей проходит улица Троицкая, а севернее — Никольская. Все их пересекает улица Александровская.

Население

Свияжск в Татарстане населяют немногим более двухсот человек, что в масштабах нашей страны сопоставимо с совсем маленькой деревенькой. Остров прекрасен в любое время года и при любой погоде. Живописные летние закаты и укрытые снегом тихие, без каких-либо признаков автомобильного движения, улочки. Попадая на сказочный остров, ощущаешь себя в другом измерении. А если учесть находящиеся вокруг древние сооружения, то это впечатление только усиливается.

История

История Свияжска неразрывно связана с освоением этих мест русскими, а если точнее, то с завоеванием и дальнейшим присоединением Казанского ханства к государству Российскому.

В XV веке здесь находился покрытый вековым лесом холм конусообразной формы - гора Круглая, вокруг которой протекали реки Свияга и Щука. А уже к середине XVI века здесь расположилась мощная крепость Ивана Грозного.

Известно, что с 1547 года русский царь неоднократно предпринимал походы на Казань, но все они не давали результата. Возвращаясь после одного из них (1550), молодой Иван Грозный увидел идеальное расположение в военно-стратегическом плане горы Круглая и решил - быть здесь русской крепости.

Это непростое дело царь поручил первому, оставившему большой след в истории нашей страны, военному инженеру Ивану Григорьевичу Выродкову. И следует признать, что этот талантливейший специалист нашел гениальное решение. Крепость была полностью срублена под городом Углич. Все ее детали были пронумерованы, сплавлены и собраны на Лысой горе.

Это был грандиозный проект — Свияжская крепость по своим размерам превосходила даже Московский Кремль. Срубили ее в 1551 году, а уже менее чем через год (1552) Казань пала. Так на берегу Свияги, Волги и Щуки в рекордные сроки появился этот остров-град и мощная крепость.

За свою почти пятивековую историю Свияжск переживал падения и взлеты, богатство и бедность, безвестность и славу. Но время неуклонно шло вперед, городок рос, развивался, на его территории появились первые монастыри и церкви. После завоевания Казани мощная крепость превратилась в крупный по тем временам торговый и административный центр, куда прибывали иноземные купцы и размещались иностранные посольства.

Позднее Свияжск превратился в монастырский городок, жизнь в котором стала тиха и наполнена благодатью. Еще позднее Свияжск стал уездным городом Казанской губернии, получившим в 1781 году свой герб. Город, плывущий на корабле, изображен на щите, под которым плещутся рыбы. Это своеобразная дань памяти необычной и очень оригинальной постройке города, который фактически был привезен из угличских лесов.

Незавидная участь ждала городок после революции - это оскверненные и разграбленные храмы, в которых размещали исправительные учреждения и тюрьмы. А затем наступило еще более мрачное время, когда живописный остров Свияжск в Татарстане стал одним из лагерей ГУЛАГа.

В конце декабря 1955 года была затоплена часть города. Это произошло из-за пуска Куйбышевской ГРЭС. Дорога, которая связывала его с сушей, ушла под воду, и Свияжск превратился в настоящий остров.

Новейшая история Свияжска началась в 2008 году. До этого времени местные жители проживали на острове, до тех пор, пока не была проложена дамба с автодорогой, снова связавшая Свияжск с большой землей. Реализация известной программы «Возрождение» началась в 2010 году, в ходе нее планируется превратить Свияжск в Татарстане в музей-заповедник республиканского значения. Здесь ведутся масштабные реставрационно-восстановительные работы.

Свияжск: описание современного острова

В наши дни древний город-крепость переживает второе рождение. Как и в прошлом, участников экскурсий в Свияжске встречают белокаменные стены монастырей, золоченые купола церквей, как и в древности, здесь живут люди, и, возможно, среди них есть потомки тех, кто когда-то создавал это рукотворное чудо.

Архитектура города

Свияжск в Татарстане, благодаря оторванности от внешнего мира, после превращения городка в остров, сохранил нетронутой уникальную архитектуру и планировку уездного городка XIX века. В наши дни большинство местного населения переселено в муниципальные квартиры, а в их домах проводится реконструкция, и их передают разным учреждениям и организациям.

Усадьба купца Каменева является ярким примером архитектуры Свияжска. Она была построена в XIX веке. Строение выполнено в стиле классицизма, но с некоторыми элементами деревянного зодчества. Строение было отреставрировано в 2010 году, и сегодня в нем располагается гостиница.

Рождественская площадь - архитектурный и исторический центр Свияжска. Вокруг нее находится несколько интереснейших объектов: пожарные казармы, городское училище, ремесленная школа. С площади открывается потрясающий вид на Волгу, поэтому здесь любят отдыхать гости, принявшие участие в экскурсии в Свияжск. Они делают великолепные фото, но и те не могут в полной мере передать красоту этих мест.

Свияжск в Татарстане: достопримечательности

Это сооружение вполне заслуженно считается визитной карточкой острова. Богородице-Успенский монастырь в Свияжске был основан в 1555 году. Это произошло всего через три года, после того, как Казань пала. Первым настоятелем обители стал архимандрит Герман. Сегодня он считается покровителем города. Интересный факт: когда его мощи хотели осквернить в 1922 году, началась столь сильная гроза, что безбожники, испугавшись, бросили свое грязное дело.

Ансамбль монастыря — это уникальная историческая и архитектурная достопримечательность, равной которой нет в Среднем Поволжье.

Иоанно-Предтеченский монастырь

До 1917 года этот монастырь был женским, а после революции и до наших дней является мужским. Он был основан в XVI веке и был назван Рождественским. Первые постройки были деревянными, затем каменными и кирпичными, но самые древние здания, к сожалению, утрачены из-за частых пожаров и перестроек.

Монастырь активно расширялся в 1796 году, когда была построена колокольня и Иоанно-Предтеченский придел Сергиевской церкви. Тяжелые времена наступили для обители с приходом Советской власти: в 1919 году он был закрыт. Правда, всю его территорию объявили музеем-заповедником архитектуры и истории. Даже в 1959 году была проведена реставрация центрального собора.

Храмы древнего города: Успенский собор

Построен храм в 1560 году в псковско-новгородском стиле. Руководили строительными работами Иван Ширяев и Постник Яковлев - авторы знаменитого на весь мир Это один из двух храмов Свияжска и России, в котором сохранились фрески эпохи царя Ивана Грозного — их площадь внутри собора составляет тысячу восемьдесят квадратных метров. Второй храм сохранился в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля.

В России существует и прекрасно сохранилось довольно много фресок и более раннего, и более позднего периодов истории нашей страны, а фресок XVI века — единицы. Это уникальный памятник и раритет древнерусского искусства XVI века. Особый интерес специалистов вызывает фреска святого воина Христофора с лошадиной головой. В иконографии в то время были приняты образы с песьей головой, позднее все звероподобные облики уничтожались.

Не меньший интерес вызывают и алтарные изображения самого царя Ивана Грозного, а также митрополита московского Макария. Летом рака с мощами Германа находится в помещении этого собора.

Троицкая церковь

Интересна история строительства этой церкви: вместе с материалами для Свияжской крепости в 1551 году были завезены и бревна для этого храма. Поразительно, но собрали церковь в течение суток, без единого гвоздя. Исследователи и историки считают основателем Троицкой церкви князя Никиту Серебряного. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что здесь сам Иоанн Грозный творил молитву накануне

Это самый древний монастырский храм. Его срубили вблизи Углича вместе с другими сооружениями крепости. Интерьер храма несколько раз менялся, но неизменной оставалась конструкция иконостаса. Церковь несколько раз достраивалась и обшивалась тесом. Сегодня внешний облик храма полностью восстановлен. В наши дни это единственное оставшееся из первых деревянных строений, которое может занять почетное место в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм Константина и Елены

Одна из уцелевших на острове церквей, не входящая в монастырский комплекс. Она была построена во второй половине XVII века на месте, где раньше находился древний деревянный храм, возведенный в памятном 1551 году. В советское время в его стенах находился музей, а с 1993 года в нем возобновились богослужения.

Церковь Сергия Радонежского

Эта церковь Свияжска в Татарстане построена в 1551 году. Изначально она была деревянной. В годы правления Бориса Годунова на ее месте возвели из белого известняка каменный храм, и он был заново освящен в честь Сергия Радонежского Чудотворца. Это подтверждает настенная надпись, датируемая 1604 годом. На зиму раку с мощами святителя Германа переносят в помещение этого храма.

Никольский храм

Древнейшая монастырская церковь - Никольская. Она построена в 1956 году из тесаного камня. Работы выполняла псковская артель Ивана Ширяева. Значительно позже к ней была достроена колокольня (четырехъярусная), высотой сорок три метра. Это самое высокое сооружение на острове. В этом храме сохранилась келья святого Германа. Молиться здесь дозволено только монахам монастыря.

Памятные места острова

Многие памятные места Татарстана привлекают туристов. Одной из главных достопримечательностей республики является Свияжск, в истории которого, к огромному сожалению, мрачные события Гражданской войны в России и сталинских репрессий оставили свой незаживающий след. Об этом красноречиво рассказывают памятники острова.

Сейчас, наверное, мало кому известно, сколько людей было погублено на острове в заключении. Это связано с засекреченностью и недоступностью архивов. После победы над фашистской Германией Свияжск превратился не только в тюрьму, но и в своеобразный «изолятор» для инвалидов, искалеченных на фронте и в лагерях. Сталин не желал, чтобы на глаза попадали и вызывали печальные чувства у народа инвалиды. В те годы в стране, победившей фашизм, многие монастыри превратились в последние пристанища для изувеченных людей.

В заточении на острове погибли многие представители интеллигенции. Среди них и талантливый татарский поэт Хасан Туфан. В Свияжском лагере он провел десять лет, а после этого еще семь лет в Сибири. Все это время он творил: писал стихи, которые были посвящены жене.

Место для в Свияжске выбрано не случайно. Когда проводились реставрационные и восстановительные работы в древних сооружениях, было обнаружено массовое захоронение, которое датировалось сороковыми годами прошлого века. Останки несчастных не стали тревожить, а на месте захоронения создали мемориал.

Скульптура, изображающая интеллигентного заключенного, который сквозь решетку отпускает на волю голубя, стала символом всех невинно заточенных в здешних тюрьмах жертв режима. Автором монумента стал скульптор из Татарстана Махмуд Гасимов.

Стена коммунаров и каменный обелиск

Послереволюционный период тоже оставил свой след в истории острова. Рядом с центральной площадью находится «Стена коммунаров», а также небольшой и довольно скромный обелиск.

Это место расстрела в 1918 году красногвардейцев. Каждый десятый солдат воинской части, которая была расквартирована на острове, по приказу Троцкого был убит после неудачной попытки выбить из Казани белые войска.

Светские здания острова

Свияжск в Татарстане был уездным городом и имел характерную архитектуру своего времени. Постройки девятнадцатого века практически не перестраивались, а потому прекрасно сохранились. Здесь туристы смогут увидеть жилые Успенскую и Никольскую улицу, казенные дома и казармы инженерного полка на Успенской улице, здание ремесленной школы, городское училище на центральной площади острова и другие сооружения.

Музеи и развлечения

Свияжск в Татарстане имеет небольшой музей, в котором можно посетить выставки, рассказывающие об истории острова. Его сотрудники организуют пешие экскурсии, предлагают гостям интерактивную программу «Стрелецкие забавы». В наши дни отреставрирован интереснейший комплекс Конный двор, возрождается кузнечное и гончарное ремесло.

В музейный комплекс входят мастерские, действующая конюшня, ресторан, гостевой дом и сувенирная лавка. Многие поэты, писатели и художники воспевают чудесный остров в своем творчестве. «Очарованные островом»— это целый комплекс сооружений, которые хранят древнюю историю поселения с момента его основания.

Если вам доведется побывать в Свияжске, не упустите возможность проехать по острову на карете. На Конном дворе, как в далеком прошлом, живут красивые и ухоженные лошади. Их можно кормить и гладить. А всем любителям конного спорта предложат прокатиться на них по острову. Здесь же, на территории Конного двора находится Ремесленная слобода.

Туристы не просто осматривают мастерские, но и имеют возможность принять участие в создании сувениров, используя старинные технологии. Всем желающим предлагают попробовать свои силы в кожевенном, гончарном, кузнечном ремесле, научиться плести из лозы настоящие лапти, освоить азы резьбы по дереву. В ремесленной программе могут принять участие туристы, приезжающие на остров на три дня — с пятницы по воскресенье.

Еще одно интересное место острова — «Ленивый торжок». Оно расположено совсем рядом с центральной Рождественской площадью. Здесь гостям предложат облачиться в доспехи и почувствовать себя настоящими древними воинами - защитниками крепости - и позволят пострелять из средневекового оружия.

Как попасть на остров?

Наверное, многие читатели, прочитав статью, задумаются о посещении Свяжска. Как добраться до удивительного острова? Не так сложно, как это может показаться. Поскольку остров-град находится совсем рядом со столицей Татарстана, мы представим вам несколько вариантов, как можно добраться до острова из Казани.

Автобусом

С «Южного» автовокзала Казани каждый день в 8.40 в Свияжск отходит рейсовый автобус. В выходные дни ходят дополнительные автобусы с Центрального автовокзала. Дорога занимает полтора часа.

Теплоходом

Из Казани можно добраться в Свияжск на теплоходе. Правда, этот вариант можно рассматривать лишь с первого мая до конца сентября.

Катером

Ежедневно с в 8.20 отправляется пассажирский катер. Время в пути — более двух часов. Но этот более долгий вариант гарантирует вам возможность полюбоваться великолепными волжскими пейзажами, а также увидеть интересные места Татарстана с реки.

Автобус-катер

Комбинированный вариант, позволяющий совместить автобусный маршрут и речную прогулку. В этом случае на автобусе следует доехать до Васильево, а затем пересесть на катер.

На автомобиле

Автомобилистам рекомендуем двигаться от Москвы до Казани по трассе M7. Проехав село Исаково, на развязке поверните направо. Ориентиром для вас может служить старая деревянная мельница. Дальше двигайтесь до указателя «поворот на Свияжское» и поверните направо.

Автомобилистам следует знать, что в город на машине въезд запрещен. Машину следует оставить на платной парковке.

Находится очаровательный остров-город Свияжск, напоминающий сказочный остров Буян. Достопримечательности Свияжска привлекают сюда паломников со всех уголков православного мира, желающих посетить многочисленные церкви и монастыри, расположенные на его землях.

Оглядываясь в прошлое

Основателем города стал Иван Грозный, который после очередного неудачного штурма Казани решил основать на этих землях город-крепость, чтобы иметь возможность длительно осаждать неприступный ханский город. Место для форпоста здесь было идеальное: высокий холм, омываемый двумя реками и окруженный непросыхающими болотами. Крепость возвели в рекордно короткие сроки - всего за четыре недели! Строительство крепости велось в лесах, расположенных за 1000 километров вверх по течению Волги, затем ее разобрали и доставили волоком до Круглой горы, где крепость вновь собирали по бревнышку, как конструктор. В те же сроки были возведены и первые «духовные» достопримечательности Свияжска: Рождественский собор (был разрушен пожаром в 1795 году) и Троицкая церковь. После взятия Казани все управленческие функции перешли к ней, а за Свияжском закрепилось лишь звание первой христианской обители Казанской епархии.

Островом Свияжск стал относительно недавно: в 1955 году после строительства Куйбышевской АЭС среднее течение Волги было превращено в водохранилище, водами которого было затоплено большое количество деревень. Однако Свияжску повезло больше: расположенный на Крутой горе, он сохранил свой исторический центр над поверхностью Волги, превратившись в остров.

Достопримечательности острова

Остров Свияжск славится своими христианскими памятниками архитектуры, однако не только они представляют интерес для посетителей. Не меньшего внимания заслуживает и удивительная природа этого Поволжского края. Жизнь здесь течет размеренно, спокойно и умиротворенно, практически с каждой точки острова открываются великолепные виды на речную гладь, смотреть на которую можно бесконечно долго. Воздух острова наполнен тишиной, благодатью и спокойствием. Однако основной целью визита на остров Свияжск остается посещение церквей и монастырей, великолепно сохранившихся с прошлых веков.

Свято-Троицкая церковь

Та самая первая церковь острова, возведенная в 1551 году при строительстве Свияжска. Это единственный деревянный храм на острове и самая древняя церковь в пределах Волги, сохранившаяся до наших дней. Храм в прямом смысле слова построен без единого гвоздя благодаря специальной технологии укладки бревен. Во второй половине XVII века здание этой достопримечательности Свияжска претерпело значительные изменения в интерьере, сохранив нетронутым лишь иконостас, а в начале XIX века храм поставили на кирпичный цоколь, обшили досками и покрасили масляной краской, скрыв истинную красоту этого строения. Однако в ходе реставрационных работ в 2010-2012 годах Троицкой церкви возвращен ее первоначальный облик.

Внутри храма царит прохлада и полумрак, от каждого бревнышка веет стариной. Сейчас церковь действует только как музей, вход внутрь платный.

Успенский мужской монастырь

Еще один памятник архитектуры, которым гордится Свияжск. Монастырь имеет уникальную историко-архитектурную ценность, равной которой нет во всем Среднем Поволжье. На его территории находятся два древних храма, построенных в середине XVI века практически сразу после возведения здесь крепости. Это Никольская церковь с высокой колокольней, которая сейчас открыта исключительно для монахов, и Успенский собор. Особую ценность для искусствоведов представляет последний, выстроенный в стиле псковских храмов, и его фрески. В XVIII веке храм получил новый купол и узорные барочные кокошники, но в остальном его облик остался неизменным.

Внутри собора сохранился полный уникальный цикл стенной живописи эпохи Иоанна IV (датируются 1561 годом). Это один из двух образцов фресковой живописи XVIII века в России. Фрески занимают площадь около 1080 кв. м, наиболее известные композиции: «Святой Христофор» (единственная сохранившаяся в мире фреска с неканоническим изображением святого), «Шествие в рай», «Успение Матери Божией» в алтаре, «Отечество» на куполе и «Распятый Христос на груди Бога» на своде церкви.

Помимо древних церквей на территории монастыря находятся и прочие достопримечательности Свияжска, построенные в XVII-XVIII веках. В советские годы в рамках антирелигиозной пропаганды были разрушены Вознесенский храм и храм Германа Казанского. На территории монастыря в советские годы находилась исправительно-трудовая колония и тюрьма НКВД.

Церковь Сергия Радонежского

Город Свияжск - музей под открытым небом. Одним из его чудесных «экспонатов» является церковь Сергея Радонежского, датируемая XVI-XVII веками. Внешне эта церковь очень простая, выполненная из белого тесаного камня разного размера без каких-либо украшений. Над юго-восточной частью храма возвышается зеленый купол, а по диагонали от него находится небольшая колокольня. На западной стене храма можно увидеть остатки фресковой росписи.

Церковь устроена на втором этаже, нижний этаж использовался в качестве склада для монастырского хозяйства, также существует мнение, что ранее здесь располагались монашеские кельи.

Изначально это был двухпрестольный храм, но в конце XVIII века здание было отдано женской общине, и к церкви был пристроен еще один престол с приделом.

Внутреннее убранство храма практически не пострадало от времени. Здесь прекрасно сохранился одноярусный резной иконостас, написанный в древнерусском стиле. В алтаре, расположенном под куполом, в зимнее время хранятся мощи св. Германа. В средней части замка, как и в древние времена, расположена братская трапезная.

Собор Богоматери "Всех скорбящих радость"

Самый внушительный по размерам собор был построен в конце XVIII - начале XIX веков в неовизантийском стиле, который был популярен в России того времени. Внешний вид храма практически не изменился, он и сейчас напоминает многоярусную башню с полусферическим куполом. От пятиярусного иконостаса уцелел лишь один ряд, масляная роспись собора была практически полностью утеряна, но в данный момент ведутся работы по ее восстановлению.

Возле храма руками монахинь был разбит великолепный цветник.

Как добраться

Отправляясь в Свияжск (как добраться сюда, мы расскажем немного позже), стоит захватить с собой воду и что-то перекусить, т. к. на острове всего два кафе, обслуживание в которых оставляет желать лучшего. Также не забывайте о том, что монастыри острова действующие, вести себя и одеваться следует соответствующим образом.

Добраться до острова можно двумя путями: от одноименной железнодорожной станции на автомобиле через дамбу или на теплоходе, отправляющемся от Свияжской пристани в Казани. Второй вариант гораздо интереснее, т. к. он предоставляет возможность около двух часов наслаждаться прекрасными видами мощной и полноводной Волги.

Свияжск - поистине святое для христиан место, воздух которого наполнен колокольным звоном и молитвами. Прогулка по острову, на котором находятся самые древние и уникальные храмы Поволжья, надолго останется в памяти.

Нынешний Свияжск - остров-град, возникший на месте крепости, заложенной при впадении реки Свияги в Волгу. Сейчас это примерно 30 км от Казани по автотрассе М7.
Сразу хочу оговориться: при написании текста я в значительной степени цитировал материалы интернет-ресурсов. Наиболее полезными источниками оказались две монографии Андрея Владимировича Рощектаева:
"История свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря"
"История Свияжского Успенского монастыря" .
Если вам захочется поглубже погрузиться в тему - обязательно ознакомьтесь с ними.

Для быстрого знакомства с достопримечательностями Свияжска подойдут два ресурса, которые содержат контактную информацию, маршруты, вопросы организации экскурсий и т.д.:
Официальный сайт «Остров-град Свияжск»
Остров-град Свияжск

Предыстория - отношения Руси и Казанского ханства

Значение Свияжска в отечественной истории сложно прочувствовать без понимания контекста его основания. В самом деле, что это за город, на землях Казанского ханства, населённых чувашами, но основанный русскими воеводами и казанским ханом Шах-Али? Тема крайне интересная, но столь же и объёмная. Волей-неволей приходится возвращаться к началу XV века, к временам, когда Золотая Орда разваливалась на части. Углубившись в отношения между Русью и Казанским ханством, понимаешь, что придётся охватывать области и периоды, далеко выходящие за пределы взаимных распрей и временных союзов двух средневековых государств. Тут тебе крымские (читай турецкие), литовские и даже западноевропейские интересы, да ещё мощный ногайский фактор. Вот на этом фоне Казанское ханство стремилось сохранить свою самостоятельность и роль крупнейшего Поволжского центра торговли, а Московское княжество преследовало свои важные цели. Агрессивные действия московских князей имели давнюю историю и были обусловлены набором веских причин.

В правой части видна 86-метровая опора ЛЭП, ныне демонтированая

Успенский монастырь. 2010 год

Успенский монастырь. 2014 год

Иоанно-Предтеченский женский монастырь, 2014

Причины были следующие:
1) Борьба за доступ к Великому волжскому пути, важнейшей торговой артерии Восточной Европы ещё с IX-X веков. Для Руси торговый путь на юго-восток был доступен только до Нижнего Новгорода. Конфликты с Хазарией, потом с Волжской Булгарией, а затем с Казанским ханством, происходили именно из-за возможности свободно ездить и торговать в Каспийское море, в Персию. Т.е. воевали за транзитную торговлю и огромные прибыли.

2) Прямая потребность в экстенсивном расширении территории Московского государства. Феодализму свойственна очень низкая агрокультура, а на Руси проблема усугублялась дефицитом хорошей земли и очень сложной климатической ситуацией. Отсюда стремление к приросту плодородной Поволжской землёй.

3) Политическая ситуация, обусловленная центростремительными тенденциями, сбором русских земель вокруг Москвы. Вокруг них оставалась осколки, на которые распалась Золотая Орда. Эти ненавидели друг друга чуть ли не сильнее чем Московское княжество, и объединяться против Руси не считали возможным/нужным.

4) Гражданская война в Казанском ханстве. Верхушка распалась на две противоборствующие партии, ориентировавшиеся на конкретные центры сил. Первая - протурецкая партия с вполне конкретными антимосковскими настроениями, естественно, с надеждой на Крым, а через него на Турцию. Вторую партию образовала часть казанской знати, готовая ради прекращения междоусобиц даже на упразднение ханства как института власти и передачу правления напрямую в Москву.

5) Обиды, накопленные за долгие годы набегов. В Казанском ханстве сложилась настоящая набеговая экономика. Все их походы оканчивались угоном русских пленников для последующей продажи в Персию или в крымские города. Крупными центрами работорговли были Каффа (Феодосия), Чембало (Балаклава), Тана (Азов), откуда людей переправляли в Средиземноморье и Европу.

6) Появление Касимовского ханства. История его появления не является темой моего рассказа, поэтому изложу вкратце. В 1445 году основатель Казанского ханства Улу-Мухаммад предпринял очередной поход на Русь. Цель мероприятия из жанра набеговой экономики - принудить Москву к регулярной выплате дани. В бою при Спас-Ефимиевском монастыре около речки Нерли, попал в плен великой князь Василий. Русские заключили мирный договор на чудовищных условиях. В города опять сажались баскаки, наблюдавшие за сбором денег. В Мещёрской земле выделялось буферное государство - Касимовское ханство, формально вассальное от Москвы. Как только Василий II вернулся из плена, уже к концу его правления выяснилось, что новое мини-государство вассально, в самом деле, Москве. Вот здесь-то и находили убежище все диссиденты Казани, Астрахани и Ногайских Орд.

Из вышесказанного следует, что "Казань брал" - не результат волюнтаристского решения отдельно взятого Ивана, пусть даже и Грозного, а переломный момент в вековой истории русско-казанских войн, начавшихся аж в 1437 году. В той истории было всякое - как неоднократное разорение Нижнего Новгорода да Москвы, так и овладение Казанью в 1487 году. Тем не менее, для понимания исторического контекста достаточно осознавать неприменимость шаблонного подхода к оценке противоборствующих сторон. Нельзя выставлять Казанское ханство невинной жертвой русской экспансии в Поволжье, но нельзя и определять воинство Московского княжества исключительно как мстителя за многочисленные набеги, разорения и угоны в полон. Шесть пунктов, перечисленные выше - попытка показать глубинные причины имевшихся противоречий.

2014 год: дамба, ведущая к острову. Ещё нет турникетов, вертолётной площадки и т.д.

В 2016 году установили турникеты, но на февраль 2017 года посещение Свияжска по-прежнему бесплатное

Троицкая улица, 2010 год

Троицкая улица, 2014 год

Основание Свияжска

Однако сейчас моей целью является не исторический экскурс, а рассказ о Свияжске. Тем же, кто действительно хочет подробностей, предлагаю обратиться к списку литературы в нижней части страницы. Мне же пришлось удалить половину написанного текста, жёстко ограничив глубину погружения в эту историю декабрём 1549 года. Той зимой Иван IV, "прозванный за жестокость Васильевичем", лично возглавил свой второй Казанский поход. 12 февраля 1550 года царь впервые прибыл под стены Казани. Необычайно тёплая ветреная погода и начавшиеся в феврале дожди привели к тому, что реки вскрылись, дороги развезло, подвоз продовольствия к войску нарушился. 25 февраля осаду сняли. Карамзин описывает отступление позитивно:

"Отправив вперед большой полк и тяжелый снаряд, Государь сам шел за ними с легкою конницею, чтобы спасти пушки и удерживать напор неприятеля; изъявлял твердость, не унывал и, занимаясь только одною мыслию, низложением сего зловредного, ненавистного для России Царства, внимательно наблюдал места; остановился при устье Свияги, увидел высокую гору, называемую Круглою; и, взяв с собою Царя Шиг-Алея, Князей Казанских, Бояр, взъехал на ее вершину... Открылся вид неизмеримый во все стороны: к Казани, к Вятке, к Нижнему и к пустыням нынешней Симбирской Губернии. Удивленный красотою места, Иоанн сказал: "Здесь будет город Христианский; стесним Казань: Бог вдаст ее нам в руки". Все похвалили его счастливую мысль, а Шиг-Алей и Вельможи татарские описали ему богатство, плодородие окрестных земель ".

Зимой 1550-1551 годов в Углицком уезде в вотчине князей Ушатых заготовили основной набор будущей крепости. Срубили жилые помещения, два храма, крепостные стены, башни и ворота. Надзирал за работами государев дьяк Иван Григорьевич Выродков, которому предстояло не только изготовить крепость, но затем, в разобранном виде, доставить ее к устью Свияги. Все части были перемечены, разобраны, сложены на плоты. Пример этих отметок до сих пор можно видеть на стенах деревянного Троицкого собора.

Вышеупомянутый Шиг-Алей (он же Шигали, Шах-Алей, Шах-Али и т.д.) это касимовский хан. В 1545 году его даже ненадолго поставили казанским ханом. Занимая престол он последовательно проводил курс на унию с Москвой, за что буквально через год его и изгнала казанская элита, сменив на правителя из прокрымской партии.

Разрушенная в 1930-ых годах церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Двойные заборы - следы обустройства нового облика Свияжска

Здание основной образовательной школы (женской прогимназии)

В начале весны 1551 года Иван IV отправил Шах-Али к устью Свияги с пятьюстами знатными казанцами и сильным русским войском. Тем временем вышел в путь речной караван, который прибыл в устье Свияги в конце мая 1551 года. Понятно, что фортификационные работы в 20 километрах от Казани скрыть было невозможно. Однако этого и не требовалось. По четырём направлениям наносились отвлекающие удары.
1) Войско князя Петра Серебряного-Оболенского вышло из Нижнего Новгорода и ранним утром 18 мая разорило казанский посад. Было истреблено около тысячи жителей, освобождены русские пленники, с которыми войско возвратилось к устью Свияги.
2) Из Вятки двинулся отряд Бахтияра Зюзина - стрельцы и казаки заняли все перевозы по основным транспортным артериям ханства: Волге, Каме и Вятке.
3) 2500 пеших казаков во главе с атаманами Севергой и Елкой вышли из Мещеры (территория нынешней Рязанской области) рейдом на Волгу, а затем присоединились к рати воеводы Зюзина. Карамзин упоминает в качестве их начальника князя Хилкова.
4) В Нижнем Поволжье действовали отряды служилых казаков.

24 мая к Круглой горе речным путём прибыло главное войско. Место высадки прикрывала рать князя Серебряного-Оболенского. Вырубив лес на вершине, воины приступили к разметке, затем место освятили и приступили к строительству. Воеводой крепости был назначен Семен Микулинский, прибывший с московской ратью. Возведение крепости заняло четыре недели. При сборке стен заготовок оказалось недостаточно и в дело пошла местная древесина, что росла на холме. Получилось традиционное для русской деревянной фортификации сооружение, способное выдержать длительную осаду. Мощные туры - клети, заваленные камнями с земляной отсыпкой. По обычаю XVI века - подошвенный, средний, верховой бой. Бойницы, верхние площадки для стрельцов и стрелков и т.д.

Оборонительные сооружения, охватывающие вершину Круглой горы, представляли в плане форму эллипса. Периметр крепостной стены достигал 1200 сажень (1 сажень примерно 2 метра). Крепость имела несколько двух- или трехъярусных башен, из которых семь являлись проездными. Рождественские, Никольские, Сергиевские, Николо-Можайские, Жилецкие, Адашевы ворота вели в Кремль, на территории которого размещались два храма, административные и жилые здания. Для военных действий были сооружены три тайника: два к реке Свияге и один к реке Щуке. Главными воротами считались Рождественские, расположенные с северо-восточной стороны главного въезда. Крепость была наречена "во царское имя" Ивангородом Свияжским (Свияжском).

В крепости разместились передовые отряды русских войск под предводительством воеводы Александра Горбатого. Возведение сильной крепости в самом сердце татарского государства продемонстрировало силу Москвы и способствовало началу перехода на русскую сторону ряда поволжских народов - чувашей и черемисов-марийцев, а Иван Грозный получил базу для осады Казани. Русские воеводы в Свияжске приводили к присяге жителей окрестных селений. Одним из условий присяги было освобождение русских рабов: "полону им русского никак у себя не держать, весь освобождать ". Чтобы проверить верность присягнувших их заставили участвовать в русском набеге на Гостиный остров. В летописи сказано: "Казанцы ж вывезли на них из города пушки и пищали, да учали на них стреляти, и горние люди - чуваша и черемиса - дрогнули и побежали… а горние люди все прибежали ко царю (Шах-Али) и воеводам ".

Политический кризис в Казанском ханстве

В июне 1551 года в Казани власть пошла вразнос. Взбунтовавшиеся "чуваша арская" требовали подчинения русским требованиям и изгнания крымчаков. Вскоре, крымский гарнизон решается на бегство, надеясь проскользнуть сквозь русскую блокаду. Побросав семьи, "триста человек уланов и князей и азеев и мурз и казаков добрых" внезапно покинули Казань. В устье Вятки они напоролись на русскую засаду и частично были перебиты, а частично пленены. В итоге крымские татары, составлявшие опору для малолетнего хана и для Сююмбике, окончили дни на плахе в Москве.

Оставшаяся без поддержки прокрымская (читай протурецкая) партия пала. Власть перешла к сторонникам мира с русскими. Временное правительство вступило в мирные переговоры. В Свияжск отправились глава духовенства Кул-Шариф и князь Бибарс Растов, приглашать Шах-Али на престол. По условиям перемирия казанское правительство признало ханом Шах-Али, выдало русским хана Утямыша, царицу Сююмбике и семейства бежавших крымцев, а также освобождало всех русских пленных. Взамен снималась блокады и восстанавливалась свобода передвижения.

Сююмбике, её сына и родственников казанцы выдали 11 августа 1551 года русским в качестве заложников. По праву левирата ханшу выдали за Шаха-Али, т.е. за ближайшего родственника умершего князя. Таким образом, в августе Шах-Али закрепился на Казанском престоле. Вместе с ним 16 августа в татарскую столицу прибыл боярин Иван Хабаров и уже известный нам дьяк Иван Выродков. Поблизости от ханского дворца разместились 300 касимовских татар и 200 русских стрельцов. В этот день татары освободили 2700 русских пленных. Всего же, по спискам, что вели в Свияжске при выдаче хлебного довольствия, во всём Казанском ханстве было освобождено 60 тысяч невольников. Пленные являлись в Свияжск, а оттуда уже отправлялись в родные места. Основные силы московского войска вернулись домой. Шах-Али начал репрессии против своих противников (сторонников Крыма и Турции). Кроме того, новоявленный хан обязался тайно испортить запасы пороха, привести в негодность пушки и пищали. Однако ограничился он тем, что в начале 1552 года вывез в Свияжск часть казанской артиллерии.

Дом постройки XIX века Илларионова-Бровкина-Медведева

Гостиница в доме купцов Каменевых (конец XIX века)

Памятник красноармейцам расстрелянным в 1918 году

Между тем, Иван IV вёл дело к упразднению ханства мирным путём. В феврале 1552 г. в Казань отправился русский посол, который должен был встать там с гарнизоном и привести ханство к присяге непосредственно Москве. А. Ф. Адашев предложил хану впустить в город русского наместника и сдать ему крепость. 6 марта Шах-Али вывел русский гарнизон из Казани в Свияжск. Под предлогом большой рыбалки хану привёл с собой 84 представителя местной знати, которых передал русским в качестве заложников.

7 марта татарские князья Чапкун Отучев, Бурнаш и стрелецкий голова Иван Черемисинов привели казанцев к присяге. 8 марта они возвратились в Свияжск вместе посольством. Прибывшие в русскую крепость муллы и местные князья приняли от наместника присягу в том, что на них распространяются все привилегии русских бояр и дворян. Шах-Али, навсегда покинувший свою столицу, вызвал в Свияжск свою жену. Всё шло совершенно спокойно. В Казань прибыл багаж наместника и 70 казаков. Царица собиралась в дорогу. Сельские люди, дав присягу, разъезжались по домам.

9 марта в Казань должен был въехать царский наместник - свияжский воевода князь Семен Иванович Микулинский. С ним ехали воеводы, военный отряд, позади следовали заложники, выведенные Шах-Али ещё 6 марта. Когда наместник приехал на Бежбалду (деревня, расположенная на месте Адмиралтейской слободы), трое из сопровождавших его казанцев - князь Ислам, князь Кебек и мурза Алике Нарыков попросили у него разрешения ехать вперед. Приехав в Казань, эти три путчиста заперли крепостные ворота и распространили ложный слух, будто русские намерены устроить резню и перебить всех жителей. Тихо тлевший заговор вдруг вспыхнул открытым восстанием.

Когда князь Микулинский подъехал к Казани, на Булаке его встретили выехавшие навстречу из города князь Кул-Али и Иван Черемисинов, сообщившие о том, что лихие люди мутят народ, а многие вооружаются. Тем временем к восставшим примкнул князь Чапкун Отучев. Въезд в город русского наместника не состоялся, а немногочисленных стрельцов предали смерти. Подошедший к городу русский отряд простоял целый день, но затем отступил в Свияжск. Знатные казанцы уверяли русских, что нужно подождать, пока не успокоится возбуждение от ложных слухов. Не было сделано ни одного выстрела и не тронут посад. Стороны ещё надеялись решить дело переговорами.

2010 год: вид на лестницу, по которой туристы поднимаются в Свияжск

Калитка и забор из характерного для местных заборов материала

10 марта 1552 года Чапкын Отучев возглавил казанское правительство, которое пригласило на престол астраханского царевича Ядыгар-Мухаммеда (Едигер). Русские стрельцы и другие лица, оказавшиеся в городе в момент переворота - "Пунков с товарищи" были убиты. Погибло примерно 180 человек. План мирного присоединения, за который выступала значительная часть казанского общества, провалился. Как только по рекам открылась навигация, русские возобновили оккупацию речных путей и блокаду Казани. В Свияжск отправили артиллерийские орудия и обширный запас продовольствия для снабжения отрядов. Казанцы же захватили на лугах у Свияжска стада скота, привезенные русскими для заготовки питания. Посланная погоня из сотни казаков потеряла 70 человек. Казачий отряд, ехавший в Свияжск за продовольствием для главной камской заставы, попал в плен и все 30 пленников были убиты. На Каме заставы прозевали хана Едигера, благополучно прибывшего в Казань и занявшего ханский престол.

Между тем в гарнизоне Свияжска дисциплина совершенно упала. Крепость наполняли маркитанты, дельцы всякого рода, солдаты, торговцы и освобожденные из Казани пленные мужчины и женщины, не имевшие определенных занятий, получавшие пайки и слонявшиеся без дела, в ожидании отправки на Родину. Тут было много различных товаров, но не было хлеба, и армия голодала. В Свияжске вспыхнула цинготная эпидемия. Митрополит Макарий обратился к Свияжскому гарнизону с посланием, составленному в сильных и трогательных выражениях. Обращение это произвело большое впечатление. Войска подтянулись, азартные игры были запрещены, пьянство и разврат ослабели, а с наступлением лета и с подвозом припасов прекратилась цинга.

Третий Казанский поход Ивана IV

Надо сказать, что опыт предыдущих казанских походов оказал огромное влияние на становление Ивана IV как воинского начальника. В 1552 году им было сделано всё для того чтобы синхронизировать движение походных колонн. Ведь как было прежде? Тяжёлые пушки отправляли по реке. Пешая и конная рать отправлялась посуху и обычно приходила к стенам Казани раньше артиллерии. Как только у осаждавших начинались проблемы с продовольствием или болезнями - татары выходили из города и разбивали незваных гостей. Затем наступала очередь речного каравана. К этим проблемам добавлялись вечные метеорологические неприятности многомесячных переходов - то распутица, то неожиданная оттепель, да растянутость путей подвоза продовольствия и воинского имущества. В общем, очень грустная история. Что же сделал 22-летний Иван Васильевич для радикального исправления дел?
1) Единоначалие. Никто не мог принять решения, кроме царя. Причём это право ему пришлось отстаивать перед своими боярами и князьями.
2) Стратегическая дезинформация крымского хана о том, что силы русских уже где-то под Казанью.
3) Ведение разведки на марше.
4) Постоянно поддерживаемая (с помощью посыльных) связь походных колонн и речного каравана.
5) Инженерное обеспечение движущейся армии.

Новодельные типовые коттеджи красного кирпича на Успенской улице

Приобрести участок и построить дом "под старину" - можно, но это дорого и хлопотно

Ещё один пример новодела в частной собственности

Иван IV предполагает, что стоит только войскам уйти на Казань, как на Русь придут крымские татары. Царь строит свой стратегический замысел на том, что орда из Крыма точно придёт. При этом он делает гениальный тактический ход. Подготовка и сам выход войск не скрываются, но затем колонны двигаются крайне медленно. 17 июня разведка доносит, что орда вышла из Крыма. Тогда движение русских войск вообще останавливается. Как только выясняется, что 23 июня к Туле подошли основные силы крымчаков - туда разворачивается рать в 15 000 человек, которая наголову разбивает непрошеных гостей. Оборона Тулы гарнизоном и ополчением под командованием князя Григория Ивановича Тёмкина-Ростовского, а также победоносная битва на реке Шивронь - отдельные, интереснейшие темы. Но о них как-нибудь в другой раз. Главное что орда Девлет Гирея разбита и бежит назад в Крым. Теперь можно двигаться на Казань, не опасаясь удара в спину.

Русские войска идут к Свияжску двумя походными колонами. Северную колонну - от Владимира через Муром на Алатырь - ведёт сам царь. Южная колонна следует от Рязани через Мещеру. Учитывая, что они идут с разной скоростью (из-за разного соотношения пеших/конных воинов), дневные переходы северных - по 20 вёрст, у южных - по 25 вёрст. Впереди, в 3 днях пути, движется ертаул (передовое охранение). На расстоянии дневного перехода от ертаула идёт посошная рать (сапёры) прорубающая просеки, укладывающая гати, сооружающая мосты. Передовое охранение, две колонны и следующий водным путём обоз с припасами, постоянно общаются с помощью посыльных. Движение идёт строго по графику с поддержанием связи и инженерным обеспечением марша. Да, двигались долго - шли месяц, зато без потерь в людях и материальной части. Тем временем в Свияжске накапливаются запасы продовольствия, порохового припаса, ядер, ремонтных приспособлений, прочих материалов.

Осада

13 августа объединённое русское войско достигает своей операционной базы. После трёх дней отдыха, 16 августа 1552 года, начинается неспешная трёхдневная переправа через Волгу и подготовка к осаде. Каждые 10 воинов должны изготовить туру, кроме того каждый должен нести по бревну для тына. Предстояла уже пятая по счету осада столицы Казанского ханства. Русские смогли взять город только один раз - в 1487 году. В 1524, 1530, 1550 годах осады были кратковременны и безуспешны. В походах 1469, 1506 и 1545 годов русским не удалось даже обложить город. Из этого богатого исторического опыта проистекала уверенность Казанского правительства в успехе обороны.

Вот как описывает крепость В.А. Волков в книге "Войны и войска Московского государства": "Казанский кремль был обнесен двойной дубовой стеной, заполненной щебнем и глинистым илом, с 14 каменными башнями-стрельницами, находившиеся одна от другой на расстоянии не превышавшем двойного полета стрелы (ок. 500 м.). Подступы к городу прикрывали русла рек Казанки - с севера и Булака - с запада. С других сторон, особенно со стороны Арского поля, наиболее удобной для организации осадных работ, Казань окружал большой ров, достигавший 3 саженей (6,5 м.) в ширину и 7 саженей (15 м.) в глубину. Наиболее уязвимым местом крепости были 11 ворот, хотя они были прикрыты башнями и дополнительными укреплениями из тарас. На городских стенах, для защиты воинов от обстрела со стороны противника, были устроены парапеты высотой в 140 см., над которыми была возведена деревянная кровля. Помимо внешних укреплений Казани в самом городе была устроена внутренняя цитадель, которая находилась в северо-западной части города, на естественной возвышенности. Там стояли "палаты царские и мечети, зело высокие мурованные". От остального города дворец был отделен глубокими оврагами и внутрикрепостной каменной стеной ". В крепости заготовили много запасов, а в 15 верстах на северо-восток от Казани, на Высокой горе, оборудовали укрепленную позицию. Эту засеку готовили под базу отрядов князя Япанчи, мурзы Шунака и арского князя Эйюба. Таким образом, казанцы готовились применить проверенную временем тактику: активная оборона, постоянные вылазки и набеговые операции в тылу осаждающих.

2014 год: ул.Успенская, д.24

Реставрация дома

Тот же дом, 2015 год

2016 год, работы закончены

В Казань послали делегацию с предложениями о мире. В случае капитуляции жителям гарантировалась жизнь, неприкосновенность имущества, а также возможность свободного исповедования мусульманской веры и возможность свободного выбора места проживания. Хан Едигер ответил отказом.

23 августа русская армия окружила город и приступила к строительству укреплений. В самом начале осады разразилась страшная буря, поломавшая в лагере шатры, и в том числе царский, разбившая на Волге множество судов, погубившая часть запасов. В этот раз "климатическое оружие" дало осечку - из Свияжска доставили новые припасы. Осада продолжалась. Первые же стычки с казанцами показали небывалый порядок: бились только те, кому было приказано. Остальные полки не смели вмешиваться, так как действовал строгий приказ: без царского повеления приступ не устраивать, а в полках без команды воевод не сметь приближаться к городу.

30 августа князья Горбатый и Серебряный разбили отряды князя Япанчи, тем самым, обезопасили тыл осаждавших. Ивана IV приказал отправить одного из пленных в Казань с предложением о сдаче, предупредив, что в случае отказа казнит всех пленных из отряда Япанчи. Осаждённые не дали ответа и 340 пленников были умерщвлены перед городом.

К 1 сентября Казань оказалась в кольце фортификационных сооружений. Ставили туры, снабжали их пушками. Где нельзя было поставить тур, там ставили тын. Сейчас невозможно установить, кто именно составлял план осады. Известно лишь что руководили постройкой данных укреплений Иван Выродков и некий Розмысл. Скорее всего, это был немец по имени Эразм. Некоторые источники упоминают итальянских и английских инженеров. Казалось бы, эффективный план должен быть самым простым: огнём стенобитных орудий проделать бреши, через которые в город хлынут войска. Вот только осаждающие со своей стороны стены успеют возвести у пролома древо-земляную баррикаду в форме подковы. Если атакующие ворвутся в брешь, то окажутся в мешке. А когда они в панике будут оттуда удирать, то с фланкирующих башен подошвенным боем по ним ударят картечью.
Русские же поступают совершенно неожиданно. Вместо бреширования они два дня ведут интенсивную контрбатарейную борьбу. Пушкари Ивана IV последовательно выбивают артиллерию противника, причём их позиции расположены так, чтобы вести огонь не в лоб, а под углом.

В ночь с 3 на 4 сентября перед Арскими воротами Казанского кремля осаждающие, под руководством Ивана Выродкова, из готовых частей собрали осадную башню в шесть саженей. Огромное сооружение, высотой примерно с современный 4-х этажный дом, построили по всем канонам, с подошвенным, средним и верховым боем. Вооружение этого монстра составили 10 пушек и около 50 гаковниц. Башня возвышалась над стенами и своим огнём подавляла оперативное сопротивление защитников. Под её прикрытием за работу взялись стенобитные орудия "царёва наряда". Теперь, для строительства баррикады вокруг пролома казанцам придётся либо держать небольшой отряд под каменной крепостной стеной, либо подводить его издалека. В любом случае будут потери от огня с осадной башни. Казалось бы, можно начинать штурм, но Иван IV не поддаётся на советы свиты и снова действует по плану. Его войска продолжают планомерно двигать осадные туры к стенам крепости и отбивать вылазки казанцев.

День 4 сентября 1552 года оказался богат на сюрпризы. Кроме возведения огромной осадной башни, осаждающие осуществили подрыв минной галереи, подведённой под водоносную жилу. Понятно, что прекратить водоснабжение крепости было сложно - внутри оставались ещё источники воды. Гораздо важнее было опробовать новый для русских тактический приём. Сапу подвели точно, а подрыв 11 бочек пороха произвёл должный эффект.

6 сентября русские с большими потерями захватили укрепление казанцев на Арском поле, возведённое на горе между болотами. Войска начинают прочёсывать берега Волги до места впадения Камы, сжигая сёла, освобождая пленников и полностью выбивая из местного населения идеи о том, что нужно кого-то там деблокировать. Заодно, за счёт захваченного скота, решается продовольственный вопрос.

В большом секрете ведётся сапа под Арские ворота. 30 сентября под ними подрывают мину. Осаждённые уверены, что сквозь образовавшийся пролом внутрь ринутся войска. Баррикаду строить уже некогда, да и град свинца с осадной башни мешает. Поэтому казанцы сразу кинулись на вылазку. Осаждавшие же и не думали лезть в брешь. Они встретили вылазку защитников сильным огнём, а затем уже, "на плечах" у отступавших казанцев, ворвались в Арские ворота. Командовал контратакой князь Михаил Воротынский. Воевода просил царя развить успех и начать общий штурм, но Иван IV вновь не дал приказа на приступ. Продолжается планомерная осада, артиллерия выполняет беспокоящие обстрелы, войска отбивают вылазки и препятствуют попыткам чинить стены. Никаких импровизаций!

1 октября крупнокалиберные пушки "царёва наряда" разрушают участок стены. Крепостной ров заполняют землёй и лесом. Перед решительным штурмом казанцам предлагают сдаться, но предложение отвергнуто. Тогда в 7 утра 2 октября 1552 года под стенами взрывается очередная минная галерея, в которую уложено 240 пудов пороха. Около ста метров крепостной стены исчезло или превратилось в обломки. И только тогда пошли на приступ штурмовые колонны.

Основная часть войск вошла в Казань без особых проблем. Русские войска ворвались в город и занялись грабежами. Воеводы приказали казнить мародёров на месте, эта мера позволила восстановить упавшую дисциплину. Чудовищное сопротивление и уличные бои выпали лишь на долю полка правой руки, где сражался князь Андрей Курбский. К вечеру Казань была занята. В уличных боях у мечети ханского дворца погиб один из руководителей обороны - Кул-Шариф, возглавлявший сопротивление на этом участке. Чапкун-бек также погиб в уличных боях. Хан Едигер сдался в плен. После победы Иван IV, действуя в духе того времени, отдал город войскам на разграбление. В казну забрали лишь знамена и пушки.

После взятия Казани

12 октября русское войско двинулось в обратный путь. Наместником остался князь Горбатый-Шуйский. Никаких мирных договоров не заключалось в связи с исчезновением субъекта переговоров. Впервые за много лет Москва могла предложить этим землям спокойствие и мир. Однако на захваченных территориях продолжалось сопротивление. Так, в декабре 1552 года чуваши и черемисы на дороге из Свияжска в Васильсурск убили много русских гонцов, купцов и людей, сопровождавших обозы с казенными грузами. Москва ответила террором. В Свияжск привели участников нападения: 74 человека цивильских чуваш. Всех повесили, а имущество отдали доносчикам. В феврале 1553 года восставшие одержали победу над посланным против них из Свияжска отрядом боярина Салтыкова. Воеводу казнили, убито было также 36 детей боярских и 170 чуваш, в плен взято 200 человек. Центральная власть отвечала на эти выступления беспощадным террором. Тем не менее, партизанская война в землях бывшего Казанского ханства длилась до 1556 года.

Дальнейшая судьба 22-летнего победителя Казанского ханства Ивана IV Грозного нам хорошо известна из школьного курса истории. Вернувшись из-под Казани домой, он сильно заболел. В этот момент его ближайшие соратники вместо присяги малолетнему наследнику прямо около кровати царя совещались, кто будет регентом. Эти события существенно повлияют на формирование Ивана Грозного как тирана. После предательства ближайшего друга Андрея Курбского и неудач Ливонской компании (имевшей целью получить выход к Балтийскому морю), Иван IV ввергнет страну в опричнину, результатом которой станет социально-экономический кризис и разорение государства. Скончается царь в 1584 год, в возрасте 53 лет, почти потеряв способность двигаться. Последние шесть лет жизни его носили на носилках.

В 1556 году русские войска взяли Астрахань. Всё течение Волги оказалось в руках Москвы. Таким образом, открылась прямая дорога к присоединению Сибири, которой Россия и приросла. В 1569 год османско-крымская армия попытается вернуть город, но будет разбита.

1571 год - крымский хан Девлет Герай (он же Давлет-Гирей) при военной поддержке Османской империи и политической от Речи Посполитой предпринял поход с целью отомстить за Астрахань и Казань. Его набег завершился сожжением Москвы и разорением многих южнорусских районов. Иван Грозный проиграл эту войну и был готов передать крымчакам Астрахань, но не Казань. Вопрос был "окончательно решён" в 1572 году. Произошла битва превзошедшая Куликовскую: уничтожение 120-тысячного крымско-турецкого войска в битве при Молодях. Победу одержит 60-тысячное русское войск под водительством воевод Воротынского и Хворостинина. В Крым вернулось всего 5-10 тысяч, попытки турецко-татарской экспансии в Восточной Европе больше не предпринимались.

В память о победе над Казанским ханством в Москве в 1555-1561 годах возведён Собор Покрова, что на Рву (Покровский собор), известный как Троицкий, а позднее, как храм Василия Блаженного.

Иван Выродков строил крепости в Астрахани, устье реки Наровы, Галиче, участвовал в Ливонской войне, в Полоцком походе Ивана Грозного. В 1564 году в период опричнины Выродков казнен по доносу. Кольчуга талантливого дьяка экспонируется сейчас в Государственном Историческом музее.

Шах-Али возвратился в Касимов к управлению своим уделом. За то, что он оставил казанский престол царь щедро наградил его: "в Мещере сел многих" и в жены царицу Сююн-Бике. Шах-Али участвовал в Ливонской войне (1558 год), Полоцком походе (1562 год).

Сююмбике (Сююн-Бике) в момент падения Казанского ханства было 35 лет. Её выдали замуж за нелюбимого Шах-Али и разлучили с сыном. Остаток жизни бывшая царица провела в Касимове.

Последний казанский хан Ядыгар-Мухаммед (он же Едигер) 26 февраля 1553 года крестился с именем Симеон. Получил в удел город Звенигород, участвовал в Ливонской войне. Умер в 1565 году, погребён в Чудовом монастыре.

Свияжск станет крупным торговым центром, его роль, как первого христианского города Казанского края, будет учитываться в титуловании архиепископов и митрополитов Казанской епархии, именовавшихся Казанскими и Свияжскими.

Свияжский Успенский Пресвятой Богородицы мужской монастырь

Закончив с исторической частью, перейдём к архитектуре и достопримечательностям нынешнего остров-града. Один из самых интересных объектов - Успенский монастырь, основанный в 1555 году. Первым настоятелем монастыря стал архимандрит Герман (Садырев-Полевой). В 1566 году настоятель был вызван Иваном IV в Москву, где ему была предложена московская митрополичья кафедра. Однако архиепископ Герман встал на сторону опального митрополита Филиппа и начал обличать опричнину, за что был удален, а вскоре, по одним сведениям, был убит, по другим - скончался во время эпидемии чумы. В 1595 году при митрополите Казанском Гермогене были обретены мощи канонизированного тогда же архиепископа Германа. Мощи были перенесены в Свияжский Успенский монастырь, где стали главной монастырской святыней. В 1888 году при переоблачении мощей версия насильственной смерти подтвердилась: "голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами - одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее"

Июль 2011 года

Июль 2011 года

Июль 2011 года

Ноябрь 2011 года

Ноябрь 2011 года

Ноябрь 2011 года

Май 2014 года

Май 2014 года

Май 2014 года

Май 2015 года

Май 2015 года

Май 2015 года

Май 2016 года

Апрель 2016 года

Церковь святителей Германа Казанского и Митрофана Воронежского в братском корпусе

Февраль 2017 года. Слабо видны строительные швы XVIII века, когда Успенский собор обрёл новый купол и острые кокошники

Февраль 2017 года

Февраль 2017 года. Завершено строительство надвратного храма Вознесения Господня на основе сохранившегося нижнего яруса

Вход в монастырь - через Святые врата. Летом 2010 года в монастыре шли строительные работы и этот вход был закрыт. Пройти можно было сквозь пролом в стене (видимо на месте хозяйственных ворот) через который на территорию попадала тяжелая техника и грузовики. Летом 2011 года, вновь стал доступен проход сквозь главные ворота. Посещение территории монастыря прекращается в 18:00 (у ворот имеется соответствующая табличка с описанием режима доступа и правилами поведения).

Отреставрированные главные ворота Успенского монастыря

Остатки росписи в
проёме главных ворот

В 2012 году началось строительство ранее утраченного надвратного храма Вознесения Господня. Дело в том, что в конце XVII века над южными вратами Успенского монастыря была построена церковь в честь Вознесения Христова, которая была разрушена в 1930-ые годы. Сохранился лишь нижний ярус со Святыми вратами и фрагменты росписи. Но речь не о причудах режима доступа, а о том, что попав за высокую стену, вы сможете осмотреть два прекрасных храма, построенных в XVI веке.

Хозяйственные ворота - выход на обрыв над р.Щука

Отремонтированная стена: между Настоятельским корпусом и Монастырским училищем

Трудночитаемые барельефы на юго-западной стене Успенского монастыря

Юго-западная стена Успенского монастыря

Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца - самое древнее каменное здание в Свияжске. Представляет собой редкий тип церкви-колокольни с массивной башней на почти монолитном основании. Построена в 1555-1556 годах из тесаного известняка почти одновременно со строительством Успенского собора, и, по-видимому, артелью псковских мастеров Ивана Ширяя. Высота колокольни составляет 43 метра, это самое высокое здание в Свияжске.

Видна разобранная крыша, леса вокруг двух надстроенных ярусов, дверь в келью святителя Германа

Состояние на апрель 2016 года

Реставрационные работы, 2011 год

Реставрационные работы, 2011 год

Фрески церкви Николая Чудотворца

2016 год. Работы продолжаются
Леса перемещены выше

2017 год. Колокольня и Успенский собор в строительных лесах

Рядом с церковью из тесаного известняка возвели трехярусную колокольню, на которой установили пять колоколов: "два зазвонные, а три больше тех". Наверху, еще во времена Ивана Грозного, были установлены башенные часы "государева данья". Из нижнего яруса колокольни к берегу Щучьего озера вел потайной подземный ход, предназначенный для снабжения водой - в случае осады Свияжской крепости. Позднее из кирпича надстроили еще два яруса колокольни.
Внутри храма на восточном фасаде в нише сохранился фрагмент лика Николы Можайского. В церкви сохранилась древняя келья святителя Германа, в которой еще в начале XX века находились его вещи.

Колокольня храма Николая Чудотворца

Купол собора Успения Пресвятой Богородицы в Успенском монастыре

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Успенском монастыре

Вообще, Никольская церковь - действующая и открыта только для монахов, но когда в ней проводились строительные и реставрационные работы, осмотр помещений не представлял большой проблемы. На фотографиях виден ход раскопок, проводимых под плёнкой, прикрывающей участок снятой кровли. Поражает толщина "культурного слоя".

Собор Успения Пресвятой Богородицы строился одновременно с Никольской церковью. Собор был возведен за 4 года из белого тесаного камня артелью Постника Яковлева и Ивана Ширяя - зодчих, построивших в Москве храм Василия Блаженного (Покровский собор) и Благовещенский собор в Казани. Успенский собор был открыт 12 сентября 1560 года, то есть после Собора Василия Блаженного, что противоречит легенде о том, что Иван Грозный ослепил архитектора.
Первоначально Успенский собор был выполнен в чисто псковских архитектурных традициях. Имелась наружная фресковая роспись, ныне почти полностью утраченная. Зато внутренние фрески сохранились довольно хорошо. Купол, стены и даже оконные откосы покрыты уникальной многокрасочной росписью - в общей сложности 1080 м2 древних фресок и это единственный сохранившийся до нашего времени ансамбль фресок эпохи Ивана Грозного.
Свой нынешний облик храм обрел в XVIII веке, когда под влиянием модного тогда течения "украинского барокко" собор существенно вырос в высоту, обретя 12 острых кокошников, и новый купол.

Огромное крыльцо пристроенное в 1857 году к Собору Успения Пресвятой Богородицы, фото - июль 2011 года

Собор Успения Пресвятой Богородицы, фото - июль 2011 года

Алтарная стена с тремя полукруглым апсидам Собора Успения Пресвятой Богородицы, фото - ноябрь 2011 года

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Успенском мужском монастыре, 2016 год

По углам, в районе изгибов водосточных труб, видны косые швы - следы реконструкции XVIII века, когда собор получил новый купол и украшения-кокошники

Церковная живопись XVI века пугала своей "неканоничностью сюжетов и отсутствием богословской мысли" святых отцов, привыкших к европеизированной манере. В 1859 года настоятель Свияжского Успенского монастыря даже обратился к Синоду за разрешением переписать свияжские соборные фрески. Вв ответе Святейшего Синода было отмечено особое значение этих древних фресок, их полное соответствие канонам, а владыке Евлампию запрещено их искажать.
Например, на северо-западном столпе есть изображение Святого Христофора. По одной из легенд, этот праведник (вполне реальная личность) обладал необычайной красотой, из-за чего постоянно подвергался искушениям. В конце концов, он попросил бога сделать его безобразным, и поэтому Святой Христофор всегда изображается с головой животного. Есть также версия о том, что он - выходец из мифической страны антропофагов, где все люди с песьими головами.
Начиная c XVIII века церковь усиленно с боролась с обоими версиями: все подобные изображения св. мученика Христофора уничтожались или переписывались. В России известны только две фрески со Святым Христофором - в Ныробе (Пермский край), где он изображен с собачьей головой, и в Свияжске, где голова святого больше похожа на лошадиную.

Изображение Святого Христофора в Успенском соборе

Ещё одним поводом удивительных для нас споров "о каноничности" был сюжет "Отечество" в соборном куполе. Это тип Новозаветной Троицы. В XIX веке "неканоничным" казалось изображение Духа Святого в виде голубя в руках Сына.
Также среди самых знаменитых фресок - "Шествие праведных в рай". С ней связано предположение, что там "написаны изображения Иоанна Грозного и Макария Митрополита, - именно они замыкают шествие праведников". Если это предположение верно, то это "единственное дошедшее до наших дней в монументальной живописи изображение молодого Иоанна Грозного". К сожалению, увидеть эту фреску нельзя, так как она находится в алтарной части.
Есть еще целый ряд интереснейших фресок: "Сотворение человека", "Отдых Бога после творения мира", "Воплощение Бога - Слова", но сфотографировать их не получилось - сейчас этому мешают деревянные леса, возведенные для реставраторов. В целом, фрески Успенско-Богородицкого монастыря стоят в одном ряду с фресками Дионисия в Ферапонтово. Сохранился также пятиярусный золоченный иконостас собора (XVIII век), иконы которого хранятся в Государственном музее изобразительных искусств РТ.

Братский корпус, состояние на 2011 год

Братский корпус (конец XVII века)

Братский корпус, состояние на 2016 год

Архимандритский корпус (XVII век)

Помимо упомянутых строений в Успенском монастыре сохранились:
- двухэтажный архимандритский корпус, построенный в XVII веке в русском теремном стиле,
- здание монастырского училища (XVIII в.)
- братский корпус, состоящий из пристроенных друг ко другу трех корпусов и церкви святителей Германа Казанского и Митрофана Воронежского.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Иоанно-Предтеченский женский монастырь был основан в конце XVI века и первоначально располагался в северо-западной части соборной площади Свияжска. Однако после сильных пожаров 1753 и 1759 гг. Иоанно-Предтеченский женский монастырь был переведен в помещения упраздненного в 1764 году мужского Троице-Сергиева монастыря. Именно наследием Троице-Сергиева монастыря объясняется тот необычайный факт, что новый Иоанно-Предтеченский монастырь не имел храма, соответствующего своему названию. Это редчайший случай. Главный собор любого монастыря почти всегда является одноимённым самому монастырю. Он называется обязательно в честь того же святого или того же праздника, которому посвящена обитель.

Стена Иоано-Предтеченского монастыря. 2010 год

Декоративная угловая башенка 2010 год

Один из пяти проёмов монастырских ворот

На фотографиях вы видите монастырскую ограду. Изначально она была деревянной, но в период расцвета монастыря, её заменили кирпичной. Вновь обращаемся к и читаем: "Вообще-то Иоанно-Предтеченский монастырь куда меньше, чем Успенский, похож на крепость. Его кирпичная ограда XIX века - тоже, скорее, забор, чем стена. До 1820-х годов ограда была деревянная (последний раз её построили из дерева в 1808 г.), но важнейший этап расцвета монастыря ознаменовался постройкой, одновременно с первыми кирпичными корпусами, ограды 1819-1826 годов. Именно она сохранилась до наших дней почти в неизменном виде. С целыми 5-ю воротами, что можно назвать большой редкостью для монастырей. Обычно имеются лишь главные, Святые врата и ещё одни - запасные, хозяйственные. Кроме ворот (простых арочных отверстий, не отмеченных надвратными церквами), здесь сохранились декоративные угловые башенки, но на крепостные они тоже мало похожи. "

Монастырская стена. 2012 год

Декоративная угловая башенка 2014 год

Калитка у келейного корпуса

Главные ворота монастыря

Главные ворота монастыря

Крыша Сергиевской церкви, служившая с 1836 года

Хозяйственные ворота (западные, ближние к Тайницкому спуску)

Хозяйственные ворота возле Сергиевской церкви. Штабели кирпича - разобранный корпус игуменьи

Хозяйственные ворота возле Келейного корпуса постройки 1879 года

Троицкий собор

Троицкий собор - именно так официально именовалась маленькая бревенчатая церковь 1551 года. Он является одним из древнейших в России памятников деревянного зодчества. Церковь была построена зимой 1550 года в угличских лесах из толстых полуаршинных бревен лиственницы, стесанных внутри. Сруб поставлен в виде креста и имеет два яруса: первый - четырехугольный, с четырехугольным полукружием для алтаря; второй - восьмиугольный.
Конструкция подобных храмов мало отличалась от избы-пятистенки: внутренняя неглухая стена отделяла трапезную (притвор) от основного объёма. Простой секрет сруба - когда брёвна вдеваются одно в другое, - позволял строить церкви, действительно, "без единого гвоздя". Весь верхний объём (шатёр или форма, его заменяющая) оказывался "ложным" и отделялся от интерьера потолком. Он - своеобразная "шапка" над деревянной церковью. Зимой в таком храме с низким дощатым потолком было тепло, как в избе.

Несколько брёвен
пришлось заменить

Старинные лавки вдоль стен

Иконостас всё ещё на реставрации

Изначально он был шатровой формы, из-за чего храм был, по-видимому, почти вдвое выше, чем сейчас. Для сравнения: главная из крепостных башен - Рождественская, - была в высоту менее 13 метров. Троицкий храм, вероятно, достигал высоты метров в 20. То есть, он был весьма виден из-за всех стен и башен.
Храм поставлен за один день воинами князя Серебряного-Оболенского и освящен 17 мая 1551 года - в день Святой Троицы. Это первый храм первого монастыря во всём Среднем и Нижнем Поволжье. Потому и назвали его почтенно - собор. Во всей России древнее его, пожалуй, лишь одна Лазаревская церковь (1390 год) из Муромского монастыря (ныне перенесённая в Кижи).
В 1552 году здесь молились перед последним переходом войска на пути к Казани, 22-летний царь Иван IV и его воеводы Горбатый-Шуйский, Серебрянный, Курбский и другие.

Входная дверь, сделана по меркам XVI века - широкая и низкая

Металлическая накладка замка

Обитая металлом боковая дверь

Крепление прутьев оконной решетки

Переплет оконной решетки

Крыльцо главного входа

Декор металлической накладки замка главного входа

Метки на брёвнах - для сбора храма на новом месте

Особенность интерьера Троицкой церкви, ещё усиливающая её сходство с деревенской избой - это длинные лавки, стоящие вдоль стен. Они ещё в старину были намертво прибиты к полу и таким образом стали неотъемлемой частью интерьера. Две лавки были прибиты даже в алтаре. Мы видим, что это был, действительно, братский храм - там, где маленькая братия Троице-Сергиева монастыря ежедневно собиралась на очень долгие, по уставу, молитвы. В древнерусских церквах обычно и стояли такие скамьи, чтобы уставшие от стояния могли немного отдохнуть.

Раньше тут тускло сверкали древние ризы на некоторых иконах. Сейчас иконы праздничного чина из иконостаса Троицкой церкви хранятся в древнерусском отделе Музея изобразительных искусств РТ в Казани. Единственное, что выделяется из этого царства брёвен, тёса и дощатой резьбы это потемневшая от старости центральная люстра - висячее медное паникадило (слово произошло от искаженного греческого поликандилон, т.е. многосвечие).

Царские врата

Окованная дверь

Лавки вдоль стен

Новый купол (2012 год)

Главным украшением церкви был иконостас - также деревянный и первоначально 4-ярусный. Наличие 4-ярусного иконостаса в таком маленьком храме удивляет и наводит на мысль о возможном переносе его сюда из другой церкви. Узоры иконостаса сохранились лишь частично, часть накладной резьбы обломана, но видно, что он выполнен в стиле "украинского барокко".

Троицкая церковь. 2010 год

Царские врата - пожалуй, самая роскошная часть иконостаса, да и всего интерьера храма. "Полукружие арки с резной золочёной имитацией завесы и её нарядной бахромы; увенчанная короной пышная гирлянда, спадающая по нащельнику Царских врат - контрастируют с предельно скромным обликом церкви".

В 1819 году крытую галерею на столбиках, опоясавшую церковь с трёх сторон, разобрали и заменили крылечками - также с трёх сторон. Благодаря им, церковь стала строго крестообразной в плане. Зато из-за обилия стекла в стенах этих крылечек, она начала напоминать дачный домик, а вовсе не древний храм. В 1821 году её полностью обшили тёсом и покрасили масляной краской (с тех пор много раз перекрашивали, но чаще всего - синей и зелёной краской). Сходство с дачным домиком ещё более усилилось. В 2011 году дачный домик разобрали, благодаря чему мы можем видеть истинный облик сруба. В 2012 году, после окончания проводимых работ, храм был вновь открыт для посещения, но всё его внутреннее убранство сейчас на реставрации.

Келейный корпус постройки 1820 года

Келейный корпус, 2010 год

А.В.Рощектаев пишет об этой постройке следующее: "Корпус 1820 года замкнул с запада главную в монастыре площадь - между Троицкой и Сергиевской церквями. Таким образом, как и в большинстве обителей, строительство начиналось вокруг главной площади, с выходом всех сооружений на неё. Площадь была древняя, как сам град Свияжск, но облик её формировался постепенно, вплоть до начала ХХ века.
Длинный двухэтажный корпус с небольшим фронтоном по центру исполнен в обычном стиле провинциального классицизма. Но вот конструкция его - очень своеобразна. Это не кирпичное, а деревянно-кирпичное здание: внутренний каркас его - деревянный (срубного типа), а на каркас опираются снаружи кирпичные стены. Несмотря на кажущуюся примитивность подобного способа постройки, здание стоит вот уже почти 2 столетия. В ХХ веке оно стало одним из обычных жилых домов Свияжска (одним из самых больших по размерам его домов). Для Иоанно-Предтеченского монастыря подобные здания вскоре стали буквально "типовыми". Что интересно, они практически все сохранились до наших дней. В 1830 г. по такому же образцу был построен корпус игуменьи - между Сергиевской церковью и вышеназванным корпусом, под прямым углом к последнему. И его главный фасад выходил на ту же площадь - прямо напротив Святых врат обители.
Выбеленные известковой краской фасады этих домов хорошо гармонировали с белокаменной Сергиевской церковью, а средняя высота двухэтажных сооружений оказалась оптимальной для монастырского ансамбля. Интересно, что в соседнем Успенском монастыре, где и собор, и колокольня были значительно выше, оптимальной для жилых корпусов оказалась высота трёхэтажная.
"

2010 год: было

2014 год: стало

2014 год: Вид с тыльной стороны корпуса

2015 год: работы на территории ещё не закончены

В настоящее время келейный корпус постройки 1820 года капитально отреставрирован. На фотографиях вы видите его прежнее и нынешнее состояние. А вот корпус игуменьи, который, в полуразвалившемся виде, ещё застал А.Рощектаев, сейчас разобран до фундамента. Одно время на его фундаменте была устроена деревянная монастырская лавка, но сейчас и она разобрана. Впрочем, кирпичи корпуса игуменьи аккуратно очищена и уложены штабелями ближе к хозяйственным воротам, ближним к Троицкой церкви. Будут ли его восстанавливать - мне не известно.

Келейный корпус постройки 1879 года (в 1892 обложен кирпичом)

Сооружение неизвестного назначения, что-то вроде остатков старой водокачки

Стена разделяет восточную и западную части монастыря

Всё там же, в "Истории свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря" читаем: "Численность насельниц обители быстро росла, и нужны были всё новые и новые корпуса. Территория монастыря в XIX веке всё время расширялась в западном направлении, и именно там, позади большого корпуса 1820 года, вырастали однотипные с ним 2-этажные корпуса (II половина XIX - начало ХХ вв.). В архитектурном плане они не представляют собой никакой особой ценности - да такая задача и не ставилась их строителями. Просто этот городок должен был вместить сотни новых насельниц. Благо, и средств на это хватало, и территория монастыря к концу XIX века оказалась достаточно большой - 2 десятины 656 кв. саженей на 1897 год (то есть около 2,5 га). Она расширялась в течение полувека за счёт пожертвований благотворителей, скупавших участки, примыкавшие к монастырю с запада. В 1857 г. был пожертвован участок в 478 кв. саженей, в 1858 г. - ещё 176 саженей (благотворителем стал губернский секретарь Херувимов). В 1895 г., сразу после городского пожара 1894 года, местный свияжский меценат И. А. Куликов скупил 4 погорелых места (ещё западнее, у небольшого оврага) и подарил их обители, что расширило её территорию ещё на 567 кв. саженей.
Именно на этих, новых, территориях был построен в 1879 г. из брёвен, а в 1892 г. обложен кирпичом ещё один 2-этажный келейный корпус (при игумениях Варсонофии 1873 - 1881 гг. и Фотинии 1889 - 1893 гг.), а в 1896 г. - ещё один, 2-этажный деревянный (при игумении Апфии, о которой мы писали в предыдущем параграфе).
Место было удачным для размещения келейных корпусов. Оно как будто специально отгорожено от главной монастырской площади первым длинным корпусом 1820 года. Обитель, как это часто бывает, разделилась на 2 части: одна - парадная, для паломников и местных жителей, приходящих на службу в древние храмы; другая - полускрытая, отгороженная от суеты, предназначенная только для самих насельниц. Это соответственно - восточная и западная половины огромного монастыря.
"

До наших времён сохранился только корпус постройки 1879 года, тот что позднее был обложен кирпичом. На фотографиях - состояние на 2014 год. Ведутся строительные работы и вход в здание вполне обоснованно запрещён - полы наполовину разобраны, местами полностью сняты. С одной стороны это хорошо - видны чаны в подвалах, вероятно, служившие для заготовки и хранения сьестных припасов, с другой стороны - старое дерево может не выдержать и любопытствующий запросто провалится, рухнув на каменный пол с трёхметровой высоты.