Татары - титульный народ Республики Татарстан, которая включена в состав Российской Федерации. Это тюркская этногруппа, имеющая множество субэтносов. Ввиду широкого расселения по регионам России и соседних стран, оказали влияние на их этногенез, ассимилируясь с местным населением. Внутри этноса имеется несколько антропологических типов татар. Татарская культура наполнена необычными для русских национальными традициями.

Где живут

Примерно половина (53% общей массы) татар проживает в Республике Татарстан. Другие расселены по остальной территории России. Представители народа живут в районах Средней Азии, Дальнего Востока, Поволжье, Сибири. По территориально-этническому признаку народ делится на 3 большие группы:

  1. Сибирские
  2. Астраханские
  3. Живущие в Среднем Поволжье, Приуралье.

В последнюю группу входят: казанские татары, мишари, тептяри, кряшены. К другим субэносам относятся:

  1. Касимовские татары
  2. Пермские татары
  3. Польско-литовские татары
  4. Чепецкие татары
  5. Нагайбаки

Численность

Всего в мире насчитывается 8 000 000 татар. Из них около 5,5 млн живут в России и субъектах РФ. Это второе место по численности после граждан русской национальности. При этом в Татарстане находится 2 000 000 человек, Башкортостане 1 000 000. Небольшое количество переехало в соседние с Россией регионы:

  • Узбекистан - 320 000;
  • Казахстан - 200 000;
  • Украина - 73 000;
  • Киргизия - 45 000.

Незначительное число живет в Румынии, Турции, Канаде, США, Польше.

Казань - столица Татарстана

Язык

Государственным языком Татарстана является татарский. Он относится к поволжско-кыпчакской подгруппе тюркской ветви алтайских языков. Представители субэтносов разговаривают на своих диалектах. Наиболее близкими являются речевые особенности народов Поволжья и Сибири. В настоящее время татарская письменность основана на кириллице. До этого применялась латиница, а в средние века основой письменности были арабские символы.

Религия

Подавляющее большинство татар - мусульмане, исповедующие ислам суннитского направления. Также встречаются православные христиане. Небольшая часть считает себя атеистами.

Название

Самоназвание нации - татарлар. Ясной версии происхождения термина «татары» нет. Существует несколько версий этимологии этого слова. Основные из них:

  1. Корень тат , означающий «испытывать», плюс суффикс ар - «получающий опыт, советник».
  2. Производная от татувлы - «мирный, союзник».
  3. На некоторых диалектах тат обозначает «иноземец».
  4. На монгольском слово татари означает «плохо разговаривающий».

Согласно двум последним версиям, этими словами называли татар другие племена, которые не понимали их язык, для которых они были чужеземцами.

История

Первые свидетельства о существовании татарских племен нашли в тюркских летописях. Также о татарах упоминают китайские источники как о людях, живших по берегам Амура. Они относятся к 8-10 векам. Историки считают, что предки современных татар образовались при участии хазарских, половских кочевников, племен, населявших Волжскую Булгарию. Они объединились в одну общность со своей культурой, письменностью, языком. В 13 веке была создана Золотая Орда - могущественное государство, имевшее разделение на сословия, аристократию, духовенство. К 15 веку оно распалось на отдельные ханства, которые дали начало формированию субэтнических групп. В более позднее время началась массовая миграция татар по территории Русского государства.
В результате генетических исследований выяснилось, что у разных татарских субэтносов не было общих прародителей. Также наблюдается большое разнообразие генома внутри подгрупп, из чего можно сделать вывод о влиянии на их создание множества народов. У некоторых этногрупп велик процент генома кавказских национальностей, в то время как азиатский почти отсутствует.

Внешность

Татары разных этногрупп имеют различный внешний вид. Это обусловлено большим генетическим разнообразием типов. Всего выявлено 4 вида представителей народа по антропологическому признаку. Это:

  1. Понтийский
  2. Сублапоноидный
  3. Монголоидный
  4. Светлый европейский

В зависимости от антропологического типа люди татарской национальности имеют светлую или темную кожу, волосы и глаза. Представители сибирской этногруппы наиболее схожи с азиатами. У них широкое плоское лицо, узкий разрез глаз, расширенный нос, верхнее веко со складкой. Кожа смуглая, волосы жесткие, черные, темный цвет радужки. Они невысокого роста, приземистые.


Поволжские татары имеют овальное лицо, светлую кожу. Их отличает наличие горбинки на носу, доставшейся, видимо, от кавказских народов. Глаза большие, серые или карие. Мужчины высокого роста, с хорошим телосложением. Встречаются голубоглазые и светловолосые представители этой группы. Казанские татары имеют средне-смуглую кожу, карие глаза, темные волосы. У них правильные черты лица, прямой нос, четко очерченные скулы.

Жизнь

Основными занятиями татарских племен были:

  • пашенное земледелие;
  • пастбищно-стойловое животноводство;
  • огородничество.

На полях выращивали коноплю, ячмень, чечевицу, пшеницу, овес, рожь. Земледелие было трехпольного типа. Скотоводство выражалось в разведении овец, коз, быков, лошадей. Это занятие позволяло получать мясо, молоко, шерсть, шкуры для пошива одежды. Лошади и быки использовались как тягловые животные и для передвижения. Также выращивали корнеплоды, бахчевые культуры. Было развито пчеловодство. Охотой занимались отдельные племена, в основном живущие на Урале. Рыболовство было распространено у этногрупп, населявших берега Волги и Урала. Среди ремесел распространение получили такие занятия:

  • производство ювелирных изделий;
  • скорняжное дело;
  • валяльное ремесло;
  • ткачество;
  • кожевенное производство.

Национальный татарский орнамент характеризуется наличием цветочных, растительных рисунков. Это показывает близость народа к природе, умение видеть красоту в окружающем мире. Женщины умели ткать, сами шили повседневные и праздничные костюмы. Детали одежды украшали узорами в виде цветов, растений. В 19 веке стала популярна вышивка золотыми нитями. Из кожи изготавливали обувь, детали гардероба. Популярностью пользовались изделия из кожи разных оттенков, сшитые между собой.


До 20 века в племенах были родоплеменные отношения. Существовало разделение между мужской половиной населения и женской. Девушек изолировали от молодых людей, до свадьбы они не общались. Мужчина имел более высокий статус, чем женщина. Пережитки таких отношений сохраняются в татарских селениях и сейчас.

Все татарские семьи глубоко патриархальны. Все, что говорит отец, исполняется беспрекословно. Дети почитают мать, но жена практически не имеет право голоса. Мальчиков воспитывают во вседозволенности, так как они - продолжатели рода. Девочек с детства учат благопристойности, скромности, подчинению мужчине. Юные девушки знаю, как вести хозяйство, помогают матери по дому.
Браки заключались по договоренности между родителями. У молодых согласия не спрашивали. Родственники жениха обязаны были заплатить калым - выкуп. Большинство свадебных обрядов и застолье происходило без присутствия жениха и невесты, в них участвовала многочисленная родня. Девушка попадала к мужу только после уплаты калыма. Если жених устраивал похищение невесты, то семья освобождалась от выкупа.

Жилище

Татарские племена располагали свои поселения по берегам рек, вблизи больших дорог. Аулы строили хаотично, без упорядоченной планировки. Селения характеризовались извилистыми улочками, иногда приводящими в тупик. Со стороны улицы ставили глухой забор, хозпостройки делали во дворе, размещая их кучкой или в виде буквы П. Правление, мечеть, торговые лавки находились в центре поселения.

Татарские дома представляли собой срубные строения. Иногда жилище складывали из камня, реже оно было глинобитным. Кровлю устилали соломой, дранкой, досками. Дом имел два или три помещения, включая сени. Богатые семьи могли позволить себе двух- и трехэтажные жилища. Внутри дом делился на женскую и мужскую половины. В домах делали печи, по типу русских. Их располагали рядом со входом. Внутри жилище украшали вышитыми полотенцами, скатертями. Снаружи стены расписывали орнаментом, отделывали резьбой.


Одежда

Татарский народный костюм сформировался под влиянием азиатской культуры. Некоторые элементы были заимствованы у кавказских народов. Наряды разных этногрупп немного различаются. Основу мужского костюма составляют такие элементы, как:

  1. Удлиненная рубаха (кулмэк).
  2. Штаны типа шаровар.
  3. Длинная безрукавка.
  4. Широкий пояс.
  5. Тюбетейка.
  6. Ичиги.

Туника украшалась в верхней части и снизу национальным орнаментом, ее подпоясывали широким длинным куском материи с бахромой на концах. В дополнение к рубахе надевали свободные штаны. Поверх комплекта носили безрукавку, полочки который снабжались вышивкой. Иногда надевали длинный халат (почти до пола) из хлопкового материала. Голову покрывали тюбетейкой, которая щедро украшалась национальным орнаментом. В некоторых этногруппах носили фески - турецкие головные уборы. В холодную погоду надевали бешмет - кафтан узкого покроя длиной до колен. Зимой носили овчинные шубы, меховые шапки. Обувью служили ичиги. Это легкие, удобные сапоги из мягкой кожи без каблука. Ичиги украшали вставками из цветной кожи, орнаментом.


Наряды татарских девушек очень красочны, женственны. Изначально девушки носили костюм, подобный мужскому: длинная (в пол) туника и широкие штаны. К нижнему краю туники пришивали воланы. Верхнюю часть расшивали узорами. В современных нарядах туника трансформировалась в длинное платье с узким лифом и расклешенным подолом. Платье хорошо подчеркивает женскую фигуру, придавая ей пышные формы. Поверх него надевается жилетка средней длины или длиной до талии. Ее богато украшают вышивкой. Голову покрывают шапочкой наподобие фески, чалмой или калфаком.

Традиции

Татары - нация, обладающая динамичным темпераментом. Они очень подвижные, любят танцы и музыку. В татарской культуре множество праздников и обычаев. Они отмечают практически все мусульманские праздники, а также у них есть древние ритуалы, связанные с явлениями природы. Главными праздниками являются:

  1. Сабантуй.
  2. Нардуган.
  3. Новруз.
  4. Курбан-байрам.
  5. Ураза-байрам.
  6. Рамадан.

Рамадан - это священный праздник духовного очищения. Он называется по имени месяца татарского календаря, девятого по счету. Весь месяц идет строгий пост, кроме того, нужно усердно молиться. Это помогает человеку очиститься от грязных мыслей, стать ближе к богу. Этим укрепляется вера в Аллаха. Ураза-байрам празднуют по случаю окончания поста. В этот день можно кушать все, что мусульмане не могут себе позволить в пост. Праздник отмечается всей семьей, с приглашением родственников. В сельской местности проводятся гулянья с танцами, песнями, ярмарками.

Курбан-байрам - праздник жертвоприношения, отмечается через 70 дней после Ураза-байрама. Это главный праздник у мусульман всего мира и самый любимый. В этот день приносят жертвоприношение в угоду Аллаху. Легенда гласит, что Всевышний в качестве испытания попросил пророка Ибрагима принести в жертву своего сына. Ибрагим решил выполнить желание Аллаха, показав непоколебимость своей веры. Поэтому бог оставил его сына в живых, повелев зарезать вместо него барашка. В этот день мусульмане должны принести в жертву овцу, барана или козу, часть мяса оставить себе, остальное раздать нуждающимся.

Очень значимым для татар является Сабантуй - праздник плуга. Это день окончания весенних полевых работ. Он посвящается труду, урожаю, здоровому образу жизни. Сабантуй отмечают весело, с размахом. В этот день начинаются гулянья, танцы, спортивные соревнования. Проводятся состязания певцов, танцоров. Принято звать гостей, подавать угощения. На стол ставят кашу, крашеные яйца, булочки.


Нардуган является древним языческим праздником зимнего солнцестояния. Его отмечают в конце декабря. В переводе с монгольского название праздника означает «рождение солнца». Существует поверье, что с началом солнцестояния силы тьмы теряют свою власть. Молодежь наряжается в костюмы, маски и ходит по дворам. В день весеннего равноденствия (21 марта) празднуют Новруз - приход весны. Согласно астрономическому солнечному календарю, наступает новый год. Световой день обгоняет ночь, происходит поворот солнца на лето.
Еще одним интересным обычаем является то, что татары не едят свинину. Это объясняется законами ислама. Суть в том, что Аллах знает, что приносит пользу его созданиям, то есть, людям. Он запрещает есть свиное мясо, так как оно считается нечистым. Этот заперт отражен в Коране - священной для мусульман книге.

Имена

Татары называют детей красивыми, звучными именами, которые имеют глубокое значение. Популярными мужскими именами являются:

  • Карим - великодушный;
  • Камиль - совершенный;
  • Анвар - лучистый;
  • Арслан - лев;
  • Динар - драгоценный.

Девочек называют именами, раскрывающими природные качества, символизирующие красоту, мудрость. Распространенные женские имена:

  • Венера - звезда;
  • Гульнара - украшенная цветами;
  • Камалия - совершенная;
  • Люция - светлая;
  • Рамиля - чудодейственная;
  • Фирюза - лучезарная.

Еда

Большое влияние на татарскую кухню оказали народы Азии, Сибири, Урала. Вхождение их национальных блюд (плов, пельмени, пахлава, чак-чак) разнообразило рацион татар, сделало его многообразней. Кухня татар богата мясом, овощами, приправами. В ней много разнообразной выпечки, кондитерских изделий, орехов, сухофруктов. В Средние века широко употреблялась конина, позже стали добавлять мясо кур, индеек, гусей. Любимым мясным блюдом у татар является баранина. Много кисломолочных продуктов: творог, айран, сметана. Пельмени и вареники 1 это довольно частая еда на татарском столе. Пельмени едят вместе с бульоном. Популярные блюда татарской кухни:

  1. Шурпа - жирный, густой суп на основе баранины.
  2. Бэлиш - печеный пирог из пресного теста, начиненный мясом с картофелем, рисом или пшеном. Это наиболее древнее блюдо, его подают на праздничный стол.
  3. Тутырма - домашняя колбаса из кишки, начиненная рубленым мясом с рисом.
  4. Бешбармак - тушеное мясо с домашней лапшой. Традиционно его едят руками, отсюда произошло название «пять пальцев».
  5. Пахлава - угощение, пришедшее с Востока. Представляет собой печенье из слоеного теста с орехами в сиропе.
  6. Чак-чак - сладкое изделие из теста с медом.
  7. Губадия - закрытый пирог со сладкой начинкой, которая распределяется слоями. В него входит рис, сухофрукты, творог.

В качестве гарнира часто употребляется картофель. Присутствуют закуски из свеклы, моркови, томатов, сладкого перца. В пищу используется репа, тыква, капуста. Частыми блюдами являются каши. Для повседневной еды варят пшенную, гречневую, гороховую, рисовую. На татарском столе всегда множество сладостей из пресного и сдобного теста. К ним относятся: баурсак, чельпек, катлама, кош-теле. В сладкие блюда часто добавляется мед.


Из напитков популярны:

  • айран - кисломолочный продукт на основе кефира;
  • квас из ржаной муки;
  • шербет - прохладительный напиток из шиповника, лакрицы, розы с добавлением меда, пряностей;
  • травяные чаи.

Для татарской кухни характерно тушение, варка, запекание в печи. Пищу не жарят, иногда вареное мясо немного обжаривают в печи.

Известные люди

Среди татарского народа много талантливых людей, прославившихся на весь мир. Это спортсмены, деятели науки и культуры, писатели, актеры. Вот некоторые из них:

  1. Чулпан Хаматова - актриса.
  2. Марат Башаров - актер.
  3. Рудольф Нуреев - танцор балета.
  4. Муса Джалиль - знаменитый поэт, Герой Советского Союза.
  5. Закир Рамеев - классик татарской литературы.
  6. Алсу - певица.
  7. Азат Аббасов - оперный певец.
  8. Гата Камский - гроссмейстер, чемпион США по шахматам в 1991 году, входит в число 20 сильнейших шахматистов мира.
  9. Зинэтула Билялетдинов - олимпийский чемпион, многократный чемпион мира и Европы в составе хоккейной сборной, тренер сборной России по хоккею.
  10. Альбина Ахатова - пятикратная чемпионка мира по биатлону.

Характер

Татарская нация очень гостеприимна, дружелюбна. Гость - важный человек в доме, к нему относятся с большим уважением, просят разделить с ними трапезу. Представители этого народа обладают веселым, оптимистичным характером, не любят унывать. Они очень общительны, разговорчивы.

Мужчин характеризует упорство, целеустремленность. Их отличает трудолюбие, они привыкли добиваться успеха. Татарские женщины очень приветливые, отзывчивые. Их воспитывают как образец нравственности, благопристойности. Они привязаны к своим детям, стараются дать им самое лучшее.

Современные татарки следят за модой, выглядят очень ухоженными, привлекательными. Они образованны, с ними всегда найдется, о чем поговорить. Представители этого народа оставляют о себе приятное впечатление.

Татары

ТАТА́РЫ -та́р; мн.

1. Нация, основное население Татарстана; представители этой нации.

2. Название различных тюркских, монгольских и некоторых других племён, образовавших в 13 - 15 вв. самостоятельное государство - Золотую Орду.

Тата́рин, -а; м. Тата́рка, -и; мн. род. -рок, дат. -ркам; ж. Тата́рский (см.).

тата́ры

(самоназвание - татар), народ, основное население Татарии (1765 тыс. человек). Живут также в Башкирии, Марийской Республике, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Нижегородской, Кировской, Пензенской и других областях России. Татарами называют также тюркоязычные общности Сибири (сибирские татары), Крыма (крымские татары) и др. Общая численность в России (без крымских татар) 5,52 млн. человек (1995). Общая численность 6,71 млн. человек. Язык татарский. Верующие татары - мусульмане-сунниты.

ТАТАРЫ

ТАТА́РЫ, народ в Российской Федерации, основное население Татарии (2 млн. чел., 2002), живут также в Башкирии (990,7 тыс. чел.), Удмуртии (109,2 тыс. чел.), Оренбургской (165,9 тыс. чел.), Пермской (136,5 тыс. чел.), Самарской (127,9 тыс. чел.), Ульяновской (168,7 тыс. чел.), Свердловской (168,1 тыс. чел.), Тюменской (242,3 тыс. чел.), Челябинской (205 тыс. чел.) областях, в городе Москве (166 тыс. чел.), в Южном (173,5 тыс. чел.), Сибирском (252,5 тыс. чел.) федеральных округах.
Татары делятся на три этнотерриториальные группы: волго-уральские татары, сибирские татары и астраханские татары. Крымские татары считаются самостоятельным народом. Волго-уральские татары включают субэтносы казанских татар, касимовских татар, мишарей и субконфессиональную общность кряшен (24,6 тыс. чел., 2002). Общая численность в Российской Федерации 5,554 млн. человек (2002). Значительное количество татар живет в Казахстане 248,9 тыс. чел. (1999), Узбекистане 467,8 тыс. человек. Численность татарского населения в дальнем зарубежье от 100 до 200 тысяч человек. Общая численность татар во всем мире около 6,8 млн. человек. Татарский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Верующие татары - мусульмане-сунниты. Исключение составляют кряшены, исповедующие православие.
Впервые этноним «татары» появился среди монгольских племен, кочевавших в 6-9 веках к юго-востоку от Байкала. В 13 веке с монголо-татарским нашествием название «татары» стало известно в Европе. В 13-14 веках оно было распространено на некоторые кочевые народы, входившие в состав Золотой Орды. В 16-19 веках в русских источниках татарами называли многие тюркоязычные народности (азербайджанцы, народности Северного Кавказа, Крыма, Средней Азии, Поволжья, Сибири, в том числе казанские, крымские, сибирские, астраханские татары). В 20 веке этноним «татары» закрепился преимущественно за волго-уральскими татарами. В других случаях прибегают к уточняющим определениям (крымские татары, сибирские татары, касимовские татары).
Начало проникновения в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племен относится к 3-4 векам и связано с эпохой Великого переселения народов. Оседая в Приуралье иПоволжье, они воспринимали элементы культуры местных финно-угорских народов, а частично и смешивались с ними. В 5-7 веках прошла вторая волна продвижения тюркоязычных племен в лесные и лесостепные районы Западной Сибири, Приуралья и Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата. В 7-8 веках в Поволжье из Приазовья пришли тюркоязычные булгарские племена, которые в 10 веке создали государство - Волжско-Камскую Булгарию. В 13-15 веках, когда большинство тюркоязычных племен входило в состав Золотой Орды, происходила нивелировка их языка и культуры. В 15-16 веках, в период существования Казанского, Астраханского, Крымского, Сибирского ханств, произошло формирование отдельных татарских этносов - казанские татары, мишари, астраханские татары, сибирские татары, крымские татары.
До 20 века основная масса татар занималась земледелием; в хозяйстве астраханских татар главную роль играли скотоводство и рыболовство. Значительная часть татар была занята в различных кустарно-ремесленных производствах (изготовление узорной обуви и др. кожаных изделий, ткачество, вышивка, ювелирное дело). Материальная культура татар испытала влияние культур народов Средней Азии, с конца 16 века - русской культуры. Традиционным жилищем волго-уральских татар была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта. Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служил казакин, зимой - стеганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин - тюбетейка, а поверх нее - полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитый бархатный колпак и платок. Традиционная обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма богатых женщин было характерно обилие металлических украшений.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "татары" в других словарях:

    - (самоназвание татар) народ, основное население Татарии (Татарстана) (1765 тыс. человек, 1992). Живут также в Башкирии, Марийской Республике, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Нижегородской, Кировской, Пензенской и др. областях Российской Федерации.… … Большой Энциклопедический словарь

    ТАТАРЫ, татар, ед. татарин, татарина, муж. 1. Название тюркских народностей, населяющих Татарскую АССР, чась Башкирской АССР, живущих в Поволжье и в некоторых местностях Сибири. 2. Тюркская народность, живущая в Крымской АССР. 3. Неточное… … Толковый словарь Ушакова

    ТАТАРЫ, ар, ед. арин, а, муж. 1. Народ, составляющий основное население Татарии (Татарстана), а также живущий в Поволжье, в Сибири и нек рых других районах. Казанские татары. Крымские татары. 2. Название различных племён, образовавших государство … Толковый словарь Ожегова

    - (самоназвание татар), народ в Российской Федерации (5,52 млн. человек; без крымских татар). Основное население Татарии (1765 тыс. человек). Живут также в Башкирии, Республике Марий Эл, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Нижегородской, Кировской,… … Русская история

    Современная энциклопедия

    татары - ТАТАРЫ, татар, мн. Шумная компания. Налетели, как татары, жрут руками, пьют без тары … Словарь русского арго

    Татары - (самоназвания татар, тартары; казанские татары, мишари, нагайбаки, кряшены) народ общей численностью 6710 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 5522 тыс. чел., в т.ч. Татарстан 1765 тыс. чел. Другие страны расселения:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 4 басурмане (1) татарва (1) татаровья (1) … Словарь синонимов

    Татары - (Tartars), назв. нек рых народов Центр, и Ср. Азии, произошедших от кочевников, напр, монголов, турков, кипчаков. Они говорили на различ. родственных тюркскому и монг. языках. На протяжении веков Т. представляли угрозу для мн. гос в. Татарскими… … Всемирная история

    татары - татары, род. татар (неправильно татаров) и устарелое татаре … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    У этого термина существуют и другие значения, см. Татары (значения). Татары Татарлар … Википедия

Татары


Казанский татарин


Татарин-кряшен


Татарин-мишарь


Казанский татарин в молодости

Татары являются самым многочисленным из нерусских народов России. Кроме обитающих по среднему течению Волги и в Приуралье так называемых поволжских татар, в это число входят и татары других областей Российской Федерации. Так, между реками Волгой и Уралом живут астраханские татары (кундровские и карагаши) - потомки ногайцев, основного населения Золотой Орды, по быту отличающиеся от поволжских татар. Крымские татары, отличающиеся и по быту, и по языку от поволжских, встречаются теперь не только в Крыму, но и в странах Средней Азии. Литовские татары являются потомками крымских татар, но они не сохранили своего языка и лишь но некоторым особенностям быта отличаются от литовцев. Западносибирские татары близки к поволжским по языку, но отличаются по быту.
Мишари или мещеряки , составляющие особое татарское колено, обитают на территории Среднего Поволжья и Приуралья.
Помимо этих групп татар дореволюционные этнографы выделяли ещё несколько, групп, переименованных в советские времена в отдельные народы: горские татары – карачаевцы и балкарцы; ногайские татары – ногайцы; абаканские татары – хакасы; кузнецкие татары – шорцы; кундровские татары – карагаши; черневые татары – тубалары; чулымские татары – чулымцы; алтайские татары – алтайцы; закавказские татары – азербайджанцы, кундровские татары – крагаши.
По диалектным особенностям языка, бытовым отличиям, истории формирования поволжские татары делятся на две основные группы: казанских татар и мишарей, среди этих групп имеется несколько подразделений.
Наиболее компактно казанские татары расселены в Татарстане, а также в Башкирии и отдельными группами встречаются в Мари Эл и Удмуртии, в Пермской, Кировской, Свердловской и Оренбургской областях. Мишари расселены преимущественно на правобережье Волги: в Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, Тамбовской, Саратовской областях. Отдельными селениями татары-мишари живут в левобережных частях Самарской и Саратовской областей, а также в Свердловской и Оренбургской областях. Несколько особняком стоят так называемые касимовские татары , живущие в Рязанской области. Ещё в 1445 году московский князь Василий пожаловал казанскому царевичу Касиму, рассорившемуся со своим папашей Улу-Мухаметом, Городец Мещёрский с округой с тем, чтобы тот со своим улусом поступил на вечную наследственную службу к московским князьям. С тех пор внутри России сформировалось Касимовское ханство, номинально просуществовавшее до 1681 года, а город Каасимов – бывший Городец Мещёрский – до сих пор является средоточием проживания касимовских татар .



Современный Касимов
Изолированно живут каринские (нукратские) и глазовские татары - потомки населения древней булгарской колонии на реке Чепце, притоке реки Вятки.


Глазовские татары
В самом Татарстане проживает около 37,9 % всех татар , живущих в России, остальные проживают практически во всех регионах России. Самый же малонаселенный татарами регион это Ингушетия, где всего насчитывается 151 татарин .
Более 200 тысяч татар живут в Казахстане. Они представлены во всех 15 областях страны и занимают шестое место по численности. Первоначально в казахскую степь устремлялись муллы, насаждавшие ислам среди местного населения, и этноним татар стал для казахов синонимом слова «мулла». Вслед за муллами в Казахстан ехали и простые татары, и в русских городах Казахстана стали формироваться татарские слободы. Район Татарка , сформированный из татарской слободы до сих пор существует в юго-восточной части Алма-Аты.



Татарский дом в алма-атинской Татарке

Немало татар живёт в Хатнты-мансийском крае, что связано с его нефтеносным статусом.
В Москве татары стали появляться ещё с XIV века. В дореволюционные времена и ранние советские годы татарином едва ли не каждый второй московский дворник.


Татары Москвы внешне довольно разнообразны.


Типичная татарка Дина Гарипова. Уплощённное прогнатное лицо досталось ей от монголов, лапоноидная впадина на переносице – от финно-угров, а светлая пигментация кожи – от русских ремесленников, угнанных в Золотую Орду.

Антропология татар

В антропологическом отношении татары довольно разнообразны. Многих из них внешне не отличишь от русских, некоторые же настолько монголоидны, что их ошибочно принимают за казахов, но таких татар всё-таки очень мало. В целом же преобладают лица явно метисного типа, гладя на которые можно сказать, что человек на три четверти европеоид и на четверть или наполовину монголоид.
Генетическими исследованиями установлено, что 34,1% татар имеют славянскую гаплогруппу R1a . Как известно, с Руси в Орду сгоняли лучших ремесленников, а в городе Сарае на Волге были целые русские кварталы. Ремесленниками были, естественно, мужчины. В условиях отсутствия женщин подходящей национальности они были вынуждены жениться на местных уроженках, и сейчас их потомки составляют более трети татарского этноса. Этим и объясняется столь широкая распространённость среди татар гаплогруппы R1a .
8,7% татар с гаплогруппой R1b являются по отцовской линии потомками готов. Ещё больше потомков готов встречается среди башкир. Около 20% составляют потомки финно-угорских народов с гаплогруппой I1. Собственно говоря, именно они и есть потомки волжских булгар. Остальные же 37% имеют различные варианты гаплогруппы C3, доставшейся от монгольских завоевателей, давших татарам и своё имя. И поскольку именно их потомки составляют относительное большинство, историю татар следует вести из монгольских истоков.

Этноним татар

Ханьское слово 鞑靼 встречается в источниках с VIII века. Этноним впервые упоминается в рунической надписи на памятнике тюркютскому полководцу Кюль-Тегину, датированном 731 годом. Считается, что рервоначально татары были одним из монгольских племён, хотя уйгурский учёный XII века Махмуд Кашгари почему-то считал их тюрками. Поскольку татары кочевали вдоль границ китайского государства, в Китае название татар переносилось на другие монгольские племена в значении «варвары». Собственно татар китайцы называли белыми татарами, жившие севернее монголы именовались черными татарами, а обитавшие еще дальше, в сибирских лесах монгольские племена – дикими татарами. К середине XII века татары становятся наиболее сильным племенным объединением в степи. Их кочевья охватывали районы озера Буир-Нор и реки Халхин-Гол, а также часть Внутренней Монголии. Однако в 1202 году все монгольские татары были уничножены Чингисханом. В живых он оставил лишь детей ростом ниже тележного колеса. Тем не менее, эти дети сохранили этноним, а их многочисленность привела к тому, что татары стали собирательным названием всех монгольских завоевателей. Именно они, осев в Среднем Поволжье и составили скелет будущей татарской народности .

Татарcкий язык

Татарский язык относится к кипчакской ветви тюркских языков и ведёт своё происхождение от половецкого. Ближе всего к нему стоят башкирский, казахский и каракалпакский. Народно-разговорный татарский язык делится на три основных диалекта: западный (мишарский) диалект, имеющий тесную связь с половецким языком; казанский (средний) диалект (имеет гипотетические элементы булгарского языка); восточный (сибирско-татарский) диалект, формировавшийся как самостоятельный язык, но по причине политических связей и переселения казанских татар в Сибирь сблизившийся со средним диалектом.
Кроме основных трёх диалектов, имеются также отдельные говоры, к которым относятся: 1) говоры астраханских татар - населения нижнего Поволжья, разделявшихся прежде на: а) юртовых татар и б) кундуровских татар - ногайцев из племени Карагач, пришедших с Кавказа, которые в настоящее время в значительной мере уже ассимилированы поволжскими татарами; 2)говоры касимовских татар , занимающие среднее положение между центральным поволжско- татарским и западным, мишарским, или мещерякским, диалектами татарского языка ; 3) говоры тептярей - глазовских татар и группы татарскою населения в Башкирской АССР,- представляющие собой смешанные говоры, которые занимают среднее положение между башкирским и татарским языками; 4) говоры уральских татар и в том числе и нагайбаков бывшего Верхне-Уральского уезда.
До образования самостоятельного татарского языка предки башкиров и татар входили в состав Золотой Орды и в 13–19 вв. использовали общий литературный язык тюркú , имевший ряд региональных особенностей.

Численность татар по субъектам Российской Федерации

Регион

Численность

Процентаж

Татарстан

Башкортостан

Тюменская область

Челябинская область

Оренбургская область

Ульяновская область

Свердловская область

Самарская область

Пермский край

Ханты-Мансийский автономный округ

Удмуртия

Пензенская область

Астраханская область

Московская область

Саратовская область

Нижегородская область

Мордовия

Омская область

Кемеровская область

Кировская область

Красноярский край

Санкт-Петербург

Ямало-Ненецкий автономный округ

Краснодарский край

Волгоградская область

Новосибирская область

Иркутская область

Племени XI - XII века. Говорили на монгольском языке (монгольская языковая группа алтайской языковой семьи). Термин "татары" впервые встречается в китайских летописях именно для обозначения северных кочевых соседей. Позже становится самоназванием многочисленных народностей, говорящих на языках тюкской языковой группы алтайской языковой семьи.

2. Татары (самоназвание - татар), этнос, составляющий основное население Татарии (Татарстана) (1765 тыс. человек, 1992). Живут также в Башкирии, Марийской Республике, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Нижегородской, Кировской, Пензенской и др. областях Российской Федерации. Татарами называют также тюркоязычные общности Сибири (сибирские татары), Крыма (крымские татары) и др. Общая численность в Российской Федерации (без крымских татар) 5,52 млн. человек (1992). Общая численнось 6,71 млн. человек. Язык татарский. Верующие татары - мусульмане-сунниты.

Основные сведения

Автоэтноним (самоназвание)

Татар : Татар - самоназвание поволжских татар.

Основная территория расселения

Основной этнической территорией поволжских татар является Республика Татарстан, где по данным переписи населения СССР 1989 г. их проживало 1765 тыс.чел. (53% населения республики). Значительная часть татар проживает за пределами Татарстана: в Башкирии – 1121 тыс.чел., Удмуртии – 111 тыс.чел., Мордовии – 47 тыс.чел., а также в других национально-государственных образованиях и областях РФ. Немало татар проживает в пределах т.н. «ближнего зарубежья»: в Узбекистане – 468 тыс.чел., Казахстане – 328 тыс.чел., на Украине – 87 тыс.чел. и т.д.

Численность

Динамика численности татарского этноса по переписям страны имеет следующий вид: 1897 г. –2228 тыс., (общая численность татар), 1926 г. – 2914 тыс.татар и 102 тыс кряшенов, 1937 г. – 3793 тыс., 1939 – 4314 тыс., 1959 г.- 4968 тыс., 1970 г.- 5931 тыс., 1979 – 6318 тыс.чел. Общая численность татар по переписи 1989 г. составила 6649 тыс.чел., из них в РФ - 5522 тыс.

Этнические и этнографические группы

Выделяется несколько довольно сильно различающихся этнотерриториальных групп татар, они иногда считаются отдельными этносами. Наиболее крупной из них является волго-уральская, которая в свою очередь состоит из татар казанских, касимовских, мишарей и кряшенов). Некоторые исследователи в составе волго-уральских татар особо выделяют астраханских татар, состоящих в свою очередь из таких групп как юртовская, кундровская и др.). Каждая группа имела свои племенные подразделения, например, волго-уральская – меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, ногайбак и др. астраханская – нугай, карагаш, юрт татарлары.
Другими этнотерриториальными группами татар являются сибирские и крымские татары.

Язык

татарский : В татарском языке выделяется три диалекта – западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Самый ранний из известных литературных памятников на татарском языке датируется 13 в., формирование современного татарского национального языка завершилось в начале 20 в.

Писменность

До 1928 г. татарская письменность основывалась на арабской графике, в период 1928-1939 гг. – на латинице, а затем на основе кириллицы.

Религия

Мусульманство

Православие : Верующие татар в основном мусульмане-сунниты, группа кряшен – православные.

Этногенез и этническая история

Этноним «татар» стал распространяться среди монгольских и тюркских племен Центральной Азии и юга Сибири с 6 в. В 13 в. во время завоевательных походов Чингиз-хана, а затем Батыя татары появляются в Восточной Европе и составляют значительную часть населения Золотой Орды. В результате сложных этногенетических процессов, происходящих в 13-14 вв., тюркские и монгольские племена Золотой Орды консолидируются, включая в свой состав как более ранних пришельцев-тюрок, так и местное финно-язычное население. В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами называла себя прежде всего верхушка общества, после вхождения этих ханств в состав России этноним «татары» стал переходить и на простонародье. Окончательно татарский этнос формируется только в начале 20 в. В 1920 г. составе РСФСР была создана Татарская АССР, с 1991 г. она носит название Республика Татарстан.

Хозяйство

В конце 19-начале 20 вв основой традиционного хозяйства волго-уральских татар было пашенное земледелие с трехпольем в лесных и лесостепных районах и залежно-переложной системой в степи. Землю обрабатывали двузубой сохой и тяжелым плугом сабаном, в 19 в. их стали сменять более усовершенствованные сохи. Основными культурами были озимая рожь и яровая пшеница, овес, ячмень, горох, чечевица и др. Животноводство в северных районах проживания татар играло подчиненную роль, здесь оно имело стойлово-пастбищный характер. Выращивали мелкий рогатый скот, кур, коней, мясо которых шло в пищу, кряшены разводили свиней. На юге, в степной зоне животноводство не уступало по значимости земледелию, в некоторых местах имело интенсивный полукочевой характер – лошади и овцы выпасались круглый год. Здесь разводили также домашнюю птицу. Огородничество у татар играло второстепенную роль, основной культурой был картофель. Развито было пчеловодство, а в степной зоне бахчеводство. Охота как промысел имела значение только для приуральских мишарей, рыболовство носило любительский характер и только на реках Урал и Волга – промысловый. Среди ремесел у татар значительную роль играли деревообработка, высоким уровнем мастерства отличалась обработка кожи, шитье золотом, развиты были ткацкое, валяльно-войлочное, кузнечное, ювелирное и другие ремесла.

Традиционная одежда

Традиционная одежда татар шилась из тканей домашнего производства или покупных. Нижней одеждой мужчин и женщин были рубаха туникообразного кроя, мужская длиной почти до колен, а женская почти до пола с широкой сборкой по подолу и украшенным вышивкой нагрудником, и штаны с широким шагом. Женская рубаха была более украшена. Верхняя одежда была распашной со сплошной приталенной спинкой. К ней относился камзол, безрукавный или с коротким рукавом, женский богато украшался, поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат, однотонный или полосатый, он подпоясывался кушаком. В холодное время носили стеганные на вате или меховые бешметы, шубы. В дорогу надевали прямоспинный меховой тулуп с кушаком или чекмень такого же кроя, но суконный. Головным убором мужчин была тюбитейка разных форм, поверх нее в холодную погоду надевали меховую или стеганную шапку, а летом войлочную шляпу. Женские головные уборы отличались большим разнообразием – разнотипные богато украшенные шапочки, покрывала, полотенцеобразные головные уборы. Женщины носили много украшений – серьги, подвески к косам, нагрудные украшения, перевязи, браслеты, при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Традиционными видами обуви были кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Рабочей обувью были лапти татарского образца, которые носили с белыми суконными чулками, а мишари с онучами.

Традиционные поселения и жилища

Традиционные татарские деревни (аулы) располагались вдоль речной сети и транспортных коммуникаций. В лесной зоне планировка их была различной – кучевая, гнездовая, беспорядочная, деревни отличались теснотой застройки, неровностью и запутанностью улиц, наличием многочисленных тупичков. Постройки располагались внутри усадьбы, а улицу образовывала сплошная линия глухих оград. Упорядоченностью застройки отличались поселения лесостепной и степной зон. В центре поселения располагались мечети, лавки, общественные хлебные амбары, пожарные сараи, административные здания, здесь же проживали семьи зажиточных крестьян, духовенство, торговцы.
Усадьбы разделялись на две части – передний двор с жилищем, хранилищами и помещениями для скота и задний, где были огород, гумно с током, овином, мякинником, баня. Постройки усадьбы располагались либо беспорядочно, либо группировались П-, Г-образно, в два ряда и т.д. Строения возводились из дерева с преобладанием срубной техники, но были также постройки из глины, кирпича, камня, самана, плетневой конструкции. Жилище было трехраздельным – изба-сени-изба или двухраздельным – изба-сени, у зажиточных татар пятистенки, крестовики, двух-, трехэтажные дома с кладовыми и лавками на нижнем этаже. Крыши были двух- или четырехскатные, они крылись тесом, дранкой, соломой, камышом, иногда обмазывались глиной. Преобладала внутренняя планировка северно-среднерусского типа. Печь располагалась у входа, вдоль передней стены настилались нары с почетным местом «тур» в середине, по линии печи жилище разделялось перегородкой или занавесью на две части: женскую – кухонную и мужскую – гостевую. Печь была русского типа, иногда с котлом, вмазанным или подвесным. Отдыхали, ели, работали, спали на нарах, в северных районах они были укороченными и дополнялись лавками и столами. Спальные места огораживались занавесью или пологом. В оформлении интерьера большую роль играли вышитые матерчатые изделия. В некоторых районах обилен был наружный декор жилищ – резьбой и полихромной росписью.

Пища

Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища – супы, заправленные кусочками теста, кислый хлеб, лепешки, блины. Пшеничная мука использовалась как заправка для различных блюд. Популярна была лапша домашнего приготовления, ее варили в мясном бульоне с добавлением масла, сала, кислого молока. К лакомым блюдам относился баурсак – шарики из теста, вареные в сале или в масле. Разнообразны были каши из чечевицы, гороха, ячменной крупы, пшена и др. Мясо употреблялось разное – баранина, говядина, птица, у мишарей популярна была конина. Впрок готовили тутырма – колбасу с мясом, кровью и крупами. Из теста с мясной начинкой делали бэлеши. Разнообразны были молочные продукты: катык – особый вид кислого молока, сметана, корт – сыр и др. Овощей ели мало, но с конца 19 в. заметную роль в питании татар стал играть картофель. Напитками были чай, айран – смесь катыка и воды, праздничным напитком был ширбэт – из фруктов и растворенного в воде меда. Ислам обуславливал пищевые запреты на свинину и спиртные напитки.

Социальная организация

До начала 20 в. для общественных отношений некоторых групп татар было характерно родо-племенное деление. В области семейных отношений отмечалось преобладание малой семьи при наличии небольшого процента больших семей, включавших 3-4 поколения родственников. Существовало избегание женщинами мужчин, женское затворничество. Строго соблюдалась изоляция мужской и женской части молодежи, статус мужчины был намного выше статуса женщины. В соответствии с нормами ислама существовал обычай многоженства, более характерный для зажиточной верхушки.

Духовная культура и традиционные верования

Для свадебной обрядности татар было характерно то, что о браке договаривались родители парня и девушки, согласие молодых считалось необязательным. Во время подготовки к свадьбе родственники жениха и невесты обговаривали размер калыма, который выплачивала сторона жениха. Существовал обычай умыкания невесты, который избавлял от выплаты калыма и дорогостоящих свадебных расходов. Основные свадебные обряды в том числе и праздничное застолье проводились в доме невесты без участия молодых. Молодая оставалась у своих родителей до уплаты калыма, и ее переезд в дом мужа иногда затягивался до рождения первого ребенка, он также обставлялся множеством обрядов.
Праздничная культура татар тесно была связана с мусульманской религией. Наиболее значительными из праздников были Корбан гаете – жертвоприношение, Ураза гаете – окончание 30-дневного поста, Мэулид – день рождения пророка Мухаммеда. В то же время многие праздники и обряды имели доисламский характер, например, относящиеся к циклу сельскохозяйственных работ. У казанских татар самым значительным из них был сабантуй (сабан – "плуг", туй – "свадьба", "праздник") отмечаемый весной в предпосевное время. Во время него устраивались состязания по бегу и прыжкам, национальной борьбе керэш и конным скачкам, производилось коллективное угощение кашей. У крещеных татар традиционные праздники были приурочены к христианскому календарю, но также содержали многие архаические элементы.
Существовала вера в различных духов-хозяев: воды – суанасы, леса – шурале, земли – жир анасы, домового ой иясе, хлевного – абзар иясе, представления об оборотнях – убыр. Производились моления в рощах, которые назывались кереметь, считалось, что в них обитает злой дух с таким же названием. Существовали представления и о других злых духах - джинах и пери. За ритуальной помощью обращались к йемчи – так называли знахарей и знахарок.
Широкое развитие в духовной культуре татар получили фольклор, песенное и танцевальное искусство связанное с использованием музыкальных инструментов – курая (типа флейты), кубыза (губной варган), со временем распространение получила гармонь.

Библиография и источники

Библиографии

  • Материальная культура казанских татар (обширная библиография). Казань,1930./Воробьев Н.И.

Общие работы

  • Казанские татары. Казань, 1953./Воробьев Н.И.
  • Татары. Набережные Челны,1993./Исхаков Д.М.
  • Народы Европейской части СССР. Т.II / Народы мира: Этнографические очерки. М., 1964. С.634-681.
  • Народы Поволжья и Приуралья. Историко- этнографические очерки. М.,1985.
  • Татары и Татарстан:Справочник. Казань,1993.
  • Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.,1967.
  • Татары // Народы России: Энциклопедия. М., 1994. С. 320-331.

Отдельные аспекты

  • Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья 19-нач.20 вв. М.,1981./Халиков Н.А.
  • Происхождение татарского народа. Казань, 1978./Халиков А.Х.
  • Татарский народ и его предки. Казань, 1989./Халиков А.Х.
  • Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994./Халиков А.Х.
  • Этнокультурное районирование татар Среднего Поволжья. Казань,1991.
  • Современные обряды татарского народа. Казань, 1984./Уразманова Р.К.
  • Этногенез и основные вехи развития татаро-булгар // Проблемы лингвоэтноистории татарского народа. Казань,1995./Закиев М.З.
  • История Татарской АССР (с древнейших времен до наших дней). Казань,1968.
  • Расселение и численность татар в Поволжско-Приуралской историко-этнографической области в 18-19 вв. // Советская этнография, 1980, № 4./Исхаков Д.М.
  • Татары: этнос и этноним. Казань,1989./Каримуллин А.Г.
  • Кустарные промыслы Казанской губернии. Вып. 1-2, 8-9. Казань, 1901-1905./Косолапов В.Н.
  • Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992./Кузеев Р.Г.
  • Терминология родства и свойства у татар-мишарей в Мордовской АССР // Материалы по татарской диалектологии. 2. Казань, 1962./Мухамедова Р.Г.
  • Поверья и обряды казанских татар, образовавшиеся мимо влияния на жизнь их суннитского магометанства // Зап.Русского Географического общ-ва. Т. 6. 1880./Насыров А.К.
  • Происхождение казанских татар. Казань, 1948.
  • Татарстан: национальные интересы (Политическое эссе). Казань,1995./Тагиров Э.Р.
  • Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии // Тр.Института этнографии АН СССР. Нов.сер. Т.7 .М.-Л., 1949./Трофимова Т.А.
  • Татары: проблемы истории и языка (Сб. статей по проблемам лингвоистории, возрождения и развития татарской нации). Казань, 1995./Закиев М.З.
  • Ислам и национальная идеология татарского народа // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Казань,1994./Амирханов Р.М.
  • Сельское жилище Татарской АСССР. Казань,1957./Бикчентаев А.Г.
  • Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем. Казань, 1957./Воробьев Н.И.,Бусыгин Е.П.
  • История татар. М., 1994./Газиз Г.

Отдельные региональные группы

  • География и культура этнографических групп татар в СССР. М.,1983.
  • Тептяри. Опыт этностатистического изучения // Советская этнография, 1979, № 4./Исхаков Д.М.
  • Татары-мишари. Историко- этнографическое исследование. М., 1972./Мухамедова Р.Г.
  • Чепецкие татары (Краткий исторический очерк) // Новое в этнографических исследованиях татарского народа. Казань, 1978./Мухамедова Р.Г.
  • Татары-кряшены. Историко-этнографическое исследование материальной культуры (сер.19-нач.20 вв.). М., 1977./Мухаметшин Ю.Г.
  • К истории татарского населения Мордовской АССР (о мишарях) // Тр.НИИ ЯЛИЭ. Вып.24 (сер. ист.). Саранск,1963./Сафргалиева М.Г.
  • Башкиры, мещеряки и тептяри // Изв. Русского Географического общ-ва.Т.13, Вып. 2. 1877./Уйфальви К.
  • Касимовские татары. Казань, 1991./Шарифуллина Ф.М.

Публикация источников

  • Источники по истории Татарстана (16-18 вв.) .Кн.1. Казань,1993.
  • Материалы по истории татарского народа. Казань, 1995.
  • Декрет ВЦИК и СНК об образовании Автономной Татарской Советской Социалистической Республики // Собр. узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. № 51. 1920.

Далее читайте:

Каринские татары – этническая группа, проживающая в селе Карино Слободского р-на Кировской обл. и близлежащих населенных пунктах. Верующие – мусульмане. Возможно, имеют общие корни с бесермянами (В. К. Семибратов), проживающими на территории Удмуртии, но, в отличие от них (говорящих по-удмуртски), говорят на диалекте татарского языка.

Ивкинские татары – мифическая этническая группа, упоминалась Д. М. Захаровым на основании данных фольклора.

Все мы знаем, что наша страна – многонациональное государство. Конечно, основная часть населения – русские, но, как известно, татары являются вторым по численности этносом и самым многочисленным народом мусульманской культуры в России. Не стоит забывать и то, что татарский этнос зародился параллельно с русским.

На сегодняшний день татары составляют чуть больше половины населения своей национальной республики – Татарстана. В то же время немалое число татар проживает за пределами РТ — в Башкортостане -1,12 млн., в Удмуртии -110,5 тыс., в Мордовии — 47,3 тыс., в Марий Эл — 43,8 тыс., Чувашии — 35,7 тыс. Кроме того, татары проживают также в областях Поволжья, Урала и Сибири.

Откуда же пошло название этноса — «татары»? Этот вопрос считается весьма актуальным в настоящее время, поскольку существует множество различные интерпретаций данного этнонима. Мы приведем наиболее интересные.

Многие историки и исследователи считают, что название « татары» произошло от названия большого влиятельного рода «Тата», из которого происходили родом многие тюркоязычные военачальники «Золотой Орды».

А вот известный тюрколог Д.Е.Еремев полагает, что происхождение слова «татары» так или иначе связано с древнетюркским словом и народом. «Тат», по информации древнетюркского хрониста Махмуда Кашгари, название древнеиранского рода. Кашгари говорил о том, что «татам» тюрки называли тех, кто говорит на фарси, то есть на иранском языке. Таким образом, получается, что первоначальное значение слова «тат» было, вероятно, «перс», но затем этим словом на Руси стали обозначать все восточные и азиатские народы.

Несмотря на свои разногласия, историки сходятся в одном — этноним «татары», безусловно, древнего происхождения, однако как название современных татар он был принят лишь в ХIХв. Нынешние татары (казанские, западные, сибирские, крымские) не являются прямыми потомками древних татар, пришедших в Европу вместе с войсками Чингисхана. Они сложились в единую нацию, лишь после того, как им дали имя «татары» европейские народы.

Таким образом, выходит, что полная расшифровка этнонима «татары» еще ждет своего исследователя. Кто знает, быть может, именно вы когда-нибудь дадите точно объяснение происхождению сего этнонима. Ну а пока поговорим о культуре татар.

Нельзя пройти мимо того, что татарский этнос имеет древнюю и яркую историю.
Самобытная культура татар, вне всякого сомнения, вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации. Судите сами, следы этой культуры мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей, а национальная татарская культура синтезирует в себе все лучшие достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов. Как же так получилось?

Все дело в том, что татары — один из самых подвижных народов. Безземелье, частые неурожаи на Родине и традиционная тяга к торговле привела к тому, что еще до 1917 года они стали переселяться в различные регионы Российской империи. В годы же советского правления этот миграционный процесс только усилился. Именно поэтому, в настоящее время в России практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили представители татарского этноса.

Татарские диаспоры образовались и во множестве стран всего мира. В дореволюционный период образовались татарские национальные общины в таких странах, как Финляндия, Польша, Румыния, Болгария, Турция, Китай. После распада СССР татары, жившие в бывших союзных республиках, оказались так же за рубежом – в Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Киргизии, Туркмении, Азербайджане, на Украине и в странах Балтии. Позже, в середине XX века образовались татарские национальные диаспоры в США, Японии, Австралии, Швеции.

По мнению большинства историков, непосредственно татарский народ с единым литературным и практически общим разговорным языком сложился в период существования такого тюркского государства как Золотая Орда. Литературным языком в этом государстве был так называемый «идель теркисе», то есть старотатарский, основанный на кыпчакско-булгарском языке и вобравший в себя элементы центральноазиатских литературных языков. Современный же литературный язык возник во второй половине XIX и начале XX веков на основе среднего диалекта.

Развитие письма у татар было так же поэтапным. Археологические находки в Приуралье и Среднем Поволжье свидетельствуют о том, что в древности тюркские предки татар пользовались руническим письмом. С момента же добровольного принятия Ислама волжско-камскими булгарами — татары пользовались арабской письменностью, позже, в 1929 — 1939 годы — латинской графикой, ну а с 1939 года используют традиционную кириллицу с дополнительными знаками.

Современный татарский язык относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской языковой семьи. Он подразделяется на четыре основных диалекта: средний (казанскотатарский), западный (мишарский), восточный (язык сибирских татар) и крымский (язык крымских татар). Не стоит забывать, что чуть ли не в каждом районе, в каждой деревне существует свой особый мини-диалект. Тем не менее, несмотря на диалектальные и территориальные различия, татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой — фольклором, литературой, музыкой, религией, национальным духом, традициями и обрядами. Примечательно, что татарская нация по уровню грамотности еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Хочется верить, что традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения.