Театральный музей им. А. А. Бахрушина с 21 апреля по 28 мая 2017 года представляет в пространстве Каретного сарая Главного здания выставку «Юрий Купер. Театральный роман». Один из самых успешных русских художников, добившихся признания на Западе, на счету которого более 50 персональных выставок в престижных галереях мира, как сценограф сотрудничал со множеством именитых театральных режиссёров. Первая исключительно театральная выставка художника представит эскизы декораций и костюмов, созданные за последние 10 лет для театров России и Белоруссии.

Юрий Купер рисует на металле, стекле, шёлке, делает коллажи, использует принты. Его театральные эскизы также не обходятся без необычных материалов и особой техники, придающей работам художника редкую пронзительность и красоту – Юрий Купер любит состаривать свои творения, словно накидывая на них пелену времени.

Известный искусствовед Михаил Герман сказал о художнике: «Юрий Купер принадлежит к тем редким сейчас мастерам, которые соединяют в своей творческой практике отвагу современного эксперимента с высокой пробы мастерством и с тончайшей пластической культурой». Купер сочетает в себе художника, архитектора, писателя, мыслителя. Одним из его проектов в России стала реконструкция интерьеров Воронежского театра драмы им. Кольцова. В сценографии он ищет новый театральный язык: он не создаёт декорации, а вырабатывает идею особого пространства, формирует эстетический образ спектакля.

С Юрием Купером работали Роберт Альтман из Чикаго и Марсель Марешаль из Парижа, прославленные российские режиссёры Олег Ефремов, Олег Табаков, Александр Алов, Владимир Наумов, Владимир Петров и др. Отдельно следует отметить работу художника с Никитой Михалковым, им вместе удалось придумать собственный театральный мир. Итоги этого сотрудничества – спектакль «Неоконченная пьеса для механического пианино», поставленный в Италии в 1988 году с Марчелло Мастроянни в главной роли, и премьера 2016 года в Государственном Театре киноактёра – спектакль «Метаморфозы» по произведениям А. Чехова и И. Бунина. Материалов итальянского спектакля почти не сохранилось, а «Метаморфозы» можно будет увидеть на выставке.

Юрий Купер также покажет эскизы декораций и костюмов для музыкального театра: оперы «Борис Годунов» в Большом театре в Москве / 2007, реж. Александр Сокуров/, «Отелло» в Перми / 2008, реж. Владимир Петров/, «Кармен» в Ростове / 2008, реж. Юрий Лаптев/, «Евгений Онегин» в Самаре / 2012, реж. Владимир Петров/, «Орестея» /неосуществлённая постановка в Михайловском театре, реж. А. Сокуров/, балет «Щелкунчик» в Большом театре в Минске / 2010, реж. Александра Тихомирова/.

Юрий Купер родился в 1940 году в Москве. Закончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института. В 1967 году стал членом Союза художников СССР. В 1972 году эмигрировал в Израиль, затем жил во Франции и Великобритании. В 2016 году вновь получил российское гражданство. Работы Юрия Купера работы хранятся в Третьяковской галерее, Музее Метрополитен, в коллекциях Министерства культуры Франции, Библиотеки Конгресса США и др., выставляются лучшими галереями мира.

По оценкам юристов Московского союза художников, помещений для работы могут лишиться около 700 художников и скульпторов
  • 30.07.2019 Один из основателей Владимирской школы живописи ушёл из жизни 30 июля 2019 после продолжительной болезни в возрасте 88 лет
  • 30.07.2019 Скоро он сыграет в фильме о Луисе Уэйне - известном в Британии иллюстраторе детских книг, авторе графических персонажей с лицами кошек
  • 18.07.2019 Программа генерации живописи разработана в пекинском исследовательском центре Microsoft Search Technology Center Asia
  • 17.07.2019 Фантазия дизайнеров розовой ветки «забуксовала» в авангарде 1910–30-х годов. Три недели назад объявили, что соседняя станция «Нижегородская» будет в стиле супрематизма, а теперь вот «Стахановская» объявлена конструктивистской
    • 26.07.2019 27 июля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона собрано 155 лотов, от редких предметов первой половины XIX века до работ, созданных нашими современниками
    • 26.07.2019 Продано 55 % лотов. Покупатели - Москва и Санкт-Петербург
    • 23.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, четыре листа оригинальной и три - печатной графики и три работы в смешанной технике
    • 19.07.2019 Продано 50 % - 10 из 20 лотов
    • 18.07.2019 В ближайшую субботу, 20 июля, АртЛитфонд представит на Винзаводе очередной аукцион современного искусства, в каталог которого вошли свыше 200 работ художников 1980-х - 2010-х годов
    • 13.06.2019 Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 04.06.2019 Не разобравшись еще с «миллениалами», профессионалы мирового арт-рынка принялись делить шкуру следующего поколения 7–22-летних - тех, кого коротко называют Gen Z. Зачем? На кону слишком большие деньги, чтобы перестать лезть к молодежи с советами
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 30.07.2019 Совместная выставка Эрмитажа и Лувра открыта в Манеже Малого Эрмитажа до 20 октября 2019
    • 30.07.2019 В корпусе Бенуа до 2 сентября открыта выставка первого зарегистрированного объединения художников русского авангарда - петербургского «Союза молодежи», просуществовавшего с 1910 по 1919 год
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.

    Юрий Купер уехал из России несколько десятилетий назад: умудрился вырваться на двадцать лет раньше, чем большинство, и за десять лет до того, как русские художники бесплатно начали высылать свои работы за границу. Он превосходно вписался в парижскую галерейную жизнь, покорил Лондон и Нью-Йорк. Его работы есть в коллекциях Министерства Культуры Франции и Библиотеки Конгресса. Сейчас кураторы позиционируют его как русско-американского художника, но это скорее заигрывание с отечественным покупателем – ведь с приставкой «американское» всё выглядит и дороже, и моднее. Несмотря на явную любовь к северной столице, картины Купера выставляются в Петербурге всего второй раз – потому в родной Москве он известен куда больше.

    На открытии хор Исаакиевского собора и его директор, Николай Буров, не просто так – картины Купера, выставленные в Эрарте, из хранилища собора, которому они достались в дар от художника. Вопрос, зачем дарить картины Исаакиевскому собору, где нет ни помещения для их экспозиции, ни условий для хранения – остаётся без ответа. Возможно, в курсе присутствующий на открытии некий бизнесмен, который прочёл ужасно скучную речь, но так и не представился.

    И вот, после хора, шампанского и приветственных слов, трое - Купер, Владимир Назанский (руководитель музея) и собственно таинственный бизнесмен - расчленяют красную ленту, а немногочисленная публика, состоящая в основном из коллег по цеху да журналистов, получает возможность увидеть о чём, собственно речь.

    Напротив «горбуновского» пассивно-агрессивного розового – серая мгла работ Купера. Представленные полотна фактически нельзя назвать ни картинами, ни коллажами. Перед зрителями сложное сочетание фотографии, шелкографии и красок, порождающее Питер в его мистическом виде – влажном, дымчатом, потустороннем. Эти photo-based работы представляют Санкт-Петербург в довольно банальном свете, таком, каким его принято считать. Тем не менее, выполнены они тонко и со вкусом, сто оттенков серого растекаются и проникают в горизонтальные композиции, населённые безлюдными домами и каналами.

    «Я помню старые работы [Купера, прим. ред.]– замечательная, тонкая живопись», - говорит Николай Сажин, петербургский художник. Зал с его картинами тоже на третьем этаже, но в другой части музея, с постоянной экспозицией. «Неровная поверхность, залессированная акриловыми красками, получалась [у него] тонкой и богатой. Казалось, будто случайно затекло, но на самом деле очень красиво и продумано. Мне кажется, это возрастное – здесь появилась какая-то вялость, несмотря ни на что. Нельзя бесконечно утончать, утончать, это поворачивается против него самого. Где-то есть граница, где надо уметь остановиться, иначе теряется страсть, авторская энергия».

    О выставке говорит руководитель музея Эрарта , Владимир Назанский: «Я сразу же среагировал на фамилию. Редко, когда есть возможность нью-йоркско-парижско-лондонского художника заполучить безо всякого бюджета. Я пошел в Исаакиевский собор, где в толще стен узкие коридоры, где нужно проходить боком, нашел нишы, в которых устроили хранилище, и, мучаясь клаустрофобией, смотрел на эти серые композиции и думал, что если их хорошо осветить, они будут [выглядеть] намного эффектней».

    В России, к сожалению, работы мастера не представлены в полной мере – их можно увидеть в Третьяковской галерее, ГМИИ им. Пушкина и Московском музее современного искусства, но не более того. Несколько раз картины Купера были представлены в регионах, в Петербурге это вторая экспозиция художника.

    Купер говорит о Санкт-Петербурге с огромной любовью, отмечает отсутствие той «теремковости», которой болеет Москва. Его работы, возможно и делались с расчётом на то, что пойдут в дар – но сохранили особо нежное отношение художника к местам, где и он гулял.

    Художник с мировым именем, входящий в число самых известных современных российских художников на Западе, впервые представляет в Москве выставку, полностью посвященную театру.

    Это будут работы к шести спектаклям, поставленным в России и Белоруссии за последнее десятилетие в сотрудничестве с ведущими режиссёрами - Никитой Михалковым, Александром Сокуровым, Владимиром Петровым и другими.

    Юрий Купер родился в Москве в 1940 году, окончил художественно-графический факультет МГПИ. С 1972 года жил в Израиле, Франции и Великобритании. На его счету свыше 50 выставок в ведущих галереях мира, его работы находятся в собраниях ведущих художественных музеев.

    Театральная выставка Юрия Купера впервые показывает вместе материалы к опере «Борис Годунов», поставленной Александром Сокуровым в Большом театре, постановкам Владимира Петрова «Отелло» в Перми и «Евгений Онегин» в Самаре, спектакле «Метаморфозы» - премьере 2016 года режиссёра Никиты Михалкова.

    В работах, созданных для театра - эскизах костюмов и декораций - узнаваем художественный почерк Юрия Купера. Художник использует различные материалы и техники, принты, коллажи, создавая удивительно красивые, словно состаренные полотна. К сценическому пространству он относится и как архитектор, чётко понимая, что оно актёров оно должно быть так же удобно, как дом или квартира для жильцов, и как художник, осознавая, насколько важна доля визуальной составляющей в общем впечатлении от спектакля.

    Изображение: Юрий Купер. Эскиз для балета Щелкунчик, Минск, Большой театр Беларуси, постановщик А. Тихомирова