Главные герои рассказа:

Иван Васильевич – рассказчик, поделившийся историей о своей самой сильной любви и тем, что явилось причиной её внезапного угасания. Человек, который не равнодушен к прекрасному, желающий видеть в ближнем хорошие черты, но кто не может терпеть насилие над личностью. Ему претит угнетение бедных, несчастных людей. Жалость к изувеченному солдату, пусть и провинившемуся, над которым продолжают бесчеловечно издеваться, несмотря на мольбы, не проявляя никакой милости, вводит героя в состояние отчаяния, даже до того, что он решается напиться с другом до беспамятства. Особенно юношу поражает тот факт, что руководит процессом экзекуции полковник, отец возлюбленной Вареньки. После этого он принимает решение никогда не быть военным, хотя вначале и желал этого.

Варенька – дочь полковника Петра Владиславовича, невеста Ивана Васильевича, объект его большой любви. Очень красивая, грациозная девушка с ласковым взглядом.

Отец Вареньки, полковник Петр Владиславович – поначалу произвел хорошее впечатление на Ивана Васильевича, такое, что тот испытал даже «восторженно-нежное» чувство по отношению к нему.

Однако, очарование развеялось, когда рассказчик увидел полковника руководящим процессом избиения провинившегося беглеца-татарина, которого по приказу Петра Владиславовича каждый находившийся в строю солдат бил палками. Ни жалости, ни сострадания, одна жестокость и злоба – таким оказался на самом деле отец Вареньки.

Начало рассказа: Иван Васильевич выражает свое мнение

В одном доме шла неторопливая беседа, суть которой заключалась в том, что на поведение человека в большинстве случаев влияет внешняя среда. С этим был категорически не согласен Иван Васильевич, и, решив доказать свою правоту, начал рассказывать историю, произошедшую с ним однажды.

Любовь к Вареньке

«Был я сильно влюблен» – так начинает Иван Васильевич грустный рассказ об эпизоде своей жизни. Объектом его воздыхания оказалась Варенька, дочь полковника, Петра Владиславовича, очень красивая девушка – в свои восемнадцать лет грациозная и даже величественная. С её лица не сходила ласковая улыбка, и это еще больше пленило Ивана Васильевича. Сам он характеризует себя как богатого молодого человека, увлекающегося балами и радующегося жизни. И вот однажды, в последний день масленицы, довелось ему попасть на бал к губернаторскому предводителю.

На балу…

В этот день все было замечательно: рассказчик танцевал только с Варенькой. «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро…» – так описывает свое состояние Иван Васильевич. Любовь к дочери полковника все более и более росла в его душе. После обеда хозяйка уговорила Петра Владиславовича пройтись один тур мазурки вместе со своей дочкой, и все были в восторге от этой пары.
Герой был счастлив, и боялся только одного: чтобы что-нибудь не омрачило светлой радости, царившей в душе. К сожалению, очень скоро его опасения оправдались.


«Вся жизнь переменилась от одной ночи…»

Придя домой после бала, Иван Васильевич был настолько возбужден, что никак не мог заснуть. Тогда он еще не знал, что через несколько минут примет решение, которое окажется судьбоносным. И вроде бы ничего особенного – гонимый бессонницей, решил влюбленный юноша пройтись по городу ранним утром. Если бы он знал, во что выльется эта невинная прогулка. Душа юноши была наполнена красивой музыкой, под которую он танцевал на балу, но вдруг послышались совсем другие звуки: жесткие, нехорошие.

Приблизившись, он увидел страшную картину: навстречу шел «оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его».

Это был пойманный дезертир, которого проводили сквозь строй, и каждый солдат был обязан ударить беглеца. Порой человеческая жестокость не знает границ, и это в ярких красках постарался передать автор.



Разочарование в отце Вареньки

Страшное зрелище навсегда запечатлелось в сознании Ивана Васильевича, еще несколько часов назад считавшего полковника довольно-таки милым человеком. Сейчас он был жестоким, немилосердным, страшным. «Будешь мазать, будешь?!» – кричал Петр Владиславович на солдата, который недостаточно сильно ударил дезертира… Никто не прислушался к тихой просьбе бедного страдальца, который еле слышно шептал: «Братцы, помилосердствуйте». И приятные чувства Ивана по отношению к отцу Вареньки вмиг улетучились, оставив место горькому удивлению, разочарованию, даже потрясению. Немудрено, что молодой человек в то утро напился вместе с приятелем.

«Любовь сошла на нет…»

С той поры Иван Васильевич уже не мог относиться к Варе, как прежде. Встречая её, каждый раз он вспоминал полковника на площади. И любовь постепенно растаяла.
«Так вот отчего может измениться судьба человека» – заключил рассказчик. Увы, к величайшему сожалению, бывает и так.

Замысел автора при создании рассказа «После бала»

Бесчеловечное отношение к людям, к сожалению, было нормой в те дни. И это отчетливо понимал Лев Николаевич Толстой, который, хотя и был графом, всей душой сочувствовал страдающему народу.

На протяжении всей повести автор дает читателю повод поразмышлять над вопросом: так что же делает человека жестоким или, наоборот, добрым? Среда, где он обитает? Или все-таки что-то другое? Но может ли быть однозначным ответ на столь сложный вопрос? И каково мнение самого автора?

Позиция Льва Николаевича Толстого: на стороне моральных принципов

На протяжении всей жизни Лев Толстой испытывал мучения от того, что человек живет как безбожник, и это не может не сказываться на поведении, взглядах. Угнетение бедных богатыми, явные пороки знати и тех, кто сумел занять какое-то положение в обществе – все приводило писателя в смятение чувств. Имея потрясающий дар облекать мысли в слова, Лев Николаевич стал автором романов, повестей, рассказов, отражающих суть его переживаний. Он был убежден в том, что в человеке, несмотря на все зло, хранится некоторая «высшая разумность», заложенная Творцом. Но так ли это? Стараясь исполнять христианские заповеди, Лев Толстой не осознавал главного: весь мир лежит во зле, и собственными усилиями порок не победить. Для этого просто необходима сила Божья.

Отзывы о рассказе «После бала»

Прочитав рассказ «После бала» я была немного шокирована произошедшими там событиями. Бедный солдат, которого подвергли такой жестокой экзекуции! Что случилось с ним дальше? Неужели его так и забили до смерти? Почему сердце человека не умеет сострадать, снисходить, жалеть? На некоторые из этих вопросов я нахожу ответ в Библии: «Сердце человека зло во всякое время». К сожалению, Лев Николаевич не смирялся с таким выводом Священного Писания, а искал свои пути решения проблемы, в частности, через самоусовершенствование. Увы, это была неверная позиция».

«Можно немало рассуждать над темой жестокости, зла, угнетения слабого, которая была поднята в рассказе Льва Толстого «После бала». Однако, ясно одно: ни один автор не смог предложить ясного решения проблемы, потому что человек, не возлагающий свою надежду на Создателя, не принимающий Его законов, не сможет измениться только с помощью исполнения морального кодекса или Нагорной проповеди Иисуса Христа. Вот что по этому поводу писал очень известный евангельский проповедник Иван Степанович Проханов, который приезжал в Ясную Поляну с верующими друзьями, чтобы лично встретиться со Львом Николаевичем и побеседовать с ним: «Конечно, мы не могли убедить Толстого изменить свое мнение. Также и он не мог изменить наши убеждения и нашу веру.

После разговора с Толстым я пришел к еще большему убеждению, что спасение мира заключается в простом Евангелии. Не в части Евангелия, не даже в большей части Евангелия, но в более ясной интерпретации всего Евангелия…» Только в этом – настоящая истина!

Лев Толстой – писатель мирового значения. Например, произведения писателя неоднократно ставали поводом для кинематографических экранизаций. Литературным наследием Толстого вдохновлялись итальянские режиссеры братья Паоло и Витторио Тавиани, которые в 1990 году сняли фильм «И свет во тьме светит», а в 2001-м – «Воскресение». Оба фильма – попытка осмыслить образы и сюжеты произведений Толстого через форму кино.

«После бала» – это рассказ, который писатель написал в 1903 году. Однако произведение дошло до читателей только в 1911-м. Толстой вдохновлялся реально произошедшими событиями, поэтому основу рассказа составил случай из жизни брата Льва Николаевича. Брат автора влюбился в дочку одного из военных начальников. Страсть к девушке была сильна, и мужчина намеревался предложить избраннице руку и сердце. Однако не сделал этого, потому что однажды увидел, насколько жестоко отец девушки вел себя в отношении солдата. Поэтому справедливо будет сказать, что Толстой пишет рассказ на пересечении двух плоскостей – философии (а именно этики) и литературы, которая здесь демонстрирует способность отображения нравственных принципов автора. «После бала» заставляет задуматься над общечеловеческими вопросами жизни.

Из истории написания рассказа

Это произведение особенное не только потому, что рассказ опубликовали посмертно – в 1911 году (умер писатель в 1910-м). Также специфика текста – в буквальном реализме. Толстой написал «После бала», так сказать, по горячим следам. В основе сюжета – ситуация из жизни Сергея Толстого (1826–1904) – брата автора. Кстати, Сергея характеризовали как человека остроумного, талантливого, которому легко давались успехи.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в романе Льва Толстого “Война и мир”, который в контексте эпопеи воплощает совокупность черт, ассоциируемых с русским мужиком, простым крестьянином, имеющим собственную философию.

Примечательно, что ситуация, о которой говорится в рассказе, произошла еще в молодые годы Сергея. Тогда же он и поделился с братом своей историей. Варя – очаровательная, милая девушка – привлекла внимание Сергея.

Отец Вари служил военным градоначальником. Толстой серьезно увлекся девушкой, и даже собирался сделать Варю своей невестой. Но планы молодого человека так и не осуществились.

Дело в том, что однажды Сергей увидел, как зверски, с необычайной жестокостью обращается отец Вари с солдатом-беглецом, с провинившимся человеком, значительно ниже по званию.

Градоначальник злобно расправился с солдатом. Этот поступок заставил Сергея передумать вступать в родственные связи с отцом девушки. Посыл рассказа состоит в том, что гуманность – это универсальное измерение человеческой жизни, независимо от статуса и положения.

Льва Толстого поразила история Сергея, однако облечь услышанное в литературную форму писатель сумел много лет спустя, по сути – за год до смерти брата. Кроме того, под вопросом стояло и название рассказа. Толстой выбирал между несколькими вариантами, думая назвать произведение «Отцом и дочерью», «Рассказом о бале и сквозь строй», или «А вы говорите…». В итоге, писатель остановился на варианте «После бала».

В названии рассказа заключен глубокий смысл. Жизнь – неоднозначна и противоречива. С одной стороны, люди живут во дворцах, танцуют в роскошных залах, одеваются в великолепные и богатые наряды. Здесь правит бал лицемерие, манеры превращаются в вульгарность, а люди теряют человечность. С другой стороны, есть изнанка жизни – внешнее величие и роскошь скрывают неоправданно жестокие поступки и зверское обхождение с нижестоящими людьми, окаменелость человеческого сердца и отсутствие сострадания и сочувствия. Писатель желает показать, что не все люди способны принять факт такой амбивалентности жизни.

Проблематика рассказа Льва Толстого

«После бала» наполнен философским смыслом. Толстой вывел на первый план этические проблемы, ситуацию, царящую в нравственной плоскости. В произведении писатель задается вопросами о чести, нравственности, достоинстве, порядочности и справедливости. Причем, эта проблематика характерна не только для общества имперской России, но и в целом для мира.

Нравственно неоднозначный образ полковника

В центре – нравственный конфликт, который раскрывается через обращение к амбивалентности фигуры полковника. Внешность героя, безусловно, прекрасна. Полковник изображен статным, привлекательным человеком, зрелым, однако, в то же время, удивительно моложавым.

У полковника приятная наружность и строгая выправка военного служащего. Аристократичные черты и безукоризненные манеры дополнены голосом, который хочется слушать, и красиво поставленной речью. Толстой представляет полковника во время бала: манера героя держать себя завораживает, кажется, что этот человек способен добиться расположения любого гостя.

После бала, после ночи наступает утро. Поутру полковник демонстрирует совсем другую сторону своей личности. Во время исполнения служебных обязанностей герой показывает жестокость и грозность характера. Наказывая беглеца-солдата, полковник не ведает пощады. Трансформация, двойственность натуры полковника поразила юношу, собиравшегося обручиться с дочерью этого грозного человека. Юноша наблюдает казнь беглеца: это приводит к бесповоротным изменениям мировоззрения молодого героя. В глазах молодого человека зло, живущее внутри полковника, соприкоснется и с ним, если он жениться на Варе. Хоть девушка и мила, и не выказывает признаков столь же жестокого характера, все равно личное счастье и зло оказываются несоразмерными для юноши. Эти вещи не могут существовать рядом.

За описанной Толстым ситуацией скрывается философский смысл: общество демонстрирует внешнее благодушие, которое, однако, сопровождается неприятной «подкладкой» из фальши, лицемерия, потери человеческих качеств, неспособности сострадать и сочувствовать. Автор не стоит на наивной позиции: Лев Николаевич делает вывод, что эти негласные правила, царящие в обществе, эту ситуацию невозможно изменить. Но даже если трансформации невозможны, то обязанность человека (как сознательной личности) – сделать нравственный выбор между добром и злом.

Композиционные и стилистические особенности рассказа

Специфика композиции «После бала» – наличие антитезы, то есть противопоставления бала и последующей утренней казни солдата. Жанровая принадлежность произведения Толстого была нами определена выше – это рассказ. Направление, в котором написан текст, характеризуется как реализм. На самом деле, в литературе не так уж много произведений, повествование которых разворачивается в течение всего лишь одного дня. Среди тех текстов, что приходят на ум первыми, – «Улисс» Джеймса Джойса и «Идеальный муж» Оскара Уайльда.

«После бала» также описывает события, происходящие накануне казни солдата – во время танцевального вечера, и то, что произошло утром. Литературные критики говорят, что Толстой словно поместил «рассказ в рассказ», включил историю, которую читатель узнает как бы из уст юноши, и общее описание бала. Поэтому композиция рассказа включает, соответственно, экспозицию (представленную в форме диалога-подводки к основным событиям произведения), завязку (бал), кульминацию (казнь беглеца), а также развязку (в виде философского, этического вывода, сделанного молодым человеком). «Рассказ в рассказе» позволил Толстому описать сразу два исторических периода: молодость персонажа, прототипом которого выступил Сергей (1840-е годы), и конец XIX века.

Дорогие любители классики! Предлагаем ознакомиться с по главам.

Антитеза – центральный художественный прием Толстого здесь – представлена в двух вариациях. Первый случай подобного контраста читатель видит, когда сталкивается с описанием обстоятельств – бала вечером и казни утром. Второй же – в личности самого полковника, проявляющего тотально разные черты на балу и во время исполнения служебных обязанностей.

“После бала” – краткое содержание рассказа Л.Н. Толстого

4.3 (85.45%) 11 votes

Замысел рассказа впервые упомянут в дневнике Толстого 9 июня 1903 года: «Рассказ о бале и сквозь строй». Первоначальные названия рассказа были «Дочь и отец», «А вы говорите». А 9 августа 1903 года Толстой отметил в дневнике: «Написал в один день „Дочь и отец”. Недурно».

В статье «Николай Палкин», написанной в 1886 году - за семнадцать лет до рассказа «После бала», Толстой, воспроизводя сцену экзекуции, которую ему довелось наблюдать, вспоминал: «...я знал одного такого, который накануне с красавицей дочерыо танцевал мазурку па бале и уезжал раньше, чтобы назавтра рано утром распорядиться прогонянием на смерть сквозь строй бежавшего солдата-татарииа, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью». Как видим, тема возникла у писателя задолго до её воплощения, хотя в статье основной сюжет и оценки уже расставлены.

Впервые рассказ был напечатан в сборнике «Посмертные художественные произведения Льва Николаевича Толстого» в 1911 году.

Вопросы и задания

  1. Какие конфликты происходят в рассказе? В связи с чем и между кем возникают эти конфликта?
  2. Какова причина событий, изображённых в рассказе? Назовите нужные слова пл данных: власть, карьерные устремления, равнодушие, беззаконие, жестокость, произвол, государство, строй. Обоснуйте свой выбор и постарайтесь подтвердить ответ примерами из текста.
  3. Мог ли полковник Б. поступить иначе? Аргументируйте свою позицию.
  4. Как повёл себя после бала Иван Васильевич? Почему?
  5. Иван Васильевич не вмешался в происходящее па плацу. Его протест пассивен. Но тем не менее эпизод наказания татарина отразился в его судьбе. Как?
  6. Кто главный герой рассказа и почему?
  7. Какой основной художественный приём использован в рассказе «После бала»? Обоснуйте свой ответ.
  8. Ещё раз перечитайте эпизод «Бал». Назовите ключевые слова, передающие атмосферу происходящего.
  9. Как раскрывается образ полковника в рассказе? Найдите его описание на балу и в сцене наказания. Сравните портреты.
  10. Перечитайте эпизод «Наказание татарина» от слов: «Я стал смотреть туда же...» до слов: «О Господи, - проговорил подле меня кузнец». Назовите детали, которые передают жестокость происходящего.
  11. Какова художественная роль музыкальных мотивов в рассказе?
  12. Какие чувства вызвал у вас рассказ «После бала»? Почему он так называется?
  13. Чем актуален для нас рассказ Л.Н. Толстого?
  14. Каковы жизненные источники рассказа «После бала»? Какие события воссозданы в рассказе? Что ещё знаете вы об этом времени?

Живое слово

Прочитайте высказывания Л.Н. Толстого. Составьте тезисный план сообщения по теме «Л.Н. Толстой о русском языке».

«Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие п точные понятия».

«Один из замечательнейших признаков гибкости русского языка заметен в изменении повторяемого стиха в песнях, например: ни одной песни нет, особенно весёлой, в которой этот refrain не изменялся бы иногда 3-4 манерами».

«Пробный камень ясного понимания предмета состоит в том, чтобы быть в состоянии передать его па родном языке необразованному человеку».

«Чем более понятно произведение искусства, тем оно выше. искусство тем более общедоступно, чем оно проще, кратче и потому яснее передаёт чувство. Точно так же как в области логической мысли, передача её тем драгоценнее, чем она проще, короче и яснее. Точно так же в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде».

Темы для рефератов, сообщений. творческих работ

  1. Семья на страницах повести «Отрочество».
  2. Волнует ли меня сегодня то, что волновало героев повести «Отрочество»?
  3. История в рассказе «После бала».
  4. Обстоятельства и жизненный выбор в рассказе «После бала».
  5. Идейно-художественное своеобразие рассказа «После бала».

Самостоятельная работа

Проведите сопоставительный анализ повести И.С. Тургенева «Ася» и рассказа Л.Н. Толстого «После бала».

  1. Воспроизведите портрет Вареньки и сравните его с портретом Аси. В чём различия и есть ли сходство?
  2. Сопоставьте образы рассказчиков в повести «Ася» и в рассказе «После бала».
  3. Почему не состоялась любовь Ивана Васильевича к Вареньке и любовь господина Н.Н. к Асе?

Живое слово

Прочитайте высказывания Л.Н. Толстого о разных гранях личности человека. Какие из его мыслей вам наиболее близки? Почему? Подготовьте развернутый ответ.

«Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьёзного читателя самого думать».

«Часто слышишь, что молодёжь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам всё обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное? Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества». «Разумное и нравственное всегда совпадают». «Человек немыслим вне общества».

«Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой. Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба».

«Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя».

«Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти своё человеческое достоинство».

«В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний».

«Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе».

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

«На то человек и родился, чтобы жить своим умом».

«Что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира».

«Простота есть главное условие красоты моральной. Сильные люди всегда просты».

«Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой».

«Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься».

«Любить - значит жить жизнью того, кого любишь».

«Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас».

  1. Зверев А., Туниманов В. Лев Толстой (ЖЗЛ). М., 2007.
  2. Капитонова Л.А. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве. М., 2006.
  3. Л.Н. Толстой: энциклопедия / сост. Н.И. Бурнашёва. М., 2009.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Русский 10 Занятие 19 8 марта Имя. Задание 1: Л.Н. Толстой После бала История создания В основе рассказа лежат события, произошедшие со старшим братом Льва Толстого Николаем. В ту пору Лев Николаевич, будучи студентом, жил в Казани вместе с братьями. Николай Николаевич был влюблён в Варвару Андреевну Корейш - дочь военного начальника Андрея Петровича Корейша и бывал у них в доме. Но после увиденного им избиения беглого солдата под руководством отца девушки, чувства влюблённого быстро охладели, и он отказался от намерения жениться. Эта история прочно осела в памяти Толстого и много лет спустя он описал её в своём произведении. Прежде чем рассказ получил своё окончательное название, он назывался «Дочь и отец», потом «А вы говорите». Толстой написал рассказ для готовившегося Шолом-Алейхемом сборника произведений в пользу евреев, пострадавших во время кишинёвского погрома. Упоминаемый в рассказе «девический институт» это Казанский Родионовский институт благородных девиц, располагавшийся тогда на окраине города. Место, где «гоняли татарина за побег», теперь является улицей Льва Толстого. Содержание В рассказе Толстой рисует две контрастные картины. Первая яркая и праздничная, она описывает бал у губернского предводителя, где герой рассказа влюблён в Вареньку и восхищён её отцом-полковником («губернский предводитель, добродушный старичок, богач-хлебосол»). Заботясь о любимой дочери, отец экономит на себе, вместо модной обуви заказывает сапоги у батальонного сапожника. Мазурка отца и дочери вызывает всеобщие аплодисменты, замечательно его бережное отношение к ней. Праздничную атмосферу усиливает то обстоятельство, что бал происходит в последний день масленицы.

2 Н о к о н т р а с т о м с э т о й праздничностью и роскошью предстаёт перед героем рассказа Иваном Васильевичем событие, происходящее наутро отвратительная по своей жестокости кровавая расправа, осуществляемая отцом Вареньки над с о в е р ш и в ш и м п о б е г с о л д а т о м - татарином. Более того, полковник с «румяным лицом и белыми усами и бакенбардами» бьёт «малорослого, слабосильного солдата», считая, что тот недостаточно сильно ударил татарина палкой по спине, представляющей собой уже что-то «пестрое, мокрое, красное, неестественное». Перевоплощение нежно любящего отца и добродушного полковника в жестокого и безжалостного мучителя настолько потрясло Ивана Васильевича, что чувства его к Вареньке быстро остыли, «любовь с этого дня пошла на убыль». В образе сошедшей на нет любви писатель передаёт расставание с формальной верой, пережитое и им самим. Масштаб повествованию придаёт то, что расправа осуществляется в Прощёное воскресенье, что делает христианское прощение бессмысленной декларацией. Писатель подчёркивает немилосердность и нехристианский характер социума тем, что шпицрутенами наказывается не просто солдат, а мусульманин; так «христианская» проповедь инаковерующим преподаётся в форме насилия, а не Христовой любви. Задание 2: Биография Л.Н. Толстого Родился русский писатель и философ Л.Н.Толстой в Ясной Поляне, Тульской губернии, четвертым ребенком в богатой аристократической семье 9 сентября 1828 г. Родителей Толстой потерял рано, дальнейшим его воспитанием занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, но т.к. занятия не вызывали у него никакого интереса, в 1847г. подал заявление об увольнении из университета. В 23-летнем возрасте Толстой, вместе со старшим

3 братом Николаем, уехал на Кавказ, где принимал участие в боевых действиях. Эти годы жизни писателя отразились в автобиографической повести "Казаки"(), в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (, опубликована в 1912). На Кавказе Толстой начал писать и трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность». Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания войны уехал в Санкт- Петербург и сразу вошел в кружок "Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), опубликовал «Севастопольские рассказы», в которых ярко отразился его выдающийся писательский талант. В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе, которым в последствии был разочарован.. Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, уехал в Ясную Поляну, где занимался просветительской работой, открыл школу, создал собственную систему педагогики. Это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он даже отправился за границу, для того чтобы ознакомиться со школами Европы. В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам, однако уже к осени 1863 был захвачен новым литературным замыслом, в результате исполнения которого на свет появилось фундаментальное произведение «Война и мир». В гг. создал роман «Анна Каренина». В эти же годы полностью сформировалось мировоззрение писателя, известное под названием «толстовство», суть которого просматривается в произведениях: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Крейцерова соната». Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя, к которому они относились, как к духовному наставнику. В 1899 г. вышел в свет роман «Воскресение».

4 Последними произведениями писателя стали рассказы «Отец Сергий», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп». Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и был вынужден сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово Рязано- Уральской железной дороги. Здесь, в доме начальника станции он и провел последние семь дней своей жизни. 7(20) ноября Лев Николаевич Толстой умер. Домашнее задание: 1) Прочитайте повесть Смерть Ивана Ильича (или Крейцерова соната) 2) Выучите наизусть стихотворение А. Блока О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Перед мной сияло на столе. Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо. Летели дни, крутясь проклятым роем... Вино и страсть терзали жизнь мою... И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою... Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют твоей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла...

5 Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла... Уж не мечтать о нежности, о славе, Все миновалось, молодость прошла! Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.


Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации Кафедра русского языка Жизнь и творческий путь Л.Н. Толстого Составитель: доц. Нестерова Е.Н. Дизайн: Головинский В.В. «Толстой это целый мир.

Л.Н.Толстой 1829 1910 Рассказ «После бала» (1903). Контраст как основа композиции рассказа Л.Н.Толстой Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Но рассказ После бала выходит далеко

К 190-летию со дня рождения Л. Н. Толстого. «Великий русский писатель» В читальном зале Национальной библиотеки РА открылась выставка, посвященная 190-летию со дня рождения Л. Н. Толстого. На экспозиции

Русский 8 Занятие 9 20 ноября Имя.. План урока: 1) Тест 2) Работа с домашним чтением 2) Песня к концерту Задание 1: Напишем тест 1. В каком слове пропущена буква А? 1) прик...сновение 2) заг...реть 3)

В.В. ВЛАДИМИРОВ КАК РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ ВОЕВАЛА и почему распалась Российская империя МОСКВА 2016 Император Николай II 2 Николай II почти четверть века правил Российской империей. Это было очень

Творчество Льва Николаевича Толстого Выполнили: Ануфриев А.11Б Туркенич А. 11Б Учитель: Немеш Н.А. Лев Никола евич Толсто й (28 августа (9 сентября) 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния 7 ноября 1910,

Л. Н. Толстой 1828 1910 «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и вечно бороться и лишаться, а спокойствие душевная подлость». Л. Н. Толстой И. Е. Репин Портрет

Урок литературы в 8 классе по теме «Истинное и ложное лицо полковника (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала») Учитель: Дмитриенко В.Н. Цели урока: 1. Образовательные: рассмотрение сюжета и композиции

АННА КАРЕНИНА й ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ русский писатель, публицист, философ Пошти вся его жизнь связана С Ясной Поляной. Здесь он родился 28 августа 1828, прожил более 50 лет, здесь тоже похоронен. Толстой

«ЖИЗНЬ - ЭПОПЕЯ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО основные этапы жизни и творчества писателя» Петрова В.С., Ростовцева В.А., Чехутина Д.А., Баландина Е.В., Зуб М.А. ГБОУ СПО Краснодарский краевой базовый медицинский

Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 5 УДК 372.881.116.11.046.14 ББК 74.268.1Рус Т12 Серия основана в 2004 году Р е ц е н з е н т ы: кандидат филологических

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870-1953) «Позабыв про горе и страданья, Верю я, что кроме суеты, На земле есть мир очарованья, Чудный мир любви и красоты.» Первые годы жизни. Семья. Родился 22 октября 1870 год.

Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Автор: Шипицина Вероника Николаевна, учитель русского языка и литературы Жизнь и творчество Л.Н. Толстого 1828-1910 г.г. Лев Николаевич Толстой

9 сентября 190 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого 28.08 (09.09) 1828-7(10).11.1910 Лев Николаевич Толстой один из самых известных писателей и философов в мире, участник

К 90-летию со дня рождения Виктора Петровича Астафьева (01.05.1924 29.11.2001) Астафьев Виктор Петрович, советский и российский писатель, родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края. Отца

Я уже обошёл весь город. Видно? Вам видно? (Вы хорошо видите, что на доске? Вы можете видеть?) Она хотела переехать в Зеленогорск, но потом передумала. Я не знаю, куда пойти. Мы были в церкви в Зеленогорске.

НАД СТРАНИЦАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВИКТОРА ПЕТРОВИЧА АСТАФЬЕВА СТРАНИЦЫ ИЗ ЖИЗНИ ВИКТОРА АСТАФЬЕВА Виктор Петрович Астафьев один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно

«Всю жизнь он помнил это поле боя» - 100 лет со дня рождения российского поэта, писателя Константина Михайловича Симонова (1915-1979 г.г.) Ненужные воспоминания Придут, когда их не зовут, Как лишние переиздания

Виртуальная книжная выставка библиотеки БПОУ УР «Глааовский технический колледж» Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» (1792) Повесть стала образцом русской сентиментальной литературы. В противовес классицизму

Методические указания по общепрофессиональным и специальным дисциплинам С П б 2 0 0 7 Печатается по решению Методической комиссии факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 г. о. Тольятти Урок литературы «Метаморфозы рассказа Л.Н. Толстого «После бала»» /открытый урок/ Учитель: Пачианиди

Лев Николаевич Толстой «Война и мир» Граф Толстой обладает истинным талантом нужно иметь много вкуса, чтобы оценить красоту произведений графа Толстого; но зато человек, умеющий понимать истинную красоту,

Сочинение в чём видят смысл жизни любимые герои толстого Поиски смысла жизни главными героями романа Война и мир. Мой любимый герой в романе Война и мир * Впервые Толстой знакомит нас Андреем Читать сочинение

Интегрированный урок по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» Учителя русского языка и литературы МОУ Лицей г. Истра Смирновой Л.Ф. Апрель, 2014 г. Тема урока: замысел. Контраст как приём, позволяющий раскрыть

Астафьев Виктор Петрович (1924-2001) Родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края. В 1941 г. Астафьев поступил в школу фабричнозаводского обучения, а в 1942 г. ушёл на войну; там получил два

(1828-1910) 9 сентября 1828 года родился Лев Николаевич Толстой выдающийся литератор, просветитель, философ, религиозный мыслитель и публицист, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы

Биография Толстой Лев Николаевич Граф, один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя. Автор 7 романов,

Выполнила: Голубева К. Учитель: Немеш Н.А. И.С. Тургенев (1818 1883) Биография И.С. Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 г. в Орле. Его детские годы прошли в фамильном «дворянском гнезде» - имении

L l Владимир ЛАКШИН ÒÎËÑÒÎÉ è ÅÕÎÂ e Том второй q Москва ОАО «МОСКОВСКИЕ УЧЕБНИКИ» 2010 z ЧЕТЫРЕ ЭТЮДА О ЛЬВЕ ТОЛСТОМ «К ДУХОВНОМУ СОЛНЦУ» (Дневник Льва Толстого) 1 Есть в огромном литературном наследии

Л.Н.Толстой в Казани Можаровская Нина Валерьевна учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 15 с углубленным изучением отдельных предметов ЗМР РТ» ЛЕВ ТОЛСТОЙ В КАЗАНИ Как известный писатель оказался

Сочинение на тему жизнь маленького человека чехов О значении творчества Антона Павловича Чехова сказал Максим долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещенным грустной улыбкой пропасти мещанства,

Урок по теме: Тургенев Иван Сергеевич (28 октября 1818-22 августа 1883) биография Урок подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 241 Ларченко Светлана Валерьевна Тургенев Иван Сергеевич

Обзор книг-юбиляров о войне С каждым годом отдаляется Великая Отечественная. Уходят участники войны, унося свои скупые рассказы. Современная молодежь видит войну в биографических сериалах, зарубежных фильмах,

Библиотечно-информационный центр ГБПОУ Колледжа связи 54 им. П.М.Вострухина Выставка в читальном зале БИЦ ОП 3 «Лишь слову жизнь дана» Разработала: библиотекарь Майорова Н.П. Родился Иван Бунин в небогатой

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! к 133-летию со дня рождения АА Блока О, я хочу безумно жить: Всё сущее увековечить, Безличное вочеловечить, Несбывшееся воплотить! А Блок А Блок творчество его принадлежит

Сочинение размышление мое понимание человеческого счастья Сочинения Сочинения Толстой Война и мир сочинения по произведению. Л. Н. Толстого, Наташа Ростова покорила мое сердце, вошла в мою жизнь Истинный

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «СОЛНЕЧНАЯ» 141542 Московская область,

Сочинение тему основные темы поэзии серебряного века Темы поэзии Серебряного века. Образ современного города в поэзии В. Брюсова. Город в творчестве Блока. Городская тема в творчестве В.В. Контекстуальный

Содержание Предисловие.............................. 4 Толстой Лев Николаевич................ 5 О романе «Анна Каренина».............. 8 Анна Каренина......................... 12 Комментарий............................

Технологическая карта урока литературы Класс: 5 Предмет: литература Тема урока: Тема родины в поэзии Н.М. Рубцова Цель: формирование у школьников представления об образе родины в лирике Н.М. Рубцова;установление

Урок 1 СКЛОНЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ЗАДАНИЕ 1. а) Напишите вопросы к выделенным словам. Образец: Анна рассказывала об этом старом московском парке. О каком парке рассказывала

12+ 6+ 12+ 12+ 12+ Это почти закон: прежде чем узнать о Гаврике и Пете Бачее, о «сыне полка» Ване Солнцеве и многих других героях катаевской прозы, все маленькие жители нашей страны обязательно должны

Задание олимпиады «Линия знаний: Литература» Инструкция по выполнению задания: I. Внимательно прочтите инструкцию к разделу II. Внимательно прочтите вопрос III. Вариант правильного ответа (только цифры)

Фет Афанасий Афанасьевич «1820-1892» известный русский поэт с немецкими корнями, переводчик, лирик, автор мемуаров. Член-корреспондент Академии наук Петербурга. Выполнила: Жукова Алена 3 «Б» класс Ранние

Жизнь и творчество С.А Есенина Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, дайте Родину мою!» Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии.

МОУ Юровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Урок литературы в 6 «А» классе Тема: «М.М. Пришвин «Кладовая солнца. Настя и Митраша.» Учитель русского

МБУ «Пестречинская ЦБС» Методико - библиографический отдел Несравненный художник жизни Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого к 190-летию со дня рождения Льва Николаевича Толстого (1828-1910) МБУ

«Утверждено» Решением Методического объединения 31.08.2011 Этап обучения Предмет Название 9 параллель литература литература Поурочно-тематический план: Период урока Тема урока Контроль Домашнее задание

315 лет Санкт-Петербургу «Литературные прогулки по Петербургу» Литературная карта Петербурга Давно стихами говорит Нева. Страницей Гоголя ложится Невский. Весь Летний сад - Онегина глава. О Блоке вспоминают

Писатели-фронтовики: война как вдохновение... Момент истины (В августе сорок четвертого) «Момент истины» самый знаменитый в истории отечественной литературы роман о работе контрразведки во время Великой

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ФЕОДОСИЙСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» Литературная игра «Фантазёры» (по творчеству Н. Н. Носова) Провела: Педагог-библиотекарь

Отечественная война 1812 года на страницах художественных произведений «Двенадцатый год это народная эпопея, память о которой перейдёт в века и не умрёт, покуда будет жить русский народ» М.Е. Салтыков-Щедрин

Сочинение по рассказу кавказский пленник друзья и враги главного героя Что воспевает Тургенев в образе Герасима?, Друзья и враги Герасима, В чём Л.Н.Толстого в рассказе Кавказский пленник, Р.Р Домашнее

Бакунина Екатерина Михайловна 1810 1894 гг. Родилась Екатерина Михайловна в 1810 году в семье дворянина Михаила Михайловича Бакунина (1764 1847), бывшего губернатором Санкт-Петербурга и сенатора. Е. М.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский 1852-1906 Инженер-путеец, путешественник, писатель Гарин Михайловский был выдающимся писателем, человеком благородным, талантливым педагогом. Он прожил яркую и интересную

Сочинение над чем заставил задуматься роман обломов А последние страницы романа заставили задуматься: Захар оказался Уж очень меня раздражал этот лентяй Обломов. Сочинения я писала. сочинение по литре-

Tereza Mráková 392233 Обломов Иван Александрович Гончаров жизнь Иван Александрович Гончаров родился 6 июня 1812 года в Симбирске, в семье дворян. Когда Гончарову было семь лет, умер его отец. В последующей

УДК 821.161.1-31 ББК 84(2Рос=Рус)1-44 Т53 Оформление серии А. Старикова В оформлении обложки книги использована репродукция картины «Инок» (1897 г.) художника К.А. Савицкого Т53 Толстой, Лев Николаевич.

К 185-летию со дня рождения Григория Петровича Данилевского (26.04.1829 18.12.1890) Григорий Петрович Данилевский, русский и украинский писатель и публицист, автор романов из истории России и Украины

Николай Иванович Кочкуров- Артем Веселый (1899-1938) Советский поэт и писатель Моя дорога - все дороги! Мой путь - все пути! Мое жилище - весь мир! Артем Веселый Кочкуровы Иван Николаевич и Федора Кирсановна,

Тема занятия: «Образ родного края». Цели и задачи: Познавательные: Сформировать представления детей о своей малой родине, расширить знания по истории, культуре родного края, способствовать воспитанию чувства

ТУЛА ГОРОД МАСТЕРОВ Лариса Сергеевна Кузнецова, учитель русского языка и литературы фото автора Самым драгоценным местом Тульской земли считается Ясная Поляна. Именно туда в первый день путешествия лежал

Анализ стихотворения сергея есенина какая ночь я не могу >>> Анализ стихотворения сергея есенина какая ночь я не могу Анализ стихотворения сергея есенина какая ночь я не могу Однако очень скоро осознал,

Элементарный уровень ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УРОВЕНЬ Лексико-грамматический тест 1. Вы умеете читать...? А) русский язык Б) по-русски В) русский 2.... ты был? А) откуда Б) куда В) где 3. Я часто смотрю передачи...

«О своей войне рассказать могу только я сам» Иду туда в изломанную рощу, Рубеж исходный для атак, Где быть убитым было проще, Чем как-то раздобыть табак. (В. Кондратьев) 30 октября 2015 года исполняется

Мой электронный читательский дневник Сарычев Дмитрий, ученик 4 класса МБОУ СОШ 8 г. Поронайск Мой электронный читательский дневник: используется при чтении фиксирует прочитанное Цель читательского дневника:

11 ноября 2016 г. исполняется 195-лет со дня рождения великого русского писателя, мыслителя, философа и публициста Федора Михайловича Достоевского. Творчество Ф. М. Достоевского оказало и оказывает огромное

МБОУ Лучановская СОШ имени В.В.Михетко Томского района «не бывает совсем не пострадавших от войны». Исследование по произведению Леонида Андреевича Гартунга «Нельзя забывать» Выполнил: Рудов Иван, 10 класс.

— Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу. Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами, о том, что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди. Никто, собственно, не говорил, что нельзя самому понять, что хорошо, что дурно, но у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво. Так он сделал и теперь. — Я про себя скажу. Вся моя жизнь сложилась так, а не иначе, не от среды, а совсем от другого. — От чего же? — спросили мы. — Да это длинная история. Чтобы понять, надо много рассказывать. — Вот вы и расскажите. Иван Васильевич задумался, покачал головой. — Да, — сказал он. — Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра. — Да что же было? — А было то, что был я сильно влюблен. Влюблялся я много раз, но это была самая моя сильная любовь. Дело прошлое; у нее уже дочери замужем. Это была Б..., да, Варенька Б..., — Иван Васильевич назвал фамилию. — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа. — Каково Иван Васильевич расписывает. — Да как ни расписывай, расписать нельзя так, чтобы вы поняли, какая она была. Но не в том дело: то, что я хочу рассказать, было в сороковых годах. Был я в то время студентом в провинциальном университете. Не знаю, хорошо ли это или дурно, но не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились. Был я очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями (коньки еще не были в моде), кутил с товарищами (в то время мы ничего, кроме шампанского, не пили; не было денег — ничего не пили, но не пили, как теперь, водку). Главное же мое удовольствие составляли вечера и балы. Танцевал я хорошо и был не безобразен. — Ну, нечего скромничать, — перебила его одна из собеседниц. — Мы ведь знаем ваш еще дагерротипный портрет. Не то что не безобразен, а вы были красавец. — Красавец так красавец, да не в том дело. А дело в том, что во время этой моей самой сильной любви к ней был я в последний день масленицы на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны, Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, всё с Варенькой. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов — я до сих пор не могу простить это ему — пригласил ее, только что она вошла, а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Так что мазурку я танцевал не с ней, а с одной немочкой, за которой я немножко ухаживал прежде. Но, боюсь, в этот вечер был очень неучтив с ней, не смотрел на нее, а видел только высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться. По закону, так сказать, мазурку я танцевал не с нею, но в действительности танцевал я почти все время с ней. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: «Encore». И я вальсировал еще и еще и не чувствовал своего тела. — Ну, как же не чувствовали, я думаю, очень чувствовали, когда обнимали ее за талию, не только свое, но и ее тело, — сказал один из гостей. Иван Васильевич вдруг покраснел и сердито закричал почти: — Да, вот это вы, нынешняя молодежь. Вы, кроме тела, ничего не видите. В наше время было не так. Чем сильнее я был влюблен, тем бестелеснее становилась для меня она. Вы теперь видите ноги, щиколки и еще что-то, вы раздеваете женщин, в которых влюблены, для меня же, как говорил Alphonse Karr, хороший был писатель, — на предмете моей любви были всегда бронзовые одежды. Мы не то что раздевали, а старались прикрыть наготу, как добрый сын Ноя. Ну, да вы не поймете... — Не слушайте его. Дальше что? — сказал один из нас. — Да. Так вот танцевал я больше с нею и не видал, как прошло время. Музыканты уж с каким-то отчаянием усталости, знаете, как бывает в конце бала, подхватывали все тот же мотив мазурки, из гостиных поднялись уже от карточных столов папаши и мамаши, ожидая ужина, лакеи чаще забегали, пронося что-то. Был третий час. Надо было пользоваться последними минутами. Я еще раз выбрал ее, и мы в сотый раз прошли вдоль залы. — Так после ужина кадриль моя? — сказал я ей, отводя ее к месту. — Разумеется, если меня не увезут, — сказала она, улыбаясь. — Я не дам, — сказал я. — Дайте же веер, — сказала она. — Жалко отдавать, — сказал я, подавая ей белый дешевенький веер. — Так вот вам, чтоб вы не жалели, — сказала она, оторвала перышко от веера и дала мне. Я взял перышко и только взглядом мог выразить весь свой восторг и благодарность. Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро. Я спрятал перышко в перчатку и стоял, не в силах отойти от нее. — Смотрите, папа просят танцевать, — сказала она мне, указывая на высокую статную фигуру ее отца, полковника с серебряными эполетами, стоявшего в дверях с хозяйкой и другими дамами. — Варенька, подите сюда, — услышали мы громкий голос хозяйки в брильянтовой фероньерке и с елисаветинскими плечами. Варенька подошла к двери, и я за ней. — Уговорите, ma chère, отца пройтись с вами. Ну, пожалуйста, Петр Владиславич, — обратилась хозяйка к полковнику. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать, но все-таки, улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал ее услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, — «надо всё по закону», — улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт. Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков, Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», — думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня. Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он все-таки ловко прошел два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали. С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвел ее ко мне, думая, что я танцую с ней. Я сказал, что не я ее кавалер. — Ну, все равно, пройдитесь теперь вы с ней, — сказал он, ласково улыбаясь и вдевая шпагу в портупею. Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство. Мазурка кончилась, хозяева просили гостей к ужину, но полковник Б. отказался, сказав, что ему надо завтра рано вставать, и простился с хозяевами. Я было испугался, что и ее увезут, но она осталась с матерью. После ужина я танцевал с нею обещанную кадриль, и, несмотря на то, что был, казалось, бесконечно счастлив, счастье мое все росло и росло. Мы ничего не говорили о любви. Я не спрашивал ни ее, ни себя даже о том, любит ли она меня. Мне достаточно было того, что я любил ее. И я боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья. Когда я приехал домой, разделся и подумал о сне, я увидал, что это совершенно невозможно. У меня в руке было перышко от ее веера и целая ее перчатка, которую она дала мне, уезжая, когда садилась в карету и я подсаживал ее мать и потом ее. Я смотрел на эти вещи и, не закрывая глаз, видел ее перед собой то в ту минуту, когда она, выбирая из двух кавалеров, угадывает мое качество, и слышу ее милый голос, когда говорит: «Гордость? да?» — и радостно подает мне руку или когда за ужином пригубливает бокал шампанского и исподлобья смотрит на меня ласкающими глазами. Но больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей. И я невольно соединяю его и ее в одном нежном, умиленном чувстве. Жили мы тогда одни с покойным братом. Брат и вообще не любил света и не ездил на балы, теперь же готовился к кандидатскому экзамену и вел самую правильную жизнь. Он спал. Я посмотрел на его уткнутую в подушку и закрытую до половины фланелевым одеялом голову, и мне стало любовно жалко его, жалко за то, что он не знал и не разделял того счастья, которое я испытывал. Крепостной наш лакей Петруша встретил меня со свечой и хотел помочь мне раздеваться, но я отпустил его. Вид его заспанного лица с спутанными волосами показался мне умилительно трогательным. Стараясь не шуметь, я на цыпочках прошел в свою комнату и сел на постель. Нет, я был слишком счастлив, я не мог спать. Притом мне жарко было в натопленных комнатах, и я, не снимая мундира, потихоньку вышел в переднюю, надел шинель, отворил наружную дверь и вышел на улицу. С бала я уехал в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома, прошло еще часа два, так что, когда я вышел, уже было светло. Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах, и со всех крыш капало. Жили Б. тогда на конце города, подле большого поля, на одном конце которого было гулянье, а на другом — девический институт. Я прошел наш пустынный переулок и вышел на большую улицу, где стали встречаться и пешеходы, и ломовые с дровами на санях, достававших полозьями до мостовой. И лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими, — все было мне особенно мило и значительно. Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка. «Что это такое?» — подумал я и по проезженной посередине поля скользкой дороге пошел по направлению звуков. Пройдя шагов сто, я из-за тумана стал различать много черных людей. Очевидно, солдаты. «Верно, ученье», — подумал я и вместе с кузнецом в засаленном полушубке и фартуке, несшим что-то и шедшим передо мной, подошел ближе. Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались. Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию. — Что это они делают? — спросил я у кузнеца, остановившегося рядом со мною. — Татарина гоняют за побег, — сердито сказал кузнец, взглядывая в дальний конец рядов. Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Рядом с ним шел высокий военный в шинели и фуражке, фигура которого показалась мне знакомой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад — и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед — и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. И не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня солдат решительно выступил шаг вперед и, со свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина. Татарин дернулся вперед, но унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той. Полковник шел подле, и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу. Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека. — О Господи, — проговорил подле меня кузнец. Шествие стало удаляться, все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым. Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат. — Я тебе помажу, — услыхал я его гневный голос. — Будешь мазать? Будешь? И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина. — Подать свежих шпицрутенов! — крикнул он, оглядываясь, и увидел меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся. Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой. Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова: «Братцы, помилосердуйте», то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?» А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался домой и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил. «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, — думал я про полковника. — Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня». Но сколько я ни думал, я не мог понять того, что знает полковник, и заснул только к вечеру, и то после того, как пошел к приятелю и напился с ним совсем пьян. Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было — дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», — думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался — и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился. — Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились, — сказал один из нас. — Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было. — Ну, это уж совсем глупости, — с искренней досадой сказал Иван Васильевич. — Ну, а любовь что? — спросили мы. — Любовь? Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видаться с ней. И любовь так и сошла на нет. Так вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека. А вы говорите... — закончил он. Урок № 5 Литература 8 класс
Тема: Л.Н.Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала».

Цели: расширить знания учеников о биографии писателя; показать своеобразие историзма Толстого; ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала»; определить социально нравственные проблемы рассказа; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения. Воспитывать культуру речи, любовь к чтению, честность, справедливость.

Методические приемы: рассказ учителя, повторение изученного, выразительное чтение, беседа по вопросам, комментированное чтение.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, различные издания книг.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение нескольких творческих работ.

III . Повторение изученного

Что вы знаете о Л.Н.Толстом?

Какие его произведения вы читали? («Кавказский пленник», «Детство».)

IV . Слово учителя.

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 году в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. С этой усадьбой связана вся его жизнь. Он покидал имение лишь на несколько лет, когда служил на Кавказе, а затем вернулся сюда, чтобы написать свои наиболее известные романы: «Война и мир» и «Анна Каренина», здесь выросли его дети, здесь он создал шко­лу для крестьянских детей и воспитывал их по своей методике, отсюда он незадолго до своей смерти ушел, чтобы начать новую жизнь.

Толстому удавалось удивительно верно и точно знать людей и верно их изображать. Этому он учился всю жизнь путем самопознания и само­анализа. Он с юности вел подробные дневники. После его смерти они были опубликованы. Толстой вырабатывал для себя правила жизни и ра­боты. Например: «Перечитывая и поправляя сочинение, не думать о том, что нужно прибавить (как бы хороши ни были приходящие мысли), если только не видишь неясности или недосказанности главной мысли, а думать о том, как бы выкинуть из него как можно больше, не нарушая мысли сочинения (как бы ни были хороши эти лишние места)».

Толстой фиксировал в дневнике свои недостатки, «преступления пра­вил». Он упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядоч­ности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечетком писании, необду­манности, невоздержанности... Можем ли мы, поглядев на себя со стороны, заглянув в себя, поручиться, что не имеем подобных недостатков?

Толстой целенаправленно шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события своей внутренней жизни, изучал свое поведение. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Целью его дневников было само­совершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание.

Это не значит, что он был идеальным человеком. В том-то и дело, что он замечал за собой множество грехов. Но стремление быть нужным, полезным, делать добро, отличать его от зла, различать правду и ложь стало его привычкой. Наблюдая за самим собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других.

Особое внимание писатель всегда уделял истории. В ранней юности

она казалась ему лишь набором разрозненных дат и событий. Со временем Толстой пришел к философскому осмыслению истории. Об особенностях историзма писателя мы узнаем из статьи учебника.

V. Чтение и обсуждение статьи учебника «Л.Н. Толстой»

(с. 330-332) : Беседа по вопросам

Что такое рассказ? (Рассказ - эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, доже всю жизнь героя. В. рас­сказе, как правило, одна сюжетная линия.)

Докажите, что «После бала» - рассказ. .

Рассказ написан в 1903 году. О каком времени пишет Тол­стой? (О сороковых годах XIX века, о времени правления Ни­колая 1, прозванного Николаем Палкиным.)

Какое значение имеет время написания рассказа? Поче­му Л.Н. Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспо­минаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»?


(Толстой обращается к событиям семидесятипятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят вопию­щий произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются

справедливость"», человечность. Более всего его волновало, что «образованные» люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить. в умах и сердцах таких людей!»)

Как вам кажется, потерял ли рассказ «После бала» свою ак­туальность?

Первоначально рассказ называл рассказ по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите...». Почему писатель остановился на названии «После бала»? (Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Глав­ное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем ко­мандовал казнью отец, его возлюбленной.)

VI. Динамическая пауза.

Как начинается рассказ? В чем необычность такого начала? (Рассказ начинается внезапно, с реплики главного героя: Тол­стой сразу вводит читателя в курс проблем, обсуждаемых ге­роями рассказа. Разговор ведется о нравственных ценностях, о том «...что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди...». Лаконичное, внезапное начало вводит читателя в действие, создает впечатление, что мы слышим разговор.)

Что мы узнаем об Иване Васильевиче в начале рассказа? Какое значение это имеет? (Мы узнаем, что это «всеми ува­жаемый» человек», что ему присуща «манера отвечать на свои собственные... мысли», это думающий человек, погру­женный в свой внутренний мир. Узнаем также, что Иван Васильевич - очень искренний и правдивый рассказчик. Таким образом у читателя возникает доверие к рассказу Ивана Васильевича.)

Какие события описаны в рассказе? (В рассказе два главных события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата.)

Что говорит о своей молодости Иван Васильевич? Героя какого произведения напоминает это описание? («Был я очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый». Из слов одной из собеседниц мы узнаем, что он был еще и «красавец». Это описание походит на рассказ о себе героя повести И.С. Тургенева «Ася». Оба героя вспоминают о своей молодости о случаях, перевернувших их жизни. В «Асе» тоже речь идет о любви, но в рассказе «После бала» любовь «сошла на нет по вине «случая». Этот «случай» - главное событие рассказа то, ради чего он написан.)

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание