Десять ярких деревянных объектов: супермена, солдата, рабочего, спортсмена, бизнесмена, менеджера и других легко узнаваемых персонажей. Автор проекта — художник Андрей Люблинский , создатель знаменитых пермских «красных человечков». Кураторы проекта привлекли его для сложной задачи внедрения современного искусства на территорию ДК Газа, где жизнь замерла примерно в 1970-х, а наполняемость напоминает поход с мамой на утренник со всеми вытекающими элементами.

Вместе с художником мы решили разобраться, как местные жители отнеслись к арт-объектам, что такое паблик-арт в России и должен ли художник голодать (спойлер: не должен).

— Как твои работы оказались в ДК Газа?

— Со мной связались из PR-отдела проекта и предложили что-то сделать для ДК. Исходя из бюджета, были выбраны деревянные объекты. Можно сделать и на века и в другом материале, но это большие деньги. Дерево – благодарный в этом плане материал: качеством бруса можно варьировать (при этом супер-отшлифованное дерево выглядит ничем не хуже менее обработанного), дерево более или менее подходит для наших погодных условий, устанавливать легко, ну и опять же, сама понимаешь, бюджет.

А потом для меня это был тест-драйв проекта – как эти персонажи выглядят в среде, какие пропорции, цвет-объем. Реализовав частично проект в уменьшенном варианте, я сразу увидел плюсы и минусы и теперь готов к более масштабным действиям.


Установленные объекты стали пробой проекта CV (Сurriculum vitæ). Сurriculum vitæ переводится с латинского как «ход жизни» и означает краткое описание жизни и профессиональных навыков. CV – это документ, в котором человек раскрывает свои лучшие стороны и пытается показать идеальную версию самого себя, зачастую приукрасив детали биографии.

— И как же местные жители отреагировали на твои объекты?

— На удивление хорошо! Недели две прошло, а стоят. Даже без признаков вандализма. Во время монтажа ко мне подходили женщины с детьми, внимательно наблюдали за процессом. Спустя несколько дней после установки мне прислала фотоотчет Мария Митренина, она же провела соцопрос в вконтакте. Больше 60% ответивших оценили объекты “отлично”, а 35% решили, что они “сойдут для этого района”.

— Действительно удивительно. В нашей стране ты, пожалуй, наиболее известный автор, работающий с паблик-артом. И воспринимают это по-разному. Знаю, что Красных человечков даже поджигали. Это зависит от уровня культуры и образования?

— Ты не права. Не в образовании дело. Смотри. Вот ведь знаешь же гранитный шар на Садовой? Ведь когда только устанавливали, казалось, конец света, а люди радуются, фотографируют. Альтернативы нет. Это скорее насмотренность.

В Европе паблик-арта куда как больше – буквально на каждом шагу, но есть как очень хорошие вещи, так и довольно спорные. Только там это считывается сразу, потому что видел ты уже много и выбор есть. А у нас что поставили, тому и рады.


— Сердце на куски от таких историй. У нас колоссальный разрыв между обществом и искусством. Последнее варится в самом себе и в большинстве отвергает любые коммерческие истории, считая, что зритель сам должен дотянуться, дойти умом и понять. Зритель, разумеется, не понимает. Компании же в свою очередь не понимают или не признают, что искусство может быть прекрасным инструментов рекламы, общественного мнения, информационным поводом.

— Я считаю, что художник голодать не должен. Одно другому совершенно не мешает: есть бюджет, есть идея, которую можно реализовать в разном материале, масштабе. Меня долгое время не признавали художником, ставя клеймо “дизайнер”. Много лет назад я работал дворником, чтобы накопить денег на проект. Выставка была групповой, зарубежной, участвовал я там в одном списке с Маурицио Каттеланом. Думал, вернусь, стану звездой. А у нас тогда и Каттелана никто не знал. Этот момент стал точкой невозврата при равнении на общественное мнение.

Я точно знаю, чего хочу, как это сделать и сколько это стоит. Я отлично зарабатываю и могу себе позволить делать проект ради идеи.


К примеру, недавно закончилась выставка «Политбюро ЦК КПСС» , которая проходила в библиотеке Выборгского района. Я прекрасно понимал, что до проспекта Тореза доедут только самые отчаянные, но для меня это место важно, идею хотелось реализовать. И я сделал выставку, получил отклик, увидел, как это, и очень доволен результатом. А с компаниями разного рода и деятельности у меня очень большой опыт работы — веселых историй хватит ни на один вечер. Основное, что я извлек, – я умею и знаю, как с ними работать и абсолютно не стыжусь факта зарабатывания этим денег.

— И это отлично. Я считаю, что твои объекты на территории ДК Газа – лучшее начало внедрения современного искусства в выбранное пространство. Они идейно и стилистически подходят месту, нравятся жителям района — ведь по европейским правилам паблик-арта до момента установки мы должны скрупулезно изучить местность и население.


Люблинский — удивительно легкий в общении художник. Тема коммерции и общества – краеугольный камень в беседе с художником, всегда вызывает споры или неловкие паузы. Андрей же открыто заявляет свою позицию и не боится за нее постоять.

В этом году Андрей Люблинский номинирован на ежегодную премию журнала «Собака.Ру» ТОП50: Самые знаменитые люди Петербурга в разделе “Искусство”.

Андрей Люблинский — современный петербургский художник, графический дизайнер, окончил СПГХПА. Он работал с такими крупными компаниями как РЖД, «Газпром», ВДНХ, «Пулково», KFC.

Одним из наиболее известных проектов Люблинского стали так называемые «красные человечки». Это проект-конструктор, из которого собирается забавный и яркий объект-персонаж. Каждый человечек состоит из 13 прямоугольных деревянных брусков. Их можно комбинировать по-разному, в зависимости от ситуации или среды, в которую планируется поместить готового «красного человечка». Скульптура считается законченной, когда человек-модуль взаимодействует с углом 90 градусов.


Первая выставка с участием «красных человечков» состоялась в сентябре 2009 года в лофте «Этажи» в Петербурге.

По инициативе директора Пермского музея современного искусства Марата Гельмана в сентябре 2010 года несколько огромных «красных человечков» установили в центре Перми. Пластиковая светящаяся скульптура разместилась на крыше Органного зала, а три деревянных - на площади перед зданием Законодательного собрания края. Местные жители неоднозначно приняли нововведение. Событие активно освещалось в региональных и федеральных СМИ.

Беседовала Мария Туркина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Дизайнер и художник Андрей Люблинский родился в 1972 году в Ленинграде. В семье представителей творческих профессий не было, но желание рисовать пришло очень рано. Несмотря на учебу в художественной школе и занятия с многочисленными репетиторами, поступление на факультет дизайна Художественно-промышленной академии имени Штиглица далось непросто: студентом Люблинский стал только с третьего раза, к тому моменту обладая уже очень серьезным уровнем подготовки.

Имя художника неизменно вызывает в памяти силуэты его красных человечков, впервые приземлившихся на крышу пермского Органного зала в период инициированной прежними городскими властями культурной революции. Эта работа была создана в 2012 году группой Pprofessors, в которую наряду с Люблинским входит его многолетний соавтор, художница Мария Заборовская. Впрочем, идея, воплотившаяся в объектах, ставших своего рода современными символами Перми, появилась за несколько лет до этого, когда Андрей и Мария готовились к коллективной выставке в Музее городской скульптуры в Петербурге. Представленные тогда художниками фотографии человечков натолкнули их на мысль продолжить эту линию в других, более масштабных проектах.

Выбранная тема была трактована в эстетике пиксельной графики: человечки, как и их позы, предельно упрощены и стилизованы. Иногда персонажи Люблинского играют роли архетипических персонажей, изображая Пушкина или Гоголя, но чаще всего красный человечек указывает только на самого себя. В одном из интервью, описывая замысел другого проекта, Андрей Люблинский сказал, что «пытался разработать универсального персонажа без лица, имени и пола», и, кажется, это ему удалось. Интересно, что когда человечки впервые экспонировались в Перми, то они отчего-то очень досаждали городским депутатам, заседавшим по соседству: фигура усредненного гражданина, параметрами которого обычно депутаты и оперируют, поднявшего руку в стремлении то ли ответить, то ли отдать свой голос, подверглась многочисленным нападкам, но все же осталась на положенном месте.

В связи с предпочтением «пиктографической» стилистики возникает вопрос о технологичности человечков: обращение к пиксельной эстетике сочетается в случае работ группы Pprofessors с использованием самых очевидных материалов (например, дерева) и отказом от привлечения возможностей новых медиа. Существуя на границе дизайна и искусства, в то время как медиаискусство находится в напряженном поиске собственного художественного языка, эти вещи используют лишь визуальный компонент, оставляя за скобками исследование технологий как таковых. Дизайнер в Андрее Люблинском превалирует над художником, и его работы можно скорее назвать исследованием дизайнерских практик посредством их самих. Впрочем, Люблинский на наличии у себя статуса художника и не настаивает: дисциплинарные границы его вовсе не интересуют, как и не любит он надуманных интерпретаций своих работ, упорно называя человечков конструктором, призванных разбавить своей яркостью серость российских городов.

В собрании музея Эрарта хранится работа Андрея Люблинского «Слава Богу!»: девять узнаваемых красных человечков, вытянувшись как по команде, держат в руках буквы, складывающиеся в фразу, ставшую названием. Есть у художника и вариант, в котором аналогичные персонажи прославляют труд. Он моментально вызывает в памяти незабытый еще лозунг советской эпохи. Вероятно, не менее естественной показалась бы эта конструкция, если бы вместо Бога эти красные (может быть, и это имеет скрытый смысл?) человечки прославляли скрывающуюся за другими четырьмя буквами - КПСС - конструкцию.

Фраза «Слава Богу!» употребляется в русском языке так часто, что первоначально присутствующее в ней утверждение божественного присутствия и его прославления «затерлось» и почти утратило прежнее значение. От вкладываемых прежде смыслов осталось только радостное удовлетворение от того, что все «слава Богу» разрешилось. Казалось бы, «вручая» материализовавшуюся фразу своим красным человечкам, художник утверждает факт десакрализации в эту фразу заключенного. Тем не менее стараниями Люблинского, подталкивающего зрителя к возникновению вполне очевидных и уже выше заявленных ассоциаций, словосочетание это вдруг обретает новое звучание.

С 16 декабря по 31 января в «Электромузее в Ростокино» Объединения «Выставочные залы Москвы» пройдёт персональная выставка петербургского художника Андрея Люблинского, чьи пиксельные фигуры народов СССР украшали главную аллею ВДНХ все лето.

На выставке «Антропоморфные, зооморфные и машинки» Андрей Люблинский покажет работы новые и старые, сделанные когда-то давно и изготовленные специально к этому событию. Более ста объектов и принтов - в том числе шестиметровый «красный человечек», который приедет из Музея современного искусства PERMM в Перми, где несколько лет назад был изготовлен к большой ретроспективной выставке художника, да так там и остался, - а также работы, которые, по словам художника, никто никогда не видел и будут показаны впервые.

Объекты Люблинского минималистически точны. Метод его работы обусловлен особенностями компьютерного дизайна и визуально отсылает к творчеству Казимира Малевича, Альберто Джакометти, Энтони Гормли и одновременно к 8-битным компьютерным играм, пиксельной и векторной графике, различным видам цифрового искусства.

«Я делаю вещи, которые тиражируются и масштабируются в зависимости от ситуации. Это - принцип», - объясняет Андрей Люблинский.

Работы Люблинского находятся в музейных и частных собраниях, в собрании Государственного Русского музея, Музея современного искусства PERMM, Музея современного искусства «Эрарта» и многих других. Летом 2015 года в рамках паблик-арт программы ВДНХ художник изготовил пятнадцать четырёхметровых фигур в национальных костюмах бывших советских республик.

Андрей Люблинский - художник и дизайнер, автор многих арт-проектов - в том числе «Красных человечков» (Red People), установленных в Перми и ещё нескольких городах мира, и «Дружбы народов», изготовленного по заказу ВДНХ. Люблинский - создатель петербургской арт-группы Pprofessors в соавторстве с художником Марией Заборовской. Последние годы также много работает один. О себе так и говорит: «У меня миллион проектов - я дьявольски плодовит».

«Электромузей в Ростокино»
Ростокинская, 1, м ВДНХ
вт-вс 11. 00–20. 00

В день открытия выставки вход свободный, в остальные дни - 100 р. (льготный - 50 р.)

16 декабря в Московской Галерее Звукового Искусства, действующей в Электромузее, начнет работу кинетическая звуковая инсталляция “Перезвон”. Автор инсталляции – Сергей Филатов – художник в сфере изобразительного искусства и звука, автор и разработчик музыкальных инструментов и звуковых скульптур.

Работа представляет собой ряд объектов, приводящих в движение моторы постоянного тока, которые получают питание с контроллера в режиме случайных чисел.

В основе инсталляции лежит идея робототехнических подходов в современной музыке. Постоянно изменяющаяся звуковая картина рождается из самого материала: акустические свойства сплавов алюминия раскрываются в результате взаимодействия с подвешенными элементами композиции.

Открытие состоится 16 декабря в 19:00. В тот же день в «Электромузее» состоится открытие выставки художника и дизайнера Андрея Люблинского «Антропоморфные, зооморфные и машинки».

На открытии экспозиции Сергей Филатов выступит с живым акусматическим сетом “25 кв.м. Метроном”






В «Электромузее в Ростокино» 17 декабря открывается выставка петербургского художника Андрея Люблинского «Антропоморфные, зооморфные и машинки ». Об истории паблик-арт-объектов, их стоимости и утилизации, о вандализме и неприятии «красных человечков» с художником поговорила наш корреспондент Алёна Лапина .

Как появилась идея заниматься паблик-артом? Как возник «красный человечек»? Сколько их уже и где, в каких городах стоят?

Идея никак не возникла, скорее, ситуация возникла. Выяснилось, что публичные пространства — это самые интересные места для творчества, формат галереи или музея менее пригоден для веселья. Изначально мне интереснее всего было заниматься графикой и объектами, это были такие «вещи в себе», знаки, объемные пиктограммы, что ли. Потом про них необходимо было придумывать какую-то историю, чтобы все это превратить в полноценный проект. Проекты имели резонанс, в итоге — не сразу, постепенно — образовалась очередь из желающих увидеть мои работы в среде — и понеслось. Честно, не помню, где был выставлен мой первый объект паблик-арта. По-моему, это было в 2006 году на Арт-поле в Зеленограде.

Кстати, «красные человечки» как раз явились продолжением идеи разместить некие яркие инсталляции в городском пространстве, точнее, на плоских крышах домов.

Я не могу четко ответить на вопрос, сколько их и где они в данный момент находятся или даже уже не находятся. За последние 20 лет было столько всего, что я не очень хорошо фиксирую, что где стоит, а что разрушилось или демонтировано. Конечно, следует напомнить: речь идет о временных инсталляциях. В общей сложности было изготовлено и установлено больше сотни объектов в разных городах России и мира.

То есть ты их не считаешь?

Их невозможно посчитать. Установлено какое-то количество объектов в разных городах и селах. Еще была сувенирная продукция. Были еще человечки, которые выдавались волонтерам, которые ездили по миру и фотографировали их на фоне достопримечательностей, например на фоне Эйфелевой башни, Пизанской башни... Такая история в духе садового гнома из фильма «Амели ». Подсчитать большие объекты реальнее. Только в Перми их было не менее 15. Это если говорить о «красных человечках». Помимо них, у меня в этом городе было еще с десяток других временных объектов.

Ты говоришь про временные объекты, которые устанавливаются на срок до пяти лет. А есть ли у тебя постоянные скульптуры?

Единственная капитально сделанная вещь из металла была установлена в Киеве, на фестивале современной скульптуры несколько лет назад. Еще до всех событий я был там единственным участником из России, что не могло не радовать. Это 4-метровая скульптура Love , реплика на известную работу Роберта Индианы . Но вообще нет ничего более постоянного, чем временное. Вещь ставится на год, а потом стоит десять лет. По поводу киевской скульптуры: сейчас я даже не знаю, где она.

Когда ты устанавливаешь объект на год или два, по истечении этого срока что с ним происходит? Его сжигают?

Утилизация. Могут сжечь. Пункт об утилизации специально прописывается в контракте. Либо тот, кому эта вещь принадлежит, поддерживает ее в приемлемом состоянии. Например, в Перми объекты обслуживала бригада столяров и при необходимости спасала от последствий человеческого вандализма и природных катаклизмов.

Что сейчас происходит с паблик-артом в России?

А что в России? Все потихоньку развивается. Надо сказать, у меня такая странная репутация художника, который вроде бы и не художник, но проник всюду и захапал все возможные заказы, поэтому мне сложно говорить за других и объективно оценивать происходящее. При всем том кошмаре и кризисе, который сейчас у нас в стране (и в мире), этим летом, например, на ВДНХ поставили 15 моих четырехметровых объектов, с прекрасным продакшеном и гонораром. Курировала эту историю Сабина Чагина . Мы не впервые сотрудничаем, каждый раз очень удачно. Летом же во дворе Русского музея появился мой жизнерадостный объект высотой 3 метра. Осенью в Черногории еще два объекта поставили. После этого говорить о какой-то стагнации не приходится, и вообще грех жаловаться.

Сколько стоит производство, например, того самого «красного человечка» метра, скажем, четыре высотой, о котором мы уже так долго говорим?

В зависимости от материала. Древесина бывает разная, качество сборки разное. Самого простенького, без гонорара художнику и фундамента, можно соорудить примерно за 150 тыс. руб. После ряда актов вандализма в Перми (человечкам поджигали руки, пенис, точнее, место, где он должен находиться, отрывали конечности, пытались повалить) возникла идея изготовить одного из камня, причем инициатива исходила от горожан. Бюджет был порядка 500 тыс. руб. Часть денег собрали, но, к сожалению, недостаточно, на чем все благополучно заглохло.

Я долго думал и пришел к выводу: один из главных секретов моего успеха состоит в том, что из недорогих материалов с помощью простых технологий создаются вещи максимально яркие и крупные, при этом нередко противоречивые.

И людям нравится твои объекты, раз столько заказов?

Кому-то нравятся, но большинству, скорее всего, нет. Мои вещи вряд ли рассчитаны на массового зрителя, тем более здесь, в России. А что касается вандализма, то тут все очень просто: испортить что-то — абсолютно нормальное, здоровое желание, хотя, конечно, бывает вандализм совершенно запредельный. Также совершенно нормальная человеческая черта — неприятие чего-то нового. Вот живешь ты всю жизнь на своей улице родной с лужайкой и сквером, утром выходишь — а там нечто за ночь воздвигли. Ничего хорошего ты про это не подумаешь. Вот руки и чешутся.

Как балансировать на грани арта и дизайна? Ведь у тебя иногда получается так, что дизайнеры не воспринимают тебя как дизайнера, а художники — как художника.

Такие моменты меня особенно радуют. Сразу вспоминается гифка из фильма про Мистера Бина , который едет в кабриолете и всем показывает «факи». Как-то так и получается.

В «Электромузее в Ростокино» открывается твоя персональная выставка «Антропоморфные, зооморфные и машинки». Что на ней будет?

Проверенные временем работы, можно сказать, хиты. Более 50 принтов и объектов, в том числе 6-метровый мягкий «красный человечек», который приедет из Музея современного искусства PERMM в Перми. На выставке будет микс из пяти очень классных старых и новых проектов. Вообще в последнее время мне очень нравится этот формат, который позволяет из проектов разных лет составить некий коктейль, что неожиданным образом меняет первоначальный месседж. Я очень не люблю ходить на вернисажи, даже на свои стараюсь не ходить. Но на этот вернисаж я обязательно приду.


Андрей Люблинский: "Я разработал универсального персонажа без лица, имени и пола, сочетающего в себе черты зайчика, медведя и т.п."

Андрей Люблинский, 34 года. Занимается графическим дизайном, преподавательскими проектами, дизайном игрушек и актуальным искусством в Санкт-Петерубрге.

1. В детстве у меня было довольно много разных игрушек: мне привозили яркие цветные игрушки из-за границы, дарили наши, - их отличала некоторая брутальность; я постоянно делал что-то сам (кстати, сейчас я коллекционирую именно "советские" игрушки 70 - начала 80 годов, в них есть что-то, чего теперь не встретишь на прилавках игрушечных магазинов). Также мне страшно нравились мультфильмы, карикатуры, комиксы, вкладыши и все, что с этим было связано, ну и, естественно, я стал рисовать нечто подобное.

2. В моей семье не было художников, или людей творческих профессий, все началось само собой: появился интерес, дальше - художественная школа, репетиторы, на которых родители потратили уйму денег, и, в итоге, когда с третьего раза я поступил в Муху (теперь - Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия), уже много чего знал и умел. Учиться было сложно, но безумно интересно. Многое из того, что было сделано в тот период, не утратило своей актуальности и сегодня:


Этой осенью на "Арт-поле" был выставлен желтый "Треш-мен" - человечек
выбрасывающий мусор, которого мы привыкли видеть на упаковках в виде
пиктограммы. Придуман он был еще в 98 году, и являлся частью большого
проекта-исследования. Нам удалось собрать и классифицировать более
400 разнообразных изображений Человека Бросающего. Также на основе
этого значка была разработана игра-деконструкция, развивающая навыки
дизайнера-графика, напечатаны открытки, плакаты; сейчас пытаемся
собрать все это в отдельную книжку.


8. Мне очень нравится Петербург, правда жить здесь гораздо интереснее, чем делать карьеру. К счастью, рядом есть Финляндия.

9. Я хотел бы поработать с "Билайн" (есть идеи, которые, как мне кажется, вписываются в концепцию их рекламной кампании) и Nike (я поклонник этой конторы, в особенности логотипа - ничего не могу с собой поделать).

10. Для работы мне необходимо иметь некую сумму денег, позволяющую не задумываться о насущном и сосредоточиться на работе. Также желательно компьютер с интернетом и мастерскую побольше, без сквозняков. Да, чуть не забыл: удобное кресло - это самое главное.

11. Мои ближайшие друзья-коллеги, к которым я отношусь с большим уважением: Миша Шолк , Варвара POMIDOR , Катя Савина (Horoshi Design), Настя Жуковская .

12. Жалко, что эти вещи придумал не я:



13. Новое в профессиональном мире я узнаю из интернета; в ЖЖ можно найти много интересной информации; массу денег трачу на книги; кроме того, стараюсь, пользуясь любой возможностью, путешествовать - почти каждая поездка служит импульсом для создания новых работ.

14. Меня раздражает, что в Петербурге ужасная архитектура появляется: люди, которые в 90-стые проектировали ларьки и павильоны, строят дома в центре, почему-то с беседками на крыше. Также раздражает дизайн обуви ECCO - кажется, что он рассчитан на афро-марсиан.

15. В личной жизни меня сопровождают такие бренды, как Nike, IKEA, Scott, печенье "Юбилейное" с шоколадной глазурью, а сейчас к ним прибавились Pampers, "Агуша", "Здоровый малыш", возможно, скоро моя дочь потребует Barbie.

16. Из иностранных художников очень нравятся