Екатерина Илешева
О профессиях детям

"Профессий много разных есть

И все их нам не перечесть.

Не так уж важно кем нам быть,

Достаточно свой труд любить"

Давайте с вами поговорим,что же такое профессия ?Какие они бывают?

Профессия-это труд , которому человек посвящает всю свою жизнь. Очень важно ребенку объяснить,почему на земле так много разных профессий ,для чего люди учатся и работают, зачем нужен тот или иной труд, что он дает людям. Нужно объяснить что любая профессия возникает тогда ,когда у людей есть в ней потребность. Каждый год появляются профессии которых раньше не было, и перестают быть нужными профессии которые когда-то были популярны.

Результат зависит от того как трудится человек,как относится к своей профессии ,своему труду. Если человек старается делать свое дело хорошо, ответственно и с любовью, то про такого человека можно сказать, что он мастер своего дела.

Как выбрать себе профессию ?

Важно, наверное, очень и очень важно, чтобы выбранная вами работа была по душе.

Профессий очень много-тысячи !

Публикации по теме:

«Чудо-завод на Вагонке живёт!» Сборник стихов о профессиях «Чудо – завод на Вагонке живёт!» Сборник стихов о профессиях Составители: Кошелева Н. И. Григорьева Ю. В. «Чудо – завод на Вагонке живёт!».

«Формирование представлений детей о профессиях в семье». Семинар-практикум для родителей Цель: развивать интерес родителей к конкретным приёмам и методам развития представлений о мире современных профессий у детей среднего дошкольного.

Конспект ОД в средней группе по познавательному развитию, ознакомлению с окружающим «О профессиях» Цели: Расширять и уточнять представления детей о труде людей разных профессий. Упражнять детей в умении определять название профессии по.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Дошкольникам о профессиях» Тема: Профессии Программные задачи: - Познакомить детей с несколькими видами профессий. - Показать значение трудовой деятельности в жизни.

НОД «Расскажем малышам о библиотеке». Детям старшего дошкольного возраста о профессиях работников библиотечной сферы Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Расскажем малышам о библиотеке» М. А. Дорохова,.

ООД по речевой и продуктивной деятельности лепке для старшего возраста «Книга о профессиях взрослых» Цель: Создание социальной ситуации развития познавательных и речевых навыков воспитанников. Задачи: Содействовать развитию речевых навыков:.

Сценарий развлечения «Кем быть?» (старший дошкольный возраст) Вступление. Разыгрывание сценки. Мы сегодня всех ребят Группы номер семь,.

род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий наличия определенных знаний, умений и навыков, которые обеспечиваются обучением в соответствующих по профилю учебных заведениях.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОФЕССИЯ

лат. professio - официально указанное занятие, от profiteor - объявляю своим делом), вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом спец. теоретич. знаний и практич. навыков, к-рые приобретены в результате целенаправленной подготовки, опыта работы. П. отражает способность человека к выполнению конкретных функций в системе обществ. разделения труда и является одной из осн. качественных характеристик его как работника.

Разделение труда, в т. ч. профессиональное, всегда являлось мощным фактором и показателем уровня развития цивилизованного общества, а конкретные формы труда определялись средствами и предметами труда, технологией выполнения работы (технико-технол. факторы), организацией произ-ва, в первую очередь его типом - единичным, серийным, массовым (организац.-экон. факторы), общеобразоват. и культурно-техн. уровнем населения, организацией проф. обучения (социальные факторы).

Проф. специализация работников отражает типовые, многократно воспроизводимые комплексы трудовых функций, к-рые формируются в соответствии с осн. признаками: технол. однородностью работ по их содержанию, их объемом и возможностью обособленного выполнения.

Наряду с П. используется понятие «специальность», к-рое конкретизирует более узкий круг работ в рамках данной П. Профессия может подразделяться на две и более специальностей.

Многообразие технол. процессов совр. произ-ва, специфика оборудования и материалов в отд. отраслях экономики, глубина разделения труда предопределяют качественное разнообразие состава занятых в разл. производств. сферах страны. Осн. влияние на изменение проф. состава работников оказывает науч.-техн. прогресс. С введением качественно новых технологий, автоматизи-ров. оборудования появляются связанные с их обслуживанием новые П., к-рые заменяют старые узкоспециализи-ров. П. Вместе с тем общность науч.-техн. основ произ-ва, применение стандартизации и унификации при создании техн. устройств для разл. производств. процессов, широкое использование типовых элементов, блоков, узлов создают предпосылки для сокращения общего числа П. за счет их объединения, интеграции, для формирования П. широкого профиля.

В России и др. странах СНГ состав официально признанных П. рабочих зафиксирован в Едином тарифно-квалификац. справочнике работ и профессий рабочих, к-рый включает краткое описание работ и знаний, необходимых для каждой П. Разработан новый перечень П. (нач. 90-хтг.), к-рый включает 257 П. вместо 1200 (в перечне 1987).

Для служащих, связанных преим. с умственным трудом, используется понятие «должность», к-рое и означает выполнение определенных проф. обязанностей. Понятие «П.» для служащих связано прежде всего с объемом и спецификой теоретич. знаний и практич. навыков, полученных в результате обучения, к-рые необходимы для выполнения работ, свойственных широкому кругу должностей.

Группировка П. рабочих и должностей служащих по степени общности и содержания теоретич. и практич. обучения является основой при организации системы профессионального образования и отражена в номенклатуре профессий и специальностей по образованию.

Различия в характере и содержании работ по П. предопределяют специфич. набор психофизиол. качеств, необходимых для эффективного освоения П. и дальнейшего развития способностей работников. Для обоснованного выбора П. с учетом склонностей и задатков каждого человека гос-во обычно организует системы профессиональной ориентации, информации и проф. отбора. В совр. обществе, ориентирующемся на приоритет интересов и прав личности в выборе П., подобные системы строятся на проф. самоопределении. Индивидуальный прогноз проф. предпочтительности для каждого человека может быть осуществлен с использованием профес-сиограмм, разрабатываемых на основе тщательного анализа трудовых процессов.

П., присваемая по завершении обучения, указывается в документе об образовании, к-рый в соответствии с Законом о занятости дает право на работу согласно профилю и уровню полученного образования. Офиц. наименование П. или должность работника указывается в трудовой книжке. П. имеет большое значение при решении вопросов оплаты труда, предоставления льгот и компенсаций (особенно, когда П. связаны с работой во вредных для здоровья условиях), начисления пенсии. H II Сорокина

Отличное определение

Неполное определение ↓

Люди характеризуются большим количеством социальных признаков. Занимая различное положение в экономической, политической и культурной структуре общества, они принадлежат к разным социальным группам, категориям населения. Так, человек может быть учащимся, работающим, безработным, пенсионером, инвалидом, руководителем, подчиненным, предпринимателем, преступником, следователем, учителем, строителем, родителем, супругом и т.п. Классовая, этническая, религиозная, семейная, профессиональная принадлежность - это наиболее важные социальные характеристики любого человека.

По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию - значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

Профессия - это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.

Как появились профессии?

Термин "профессия" происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово "профессор". Но происхождение слова "профессия" скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории.

Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было - между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины - собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие - рыбаками, третьи - земледельцами, четвертые - строителями, пятые - ткачами, шестые - гончарами, седьмые - кузнецами, восьмые - знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Что такое профессиональная трудовая деятельность?

Не любой человеческий труд может считаться профессиональным. Например, уход за своими собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать трудом. А вот уход за детьми в детском саду, который осуществляет няня, является в полном смысле этого слова профессиональным. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются два условия.

Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.

Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта?

Профессионал - это квалифицированный человек, продающий результаты своеготруда.

В отличие от профессионала, дилетант - это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалификации. Тем не менее, некоторые дилетанты пытаются зарабатывать деньги, пользуясь недостаточной компетентностью некоторых людей, нарочно или ненамеренно вводя их в заблуждение относительно качества своего труда.

Напротив, любитель - это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовольствия. Это не мешает некоторым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, не уступающего уровню многих профессионалов.

Например, увлечение составлением гороскопов можно считать просто хобби. Но когда человек имеет диплом астролога и составляет гороскопы для клиентов, это уже можноназвать профессией. Или если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то мы считаем его просто любителем, а если он зарабатывает этим себе на жизнь - то он профессиональный спортсмен.

Как связаны между собой профессия и увлечение?

Ваше увлечение может стать профессией. Равно как Ваша профессия может быть для Вас увлекательной. Любое Ваше увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. И если Вы умеете делать красивые вещи, шить, вкусно готовить, стричь, делать массаж или уколы, выращивать цветы или разводить домашних животных, ремонтировать бытовую технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы, ходить в туристические походы, заниматься восточными единоборствами, танцуете или занимаетесь историей города, то Вы не только имеете возможность полноценно отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником. Любое Ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для выбора новой профессии. Конечно, идеальным вариантом для человека является случай, когда его профессия является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще. А к профессии относиться как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других потребностей.

Что следует узнать о профессиях?

Планируя свою карьеру, неизбежно приходится собирать сведения о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Для того чтобы не упустить никакой важной информации о профессиях, желательно, чтобы признаки, на которые Вы ориентировались при сборе профессиональных сведений, были наиболее существенными, и количество этих признаков было достаточно полным и исчерпывающим.

Любую профессию можно подробно описать с помощью довольно большого количества признаков. Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько больших категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические.

Технологические характеристики профессии включают в себя описание следующих вещей:

Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая деятельность специалиста? Это могут быть другие люди, техника, информация, искусство или природа.

В чем заключаются цели труда? Может быть это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой.

С помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие ручные, механизированные и автоматизированные средства используются в процессе труда?

Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту.

Каковы характеристики рабочего места специалиста? Где ему приходится работать: в помещении, в кабине, на открытом воздухе.

В каком климате он наиболее часто работает? Приходится ли ему работать преимущественно на одном месте или часто разъезжать. Работает ли он в основном в коллективе или индивидуально.

Чем характеризуется рабочее время специалиста? Работает ли он в жестком или свободном режиме. Приходится ли ему работать посменно, в ночное время, вахтами. Как часто специалист вынужден выполнять работу в нерабочее время, работать длительное время без перерывов, работать в вынужденном темпе, работать неритмично: с паузами и простоями.

Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности? К каким последствиям они могут приводить. Какими причинами они могут вызываться.

Экономические характеристики описывают:

В каких отраслях используется данная профессия? В промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслуживании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка.

Каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли специалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу по ней.

В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей данной профессии?

Педагогические характеристики определяют:

  1. Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования?
  2. Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии?
  3. Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?

Медицинские характеристики профессии определяют:

  1. Какой уровень здоровья требуется для данной профессии?
  2. Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии?
  3. Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии?

Это могут быть вредные климатические факторы, нарушение биологических ритмов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впечатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми.

Психологические характеристики профессии содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека:

  1. К его органам чувств: зрительному, слуховому, осязательному восприятию;
  2. К двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности, ловкости;
  3. К умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям;
  4. К чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т.д.

Сколько существует профессий?

В разные времена количество профессий значительно менялось. Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями.

В документе, который называется "Единый тарифно-квалификационный справочник", насчитывается более 7 тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Считается, что в мире их около 40 тысяч.

Сильно меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся, дробятся, размножаются. Поскольку, именно сейчас наша жизнь претерпевает значительные изменения, происходит стремительное развитие общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий, хотя в более развитых странах они уже давно стали обычными.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

профессия

профессии, ж. (латин. professio). Род, характер трудовой деятельности, служащий источником существования. Плотник по профессии. Лица свободных профессий.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

профессия

И, ж. Основной род занятий, трудовой деятельности. По профессии инженер. Производственные профессии. Выбор профессии. Лица свободных профессий (люди умственного труда, не связанные служебными обязанностями или занимающиеся частной практикой). Самая древняя п. (о проституции).

прил. профессиональный, -ая, -ое. Профессиональное мастерство. Профессиональные интересы. П. союз (массовая добровольная организация, объединяющая работников какой-н. отрасли производства, сферы обслуживания и культуры),

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

профессия

ж. Род трудовой деятельности, занятий, требующих специальной подготовки.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

профессия

ПРОФЕССИЯ (лат. professio, от profiteor - объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Профессия

(лат. professio ≈ официально указанное занятие, специальность, от profiteer ≈ объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода. Наименование П. определяется характером и содержанием работы или служебных функций, применяемыми орудиями или предметами труда. По мере развития производительных сил общества, применения более совершенных орудий труда и технологии производства, возникновения новых видов производства и отраслей науки углубляется разделение труда . В связи с этим в рамках П., установленных по производственному признаку, ≈ металлург, горняк, строитель и т.д. ≈ выделяются специализированные П.: горновой доменной печи, забойщик, бетонщик и др. С научно-техническим. прогрессом связан процесс отмирания некоторых П. и возникновения новых. Например, с появлением землеройных машин упраздняется П. землекопа и получает распространение новая ≈ машинист экскаватора; с применением в угольных шахтах врубовых машин и комбайнов ликвидированы П. зарубщика, забойщика, навальщика. Многие П. подразделяются на специальности; слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик; врач-терапевт, врач-хирург и т.д. По мере развития комплексной механизации и автоматизации, улучшения организации производства и организации труда растет научно-технический и культурный уровень работников материального производства, формируются рабочие П. широкого профиля (например, слесарь-наладчик, наладчик-эксплуатационник, оператор автоматических линий), обеспечивающие управление технологическими процессами и работой машин. Формирование П. широкого профиля, а также совмещение профессий (специальностей) делает труд более творческим и содержательным, что ведёт к постепенному стиранию различий между умственным и физическим трудом.

При социализме трудящимся предоставлена возможность выбора П. в соответствии с наклонностями, культурными и духовными запросами и с учётом интересов развития народного хозяйства. Приобретение П. обеспечивается развитием различных форм общего и специального образования и отсутствием безработицы.

См. также Профессионально-техническое образование, Среднее специальное образование, Высшее образование и статьи об отдельных отраслях специального образования, например, Горное образование, Медицинское образование.

А. С. Довба.

Википедия

Профессия

Это статья о роде трудовой деятельности. О повести Айзека Азимова см.: Профессия

Профе́ссия (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом) - род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.

Профессия (повесть Айзека Азимова)

«Профессия» - научно-фантастическая повесть американского писателя Айзека Азимова, впервые опубликованная в июле 1957 года журналом Astounding Science Fiction , позднее повесть была издана в сборнике «Nine tomorrows» - «Девять завтра» 1959 года. Перевод на русский язык - С. Васильевой.

Примеры употребления слова профессия в литературе.

Так случилось, что немного времени спустя в Абидос приплыл один из добрых друзей автора, врач по профессии , и встретил там арабов, ограбивших гробницу.

Люди творческих профессий могут надевать ожерелье на период занятий творчеством, поскольку аквамарин помогает раскрытию творческого потенциала.

Не лучше ли блокировать акселерацию вовсе не стремлением как можно раньше закрепить детей за профессиями , а созданием реальных условий для истинно детских забав, желаний, мыслей и чувств?

Слава Онищенко - очень сильный альпинист, по профессии он врач-хирург.

И здесь, как и в Германии, наиболее воинствующий антисемитизм утверждался, с одной стороны, в низших слоях среднего класса, который не сумел приспособиться к требованиям быстро развивавшейся индустриальной экономики, а с другой - среди студентов и людей свободных профессий .

Надо сказать, что все афинские казначеи и ростовщики были иноземцами, ибо эти профессии считались недостойными граждан.

Глубинные бомбы, сброшенные торпедным катером, взрывались белыми пенистыми фонтанчиками, увлекая за собой песок и разорванных в клочья осьминогов, собрат по профессии наконец выкарабкался на берег, словно оживший утопленник, тяжело затрещал ногами по гальке, плюхнулся на землю, стащил с себя резиновый бред, под которым оказался черный смокинг с гвоздикой в петлице, прыснул на резину из портативного аэрозоля, чиркнул зажигалкой -- пламя и пепел -- и двинулся на подвиги в ботинках, оставляющих на земле следы коровьих копыт.

Саркис Айрапетович рассказывал о том, как медленно падала с обрыва старая станция, как строили новую, как, начав работать механиком, осваивал он полярные профессии - радиста, метеоролога, аэролога, магнитолога.

Мандолинистов сменили балалаечники, балалаечников - русско-малороссийский хор с девицами, и, наконец, прочнее других утвердился в Гамбринусе известный Лешка -гармонист, по профессии вор, но решивший, вследствие женитьбы, искать правильных путей.

По профессии я - барристер и был назначен на должность королевского адвоката в последний год правления Королевы.

В жизни я избрала профессию эпидемиолога, человечную и благородную, мечтала избавлять людей от эпидемий, но я столкнулась с войной, такой же ужасной, как самая страшная эпидемия чумы, где бациллы превращались в оружие.

Миссис Эдуард Блумфилд была владелицей первоклассного пансиона, рассчитанного на четырех джентльменов с хорошей репутацией, предпочтительно посвятивших себя изучению какой-нибудь профессии .

Ян Питер Преториус родился в Блумфонтейне в 1942 году, значит, сейчас ему сорок девять, о своей профессии говорит, что он художник по вывескам, Куинн кивнул.

Профессия бортпроводника -- такая же серьезная и нелегкая, как и все другие.

Его несколько раз слегка брыкнули, он оказался зажатым между двумя коровами и претерпел еще многие неприятности, неотъемлемые от нашей профессии , и каждый раз он устраивал такой же спектакль.

Внеклассное занятие по профориентации для младших школьников

Цель:
закреплять у учащихся уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
развивать внимание, умение работать в коллективе через выполнение конкурсных заданий.
работать над коррекцией связной речи, через выполнения конкурсных заданий.
воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда.Что же такое профессия?
Слайд 2
«Профессия» - основной род занятий человека, его трудовая деятельность
« Профессионал» - человек, занимающийся чем- нибудь как профессией (в отличие от любителя)
(Слово профессия произошло от латинского, что переводится как "объявлять своим делом", "говорить публично", "заявлять". Профессия означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.)
мир современных профессий можно разделить на 5 основных типов:
1 - "Человек - природа"
2 - "Человек - техника"
3 - "Человек - знаковая система"
4 - "Человек - художественный образ"
5 - "Человек - человек"
Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.
"Человек-человек"
относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка); обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер); бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант); правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
"Человек-техника"
включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор); эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка); ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтёр по ремонту оборудования). Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
"Человек-знаковая система"
объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертёжник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист). Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
"Человек-художественный образ"
можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор); с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актёр, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор). От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
"Человек-природа"
можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог); с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник); с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар). Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.
Конкурсное задание «Распредели профессии».
На столах у вас лежат карточки с названиями профессий: ветеринар, токарь, бухгалтер, учитель, программист, экскурсовод, фермер, актер, библиотекарь, водитель, художник, портной, сапожник, врач. Сгруппируйте их по типам профессий.

Формула выбора профессии
Сделать правильный выбор - значит, найти профессию, которая:
Интересна и привлекательна "ХОЧУ"
Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, больше зарабатывать. Задумайся, действительно ли ты выбираешь профессию?

Доступна и посильна "МОГУ"
Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других - за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.

Имеется спрос на рынке труда "НАДО"
Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный - невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования.

Профессия - это труд, который требует от человека определенной подготовки, немалых знаний. Придет время, вы станете взрослыми. Вам самим придется строить дома, растить хлеб: Многие из вас, наверняка, уже задумывались над вопросом "Кем быть?". А какие профессии вы знаете? Сейчас мы это проверим. Давайте немного поиграем. Воспользуемся алфавитом. Я называю букву, а вы - профессии на эту букву.
Игра "Буква-профессия"
А - аптекарь
Б - библиотекарь
В - врач
Г - гончар
Д - доярка
Е - егерь
Ж - жонглёр
З - закройщик
И - историк
К - кондуктор
Л - летчик
М - маляр
Н - нотариус
О - официант
П - продавец
Р - редактор
С - спасатель
Т - товаровед
У - учитель
Ф - фотограф
Х - художник
Ц - циркач
Ш - шофёр
Э - электрик
Ю - юрист
Я - языковед
Воспитатель. Вот сколько профессий существует на свете! И вы сможете выбрать любую из них, стать профессионалом своего дела, если будете учиться, стремиться к совершенствованию знаний. Но мало знать профессии, надо понимать, что главное в любой профессии - это труд. Нужно уже сейчас оценить тот факт, что дает труд человеку.
Слайд 3.
Давайте послушаем мысли великих людей о труде и его роли в жизни каждого.
Слайды с портретами и высказываниями о труде.
Слайды 4-11
Воспитатель. Вам всем стоит задуматься о своем будущем. Слова поэтов, художников, писателей, скульпторов, историков, полководцев, химиков, которые мы услышали, говорят о важности труда на жизненном пути.
Слайд 12-14.
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил поведения выступали пословицы и поговорки. Я предлагаю всем подумать и вспомнить пословицы и поговорки о труде, ведь не зря народ в течение многих веков слагал их в назидание потомкам.
"Закончи пословицу»
ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД ……
ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ….
НЕ СИДИ СЛОЖА РУКИ- ….
ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, …..
ДЕЛУ ВРЕМЯ, .……
ДЕРЕВЬЯ СМОТРИ В ПЛОДАХ, ……
ИЩИ НЕВЕСТУ НЕ В ХОРОВОДЕ, ……
МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО …..
ГОРЬКА РАБОТА, ……
ТРУД КОРМИТ, …
ГЛАЗА СТРАШАТСЯ, …
СКУЧЕН ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА, …
ДЕЛО МАСТЕРА…
Кто не работает - (тот не ест)
Хочешь есть калачи - (не сиди на печи)
Труд человека кормит - (а лень портит)
Кто любит труд (того люди чтут)
Без труда (не вынешь и рыбку из пруда)
Человек от лени болеет (а от труда здоровеет)
Землю красит солнце (а человека работа)?
слайде 16.
Слайд 17.
Воспитатель. Друзья! "Человек так создан, что отдыхает от одной работы, лишь взявшись за другую", - сказал известный писатель Анатоль Франс.

Сегодня мы уже много услышали о труде, о его роли в жизни человека. Полагаю, это поможет вам в подготовке к большой взрослой жизни. Уже сейчас вы должны задуматься и определиться, кем быть в будущем. Выбор профессии, которая будет вам приносить радость и удовлетворение, - очень важное дело.
Слайд 18
Воспитанник.
Да, профессий век не счесть -
Присмотреться время есть.
Кем же вы хотите стать?
Любопытно всем узнать.

Воспитатель. Давайте немного поиграем. Сейчас перед вами на экране будут представлены атрибуты различных профессий. Ваша задача - отгадать, какие профессии они представляют.
Слайды 19-26
Идут слайды с предметами. Воспитанники угадывают.

Слайд 27
Воспитатель. Вы достаточно хорошо ориентируетесь в мире профессий. Все мы знаем, что есть очень молодые профессии, а есть "вечные" профессии, которые пришли к нам из далекого прошлого: Словом, вы сейчас сами все увидите и услышите.

Слайды 28 -39
Слайд 40
Воспитанник.
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтеры
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы -
Все профессии нужны,
Все профессии важны!

Воспитатель. Чтобы немного расслабиться и освежить ваши знания, давайте поиграем. Сейчас перед вами появятся слова, буквы в которых нужно переставить так, чтобы получилось новое слово, обозначающее ту или иную профессию. На экране будут подсказки. Начинаем!
Слайд 41.
Игра "Переставь буквы"

Воспитатель. Все эти профессии вы знаете, они появились на свет очень давно. Но жизнь не стоит на месте, прогресс вносит в нее новейшие технологии, отношения. В последнее время появились профессии, о которых мы раньше и не слышали. Растет спрос на инициативных и предприимчивых работников. В недалеком будущем и вы пополните их ряды. А теперь посмотрите на топ-десятку профессий, которые, по результатам данных социологов, будут очень востребованы в ближайшем будущем.

Слайд 42. "Топ - десятка профессий будущего десятилетия"

Воспитатель. Я думаю, такие профессии, как эколог, психоаналитик, ландшафтный дизайнер, специалист по информационным технологиям вам знакомы. А первые в списке слова являются в нашем языке новыми. Сможете ли вы догадаться, какое определение подходит к названной профессии, мы сейчас и проверим. Только один ответ из трех предложенных является правильным.

Игра "Отгадай"

Идут слайды с вопросами -ответами. (43-48)

Воспитатель. Все эти профессии очень важны и очень сложны. Для того, чтобы стать признанным мастером своего дела, нужно много учиться, познавать новые технологии, пополнять знания. Большую помощь в профессиональном самоопределении могут оказать и астрологи.

Слайд 49
Так астрологи уверены, что подходящая профессия определена для каждого человека с рождения.

Слайды 50-62
Воспитатель. Ну что ж, будем считать, что в себе мы разобрались, теперь снова окунемся в мир профессий. Давайте проведем блиц-опрос, насколько хорошо вы усвоили само понятие "профессия". Конечно, этот блиц-опрос шуточный, но вы должны отнестись к нему со всей серьезностью.

Идут слайды "Блиц-опрос" (63-77)
Воспитатель. Подходит к концу наше путешествие в мир профессий. А для того, чтобы проверить, насколько хорошо вы разобрались, кто есть кто, попробуйте разгадать кроссворд. На экране появятся задания, а вы получите листки с кроссвордом. В течение 7-10 минут вспомните основные профессии.

Слайд 78
Воспитатель. Самый быстрый и самый знающий разгадывальщик кроссвордов получает приз!

Слайд 79
Воспитанник.
Каменщик - строит жилища,
Платья - работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль пошьет, натачает?
Стало быть, так и выходит -
Все, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно

Слайд 80
Воспитатель. Закончилось наше путешествие. Мне хочется пожелать, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя и полезным людям, и по-настоящему счастливым. До свидания!