Любой народ за время своего существования использовал различные орнаменты и узоры. Множество изображений потрясающей красоты дошло до нас еще из глубины веков. У каждого народа присутствует свой неповторимый почерк, зависящий от многих факторов. Нарисовать казахский, чувашский, хантыйский, осетинский, дагестанский, марийский орнамент или узор в картинках не сложно, они считаются самыми красивыми. Свою роль играет культура, местоположение на планете и индивидуальные особенности каждого мастера. Нельзя не радоваться тому, что эти национальные графические и этнические орнаменты и узоры - искусство, добравшееся до наших дней, и не исчезнувшее до сих пор, это как раскраска.

Любой народ за время своего существования использовал различные орнаменты и узоры

Тенденция держать дома посуду с народной росписью, украшать интерьер орнаментами и удмуртским узорам, с каждым днем больше входит в моду. Даже если не быть художником, можно приобрести трафареты или распечатать их с помощью бумаги, лист а4. Затем уже готовые шаблоны использовать так, подскажет внутренний голос. Например сделать детские цветные открытки.

Народные мастерские, в которых можно заказать такие трафареты или пригласить художника, обычно существуют в глубинке. Но и в столице можно при желании можно найти мастеров, которые могут нанести как простой орнамент или узор, так и более сложный. Украсить, к примеру, комнату ребенка такой росписью – большая радость для детей.

Есть орнаменты геометрические, не несущие никакого подтекста. Есть такие, которые содержат в себе какие-то значения и символы.

Русский орнамент: трафареты, которые легко сделать самому

Русский орнамент, например, на вышивке, известен каждому. Народные наряды в своей жизни видел хотя бы один раз каждый. Вот такая красота выходит из-под рук мастеров. И это еще не самые сложные варианты. Ничего не скажешь - искусство и есть искусство. А Русь на таланты была богата всегда.



Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще. И стоит для начала брать русский орнамент. Если не удастся приобрести трафареты, можно изготовить их самим или скачать в интернете. Вот такая схема легкая, ее сможет сделать любой, нужно только проявить усидчивость и терпение.

Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще





После того как станут получаться простые узоры, можно переключиться на более сложные

Галерея: орнаменты и узоры (25 фото)





















Бурятские узоры: песня степи

Бурятский орнамент, как и росписи всех монголоязычных представителей, в основе своей состоит из немудреных геометрических фигур:

  • ломаных линий;
  • зигзагов;
  • кругов;
  • ромбов;
  • других фигур.

Если рука хоть немного натренирована на самых простых рисунках, можно взяться за бурятский орнамент и монгольские рисунки. Вот некоторые из них. В них легко разглядеть и буддийские мотивы и башкирский стиль.




Якутский орнамент

Якутские произведения искусства узора поражают своей красотой. Особенно трудно отвести взгляд от работ, выполненных золотом. Помня про якутское золото, удивительно было бы не увидеть его в народном творчестве.

Вроде бы, ничего сложного, а смотрится волшебно.

Якутские произведения искусства узора поражают своей красотой

Как и в любом виде искусства, присутствуют и орнаменты попроще. Из геометрических фигур якутский народ очень любит использовать круги.





Татарский узор: шаблоны великого народа

Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах. Особенно это видно в национальной одежде (головных уборах, обуви с разноцветной мозаикой).

Украшение жилья коврами потрясающей красоты - одна из главных изюминок татарской нации. Любое жилье, будто сельское или городское, всегда было заполнено коврами, которые по красоте превосходили персидские. У татар всегда преобладали яркие цветочные мотивы.

Вышитые цветы можно увидеть не только на одежде, но и на предметах быта. Полотенца, наволочки, скатерти, фартуки, коврики для молитвы.

Про головные платки говорить можно говорить очень долго. В каждом доме по целому сундуку заполнено такими платками. Будничные, праздничные, свадебные - для каждого события есть свой платок, и для каждого платка - свой особенный узор. Вот такая красота - татарский и башкирский вышитый платок, что глаз не оторвать

Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах


Самым распространенным было искусство орнамента в резном деревянном зодчестве. Затем уже шла вышивка, узор на обуви и ковры. Очень малое место занимала у татарского народа тканевая аппликация. Но зато, в этой аппликации, что интересно, явно проглядывались восточные и греческие мотивы.




Самым популярным был и остается растительный орнамент. Трилистник, гвоздика, тюльпан, георгины, пионы и хризантемы – все это пользуется большой популярностью у татарских мастериц.

????????????????????????????

Глядя на эти произведения народного промысла, хочется, чтобы в доме был хотя бы один такой узор, радующий глаз

Геометрические узоры в интерьере: тренд сезона

Геометрические решения в оформлении интерьера - самая модная тенденция года. Строгость, стройность, аристократическая эстетичность - все это восхищает и используется в работе дизайнеров все чаще.

Геометрический стиль пришел в дома в разных видах:

  • как мебель
  • как аксессуары
  • как узоры и орнаменты.

Такие идеи воплощают сегодня дизайнеры в оформлении квартиры и офиса.

Геометрические решения в оформлении интерьера - самая модная тенденция года





Просто и красиво. И это становится девизом модных современных дизайнеров и стремящиеся к гармонии заказчиков такого интерьера.

Восточные узоры: в гости к сказке

Восточные узоры сегодня снова набирают популярность. Чаще они используются для росписи тканей, шелка, больших полотен. Восточный орнамент основан на ритме и построении элементов, на абстракции и стилизации реальных вещей. Корни этого искусства уходят в культуру Персии и Месопотамии. Каждый из узоров что-то символизирует. К примеру, обычная розетка - символ вселенского круговорота. Выполненная в форме цветка, она имела множество разновидностей. Это только один из немногих расшифрованных символов. Что скрывают в себе другие узоры, может остаться вечной тайной.

Восточные узоры сегодня снова набирают популярность




Самые частые мотивы восточных узоров - это растительный мотив, волшебные птицы и Мировое древо. В последнем соединяется масса символов наравне с реальными деталями. Восточный узор имеет еще одну особенность. Это ковровое заполнение. На поверхности узора сложно найти незанятое место. Линии, листочки, шишечки, колоски, травинки - ими заполнено все пространство. В частности это прием применяется в архитектуре, изготовлении декоративной посуды и одежды.

Узоры для детей: творим вместе с малышами

Развивать способности ребенка при помощи обучения его искусству узоров и орнаментов - способ, дающий отличные результаты. Попробуйте для начала сделать легкий растительный узор, это может быть рамка для текста или оконтовка для любого рисунка. Ниже приведена пошаговая инструкция, по которой сделать все очень просто.

Порядок работы следующий:

Разграфить выделенную область на восемь одинаковых участков. Провести горизонтальные линии и приступить к выполнению орнамента.

Выполнить следующий набросок.

Добавьте какие-то небольшие детали на свое усмотрение.

Уже ненужные линии, по которым делался набросок, необходимо стереть ластиком.






Орнаменты и узоры украсят будни. Особенно, если они изготовлены своими руками. Стоит только посмотреть на них и настроение улучшится. Попробуйте сами это увлекательное и красивое искусство, добавьте в повседневность нотки новизны, и жизнь заиграет новыми красками. Попробуйте рассмотреть все виды орнаментов, например русско народные, алтайские, тувинские, их можно росписать на тарелке.

Как сделать рисунок на стене: мастер-класс (видео)

Как сделать трафарет своими руками (видео)

Другие виды росписи и рисования

(41 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Надежда

Сколько интересного и полезного материала!!! Это сколько же перелопачено литературы и информации. чтобы нам все это предоставить в пользование. Кладезь просто. Для меня это такая находка! Спасибо большое. Всем удачи в творчестве.

Гульсиня Гибадуллина

Современный толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой объясняет значение слов УЗОР и ОРНАМЕНТ так:

"УЗОР"

а) Рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней и т. п.

б) Сложное переплетение, живописное расположение чего-л., образующее или напоминающее такой рисунок.

"ОРНАМЕНТ"

Художественное украшение, узор, для которого характерно ритмичное расположение геометрических или стилизованных растительных и животных элементов рисунка.

Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Узоры применялись мастерами в архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву.

Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. В цветочно-растительных мотивах существуют три направления: степное, луговое и садовое.

Для степного направления более характерны мотивы с изображением маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик.

Мотив гвоздики

Мотив тюльпана


Мотив мака


Для луговых мотивов - цветы шиповника, колокольчика, ромашки, васильков.

Мотив шиповника



Мотив колокольчика


А для садовых мотивов характерны георгины, хризантемы, розы, астры.

Мотив георгина


Наиболее часто встречаются два цветка, которые использует татарский орнамент. Это тюльпан и гвоздика.

Публикации по теме:

«Украшение полотенца». Конспект занятия по аппликации по мотивам национальных орнаментов (старшая группа) Цель: формирование поликультурной компетенции у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Прививать уважение и любовь к родному краю,.

Картотека русских, мордовских, татарских народных игр для старшего дошкольного возраста ИСТОРИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни.

«Знакомство с дымковской игрушкой. Рисование дымковских узоров»Программные задачи О: познакомить с дымковскими игрушками, дымковскими узорами;.

Литературная гостиная «Осенние мотивы» Литературная гостиная «Осенние мотивы». Цель: развивать эстетическое восприятие осенней природы через художественно -речевую и музыкальную.

Здравствуйте, уважаемые друзья и гости любимого сайта! Городецкая роспись - это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в.

Осень самая яркая и дивная пора,в которой бушуют множество разных красок. Каждый год мы проводим со своей сменщицей Макаровой Светланой.

Не знаю как вы, а я живу в ритме так сказать одной из пословиц "Готовь сани летом". Вроде только недавно отшумели новогодние праздники,.

Елена Моторина

Предлагаю вашему вниманию дидактические игры по ознакомлению с татарским орнаментом детей среднего дошкольного возраста. Игры подобраны в соответствии с новыми требованиями к уголку «Туган ирем Татарстан » .

Дидактическая игра «Найди пару» (домино)

Цель игры :

Учить детей находить одинаковые картинки и соединять их в цепочки. Закреплять название элементов татарского орнамента .

Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление. Воспитывать интерес к искусству татарского народа .

Правила игры :

Домино – увлекательная настольная игра, в которой используются пластинки. Эта пластинка разделена на две части, набор домино включает 28 пластинок.

Игра рассчитана для 2-4 игроков. Пластинки перемешиваются. Каждый игрок берет по 6 карточек. Остальные карточки в «резерве» на середине. Каждый игрок по очереди, по часовой стрелке выкладывает 1 карточку так, чтобы одна из картинок карточки была одинакова с одной из крайних картинок на игровом поле. Если у игрока подходящей карточки нет, то он идет в «резерв» и берет карточки, пока не найдет нужную. Если карточек больше нет в «резерве» игрок пропускает ход. Если никто из игроков не может ходить, игра окончена.

Дидактическая игра «Составь узор на салфетке»

Цель игры :

Учить детей составлять татарский национальный узор или орнамент на салфетке .

Развивать умение составлять красивые композиции. Обогатить словарь детей , названиями . Развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации.

Воспитывать интерес к истории татарского народа и его традициям

Правила игры :

В игре используются «салфетки» белого, желтого и красного цвета, элементы татарского орнамента - тюльпаны , колокольчики, листики.

1 вариант. Каждый игрок берет по одной «салфетке» и выбирая элементы татарского орнамента выкладывает на ней узор.

2 вариант. Игроку дается «салфетка» с уже выложенным на ней узором. Ему необходимо выложить такой же узор на своей «салфетке» .

Дидактическая игра «Найди и назови»

Цель игры :

Учить детей находить и называть элементы татарского орнамента : тюльпан, колокольчик, лист, составлять из них пары. Обогащать словарь детей , названиями татарского национального орнамента .

Развивать внимание, память.

Воспитывать интерес к искусству татарского народа .

Правила игры :

В игре используются большие, разделенные на две части, и маленькие карточки. Каждый игрок берет по 1-2 большой карточки. Маленькие карточки перемешиваются.

1вариант Ведущий показывает по одной маленькой карточке, называя татарский элемент , который на ней изображен. Игроки должны найти этот элемент на своей большой карточке, еще раз назвать его и положить на вторую пустую часть большой карточки.

2 вариант Ведущий показывает по одной маленькой карточке, не называя татарский элемент , который на ней изображен. Игроки должны найти этот элемент на своей большой карточке, назвать его и положить на вторую пустую часть карточки.

3 вариант Игрокам предлагается найти на маленьких карточках все элементы тюльпана (колокольчика, листика, назвать этот элемент и положить их на вторую пустую часть большой карточки.


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества № 1»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ

Тема: «Стилизованный татарский орнамент (панно из бумаги)»

Разработала: Матькова Е.П., педагог дополнительного образования

Ульяновск-2016

Тема: «Стилизованный татарский орнамент (панно из бумаги)».

Тип занятия: комбинированное.

Цель: создание условий, способствующих пробуждению интереса к истории родного края.

Задачи:

Обучающие:

    познакомить учащихся с названиями элементов татарского орнамента («тюльпан», «шиповник», «волна») ;

    активизировать речь детей в названии татарских национальных узорах.

    закрепить знания учащихся по выполнению аппликации;

    обучать детей выполнять панно в виде татарского орнамента способом накладной аппликации ;

    освоить приемы сложения предметов (узоров) из частей по образцу;

    повторить правила безопасности при работе с ножницами, клеем.

Развивающие:

    развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;

    развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации;

    способствовать развитию художественного вкуса;

    развивать художественный вкус при подборе и расположении элементов.

Воспитательные:

    воспитывать в детях уважение друг к другу, к людям другой национальности;

    воспитывать интерес к истории татарского народа и его традициям

Методическое оснащение занятия: конспект занятия.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация образцов, иллюстраций, узоров), практические (демонстрация приёмов работы).

Материалы, инструменты, оборудование:

Образцы элементов панно, иллюстрации татарского национального орнамента, иллюстрации татарского национального костюма (платье, фартук, жилет, тюбетейка, калфак, сапоги), шаблоны национальных узоров («тюльпан», «колокольчик», «волна»), «письмо» цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, скотч, большая фото-рамка со стеклом, иллюстрации «Казанский кремль», «Чак-чак», «Флаг, герб Татарстана»).

Форма организации деятельности: групповая.

Ход занятия:

1. Организационный этап (приветствие, упражнение «Здравствуй, друг!)

2. Подготовительный этап (ведение в тему занятия).

Ребята, сегодня я получила необычное письмо. Что здесь написано никак не разберу, потому что написано не по-русски.

Но есть подсказка – картинки (Казанский кремль, чак-чак, национальный флаг Татарстана). Посмотрите на них внимательно. Если мы сможем отгадать, что на них изображено, то поймем, откуда пришло письмо и что в нём написано (ответы детей).

Переворачиваю каждое слово Исэнмесез, хормэтле иптэшлэр и читаю (Здравстуйте, дорогие друзья!) Молодцы! Отгадали!

Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живём? А как называется наш город? (ответы детей).

Вы, наверное, знаете, что в нашем родном городе живут люди разных национальностей, которые имеют свой язык, культуру, свои танцы, песни, костюмы. (Русские, башкиры, чуваши, мордва, татары, украинцы).

Сегодня мы поговорим с вами о татарской национальности, потому, что скоро у нас праздник, посвящённый татарскому народу.

Что вы уже знаете о татарах? (ответы детей)

Они живут в республике Татарстан, столица - город Казань. Они говорят на татарском языке, но многие говорят и на русском языке. У них есть особые национальные блюда - плов, беляши, чак-чак. На праздник татары надевают национальные костюмы. Женщины - платья, фартуки, жилеты, калфак. Мужчины - рубашки, широкие брюки, кожаные башмаки, тюбетейки.

3. Изучение нового учебного материала

Сегодня мы познакомимся с татарским народным орнаментом. Ребята, что такое орнамент? (ответы детей). Орнамент - это украшение, узор. Им расписывают посуду, шкатулки, сундуки, расшивают полотенца, салфетки, скатерти, костюмы.

Я принесла вам образцы татарского орнамента. У татарского народа существует несколько видов орнамента. (Рассказ и демонстрация образцов).

«Цветочно-растительный». Мотивы волнообразных побегов, цветов тюльпана, ромашки, лотоса, фиалки. Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, фартуки, головные уборы.

«Геометрический» . Геометрические мотивы - линии, волны, зигзаги, спирали, ломаные линии. Применяется в украшении сельского жилища, ювелирных изделий.


«Зооморфный» Изображения голубей, уток, бабочек, лебедей, пчёл. Встречается в основном в резьбе по дереву.


Основные цвета орнамента - зелёный, красный, жёлтый, синий, оранжевый.

Сегодня мы сделаем вот такую коллективную работу (показываю панно).

Ребята, скажите мне, из чего состоит это панно? (из отдельных элементов) А из чего сделаны отдельные элементы – стилизованные узоры? (из бумаги). Как нужно делать такие красивые элементы? (вырезать из бумаги и наклеить на бумажные квадраты)

Когда вы всё сделаете, сложим их в одну большую картину-панно, она будет представлена на нашем празднике.

Физкультминутка:

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

Руки подняли и покачали -

Это цветы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Так ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки отставим назад.

4. Практическая работа

Инструктаж.

У нас будет две команды «Тюльпан» и «Волна». Первая команда делает первый вид орнамента (стилизованный тюльпан), вторая - стилизованную волну. Посмотрим, какая команда справилась лучше.

Самостоятельная работа.

Раздаю детали. Открываем конверты. Рассматриваем узор и его элементы.

Из чего состоит этот узор? (Квадрат, тюльпан, овала с заострёнными углами) А этот? (Квадрат, волна и круг).

Вам нужно будет вырезать квадраты из цветной бумаги, и приклеить на них элементы стилизованного орнамента.

Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.

Во время практической работы можно провести пальчиковую игру.

Пальчиковая игра «Цветок»

У каждого из вас кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении),

Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают раскрытый бутон)

Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).

К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть – нераскрывшийся цветок),

И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении)

До утра как птенчик (кисти рук положить под щёку – имитация сна).

Из каких элементов состоит этот узор ? (цветок, листок)

Как называется этот цветок? (Тюльпан)

Какого цвета большой цветок? (красного) А маленький? (жёлтого)

Какого цвета лепестки? (зелёного)

Во время работы показываю технику выполнения орнамента поэтапно. Дети выполняют коллективную работу. В ходе её выполнения оказываю помощь некоторым детям, подсказывая, направляя. Проговариваю вместе с детьми названия деталей.

5. Контрольный этап

Текущий контроль. В процессе работы оказывается индивидуальная помощь.

6. Заключительная часть

Ребята, мы с вами закончили работу. Все внимательно слушали и успешно справились с заданием.

Понравилось ли вам занятие?

Ребята, о каком народе Поволжья мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Кому было трудно справиться с работой?

Теперь давайте уберём свое рабочее место.

Приложение

Шаблон орнамента «Волна»

Шаблон узора «Тюльпан»

Шаблон узора «Пион»