Александр Пушкин был либерально настроенным гражданином, проповедующим активную жизненную позицию. Он часто критиковал представителей власти за то, что они не могут обеспечить благополучия и процветания народу – движущей силе России. Одним из таких обличающих стихотворений является «Деревня».

«Деревня» была написана в 1819 году. Если договорить о периодах творчества, стихотворение можно отнести ко второму, петербургскому этапу. На произведение повлияли и новые общественно-политические идеи, тайные собрания декабристов, общение с ними. В то время поэт увлекался дискуссиями о несправедливости самодержавия и антигуманизме крепостничества.

Именно в это время Александр Сергеевич примкнул к тайному союзу декабристов, в котором уже тогда вынашивались проекты конституции, ограничивающей власть царя. Однако новые сторонники восторженного и пылкого поэта не спешили принимать его «в дело». Они боялись, что провал революционного выступления повлечет за собой суровое наказание, и хотели уберечь талантливого Пушкина от неистового гнева самодержавия, который мог обернуться для поэта гибелью. А потому вклад творца был сугубо литературный, и о выступлении декабристов на Сенатской площади в 1825 году он узнает только после того, как оно состоялось, не приняв в нем участия и не запятнав свое имя.

Жанр, размер, направление

Можно заметить, что стихотворение написано в жанре ораторского выступления. Автор является голосом всех прогрессивно мыслящих людей того времени, которые не согласны с системой крепостничества. Пушкин специально обратился к такому жанру, так как произведением является своеобразным призывом покончить с несправедливостью. Это дает основание отнести «Деревню» к реалистическому направлению. Хотя есть и черты романтизма. Творец – типичный романтический герой, противопоставленный обществу барства. На примере антитезы села и города мы видим принцип двоемирия, характерный для данного направления. Есть идеальный мир и противопоставленная ему реальность.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, чередующимся с четырехстопным. Рифмовка перекрестная, мужская рифма (1-я, 3-я строки) чередуется с женской (2-я, 4-я строки).

Композиция

Композицию «Деревни» можно определить как двухчастную. При прочтении в глаза бросается яркая антитеза. В первой части поэт воспевает красоту природы, говорит о том, как ему хорошо отдыхается и легко дышится в деревне. Затем будто начинается совершенно другое стихотворение, так как настроение резко меняется. Во второй части Пушкин рассуждает об «обратной стороне медали» этой красоты – «барстве диком».

Таким образом, с помощью композиции автор выражает главную мысль стихотворения: крепостничество портит народ и губит будущее страны. Наши земли богаты и плодородны, наша природа красива и ласкова, наши люди высокоморальны и сильны. А вот бесчувственная и эгоистичная власть перечеркивает все эти достоинства, грабя своих же потомков непомерным потреблением и безответственным отношением к этим богатствам.

Главные герои и их характеристики

Лирический герой может ценить природу и чувствовать слияние с миром. Поэт рисует блаженную картину: нивы, луга, «сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «мирный шум дубрав». Потом лирическое «Я» автора меняется. Из восторженного ценителя красоты он превращается в ярого оппозиционного критика, который понимает недочеты социального устройства своей родины. Он не оставляет в покое и себя, говоря о том, что его дар недостаточно пронзителен, чтобы пронять черствые сердца.

Примечателен образ помещиков: «Барство дикое, без чувства, без закона…». Это невежественные, алчные и порочные люди, которые пируют за счет «рабства тощего». Поэт сочувствует крестьянам, в частности «девам юным», которые «цветут для прихоти бесчувственной злодея». Пушкин много времени проводил в своих загородных усадьбах, поэтому много знал и видел, как иные соседи обращаются с крепостными. Причем автор подмечает, что у господ нет оснований считать себя выше простонародья, ведь и барин, и холоп в одинаковой мере невежественны и дики. Только один возвышается за счет своего страдания и праведного труда, а второй лишь падает в наших глазах, потому что является несправедливым тираном.

Темы и проблемы

  • Главная проблема произведения – несправедливость крепостного права . Пушкин стремится показать его несвободу и жестокость. Пока одни люди безгранично властвуют над другими, в обществе будет назревать напряженность, да и страна с таким микроклиматом не будет развиваться гармонично.
  • Тема природы. Автор восхищается деревенским пейзажем, его вдохновляют красоты деревенской глуши, где к природным богатствам прибавляются духовные и нравственные ценности: честный труд, большое и здоровое семейство, гармония с окружающим миром.
  • Проблема невежества. Поэт сетует на то, что ему не дано достучаться до злых сердец помещиков, которые, вероятно, и не читают его стихов, да и вообще ничего не читают. Поэтому им и кажется, что рабство – это нормальное явление, что они действительно имеют право тиранить крестьян и красть у них последнее достояние.
  • Тема творчества. Автор возмущен, что судьба обделила его «витийства грозным даром». Он полагает, что его строки недостаточно убедительны для власть имущих. В этом призыве очевидна самокритика Пушкина, его вечное стремление в совершенству.
  • Проблема бесправия крестьян. Описывается не только порочность господ, но и тяжкое бремя их рабов. Девушки обречены стать игрушкой для барина, а добродетельными женами и матерями. Молодые люди – всего лишь физическая сила для новых нужд помещика, их жизни скоротечны и безрадостны от изнуряющего труда.
  • Антитеза деревни и города. Сельская местность предстает идеальным уединенным местом, где любой человек может стать лучше и найти силы стряхнуть лень с души. А вот столичный лоск только нагоняет тоску и провоцирует праздность мысли и духа. Там одно притворство, здесь же поэт обрел истину.
  • Идея

    Автор восстает против жестокости самодержавия и желает свободы для своих соотечественников, которых он считает равными себе, к какому бы сословию они не принадлежали. Он пытается донести людям идею о том, что в такой несправедливости больше невозможно жить.

    Кроме того, смысл «Деревни» заключается в том, чтобы показать контраст между красотами и благами русской земли и теми, кто ею распоряжается. Барство разоряет страну, угнетает народ, в нем же самом нет никакой пользы, потому что такая власть только развращает душу. Основная мысль стихотворения в том, что поэт всеми силами хочет приблизить «свободы просвещенной прекрасную зарю».

    Средства художественной выразительности

    Главным средством художественной выразительности в «Деревне» является антитеза – она помогает раскрыть замысел автора. Первую часть Пушкин оформляет так, что читатель погружается в атмосферу спокойствия. Это создается благодаря эпитетам: «мирный шум», «тишина полей», «лазурные равнины».

    Вторая часть произведения более эмоциональна, Пушкин недоволен и даже возмущен сложившейся ситуацией. Отсюда вытекает много слов с яркой эмоциональной окраской, преимущественно эпитетов: «барство дикое», «неумолимый владелец», «пагуб людей», «тягостный ярем». С помощью анафоры (во второй части стихотворения строки несколько раз начинаются со слова «Здесь») Александр Сергеевич пытается перечислить все, чем он недоволен, выразить все безобразие, которое наблюдает.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Деревня» Александр Пушкин

Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья. Я твой - я променял порочный двор Цирцей, Роскошные пиры, забавы, заблужденья На мирный шум дубров, на тишину полей, На праздность вольную, подругу размышленья. Я твой - люблю сей темный сад С его прохладой и цветами, Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят. Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крилаты; Везде следы довольства и труда... Я здесь, от суетных оков освобожденный, Учуся в истине блаженство находить, Свободною душой закон боготворить, Роптанью не внимать толпы непросвещенной, Участьем отвечать застенчивой мольбе И не завидывать судьбе Злодея иль глупца - в величии неправом. Оракулы веков, здесь вопрошаю вас! В уединеньи величавом Слышнее ваш отрадный глас. Он гонит лени сон угрюмый, К трудам рождает жар во мне, И ваши творческие думы В душевной зреют глубине. Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде невежества убийственный позор. Не видя слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное судьбой, Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут, Надежд и склонностей в душе питать не смея, Здесь девы юные цветут Для прихоти бесчувственной злодея. Опора милая стареющих отцов, Младые сыновья, товарищи трудов, Из хижины родной идут собой умножить Дворовые толпы измученных рабов. О, если б голос мой умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой витийства грозный дар? Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Анализ стихотворения Пушкина «Деревня»

В 1819 году 20-летний Пушкин приехал ненадолго их Санкт-Петербурга в свое родовое поместье Михайловское. Именно здесь было написано его знаменитое стихотворение «Деревня», в котором автор анализирует не только собственную жизнь, но и дает оценку общественно-политическим событиям, которые происходят в России.

Стихотворение «Деревня» создано в форме элегии, однако его размеренный ритм, настраивающий на философский лад, весьма обманчив . Если в первой части произведения поэт признается в любви к своей родине, подчеркивая, что именно в Михайловском он был когда-то безмятежно счастлив, то во второй части «мысль ужасная здесь душу омрачает».

Столь пессимистичное настроение Пушкина объясняется достаточно просто. Еще подростком поэт неоднократно задумывался над тем, как несовершенно и несправедливо устроен мир. Люди, которые вынуждены с утра до ночи трудиться на земле, влачат нищенское существование. А те, кто привык проводить свои дни в праздном увеселении, ни в чем себе не отказывают. Однако более четко эти мысли сформировались у поэта несколько позже, когда в Санкт-Петербурге он довольно близко сошелся с будущими декабристами, проникнувшись их передовыми на то время идеями братства и равенства. Именно поэтому в первых строчках стихотворения «Деревня» поэт как бы невзначай упоминает о том, что он «променял порочный двор цирцей» на «мирный шум дубров, на тишину полей». Это противопоставление используется автором отнюдь не случайно. Пушкин, обращаясь к родной земле, признается: «Я твой». Он отождествляет себя не с высшим светом, от которого, по сути, зависит его судьба и блестящее будущее, а с обычными крестьянами, которые по духу поэту гораздо ближе и понятнее, чем графы и князья, считающие, что миром правят исключительно деньги. Поэтому, вернувшись в Михайловское, Пушкин отмечает, что «я здесь, от суетных оков освобожденный, учуся в истине блаженство находить».

Тем не менее, деятельная и бурная натура поэта не может долго наслаждаться тишиной и спокойствием сельской жизни в то время, как мир катится в пропасть . Поэта угнетает тот факт, что люди его круга предпочитает не замечать нищету и убогость быта крепостных крестьян и не считают их за людей. На фоне слез и страданий тысяч угнетенных царит «барство дикое, без чувства, без закона», благодаря которому труд рабов присваивают себе другие. И при этом считают, что это вполне справедливо, потому как они – почти боги, которые пришли в эту жизнь исключительно для того, чтобы получать все мыслимые и немыслимые наслаждения.

В противовес «хозяевам жизни» поэт очень образно и емко воспроизводит быт тех, кто тащит на себе «тягостный ярем до гроба». Этим людям чужды такие понятия, как справедливость и свобода, так как они не знают, что подобное, в принципе, возможно. Ведь испокон веков «здесь девы юные цвету для прихоти бесчувственной злодеев», а юноши, которые должны стать надежной опорой своих отцов, «идут собой умножить дворовые толпы измученных рабов».

Обращаясь к своему народу, забитому и угнетенному, поэт мечтает о том, чтобы его голос «умел сердца тревожить» . Тогда бы автор смог своими стихами изменить мир к лучшему и восстановить справедливость. Однако Пушкин понимает, что сделать это, даже обладая огромным поэтическим даром, практически невозможно. Поэтому в последних строчках стихотворения поэт задается вопросом, доведется ли ему увидеть «рабство, павшее по манию царя». Пушкин пока еще верит в нерушимость самодержавия и надеется, что здравомыслие августейшей особы сможет положить конец страданиям сотен тысяч русских крепостных, которые по воле судьбы родились рабами.

Текст стихотворения Пушкина «Деревня» воспринимается неоднозначно из-за контрастности его смысловых частей. Создано произведение было в 1819 году, когда поэт посещал родительское имение.

На первый взгляд всё довольно просто и понятно. Стихотворение посвящено родному дому. Автор признаётся в своей неоспоримой принадлежности этим местам, заменить которые ему не смогли ни роскошные пиры, ни дворцовые забавы. Только на лоне местной природы поэт чувствует, что способен творить по-настоящему. Но Пушкин не ограничился лишь размеренным описанием пасторальных картин, открывающихся взору городского жителя. Первую часть стихотворения можно было бы считать одой, прославляющей сельский быт и пейзажи, если бы не резкое противопоставление и смена настроения во второй. Здесь плавный рассказ о благостном времяпрепровождении в деревне перекрывается негодованием по поводу мрачных реалий существования простого народа. Поэт открыто порицает рабское положение крестьян, и задаётся вопросом: изменит ли царь сложившуюся ситуацию.

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой – я променял порочный двор Цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой – люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда…

Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной,
Участьем отвечать застенчивой мольбе
И не завидывать судьбе
Злодея иль глупца – в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединеньи величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Стихотворение «Деревня» написано А.С.Пушкиным в 1819 году в имении своего отца и относится к петербургскому периоду творчества.
«Деревня» представляет собой социально-политический монолог и затрагивает глубоко волнующие автора проблемы настоящего и будущего России. Будучи по своим убеждениям сторонником конституционной монархии, Пушкин обличает господствующее в стране крепостное право, считает, что избавление крестьян от тяжкого бремени должно произойти «сверху», «по манию царя».

Интересной особенностью стихотворения является использование автором приёма жанрового смешения. Композиция, лексика, изобразительные средства создаёт постепенно нарастающий эмоциональный подъём.

Первая часть произведения наполнена созерцательно-элегическими размышлениями поэта о русской деревне, композиционное ядро здесь составляет лирический пейзаж Михайловского, схожий с картинами природы из стихотворения «Вновь я посетил».

Сентиментальный деревенский пейзаж с его «светлыми ручьями», «лазурными равнинами» озёр и «влажными берегами» создаёт ощущение спокойствия и благостности. Безграничность и просторность горизонта – это словно естественный символ освобождения поэта от «суетных оков», обретение желанного покоя «на лоне счастья и забвенья» и возможности предаться духовным исканиям.

В отличие от первой части стихотворения, жанр которой ближе всего к сентиментальной пасторали, вторая часть больше всего напоминает политический памфлет, то есть произведение обличительного характера.

Поэтические красоты родной природы не скрывают от взора лирического героя иные картины русской деревни:

«невежества убийственный позор», убогие «хижины», «дворовые толпы измученных рабов».

без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.

Поэт полон решимости обратить взор власть имущих на то, какое тяжёлое и униженное существование влачит «рабство тощее», мечтает увидеть «народ неугнетенный», всей душой сожалеет о недостаточности своего призыва.

Поэтому совсем не утверждением, а настойчивым вопросом завершается стихотворение «Деревня»:

Увижу ль, о, друзья, народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдёт ли наконец прекрасная Заря?

Такой финал не случаен. Пушкин и ждёт ответа, и не находит его.
Таким образом, контрастное противопоставление красоты природы и реальной жизни поддерживается жанровым контрастом стихотворения – идиллия и памфлет.

Поэт использует средства поэтической выразительности, благодаря которым достигается задуманный поэтом эффект.

Огромную роль играют антонимические образы и противопоставления:

«Барство дикое» — «Рабство тощее»,

«праздность вольная» — «тягостный ярем»,

«творческие думы» — «мысль ужасная»,

«везде следы довольства и труда» — «везде Невежества убийственный Позор»,

«я здесь, от суетных оков освобожденный…» — «дворов толпы измученных рабов»,

«порочный двор Цирцей» — «мирный шум дубрав».

Пушкин включает в стихотворение «Деревня» свойственные для одического жанра восклицания:

«Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!», «О, если б голос мой умел сердца тревожить!»,

а также риторические вопросы:

«Почто в груди моей горит бесплодный жар?», «Увижу ль, о, друзья! народ неугнетенный?»

Кстати, подобные обращения свойственны и публицистическому стилю памфлета. Звучание собой торжественности придаёт произведению и стихотворный размер – шестистопный ямб, так называемый александрийский стих, свойственный одическому жанру.
При жизни Пушкина печаталась лишь первая часть стихотворения. Вторая же распространялась только в списках. Полностью «Деревня» была издана Герценом за границей в 1856 году, а в России лишь в 1870-м.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Стихотворение «Деревня» Пушкина, анализ которого мы проведем, показательно для понимания того, что лирику трудно разделить по тематическому признаку. Рамки одной темы тесны для этой элегии. В ней найдена новая форма воплощения вольнолюбивых мотивов, но, кроме этого, создана картина сельской природы, а также выражены мысли об истории, литературе, творчестве.

Главным художественным средством в стихотворении «Деревня», по жанровой природе близком элегии (от греч. «печальная песня», жанровая форма в лирике, стихотворение, выражающее сосредоточенное размышление или являющееся эмоциональным монологом, передающим печаль лирического героя от сознания морально-политических несовершенств или от любовных неурядиц), является антитеза. Антитеза (от греч. «противоположение») — это открыто выраженное противопоставление, контраст, который не скрыт за другими соотношениями, а выявлен благодаря художественным особенностям произведения. В «Деревне» развернутая антитеза возникает между двумя частями стихотворения. Первая состоит из трех строф, опубликованных в 1826 г. под названием «Уединение». В них использован вольный ямб. В начальном четверостишии повторяется сочетание трех строчек шестистопного ямба с четырехстопным завершением, которое является постоянным в первой русской элегии, принадлежащей В.А. Жуковскому («Вечер», 1806). Как и в ней, лирическому герою, пребывающему на лоне природы, дороги приметы пейзажа — «мирный шум дубров», «тишина полей». О прохладе темного сада, ароматах цветов и сена, переливах воды в ручьях и озерах идет речь во второй строфе, продолжающей обрисовку сельской гармонии. Мысль о том, что в природе внимательному наблюдателю открывается не только красота, но и равновесие цветов, звуков, запахов, звучала у Жуковского. Оно не бросалось в глаза, было «тихим» («Как тихая твоя гармония приятна!..» — «Вечер»), но умиротворяло душу, заставляя верить в осмысленность бытия.

Взору лирического героя Пушкина во всем видятся «следы довольства»: луг уставлен скирдами сена, на озере белеет парус рыбаря, нивы распаханы, по берегу бродят стада, вращаются крылья мельниц, топятся печи в овинах, где сушится зерно.

Богатство и многообразие человеческого быта дополняют гармоничное сочетание цветов и звуков в природе (темный сад — светлые ручьи, лазурные озера — желтые нивы; тишина полей — шум ручьев). Все движется, переливается, составляет «подвижную картину». Над ней веет ветер, разносящий ароматы цветов и дым, вырывающийся из труб овинов.

«Рассыпанная» («Вдали рассыпанные хаты...») по земле жизнь заставляет лирического героя забывать о заблуждениях, внушенных ему столичным времяпрепровождением. Оно было роскошно, пиры сменялись забавами, его очаровывали великосветские цирцеи (Цирцея, или Кирка, — в греческой мифологи имя волшебницы, удерживавшей на своем острове Одиссея, — Гомер. «Одиссея», X), но там не было места для «трудов и вдохновенья». Душа ожила только в «пустынном уголке», успокоенная тишиной природы. Во внутреннем мире лирического героя воцаряется гармония, поток его дней «льется», он не обращает внимания на время, погрузившись в размышления. Для всех забвение внешнего существования кажется «праздностью», но в действительности интенсивная внутренняя жизнь — это труд, приносящий счастье. В первой строфе элегии не только начинается создание картины природы, которая станет антитезой тому, во что люди превратили мирный уголок, но и привлекается внимание к причинам отказа от суетности и ложных очарований:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой — я променял порочный двор цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

В третьей строфе лирический герой возвращается к намеченной в начале художественной цели, обрисовка пейзажа (прототипическими были впечатления от природы, увиденной поэтом в Михайловском, родовом имении, которое он посетил в юности) уступает место лирическому излиянию, характеризующему его интересы. Ощущая себя освобожденным от оков светского многолюдства, от влияния толпы, поклоняющейся злодеям и глупцам, он обретает истинное наслаждение в одиночестве: наедине с собой ищет ответы на свои сомнения в трудах историков и писателей («Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!», оракул — лат. «прорицатель»). Там его нравственное чувство находит отклик, доставляющий радость, блаженство. Его правота подтверждается истинами, открытыми в другие эпохи. Независимо от времени для человека ценными остаются свобода, сочувствие, самостоятельность мышления— те гуманистические идеалы, которые воодушевляют творца: пробуждают душу от «сна угрюмого», «к трудам рождают жар». В них зерно истины, зреющее в нем, чтобы дать прекрасные исходы в творчестве.

Важнейшими для лирического героя представляются просветительские требования: он не просто стремится к пониманию трудов защитников народных интересов и проповедников разумных преобразований в обществе, но учится «закон боготворить», вслушивается в «застенчивую мольбу», готов обличать «величие неправое». Вторая часть стихотворения, из-за появления которой оно не было опубликовано полностью, содержит резкую критику главного порока социальной жизни в России — крепостного права. «Мысль ужасная» о нем омрачает размышления, побуждает забыть и о красотах природы, и о творческих планах. Ни одно из внутренних ощущений не заглушает стонов, доносящихся с «цветущих нив», не заслоняет зрелища «убийственного позора», заметного «везде», в целом «здесь», в России. Долготерпение народа и невежество «барства дикого» — те нравственные пороки, которые отдаляют человечество («друг человечества» — определение, значимое для просветительской характеристики взглядов лирического героя) от «избраннейшего» дня — «прекрасной зари» свободы. В завершающих строчках, как и в стихотворении «К Чаадаеву», звучит реминисценция из радищевской оды «Вольность», на что указывает и шестистопный ямб финала (в тексте элегии такие шестистопные строчки чередуются с четырехстопными, это чередование имеет нерегулярный характер, образуя вольный ямб).

Между первой и второй частями стихотворения «Деревня» (Пушкин), анализ которого нас интересует, существует развернутая антитеза. Ее основой становятся гуманистические идеалы лирического героя, которым противопоставлена картина рабства. Его «застенчивой мольбе» (внимать ей с участьем должен научиться каждый, кто способен освободиться «от суетных оков») необходимо выражение, которое может найти только поэт, кому дан «грозный дар», позволяющий «сердца тревожить». Таким образом, важным моментом в содержании стихотворения становятся размышления о роли художника в общественных схватках. Он не один из тех, кто в открытой борьбе сражается с самовластьем, а сознающий свою исключительность вития (оратор, красноречивый человек), взывающий к народам и царям, повышая действенность нравоучения, благодаря выразительной силе искусства:

Почто в груди моей горит бесплодный жар?

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

В рассказе о приметах крепостной жизни особое значение имеют эпитеты, усиливающие реалистическое по своей достоверности и конкретности изображение действительности. Невежество — «убийственный» порок, ярем неволи «тягостен» для всех, владельцы душ — «дикие», «неумолимые», «бесчувственные»; рабы «измученные», покорные «насильственной лозе», обреченные склоняться «на чуждый плуг», не смеющие «надежд и склонностей в душе питать». Они труженики, «земледельцы», но их «собственность и время» присвоили себе, подобно завоевателям, помещики, превратившие их в рабов. Социальные различия возникли «на пагубу людей», доказательством чего становится представленное полотно. И его детали, и стилистические особенности не оставляют сомнения в том, что лирическому герою важно не только осудить беззаконие, но и выявить бесчувственность «злодеев», поднявших на ближнего «бич», не замечающих слез и стонов, мучающих «дев юных», «младых сыновей», их стареющих родителей. Лирическое излияние акцентирует эмоциональный накал переживания, рассказ превращается в гневное осуждение, независимо от смыслового плана. Оценивая его, Александр I, получивший от автора список элегии, отозвался о стихотворении неожиданно спокойно, как о выражении «добрых чувств». Действительно, в финале элегии лирический герой, ожидающий зари свободы, ее восход связывает с «манией» (действием) царя:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Однако можно даже не вспоминать о том, в чем состояла суть «отчизны призыванья» («К Чаадаеву»), обрисованная в других стихах, посвященных вольнолюбивым устремлениям. Достаточно внимательно прислушаться к голосу лирического героя «Деревни», обращающемуся к сердцам, душам друзей человечества («Но мысль ужасная здесь душу омрачает...», «О, если б голос мой умел сердца тревожить!»), чтобы поставить элегию в один ряд с ними, выделив ее как открытый протест против устоев российского общества. Как и в оде «Вольность», главным является бунтарский пафос (непосредственно-эмоциональное отношение автора к реальности, по выражению В.Г. Белинского, «идея — страсть»), который очевиден при анализе художественных особенностей произведения. Его образный ряд, эмоциональное наполнение несут на себе отпечаток «грозных» предчувствий свидетелей векового угнетения народа, превратившегося для пушкинского поколения в оскорбительный архаизм (от греч. «древний»), «убийственный позор», доставшиеся в наследство и требующие немедленного вмешательства. У читателя «Деревни», захваченного тревогой лирического героя, страстностью его разоблачений, невольно должен был возникнуть вопрос, что случится, если молодые не увидят действий власти, устраняющих социальные недостатки. В элегии не дается ответа, как бороться с угнетением народа, ее художественная цель не включает призывов к мятежу. Настроение лирического героя далеко от отвлеченного бунтарства. Наряду с достоверностью детализированной картины сельского быта в стихотворении «Деревня» Пушкина присутствует и психологическая конкретика. Внутренний мир богат и разнообразен, но в нем заметна доминанта (от лат. «господствующий»): следование истине, покой, умиротворенность, величие, блаженство — самые значимые понятия, определяющие счастливое бытие, — недостижимы без освобождения от социальной и духовной неволи; человек должен быть хозяином своей судьбы, выбирая «праздность вольную», следование творческим стремлениям «свободной души» или борьбу за наступление эры «свободы посвященной», согласуясь с движениями своего сердца, прислушиваясь к тому, что «в душевной зреет глубине».

За выражением конкретной эмоциональной настроенности, окрашивающей в неповторимые тона образы каждого из стихотворений, где главной является свободолюбивая тематика, видна характеристика духовного мира их автора. Среди героев его лирических произведений — борцы за социальную справедливость, и в то же время «задумчивые певцы» («Вольность»), мыслители, ищущие истину, мирные ленивцы, погруженные в созерцание природы, забывающие на ее лоне о «роскошных пирах, забавах, заблужденьях» («Деревня»). Каждому из этих состояний автор готов сказать: «Я твой...» (там же), воплощая психологическую конкретику переживаний. Рассматривая его творчество, нельзя забывать ни частности, ни общее. Кроме того, в восприятии мира Пушкиным заметна такая динамика, что без контекста и временной перспективы стихотворение оценить невозможно. Политические аспекты вольнолюбия в начале 1820-х годов отходят на второй план, уступая место романтическому возвышению идеала свободы. Однако уже в 1827 г. появляются стихотворения, в которых дается итоговая оценка вклада своего поколения в исторический процесс.