Нирвана (санскр. - угасание, прекращение, исчезновение) - в дхармических религиях : конечная цель религиозной практики, освобождение от страданий; свобода от желаний и других ограничений плоти, состояние созерцания, состояние совершенного духовного познания. Состояние высшего блаженства, конечная цель стремлений человека. Нескончаемый покой, полнота сверхличной жизни, слившейся с жизнью Вселенной, понимаемая через самоё себя при неотклонимом сохранении особенности. Достигнув нирваны, человек начинает сознавать себя во всём сущем и всё сущее внутри себя.

В брахманизме и индуизме нирвана понимается какслияние с Брахмой.

В буддизме нирвана:

  • непознаваемое состояние непроходящего покоя и удовлетворённости;
  • разрыв в цепи перерождений (сансары), прекращение перевоплощений, абсолютный, ненарушимый покой;
  • не поддается никаким определениям;
  • по поводу того, как конкретно нужно осознавать нирвану, посреди буддийских буддологов и исследователей буддизма всегда велись и продолжают вестись споры.
  • Принципно принято различать 3 вида нирваны:

  • мгновенная нирвана - краткосрочное состояние покоя и просветления, знакомое каждому человеку;
  • актуальная нирвана - состояние Достигшего нирваны в этом теле при жизни;
  • нескончаемая нирвана - состояние Достигшего нирваны после разрушения физического тела.
  • Согласно учению Будды, невзирая на страдание, пронизывающее все уровни сансарического существования, существует состояние, в каком мучения больше нет, и это состояние достижимо. Это и есть состояние нирваны. Переживание состояния нирваны в буддизме нередко обозначается понятием амата, абсолютного духовного заслуги, таковости, разрушающей причинно-следственную связь кармического существования.

    Сутра-питака охарактеризовывает нирвану как «освобождённый разум (читта), не имеющий более привязанностей». Разум более не идентифицируется с парадоксами бытия, он становится непреходящим, нескончаемым, тем становясь освобождённым. Нирвана обозначает собой окончание неведения (авидьи), погружающего разум в нескончаемую вереницу перерождений, зависимого существования (сансару). В серьезном смысле нирвана не является любым местом либо состоянием, это - постижение бесспорной правды.

    Ведущие буддийские направления по-разному толкуют это важное для первой мировой религии понятие. В тхераваде (хинаяне) нирвана - выход из круга перерождений (сансары) и переход в полное небытие. Будда Шакьямуни как раз и был первым из людей, который обрел нирвану. Исходя из убеждений тхеравады, нирвана - это приведение в состояние покоя дхарм, «волнение» которых конституирует то, что на уровне обыденного («непросветленного») сознания воспринимается как живое существо. Это достигается, согласно четвертой «благородной истине», следованием «благородному восьмеричному пути».

    В тхераваде различают два вида нирваны:

  • нирвана «с остатком» - в ней пребывает буддийский святой (архат) перед окончательным выходом из круга перерождений («остатком» является его тело, которое именуют «последним»);
  • нирвана «без остатка», когда у архата «успокаивается» весь набор дхарм, и он надолго прекращает существование.
  • Тхеравада построила противопоставление нирваны и сансары в ранг основной трудности обретения освобождения. Данное противопоставление считается определяющим конечную цель существования, состоящую в избежании страданий сансары и достижении освобождения через нирвану. Но, в отличие от махаянистских школ, тхеравада не считает двойственность нирваны и сансары преодолимой, два этих контраспекта результативны всегда и для всех, включая Будду и архатов.

    Как показательный пример этой двойственности, часто приводится история Будды до перехода его в паринирвану, когда он был ещё на земле: он уже достигнул нирваны, однако был также и в сансаре, ибо был воспринимаем органами эмоций окружающих.

    Понятие нирваны (как и многие другие и, сначала, представление о Будде) было кардинально переосмыслено в махаяне . В согласовании с доктринами махаяны, нирвана сначала рассматривалась как контраспект сансары, составляя с последней единую действительность. Позднее, со времён Нагарджуны, появились учения, объявляющие нирвану тождественной сансаре. Нирвана тут уже не небытие, а, напротив, самое совершенное бытие, состояние, в каком пребывает Будда (Будда). Будда же в собственном базовом методе бытия - «теле Дхармы» - вечен, вездесущ, всеобъемлющ и вроде бы пронизывает все сущее своими свойствами. Отсюда делался вывод, что хоть какой человек вначале наделен «природой» Будды, а как следует, может пребывать в нирване. Это важное положение учения махаяны об освобождении формулируется как «сансара есть нирвана».

    Религиозная практика в махаянистских школах направляется на постижение и реализацию человеком собственной изначальной природы, что подразумевает и обретение нирваны. Правда, не все школы допускали возможность подобного прозрения всеми в отсутствие исключения людьми, а именно, в этом отрешалось различного рода грешникам.

    Источники:

  • waylove.ru - определение нирваны;
  • ru.wikipedia.org - информация о нирване в Википедии;
  • sr.artap.ru - статья «Нирвана» в кн.: Новый словарь религиоведения / Авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский; под ред. С.Н. Смоленского. Ростов на дону н/Д: Феникс, 2010;
  • ru.encyclopedia-of-religion.org - Философская энциклопедия;
  • terme.ru - дополнительно о нирване.
  • Дополнительно на сайт о религии:

  • Что такое дхармические религии?
  • Что такое авраамитические (авраамические) религии?
  • Что такое индуизм?
  • Что такое буддизм?
  • Что такое христианство?
  • Что такое ислам?
  • Что такое сунна?
  • Что такое Библия?
  • Что такое иудаизм?
  • Что такое шаббат?
  • Значение и происхождение слова «Аминь».
  • Что такое исихазм?
  • Что такое старчество в Православии?
  • Как именуется чин прославления подвижника в лике святых?
  • Случаен ли порядок имен Вера, Надежда, Любовь?
  • Что такое София в философии и религии?
  • Какие есть сборники христианских ресурсов в Интернете?
  • Что такое хрислам?
  • Как вычислить сроки Пасхи?
  • Четыре благородных истины, можно сказать, составляют суть буддизма и рассказывают, что нужно делать со страданиями людей. Эти истины гласят, что жизнь живых существ полна различных страданий, и эти страдания имеют начало (причину) и конец, и вы можете достичь нирваны, чтобы прекратить эти страдания. Благородный восьмеричный путь подробно описывает, что необходимо делать для достижения нирваны. Иными словами, Четыре благородных истины описывают болезнь человеческого существования, а Восьмеричный путь дает рецепт, позволяющий исцелиться. Понимание истин и прохождение пути позволит вам достичь мира и счастья в этой жизни.

    Шаги

    Часть 1

    Как следовать Благородному восьмеричному пути

      Регулярно медитируйте. Медитация является ключом к работе ума и позволяет приблизиться к нирване. Медитация должна стать частью вашей повседневной жизни. Вы можете учиться медитировать самостоятельно, но учитель всегда направит вас и позволит овладеть техникой правильно. Можно медитировать в одиночестве, но медитация в группе под руководством учителя принесет бо льшие плоды.

      • Вы не сможете достичь нирваны без медитации. Медитации позволяют лучше понять себя и окружающий мир.
    1. Практикуйте правильное воззрение. Буддийские учения (то есть Четыре благородных истины) можно назвать линзой, через которую вы должны смотреть на мир. Если вы не можете принять учение, то вы не сможете достичь нирваны. Правильное воззрение и правильное понимание - это основа пути. Смотрите на мир реалистично, а не так, как вам хотелось бы его видеть. Вы должны стремиться познать реальность полностью, через линзу объективности. Это требует от вас исследования, изучения и познавания.

      Имейте правильные намерения. Нацельтесь на то, чтобы развивать в себе поведение, соответствующее вашей системе убеждений. Действуйте так, словно вся жизнь заслуживает сострадания и любви. Это должно относиться как в вам самим, так и к остальным живым существам. Отвергайте эгоистичные, жестокие или ненавистные мысли. Любовь и ненасилие должны быть вашим главным принципом.

      • Проявляйте любовь ко всем существам (людям, животным и даже растениям), независимо от их статуса. Например, относитесь к богатым и бедным одинаково уважительно. Представители всех профессий, рас, этнических групп и возрастов должны быть равны для вас.
    2. Следите за правильной речью. Третий шаг - это правильная речь. Практикуя правильную речь, вы не должны лгать, распространять клевету, сплетни или говорить грубо. Говорите только добрые и правдивые слова. Ваши слова должны вдохновлять и радовать других. Знайте, когда нужно промолчать и ничего не говорить - это очень важно.

      • Практикуйте правильную речь каждый день.
    3. Правильно ведите себя. Ваши действия зависят от того, что в вашем сердце и уме. Относитесь к себе и к другим людям доброжелательно. Не портите жизнь и не крадите. Живите мирной жизнью и помогайте другим жить также. Будьте честны, взаимодействуя с другими людьми. Например, не обманывайте и не вводите других в заблуждение, чтобы получить желаемое.

      • Ваше присутствие и действия должны быть положительными и улучшать жизнь других людей и общества в целом.
    4. Выбирайте правильный образ жизни. Выбирайте профессию или деятельность в соответствии со своими убеждениями. Не выполняйте работу, которая причиняет вред другим людям, связана с убийством животных или с обманом. Продажа оружия или наркотиков, работа на скотобойне не согласуются с правильным образом жизни. Какую бы работу вы ни выбрали, вы должны выполнять ее честно.

      • Например, если вы работаете в сфере продаж, то не обманывайте и не лгите людям, покупающим ваш товар.
    5. Практикуйте правильные усилия. Прикладывайте правильные усилия ко всему, что делаете, чтобы добиться успеха. Избавьте свой ум от негативных мыслей и сконцентрируйтесь на положительных мыслях. Делайте все с интересом (учитесь в школе, делайте карьеру, дружите, занимайтесь хобби и так далее). Постоянно практикуйте позитивное мышление, поскольку это не всегда происходит естественным образом. Это подготовит ваш ум к практике осознанности. Вот четыре принципа правильных усилий:

      Практикуйте осознанность. Осознанность позволяет видеть реальность и вещи такими, какие они есть. Четыре основы осознанности - это созерцание тела, чувств, состояний ума и явлений. Когда вы осознанны, вы находитесь в настоящем моменте и открыты любому опыту. Вы сконцентрированы в настоящем, а не в прошлом или в будущем. Будьте внимательны к своему телу, своим чувствам, своим мыслям, своим идеям и всему, что вас окружает.

      • Жизнь в настоящем освобождает вас от желаний.
      • Осознанность также означает быть внимательным к чувствам, эмоциям и физическому состоянию других людей.
    6. Фокусируйтесь на своем уме. Правильное сосредоточение - это способность концентрировать свой ум на одном объекте и не отвлекаться на посторонние влияния. Прохождение всего пути позволит вам научиться концентрироваться. Ваш ум будет сфокусирован и не будет наполнен стрессом и тревогой. У вас будут хорошие отношения с собой и со всем миром. Правильная концентрация позволяет вам ясно видеть, то есть видеть истинную суть.

      • Концентрация подобна осознанности. Однако, когда вы концентрируетесь, вы не осознаете все чувства и ощущения. Например, если вы сконцентрированы на экзамене, вы сконцентрированы только на процессе сдачи экзамена. Если бы вы практиковали осознанность во время экзамена, то вы смогли бы ощутить свои эмоции во время сдачи экзамена, увидеть действия других людей или как вы сидите во время экзамена.

      Часть 2

      Как достичь нирваны в повседневной жизни
      1. Практикуйте любящую доброту (метта бхавана). "Метта" означает неромантическую любовь, доброту и дружелюбие. Эти чувства приходят из сердца, и их можно взращивать и практиковать. Обычно практика включает в себя пять этапов. Если вы новичок, постарайтесь уделить каждому этапу по пять минут.

        • Этап 1: почувствуйте "метту" по отношению к себе. Сфокусируйтесь на чувствах мира, спокойствия, силы и уверенности. Вы можете сказать себе: "Пусть я буду здоров и счастлив".
        • Этап 2: подумайте о друзьях и обо всех людях, которые вам нравятся. Повторите фразу: "Пусть они будут здоровы, пусть они будут счастливы".
        • Этап 3: подумайте о тех людях, к кому вы не испытываете никаких чувств (нейтральное отношение) и мысленно отправьте им "метту".
        • Этап 4: подумайте о тех людях, которые вам не нравятся. Вместо того чтобы думать, почему они вам не нравятся, и взращивать в себе мысли ненависти, отправьте им "метту".
        • Этап 5: на последнем этапе подумайте обо всех людях, о каждом отдельном человеке и о себе. Отправьте "метту" людям своего города, региона, страны и людям всего мира.
      2. Практикуйте осознанное дыхание. Этот тип медитации научит вас концентрироваться и фокусироваться на своих мыслях. С помощью этой медитации вы научитесь практиковать осознанность, расслабляться и избавляться от тревоги. Сядьте в удобное для вас положение. Спина должна быть прямой и расслабленной, плечи - расслаблены и слегка откинуты назад. Положите руки на подушку или на колени. Когда вы найдете удобное и правильное положение, начните практику. Она состоит из нескольких этапов. Уделите каждому этапу хотя бы по 5 минут.

        Поддерживайте и воодушевляйте других. Конечная цель буддизма - достижение внутреннего мира и разделение этого опыта с другими людьми. Достижение нирваны будет полезным не только для вас, но и для всего мира. Вы должны стать источником поддержки и вдохновения для других. Это очень просто - как обнять и поддержать кого-то в тот момент, когда человек чувствует себя подавленным. Если человек важен для вас или делает вам что-то хорошее, расскажите ему о своих чувствах. Пусть люди знают, как вы им благодарны и как цените их. Если у кого-то был неудачный день, выслушайте, дайте возможность этому человеку выговориться.

        Помните о сострадании к людям. Ваше счастье напрямую связано со счастьем других людей. Проявление сострадания дарит радость всем людям. Практиковать сострадание можно по-разному:

        • Выключайте сотовый телефон, когда проводите время с друзьями или родными.
        • Смотрите другим людям в глаза, особенно когда с вами разговаривают, слушайте, не перебивая.
        • Занимайтесь волонтерской деятельностью.
        • Открывайте двери для других людей.
        • Будьте чуткими по отношению к другим людям. Например, если кто-то расстроен, обратите на это внимание и постарайтесь понять причины. Предложите свою помощь. Выслушайте и проявите заботу.
      3. Помните об осознанности. Практикуя осознанность, вы должны уделять внимание тому, что вы думаете и чувствуете в настоящий момент. Осознанность нужно практиковать не только во время медитаций, но и в повседневной жизни. Например, будьте осознаны во время приема пищи, когда принимаете душ или одеваетесь. Начните с того, чтобы практиковать осознанность во время одного определенного вида деятельности, фокусируясь на ощущениях в своем теле и на дыхании.

        • Если вы хотите практиковать осознанность во время еды, то сконцентрируйтесь на вкусе, текстуре и запахе пищи, которую вы едите.
        • Когда моете посуду, обратите внимание на температуру воды, на то, как действуют ваши руки, когда вы моете тарелки, и на то, как вода ополаскивает тарелки.
        • Вместо того, чтобы слушать музыку или смотреть телевизор, когда вы одеваетесь и собираетесь на учебу или на работу, подготовьте себя к тому, чтобы делать это в тишине. Следите за своими ощущениями. Чувствуете ли вы усталость или полны сил, вставая с постели? Какие у вас возникают ощущения в теле, когда вы принимаете душ или одеваетесь?

      Часть 3

      Четыре благородных истины
      1. Определите страдания. Будда описывает страдания иначе, чем мы привыкли о них думать. Страдания являются неотъемлемой частью жизни. Дукха - это истина, гласящая, что все живые существа страдают. Мы привыкли описывать словом страдания такие состояния, как болезнь, старение, травмы, физическую или эмоциональную боль. Но Будда иначе описывает страдания: он описывает их как, главным образом, невыполненные желания и тягу (привязанность) к чему-либо. Желания и привязанности являются причиной страданий, потому что люди редко чувствуют себя удовлетворенными или довольными. Как только одно желание оказывается удовлетворено, появляется новое желание, и это порочный круг.

      2. Советы
        • Ваш личный путь к просветлению может отличаться от пути других людей: как уникальна каждая снежинка, так уникален и путь каждого человека. Практикуйте то, что вам нравится, кажется естественным или правильным.
        • Пробуйте разные методы медитации, ведь медитация - это лишь инструмент или метод, который вы используете на пути. Для достижения цели могут пригодиться различные инструменты.
        • Нирвана достигается тогда, когда прекращается неправильное представление о существовании себя и всего остального. Есть различные методы достичь этого состояния. Ни один из них не является правильным или неправильным, лучшим или худшим. Иногда достичь нирваны удается случайным образом, а иногда это требует много времени и сил.
        • Никто другой не знает, каков ваш путь, но иногда учитель может подсказать, куда идти. Большинство учителей/традиций/сект очень крепко привязаны к описанному пути просветления, и одно из главных препятствий на пути к этому просветлению - эта привязанность ко мнению/точке зрения. Вы не должны забывать об иронии на своем пути.
        • Индивидуальная практика крайне необходима для достижения нирваны. Роль учителя - помочь вам расти и становиться духовно самостоятельными. Роль учителя - не создавать созависимость и регресс до инфантильного состояния, а напротив. К сожалению, первое случается очень и очень часто.
        • Достичь нирваны, вероятно, нелегко. Это может занять много времени. Даже если вам кажется, что это невозможно, продолжайте пытаться.
        • Вы можете практиковать буддизм самостоятельно, но вероятнее вы добьетесь бо льших успехов, если отправитесь в храм и найдете учителя. Не спешите с выбором, а доверяйте собственной интуиции - пусть даже поиски правильного учителя займут время, вы получите только преимущества. Есть хорошие учителя, а есть не очень хорошие. Поищите в интернете храмы, группы (сангхи) или учителей, узнайте, что говорят о них и их учениях.
        • Восьмеричный путь нелинеен. Это путешествие, в которое вы отправляетесь каждый день.
        • Найдите то, что вам нравится и посвятите себя этому делу.
        • Ни на миг не забывайте о преимуществах, которые дает просветление. Постоянно напоминайте себе о них, и пусть это мотивирует вас.
        • На пути каждого охватывают сомнения.
        • Пробуждение может угаснуть, но знание невозможно потерять.
        • Пробуждения остаются, со временем они становятся глубже.
        • Пробуждения часто случаются во время серьезных личных кризисов.
        • Сконцентрируйтесь на практике и, возможно, вы добьетесь цели. Стоит сконцентрироваться на цели, и практика не даст результата.
        • Найдите в интернете группы или курсы по обучению медитации пробуждения. Вы наверняка найдете много полезных ресурсов.
        • Нирваны можно достичь при помощи любых духовных или религиозных практик, даже если эти практики отрицают существование нирваны. Существует множество доказательств этому. Например, очень часто последователи христианства говорят о том, что к ним пришло озарение, что Бог открыл им истины и тому подобное.

    (санскр. nirvâna, пали nibbâna, букв. «угасание»), в буддийской религиозно-мифологической системе одно из основных понятий, обозначает наивысшее состояние сознания, противоположное сансаре, когда отсутствуют перерождения и переходы от одной сферы сансарического существования к другой. Из сансарических существ только человек может достичь Н. и стать буддой. По теории буддизма, о Н. нельзя сказать ничего определённого, кроме того, что это состояние свободы, покоя и блаженства (хотя все эти слова неадекватны для описания Н.). Считается, что Н. можно достичь и при жизни, но полностью она достигается лишь после смерти (т. н. пари-нирвана). Существа, которые ушли в Н. (т. е. будды), теоретически не могут вернуться в сансару, но в мифологии буддизма нередко встречаются сюжеты, в которых «нирванические существа» помогают людям и другим существам вырваться из оков сансары. В мифологии махаяны так поступают эманации будд - бодхисатвы. Сами будды могут перевоплотиться в человека (так, например, Амитабха перевоплощается в панчен-ламу).
    В мифологии махаяны различается несколько уровней Н. сторонников хинаяны (т. н. нирвана шраваков и пратьекабудд) считается более низкой по сравнению с Н., которой достигают бодхисатвы.
    Лит.: Мялль Л., Четыре термина праджняпарамитской психологии (статья 1), в сб.: Труды по востоковедению, 2, Тарту, 1973, с. 202-16; Stcherbatsky Th., The conception of Buddhist Nirvana, Leningrad, 1927.
    Л. М./>/>/>

    Определения, значения слова в других словарях:

    Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

    (санскр. угасание). 1. Вечный покой, прекращение (не является обязательным для самих существ, но обязательно для их эго, желаний, эгоистических действий и умонастроения). Нирвана – свобода от желаний и других ограничений плоти, состояние созерцания, совершенствование духовного...

    Энциклопедия "Религия"

    НИРВАНА (от санскр. "угасать") - в буддизме и джайнизме - конечное освобождение, особое состояние духа, преодоление земных страстей и желаний, полный покой вне бытия и вне времени. Указывает на стремление к освобождению в целях избавления от любых свойств и характеристик в Н...

    Философский словарь

    (Санскр.) Согласно востоковедам, полное "угасание", подобно пламени свечи, абсолютное уничтожение существования. Но в эзотерических толкованиях это есть состояние абсолютного существования и абсолютного сознания, куда Эго человека, во время жизни достигшего высшей степени...

    Философский словарь

    (санскр.-остывание, угасание, затухание): в древнеиндийской философско-религиозной мысли означает идеальноесостояние отрешенности, характеризующееся утратой чувства «я», исчезновением личности, индивидуального сознания. «Я» растворяется в Абсолюте (Брахмане), перестает...

    Философский словарь

    (санскр., букв. - угасание) - центр, понятие религ. философии буддизма» джайнизма. Этим термином обозначается полное исчезновение, освобождение от уз сансары, высш. состояние духа, в к-ром все земные привязанности преодолены, нет ни желаний, ни страстей. Н. - разрыв в цепи...

    Философский словарь

    (санскр. - угасание, прекращение) - в Буддизме понимается как разрушение желаний, прекращение страданий, всякой "жажды" - жажды жизни, жажды познания, угашение страстей и работы сознания, выход из реинкарнаций. С точки зрения плотского ("сансарного") человека - это прекращение...

    Словарь Ушакова

    Нирвана

    нирва на , нирваны, мн. нет, жен. (санскр. nirvâna - исчезновение, потухание) (книж. ). У буддистов - блаженное состояние души, освобожденной от страданий личного бытия.

    | Смерть, небытие (поэт. ).

    Погрузиться в нирвану (разг. ) - перен. отдаться состоянию полного покоя.

    Начала Современного Естествознания. Тезаурус

    Нирвана

    (санскрит - прекращение) - состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным новое рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к абсолюту (Брахману).

    Культурология. Словарь-справочник

    Нирвана

    (санскр. – угасание) – центральное понятие буддизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. Нирвана – особое психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствие желаний, совершенной удовлетворенности, абсолютная отрешенность от внешнего мира.

    Бхагавадгита. Толковый словарь терминов

    Нирвана

    Nirvana

    "безветренность", "бездыханность". Понятие о Нирване весьма растяжимо – от значения просто "небытие" до значения "отрешенность ото всякого миропроявления", глубочайшей интраверсии, экстаза Бытия-Знания-Блаженства.

    Словарь-Энциклопедия по Буддизму и Тибету

    Нирвана

    (санскр.), ниббана (пали). В букв. смысле означает отсутствие паутины желаний (вана), соединяющей одну жизнь с другой. Переход в состояние Н. чаще всего сравнивается с пламенем, постепенно угасающим по мере иссякания топлива: страсти (лобха), ненависти (доса), заблуждений (моха).

    В. И. Корнев

    Философский словарь (Конт-Спонвиль)

    Нирвана

    Нирвана

    ♦ Nirvana

    В буддизме – название абсолюта или спасения; это сама относительность (сансара), само непостоянство (аничча), когда исчезают преграды, воздвигаемые неудовлетворенностью, умом и ожиданием чего бы то ни было. Эго угасает (на санскрите слово «нирвана» означает «угасание»); остается все, а кроме всего нет ничего. Понятие нирваны означает примерно то же, что понятие атараксии у Эпикура и понятие блаженства у Спинозы, хотя рассматривается оно в иной плоскости. Нирвана есть опыт вечности здесь и сейчас.

    Мир Лема - словарь и путеводитель

    Нирвана

    блаженство, в буддизме - конечное блаженное состояние, цель существования:

    * "Nomen omen! Amo, Amas, Amat, не так ли? Ars amandi [искусство любви (лат.)] - не какая-нибудь там прана, дао, нирвана, студенистое блаженство, равнодушное безделье и самовлюбленность, а чувственность в чистом виде, мир как эмоциональная привязанность молекул, уже при рождении хозяйственных и деловитых". - Повторение *

    Энциклопедический словарь

    Нирвана

    (санскр. - угасание), центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме - психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте. В джайнизме - совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, бесконечной игры рождений и смертей (сансары).

    Словарь Ожегова

    НИРВА НА, ы, ж. В буддизме и нек-рых других религиях: блаженное состояние отрешённости от жизни, освобождения от жизненных забот и стремлений. Погружаться в нирвану (перен.: отдаваться состоянию полного покоя; устар. и книжн.).

    Словарь Ефремовой

    Нирвана

    1. ж.
      1. Блаженное состояние отрешенности от жизни, освобождения от житейских забот и стремлений (в буддизме и некоторых других религиях).
      2. Место пребывания душ, находящихся в таком состоянии.
      3. перен. Состояние покоя, блаженства.

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Нирвана

    (санскр. Nirvana - угасание, исчезновение, искупление, затем уже блаженство) - у буддистов и джайнов (см.) последнее, совершенное, высшее состояние человеческой души, характеризуемое абсолютным спокойствием, отсутствием всяких страстей и эгоистических движений. Теоретически рассуждая, подобное состояние могло бы быть достигнуто не только в загробной жизни, но и в земном существовании. В действительности, однако, у буддистов различаются два вида Н.: 1) второстепенная, или неполная, Н. и 2) конечная, или абсолютная. Первая может быть достигнута каждым архатом (верующим вступившим в четвертое отделение пути ко спасению) еще при жизни. Этот вид Н . тожествен с состоянием дживанмукти (jî vanmakti - искупление при жизни), о котором учат последователи веданты. Он обыкновенно определяется на языке пали эпитетом упадисеса (санскр. upadhi ç esha - имеющий остаток нижнего слоя). Вторая, или окончательная, абсолютная Н. (санскр. nir ûpadhiç esha, пал. anupadisesa), или паринирвана, может быть достигнута только после смерти. В этом состоянии все страдания прекращаются, абсолютно и навсегда. В последнем смысле Н. может быть истолкована как высоко-блаженное и вечное состояние. Логически отсюда вытекает, что подобное состояние должно сопровождаться и полным отсутствием сознания. Но это следствие допускалось не всеми и, по-видимому, в самой буддийской церкви на этот счет наблюдалась неясность и разногласие. На практике Н. обыкновенно понимается у буддистов, как счастливая смерть, без страха возрождения вновь. Подобному определенно Н. как бы противоречит известие о том, что Будда победил Мару - смерть: но из этого противоречия буддизм находит выход, утверждая, что Будда победил не самую смерть физическую, но низкий страх смерти, показав, что смерть есть высочайшее блаженство. Понятие Н. встречается и у других индийских религиозных сект, с разными оттенками в значении и другими именами. Другой термин для понятия H. - нирврти (палийск . ниббути ).

    Литература вопроса о Н. очень велика, что объясняется основным значением этого понятия в области буддизма. Специальные исследования и рассуждения: М. Мюллер, "On the original Meaning of N." ("Budbhism and Buddhist Pilgrims", 1857); его же, "The introduclion to Buddhaphosha"s Parables" (1869); Barthélé my Saint-Hilaire, "Sur le N. Bouddhique" (2-е изд. книги "Le Bouddha et sa Religion", 1862); статья Childers"a "Nibb â nam", в его "Dictionary of the P â li Language" (Л., 1876, стр. 265); J. D. Alwis, "Buddhist N." (Коломбо, 1871); Foucaux, в Revue Bibliograph." 15 июня 1874. О. Frankfurter, "Buddhist. N." и "Noble Eightfold Path" ("Journ. of the R. Asiat. Soc." 1880, т. XII).

    С. Б-ч.

    Словари русского языка

    Термин "нирвана" стал синонимом некоего блаженно-расслабленного состояния, а в шестидесятые годы все в том же искаженном понимании вошел в лексикон наркоманов. Представление о нирване как об эйфории совершенно не соответствует истине. Это понятие является одним из самых сложных в буддизме: точного определения не дал ему даже сам Будда Шакьямуни.

    Все слышали выражение "впасть в нирвану". Под ним обычно подразумевается что-то невероятно приятное, можно даже сказать — пик удовольствия, состояние полного и бесконечного блаженства. "Впадают в нирвану" по любому поводу: от любимой музыки, от вкусной еды, от наслаждения близостью любимого человека… Но на самом деле понятие о нирване как об источнике эйфории ошибочно.

    Нирвану (или ниббану) в самом деле называют в буддизме высшим счастьем, но счастье в данном случае не следует трактовать как знакомое нам в земной жизни состояние радостного возбуждения. В буддизме под абсолютным счастьем понимается отсутствие страданий, которые мы непрерывно испытываем в Сансаре.

    Разумеется, Будда Шакьямуни говорил о нирване. Он упоминал ее как состояние прекращения страдания, привязанностей и омрачений ума. Дело в том, что он не дал этому состоянию ни одного "позитивного" определения, говоря лишь о том, чем не является нирвана. Известный советский ученый и религиовед Евгений Алексеевич Торчинов отмечал, что вопрос нирваны относился к тем, по поводу которых Будда хранил "благородное молчание". "Состояние нирваны принципиально выходит за пределы области эмпирического знания и соответствующего ей языка описания", — резюмирует он.

    В буддизме нирвана описана как нечто, противоположное Сансаре, которая, в свою очередь, является миром привязанностей, страстей, заблуждений и следующих из них страданий. Очистившись от привязанностей и заблуждений, просветленный переходит в состояние нирваны и становится освобожденным — не только от физического тела, но и от желаний, представлений, и вообще сознания. В отличие от брахманизма, в буддизме нирвана не является блаженным единением с богом, абсолютом, потому что такое единение означало бы продолжение желания жить.

    Но значит ли это, что нирвана означает полное небытие? Не совсем. Хотя учителя и исследователи буддизма до сих пор спорят о правильной трактовке этого понятия, большинство из них все-таки сходятся на том, что нирвана не означает полного исчезновения всего живого. Это духовный покой, свободный от напряжения, конфликтов и страстей. Некоторые учителя трактуют нирвану так: в ней нет самой жизни, как мы понимаем ее в Сансаре (движения, мыслей, желаний), но есть энергия жизни, ее потенциал. Как если бы у нас были спички и сухие дрова, мы имели бы потенциал разжигания огня, скрытую возможность пламени.

    Все, о чем было сказано выше, относится к великой нирване, называемой также паринирваной или нирваной пребывания. Существа, достигшие этого состояния, пребывают в полном покое. В буддизме различают и еще один вид нирваны — нирвана непребывания. Достигшие ее практики отказываются от состояния полного покоя и окончательного ухода в нирвану с тем, чтобы помогать оставшимся в Сансаре живым существам и направлять других практикующих. Обычно таких существ с пробужденным сознанием называют Бодхисаттвами. Они сумели породить в своей душе невероятно сильное сострадание, Бодхичитту, и готовы помочь всякому, кто обратится к ним за помощью. Бодхисаттв упоминают в молитвах и изображают на танка. Самый известный из них — Авалокитешвара, "видящий и сострадающий".