Понятие "Возрождение" возникло в Италии в XVI в. как некий итог осмысления культурного новаторства эпохи. Этим понятием обозначали первый со времени античности блестящий рассвет культуры, гуманитарных наук, искусства, начавшийся после долгого, почти тысячелетнего упадка культуры. Время упадка идеологами Возрождения стало именоваться "Средними веками". В XIX в. применительно к эпохе Возрождения утвердился французский термин "Ренессанс", прочно вошедший в русскую речь.

Краткая характеристика эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения - это период в Европейской культуре с XV по XVI века, который характеризовался проявлением интереса к личности человека, отрицая средневековую смиренность и подчинение церкви. Именно эта эпоха явилась переломным моментом во всей европейской культуре. И именно в это время начались процессы, которые во многом определили ход развития всей европейской цивилизации.

В чем же особенность эпохи Возрождения?

Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно окунуться в глубину эпох, вернуться на несколько столетий назад и прежде всего вспомнить какую эпоху сменила собой эпоха возрождения.

Средние века, как вы знаете, назывались темными веками. Это было связано с раздробленностью Европы, упадком культуры. Вся светская жизнь была подвержена строжайшим ограничениям, а развитие получала лишь одна сфера жизни людей - духовная. Если рассматривать основные направления культуры: живопись, архитектуру и скульптуру, то можно заметить некоторую однообразность. В живописи основными произведениями были иконы, если обратиться к архитектуре, то это были храмы и монастыри, скульптура в основном была представлена божественной темой. Человек был ограничен в своей воле, единственное чувство, которое его охватывало - это чувство смирения перед богом и церковью.

Эпоха средневековья была периодом варварства и невежества, которая последовала за гибелью блестящей цивилизации античной культуры.

Как вы думаете, могло ли это продолжаться вечно? Рано или поздно должен был наступить переломный момент. И в XIV-XV веках жизнь европейцев кардинально изменилась. А поскольку культура является отражением жизни, то и она претерпела существенные изменения.

Эпоха средневековья, со своим призрением ко всему земному, сменяется жадным интересом к человеку и его качествам и способностям, к стремлению творить и создавать, проявлять себя изучать окружающий мир, выбирать жизненный путь, распоряжаться своей свободой.

Эпоха Возрождения дала нам целую плеяду знаменитых людей и прежде всего представителей, так называемых, классических искусств.

Возрождение началось в Италии, в городе Флоренция. Именно там начали свой творческий путь представители этой эпохи: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанарроти, Рафаэль Санти и Донателло.

Эпоха Возрождения - это период в Европейской культуре с XV по XVI века, который характеризовался проявлением интереса к личности человека, отрицая средневековую смиренность и подчинение церкви.

Ренессанс (Эпоха Возрождения)

Ренессанс (Возрождение) (Renaissance) , эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув пика в 16 веке и оказав значительное влияние на европейскую культуру. Термин "Возрождение", означавший возврат к ценностям античного мира (хотя интерес к римской классике возник ещё в 12 веке), появился в 15 веке и получил теоретическое обоснование в 16 веке в трудах Вазари, посвящённых творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих. В это время сложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце её творения. Среди выдающихся представителей этой эпохи - художник Альберти ; архитектор, художник, учёный, поэт и математик Леонардо да Винчи .

Архитектор Брунеллески, новаторски используя эллинистические (античные) традиции, создал несколько зданий, не уступавших по красоте лучшим античным образцам. Очень интересны работы Браманте, которого современники считали самым талантливым архитектором Высокого Возрождения, и Палладио, создавших крупные архитектурные ансамбли, отличавшиеся цельностью художественного замысла и разнообразием композиционных решений. Здания театров и декорации сооружались на основе архитектурных работ Витрувия (около 15 г. до н.э.) в соответствии с принципами римского театра. Драматурги следовали строгим классическим канонам. Зрительный зал, как правило, напоминал по форме конскую подкову, перед ним находилось возвышение с авансценой, отделявшейся от основного пространства аркой. Это и было принято за образец театрального здания для всего западного мира на следующие пять столетий.

Живописцы Ренессанса создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием (Никола Пизано, конец 14 века; Донателло, начало 15 века). Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения, о чем свидетельствуют творения Джотто и Мазаччо. Изобретение способа передачи перспективы способствовало более правдивому отображению действительности. Одной из главных тем произведений живописи Ренессанса (Жильбер, Микеланджело) были трагическая непримиримость конфликтов, борьба и гибель героя.

Около 1425 г. Флоренция стала центром Ренессанса (флорентийское искусство), но к началу 16 века (Высокое Возрождение) ведущее место заняли Венеция (венецианское искусство) и Рим. Культурными центрами являлись дворы герцогов Мантуи, Урбино и Феррады. Главными меценатами были Медичи и римские папы, особенно Юлий II и Лев Х. Крупнейшими представителями "северного Ренессанса" были Дюрер, Кранах Старший, Хольбейн. Северные художники в основном подражали лучшим итальянским образцам, и только немногие, например Ян ван Скорел , сумели создать свой стиль, который отличался особой элегантностью и грацией, названной в последствии - маньеризм .

Художники Ренессанса:

Известные картины художников Ренессанса (Эпохи Возрождения)


Мона Лиза

Эпоха Возрождения (Ренессанс) - это период в истории Европы, начинающийся примерно в 14 веке после окончания Средневековья.

«Ренессанс» - это французское слово, означающее «возрождение». Этот период называется таким именем, потому что в то время люди начали интересоваться изучением древних времен, в частности, изучением наследия Древней Греции и Рима. Ренессанс рассматривался как «возрождение» этого обучения. Ренессанс часто называют началом «современной эпохи».

Во времена Возрождения было много известных художников, восхитительных писателей и гениальных философов. Многие люди стали изучать досконально математику и разные науки. Человека, эрудированного и обладающего глубокими знаниями в разных сферах, иногда называют «человеком эпохи Возрождения». Леонардо да Винчи, который был и художником, и ученым, и музыкантом, и философом, является самым известным человеком эпохи Возрождения.

Ренессанс начался в Италии, но вскоре распространился по всей Европе. В Италии это время делится на три периода:

  • Ранний ренессанс.
  • Высокий ренессанс
  • Поздний ренессанс, который также называется маньеристским периодом.

После периода маньеристов в искусство пришел период барокко. Барокко стало распространяться по всей Европе примерно с 1600 года. За пределами Италии очень трудно определить, когда заканчивается эпоха Возрождения в искусстве, и начинается время барокко.

Многие ученые полагают, что причинами зарождения и такого быстрого распространения эпохи Возрождения послужили следующие факторы:

1. Развитие чтения и печати.

В средние века книг было очень мало. Книги, которые существовали почти все, принадлежали церквям, университетам или высшему классу. Они были написаны от руки и часто имели красивые картины с ручной росписью. Они были настолько дороги, что большинство людей не могли их себе позволить.

Большинство книг в то время были написаны на латыни, языке древних римлян, который использовался в католической церкви, и его понимали только священники и образованные знатные люди. Людям было запрещено законодательно переводить Библию на итальянский, английский, немецкий, французский или другие «местные» языки.

В 1423 году первые печатные книги появились в Европе. Способ печати быстро улучшался, так что большее книг можно было сделать быстро и продать дешево. Для печати одной Библии было нужно 300 шкурок теленка или 100 шкурок свиньи. Затем типографии начали печатать все, что, по их мнению, было интересно: - древнегреческие и римские писания, поэзию, пьесы, жизни святых, учебники по математике, медицинские учебники, христианские истории, книги о животных, советы князьям о том, как управлять своими людьми и карты мира.

До 1423 года все эти знания принадлежали священникам, монастырям и университетам. Внезапно вся эта лавина информации стала доступна тысячам людей.

2. Древнеримское культурное наследие.

Время Древней Греции и Рима, когда было много известных философов, писателей, живописцев, скульпторов, архитекторов и математиков, воспринималось людьми как золотой век истории мировой цивилизации. Поэтому Ренессанс и назван в честь изучения этого значительного наследия древних.

3. Деньги и политика.

В связи с появлением в итальянских городах больших денег от торговли, местная знать захотела ослабить влияние Папы Римского. А изучение новой информации и догматов, которые отрицаются церковью, ослабляло в глазах людей силу и мощь католической церкви. Больше всех помощь в развитии Ренессанса в Италии оказала богатая флорентийская семья Медичи.

4. Медичи.

Медичи были банкирами, но очень сильно поддерживали развитие искусства и науки. Благодаря своему банковскому капиталу, Медичи стали самой политически могущественной семьей из всех семей из Флоренции. Семью Медичи можно смело считать первыми меценатами и покровителями Ренессанса, так как главы этой семьи на протяжении столетий поддерживали писателей, художников, архитекторов и студентов. Козимо де Медичи основал во Флоренции «Платоническую академию», где студенты могли изучать произведения древнегреческих писателей и говорить о политике, религии и новых идеях. Козимо также призвал архитекторов проектировать здания в стиле Древнего Рима. Он собрал огромную библиотеку книг и отдал их в монастырь Сан-Лоренцо, для пользования ученикам. Его внук, Лоренцо продолжал дело дела и был прозван «Великолепный». Во время Лоренцо во Флоренции жили и творили такие великие художники мировой истории, как Боттичелли, Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Вариант 2

Период средних веков условно занимает период между 4-5 и 13-14-15 веками новой эры. Собственно термин средние века появился именно в Ренессанс или Возрождение и стал обозначением промежуточного периода между античностью и собственно Возрождением (начинается в 14 веке).

Люди эпохи Ренессанса хотели вернуть античность и разнообразные античные идеалы в собственным мир. Эти идеалы казались более высокими и чистыми, достойными подражания. При этом могла рассматриваться и христианская и более древняя языческая античность, так или иначе, эти периоды воспринимались как более возвышенные.

Помимо этого некоторые преобразования в обществе, постепенное снижение роли религии тоже приводили к переменам. Если ранее нередко предметом изображений становились иконографические образы, а икона являлась чем-то наподобие окна в другой мир, то в эпоху Возрождения чаще художники обращаются к более повседневным сюжетам. Конечно, религиозная тематика остается превалирующей, но также изображаются и люди, на фоне природы, то есть изобразительное искусство становится как бы зеркалом, которое отражает не высший, но земной мир.

Довольно интересной тут является и концепция человека как венца творения, который стал лучшим созданием Господа и, соответственно, такое творение полно красоты и смысла. Поэтому люди эпохи Возрождения восхваляют природу и человека. Эти мотивы сочетаются с античными, к примеру культом человеческого тела и наслаждения его атлетичной красотой.

Эпоха Возрождения, как сказано ранее, не имеет четких границ и немного размыта, да и сама не однородна. Условно различают нижний, средний и высокий Ренессанс, который располагается хронологически ближе к 16 веку. Эти подпериоды отличаются, и отличи во многом обуславливаются историческими факторами, к примеру, на картинах высокого Ренессанса появляется больше пространства, пространство становится открытым и этот факт многие связывают с периодом великих географических открытий и, соответственно, пониманием людьми внушительных размеров мира и его освоения.

Весь Ренессанс основывается на идее высоких идеалов и воспевании красоты. Люди этой эпохи воспевали самостоятельность человека, его уникальность. Примерами таких работ являются многие великие творения и к наиболее существенным следует, конечно, отнести Джоконду.

  • Национальный Сочинский парк - доклад сообщение

    Территория России богата уникальными природными местами. Государство на протяжении нескольких десятилетий ведет активную работу по сохранению природных заповедников.

  • Жук-олень - сообщение доклад (2, 3, 7 класс окружающий мир)

    Жук-олень – крупный жук, входящий в семейство Рогачей. Он является первым по размерам жуком в Европе и вторым в России. Размеры самца жука-оленя в среднем достигают 6-7 см, однако встречаются представители и более крупные(8-9 см).

  • За время своего существования человеческая цивилизация проходила несколько эпох, которые оказали большое влияние на все ее развитие. Некоторые вехи истории были печальными и кровавыми, они откинули человечество на несколько десятков лет назад. А вот другие принесли с собой духовный свет и поспособствовали небывалому творческому всплеску, затронувшему абсолютно все сферы жизни и искусства. Такое важное значение в истории человечества имеет Ренессанс - эпоха Возрождения, подарившая миру великих скульпторов, живописцев и поэтов.

    Что значит термин "эпоха Возрождения"?

    Ренессанс невозможно охарактеризовать сухой статистикой либо кратким перечислением великих людей, рожденных в этот период времени. Но необходимо понимать, что включает в себя это название.

    В переводе с итальянского термин "Ренессанс" - это название, созданное слиянием двух слов "снова" и "родиться". Поэтому понятия "Ренессанс" и "эпоха Возрождения" являются тождественными. Их можно одинаково применять в объяснении периода европейской истории, который породил массу гениев и шедевров искусства.

    Изначально эпохой Возрождения называли конкретный временной промежуток, когда художниками и скульпторами было создано самое большое количество шедевров. Этот период характеризуется появлением новых видов искусства и изменением отношения к ним.

    Ренессанс: годы эпохи Возрождения

    Долгие годы историки спорили о том, какой именно период истории относить к эпохе Возрождения. Дело в том, что Ренессанс является некоторым переходным этапом от Средневековья к новому времени. Он был связан со множеством перемен, имеющих под собой основу из сплава старых понятий и возникающих новых течений в философии, науке и искусстве.

    Все это проявлялось в каждой европейской стране в разное время. Например, в Италии Ренессанс начал проявлять себя в конце тринадцатого века, а вот Франция оказалась под влиянием новой эпохи практически спустя целый век. Поэтому сегодняшнее научное сообщество понимает под эпохой Возрождения период с тринадцатого по шестнадцатый век. Многие историки с нежностью называют его "осенью Средневековья".

    Философия эпохи Ренессанса: основы нового течения

    Средневековье характеризуется распространением идей о преобладании духовного над земным. В этот период было принято отвергать все потребности своего тела и стремиться только к тому, чтобы очищать душу от греха, дабы подготовить ее к жизни на Небесах. Человек не стремился запечатлеть свое земное существование в ярких красках, ведь оно являлось всего лишь ожиданием чего-то необыкновенного в будущем.

    Эпоха Возрождения существенно изменила мировоззрение людей. Историки связывают это с определенным экономическим подъемом, который затронул страны Европы в начале четырнадцатого века. Человек получил возможность взглянуть на мир под другим углом и оценить его красоту. Небесная жизнь отошла на второй план, и люди стали с восхищением относиться к каждому новому дню, наполненному красотами обычной повседневной жизни.

    Многие искусствоведы считают, что Ренессанс - это возвращение к идеям античности. В некотором смысле это так. Ведь в эпоху Возрождения стали распространяться идеи гуманизма и достижения равновесия между человеком и природой. Античность также апеллировала к этим идеям, человеческое тело являлось предметом изучения и восхищения, а не чем-то постыдным, как в период Средневековья.

    Но несмотря на подобное сходство, эпоха Возрождения являлась абсолютно новым этапом в искусстве и науке. Появлялись не только новые научные идеи, но и многочисленные приемы в живописи и скульптуре, позволяющие сделать изображение трехмерным и реалистичным. Человек вышел на абсолютно иной уровень восприятия окружающего мира, что заставило его пересмотреть все теории и догмы прошлых веков.

    Где зародился Ренессанс?

    В понимании искусствоведов Ренессанс - это в первую очередь Италия. Именно здесь зародились новые веяния, распространившиеся по всей Европе через несколько веков. Даже термин "Ренессанс" был введен в обиход итальянцем, заменившим им на некоторое время обозначение эпохи античности.

    Если задуматься, то трудно представить, что эпоха Возрождения могла зародиться где-то еще кроме Италии. Ведь все в этой стране пронизано духом красоты и поклонения этой красоте. Римская империя когда-то оставила множество исторических памятников, которые вдохновляли своим совершенством скульпторов и живописцев. Считается, что Флоренция - город купцов и богемы - дала жизнь Ренессансу и стала его колыбелью.

    До сих пор именно в этом городе можно отыскать самые яркие работы эпохи Возрождения, которые прославили своих создателей на весь мир. К ним относятся шедевры Леонардо да Винчи и Микеланджело. Параллельно с искусством развивалась и итальянская философия. За несколько десятилетий было написано множество научных трудов, посвященных новому времени и гуманистическим идеям.

    Итальянское и французское Возрождение

    Так как Ренессанс - это довольно длительный исторический период, то искусствоведы делят его на итальянский и французский. Вдохновленная и питаемая едиными идеями Эпоха Возрождения проявилась в этих странах по-своему, оставив в конечном итоге абсолютно различные по своей сути памятники архитектуры и живописи.

    Даже в Италии принято разделять Ренессанс на несколько периодов:

    • Раннее Возрождение.
    • Высокое Возрождение.
    • Позднее Возрождение.

    В некоторых источниках указан еще один период - Проторенессанс, ставший самым первым этапом становления новой философии. Но это - весьма спорный момент, который до сих пор опровергается некоторыми учеными, включающими период с тринадцатого по конец четырнадцатого века в Раннее Возрождение.

    Стоит отметить, что на итальянское Возрождение существенно влияло наследие античности. Но вот французский Ренессанс является абсолютно самобытным, он представляет собой смешение итальянских теорий с вольнодумством французских философов, породивших новый виток развития искусства. Эпоха французского Ренессанса характеризуется большим числом именно архитектурных сооружений. Особенно ярко представляют эту эпоху замки в долине Луары, построенные по велению французских королей.

    Стиль Ренессанс: внешний вид людей и костюм

    Неудивительно, что эпоха Возрождения оказала влияние на все сферы жизни людей. Конечно, необычные веяния были подхвачены знатью и аристократами, стремящимися воплотить в свою жизнь все новое. В первую очередь среди людей полностью изменилось отношение к красоте. Мужчины и женщины стремились максимально украсить себя, одновременно стараясь подчеркнуть естественность и выделить свои достоинства, данные от природы. Это очень ярко характеризует Ренессанс. Стиль, принятый в этот период, породил массу правил по созданию причесок и нанесению макияжа. Женщина должна была выглядеть сильной, нежной и удивительно земной.

    К примеру, женский костюм эпохи Возрождения отличается некоторой объемностью, подчеркивающей приятные формы и прелести. Он декорировался множеством мелких деталей и украшений. Представительницы прекрасного пола, с восторгом принимающие Ренессанс, стиль которого диктовал неуемное стремление к красоте, носили глубокое декольте, имеющее обыкновение съезжать на одно плечо или внезапно обнажать грудь. Прически тоже становились объемными с большим количеством кудрей и вплетенными нитями. Часто на волосах закреплялась тонкая сетка с жемчужинами и драгоценными камнями, иногда она спускалась до плеч и полностью закрывала волосы сзади.

    Мужской костюм эпохи Возрождения имел некоторые элементы, пришедшие из античности. Представители сильной половины человечества носили некое подобие туники с плотными чулками. Дополнением к костюму стал служить длинный плащ с воротником. В современном мире он часто используется в качестве официальной одежды на научных симпозиумах и других мероприятиях. И это неудивительно, ведь именно Ренессанс - эпоха Возрождения - заложил основы интеллигенции как социального класса. Впервые за всю историю человечества умственный труд стал цениться и позволял безбедно существовать.

    Живопись Возрождения

    Особенно много шедевров создали художники эпохи Ренессанса. Они породили новое отношение к изображению человеческого тела, которое представало на полотнах во всей своей красе. Но для этого необходимо было в мельчайших подробностях знать все анатомические особенности человека. Поэтому все знаменитые и успешные художники эпохи Ренессанса были одновременно и учеными, находящимися в постоянном поиске новых знаний и моделей.

    Самым яркими представителем мира искусства является Леонардо да Винчи. Этот необыкновенно одаренный человек был одновременно художником, ученым, скульптором и архитектором. Многие из его идей значительно опередили свое время, что дает право называть его еще и изобретателем. Самыми знаменитыми полотнами Леонардо да Винчи являются "Тайная вечеря" и "Джоконда". Многие ученые современности смело называют гениального да Винчи "универсальным человеком", который с лихвой воплотил в себе все основные идеи Ренессанса.

    Говоря об эпохе Возрождения, нельзя не упомянуть великого Рафаэля, написавшего огромное количество мадонн. В начале шестнадцатого века он был приглашен в Ватикан и принимал участие в росписи Сикстинской капеллы, где написал несколько библейских сюжетов. Одной из самых знаменитых его работ стала так называемая "Сикстинская мадонна".

    Ренессанс: литература

    Литературный жанр претерпел большие изменения, которые принес Ренессанс. Литература эпохи Возрождения характеризуется обличением церкви, человек становится главным действующим лицом всех сюжетов. Уже немодно использовать библейские притчи и восхваления церковнослужителей. На первый план выходят отношения людей и их чувства.

    Среди жанров становятся популярными новеллы и сонеты. Эти стишки в несколько строк вмещали в себя огромный смысл и эмоциональный посыл. Появились первые публицисты, пишущие о реалиях жизни в философском жанре. Большое значение приобретает драматургия. В эпоху Возрождения творили Шекспир и Лопе де Вега, которые до сих пор считаются величайшими представителями своего времени.

    Научная мысль Эпохи Возрождения

    Идеи гуманизма серьезно повлияли на науку Ренессанса. Естественно, огромное значение оказало книгопечатание. С этого мгновения распространять свои идеи на широкую аудиторию становится гораздо проще. И теперь все новые веяния быстрее проникают в умы обычных людей.

    Научные деятели Ренессанса были, скорее, не просто учеными, а представляли собой сплав философов, общественных деятелей и писателей. Петрарка и Макиавелли, например, стремились познавать человека целиком во всех его проявлениях. Героем их трудов становился обычный горожанин, который должен был получить от научного прогресса массу плюсов.

    Архитектура эпохи Ренессанса

    Для архитектуры Возрождения характерно стремление к симметрии и соблюдению пропорций. В моду входят арки, купола и ниши. Архитекторы создают здания, которые словно парят в воздухе. Они, несмотря на свою монументальность, кажутся легкими и очаровательными.

    Больше всего памятников эпохи Возрождения сохранилось во Флоренции и Венеции. Достаточно просто один раз взглянуть на собор Санта-Мариа-дель-Фьоре в городе купцов, чтобы понять все те идеи новой эпохи, которые вдохновили архитектора на создание подобного шедевра.

    О Ренессансе можно говорить бесконечно долго. Этот период в истории человечества можно назвать одним из самых ярких и продуктивных. До сих пор творения многих представителей того времени современные искусствоведы изучают с большим трепетом и восхищением. Можно с уверенностью говорить о том, что деятели эпохи Возрождения опередили свое время на несколько столетий.

    Эпоха Возрождения – это время расцвета всех искусств, в том числе и театра, и литературы, и музыки, несомненно, главным среди них, наиболее полно выразившим дух своего времени, было изобразительное искусство. Неслучайно существует теория, что Возрождение началось с того, что художники перестали удовлетворяться рамками господствовавшего «византийского» стиля и в поисках образцов для своего творчества первыми обратились к античности. Одним из первых отказался от «византийской манеры» и стал использовать во фресках светотеневую лепку фигур Пьетро Каваллини. Но картины вместо икон впервые стал создавать крупнейший мастер Проторенессанса Джотто. Он первым стремился христианские этические идеи передавать через изображение реальных человеческих чувств и переживаний, заменил символику изображением реального пространства и конкретных предметов. В эпоху Дученто (XIII в.) в Италии вместо литературного языка средневековья – латинского – постепенно формируется народный язык – итальянский. Большой вклад в его создание внес величайший писатель того времени Данте Алигьери (1256-1321).
    В эпоху раннего Возрождения в искусстве происходит освоение античного художественного наследия, формируются новые этические идеалы, художники обращаются к достижениям науки (математики, геометрии, оптики, анатомии). Ведущую роль в формировании идейных и стилевых принципов искусства раннего Возрождения играет Флоренция.
    Основоположником искусства Высокого Возрождения считается Леонардо да Винчи – великий художник и ученый. Он создал целый ряд шедевров: «Мона Лиза» («Джоконда»), «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта», «Дама с горностаем». В своем творчестве Леонардо стремился выразить дух ренессансного человека. Он искал источники совершенных форм искусства в природе.
    Классической гармонии живопись достигает в творчестве Рафаэля. Величествен образ «Сикстинской мадонны», символически соединяющий небесный и земной миры. Более всего Рафаэль известен как создатель нежных образов мадонн. Но в живописи он воплотил и идеал возрожденческого универсального человека, и драматизм исторических событий.
    У художников, продолжающих традиции Высокого Возрождения, усиливается тяга к декоративности и пышности.
    Одновременно с кризисом возрожденческого искусства в Италии происходит его расцвет в Нидерландах и Германии.
    Развитие искусства Северного Возрождения связано с именем Альбрехта Дюрера, который заложил в Германии основы светских жанров – портрета, пейзажа, бытовых жанров. В его творчестве проявляется еще одна яркая черта Северного Возрождения: стремление изобразить человека несовершенным и идеальным, но достоверным.Говоря об искусстве Северного Возрождения, конечно же, следует обратить внимание на портреты Гольбейна и на творчество Брейгеля.

    Подводя итоги, следует отметить, что Возрождение в Италии и Реформация в Северной Европе могут, рассматриваться в качестве этапов переходного периода, знаменовавшего окончание в историческом масштабе одного типа цивилизации (космогенной, традиционной) и начало новой, техногенной цивилизации. Итальянский Ренессанс был источником для Северного Возрождения и Реформации. Реформация дополнила и своеобразно развила ренессансные идеи. Если итальянское Возрождение стало началом новой городской буржуазной культуры, то Реформация, создав протестантизм, обеспечила динамичное развитие капитализма в Европе.