Что станет с горожанином, если он полгода проживет в глуши без благ цивилизации? Чтобы ответить на этот вопрос, корреспондент «Газеты.Ru» отправилась на закрытие проекта «Один в прошлом», участник которого по-честному провел полгода в полной изоляции от внешнего мира в условиях жизни древнерусской деревни X века.

Я чуть не прокляла все на свете, пока доехала до хутора.

«Таксиста попросите довезти вас до поля с верблюдами. От железнодорожной станции это рублей двести», - написала мне Настя.

«Что еще за поле с верблюдами?!» - подумала я. На вопрос, поймет ли меня таксист, мне через минуту по почте пришел ответ, что поймет, «они привыкшие». Место, куда я отправилась, держали в секрете, а такой своеобразный ориентир мне сообщили только накануне поездки. Настя - PR-директор агентства исторических проектов «Ратоборцы», которые провели масштабный эксперимент под названием «Один в прошлом».

В Подмосковье построили небольшой хутор наподобие древнерусской деревни X века. Туда поселили увлеченного историей 24-летнего москвича, пару лет назад забросившего учебу в медицинском. Парень провел в этой деревне шесть месяцев - в полной изоляции от внешнего мира, живя по законам наших предков времен раннего Средневековья.

Павел Сапожников по прозвищу Сапог добывал огонь из кресала, охотился, чтобы добыть себе пищу, доил коз, варил луковую похлебку и кашу, шил одежду из овечьих шкур. Их он использовал и в качестве одеяла. Время научился определять по солнцу. Обо всем, что с ним происходило, Павел отчитывался в специальном видеоблоге.

Организаторы эксперимента преследовали сразу несколько целей. Во-первых, им захотелось проверить на практике факты, которые известны историкам и археологам о жизни на Руси того времени. Во-вторых, у них вышел настоящий социально-психологический эксперимент: каково это, полгода одному провести в глуши без каких-либо благ цивилизации? Да еще молодому жителю мегаполиса.

Попасть на хутор оказалось непросто. Примерно раз в месяц к Павлу допускали экспертную группу, состоящую из врача, психолога и волонтеров проекта. На этот своеобразный день открытых дверей могли аккредитоваться и журналисты, но запись была такая, что в январе записаться удалось только на подведение итогов проекта в конце марта.

Таксист при фразе «поле с верблюдами», конечно же, ничего не понял, и к началу мероприятия я опоздала.

Где у вас тут поле с верблюдами? - спрашивали мы через окно машины встречных прохожих. Помог нам суровый мужчина с серьгой в ухе на обочине дороги, стоявший рядом с десятком пустых автомобилей.

А вы кто? - поинтересовался он, не прекращая копаться в своем внедорожнике.

Журналист.

Тогда вам туда, - махнул он куда-то в сторону леса. - Идите через поле, не промахнетесь.

Мысленно попрощавшись со своими кедами, я поплелась по месиву из грязи со снегом. Вскоре ноги промокли, а на горизонте действительно появилось что-то похожее на небольшую деревеньку из нескольких построек, огороженную забором. Подойдя ближе, я смогла различить черепа животных на палках у забора и низких деревянных постройках.

Здоровый бородатый парень с русой косой, весь перемазанный сажей и какой-то грязью, стоял у калитки в окружении толпы журналистов. Он непроизвольно морщился и закрывал лицо от камер.

Вы уже решили, что сделаете первым делом после окончания проекта? Может быть, горячую ванну примете? - спросил его кто-то из журналистов.

Необязательно, - флегматично ответил парень. Это и был тот самый Сапог, который провел здесь полгода. - Я привык к довольно размеренной жизни. Для меня принять ванную что сейчас, что через три дня - все довольно близко. В конце концов, я так давно не мылся в ванне, что еще несколько часов или дней она может подождать. Так же, как и все что угодно другое. Голову последний раз я мыл где-то месяц назад.

А какое у вас настроение? - выкрикнул кто-то из-за моего плеча.

Вы меня не поймете, наверное. Медленное, - Сапог немногословен. Похоже, что после стольких месяцев уединения видеть толпу журналистов с камерами и диктофонами ему было крайне досадно. На вопрос, что он вынес из проекта, Павел на минуту замер в размышлениях. Все терпеливо ждали.

Открытий очень много. Ну, например, вы видите эту обувь? - Он показал на свои кожаные ботинки. Очевидно, в таких ходили когда-то по этим полям наши предки. - Я их за полгода перебирал два раза - шнурки перегнивают. - Сапоги резиновые надо было надеть, с грустью думала я. - В условиях такой сырой погоды обувь десятого века живет около двух месяцев, если носить три пары сразу. Если одну - соответственно, значительно меньше. Полагаю, что раньше историкам это было неизвестно. Таких мелких исторических открытий очень много.

Но главный мой вывод: в десятом веке люди жили очень плохо. Я и раньше это знал, но теперь я в этом уверен.

Снова пауза. Все замерли. Происходящее смахивало на встречу гуру с учениками.

Тяжело думается в таких условиях. Голова пустеет, и мыслей большую часть времени нет вообще никаких. И это у меня, современного человека, которому есть что вспомнить, который по сравнению с людьми того времени очень образован. Я представляю, как раньше жили люди. Насколько они были темны. Мысль идет тяжело. Я до этого проекта никогда с этим ощущением не сталкивался, так что я думаю, вы даже не понимаете, о чем я говорю. Без нормального освещения в доме, да и вообще в условиях жизни X века зима - провальное время во всех отношениях. Я думаю, что люди его просто пережидали. Световой день короткий, работать неудобно, все сырое, постоянно холодно. Делать в доме ничего не можешь, света не хватает. Маленький светец освещения дает очень мало, а много зажигать нельзя, иначе на всю зиму не хватит. Поначалу я просыпался рано, задолго до того, как рассветет, засыпал поздно, и сидеть в доме в полной темноте часов шесть и не иметь возможности чем-либо заниматься - это вообще невесело. Со временем я стал все больше и больше спать. В конце концов, в самое темное время я спал часов по 13–14 в сутки, это раза в два больше нормы для меня.

Что для вас самым сложным было за все это время? - спрашиваю я.

Однажды, когда зимой две недели стояли морозы, я ходил по лесу, заготавливал дрова. Когда вернулся домой, уже начинало темнеть, и у меня очень сильно замерзли руки. Я весь вечер не мог развести огонь - пальцы не слушались. Таких моментов было очень много.

Потом мыши. Мыши пришли почти сразу. Чтобы прокопать норку под дом, им нужно нескольких часов. Войну с мышами я проиграл. Потом пришли крысы и уничтожили мышей. Я порадовался, но через некоторое время понял, что проиграл войну крысам.

С ними невозможно бороться никоим образом. Я смирился. На самом деле с крысами в доме жить не так плохо, они совершенно не мешают. Если подвешивать повыше к потолку продукты, то они вполне безобидны. К писку по ночам я привык довольно быстро. До того, чтоб на меня бросаться, они не обнаглели. Кошка не помогала. Когда кошка приходила и ночевала со мной в доме, ни мыши, ни крысы не отваживались бегать по полу и бегали только под полом. Возможно, хорек решил бы проблему, но хорек бы сразу решил проблему и с курами, - Сапог улыбнулся, наверное, впервые за все время.

В целом же, по словам Павла, условия жизни на хуторе оказались несколько проще, чем он ожидал: «В этом плане я был несколько разочарован. К тому же, это все-таки ближнее Подмосковье. Какая тут охота». Одним из самых главных испытаний для Павла стали не трудности, вызванные отсутствием благ цивилизации, а одиночество. Пес Снежок от него почему-то убежал, и кроме кур, гусей, трех коз и приходящей время от времени кошки пообщаться было не с кем.

К этому нельзя привыкнуть. Человек слишком социален. Можно либо страдать, либо сойти с ума и смириться. Возможно, есть какие-то люди, которые могут быть одни долго, но я не из них. Хотя я не могу сказать, что я очень общительный, мне и без людей прекрасно. Но не на протяжении таких длинных отрезков времени. Это тяжко.

Я на самом деле сейчас подумываю всех вас бросить и уехать, - внезапно сказал Сапог, после чего взял и ушел, оставив в недоумении журналистов.

Ему сейчас тяжеловато. На днях открытых дверей поменьше было народу, и как-то ему было спокойнее, - будто извиняясь, сказал мне крепкий мужчина лет пятидесяти, представившийся Михаилом. Он предложил показать мне хутор, как оказалось, построенный в том числе и его руками. Михаил узнал о проекте в интернете. Он всегда интересовался историей, «топор держать умеет, вот и решил внести свой вклад в проект».

По замыслу хутор копирует археологические находки того времени в Великом Новгороде, - с гордостью объяснял мне Михаил. - Мы построили дом, состоящий из трех частей: жилая часть по центру. По бокам - место для скотины и амбар с запасами. Рядом с домом - ледник на шесть метров вниз. Это довольно глубокая яма, в которой собирается вода, в зимнее время она застывает, и лед держится все лето. Сразу за ледником планировалось место для кузни, но на нее у Павла времени не нашлось. Правее от ледника - помещение для хлебной уличной печки, в такой обычно пекли сразу на несколько дворов. Сразу за печкой планировали сделать коптильню. К сожалению, на нее у него тоже не хватило сил. В центре двора - колодец на 25 метров, рядом баня, топилась по-черному.

На подготовку хутора ушло около года, из них полгода непосредственно на строительство. Ну все, выпустили, - недовольно выдохнул Михаил и побежал ловить сбежавшую из хлева курицу. А я пошла в жилую часть дома, где организатор проекта Алексей Овчаренко отвечал на оставшиеся у журналистов вопросы.

Здесь примерно 10 кв. м, - показывал он комнату. - Вообще для одного человека этот дом слишком большой. На такой площади помещалась целая семья, - в комнате четыре человека, и мы с трудом разворачиваемся. В темноте ничего не видно с непривычки, и я пытаюсь не наступить на груду камней в центре темной комнаты. По-видимому, это была печь. - Да, это то, что осталось от системы отопления. За три дня до окончания проекта у Паши развалилась печь. Хорошо, что морозы закончились, иначе ему пришлось бы совсем плохо. Он планирует ее перекладывать. Дом обогревался в основном за счет накаленных камней. Вечером он натапливал до 25°С, утром было около 14°С. А вот и мышь пищит, слышите?

Какая все-таки главная цель у вашего эксперимента? - спрашиваю я у Алексея.

А какая основная цель была у первооткрывателей, которые шли открывать Северный полюс? - улыбается он. - Вот они вставали на лыжи, шли через снега, на собачьих упряжках ехали, кто-то погибал, кто-то не доходил, кто-то флаг ставил не в том месте, но такое дело, они первооткрыватели. Можно сказать, что Паша сегодня - такой же первооткрыватель. Есть еще у вас вопросы?

А все-таки, почему «поле с верблюдами»?

А здесь этнопарк неподалеку, они там верблюдов разводят.

Ну что ж, теперь все ясно.

Привет. Меня зовут Павел Сапожников. Мне 24 года. В сентябре 2013 я начал исторический проект, суть которого - прожить на построенной копии древнерусского хутора семь месяцев без современных удобств и средств связи. Фактически, я живу один в прошлом. По началу было очень тяжело привыкать к одиночеству и обстановке. Однако волей-неволей проект сейчас - это и есть моя жизнь. Множество людей следят за развитием событий и сопереживают моим древнерусским приключениям.
Чтобы я мог описать один день из своей жизни, коллеги выдали мне камеру с блокнотом для ведения записей. Так как доступа ко всемирной паутине я не имею, то весь материал передал друзьям с просьбой отправить в сообщество.

Идет 111-й день проекта, и я с готовностью расскажу вам об одном своем дне в прошлом.
Сергиево-Посадский район
03 января 2014


07:30

Просыпаюсь в доме. Темно и прохладно. За ночь печь остыла и температура в доме упала.

Из маленького кувшинчика наливаю льняное масло в светец (раннесредневековый ночник ), после чего поджигаю фитиль от вручную скрученной восковой свечи, которую в свою очередь запалил от углей в печке.

Ловко одеваю обмотки (длинная и узкая полоса ткани, для обмотки ноги до колена - прадедушка портянок ), которые за целый день ни разу не перематываю и не подтягиваю. Но это уже приобретенный на проекте опыт, умение, доведенное до автоматизма. Раньше с этим было значительно сложнее.

Сверяюсь с собственноручно изготовленным календарем, который одновременно выполняет функцию своеобразного дневника..

И делаю зарубку над дверным косяком на втором дублирующем календаре, чтобы не сбиться со счету и окончательно не затеряться в прошлом. Пошел 111-й день.

На завалинке крепко зашнуровываю кожаные ботинки, одеваю верхнюю рубаху из домотканой шерсти и подпоясываюсь. На улице темно также, как и в доме.

Набираю сухой хворост, хранящийся в жилой части дома, поджигаю бересту и растапливаю печь, которая разгорается буквально за пару минут.

Подкидываю пару поленьев покрупнее, а это значит, что в доме скоро будет много дыма (у древнерусских печей не было дымоходов и дом топится по-черному). Мне пора приступать к ежедневным делам.

Первым делом проверяю хлев. Мои главные друзья и те, с кем можно пообщаться, домашний скот: 3 козы и куры. По привычке приветствую всех животных, затем пересчитываю куриц (в эту ночь погибших, например, от набегов лисы не оказалось, и все 13 пернатых на месте, что не может не радовать).

Коза уже ждет на своем месте для утренней дойки, поэтому достаю из-за притолоки миску и ставлю ее под козочкой. Левым коленом упираюсь в грудь, чтобы не убежала, и начинаю доить. Весь процесс занимает не больше минуты, а удой оказывается на редкость скупым - порядка 200 мл, что для меня при моем немаленьком телосложении на один глоток. Тут же выпиваю утренний завтрак и выхожу на улицу, выпуская вместе с тем и животных.

Пора колоть дрова. Нарубаю полешки на четверти..

Набираю воду из колодца и возвращаюсь в жилую часть дома.

Очень тепло, но так дымно, что ничего не видно. Выпускаю дым через дверной проем и волоковое окно. Затем снова растапливаю печку сухой щепой (те два полена уже сгорели) и начинаю готовить.

В специальное отверстие в верхней части печки ставлю кувшин с водой. Благодаря этой «конфорке» кувшин греется от открытого огня, а не от камней, что значительно сокращает время закипания. Добавив в кипяток ягод и немного меда, укладываюсь на лавку и жду (дом небольшой, как правило, лежу на полатях, да и растапливая печь сухим топливом, в доме можно находиться только лежа - едкий дым стелется довольно низко).

Спустя несколько минут "компот" закипел, наливаю себе кружку и снова укладываюсь на лавку. Неспешно потягивая узвар, пою протяжную песню — так заканчивается ранее утро.

09:00
На улице светает, а значит пора начинать основную деятельность. Выхожу на улицу, подхожу к колодцу и долго осматриваюсь по сторонам с задумчивым видом, составляя план на грядущий день. Внезапно в лесу начал каркать ворон. Я тотчас схватил сулицу и побежал к кромке леса, быстро осмотрев территорию вдоль кромки и подлесок, и снова вернулся на хутор. Меня месяц назад доставали лисы, успев утащить петуха и курицу, поэтому теперь я бдителен и прислушиваюсь к знакам природы.

После пробежки у леса, приступаю к своим рутинным делам и первым делом закрываю дверной проем на сеновал, после чего начинаю отлавливать кур. Скрутив крылья в замок, проверяю каждую курицу - несется она или нет. Сортирую птиц на три группы: несущихся кур убираю в закрытый сеновал, мало несущихся запираю в хлев, а не несущихся решаю зарезать, впервые на проекте, но не сразу — таких оказывается 2 птицы.

Выбор пал на менее красивую птицу. Я кладу ее в ведро и накрываю крышкой, а всех остальных снова выпускаю на улицу.

Далее принимаюсь мастерить короткие вилы, которыми удобно работать в узких помещениях, таких, как сеновал или хлев.

После этого начинаю заниматься уборкой хлева, которую необходимо делать 1-2 раза в неделю. Для начала соскребаю все сено с полатей, а затем и с пола. Но уборкой сена я занимаюсь не часто, так как при гниении оно вырабатывает больше тепла, а в холодное время года это очень важно для меня.

И укладываю пышными кучками. Методом наблюдений выявлено, что куры лучше несутся, когда сена много, и оно уложено именно кучками.

В процессе уборки я обнаруживаю два яйца. Конечно, не самый лучший результат, но это только за ночь, а в среднем куры несут 4-6 яиц в день. Найденные яйца аккуратно укладываю под крышу, чтобы не ходить в жилую часть дома по несколько раз, и чтобы яйца случайно не разбились.

11:00
Выношу из хлева еловые ветки на улицу, потому что они подсохли, и козы перестали их есть. Но стоило веткам оказаться за пределами хлева, как животные с жадностью начали их обгладывать.

После этого беру топор и веревку и направляюсь в лес. Зайдя буквально на пару метров, обнаруживаю упавшую ель. Срубив ветки, связываю их и возвращаюсь на хутор. А тут надо и корыто подчистить, чтобы наполнить его зерном для кур.

Снова рублю дрова..

Набираю воды в котел, иду в дом и ставлю греться на печку. Пока вода в котле закипает, снова устраиваюсь на заваленке отдохнуть и отогреть ноги, которые успели замерзнуть в делах на улице. Болеть в X веке нельзя.

13:30
Пора начинать готовить еду. Выношу корзину с продуктами на улицу и все животные подтягиваются за мной, ожидая чего-то вкусного.

Буду готовить чечевичную похлебку, поэтому чищу лук, шелуху от которой тут же подъедают козы, и подготавливаю сушеные грибы — нарезаю кубиками.

Добавляю два яйца и крупу, все закидываю в горшок и ставлю у входа в печь, периодически помешивая. Через 20-30 минут мой ужин готов. А вот теперь надо приниматься за ту курицу, которой уготовлено стать дополнением к ужину.

Выхожу на улицу, достаю из ведра птицу за ноги. Затем беру за шею и резким движением сворачиваю ей шею. Отрубив голову и крылья, выношу котелок с кипятком к колодцу и ошпариваю тушку. Честно сказать, до этого мне никогда не приходилось убивать птицу, но поскольку мяса в моем рационе очень мало, все больше молоко, яйца и крупы, то мной руководят инстинкты.

Курицу разделал довольно быстро, в ней оказалось мало мяса — это вам не бройлер с прилавков супермаркетов. Ножки положил в тарелку, а остальное закопал в снег на крыше бани, чтобы после можно было еще пару раз сварить куриный бульон и полакомиться куриным мясом.

Заготовки еды сделаны, можно приниматься и за дом. Беру нож, осматриваю щели — дует сильно, печь не справляется с холодами. Беру лопату из лопатки козы (месяцем ранее мне пришлось зарубить и козу, но в хозяйстве пригодились даже кости) и направляюсь за дом, где в снегу припрятан мох.

Набрав целую корзину, начинаю конопатить дом, заправляя в щели мох.

Процесс трудоемкий и длительный. Ушло более четырех корзин, чтобы устранить все видимые щели внутри дома и снаружи. Проверив изнутри с помощью свечки все щели, остаюсь доволен работой и решаю, что пришло время доить козу, так как темнеет.

17.00
В этот раз я поймал козу на улице и надоил всего 100 мл. Даже на полглотка не потянет. Тяжело вздохнув, выпил, после чего завел кормилицу в хлев, а за ней и оставшихся животных, желая им доброй ночи.

А теперь пришла пора полакомиться мясом: дрова уже хорошо прогорели и оставили угли, решил сделать ножки барбекю.

Через 20 минут блюдо приготовилось и для меня это был поистине королевский ужин вместе с приготовленной ранее похлебкой.

Закончив с едой, я решил застирать рубаху. Камни в течении дня хорошо прогрелись, поэтому взял их кузнечными щипцами..

Закинул в бочку с водой и замочил рубаху.

Окунув руки в кипяток, долго наслаждался теплой водой, уж очень я соскучился по горячей ванне. Умыв лицо и шею, приступил к стирке.

Застирываю всегда самые грязные места — ворот и рукава..

А после нескольких полосканий вынес одежду на улицу, повесил на палку. Жаль, что нет мороза.

18:30
Поскольку уже совсем стемнело, а с тем и хозяйственная часть дня подошла к концу, я напевая, снова вошел в дом. Можно готовиться ко сну. Удобно устроившись на лавке, размотал обмотки..

Вынул из обуви стельки и носки, вязанные особой раннесредневековой узелковой методой и уложил на печку для просушки.

После чего окунул голые ноги в ведро с еще горячей водой, дабы провести профилактику от простуды.

В хлеву наступила тишина. Еще раз проверил животных, впустив к ним горячий воздух от печки, и принялся укладываться спать.

Бережно сложив одежду и расстелив меховой спальник, я подумал, что вот и подошел еще один день в одиночестве и в прошлом. Разные мысли меня посещают тут, сильно меняется мировоззрение и ценности, все больше размышляю о жизни наших предков, бренности и бессмысленности бытия. Но глаза стали слипаться, бороться с тяжелыми веками не стало сил, поэтому, укутавшись в шкуры, задул светец и погрузился в сон.

19:00
Дом укутала кромешная тьма.

Иногда все надоедает. Офисы, компьютеры, автомобили, небоскребы - к чему все это? Где простая природная правда, где единение с землей и ее произведениями?! Долой цивилизацию! Даешь возврат к истокам! Обычно от внезапной тяги к истокам можно избавиться, съездив на пару дней к родителям на дачу и убедившись, что вскармливание редиски потом и кровью по-прежнему не твой профиль. Но некоторые идут дальше…

Посреди темной от дыма и копоти избы, среди горшков, камешков и тряпок, установлена на треноге камера. Перед ней, сложив на груди грязноватые руки, стоит чумазый бородатый мужчина. Из-под лохматой шапки ужом на плечо спускается коса, чтобы уткнуться в пряжку, которая скрепляет две части серой шерстяной накидки. «Через пять месяцев проекта мы наконец добились того, чего хотели с самого начала, - речь очень заторможенная, слова будто переправляются через кисельную реку, прежде чем вяло вывалиться изо рта, - превратили современного человека, то бишь меня, в некоторое подобие овоща, чьи мысли занимают только еда, заготовка дров и иногда солнышко». Мучительная пауза, во время которой взгляд бородача через силу скользит по сваленным на полу сучьям. «Вот».

Знакомься, это Павел Сапожников , участник проекта «Один в прошлом», заплутавший по собственному желанию во времени и превратившийся на полгода в древнерусского крестьянина, живущего отшельником в аутентичном поселении X века.


Дом (1) разделен на три части: по бокам горницы - хлев и клеть для хранения припасов. Недалеко от жилища вгрызся глубоко в землю ледник (2) - здесь вода зимой застывает, и лед потом долго позволяет хранить продукты. Несколько плетеных навесов, колодец (3) , уличная печь для хлеба (4) и крошечная мыльня - баня, которая топится по-черному (5) .

«Один в прошлом» придуман и воплощен агентством исторических проектов «Ратоборцы » как эксперимент, призванный узнать, как жили люди до изобретения компьютеров и автомобильных пробок и, что немаловажно, как повлияет на современного человека отказ от постоянного общения, удобств и технологий. Как только семимесячное погружение Павла в прошлое закончилось, мы встретились с ним и, глядя в глаза, осторожно спросили: «Ну как там?»


Условия проекта

1 Общение с людьми, кроме иногда приходящих из леса психолога и врача, запрещено.

2 Эвакуация только в случае угрозы жизни. Никаких современных лекарств провозить в Х век нельзя.

3 Кабельного телевидения, новостей, Интернета и робота-пылесоса нет. Пользоваться можно только копиями инструментов из раскопок, любые современные технологии под запретом.

Вначале было поле


Хутор, с корнем выдранный из дремучих времен, построили на поле недалеко от деревни Морозово Сергиево-Посадского района в Подмосковье. Павел объяснил, что рядом располагается база, где «Ратоборцы» готовятся к различным историческим фестивалям. Место нелюдное и в то же время доступное. К началу строительства туда потянулись вереницы грузовиков со стройматериалами. Все строго историческое, никаких гвоздей и шпатлевок. Пахнущее смолой дерево обрабатывается скобелем, предком рубанка прямиком из IX века, на плетень водружается олений череп - оберег от нечистой силы. Почему выбор не пал на Сибирь или Карелию, где возможны полноценные охота и рыбалка, а дыру во времени пробурили так близко к крупному городу? Постройки планируется использовать и после окончания проекта, а, как показывает опыт, оставленные человеком дома быстро приходят в негодность: первая версия хутора без присмотра всего за полгода по крышу заросла бурьяном.


От первого лица « Честно говоря, не вижу смысла заниматься реконструкцией рыцарства или средневековой Японии, если наша история не менее интересна. Поэтому на время стал жителем Древней Руси.

Не нужно думать, что меня просто привезли и бросили одного в этом искусственном прошлом. Я занимался проектом с нуля. То есть готовил его и на стадии проектирования, и на стадии строительства тоже.

Сам момент путешествия во времени помню, честно говоря, плохо. Я до этого планомерно и очень эффективно готовил себя с помощью алкоголя, так что, когда все уехали, я вроде бы посидел у костра и быстро отправился спать. Только утром до меня дошло, во что ввязался

».


« У меня были сушеные грибы и ягоды. Немного рыбы, которая, увы, быстро испортилась. Ну и, конечно, чечевица, рожь, пшеница, ячмень и горох, который я искренне ненавижу. Козы давали молоко, куры неслись, хотя я не всегда мог сразу найти, где именно. Рацион довольно скудный, но голода не испытывал. Я, кстати, довольно быстро начал очень четко понимать, сколько и чего мне нужно съесть, чтобы делать определенные дела. То есть теоретически можно было пойти в лес и свалить во-о-от такое дерево, но после этого я бы пару дней отлеживался дома, не в состоянии заниматься чем-то более важным: мне просто не хватило бы калорий. И ужасно недоставало фруктов: апельсинов, киви, бананов. Наверное, не хватало чего-то в организме. Очень хотелось джина! Ну, помнишь, с можжевеловым таким запахом ».

Меню с синицами


Павел осваивает новое место. Иногда, возвращаясь с прогулки по лесу, кладет руку на нагретое солнцем бревно сруба, чтобы почувствовать, как дышит его новое жилье. Дом, кстати, уже обзавелся своеобразными украшениями. «У меня появились новые друзья. Добряк и Кусака. Они очень милые, и с ними можно поговорить». Павел ведет на проекте блог и в конце дня записывает сам себя на камеру. «Друзья» - подвешенные к потолку окоченевшие тушки синиц с распахнутыми крыльями. Двух как раз хватает на горшок похлебки, поэтому сегодня беззаботно квохчущие куры в безопасности. Птиц он ловит не от хорошей жизни: очень хочется мяса, а резать несушек - значит, лишить себя омлетов и яичниц.

Инспектирование кладовой - первое дело. Запасов хватает, но им угрожают время и грызуны. Зерно прорастает, по кувшинам с клюквой топают голые крысиные лапы, сушеные яблоки покрываются пушистой плесенью.

По замыслу организаторов «Один в прошлом» герой может при необходимости ловить рыбу и охотиться, для охоты ему даже был выдан лук. Сомнительно, честно говоря, что современный человек выживет, добывая себе пропитание таким способом.


От первого лица « Но я один раз даже следы заячьи видел! Ну а вообще, что ты хотел, это же Подмосковье. Какая там охота? ».

* * *

« Я выбирал самые вкусные для себя травы и заваривал их в разных комбинациях и пропорциях, не особенно обращая внимания на их свойства. Да и немного там прочитаешь на этой бересте, темно же ».


« Знаешь, что меня больше всего раздражало? Пока не наступила зима, мимо моего жилища проходили несколько раз люди. Грибники, видимо, или рыбаки. И хоть бы кто взглянул на все это с интересом! Я так понял, любители подберезовиков и карасей - страшно целеустремленные люди: уткнутся носом в землю и идут по своим делам, делая вид, что вокруг нет ничего необычного. Ну как так? Выходишь из леса - стоят средневековые постройки. Земляная крыша у дома, все низенькое, приземистое ».

Удобства во дворе, соседи блеют


При очевидных исторических неудобствах Павел довольно безболезненно втискивается в рамки древнерусского быта. Он даже позволяет себе время от времени некоторые изыски - созерцание заката под кружку ароматного отвара. Идти в дом, пока не нагрянули холода, не хочется: изба копирует археологические находки из Великого Новгорода, а жилища тогда не отличались уютом. В центре - девятиметровая горница, в которой подопытный спит и принимает пищу. Зимой здесь же будет рабочая мастерская. Приложиться лбом о низкие потолочные балки мешают пучки трав и домотканые мешочки с зерном, отмеченные берестяными этикетками. Все это покачивается на недоступной для крыс и мышей высоте и источает аромат, способный свести с ума адептов фитотерапии.

Стены горницы щедро покрыты сажей из печи, которая каменной горкой расположилась на полу и, нещадно дымя, готовит еду и обогревает жилье. Рядом с ней - небольшой стол; чтобы превратить его в обеденный, нужно смахнуть на пол пыль специальным пером.


От первого лица « По поводу запахов или невероятной грязи не нужно там пугать никого. Почему-то ощущения, что грязно, не было. В городе в конце каждого дня хочется сходить в душ, а там я совершенно спокойно мылся раз в неделю. И то не потому, что чувствовал вот эту липкость, как в мегаполисе, - просто понимал, что это необходимо. Голову за весь проект мыл три или четыре раза. Так, по-настоящему, с золой. Волосы, по-моему, только лучше стали ».

* * *

« Многие почему-то уверены, что в моменты отдыха я много думал. Но уже примерно через месяц мысли у меня исчезли почти полностью. Думать было очень тяжело, это стало серьезной работой. Проще было дрова поколоть. Мы же привыкли к тому, что все вокруг дает информацию: книги, журналы, телевидение, Интернет. Ты ее анализируешь, и голова работает правильно. Но когда живешь в лесу один, особых информационных поводов нет. Я же не мог всерьез анализировать такие события, как дуновение ветра или шевеление листвы. То есть раньше, наверное, людям этого хватало, а сейчас маловато ».

Средневековая рутина


Пока еще солнце успевает прогреть воздух, прежде чем окрасить розовым верхушки деревьев, Павел готовится к зиме: заготавливает дрова, заново конопатит мхом стены дома. Хватает и обычной рутины: замена и просушка соломенных стелек, починка одежды (ремни обуви гниют от сырости), приготовление на огне еды, война с грызунами. Каждодневные заботы на вкус современного человека странные: к примеру, в списке предметов обихода Павла - гребень с частыми зубцами для вычесывания вшей, если такие надумают присоединиться к проекту.

Первоначальная радость от осознания, что перенесся в прошлое, со временем растворяется в непростых буднях. Вставать утром иногда не хочется вовсе, Павел заставляет себя ходить в лес или колоть дрова. Впрочем, он понимает, что сдаст очень быстро, если будет заниматься исключительно бытом, поэтому иногда играет с козами. С собакой, наверное, было бы веселее, но она уже несколько месяцев как убежала.


Обычные хозяйственные проблемы, к которым организаторы готовились, отошли на второй план. На хуторе появились лисы.

Приход мышей, крыс и лис, которые принялись без всяких сомнений разорять хозяйство, раздражает не только Павла-крестьянина, но и Павла - жителя современного мегаполиса, который нет-нет да и просыпался в нем. Как? Его, человека, знакомого с Интернетом, автомобилями и 3D-принтерами, объедают какие-то грызуны? Это война!


От первого лица « Если к такому хозяйству, как у меня было, подходить обстоятельно и правильно, оно будет занимать все свободное время - это правда. Но, когда на меня находила хандра или не было желания что-то делать, я понимал, что если уйду погулять, то ничего критичного не случится. Я даже придумал несколько игр, например прятки с козами: они ко мне очень быстро привыкли и начинали орать, если не могли меня найти. Ну и вот игра шла обычно до тех пор, пока они меня не найдут или я не смогу уже выдерживать их душераздирающие крики. Вообще, в какой-то момент мне начало казаться, что я различаю эмоции на козлиных мордах. Это трудно описать, но можно было понять, довольно животное или нет. Это такое сложное сочетание выражение глаз, щек и бороды ».


« Лисы утащили у меня курицу и петуха и вообще довольно часто внаглую крутились около дома. Борьбу с ними я зачем-то сделал для себя очень важным делом: ставил силки, ловушки разные соорудил, даже смастерил копье. А они очень умные, все стороной обходили. Но однажды вышел утром из дома и увидел, что лиса дрыхнет прямо на сеновале. Схватил лук, он на стене висел, единственную стрелу, подбежал и выстрелил. Я раньше много тренировался и был уверен, что неплохо стреляю из лука, но когда в тридцати шагах от тебя трусит зверь размером с кошку… Короче, стрела осталась торчать в земле, но древко оказалось все в крови. Наверное, как-то вскользь прошла ».


« Чтобы хоть как-то разнообразить свою жизнь, я общался с козами. Они, правда, не отвечали, но я заметил потом, что наделяю их всеми человеческими чертами. Как-то рассказывал поэму Горького «Песня о Соколе», а козы развернулись и ушли. Я страшно обиделся на них - искренне полагал, что меня оскорбили, специально ушли не дослушав! Пришлось дня на два или три объявить им бойкот. Потом, правда, я понял, что схожу с ума, простил коз и снова стал с ними общаться ».

Тишина


Когда чисто утилитарные вопросы решаются, то, убедившись, что настало их время, появляются психологические проблемы. Больше всего Павлу досаждает не одиночество, а информационная изоляция. На хуторе иногда так тихо, словно кто-то забил мох для конопатки сруба тебе в уши. Из-за этого внезапное квохтанье кур кажется неестественно громким, а шорох бегающих под полом крыс слышно даже снаружи. Время как будто сбилось с пути и теперь слепо блуждает где-то рядом, натыкаясь на берестяные туески и поскальзываясь на жидкой грязи. Павел подолгу бродит в лесу или, опершись на плетень, рассматривает обширное поле, на краю которого стоит хутор.


А потом пришла зима


Стылая белизна раскинулась до горизонта. Ветер пытается протиснуться между бревнами избы, а отчаявшись, со злобой принимается колотить в дверь. Павел все меньше выходит из дома, иногда после сбора хвороста пальцы так коченеют, что он долго не может высечь искру и сидит в холодной насупленной горнице.

За психическим состоянием путешественника во времени следит эксперт-психолог Денис Зубков, который навещает его раз в месяц. «Одним из самых серьезных испытаний для Паши на проекте стала депрессия, которая накатила во всю мощь ближе к середине проекта. Было сложно выполнять ежедневные дела, сложно привыкнуть, а затем и научиться чувствовать себя хорошо в условиях одиночества».


От первого лица « В доме иногда было очень темно. Это такая особенная, густая чернота, особенно в беззвездные ночи. Но меня больше всего пугали звуки поначалу. Я не мог понять их источника: лес, животные, стук крышки какой-нибудь. Знаешь, по моим подсчетам, одни козы способны издавать с полсотни необычных звуков, которые могут быть похожи на все на свете. Это сильно потом уже я стал отличать курицу, слетевшую с насеста, от козы, которая вздумала почесаться об ограду. А сначала приходилось выходить на улицу или дверь подпирать чем-нибудь. Еще угнетала невозможность включить свет или хотя бы открыть окно - его же не было! Под рукой ни фонарика, ни мобильного телефона, чтобы можно было подсветить угол, в котором кто-то скребется. Для самого крохотного огонька нужно сначала высечь искру, поймать ее, раздуть... А в это время кто-то бродит около дома... В общем, да, бывало иногда жутко ».


« У меня случился как-то психологический срыв, как мне потом объяснил психолог, и я убил одну козочку. Они забирались ко мне в дом и перебили очень много посуды, а новую взять было негде. И что-то нашло: я начал кричать на одну, зачем-то схватил топор и отрубил ей голову. Потом только подумал: что же я наделал? Но голову-то на место не вернешь, пришлось разделать козу и засолить. Целый месяц ел. Но при этом было ужасно жалко ее. До сих пор жалко. Глашей звали. Правда, у меня все козы были Глашами. Это, кстати, очень удобно: зовешь одну, а все приходят.

Представь, оказалось, что убивать коз - это очень снимает напряжение. Мне до конца проекта хватило, я был само спокойствие. Но при этом у меня не осталось ни одной тарелки

».

Невозможность цивилизации


Весна хоть и отогнала рассеянной птичьей болтовней студеную хандру, но принесла свою головную боль. Рассыпалась печка, которая все это время успешно создавала в доме атмосферу задымленной кальянной. К счастью, морозы уже не такие сильные, и Павлу не приходится греться в еще теплых внутренностях свежезабитой козы. И теперь можно снова гулять без опасения отморозить пальцы. Возможно, отшельничество в итоге оказывается самым жестоким из условий проекта. Жителю Древнерусского государства было куда проще выжить в общине. Можно было разделять обязанности: пока одни готовят хлеб, другие заготавливают, скажем, дрова для печей. Обреченному на одиночество приходится куда тяжелее.


От первого лица


« У меня было много планов, которые так и не смогли воплотиться на проекте. Скажем, я планировал завести лошадь, чтобы помогала мне возить лес. Здорово, что я этого не сделал, - она бы сдохла от голода. Еще хотел построить кузницу, для нее даже сделали навес. Но уже на месте понял, что это никак не встраивается в мой график Х века. Пока буду делать ее (а что там ковать? для кого?), не успею подоить коз или приготовить еду. Ближе к концу проекта мне очень хотелось принять ванну. Не помыться, а именно посидеть в горячей воде. Тогда я поступил не совсем спортивно: отправился в деревню и стащил там огромную деревянную кадку. Причем я тщательно планировал операцию, ждал самого темного времени суток, когда, как мне представлялось, люди спят особенно крепко. Укатил огромную, очень тяжелую дубовую кадку. Весь обматюгался, все проклял, пока толкал перед собой. Когда прикатил ее домой, уже начинало светлеть. Чтобы не откладывать купание, начал сразу наполнять ее водой. Пока доставал первое ведро из колодца, прикинул, сколько мне нужно ведер воды. Получилось что-то вроде 350, при этом 200 ведер должны были быть горячими. На улице еще холодно - когда нагрею двухсотое, первое станет льдом. Я все бросил, сел в эту пустую бочку и долго пялился в небо. Вспоминал Робинзона Крузо и его лодку, которую он не смог спустить на воду и которая стала памятником бессилию ».

Последний день


Павел не горит желанием вернуться в Москву, но продолжать жить на хуторе тоже в общем-то не имеет больше смысла. Припасы подошли к концу, тяготы жизни в Х веке приняты и осознаны. Романтика погружения в прошлое осела на стенах сруба, въелась в глубокие зарубки на бревнах, которыми отмечались дни до финала. Павел начинает нехотя перевозить вещи в городскую квартиру.

Дыра во времени в Сергиево-Посадском районе затянулась. Хутор стоит, но по нему больше не ходит бородатый человек в серой засаленной рубахе и растрепанной меховой шапке. Постройки планируется использовать для новых проектов. Возможно, для них достроят все-таки кузню. Животные не обратили внимания на смену обстановки и живут теперь в XXI веке. Одна из коз родила.


От первого лица « Я считал, что никаких проблем с возвращением не будет. Но, возможно, из-за неожиданности и неподготовленности все пошло наперекосяк: адаптация проходит очень тяжело. Работа, личные дела, отношения с близкими, отношения со всеми остальными, планы, ритм жизни - почти по всем статьям все плохо. Я слишком привык все делать сам и возлагать ответственность только на себя. Отдельным пунктом стоят деньги - ресурс, которым я совершенно разучился пользоваться ».

* * *

« Уверен, что если современный человек попадет в прошлое и будет волен использовать там современные технологии, то он будет казаться суперменом. Я представляю, как люди темны были. Насколько медленно у них работала голова - без образования и постоянных потоков информации. Я после полугода-то подотупел, вот только в себя прихожу.

После проекта у меня сильно изменились отношения со временем. Я понял, что принять ванну через полчаса или на следующий день - вещи примерно одного порядка. Спешить что-то делать не нужно. И вообще стал очень терпеливым. Научился лучше готовить. Однозначно начал бережнее относиться к вещам, ведь у меня их было не так много. Я понял, что есть три базовые вещи, важные для любого человека: сухость, тепло и сытость. Все остальное появляется после. Если хоть что-то не выполнено, все остальное теряет смысл. Если ты в лесу, мокрый и голодный, тебе будет наплевать на все блага цивилизации. Это довольно трудно принять не прочувствовав

».

После проекта


189 дней - это, конечно, перебор. Как раз хватит для того, чтобы доносить и родить высококачественное душевное расстройство. Но будь мы на месте организаторов проекта, мы бы устроили из этого хутора лечебно-профилактический пансионат для граждан, замордованных цивилизацией.

Устал от толп людей, от метро, от переизбытка информации, от суеты, от асфальта под ногами?

Пара недель одинокой медитации на завалинке - и вот уже мегаполис со всеми его ресторанами, кино, горячими ваннами и отсутствием комаров представляется тебе тем раем, которым он и является. А главное - там люди! Настоящие! Много-много замечательно живых, разговаривающих людей, все великолепие которых можно понять, только надолго лишившись их общества.

А вдруг апокалипсис?

На всякий случай мы решили задать Павлу вопрос, волновавший нас после просмотра нескольких фильмов-катастроф. Что сможет сделать обычный человек, разразись вдруг вселенский конфликт и перестань цивилизация существовать?

« Погибнуть. Довольно бесславно, причем. Я не эксперт в области выживания, просто у меня есть некое понимание своих возможностей. Даже огнестрельное оружие среднестатистическому человеку не поможет. Скорее, усугубит его положение. А всякие наборы для выживания, землянки и запасы гречки просто смешны ».

Проект экспериментальной археологии

Один в прошлом

Проект завершен

О том, как это было, вы узнаете здесь

Отшельничество всегда считалось суровым испытанием. Проект «Один в прошлом» поставил сложную задачу - полностью поменять жизнь отдельного человека, поселив его на воссозданной копии хутора времен Древней Руси, где ему предстояло заниматься вещами, непривычными для современных городских жителей: охотой, выпасом скота, заготовками на зиму.

Полнометражный

документальный фильм

Кинохроника проекта. Герой проекта - Павел Сапожников - уехал из мегаполиса и участвовал в эксперименте с 14 сентября 2013 года по 22 марта 2014 года. Он провел 3 сезона в условиях Древней Руси: осень, зиму и весну, и проверил на себе, как жили наши предки в далеком Х веке.

Организатор: агентство исторических проектов «Ратоборцы».

Монтаж фильма: творческое объединение «Два Слова». Автор идеи и генеральный продюсер: Овчаренко Алексей.

Год: 2015.

Жанр: документальное кино.

На время проекта Павел Сапожников стал древнерусским жителем и проверил на себе гипотезы учёных о жизни и быте наших предков. Целью проекта было выяснить, сможет ли наш современник не только выжить в скудных условиях Средневековья, но и обустроить свой маленький мирок.

Как влияет на человека XXI века отказ от постоянного общения, удобств, современных технологий и приспособлений? Насколько повышается ценность вещей, наличие которых ранее казалось само собой разумеющимся?

Памятные

Видеозарисовки

На протяжении проекта посещать территорию хутора было разрешено только оператору-мужчине и лишь на короткое, необходимое для съемки время. Кроме того, во время визитов оператору запрещалось общаться с героем исторического эксперимента. Сам отшельник вел личный видеоблог, через который он общался с современным миром.

Павел будет продолжать вести блог, рассказывая о новых идеях и начинаниях, которые появились благодаря проекту «Один в прошлом».

В блоге собраны личные видеоотчеты героя, а также статьи экспертов, детально разбиравших ход эксперимента буквально по дням.

Мы ищем вас,

Партнеры и меценаты

Мы ищем партнеров и меценатов, которые готовы помочь с публикацией научно-популярной книги об историческом эксперименте «Один в прошлом», а также материально поучаствовать в наших новых проектах «Кузница Сапога» и «Семеро в прошлом». Если вам интересно спонсорское участие в наших проектах - свяжитесь с нами.

Идеальный

древнерусский ХУТОР


Сеновал

Это традиционная столбовая постройка для хранения сена. Остатки столбов подобных хозяйственных клетей найдены в Новгороде при раскопках Рюрикова городища. Крыша состоит из трех слег, врубленных в чаши на столбах основания и покрытых ореховыми прутьями, сверху застелена сыромятными шкурами для защиты от осадков. В этот сеновал поместилось шесть телег сена. Будем надеяться, что козам Павла будет достаточно такого количества до конца проекта.

Дом

Изба Павла стоит посередине хутора. В её основании лежит окладной венец, заполненный землей. Конструкция дома - сруб-шестистенок, брёвна образующие венцы соединены узлом в обло. Две внутренних стены разделяют дом на три части: хлев, амбар и жилую часть расположенную в центре. Аналогичные трёхкамерные жилища найдены в Новгороде в слоях Х века и имели размер от 3-6 метров в ширину до 8-9 в длину. В хлеву сооружены насесты для кур и загон для коз. В амбаре вдоль стены стоят ящики с зерном и хранится капуста. В центральной части дома пол, выстланный тёсаными досками, печка и полати. Вся мебель, которая есть у героя - это несколько коробов и одна табуреточка, подаренная на новоселье. Печка сложена из камня и глины, топится по чёрному, поэтому под потолком располагаются специальные полки, на которых скапливается основная копоть.

Колодец

Это сердце и украшение Сапогова хутора. Колодец довольно глубокий - 11 метров. Устройство ворота не имеет исторических прототипов, потому что все сохранившиеся до наших времен колодцы сохранились только своей подземной частью. Такую версию конструкции ворота предложили строители. Она представляет собой еловую курицу положенную на две рогатки, в местах соприкосновения с ними ствол курицы несколько обточен. Крыша состоит из слег, врубленных в верхние части рогатин и тесаных досок. Все соединения выполнены с помощью деревянных шипов. Для набора воды используется деревянное ведро. Еще до начала проекта возникла небольшая сложность, оказалось что деревянное ведро не тонет в воде. Проблему решили просто - привязали к ведру камень, обёрнутый кожей.

Навес под кузню

Представляет собой традиционную хозяйственную клеть. Стены сделаны из орешника, оплетенного вдоль столбов. Крыша покрыта сыромятными шкурами. Археологических находок подтверждающих такую конструкцию крыши нет, потому что крыши вообще плохо сохраняются. Но такой вариант вполне возможен потому как все материалы аутентичны и, для реалий Х века, вполне доступны. Для того что бы навес превратился в настоящую кузницу Павлу еще предстоит самому сделать кузнечные меха и горн.

Ледник

В качестве источника использовались данные этнографии. Пол нижнего этажа находится на глубине 3 метра 80 сантиметров и представляет из себя утрамбованную землю и положенный сверху глиняный замок. Стены ледника состоят из девяти венцов сруба. Потолок ледника он же - пол погреба выполнен из тесаных досок толщиной 5 см., сверху так же положен глиняный замок. Над землей ледник возвышается на высоту 180 сантиметров, конструкция крыши такая же как у бани, единственное отличие - отсутствие куриц. Для входа в ледник в земле вырублены ступеньки.

Навес под хлебную печь и сама печь

Печка вынесена под отдельный навес и стоит на опечье высотой примерно 70 см и состоящей из пяти венцов сруба заполненного землей. С трех сторон саму печь опоясывают деревянные колья, которые были необходимы при укладке. Габариты самой печи - около метра, толщина стенок от 28 до 30 сантиметров. Устье имеет размер 25 на 30 сантиметров, сверху расположено волоковое отверстие диаметром 6 сантиметров. Историческим прототипом служат находки хлебных глинобитных печей в Рюриковом городище, датированные 9-10 веком.

Баня

По своему устройству баня очень похожа на дом, но меньше и ниже. Сруб, двери и крыша выполнены по тем же технологиям. Такой тип крыши называется самцовой или безгвоздёвой, использование этой технологии обусловлено данными этнографии. Двери в бане и в доме тоже выполнены без гвоздей: для соединения досок используются клиновидные шипы, а для крепления к притолоке и в пороге - круглые. Такая конструкция подтверждена находками в Берестье, где сохранилось несколько дверей. Также как и дом, баня топится по черному.

Коптильня

Основная камера для копчения представляет собой столбовую конструкцию с бревенчатыми стенами, обмазанными глиной для герметизации. Внутри этой камеры подвешиваются будущие копчёности. Вторая часть коптильни - топка огорожена плетнем из орешника и защищена от непогоды тростниковой крышей. Соединяет обе части коптильни подземный дымоход, который вырыт в земле и укреплен каркасом из прутьев, для герметизации так же использована глина. Процесс копчения мало отличается от современного: предварительно засоленное и слегка подвяленое мясо подвешивают в камеру, где оно выдерживаются от 2 до 5 суток под воздействием дыма.

Ворота

Главный вход на территорию хутора. Ворота имеют простую конструкцию: створки привязаны к столбам лыком и выполнены из того же орешника, что и забор-плетень. Кое-кто из репортеров назвал их «Дверью в прошлое» и, в чём-то, был прав. Для гостей и журналистов эти двери будут открыты лишь по завершении проекта.

Непоколебимые

Правила и допуски

Герой проекта был подчинен суровым и жестким правилам, но только полное их соблюдение гарантировало успех проекта. Основной задачей было максимально исключить внешние факторы, влияющие на ход эксперимента и обеспечить его научную достоверность.

Полная аутентичность

инструменты, снаряжение и пища
В своем быту герой использует только те инструменты, материалы, одежду и продукты, которые были в Древней Руси Х века. Основанием являются данные археологических находок или письменные источники.

Запас еды ограничен

и весьма скуден
Заготовленный запас продуктов ограничен и даже при скудном рационе, его может не хватить до окончания проекта. Остальную пищу герою придется самому добывать охотой, рыбалкой и собирательством. То же самое касается инструментов и материалов для ремесленных нужд.

Без общения с людьми

добровольное отшельничество
Герой добровольно принял отшельничество в;рамках проекта, чтобы проверить твердость своего духа в экстремальных условиях. Цель эксперимента - проследить социальные и психологические изменения личности и узнать, насколько важна современному человеку поддержка других людей.

«День открытых дверей»

один раз в месяц
Это оптимальный срок, чтобы постепенные изменения в жизни и быту стали заметными. В этот день к герою приезжают эксперты, которые следят за ходом эксперимента и состоянием его участника.

Эвакуация

только в случае реальной угрозы жизни
Эвакуация героя будет производиться только в случае реальной угрозы жизни. К таким случаям относятся: перелом ноги, заражение крови, сильная лихорадка и другие экстренные ситуации. Сигналом к этому будет служить звук рога, но надеемся, что услышать его не придется.
Часто задаваемые вопросы

Почему 6 месяцев?

Мы решили, что это оптимальный отрезок времени для проекта подобного рода. Он охватывает три времени года и дает возможность подготовиться к зиме. За шесть месяцев удастся проверить многие гипотезы экспертов и оценить скорость износа инструментов и снаряжения. Но этот срок не достаточно велик для того, чтобы привести к глубоким патологическим изменениям в психике героя. Кроме того, в новом летнем сезоне будет много событий, которые нашему герою пропустить не хочется.

Почему один?

Подобный длительный эксперимент в сфере исторической реконструкции проводится впервые. Психологическая несовместимость людей и возможные разлады в микросоциуме могут поставить под угрозу весь проект. Находиться в одиночестве нелегко, но это безопаснее замкнутого коллектива. Нам, безусловно, интересно проверить - сможет ли человек справиться с ведением хозяйства в одиночку.

Проект проходит в Подмосковье, кругом цивилизация. Это не нарушает правил проекта?

Место проведения выбрано с учетом многих факторов, в том числе транспортной доступности. Это важно как на этапе подготовки, так и для наблюдения за ходом проекта. И с такими малоприятными обстоятельствами как шум машин - приходится мириться. Но сам хутор - достаточно уединенное и изолированное место. В окрестном лесу водятся лисы, белки и зайцы. Зимой, когда выпадает снег, они становятся единственными его обитателями.

Какие методы строительства использовались при постройке хутора?

При строительстве использовались те же технологии, что и в Х веке, известные нам по археологическим находками и этнографическим данным. Конструкция всех строений, способы соединения элементов и устройства крыш полностью соответствуют своим историческим прототипам. В некоторых случаях, в силу ограничений по времени, использовался современный инструмент. Но подавляющее большинство работ выполнялись аутентичными копиями орудий труда, применявшихся в Древней Руси.

Как современный человек без умений может выжить в таких условиях?

Современному горожанину действительно пришлось бы тяжело. Но Павел всерьез подошел к проекту: изучил массу информации и освоил необходимые навыки. У него есть большой опыт обустройства быта вдали от цивилизации и жизни в реконструкции древнерусского поселения. Такую жизнь сложно назвать комфортной по современным меркам, но для подготовленного человека она вполне по силам.

Правила проекта запрещают кому-либо, кроме самого героя, находиться на территории хутора, а также любое общение с людьми. Кто и как, в таком случае, снимает видео внутри хутора?

Съёмками на площадке занимаются наши партнёры - творческое объединение «Два слова». С ними заключен договор, согласно которому сотрудникам съёмочной группы строго запрещено разговаривать и взаимодействовать с героем проекта, а также вмешиваться в ход эксперимента. Периодически посещать территорию хутора разрешено только оператору-мужчине на короткое, необходимое для съемки время. В случае несоблюдения правил им грозят штрафные санкции.

Почему даты проведения проекта выбраны так, что основное время приходится на зиму?

Зима - сезон дефицита необходимых для жизни ресурсов: света, тепла и пищи. Это вызывает целый ряд неординарных задач на выживание, решение которых является одной из целей проекта. Летом даже неподготовленный человек может справиться с подобными проблемами, а со многими из них и вовсе не столкнуться.

Павел Сапожников

24 года, холост

ПАВЕЛ САПОЖНИКОВ

Дата рождения: 24 апреля 1989 г.
Возраст: 24 года
Место рождения: Москва

До 2010 г. - студент МГМУ им. И. М. Сеченова. Не окончил.

В феврале 2010 года Павел пришёл в клуб «Ратобор» в качестве волонтёра для помощи в проведении фестивалей.

С мая по сентябрь 2010 года жил в Калужской области на «Буяновом дворе» - реконструкции древнерусского поселения, бета-версии нынешнего хутора. Начал осваивать плотницкое, кузнечное и портняжное ремёсла.

С мая 2011 работает в агентстве исторических проектов «Ратоборцы», занимается изготовлением исторического реквизита и организацией технической зоны на всех мероприятиях, проводимых агентством.

Осенью 2012 года параллельно с основной работой в агентстве стал готовиться к проекту «Один в прошлом». Была проделана серьезная подготовительная работа: изучение и поиск данных об устройстве быта Древней Руси, освоение новых для героя ремесел, поиск и изготовление необходимого инструмента и предметов быта. Отдельно стоит отметить постройку жилища, поиски наиболее аутентичной скотины и создание необходимых продовольственных запасов. Всё это дало уникальный опыт, а также набор знаний и навыков, которые помогут Павлу во время проекта.

Психологический портрет

Уровень интеллектуального развития: Высокий

Тип темперамента: Флегматик

Направленность темперамента: Интроверт

Степень эмоциональности: Склонен держать свои чувства при себе и неохотно ими делится.

Самооценка: Адекватная. Не склонен завышать или занижать свою роль. Более полагается на внутренние критерии оценки себя, чем на мнение других людей.

Уровень коммуникабельности: Достаточно высокий, терпелив в общении с другими людьми, любит экстравагантные выходки.

Социализация и вовлеченность в повседневную жизнь: Низкая. Не включён в привычные институты общества.

Степень трудолюбия. Мотивация участия в проекте: Очень трудолюбив и сильно внутренне мотивирован на преодоление себя, решение сложных задач. Он прямо говорит: «люблю, когда тяжело», «люблю делать то, что никто не делал».

Наличие творческих способностей: Рационализатор, умеет находить решения в нестандартных ситуациях.

Инициативность: По данной шкале - точно высший балл. Без сильной воли и поставленной личной цели проект был бы невозможен.

Какие-то качества характера Павлу помогут, другие будут мешать, третьи сформируются во время проживания на проекте, и мы сможем за этим проследить.

Подводя итог, можно утверждать, что человек, способный достойно пройти такое испытание, должен обладать высоким интеллектом, стрессоустойчивостью, сильной волей, внутренней мотивацией. Он должен уметь контролировать свои эмоции и справляться с одиночеством. А главное - осознавать ответственность перед собой и близкими. К счастью, Павел именно такой.

Медзаключение

Рост: 184 см.
Вес: 112 кг.

  • Физическое развитие на 70% (изрядный крепыш)
  • Готовность к физическим нагрузкам на 80% (опытный работяга, умелый воин)
  • Здоровье на 80% (наличие мелких вредных привычек не позволило набрать 100%)
  • Интеллект на 60% (бросил учёбу в медицинском институте)

Перед стартом проекта проведено комплексное медицинское обследование, по результатам которого выявлено, что все показатели здоровья героя находятся в пределах нормы.

Особенности:

  • вредные привычки: алкоголь и курение;
  • незначительный избыток массы тела;
  • умеренно развитая мускулатура тела.

В целом Павел имеет всё необходимое для успешного старта проекта. Его здоровье можно назвать очень хорошим. Его навыки обширны. Его популярность растёт с каждым днём.

По большому счёту, Сапог - один из тех парней, которые живут по соседству, которых мы каждый день видим в метро. В космос его не возьмут, но в разведку - запросто.

Большая корзина

Такие плели из ивовой лозы, иногда из бересты. Понадобится Павлу для хранения крупной посуды.

Шкуры овечьи

Наиболее часто применяемый материал для пошива зимней одежды. Пока лежат в доме на полатях, а позже Павлу предстоит сшить из них шубу и шапку. Главное - успеть до наступления морозов.

Шапка

Зимний головной убор. Существует версия, что по высоте шапки можно судить о знатности рода. На Павле — простая с льняной подкладкой и меховой оторочкой.

Амфора

Реплика новгородского сосуда X века. Подобная посуда имела толстые стенки для улучшения терморегуляции внутри ёмкости, поэтому в такой амфоре можно было долгое время хранить молоко, вино, масло.

Пернач

Оружие, имеющее раздробляющее действие. Разновидность булавы. Навершие могло иметь до двадцати смертоносных металлических пластин-перьев.

Лук

Традиционный однодревковый лук. В комплекте со специальными стрелами — незаменимый набор охотника. Но стрел у Павла нет, их ему предстоит изготовить самостоятельно.

Короб

До появления шкафа - основной способ хранения вещей. Также можно использовать в качестве табурета.

Корыто деревянное

Основное применение — стирка вещей. Но также незаменимо на кухне для разделки крупной дичи.

Топор

Конструкция рабочего топора мало изменилась с времён Древней Руси по сей день. Незаменимый в быту инструмент. И дрова в печь нарубить, и дичь крупную разделать.

Скобель

Он же — струг. Конструкция инструмента не менялась с древних времён, и даже сегодня скобеля используют в плотническом ремесле. Павлу понадобится для зачистки гатей и досок.

Дубовая бочка

В раннем Средневековье в домашнем хозяйстве бочки имели широкое применение: от замешивания теста до длительного хранения солений.

Фляга глиняная

Известны находки на территории Южной Руси глиняных и кожаных сосудов для хранения жидкости. Незаменимая вещь в жару, в походных условиях: удобно, практично, а главное — всегда с собой.

Лыжи

Наскальная живопись свидетельствует о том, что лыжи и снегоступы уже существовали более 2000 лет назад. У Павла — реплика скандинавских средневековых лыж. Принял в дар на проводах.

Горшки и крынки

Вся посуда — реплики новгородских находок X века. Аутентичен и состав: глина с добавлением сена и навоза.

Берестяной рюкзак

Плетёная сумка для сбора и хранения грибов, ягод.

Нож

В X веке качество метала оставляло желать лучшего. Железо было очень ломким, поэтому бытовые ножи делали с очень толстым, по современным меркам, лезвием.

Пояс кожаный

Незаменимый элемент как мужского, так и женского костюма. Кроме практического применения имел обережную функцию. Считалось неприличным и недопустимым выйти из дома не подпоясавшись.

Обмотки

Прадед онуч и солдатских портянок. Обмотками обвязывались ноги до колена, в дальнейшем подобные куски ткани являлись традиционным элементом мужского костюма вплоть до XX века.

Кожаные ботинки

Реконструкция обуви из скандинавского города Хедебю. Сверху пришиты длинные кожаные шнурки для фиксации обмотки на щиколотке.

Нижняя рубаха

Одна из главных частей одежды. Сорочка имеет туникообразный крой — самый древний для большинства народов вид одежды.

Верхняя рубаха

Шерстяная одежда. Часто шилась более короткой, чем нижняя, чтобы сохранить ступенчатый силуэт костюма.

Шерстяной плащ

Походная одежда. В зимнее время мог использоваться в качестве покрывала. Чаще всего застёгивался на бронзовую или серебряную застёжку-фибулу, но есть версии, что мог завязываться на шнурки.

Носки шерстяные

Короткие чулки, вязанные костяной иглой. Это один из древнейших способов рукоделия, сохранившийся до сих пор в неизменном виде у некоторых северных народов России.

В Подмосковье продолжается рискованный эксперимент — реконструктор Паша-Сапог живет по технологиям IX века, без электричества и центрального отопления. Он уже пережил дождливую осень и нашествие лис и потихоньку справляется с морозной зимой, с ужасом ожидая окончания испытаний: Павел не хочет возвращаться в Москву.

Чумазая худая звезда

"Люди, которые говорят: "Эх, вот бы жить в десятом веке! Или в семнадцатом: балы, дворяне…" просто не понимают, о чем говорят. Сейчас — самое лучшее время. Самое удобное для жизни. А жизнь в IX веке — это кошмар. Люди тогда жили уныло, тяжело и недолго", — такой главный вывод сделал для себя реконструктор Павел Сапожников по прозвищу Сапог, решившийся на отчаянный проект "Один в прошлом".

В сентябре прошлого года он удалился на хутор в окрестностях подмосковного Хотьково, чтобы прожить там без интернета и многих других благ современной цивилизации.

Быт IX века воссоздан до мелочей — даже предметы одежды и продукты должны соответствовать той эпохе, поэтому никаких пластмассовых пуговиц и картофеля, открытого Колумбом вместе с Америкой.

Но сложность не только в отсутствии электричества. "Один в прошлом" — это еще и психологический эксперимент. Чтобы избежать соблазнов современного мира, Павел не общается ни с кем, кроме своих кур и коз. Разве что на его хутор забредут любопытные грибники или пьяная свадьба.

Только раз в месяц Павел выходит со своего хутора, чтобы пообщаться с журналистами, а также врачом и психологом, наблюдающими за его состоянием. В назначенный час "отшельника" ждут десяток камер и толпа журналистов — ажиотажа вокруг Павла не меньше, чем вокруг выхода из заключения Ходорковского или Платона Лебедева.

Когда он, наконец, появляется из глубины хутора, его встречают аплодисментами — за месяцы своего "заточения" Павел стал настоящей звездой, его эксперимент заинтересовал и блогосферу, и западные научные телеканалы, не говоря уже о российских СМИ.

Изменения в Павле заметны и неспециалисту: он измазан сажей, потому что топит "по-черному", и в доме всегда дымно ("это ничего, сажа — хороший антисептик", — не теряет оптимизма Павел, и на его чумазом лице вспыхивает улыбка). Топит печку Павел один раз в день, во второй половине дня — этого хватает, чтобы в доме было тепло до утра.

Тогда же готовит себе обед — как правило, это похлебка из крупы. Рацион Павла довольно скудный, ведь по условиям его отшельничества новые продукты ему привозить запрещено, охотиться в этом районе не на кого, а рыба почему-то не клюет. К тому же из-за дождливой осени многие его запасы попросту заплесневели — Паша потерял часть крупы.

Впрочем, на Рождество Павел побаловал себя пирогом с яблоками, который сам же и приготовил. По утрам Павел добавляет в свой рацион свежие яйца и козье молоко.

"У каждого при слове "еда" возникают свои ассоциации, — рассказывает Павел. — Лично у меня — рис, мясо и картошка. Ничего этого у меня нет. Мяса запасено было мало, и я его быстро съел, а остального нет по историческим причинам. Получается, я сижу тут без еды". Он признался, что первое, что сделает, когда проект закончится, это залезет в горячую ванну, а потом поест пельменей.

Отсюда второе изменение в Павле: он похудел на несколько размеров.

Коза и прочие обиды

Вот на что действительно жалуется Паша, так это на вынужденное безделье по вечерам, когда на улице уже слишком темно, чтобы что-то делать, а дома дел нет.

"Лежу, мечтаю, пою или верчу жернова, чтобы помолоть муки", — описывает Павел свой типичный холостяцкий вечер. Он перепел уже все известные ему песни: от народных и советских до современного рока. К счастью, на культурный багаж исторических ограничений нет. "По музыке скучаю сильно, музыки тут не хватает, — признается экспериментатор. — А вот телефоном, может, и после проекта не буду пользоваться".

Павел признается, что сильно не хватает общения — "не хватает не то что женщины, а вообще любого человека". Ему приходится разговаривать с козами, которых для простоты Паша всех зовет Глашами.

"Недавно пересказывал козам "Песнь о соколе" Максима Горького. Сначала они стояли, жевали, а потом не дослушали, развернулись и ушли. Я на них обиделся и три дня с ними не разговаривал. А потом подумал, что я уже совсем того — на коз обижаюсь… И снова стал с ними общаться", — вспоминает Павел.

Наблюдающий за отшельником психолог Денис Зубов констатирует: Павел жалуется на одиночество, а также на агрессию, которая у него вспыхивает по малейшему поводу — однажды осенью, например, он сильно побил козу, которая поломала несколько глиняных плошек, оставив Павла без посуды. Паша в ответ сломал ей несколько ребер. Козу пришлось зарезать, но зато мясо Глаши на время разнообразило Пашин рацион. Козью голову Павел надел на жердь, чтобы "отгонять злых духов" и играть с оставшимися козами "в бодалки".

По сути, решение "пожить в IX веке" — это просто доведенное до логического завершения желание восстановить любимую эпоху реконструктора. Сначала человек восстанавливает костюмы, изучает историю — и в какой-то момент решает "переехать" в любимую эпоху окончательно.

Что это за люди, можно судить, например, по их страничкам во "ВКонтакте". Директор "Ратоборцев" Алексей Овчаренко анализирует старинную миниатюру с язычниками-болгарами. "Пришло время вернуться к вопросу, который мучает меня уже несколько лет: таки распашные кафтаны или нет. Все считают, что кафтаны распашные, а я вот уверен, что нет… Что скажет общественность? Давайте еще раз обмусолим эти кафтаны: цельноподбитые или нет. Что за горизонтальные полосы на желтом — следы прошивки?"

По словам Овчаренко, который и стал инициатором эксперимента, проект обошелся примерно в 3 миллиона рублей. Часть этой суммы (небольшую) Павел Сапожников получит в качестве зарплаты.

Сам Сапог признается: сейчас он, наконец, приспособился к "быту IX века" и вошел в ритм эксперимента. Благо, погода хорошая: солнечно и сухо. В избушке Павла совсем не холодно. "Мне здесь нравится. Хозяйство хорошее, козы не болеют, куры несутся… Что еще надо?" — говорит он.

Павел признается: он уже плохо представляет, что будет делать после окончания эксперимента, который рассчитан до дня весеннего равноденствия 22 марта. "Вот я выйду, приедете вы, журналисты. Мы пообщаемся, а что потом? Потом, наверное, я опять вернусь в свой дом. А утром проснусь — надо будет доить коз и кормить кур".

После окончания проекта он рассчитывает остаться здесь, на месте проведения эксперимента, где у "Ратоборцев" есть разные исторические аттракционы — можно посетить юрту или чум, покататься на верблюде или собачьей упряжке. Павел планирует продолжать работать в реконструкторских аттракционах, пусть уже и без такой изоляции от внешнего мира.

Чего Паша точно не хочет, так это возвращения в Москву, хоть он и коренной москвич, и его в столице ждут родители и невеста. "Нет, в Москве все слишком зло, быстро и жестоко", — говорит он.

К счастью, у профессиональных реконструкторов есть возможность остаться где-то между мирами, выбирая из каждой эпохи самое приятное.