Лиза остановила Сеппа:

Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

Пауль отошел на боковую тропинку. Он шел рядом с Лизою. Походка его была решительная и твердая, и глаза смело глядели вперед. Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. Лиза смотрела на него влюбленными глазами. Он сказал:

Ничего не бойтесь, Лиза. Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. А кто войдет в Россию, тот не обрадуется нашему приему. Чем больше их войдет, тем меньше их вернется в Германию.

Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

Пауль, в эти дни я вас полюбила. Я поеду за вами. Меня возьмут в сестры милосердия. При первой возможности мы повенчаемся.

Пауль вспыхнул. Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:

Милая, милая!

И когда он опять посмотрел в ее лицо, его ясные глаза были влажны.

Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

Какие нежности с эстонцем! Он Бог знает что о себе вообразит. Можете представить, - целует руку, точно рыцарь своей даме!

Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. Козовалов сардонически улыбался.

Лиза обернулась к матери и крикнула:

Мама, поди сюда!

Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. У обоих были счастливые, сияющие лица.

Вмести с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

Анна Сергеевна с досадою проворчала:

Ну уж красавец! Ну что, Лизонька? - спросила она удочери.

Лиза сказала, радостно улыбаясь:

Вот мой жених, мамочка.

Анна Сергеевна в ужасе перекрестилась. Воскликнула:

Лиза, побойся Бога! Что ты говоришь!

Лиза говорила с гордостью:

Он - защитник отечества.

Анна Сергеевна растерянно смотрела то на Пауля, то на Лизу. Не знала, что сказать. Придумала наконец:

Такое ли теперь время? Об этом ли ему надо думать?

Бубенчиков и Козовалов насмешливо улыбались. Пауль горделиво выпрямился и сказал:

Анна Сергеевна, я не хочу пользоваться минутным порывом вашей дочери. Она свободна, но я никогда в моей жизни не забуду этой минуты.

Нет, нет, - закричала Лиза, - милый Пауль, я люблю тебя, я хочу быть твоею!

Она бросилась к нему на шею, обняла его крепко и зарыдала. Анна Сергеевна восклицала:

Ужас, ужас! Но ведь это же - чистая психопатия!

Обручальное

Мама и Сережа долго спорили:

Все наши знакомые дамы так сделали, - говорила мама. - И я так сделаю.

Нет, мама, - возражал Сережа, - ты так не должна делать.

Почему я не должна, если другие делают? - спрашивала мама.

Они не хорошо делают, - спорил Сережа, - и я не хочу, чтобы ты это сделала.

Да это - не твое дело, Сережа! - говорила мама, досадливо краснея.

Тогда Сережа принимался плакать. Мама стыдила:

Четырнадцатилетний мальчик, а плачешь, как совсем маленький.

И так продолжалось несколько дней, - все из-за кольца обручального. Мама хотела его пожертвовать в пользу раненых. Говорила Сереже:

Так все делают. Из этого большие деньги можно собрать.

Сережа настойчиво требовал, чтобы его мама так не делала.

Папа сражается, а ты его кольцо отдашь! - кричал он.

Пойми, для раненых, - уговаривала мать.

Отдай что-нибудь другое, а не кольцо обручальное, - говорил Сережа. - Деньгами дай.

Мать пожимала плечами.

Сережа, ты знаешь, у нас не так много денег. Штабс-капитанское жалованье, - на него не раскутишься.

Не покупай яблоков, накопишь побольше, чем за колечко дадут; да и мало ли на чем можно сберечь!

Спорили, спорили. Мама почему-то не решалась сделать по-своему, отдать кольцо, - уж очень горящими глазами смотрел на нее Сережа, когда об этом заходила речь.

Каждый раз, когда мама уходила, Сережа решительно говорил ей:

Мама, без кольца не смей приходить.

Наконец, решили написать отцу, - как он скажет, так и сделать. Мама написала, а Сережа в своем письме отцу ничего о кольце не писал: что-то скажет сам папа?

Перестали спорить. Но Сережа все посматривал на мамины руки. Из гимназии придет, - к маме: блестит колечко? блестит, - и успокоится Сережа. Мама откуда-нибудь вернется, Сережа бежит к ней навстречу, нетерпеливо смотрит, как мама снимает перчатки: блестит колечко? блестит, - и успокоится Сережа.


В тексте, предложенном для анализа, русский писатель Ф.Сологуб затрагивает очень важную нравственную проблему – проблему патриотизма и долга перед своей Родиной.

Автор обращается к событиям Первой мировой войны. Рисуя образы молодых людей, студентов, которые должны попасть под призыв новобранцев, Сологуб показывает их разное отношение к предстоящей службе. Бубенчикову и Козовалову воевать не хочется, поэтому один из них готов уехать в Африку, где нет войны, а другой – перейти во французское подданство. Они с иронией, даже сардонически смотрят на Пауля Сеппа, одного из шестнадцати новобранцев, отправляющихся на войну. Создавая образ Пауля, автор обращает внимание на его воодушевлённость, он идёт на войну осознанно, понимает, что его долг – сражаться за Россию. Этот душевный порыв сделал Пауля очень красивым: «обычная мешковатость исчезла, лицо казалось солнечно-светлым», он становится похожим на викинга, отправляющегося в поход.

Авторская позиция очевидна: истинный патриотизм и долг перед Родиной заключается в том, чтобы не уклоняться от призыва, а честно защищать своё Отечество в случае опасности. Авторская симпатия, безусловно, на стороне Пауля Сеппа. На его фоне Бубенчиков и Козовалов выглядят мелкими и трусливыми.

Я разделяю позицию автора: священной обязанностью каждого мужчины является защита Родины в трудный час. Российские солдаты и офицеры во все времена были олицетворением чести, достоинства и высокого патриотизма. С воодушевлением шагают к линии фронта кремлёвские курсанты – герои повести К.Воробьёва «Убиты под Москвой». Крепкие, здоровые, молодые, они пребывают в восторженном состоянии, мечтают о подвигах.

Иначе и быть не могло: они шли защищать столицу. Около пяти суток занимает временной промежуток повести. За это время взрослеют мальчишки, понимая, что такое война. Трагичен финал произведения: из двухсот сорока курсантов выжил только один. Но все герои произведения – это люди, которые осознали себя частичкой великого народа, сражающегося за освобождение своей Родины. Немало примеров самоотверженности продемонстрировала Великая Отечественная война. Один из них – подвиг лётчика Алексея Маресьева. В воздушном бою самолёт Маресьева был сбит, лётчик успел катапультироваться. Более двух недель сначала на покалеченных ногах, затем ползком лётчик пробирался к линии фронта. На обмороженных ногах началась гангрена. Казалось бы, после ампутации обеих ног, он должен был смириться со своей участью инвалида и поставить точку на своей карьере. Но Алексей не собирался сдаваться. Он принял решение – вернуться в авиацию и снова сесть за штурвал самолёта. Вернувшись в строй, управляя самолётом протезами, лётчик совершил ни один десяток боевых вылетов и сбил семь вражеских самолётов. Подвиг лётчика Маресьева – это пример высокого патриотизма, ответственности, силы воли и мужества.

Долг перед Отечеством – одна из самых высоких миссий человека на земле. Честное служение Родине делает из юноши настоящего мужчину.

Обновлено: 2018-01-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Вечером опять сошлись у Старкиных. Говорили только о войне. Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу; и что отсрочки студентам будут отменены. Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены, - если это верно, то им придется отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче.

Воевать молодым людям не хотелось, - Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьезным.

Козовалов говорил уныло:

Я уеду в Африку. Там не будет войны.

А я во Францию, - говорил Бубенчиков, - и перейду во французское подданство.

Лиза досадливо вспыхнула. Закричала:

И вам не стыдно! Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

Из Орго призвали шестнадцать запасных. Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. Ей вспомнились его ясные, детски-чистые глаза. Она вдруг ясно представила себе далекое поле битвы, - и он, большой, сильный, упадет, сраженный вражескою пулею. Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в ее душе. С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. А я, - что же я? Прыгала, как обезьянка, и смеялась. Он пойдет сражаться. Может быть, умрет. И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнет: "Прощай, милая"? Вспомнит русскую барышню, чужую, далекую».

Призванных провожали торжественно. Собралась вся деревня. Говорили речи. Играл местный любительский оркестр. И дачники почти все пришли. Дачницы принарядились.

Пауль шел впереди и пел. Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, - он держал шляпу в руке, - и легкий ветерок развевал его светлые кудри. Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. Он пел. Эстонцы с одушевлением повторяли слова народного гимна.

Дошли до леска за деревнею. Лиза остановила Сеппа:

Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

Пауль отошел на боковую тропинку. Он шел рядом с Лизою. Походка его была решительная и твердая, и глаза смело глядели вперед. Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. Лиза смотрела на него влюбленными глазами. Он сказал:

Ничего не бойтесь, Лиза. Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. А кто войдет в Россию, тот не обрадуется нашему приему. Чем больше их войдет, тем меньше их вернется в Германию.

Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

Пауль, в эти дни я вас полюбила. Я поеду за вами. Меня возьмут в сестры милосердия. При первой возможности мы повенчаемся.

Пауль вспыхнул. Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:

Милая, милая!

И когда он опять посмотрел в ее лицо, его ясные глаза были влажны.

Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

Какие нежности с эстонцем! Он Бог знает что о себе вообразит. Можете представить, - целует руку, точно рыцарь своей даме!

Лиза обернулась к матери и крикнула:

Мама, поди сюда!

Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. У обоих были счастливые, сияющие лица.

Вмести с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

Анна Сергеевна с досадою проворчала:

Ну уж красавец! Ну что, Лизонька? - спросила она удочери.

Лиза сказала, радостно улыбаясь:

Вот мой жених, мамочка.

Анна Сергеевна в ужасе перекрестилась. Воскликнула:

Лиза, побойся Бога! Что ты говоришь!

Лиза говорила с гордостью:

Он - защитник отечества.

(текст по Ф.Сологубу)

Показать текст целиком

Федор Сологуб - русский поэт, писатель, драматург, публицист. Он в совершенстве владеет словом. Автор поднимает проблему осознания истинной любви на примере сложного военного времени. Любовь во все времена играет важную роль для человека.

Федор Сологуб описывает реакцию Лизы , после того, как она узнала, что ухаживающий за ней Пауль Сепп был призван служить (предложения 15-25) . Именно этот фрагмент важен для понимания проблемы. Лиза осознает, что влюблена в этого эстонца, поэтому решается на такой поступок: "Я поеду за вами. Меня возьмут в сёстры милосердия. При первой возможности повенчаемся."

Федор Сологуб считает, что проблема любви хорошо видна именно в военное время. В те моменты, когда понимаешь, что человека можешь не увидеть , осознаешь насколько он действительно дорог. Я полностью согласна с мнением автора, потому что истинную любовь можно распознать только в самые тяжелые времена. Ведь когда у нас все хорошо, то и друзей много, и сразу нужны всем и любят нас, а как только появляются какие-то проблемы, тогда и становится видно кто любит и кому дороги .

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3 К2

Подготовка

к написанию сочинения в жанре эссе

1.Какие умения требуются от вас:

1.Владеть приёмами изучающего чтения - вы должны уметь ставить вопросы к данному тексту, уметь озаглавить этот текст, найти в нём ключевые слова.

2.Находить информацию в разных источниках.

3. Уметь передавать информацию в сжатом и развёрнутом виде.

4. Выражать словесно свои позиции и взгляды других. Этим умениям нужно постоянно учиться, и не только на уроках русского языка и литературы.

2.Требования к самому сочинению, признаки данного жанра:

- высказывания личных оценок и суждений;

Эмоциональность (применять в работе оценочные выражения, восклицательные и

вопросительные предложения);

Обращаться к читателю и к самому себе;

;язык работы присутствует разговорный.

3.Практическая работа с черновиком сочинения:

Планы сочинения:

1 план : классическое рассуждение: тезис-аргументы-вывод;

2 план : нестандартное рассуждение (необходимо показать, до какой степени вы согласны с тезисом, вынесенным в заглавие текста);

3 план : нестандартное рассуждение (рассматривается проблема с разных сторон-показываются противоположные точки зрения и выясняется ваше мнение);

4 план: это лирическая зарисовка, где пишущий выражает свои эмоции, рисует образы-картины.

4. Объём сочинения-250-300 слов.

5. Самостоятельность мышления, а не списанный текст!

6. Работаем с текстом Ф. Сологуба (проект демоверсии 2017-2018 г)

    Задаём вопросы по содержанию текста:

1) Какой слух обсуждают собравшиеся в эстонской деревне у Старкиных? (о досрочном призыве в армию).

2) Чем были угнетены Бубенчиков и Козовалов? (если слух верный, «то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче»).

3) Каким образом Бубенчиков и Козовалов хотели избежать досрочного призыва? (хотели уехать за границу).

4) Кто упрекнул героев за их такое решение? (Лиза).

5) Что почувствовала Лиза, когда узнала, что эстонец Пауль Сепп был призван досрочно? («ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно»). Почему?

6) Что взволновало Лизу? («Она вдруг ясно представила себе поле битвы» и печальный конец для своего возлюбленного).

7. Как провожали призванных? («Собралась вся деревня).

8) Как выглядел Пауль во время проводов? («Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым»).

9.Почему Лиза остановила Сеппа, когда дошли до леса? (Лиза призналась ему в любви).

10) Как отреагировал на признание Лизы Пауль? («… его ясные глаза были влажны»).

11) С какой целью Лиза позвала маму? (Лиза сказала: «Вот мой жених, мамочка»).

12) Как реагировала мать? (Мать была недовольна).

13) Чем гордилась Лиза? («Лиза проговорила с гордостью: «Он защитник Отечества»).

14. Из какого рассказа данный текст? (Из рассказа Фёдора Сологуба «Правда сердца»).

    Анализируем текст с помощью вопросов:

1) О чём этот текст?

2) Какие проблемы вы видите в данном отрывке?

    Проблема долга перед Родиной (В чём заключается долг перед Родиной?).

    Проблема истинной любви (В чём проявляется настоящая любовь?).

    Проблема зарождения любви (Что может вызвать любовь к человеку?).

    Проблема твёрдости и решительности (Что придаёт человеку твёрдость и решительность?).

    Проблема истинной красоты (Что делает человека красивым?).

3) Какую проблему вы выбрали для сочинения с учётом имеющихся аргументов в вашем багаже

знаний? (Обязательно учитывайте это условие!).

5. Тщательно продумываем КОММЕНТАРИЙ к проблеме текста по вопросам:

    Что его тревожит и волнует?

    Кого сегодня касается эта проблема?

    Как решается эта проблема в наши дни?

    Какие конкретно стороны данной проблемы рассматривает автор?

Вечером опять сошлись у Старкиных. Говорили только о войне. Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу; и что отсрочки студентам будут отменены.

Сочинение

В военные времена защищать честь своего отечества от врагов было внутренней обязанностью каждого. Добровольное желание исполнить свой гражданский долг было отличительным знаком здорового патриотизма, однако не все «патриоты» были готовы жертвовать своим здоровьем. Об истинном и ложном патриотизме говорит в своем тексте Ф.К. Сологуб.

Рассуждая о проблеме, автор приводит в пример двух молодых людей, которые, узнав об отмене студенческой отсрочки от службы, упали духом, ведь никому из них не хотелось воевать. «Бубенчиков слишком любил…свою жизнь», а «Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьезным» - уточняет писатель, противопоставляя двум этим «патриотам» третий образ. Эстонец Пауль Сепп, узнав о собственном призыве, наоборот, ободрился, и «глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым». Автор также делает акцент на том, что, прощаясь со своей возлюбленной, герой обещает сделать все, чтобы не пропустить немцев на свою землю, показывая тем самым свой героический настрой.

Ф.К. Сологуб считает, что истинный патриотизм – это, в первую очередь, искренняя любовь к своему отечеству, сопровождаемая стремлением служить на благо своей страны и защищать её от всякого рода невзгод. А ложный патриотизм – это маска, лишь видимость мнимой любви, ничем не подкрепленная.

Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, нельзя назвать истинными патриотами тех, кто не готов рисковать собой на благо родины. Человек, считающий себя «патриотом своей страны», должен иметь внутреннее, исходящее из сердца желание ей помогать, особенно если кто-то совершает попытки нарушить её целостность.

В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой знакомит нас с большим количеством разнообразных героев и раскрывает их образы, в том числе, через призму поведения на войне. Так, например, на страницах романа мы можем видеть множество настоящих патриотов, отдельных личностей и, в целом, примеры народного патриотизма. Истинным патриотом, например, является Михаил Кутузов, выдающийся полководец, символ народного духа и самый главный выразитель идей патриотизма в романе. Герой был назначен на должность вопреки воле царя, однако Кутузов ни на секунду не заставил нас усомниться в правильности такого решения. Этот полководец был нужен России тех времен, потому что он, как истинный патриот, жил интересами своего народа, верил в своих солдат и вселял в них уверенность в собственные силы. Однако, что примечательно, Кутузов старался лишний раз, если была такая возможность, не рисковать жизнью ни одного солдата. В противовес Кутузову Л.Н. Толстой приводит атмосферу салона Анны Павловны Шерер. В то время, когда сотни людей ежедневно гибли, ценой своей жизни защищая страну он Наполеона, светское лжепатриотическое общество живет по-старому: те же театры, балы и выходы в свет. Лишь изредка они упоминают в своих разговорах войну как что-то совершенно их не касающееся.

В повести «Сотников» В.В. Быков, описывая героизм и патриотизм одного героя, противопоставляет ему лжепатриотизм другого. По сюжету два партизана, Рыбак и Сотников, идут на риск, отправляясь искать пропитание для отряда. Рыбак был здоров полностью, а Сотников мучился от сильного кашля. В.В. Быков подводит нас к мысли о том, что даже при таких условиях, более отважным, более смелым оказывается больной и хилый Сотников, готовый на все ради выполнения своего нравственного долга. Рыбак же с самого начала не готов жертвовать своей жизнью. Он, как истинный лжепатриот, внутренне готов предать своего товарища – что в истоке и происходит.

В заключение хотелось бы отметить что нет ничего хуже личностей, идущих в разрез с тем образом, который они пытаются на себя натягивать. Проблема ложного патриотизма заключается именно в том, что само по себе это словосочетание дискредитирует образ истинного патриота как такового.