В данной статье мы рассмотрим и обсудим характеристику Раскольникова - главного персонажа романа Федора Достоевского "Преступление и наказание". В общем роман может научить тому, как важно проявлять рассудительность, быть открытым для прощения и проявлять истинную любовь. Около шести лет Достоевскому потребовалось, чтобы обдумать сюжет и главные идеи романа, поэтому книга, безусловно, глубокая и стоит того, чтобы прочесть ее, если вы еще этого не сделали.

Сразу отметим, что на нашем сайте вы можете познакомиться не только с характеристикой Раскольникова, но и прочитать краткое содержание "Преступление и наказание" , а также анализ романа .

Итак, события в основном вращаются вокруг нескольких всего персонажей, то есть их не так много для такого серьезного произведения. Главным героем является Раскольников Родион Романович, убивший старую процентщицу Алену Ивановну. Кроме того, он убивает ее сестру Лизавету.

Описание и внешность Раскольникова

Уже в первой главе читатель знакомится с главным героем. Это молодой человек, его общее состояние можно назвать болезненным и смешанным. Он мрачный, все время о чем-то думает и замкнутый в себе. Родион Раскольников забросил учебу в университете, где он учился на юриста, и теперь живет в скудной обстановке, в маленькой комнатке жалкого вида. Одежда его уже износилась, и средств на покупку новых вещей, впрочем, как и на оплату долгов за квартиру и учебы, у него нет.

Мы видим, как яснее раскрывается характеристика Раскольникова в романе "Преступление и наказание", когда изучаем его портрет. У героя недурная совсем внешность, прекрасные темные глаза, темно-русые волосы, он обладает стройным телосложением, а рост его средний, или чуть выше.

Характер и личность Раскольникова таковы: молодой человек достаточно умный, образованный, но при этом гордый и старается быть независимым. То, что он оказался в таком унизительном материальном положении, влияет на его настроение, он ходит угрюмым и смотрит на всех исподлобья. Общаться с окружающими Раскольников не желает, а принять помощь даже от близких людей, таких как Дмитрий Разумихин (его друг) или пожилая мать, он считает за позор и унижение.

В чем идея Раскольникова

Гордый собой, с больным самолюбием, и при этом нищий, главный герой Раскольников, характеристику которого мы изучаем, вынашивает идею. Она заключается в том, что люди все делятся на две группы: обычные и право имеющие. Раскольников размышляет о том, каково его предназначение и готовит преступление. Убив старуху, герой поймет, верна ли его идея и начнется ли новая жизнь, а он неким образом осчастливит общество.

Жизнь показывает, что все не так. Ограбить квартиру Раскольников не сумел - не заставил он себя взять краденое на свои нужды, но при этом характеристика Раскольникова омрачается двумя убийствами - старухи-процентщицы и убогой Лизаветы. Он становится противен сам себе, и теперь начинает понимать - не надо было представлять себя Наполеоном и вершить подвиг. Теперь же нравственная черта переступлена, он стал убийцей. Раскольников не может общаться с людьми, и практически сходит с ума.

Наказание и идея Достоевского

Близкие люди Раскольникова стараются помочь юноше избавиться от гнетущего состояния и оказать поддержку, но гордыня молодого человека не позволяет принять помощь. В итоге он оказывается в одиночестве.

Он начинает принимать участие в судьбах других, малознакомых людей. Это видно на примере Мармеладовых. Однако благородство приводит к раздражению, досаде и тоске.

Хотя мы вкратце рассмотрели характеристику Раскольникова в романе "Преступление и наказание", возникает вопрос, какую же главную мысль хотел донести автор романа до читателей? Герой получает наказание моментально, сразу после того как совершает убийство. Он мучительно терзается сомнениями, совестью и другими гнетущими чувствами. После разрыва с родными и друзьями он на грани безумия, и это во сто крат хуже, чем долгие годы, проведенные на каторге. Федор Достоевский старается дать предостережение читателям, чтобы они не заблуждались и не поступали безрассудно. Главное, что должно быть в жизни человека - это высокая нравственность, неподдельная вера в Бога и проявление любви к окружающим.

В этой статье была представлена характеристика Раскольникова в романе "Преступление и наказание". Возможно, вас заинтересуют еще статьи

До убийства

Раскольников - бывший студент, живущий в большой нищете в Санкт-Петербурге, у него есть мать и сестра. Нищета и разработанная Родионом Раскольниковым «Теория исключительности» толкают его на убийство старухи-процентщицы. По Раскольникову, люди, бескомпромиссно идущие по головам других людей, достигают морального и материального успеха - нужно лишь отбросить веру и запреты. Как следствие, он замышляет убийство, которое должно стать первой ступенью его на пути к моральным и материальным вершинам.

Раскольников - человек замечательного ума, он глубоко и тонко чувствует, способен к постоянному интеллектуальному анализу своих и чужих поступков. Он - яркий пример интеллигента, чересчур увлекшегося размышлениями и рефлексиями. В итоге, он теряет всякий ориентир в своей жизни - способность видеть все и вся насквозь не помогает его самоопределению. Он готов к осознанию своей ничтожности, обнаружить себя песчинкой на берегу жизни, но все время надеется, что окажется «избранным».

Достоевский неоднократно подчеркивает физическое совершенство Раскольникова, что символизирует его богатые духовные ресурсы, но, подобно нравственным идеалам, это качество «обезображено» нищетой и мучительным поиском смысла жизни. Но он ставит цель - стать прекрасным полноценно душой, разумом и телом, что требует от него прохождение сквозь всяческие страдания и изыскания.

В голове Раскольникова созревает идея, по его мнению, неопровержимая - все люди делятся на две категории: «обыкновенные» - те, кому просто приходится плыть по течению жизни, не пытаясь ничего изменить; и «необыкновенные» - как Наполеон, те, кому всё дозволено, даже убийство.

Раскольников долго не решается на преступление. Он уверен, что зная все тонкости убийства и, относя себя к людям «необыкновенным», будет способен переступить через себя и продолжить спокойную, счастливую жизнь, уничтожив «вошь» (речь идет о старухе-процентщице), мешающую всем жить.

Его план тонко продуман, как ему самому кажется, до мелочей.

Убийство

Убил старуху-процентщицу топором по голове, старался не запачкаться в крови, вытащил ключ из верхнего правого кармана, открывал укладку, срезал кошель с шеи. Услышав как кто-то вскрикнул, вернулся в комнату и обнаружил Лизавету. Затем также убил её топором.

После убийства

Достоевский детально исследует мысли, чувства, переживания героя. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего». Казалось бы, улик против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте. Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете. Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории. Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к «твари дрожащей».

Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей, малознакомой, невзрачной, не блещущей умом девушке, которая к тому же принадлежит к самой жалкой и презираемой категории людей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает она это ради своей несчастной, голодающей семьи, отказывая себе даже в самоубийстве. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не «тварь дрожащая». В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро. Таким образом, по мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества.

(«Преступление и наказание»), главный герой романа, бывший студент; сын Пульхерии Александровны и старший брат Авдотьи Романовны Раскольниковых. В черновых материалах автором о Раскольникове сказано-подчёркнуто: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к обществу. Его идея: взять во власть это общество. Деспотизм - его черта…» Но, в то же время, уже по ходу действия герой этот по отношению к отдельным людям зачастую выступает истинным благодетелем: из последних средств помогает больному товарищу-студенту, а после его смерти и отцу его, спасает двух детей из пожара, отдаёт семейству Мармеладовых все деньги, что прислала ему мать, встаёт на защиту Сони Мармеладовой, обвинённой Лужиным в воровстве…

Набросок его психологического портрета накануне преступления дан на первой же странице романа, при объяснении, почему он при выходе из своей каморки-«гроба» не хочет встретиться с квартирной хозяйкой: «Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий взор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, - нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал…» Чуть далее дан и первый набросок внешности: «Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. <…> Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. <…> Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице…» Ещё далее будет сказано о Раскольникове студенческих времён: «Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чём он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил. Был он очень беден и как-то надменно горд и несообщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее…» Сошёлся он тогда более-менее только с Разумихиным.

Разумихин и даёт-рисует наиболее объективный портрет Раскольникова по просьбе его матери и сестры: «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нём два противоположные характера поочерёдно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив! Всё ему некогда, все ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Не насмешлив, и не потому, чтоб остроты не хватало, а точно времени у него на такие пустяки не хватает. Не дослушивает, что говорят. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то…»

Романная же жизнь Родиона Романовича Раскольникова начинается с того, что он, молодой человек 23‑х лет, который за три-четыре месяца до описываемых событий оставил учёбу в университете из-за недостатка средств и который уже месяц почти не выходил из своей комнаты-каморки от жильцов, похожей на гроб, вышел на улицу в своих ужасных лохмотьях и в нерешимости направился по июльской жаре, как он это назвал, «делать пробу своему предприятию» - на квартиру к ростовщице Алёне Ивановне. Дом её отстоял от его дома ровно в 730 шагах - уже до этого ходил-мерил. Он взобрался на 4‑й этаж и позвонил в колокольчик. «Звонок брякнул слаба, и как будто бы был сделан из жести, а не из меди…» (Звонок этот - очень важная деталь в романе: потом, уже после преступления, он будет вспоминаться убийце и манить к себе.) Во время «пробы» Раскольников отдаёт за бесценок (1 руб. 15 коп.) доставшиеся ему от отца серебряные часы и обещает на днях принести новый заклад - серебряный портсигар (которого у него и не было), а сам внимательно провёл «разведку»: где хозяйка держит ключи, расположение комнат и т. п. Обнищавший студент весь во власти идеи, которую выносил в воспалённом мозгу за прошедший месяц лежания в «подполье» - убить гадкую старушонку и тем самым изменить свою жизнь-судьбу, спасти сестру Дуню, которую покупает-сватает негодяй и барышник Лужин. Вслед за пробой, ещё до убийства, Раскольников знакомится в пивной с обнищавшим чиновником-пьяницей Мармеладовым, всей его семьёй и, что особенно важно, - со старшей дочерью Соней Мармеладовой, которая стала проституткой, чтобы спасти семью от окончательной гибели. Мысль, что сестра Дуня, по существу, совершает то же самое (продаёт себя Лужину), чтобы спасти его, Родиона, стала последним толчком - Раскольников старуху-процентщицу убивает, при этом, так получилось, зарубил и сестру старухи Лизавету, ставшую невольным свидетелем. И этим заканчивается первая часть романа. А затем следуют пять частей с «Эпилогом» - наказания. Дело в том, что в «идее» Раскольникова кроме её, так сказать, материальной, практической стороны, за месяц лежания и обдумывания окончательно прибавилась-вызрела и теоретическая, философская составляющая. Как позже выяснится, Раскольников написал однажды статью под названием «О преступлении», которая за два месяца до убийства Алёны Ивановны появилась в газете «Периодическая речь», о чём сам автор и не подозревал (он отдавал совсем в другую газету), и в которой проводил мысль, что всё человечество делится на два разряда - людей обыкновенных, «тварей дрожащих», и людей необыкновенных, «Наполеонов». И такой «Наполеон», по рассуждению Раскольникова, может дать разрешение себе, своей совести, «перешагнуть через кровь» ради большой цели, то есть имеет право на преступление. Вот Родион Раскольников и поставил сам перед собою вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?» Вот, главным образом, для ответа на этот вопрос он и решился на убийство мерзкой старушонки.

Но наказание начинается даже в самый момент преступления. Все его теоретические рассуждения и надежды в момент «перешагивания черты» быть хладнокровным летят к чёрту. Он настолько потерялся после убийства (несколькими ударами обухом топора по темени) Алёны Ивановны, что даже не в состоянии оказался грабить - начал хватать рублёвые закладные серьги и колечки, хотя, как потом выяснилось, в комоде на самом виду лежали тысячи рублей наличными. Затем произошло неожиданное, нелепое и совсем уж лишнее убийство (острием топора прямо по лицу, по глазам) кроткой Лизаветы, которое разом перечеркнуло все оправдания перед собственной совестью. И - начинается с этих минут для Раскольникова кошмарная жизнь: он тут же из «сверхчеловека» попадает в разряд гонимого зверя. Разительно меняется даже его внешний портрет: «Раскольников <…> был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспалённый…» Главный «охотник» в романе - пристав следственных дел Порфирий Петрович. Именно он, изматывая психику Раскольникова разговорами, похожими на допросы, всё время провоцируя на нервный срыв намёками, подтасовыванием фактов, скрытой и даже откровенной издёвкой, вынуждает-таки его сделать явку с повинной. Впрочем, главная причина «сдачи» Раскольникова в том, что он и сам понял: ««Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!..» К слову, мысль о самоубийстве навязчиво преследует Раскольникова: «Или отказаться от жизни совсем!..»; «Да лучше удавиться!..»; «…а то лучше уж и не жить…» Этот навязчивый суицидальный мотив звучит в душе и голове Раскольникова постоянно. И многие из окружающих Родиона людей просто уверены, что его одолевает тяга к добровольной смерти. Вот простоватый Разумихин наивно и жестоко пугает Пульхерию Александровну с Дуней: «…ну как его (Раскольникова. - Н. Н.) одного теперь отпускать? Пожалуй, утопится…» Вот кроткая Соня мучается страхом за Раскольникова «при мысли, что, может быть, действительно он покончит самоубийством»… А вот уже и хитроумный инквизитор Порфирий Петрович сначала намекает в разговоре с Родионом Романовичем, мол-дескать, после убийства иного слабонервного убийцу иногда «из окна али с колокольни соскочить тянет», а потом уже и прямо, в своём отвратительном ёрническо-угодническом стиле предупреждает-советует: «На всякий случай есть у меня и ещё к вам просьбица <…> щекотливенькая она, а важная; если, то есть на всякий случай (чему я, впрочем, не верую и считаю вас вполне неспособным), если бы на случай, - ну так, на всякий случай, - пришла бы вам охота в эти сорок-пятьдесят часов как-нибудь дело покончить иначе, фантастическим каким образом - ручки этак на себя поднять (предположение нелепое, ну да уж вы мне его простите), то оставьте краткую, но обстоятельную записочку…» А вот Свидригайлов (двойник Раскольникова в романе) даже вдруг (вдруг ли?) предлагает студенту-убийце: «Ну застрелтесь; что, аль не хочется?..» Уже перед собственным самоубийством Свидригайлов всё продолжает думать-размышлять о финале жизни-судьбы своего романного двойника. Передавая Соне деньги, он выносит приговор-предсказание: «У Родиона Романовича две дороги: или пуля в лоб, или по Владимирке (т. е., на каторгу. - Н. Н.)…» Практически, как и в случае со Свидригайловым, читатель, по воле автора, задолго до финала должен подозревать-догадываться, что Раскольников, может быть, кончит самоубийством. Разумихин только предположил, что товарищ его, не дай Бог, утопится, а Раскольников в это время уже стоит на мосту и всматривается в «темневшую воду канавы». Казалось бы, что в этом особенного? Но тут на его глазах бросается с моста пьяная нищенка (Афросиньюшка), её тут же вытащили-спасли, а Раскольников, наблюдая за происходящим, вдруг признаётся сам себе в суицидальных мыслях: «Нет, гадко… вода… не стоит…» А вскоре совершенно в разговоре с Дуней брат и открыто признаться в своей навязчивой идее: «- <…> видишь, сестра, я окончательно хотел решиться и много раз ходил близ Невы; это я помню. Я хотел там и покончить, но... я не решился... <…> Да, чтоб избежать этого стыда, я и хотел утопиться, Дуня, но подумал, уже стоя над водой, что если я считал себя до сей поры сильным, то пусть же я и стыда теперь не убоюсь…» Однако ж, Раскольников не был бы Раскольниковым, если бы через минуту не добавил с «безобразною усмешкою»: «- А ты не думаешь, сестра, что я просто струсил воды?..»

В одной из черновых записей к роману Достоевский наметил, что Раскольников в финале должен застрелиться. И здесь параллель со Свидригайловым проглядывает совершенно ясно: он, как и двойник его, отказавшись от позорно-«женского» способа самоубийства в грязной воде, должен был бы, скорее всего, также случайно, как и Свидригайлов, достать где-нибудь револьвер… Очень и характерен психологический штрих, который автор «подарил» герою из собственных жизненных впечатлений - когда Раскольников окончательно отказывается от самоубийства, происходящее в его душе описано-передано так: «Это ощущение могло походить на ощущение приговорённого к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение…» Вполне логически обоснована перекличка предсмертных мыслей Свидригайлова и каторжных размышлений Раскольникова друг о друге. Студент-убийца, как и помещик-самоубийца, не верит в вечную жизнь, не хочет веровать и в Христа. Но стоит вспомнить сцену-эпизод чтения Соней Мармеладовой и Раскольниковым евангельской притчи о воскресении Лазаря. Даже Соня удивилась, зачем Раскольников так настойчиво требует чтения вслух: «Зачем вам? Ведь вы не веруете?..» Однако ж, Раскольников болезненно настойчив и затем «сидел и слушал неподвижно», по существу, историю о возможности своего собственного воскрешения из мёртвых (ведь - «Я себя убил, а не старушонку!»). В каторге он вместе с другими кандальными сотоварищами ходит в церковь во время великого поста, но когда вдруг вышла-случилась какая-то ссора - «все разом напали на него с остервенением» и с обвинениями, что он «безбожник» и его «убить надо» Один каторжник даже бросился на него в решительном исступлении, однако ж, Раскольников «ожидал его спокойно и молча: бровь его не шевельнулась, ни одна черта лица его не дрогнула…» В последнюю секунду конвойный встал между ними и смертоубийства (самоубийства?!) не произошло, не случилось. Да, практически - самоубийства. Раскольников как бы хотел-желал повторить самоубийственный подвиг ранних христиан, добровольно принимавших смерть за веру от рук варваров. В данном случае каторжник-душегуб, по инерции и формально соблюдающий церковные обряды и по привычке, с детства, носящий на шее крест, для Раскольникова, как бы новообращающегося христианина, - в какой-то мере, действительно, варвар. А что процесс обращения (возвращения?) ко Христу в душе Родиона неизбежен и уже начался - это очевидно. Под подушкой его на нарах лежит Евангелие, подаренное ему Соней, по которому она читала ему о воскресении Лазаря (и то самое, стоит добавить, что лежало в каторге под подушкой у самого Достоевского!), мысли о собственном воскресении, о желании жить и веровать - уже не оставляют его…

Раскольников, сожалея на первых порах обитания в остроге, что не решился казнить себя по примеру Свидригайлова, не мог не думать и о том, что ведь не поздно и даже предпочтительнее сделать это в остроге. Тем более - каторжная жизнь, особенно в первый год, была-казалась для него (надо полагать - и для самого Достоевского!) совершенно невыносимой, полной «нестерпимой муки». Тут, конечно, и Соня со своим Евангелием роль сыграли, удержали его от самоубийства, да и гордость-гордыня ещё управляла его сознанием… Но не стоит сбрасывать со счетов и следующее обстоятельство, чрезвычайно поразившее Раскольникова (а в первую очередь - самого Достоевского в его начальные каторжные дни и месяцы): «Он смотрел на каторжных товарищей своих и удивлялся: как тоже все они любили жизнь, как они дорожили ею! Именно ему показалось, что в остроге её ещё более любят и ценят, и более дорожат ею, чем на свободе. Каких страшных мук и истязаний не перенесли иные из них, например, бродяги! Неужели уж столько может для них значить один какой-нибудь луч солнца, дремучий лес, где-нибудь в неведомой глуши холодный ключ, отмеченный ещё с третьего года и о свидании с которым бродяга мечтает, как о свидании с любовницей, видит его во сне, зелёную травку кругом его, поющую птичку в кусте?..»

Окончательное возвращение Раскольникова к христианской вере, отказ от своей «идеи» происходит после апокалиптического сна о «трихинах», заразивших всех людей на земле стремлением к убийству. Спасает Родиона и жертвенная любовь Сони Мармеладовой, последовавшей за ним на каторгу. Во многом она, подаренное ею Евангелие заражают студента-преступника непреодолимой жаждой жизни. Раскольников знает, что «новая жизнь не даром же ему достаётся», что придётся «заплатить за неё великим будущим подвигом…» Мы никогда не узнаем, какой великий подвиг совершил в будущем удержавшийся от самоубийства и воскресший к новой жизни Раскольников, ибо «нового рассказа» о его дальнейшей судьбе, как было намёком обещано автором в финальных строках романа, так и не последовало.

Фамилия главного героя двузначна: с одной стороны, раскол как раздвоение; с другой - раскол как раскольничество. Фамилия эта и глубоко символична: недаром преступление «нигилиста» Раскольникова берёт на себя раскольник Николай Дементьев.

Раскольников в романе

Раскольников - бывший студент-юрист из Санкт-Петербурга, из-за нехватки средств вынужденный оставить учёбу в университете. Живёт крайне бедно.

«Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты.

Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берёт огромные проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. „Она никуда не годна“, „для чего она живет?“, „Полезна ли она хоть кому-нибудь?“ и т. д.» .

«Даёт вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берёт в месяц и т. д.» ( ).

На преступление, однако, не решается, пока не получает письмо от матери, в котором говорится о готовящемся бракосочетании его сестры с неким господином Лужиным . Понимая, что сестра не любит будущего мужа, а жертвует собой ради благополучия семьи и, в большей степени, ради самого́ Раскольникова, он обманом проникает в квартиру старухи, убивает и грабит её, попутно убивая случайную свидетельницу в той же квартире.

Имея свою теорию о том, что люди делятся на обычных людей, плывущих по течению, и людей, подобных Наполеону, которым дозволено всё, Раскольников до убийства причисляет себя ко второй категории; однако после убийства обнаруживает, что в полной мере относится к первой.

Внешность

Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу.

Прототипы

Герасим Чистов

Приказчик, раскольник 27 лет, убивший топором в январе 1865 г. в Москве двух старух (кухарку и прачку) с целью ограбления их хозяйки, мещанки Дубровиной. Из железного сундука были похищены деньги, серебряные и золотые вещи. Убитые были найдены в разных комнатах в лужах крови (газета «Голос» 1865 г., 7-13 сентября).

А. Т. Неофитов

Московский профессор всеобщей истории, родственник по материнской линии тётки Достоевского купчихи А. Ф. Куманиной и наряду с Достоевским один из её наследников. Неофитов проходил по делу подделывателей билетов 5 % внутреннего займа (сравните мотив мгновенного обогащения в сознании Раскольникова).

Пьер-Франсуа Ласенер

Французский преступник, для которого убийство человека было тем же самым, что «выпить стакан вина»; оправдывая свои преступления, Ласенер писал стихи и мемуары, доказывая в них, будто он «жертва общества», мститель, борец с общественной несправедливостью во имя революционной идеи, якобы подсказанной ему социалистами-утопистами (изложение процесса Ласенера 1830-х годов на страницах журнала Достоевского «Время», 1861 г., № 2).

Литературоведы о персонаже

Исторические прототипы Раскольникова

Михаил Бахтин , указывая на исторические корни образа Раскольникова, отмечал, что нужно внести существенное исправление: речь идёт скорее о «прототипах образов идей» этих личностей, нежели о них самих, причём идеи эти трансформируются в общественном и индивидуальном сознании согласно характерным особенностям эпохи Достоевского.

В марте 1865 года выходит книга французского императора Наполеона III «Жизнь Юлия Цезаря», где отстаивается право «сильной личности» нарушать любые нравственные нормы, обязательные для обыкновенных людей, «не останавливаясь и перед кровью». Книга вызвала ожесточенную полемику в русском обществе и послужила идейным источником теории Раскольникова. «Наполеоновские» черты образа Раскольникова несомненно несут следы воздействия образа Наполеона в интерпретации А. С. Пушкина (противоречивая смесь трагического величия, подлинного великодушия и безмерного эгоизма, приводящего к фатальным последствиям и краху,- стихотворения «Наполеон», «Герой»), как, впрочем, и отпечаток эпигонского «наполеонизма» в России («Мы все глядим в Наполеоны» - «Евгений Онегин»). Сравните слова Раскольникова, втайне сближавшего себя с Наполеоном: «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть». Сравните также провоцирующе-иронический ответ Порфирия Петровича «Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?» Реплика Заметова тоже пародирует повальное увлечение «наполеонизмом», ставшее пошлым «общим местом»: «Уж не Наполеон ли какой будущий нашу Алёну Ивановну на прошлой неделе топором укокошил?»

В том же ключе, что и Достоевский, «наполеоновскую» тему решал Л. Н. Толстой («наполеоновские» амбиции Андрея Болконского и Пьера Безухова и их полное разочарование в «наполеонизме»). Достоевский, безусловно, учитывал, кроме того, комический аспект образа Наполеона, запечатленный у Н. В. Гоголя (Чичиков в профиль - почти Наполеон). Идея «сверхчеловека» , наконец, разрабатывалась в книге М. Штирнера «Единственный и его собственность», которая имелась в библиотеке Петрашевского (В. Семевский) и послужила еще одним источником теории Раскольникова, ибо статья его, разбираемая Порфирием Петровичем, написана «по поводу одной книги»: это может быть книга Штирнера (В. Кирпотин), Наполеона III (Ф. Евнин) или трактат Т. де Квинси «Убийство как одно из изящных искусств» (А. Алексеев). Подобно тому как Магомет в пещере Хира испытывал муки рождения новой веры, Раскольников вынашивает «идею-страсть» (по выражению поручика Пороха, Раскольников - «аскет, монах, отшельник»), считает себя пророком и провозвестником «нового слова». Закон Магомета, по мысли Раскольникова, закон силы: Магомета Раскольников представляет с саблей, он палит из батареи («дует в правого и виноватого»). Выражение Магомета о человеке как «дрожащей твари» становится лейтмотивом романа и своеобразным термином теории Раскольникова, поделившим людей на «обыкновенных» и «необыкновенных»: «Тварь ли я дрожащая или право имею? < …> Велит Аллах, и повинуйся, „дрожащая“ тварь!» (Сравните: «И пришёл я со знаменем от вашего господа. Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне», - Кор. , 2,44,50). Сравните также А. С. Пушкина: «Люби сирот, и мой Коран // Дрожащей твари проповедуй» (В. Борисова). Для Достоевского Христос и Магомет - антиподы, а Раскольников отпал от Бога, о чем говорит Соня Мармеладова : «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!».

Литературные предшественники Раскольникова

  • Библейский Иов (В. Этов). Точно Иов , Раскольников в состоянии кризиса решает «последние» вопросы, бунтует против несправедливого мироустройства. В эпилоге романа Достоевский подразумевал, что Раскольников, как и Иов, обретёт Бога.
  • Корсар, Лара, Манфред - герои-бунтари лорда Байрона .
  • Жан Сбогар - герой одноимённого романа Ш. Нодье , благородный разбойник и индивидуалист.
  • Ускок из романа Жорж Санд , пират, приобретший богатство и славу ценой преступления.
  • Растиньяк О. Бальзака .
  • Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и чёрное ».
  • Медард - герой романа Гофмана «Эликсиры сатаны ».
  • Фауст - герой трагедии Гёте .
  • Гамлет - главный персонаж трагедии Шекспира .
  • Франц и Карл фон Моор - персонажи одного из любимых произведений Ф. М. Достоевского драмы Ф. Шиллера «Разбойники ».

С образом последнего особенно тесно связана этическая проблематика романа: Карл Моор и Раскольников равным образом загоняют себя в нравственный тупик. «Карл Моор,- писал Г. Гегель ,- пострадавший от существующего строя, < …> выходит за пределы круга законности. Сломив стеснявшие его оковы, он создает совсем новое историческое состояние и провозглашает себя восстановителем правды, самозваным судьей, карающим неправду, < …> но эта частная месть оказывается мелкой, случайной - при ничтожности средств, которыми он располагает,- и приводит только к новым преступлениям».

Родион Раскольников – один из центральных персонажей романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Персонаж Раскольникова взят из жизни. Во второй половине девятнадцатого века произошло ограбление богатого дома. В процессе этого ограбления преступник топором убил двух служанок. Именно этот грабитель стал прототипом Родиона Раскольникова.

Раскольников в произведении «Преступление и Наказание» - противоречивый персонаж. Читая книгу, читатель будет задаваться важным вопросом: Как человек из приличной семьи смог пойти на преступление?

Ответ не так прост, как кажется. Родион был приверженцем теории Наполеона третьего. Теория заключалась в том, что существуют обычные люди и те, кто творят историю. Для тех, кто творит историю, не писаны никакие законы. Они торжественно идут к своей цели.

Родион хотел проверить, каким человеком он является. «Обычной тварью дрожащей» или человеком, имеющим право. Родион думал о том, что он – человек, который творит историю.

Убив старуху, Родион пытается доказать себе не только то, что он – необычный человек, но и то, что, совершив убийство, избавляет мир от тирана, наживающегося на чужом горе.

После убийства Родион чувствует угрызения совести. Родион думает о том, сможет ли жить дальше с клеймом убийцы. Он понимает, что он не такой, как его герои, которые спокойно спят, посылая тысячи невинных людей на смерть. Он убил всего лишь двух женщин, но уже ищет искупления.

Погружаясь в свои мысли, Родион начинает отдаляться от людей. Ему необходимо найти человека, который сможет понять его. Этим человеком является Соня Мармеладова.

Заблуждения Родиона хорошо раскрываются, когда читатель видит перед собой другого персонажа – Свидригайлова. Его идеи очень схожи с идеями Родиона. Свидригайлов считает, что можно творить зло, если цель является благой. Отличает его от Родиона то, что Свидригайлов не раз совершал преступления. Он был убийцей и жуликом.

В отличие от Свидригайлова, Родион понимает, что все его теории и истины – ложь. Сонечка Мармеладова помогает ему в раскаянии. Родион понимает, что нет большей истины, чем вера в Бога. Он отправляется на казнь, полюбив Соню.

Таким образом, Раскольников – это человек, глупо веровавший в теорию о разделении людей. Это человек, у которого есть совесть, который подвергает сомнению свои догмы, когда в его жизни появляется настоящая любовь.

Вариант 2

В романе «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского центральным персонажем является Родион Романович Раскольников.

Родион вырос в любящей, но бедной семье. Ему 23 года, он студент юридического факультета, но учёбу пришлось забросить, так как молодой человек живёт на грани нищеты.

Юноша скудно одет, но хорош собой: имеет стройную фигуру, высокий рост, тёмные глаза и русые волосы.

В начале романа, автор описывает Раскольникова как доброго, отзывчивого, умного, но гордого человека. Ему не чуждо сострадание к другим. Из-за сложного материального положения, которое оставляло желать лучшего, Родион замкнут в себе и угрюм. Он считает унизительным принимать помощь от своего друга или пожилой матери.

Отчаяние и беспомощность приводят к разрушению моральных принципов Раскольникова. Он разрабатывает собственную теорию, касающуюся современного общества: делит людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Первые, по его мнению, являются бесполезными и «второстепенными», а вторым позволено всё, даже игнорирование моральных принципов для достижения «высшей цели». Разумеется, себя Родион относит ко второй категории.

Раскольников придумывает способ проверить границы дозволенного и идёт на сделку с совестью – решается на убийство. Долгое время молодого человека терзают сомнения, он переживает сильную внутреннюю борьбу и даже думает отказаться от ужасной затеи, но нищета, влекущая за собой гнетущее отчаяние, доводит его до безумия от безысходности. Он переходит черту нравственности и человечности, убивая старую процентщицу и воруя её деньги. Родион лишает жизни не только пожилую Алёну Ивановну, а и её беременную сестру Лизавету.

Раскольников так и не смог воспользоваться украденными деньгами, хотя очень в них нуждался. После совершения преступления он переживает надлом личности: его терзают мучительные угрызения совести, а непрекращающиеся ночные кошмары заставляют вновь и вновь переживать случившееся.

После убийства Родион становится ещё более нелюдимым, ему тошно от самого себя. Одиночество подводит его к грани безумия. Он боится разоблачения, пытается выведать, подозревают ли его в совершении преступления. Молодой человек доверяет свою тайну Соне Мармеладовой, девушке, живущей по «жёлтому билету». Она убеждает Раскольникова во всём признаться, ведь, по её мнению, только таким образом можно начать путь к исправлению и исцелению души.

Родион сдаётся полиции. Он раскаивается в своих деяниях. Теперь его теория кажется молодому человеку бессмысленной, жестокой и безнравственной и Раскольников отрекается от неё. Его отправляют на каторгу, где Родион становится на путь духовного перерождения и искупления вины.

Сочинение Образ и характеристика Родиона Раскольникова

Раскольников – красивый молодой человек с аристократическими чертами лица. Он снимал крохотную каморку на чердаке пятиэтажного дома.

Раскольников погряз в нищете, бедственность его положения, вечные долги, привели молодого человека к мысли о преступлении. Ему хочется помочь материально своей семье, но не находит способа. В Раскольникове рождается и крепнет мысль о мгновенном обогащении, он создает теорию, в которой убийство будет оправдано. Студент думает, что если он убьёт старуху-процентщицу, то принесёт пользу обществу. Обладая расчётливым, пытливым умом и холодным сердцем, сам себе Раскольников пытается доказать, что он смелый и решительный человек, а не «тварь дрожащая».

Родион целый месяц вынашивает идею убийства, продумывает каждый шаг, обращая внимание на мельчайшие подробности преступления. Иногда в нём просыпается истинный разум, и он отрекается от своей теории, осознавая неправомерность своих действий. И всё-таки желание почувствовать себя вершителем судеб, преобладает над рассудком, и Раскольников совершает преступление.

В нём присутствует и трусливое начало, создав свою теорию, он идёт убивать не какого-нибудь сильного и богатого человека, а беспомощную старуху, о которой, может, никто и не вспомнит. Всё-таки его гложет мысль, что за содеянное нужно отвечать. Отставив в сторону сомнения, думая лишь о лёгкой и быстрой наживе, молодой человек отправляется к старухе.

При совершении убийства на него нападает страх и паника, Раскольников действует, забыв о мерах предосторожности, что приводит ко второму убийству.

Раскольников не раскаялся в убийстве, он признал своё преступление лишь в том, что не выдержал, и явился с повинной. Только чувства к Соне начали переламывать его душу, значит, Родион ещё не совсем конченый человек, и имеет право на духовное и нравственное воскрешение. Любовь Раскольникова к Сонечке затронула какие-то новые струны в душе молодого человека. Он ощутил Соню как единое целое с самим собой, и с этого момента началось перерождение человека, Раскольников понял всю жестокость и бессмысленность своей безумной теории.

Вариант 4

В 60-х годах 19 века реформы произвели огромные изменения в стране. Началось резкое социальное расслоение. Особенно это было заметно в крупных городах. Одни богатели, стремительно поднимаясь вверх, а другие оказывались в бедственном положении. Началось время вседозволенности, денежных отношений. Для Достоевского необходимо было понять, к какому результату может привести человека нравственный нигилизм. Именно этой теме и посвятил писатель свое произведение «Преступление и наказание».

У теории главного героя были личные и социальные мотивы для того, чтобы совершить убийство. Человеком Раскольников был гордый, честолюбивый, и в то же время он болезненно относился к чужим страданиям. Бедный студент стал искать путь, который поможет ему избавиться от этой нищеты. Однако, он хочет найти выход из этого положения не только в свою пользу, но и помочь другим людям. Почему же такая дикая теория вдруг появилась в мыслях у воспитанного и умного студента? Неужели из-за нищеты, в которой он не может больше жить? Нет. Раскольников, совершая преступное действие, идет против законности, обретая себе свободу. Неспроста в романе возникает образ Наполеона. Ведь тот равнодушно относился к судьбам отдельных личностей, однако его путь помогал образованному человеку найти выход из сложившейся ситуации. Раскольников же, в отличие от императора, хочет сделать счастливым не только себя, но и остальных людей. Он думает, что совершив преступление, искупит этот грех множеством добрых поступков, ведь жизнь простой процентщицы не стоит и ломаного гроша по сравнению со многими счастливыми жизнями.

Однако холодный расчет и благородная душа не могут разом совмещаться в Родионе. Его доброта, сострадание к чужому горю конфликтуют с гордостью и тщеславием, что приводит нашего героя к таким нравственным переживаниям, что не дают ему превратиться в Наполеона. После того, как Раскольников убил старуху, его грызет чувство того, что он отдалился от родных людей. Ради них юноша пошел на это преступление и сейчас они стали чужими. И молодой человек, вместо того, чтобы гордиться содеянным, оказывается в полном одиночестве. Он как бы полон мечтами, повторить судьбу Наполеона, и в тоже время сомневается в своем выборе. Он не может сделать определенный выбор.

Вот эта сомнительность и нерешительность и привела его в полицейский участок. Достоевский здесь четко показал, что наказание персонажа состоит в его нравственных страданиях и пребывании в одиночестве. Лишь внимание и забота Сонечки Мармеладовой помогли вернуть его к жизни. Страдая сам, он мучает и девушку. Однако, через некоторое время Раскольников поймет, что только любовь поможет искупить все его душевные мучения. В конце концов, молодой человек обращается к вечной силе добра через библейские учения.

Образец 5

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» вызвал много противоречивых мнений в обществе из-за главного героя.

Родион Раскольников – центральный герой романа. Он очень хорош собой, волосы тёмно-русые, глубокие тёмные глаза, высокий и стройный. Вместе с тем, он умный, образованный, гордый. Любит независимость. Но окружающая его обстановка сделала его очень замкнутым и раздражительным.

Молодой студент, мечтающий стать великим юристом, был нищий. Из-за нехватки денег, он вынужден бросить обучение и жить в небольшой комнате с минимальной обстановкой. Его одежда изрядно поношена, но новую он не может себе позволить. С первого взгляда заметно, что он постоянно задумчив и замкнут. Настроение его всегда плохое. Раскольников перестал общаться с людьми. Его унижала помощь со стороны посторонних.

Главный герой делить всех людей на две группы и никак не может понять к какой относится он сам: «тварь ли я дрожащая или право имею?». Эти мысли не дают ему покоя. Для проверки своей концепции Раскольников решается на убийство бабки – процентщицы. Родион думает, что забрав ценности, он осчастливит не только себя, но и всё человечество.

Реальность оказалось совсем другой. Вместе с бабкой Раскольникову пришлось убить и её сестру Лизовету, которая никогда в жизни никого не обидела. Награбленным он так и не смог воспользоваться, спрятав его. Ему страшно и плохо. Совесть главного героя, не даёт ему покоя и приводит к сумасшествию. Ему пытаются помочь друзья, но это оказывается безуспешным.

К концу романа у Раскольникова совсем не остаётся сил. Он понимает, что не может уже ничего исправить и жить с такой ношей он не сможет. Родион идёт с повинной и его приговаривают к 8 годам каторги. Но он принимает приговор с энтузиазмом и с гордостью отбывает срок. Ведь на воле его ждёт совершенно иная жизнь, с новыми и чистыми мыслями, а также с Соней Мармеладовой, которая смогла поверить в то, что в Раскольникове остались человеческие качества.

Фёдор Михайлович Достоевский в образе Родиона Раскольникова хотел показать, что каждый человек способен раскаяться в совершённых деяниях и стать полноценным членом общества.

Сочинение 6

В образе этого героя психологического романа автор поднял проблемы нравственности и дал свой анализ популярной в его время идеи сверхчеловека с христианской точки зрения.

Родион Раскольников – типичный бедный студент, погруженный в модные тогда философские и политические идеи радикального характера. Он лишь по необходимости заботится о пропитании и необходимом для жизни. В его лице писатель, который был сам в свое время приговорен к смертной казни, замененной каторгой и отдачей в солдаты, за участие в деятельности тайного общества, показал достоверный образ борца за переустройство мира.

Как и многие народовольцы и другие политические радикалы, Раскольников является в некоторой степени чистым и идейным человеком. Он убивает старушку-процентщицу, чтобы проверить может ли он менять мир, относится ли к способным править и преобразовывать или же просто представитель управляемой массы. Показательно, что, несмотря на свою крайнюю бедность, Раскольников, присвоив крупную сумму денег после совершенного убийства, не только не тратит их, но и, вообще, как бы забывает об их существовании. Он остается погруженным в свои идеи и размышления. Для него, как и для представителей радикальной молодежи того времени, только это и имеет ценность.

Однако, в отличие от другого романа «Бесы», в данном произведении автор ставил своей главной целью не показать страшное лицо народника, готового переступать через кровь и мораль, такого как Нечаев. В образе Раскольников писатель, сам прошедший через увлечение радикальными идеями, стремился показать выход для многих молодых людей. Для этого Достоевский подробно описывает крах воззрений Раскольникова, которому не удалось стать сверхчеловеком.

Достоверно неизвестно, убил ли кого-либо сам писатель, но, в любом случае, в образе Раскольникова много вложено пережитого самим автором романа.

Достоевский достоверно изобразил момент раскаяния, к которому затем приходит его герой, призывая читателей прочувствовать пережитое Раскольниковым и, отринув модные идеи переустройства общества, пойти за Христом.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Николая Ростова в романе Толстого Война и мир сочинение

    В романе Л.Н.Толстого присутствует множество персонажей и их образов, которые автор выделяет по-особенному и с мастерством. Несмотря на то, что Николай Ростов является не основным персонажем, он тоже сыграл немалую роль в этом произведении.

  • Сочинение Письмо Чацкому из 21 века

    Благодаря современным средствам связи могу тебе отправить электронное письмо. Представь себе, в наше время люди совсем разучились писать письма. Специальной бумаги для письма не сыщешь.

  • Сочинение по картине Васнецова Иван Царевич на Сером волке (описание) 4 класс

    Совсем недавно мне выпала честь ознакомиться с картиной Васнецова «Иван – Царевич на сером волке». Ее автор взял за основу одну из моих любимых сказок и изобразил Ивана-Царевича с Еленой Прекрасной, которые мчат по лесу верхом на волке.

  • Комедия «Ревизор» - произведение написанное Николаем Васильевичем Гоголем в первой половине девятнадцатого века. Вот уже долгое время произведение ставится на сценах больших и малых театров нашей родины.

  • Анализ произведения Слова о полку Игореве

    В основе «Слова о полку Игореве» незамысловатая сюжетная линия: в нем описывается неудачный поход на половцев 1185 года князя Игоря Святославовича вместе с его братом Всеволодом