Феклуша - странница. Странники, юродивые, блаженные - непременная примета купеческих домов - упоминаются Островским довольно часто, но всегда как внесценические персонажи. Наряду со странствовавшими по религиозным побуждениям (шли по обету поклониться святыням, собирали деньги на строительство и содержание храмов и т. п.) немало попадалось и просто праздных людей, живших за счет щедрот всегда помогавшего странникам населения. Это были люди, для которых вера была лишь предлогом, а рассуждения и рассказы о святынях и чудесах были предметом торговли, своеобразным товаром, которым они расплачивались за подаяние и приют. Островский, не любивший суеверий и ханжеских проявлений религиозности, всегда упоминает о странниках и блаженных в иронических тонах, обычно для характеристики среды или кого-либо из персонажей (см. особенно «На всякого мудреца довольно простоты», сцены в доме Турусиной).

На сцену такую типичную странницу Островский вывел один раз - в «Грозе», и небольшая по объему текста роль Феклуша. стала одной из самых знаменитых в русском комедийном репертуаре, а некоторые реплики Ф. вошли в обиходную речь.

Феклуша не участвует в действии, не связана непосредственно с фабулой, но значение этого образа в пьесе весьма существенно.

Во-первых (и это традиционно для Островского), она - важнейший персонаж для характеристики среды в целом и Кабанихи в частности, вообще для создания образа Калинова.

Во-вторых, ее диалог с Кабанихой очень важен для понимания отношения Кабанихи к миру, для уяснения присущего ей трагического чувства крушения ее мира.

Впервые появляясь на сцене сразу после рассказа Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова и непосредственно перед выходом Кабанихи, нещадно пилящей сопровождающих ее детей, со словами «Бла-а-лепие, милая, бла-а-лепие!», Ф. особо хвалит за щедрость дом Кабановых. Таким образом получает подкрепление характеристика, данная Кабанихе Кулигиным («Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»).
Следующий раз мы видим Ф. уже в доме Кабановых. В разговоре с девушкой Глашей она советует присматривать за убогой, «не стянула бы чего», и слышит в ответ раздраженную реплику: «Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете». Глаша, неоднократно высказывающая ясное понимание хорошо ей известных людей и обстоятельств, простодушно верит рассказам Ф. о странах, где люди с песьими головами «за неверность». Это подкрепляет впечатление, что Калинов являет собой замкнутый, ничего не ведающий о других землях мир. Впечатление это еще более усиливается, когда Ф. начинает рассказывать Кабановой о Москве и железной дороге. Разговор начинается с утверждения Ф., что настают «последние времена». Примета этого - повсеместная суета, спешка, погоня за скоростью. Паровоз Ф. называет «огненным змием», которого стали запрягать для скорости: «другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат». Наконец, она сообщает, что и «время-то стало в умаление приходить» и за наши грехи «все короче и короче делается». Апокалиптические рассуждения странницы сочувственно слушает Кабанова, из завершающей сцену реплики которой становится ясно, что она осоз-нает надвигающуюся гибель своего мира.

Имя Ф. стало нарицательным для обозначения темной ханжи, под видом благочестивых рассуждений распространяющей всякие нелепые басни.

На первый взгляд - вовсе неприметный персонаж, который ни прямо, ни косвенно не влияет на сюжет. Тогда возникает вопрос зачем вообще вводить такое действующее лицо. На самом деле у этого персонажа своя, очень значимая, функция. Характеристику Феклуши в пьесе «Гроза» можно начать со слова «странница».

Вообще, в русской литературе и культуре достаточно сильны мотивы странничества. Образы странников встречаются и у Пушкина , и у Достоевского , и у Горького . Нельзя отрицать, что образ странников связан с фольклорной традицией. В сказках можно найти множество примеров персонажей, которые путешествовали по миру, «странствовали». Странники являлись символом и носителем житейской мудрости, некой высшей истины, как, например, Лука в горьковской пьесе «На дне» или же странники-старцы из былин об Илье Муромце. У Островского в произведениях меняется полюс восприятия. Роль Феклуши в пьесе «Гроза» заключается в другом. Описания Феклуши в тексте нет. Но её внешность несложно представить.
Странники, по обыкновению, люди средних лет или чуть старше. Часто они, за неимением другой одежды, были вынуждены одеваться в лохмотья.

Показательно имя персонажа - Феклуша. Несмотря на то что Феклуше примерно столько же лет, сколько Марфе Игнатьевне, если не больше. Детской формой имени автор хочет подчеркнуть вовсе не детскую непосредственность восприятия, а, опять-таки, как и в случае с Тихоном, инфантилизм, присущий этим действующим лицам. Эта женщина осталась на том уровне развития, на котором находятся маленькие дети. Но только эта черта скорее отрицательная. Островский вводит этого персонажа в комедию сразу после монолога Кулигина о «жестоких нравах» и ханжестве Кабанихи и перед появлением Марфы Игнатьевны.

«Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» - такие слова говорит Феклуша другой женщине. Её слова слащавы и лживы. Она беззастенчиво врёт, поддерживая миф о могуществе купечества и правильности их образа жизни. Благодаря этому персонажу видно насколько глубоко укоренились в сознании людей ложные принципы. То, что говорит Феклуша, нельзя назвать адекватным.

Примечателен эпизод разговора с Глашей, дворовой девкой дома Кабановых. Странница рассказывает о неправедности жизни. Она судит узко, ограничено. С её точки зрения другие религии и вероисповедания не правильны, потому что неправедны: «говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землёй правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой - салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен.
У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный». Её слова о московской суете и огненных машинах не только похожи на алогический бред, но и иллюстрируют необразованность, «тёмность» таких людей. Прогресс и просвещение для таких, как Феклуша, навсегда останутся грешным мраком. Кстати, в образе Феклуши автор показывает лицемерность в отношении религии. Дело в том, что издавна считалась, что помогать странникам праведно. Здесь же люди, имеющие изуродованные знания и понимание христианства, помогают и верят страннице с точно такими же суждениями.

Речевая характеристика Феклуши в «Грозе» также важна. Её реплики переполнена обращениями «милая», «сударь», «милая девушка», «ваша светлость». С одной стороны, это придаёт её речи гипнотическую напевность, с другой - доказывает пресмыкающийся характер Феклуши.

Феклуша в «Грозе» не влияет на развитие сюжета, но в этом персонаже Островский воплотил ещё одну грань «тёмного царства». Поддакивание и подчинение Кабанихи и ей подобным лишь укрепляет самодурство как явление, являясь поводом к его существованию.

Характеристика образа Феклуши в пьесе «Гроза» Островского |

Кто такая Феклуша в пьесе «Гроза» Островского? На первый взгляд - вовсе неприметный персонаж, который ни прямо, ни косвенно не влияет на сюжет. Тогда возникает вопрос зачем вообще вводить такое действующее лицо. На самом деле у этого персонажа своя, очень значимая, функция. Характеристику Феклуши в пьесе «Гроза» можно начать со слова «странница».

Вообще, в русской литературе и культуре достаточно сильны мотивы странничества. Образы странников встречаются и у Пушкина, и у Достоевского, и у Горького. Нельзя отрицать, что образ странников связан с фольклорной традицией. В сказках можно найти множество примеров персонажей, которые путешествовали по миру, «странствовали». Странники являлись символом и носителем житейской мудрости, некой высшей истины, как, например, Лука в горьковской пьесе «На дне» или же странники-старцы из былин об Илье Муромце. У Островского в произведениях меняется полюс восприятия. Роль Феклуши в пьесе «Гроза» заключается в другом. Описания Феклуши в тексте нет. Но её внешность несложно представить. Странники, по обыкновению, люди средних лет или чуть старше. Часто они, за неимением другой одежды, были вынуждены одеваться в лохмотья.

Показательно имя персонажа - Феклуша. Несмотря на то что Феклуше примерно столько же лет, сколько Марфе Игнатьевне, если не больше. Детской формой имени автор хочет подчеркнуть вовсе не детскую непосредственность восприятия, а, опять-таки, как и в случае с Тихоном, инфантилизм, присущий этим действующим лицам. Эта женщина осталась на том уровне развития, на котором находятся маленькие дети. Но только эта черта скорее отрицательная. Островский вводит этого персонажа в комедию сразу после монолога Кулигина о «жестоких нравах» и ханжестве Кабанихи и перед появлением Марфы Игнатьевны.

«Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» - такие слова говорит Феклуша другой женщине. Её слова слащавы и лживы. Она беззастенчиво врёт, поддерживая миф о могуществе купечества и правильности их образа жизни. Благодаря этому персонажу видно насколько глубоко укоренились в сознании людей ложные принципы. То, что говорит Феклуша, нельзя назвать адекватным.

Примечателен эпизод разговора с Глашей, дворовой девкой дома Кабановых. Странница рассказывает о неправедности жизни. Она судит узко, ограничено. С её точки зрения другие религии и вероисповедания не правильны, потому что неправедны: «говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землёй правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой - салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный».

Её слова о московской суете и огненных машинах не только похожи на алогический бред, но и иллюстрируют необразованность, «тёмность» таких людей. Прогресс и просвещение для таких, как Феклуша, навсегда останутся грешным мраком. Кстати, в образе Феклуши автор показывает лицемерность в отношении религии. Дело в том, что издавна считалась, что помогать странникам праведно. Здесь же люди, имеющие изуродованные знания и понимание христианства, помогают и верят страннице с точно такими же суждениями.

Речевая характеристика Феклуши в «Грозе» также важна. Её реплики переполнена обращениями «милая», «сударь», «милая девушка», «ваша светлость». С одной стороны, это придаёт её речи гипнотическую напевность, с другой - доказывает пресмыкающийся характер Феклуши.

Феклуша в «Грозе» не влияет на развитие сюжета, но в этом персонаже Островский воплотил ещё одну грань «тёмного царства». Поддакивание и подчинение Кабанихи и ей подобным лишь укрепляет самодурство как явление, являясь поводом к его существованию.

Тест по произведению


В русской литературе блаженные странники являются характерным признаком купеческих домов. С их образами я познакомилась, прочитав произведения Лескова Н.С. «Очарованный странник», Островского А.Н. «Гроза» и Горького А.М. «На дне». Странником обычно называют человека, путешествующего пешком, идущего на богомолье. Это человек – вечный путник, не желающий вести оседлый образ жизни. Странник, в отличие от паломника, движется бесцельно, не имея представления о том, куда забросит его жизнь, «идёт туда, не зная куда».

Но среди них было немало личностей целеустремлённых, трудолюбивых, любознательных, много повидавших и познавших (как образ странника у Лескова Н.С.). Они не боялись трудностей, дорожных неудобств, скудной пищи. Были среди них интереснейшие люди, этакие философы со своим особым, оригинальным отношением к жизни, исходившие Русь пешком, наделённые зорким взглядом и образной речью.

Отражая данную тему (образы странников), я остановлюсь на двух из них: Феклуши из драмы Островского А.Н. «Гроза» и пьесы Горького А.М. «На дне».

В драме Островского А.Н. «Гроза» странница Феклуша – внесценический персонаж, она не участвует непосредственно в действии, но при этом имеет в нем существенное значение.

Феклуша не была истинно верующей в Бога женщиной, она только прикрывалась этой верой, чтобы жить за счёт подающего милостыню населения. Её рассказы о святынях и городах являлись определённым товаром, которым она расплачивалась за подаяния, щедрость и приют.

В своё первое появление в городе Калинове Феклуша восхищается красотой города, даже называет его «землёй обетованной», хвалит купеческий народ, особенно дом Кабановых, хозяйка которого окружила себя приживалками, невежественными странницами. Они ей нужны, они поддерживают её авторитет. Но у Кабанихи есть и своего рода защитники и «единомышленники». Не случайно второе и третье действия «Грозы» открывают сцены с участием Феклуши, как не случайно Феклуша впервые появляется на сцене в первом действии – после знакомства читателей с Кулигиным, Диким, Борисом. С приторной тягучестью она поёт: «Бла-а-алепие, милая, бла-а-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живёте!». Эти слова звучат после оценки Кулигина местной общественно-бытовой жизни: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!». Сразу после этих слов часовщика и звучит феклушино «Бла-а-алепие». Не красота природы, не вид на Волгу приводят её в восторг, а странница прославляет именно нравы города, то самое купечество, которое так отрицательно охарактеризовал механик-самоучка. Поразительным контрастом звучит хвала купечеству в устах странницы: «И купечество всё народ благочестивый, украшенный щедростью и подаяниями! Я так довольна, матушка, по горлушко...».

Мастерство Островского выражено в изображении Феклуши крупным планом, в изображении её не проходным лицом, а как характер, тип. Но драматург в её образе показал не самобытного, с чудинкой и привлекательностью, высоконравственного человека, а корыстную, невежественную, лживую натуру, которая заботится не о душе своей, а о желудке. Вред таких людей очевиден. Её россказни не просто глупые выдумки, не безобидное и смешное враньё. Феклуша распространяет сведения о порядках в других странах: «салтан Махнут турецкий», «салтан Махнут персидский», «все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедны», «все люди с пёсьими головами»...

В следующий раз Феклуша появляется в доме Кабановых и советует Глаше присмотреть за убогой, чтобы та ничего не украла. На что девушка ей раздражённо ответила: «Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете». Несмотря на то что Глаша является девушкой, хорошо разбирающейся в людях, она простодушно поверила в небылицы, рассказываемые Феклушей. Это одна из причин, доказывающих, что Калинов – это автономный край, жители которого ничего не ведают о других городах, странах, о том, что происходит в мире. Также об этом можно судить из разговора странницы и Кабанихи. Угождая своей благодетельнице, Феклуша посетовала, что настают «последние времена», что во всех городах «беготня и суета», и только в Калинове тишина и спокойствие. Сообщила, что в Москве в погоне за скоростью начали запрягать «огненного змия», т.е. поезд. В конце концов, она сказала, что за грехи людей и «время-то стало в умаление приходить». На всё это Кабаниха ей сочувственно поддакивала. Из этого диалога становится понятно, что Кабаниха признаёт скорое крушение своего мира.

Островский А.Н. использовал образ Феклуши для характеристики города Калинова и, в частности, Кабанихи. Её диалог с Кабанихой важен для более глубокого понимания того, что Кабаниха осознаёт гибель своего мира. Также можно заметить, что Феклуша появляется перед какими-либо главными событиями пьесы как предвестник чего-то важного. В диалогах Кабанихи и её детей, Кабанихи и Катерины как раз и происходит завязка сюжета, противостояние старших консервативных людей молодым, желающим жить своей жизнью. Впоследствии её присутствие как бы ощущается в беседе Варвары и Катерины, в которой бедная девушка признаётся, что уже давно влюблена в Бориса, а к мужу испытывает только жалость. И через некоторое время вновь ощущается присутствие Феклуши перед первым свиданием Катерины и Бориса. И конечно же, странница присутствует в роковой сцене прилюдного покаяния Катерины. Возможно, именно её возглас о том, что в грозу кого-то обязательно убьёт, стал последней каплей для Катерины, и она решилась на раскаяние в своём грехе.

Со временем образ Феклуши стал одним из самых популярных в русском комедийном репертуаре, а некоторые её высказывания вошли в обиходную речь.

В пьесе Горького А.М. «На дне» изображена жизнь людей обездоленных, потерявших надежду и веру в лучшее. Это люди разного возраста, разного социального статуса, но по тем или иным причинам опустившиеся на «дно» жизни. Все они не живут, а существуют. У них нет работы, им нечего есть, единственным кровом является ночлежка, похожая на пещеру. Вынужденные жить под одной крышей, они не хотят помогать друг другу. Утратившие всё человеческое, в большей степени из-за того, что и сами не видели к себе другого обращения, они жестоко выброшены из обычной жизни в силу нравов, порядков и условий, царящих в обществе.

Но наряду со всем этим одним из главных вопросов пьесы является вопрос о правде и лжи. Все обитатели ночлежки измотаны безрадостной жизнью, и поэтому они не хотят о ней думать, живут мечтами, в которых прячутся от настоящей жизни. Слесарь Клещ мечтает о будущем благополучии, не замечая, что его жена Анна умирает. Настя грезит о настоящей любви, а Актёр заливает горе алкоголем. Так или иначе, они обманывают себя.

Также в ночлежке присутствуют люди, считавшие, что нужно всегда быть правдивыми, насколько бы ни была горька эта правда. Например, Бубнов считает, что люди рождаются, чтобы умереть, и поэтому жалеть их глупо. Сатин считает, что человек может надеяться только на себя и не видит в жалости никакого смысла. Любители правды ведут себя жестоко по отношению к мечтателям. Мечтатели же жаждут добра и сострадания. Как раз это они и получат от странника Луки.

Пожилой странник Лука появляется в ночлежке неожиданно. На вид он ничем не отличается от остальных босяков, но всё же он не такой, как все. Он как-то незаметно, никому не переча, начинает строить отношения с обитателями ночлежки. Лука пытается понять, почему эти люди оказались на дне жизни. Он не делит людей на плохих и хороших, для него все равны: «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – чёрненькие, все – прыгают». От рождения все люди добрые и честные, и лишь социум меняет их. Как очень доброму и верующему в Бога человеку, ему жалко этих людей. Он понимает, что эти люди не видят в жизни ничего хорошего, и избирает такой принцип, как ложь во спасение. Добротой, нежностью, мягкостью и лаской он нашёл подход почти ко всем обитателям ночлежки. Странник жалеет умирающую Анну, убеждая её в том, что на «том свете» её муки обязательно закончатся; говорит Актёру, что в каком-то городе начали лечить от пьянства, и советует ему туда поехать. Убеждает Ваську Пепла податься в Сибирь и начать там новую светлую жизнь. Он поддерживает Настю и говорит, что верит в её рассказы о настоящей любви.

Через некоторое время Лука уходит из ночлежки так же незаметно, как и пришёл. Когда босяки заметили его отсутствие, они по-разному отреагировали на это событие. Настя, Клещ и Татарин отметили, что он был очень человечным и добрым стариком. Они поняли, что благодаря ему они увидели хоть какой-то свет в жизни, он подарил им надежду на лучшее. Даже Сатин защищает странника, когда Барон говорит о нём плохо: «Ложь – религия рабов и хозяев... Правда – бог свободного человека!». Своей жалостью, рассказами и притчами странник вселил в людей веру в лучшее, окрылил их и дал надежду.

Имя Лука ассоциируется в христианстве с апостолом Лукой, но при этом переплетается со словом «лукавый», а с латинского оно переводится как «светлый». Если объединить последние два значения, то получится «светлая ложь», ложь во имя добра и спасения души.

Таким образом, странник пытается пробудить в этих людях что-то светлое. Он напоминает людям, что вера в себя, в лучшее, надежда и мечта и есть сама жизнь. И если это исчезает из жизни человека, то он обречён на смерть. Лука дал нищим веру в светлое будущее, но не учёл одного: люди, опустившиеся на дно жизни, уже никогда не поднимутся к свету, не смогут начать новую жизнь. Ибо народная мудрость гласит: «Кто упал – того уже не поднять». Его «утешительная ложь» подвела всё к трагическому концу: в муках умирает Анна, Пепел попал в тюрьму, Клещ сошёл с ума, Актёр удавился.

Образ Луки очень противоречив. С одной стороны, его ложь не принесла ничего хорошего, а с другой, благодаря ему эти измотанные жизнью люди хотя бы на мгновение поверили в чудо, в мечту, в лучшее. Лука сделал их серую жизнь более радостной. И благодаря наставлениям странника Сатин осознал, что «человек живёт для лучшего», что нельзя обижать людей, любого смертного надо уважать, и по законам жизни человек волен жить так, как хочет!

Главная мысль Горького А.М. заключается в том, что нельзя насилием спасти человека и научить добру. Это можно сделать только с помощью любви и доброты: «Человек может добру научить... Пока верил человек - жил, а потерял веру и удавился». Образ Луки заставляет задуматься о вероятности человеческого счастья. Человек не может быть счастлив, пока он не свободен и пока в мире царит несправедливость. Но все люди рождены для радости и счастья.

Таким образом, Феклуша и Лука говорили неправду. Только ложь Феклуши приносила пользу ей самой, а вот ложь Луки доставляла добро другим людям, но при этом она же приносила ущерб падшим духом. Как говорится: «Деньги потерял – ничего не потерял, здоровье потерял – много потерял, а коли духом пал – всё потерял!».