Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi) родился 4 октября 1720 г. в Мольяно-Венето, в семье резчика по камню.

Обучение

В юности Пиранези посвятил себя труду в мастерской отца. Впоследствии стал обучаться архитектуре у родного дяди инженера и архитектора Маттео Луккези (Matteo Lucchesi), а позже - у архитектора Джованни Скальфаротто (Giovanni Scalfarotto), ориентировавшегося в своих работах на знаменитого Андреа Палладио (Andrea Palladio), основоположника палладианства в архитектуре. Пиранези берет уроки гравюры у гравера Карла Дзукки (Carlo Zucchi), брата известного живописца Антонио Дзукки (Antonio Zucchi), активно занимается самообразованием, изучая трактаты по архитектуре и произведения античных авторов.

В 1740 г. Пиранези уезжает из Мольяно-Венето в Рим и там получает работу рисовальщика-графика в резиденции посла Венеции в Риме. В это время он изучает гравюры Джузеппе Вази (Giuseppe Vasi), мастера ведуты (жанр европейской живописи), и искусство гравюры на металле.

Первые работы

Первые работы Пиранези - гравюры «Различные виды Рима» (Varie Vedute di Roma), 1741г. и «Первая часть архитектуры и перспективы», (Prima Parte di architettura e Prospettive), 1743г., выполнены в стиле Джузеппе Вази, с эффектной игрой тени и света. Пиранези сочетает на гравюрах как реально существующие архитектурные произведения, так и вымышленные.

В 1745 г. Пиранези публикует в Риме имеющую впоследствии большой успех серию гравюр «Фантазии на тему тюрем» (Piranesi G.B. Carceri d’ Invenzione). В названии серии не случайно употреблялось слово «фантазии» - это была так называемая «бумажная архитектура», не воплощенная в действительности

Пиранези совершенствует свое мастерство, изучая гравюры Джова́нни Батти́ста Тье́поло (Giovanni Battista Tiepolo) и работы живописца Каналетто Джованни Антонио (Canaletto Giovanni Antonio). Их влияние чувствуется в следующих работах Пиранези - «Виды Рима» (Vedute di Roma), 1746—1748 гг., «Гротескные» (Grotteschi), 1747—1749 гг., Тюрьмы (Carceri), 1749—1750 гг.

Английское кафе

В 1760 г. Пиранези декорирует Английское кафе (Babingtons), в Риме на Площади Испании (Piazza di Spagna), пытаясь выразить собственную мысль, что архитектура без разнообразия будет сведена к ремеслу.

Церковь Санта Мария дель Приорато

Главным архитектурным произведением Пиранези становится спроектированная им церковь Санта Мария дель Приорато (Santa Maria del Priorato), построенная в 1764 - 1765 гг. Храм представляет собой образец неоклассицизма в архитектуре. Размеры сооружения - 31 на 13 м. Церковь является составной частью резиденции Мальтийского ордена.

В 1765 г. в Риме по проекту Пиранези строится Площадь Кавальери-ди-Мальта (Piazza dei Cavalieri di Malta), которая, как и располагающаяся на ней Церковь Санта Мария дель Приорато, также принадлежит Мальтийскому Ордену.

В 1765 г. в Риме по проекту Пиранези строится Площадь Кавальери-ди-Мальта (Piazza dei Cavalieri di Malta), которая, как и располагающаяся на ней Церковь Санта Мария дель Приорато, также принадлежит Мальтийскому Ордену.

Наиболее значимые работы Пиранези:

1. Серия гравюр «Фантазии на тему тюрем» (Piranesi G.B. Carceri d’ Invenzione), 1745 г.;

2. Серия гравюр «Виды Рима» (Vedute di Roma), 1746-1748 гг.;

3. Серия гравюр «Гротескные» (Grotteschi), 1747—1749 гг.;

4. Серия гравюр «Тюрьмы» (Carceri), 1749—1750 гг.

5. Английское кафе (Babingtons), Рим, Площадь Испании (Piazza di Spagna), 1760 г.;

©Александра Лоренц

Джованни Баттиста Пиранези (итал. Giovanni Battista Piranesi, или Giambattista Piranesi; 1720-1778) - итальянский археолог, архитектор и художник-график, гравер, рисовальщик, мастер архитектурных пейзажей. Родился 4 октября 1720 в Мольяно близ Местре. Учился в Венеции у своего отца, который был каменщиком, у дяди - инженера и архитектора, и у некоторых других мастеров. С 1740 по 1744 изучал технику гравюры у Джузеппе Вази и Феличе Поланцани в Риме; там в 1743 он опубликовал свою первую серию гравюр Первая часть архитектурных и перспективных построений (La parte prima di Architetture e Prospettive). Затем он ненадолго вернулся в Венецию, а с 1745 навсегда поселился в Риме. К концу жизни (он умер 9 ноября 1778) Пиранези стал одним из самых знаменитых граждан Рима. Оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и, позже, на сюрреалистов.


Вот Театр Марчелло (Teatro di Marcello):

Это современный вид:

Сразу бросается в глаза большая разница в сохранности здания. Неужели оно так износилось за неполных 3 столетия? В то время, как ранее простояло в отличном состоянии более тысячи лет?
Сразу заметим, что то, что было очевидно в 1750-х годах – мы открываем заново. Занесенный песком первый этаж здания. Джованни так и пишет: «1-й этаж театра виден наполовину, но раньше он и тот, что над ним, были одинаковы по высоте»
Поражает также и другое. График уверенно изображает подземную часть театра, мощный фундамент. Вот вторая картинка:

Здесь Пиранези достаточно подробно чертит устройство фундамента Театра. Он что, производил раскопки? По изображению можно судить, что для такого чертежа требуется не только раскопать, но и разобрать часть здания.
Значит Джовании пользовался более древними источниками, строя свои изображения. Теми, которых мы не имеем.
Обращаю ваше внимание на детали конструкции:
Знаменитые «сосцы» на блоках. Прямо как в Южной Америке!

Точность изготовления циклоскопических блоков.

Небывалая мощь сооружения. По нашим меркам – неоправданная. Изучая архитектуру Рима, я не могу отделаться от этой мысли – все сделано очень крепко, надежно, точно. Затраты на строительство неимоверные!

Строители Рима имели глубокие познания в сопромате. Здесь и на других рисунках, которые я буду выкладывать в дальнейшем, видно, как кладка громадными блоками повторяет эпюры нагрузок. Современному строительству такие «выкрунтасы» не доступны.

Используется свайная основа. Не берусь дать оценку такому решению под каменными строениями, но, возможно, именно сваи, будучи «подушкой», защищали здание от сильных землетрясений. И они не гнили?!

Сложные фигурные пазы, каналы, выступы, «ласточкины хвосты» - все это говорит о том, что блоки изготавливались литьем или иным методом пластификации.

Как и везде в Риме, используется засыпка бутом и щебнем внутренних полостей стен.

В первую очередь бросаются в глаза супермощные фундаменты зданий и сооружений. К примеру, вот этот мост:

Любой архитектор, строитель скажет вам: «Сейчас так не строят. Это дорого, это не рационально, это не нужно»
Это прямо не мост, а пирамида какая-то! Какое количество каменных блоков. Какое сложное их изготовление. Как мощно они скреплены. Как точно. Сколько нужно труда, транспортной работы, расчетов. Восемнадцать восклицательных знаков. И еще больше вопросительных.
Вот древние стены и фундаменты:

Впечатляет? Зачем такая мощь? Защититься от ядра или от бревна с бронзовым наконечником?

Здесь – красота, эпюра напряжений в камне. Знаменитые «сосцы», невероятная точность подгонки. Поражает высокая культура строительства и знания в области сопромата.
А вот и наш любимый мост:

Он и сейчас стоит – мост, построенный императором Элием Адриано:

С виду обычный себе мостик. А какое у него основание?
При сравнении сразу бросается в глаза изменившийся уровень воды. Все грандиозные сооружения остались скрытыми от глаз.
Также обращу ваше внимание на горы песка на рисунке Джованни. «D – песок, нанесенный во времена…» Я так и не смогла найти перевод этого загадочного слова. И итальянские друзья не смогли помочь. Что за времена? Полагаю, слово изменили специально. Чтобы нельзя было перевести. Либо все упоминания об этих временах начисто вытерты из истории.
Опять загадка.

Вот чертеж опоры моста. Зачем такая мощь? И обратите внимание на то, что блоки скреплены между собой. И опять подушка из свай.

Вот и другой мост. Та же мощная единая конструкция опор моста с его телом и общий фундамент внизу.
Создается такое впечатление, что перед строителями стояла задача противостоять мощнейшим землетрясениям. Очевидно, что наша планета в эти времена, когда она быстро расширялась, была подвержена очень сильной сейсмической активности. Может быть, и потоки воды и селя в результате титанических ливней или таяния громадных количеств снега и льда в горах, имели сокрушительную силу.
Разумеется, поражает и мощь строительной индустрии, которая была в их распоряжении. На фоне этих рисунков становится более понятным сооружение и Трояновых валов, и Змиевых и пирамид. Не поверю, что лишь используя тягловую силу скота и рабов, можно было построить такое.
Хочу обратить ваше внимание на конфигурацию блоков, из которых сложены ступени амфитеатров:

Ну и хочется еще раз отметить: Джованни Пиранези имел доступ к неким архивам, где хранились строительные чертежи этих древних сооружений. Полагаю, там же следует искать и чертежи Кёльнского собора, Собора Парижской Богоматери и других храмов, строителям которых «в одну ночь дьявол нашептал, как построить храм»)))))
И искать эти документы, скорее всего, нужно в Ватикане. Потому что церковь возжелала в свое время присвоить себе плоды труда "иной" цивилизации. Рассказывала потом, что это папа такой-то заложил в фундамент храма первый камень. Весом 600 тонн!
Именно в хранилищах Ватикана ждут нас ответы на многие тайны! Наверняка, туда и попали книги из "сожженых" библиотек мира.

А работ у Джованни Пиранези еще много!

Дата смерти: Жанр: Работы на Викискладе

Джованни Баттиста Пиранези (итал. Giovanni Battista Piranesi , или итал. Giambattista Piranesi ; 4 октября , Мольяно-Венето (близ города Тревизо) - 9 ноября , Рим) - итальянский археолог , архитектор и художник-график, мастер архитектурных пейзажей. Оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и - позже - на сюрреалистов. Сделал большое количество рисунков и чертежей, но возвел мало зданий, поэтому с его именем связывают понятие «бумажная архитектура » .

Пиранези, Арка Тита

Пиранези, из серии Темницы

Пиранези, лист Вид Базилики Святого Джованни Латерано

Биография

Родился в семье каменотёса. Обучился основам латыни и классической литературы у своего старшего брата Анджело. Основы архитектуры постигал, работая в магистрате Венеции под руководством своего дяди. Как художник, испытал значительное влияние искусства ведутистов , весьма популярного в середине XVIII века в Венеции.

В 1743 опубликовал в Риме свою первую серию гравюр под названием «Первая часть архитектурных набросков и перспектив, придуманных и награвированных Джованни Баттиста Пиранези, венецианским архитектором». В ней можно увидеть основные признаки его стиля - желание и уменье изображать монументальные и трудно постигаемые глазом архитектурные композиции и пространства. Некоторые листы этой небольшой серии сходны с гравюрами самой знаменитой серии Пиранези «Фантастические изображения тюрем».

В последующие 25 лет, до своей смерти, жил в Риме; создал огромное количество гравюр-офортов, изображающих в основном архитектурные и археологические находки, связанные с древним Римом, и виды знаменитых мест того Рима, который окружал художника. Производительность Пиранези, как и его мастерство, непостижимы. Он задумывает и выполняет многотомное издание офортов под общим названием «Римские древности», содержащее изображения архитектурных памятников древнего Рима, капителей колонн древних зданий, скульптурных фрагментов, саркофагов, каменных ваз, канделябров, плит для мощения дорог, надгробных надписей, планов зданий и городских ансамблей.

В течение всей своей жизни работал над серией гравюр «Виды Рима» (Vedute di Roma). Это очень большие листы (в среднем около 40 см в высоту и 60-70 см в ширину), которые сохранили для нас облик Рима в XVIII веке. Восхищение древней цивилизацией Рима и понимание неизбежности её гибели, когда на месте величественных зданий современные люди заняты своими скромными повседневными делами, - вот основной мотив этих гравюр.

В классическом мире его [Пиранези] не столько привлекало величие созидания, сколько величие разрушения. Его воображение было поражено не так делами рук человеческих, как прикосновением к ним руки времени. В зрелище Рима он видел только трагическую сторону вещей, и поэтому его Рим вышел даже более грандиозным, чем он был когда-либо в действительности.

Интерес к античному миру проявился в занятиях археологией. За год до смерти Пиранези исследовал древнегреческие храмы в Пестуме , тогда почти неизвестные, и создал прекрасную серию больших гравюр, посвящённых этому ансамблю.

В сфере практической архитектуры деятельность Пиранези была весьма скромной, хотя сам он никогда не забывал на титульных листах своих гравюрных сюит прибавить вслед за своим именем слова «венецианский архитектор». Но в XVIII веке эпоха монументального строительства в Риме уже закончилась.

После смерти художника его семья переехала в Париж, где в их гравюрной лавке продавались среди прочего и работы Джованни Баттиста Пиранези. В Париж были перевезены и гравированные медные доски. Впоследствии, сменив нескольких владельцев, они были приобретены Папой Римским и в настоящее время находятся в Риме, в государственной Калькографии.

Галерея

Основные работы

  • Opere di Giovanni Battista Piranesi, Francesco Piranesi e d’altri (недоступная ссылка) (1835-1839)

Примечания

Литература

  • С. А. Торопов. Пиранези. - М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1939.
  • Росси Ф. О влиянии Пиранези на работы Камерона в интерьерах Царского Села // Итальянский сборник. - СПб., № 5. - С. 107-120.
  • Norbert Miller. Archäologie des Traums: Versuch über Giovanni Battista Piranesi. - München; Wien: Hanser, 1978.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 4 октября
  • Родившиеся в 1720 году
  • Родившиеся в Мольяно-Венето
  • Умершие 9 ноября
  • Умершие в 1778 году
  • Умершие в Риме
  • Художники по алфавиту
  • Архитекторы Италии
  • Художники Италии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пиранези, Джованни Баттиста" в других словарях:

    - (Piranesi) (1720 1778), итальянский гравёр и архитектор. Испытал влияние античного зодчества, а также театрального искусства барокко. Работал в манере, сочетающей офорт с резцовой гравюрой, создавал архитектурные фантазии, поражающие… … Художественная энциклопедия

    - (Piranesi) (1720 1778), итальянский гравёр. Графические «архитектурные фантазии» Пиранези поражают грандиозностью пространственных построений, драматическими светотеневыми контрастами (цикл «Виды Рима», издан в 1748 1788). * * * ПИРАНЕЗИ Джованни … Энциклопедический словарь

    Пиранези (Piranesi) Джованни Баттиста (4.10.1720, Мольяно, Венето, ‒ 9.11.1778, Рим), итальянский гравёр и архитектор. Испытал влияние античного зодчества, а также барочного театрально декоративного искусства (Галли Биббиена и др.). Работая в… … Большая советская энциклопедия

    - (Piranesi, Giovanni Battista) (1720 1778), итальянский гравер и архитектор. Родился 4 октября 1720 в Мольяно близ Местре. Учился в Венеции у своего отца, который был каменщиком, у дяди инженера и архитектора, и у некоторых других мастеров. С 1740 … Энциклопедия Кольера

    - (итал. Giovanni Battista Piranesi, или Giambattista Piranesi; 1720 1778) итальянский археолог, архитектор и художник график, мастер архитектурных пейзажей. Оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и позже на … Википедия

    Джованни Баттиста Пиранези (итал. Giovanni Battista Piranesi, или Giambattista Piranesi; 1720 1778) итальянский археолог, архитектор и художник график, мастер архитектурных пейзажей. Оказал сильное влияние на последующие поколения художников… … Википедия

    Джованни Баттиста Пиранези (итал. Giovanni Battista Piranesi, или Giambattista Piranesi; 1720 1778) итальянский археолог, архитектор и художник график, мастер архитектурных пейзажей. Оказал сильное влияние на последующие поколения художников… … Википедия

    Джованни Баттиста Пиранези (итал. Giovanni Battista Piranesi, или Giambattista Piranesi; 1720 1778) итальянский археолог, архитектор и художник график, мастер архитектурных пейзажей. Оказал сильное влияние на последующие поколения художников… … Википедия

    - (1720 78) итальянский гравер. Графические архитектурные фантазии Пиранези поражают грандиозностью пространственных построений, драматическими светотеневыми контрастами (цикл Виды Рима, издан в 1748 88) … Большой Энциклопедический словарь

Джованни Баттиста Пиранези (4 октября 1720, Мольяно-Венето (близ города Тревизо) - 9 ноября 1778, Рим) - итальянский археолог, архитектор и художник-график, мастер архитектурных пейзажей.

Биография Джованни Баттиста Пиранези

Родился в семье каменотёса. Обучился основам латыни и классической литературы у своего старшего брата Анджело.

Основы архитектуры постигал, работая в магистрате Венеции под руководством своего дяди. Как художник, испытал значительное влияние искусства ведутистов, весьма популярного в середине XVIII века в Венеции.

В 1740 поехал в Рим в качестве рисовальщика-графика в составе посольской делегации Марко Фоскарини. В Риме увлеченно исследовал древнюю архитектуру. Попутно обучился в мастерской Джузеппе Вази искусству гравюры на металле.

В 1743-1747 жил по большей части в Венеции, где в числе прочего работал вместе с Джованни Баттиста Тьеполо.

Творчество Джованни Баттиста Пиранези

В ней можно увидеть основные признаки его стиля - желание и уменье изображать монументальные и трудно постигаемые глазом архитектурные композиции и пространства. Некоторые листы этой небольшой серии сходны с гравюрами самой знаменитой серии Пиранези «Фантастические изображения тюрем».

В последующие 25 лет, до своей смерти, жил в Риме; создал огромное количество гравюр-офортов, изображающих в основном архитектурные и археологические находки, связанные с древним Римом, и виды знаменитых мест того Рима, который окружал художника.

Производительность Пиранези, как и его мастерство, непостижимы. Он задумывает и выполняет многотомное издание офортов под общим названием «Римские древности», содержащее изображения архитектурных памятников древнего Рима, капителей колонн древних зданий, скульптурных фрагментов, саркофагов, каменных ваз, канделябров, плит для мощения дорог, надгробных надписей, планов зданий и городских ансамблей.

Последние десятилетия известность и слава Пиранези растёт с каждым годом. Издаются всё новые книги о нём и лучшие музеи мира устраивают выставки его работ.

Пиранези, вероятно, самый знаменитый художник, который приобрёл такую известность лишь графикой, в отличие от других великих гравёров, которые были, кроме того, великими живописцами (Дюрер, Рембрандт, Гойя).

В 1763 г. папа Климент XIII поручил Пиранези постройку хоров в церкви Сан-Джованни в Латерано. Главной работой Пиранези в области реальной, «каменной» архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764-1765).

Художник оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и - позже - на сюрреалистов.

Сделал большое количество рисунков и чертежей, но возвел мало зданий, поэтому с его именем связывают понятие «бумажная архитектура».

В 1740 Венецианская республика решила отправить посольство к папе, и Пиранези был зачислен в свиту посла в качестве рисовальщика.

В Риме он вошел в круг художников и архитекторов - пансионеров Французской академии, научился у них, по словам Леграна, одного из биографов Пиранези, «широкому легкому рисунку и головокружительному искусству схватывать глазом и передавать с чувством то биение жизни, без которого все вокруг нас холодно и бесплодно».

В течение трех лет, проведенных в Риме, Пиранези работал как театральный декоратор и одновременно изучал архитектуру древности, Ренессанса и барокко, штудируя теоретические труды и делая бесчисленные зарисовки памятников. К концу этого периода относятся его первые опыты в гравюре.

Это был век так называемого «бумажного зодчества»: иллюзорных пейзажей, воздушных замков, фантастических перспективных композиций.


Безграничные пространства с нереальной архитектурой, поражающей воображение монументальностью и невероятными ракурсами, увлекли молодого Пиранези.

С этого времени в его работах появляются особые приемы гипертрофии форм и светотени, которые станут отличительной особенностью его зрелого стиля.

Джованни Баттиста Пиранези (итал. Giovanni Battista Piranesi, или итал. Giambattista Piranesi; 4 октября 1720, Мольяно-Венето (близ города Тревизо) - 9 ноября 1778, Рим) - итальянский археолог, архитектор и художник-график, мастер архитектурных пейзажей. Оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и - позже - на сюрреалистов. Сделал большое количество рисунков и чертежей, но возвёл мало зданий, поэтому с его именем связывают понятие «бумажная архитектура».

Родился в семье каменотёса. Обучился основам латыни и классической литературы у своего старшего брата Анджело. Основы архитектуры постигал, работая в магистрате Венеции под руководством своего дяди. Как художник, испытал значительное влияние искусства ведутистов , весьма популярного в середине XVIII века в Венеции.

В 1740 году поехал в Рим в качестве рисовальщика-графика в составе посольской делегации Марко Фоскарини. В Риме увлеченно исследовал древнюю архитектуру. Попутно обучился в мастерской Джузеппе Вази искусству гравюры на металле. В 1743-1747 годах жил по большей части в Венеции, где в числе прочего работал вместе с Джованни Баттиста Тьеполо .

В 1743 году опубликовал в Риме свою первую серию гравюр под названием «Первая часть архитектурных набросков и перспектив, придуманных и награвированных Джованни Баттиста Пиранези, венецианским архитектором». В ней можно увидеть основные признаки его стиля - желание и уменье изображать монументальные и трудно постигаемые глазом архитектурные композиции и пространства. Некоторые листы этой небольшой серии сходны с гравюрами самой знаменитой серии Пиранези «Фантастические изображения темниц».

В последующие 25 лет, до своей смерти, жил в Риме; создал огромное количество гравюр-офортов, изображающих в основном архитектурные и археологические находки, связанные с древним Римом, и виды знаменитых мест того Рима, который окружал художника. Производительность Пиранези, как и его мастерство, непостижимы. Он задумывает и выполняет многотомное издание офортов под общим названием «Римские древности», содержащее изображения архитектурных памятников древнего Рима, капителей колонн древних зданий, скульптурных фрагментов, саркофагов, каменных ваз, канделябров, плит для мощения дорог, надгробных надписей, планов зданий и городских ансамблей.

В течение всей своей жизни работал над серией гравюр «Виды Рима» (Vedute di Roma). Это очень большие листы (в среднем около 40 см в высоту и 60-70 см в ширину), которые сохранили для нас облик Рима в XVIII веке. Восхищение древней цивилизацией Рима и понимание неизбежности её гибели, когда на месте величественных зданий современные люди заняты своими скромными повседневными делами, - вот основной мотив этих гравюр.

Особое место в творчестве Пиранези занимает серия гравюр «Фантастические изображения тюрем», более известная как просто «Темницы». Эти архитектурные фантазии были впервые изданы в 1749 году. Через десять лет Пиранези вернулся к этой работе и создал на тех же медных досках практически новые произведения. «Темницы» - это мрачные и пугающие своими размерами и отсутствием постижимой логики архитектурные построения, где пространства загадочны, как непонятно предназначение этих лестниц, мостиков, переходов, блоков и цепей. Мощь каменных конструкций подавляет. Создавая второй вариант «Темницы», художник драматизировал первоначальные композиции: углубил тени, добавил множество деталей и человеческих фигур - то ли тюремщиков, то ли узников, привязанных к пыточным приспособлениям.

Последние десятилетия известность и слава Пиранези растёт с каждым годом. Издаются всё новые книги о нём и лучшие музеи мира устраивают выставки его работ. Пиранези, вероятно, самый знаменитый художник, который приобрёл такую известность лишь графикой, в отличие от других великих гравёров, которые были, кроме того, великими живописцами (