По благословению архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка к 400-летию Ерофея Павловича Хабарова была написана икона Божией Матери «Блаженное Чрево — Хабаровская». Икона с наименованием «Хабаровская» известна... с 1664 года. Хранящаяся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике Хабаровская икона второй половины XVII века послужила современному иконописцу оригиналом, с которого был сделан список.

В 1664 году рязанский иконописец Иван Авксентиев написал икону Богоматери Млекопитательницы, которая была подписана им как «Хабаровская». На этой иконе Богоматерь изображена поколенно, в легком повороте вправо. Ее голова склонена вправо к Младенцу, которого Она кормит грудью. Левой рукой Богоматерь поддерживает Младенца, правая касается его ножек. Младенец Христос изображен полулежащим на коленях Матери. Волосы Марии не скрыты чепцом (как это обычно изображено на иконах Богородицы), а спускаются вдоль лика и шеи темно-русыми прядями. Одежды насыщенных розовых и зеленых оттенков с золотым орнаментом в виде звезд и цветов. По каймам и зарукавьям одежды Богоматери украшены золотыми надписями из 44-го Псалма, пророчествующего о славе Богородицы. Личнóе написано по зеленоватому санкирю высветлениями, создающими объем.

Эта икона явилась списком с очень почитаемой на Руси иконы Богоматери «Блаженное Чрево» Барловской. До 1924 года она находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля, в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Барловская икона была явлена 26 декабря 1392 года. Наименованием иконы «Блаженное Чрево» послужили строки из Евангелия от Луки «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11, 27). Согласно рукописному сборнику XVIII века образ был принесен в Москву из итальянского города Бари, где он находился при гробе святителя Николая, архиепископа Мирликийского, отсюда и второе название иконы — «Барловская». Об особом почитании Барловского образа Богоматери свидетельствует то, что в Благовещенском соборе его поместили напротив царского места, а во второй половине XVII века икону поновлял глава иконописцев Оружейной палаты Симон Ушаков. Богоматерь на московской иконе была изображена поколенно, а Младенец Христос — возлежащим и вкушающим млеко из Ее сосца.

Итак, во второй половине XVII века с древней Барловской иконы XIV века Иван Авксентиев делает список, на нижнем поле которого помещает надпись: «...году генваря списан сий образ с чудотворнаго образа греческого письма зовется Хабаровская а стоит против царского места на налое Благовещения Пречистыя Богородицы у государя на сенях а списал архиепископа Рязанского Илариона иконописец Иоанъ Авксентиевъ». Этот текст повторен в резной надписи на серебряной пластине, укрепленной на обороте иконы, причем утраченный в начале надписи лицевой стороны год написания иконы сохранился на обороте: «1664 году генваря списан сий образ с чудотворнаго образа греческого письма зовется Хабаровская а стоит против царского места на налое в церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы у государя на сенях а списал архиепископа Рязанского Илариона иконописец Иоанъ Авксентиевъ». Как отмечает искусствовед М. А. Быкова (Иконы Владимира и Суздаля. М.: Северный паломник, 2006. С. 387-388), древняя чудотворная Барловская икона XIV века не сохранилась и известна по нескольким спискам. Самый ранний из них — икона XVI века в золотом окладе рубежа XIV-XV веков из Новодевичьего монастыря — наиболее близок суздальской иконе.

Вероятно, Иван Авксентиев получил заказ на выполнение списка с чудотворной иконы Барловской из Благовещенского собора Московского Кремля от рязанского архиепископа Илариона, который был посвящен в архиепископа Рязанского и Муромского в 1657 году и в 1669 году получил сан митрополита. Где размещалась Хабаровская икона 1664 года после написания нам неизвестно. Можно предположить, что икона была подарена в Спасо-Евфимиев монастырь самим митрополитом Иларионом или кем-то из окружения митрополита после его смерти в 1673 году.

Наименование иконы «Хабаровская», надо полагать, появилось неслучайно: в то время у всех на слуху было имя Ерофея Хабарова. И неудивительно, что икона, которая стала списком с иконы Барловской, получила название Хабаровской (созвучие «помогло»). Так, по Промыслу Божию, за две сотни лет до основания Хабаровска появилась Хабаровская икона. После начавшихся печальных событий разрушения России и ее культуры в 20-е годы ХХ столетия икона разделила участь многих шедевров русской иконописи — она превратилась в музейный экспонат, поскольку Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале стал частью комплекса Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Монастырь все еще принадлежит государству, и икона хранится там в музейных фондах по сей день.

В год 400-летия со дня рождения Ерофея Павловича Хабарова по благословению архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка было решено сделать список с музейной иконы, репродукция которой размещена в каталоге «Иконы Владимира и Суздаля», опубликованном московским издательством «Северный паломник» в 2006 году. Местом создания новой иконы стала иконописная мастерская Хабаровской духовной семинарии, а благословение на написание иконы получила известный хабаровский иконописец инокиня Ирина (Мороз). Архиепископ Марк благословил наполнить новую икону новым содержанием: на полях иконы изобразить святых, которые, так или иначе, относятся к нашей благословенной хабаровской земле. В день первого выпуска семинарии, 24 июня 2010 года, икона была торжественно внесена в Спасо-Преображенский кафедральный собор и освящена архиепископом с собором духовенства. Икона Божией Матери стала даром хабаровской земле от семинарии. Создание иконы было бы невозможным, если бы не помощь прихожан хабаровских храмов, которые с радостью откликнулись на призыв семинарии о сборе средств, необходимых для написания иконы. Таким образом, наша земля обрела новую святыню, а ее созидателями явились и правящий архиерей, и духовенство, и региональная семинария, и прихожане — то есть вся Хабаровская епархия.

Хабаровская икона Божией Матери принадлежит к сравнительно редкому для русской иконописи изводу. Изображения Девы Марии, кормящей грудью Младенца Христа, известны уже в раннехристианском искусстве. Особой популярностью этот сюжет пользовался в пост-
византийской итало-греческой живописи. На Руси подобные изображения распространяются лишь с XVII века. Для них характерны поколенный срез фигуры Богоматери, ее распущенные волосы под мафорием и изображение полулежащего Младенца. Все эти черты сохраняет Хабаровская икона, средник которой полностью ориентируется на икону XVII века.

Икону венчает «Спас Нерукотворный» — образ, который всегда сопровождал русских людей в походах. На полях иконы размещены 12 клейм с изображением святых. В верхнем ряду два апостола — святой апостол Фома (по преданию проповедовал в Индии и дошел до пределов стран Азиатско-Тихоокеанского региона) и святой апостол Марк (небесный покровитель правящего архиерея епархии, при котором создавалась икона). Рядом с апостолами святые епископы — святой священномученик Ерофей, епископ Афинский (небесный покровитель Ерофея Павловича Хабарова) и святитель Николай, архиепископ Мирликийский (небесный покровитель графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, покровитель путешествующих). Далее изображены святитель Иннокентий Иркутский (миссионер Восточной Сибири) и святитель Иннокентий Московский (апостол Дальнего Востока и Северной Америки). Под ними — священномученик Петр, митрополит Крутицкий и Коломенский (в бытность его Местоблюстителем Патриаршего Престола в 1925 году была открыта Хабаровская епархия) и священномученик Евгений, митрополит Горьковский (1913-1914 — викарий Иркутской епархии, 1914-1923 — епископ Приамурский и Благовещенский).

В нижнем ряду изображена святая равноапостольная Мария Магдалина, так как первой церковной постройкой на месте нынешнего Хабаровска была часовня в ее честь на амурском утесе. Также изображена другая женщина — святая преподобномученица Великая Княгиня Елизавета, в честь которой в наше время освящен один из хабаровских храмов. Кроме того, в нижнем ряду расположены лики святого равноапостольного Николая Японского и святителя Иоанна Сан-Францисского и Шанхайского, которые имеют самое непосредственное отношение к Дальнему Востоку.

Весьма интересны иконографические особенности некоторых святых с Хабаровской иконы. Издревле известны иконы святых, где они изображаются держащими на руках храм или монастырь, небесным покровителем которого они являются. Эта иконописная традиция принята во внимание при изображении святых, связанных с Хабаровском. Так, святитель Иннокентий Иркутский на нашей иконе держит в руке Свято-Иннокентьевский храм — первый каменный храм в Хабаровске, святитель Иннокентий Московский — духовную семинарию, святая Елизавета — Елизаветинский храм, а святая Мария Магдалина изображена с часовней, построенной в ее честь на амурском утесе основателями Хабаровки. Часовня не сохранилась, но сохранились фотографии, где она запечатлена, по которым и было сделано данное изображение. На оборотной стороне иконной доски написаны имена всех людей, которые внесли свою лепту на создание иконы.

Хабаровская икона Божией Матери сразу после освящения приняла участие в миссионерском сплаве по Амуру в 2010 году на теплоходе «Василий Поярков». Специально для служения молебнов был написан тропарь иконе — особое песнопение, исполняемое во время службы перед иконой:

«Днесь светло красуется преименитый град Хабаровск/ и вся Приамурская страна,/ созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския,/ на преславное торжество Божия Матере,/ пришествия ради святаго Ея образа,/ днесь бо явися нам пресветлое великое солнце./ Приидите, вси богоизбраннии людие,/ ко источнику цельбоносному,/ источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица/ и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих./ О, Всемилостивая Госпоже Дево Богородице,/ спаси страну нашу и вся люди Твоя, да зовем Ти: // радуйся, Дево, христиан похвало.»

Во время остановок участники сплава несли икону крестным ходом по приамурским селениям, перед ней служились молебны и возносились горячие молитвы к Богоматери. Прославилась икона и чудесами. Каждый участник сплава отмечал необыкновенное внутреннее чувство живого присутствия Божией Матери.

Ныне Хабаровская икона пребывает в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Хабаровчане полюбили свою новую святыню, к иконе приходят все, кто нуждается в помощи. Некогда и Владимирская, и Казанская и другие хорошо известные нам иконы Девы Марии были вновь написанными. Но со временем они прославились многими чудесами, ибо Богоматерь не оставляет неуслышанным каждого, кто приступает с верой и любовью к Ее образу. А теперь перед новой Хабаровской иконой всегда горят свечи — символ нашей горячей молитвы, символ нашей неугасающей надежды.

Игумен Ефрем (ПРОСЯНОК)

Православная церковь и верующие скорбят обо всех погибших и умерших. Смерть нерожденного младенца – это всегда трагедия, но что если это настоящее убийство, совершенное его матерью? И как потом этой женщине жить на свете, как потом замаливать свой грех перед Господом?

Икона скорбящая о младенцах во чреве убиенных заставляет заново осознать всю трагичность того, что душе, вложенной Богом в каждое человеческое существо, уже живущее или еще находящееся во чреве матери, не дали появиться на свет, и тем самым не дали исполниться воле Божьей.

Как появилась икона скорбящая о младенцах во чреве убиенных

У большинства почитаемых икон долгая история, порой измеряемая столетиями. В отличие от них икона убиенных младенцев в утробе матери написана совсем недавно, но у нее своя удивительная история.

Известный одесский духовник и старец, схиархимандрит Иона, убежденный противник абортов, призывал к проведению крестного хода против убийства детей в материнской утробе, но для проведения такого крестного хода не было иконы. И вот однажды прихожанка Макариевского храма в Киеве по имени Татьяна увидела на морском берегу на плоском камне рисунок, подсказавший ей образ иконы. Идея эта буквально пронзила ее сердце, она зарисовала ее на листке бумаги и затем обратилась к настоятелю своего храма протоиерею Владиславу, который дал иконописцу благословение на написание иконы. Позже митрополит Киевский и всея Украины Владимир дал благословение на написание большой иконы, и с ней был совершен крестный ход.

Теперь икона плач Иисуса Христа об убиенных младенцах находится в Макариевском храме в Киеве, прихожанкой которого и была Татьяна. Женщины, совершившие грех детоубийства во чреве, замаливают перед ней свой грех.

Икона производит потрясающее впечатление. На ней изображены Богородица, мальчик Иисус и ангел с младенцем на руках. Скорбен лик Богоматери, скорбь написана на лицах Спасителя и ангела, который протягивает ему младенца в пеленах, из которого струится кровь. Икона как бы заключена в рамку, но под нижним ее краем целое море крови, куда стекает и кровь младенца. И становится понятно, что это море крови – кровь не только изображенного, но и всех младенцев, не увидевших Света Божьего по вине собственной матери.

Почему появилась икона скорбящая о младенцах во чреве убиенных

Отношение православной церкви к абортам хорошо известно – оно резко отрицательное и продиктовано Господними заповедями. В Библии во многих местах говорится, что каждый человек, даже в ту пору, когда он находится в утробе матери, это Божественное творение, а развитие плода – это творческий акт Бога.

Таким образом, прерывание беременности (аборт) прямо противоречит Божьему замыслу и является грехом. Здесь на одной чаше весов – святость и бесценность человеческой жизни, начиная с момента ее зарождения, а на другой – «свобода выбора» женщины, рожать это младенца или нет.

Правда, говорить о «свободе выбора» женщины не совсем верно. Нередко бывает, что молодую девушку, забеременевшую вне брака, родители или сожитель просто выбрасывают на улицу, и она оказывается без жилья, без денег в ситуации, когда аборт кажется ей единственным выходом.

И надо признать, что православная церковь в последнее время активизировала свою деятельность в деле спасения таких женщин и еще нерожденных младенцев: церковь открывает приюты для женщин, оказавшихся в безвыходной жизненной ситуации, чтобы спасти душу и ребенка, и самой женщины, не дав ей запятнать свою душу грехом убийства.

Православная церковь не отвергает женщин, совершивших аборт, но призывает их к покаянию за безвинно загубленную душу.

Молитва иконе

Данная икона носит и другое название — икона утешительница абортированных младенцев. Кому она служит утешительницей? Только ли убиенным младенцам или их матерям тоже, которые порой не по своей воле, а в силу жизненных обстоятельств вынуждены были пойти на этот ужасный шаг? Пусть же теперь они замаливают свой грех перед этой иконой такой молитвой:

О, Владыко, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Премногия благости Твоея, нас ради человек и нашего ради спасения в плоть оболкийся, и распныйся, и погребыйся, и Твоею Кровию обновивый растлевшее естество наше, приими мое покаяние во грехах и услыши глаголы моя: согрешила, Господи, на Небо и пред Тобою, словом, делом, душею и телом, и мыслию ума моего. Заповеди Твоя преступила, не послушала повеления Твоего, прогневала благость Твою, Боже мой, но яко творение Твое есть, не отчаяваюся во спасении, но к безмерному Твоему Благоутробию дерзая прихожду и молюся Тебе: Господи! в покаянии даждь ми сокрушенное сердце и приими мя, молящуюся и даждь ми мысль благую, даждь ми слезы умиления, Господи, даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. Помилуй мя, Боже, помилуй мя падшую, и помяни мя, грешную рабу Твою во Царствии Твоем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Беременность - это самое важное событие и в то же время нелегкое испытание для любой женщины. Роды для нее становятся кульминационным моментом всех мучений, на которые она была обречена из-за первородного греха праматери нашей Евы. Поэтому несколько самонадеянно, неблагоразумно и легкомысленно подходить к этому процессу без Господнего благословения, молитв и заступничества Пречистой святой Матери и всех

Чудотворные иконы, молитвы беременных, покровители

Уже на протяжении многих веков православными христианами почитается Богородица, которая стала воплощением благоговейного уважения к любой женщине как будущей матери. Сам процесс деторождения проходил в высшей мере свято, его приравнивали к богослужению. Традиции, сопровождавшие беременность и роды, а затем и воспитание, передавались от дочки к матери. Беременная обязана была вести благочестивую и добропорядочную жизнь. Внутри нее в это время Бог творил новую человеческую душу и тело. Поэтому необходимо было заботиться в первую очередь о своем духовном состоянии, не допускающем пороков и грехов.

Икона беременной Богородицы - один из главных образов, перед которыми молятся в эти ответственные месяцы. Мама и ее малыш в самый решающий момент будут действовать, так сказать, дружно и сообща.

Молитва обязательно даст женщине успокоение, кротость, доброту, любовь и правдивость. Ведь теперь она отвечает не только за себя, но и за внутри нее постоянно развивающийся плод. Мысли и поступки ее должны быть чисты. Необходимо воздерживаться от гнева, раздражения, гордости, пустословия, зависти, страха и уныния.

Многие будущие мамочки задаются вопросом: икона для беременных существует ли, кому и как лучше всего молиться, дабы весь период вынашивания ребенка до рождения прошел благополучно? Чтобы ответить точно на эти вопросы, обратимся за помощью к книге, которая называется «Полный православный молитвослов на всякую потребу», которую желательно всегда иметь дома у себя под рукой.

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Скоропослушница»

Итак, открываем главу, которая так и называется «Молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей». И видим, перед какими иконами, какие молитвы читаются.

Почти сразу идут молитвы Пресвятой Богородице перед ее иконой, называемой «Скоропослушница». Древнейшая икона, первообраз которой сейчас хранится на Афоне, на Святой горе, в мужском монастыре Дохиаре. История ее уходит на тысячу лет назад (X век). По преданию, с благословения основателя монастыря преподобный Неофит написал эту икону. Предполагается, что она стала списком с чудотворного образа Богоматери, чтимого в городе Александрии.

А вот эти молитвы помогут уменьшить страдания беременной женщины (их читают также при нехватке у роженицы молока):

  • Тропарь, глас 4-й: «К Богородице притецем сущии в бедах…».
  • Кондак, глас 8-й: «В мори житейстем обуреваемии…».
  • Молитва: «Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице…».

Икона Пресвятой Богородице, именуемая «Целительница»

Следом в молитвослове идет образ Богоматери, известный как «Целительница». Это тоже икона для беременной женщины, перед которой нужно молиться.

История ее создания связана с чудотворением, которое произошло в конце XVIII столетия в Москве. Один из служителей церкви - Викентий Бульвенинский - при входе и выходе из церкви вставал на колени перед образом Божьей Матери. Однажды он сильно заболел. У него почернел язык, сильные боли стали доводить его до беспамятства. Он начал молиться Богородице, чтобы она помогла исцелиться. Вдруг к нему явился ангел, за ним и Сама Богородица спустилась с Небес и исцелила его. Совершенно здоровый Викентий сразу же отправился на службу, вся церковная братия изумилась этому чуду. И это стало поводом для написания прекрасной иконы.

Сейчас икону Богородицы «Целительница» можно увидеть во многих больничных храмах и часовнях. Молитвы, которые читаются перед нею, следующие:

  • Тропарь, глас 4-й: «Яко Пресветлая Звездо…».
  • Молитва: «Приими, о, Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево…».

названная «Феодоровская»

Следом идет икона, помогающая беременным, Богоматерь «Феодоровская». Известно, что эту икону написал евангелист Лука. А дальше неизвестно, как она попала в небольшой провинциальный город Городец, откуда пошли первые упоминания о ней. В 1239 году монголо-татары город превратили в пепел. Но этот святой образ каким-то таинственным образом исчез. Его обнаружил позже князь Василий Костромской - брат Александра Невского. Охотясь в лесу, он увидел икону на дереве, хотел было снять, но она повисла в воздухе.

В это же время жители Костромы видели какого-то воина, который шел и нес эту икону в руках. Поговаривали, что это был сам великомученик в честь которого был построен местный храм в Костроме.

Князь Василий рассказал духовной братии о случившемся с ним событии. Тогда они пошли на это место и принялись долго молиться на коленях. Только потом смогли снять эту икону. Со временем на этом месте была образована монастырская обитель.

На оборотной стороне образа находится святой лик мученицы Параскевы (Пятницы), которую на Руси почитали как покровительницу невест и материнства. Именно у нее девицы просят путёвого мужа, бесплодные - о женском здоровье и о зачатии.

Феодоровский образ Богородицы - древнейшая на Руси чудотворная икона для беременных, помощница в родах и воспитании детей. Ей молятся на образование благополучной семейной пары и рождение в ней здоровых малышей по следующим образцам:

  • Тропарь, глас 4-й: «Пришествием честныя Твоея иконы…».
  • Кондак 1-й: «Взбранней Воеводе, Пренепорочней Деве Богородице, Заступнице нашей…».
  • Молитва: «К кому воззову, Владычице…».

Есть еще одна великолепная молитва беременных женщин о благополучном разрешении. Начинается она со слов: «О, Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою…»

Икона Преподобной Мелании

В разделе молитв для беременных упоминается и имя святой Мелании (Римской, или Римляныне), которая родилась в конце IV века. Мелания должна была стать наследницей огромного состояния. В 14 лет ее насильно выдали за близкого родственника - Пиниана. После свадьбы она предложила своему супругу жить в воздержании, он согласился, но только перед этим попросил родить ему двух детей. Однако детям так и не суждено было жить на этом свете. Да и сама Мелания чуть не умерла после вторых преждевременных родов. Пиниан понял, что он - причина всех ее несчастий, и тогда взял на себя обет целомудрия. Когда он умер, то оставил жене огромное состояние. Мелания же, раздав бедным все свое имущество, начала строить монастыри и храмы по всей округе.

В Иерусалиме, рядом с Гробом Господним, есть пещера, где в свое время подвизалась св. Меланья. Там же хранились ее мощи. Но потом их вывезли крестоносцы, и теперь они находятся в Риме.

Молитвы ко святой Меланье:

  • Тропарь: «В тебе, Мати, известно спасеся…».
  • Кондак, глас 3-й: «Девства чистоты возлюбши…».

Это все, что касается молитвослова на тему о беременных. Однако православные женщины почитают и другие иконы.

Икона Богоматери «Взыграние Младенца»

В Византии этот образ Богородицы почитался как древняя чудотворная святыня. Икона «Взыграние Младенца» является одной из самых любимых в русском народе. Икона была приобретена в ноябре 1795 года Подмосковным Николо-Угрешским монастырем, созданным Димитрием Донским в связи с победой на Перед этим образом много людей получали исцеление и помощь. Женщины в основном молились об излечении от бесплодия, о благополучном протекании беременности или просили здоровья больному младенцу.

Во время разорения обители после революции в 1918 году она пропала. В 2003 году эту икону вернула одна благочестивая семья, купившая ее у коллекционера. Теперь она хранится в монастыре, в Спасо-Преображенском соборе, и является наиболее почитаемой. Существует несколько разновидностей образа иконы Божьей Матери «Взыграние», которые распространены на Афоне. Перед ней беременные перед родами читают молитву «Пресвятая Дево, Мати…».

Икона беременной Богородицы

Эта икона относится к разряду самых редких, но не единственных. Такой тип иконописи характерен в основном для Афона и Грузии. Именно на афонской или грузинской иконе младенца Иисуса мы не видим. Иконописца, к сожалению, никто не знает. Икона, где Богородица беременная, находится в Греции, в небольшой церквушке Рафаила в Рахесе, в месте с целебными источниками.

В православной иконописи встречается достаточно редко. Но суть не в этом. Дело в том, что икона беременной Божьей Матери изображается с младенцем Иисусом. Главной особенностью этого иконографического образа является и то, что в ней все внимание акцентировано на материнское начало и ожидание прихода Мессии.

Икона беременной Божьей Матери была обнаружена в одном из монастырей в Западной Грузии. Когда проходил ремонт, подняли пол и там нашли целое хранилище редких великолепных икон. Среди них была и икона Марии с Христом во чреве.

Этот нежный образ Святой Марии помогает всем будущим матерям с потомством во чреве благополучно проходить весь период и дождаться своевременных родов. А тем, кто не имеет детей, наконец-то обрести радость материнства.

Однако это еще не последний ответ на вопрос о том, какой иконе молятся беременные. Существует много таких образов, только мало кто о них знает.

Икона Божьей Матери, называемая «Помощница в родах»

Сегодня в некоторых благочестивых семействах можно увидеть удивительный образ Богоматери, называемый «Помощница в родах» (это тоже икона для беременных). На ней Святая Мария изображена в рост, руки ее застыли в молитвенном жесте над лоном Предвечного Младенца Христа.

В минуты жесточайших страданий рождения младенца смерть становится очень близкой, и поэтому женщина с горячей молитвой прибегает к Спасителю и Его Пречистой Матери такими словами:

  • Тропарь, глас 4-й: «К Богородице прилежно…».
  • Кондак, глас 6-й: «Предстательство христиан…».
  • И Величание: «Величаем, тя, Пресвятая Дево…».

Есть очень похожий на этот образ - икона Богородицы «Помогательница женам чада рождати». Только здесь у Святой Марии открытая голова и распущенные волосы.

Любая такая икона для беременных - их помощница и покровительница. Доброе и умиротворенное лицо Матери Божьей придаст и будущей маме спокойствие и радость, а молитва станет более чистой, уверенной и искренней.

В нашей статье на тему «Икона для беременных» стоит упомянуть и другие, не менее важные для момента беременности и родов иконы.

Икона праведных Иоакима и Анны

Будущие родители Пресвятой Марии - святые праотцы Иоаким и Анна, в конце жизни, состарившись, уже не имели никакой надежды на рождение своего собственного ребенка. И только после Божьего благословения у них родилась дочь Мария. Однако перед этим событием им пришлось перенести насмешки и презрение, так как в то время бесчадие было настоящим позором для семейной пары.

Они жили в Назарете Галилейском. О своем горе они не роптали, уповали на волю Господа и усердно молились. Однажды во время праздника праведный старец Иоаким принес в Иерусалим дары Богу, но священник не взял с бездетного мужа эту недостойную жертву Богу. Иоаким не выдержал. Считая себя не угодным для Господа человеком, он не стал возвращаться домой, а решил поселиться в пустынном уединении. Праведная Анна, узнав об унижении, которому подвергся ее муж, стала скорбно молиться, находясь в постоянном посте. Беспрестанно молился и праведный Иоаким. И Бог наконец услышал их и послал им ангела, который принес им благую весточку о том, что у них скоро родится Дочь, которая станет благословением всего человеческого рода. После того как они отвели свою Марию в храм, оба родителя прожили недолго. Когда они умерли, святому Иоакиму было 80 лет, а 70 лет.

Вот так появилась эта замечательная икона. Молиться беременным перед ней необходимо для того, чтобы Бог дал сил и благословил на счастливое деторождение.

  • Тропарь, глас 1-й: «Иже в законней…».
  • Кондак, глас 2-й: «Радуется ныне Анна…».
  • Молитва: «О, приснославнии Христовы…».

Икона пророка Захария и праведной Елисаветы

Как тут не вспомнить и благочестивую пару Захария и Елисаветы, которым Бог подарил Иоанна Предтечу? Ведь они тоже, как и родители Богородицы, долго молили Господа о том, чтобы Он даровал им ребенка. И вот во время очередного богослужения святой ангел принес весть Захарию, что его жена скоро родит сына и он будет велик перед Господом. Захария усомнился в этих словах, так как мало верил в то, что его престарелая жена может еще родить. За это он был наказан немотою до того момента, пока не родился Иоанн Предтеча.

Пред этой иконой читают такие молитвы:

  • Тропарь: «Священства одеждою…».
  • Кондак: «Пророк днесь…».
  • Молитва: «О, святи угодницы Божии, пророче…».

В период беременности надо знать определенные молитвы Господу и Богородице. И лучше читать их каждый день. Это следует делать, даже если беременность протекает благополучно, так как нет гарантии легкого и безболезненного рождения здорового, умного и симпатичного малыша, благословенного Господом.

Рождение ребенка - это ли не чудо?! Господь не каждому дарует такую радость. А ведь чудеса для тех и существуют, кто в них верит. Ведь очень важно знать о том, что, кто в душе веру в Господа Всемогущего имеет, у того и умножится, а у кого ее нет - у того отнимется и последнее. Молясь искренне и беззаветно, нужно верить в то, что Бог милостив и всемогущ и нет для Него ничего такого, чего бы Он не смог сотворить.

Икона св. блаженной Ксении

Не станем заново описывать благочестивый путь этой великой святой, однако одно событие, связанное с чудотворицей, покажется очень любопытным.

После кончины своего мужа Андрея Федоровича блаженная Ксения Петербургская все свое имущество отдала бедным. А свой дом отписала Антоновой Параскеве - женщине, снимавшей у нее комнату. Сама же Ксения стала юродивой во имя Христа. Вскоре люди начали замечать, что после встречи с ней дела их налаживались, а больные получали исцеление. Родители стали спешить к ней с больными детьми, так как с ее благословения они действительно выздоравливали.

Однажды св. Ксения спасла еще не родившегося ребенка. Как-то раз она вдруг пришла домой к той самой женщине, Антоновой Параскеве, и закричала: «Ты что сидишь, чулки штопаешь и совсем не знаешь, что тебе сына Господь послал! Скорее отправляйся на Смоленское кладбище». Женщина послушалась свою блаженную покровительницу, вся взволнованная и в недоумении выбежала она из дома и быстро направилась к кладбищу. Вдруг увидела она, что образовалась толпа людей. Как оказалось, извозчик случайно сбил беременную женщину, у которой потом родился мальчик, а сама бедная скончалась на месте. Найти ее родственников никому не удалось, поэтому Параскева забрала младенца жить к себе и усыновила, так как увидела в этом промысел Божий. Она воспитала его по-христиански, и вырос достойный и воспитанный человек, который заботился о своей неродной матери с большой душевной теплотой и любовью до самых последних ее дней на земле.

Теперь образу св. мамочки, которые хотят, чтобы их ребенок родился и вырос благоразумным и послушным. Как тот сын, которого послал Бог бездетной Параскеве. Вот эти молитвы:

  • Тропарь, глас 7-й: «Нищету Христову…».
  • Кондак, глас 3-й: «Днесь светло ликует…».
  • Молитва: «О, святая всеблаженная...».

Заключение

Где изображена Богородица, много. И на самом деле не важно, как называется икона. Беременных женщин этот факт может взволновать. Но они должны выбрать свою икону сердцем, чтобы полностью довериться ей, выбрать ту, которая будет по душе и перед которой они смогут спокойно и благоговейно молиться.

Беременность и роды считаются событием, показывающим божественное величие жизни. Перед родами необходимо взять благословение у священника и отслужить молебны и акафисты в честь святых икон.

Как яблоня украшена своими плодами, так и женщина - детьми. В эти мгновения она сама становится как святая икона. Беременных (фото показывают, что в этот период они превращаются в самых красивых, милых и нежных женщин) чуть позже ждет встреча с их младенцем. Это ли не чудо, это ли не радость? Путь такое счастье никогда не обходит ваш дом!

Божья матерь хорошая заступница во всех делах, особенно велика ее помощь для женщин и детей. В христианстве такое большое количество икон Божьей матери и они так отличаются друг от друга, что порою сложно представить, что на них изображена одна и та же Богоматерь. Среди них икона Пресвятой Богородицы «Скорбящая о младенцах во чреве убиенных» совершенно особенная.

История написания святого лика

Согласно христианской вере, появление ребенка у женщины происходит по божьей воле, в нем частичка вечности, частичка Бога - душа. К сожалению, бывают такие ситуации, когда женщина принимает решение избавиться от так называемой нежелательной беременности, по личным либо по медицинским показаниям. С одной стороны, православие выступает против убийств еще не рожденных детей, считая это грехом, но с другой стороны, самой женщине нужна и психологическая и духовная помощь, чтобы пережить эту непростую ситуацию.

Икона Божией Матери «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных»

Икона Богоматери, скорбящей о младенцах как раз помогает очиститься и возродиться женщине после такой непростой ситуации. Эта икона написана относительно недавно, увидеть ее можно, посетив Макариевский храм в Киеве. История ее написания такова, во время прогулки, одной из прихожанок на камне явилось изображение Богородицы, которое та незамедлительно зарисовала карандашом на листочке. С этим изображением пришла женщина в храм, прося у настоятеля благословение на написание иконы.

В это же время старец Иона хлопотал о проведении Крестного хода против абортов, но вот иконы, подходящей для этого действа не было. Вскоре, эти два обстоятельства сложились, и по благословению митрополита Киевского и всей Украины была написана икона, с которой позже был совершен Крестный ход.

Описание иконы

Икона Богородицы «Скорбящая о младенцах во чреве убиенных» уникальная, изображение на ней рассказывает о том, как ангел передает Иисусу Христу душу нерожденного младенца для возвращения ее Богу. Тело ребенка кровоточит, напоминая молящейся женщине о том, что она совершила, но одновременно и дающая ей же надежду на то, что душа ребенка вернулась домой.

Как защищает икона

Икона Богоматери дает защиту женщине в будущем от подобного греха, помогая ей пройти процесс покаяния и очищения через молитву святому образу. К тому же молятся у иконы и те женщины, которые не смогли выносить ребенка и им были диагностированы такие диагнозы, как замершая беременность или выкидыш.

Совет! Женщина, мечтающая стать матерью и желающая иметь хорошую семью может помолиться у этой иконы о том, чтобы Божья матерь дала ей духовных сил и здоровья для будущей беременности.

Как молиться перед иконой

Икона Божьей матери, скорбящей о младенцах во чреве убиенных, помогает женщинам очиститься от греха детоубийства и раскаяться в содеянном. Многие духовники уверяют, что молитва у этой иконы направлена не только на освобождение от греха матери, но и на заботу об убиенном младенце, которому так и не пришлось появиться на свет.

Икона Богородицы «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных»

Существует текст молитвы, которую можно выучить наизусть, а можно читать по молитвеннику - разницы особой в этом нет, главное, чтоб молитва шла из самого сердца:

«О, Владыка, Господь Иисус Христос, сын Божий! Велика благодать твоя, человека, ради нашего спасения родившегося, распятого и погребенного, твоею кровью окроплена грешная плоть наша. Прими мое покаяние в грехах и услышь слова мои: грешна, Господь, перед небом и перед тобою, словом, делом, душою, телом и мыслями. Заповедь Твою преступила, не слыша Твоего повеления, прогневала благость Твою, Господь, но и я - творение Твоё, молю о спасении Тебе: Господи, в покаянии дай мне сокрушенное сердце, прими меня, молящуюся и дай мне мысль благую, дай мне слезы умиления, Господи, по благодати Твоей положи начало благое. Помилуй меня, грешную рабу Твою в Царствии Твоем, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Совет! До начала молитвы желательно у иконы зажечь свечу, чтобы настроить сердце для обращения к Богу, а помолившись поцеловать святой образ на иконе.

В чем помогает икона

Много чудесных случаев связано с иконой Богоматери «Скорбящая о младенцах, убиенных во чреве». В храме, где находится икона, часто можно услышать истории о том, как некоторых женщин эта икона привела к православию и духовной жизни.

Рассказывают, что одной женщине часто стали сниться дети, в одном из сновидений она их спросила, где ваша мама, на что они ответили, что их мама она сама и что там, где они находятся сейчас им очень плохо, ведь у них даже нет имен. Прошло совсем немного времени, и женщина узнала как бы случайно о том, что в церкви организуют Крестный ход с иконой Богоматери, скорбящей о младенцах, а придя в церковь и уже после Крестного хода, поговорив с батюшкой, поняла, как нерожденные ее дети привели ее в храм.

Важно! Помогает икона также в прощении грехов умершим родным, это означает, что можно молиться не только о своих грехах, но и за грехи, касаемые деторождения, матери, бабушки и прабабушки, тем самым облегчая иную жизнь близких, на «том» свете.

Икона Пресвятой Богородицы Скорбящая о младенцах во чреве убиенных

Предание

С древнейших времен в минуты жестоких страданий, связанных с муками рождения детей, женщины прибегали с горячей молитвой к Пресвятой Богородице. Вера в всесильное заступничество Пречистой Девы, Которая Сама была Матерью, за страждущих рожениц побудила к созданию в русской иконографии ряда икон, связанных с образом чревоношения Богородицей Младенца Христа. Таковыми являются три образа Богоматери с характерными названиями - «Блаженное Чрево», «Помощница в родах» и «Слово плоть бысть».

Иконе «Блаженное Чрево» в сказании из рукописного сборника 1714-1716 гг. приписывается итальянское происхождение. В нем сообщается, что в 1392 году образ был принесен На Русь из «Бара града Римския области », где он стоял на гробнице с мощами святителя Николая Чудотворца . Доска же иконы, как повествуется в сказании, была сделана из «чудных разных многих древес ».

В Переписной книге Благовещенского собора Московского Кремля 1680 г., в более поздних описях собора и церковно-археологической литературе конца XIX - начала XX в. Икона «Блаженное Чрево» именуется «Барловской», или «Барбарская», что является искаженной формой названия «Барградская», то есть происходящая из города Бари.

В настоящее время святой образ находится в новом Благовещенском кафедральном соборе, куда он был возвращен в 1991 г. из Амурского областного краеведческого музея. По инициативе местного владыки была возобновлена традиция водных крестных ходов с иконой по Дальнему Востоку из Благовещенска до Николаевска-на-Амуре .

Иконография

Образ Божией Матери «Блаженное Чрево» написан «дословно» на строку из евангельского текста: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11, 27). В соответствии с этим, икона представляет собой вариант иконографии «Млекопитательница», с одной отличительной особенностью: Богоматерь изображена сидящей на подушке на земле. Младенец Христос представлен возлежащим на руках Богородицы, прильнув к Ее груди. Кисть правой руки Он придерживает грудь Матери.